Поэтика и функции исторических персонажей в драматургии Т. Стоппарда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Дворянкина Ирина Станиславовна

  • Дворянкина Ирина Станиславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 202
Дворянкина Ирина Станиславовна. Поэтика и функции исторических персонажей в драматургии Т. Стоппарда: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2022. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дворянкина Ирина Станиславовна

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ТОМА СТОППАРДА

1.1. Формирование концепции истории у Т. Стоппарда и ее отражение в проблематике творчества писателя

1.2. Феномен революции в эстетико-философской системе Т. Стоппарда

1.3. Философские традиции в мировоззрении и эстетике Т. Стоппарда

1.4. Исторический процесс и историческое время в концепции истории Т. Стоппарда

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА ДРАМАТУРГИИ ТОМА СТОППАРДА

2.1. Периодизация драматического творчества Т. Стоппарда. Особенности тематики и проблематики драматургии. Бинарная оппозиция как ключевая модель строения пьес

2.2. Жанровое своеобразие пьес Т. Стоппарда

2.3. Черты постмодернистской парадигмы в драматургии Т. Стоппарда

ГЛАВА 3. ПЬЕСЫ «ТРАВЕСТИ» И «ИЗОБРЕТЕНИЕ ЛЮБВИ». ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА ТОМА СТОППАРДА

3.1. Концепция искусства в драматургии Т. Стоппарда. Образ художника

3.2. Пьеса «Травести». Бинарная оппозиция политика/искусство

3.3. «Изобретение любви». Развитие системы персонажей пьесы в рамках бинарной оппозиции художники/не-художники

ГЛАВА 4. ТРИЛОГИЯ «БЕРЕГ УТОПИИ». ЭВОЛЮЦИЯ ПОЭТИКИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ ТОМА СТОППАРДА

4.1. «Берег утопии» как новый этап драматического творчества Т. Стоппарда

4.2. Эволюция бинарной оппозиции художники/не-художники в системе исторических персонажей трилогии «Берег утопии»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

182-202

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика и функции исторических персонажей в драматургии Т. Стоппарда»

Введение1

Английского драматурга сэра Тома Стоппарда (р. 1937 г.) можно с уверенностью причислить к наиболее известным авторам-драматургам XX-XXI вв. Театральные постановки пьес Стоппарда с большим успехом идут по всему миру, фильмы, снятые по сценариям драматурга, получили признание со стороны критиков и зрителей. Так, фильм «Влюбленный Шекспир» (1998) был отмечен высшей наградой киноакадемиков Оскар за лучший сценарий, а фильм «Анна Каренина» (2012) вызвал широкий общественный резонанс.

За последние двадцать лет в России заметен все возрастающий интерес к пьесам Тома Стоппарда, которые с успехом ставятся на различных театральных площадках в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Самаре и других городах2. Том Стоппард относится с большим интересом к российскому театральному обществу и высоко оценивает постановки пьес в России. Так, именно РАМТу, наравне с Театром Уиндема в Лондоне, драматург доверил премьеру последней на данный момент пьесы «Леопольдштадт» (20203). В свою очередь, художественный руководитель РАМТа А.В. Бородин с благодарностью отозвался об этом решении драматурга: «Мы счастливы, что продолжится многолетнее сотрудничество Российского молодежного театра и британского драматурга Тома Стоппарда, который прислал нам в театр свою новую пьесу "Леопольдштадт"»4.

1 Часть материалов, рассмотренных во введении, изложена в ранее опубликованных статьях автора диссертационной работы: Мережникова И.С. «Берег утопии» Т. Стоппарда: эволюция поэтики исторических персонажей. Знание. Понимание. Умение. - М., 2010, №1. - С.237-241; Мережникова И.С. Исторические персонажи в ранней драматургии Тома Стоппарда (на примере пьес «Травести» и «Изобретение любви»). Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - ВятГУ, 2009. - С. 151-154; Дворянкина И.С. Исторический процесс и историческое время в драматургии Тома Стоппарда. Наука и школа. - М., МИГУ, 2020, №1. - С.39-49.

2Перечень самых резонансных постановок по пьесам Тома Стоппарда: в Москве («Художник, спускающийся по лестнице» МХТ, «Берег утопии», «Рок-н-ролл», «Проблема» РАМТ, «Отражения, или Истинное» Театр им. А.С. Пушкина, «Аркадия» Театр на Малой Бронной, «Входит свободный человек» Театр у Никитских ворот, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» ТеатрDOC и Другой театр, «После Магритта» Театр Человек), Санкт-Петербурге («Аркадия» АБДТ им. Г. Товстоногова, «Художники» БДТ), Перми («Каждый парень заслуживает хорошего отношения» Театр-Театр), Самаре («Два мертвых европейца» Театр-студия «Krug_№>).

3 Здесь и далее указаны годы публикаций произведений Т. Стоппарда в Великобритании.

4Том Стоппард прислал в РАМТ новую пьесу «Леопольдштадт». URL: https://ria.ru/20190828/1557990436.html (дата обращения: 12.01.2022).

Драматург, сценарист, рыцарь-бакалавр, почетный член Британской академии, почетный доктор Оксфордского, Кембриджского и Йельского университетов, лауреат множества премий и наград, сэр Том Стоппард вот уже более полувека привлекает внимание критиков и исследователей по всему миру. В 2021 г. вышла наиболее полная и подробная биография английского драматурга авторства Г. Ли5, которая ранее освещала биографии Э. Уортон, П. Фицжеральд и В. Вульф. Эта масштабная работа была высоко оценена театральным критиком М. Биллингтоном, который рецензирует пьесы Тома Стоппарда с 1966 г. Автор биографии Г. Ли последовательно описывает жизненный путь драматурга, открывая ранее неизвестные факты из жизни Т. Стоппарда. К примеру, именно в этой биографии излагается, что Стоппард рассказал Ли о том, что его мать скрывала от отчима свое еврейское происхождение, и драматург только в 2020 г. обратился к этой сложной теме в пьесе «Леопольдштадт», которая во многом считается автобиографичной. В работе Г. Ли также содержится анализ избранных пьес драматурга. К личности и творчеству Тома Стоппарда в разные периоды также обращались И. Надель6, У.У. Дэмастс7, Н. Саммелс8, У. Бейкер9 и другие.

Художественное своеобразие пьес является одной из наиболее широко освещенных тем как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей драматического творчества Т. Стоппарда. В.В. Халипов10, В.Е. Беляева11, Дж. Флеминг12, П. Делани13, Э. Дженкинс14, М. Биллингтон15, Дж. Хантер16, Кр. Айнс17, М. Пейдж18, С.У.И. Бигзби19 и многие другие посвящают работы обзору

5 Lee H. Tom Stoppard: A Life. - L., 2021. - 900 p.

6 Nadel I.B. Double Act: A Life of Tom Stoppard. - Methuen, 2002. - 621 p.

7 Demastes W.W. The Cambridge Introduction to Tom Stoppard. - Cambridge, 2013. - 166 p.

8 Sammells N. Tom Stoppard: The Artist as Critic. - L., 1988. - 162 p.

9 Baker W. Tom Stoppard: a Bibliographical History. - L., 2010. - 446 p.

10 Халипов В.В. Миноритарный театр Т. Стоппарда: Монография. - Минск, 2001. - 123 с.

11 Беляева В. Е. Принципы поэтики драматургии Т. Стоппарда. Дис.. .к. филол. н. - М., 2007. - 205 с.

12Fleming J. Stoppard's Theatre. Finding Order amid Chaos. - Texas, 2001. - 344 p.

13Delaney P. Tom Stoppard: The Moral Vision of the Major Plays. - L., 1990. - 202 p.

14Jenkins A. The Theatre of Tom Stoppard. - Cambridge, 1988. - 189 p.

15Billington M. Stoppard, the Playwright. - Methuen, 1987. - 188 p.

16Hunter J. About Stoppard: the Playwright and the Work. - L., 2005. - 277 p.

17 Innes Chr. Modern English Drama. - Cambridge, 2002. - 604 p.

18 Page M. File on Stoppard. - L., NY, 1986. - 96 p.

19 Bigsby C.W.E. Tom Stoppard. - Michigan, 1976. - 32 p.

драматического творчества Тома Стоппарда и анализируют избранные пьесы драматурга.

Среди этих исследовательских работ можно выделить работу В.Е. Беляевой20, которая является первым диссертационным исследованием в отечественном литературоведении, где рассматривается поэтическое строение пьес Тома Стоппарда. Ранее белорусский исследователь В.В. Халипов в диссертационной работе21, а также в вышедшей затем монографии22, обращался к своеобразию театра Стоппарда и на примере ранних пьес драматурга подробно рассматривал поэтическое строение пьес Стоппарда. В.Е. Беляева в диссертационном исследовании, а позже и в монографии23, вслед за В.В. Халиповым продолжает анализ поэтической системы драматургии Стоппарда на материале ряда пьес, созданных в период с 1967 до 1995 гг. Таким образом, пьесы «Изобретение любви», «Берег утопии» и «Рок-н-ролл» не входят в материал диссертации.

В диссертационном исследовании В.Е. Беляева предлагает свою версию периодизации драматического творчества Тома Стоппарда: ранний (с 1967 по 1974 гг.) и поздний период творчества драматурга (с 1970-х гг. по настоящий момент). Критерием подобной классификации В.Е. Беляева называет «эволюционную тенденцию от эффекта «остранения»... через субъективизацию... к симбиозу двух пространственно-временных систем»24. Исследователь подразделяет пьесы первой и второй групп на пьесы с «прямой» и «косвенной» интертекстуальностью. Как поясняет В.Е. Беляева, в пьесах первой группы интертекстуальность выполняла формообразующую функцию, являясь ключевым элементом выстраивания действия, в то время как в пьесах второй группы Стоппард отдает предпочтение «"скрытым" элементам интертекстуальности»25, включая в тематический план пьес дополнительные смысловые нюансы.

20 Беляева В. Е. Принципы поэтики драматургии Т. Стоппарда: Дис.. .к. филол. н. - М., 2007. - 205 с.

21 Халипов В.В. Постмодернистские деконструкции «Гамлета» Шекспира в драматургии Т.Стоппарда. Автореф. дис....к. филол. н. - Минск, 2007. - 18 с.

22 Халипов В.В. Миноритарный театр Т.Стоппарда. - Минск, 2001. - 123 с.

23 Беляева В. Е. Поэтика и метод сценической драматургии Тома Стоппарда: Монография. - М., 2011. - 194 с.

24 Беляева В. Е. Принципы поэтики драматургии Т. Стоппарда. Автореф. дис ..к. филол. н. - М., 2007. - С.20.

25 Там же.

В.Е. Беляева подробно рассматривает специфику творческого диалога Тома Стоппарда со знаковыми фигурами театра (Б. Шоу, О. Уайльд, А.П. Чехов, С. Беккет, Т. Реттиген, Д. Осборн, У. Уэстлер, Г. Пинтер и др.) и заключает, что формирование художественного метода Стоппарда во многом складывалось в ходе этого диалога.

К слову, говоря о прямом влиянии современных драматургов, сам Том Стоппард выделяет С. Беккета и Г. Пинтера. Так, в интервью для радио «Эхо Москвы» драматург отмечает: «Я впервые увидел его пьесу в 1957 г.; Беккет на всех отчасти повлиял. Еще я бы назвал Пинтера; они вдвоем приучили публику обходиться меньшим объемом информации - ценой некоторых жертв, потому что сначала все говорили: что за бред, это ни о чем. Ведь в первой половине ХХ века публика ждала, что ей расскажут обо всем; это ибсеновская традиция - хорошая история, подробный рассказ. Театр после 50-х годов - это недосказанность, неясность. Это ближе к жизни - она тоже не сообщает всего, проносится мимо, и ты не очень понимаешь, что происходит»26.

Рассматривая проблему соотнесенности драматического творчества Тома Стоппарда с парадигмой постмодернизма, важно отметить, что этот вопрос широко интересует как зарубежных, так и отечественных исследователей. Ю.Г. Фридштейн27, В.В. Халипов28, Н.Б. Маньковская29, О.В. Барабан30, Л.А. Борободько31, В.Б. Шамина32, Е.В. Соколова33, П. Бьюз34, Р. Симард35, М. Хьюэл36,

26 Ларина К. Программа «Дифирамб». URL: https://echo.msk.ru/programs/dithyramb/40289/ (дата обращения: 12.01.2022).

27 Фридштейн Ю. Г. Том Стоппард: От парадоксов к исповедальности // Современная драматургия. - М., 1991, №3.-С. 65-69.

28Халипов В.В. Миноритарный театр Тома Стоппарда: Монография. - Минск, 2001. - 123 с.

29Маньковская Н. Б. Париж со змеями: Введение в эстетику постмодернизма. - М., 1995. - 219 с.

30Барабан О.В. Постмодернистский драматический диалог: лингвостилистический и перекладознавчий аспекты (на

материале драматургии С. Беккета, Г. Пинтера, Т. Стоппарда). Автореф. дис....к. филол. н. - Одесса, 1994. - 19 с.

31Борботько Л. А. Авторский метатекст как ориентирующая система в коммуникативном пространстве театрального

дискурса: Дис...к. филол. н. - М., 2015. - 196 с.

32 Шамина В.Б. Пьесы Тома Стоппарда как отражение черт постмодернизма в драматургии // Ученые записки Казанского государственного университета. - Казань, 2009. - С. 133-143.

33Соколова Е.В. Игровые концепции в драматургии эпохи модернизма: Дис.к. искуств. н. - СПб, 2009. - 176 с.

34 Buse P. Drama+Theory. - Manchester, 2001. - P.50.

35 Simard R. Postmodern Drama. Contemporary Playwriters in America and Britain. - NY, 1984. - 180 p.

36 Heuvel M. Is Postmodernism? // K.E.Kelly (ed). The Cambridge Companion to Tom Stoppard. - Cambridge, 2003. -P.218.

М. Гассоу37, Р. Шехнер38 причисляют драматурга к авторам-постмодернистам, выделяя отдельные черты драматургии Стоппарда, такие как игровое начало, деконструкцию, работу с интертекстом и другие постмодернистские приемы. Так, В.В. Халипов относит драму Стоппарда к направлению миноритарного театра и утверждает, что «доминирующим принципом взаимоотношений Т. Стоппарда с культурным наследием человечества является деконструкция»39. В.Б. Шамина обращает внимание на такие особенности драматургии Стоппарда, как восприятие мира как текста и переоценку литературного и исторического канона40. М. Хьюэл, рассуждая о приверженности драмы Стоппарда постмодернизму, отмечает интерес драматурга к интеллектуальной, эстетической и идеологической сторонам постмодернизма, с одной стороны, и неприятие им социальной теории постмодернизма, с другой стороны. Такие размышления приводят исследователя к термину «постмодернистского гуманизма» (humanized postmodernism)41, который, как полагает критик, наиболее точно характеризует метод Стоппарда. На гуманистическое начало, характеризующее драму Стоппарда, также обращают внимание Ю.Г. Фридштейн42, В.Е. Беляева43, М. Хьюэл44 и другие.

Относя Тома Стоппарда к постмодернистам, исследователи, как правило, рассматривают раннее творчество драматурга, где влияние парадигмы постмодернизма, действительно, проявляется явственно. Однако некоторые ученые отмечают эволюцию художественного метода Стоппарда и последующее отдаление драмы Стоппарда от парадигмы постмодернизма. Так, Д.К. Джериган видит характерную особенность драматургии Стоппарда в ее стремлении к

37 Gussow M. Conversations with Tom Stoppard. - L., 1995. - 146 p.

38Schechner R. Performance Studies: An Introduction. - N.Y., 2006. - 351 p.

39 Халипов В.В. Постмодернистские деконструкции «Гамлета» Шекспира в драматургии Т.Стоппарда. Автореф. дис....к. филол. н. - Минск, 2007. - С.4.

40 Шамина В.Б. Пьесы Тома Стоппарда как отражение черт постмодернизма в драматургии // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2009. - С. 133-143.

41 Heuvel M. Is Postmodernism? // The Cambridge Companion to Tom Stoppard / Ed.by Katherine E. Kelly. - Cambridge, 2003. - P.219.

42 Фридштейн Ю.Г. Розенкранц, Гильденстерн и другие. URL: http://lib.ru/PXESY/STOPPARD/tom_stoppard.txt (дата обращения: 12.01.2022).

43 Беляева В. Е. Принципы поэтики драматургии Т. Стоппарда. Автореф. дис....к. филол. н. - М., 2007. - С.21.

44 Heuvel M. Is Postmodernism? // The Cambridge Companion to Tom Stoppard / Ed.by Katherine E. Kelly. - NY, 2006. -C7 213-228.

«сопротивлению постмодерну»45, с чем также согласен и М. Мудасир46, а Е.Г. Доценко говорит об эволюции драмы Стоппарда и связывает ее с творческим поиском драматурга, преодолением кризиса постмодернизма и движением его художественного метода «от постдраматического театра с его обособленной от текста перформативностью»47.

Многогранность тем, к которым обращается Т. Стоппард в пьесах, определяет разносторонность исследовательских работ и критических статей. Так, И.В. Ананьевская48 в диссертационном исследовании обращается к пьесам «Хэпгуд» (1988) и «Аркадия» (1993) и рассматривает художественное своеобразие произведений в связи с научными теориями, отражение которых видно в обозначенных пьесах. В пьесе «Хэпгуд» персонаж Кернер разгадывает сложную детективную загадку, обращаясь к квантовой теории физики. По мнению И.В. Ананьевской, интерес драматурга к науке определяет все строение пьесы. Стоппард использует научные открытия на всех ее уровнях: идейно-тематическом, композиционном, а также при работе с системой персонажей. Так, квантовая физика и природа квантов является основой главной идеи двойственности природы человека, о которой рассуждает в пьесе драматург. И.В. Ананьевская обращает внимание на образ близнецов, который, по мнению исследователя, является в пьесе наиболее проработанным примером использования научной идеи в художественных целях. Так, драматург рассматривает близнецов как единый образ, существующий одновременно в двух местах. Автор исследования сопоставляет этот образ с природой электронов, изложенной в пьесе.

В пьесе «Аркадия», действие которой протекает одновременно в двух веках, Стоппард вновь обращается к научным теориям. В основе конфликта -столкновение классической и постклассической картин мира и естественнонаучных концепций. При этом как отмечает И.В. Ананьевская, Стоппард понимает

45Jernigan D.K. Tom Stoppard: Bucking the Postmodern. - Jefferson, NC, 2012. - 223 p.

46Mudasir M. Towards a Poetics of Postmodern Drama: A Study of Harold Pinter and Tom Stoppard. - Cambridge, 2014. -135 p.

47 Доценко Е. Г. Сопротивляясь постдраме: эпические пьесы Тома Стоппарда // Практики и интерпретации. - 2020. -Т. 5 - С. 63.

48 Ананьевская И.В. Современные естественно-научные теории и художественное своеобразие пьес Т. Стоппарда «Хэпгуд» и «Аркадия» и М. Фрейна «Копенгаген». Дис...к. филол. н. - Воронеж, 2010. - 143 с.

«смену картин мира в терминах, которыми принято обозначать культурно-

49

исторические эпохи и художественные направления» , выстраивая действие пьесы вокруг понятий классицизма и реализма. Как замечает И.В. Ананьевская, в пьесе «Аркадия» автор обращается к таким научным теориям и гипотезам, как второй закон термодинамики, теорема Ферма, теория хаоса, гипотезе Лапласа и другим. И.В. Ананьевская делает вывод, что эти концепции обуславливают сюжетно-композиционное строение пьесы, а также расстановку и характер действующих лиц. Так, исследователь подробно разбирает строение пьесы, которое основано сразу на нескольких научных теориях, суть которых И.В. Ананьевская объединяет в общей идее «гармонии в хаосе». «За внешней хаотичностью скрывается хорошо продуманная структура»50, - поясняет автор диссертационной работы.

Сталкивая взгляды персонажей в пьесах «Хэпгуд» и «Аркадия», Стоппард сопоставляет научные теории и разные картины мира. По мнению И.В. Ананьевской, обращение к естественно-научным теориям помогает драматургу раскрыть вопрос о природе личности на новом уровне и в рамках новой парадигмы, где Стоппард преобразует научные идеи в художественные средства, «необходимые для отражения сложной современной действительности»51.

Среди диссертационных работ отечественных ученых можно также выделить исследование Е.В. Васильевой52, в котором автор обращается к функциональной специфике аллюзивных текстов и на примере текстов пьес «Розенкранц и Гильденстверн мертвы» и «Травести» анализирует богатые интертекстуальные связи, использованные Томом Стоппардом. В своем исследовании Е.В. Васильева подробно изучает природу аллюзии, прослеживая историю возникновения этого термина. Апеллируя к учению о чужом слове М.М. Бахтина, работам об интертексте Ю. Кристевой и другим, Е.В. Васильева четко разграничивает

49 Ананьевская И.В. Современные естественно-научные теории и художественное своеобразие пьес Т. Стоппарда «Хэпгуд» и «Аркадия» и М. Фрейна «Копенгаген». Автореф. дис....к. филол. н. - Воронеж, 2010. - С. 13

50Ананьевская И.В. Современные естественно-научные теории и художественное своеобразие пьес Т. Стоппарда «Хэпгуд» и «Аркадия» и М. Фрейна «Копенгаген». Автореф. дис....к. филол. н. - Воронеж, 2010. - С. 18.

51 Там же. - С.22.

52 Васильева Е.А. Функциональная специфика аллюзивных текстов: на материале пьес Т. Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и "Травести". Дис... к. филол. н. - СПб, 2011. - 246 с.

функции включений в тексте и вводит понятие «двухфазной единицы». Как поясняет исследователь, включения в текст «являются одновременно и процессом заимствования, и его результатом, то есть, знаком»53. К «двухфазным единицам» Е.В. Васильева относит прямые и непрямые цитаты, цитации и реминисценции и характеризует аллюзию как «трехфазную единицу», где третьим «компонентом» выступает отклик со стороны читателя. Стоит отметить, что исследование Е.В. Васильевой сосредоточено, главным образом, на лингвистической стороне вопроса функционирования аллюзий в тексте, но, как отмечает исследователь работы, подобный анализ помогает рассмотреть, как автор произведения выстраивает диалог между текстом и читателем.

Как было отмечено выше, для рассмотрения функционирования механизма аллюзирования на текстовом материале Е.В. Васильева обращается к пьесам Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстверн мертвы» и «Травести». Исследователь анализирует 299 аллюзивных фрагментов и выделяет текстообразующие и жанрообразующие функции этих фрагментов. Е.В. Васильева отмечает, что текстообразующие функции способствуют сохранению целостности текста, то есть относятся к структурным характеристикам оформления текста, а также помогают драматургу в создании характеристик персонажей, в то время как жанрообразующие функции служат автору пьес в создании комического эффекта, а также в дальнейшем выстраивании характеристик персонажей. Е.В. Васильева заключает, что обращение Стоппарда к аллюзивным текстам в пьесах «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Травести» «приводит к повышению экспрессивности и усложнению смысла текста, обеспечивая таким образом диалог текста и автора с

54

читателем и создавая многоуровневость смыслов» .

В свою очередь, диссертационная работа А.В. Решетняк55 посвящена анализу образа России и русских персонажей на предмете пьес «Травести» и «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси». Автор исследования сосредотачивает внимание

53 Там же. - С. 11.

54Васильева Е.А. Функциональная специфика аллюзивных текстов: на материале пьес Т. Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и "Травести". Автореф. дис....к. филол. н. - СПб, 2011. - C.21.

55Решетняк А.В. Способы языкового выражения образов России и русских: на материале пьес Тома Стоппарда. Дис....к. филол. н.- М., 2011. - 178 с.

на лингвистическом анализе пьес и подробно рассматривает используемые Томом Стоппардом лексико-синтаксические средства для формирования образа русских в обозначенных пьесах. А.В. Решетняк определяет фонетические стилистические средства, среди которых выделяет аллитерацию, ассонанс, рифму и ритм. Среди морфологических стилистических средств, используемых Стоппардом в пьесах, автор исследования выделяет неологизмы и окказионализмы. Также А.В. Решетняк подробно рассматривает и другие лексико-синтаксические средства, иллюстрируя каждый случай примерами из текстов. Исследователь отдельно выделяет использование Стоппардом имен собственных, ономастической и безэквивалентной лексики и культурно-языковых реалий, отмечая, что эти средства помогают драматургу в создании исторического и национального колорита. Как заключает А.В. Решетняк: «Стилистические приемы и фигуры речи не только служат художественной выразительности», но и «позволяют выявить скрытую в тексте культурологическую информацию»56.

В диссертационном исследовании А.В. Решетняк также рассматривает, как Т. Стоппард работает с понятием стереотипов, и приходит к выводу, что в анализируемых пьесах драматург стремится преодолеть стереотипный образ русских. Так, в драме «До-ре-ми-фа-соль-ля-си-Ты-свободы-попроси», написанной Стоппардом в 1977 году, драматург создает негативный образ тоталитарного государства (СССР), где подавляется любая свобода. В пьесе «Травести» (1974) драматург размышляет о феномене революции и свободе самовыражения. Однако рассматривая образы русских (Владимира Ленина и Надежды Крупской) в пьесе «Травести», А.В. Решетняк остается в рамках обозначенной темы и не обращается к образам других исторических персонажей, фигурирующим в пьесе (Генри Карр, Тристан Тцара, Джеймс Джойс).

К анализу лингвистических особенностей драмы Стоппарда обращается и И.А. Тисленкова57, которая в своем диссертационном исследовании рассматривает

56 Решетняк А.В. Способы языкового выражения образов России и русских: на материале пьес Тома Стоппарда. Автореф. дис....к. филол. н. - М., 2011. - С. 3.

57 Тисленкова И.А. Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы ХХ века). Дис....к. филол. н. - Волгоград, 2004. - 219 с.

особенности речи возрастных персонажей в пьесах английской драматургии 1980-х гг., в том числе, анализируя речь пожилых действующих лиц драмы Т. Стоппарда The Dog It was That Died (1982). Автор работы заключает, что пьесу Т. Стоппарда характеризует «реалистичное изображение жизни Великобритании конца столетия, кризис веры во все ранее существовавшие ценности, дисгармония внутреннего мира героев, энтропия и уверенность в бессмысленности любых действий»58.

Пьеса «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», где главные герои - это персонажи трагедии «Гамлет», была впервые представлена на театральной сцене в 1966 г. и впоследствии включена Э. Пропстом в список 50 лучших пьес59. В настоящий момент эта пьеса является наиболее подробно изученной. Н.Б. Маньковская называет наследие У. Шекспира «своеобразным талисманом, олицетворяющим жизненную силу культурного наследия для ряда английских писателей ХХ века: А. Мердок, Э. Бонда, Э. Берджесса и, в том числе, Тома Стоппарда»60. Помимо пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Стоппард переосмысливает текст «Гамлета» в пьесах «диссидентского» цикла «Гамлет на четверть часа» (1976) и «Закодированный Гамлет и Макбет» (1979), аллюзии на драму «Король Лир» обнаруживаются в пьесе «Травести». Однако Стоппард обращается к наследию Шекспира не только в пьесах, но и в сценариях к фильмам, среди которых - сценарий к фильму «Влюбленный Шекспир». Драматург также использует сюжеты Шекспира в переводах-адаптациях пьес А.П. Чехова «Иванов», «Чайка» и «Вишневый сад». Кроме того, аллюзии на произведения Шекспира встречаются в большинстве пьес Стоппарда.

58 Тисленкова И.А. Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы ХХ века). Автореф. дис....к. филол. н. - Волгоград, 2004. - С. 8.

59Propst A. The 50 Best Plays of All Time. URL: https://www.timeout.com/newyork/theater/best-plays-of-aU-time (дата обращения: 12.01.2022).

60Маньковская Н. Б. Париж со змеями: Введение в эстетику постмодернизма. - М., 1995. - С. 185.

К анализу пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» обращались И.Г. Вдовенко61, Б.Н. Гайдин62, Н.Л. Климова63, Л.В. Бондаренко, Е.А. Рубель64, М.С. Щукина65, Дж. Хантер66, Дж. Флеминг67, Дж.Л. Левенсон68, М. Хольден69, Б. Вонвиллер70, Р. Даттон71 и многие другие. В этих работах исследователи рассматривают способы деконструкции шекспировского текста Томом Стоппардом в традициях постмодернизма. Ю.Г. Фридштейн, который одним из первых в русском литературоведении обратился к анализу пьес Тома Стоппарда, называет пьесу «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» «экзистенциальной притчей»72 и отмечает интеллектуальную игру Стоппарда, за которой скрывается важный для драматурга мотив необходимости свободы. В свою очередь Б.Н. Гайдин утверждает, что критика образа Гамлета позволяет Стоппарду достичь цели, которую исследователь видит не только в создании нового художественного текста как такового, но в выявлении «свойства культурного тезауруса определенных групп, к которым такие новые тексты обращены»73.

Вместе с тем важно отметить, что специальных диссертационных исследований, посвященных анализу исторических персонажей пьес «Травести»,

61Вдовенко И. В. Интерпретация трагедий Шекспира в европейской драматургии ХХ века. Дис....к. искусств. н. -СПб, 1998. - 242 с.

62Гайдин Б.Н. Вечные образы как константы культуры: интерпретация «Гамлетовского вопроса». Дис... .к. философ. н. - М., 2009. - 194 с.

63Климова Н.Л. Драматургия Тома Стоппарда: «шекспировские» пьесы-парафразы // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007. - С. 26-30.

64Бондаренко Л.В., Рубель Е. А. Интертекстуальные лейтмотивы в пьесе Т.Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. - 2013. - С. 152154.

65 Щукина М.С. Рецепция трагедии У.Шекспира «Гамлет, принц Датский» в пьесах европейских драматургов последней трети ХХ века. Дис....к. филол. н. - Красноярск, 2021. - 188 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дворянкина Ирина Станиславовна, 2022 год

Источники

1. Стоппард Т. Берег утопии [Текст] / Пер. с англ. / Т. Стоппард. - М.: Иностранка, 2007. - 488 с.

2. Стоппард Т. Гамлет Догга [Электронный ресурс] / Пер. с англ. С. Квиткин / Т. Стоппард. - URL: https://vladivostok.com/speaking_in_tongues/stoppard01.htm (дата обращения: 12.01.2022).

3. Стоппард Т. Изобретение любви: Пьесы [Текст] / Пер. с англ. / Т. Стоппард.

- СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. - 288 с.

4. Стоппард Т. После Магритта [Электронный ресурс] / Пер. с англ. / Т. Стоппард. - URL: http://lib.ru/PXESY/STOPPARD/magrit.txt (дата обращения: 12.01.2022).

5. Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы: Пьесы [Текст] / Пер. с англ. / Т. Стоппард. - М.: Иностранка, 2006.- 703 с.

6. Стоппард Т. Человек и общество: утопия и свобода [Электронный ресурс] / Пер. с англ. / Т. Стоппард. - URL: https://www.vedomosti.ru/authors/tom-stoppard (дата обращения: 12.01.2022).

7. Вульф В. Своя комната [Текст] / Пер. с англ. / В. Вульф. - М.: АСТ, 2019. -224 с.

8. Герцен А.И. Былое и думы [Текст] / А. Герцен. - М.: Эксмо, 2007. - 640 с.

9. Герцен А.И. О развитии революционных идей в России [Текст]: Собрание сочинений в тридцати томах, том седьмой / А. Герцен. - М.: Издательство АН СССР, 1954. - 116 с.

10.Джойс Дж. Портрет художника в юности [Текст] / Пер. с англ. / Дж. Джойс.

- М.: Терра, 1997. - 60 с.

11.Чехов А. П. Дядя Ваня: Сцены из деревенской жизни в четырех действиях [Текст] / А. П. Чехов // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и

писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / Т. 13. Пьесы. 1895-1904. - М.: Наука, 1978.

- С. 61-116.

12.Уайльд О. Портрет Дориана Грея [Текст] / Пер. с англ. / О. Уайльд // Избранное. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1990. - 444 с.

13.Уайльд О. Критик как художник [Текст] / Пер. с англ. под ред. К. И. Чуковского / О. Уайльд. - Полн. собр. соч. - СПб.: Издан. Т-ва А. Ф. Маркса, 1912. - Т. 3. - 326 с.

14.Уайльд О. Упадок искусства лжи [Электронный ресурс] / О. Уайльд. - URL: http://lib.ru/WILDE/esse_upadok.txt (дата обращения: 12.01.2022).

15.Stoppard T. Rock'n'Roll [Текст] / T. Stoppard. - NY: Grove Paperback, 2007. -144 p.

16.Stoppard T. Rosencrantz and Guildenstern Are Dead [Текст] / T. Stoppard. - NY:

Grove Paperback, 1971. - 128 p. 17.Stoppard T. The Coast of Utopia [Текст] / T. Stoppard. - NY: Grove Press, 2002.

- 384 p.

18.Stoppard T. The Invention of Love [Текст] / T. Stoppard. - NY: Grove Paperback, 1998. - 112 p.

19.Stoppard T. The Story of the Chartists [Электронный ресурс] / T. Stoppard. -Prague: The Story of the Chartists. URL:

https://www.nybooks.com/articles/1977/08/04/prague-the-story-of-the-chartists/ (дата обращения: 12.01.2022). 20.Stoppard T. The Forgotten Revolutionary [Электронный ресурс] / T. Stoppard. -URL:https://www.theguardian.com/theobserver/2002/jun/02/featuresreview.revie w3 (дата обращения: 12.01.2022). 21.Stoppard T. Travesties [Текст] / T. Stoppard. - NY: Grove Press, 1975. -100 p. 22.Williams T. The Glass Menagerie [Текст] / T. Williams. - NY: Random House, 1945. - 124 p.

Научно-критическая литература

23.Аленькина Т.Б. Комедия А.П. Чехова «Чайка» в англоязычных странах: феномен адаптации. Дис....к. филол. н. [Текст] / Т.Б. Аленькина. - М., 2006. - 194 с.

24.Андреев Л.Г. Художественный синтез и постмодернизм [Текст] / Л.Г. Андреев // Вопросы литературы. - 2001. - № 1. - С. 3-38.

25.Анкерсмит Ф.А. История и тропология: взлет и падение метафоры. [Текст] / Ф.А. Анкерсмит. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 489 с.

26.Антология современной британской драматургии [Текст] / ред.-сост. А. Генина, О. Ромин. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 755 с.

27.Ананьевская И.В. Современные естественно-научные теории и художественное своеобразие пьес Т. Стоппарда «Хэпгуд» и «Аркадия» и М. Фрейна «Копенгаген». Автореф. дис....к. филол. н. [Текст] / И. В. Ананьевская. - Воронеж, 2010. - 22 с.

28.Ананьевская И.В. Современные естественно-научные теории и художественное своеобразие пьес Т. Стоппарда «Хэпгуд» и «Аркадия» и М. Фрейна «Копенгаген». Дис....к. филол. н. [Текст] / И. В. Ананьевская. -Воронеж, 2010. - 143 с.

29.Анастасьев Н. Бывают странные сближенья [Электронный ресурс] / Н. Анастасьев. - URL: https://voplit.ru/article/byvayut-strannye-sblizhenya/ (дата обращения: 12.01.2022).

30.Аристотель. Метафизика [Текст] / Пер. с древнегреч. / Аристотель. - М.: Директ-медиа, 2005. - 311 с.

31.Артемьева Л.С. Архитектурность творчества А.П.Чехова: 1880-1890. Дис....к. филол. н. [Текст] / Л. С. Артемьева. - Нижний Новгород, 2016. - 171 с.

32.Асланян А. Том Стоппард: переводить Чехова - удовольствие [Электронный ресурс] / А. Асланян. - URL: https://www.bbc.com/russian/entertainment/2009/07/090720_stoppard_chekhov (дата обращения: 12.01.2022).

33.Бабич Д. Каждый может выйти из зала. Театрализация зла в произведениях Набокова [Текст] / Д. Бабич // Вопросы литературы. - 1999. - №5. - С.142-143.

34.Барабан О.В. Постмодернистский драматический диалог: лингвостилистический и перекладознавчий аспекты (на материале драматургии С. Беккета, Г. Пинтера, Т. Стоппарда). Автореф. дис... .к. филол. н. [Текст] / О.В. Барабан. - Одесса, 1994. - 19 с.

35.Белжеларский Е. Предсказатель прошлого. [Электронный ресурс] / Е. Белжеларский. - URL: http://www.itogi.ru/archive/2007/10/26841.html (дата обращения: 12.01.2022).

36.Беляева В. Е. Поэтика и метод сценической драматургии Тома Стоппарда. Монография [Текст] / В. Е. Беляева. - М.: Экон-информ, 2011. - 194 с.

37.Беляева В. Е. Принципы поэтики драматургии Т. Стоппарда. Автореф. дис....к. филол. н. [Текст] / В. Е. Беляева - М., 2007. - 23 с.

38.Беляева В. Е. Принципы поэтики драматургии Т. Стоппарда. Дис....к. филолог. н. [Текст] / В. Е. Беляева. - М., 2007. - 205 с.

39.Бердяев Н.А. Кризис искусства [Текст] / Н. А. Бердяев - М.: СП «Интерпринт», 1990. - 47 с.

40.Берлин И. Александр Герцен [Электронный ресурс] / пер. с англ. И. Казаковой. / И. Берлин. - URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2001/49 (дата обращения: 12.01.2022).

41.Берлин И. История свободы. Европа [Текст] / Пер. с англ. / И. Берлин. - М.: Новое лит. Обозрение, 2001. - 439 с.

42.Берлин И. Философия свободы. Европа [Текст] / Пер. с англ. / И. Берлин. -М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 448 с.

43.Бондаренко Л.В., Рубель Е. А. Интертекстуальные лейтмотивы в пьесе Т.Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» [Текст] / Л.В. Бондаренко, Е.А. Рубель // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. - 2013. - С. 152-154.

44.Борботько Л. А. Авторский метатекст как ориентирующая система в коммуникативном пространстве театрального дискурса. Дис....к. филол. н. [Текст] / Л. А. Борботько. - М., 2015. - 196 с.

45.Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «Роман творения», генезис и поэтика: На материале литератур Западной Европы и США конца XVIII-XIX вв. Дис....д. филол. наук. [Текст] / Н. С. Бочкарева. - Пермь, 2001. - 252 с.

46.Васильева Е.А. Функциональная специфика аллюзивных текстов: на материале пьес Т. Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и "Травести". Автореф. дис....к. филол. н. [Текст] / Е. А. Васильева. - СПб., 2011. - 21 с.

47.Васильева Е.А.Функциональная специфика аллюзивных текстов: на материале пьес Т. Стоппарда "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" и "Травести". Дис....к. филол. н. [Текст] / Е. А. Васильева. - СПб, 2011. - 246 с.

48.Вдовенко И. В. Интерпретация трагедий Шекспира в европейской драматургии ХХ века. Дис....к. искусств. н. [Текст] / И. В. Вдовенко. - СПб, 1998. - 242 с.

49.Волошиновская И. И. Идиллические аспекты организации пространства в поэзии А. Э. Хаусмена [Текст] / И. И. Волошиновская // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2018. - Т. 10, вып. 1. -С.88-97.

50.Гассоу М. Беседы со Стоппардом. [Электронный ресурс] / Пер. с англ. / М. Гассоу. - URL: https://magazines.gorky.media/inostran/2000/12/iz-knigi-besedy-so-stoppardom.html (дата обращения: 12.01.2022).

51.Гайдин Б.Н. Вечные образы как константы культуры: интерпретация «Гамлетовского вопроса». Автореф. дис....к. философ. н. [Текст] / Б. Н. Гайдин. - М., 2009. - 17 с.

52.Гайдин Б.Н. Вечные образы как константы культуры: интерпретация «Гамлетовского вопроса». Дис....к. философ. н. [Текст] / Б. Н. Гайдин. - М., 2009. - 194 с.

53.Гальперович Д. Русская трилогия Тома Стоппарда в России [Электронный ресурс] / Д. Гальперович. - URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_4490000/4490978.stm (дата обращения: 12.01.2022).

54.Гегель Г.Ф.В. Лекции по философии истории [Текст] / Пер. с нем. / Г. Ф. В. Гегель. - СПб.: Наука Санкт-Петербург, 1993. - 477 с.

55.Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 тт. [Текст] / Пер. с нем. / Г. Ф. В. Гегель. - М.: Искусство, 1968-1973. - Т.3. - 1969. - 621 с.

56.Грицианов А.А. Можейко М.А. Постмодернизм: Энциклопедия [Электронный ресурс] / А. А. Грицианов, М. А. Можейко. - URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/apel.html (дата обращения: 12.01.2022).

57.Дворянкина И.С. Исторический процесс и историческое время в драматургии Тома Стоппарда. [Текст] / И. С. Дворянкина // Наука и школа. - 2020. - №1. - С. 39-49.

58.Дворянкина И.С. Пастиш как прием организации культурных нарративов в пьесе Тома Стоппарда «Травести» [Текст] / И. С. Дворянкина // Поэтика комического в мировой литературе. Сборник статей и материалов научной конференции «XXXII Пуришевские чтения». - 2020. - С. 15-16.

59.Дворянкина И.С. Феномен революции в драматургии Тома Стоппарда. [Текст] / И. С. Дворянкина // Зарубежная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов научной конференции «XXXIII Пуришевские чтения». - 2021. - С. 151-152.

60.Днепров В. Черты романа ХХ века [Текст] / В. Днепров. - М., Ленинград: Сов. писатель, 1965. - 548 с.

61.Дорошевич А. Комедия страхов [Текст] / А. Дорошевич // Современная драматургия. - 2011. - №1. - С. 140-141.

62.Доценко Е. Г. Сопротивляясь постдраме: эпические пьесы Тома Стоппарда [Текст] / Е. Г. Доценко // Практики и интерпретации. - 2020. - Т. 5. - С. 6081.

63.Доценко Е.Г. Этика, политика и лингвистика в пьесах Тома Стоппарда о коммунистическом тоталитаризме [Текст] / Е. Г. Доценко // Политическая лингвистика. - 2018. - № 1. - С. 145-150.

64.Ерофеева Н.Е. Движение жанра «школы» в английской драматургии [Текст] / Н. Е. Ерофеева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2017. - С. 75-78.

65.Жирмунский М.А. Вступительная статья [Текст] / М. А. Жирмунский // Уайльд О. В тюрьме и цепях. Послание. - Л.: Время, 1924. - С. 7-20.

66.Ивлева А.Ю. Смыслопорождение культурного пространства художественного текста [Текст] / А. Ю. Ивлева // Вестник Вятского государственного университета. - 2008. - С.121-126.

67.Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Текст] / И. П. Ильин. - М.: Интрада, 1998. - 255 с.

68.Ищук-Фадеева Н.И. Трагедия/трагическое и безумие/безумное в исторической перспективе (Еврипид, Шекспир, Чехов и Стоппард) [Текст] / Н. И. Ищук-Фадеева // Collectanea Philologica. - 2006. - №9. - С. 199-211.

69.Карманова М.О. Отношение творческой интеллигенции к реформе русского языка 1918 года [Текст] / М. О. Карманова // История: факты и символы. -2018. - № 3 (16). - С.130-138.

70.Карцева. Г.А. Личность художника в создании произведения искусства [Текст] / Г. А. Карцева // Гуманитарные науки. Философия, социология и культурология. - 2011. - С.314-318.

71.Колесникова О.В. Концепция истории в романах Майкла Фрейна «Одержимый» и «Шпионы». Автореф. дис....к. филол. н. [Текст] / О. В. Колесникова. - М., 2016. - 18 с.

72.Кондаков И.В. Интеллигенция [Текст] / И. В. Кондаков // Культурология ХХ век: энциклопедия. / Гл. ред., сост. С. Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, 1998. - Т.1. - 446 с.

73.Котова Н.В. Совершенное мироустройство и совершенный человек: специфика идеала О.Уайльда [Текст] / Н. В. Котова // Вестник

Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - №1. - С.296-301.

74.Климова Н.Л. Драматургия Тома Стоппарда: «шекспировские» пьесы-парафразы [Текст] / Н. Л. Климова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2007. - В. 3, ч. II. - С. 26-30.

75.Красавченко Т.Н. - Хенти М. Тата дада. Подлинная жизнь и удивительные приключения Тристана Тцара [Текст] / Т. Н. Красавченко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. - 2016. - Сер. 7. - 167-170 с.

76.Кржелинова Т. Премьера спектакля Тома Стоппарда "Рок-н-ролл" в Национальном театре [Электронный ресурс] / Т. Кржелинова. - URL: http://www.radio.cz/ru/statja/88741 (дата обращения: 12.01.2022).

77.Ларина К. Программа «Дифирамб». Том Стоппард. Эхо Москвы, эфир от 03.12.2005 [Электронный ресурс] / К. Ларина. - URL: https://echo.msk.ru/programs/dithyramb/40289/ (дата обращения: 12.01.2022).

78.Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия [Текст] / Горкин А.П. (ред.). - М.: Росмэн, 2006. - 984 с.

79.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения [Текст] / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978.

- 623 с.

80.Луков Вл.А., Соломатина Н.В. Феномен Уайльда [Текст] / Вл. А. Луков, Н. В. Соломатина. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2005. - 216 с.

81.Максимов В.И. Театр и балет дада (к столетию дадаизма) [Текст] / В. И. Максимов // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2016.

- № 5 (46). - С.69-79.

82.Маньковская Н. Б. Париж со змеями: Введение в эстетику постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. - М.: ИНФРАН, 1995. - 219 с.

83.Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. -Спб.: Алетейя, 2000. - 346 с.

84.Мармазова Л.Л. Поэтика названия интеллектуальной драмы Т. Стоппарда «Изобретение любви» [Электронный ресурс] / Л. Л. Мармазова. - URL:

https://md-eksperiment.org/post/20180316-poetika-nazvaniya-intellektualnoj-dramy-t-stopparda (дата обращения: 12.01.2022).

85.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа [Текст] / Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

86.Мережникова И.С. «Берег утопии» Т.Стоппарда: эволюция поэтики исторических персонажей [Текст] / И. С. Мережникова // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - №1. - С.237-241.

87.Мережникова И.С. Образ Ленина в системе персонажей пьесы Т.Стоппарда «Травести» [Текст] / И. С. Мережникова // XX Пуришевские чтения: Россия в культурном сознании Запада: Сборник статей и материалов. - 2008. - Ч. I. - С.93.

88.Мережникова И.С. «Берег утопии» Тома Стоппарда. К вопросу о круге чтения драматурга [Текст] / И. С. Мережникова // Всемирная литература в контексте культуры. Сборник научных трудов по итогам XX Пуришевских чтений. - 2008. - С.35-44.

89.Мережникова И.С. Исторические персонажи в ранней драматургии Тома Стоппарда (на примере пьес «Травести» и «Изобретение любви») [Текст] / И. С. Мережникова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - №3(2). - С. 151-154.

90.Мережникова И.С. Пьеса Тома Стоппарда «Травести». К проблеме поэтики заглавия [Текст] / И. С. Мережникова // Филологические штудии. Сборник научных трудов. - 2009. - Вып. 12 - С. 140-145.

91.Мережникова И.С. Система персонажей в пьесе-диалоге «Травести» Т.Стоппарда [Текст] / И. С. Мережникова // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сборник научных статей. - 2008. - Вып. 7, Т.1 - С.77-82.

92.Мережникова И.С. Социо-культурный аспект изучения трилогии Т.Стоппарда «Берег утопии» [Текст] / И. С. Мережникова // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Сб. науч. статей. - 2009. - Вып. 8. Т. 1. - С. 46-48.

93.Меркулова М.Г. Ретроспекция в английской "новой драме": истоки, типология, функционирование. Дис....д. филол. н. [Текст] / М. Г. Меркулова. - М., 2006. - 345 с.

94.Минаев Б. Философские чудовища [Электронный ресурс] / Б. Минаев. - URL: https://magazines.gorky.media/october/2008/6/filosofskie-chudovishha.html (дата обращения: 12.01.2022).

95.Михальская Н.П. Образ России в английской художественной литературе IX-XIX вв. [Текст] / Н. П. Михальская. - М.: Лит. Институт им. А.М.Горького, 2003. - 132 с.

96.Никитина Т.И. Мета-время и игровая функция памяти в произведениях Гарольда Пинтера: текст и сцена. Автореф. дис. .к. искуств. н. [Текст] / Т. И. Никитина. - М., 2010 - 30 с.

97.Никитина Т.И. Мета-время и игровая функция памяти в произведениях Гарольда Пинтера: текст и сцена. Дис....к. искуств. н. [Текст] / Т. И. Никитина. - М., 2010 - 279 с.

98.Паперно И. Интимность и история: семейная драма Герцена в сознании русской интеллигенции (1850-1990-е годы) [Текст] // И. Паперно / Новое литературное обозрение. - 2010. - № 3(103). - с. 41-66.

99. Петрова Н.Ю. Принципы и стратегии перспективизации в драматическом тексте. Дис....д. филол. н. [Текст] / Н. Ю. Петрова. - М., 2017. - 511 с.

100. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии [Текст] / Л. Е. Пинский. - М.: Худож. лит., 1971. - 606 с.

101. Решетняк А.В. Способы языкового выражения образов России и русских: на материале пьес Тома Стоппарда. Автореф. дис....к. филол. н. [Текст] / А. В. Решетняк. - М., 2011. - 24 с.

102. Решетняк А.В. Способы языкового выражения образов России и русских: на материале пьес Тома Стоппарда. Дис....к. филол. н. [Текст] / А. В. Решетняк. - М., 2011. - 178 с.

103. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века [Текст] / В. П. Руднев. - М.: Аграф, 1997. - 384 с.

104. Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты [Текст] / Е. В. Седельник. - М.: ИМЛИ им. А. М. Горького РАН, 2010. - 551 с.

105. Соколова Е.В. Игровые концепции в драматургии эпохи модернизма. Дис....к. искуств. н. [Текст] / Е. В. Соколова. - СПб, 2009. - 176 с.

106. Семенищева О.А. Трансформация образа художника: от Возрождения к постмодерну. Дис....к. философ. н. [Текст] / О. А. Семенищева. - Саратов, 2005. - 162 с.

107. Струкова Е.А. Образ творческой личности в произведениях англоязычных постколониальных писателей Дж.М. Кутзее и С. Рушди. Дис... к. филол. н. [Текст] / Е. А. Струкова. - М., 2016. - 215 с.

108. Таланова А.Н. Страсти по Уайльду и постмодерн [Текст] / А. Н. Таланова. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 3. - С. 265-267.

109. Театр ХХ века. Закономерности развития [Текст] / отв. ред. А.В. Бартошевич. - М.: Индрик, 2003. - 623 с.

110. Тисленкова И.А. Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы ХХ века). Автореф. дис. .к. филол. н. [Текст] / И. А. Тисленкова. - Волгоград, 2004. - 19 с.

111. Тисленкова И.А. Возрастные характеристики речи персонажей современной английской драматургии (80-е годы ХХ века). Дис....к. филол. н. [Текст] / И. А. Тисленкова. - Волгоград, 2004. - 219 с.

112. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. [Текст] / Ф. Ф. Фортунатов. - М.: Учпедгиз, 1956. - Т.1. - 450 с.

113. Фрадкин И. Творческий путь Брехта-драматурга. Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания [Текст] / И. Фрадкин. - М.: Искусство, 1963-1965. - Т. 1. - 511 с.

114. Францева М. Алексей Бородин первым в России поставит новую пьесу Тома Стоппарда [Электронный ресурс] / М. Францева. - URL: http://oteatre.info/aleksej-borodin-postavit-novuyu-pesu-toma-stopparda/ (дата обращения: 12.01.2022).

115. Фрадкин И. Художественном своеобразии драматургии Бертольда Брехта [Электронный ресурс] / И. Фрадкин. - URL: https://vopHt.ru/artide/o-hudozhestvennom-svoeobrazii-dramaturgii-bertolta-brehta/ (дата обращения: 12.01.2022).

116. Фридштейн Ю.Г. Розенкранц, Гильденстерн и другие [Электронный ресурс] / Ю. Г. Фридштейн. - URL: http://lib.ru/PXESY/STOPPARD/tom_stoppard.txt (дата обращения: 12.01.2022).

117. Фридштейн Ю.Г. Том Стоппард: От парадоксов - к исповедальности [Текст] / Ю. Г. Фридштейн // Современная драматургия. - 1991. - №3. - С. 65-69.

118. Фридштейн Ю.Г. Modern English Drama [Текст] / Ю. Г. Фридштейн // Современный английский театр. - 1984. - С. 30.

119. Хабибуллина Л.Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины ХХ века: Дис....д. филол. н. [Текст] / Л. Ф. Хабибуллина. - Самара, 2010. - 392 с.

120. Халипов В.В. Миноритарный театр Т. Стоппарда. Монография [Текст] / В. В. Халипов. - Минск: Танатос, 2001. - 123 с.

121. Халипов В.В. Постмодернистские деконструкции «Гамлета» Шекспира в драматургии Т.Стоппарда. Автореф. дис....к. филол. н. [Текст] / В. В. Халипов. - Минск, 2007. - 18 с.

122. Ходнев С. Том Стоппард: Белинский меня просто зачаровал [Текст] / С. Ходнев // Коммерсант. - 2005. - №228, 03.12. 2005. - С.8-9.

123. Хоружий С.С. «Улисс» в русском зеркале. [Текст]. / С.С.Хоружий. -М.: Аттикус, 2015. - 384 с.

124. Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории [Текст] / Пер. с англ. / Д. Чалмерс. - М.: Либроком, 2015. - 509 с.

125. Чернова Ю.В. Театральность прозы Дж.Б. Пристли. Дис....к. филол. н. [Текст] / Ю. В. Чернова. - М., 2018. - 203 с.

126. Чумаков С.Н. Античный миф в сюжете зарубежных литератур ХХ века: к системе влияний. Дис....к. филол. н. [Текст] / С. Н. Чумаков. - Краснодар, 1998. - 229 с.

127. Шайтанов И.О. Русское интервью Исайи Берлина [Электронный ресурс] / И. О. Шайтанов. - URL: https://voplit.ru/article/russkoe-intervyu-isaji-berlina/ (дата обращения: 12.01.2022).

128. Шамина В.Б. Пьесы Тома Стоппарда как отражение черт постмодернизма в драматургии [Текст] / В. Б. Шамина // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2009. - Т. 151, кн.3. - С. 133143.

129. Шелли П.Б. Защита поэзии, Шелли П.Б., Письма. Статьи. Фрагменты [Текст] / Пер. с англ. / П. Б. Шелли. - М., 1972. - С.434.

130. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма [Текст] / Пер. с нем. / Ф. Шеллинг. - Л., 1936. - С.386.

131. Шохина А.Н. Художественное воплощение исторического процесса в романах В. Скотта и М.Н. Загоскина. Автореф. дис....к. филол. н. / [Текст] / А. Н. Шохина. - Нижний Новгород, 2010. - 20 с.

132. Щукина М.С. Рецепция трагедии У. Шекспира «Гамлет, принц Датский» в пьесах европейских драматургов последней трети ХХ века. Дис... к. филол. н. [Текст] / М. С. Щукина. - Красноярск, 2021. - 188 с.

133. Эггерт К. Том Стоппард: Герцен не похож на Ленина [Электронный ресурс] / К. Эггерт. - URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6032000/6032995.stm (дата обращения: 12.01.2022).

134. Эткинд А. Новый историзм, русская версия [Электронный ресурс] / А. Эткинд. - URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2001/1/novyj-istorizm-russkaya-versiya.html (дата обращения: 12.01.2022).

135. Якимович А.К. Полеты над бездной: Искусство, культура, картина мира. 1930-1990. Искусство ХХ века [Текст] / А. К. Якимович. - М., 2009. -461 с.

136. Яковлев Д.Е. Моралисты и эстеты (Английская неоромантическая эстетика и современность) [Текст] / Д. Е. Яковлев. - М.: Знание, 1988. - 62 с.

137. Яковлев Д.Е. Пути эстетизма [Текст] / Д. Е. Яковлев // Философия и общество. - 2002. - № 3. - С.132-148.

138. Яковлев Д.Е. Философия эстетизма[Текст] / Д. Е. Яковлев. - М.: Издат. центр науч. и учеб. программ, 1999. - 187 с.

139. A Companion to Modern British and Irish drama [Текст] / Luckhurst M. (ed.). - Maiden, Mass.: Blackwell publ., 2006. - XVII. - 584 p.

140. Andrew R. Chow, Tom Stoppard's 'Travesties' Will Return to Broadway [Электронный ресурс] / R. Andrew. - URL: https://www.nytimes.com/2017/08/16/theater/tom-stoppards-travesties-will-return-to-broadway.html (дата обращения: 12.01.2022).

141. Baker W. Tom Stoppard: a Bibliographical History [Текст] / W. Baker. - L.: British libr.; New Castle: Oak Knoll press, 2010. - 446 p.

142. Berlin I. The Proper Study of Mankind. An Anthology of Essays [Текст] / I. Berlin. - L.: Chatto & Windus, 1997. - 667 p.

143. Bigsby C.W.E. Tom Stoppard [Текст] / C. W. E. Bigsby. - Michigan, 1976.

- 32 p.

144. Billington M. Stoppard, the Playwright [Текст] / M. Billington. - Methuen, 1987. - 188 p.

145. Billington M. Tom Stoppard: Playwright of Ideas Delivers a New Problem [Электронный ресурс] / M. Billington. - URL: https://www.theguardian.com/stage/2015/jan/17/tom-stoppard-the-hard-problem-national-theatre-london (дата обращения: 12.01.2022).

146. Billington M. Five Finger Exercise [Электронный ресурс] / M. Billington.

- URL: https://www.theguardian.com/stage/2002/feb/25/theatre.artsfeatures (дата обращения: 12.01.2022).

147. Bratton J. New Reading in Theatre History [Электронный ресурс] / J. Bratton. - URL: http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam041/2003048478.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

148. British Theater of 1990s. Interviews with Directors, Playwrights, Critics and Academics [Текст] / Aragay M., Klein H., Monforte E., Zozaya P. (ed.). -Basingstoke, Hants.; NY: Palgrave Macmillan, 2007. - 208 p.

149. Buse P. Drama+Theory. Critical Approaches to Modern British Drama [Текст] / P. Buse. - Manchester, TY, Manchester University Press, 2001. - 199 p.

150. Campbell T.H.E. Restaging The Gercen "Family Drama": Tom Stoppard's Shipwreck and the Discourse of English "Gercenizm" [Текст] / T. H. E. Campbell. // Russian Literature. Volume 61. Issues 1-2. - 2007. - Pp. 207-243.

151. Carr E.H. The Romantic Exiles: A Nineteenth-Century Portrait Gallery [Текст] / E. H. Carr. - Cambridge etc.: MIT press, 1981. - 391 p.

152. Clapham D.A.L. Towards Utopia: Tom Stoppard, History and Isaiah Berlin [Текст] / D. A. L. Clapham. - Australian National University, 2009. - 339 p.

153. Cook J.W. The Optical Allusion. Perception and Form in Stoppard's Travesties [Текст] / J. W. Cook // Contemporary British Drama: essays from Modern Drama. - 1993. - P.199-217.

154. Cox J. New Historical Literary Study [Текст] / J. Cox. - Princeton University Press, 1993. - 337 p.

155. Delaney P. Tom Stoppard in Conversation [Текст] / P. Delaney. - Michigan: University of Michigan Press, 1994. - 324 p.

156. Delaney P. Tom Stoppard: The Moral Vision of the Major Plays [Текст] / P. Delaney. - Basingstoke (Hants); L.: Macmillan, 1990. - 202 p.

157. Demastes W.W. The Cambridge Introduction to Tom Stoppard [Текст] / W.W. Demastes. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2013. - 166 p.

158. Dorsa D. Tom Stoppard: Always Tackling "The Hard Problem" [Электронный ресурс] / D. Dorsa. - URL: https://www.nytimes.com/2018/10/16/theater/tom-stoppard-the-hard-problem.html (дата обращения: 12.01.2022).

159. Dutton R. Rosencrantz and Guildenstern Are Dead, by Tom Stoppard [Текст] Richard Dutton // Modern tragicomedy and the British tradition (Albee,

Pinter, Stoppard, Bekket and Storey). - Brighton (Sussex): Harvester press, 1986.

- 227 p.

160. Esslin M. The Theatre of Absurd [Текст] / M. Esslin. - NY, 2001. - 450 p.

161. Fleming J. Stoppard's Theatre. Finding Order amid Chaos [Текст] / J. Fleming. - Texas: University of Texas Press, 2001. - 344 p.

162. Giglierano E.C. Stoppard Gone Wilde: The Invention of Identity

[Текст] / E. C. Giglierano. - Massachusetts: Mount Holyoke College, 2006. - 92 p.

163. Gormez A. Morality and politics in Tom Stoppard [Текст] / A. Gormez. // Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi Sayi. - Erciyes, 2007. - Pp. 45-58.

164. Gow A. S. F. A. E. Housman: A Sketch, Together with a List of His Writings and Indexes to His Classical Papers [Текст] / A. S. F. Gow. - Cambridge: University Press, 1936. - 137 p.

165. Guppy Sh. Tom Stoppard: The Art of Theatre [Электронный ресурс] / Sh. Guppy. - URL: https://theparisreview.org/interviews/2467/the-art-of-theater-no-7-tom-stoppard (дата обращения: 12.01.2022).

166. Gussow M. Conversations with Tom Stoppard [Текст] / M. Gussow. - L.: Nick Hern, 1995. - 146 p.

167. Gussow M. Stoppard's Intellectual Cartwheels Now with Music. [Электронный ресурс] / M. Gussow // New York Times. - URL: https://www.nytimes.com/1979/07/29/archives/stoppards-intellectual-cartwheels-now-with-music-stoppard-set-to.html (дата обращения: 12.01.2022).

168. Hardy H. The Isaiah Berlin Lecture 2004 [Электронный ресурс] / H. Hardy.

- URL: http://calculus.wolf.ox.ac.uk/~hardy/lists/publishedwritings/stoppard.html (дата обращения: 12.01.2022).

169. Hawkins M.M. A. E. Housman: Man Behind a Mask [Текст] / M. M. Hawkins. - Chicago: Henry Regnery Co., 1958. - 292 p.

170. Holden M. L. A Director's Approach to Tom Stoppard's Rosencrantz & Guildenstern Are Dead [Текст] / M. L. Holden. - Waco: Baylor University, 2007.

- 147 p.

171. Hooper R. The Hard Problem is Stoppard's problem with science. [Электронный ресурс] / R. Hooper. - URL: https://www.newscientist.com/article/dn26878-the-hard-problem-is-stoppards-problem-with-science/ (дата обращения: 12.01.2022).

172. Housman E. H. English Scholar and Poet // Britannica [Электронный ресурс] / Britannica - URL: https://www.britannica.com/biography/A-E-Housman (дата обращения: 12.01.2022).

173. Hunter J. About Stoppard: The Playwright and the Work [Текст] / J. Hunter. - L.: Faber & Faber, 2005. - 277 p.

174. Hunter J. Tom Stoppard: A Faber Critical Guide: Rosencrantz and Guildenstern Are Dead, Jumpers, Travesties, Arcadia [Текст] / J. Hunter. - L: Faber & Faber, 2000. - 256 p.

175. Innes Chr. Modern English Drama [Текст] / Chr. Innes. - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 604 p.

176. Jaggi M. You Can't Help Being What You Write [Электронный ресурс] / M. Jaggy. - URL: https://www.theguardian.com/stage/2008/sep/06/stoppard.theatre (дата обращения: 12.01.2022).

177. James W. The Principles of Psychology [Текст] / W. James. - Dover Publications, 1950. - Р.259.

178. Jenkins A. The Theatre of Tom Stoppard [Текст] / A. Jenkins. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - 189 p.

179. Jernigan D.K. Tom Stoppard: Bucking the Postmodern [Текст] / D. K. Jeridan. - Jefferson, NC: McFarland and Company, 2012. - 223 p.

180. Johnson P. Enemies of Society: A new Deuteronomy Ten Pillars of our Civilization. [Текст] / P. Johnson. - NY: Atheneum, 1977. - 278 p.

181. Kacer T. Tom Stoppard in Context [Текст] / T. Kacer. - Cambridge University Press, 2001. - 270 p.

182. Kerensky O. The New British Drama: Fourteen Playwrights since Osborne and Pinter [Текст] / O. Kerensky. - L.: Hamilton, 1977. - P. 150.

183. Lawrence D. H. The Collected Letters [Текст] / D. H. Lawrence. - NY: Viking Press, 1962. - V. 1. - P. 535.

184. Loveridge L. The Cost of Utopia [Электронный ресурс] / L. Loveridge. -URL: http://www.curtainup.com/coastofutopia.html (дата обращения: 12.01.2022).

185. Lee H. Tom Stoppard: A Life. [Текст] / H. Lee. - L.: Faber & Faber, 2021.

- 900 p.

186. Marlow N. A. E. Housman: Scholar and Poet. [Текст] / N. A. Marlow. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1958. - 192 p.

187. Meisel M. How Plays Work. Reading and Performance. [Текст] / M. Meisel.

- NY: Oxford University Press, 2007. - 276 P.

188. Meisel M. Shaw, Stoppard, and Audible Intelligibility [Электронный ресурс] / M. Meisel. - URL: http://www.shawsociety.org/Meisel.htm (дата обращения: 12.01.2022).

189. Mudasir M. Towards a Poetics of Postmodern Drama: A Study of Harold Pinter and Tom Stoppard. [Текст] / M. Mudasir. - Cambridge Scholars Publishing, 2014. - 135 p.

190. Mullin B. Radical Comedy. [Текст] / B. Mullin. - L., 2002.

191. Murray D. I Aspire to Write for Posterity: An Interview with Tom Stoppard [Электронный ресурс] / D. Murray. - URL: https://www.spectator.co.uk/article/-i-aspire-to-write-for-posterity-an-interview-with-tom-stoppard (дата обращения: 12.01.2022).

192. Nadel I. B. Double Act: A Life of Tom Stoppard [Текст] / I. B. Nadel. -Methuen, 2002. - 621 p.

193. Neufeld J. Brave New World: Tom Stoppard on the Coast of Utopia // Queen's Quarterly [Электронный ресурс] / J. Neufeld. - URL: https://www.researchgate.net/publication/295341663_Brave_new_world_Tom_St oppard_on_the_%27Coast_of_Utopia%27 (дата обращения: 12.01.2022).

194. Niederhoff B. Unlived Lives in Kazuo Ishiguro's the Remains of the Day and Tom Stoppard's the Invention of Love [Электронный ресурс] / B. Niederhoff. -

URL: https://www.connotations.de/article/burkhard-niederhoff-unlived-lives-in-kazuo-ishiguros-the-remains-of-the-day-and-tom-stoppards-the-invention-of-love/ (дата обращения: 12.01.2022).

195. Okunmasi Y.T.B. A Postmodernist/New Historicist Reading of the Play Tom Stoppard's Arcadia [Электронный ресурс] / Y. T. B. Okunmasi. - URL: https://dspace.ankara.edu.tr/xmlui/handle/20.500.12575/63406 (дата обращения: 12.01.2022).

196. Orlich I.A. Tom Stoppard's Travesties and the Politics of Earnestness. [Текст] / I. A. Orlich. // East European Quarterly. - 2004. - Volume: 38, №3. -Pp. 371-382.

197. Osipovich A. Stoppard's Russians Come Home // Wall Street Journal [Электронный ресурс] / A. Osipovich. - URL: https://www.wsj.com/articles/SB119205796284555258 (дата обращения: 12.01.2022).

198. Page M. File on Stoppard [Текст] / M. Page. - L., NY: Methuen, 1986. - 96 p.

199. Pearce H.D. Stage as Mirror: Tom Stoppard's Travesties [Текст] / H. D. Pearce // Comparative Literature. - 1979. - Vol. 94, No. 5. - Pp. 1139-1158.

200. Propst A. The 50 Best Plays of All Time [Электронный ресурс] / A. Propst. - URL: https://www.timeout.com/newyork/theater/best-plays-of-all-time (дата обращения: 12.01.2022).

201. Rallo C.L. The Past Will Have Its Time Again: History in Tom Stoppard's The Coast of Utopia and Arcadia [Электронный ресурс] / C. L. Rallo. - URL: https://www.researchgate.net/publication/28183661_The_past_will_have_its_tim e_again_History_in_Tom_Stoppard's_The_Coast_of_Utopia_and_Arcadia (дата обращения: 12.01.2022).

202. Scott A.O. Sizing up Stoppard [Электронный ресурс] / A. O. Scott. -URL: https://slate.com/news-and-politics/2006/11/what-makes-tom-stoppard-tick.html (дата обращения: 12.01.2022).

203. Sammells N. Tom Stoppard: The Artist as Critic. [Текст] / N. Sammells. -L.: Macmillan press, 1988. - 162 p.

204. Simard R. Postmodern Drama. Contemporary Playwriters in America and Britain [Текст] / R. Simard. - NY: University Press of America, 1984. - 180 p.

205. Schechner R. Performance Studies: An Introduction [Текст] / R. Schechner.

- NY: Routledge, 2006. - 351 p.

206. Schwanitz D. The Method of Madness. Tom Stoppard Theatrum Logico-Pholosophicum [Текст] / D. Schwanitz // Essays on Contemporary British Drama.

- Munich: Hueber, 1981. - Pp.131-154.

207. Surkamp H. Tom Stoppard's Biographical Drama [Текст] / H. Surkamp. // CDE Studies. - Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2008. - №17. - 380 p.

208. The Cambridge Companion to Tom Stoppard. [Текст] / K.E. Kelly (ed). -Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 244 p.

209. Vonwiller B. The Spectre of Shakespeare in Tom Stoppard's Rosencrantz and Guildenstern Are Dead [Электронный ресурс] / B. Vonwiller. - URL: https://openjournals.library.sydney.edu.au/index.php/SSE/article/viewFile/530/50 2 (дата обращения: 12.01.2022).

210. Yuksel A. Aesthetic Distancing in Tom Stoppard's Drama [Электронный ресурс] / A. Yuksel. - URL: https://warlight.tripod.com/aysegul2.html (дата обращения: 12.01.2022).

211. Watson G.L. A. E. Housman: A Divided Life [Текст] / G. L. Watson. - L.: R. Hart-Davis, 1957. - 235 p.

212. Wetzsteon R., Tom Stoppard Eats Steak Tartare with Chocolate Sauce [Текст] / R. Wetzsteon. // Village Voice. - 1975. - P. 82-83.

213. White H. Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe [Текст] / H. White. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2014. -448 p.

214. White H. The Content of the Form. Narrative Discourse and Historical Representation [Текст] / H. White. - Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1987. - 244 p.

215. Wilson E. To the Finland Station [Текст] / E. Wilson. - Phoenix, 2004. -544 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.