Поэтическое слово в когнитивном аспекте: На материале английских поэтических произведений викторианского периода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат филологических наук Андреева, Светлана Антоновна
- Специальность ВАК РФ10.02.04
- Количество страниц 252
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Андреева, Светлана Антоновна
Введение
0.1. Общий обзор когнитивного направления в лингвистике
0.2. Основные характеристики викторианской поэзии
Глава 1 Общее состояние науки о поэтическом языке и поэтическом слове 1.1. Понятие поэтического слова и его особенности
1.1.1. О значении понятия "поэтическое"
1.1.2. Определение поэтического слова
1.1.3. Особенности поэтического слова в стихотвор- 35 ном тексте
1.1.4. К истории изучения поэтического языка и по- 45 этического слова
1.2 Когнитивные методы и семантическое исследование по
1.2.1. Основные постулаты когнитивной семантики
1.2.2. Понятие референции. Изучение поэтической ре- 64 ференции.
1.2.3. Структуры представления знаний: фреймы, ког- 69 нитивные модели, картина мира
1.2.4. Изучение поэтического слова в рамках когни- 78 тивной лингвистики
Глава 2 Факторы и механизмы преобразования слова в поэтическое в стихотворном тексте
2.1. О методах исследования поэтического слова
2.2. Механизмы преобразования фреймовых структур
2.2.1. Преобразование отдельных слотов
2.2.2. Преобразование фокуса фрейма
2.2.3. Изменения в слоте оценки
2.2.4. Взимодействие нескольких фреймов
2.2.5. Сопутствующие принципы и закономерности
2.3. Роль концептуальных метафор в образовании КМ и ус- 119 тановлении связей между когнитивными моделями
2.3.1. Составляющие КМ в поэзии викторианского пе- 120 риода
2.3.2. Механизмы установления взаимосвязи между 139 когнитивными моделями
Модель "конкретное - конкретное"
Модель "абстрактное - конкретное"
Модель "абстрактное - абстрактное"
Модель "конкретное - абстрактное"
Модель "конкретное - вещественное", "абстрактное - 159 вещественное", "конкретное - собирательное"
Образные метафоры
Метонимия
2.4. Реализация этих механизмов и их взаимодействие в 163 поэтическом тексте
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Метафорические модели смыслообразования поэзии романтизма2002 год, кандидат филологических наук Новикова, Вера Павловна
Когнитивно-метафорическая репрезентация концептуальных структур Life/Жизнь и Death/Смерть в поэтическом дискурсе (на материале поэзии Дилана Томаса и Сильвии Плат)2020 год, кандидат наук Шарышова Наталья Викторовна
Антропоморфная метафора в языке поэзии Ф.И. Тютчева: когнитивный аспект2013 год, кандидат филологических наук Горяинова, Надежда Витальевна
Когнитивная флористическая метафора в русской литературе первой половины XIX века: на материале поэтических текстов2010 год, кандидат филологических наук Биджиева, Альбина Абуюсуповна
Поэтическая метафора Ф.И. Тютчева в сопоставительном аспекте2017 год, кандидат наук Лавошникова, Юлия Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтическое слово в когнитивном аспекте: На материале английских поэтических произведений викторианского периода»
Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению когнитивных аспектов формирования семантики поэтического слова (далее - ПС) в англоязычном художественном тексте.
Обращение к исследованию природы ПС, а тем самым поэтического текста и проблемы художественности диктуется одним из положений современной лингвистики, согласно которому предметом лингвистического исследования должны стать все без исключения проявления языка. Поэзия, являясь значимым компонентом человеческого общения и человеческой культуры в целом, не может быть оставлена вне лингвистического рассмотрения.
Анализ сущности поэтического слова осуществляется в рамках различных научных дисциплин: поэтики, лингвостилистики, эстетики, теории словесности, литературоведения, философии. Задачей исследования ПС в рамках когнитивного направления, обладающего своими новыми принципами, операционным инструментарием, методикой исследования становится, тем самым, рассмотрение таких сторон известного явления, которые не могли получить научного рассмотрения и объяснения в других научных направлениях.
Актуальность данного исследования определяется возросшим интересом к изучению лингвистических явлений в широком антропологическом контексте с применением новейших методик исследования. Проведенное исследование ПС расширяет представление о закономерностях формирования и функционирования поэтического слова в художественном тексте, роли ПС в отражении авторского миропонимания и в конечном итоге способствует решению одной из важных проблем лингвистической стилистики - поэтичности текста.
Основная цель работы состоит в раскрытии когнитивного механизма преобразования слова в художественном тексте, в выявлении концептуальных закономерностей семантики ПС и в определении концептуальных систем, характерных для поэтов изучаемого периода.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
- определить виды трансформаций фреймовых структур слова под воздействием контекста;
- выявить концептуальные метафоры, которые проявляются в поэтических текстах как в составе тропеических средств, так и в автологических контекстах, рассмотреть способы их развертывания;
- определить и классифицировать когнитивные модели, входящие в состав концептуальных метафор;
- описать концептуальные системы, участвующие в выражении авторского представления о мире.
Научная новизна исследования заключается в выявлении, систематизации и широкомасштабном изучении когнитивных моделей и концептуальных метафор, формирующих концептуальную систему викторианской поэзии, а также в описании и классификации механизмов преобразования фреймовых структур под воздействием как лингвистического, так и экстралингвистического контекста.
Новизна заключается также в адаптации методов когнитивной лингвистики к~исследованию ПС и поэтического текста в целом.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она представляет собой первую попытку концептуального анализа ПС; в рассмотрении взаимосвязи поэтического текста и авторского миропонимания через призму ПС. Тем самым вносится вклад в развитие теории художественного текста и освещение некоторых вопросов его инт ерпр е тации.
Выработанная методика исследования может найти дальнейшее применение в изучении концептуальных систем в текстах других стилей и жанров.
Практическая ценность исследования состоит в том, что, во-первых, его результаты могут быть использованы в курсах лекций и на семинарских занятиях по стилистике английского языка и литературоведению, а также на занятиях по практике устной и письменной речи английского языка на продвинутом этапе; во-вторых, его результаты могут служить основой для дальнейшего изучения особенностей художественного текста.
Материалом исследования послужили сравнительно мало изученные короткие стихотворения викторианского периода (XIX век). Всего было рассмотрено 251 произведение общим числом строк 5298. Выбор именно короткого поэтического (стихотворного) текста был обусловлен его наглядностью, позволяющей выявить и исследовать все нюансы смысла, возникающие в поэтическом слове.
Сложность объекта исследования и специфика поставленных задач потребовали разработки комплексной методики исследования языкового материала. Положенный в основу работы традиционный метод лингвостилистического анализа, предложенный В.В.Виноградовым и усовершенствованный И.Р.Гальпериным, был дополнен принципами и аналитическими процедурами, характерными для современных когнитивных исследований: метафорическим анализом Дж.Лакоффа, М.Тернера и разработанными на его основе А.Н.Барановым и Д.О.Добровольским процедурами фреймового анализа. Сравнительный семантико-дефиниционный анализ, определение концептуальной принадлежности лексических единиц осуществлялись с помощью толковых словарей Longman Advanced Learner's Dictionary, Longman Dictionary of Phrasal Verbs, Webster's Third New International
Dictionary, Roget's Thesaurus of English Words and Phrases, a также Англо-русского фразеологического словаря. Вспомогательными методами также явились метод непосредственного наблюдения, описательный метод, классификационный подход.
Более подробно отдельные технические моменты проведения анализа будут рассмотрены в исследовательской главе.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию, список цитируемой литературы и три приложения.
Во Введении дается обоснование выбора темы, формулируются предмет, цели, задачи, методы исследования, теоретическая значимость и практическая ценность работы. Отдельно оговариваются ограничения, налагаемые на исследование спецификой выбора материала для анализа. Вторую половину Введения занимают общая краткая характеристика современной когнитивной лингвистики и причины ее возникновения, а также литературоведческая характеристика викторианской поэзии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК
Способы концептуализации слова "environment" в различных типах дискурса в английском языке и их выражение средствами русского языка2022 год, кандидат наук Суханова Ангелина Сергеевна
Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте: На материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского2004 год, доктор филологических наук Тарасова, Ирина Анатольевна
Мегаконцепт `творчество` в поэтической модели мира Д.А. Пригова2011 год, кандидат филологических наук Зырянова, Марина Николаевна
Семантика художественного образа и символа: На материале англояз. поэзии ХХ в.1998 год, кандидат филологических наук Шелестюк, Елена Владимировна
Лингвокогнитивные основы поэтической метафоры: на материале произведений английских поэтов XX века2009 год, кандидат филологических наук Субачева, Елена Глебовна
Заключение диссертации по теме «Германские языки», Андреева, Светлана Антоновна
Результаты исследования этих четырех групп моделей обобщаются в Таблице 2.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Андреева, Светлана Антоновна, 1998 год
1. Poetry of the Victorian Period. Third Edition. Scott, Foresman and Company, Glenview, IL, 1965.
2. Women Poets in English. An Anthology. Univ. of Iowa, 1991.
3. Elizabeth Barrett Browning. Selected Poems. Johns Hopkins Univ. Press. Baltimore, MD, 1988.
4. A Choice of Christina Rossetti's Verse. Faber and Faber, London - Boston, MA, 1970.
5. George Meredith. Poetical Works. NY, 1912.- Charles Scribner's Sons,Используемые словари
6. Webster's Third New International Dictionary. Merriam -Webster, Springfield, MA, 1986.
7. Longman Advanced Learner's Dictionary of Contemporary English. Longman Group, Harlow, 1985.
8. Longman Dictionary of Phrasal Verbs. Longman Group, Harlow, 1986.
9. Roget's Thesaurus of English Words and Phrases. Pebguin Books, London, 1987.
10. Encyclopedia Americana. Edition 1944.
11. Encyclopedia Britannica / In 24 vloumes. Chicago, London, Toronto, 1961.
12. Англо-русский фразеологический словарь. Сост. А.В.Кунин. -Москва, Гос. издат. иностранных и национальных словарей, 1956.
13. Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1990.
14. Эстетика. Словарь / Под общ. ред. А.А.Беляева и др. М. : Политиздат, 1989.
15. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М. : Политиздат, 1990.
16. Dictionary of Literary Biography. Buccoli Clark Book, Detroit, MI, 1984 1985.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.