Подготовка воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях Республики Корея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Цои Енг Генг
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Цои Енг Генг
Введение.
Глава 1. Теоретико-методические основы организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреяедениях.
1.1. Современные тенденции в дошкольном музыкальном воспитании Республики Корея.
1.2. Характеристика компонентов дошкольного музыкального воспитания.
1.3. Сущность и структура музыкально ориентированной полихудожественной деятельности.
1.4. Структура и содержание подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в детском саду.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности вузовской подготовки воспитателя к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности дошкольников.
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.
2.2. Внедрение курса «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях» в учебный процесс и анализ полученных результатов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование у будущих воспитателей готовности к деловому сотрудничеству с музыкальным руководителем дошкольного образовательного учреждения2008 год, кандидат педагогических наук Торяник, Татьяна Юрьевна
Формирование готовности студентов к эстетическому воспитанию дошкольников средствами татарского музыкального искусства2006 год, кандидат педагогических наук Мубаракшина, Рузалья Мужиповна
Формирование музыкально-творческой активности у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом колледже2003 год, кандидат педагогических наук Зотова, Ольга Николаевна
Формирование музыкальной культуры у будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в педагогическом вузе2003 год, кандидат педагогических наук Петрова, Елена Владимировна
Педагогическая поддержка эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыки2011 год, кандидат педагогических наук Алейникова, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях Республики Корея»
Актуальность проблемы. С вступлением в XXI век в Республике Корея во всех сферах жизни общества происходят большие изменения, в том числе и в области педагогики музыкального образования. Однако, как отмечается в документе Министерства образования и человеческих ресурсов Республики Корея, музыкальное воспитание в детских садах, несмотря на небольшие различия между уровнем подготовки воспитателей, до сих пор в основном сводится к пению песен. Этот факт вызывает необходимость изменить как саму систему дошкольного музыкального воспитания, так, соответственно, и систему подготовки музыкальных работников детского сада.
В настоящее время дошкольное музыкальное воспитание Республики Корея нацелено на существенные перемены, прежде всего, в области определения его содержания. Эти изменения относятся к желанию избавиться от гегемонизации западных образцов, центрации вокруг западной музыки и, в противовес этому - к стремлению вернуться к истокам корейской музыки. Этот решительный шаг, который осуществлен прежде всего Министерством образования и человеческих ресурсов Республики Корея, поддержан широкими слоями общественности, уже дал свои очевидные положительные результаты, сориентировав воспитателей и подрастающее поколение на родную национальную музыку, интерес к которой необходимо воспитывать с первых лет жизни.
В последние годы внимание педагогов разных стран привлечено к исследованию возможностей интегративного (полихудожественного) подхода в музыкальном воспитании. Ученые отмечают, что музыкальное воспитание в том случае соответствует развитию ребенка, когда оно осуществляется на основе интеграции видов музыкальной деятельности и интеграции в сфере искусства. В связи с этим также подчеркивается, что интегрированные музыкальные занятия при разнообразном тематическом подходе к содержанию музыкального обучения в каждой из областей способны дать дидактический эффект общего всестороннего воспитания личности.
Между тем, до сих пор отсутствует целенаправленная вузовская подготовка студентов, будущих воспитателей в данном направлении, что в значительной мере снижает качество этой работы в целом. Таким образом, налицо очевидное противоречие между эффективностью применения полихудожественного подхода в раннем музыкальном воспитании детей и отсутствием системы специальной вузовской подготовки воспитателя в этом направлении. В связи с этим, исследование проблемы подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях Республики Корея приобретает важное, актуальное значение.
Степень разработанности проблемы. Анализ содержания и программ дошкольного музыкального воспитания и вузовской подготовки воспитателей детских садов в разных странах, в том числе в Республике Корея, показывает, что фактически в большинстве из них, в той или иной степени, полихудожественный подход имеет место, реализуясь в форме отдельных связей музыки с изобразительным искусством, движениями под музыку, драматизацией и т.д. (Ан Джэ Син, В. Андресс, Э. Гордон, К. Гильдербрандт, Дж. Диксон, Ф. Челмерс, Им Ын Э, Е.П. Кабкова, П. Кэмпбелл, К. Скотт-Касснер, Ф. Холланд, Б.П. Юсов и др.).
Формированию философских и психолого-педагогических основ исследования способствовали работы, посвященные художественному развитию личности в опоре на аксиологический подход (В.П. Зинченко, Н.И. Кия-щенко, В.А. Малахов, К.К. Платонов, А.И. Щербакова и др.), антропологический (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Ф. Лазурский, М.К. Мамардашвили и др.) и синергетический подходы (А.К. Анохин, Л.Б.Ительсон, И.Р. Приго-жин, Н. Стенгерс и др.); труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России (В.И. Андреев, А.А. Аронов, С.И. Архангельский, Т.И. Бакланова, А.А. Вербицкий, Л.С. Зорило-ва, К.М. Дурай-Новакова, Л.С. Жаркова, Г.И. Железовская, А.Г. Казакова, Н.В. Кузьмина, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.И. Черниченко и др.).
Большое влияние на наше исследование оказали научные труды из области психологии, музыкальной психологии и музыкознания X. Гарднера, А.Н. Леонтьева, К.В. Тарасовой, В.В. Медушевского, Г.М. Цыпина и др.; исследования в области педагогики музыкального образования Э.Б. Абдулли-на, Т.И. Баклановой, Н.А. Ветлугиной, В.И. Закутского, Е.Р. Ильиной, В.Г. Кузнецова, А.В. Малинковской, JI.C. Майковской, Е.В. Николаевой, JI.A. Ра-пацкой, Г.П. Сергеевой, Б.М. Целковникова, Г.М. Цыпина, JT.B. Школяр, А.Т. Щербаковой и др.
Важное значение для разработки теоретико-методических основ исследования оказали труды Ан Джэ Сина, Бек Су Кенга, Н.А. Ветлугиной, Джо Енг Бэ, Джонг Ки Сука, Джонг Се Муна, Дж. Диксона, А.Н. Зиминой, А.И. Катинене, Ким Сонг Гюна, Ли Ын Хва, Ки Чона, Ким Енг Хе, П. Кампбелла, Ким Хи Мо, Лим Ын Э, Но Джу Хэ, Г.А. Прасловой, О.П. Радыновой, К. Скотт-Касснера, Ф. Челмерса, Ю Сынг Джи и др., посвященные музыкальному обучению, воспитанию и развитию детей в дошкольных учреждениях; исследования В.В. Алеева, Л.М. Баженовой, В.В. Бахтина, Н.А. Ветлугиной, Е.П. Кабковой, Т.С. Комаровой, З.В. Новлянской, М.С. Осенневой, Т.Г. Пеня, О.А. Сусловой, К.С. Тарасовой, Т.А. Шипилкиной, И. Штанько, Б.П. Юсова и др., раскрывающие специфику и формы взаимодействия различных видов искусства в образовательном процессе.
К настоящему времени в России выполнен ряд диссертационных исследований, обращенных к полихудожественной подготовке учителя, воспитателя (А. Батыралиев, Л. Г. Бейрюмова, Л.В. Горина, Л.Р. Золотарева, В.К. Кириллов, Т. Костогрыз, Л.Б. Рылова, И.А. Синкевич), однако ни одно из них не исследует эту проблему в рамках музыкально ориентированной полихудожественной деятельности.
Цель исследования: теоретико-методическая разработка и обоснование модели подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях.
Объект исследования: процесс вузовской подготовки будущих воспитателей к музыкальному обучению детей в дошкольных учреждениях Республики Корея.
Предмет исследования: педагогические условия профессиональной подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях.
Задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать современные тенденции музыкального дошкольного воспитания в Республике Корея.
2. Определить педагогические условия, необходимые для эффективной подготовки студентов к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях Республики Корея.
3. Разработать теоретико-методическую модель подготовки будущего воспитателя к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях.
4. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровни готовности студентов к исследуемой деятельности.
5. Разработать экспериментальный курс «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях» и проверить его эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:
1. Вузовская подготовка будущих воспитателей к проведению музыкальных занятий в детском саду нуждается в новых подходах, обусловленных современными тенденциями в области музыкального дошкольного воспитания в Республике Корея.
2. Одним из важных направлений профессионального образования в вузе является подготовка воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в детских садах.
3. В качестве педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки будущих воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественой деятельности детей в дошкольных учреждениях, выступают следующие: создание теоретико-методической модели, включающей в себя мотивационно-ценностный, логико-конструктивный и художественно-операциональный компоненты; разработка экспериментального курса, отвечающего современным требованиям дошкольного воспитания детей; обеспечение единства теории и практики в процессе освоения экспериментального курса.
Методы исследования: анализ и обобщение теоретического и методического материала по проблеме исследования; изучение и анализ государственных и альтернативных интегрированных программ полихудожественного развития дошкольников; сплошное и выборочное наблюдение; анкетирование и индивидуальное интервьюирование; беседы с музыкантами, педагогами, студентами, воспитателями; метод измерения результатов (permanent product recording); метод регистрации частоты (event recording); метод интервальной регистрации (interval recording); метод регистрации временной выборки (time sampling); метод перманентной регистрации (duration recording); проверка результатов по критерию Стьюдента; диагностика уровней сфор-мированности готовности студентов к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в детском саду; педагогический эксперимент; математическая обработка результатов.
Методологическая база исследования. Философскую и психолого-педагогическую основу исследования составляют метапринципы художественного развития личности: аксиологический (В.П. Зинченко, Н.И. Киящен-ко, А.И. Щербакова и др.), антропологический (П.П. Блонский, JT.C. Выготский, М.К. Мамардашвили и др.); синергетический (И.Р. Пригожин, Н. Стен-герс и др.); труды, освещающие современные тенденции развития системы профессионального образования в России (М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и
ДР-)
Психологический аспект диссертации основывается на трудах X. Гарднера, А.Н. Леонтьева, К.В. Тарасовой и др.; музыкально-психологический аспект - на трудах В.В. Медушевского, Г.М. Цыпина и др.
Музыкально-педагогическая платформа исследования выстраивается на основе работ Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Е.Р. Ильиной, JI.C. Майков-ской, Е.В. Николаевой и др.
Теоретико-методологической основой исследования явились также труды Ан Джэ Сина, Н.А. Ветлугиной, Джо Енг Бэ, Джонг Ки Сука, Дж. Диксона, А.Н. Зиминой, Ли Ын Хва, Ким Менг Хи, Ким Хи Мо, П. Кемпбел-ла, Лим Ын Э, Г.А. Прасловой, О.П. Радыновой, К. Скотт-Касснера, Хан Э Хянга, Ф. Челмерса, Ю Сынг Джи и др., посвященные музыкальному обучению, воспитанию и развитию детей в дошкольных учреждениях; а также исследования, раскрывающие специфику и формы взаимодействия различных видов искусства в образовательном процессе В.В. Бахтина, Д.Б. Кабалевского, Е.П. Кабковой, Т.С. Комаровой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, З.Н. Новлянской, М.С. Осенневой, Л.А. Рапацкой, Н.А. Терентьевой, Т.А. Шипилкиной, Б.П. Юсова и др.
База исследования: факультет дошкольного воспитания университета Донг Син (г. Кванджу), факультет детского образования Католического университета Могпхо (г. Могпхо), факультет детского образования Института Тонгканг (г. Кванджу).
На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась литература по проблеме исследования; разрабатывались его основные методологические характеристики и теоретико-методические основы; создавался экспериментальный курс «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях». В ходе констатирующего опытно-экспериментального исследования выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; проводился социологический опрос, в котором приняли участие 235 воспитателей дошкольных учреждений и студентов-старше-курсников; разрабатывалась методика диагностики уровней сформированное™ готовности будущих воспитателей к осуществлению музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в дошкольных учреждениях.
На втором этапе (2004-2005 гг.) проводилось параллельное экспериментальное исследование по выявлению влияния полихудожественной деятельности на музыкальное и общее развитие детей дошкольного возраста (21 дошкольник); диагностировался исходный уровень готовности студентов к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению экспериментального курса «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях» в вузовский учебно-воспитательный процесс (формирующий этап).
На третьем этапе (2005-2006 гг.) систематизировался материал, полученный в ходе опытно-экспериментального исследования, проводилась обработка полученных данных, уточнялись теоретико-методические выводы и подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые специальному анализу подвергнута вузовская подготовка воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях, как в России, так и в Республике Корея;
- определены педагогические условия, необходимые для подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в детских садах (создание теоретико-методической модели, разработка экспериментального курса, отвечающего современным требованиям дошкольного воспитания детей; обеспечение единства теории и практики в процессе освоения экспериментального курса);
- разработана теоретико-методическая модель вузовской подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в условиях дошкольных учреждений, включающая в себя мотивационно-ценностный, логико-конструктивный и художественно-операциональный компоненты.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- выявлены современные тенденции дошкольного музыкального воспитания в Республике Корее (реализация теории множественного интеллекта; интегральный подход; поликультурное воспитание);
- определены сущность музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях и ее структура, которая складывается из следующих взаимосвязанных между собой направлений: полихудожественная деятельность на основе связи музыки и изобразительного искусства; полихудожественная деятельность на основе связи музыки и искусства движения; полихудожественная деятельность на основе связи музыки и литературы; полихудожественная деятельность на основе связи музыки и театрализации (драматизация, инсценировка и др);
- разработан диагностический инструментарий, позволяющий проследить динамику в формировании у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной деятельности в дошкольных учреждениях, а также применять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому студенту.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: содержащиеся в диссертации теоретические положения содействуют целостному процессу вузовской подготовки будущих воспитателей к проведению музыкальных занятий в детском саду на основе полихудожественного подхода; разработаны методические рекомендации к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях; разработанный автором диссертации спецкурс «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях» может быть востребован в высших учебных заведениях, готовящих специалистов данного профиля. Материалы диссертации могут войти составной частью в лекционные, семинарские и практические занятия по курсу «Музыкальное воспитание в детском саду», а также использоваться на курсах повышениях квалификации музыкальных работников дошкольных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы со студентами факультета дошкольного воспитания университета Донг Син (Республика Корея) через внедрение экспериментального курса «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях»; через публикации научно-методических материалов автора и выступлений: на международной научно-практической конференции в МГУКИ (Москва, 2005 г.); на международной научно-практической конференции в ЗКГУ им. М. Утемисова (Уральск, Казахстан, 2006 г.); на Всероссийской научно-практической конференции в КГУ им. Н.А. Некрасова (Кострома, 2006 г.); на международной научно-практической конференции в НГГУ (Нижневартовск, 2006 г.); на международной научно-практической конференции в КГПИ (Коломна, 2006 г.); на межрегиональной научно-практической конференции с международным участием в Mill У (Москва, 2006); в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ и кафедре дошкольного музыкального образования в университете Донг Син (Республика Корея).
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс университетов Донг Син и Института Тонгканг (г. Кванджу), Католического университета Могпхо (г. Могпхо), в дошкольных учреждениях Республики Корея.
Достоверность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью и исходными теоретическими положениями; разнообразием и взаимодополняемостью используемых методов исследования; разносторонностью эмпирических материалов, необходимых для качественного и количественного анализа исследуемой проблемы; адекватностью научного аппарата объекту и предмету исследования; многолетним стажем работы в качестве преподавателя кафедры дошкольного воспитания; результатами опытно-экспериментальной работы, подтверждающими позитивные изменения в подготовке студентов к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в дошкольных учреждениях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подготовка воспитателей к целенаправленной организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в условиях дошкольного воспитания является важным направлением в системе высшего профессионального образования.
2. Включение полихудожественного подхода в систему подготовки воспитателя к проведению музыкальных занятий в дошкольных учреждениях способствует: активизации интереса к корейскому искусству и искусству других стран; пониманию его природы, особенностей и связей с национальными традициями; более успешному усвоению музыкальных знаний, умений и навыков; накоплению опыта творческой музыкальной деятельности.
3. Эффективность подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в детском саду зависит от реализации в учебном процессе необходимых педагогических условий: создания и внедрения теоретико-методической модели, включающей в себя мотивационно-ценностный, логико-конструктивный и художественно-операциональный компоненты; разработки экспериментального курса, отвечающего современным требованиям дошкольного воспитания детей; обеспечения единства теории и практики в процессе его освоения.
4. Спецкурс «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях», представляя в системном единстве теорию и практику, служит основной формой подготовки будущего воспитателя к данному виду деятельности в детском саду.
5. Разработанный инструментарий диагностики готовности будущих воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях позволяет выявлять у них динамику в процессе формирования знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной деятельности, а также применять индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому студенту.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников1999 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Марина Аркадьевна
Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX-го столетия: на материале музыкальных занятий в общеобразовательных школах Республики Корея2007 год, кандидат педагогических наук Юн Енг А
Музыкальное развитие школьников в региональной системе полихудожественного образования2004 год, кандидат педагогических наук Ковалева, Татьяна Сергеевна
Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста2004 год, кандидат педагогических наук Никольская, Елена Васильевна
Эколого-эстетический подход в художественном воспитании детей2008 год, доктор педагогических наук Куприна, Надежда Григорьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Цои Енг Генг
Выводы по первой главе:
Основными тенденциями, оказывающими влияние на развитие дошкольного музыкального воспитания в Республике Корея, являются реализация теории множественного интеллекта, интегральный подход и поликультурное воспитание. Данные тенденции отразились на определении целей, задач и содержании корейского дошкольного музыкального образования.
Специально проведенный анализ научной литературы, в том числе зарубежных источников, позволил выявить в корейском дошкольном воспитании «общее» и «особенное»; оценить положительный опыт, накопленный в данной области российскими и другими зарубежными учеными; определить сущность и структуру музыкально ориентированной полихудожественной деятельности и на этой основе разработать теоретико-методическую модель подготовки воспитателя к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях.
Структура данной подготовки предусматривает следующие тесно взаимосвязанные между собой компоненты: мотивационно-ценностный, логико-конструктивный и художественно-операциональный. Опытно-экспериментальное исследование эффективности разработанной теоретико-методической модели представлено нами во второй главе диссертации.
Глава 2. Содержание опытно-экспериментального исследования процесса подготовки будущих воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности дошкольников
2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы
Целью проведения опытно-экспериментального исследования являлось выявление и создание педагогических условий, необходимых для формирования готовности воспитателей к осуществлению музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в детском саду.
Поставленная цель преследовала реализацию следующих задач:
- определить состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике;
- разработать теоретико-методическую модель подготовки воспитателей к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в детском саду;
- разработать исследовательские процедуры для проведения опытно-экспериментальной работы на различных ее этапах;
- разработать и внедрить в учебный процесс экспериментальный курс «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях»;
- выявить эффективность и целесообразность использования разработанной в диссертации теоретико-методической модели в ходе проведения опытно-экспериментальной работы с учащимися дошкольных отделений высших учебных заведений;
- проанализировать и обобщить полученные результаты.
Опытно-экспериментальное исследование, как уже отмечалось во Введении, включало три этапа и проводилось в период с 2002 г. по 2006 г.
На первом этапе (2002-2004 гг.) изучалась литература по проблеме исследования; разрабатывались его основные методологические характеристики и теоретико-методические основы; создавался экспериментальный курс «Организация музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в дошкольных учреждениях». В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования выявлялось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике; проводился социологический опрос; разрабатывалась методика диагностики уровней сформированности готовности будущих воспитателей к осуществлению музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в дошкольных учреждениях.
На втором этапе (2004-2005 гг.) проводилось экспериментальное исследование по выявлению влияния музыкально ориентированной полихудожественной деятельности на музыкальное и общее развитие детей дошкольного возраста; диагностировался исходный уровень готовности студентов к организации и управлению музыкально ориентированной полихудожественной деятельностью детей в дошкольных учреждениях; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению экспериментального курса в вузовский учебно-воспитательный процесс.
На третьем этапе (2005-2006 гг.) систематизировался материал, полученный в ходе формирующего эксперимента, производилась обработка полученных данных, уточнялись теоретико-методические выводы и подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.
В ходе опытно-экспериментальной работы нами применялись следующие методы:
- обобщение передового педагогического опыта в области дошкольного воспитания;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическая беседа;
- интервьюирование, тестирование; анкетирование;
- социологический опрос;
- диагностика уровней сформированное™ готовности будущих воспитателей к осуществлению музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в детском саду;
- педагогический эксперимент;
- статистическая обработка результатов экспериментального исследования.
Как отмечалось выше, на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования был проведен социологический опрос, целью которого было выявление значимости поставленной проблемы и ее актуальности в практике музыкального дошкольного воспитания. В опросе приняли участие воспитатели дошкольных учреждений г. Сеула и г. Кванджу, студенты старших курсов факультетов дошкольного воспитания университетов Тонсин, Моквон и Кенам. Общее количество респондентов составило 235 человек.
При опросе нам важно было выяснить, какое значение респонденты придают проблеме подготовки воспитателей к осуществлению музыкально опосредованной полихудожественной деятельности в дошкольных учреждениях, какими обладают знаниями, умениями и навыками в этой области.
В анкете использовались как закрытые, так и открытые вопросы, а также шкала самооценки, с помощью которой респонденты оценивали свои знания, умения и навыки, необходимые для осуществления музыкально ориентированной полихудожественной деятельности в детском саду (Приложение 1).
Проведенное анкетирование показало, что все респонденты проявляют высокую заинтересованность, увлеченность своей музыкально профессиональной деятельностью. В большинстве ответов на первый вопрос («Любите ли Вы свою профессию и почему?»), отмечались любовь к детям, к музыке; возможность передать свои знания детям и научить их любить и понимать музыку, воспитать их эстетические чувства и культуру и др.
Однако, только четвертая часть опрошенных (25%) продемонстрировала свою осведомленность в вопросах о современных тенденциях, проблемах, целях и задачах музыкального дошкольного воспитания. Еще меньше респондентов (9%) смогли дать правильный ответ на шестой вопрос - о сущности музыкально ориентированной полихудожественной деятельности. Сопоставляя ответы на данный вопрос с ответами на вопрос №4, можно сделать следующий вывод: так как большинство воспитателей занимаются с детьми, в основном, только пением (72%), 11% - пением и игрой на музыкальных инструментах, 9 % —слушанием музыки и всего 8% - полихудожественной деятельностью, то вполне объяснимо, почему респонденты испытывали затруднения, отвечая на вопрос № 6. К тому же разница в процентном соотношении (9% и 13%) позволяет говорить и о том, что даже те участники опроса, которые занимаются полихудожественной деятельностью с детьми, делают это, зачастую, на интуитивном уровне, без опоры на методику и передовую практику.
Большой интерес для нашего исследования представляет самооценка воспитателей своих знаний, умений и навыков, необходимых для организации различных видов музыкальной и музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей на занятиях в детском саду. Сначала нам необходимо было выяснить, насколько уверенно себя чувствуют воспитатели в процессе организации каждого отдельно взятого вида деятельности. Потом, на основе полученных данных, узнать, насколько респонденты владеют умениями организовывать на занятиях музыкально ориентированную полихудожественную деятельность, которая базируется на сочетании различных видов деятельности детей. Мы попросили респондентов оценить свои знания, умения и навыки по трехбалльной шкале, где 3 балла означает высокий уровень развития знаний, умений и навыков, 2 балла - средний и 1 балл - низкий уровень:
1. Оцените свои знания, умения и навыки, необходимые для организации вокально-хоровой работы с детьми, по трехбалльной шкале: 25% 54% 21% высокий средний низкий уровни
2. Оцените свои знания, умения и навыки, необходимые для организации инструментальной деятельности детей, по трехбалльной шкале:
10%30%60% высокий средний низкий уровни
4. Оцените свои знания, умения и навыки, необходимые для организации слушания музыки, по трехбалльной шкале:
24%37%39% высокий средний низкий уровни
5. Оцените по трехбалльной шкале свои знания, умения и навыки, необходимые для организации и руководства музыкально ориентированной полихудожественной деятельностью детей, основанной на синтезе: а) музыки и искусства движения;
5%22%73% высокий средний низкий уровни б) музыки и литературы;
7%26%77% высокий средний низкий уровни в) музыки и изобразительного искусства; 4%29%67% высокий средний низкий уровни г) музыки и театрализации.
3%19%78% высокий средний низкий уровни
Как видно из полученной информации, по совокупности в процентном соотношении самый лучший показатель (25% и 54% - высокий и средний уровни развития) самооценки знаний, умений и навыков, необходимых для организации вокально-хоровой работы с детьми, а самый худший показатель (низкий уровень развития - от 67% до 78% студентов) самооценки знаний, умений и навыков, необходимых для организации и руководства различными видами музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей.
84% участников опроса считают, что необходима целенаправленная вузовская подготовка воспитателей к осуществлению музыкально ориентированной полихудожетвенной деятельности детей в дошкольных учреждениях. Примерно столько же опрошенных (88 %) выразили желание получить знания и развить практические умения и навыки, которые играют решающую роль в процессе организации и управления данной деятельностью детей в дошкольных учреждениях.
Среди педагогических условий, необходимых для организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей на музыкальных занятиях, респонденты отмечали следующие: наличие хорошей материальной базы, предусматривающей большой выбор музыкальных инструментов, нотных, наглядных пособий и специальной литературы, аудио- и видеоматериалов и т. д.; способность воспитателя профессионально осуществлять музыкально ориентированную полихудожественную деятельность; создание соответствующей атмосферы на занятиях и др.
При ответе на последний вопрос анкеты («Какие, на Ваш взгляд, дисциплины необходимо включить в процесс вузовской подготовки для того, чтобы повысить уровень профессиональной деятельности воспитателей детского сада?») респонденты назвали такие дисциплины как «Методика организации слушания музыки», «Методика организации движений под музыку», «Восприятие музыки», «Обучение детей игре на простейших музыкальных инструментах», «Музыкальная психология», «Методика организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей», «Обучение игре на корейских национальных инструментах», «Диагностические методики». Также многими респондентами отмечалось недостаточное количество часов по фортепиано, где будущие воспитатели обучаются не только играть на инструменте, но и подбирать на слух аккомпанемент к детским песням, дирижировать.
На вопрос: «Влияет ли музыкально ориентированная полихудожественная деятельность на музыкальное и общее развитие детей дошкольного возраста?», большинство участников опроса (89%) дали утвердительный ответ.
Необходимо отметить, что нами было проведено специальное исследование, подтвердившее это мнение (утверждение). В Республике Корея существуют программы по музыкотерапии, направленные на коррекцию поведения детей, их общее и музыкальное развитие (Ким Ын Хи, 2000). Данные программы основаны на применении различных видов музыкальной и полихудожественной деятельности, и поэтому представляют для нас большой интерес.
Цель исследования - коррекция поведения детей дошкольного возраста, обладающих дефицитом внимания и гиперактивностью (Attention Deficit Hyperactivity Disorder, далее - ADHD). Значимость данного исследования видится и в том, что ранее такого рода исследования фокусировались на изучении главным образом учащихся начальной школы и подростков, а терапевтический подход к детям дошкольного возраста не проводится достаточно активно. Однако, по мнению ученых, когда проблему дезадаптивного поведения ребенка не решают в раннем детстве, намереваясь это делать в более старшем или подростковом возрасте, поверхностная коррекция поведения может быть легкой, однако для решения уже интериоризированных, утвердившихся и вошедших в привычку проблем требуется больше времени и усилий, при этом эффект будет незначительным.
Заболеваемость ADHD у детей школьного возраста достигает 4 - 5%, а периодом ее возникновения является дошкольный возраст до 7-и лет. Согласно материалам D.S.M., диагноз ADHD ставится при наличии 8-и из следующих критериев диагностики: 1) склонность двигать руками и ногами, потирать или вращать их, не оставляя их в покое; 2) склонность постоянно двигаться, будучи не в состоянии спокойно усидеть на месте; 3) склонность легко отвлекаться на внешние раздражители; 4) склонность не ожидать очереди в играх; 5) склонность отвечать, не дослушав вопрос до конца; 6) склонность не слушаться, даже когда поручают выполнимые действия; 7) тенденция к отсутствию концентрации в учебе или игре; 8) тенденция браться за несколько дел, ни одного не доводя до конца; 9) неспособность тихо играть; 10) склонность к чрезмерному многословию; 11) склонность не слушать, когда говорит другой человек; 12) склонность вмешиваться в игры других детей и мешать им; 13) склонность забывать о своих делах и вещах; 14) склонность часто совершать опасные действия (Американская ассоциация психиатрии, 1995).
Объектом настоящего исследования явились воспитанники детских садов К и Н, расположенных в городе G (21 человек). По наблюдениям воспитателей участвующие в эксперименте дети отличались рассеянностью или импульсивностью, а по результатам применения шкалы DSM - как критерия диагностики, широко применяющегося в выявлении детей с ADHD, данные дети получили 17 и более баллов, и таким образом, были определены врачом-специалистом как дети с дефицитом внимания и гиперактивностью. Итак, были отобраны 7 мальчиков и 4 девочки из детского сада Н, и 6 мальчиков и 4 девочки из детского сада К, среди которых 6 человек из детского сада Н и 5 человек из детского сада К составили экспериментальную группу, а остальные 10 человек были определены в контрольную группу. Средний возраст испытуемых составил 68,41 месяца в экспериментальной группе и 68,27 месяца в контрольной группе, таким образом, обе группы составили дети одного и того же возраста.
Инструментарий исследования
Характер Метод регистрации
1 Регистрация аналитических отчетов Метод регистрации наблюдений (anecdotal reports)
2 Регистрация наблюдений результатов Способ измерения результатов (permanent product recording)
3 Регистрация наблюдений выборки действий Метод регистрации частоты (event recording)
Метод интервальной регистрации (interval recording)
Метод регистрации временной выборки (time sampling)
Метод перманентной регистрации (duration recording)
Метод регистрации времени реакции (latency recording)
Исследование проводилось с 1 февраля по 30 марта 2005 г. Было проведено 24 40-минутных сеансов программы, по 3 сеанса в неделю. В качестве экспертов выступили 2 музыкотерапевта, 2 терапевта-ассистента, 2 воспитателя, специализирующихся на воспитании детей младшего дошкольного возраста, врач-специалист по детской психиатрии.
Содержание программы музыкотерапии отражено в Таблице №2.
Заключение
На основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Основными тенденциями, оказывающими влияние на развитие дошкольного музыкального воспитания в Республике Корея, являются реализация теории множественного интеллекта, интегральный подход и поликультурное воспитание. Данные тенденции отразились как на определении целей, задач и содержании корейского дошкольного музыкального образования, так и на системе подготовки воспитателей к проведению музыкальных занятий в дошкольных учреждениях.
2. Подготовка будущих воспитателей к целенаправленной организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в детском саду является важным направлением профессионального образования студентов на факультетах дошкольного воспитания в высших учебных заведениях.
3. Включение полихудожественного подхода в систему музыкальной подготовки воспитателя способствует: активизации интереса к корейскому искусству и искусству других стран; пониманию его природы, особенностей и связей с национальными традициями; более успешному усвоению музыкальных знаний, умений и навыков; накоплению опыта творческой музыкальной деятельности.
4. Теоретико-методическая модель подготовки будущего воспитателя к организации музыкально ориентированной полихудожественной деятельности детей в своей структуре предусматривает следующие тесно взаимосвязанные между собой компоненты:
- мотивационно-ценностный, в задачу которого входит формирование у будущего воспитателя заинтересованного, личностно-ценностного, эстетически направленного отношения к ОМОПД и развитию потребности к этой деятельности;
- логико-конструктивный, задачей которого является вооружение будущих воспитателей специальными знаниями о сущности, структуре и особенностях данного аспекта их профессионально-творческой деятельности;
- художественно-операциональный, призванный вырабатывать у будущих воспитателей ряд профессионально-личностных качеств, умений и навыков, отвечающих специфическим требованиям к ОМОПД и обеспечивающих ее достаточно высокую продуктивность в музыкально-педагогической практике.
5. Содержательный состав необходимых знаний, умений и навыков определяется в соответствии со структурными компонентами музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, основанной на синтезе: а) музыки и искусства движения; б) музыки и литературы; в) музыки и изобразительного искусства; г) музыки и театрализации.
6. Эффективность подготовки воспитателей к организации и руководству музыкально ориентированной полихудожественной деятельностью детей в детском саду зависит от реализации в учебном процессе необходимых педагогических условий: создания и внедрения теоретико-методической модели; разработки экспериментального курса, отвечающего современным требованиям дошкольного воспитания детей; обеспечения единства теории и практики в процессе его освоения.
7. Разработанные критерии и параметры диагностики уровней сформированное™ готовности воспитателей к организации и руководству музыкально ориентированной полихудожественной деятельностью детей в дошкольных учреждениях позволяют выявлять динамику и эффективность процесса формирования знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления данной деятельности, а также применять индивидуальный, лично-стно-ориентированный подход к каждому студенту.
8. Проведенная в исследовании опытно-экспериментальная работа подтвердила правомерность выдвинутых в гипотезе положений и эффективность их реализации в практике.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Цои Енг Генг, 2007 год
1.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2005. - 232 с.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Абелян JI.M. Забавное сольфеджио: Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1985.
4. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников. Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата пед. наук. М., 1988.
5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. - Воронеж, 1998.
6. Ан Дже Син, Хан Э Хянг. Практика педагогического метода обучения детей корейской народной музыке, 23 сборник диссертаций. Сеул, 1999. С. 522.
7. Ан Дже Син. Детское музыкальное воспитание на основе поликультурного подхода. Сеул, 2000.
8. Ан Дже Син. Детское музыкальное образование. Сеул: Издательство Кё-юк-квахак, 2004.
9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Под ред. Е.М.Орловой. М.; Л., 1965. 1 З.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971.
10. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Родной мир музыки. Тетрадь для учащихся. 1 класс. М., 1997. 96 с.
11. Басина Н.Э, Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка-Пресс, 1977.-144 с.
12. Бахтин В.В., Шипилкина Т.А. Содружество муз: Учебное пособие по спецкурсу «Музыка в мире искусств». М., 2005 - 141 с.
13. Берсенева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до девяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе) Пермь: ПТУ, 1995.
14. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения,- М., 1961.-С.266- 267.
15. Богданов Г.Ф. Работа над танцевальной речью. Учебно-методическое пособие. М.: МГУКИ, 2004.- 130 с.
16. Богданова В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Монография. М.2004. - 136 с.
17. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранова С.П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. М.: «Академия», 1997. - 240 с.
18. Болыпева Т.В. Учимся по сказке. СПб., 2001.
19. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель, 2004. - 270 с.
20. Вартанов А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства //Литература и живопись. Л., 1982. - С.5-30.
21. Вендрова Т.Е. Пластическое интонирование в методике Вероники Коэн //Искусство в школе. 1997, №1,2.
22. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981. - 240 е., нот.
23. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.,1968.
24. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М., 1967.
25. Гальперин Н.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
26. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. М., 2002.
27. Джанг Ын Джу. Влияние чтения нот-картинок и их восприятие у детей. Магистерская диссертация. Сеул: Женский университет Ихва., 1997.
28. Джо Бу Кенг, Со Сонг Ми. Развитие активности «звука» в рассказах //Детская педагогика. Вып. 15. Сеул: Корейская комиссия детского образования, 1997.
29. Джо Енг Бэ. Необходимость музыкального образования в Корее / Комиссия корейского музыкального образования, 32 музыкально-педагогический научный семинар. Сеул, 2001.
30. Джо Хё Им. Практика и теория педагогики по Орфу. Сеул: Ханмунса, 1999.
31. Джо Хынг Ги. Музыкально педагогический метод Кодая: принципиально педагогически подход в музыкальной педагогике Кодая. Сеул: Дара, 1994.
32. Джо Юн Ми. Данные о народной музыке для детей. Сеул: Организация Югенг, 1998.
33. Джонг Ки Сук, Бек Су Кенг. Образования детей дошкольного возраста по Монтесори. Сеул: Издательство Гёмун, 1985.
34. Джонг Се Мун, Ки Чон. Детское музыкальное образование. Сеул: Издательство Чангчиса, 1985.
35. Дмитриева Н.А. Слово и изображение //Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. - С. 44-54.
36. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. М.: ООО «Издательство «РОСМЕН - ПРЕСС», 2003. - 142 с.
37. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности.-СПб., 1981.
38. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. -М., 1992.
39. Дошкольная педагогика. /Под ред. Ф.А.Сохина, В.И.Ядэшко. М., 1978.
40. Дубровская Е.А. Тематический принцип в музыкально-эстетическом воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста //Руководство процессом музыкального воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1988.
41. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Дис. д-ра псих. наук. М., 1990.
42. Жигалко Е.В. От стихов к музыке. Ритмическая декламация, движение и словотворчество на уроках музыки: хрестоматия/ Сост. Е.В.Жигалко - Санкт -Петербург 1999.-81с.
43. Жигалко Е.В., Казанская Е. Музыка, фантазия, игра. Учебное пособие по ритмике, сольфеджио, слушанию музыки для детей 5-8 лет. Санкт Петербург, 1999.-38 с.
44. Жирова Н.А. Ассоциативные связи видов искусств как принцип музыкально-педагогической подготовки учителя. Автореф. на сиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 2003.
45. Зимина А.Н. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4-7 лет. М., 1998.52.3имина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет. М., 1998.
46. Ильина Е.Р. Эстетическое воспитание как средство профессиональной подготовки студентов музыкальных училищ. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 1998. - 24 с.
47. Ищук В.В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при обучении студентов игре на детских музыкальных инструментах (на факультетах дошкольного воспитания). Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата пед. наук. М., 1988.-16 с.
48. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1982.
49. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке общеобразовательной школы //Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. М., 2001.
50. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое: Книга о музыке. -М., 1972.
51. Кабкова Е.П., Львова Е.П., Некрасова Л.М., Фомина Н.Н. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. СПб., 2006 г.
52. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности. М., 1996.
53. Как обновить педагогический процесс в ДОУ / Сост. И.А.Кутузова. -СПб., 1996.-180 с.
54. Капустина Г., Смирнова Т. Некоторые аспекты интеграции профессиональной подготовки специалистов в педагогическом колледже // Детский сад от А до Я. №6 - 2004. - С.147-152.
55. Ким Менг Сун, Джо Кенг Джа. Теория и практика преподавания музыки для детей, Сеул: университет Даымсе, 1998. 176 с.
56. Ким Менг Хи. Эффект открытого воспитания, основанный на теории множественного интеллекта /Сборник педагогических статей университета Ханьян, 1998.-С. 51-86.
57. Ким Сонг Гюн. Практика в детском музыкальном образовании. Сеул: Издательство «Современная музыка», 1994. - 189 с.
58. Ким Хи Мо. Новое воспитание талантов дошкольников: истолкование метода Судзуки. Сеул: Кехакса, 1993. - 114 с.
59. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М: Таланты-XXI век, 2004. - 496 с.
60. Киященко Н.И. Человек и музыка: Вопросы методологии музыкально-эстетического воспитания //Методологические проблемы музыкальной педагогики.-М., 1991.-С. 18-20.
61. Клюева Е.В. Интегративный подход в условиях подготовки будущих специалистов дошкольного профиля // Детский сад от А до Я. №6 - 2004. -С.143-146.
62. Комарова Т.С., Брыкина Е. О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей//Дошкольное воспитание. 1995.- №5.- С. 47-53.
63. Комисарова JI.H., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М, 1986.
64. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., 1982.
65. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990.
66. Корой Е.Ф. Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации музыкально развития детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата пед. наук. М., 1988.
67. Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. М., 1994.
68. Коэн В. Метод музыкальных зеркал (двигательные аналоги музыкального восприятия) //Искусство в школе. 1995. - №№4, 5.
69. Кравчук Л.В. Занимательно игровые ситуации для развития музыкальных способностей у детей 3-6лет // Дошкольное воспитание. - 1995. - №2.
70. Кравчук Л.В. Комплексное освоение искусства //Воспитание школьников. -М., 2001. -№4. -С.47-50.
71. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977.
72. Крамаренко О. Театрально-игровая деятельность как интегрированная деятельность в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. -№6-2004.-С. 84-93.
73. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — М., 1963.
74. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
75. Ли Ен Генг. Педагогическая идеология Золтана Кодая и задачи специалистов музыки /21-ая музыкально-педагогическая конференция. Комиссия музыкального образования в Корее, 1990.
76. Ли Кенг У, Ли Санг Гым, Ли Ын Хва, Ли Хэ Генг. Исследование старых детских песен, Сеул: университет Ихва, 1994.
77. Ли Сун Ре, Ким Джонг Джун. План деятельности государственной педагогической программы в рамках литературы //Педагогика для детей. Вып. 15. -Сеул: Корейская детская педагогическая комиссия, 1997.
78. Ли Ын Хва, Ким Енг Хе. Музыкальная педагогика для детей. Сеул: Издательство Гёмун, 1985.
79. Ли Ын Хва. Прошлое и настоящее образования детских садов. Сеул: Христианская педагогика, 1982. С. 15-20.
80. Лим Ын Э. Разработка всесторонней программы для детей //Исследование детской педагогики. Сеул, 2001. - С.51-70.
81. Линкявичус К.А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольников (4-7 лет) к игре на детских музыкальных инструментах. Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата пед. наук. М., 1983.
82. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта. М.: Музыка, 2006. - 111 е., нот.
83. Мальцева И. Разговорчивые пальчики //Для самых-самых маленьких. М., 2001.
84. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1991. - 350 с.
85. Медушевский В.В. Межпредметные связи в преподавании музыки в школе.-М., 1981.
86. ЮО.Медушевский В.В. Проблемы становления музыкального восприятия — М., 1982.
87. Ю1.Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия) // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. -Л., 1986.
88. Метлов Н.А. Музыка детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет.сада /Сост. С.И. Челышева, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1985.-144с.; нот.
89. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для учащихся пед. уч-щ /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1989.
90. Юб.Министерство образования. Образовательный процесс в детских садах. -Сеул: Издательство Тэхан, 1998.
91. Ю7.Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. 1995. № 5. Ю8.Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт.-сост. С.И.Бекина и др. М., 1983.
92. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. ПЗ.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет, воспитания. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
93. Но Джу Хэ. Будем играть с музыкой // Время родителей. Сеул, 2003.
94. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000.
95. Пак Хенг Син. Влияние основанного на игре обучения национальной музыке на понимание ритма дошкольниками. Магитерская диссертация женского университета Токсон, 2002.
96. Панова Н.В. Музыкальная грамота в нотных прописях для дошкольников и учащихся 1-х классов. М., 2000.
97. Пелих Е. Интеграция художественных видов деятельности детей дошкольного возраста //Детский сад от А до Я. №6 - 2004. - С.55-65.
98. Поздняк JT.B., Лещенко Н.Н. Управление дошкольным образованием. -М., 1999.
99. Праслова Г. А. Музыкальное воспитание в современном мире //Национальные системы образования в условиях изменяющегося мира: Сборник статей. Вып. 2 /Сост. И ред. Н.П.Литвинова, Е.В.Кузьмич. - Спб., 1999.
100. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб., 2005.
101. Пригожин И., Стенгерс Н. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986.-431 с.
102. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А.Васильевой. М., 1987.
103. Программы дошкольных общеобразовательных учреждений /Сост. О.А. Соломенникова. М., 2000.
104. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1998.-240 с.
105. Радынова О.П. Музыкальные инструменты и игрушки. Конспекты занятий и развлечений по 6-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 6-7 лет. М., 2000.
106. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М., 1999.
107. Радынова О.П. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов. Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата пед. наук. М., 1985. Ш.Радынова О.П. Слушаем музыку. -М., 1997.
108. Рапацкая JI.A. Взаимодействие искусств и практика художественного воспитания //Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004. - С.303-307.
109. Рачина Б.С. Путешествие в страну музыки: Учебно-методическое пособие.-СПб., 1997.
110. Ребёнок и музыка // Исследовательский центр музыкальной литературы. Сеул: Издательство Самхо, 1998.
111. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.
112. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1980. - 208 с.
113. Сенновская И.Б. Дети искусство - творчество в современном дошкольном образовательном учреждении: полихудожественный подход (материалы педагогического исследования). - М., 2003. - 219 с.
114. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. М., 1962.
115. МОСкаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
116. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.А. Сластенин, В.П. Каширин.- 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 480 с.
117. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей /Под ред. Т.И. Ерофеевой.-М., 1999.
118. Со-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. СПб., 2000.
119. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. М., 2002.
120. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.148 .Тарасова М. Интегрированный подход к уроку музыки // Искусство вшколе, 2001. №4.
121. Театр, где играют дети. Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов /Под ред. А.Б.Никитиной. М.: В ЛАД ОС, 2001.
122. Теория и практика сферы жизненного поиска в соответствии с пятой программой для детских садов //Исследовательский центр детского образования при Женском специализированном университете Сунгый. Сеул: Су-совон, 1994.
123. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., Л., 1947.
124. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств. М., 1990.
125. Торопова А.В. Диагностика бессознательного восприятия музыки детьми. Дис. канд. пед. наук. М., 1994.
126. Торшилова Е.М. «Шалун или Мир дому твоему». Программа и методика эстетического развития дошкольников. М., 1998. - 220 с.
127. Тютюнникова Т.Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» //Дошкольное воспитание. 2000. - №5.
128. Учите детей петь: Песни и упражнения дл развития голоса у детей 3-5 лет /Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. М., 1986.
129. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет /Сост. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. М., 1987.
130. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М., 1961.
131. Фролкин В. Япония: детские сады Судзуки в Мацумото //Дошкольное воспитание.- 1991.- №6.1 бО.Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А.Ветлугиной. -М., 1974.
132. Циркова Н.П. В мире бального танца //Фольклор музыка - театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. - М., 1999.
133. Цои Енг Генг. Подготовка педагогов к организации музыкальных занятий в детском саду //Наследие и современные проблемы национальной культуры. Материалы международной научно-практической конференции. -Уральск, 2006. С.281-283.
134. Цои Енг Генг. Содержание подготовки будущих воспитателей к организации и руководству музыкально ориентированной полихудожественной деятельностью детей в дошкольных учреждениях Республики Корея //Наследие
135. О.А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. -М.: МПГУ, 2006. -С. 371-374.
136. Шоломович С.М., Руденко Н.И., Зинич Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. для уч-ся пед. уч-щ. Киев, 1985.
137. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995.
138. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. -М., 2001.
139. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М., 1978.
140. Ю Генг Хва, Хэн Са Сым. Сборник современных иностранных детских стихов и сказок. Сеул: Издательство Самха, 1972.
141. Ю Сынг Джи. Руководство музыкальной концепции с использованием юритмики Далькроза //Сборник диссертационных работ. №2. Сеул: Комиссия корейского музыкального образования, 1999.
142. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству: Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., 1997.
143. Юдовина-Гальперина Т.В. За роялем без слез или я детский педагог. -СПб.: Союз художников, 2002. - 240 с.
144. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство в школе» // Виды искусства и их взаимодействие /Юсов Б.П. и др. Ред.-сост. Кабкова Е.П., Мун Л.Н. М., 2001.
145. Anderson, W.M. & Lawrence, J.E. Integrating music into the classroom. Belmont, CA: Wadworth Publishing, 1985.
146. Andress, B. Transforming Curriculum in Music. Sue Bredekamp and Teresa Rosegrant (Eds). Reaching Potentials: Transforming Early Childhood Curriculum and Assessment Vol 2. Washington D.C: Naeyc, 1997.
147. Campbell, P.S. & Scott-Kassner, C. Music in Childhood. New York: Schirmer Books, 1995.
148. Chen, J.Q., Krechevsky, M., & Viens, J. Building on children's strendth: The experience of Project Spectrum. New York: Teachers College Press, 1998.
149. Dixon, G. & Chalmers, F.G. The Expressive Arts in Education /Childhood Education., 1990.- P.12-17.
150. Gardner, H. Multiple Intelligence: The theory in practice. Basic Books. A Division of Harper Collins publishers, Inc., 1993.
151. Gordon, E. The early childhood music curriculum. Chicago IL: G.I.A. Pub. Inc., 1993.193 .Gordon, E.E. A music learning theory for new born and young children. -Chicago IL: G.I.A., 1990.
152. Haines, B. & Gerber, L. Leading young children to music (5th ed). Columbus, OH: Merrill Publishing, 1996.
153. Hilderbrandt, C. Creativity in Music and Early Childhood. Young children. NY: Prentice-hall, 1998. C. 53,6,68-74.
154. Moomaw, S. Discovering music in early childhood. Newton, MA: Ayllyn and Bacon, 1984.
155. Morrison G.S. Early Childhood education today, 7th edition. NY: Prentice-hall, 1998.
156. Music Educator National Conference. Opportunity to learn standards for music instruction: Grades preK-12. Task force chair P.Lehman. Reston, VA: Author, 1994.
157. Perry, J.C. Music in early childhood education //In B.Spodek (Ed). Handbook of research on the education of young children. NY: Macmillan, 1993. P. 207224.
158. Wood, D. Move, Sing Listen, Play; Preparing the Young Child for Music. -Toronto: Gordon V. Thompson, Ltd., 1982.
159. Zimmerman, M. P. Musical characteristics of children. Washington, D. C.: MENC, 1971.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.