Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Матехина, Ольга Геннадьевна

  • Матехина, Ольга Геннадьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Новокузнецк
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 312
Матехина, Ольга Геннадьевна. Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Новокузнецк. 2009. 312 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Матехина, Ольга Геннадьевна

2.1 2.

Выводы

Глава

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические основы обучения студентов созданию предметного театрализованного сценария

Искусствоведческие основы исследования. Специфика сценарной драматургии

Лингвистический аспект проблемы характеристики и создания сценария

Классификация сценариев

Характеристика предметного театрализованного сценария как речевого жанра

Текстообразующие признаки предметного театрализованного сценария

Сюжетно-композиционная театрализованного сценария Структура (текстовое театрализованного сценария Сценарная деятельность деятельности учителя организация оформление) предметного предметного в системе профессиональной

Методика обучения студентов педагогических вузов созданию предметного театрализованного сценария

§ 1 Готовность студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария

1.1 Исходные положения и организация констатирующего эксперимента

1.2 Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента

§ 2 Исходные положения, этапы и организация обучающего (формирующего) эксперимента.

§ 3 Ход опытного обучения студентов приемам создания сценария внеклассных мероприятий и нестандартных форм уроков

§ 4 Анализ результатов опытного обучения студентов созданию сценария внеклассных мероприятий и нестандартных форм урока

4.1 Характеристика критериев результатов формирующего эксперимента

4.2 Результаты анализа опытного обучения созданию предметного театрализованного сценария

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка студентов педагогического вуза к созданию предметного театрализованного сценария»

Актуальность исследования.

Одной из важнейших задач, которую приходится решать учителю-словеснику, является повышение интереса к своему предмету. Исследователь Г.И. Щукина отмечает: «Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность познавательной деятельности учащихся» [178, с. 101]. Эффективным способом ее решения признано проведение ярких нестандартных уроков с элементами внеклассной работы. Данные формы организации учебной деятельности ориентированы на занимательную и эмоционально насыщенную информацию, поэтому являются благодатной почвой для формирования познавательного интереса учащихся.

Успешность подобных уроков, сила их воздействия на эмоционально-интеллектуальную сферу учеников в равной степени зависят от качества и режиссуры, и сценария. Однако, как показал анализ методической литературы [3; 7; 8; 11; 19; 43; 48 и др.], чаще всего при подготовке внеклассного мероприятия или нестандартного урока с элементами внеклассной работы основное внимание учителя сосредоточивают на организационных вопросах, тогда как процесс сценарной деятельности отходит на второй план. Зачастую педагоги ограничиваются тем, что берут готовые, опубликованные образцы. При этом не учитывается тот факт, что любой текст несет отпечаток личности автора и ориентирован на определенную речевую ситуацию. Когда учитель обращается к чужим сценариям, он может столкнуться с проблемой: произведение не соответствует задачам педагога, не учитывает интересы школьников, их возможности и уровень предметной подготовки. Кроме того, при всем многообразии выпущенных сборников, сценарии написаны далеко не на все учебные и «околоучебные» темы. А значит, всегда остается вероятность, что нужный текст найти не удастся. Ого позволяет говорить о том, что учителю в его профессиональной деятельности необходимо уметь создавать оригинальные, авторские предметные сценарии.

Для обоснования актуальности выбранной проблемы исследования мы изучили литературу, посвященную клубной драматургии [32; 38; 83; 90; 95; 98 и др.]. Данные источники предоставили богатый материал об особенностях театрализованного действия, композиционной и сюжетной организации сценария, о его внешней жанровой форме и внутреннем жанровом наполнении и некоторых других аспектах. Однако эта литература рассматривает специфику клубных мероприятий, которые имеют социально-культурную, а не учебно-воспитательную направленность. В доступных источниках нет информации о своеобразии сценариев, которые используются в учебной сфере и выполняют дидактические задачи.

Анализ опубликованных предметных сценариев обнаружил их невысокое качество [9; 13; 26; 29; 42; 45 и др.]. Оно выражается в несоответствии текстов особенностям драматургии, однотипности, неоригинальности использованных сюжетов, в низком уровне языковой оформленности и т.д. В ходе бесед с учителями-словесниками мы выяснили, что они не знают особенностей данного жанра и нередко проводят театрализованные уроки без какого-либо конспекта (па уровне не всегда безупречной импровизации) или по опубликованным образцам, не учитывающим особенности конкретного адресата и условий постановки.

Таким образом, значимость сценария как профессионального жанра речи учителя, частотность его использования и неразработанность основных положений, касающихся жанровых признаков предметного сценария и методики обучения ему в условиях высшего профессионального образования, определяют актуальность выбранной нами темы. На наш взгляд, существует потребность выявить особенности данного жанра и ввести в систему подготовки учителей-словесников совокупность заданий, направленных на обучение основам профессионально значимой сценарной деятельности.

Это положение дополнительно подтверждается, по нашему мнению, следующими аргументами.

Во-первых, современная школа активно ищет новые формы преподнесения предметной информации и шире - организации учебного процесса. Захватывающая, зрелищная театрализованная постановка, которая представляет учебный материал в виде конфликт! юго драматургического действия, может стать одной из таких форм. Изучение театрализованного сценария и сценарного творчества, как мы предполагаем, позволит сформировать у будущих педагогов установку на использование ярких, нестандаршых игровых форм работы, на творческий подход к процессу педагогической деятельности.

Во-вторых, именно учитель-словесник чаще всего становится адресатом заказа администрации школы на создание театрализованных представлений (школьных праздников, внеклассных мероприятий, открытых уроков). Так что умение создавать интересные авторские сценарии становится вопросом общей профессиональной компетентности учителя и может сказаться на его социальном статусе и отношении к педагогу коллег и руководства школы.

В-третьих, в последнее время снижается интерес педагогов к внеклассной деятельности, к проведению внеклассных мероприятий. Этот процесс вызван комплексом причип, том числе и тем, что школьные мероприятия зачастую отличаются формализмом, отсутствием оригинальности, творческой искры. Авторы методических разработок школьных театрализованных представлений М.А. Давыдова и И.А. Агапова пишут: «Проанализировав сегодняшний уровень воспитательных мероприятий <.>, осуществляемых в ряде московских и региональных школ, мы были поражены некомпетентностью педагогов, в чьих руках находилась ответственность за проведение вечеров. Почти все эти формы отдыха отличались консерватизмом, серостью и царившей на них скукой» [50, с.З]. Низкая сценарная компетентность педагогов приводит к созданию неинтересных, однотипных мероприятий и, как следствие, к отсутствию ответной эмоционально-интеллектуальной реакции школьников. Обучение будущих учителей основам сценарной деятельности, на наш взгляд, улучшит качество создаваемых театрализованных мероприятий и уроков, придаст им современное звучание, что позволит повысить интерес учителей и учеников к внеклассной деятельности.

В-четвсртых, яркие, интересные театрализованные мероприятия позволяют популяризировать как отдельные темы, так и учебный предмет в целом, вызывают интерес не только со стороны школьников, но и со стороны других учителей, администрации школы, родителей. Это может стать основой для более тесного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.

В-пятых, создание сценария - это творческий процесс, который требует от автора развитой фантазии и комплекса соответствующих коммуникативных умений. Обучение студентов педагогических вузов созданию данного жанра позволит стимулировать развитие их творческой фантазии, коммуникативной культуры и общей эрудиции, что будет способствовать не только формированию «учителя нового поколения», но и личностному совершенствованию студентов. Это, в свою очередь, создаст предпосылки для лучшей социальной и профессиональной адаптации выпускников педагогических вузов, для формирования креативного, эрудированного и успешного специалиста.

Данная работа представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование проблемы обучения будущих учителей-словесников созданию сценария внеклассных мероприятий и театрализованных уроков.

Объектом исследования является профессиональная речевая (риторическая) деятельность педагога-сценариста, а предметом — коммуникативно-жанровые умения, которые помогут' педагогу создать качественный сценарий как профессионально значимый репродуктивно-продуктивный текст.

Гипотеза исследования. Если в содержание коммуникативной подготовки студентов педагогических вузов будет включена система обучения созданию предметного театрализованного сценария, то это в дальнейшем создаст условия для успешного проведения учителем нестандартных инновационных уроков и внеклассных мероприятий и обеспечит более высокий уровень профессиональной деятельности.

Цель исследования: опираясь на данные различных наук (литературоведения, педагогики, лингвистики языка, риторики, теории и методики обучения русскому языку и др.), разработать эффективную модель обучения студентов педагогического вуза созданию предметного театрализованного сценария как профессионально значимого высказывания и проверить ее результативность в реальной коммуникативно-методической деятельности (на педагогической практике).

Для реализации данной цели потребовалось решить ряд задач: а) установить степень разработанности различных аспектов исследуемой темы в научной литературе; б) на основе анализа образцов выявить лингвистические, искусствоведческие и профессионально значимые педагогические основы создания сценария как речевого произведения; в) определить основное содержание понятий, принципиально важных для достижения цели исследования; г) выявить исходный уровень теоретических и практических знаний студентов и учителей-предметников о сценарии как коммуникативном явлении и педагогическом жанре; д) создать дидактическую базу для обучения (отобрать образцы сценариев и др. средства обучения, в том числе и аудиовизуальные); е) разработать систему заданий, направленных на формирование специальных сценарно-коммупикативпых умений студентов; ж) выявить в процессе анализа результатов опытного обучения трудности, которые могут помешать создать и реализовать сценарий, и определить достоинства и недостатки предложенной методической системы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) теоретический анализ лингвистических, искусствоведческих, психолого-педагогических источников по проблемам диссертационного исследования; б) наблюдение за профессиональной деятельностью учителей русского языка и литературы; изучение продуктов их коммуникативно-методической деятельности (сценариев внеклассных мероприятий и театрализованных уроков); в) анализ образцов сценариев, опубликованных в печати и распространенных в личном педагогическом опыте учителя-предметника; г) педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий); д) статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем: 1) на основе научно-педагогичсских достижений последних десятилетий XX-XXI вв. определено и сформулировано современное содержание понятия «предметный театрализованный сценарий»; 2) выявлены и охарактеризованы с учетом современного состояния базовых наук (психологии, педагогики, лингвистики языка, риторики, теории и методики обучения русскому языку и литературе и др.): а) жанрообразующие и жан-ровоопределяющие признаки сценария; б) его жанровые разновидности; в) приемы и способы создания театрализованного предметного сценария; г) место и роль сценарных умений в системе профессиональной педагогической деятельности учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: а) получены данные об исходном уровне знаний и умений студентов-словесников об исследуемом жанре; б) теоретически и экспериментально обоснована необходимость обучения студентов педагогических вузов созданию сценария внеклассных мероприятий и нестандартных форм урока; в) установлен характер трудностей, которые возникают в процессе предварительной подготовки школьных театрализованных постановок; г) разработана и апробирована в условиях вузовской подготовки и педагогической предметной практики в общеобразовательной средней школе методическая система формирования и оценки коммуникативно-речевых умений студентов-словесников III-V курсов педагогического вуза.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: а) предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная программа обучения студентов - словесников создавать сценарий как профессиональное письменное высказывание учителя русского языка и литературы; б) в рамках учебных программных курсов педагогики, риторики, теории и методики обучения русскому языку и литературе разработано содержание вузовских занятий, включающих систему заданий аналитического, репродуктивного, творческого характера, направленных на формирование у студентов - словесников комплекса умений создавать предметный театрализованный сценарий; в) отобран и подготовлен дидактический материал (схемы, таблицы, памятки, видеофрагменты уроков, тексты из учебно-методической литературы, образцы сценариев внеклассных мероприятий и театрализованных уроков учителей-предметников), который может быть использован в практике преподавания психолого-педагогических, лингвистических и частнометодических вузовских курсов, при создании новых учебных пособий, методических рекомендаций.

Личный вклад автора в исследование заключается в разработке теоретических (лингвистических, психолого-педагогических, методических) основ обучения сценарию внеклассных мероприятий и театрализованных форм урока; конкретизации основных жанровых характеристик сценария, в том числе сценария, выполняющего учебные задачи и реализуемого в профессиональной деятельности учителя; в подготовке дидактической базы, разработке и проведении опытно-экспериментального процесса формирования умений создавать предметные театрализованные сценарии; в личном участии в констатирующем и формирующем экспериментах.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается

• ч » I данными констатирующего эксперимента (2002-2006 гг.), включающими опрос 201 студента педагогических вузов гг. Новокузнецка и Москвы, стенограммы индивидуальных бесед с учителями-словесниками и протоколы наблюдений за реальной коммуникативной деятельностью педагогов; результатами опытного обучения, в котором приняли участие 210 студентов факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии (2002-2007 гг.) и 15 студентов филологического факультета Московского государственного педагогического университета (2003 г.), результатами анализа 188 сценариев, которые были выполнены участниками эксперимента, и 13 часов 45 минут аудио- и видеозаписи созданных па их основе уроков и внеклассных мероприятий.

Апробация исследования. Результаты исследования нашли отражение в шести печатных работах, из них одна опубликована в ведущем рецензируемом издании, рекомендуемом ВАК. Материалы исследования обсуждались на заседаниях аспирантского объединения и кафедры теории и методики обучения русскому языку Кузбасской госпедакадемии (2002-2007 гг.), а также на заседании кафедры риторики и культуры речи Московского государственного педагогического университета (2003 г.); на внутриву-зовских и Международных научно-практических конференциях преподавателей риторики и студентов (г. Новокузнецк, 2001-2006 гг.; г. Москва, 2004 г.; г. Пенза, 2004 г.).

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в учебный процесс факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии (2002-2007 гг.), филологического факультета Московского государственного педагогического университета (2002 г.), использованы в профессиональной деятельности учителей школ г. Новокузнецка Кемеровской обл. (школы №№ 62, 84, 11 и др.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современная вузовская подготовка учителя-словесника (и шире - учителя- -предметника) требует организации целенаправленного обучения созданию предметного театрализованного сценария в условиях коммуникативно-методических курсов. Это обусловлено частотностью использования данного жанра в профессиональной практике учителей. Такая распространенность, в свою очередь, объясняется спецификой театрализованных занятий, их уникальным по интенсивности воздействием на эмоциональную и интеллектуальную сторону личности. Однако педагоги не обладают достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями, требующимися для создания качественных сценариев. Все это определяет необходимость обучать студентов педагогических вузов основам сценарной деятельности.

2. Школьный театрализованный сценарий представляет собой особую репродук-тивно-продуктивную разновидность профессионального письменного высказывания (конспекта занятия), которая обладает специфическими жанровыми признаками. Как текст пропедевтического характера, он представляет собой основу театрализованной постановки. В связи с этим в сценарном произведении находят отражение особенности будущего спектакля: конфликтная основа действия, различные средства театрализации, ограниченность пространственно-временной организации и др. Отличительной для данного жанра является двунаправленная адресация: текст адресован постановщику (прямая коммуникация) и в то же время зрителям будущей постановки (опосредованная коммуникация). Как комплексный жанр, сценарий предполагает использование разнообразного материала (художественного, документального, учебного и т.д.) и включение различных внутренних жанров в текст (инсценировок, стихотворений, научных определений, документов и т.д.). Специфика интенции предметного сценария заключается в эстетизации и драматизации учебного материала. Она же определяет место и роль театрализованных постановок в процессе обучения. Подобные представления помогают учителю решать следующие задачи: популяризировать отдельные учебные темы, а таюке сам предмет, вызвать или углубить познавательный интерес учеников, расширить и систематизировать знания школьников по предмету, вызвать у них эмоционально-эстетическое сопереживание, совершенствовать процесс их нравственного воспитания и формирования творческой активности.

3. Для обучения студентов созданию предметного театрализованного сценария необходимо: опираться на базовые лингвистические, литературоведческие и психолого-педагогические знания студентов, актуализировать установку на творческий подход к профессиональной педагогической деятельности, в том числе на создание нестандартных театрализованных уроков и внеклассных мероприятий; формировать понимание значимости сценарной деятельности па этапе подготовки театрализованных занятий; учитывать особенности данного жанра как произведения сценарной драматургии, профессионально значимого педагогического речевого произведения, обладающего определенными жанровыми характеристиками; проводить обучение на основе специально разработанной системы заданий, которая предусматривает работу как аналитико-конструктивного, так и творческого характера (активное включение обучаемых в процесс сценарной деятельности) и предполагает использование средств обучения не только графического, но и аудиовизуального характера (видеозаписей театрализованных представлений); в процессе обучения учитывать связь между сценарием и постановкой, включать формы работы и задания, ориентирующие студентов не только на сценарную, но и на постановочную деятельность, которая позволяет проверить качество созданных текстов.

4. В критерии сформированности умений создавать сценарий должны войти следующие показатели: соответствие текста основным жанровым признакам сценария, его оригинальность, адекватность его реализации в театрализованной постановке.

Структура и основное содержание исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Матехина, Ольга Геннадьевна

ВЫВОДЫ

1. На экспериментальном этапе исследования в ходе анкетирования студентов, наблюдения за коммуникативной деятельностью педагогов, применяющих театрализованные мероприятия в своей профессиональной практике, анализа образцов (как рукописных, так и опубликованных), индивидуальных бесед с учителями-сценаристами определена профессиональная значимость данного жанра и выявлен исходный уровень знаний педагогов и студентов педагогических вузов об исследуемом речевом жанре и соответствующих коммуникативно-жанровых умений. Результаты констатирующего эксперимента показали, что театрализованный сценарий распространен в речевой

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании рассматриваются вопросы, связанные с организацией специального обучения будущих учителей подготовке театрализованного сценария как профессионально значимого жанра речи учителя-словесника. Теоретические знания и коммуникативные умения, используемые при создании этого речевого произведения, являются востребованными в педагогической деятельности современного учителя. Создание сценария является одним из этапов подготовки внеклассных мероприятий и театрализованных уроков и необходимо для повышения качества и педагогической эффективности будущей постановки.

Однако анализ изученной нами литературы показал, что школьные сценарии как речевой жапр и как предмет обучения мало исследованы в лингвистической и методической научной литературе. Анализ результатов констатирующего эксперимента, личные беседы с учителями и анализ опубликованных сценариев показал, что студенты и педагоги не обладают достаточными знаниями для создания качественных сценариев и не понимают значимость данных текстов в процессе подготовки театрализованных учебных мероприятий.

В; соответствии с целью и задачами исследования были изучены работы по лингвистике, литературоведению, педагогике, риторике, теории и методике обучения русскому языку, искусствоведению, собраны и проанализированы образцы сценариев, как опубликованных, так и рукописных, что позволило выявить жанровые и текстовые особенности данных речевых произведений, их жанровые разновидности, место и роль театрализованных сценариев в процессе подготовки внеклассных мероприятий и нестандартных форм урока.

Это позволило установить, что сценарий может быть представлен различными жанровыми разновидностями (театрализованный / нетеатрализованный / кинематографический, краткий / детализированный, официальный / неофициальный и др.). Предметный театрализованный сценарий представляет собой особую разновидность профессионального высказывания (конспекта занятия), которая обладает следующими жанровыми признаками: пропедевтическим характером, двунаправленной адресацией, комплексным характером жанрового наполнения специфической интенцией, эпизодной композицией. Как жанр предварительного характера, сценарий связан с будущей постановкой и подчиняется законам сценарной драматургии и эстетике театра как вида искусства (драматургический конфликт как основа сценарного действия, ограниченность времени и пространства действия, использование различных средств театрализации и др.). Как текст комплексного жанрового наполнения, сценарий предполагает использование разнообразного материала (художественного, документального, учебного и т.д.) и включение различных жанров в текст (инсценировок, стихотворений, научных определений, различных документов и т.д.) при наличии оригинальной ядерной сюжетной линии. Все это обуславливает относительную самостоятельность структурных компонентов сценария. Специфика интенции предметного сценария заключается в эстетизации и драматизации учебного материала, она определяет место и роль театрализованных постановок в процессе обучения. Представления, созданные на основе театрализованных сценариев, помогают учителю решать следующие задачи: популяризировать отдельные учебные темы, а также сам предмет, вызвать или углубить познавательный интерес учеников, расширить, дополнить и углубить знания школьников по предмету, вызвать у учеников эмоциональное и эстетическое сопереживание, совершенствовать процесс нравственного воспитания школьников и формирования их творческой активности. Результаты экспериментальной части работы свидетельствуют о том, что эффективное обучение умениям создавать сценарии внеклассных мероприятий и нестандартных форм уроков возможно при определенных условиях: если обучение проводится на основе специально разработанной системы заданий репродуктивного (аналитико-конструктивного) и продуктивного (творческого) характера (анализа и редактирования образцов, коммуникативных задач и др.) и средств обучения графического и аудиовизуального характера (обобщающих схем, таблиц, видеозаписей театрализованных представлений и др.), позволяющих конкретизировать и систематизировать полученные сведения; в процессе обучения прослеживается связь между текстом сценария и постановкой, предусмотрены формы работы и задания, ориентирующие студентов не только на сценарную, но и на постановочную деятельность, позволяющую проверить качество созданных текстов; сформированность умений проверяется в реальных условиях урока и внеурочной деятельности педагога. Разработанная методика способствует, на наш взгляд, развитию и совершенствованию профессионально значимых для учителя коммуникативных умений и повышению его профессиональной компетентности, позволяет развить творческие способности будущего педагога.

Перспективы развития нашего исследования, возможно, могут определяться следующими задачами: более глубоко изучить жанровые особенности сценария в сравнении этого жанра с близкими по характеру жанрами инсценировки, конспекта урока, оригинальной пьесы; более подробно изучить процесс сценарной деятельности педагога, в том числе различные формы совместной работы над сценарием и постановкой учителя и учеников; выявить особенности индивидуального и коллективного авторства в сценарии, определить состав и функции каждого участника авторской группы; разработать взаимодополняющие системы заданий, направленные на формирование умений как коллективного создания сценария, так и индивидуальной работа над текстом данного жанра; разработать диагностирующие задания, способствующие выявлению уровня сформированности творческих способностей у студентов и педагогов; выявить возможности организации обучения сценарию в школьном коммуникативном и вузовском коммуникативно-методическом образовании педагогов-предметников.

Мы уверены, что знания о сценарии и сценарной деятельности не только позволят повысить профессиональную компетентность учителей, создадут' установку на подготовку и проведение интересных, запоминающихся занятий и тем самым повысят интерес школьников к процессу обучения, но и в целом поспособствуют воспитанию творческой, эрудированной, а значит - интересной и успешной в современном обществе личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Матехина, Ольга Геннадьевна, 2009 год

1. Адмони В.Г. Система форм речевого высказывания. СПб: Наука, 1994.

2. Акишина Т.Е., Хазов В.П. Жанровый аспект анализа текста // Иностранные языки в школе. 1982. - № 4. - С. 84-88.

3. Александрович Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. Мн.: Нар. ас-вета., 1992.- 144 с.

4. Аль Д.Н. Основы драматургии: учебное пособие для студентов института культуры. JL, 1988. - 65 с.

5. Андреева И.М. Театральность в культуре. Росгов-на-Дону, 2002. - 188 с.

6. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация. На материале креолизованных текстов. М.: Академия, 2003. - 128 с.

7. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения: научно-методическое пособие. Тула, 1993. - 23 с.

8. Арсенина Е.Н. Классные часы в школе: Тематические занятия, коллективные творческие дела, развлекательные мероприятия: методическое пособие. Самара: Астрель, 2008. - 256 с.

9. Арупонян Р.В. Литературные вечера и утренники. Ер.: Луйс, 1989. - 224 с.

10. Бабак М.М. Документ сценарий - фильм. - М., 1989. - 68 е.

11. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе. -М.: Просвещение, 1985. 208 с.

12. Балет: энциклопедия / под. ред. Ю.Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981.

13. Баханов К.А., Кравец А.В. Путь к книге. Театрализованные игры на уроках литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. — 1990.-№9.-С. 21-24.

14. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // М.М. Бахтин Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 424 с.

15. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. Мн.: Новое знание, 2002. -152 с. ■

16. Берковский НЛ. Станиславский и эстетика театра // Н.Я. Берковский Литература и театр. М.: Искусство, 1969. - С. 185-300.

17. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981. —64 с.

18. Берхин Н.Б. Специфика искусства: психологический аспект. М.: Знание, 1984.-64 с.

19. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. 5-7 классы. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

20. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М.: Советская Россия, 1987. - 160 с.

21. Вайсфельд И.В. У истоков теории сценария: учебное пособие. М., 1965.21 с.

22. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. М.: Логос, 2003. - 280 с.

23. Варпаховский Л.В. Сцена, отданная героям книг // Дома, на роботе, в людях. М.: Московский рабочий, 1974. - Вып. 3. - С. 217-220.

24. Васильев Н.Л. Проблемы оптимизации речевого общения // Межвузовский сборник научных трудов. Саранск: МГУ, 1989. - С. 115-117.

25. Вежбицка А. Язык, культура, познание. М., 1996. - 416 с.

26. Внеклассная работа по русскому языку и литературе: из опыта работы учителей / сост. Д.А. Еналеева. Саранск, 1997. — 64 с.

27. Волькенштейн В.М. Драматургия. М.: Советский писатель, 1969. - 336 с.

28. Вопросы режиссуры самодеятельного детского театра. Л.: ЛГИК, 1988.54 с.

29. Воронова Е.А. Школа смеется! Необычные сценарии праздников, капустников, КВНов. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 384 с.

30. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 1008 с.

31. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997. - 416 с.

32. Гагин В.Н. Художественная структура культурно-просветительских мероприятий. М., 1982. - 112 с.

33. Гайда С. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая организация. — Пермь, 1986.

34. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания, 1974. № 6. - С. 68-78.

35. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.- 140 с.

36. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Литературная гостиная: сценарии литературных вечеров. Викторины. Кроссовды. М.: АРКТИ. - 192 с.

37. Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. Тбилиси, 1986.-315 с.

38. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. -М.: Сов. Россия, 1984.- 136 с.

39. Гизатулин C.JI. Семантическая экономия и избыточность в речи // Филологические науки. -2001. № 2. - С. 78-90.

40. Гоголь Н.В. Ревизор. М.: Искусство, 1964. - 112 с.

41. Гозенпуд А. Достоевский и музыкально-театральное искусство. Л.: Советский композитор, 1981. - 224 с.

42. Голобородько В.В., Ивлева И.Л. Мельпомена за школьной партой. М.: Илекса, Тера-Букс, Гимназия, 2002. - 160 с.

43. Голубев Л.К. Виды и формы внеклассной работы по литературе / под ред. Г.К. Бочарова. М.: Изд-во академии педнаук РСФСР, 1952. - 79 с.

44. Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М.: ВТО, 1980.

45. Горбунова Г.Н. В начале жизни школу помню я: сценарии. М.: Издат. школа 2000, 1999.-96 с.

46. Горин Г.И. Формула любви: повести и пьесы для театра и кино. Екатеринбург: Ладь, 1994.-432 с.

47. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно- творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа: учеб. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. изд. 3-е, стереотипное. - М.: РПА, 2005.-224 с.

48. Григорян Л.Т. Язык мой друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

49. Давыдова М.А. Как организовать внеклассную работу в современной школе: пособие для классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе. М.: Просвещение, 2000. - 126 с.

50. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины. М.: Рольф, 1999. - 304 с.

51. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: учебное пособие. Саратов: Изд-во Саратовского пед. ин-та, 1998. - 107 с.

52. Друзья моей души: метод, рекомендации для проведения литературного вечера / сост. И.В. Жигулина. М.: Гос. респ. юнош. б-ка РСФСР им. 50-летия ВЛКСМ, 1987.-35 с.

53. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (взаимодействие людей в жизни и на сцене). М.: Искусство, 1972. - 352 с.

54. Женило М.Ю. Нам праздник учиться и жить помогает: сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4-х классов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.-128 с.

55. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. -176 с.

56. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. - 128 с.

57. Зоркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. М.: Знание, 1981.-48 с.

58. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989.-208 с.

59. Ивин А.А: Основы теории аргументации. М.: Гуманит. изд. центр ВЛА-ДОС, 1997. - 352 с.

60. Изволина С.И. Театр и философия. М.: Знание, 1988. - 64 с.

61. Иконников С.Н. Использование игр-упражнений для развития интереса учащихся к урокам русского языка // Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся V-V1II классов: сборник статей / сост. М.Т. Баранов. М.: Просвещение, 1965.-С. 81-98.

62. Исаченкова Н.В. Сценарии литературных вечеров в школе. СПб: Парите т, 2001.-160 с.

63. Камаева Г.И. Театрализованная игра и ее влияние на воспитание старшеклассника: дис. . канд. пед. наук.- Л., 1983.

64. Канарская О.В. Инновационное обучение на уроках русского языка // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Т.Ю. Уша. Л., 1989. - С. 90-105.

65. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема. М.: Наука, 1971. - 224 с.227

66. Керженцев П.М. Творческий театр. Пути социального театра. Пг, 1919.

67. Кино: энциклопедический словарь / под ред. С.И. Юткевича. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 640 с. ,

68. Ковалев В.И. Учебный театр как средство профессиональной подготовки учителя русского языка: дис. . канд. пед. наук. Луганск, 1999.

69. Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах акад. В.В. Виноградова// Русский зык. Текст как целое и компоненты текста: виноградовские чтения XI. -М.:Наука, 1982.-С. 3-8.

70. КовыневаМ-В. Методика активного обучения и воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2005.-316 с.

71. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт (некоторые аспекты проблемы) // Жанры речи-2. Саратов, 1999.

72. Кожина М.Н. О разграничении понятий «текст» и «речевой стиль» // Лингвистика текста: материалы науч. конференции. -М.: МГПИИЯ, 1974. Ч. 1.

73. Кононенко А.И., Удалова Е.Д. Литературно-тематические вечера в школе: из опыта работы. -.Киев: Радянська школа, 1966. 97 с.

74. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во Моск. унта, 1979. -144 с.

75. Краткая литературная энциклопедия в 7 т. / под ред. А.А. Суркова. М.: Советская энциклопедия, 1966.

76. Крайский А. Что надо знать начинающему писателю о построении драмы. -Л.: Красная газета, 1929. 85 с.

77. Краткая литературная энциклопедия / под ред. А.А. Суркова. М.: Советская энциклопедия, 1972.

78. Крупская Л.И. Литературные игры и инсценировки школьников. — М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1960. 48 с.

79. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе: учеб. пособие для вузов. -М.: Академия, 2001. 116 с.

80. Кузьмина В.Д. Русский демократический театр XVIII века. М.: Издательство АН СССР, 1958.-С. 141-152.

81. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки.: из опыта внеклассной работы по русской литературе. -Мн.: Нар. асвета, 1988. 144 с.

82. Кулинич Г.Г. Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 классы). М.: ВАКО, 2006 - 208 с.

83. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 216 с.

84. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие дл классных руководителей. М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

85. Лагутин В.И. Проблемы анализа художественного диалога. Кишинев: Штинца, 1991.-100 с.

86. Ладыженская Т.А. Обучающее сочинение по картине на уроках русского языка. М.: Изд-во Академии педнаук РСФСР, 1958.

87. Левицкий Ю.А. Лингвистика текста. М.: Высшая школа, 2006. - 207 с.

88. Литературные праздники и нетрадиционные уроки (5-7 классы). / под ред. Л.Г. Максидоновой. М.: ОЛМАПРЕСС Образование, 2002. - Вып. 1.-267 с.

89. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство: методич. пособие для редакторов и методистов НМЦ. М.: Всерос. НМЦ народ, творчества и культурно-просветительской работы им. Крупской Н.К., 1989. - 108 с.

90. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николю-кина. М.: НПК Интелвак, 2001.

91. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

92. Лоусон Дж.Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. — М.: Искусство, 1960. — 562 с.

93. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1979. - 144 с.

94. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление: дис. . доктора пед. наук. СПб, 1998.

95. Мартьянова И.А. Композиционно-синтаксическая организация текста киносценария: автореф. дис. канд. филол. наук. СПб, 1994. - 40 с.

96. Маршак М.И. От кадра к сюжету фильма. Сценарий документального фильма: учебное пособие. М.: МГУК, 1996. - 46 с.

97. Маршак М.И. Педагогические основы сценарного творчества в культурно-досуговой деятельности (нетеатрализованный сценарий): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.-32 с.

98. Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе: пособие для работников клубных учреждений, КСК, парков культуры и отдыха. М.: ВНМЦ НТ и КНР МК СССР, 1988-42 с.

99. Мельников Н.А. Внеклассная работа по литературе в школе: методич. пособие для студентов спец-ти «Рус. Язык и литература». Гродно, 1981. - 112 с.

100. Мизецкая В.Я. Инсценировка как жанр современной драматургии // Зарубежная драматургия. Метод и жанр: сб-к научн. трудов. Свердловск, 1983. - С. 7687.

101. Минскин Е.М. От игры к знаниями: пособие для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1987. 189 с.

102. Мир школьных праздников (5-11 классы). Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятий / сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко. — М.: 5 за знания, 2006.-192 с.

103. Михайлова А.А. Образ спектакля. М.: Искусство, 1978. - 247 с.

104. Михальская А. К. Мысль и слово: учеб. пособие для уч-ся 10-11 кл. М.: Просвещение, 1996. - 416 с.

105. Мочалов Ю. Первые уроки театра: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986. - 208 с.

106. Мурашов А.А. «В влюбленном созвучии.»: педагогика сотворчества как система формирования эстетического вкуса на уроках филологического цикла. М., 1991.- 116с.

107. Нагоева Н.М. Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы в V-X1 классах. Майкон, 1992. - 167 с.

108. Нахимовский A.M. Театральное действо от А до Я: пособие для классных руководителей. — М.: АРКТИ, 2002. 120 с.

109. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. -4е изд., стереотипное. -М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.

110. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М.: Книга, 1972.-152 с.

111. Новые формы воспитательной работы: методические рекомендации в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, кураторам, воспитателям, гувернерам, родителям / сост. Л.А. Сетрукова. Новокузнецк: Издательство НИПК, 1996.-89 с.

112. Норманн ШО. Игра на гранях языка. М.: Флинта: Наука, 2006. - 344 с.

113. Носкова З.А., Постникова И.И. Организация литературных вечеров и утренников (сценарии литературных посиделок): пособие для учителей, руководителей литературных кружков, педагогов дополнительного образования. М.: Школьная Пресса, 2002. - 112 с.

114. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 184 с.

115. Организация массовых внеклассных мероприятий по литературе в школе: методич. рекомендации. Харьков, 1977. - 40 с.

116. Орлов Ю.М. Методы обучения. М.: Импринт-Гольфстрим, 1988. - 36 с.

117. Основы театральной культуры в школе: сб-к программ. М.: АПедН СССР, 1988.-78 с.

118. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку: пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. 208 с.

119. Панов Б.TV Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка // Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся V-VIII классов: сборник статей / сост. М.Т. Баранов. М.: Просвещение, 1965. - С. 58-70.

120. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 208 с.

121. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 1999. - 120 с.

122. Пленкин Н.А. Уроки развития речи (5-9 кл.): из опыта работы. М.: Просвещение, 1995.-224 с.

123. Побединская JI.A. Слово и судьба: литературные сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2000. - 96 с.

124. Подгарецкая И.М. Школьный театр лингвистических миниатюр // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. - № 9. - С. 65-70.

125. Праздники для детей младшего школьного возраста / авт.-сост. В.Б. Леонтьева, Н.В. Фалей. Мн.: Юнипресс, 2004. - 144 с.

126. Прессман Л.П. Использование кино и телевидения для развития речи учащихся:-М.: Просвещение, 1965. 160 с.

127. Психология эмоций: тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993. 304 с.

128. Развитие речи учащихся V-VIII классов: Реализация требований новой программы / под ред. В.А. Добромыслова.- М.: Учпедгиз, 1963. 220 с.

129. Разинкина Н. М. Некоторые общие особенности изучения функционально-речевого стиля // Особенности стиля научного изложения. М., 1976. - С. 83-103.

130. Режиссура клубных массовых мероприятий: учебное пособие. Л., 1978. -124 с.

131. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М.: Academia-Центр,Л995.-415 с. ••

132. Риторика: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы: в 2 ч. / под ред. Т.А. Ладыженской. -М.: С-инфо, Баллас ЛТД, 1998. 4.2. - 192 с.

133. Риторика: 10 класс: учебное пособие для общеобразовательной школы / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: С-инфо, Баллас ЛТД, 2002. - 272 с.

134. Рубб А.А. Тематические театрализованные концерты: совершенствование организации и проведения: конспект лекций. М., 1988. - 98 с.

135. Рудницкий К.Л. Проза и сцена. М.: Знание, 1981. - 112 с.

136. Самодеятельный театр: литературно-музыкальный альманах. 1999. - № 6.

137. Самоукипа Н.В. Организация обучающей игры в образовании: практическое руководство. М.: Народное образование, 1996. - 110 с.

138. Сетрукова Л.А. Воспитательная работа. Контроль и руководство: методическое пособие. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1997. - 143 с.

139. Сетрукова Л.А. Игра как компонент образования и воспитания. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998. - 71 с.

140. Силин А. На главной площади с оркестром: сценарии, режиссерские и методические рекомендации, статьи. М., 1997. - 110 с.

141. Скляркая Л.А. Воспитание интереса к учебному предмету у слабоуспевающих учащихся (на материале русского языка) / автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1974.-24 с.

142. Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Ту-раева. М.: Просвещение, 1974. - 510 с.

143. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999. - 232 с.

144. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: сб. научн. труд. М.: АПН СССР, 1989. - 126 с.

145. Сокурова О. Некоторые предпосылки сближения и взаимодействия театра и романа // Театр и драматургия. Л.: ЛГИТМиК, 1976. - Вып. 6. - С. 124-142.

146. СоловьянВ. А. Типология текстов с коммуникативно-функциональной точки зрения // Всесоюзная научная конференция «Коммуникативные единицы языка»: тезисы докладов. М., 1984. - С. 112-113.

147. Соломатина В.Т. Обучение инсценированию в 4 классе // Литература в школе, 1982.-№ 1.-С. 36-40.

148. Стилистика и литературное редактирование / под ред. В.И. Максимова. -М.: Гардарики, 2004. 651 с.

149. Сценарии американского кино. -М.: Искусство, 1960. 638 с.

150. Театральная педагогика на уроках и во внеурочной деятельности: из опыта работы школы №2, школы театральной культуры. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999.- 106 с.

151. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: учебник для студентов пед. ин-тов по специальности «Рус.яз. и литература». 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

152. Технология воспитательных дел в школе: пособие / под ред. И.А. Чурикова.- Чебоксары: КЛИО, 1999. 67 с.

153. Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера. — СПб: Питер, 2001.- 208 с.

154. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку: пособие для учителя. — 2-е изд. перераб. -М.: Просвещение, 1985. 175 с.16.0, Фрумкин Г.М. Школа начинающего сценариста: учебное пособие. М.: Инт истории и социальных проблем телевидения, 1997. - 60 с.

155. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Издательство МГУ, 1986. - 260 с.

156. Цезерани Д. От мозгового штурма к большим идеям: NLP и синектика в инновационной деятельности. М.: ФАИР-Пресс, 2005. - 224 с.

157. Цимбал С.Л. Проза как театральный жанр // Театр. Театральность. Время. -Л.: Искусство, 197?. С. 59-96.

158. Чепуров А.А. Современная советская проза на сцене. Принцип театральной трансформации произведений разных повествовательных жанров: автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1984.-22 с.

159. Черный Г.П. Теория, методология и педагогическая технология организации массовых праздников подростков: дис. . доктора пед. наук. — М., 1991.

160. Черный Г.П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. -191 с.

161. Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: учебное пособие по курсу «История массовых народных празднеств» для студентов фак-та культпросветработы. М., 1976. - 117 с.

162. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: история и теория: учебник для студентов ин- гов культуры. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

163. Шароева И.Н. Массовое действо: драматургия и режиссура: автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1996. - 16 с.

164. Шевелев Н.Н. Тематические вечера в школе. — М.: Изд-во академии педнаук РСФСР, 1963.- 120 с.

165. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. М:: Просвещение, 1980. - 79 с.

166. Шин С.А. Вместе весело шагать: сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х классов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352с.

167. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. -239 с.

168. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997. -336 с.

169. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: сб-к игр-коррекций. М.: Новая школа, 1993. - 76 с.

170. Шмелева Т.В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Русистика. 1990. - № 2. - С. 20-30.

171. Щуркова Н.Е. За гранью урока. М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. - 192 с.

172. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

173. Юнаковский B.C. Сценарное мастерство. М.: Искусство, 1960. - 256 с.

174. Якушкина В.Г. Черты сценического стиля Достоевского // Наука о театре: сб. трудов преподавателей и аспирантов. Д.: ЛГИТМиК, 1975. - С. 487-492.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.