Почитание сельских святилищ в современной Армении тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Крюкова Наталья Владиславовна

  • Крюкова Наталья Владиславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБУН Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 180
Крюкова Наталья Владиславовна. Почитание сельских святилищ в современной Армении: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБУН Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук. 2023. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Крюкова Наталья Владиславовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУРБ: ПОНЯТИЕ, ЯВЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Контекст исследования

1.2. Сурб: понятие и явление

1.3. Материальная форма сурба

1.4. Классификация сурбов

1.5. Локальные сети сурбов

ГЛАВА 2. СУРБЫ В РЕЛИГИОЗНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО АРМЯНСКОГО СЕЛА

2.1. Общинные сурбы

2.2. Локальные сурбы

2.3. Общеармянские сурбы

ГЛАВА 3. ПОЧИТАНИЕ СУРБОВ

3.1. Традиционные черты почитания сурбов

3.2. Сурб и армянское жилище в прошлом и настоящем

3.3. Современные практики почитания сурбов

3.4. Почитание книг

ГЛАВА 4. СОЦИАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ РОЛЬ СЕЛЬСКИХ СВЯТЫНЬ

4.1. Отношение ААЦ к культу сельских святынь: одна религия, две традиции

4.2. Социальная роль сельских святынь

4.3. Проживаемая религия почитателей сельских святынь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Источники

Литература

Приложение

Приложение

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Почитание сельских святилищ в современной Армении»

Актуальность темы исследования

Религия является важным фактором, определяющим состояние многих обществ и происходящие в них процессы. При этом религиозная компонента духовной жизни представляет разветвленную и динамичную систему, в частности, хорошо известно, что религиозная жизнь людей зачастую протекает за пределами официальной, или доминирующей церковно-конфессиональной системы и ее приходских структур, а религиозное сознание и поведение значительно отличаются от их канонических форм. Эту сферу религиозной жизни социума относят к так называемой «народной» религии. «Народная религия» и «народная» религиозность сравнительно редко становятся объектами социально-антропологических и этнологических исследований. В изучении «народной» религии до недавних пор преобладали подходы, рассматривающие ее как искаженный вариант канонической традиции. Это характерно как для религиоведческой, так и для теологической позиции. Другой, идущий еще от Э. Тайлора подход, рассматривает народную религиозность как пережитки древнейших «языческих» воззрений человечества и связанных с ними соционормативных институтов.

Между тем поток исследований по разным регионам мира свидетельствует, что народная религиозность не относится к «пережиточным» формам социальной жизни, но является полнокровно функционирующей системой духовных представлений, сакральных практик и связанных с ними материальных объектов. Изучение этой стороны народной жизни представляет несомненный интерес.

Подход, исследующий «народную» религию с точки зрения самих верующих, используется нечасто. Столь же редко исследуются повседневная религиозная жизнь и религиозные практики людей. За пределами фокуса исследований остаются проблемы интерпретаций «простыми» верующими канонов и установлений официальной Церкви.

Обозначенная проблема является весьма актуальной и для Армении. Известно, что Армения - страна древнего христианства, государственный статус которого сформировался еще в IV в. Позиции Армянской апостольской церкви (ААЦ) весьма крепки в социальной и духовной жизни армянского общества. Между тем повседневная религиозная жизнь армян в сельской местности остается слабо изученной. Исследование религиозных практик и религиозной повседневности армян дает возможность проследить динамику религиозного сознания и представлений и практик в локальных сообществах.

Объектом исследования являются сурбы - домашние и общинные святилища в сельской местности Республики Армения.

Предмет исследования - повседневная религиозная жизнь и религиозная культура современных сельских жителей Республики Армении.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки исследования определяются прежде всего степенью доступности источниковой базы. Основным периодом исследования является современность, так как работа строится главным образом на обширном полевом материале, собранном во время полевых выездов 2015-2022 гг. В то же время данные, предоставленные информантами, охватывают период с конца 1820-х гг. по 2022 г.

Географические рамки исследования

Географические рамки исследования включают несколько районов и областей Республики Армения. Ключевым регионом исследования является Апаранский район Арагацотнского марза. Базой для данного исследования стала полевая работа, которая велась в селах Лусагюх, Ттуджур, Варденис, Чкнах, Дзораглух, Сараландж, Кучак, расположенных восточнее и южнее города Апаран, в предгорьях Цахкунянского хребта в Апаранской котловине в западной части Республики Армения. Кроме того, работа велась в Аштаракском районе Арагацотнского марза1, Красносельском районе Тавушского марза, Лорийском районе, с. Норатус Гехаркуникского марза (Рисунок 1, 1а).

Теоретические основы исследования

Современные подходы к изучению религии все более и более сосредотачиваются на изучении человека в локальных контекстах. Универсальную теорию религии, как показали десятилетия напряженных научных поисков и дискуссий, сформулировать, как оказалось, невозможно. Слишком велико различие в локальных религиозных и культурных традициях, чрезвычайно быстро изменяется социальный контекст, и, что немаловажно, ушли в прошлое универсалистские научные парадигмы, в рамках которых подобные теории оправдывали свое право на существование. В последние десятилетия антропологи религии сосредоточили свои усилия на изучении религиозных практик, сформировалась концепция «проживаемой религии», которая плодотворно применяется в антропологических исследованиях религии.

Концепция проживаемой религии (la religion vecue/lived religion) была предложена и введена в международный оборот американскими историками и социологами в конце 1990-х гг.

(Hall 1997; Orsi 1985; 2002; Bowen 2001; Ammerman 2007; 2020)2. Она предлагает рассмотреть то, как переживают, точнее «проживают» религию конкретные индивиды и сообщества. Истоки концепции лежат в «философии действий» П. Бурдье и «теории повседневности» М. де Серто (Бурдье 2001; Серто 2013). «Проживаемая религия», прежде всего, отсылает к бытующим в реальности практикам. Это объясняет растущую популярность концепции в среде этнографов и антропологов, поскольку она соответствует специфике «полевого» материала, который они получают в результате углубленного антропологического исследования религиозной тематики. Под практиками понимают не только канонические обряды и ритуалы, но реально совершаемые в качестве обрядов и ритуалов действия. Исследователи, изучающие религиозные практики с позиций «проживаемой религии», включают в категорию практик любые действия, даже если они напрямую не связаны с религиозными обрядами, но каким-либо образом связаны с религиозными смыслами. Практики рассматриваются динамически, как постоянный процесс корректировки канонических религиозных форм. В рамках этого подхода переосмысляется и само понятие религиозной нормы. Норма, чистота, аутентичность рассматриваются как социально сконструированные категории, как символический капитал, за право обладать и предоставлять который соперничают индивиды и группы.

Исследование проживаемой религии предлагает подумать о религии как о постоянно меняющейся многогранной и часто противоречивой смеси верований и практик, которые религиозные институции обычно не считают важными. В рамках этого подхода формируется критика в отношении основных концептов социологов и антропологов - таких как религия, религиозность и религиозная традиция, религиозная приверженность, обращение и религиозная идентичность, а также подвергается сомнению сам подход к религии как к некоей трансисторической сущности, объективно существующей как вневременное и единое явление. Авторы, работающие в рамках данного подхода, утверждают, что со временем меняются не только религии, но и то, что люди понимают под религией. Вместо того, чтобы выводить представление о верованиях и практиках отдельных людей или групп из абстракций о религии вообще или о конкретных религиях, исследователи пытаются понять религию отдельных людей и групп как таковую во всей ее сложности. Прежние концепции религий и религиозности часто оказывались не в состоянии отразить разнообразия убеждений, ценностей и практик, составляющих религиозный опыт большинства людей.

Подход «проживаемой религии» отличается и от нормативных религиоведческих подходов, предполагающих, что люди, исповедующие одну религию, исключают другие религиозные конфессии. К примеру, если человек выбирает быть католиком, то он не может быть

2 Полные сведения о публикациях приведены в библиографии диссертации.

одновременно и буддистом. Подобные нормативные установки не в состоянии описать, как люди исповедуют свои религии в повседневной жизни. Становясь на уровень индивида «проживаемая религия» говорит о том, что религия не является ни фиксированной, ни унитарной, ни даже конкретной, а религиозные практики людей, с помощью которых они придают смысл своей жизни, оказываются изменчивыми и адаптивными.

Основной упор в данном подходе делается на то, что религия и духовность практикуются, переживаются и выражаются обычными людьми в контексте их повседневной жизни. Термин проживаемая или переживаемая религия полезен тем, что дает возможность отличать фактический опыт религиозных людей от предписанной религии с ее институционально определенными верованиями и практиками. Проживаемая религия описывает субъективно обосновываемый и творчески переживаемый опыт самовыражения, но она не просто субъективна - люди вместе конструируют свои религиозные миры, делясь собственным опытом и формируя интерсубъективную реальность. Вера тесно связана с социальной практикой, а индивидуальная религия в основе своей - социальна. В ее основании лежат общие смыслы и опыт, усвоенные практики, переданные идеи и заимствованные образы.

В рамках обсуждаемого подхода значительное внимание уделяется чувственным и телесно воплощенным переживаниям религиозного. Для многих людей мир повседневной жизни зависит от воплощенных (embodied) практик, благодаря которым священное становится реальным и присутствует через переживающее тело. Антропологи, использующие данный подход, обращают особое внимание на телесный опыт, опыт физического контакта с сакральным, а также на его материальные манифестации и концептуализации (McGuire 2008; Morgan 2009).

Проживаемая религия возникает благодаря практикам, которые люди используют, чтобы реализовать свою веру. Предполагается, что повседневная религия основана в большей степени на религиозных практиках, чем на религиозных идеях и верованиях, следовательно она не обязательно должна быть логически последовательной, главное, что она практически согласована. Эта практическая согласованность объясняет суждения, которые лежат в основе многих вернакулярных религиозных проявлений, которые в противном случае могли бы казаться иррациональными и суеверными.

Установка на исследование "проживаемой религии" поставила перед антропологами также вопрос о местных особенностях и региональной специфике, о том пространстве, где канонический нарратив соединяется с местным, вернакулярным, устным нарративом (Русселе, Агаджанян 2006), что заставляет пересмотреть устоявшуюся академическую терминологию и ставит вопрос о релевантности понятия "народная религиозность".

Понятие "народная религия" вместе с противоположными ему понятиями "официальной", "канонической", "чистой" религии были частями единой дихотомической схемы, длительное

время существовавшей в академической науке (деБремон д'Арс 2006; Недзьведзь 2016). Критика категории "народная религия" впервые прозвучала в среде фольклористов, и была живо воспринята антропологами религии. Американский фольклорист Л. Примиано ввел в научный оборот термин vernacular religion, который в русскоязычной литературе обычно транслитерируется (Primiano 1995). Подход "проживаемой религии" является внеинституциональным и позволяет избавиться от жесткого противопоставления официального и элитарного - неофициальному или народному.

В попытке понять современные модели религиозности и духовности данный подход не исключает из своего фокуса официальные религии. Люди используют как неофициальные, так и официальные религиозные традиции в качестве возможных ресурсов и элементов своей личной практики. Когда рассматриваются все аспекты индивидуальной религиозности, можно обнаружить, что она редко напоминает последовательные и теологически выстроенные модели, которые пропагандируют официальные религиозные институции.

Дисциплинарный фокус социологии и антропологии предыдущих поколений исследователей был направлен на то, во что люди верят, что они утверждают и что они думают, и был основан на теологических идеях эпохи Реформации, которые отдавали предпочтение вере перед практикой (Asad 1993). Для переориентации исследовательских и методологических стратегий авторы, работающие в рамках концепции проживаемой религии, предлагают начать с попытки понять природу религии и набожности в Европе до периода Реформации. В частности, предполагается рассмотреть четыре блока тем, особенно важных для понимания того, что то, что современные ученые считают определяющим для настоящей религии и религиозного действия, само по себе является социальной конструкцией, результатом борьбы за культурные ресурсы и власть (McGuire 2008: 20):

1. Местоположение священного. Где находится священное и как люди с ним соприкасаются? Является ли священное неотъемлемой частью повседневного пространства, времени и социальных отношений или оно радикально отличается от «профанного» мира повседневной жизни? Какими практиками занимаются люди, чтобы соединиться со священным?

2. Природа божественной силы. Как божественная сила проявляется в мире? Регулярно ли она «проявляется» в чудесах, меняя жизни отдельных людей и влияя на ход событий в мире? Передается ли божественная сила через человеческие действия и реагирует ли она на магические ритуалы?

3. Фокус на индивидуальном религиозном выражении. Что действительно важно для каждого человека делать или во что верить, чтобы считаться верующим? Как индивид интегрирует или должен интегрировать религиозные убеждения или практику с другими аспектами жизни?

4. Чистота и аутентичность религиозной традиции и групповой идентичности. Кто на самом деле «наш»? Кто может авторитетно определить, какие верования и практики соответствуют религиозной традиции в отличие от того, что вводит в заблуждение, чуждо или откровенно еретично? Когда человек изменяет или выбирает религиозные практики, чтобы сделать их более актуальными в своей повседневной жизни, продолжает ли он исповедовать ту же религию? (Ibid. 2008: 21-22).

Предложенные М. Макгуайр четыре группы вопросов позволяют исследовать повседневную религиозную жизнь и практики сельских верующих как в исторической перспективе, так и в современности. Для получения более полной картины эти вопросы можно дополнить еще одной группой, связанной с материальными аспектами жизни людей:

5. Как религиозные практики людей соотносятся с их материальными заботами, как они решают их проблемы со здоровьем, безопасностью, благополучием и процветанием?

Настоящее исследование является попыткой ответить на часть поставленных вопросов в отношении сельских верующих в изучаемом регионе Армении.

Степень разработанности темы

Интересующая нас тема до сих пор не являлась предметом научного интереса и специального исследования в отечественной науке. В целом, в арменоведческих исследованиях освещаются отдельные ее аспекты.

Темы религии и верований поднимались при изучении дохристианских верований армян, архитектурных, археологических и археографических памятников (см., например: Якобсон 1986; Саакян 1994; Петросян 2008). Значительный интерес для нашего исследования представляет работа З.В. Харатяна «Культовые мотивы семейных обычаев и обрядов у армян» (Харатян 1989), в которой рассматривается восприятие болезни и обряды исцеления, связанные с народными представлениями о святых.

Отдельные аспекты народной религиозной традиции в исторической перспективе освещены в работе А. Одабашян, написанной по результатам изучения свитков-талисманов hmayil в коллекции Матенадарана (Одабашян 1976). Эта тема вернулась в программу исследований в 2010-е гг. Среди немногочисленных современных работ по данной теме следует упомянуть статью А.А. Рогожиной по проблемам содержания и интерпретации магических сборников в армянской христианской традиции, где автор отдельное внимание уделяет проблеме интерпретаций свитков hmayil (Рогожина 2021). Значительный интерес для настоящего исследования представляет статья Д. Уингейт 1930 г. о книге-амулете начала XX в. с переводом текста свитка и комментариями (Wingate 1930); детальная и информативная статья Э. Балицкой-Витаковской и Р. Феникса, которая содержит подробное описание магического свитка из

коллекции университета Уппсалы (Balicka-Witakowska, Phenix 2017); а также статьи Д. Газаряна, дающего описания и приводящего иллюстрации по магическим свиткам из коллекции Матенадарана и некоторых зарубежных коллекций (Ghazaryan, Sargsyan 2017a; 2017b; Ghazaryan 2018).

Социологический подход используется в работах, посвященных истории и современным процессам в Армянской апостольской церкви (далее ААЦ); с тех же позиций исследуется и деятельность других религиозных организаций (Микаэлян 2014). Общая религиозная ситуация на Южном Кавказе в целом и в Армении в частности, политизация религиозного дискурса и нарративов этнорелигиозной идентичности анализируются в исследованиях А. Агаджаняна (Агаджанян 2016; Agadjanian 2016).

Обширный этнографический материал, собранный за годы полевых исследований во многих районах Армении и в соседних регионах Закавказья, лег в основу монографии А.Е. Тер-Саркисянц «Армяне. История и этнокультурные традиции». Работа содержит краткое упоминание об армянских сельских святилищах, публикуется несколько фотографий сельских и домашних святилищ - сурбов (Тер-Саркисянц 1998: 224-229). Ценным источником являются фотографии сельских святилищ, сделанные А.Е. Тер-Саркисянц в ходе полевых выездов в Армению в 1960-1980-е гг., находящиеся в Архиве ИЭА РАН (Архив).

Тема домашних святилищ разрабатывалась А. Марутяном в связи с изучением структуры и функционирования традиционного армянского жилища (Марутян 1989). Отдельная статья автора посвящена истории культа тан сурбов - семейных и домашних святилищ. В статье А. Марутян приводит выдержки из художественных и этнографических источников XIX в.: произведений П. Прошяна, заметок архиепископа М. Смбатянца, А. Атояна, Е. Лалаяна. В своем анализе автор также использует богатый полевой материал, собранный в 1980-1990 гг. (Marutyan 2001b).

Среди публикаций последних десятилетий следует отметить иллюстрированное издание "Armenian Folk Arts, Culture and Identity" под редакцией Л. Абрамяна и Н. Суизи. Эта работа -плод коллективного труда девяти армянских исследователей - рассматривает основы армянской идентичности сквозь призму символики объектов природы и предметов, которые окружали и продолжают окружать армян в повседневной жизни. В главе, посвященной армянскому традиционному жилищу, А. Марутян рассказывает о традиции обустройства святилищ в традиционном доме глхатуне и приводит фотоиллюстрации нескольких сурбов, в частности известной святыни дома семьи Согхоян в с. Мартуни Гегаркуникского марза - Согхо Кармир Аветарана (Marutyan 2001а: 94-95). А в разделе, посвященном письменной традиции, Х. Петросян пишет об особо почитаемых книгах-«святых» (Petrosyan 2001: 57-59).

Событием в арменоведении последних лет считается издание капитального тома

«Армяне» в серии «Народы и культуры» (Варданян и др. 2012). Том издан совместно Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН и Институтом археологии и этнографии НАН Республики Армения. В главе «Целительство, гадание и обереги» рассказывается о целительских практиках и обрядах, связанных со святыми домашних и сельских святилищ (Там же).

Среди авторов, использующих современные подходы, следует назвать Ю. Антонян. Она детально анализирует формы армянской религиозности, выделяет ряд моделей религиозной идентичности, сложные взаимоотношения содружества и конкуренции между ними, подробно анализирует дохристианские слои и действующие вернакулярные формы практик в различных районах сельской Армении, целительские практики, а также процессы возрождения неоязычества, охватившие отдельные слои армянского общества в последние десятилетия (Антонян 2008; 2010; Antonyan 2011). Отдельно следует упомянуть глубокий анализ социальных процессов в селе в среде трудовых мигрантов во взаимосвязи с традициями сельской религиозности (Антонян 2016; Antonyan 2016), а также детальное исследование сельских святынь сквозь призму теории десекуляризации с подробным экскурсом в досоветскую и советскую эпохи. На основе анализа культа сельских святынь в Армении автор демонстрирует, как политические режимы и различные формы социальной и экономической жизни в советский и постсоветский периоды могли модифицировать режимы религиозности и помочь им адаптироваться к современным реалиям. Автор также показывает, как институциональная церковь начала серьезно конкурировать с традиционным культом сельских святынь, а новая религиозная материальность, коммерциализация и потребительский подход к культу, приращение новыми дистанционными и кочевыми практиками стали характерными для постсекулярного изменения сельской религиозности (Antonyan 2021).

Отдельное внимание практикам почитания домашних книг-святых уделяет С. Мерян в статье, посвященной традиции прикрепления вотивных подношений к переплету особо почитаемых книг (Merian 2013: 54-55). Традиции почитания религиозных манускриптов, в частности книг Евангелий, посвящена статья К. Шекерски. Для нашего исследования данная статья представляет интерес, поскольку рассказывает о ежегодной практике выноса особо почитаемых евангелий из Матенадарана для поклонения обычными верующими (Siekierski 2020). Определенный интерес для настоящего исследования представляет собой статья этого автора, посвященная истории ААЦ и вернакулярному христианству в советское время. В частности, автор приводит сведения об особенностях бытования традиции матаха в советской Армении (Siekierski 2013).

Подробное этнографическое описание ежегодного праздника церкви Сурб Тух Манук, местной святыни села Лусагюх, приводит в своей статье К. Оганнисян, а святилище Сурб

Степанос Нахавка в селе Мастара описывает Л. Аветисян (Аветисян 2017; Оганнисян 2017). К. Ованнисян прослеживает этимологию термина шушпа и описывает современную обрядность, связанную с шушпами (Ованнисян 2021).

Интерес для настоящей работы представляет исследование современных практик паломничества к популярным святыням народного христианства и ситуации соперничества официальной церкви и локального сообщества за эти святыни (Abrahamyan et al. 2018).

Институт археологии и этнографии НАН РА провел серию экспедиций, выявил и собрал данные о находящихся в настоящее время в частном владении 40 манускриптах, которые являются домашними святыми в семьях их владельцев. В 2022 г. по результатам экспедиций опубликован альбом "Home Saint Manuscripts", в который вошли описания 29 рукописей (Simonyan et al. 2022). Том предваряется вступительной аналитической статьей, подробно рассказывающей о традиции почитания священных книг, судьбе книг в советскую эпоху, месте и роли, которую изучаемые манускрипты играют в армянском кодикологическом наследии, о стиле и колористике миниатюр. Отдельная подглава посвящена магическим свиткам-манускриптам, дается подробная информация по колофонам каждого манускрипта; книга снабжена иллюстрациями.

Данные перечисленных публикаций используются в настоящем диссертационном исследовании. Таким образом, мы можем заключить, что, несмотря на отсутствие специальных исследований, непосредственно посвященных изучению сельских святилищ, повседневной сельской религиозности современных армян, арменоведение в целом обеспечивает наше исследование солидным и надежным фондом источников и литературы.

Системное обобщающее исследование по сельским святилищам и армянской вернакулярной религиозности в отечественной науке до сих пор отсутствует. Данное исследование должно способствовать устранению этого пробела в историографии.

Цель исследования и задачи исследования

Целью исследования является выявление и изучение основных типов и составных элементов сельских общинных и домашних святилищ на основе полевых этнографических, литературных и архивных данных; описание релевантных религиозных практик; введение в научный оборот новых данных. Вспомогательной целью является выявление и описание особенностей религиозности сельских жителей изучаемого региона Армении, а также ее связи с современными социальными процессами.

Для достижения поставленных целей определен следующий круг задач. - на основе перечисленных выше источников изучить и обобщить материалы по армянским сельским святилищам;

- охарактеризовать уровень религиозности армян в целом и сельских жителей в частности;

- дать определение и ввести в научный оборот понятие сурб;

- выявить, описать и дать общую характеристику комплекса сурба;

- дать этнографическое описание отдельных святилищ;

- определить и описать традиционные черты культа сельских святынь;

- выявить и описать современные практики почитания святынь;

- рассмотреть культ священных книг;

- изучить и описать социальную и религиозную роль сурбов в современном армянском селе;

- проанализировать повседневную религиозность и религиозную культуру жителей

армянского села с точки зрения подходов проживаемой религии (lived religion).

Источниковая база

Исследование опирается на этнографические материальные, визуальные и нарративные источники.

Основной базой данного исследования являются полевые материалы, собранные автором во время пяти экспедиционных выездов в Армению в 2015-2022 гг. (июль-август 2015 г., январь-февраль 2016 г., июль-август 2016 г., июль-август 2018 г., октябрь-ноябрь 2022 г.). Полевой материал о более чем 30 домашних и общинных святилищах и религиозных практиках сельских жителей собран в 11 селах на территории Аштаракского, Апаранского районов Арагацотнского марза, Красносельского района Тавушской области, Лорийской области, с. Норатус Гехаркуникского марза.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Крюкова Наталья Владиславовна, 2023 год

Источники

1. Архив - Архивные материалы Армянского отряда Кавказской экспедиции Института этнологии и антропологии РАН.

2. Атаян 1906 - Атаян А. Салмаст. Новая Джуга, 1906.

3. Горбатого 2020 - «Горбатого могила исправит»: несмотря на вспышку коронавируса, жители Лори рвутся к часовне Сурб Ованнес. (https://newshay.com/gorbatogo-mogila-ispravit-nesmotrya-na-vspyshku-koronavirusa-zhiteli-lori-rvutsya-k-chasovne-surb-ovannes/).

4. Лалаян 1917 - Лалаян Е. Васпуракан. Вера // Азгагракан Ьандес. Тифлис. Книга XXVI. 1917 (на арм. языке).

5. Мандакуни 2008 - Св. Ован Мандакуни. Избранные речи / Пер. с древнеарм. Л. Степанян. Эчмиадзин: Изд-во Первопрестольного Св. Эчмиадзина, 2008. 80 с.

6. ПМА 2015 - Полевые материалы автора, собранные в Апаранском р-не в июле-августе 2015 г.

7. ПМА 2015-2022 - Полевые материалы автора, собранные в серии экспедиций и опросов в селах Арагацотнского, Гехаркуникского, Тавушского и Лорийского марзов, в 2015-2022 гг., интервью с экспертами: С.А. Арутюновым, Д. Казаряном, Ю. Антонян, диаконом и священниками Армянской Апостольской Церкви.

8. ПМА 2016 - Полевые материалы автора, собранные в Апаранском р-не, Тавушском марзе в июле-августе 2016 г.

9. ПМА 2018 - Полевые материалы автора, собранные в Апаранском р-не в июле-августе 2018 г.

10. ПМА 2022 - Полевые материалы автора, собранные в Апаранском р-не, Гехаркуникском, Лорийском марзах в октябре-ноябре 2022 г.

11. Прошян 1963 - Прошян П. Бгде: сб. соч. в семи томах. Т. 4. Ереван: Ереван.

12. Работы по восстановлению 2020 - Работы по восстановлению поврежденной ветром кровли часовни Сурб Ованнес в Армении начнутся в ближайшее время. (https://www.panorama.am/ru/news/2020/02/07/%D1%87%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0 %B2%D0%BD%D1 %8F-%D0%A1%D 1%83%D 1%80%D0%B 1 -%D0%9E%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1 %81 -%D0%B2-%D0%90%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/2235709).

13. Acarean 1913 - Acarean H. Gawaiakan baiaran [Regional Dictionary] // Eminean azgagrakan zoyovacu. Vol. 9. Tiflis, 1913.

14. Colophons 2014 - Colophons of Armenian Manuscripts, 1301-1480. A Source for Middle Eastern History / Ed. by A.K. Sanjian. Cambridge: Harvard University Press, 2014.

15. Jrapastui 1898 - Jrapastui iwnc Hayoc mej T'ux Manukn [Hydrology amongst the Armenians, and the Black Youth]. Constantonople: Biwrakn, 1898.

16. WVS, V6, Armenia - World Values Survey Wave 6 (2010-2014) Armenia. (https://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp).

17. WVS, V6, Results by Country - World Values Survey Wave 6 (2010-2014) Results by Country. (https://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV6.jsp).

18. WVS, V7, Armenia - World Values Survey Wave 7 (2017-2021) Armenia. (https://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV7.jsp).

19. WVS, V7, Total - World Values Survey Wave 7 (2017-2021). Results in % by Country Weighted by w_weight. (https://www.worldvaluessurvey.org/WVSDocumentationWV7.jsp).

Литература

1. Аветисян Л. Святилище св. Степанос Нахавка (Нахавик) в селе Мастара // Живая старина. 2017. № 3 (95). С. 27-29.

2. Агаджанян А. Этнос, нация и религия: научные парадигмы и реальность Южного Кавказа // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 2 (34). С. 331-356.

3. Антонян Ю.Ю. Колдовской талисман в современной армянской народной культуре // Живая старина. 2006. № 4. С. 29-32.

4. Антонян Ю. Религиозно-магические и целительские практики в современной городской среде Армении // Разгадать Южный Кавказ: общества и среда обитания / Науч. ред. Е. Герасимова; Отв. ред. Н. Ложава. Вып. 3. Тбилиси: Heinrich Boell Stiftung, 2008. С. 109129.

5. Антонян Ю.Ю. Воссоздание религии: неоязычество в Армении // Лабораториум. 2010. № 1. С. 103-128.

6. Антонян Ю. Социальная семиотика «мигрантских» церквей в Армении // Государство. Религия. Церковь в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 156-175.

7. Антонян Ю. «В Армении в хачкаворах недостатка нет»: институт хачкавора в современной Армении // Труды Института археологии и этнографии. 2021. Вып. 4. С. 142153 (на арм. языке).

8. Арутюнян С. Армянские заговоры и народные молитвы. Ереван, 2006 (на арм. языке).

9. Арутюнян С., Калантарян А. (ред.). Тух Манук. Ереван: Айастан, 2001 (на арм. языке).

10. Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы / Пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое изд-во, 2006. 198 с.

11. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр. А.Т. Бикбов и др.; Отв. ред. пер. и послесл. Н А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.

12. Варданян Л.М., Саркисян Г.Г., Тер-Саркисянц А.Е. (ред.). Армяне. М.: Наука, 2012. 648 с.

13. Геворкян А. Армянские миниатюристы. Библиография 1Х-Х1Х вв. Каир: Матенадаран, 1998 (на арм. яз.).

14. Де Бремон Д'Арс Н. Религиозные практики во Франции и их изучение: подходы и методы // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агажаняна. М.: Новое изд-во, 2006. (https://religion.wikireading.ru/72441).

15. Кабицкий М.Е., Крюкова Н.В. О чем говорят в Армении: краткий экскурс в народный дискурс // Новые российские гуманитарные исследования. 2015. № 10. (http://ww.nrgumis.ru/articles/1970/).

16. Крюкова Н.В. «У нас неверующих нету!»: отношение к религии в современной Армении // Новые российские гуманитарные исследования. 2016. № 11. (http://www.nrgumis.ru/articles/1998/).

17. Крюкова Н.В. Вернакулярное христианство в современной Армении: сельские молельни и книги-«святые» // Проблемы национального единства и идентичности в контексте мирового опыта. По материалам конференции молодых ученых (Москва, 13-15 декабря 2016 г.). М.: ИЭА РАН, 2017. С. 102-111.

18. Крюкова Н.В. Народное христианство в Армении: традиции и современность // Традиционная культура. 2018. Т. 19. № 3. С. 80-90.

19. Крюкова Н.В. Религия паствы: сельские сурбы в современной Армении // Вестник антропологии. 2019. № 3 (47). С. 254-263.

20. Крюкова Н.В. Вернакулярное христианство в сельской Армении // Армяне в исторических и этнокультурных процессах XVШ-XXI вв. / Отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе. М.: МАКС Пресс, 2021а. С. 177-198.

21. Крюкова Н.В. Почитание сельских сурбов в Армении: трансформация традиции // Традиционная культура. 2021б. № 1. С. 120-133.

22. Крюкова Н.В., КабицкийМ.В. В Армении // От повседневного быта к поискам жизненных смыслов: социоантропологическое исследование / Отв. ред. О.Ю. Артемова. М.: Смысл, 2019. С. 218-288.

23. МарутянА.Т. Этнография армянского народного жилища (вторая половина XIX - начало XX в.) // Армянская этнография и фольклор. Вып. 17. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1989. С. 65-137.

24. Микаэлян Г. Армянская апостольская церковь и общество в современной Армении // Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики и идентичности / Г. Гусейнов. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 216-262.

25. Недзьведзь А. От «народной религиозности» к «проживаемой религии»: дискуссия в польской антропологии религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 172-188.

26. Ованнисян К. Использование шушпы в армянских народных святилищах // Сион. 2021. № 1-2-3. C. 58-65 (на арм. языке).

27. Оганнисян К. Святилище Тух-Манук в селе Лусагюх // Живая старина. 2017. №. 3. С. 2527.

28. Оганнисян К. Евангелия «Тух Манук» // Вестник общественных наук. 2019. № 3. С. 242255 (на арм. языке).

29. Одабашян А.А. Народные верования армян (по материалам рукописных талисманов XV-XIX вв.) // Кавказский этнографический сборник. Т. VI. М.: Академия наук СССР, 1976. С.107-130.

30. Петросян Г. Хачкар: генезис, функции, иконография, семантика. Ереван: Принтинфо, 2008 (на арм. языке).

31. Рогожина А.А. Заклинание илихачкавор молитва? Магические сборники в армянской христианской традиции: проблемы содержания и интерпретации // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2021. Вып. 69. С. 87-105.

32. Русселе К., Агаджанян А. (ред.). Религиозные практики в современной России. М.: Новое изд-во, 2006. (https://religion.wikireading.ru/72432).

33. Саакян А. С. Хачкары—этнокультурные памятники средневековой Армении //Историко-этнографические исследования по фольклору. Сборник памяти Сергея Александровича Токарева. М.: Восточная литература. 1994. С. 214-237.

34. Серто М. де. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / М. де Серто; Пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 330 с.

35. Тадевосян Т.В., Коцинян Ш.К. Армянские амулеты и заговоры против ала и тпхи и Сисиниева легенда // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы / Ред. А.Л. Топорков. М.: Индрик, 2017. С. 327-372.

36. Тер-Саркисянц А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. М.: Восточная литература РАН, 1998. 394 с.

37. Тороманян Т. Материалы по истории армянской архитектуры: сб. трудов. Т. 2. Ереван, 2013 (на арм. языке).

38. Харатян З.В. Культовые мотивы семейных обычаев и обрядов у армян // Армянская этнография и фольклор. Ереван: АН Армянской ССР, 1989. С. 7-64.

39. Шагоян Г. Время играть свадьбу: мифологическая и экономическая обусловленность армянского свадебного обряда // Армянский гуманитарный вестник. 2012. № 4. С. 140152.

40. Якобсон А. Армянские хачкары. Ереван: Айастан, 1986. 102 с.

41. Abrahamian L. Armenian Identity in a Changing World. Costa Mesa: Mazda Press, 2006. 408 p.

42. Abrahamian L., Sweezy N. Armenian Folk Arts, Culture and Identity. Bloomington and Indianopolis: Indiana University Press, 2001. 329 p.

43. AbrahamyanL., Hambarzumyan Z., Shagoyan G., Stepanyan G. The Chain of Seven Pilgrimages in Kotaik, Armenia. Between Folk and Official Christianity // Sacred Places, Emerging Spaces. Religious Pluralism in the Post-Soviet Caucasus / Ed. by Ts. Darieva, F. Muhlfried, K. Tuite. New York; Oxford: Berghahn Books, 2018. P. 70-96.

44. Agadjanian A. The Religious Modernity of the Brotherhood: A New Face of Armenian Grassroots Christianity // Armenian Christianity Today / Ed. by A. Agadjanian. New York: Routledge, 2016. P. 71-90.

45. Ammerman N.T. Introduction: Observing Modern Religious Lives // Ammerman N.T. Everyday Religion. New York: Oxford University Press, 2007. Р. 3-18.

46. Ammerman N. T. Rethinking Religion: Toward a Practice Approach // American Journal of Sociology. 2020. Vol. 126. No. 1. P. 6-51.

47. Antonyan Y. Religiosity and Religious Identity in Armenia: Some Current Models and Developments // Acta Ethnographica Hungarica. 2011. No. 56 (2). P. 315-332.

48. Antonyan Y. Church, God and Society: Toward the Anthropology of Church Construction in Armenia // Armenian Christianity Today / Ed. by A. Agadjanian. New York: Routledge, 2016. P. 35-56.

49. Antonyan Y. Worship of Shrines in Armenia: Between Soviet and Post-Soviet Modernities // Journal of Religion in Europe. 2021. Vol. 14. No. 3-4. P. 367-391.

50. Asad T. Genealogies of Religion: Discipline and Reasons of Power in Christianity and Islam. Baltimore; London: John Hopkins University Press, 1993. 344 p.

51. Balicka-Witakowska E., Phenix R. An Armenian Prayer Scroll in the Collection of the Uppsala University Library // Reflections on Armenia and the Christian Orient: Studies in Honour of Vrej Nersessian / Ed. by C. Esche-Ramshorn. Yerevan: Ankyunacar, 2017. P. 48-78.

52. Bowen J.R. Religions in Practice: An Approach to the Anthropology of Religion. Boston: Routledge, 2001.

53. Corley F. The Armenian Church under the Soviet Regime. Part 1: The Leadership of Kevork // Religion, State and Society. 1996a. No. 24 (1). P. 9-53.

54. Corley F. The Armenian Church under the Soviet Regime. Part 2: The Leadership of Vazgen // Religion, State and Society. 1996b. No. 24 (4). P. 286-343.

55. Eriksen T.H. What is Anthropology? London: Pluto Press, 2004. 208 p.

56. FeyditF. Amulettes de l'Armenie chretienne. Venice: Academie armenienne Saint-Lazare, 1986. 375 p.

57. Ghazaryan D. Old-Printed Armenian Amulets in Scroll of the Library of the Dudean Cultural House at Armenian Apostolic Patriarchat of Romania in Bucharest // Revue Études Sud-Est Europeennes. 2018. Vol. LVI. Iss. 1-4. P. 69-99.

58. Ghazaryan D., Sargsyan L. Some Armenian Amulets in Scroll from the Romanian Collections (Part I) // Revue Études Sud-Est Europe. 2017a. Vol. LIV. P. 13-42.

59. Ghazaryan D., Sargsyan L. Some Armenian Amulets from the Romanian Collections (Part II) // Revue Études Sud-Est Europe. 2017b. Vol. LV. P. 203-223.

60. HallD.D. (ed.) Lived Religion in America: Towards a History of Practice. Princeton: Princeton University Press, 1997. 280 p.

61. Kluckhohn Fl., Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. New York: Row, Peterson and Co., 1961. 437 p.

62. Marutyan H. Home as the World // Armenian Folk Arts, Culture and Identity / Ed. by L. Abrahamyan, N. Sweezy. Bloomington; Indianopolis: Indiana University Press, 2001a. P. 7397.

63. MarutyanH. "The Saint of the Home": The Problem of Sources and Present-Day Functioning // Hayots srbere yM srbavayrere [Armenian's Saints and Sacred Places] / Ed. by S. Harutyunyan, A. Kalantaryan. Yerevan: Hayastan Press, 2001b. P. 337-346.

64. Mathews T.F., Sanjian A.K. Armenian Gospel Iconography: The Tradition of the Glajor Gospel. Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1991. 246 p.

65. McGuire M.B. Lived Religion: Faith and Practice in Everyday Life. New York: Oxford University Press, 2008. 304 p.

66. Merian S.L. Protection against the Evil Eye? Votive Offerings on Armenian Manuscript Bindings // Suave Mechanicals: Essays on the History of Bookbindings. Vol. 1 / Ed. by J. Miller. Ann Arbor: The Legacy Press, 2013. P. 43-93.

67. Mnacakanyan A. T'ux Manuk' husarjanneri masin [On the 'T'ux Manuk' Monuments] // Patma-Banasirakan Handes. 1976. No. 2. P. 191-199.

68. Morgan D. The Material Culture of Lived Religion: Visuality and Embodiment // Mind and Matter: Selected Papers of Nordic Conference. London: Phil-Papers, 2009. P. 14-31.

69. Orsi R.A. The Madonna of the Fifth Street: Faith and Community in Italian Harlem 1880-1950. New Haven: Yale University Press, 1985. 289 p.

70. Orsi R.A. Introduction to the Second Edition // The Madonna of Fifth Street: Faith and Community in Italian Harlem 1880-1950. New Haven: Yale University Press, 2002. P. ix-xxxviii.

71. Petrosyan H. Writing and the Book // Armenian Folk, Arts, Culture and Identity / Ed. by L. Abrahamyan, N. Sweezy. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2001. P. 52-59.

72. Primiano L.N. Vernacular Religion and the Search for Method in Religious Folklore // Western Folklore. 1995. No. 5. P. 37-56.

73. Russel J.R. The Armenian Shrines of the Black Youth (t'ux manuk) // Le Museon. 1998. Vol. 111. Iss. 3-4. P. 319-343.

74. Siekierski K. The Armenian Apostolic Church and Vernacular Christianity in Soviet Armenia // Keston Newsletter. 2013. No. 18. P. 15-20.

75. Siekierski K. Gospel Books as Sacred Objects. The Veneration of Religious Manuscripts in Armenian Christianity // Inspiration of God: The One-and-a-Half Millenia of the Armenian Bible and Religious Practice / Ed. by B. Kovacs, V. Tachjian. Budapest; Leipzig: Leipziger Unversitatsverlag; L'Harmattan, 2020. P. 68-75.

76. Simonyan L., Hovhannysyan K., Hakobyan H. Home Saint Manuscripts. Album. Yerevan: Institute of Archaeology and Ethnography of NAS RA, 2022. 481 p.

77. Wingate J.S. The Scroll of Cyprian: An Armenian Family Amulet // Folklore. 1930. Vol. 41. No. 2. P. 169-187.

Приложение 1

Словарь специальных терминов, используемых в тексте диссертации

Ашхарабар (арм.) - новоармянский язык, возник как язык устного общения в XVII в., в дальнейшем на его основе сложился армянский литературный язык.

Ванк (арм.) - монастырь.

Гердастан (арм.) - большая патриархальная семейная община, объединявшая до пятидесяти и более родственников нескольких поколений, с четко выраженной иерархией и регламентацией прав и обязанностей ее членов.

Глхатун (арм.) - традиционное армянское наземное или полуподземное жилище без окон с пирамидально-венценосным перекрытием, которое опирается на каркас из столбов, с отверстием-дымоходом в центре.

Гом (арм.) - хлев.

Грабар (арм.) - наиболее древняя форма армянского языка, сохранившаяся в письменных памятниках.

Марз (арм.) - административно-территориальная единица Республики Армения.

Матах (арм.) - от матуцанел ах «возносить соль» - жертвенная благотворительная трапеза/пожертвование, жертвоприношение с последующей раздачей жертвенного мяса.

Матур (арм.) - небольшая часовенка.

Мураз (арм.) - заветное желание.

Тан сурб (арм.) - букв. «святой дома». В своем исследовании я использую буквальный перевод, так как, по моему мнению, он точнее передает смысл описываемого явления, чем, к примеру, такие аналоги, как «домашний святой» или «домашнее святилище».

Тонир (арм.) - врытая в землю керамическая печь.

Тонратун (арм.) - отдельное хозяйственное помещение, в котором распологается земляная глиняная печь для выпечки хлеба тонир.

Хачкар (арм.) - «крест-камень» - резная каменная стела мемориального или культового назначения.

Хеким (арм.) - знахарь, целитель, тот, кто лечит «народными» средствами, травами, используя также заговоры, магические и колдовские приемы.

Хмайил (арм.) - букв. «волшебное прорицание» - письменный амулет в виде свитка.

Шушпа (арм.) - вышитый плат, на который кладется Евангелие во время литургии ААЦ. Шушпами в селах называют любые матерчатые вотивные подношения: обетные платы, покровцы, лоскуты, ленты, тканые конверты и т.п. Шушпы считаются священными.

Приложение 2. Иллюстративные материалы

Рисунок 1. Карта Армении.

Рисунок 1а. Села Апаранского р-на Арагацотнского марза, в которых проходило исследование.

Рисунок 4. Старинный хачкар возле Сурба Тух Манук. Село Лусагюх, Апаранский р-н.

Фото: Н.В. Крюкова, 2015 г.

Рисунок 7. Сурб Саркис, локус 2, село Лусагюх, Апаранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2016 г.

Рисунок 10. Свиток-амулет Сурб Хмайил, село Лусагюх, Апаранский р-н.

Фото: Н.В. Крюкова, 2018 г.

Рисунок 11. Сурб Аветаран, село Лусагюх, Апаранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2015 г.

Рисунок 12. Сурб Нарек, село Лусагюх, Апаранский р-н. Фото Н.В. Крюкова, 2018 г.

Рисунок 13. Сурб Григор Нарекаци, называемый также Сурб Аветаран, село Лусагюх, Апаранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2018 г.

Рисунок 14. Сурб, имя неизвестно, село Лусагюх, Апаранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2018 г.

Рисунок 15а. Сурб Воскезотс Аветаран, село Сараландж, Апаранский р-н.

Фото: Н.В. Крюкова, 2022 г.

Рисунок 15д. Сурб Воскезотс Аветаран, село Сараландж, Апаранский р-н.

Фото: Н.В. Крюкова, 2022 г.

Рисунок 17. Сурб в доме М.М., село Кучак, Апаранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2022 г.

Рисунок 19

Сурб в доме Е.Х. (в настоящее время не существует), село Кучак, Апаранский р-н, Арм. ССР. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1983 г. Архив ИЭА РАН.

Рисунок 22б. Сурб Лусахбюр, село Кучак, Апаранский р-н. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1983 г. Архив ИЭА РАН

Рисунок 23 а. Сурб Татев Аракял, село Кучак, Араранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2022 г.

Рисунок 23б. Сурб Татев Аракял, село Кучак, Апаранский р-н Арм. ССР. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1983 г. Архив ИЭА РАН.

Рисунок 25. Сурб Ованнес, Лорийская обл. Фото: Н.В. Крюкова, 2022 г.

Рисунок 26а. Крест из воска с военной символикой и номером воинской части на обороте, Сурб Тух Манук, село Лусагюх, Апаранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2018.

Рисунок 26б. Сердце из гильз в сурбе в село Мулки, Апаранский р-н. Фото: Н.В. Крюкова, 2016 г.

Рисунок 27. Свитки-амулеты хмайилнере из собрания Матенадарана. Фото: Н.В. Крюкова, 2018 г.

Рисунок 28а. «Фрагмент старой часовни XIII в., построенной кн. Курдом», село Шенаван, Апаранский р-н, Арм. ССР. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1983. Архив ИЭА РАН.

Рисунок 28г. «Фрагмент интерьера церкви Св. Ованеса (УП-ХП вв.)», село Воскевац, Аштаракский р-н, Арм. ССР. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1985 г. Архив ИЭА РАН.

Рисунок 28в. «По дороге в с. Дзех». «Обряд жертвоприношения». Туманянский р-н, Арм. ССР.

Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1976 г. Архив ИЭА РАН.

Рисунок 28д. «Во время праздника Вардавар». «Зажигание свечей во время праздника Вардавар», село Сарпахбюр, Анийский р-н, Арм. ССР. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1966 г.

Архив ИЭА РАН.

Рисунок 28е. «Сельский сурб», село Цахкаван, Иджеванский р-н, Арм. ССР. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1983 г. Архив ИЭА РАН.

Рисунок 28ж. «Сурб в доме Ервандяна Хачика», село Кучак, Апаранский р-н, Арм. ССР. Фото: А.Е. Тер-Саркисянц, 1983 г. Архив ИЭА РАН.

Приложение 3

Свиток-амулет конца XVII - начала XVIII в. № 11 из собрания Матенадарана содержит следующий заговор на связывание злого ала или тпхи: «Святой Сисианий, и святой Анастасий, И святой Шмавон, и святой Юстиниан, И святой Павел и Шихат Взяли нож и три гвоздя И поднялись на гору И увидели демона, сидящего на песке. И волосы его, как конская грива, И глаза его стеклянные, Зубы его железные, Клыки его, как у дикой свиньи, На ногах его пальцы сзади, а пятки спереди. И спросили его святые и сказали:

- Кто ты, нечестивый злой зверь и дикий червь? Ответил он им и сказал:

- Я злой ал,

Который входит в утробу и во чрево матери,

Сердце высушиваю,

Разума лишаю,

Печень вырываю,

Молоко забираю,

Спину натираю,

Цветущее лицо высушиваю,

Мозг высасываю,

Делаю глухой и немой, кривой и хромой,

Убиваю мать и младенца

В тот день и в то время,

6-, 7-, 8-, 9-месячных младенцев убиваю

И тех, кто не достиг еще этого возраста.

Наша еда - мясо маленьких детей

И печень роженицы.

Увидели и услышали его святая Богородица

Мария и Сисианий. Схватили его - злого ала, -Захотели убить, и сказали святые:

- Во имя Бога Живого, Если ты не поклянешься нам, Не отпустим тебя живым,

Чтобы не входил ты во чрево матери И не убивал младенца ее. Не имеешь права заходить в дома, Туда, где ожидаются роды. Поклялся зло й нечестивец и сказал:

- Клянусь святой дланью Господней,

Что распростер на святом кресте Иисус Христос,

Отцом и Сыном и Духом Святым, Высью небесной, и глубью земной,

И далью солнца и луны,

Четырехгранным троном Божьим,

На 40 домов удалюсь от рабы Божьей,

Во имя Отца, Сына и Духа,

Что не обману вас и не приближусь,

И, (во имя) благословления святой Богородицы,

Ни к рабе Божьей,

Ни к ее ребенку.

И туда, где хранится это письменное заклятие И где поминают ваше святой имя И молитвы святого Сисиания.

... Ваш раб и слуга Божий» (Арутюнян 2006: 135; цит. по: Тадевосян, Коцинян 2017: 357359).

В свитке-амулете, исследованном Д. Уингейт, после отрывка из Евангелия святого Марка записано следующее окончание: «О Христос! О Боже! По Заступничеству Святого Евангелиста Марка, помилуй рабу Божью Елисавету, ее сыновей

и дочерей, чтобы

злой демон не приближался к ним» (Wingate 1930: 170).

Затем следует текст с фрагментом из Евангелия от Луки, который оканчивается сходной формулой: «Господь Бог,

Иисус Христос, по ходатайству

Святого Евангелиста Луки,

пусть все злые духи и все злые

демоны будут изгнаны из

Елисаветы, рабыни Божьей,

и из ее сыновей, и из ее дочерей» (Ibid.: 173).

После отрывка из Евангелия от Иоанна следует формула:

«Господь Иисус Христос, по заступничеству

Святого Евангелиста

Иоанна, да будут изгнаны все злые духи,

дабы они не приближались к рабе

Божьей Елисавете, Аминь.

Ни к ее сыновьям, ни к дочерям.

где бы ни было это письмо,

Во имя Отца, Сына

и Святого Духа, не приближайтесь к

рабе Божьей».

Текст этой формулы перемежается армянскими буквами со знаками, не знакомыми переводчику (Ibid.: 175). Далее идет следующий эпизод: «Когда святой Сисиан спускался с горы Синай, он встретил Абиаху. Смотрите, его глаза пылали, и его зубы были похожи на верблюжьи; и, увидев его, святой Сисиан сказал ему: - Откуда ты пришел и куда

идешь, ты, нечистый, сквернословящий? И нечистый сказал: - Я иду

и проникаю в лоно женщин и душу грудных младенцев. И когда родилась Дева Мария, Матерь Божья,

они пошли, чтобы помешать ему;

и он был схвачен в их руках.

И святой Сисиан сковал его

железными цепями и сказал:

- Мы не отпустим тебя, если

ты не поклянешься, что

не причинишь вреда (ей). После этого он

поклялся многоочими херувимами

и шестикрылыми серафимами,

и Господом, который восседает и

почивает на них; и затем он

был освобожден при условии, что

он призовет Доброго и

Милосердного (и скажет:)

Во имя Отца, Сына

И Святого Духа, и во имя

Святого Сисиана, мы не

войдем в этот дом, и мы не

причиним вреда детям (там), и

мы не будем приближаться к

рабе Божьей, Елисавете, в течение

года перед тем, как она родит» 1930: 176).

Далее следуют незнакомые переводчику 12 слов, вероятно, являющихся перечислением имен демона. После чего текст продолжается: «И где бы ни были эти письмена, тебя будут преследовать (изгонять) и связывать, пока ты не захочешь сказать [это]. И во имя дьявола И с его согласия Господь связал сатану на тысячу лет;

и да будет он крепко связан, злые духи и демоны, Арфой Давида, Кольцом Соломона, Жезлом Аарона, Молитвами Авеля и Венцами Святых Апостолов и Молоком Святой Девы, вскормившей Христа, мы связываем тебя и заставляем тебя клянитесь, [вы] бесы и сатаны, Тайнами Святой Церкви, Непоколебимым Престолом Христа: у которого семь рук, а на руках семь гвоздей; семь алтарей (или кущей); семь старцев; семь Евангелий. Они прочитали [повторили это] и сказали: - Господи, даруй нам разрешение, чтобы мы могли связать злых духов и бесов, чтобы они не могли приблизиться к рабе Божьей Елисавете. Аминь. Чтобы они не приближались к ее сыновьям и ее дочерям. Аминь. Святой Петр и Святой Павел, Святой Сисиан и Святой Сила отправились в пустыню, и они увидели человека, сидящего на песке; его волосы были, как змеи, его брови, как его глаза, как стекло, его щеки, как железо, а клыки у него, как у кабана. Святые спросили его, говоря: - Кто ты, злой дух? Ты живое существо или чей ты агент?

Скажи нам правду.

Злой демон ответил и сказал:

Я тот, кто входит в сынов человеческих и [кто] садится на

женщину, которая беременна,

и душит мать и ребенка.

Мы вырываем семимесячного

ребенка у его матери,

глухонемого, и несем его к нашему Царю,

в нашу бездну, (или) в

углы жилищ и

в стойла животных.

Вот, я рассказал вам все;

не мучайте меня.

И двое из них обнажили огненный меч и хотели убить Нечестивца. И он сказал: - Симон Петр, истинно, Христос дал тебе силу, что

все, что ты свяжешь на земле, будет связано на Небесах. И он сказал [также]: - Ты - Скала, и на этой Скале

будет построена Церковь. [Симон Петр ответил: -]

Поэтому ты будешь удержан

и связан до пришествия

Христа; пока ты не назовешь

свое имя. И демон сказал: -

Я тот, кто вызывает

выкидыш в утробе матери на сорок дней раньше срока [прежде времени рождения]. И Петр сказал: - Я верю в Того, кто дал мне власть над невидимыми [духами], чтобы связать их. Проклят ты; и ты связан железными оковами. В каком

бы доме ни находились наши имена, ты не властен приблизиться ни к сынам человеческим, ни к дьяволу, ни к демону, ни к рабе

Божьей Елисавете, ни к ее Сыновьям, ни ее дочерям. Аминь. [Ты] Истинный Господь Бог, Сын Отца, который из сострадания не желает, чтобы создания Твоей Святой Руки и подобие Твоей Благости, к которым Ты проявил милосердие, [погибли]. [Ты], Который смилостивился и спас отвергнутых [отверженных] и падших и снова воскресил к жизни тех, кто был уведен в плен смертью через

искушаемую змеем Мать Еву: Своей смертью

Ты превратил их в жизнь.

Блуждающих Ты собрал

из тьмы внешней в Стадо

Твоего Небесного Стада; невежественных

к познанию Бога. Посему

Ты исцелял по милосердию;

Ты очистил прокаженных; Ты

заставил хромых ходить; Ты

дал зрение слепым; Ты

остановил кровотечение у женщины;

одним словом

Ты собрал вместе иссохшие

члены Лазаря, вернув его к

жизни; Ты заставил паралитика

встать с постели и ходить.

В Твоей милости и прощении и

невнимании ко Злу, [Ты]

Все-изобильный, Все-Щедрый, Источник

Все-(Благих), кто не оставляет

тех, кто надеется на Тебя, и кто

не позволяет Твоим слугам, созданным по

Твоему образцу, заблудиться, через

заступничество Чистой и

Святой Божьей Матери и всех Твоих

Святых, прислушайся к мольбам

Слуги Божьей Елисаветы и

исполни ее желания. Как Ты сделал

плодоносной (мать) Самуила

Пророка; и как Ты обещал

дать Аврааму, Отцу

Верных, из жесткого чрева

Сары, сына, даже Исаака; и как

Ты смягчил бесполезное

жесткое чрево Елисаветы, и великий

среди рожденных от женщины Святой

Иоанн. [Или, ей Ты дал

Святого Иоанна, величайшего из

рожденных женщиной.] И [они приведены]

в качестве примеров. Господь Иисус, Творец

выноси [? воскреси] нас и тебя.

Сделай плодоносной опухшую и

Страдающую выкидышем утробу рабы

Божьей Елисаветы. Преследуйте, устраняйте

и изгоняйте дьявола, злого

духа и демона и избавьте

от сетей сатаны служанку Божью

Елисавету. Благослови ее

в рождении ребенка и плодовитости.

Благослови творения Твои [дело рук Твоих]

вместе с верующими в

Святую Троицу.

И поскольку Ты даровал рождение

зверям и птицам, чтобы они могли вновь радоваться и размножаться, не исключай из Своей милости, но сжалься над рабой Божьей Елисаветой. И

поскольку они по Твоему благословлению выросли

большими и сильными, также даруй

то же самое Божественное благоволение и помощь

этой Твоей слуге

и спаси сына Твоей служанки.

покажи мне знак добра: пусть те,

кто ненавидит меня. Увидят и будут посрамлены,

потому что ты, Господь, помог мне

И утешил меня [Пс. lxxxvi, 16, 17].

Сохрани и спаси рабу Божью

Елисавету, во имя Отца

Сына и Святого Духа. Аминь.

И еще один текст, касающийся дьявола: На земле было дерево, на котором не было ни ветви, ни листа, ни корня. И на нем сидел орел, у которого не было ни головы, ни ног. Орлу были заданы вопросы, говоря: - Почему ты сидишь на дереве, у которого нет ни ветви, ни листа, ни корня? Нечистый орел сказал: - Я иду и сажусь на голову человека, пожираю его плоть, высасываю его мозг, гашу свет его глаз. Ангелы и архангелы, услышав его, сказали: - Сатана, мы связываем тебя тремя сотнями

шестидесятью пятью Святыми, которые находятся в сердце земли, которых не знают ни ангелы, ни архангелы, но только Отец. И,

опять же, мы связываем тебя тремя сотнями шестидесятью пятью Святыми, которые находятся в море, которых не знают ни ангелы, ни архангелы, но только Отец.

И снова они сказали: - Мы связываем

тебя арфой Давида,

Кольцом Соломона, Скрижалями

Моисея, Одеждой Аарона,

Покрывалом Христа, [которое покрывало его

лицо при погребении и на котором

были запечатлены его черты].

Сладким Молоком Святой Девы,

Четырьмя Гвоздями [Креста]

Христа, которые были крещены

Кровью Господа.

Мы связываем тебя Узами

Петра и Павла;

Преображением Христа на горе Фавор; Трисвятым Светом, который воссиял Над Бессмертной Главой Христа. У тебя нет силы расти или замышлять злые дела, но ты зачахнешь; ты - ничто, и ты обратишься в ничто. На ком бы или в каком бы доме ни было найдены эти письмена, ты должен удалиться [сам] на сорок домов [подальше] и не приближаться ни к рабе Божьей Елисавете, ни к ее сыновьям, ни к ее дочерям. По молитвам и ходатайствам всех Святых, Аминь.

Да будет так, и да будет так» (Wingate 1930: 176-182).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.