Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Новик, Юлия Олеговна

  • Новик, Юлия Олеговна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 183
Новик, Юлия Олеговна. Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Санкт-Петербург. 1998. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Новик, Юлия Олеговна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1.Теоретические аспекты исследования региональной

традиционной культуры

1.1. Традиционалистика как направление

культурологических исследований

1.2. Методология изучения локального и

регионального своеобразия традиционных культур

1.3. Фольклор как явление традиционной

художественной культуры

ГЛАВА 2. Диахроника традиционной культуры Камчатки

2.1. История изучения традиционной художественной

культуры народов Камчатки

2.2. Генезис культурных традиций коренных народов Камчатки

2.3. Трансформация традиционных культур Камчатки

от I тыс. н.э.до конца XIX столетия

2.4. Общее и локальное в региональных этнокультурных

традициях в XX веке

ГЛАВА 3. Историко-типологический анализ традиционной культуры Камчатского региона

3.1. Закономерности формирования регионального типа

традиционной культуры

3 .2. Пластический фольклор как "зеркало" истории

традиционной культуры народов Камчатки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пластический фольклор в традиционных культурах народов Камчатки»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая работа посвящена историко-типологическому исследованию традиционной культуры Камчатки. Она базируется на культурологическом изучении памятников пластического фольклора, представляющих наиболее полно общие региональные и локальные этнические художественные традиции коренных жителей полуострова - чукчей, коряков, ительменов, говорящих на разных языках, но обнаруживающих в духовной и материальной культуре множество сходных черт и совпадений.

Актуальность диссертационной темы связана с современными гуманистическими исканиями в науке и обществе, направленными на поиск социально и лич-ностно-значимых экзистенциальных ориентаций, ценностей, норм общественного поведения, истин, имеющих непреходящее значение для людей.

На протяжении всей истории человечества ответы на вопросы о смысле бытия, человеческого существования на уровне обыденного сознания принято было искать в народной мудрости - фольклоре. Вместе с тем, для подлинно фольклорной культуры остается все меньше места в современном постиндустриальном мире. В чем причина этого противоречия? Каково состояние, степень сохранности и

потерь традиционных культур и, в частности, уникального Камчатского региона? Эти проблемы требуют изучения. Важно также понять, что может быть изъято из резервуара человеческой памяти вместе с исчезновением стремительно теряющих свою этническую самобытность традиционных культур малочисленных евразийских народов и насколько смысловой мир в котором живут люди станет от этого беднее.

Системное изучение богатейшего, архаичного в своей основе, фольклорного материала, его рассмотрение и обобщение с культурологических позиций, несомненно представляет теоретический и практический интерес, поскольку позволяет вновь обратиться к решению сложных проблем, связанных с исходными моментами художественного творчества, его ранними формами, историческими метаморфозами, смысловыми аспектами и значением для современного человека.

Актуальность темы обусловлена также отсутствием монографий и публикаций о художественной культуре Камчатки как целостном и исторически меняющемся явлении, системно анализирующих региональное художественное наследие и акцентирующих внимание на его устойчивой древнейшей основе - пластическом фольклоре.

ПРОБЛЕМА ДИССЕРТАЦИИ связана с необходимостью воссоздания истории культуры Камчатки, выявления общих и специфических типологических признаков региональной культуры. Она требует осуществления периодизации громадного по протяженности (от палеолита до исхода XX столетия) временного отрезка в который укладывается история традиционной региональной культуры. Существенно выявление роли пластического фольклора в формировании неповторимого облика региональной культуры, учитывая тот факт, что основной массив фольклора чужд сиюминутности, хроникальности, не зависит непосредственно от конкретной истории того или иного этноса, но может многое "рассказать" об истории мировой культуры.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает традиционная культура Камчатки.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - фольклорная культура, представленная комплексом пластических искусств, как составная часть общей региональной традиционной культуры и региональной этнической специфики.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА: генетическое родство, общность исторических судеб коренных жителей Камчатки (чукчей, коряков, ительменов) обеспечивают региональный уровень культурной целостности и метаэтническое единство культуры аборигенного населения. Уникальность и самобытность традиционной культуры региона поддерживается разновременными фольклорными традициями, в основе которых лежат факторы социоэтнического характера.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить место, формы и типы пластического фольклора в развивающейся системе традиционной художественной культуры Камчатского региона.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- уточнить категориальный аппарат, использующийся в работе с учетом современных теоретических разработок в фольклористике, традиционалистике, культурологии;

- исследовать условия, факторы, многообразие социокультурных процессов и связей, способствовавших историческому становлению регионального типа традиционной культуры;

- выявить фонд архитектонических и изобразительных памятников, наиболее ярко представляющих пластические фольклорные традиции региона;

- на основе сравнительного изучения памятников пластического фольклора определить закономерности становления, хронологические рамки бытования,

специфические признаки сложившегося на Камчатке в процессе взаимодействия

различных традиций, типа региональной фольклорной культуры;

- проследить преемственность фольклорных традиций в современном пластическом искусстве малочисленных народностей Камчатки;

- ввести новый региональный материал в поле зрения исторической культурологии.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе используется комплекс дополняющих друг друга методов, предопределенных синергетическим и системно-типологическим подходами, являющимися базовыми для культурологических исследований.

Синергетический принцип заключается в том, что историко-культурный процесс рассматривается как вечное и постоянное саморазвитие системы культуры, для которого характерно, что движущие силы культурной динамики скрыты в ней самой.

Системно-типологический подход предполагает изучение социокультурной реальности как сложной системы, элементы которой, структурно связаны между собой и выполняют различные функции, обеспечивая ее целостность и развитие.

Дополняя друг друга синергетический и системно-типологический подходы позволяют рассматривать исторические типы не как сменяющие друг друга в определенном порядке последовательности, а как разнокачественные системные явления, способные сосуществовать одновременно в одном и том же пространстве. Системно-типологический подход предполагает комплексное применение диахронических (структурного, функционального, семиотического) и синхронических (историко-типологического, сравнительно-исторического) методов.

Историко-типологический метод, один из основных для данного исследования, направлен на изучение специфической комбинаторики разновременных, разнокачественных, многоэлементных, многоэтнических типов культуры, взаимодействующих синхронно, обменивающихся друг с другом культурным опытом и взаимообогащающих друг друга в ходе культурного диалога.

Ряд общих методов дополняется специальными методами, связанными с рассмотрением конкретных памятников культуры. Это, например, методы искусствоведения: сравнительно-описательный, семантический (в частности, исследуются особенности художественно-образного восприятия). ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКАЯ БАЗА

Для данного диссертационного исследования в качестве источников отбирался круг памятников, представляющих те виды художественного творчества коренных народов Камчатки, произведения которых имеют предметный характер, созданы из разнообразного природно-органического материала - камня, кости, меха, кожи, металла, дерева. Большая часть этих предметов сосредоточена в настоящее время в коллекциях экспозиций этнографических и краеведческих музеев страны.

При написании работы были изучены соответствующие экспонаты: Камчатского областного краеведческого музея, окружного краеведческого музея в пос. Палана, краеведческих музеев в поселках Эссо, Мильково, Российского этнографического музея, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, Российского государственного музея Арктики и Антарктики. В некоторой мере представление о самобытности традиционных культур народов Камчатки складыва-

лось под впечатлением личных контактов со студентами камчатских вузов (ительменами, коряками) в ходе бесед с представителями интеллигенции - врачами, учителями, художниками, поэтами, сотрудниками музеев, которые в 60-80 годы посещали отдаленные районы Камчатки и располагают уникальными кинофотоматериалами, предметами ритуального и бытового предназначения.

Следующую, наиболее значительную группу источников, содержащих сведения о культуре аборигенов Камчатки составили письменные документы: этнографические отчеты русских путешественников и мореплавателей ХУ1-ХУШ веков, прежде всего "описания" Камчатки и ее жителей составленные С.П.Крашенинниковым, Г.В.Стеллером, АП.Горлановым и другими.

В XIX - начале XX века Дальний Восток изучала Российская академия наук и Русское географическое общество. Результатом работы Северо-Тихоокеанской экспедиции организованной Американским музеем естественной истории совместно с Российской академией наук была публикация капитальных монографий ее выдающихся участников - В.Г.Богораза и В.И.Иохельсона. Значительное внимание при работе над диссертацией было уделено именно этому бесценному этнографическому материалу.

Фактический материал удалось почерпнуть из монографий лингвистов и литературоведов, знатоков мифологии и устного фольклора - Е.М.Мелетинского, Г.АМеновщикова, С.П.Стебницкого, Л.В.Беликова и др. Сопоставительное изучение памятников пластического фольклора с жанрами устного фольклора осуществлялось на основе сборника - "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки".

Работа в значительной мере построена с учетом археологических данных со-

держащихся в отчетах и монографиях участников различных экспедиций разных лет ,в том числе Северо-Восточного комплексного НИИ Сибирского отделения АН. Это работы : С.А.Арутюнова, Р.С.Васильевского, Н.Н.Дикова, Т.М.Диковой, АП.Окладникова, Д.А.Сергеева и многих других. Из работ современных археологов базовыми для диссертации оказались труды сотрудников МАЭ им. Петра Великого (Г.И.Дзенискевич, Е.А.Окладниковой, Ч.М.Таксами и др.), Государственного музея этнографии народов России, Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая (Е.П.Батьяновой, О.АМурашко).

В диссертации привлечены материалы фундаментальных трудов известного искусствоведа С.В.Иванова, монографии Н.В.Кочешкова, сотрудников НИИ художественной промышленности Т.Б.Митлянской, И.Л.Карахан, Н.И.Каплан, альбомы по искусству Е. П. Орловой и других искусствоведов.

В значительной мере помогли автору понять специфику традиционного уклада жизни капитальные работы отечественных этнографов, в частности: В.В.Антроповой, И.С.Вдовина, И.С.Гурвича, Н.К.Старковой .

Для характеристики особенностей жизни народов Камчатки и всего дальневосточного региона на современном этапе использовались коллективные монографии научных сотрудников Института истории, литературы и философии Сибирского отделения АН СССР, однако их авторы лишь вскользь затрагивают проблемы традиционных художественных культур.

Общетеоретические и методологические основы диссертационного исследования были подсказаны автору трудами классиков-фольклористов П.Г.Богатырева, В.Е.Гусева, В.Я.Проппа, М.Н.Путилова, К.В.Чистова работами

по морфологии искусства М.С.Кагана, И.Е.Фадеевой, монографиями стоящего у истоков традиционалистики Э.С.Маркаряна. В осмыслении закономерностей эволюции региональной художественной культуры помогли автору исторические, культурологические, искусствоведческие работы Б.М.Бернштейна, Н.В.Григорьева, Л.И.Ионина, В.П.Мириманова, Л.М.Мосоловой, М.Н.Некрасовой.

В работе по мере необходимости используются статистические материалы, а также сведения, почерпнутые из местной периодической печати.

Отобранный круг памятников представляет собой несистематизированный материал, противоречивые, но нередко совпадающие мнения, отзывы - живой диалог ученых о проблемах традиционных этносов и их культур.

В диссертации впервые поставлена и решается задача целостного изложения истории традиционной культуры Камчатского региона с учетом локальной специфики составляющих ее элементов - самобытных культур малочисленных коренных народов, история которых подвергалась до настоящего времени дифференцированному научному исследованию.

Впервые была сделана попытка преодолеть пестроту типологических построений конкретных наук (хозяйственно-культурный тип, историко-культурный тип, ареал культуры, историко-этнографическая область) и построить типологию культуры региона на собственно культурологических основаниях. Фактический систематизированный материал и полученные результаты проведенного исследования могут быть использованы в вузовской практике: при разработке региональных компонентов программ по культурологии, этнологии, исто-

рии мировой и отечественной культуры, истории мировой художественной культуры. На основании этого текста в Камчатском государственном педагогическом институте планируется создание мультимедийной учебно-образовательной программы о традиционной культуре коренных жителей Камчатки , в помощь студентам осваивающим курс "Краеведение" и спецкурс "Региональная культура Северо-Восточной Евразии".

и

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Новик, Юлия Олеговна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог диссертационной работы, можно отметить, что общая методологическая установка на системно-типологическое изучение конкретного фольклорного материала, опора на теоретические положения современной фольклористики и традиционалистики позволили автору представить региональную традиционную культуру как типологически и исторически целостное явление, сложившееся на основе метаэтнического культурного единства малочисленных народов Камчатки (чукчей, коряков, ительменов).

Типологическое сходство культур традиционных этносов просматривается на различных уровнях: экономико-социальной организации, духовной (символической, идеациональной) адаптации, психологической адаптации, художественно-образного сознания. Вместе с тем, системный подход, примененный в исследовании, позволил акцентировать внимание не только на общих типологических, но и на специфических чертах региональной культуры, в частности, охарактеризовать традиционный тип художественной культуры Камчатки, поскольку в качестве первоисточников были отобраны уникальные памятники пластического фольклора и практически не сохранившиеся к настоящему времени образцы архаической пластики: петроглифы, типы жилых и культовых построек, типы традиционной одежды и орнамента, графические рисунки, ритуальная скульптура, современная живопись и скульптура, предметы прикладного искусства, созданные художниками - чукчами, коряками, ительменами, сохраняющими в своем творчестве те или иные художественные традиции предков.

Целостность регионального типа традиционной культуры поддерживается за счет реализации общего принципа ее функционирования - господства коллективного над индивидуальным, инвариантного над вариативным, прошлого над настоящим и будущим.

Трансформация традиционного типа культуры, вызываемая динамическими историческими процессами, связана с ослаблением власти традиции над волей отдельного индивида, изменением соотношения стереотипизированных и нестереотипизированных форм человеческой деятельности в пользу последних.

Формирование основных черт регионального типа традиционной культуры происходило на протяжении длительного времени в ходе культурной интерференции соседних стадиально равных групп этносов и сохранение этих черт имело место вплоть до прихода русских на Камчатку. С ХУП-ХУШ специфика регионального типа традиционной культуры задавалась конфликтом стадиально различных типов культуры: культурами традиционных этносов и инновационно-креативной культурой пришлого, преимущественно русскоязычного населения.

Направление взаимодействия двух типов культур было асимметричным -культурное влияние шло преимущественно от "вмещающего" (славянского) этноса к этническому меньшинству, культура которого еще во многом базировалась на традиционной системе хозяйства и мифологических представлениях. Политика самодержавия в отношении народов Севера, выразившаяся в экономическом и идеологическом давлении, грубейшие просчеты и ошибки в экономической и национальной политике Советского государства, в частности, излишняя социальная опека и патернализм, в значительной мере лишили традиционные этнические культуры резистентных способностей и активности.

Вся история региональной традиционной культуры нашла специфическое преломление в фольклорном "зеркале", в котором отразились основные этапы общей исторической эволюции от первобытности до наших дней.

История традиционной художественной культуры уходит своими корнями в палеолитическое прошлое и такие качества пластического фольклора как стереотипичность, коллективность, бессознательность, функциональность сближают его с первобытной культурой. Поскольку фольклор создается уже в иной, не первобытнообщинной среде, а социально и этнически-дифференцированной, он включается в реальную историю, хотя и перекодирует события повседневности по своим законам, отбирая наиболее важное из социальной практики, типологизируя его, превращая в стереотипы значения, поведения. Однако, на завершающей стадии своей истории фольклор не способен приспособить к архаической традиции весь информационный поток и темпы современной жизни людей.

Фольклорная культура оказывает влияние на жизнь культур коренных этносов Камчатки, но и сама жизнеспособна лишь как составная часть региональной традиционной этнической культуры. Поэтому задача сохранения фольклорных традиций напрямую связана с проблемами экологии традиционных этнокулыур.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Новик, Юлия Олеговна, 1998 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М., 1958.

2. Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л., 1972.

3. Антропова В.В. Старинные камчадальские сани. // Сборник МАЭ. М., Л., 1956.

4. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М., 1989.

6. Арутюнов С.А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики. //Исследования по общей этнографии. М., 1979.

7. Арутюнов С.А., Сергеев Д.А., Таксами Ч.М. Этнокультурные связи народов прибрежной части Северо-Восточной Азии. // Этническая история народов Азии. М., 1972.

8. Археологические культуры и культурная трансформация. Материалы методологического семинара ЛОИА АН СССР. Л., 1991.

9. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М., 1993.

10. Байбурин А.К. Ритуал: свое и чужое. // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990.

11. Баткин Л .М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9.

12. Батьянова Е.П. Архаические элементы в этническом самосознании коряков. //Ранние формы религии народов Сибири. СПб., 1992.

13. Батьянова Е.П. Коряки рассказывают о себе. // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. М., 1996.

14. Батьянова Е.П. Некоторые архаические обычаи народов Крайнего Северо-Востока. // Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. М., 1994.

15. Бенедикт Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США. //Антология исследований культуры. СПб., 1997.

16. Бернштейн Б.М. Выражение этнической специфики в художественной культуре. // Методологические проблемы исследования этнических культур. Ереван., 1977.

17. Библер B.C. М.М. Бахтин или поэтика культуры. М. 1991.

18. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.

19. Богатырев П.Г. К вопросу о сравнительном изучении народного, словесного и изобразительного искусства. М., 1971.

20. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.

21. Богораз В.Г. Миф об умирающем и воскресающем звере. // Художественный фольклор. 1926, № 1.

22. Богораз В.Г. Основные типы фольклора Северной Евразии и Северной Америки. // Советский фольклор. 1936, № 4, 5.

23. Богораз В.Г. Чукотские рисунки. // Сборник в честь 80-летия Д. Н. Анучина. СПб., 1913.

24. Богораз -Тан В.Г. Чукчи. Ч. I. Л., 1934.

25. Богораз В.Г. Чукчи. Ч. П. Религия. Л., 1939.

26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

27. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы. М., 1987.

28. Булычев И. Васильевский P.C. Происхождение и древняя культура коряков. Новосибирск., 1971.

29. Булычев И. Путешествие по Восточной Сибири. СПб., 1856. (атлас фолио). РГМАА, о. ф., инв. № 1592.

30. Васильевский P.C. Древние культуры Тихоокеанского севера. Новосибирск., 1973.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40

41

42

43

44

45

46

47

Вдовин И.С. Жертвенные места коряков и их историко-этнографическое значение. // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX -нач. XX вв. Л., 1971.

Вдовин И.С. История изучения палеоазиатских языков. М., Л., 1954.

Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М., Л., 1965.

Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л. 1973.

Вещь в контексте культуры. СПб, 1994.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Космо-психо-логос. М.,1995.

Герд Д.С. Введение в этнолингвистику. СПб .,1995.

Гумилев Л.Г. Этногенез и биосфера земли. М., 1997.

Гурвич И.С. Корякские промысловые праздники // Сибирский этнографический сборник. Вып. 1У. М.1962.

Гурвич И.С. Проблемы происхождения чукчей, коряков, ительменов. // Этногенез народов Сибири. М., 1980.

Гурвич И.С. Этническая история Северо-Восточной Сибири. М., 1966.

Гусев В.Е. Фольклор (история термина и его современное значение). // Сов. этнография, 1966, № 2.

Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора. // Фольклор в современном мире. М., 1991.

Гусев В.Е. Фольклор как элемент культуры. // Искусство в системе наук. Л., 1987.

Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1964.

Дебец Г.Ф. Антропологические исследования в Камчатской области. М., 1951.

48.

49.

50.

51.

52.

53,

54.

55.

56,

57,

58,

59

60

61

Дзенискевич Г И. Ритуал возрождения промысловых зверей у народов Аляски и Север-Восточной Сибири. // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Вып. 4. СПб., 1994.

Диков H.H. Древнейшее историческое прошлое Камчатки. // Краеведческие записки. Вып. 4. Петропавловск-Камчатский. 1973.

Диков H.H. Древние костры Камчатки и Чукотки. Магадан., 1969.

Диков H.H. Древние культуры Северо-Восточной Азии: Азия на стыке с Америкой в древности. М., 1979.

Диков H.H. Древняя этническая история Камчатки и прилегающих областей севера Дальнего Востока по археологическим данным. // Записки Камчатского краеведческого музея. Вып. 5. Петропавловск-Камчатский. 19.

Диков H.H. Наскальные загадки древней Чукотки (петроглифы Пегтымеля). М., 1971.

Диков H.H. Этническая история человечества.// Вестник ДВО РАН. 1994, №1.

Дикова Т.М. Древнейшая на Дальнем Востоке ткань. // Природа. 1979., № 8.

Дикова Т.М. Лабретки Южной Камчатки // Новейшие данные по археологии Севера Дальнего Востока. Магадан., 1980.

Запороцкий О., Мурашко О. Ительмены. // Северные просторы. 1997. № 1.

Иванов В.В. Об одном типе архаических знаков искусства и пиктографии. // Ранние формы искусства. М., 1982.

Иванов C.B. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX вв. М.-Л., 1954.

Иванов C.B. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX - начала XX вв.). М.-Л., 1963.

Иванов C.B. Сибирские параллели и магические изображения эпохи палеолита. //СЭ. 1934. № 14.Иохельсон В.И. Древние и современные подземные жилища племен северо-восточной Азии и северо-западной Америки. СПб., 1908.

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

Из истории шаманства. Томск. 1976.

Иохельсон В.И. Из научного наследия. // Северные просторы. 1990, № 1-6.

Исакова Н.В. Культура народов Севера: филисофско-социологический анализ. Новосибирск. 1989.

История и культура ительменов. Л., 1990.

История и культура коряков. СПб. 1993.

История и культура чукчей. Л., 1987.

Истрико-этнографический атлас Сибири. М., 1961.

Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад - Восток" в культурологии. М. 1994.

Каган М.С. Историческая типология художественной культуры. Самара. 1996.

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

Каган М.С. О прикладном искусстве. Л., 1961.

Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.

Каган М.С. Этнос и нации. // Вече, 1997, № 4.

Каплан Н.И. Из камуса, ровдуги, бисера: Декортивно-прикладное искусство малых народов Крайнего Севера. // Радуга на снегу. М., 1972.

Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока М., 1980.

Каплан Н.И. Тропою северных оленей: Декоративно-прикладное искусство народов Крайнего Севера. Л., 1974.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1987.

Кочешков Н.В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. Л., 1989.

80. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки: в 2-х т. СПб., 1994.

81. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989.

82. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван., 1983.

83. Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 2-3, - СПб., 1993.

84. Курьер Петровской Кунсткамеры. Вып. 4-5, СПб., 1996.

85. Левин М.Г. К проблеме происхождения северо-восточных палеоазиатов. // Сб. статей по истории Дальнего Востока. М., 1958.

86. Леви-Стросс К. Из кн. "Мифологичные" Т. 1. Сырое и вареное. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

87. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

88. Лотман М.Ю. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин., 1992.

89. Лотман М.Ю. Статьи по типологии культуры. Тарту., 1970.

90. Лурье C.B. Метаморфозы традиционного сознания: Опыт разработки теор. основ этнопсихологии и их применения к анализу истор. и этногр. материала. СПб., 1994.

91. Маркарян Э.С. Соотношение формационных и локальных исторических типов культуры. // Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.

92. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

93. Массон В.М. Культурологическая интерпретация археологических материалов. // Исторические реконструкции в археологии. Самара., 1996

94. Межэтнические контакты и развитие национальных культур. М., 1985.

95. Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. М., 1979.

96. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

97. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.

98. Мелетинский Е.М. Структурно-типологический анализ мифов северовосточных палеоазиатов. (Вороний цикл). // Типологические исследования по фольклору. М., 1975.

99. Меновщиков Г.А. Об устном повествовательном творчестве народностей Чукотки и Камчатки. // Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.

100. Методологические проблемы этнической культуры. Ереван., 1978.

101. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

102. Мириманов В.П. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973.

103. Митлянская Т.Б. Новь древнего искусства: О декоративном искусстве народов Севера. // Искусство. 1977, № 6.

104. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М., 1990, 1991.

105. Монастырная В. Моя одежда - мой дом. // Северные просторы. 1997. № 1-2.

106. Мосолова JI.M. Проблемы историко-культурологической изученности России. // Философская мысль в России: традиция и современность. Т. II., СПб., 1997.

107. Мосолова JI.M. Система образования северо-запада России в контексте региональной культуры и перспектив ее развития. // Вестник северозападного отделения Российской академии образования. Образование и культура северо-запада России. Вып. 1. СПб., 1996.

108. Мурашко O.A. Ительмены и камчадалы: метаморфозы этнической идентичности. // Гуманитарная наука в России: Соросовские лауреаты. М., 1996.

109. Мурашко O.A. Камчадалы. // Северные просторы. 1997. № 1, 2.

110. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. М., 1994.

111. Народы Советского Севера. М., 1991.

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

129

Некрасова М.А. Народное искусство как тип художественного творчества. // Искусство, 1981, № 11.

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.

Окладников А.П. Народы Северо-Востока Сибири. // Очерки истории СССР периода феодализма. IV - XV вв. М., 1959.

Окладников А.П. Петроглифы Нижнего Амура. JL, 1971.

Окладников А.П. Утро искусства. JI., 1967.

Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства. СПб., 1995.

Окладникова Е.А. Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. СПб ., 1995.

Орлова Е.П. Чукотская, корякская, эскимосская и алеутская резная кость. Новосибирск., 1964.

Орлова Э.А. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Первобытная художественная культура. СПб., 1997.

Первобытное искусство. В. 1. Новосибирск., 1971.

Первобытное искусство. В. 2. Новосибирск., 1976.

Первобытное искусство. Звери в камне. Новосибирск., 1980.

Первобытное искусство. Пластика и рисунки древних культур. Новосибирск., 1983.

Первобытное искусство. Семантика древних образов. Новосибирск., 1990.

Первобытное искусство. У истоков творчества. Новосибирск., 1978.

Плюснин Ю.М. Естественно-исторические факторы трансмиссии традиционных культур: к проблеме противоречий этнокультурных

130

131

132

133

134

135

136

137

138

139

140

141

142

143.

взаимодействий, (на материале зарубежных исследований) // Народы Сибири на современном этапе: Национальные и региональные особенности развития. Новосибирск., 1989.

Пономаренко А.К. Археологические памятники долин рек Западной Камчатки - Утхолок, Ковран, Тихой, Хайрюзова, Белоголовой, Морошечной, Сопочной, Кисун, Саичик. // Краеведческие записки. Вып. 10. Петропавловск-Камчатский., 1997.

Пономаренко А.К. Древняя культура ительменов Восточной Камчатки. М., 1985.

Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - нач. XX вв. Л., 1971.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1986.

Пропп В.Я. Чукотский миф и гиляцкий эпос. // Фольклор и действительность. М., 1976.

Прыткова Н.Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов. // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л., 1980.

Путилов М.Н. Методология сравнительно-исторического исследования фольклора. Л., 1976.

Путилов М.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. Радуга на снегу. М., 1972.

Рудецко С.И. Культура доисторического населения Камчатки. // СЭ. 1948., № 1.

Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974.

Скорик П.Я. Палеоазиатские языки. // Языки народов СССР. Т. V. 1968.

Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Т. 1. СПб., 1900.

Смирнова Л.И. Миниатюрная корякская скульптура из кости и дерева. // СНВ. 1972, Вып. 13, Кн. 2.

144

145

146

147

148

149

150

151

152

153

154

155.

156.

157.

158.

159.

Смолицкий В.Г. Некоторые способы декорирования современной народной корякской одежды. // Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М., 1981.

Соколова З.П. Адаптивные свойства культуры народов Севера. // СЭ. 1991. №4.

Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура XVIII в.- 60-е гг. XX в.: Этнографические очерки. М., 1976.

Стебницкий С. Космогонические предания. // Мир Севера. 1997. № 3.

Стебницкий С.Н. Лымныло. Нымыланские (корякские сказки). Л., 1938.

Стебницкий С. Шаманские сеансы. // Мир Севера. 1997. № 1.

Стеллер Г.В. Из Камчатки в Америку. Быт и нравы камчадалов в XVIII в. Л., 1927.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985. Судьбы малочисленных народов. Мурманск. 1994. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Таксами Ч.М. Общие элементы в культуре Тихоокеанского побережья. // Соотношение древних культур Сибири с сопредельными территориями. Новосибирск. 1975.

Токарев С.А. Ранние формы религии. М.Д990.

Топоров В.Н. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Тэрнер В. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах. // Семиотика и искусствометрия. М., 1972.

Фадеева И.Е. Народное искусство как пластический фольклор. // Сов. искусствознание 1978. Вып. 1. М., 1979.

Фадеева И.Е. Структура фольклора: (К вопросу о связях двух сфер народного творчества). // Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980.

160

161

162

163

164

165

166

167

168

169

170

171

172.

173.

174.

175.

Флиер А.Я. Рождение жилища: пространственное самоопределение первобытного человека. // ОНС. 1992., № 5.

Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов. М., 1995.

Фольклор в современном мире. М., 1991.

Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992.

Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1980.

Фольклор и этнография: У истоков фольклорных сюжетов и образов. Л., 1984.

Формозов A.A. Наскальные изображения и их изучение. М., 1979.

Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М., 1980.

Художественная культура в докапиталистических формациях. Л., 1984.

Цукерман B.C. Народная кулыура. Свердловск., 1982.

Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

Чистов К.В. Этнические, региональные и местные традиции: Некоторые вопросы теории и перспективы. // Местные традиции материальной и духовной культуры Карелии: Тезисы доклада. Петрозаводск., 1981.

Чубарова Л.И. Художественная обработка меха у коряков. // Сельскому учителю о народных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. М., 1983.

Чубарова Л.И. Художественные технические приемы обработки кожи и меха у чукчей, эскимосов и коряков // Традиционное искусство и современные промыслы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. М., 1981.

Шаман и Вселенная в культуре народов мира. / СПб., 1997. Шкаровская Н. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975.

176

177

178

179

180

181

182

183

184

185

186

187.

188.

189.

190.

191.

200.

201

Шнейдер Е.Р. Искусство народностей Сибири. // Искусство народностей Сибири. Л., 1930.

Штернберг Л.Я. Орнамент из оленьего волоса и игол дикообраза: К методологии изучения орнамента. // СЭ, 1931, № 3,4.

Щедрина Г.К. Искусство как этнокультурное явление. // Искусство в системе наук. Л., 1987.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.

Этническая экология: теория и практика. М., 1991.

Этнические и этносоциальные категории. М., 1995.

Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.

Этнознаковые функции культуры. Л., 1991.

Этнокультурная динамика в центре и на периферии этнического ареала М., 1986.

Этнокультурные связи народов прибрежной Северо-восточной Азии. // Этническая история народов Азии. М., 1972.

Этнологическая наука за рубежом. М., 1991.

Этнология (ред. Г. Е. Маркова). М., 1994.

Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. М., 1994.

Этносы и этнические процессы. Памяти Р. Ф. Итса. М., 1993.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Collins Н. В., Laguna F., Carpenter Е., Stone P. The Far North: 2000 Years of American Eskimo and Indian Art. Washington, 1973.

202. Collins H.B. Prehistoric Art of the Alaskan Eskimo. Washington, 1929.

203. Cowling E. The Eskimos, the American Indians, and the Surrealists: Art History 1 (4): 1978.

204. Crossroads of the Continents. Washington D. C, London. 1988.

Z

205. Fithugh W.W. Images from the Past: Thoughts on Bering Sea Eskimo Art and Culture. Expedition26 (2). 1984.

206. Frost O. W. (Editor) Cross - Cultural Arts in Alaska. Anchoerage, Alaska, 1970.

208. Iohelson W. The Koryak. Leiden; New-York, 1908. Vol. 6, Part. 2

209. Ray D. J. 1) Artists of Tundra and Sea. Seattle, 1961. 2) Eskimo Art: Tradition and Innovation in North Alaska. Washington, 1977.

210. Turner G. Embroidery in Siberia and North America. Oxford, 1955.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.