Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Тетдоева, Светлана Алексеевна

  • Тетдоева, Светлана Алексеевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 148
Тетдоева, Светлана Алексеевна. Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв.: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2003. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Тетдоева, Светлана Алексеевна

Введение.3

Глава 1.Историко-культурологические основы исследования * культурных контактов России и Италии

§ 1. Культурные контакты как фактор исторической динамики культуры.14

§ 2. Историческая ретроспектива российско-итальянских связей . 35-

§ 3. Влияние итальянской культуры на особенности Петербургского стиля.48

Глава И. Итальянское влияние на формирование художественного пространства Петербурга в XVIII - первой половине XIX вв.

§ 1. Роль итальянских зодчих в создании архитектурного облика Петербурга.73

§ 2. Влияние итальянской художественной традиции на русскую живопись XVIII - первой половины XIX веков в Петербурге.96

§ 3. Развитие российско-итальянского диалога культур.114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Петербург как пространство русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX вв.»

Глобализация стала определяющей тенденцией современного этапа мирового культурно-исторического процесса. Однако формирование единого культурного пространства осуществляется в контексте длительного исторического развития, в ходе которого происходят «соприкосновения» различных культур и цивилизаций. Любая культура живет не только по законам саморазвития, но и испытывает на себе последствия различного рода культурных контактов. Нарастающая от века к веку интенсивность межкультурных взаимодействий ускоряет противоположные тенденции в развитии культур.

С одной стороны, боязнь утраты культурной самобытности стимулирует выработку активных охранительных мер в отношении внешних культурных влияний. С другой стороны, ориентация на ведущие мировые державы, желание подражать сложившемуся образу и уровню жизни нередко приводят к механическому заимствованию инокультурных ценностей, недооценке собственного исторического опыта, утрате исконных традиций, а как следствие - ряда признаков индивидуальной неповторимости и самобытности собственной культуры. В-третьих, в истории хорошо известны случаи глубокого взаимообогащения национальных культур в условиях налаженного ими взаимообмена и творческой интерпретации результатов.

Общая геополитическая ситуация в мире свидетельствует о существовании двух противоположных тенденций в развитии современной культуры. С одной стороны, происходит интеграция процессов межкультурного взаимодействия, и единение национальных культур. Стремление европейских стран к созданию единой Европы, образование различных экономических и политических союзов, преодоление идеологического противостояния Востока и Запада, расширение международных контактов и сотрудничества, народная дипломатия, единство информационного пространства — все это способствует сближению стран, народов, культур. С другой стороны, в мире наблюдаются процессы дезинтеграции, проявления национализма и сепаратизма. Различные формы псевдопатриотизма и шовинизма, межнациональные противоречия, религиозный экстремизм и фундаментализм сеют вражду и ненависть к другим культурам, препятствуют культурному обмену между разными со-цио-культурными группами и целыми народами. Современная ситуация предопределяет особую актуальность исследования вопросов культурных связей.

Специфику современной культурной ситуации во многом определяет существование двух основных типов культур — западного и восточного, взаимодействие которых в современном гуманитарном знании рассматривают в контексте двух основных концепций: диалога культур и столкновения цивилизаций. И именно потому, что ни одна культура в процессе своего становления и развития не свободна от добровольного или вынужденного взаимодействия с иными культурами, выявление конструктивного потенциала культурных контактов, а также осмысление всех противоречивых тенденций этого процесса обретают в наши дни актуальную значимость. Важность изучения различных аспектов межкультурных контактов возрастает как в связи с необходимостью установления конструктивного диалога между народами, так и в аспекте перспектив развития взаимопонимания и толерантности.

Взаимодействие между культурами, принадлежащими к разным эпохам, открывает широкие перспективы для изучения форм наследования культурных текстов, проблемы подражания, взаимодействия, взаимосвязи и взаимопроникновения различных культур, способствует осознанию включенности всех национальных культур в единый процесс мирового развития.

Наиболее яркий процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур в России происходил в Санкт-Петербурге. С момента своего зарождения Петербург стал символом нового этапа развития русской культуры, ознаменованного кардинальными изменениями во всех ее сферах. Новая столица не просто превращала Россию в морскую державу, она создавала особое пространство для насыщения русской традиционной культуры достижениями соседних государств в области наук, искусств, ремесел. Своеобразие Санкт-Петербурга заключается также в том, что его культура свидетельствует о перспективности сознательной установки на диалог между народами, ее отличительной чертой стала открытость «Другому», желание понять его.

Санкт-Петербург стал не только главным культурным центром, он воплотил весь дух петровских преобразований, связанных, прежде всего с процессами европеизации. На протяжении ХУ1И-Х1Х веков складывался неповторимый стиль петербургской жизни, наложивший отпечаток на все формы духовной и художественной культуры.

В год 300-летия города осуществлялось множество юбилейных проектов. Один из них «Санкт-Петербург на перекрестке культур» - серия путеводителей, отражающих вклад иностранцев в строительство и культуру города. Этот проект в определенной мере восстанавливает историческую справедливость в оценке вклада иностранных специалистов в культуру города, является формой выражения благодарности горожан, своеобразной точкой отсчета дальнейшего диалога Петербурга с культурами других стран.

В данной работе исследование проводится на примере становления культурного пространства Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XIX века, в тот период, когда были синтезированы лучшие черты традиций и достижений как западной, прежде всего итальянской, так и российской культуры.

Степень научной разработанности проблемы.

Тема настоящего исследования затрагивает целый ряд смежных проблемных полей. В этой связи следует отметить характерную для современности неравномерность отражения разных сторон исследуемой проблемы в научной литературе. Несмотря на то, что культурное взаимодействие Запада и России является объектом устойчивого историко-теоретического интереса, тем не менее пространство русско-итальянского диалога культур исследовано недостаточно.

Проблемы культурных связей и влияний неотделимы от изучения развития культурно-исторического процесса в целом. Они получили детальное отражение в исследованиях российских и зарубежных ученых.

В современной отечественной культурологии наиболее известны работы Артановского С.Н., Завадской Е.В., Иконниковой С.Н., Кагана М.С., Ке-фели И.Ф., Махлиной С.Т., Моисеева В.М., Селиванова В.В., Соколова Э.В., Среди классических зарубежных авторов следует отметить работы Тойнби А., Шпенглера О.

Оригинальное видение проблемы культурных контактов, особое значение культурного взаимодействия в раскрытии глубинных смыслов и пластов локальных культур, как в рамках одной эпохи, так и значительно отдаленных друг от друга во времени, было предложено в контексте диалогической концепции культуры, разработанный Бахтиным М.М. и получившей развитие в работах Баткина JI.M., Библера B.C., Бубера М., Григорьевой Т.П., Конрада Н.И. и др.

Большой теоретико-концептуальный вклад в изучение и историко-философское осмысление проблемы культурно-исторического синтеза и взаимовлияния культур внесли работы Гердера И.Г., Виндельбанда В., Трельча Э., а также труды русских философов - Соловьева B.C., Федорова Н.Ф., Федотова Г.П., Флоровского Г.В. и др.

Вопросы истории русской культуры, истории античной культуры и ее связи с русской культурой различных периодов нашли свое отражение в многочисленных классических публикациях русских исследователей. Таковы труды общеисторические Ключевского В.О. Карамзина Н.П., Соловьева С.М., Данилевского Н.Я.

Кроме того, данная тема рассматривалась в работах отечественных историков Зимина A.A., Альшица Д.Н., Платонова С.Ф. Шапиро A.JL,

Проблемы эстетики Возрождения исследовалась Лосевым А.Ф., Кнабе

Г.П.

Проблема семиотики культурного пространства города рассмотрена известными учеными - Лотманом Ю.М., Успенским Б.А., Топоровым В.Н.

Непосредственно культурному взаимодействию России и Италии уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи. Значительный вклад в их изучение внесли итальянские ученые Берти Дж. «Россия и итальянские государства в период Рисорджименто». М., 1959 (Berti G. Russia е Stati italiani nel Risorgimento. Torino, 1957); известный славист Этторе Ло Гатто «Русские в Италии. Вторая половина 1В века.» («Russi in Italia. Dal secolo XVII ad oggi», 1971), где автор дает обширный перечень российских деятелей культуры, посетивших Италию, и характеризует их впечатления, в ней отражен интерес русских к эпохе итальянского Возрождения. В издании с аналогичным названием «Русские в Италии» («I Russi е Г Italia. A cura di Vit-torio Strada», 1995) под редакцией профессора Витторио Страды рассматривается процесс развития итальянской культуры в России. В этот сборник вошли работы специалистов, освещавших некоторые проблемы и значение русского присутствия на Апеннинском полуострове. В Италии издан библиографический словарь «Русские и Италия» (Russi е 1' Italia. Vol. Bio-bibliografico/ P.Todeschini. A cura di P.Cazzola. CIRVI. 1998), составленный ПТодескини (под редакцией Пьеро Каццолы). Богатый материал по истории русской культуры и русско-итальянских связей содержится в «Русско-итальянском архиве» под редакцией Даниелы Вирджи в 1998 г. Однако в данных публикациях тема Петербурга как пространства русско-итальянского диалога культур не рассматривается.

Следует отметить исследования, посвященные проблемам российско-итальянских взаимоотношений. Среди них работы Тимофеева Н.И. «СССР -Италия: культурные связи», где автор, используя богатейший фактический материал, почерпнутый из архивов, прослеживает живую связь времен начиная с XV века, когда произошло взаимное «открытие» русскими и итальянцами друг друга, и до середины 90-х годов; Шарковой И. С. «Россия и Италия. Торговые отношения XV - первой четверти XVUJ в», где представлены сведения о первых политических и торговых контактах России с итальянскими государствами; Крыловой Т.К. «Россия и Венеция на рубеже ХУ11-ХУ111 вв.», в которой автор раскрывает историю развития взаимоотношений петровской России и Венеции; Сибирева Г.А. "Неаполитанское королевство и Россия в последней четверти XVIII в.".

Изучению культурного пространства Петербурга посвящены работы Анциферова Н.П. «Непостижимый город», Лотмана Ю.М. «Семиотика города», Кагана М.С. «Град Петров в истории русской культуры», Волкова С. «История культуры Санкт-Петербурга», Агеевой О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете.» - град Святого Петра» и др.

Все названные и многие другие исследования, содержат глубокий теоретический и исторический анализ истории итальянской и русской культуры XVIII - нач. XIX вв., вместе с тем в них не ставилась специально задача выявления связей итальянской культуры с культурой Петербурга. Решение этой научной задачи и стало предметом настоящего исследования.

Цель диссертации: исследование динамики культурных контактов России и Италии в пространстве Петербурга XVIII — первой половины XIX вв.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- теоретический анализ культурных контактов как фактора исторической и социальной динамики;

- изучение истоков культурных контактов Италии и России до первой половины XIX вв.;

- исследование исторической ретроспективы российско-итальянских связей;

- анализ влияния итальянской культуры на формирование особенностей становления и развития культуры Петербурга XVIII- первой половины XIX вв.;

- исследование развития диалога культур России и Италии;

- анализ форм проявления и утверждения влияния итальянской культуры в формах искусства русского барокко и классицизма (живопись, зодчество).

Объект исследования: культурные контакты России и Италии как фактор исторической и социальной динамики XVIII - первой половины XIX вв.

Предмет исследования: культура Петербурга как пространство российско-итальянского диалога культур в исследуемый период.

Методологическая основа исследования. Примененная в диссертации методология исходит из системного, целостного философско-культурологического и историко-культурологического анализа развития Петербурга как пространства русско-итальянского диалога культур XVIII - первой половины XIX. Философско-культурологический метод изучает динамику культурного пространства, культурные контакты, взаимовлияния, взаимодействия, диалог, наследие, преемственность, диффузию и др.

Исторический подход позволяет учесть специфику развития российско-итальянских связей в их ретроспективе, а также исследовать культурные контакты как фактор исторической динамики развития культуры в целом. Историческая ретроспектива в исследовании Петербурга как пространства русско-итальянского диалога способствует выявлению внутренней логики и преемственности в развитии отечественной культуры.

Методология диссертации исходит из анализа развития Петербурга как явления, имеющего как всеобщие для других культур черты, так и национально особенные формы. Междисциплинарный подход, обращение к философии, истории, культурологии, искусствоведению и другим наукам способствует более глубокому исследованию влияния русско-итальянского диалога культур в обозначенный период.

В диссертации использован компаративистский метод исследования, что позволило, анализировать широкий фактологический материал.

В работе нашли применение типологический, историко-функциональный, историко-генетический методы исследования, принятые современной наукой о культуре.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- прослежена эволюция культурных контактов России и Италии, начиная со времен Киевской Руси до активного культурного сотрудничества с Италией XVIII - первой половины XIX века;

- рассмотрен процесс становления и развития культуры Петербурга в контексте культурных контактов Италии и России, использованы такие понятия, как динамика культурного пространства, культурные контакты, взаимодействие, диалог, наследие, преемственность, диффузия и др.;

- определена специфика культурного влияния Италии на развитие петербургской культуры XVIII - первой половины XIX вв., обусловившая переориентацию художественных вкусов, культурных интересов и потребностей российского общества и способствовавшая утверждению европейской культуры в России;

- изучена роль итальянских зодчих в формировании архитектурного облика Петербурга (Д.Трезини, Н.Микетти, Ф.Растрелли, А. Ринальди, Дж.Кваренги, К.Росси, Л.Адамини, Д.Лукини).

- введен в научный оборот малоисследованный материал Российского Государственного Исторического архива, связанный с жизнью и творчеством итальянских архитекторов И. Скотти и В. Беретти (Фонд 789);

- раскрыта роль итальянских живописцев в становлении художественной жизци Петербурга (Д.Валериани, Ж.-Л.Токе, С.Торелли, П.Гонзаго, Ф.Фонтебассо, С.Тончи);

- проанализировано значение деятельности российских архитекторов и художников - пенсионеров в Италии как формы развития диалога культур (В.Баженов, И.Старов, В.Стасов, А.Мельников, И.Неелов, Ф.Волков, И.Мартос; К.Брюллов; К.Иванов; И.Айвазовский);

Теоретическая значимость исследования определяется в первую очередь тем, что феномен петербургской культуры исследован в широком историко-культурном и социальном контексте. Трансформации, происходившие в культуре Санкт-Петербурга XVIII - первой половины XIX вв. под влиянием культурных контактов, рассмотрены как органичный компонент социокультурной динамики российского общества.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Культурные контакты являются фактором исторической динамики культуры, взаимовлияния, взаиморазвития культур. Межкультурное взаимодействие включает трансляцию, трансплантацию, творчество в манере иной культуры, синтез и создание культурного стиля.

2. Культурное пространство Петербурга сформировалось в ходе длительных культурных контактов России и Запада и представляет собой синтез российских и европейских культурных традиций. Динамика и интенсивность культурных контактов Петербурга определила особенности развития петербургской культуры в разные исторические периоды.

3. В петербургской культуре ХУТИ - первой половины XIX вв. воплощается образ Италии эпохи Возрождения, происходит диалог культур.

4. Итальянские зодчие сформировали облик классического Петербурга -первого европейского города в России.

5. Итальянские художественные традиции влияли на русскую художественную кудьтуру, что способствовало расцвету портретной живописи, пейзажной, созданию исторических монументальных полотен.

6. Академия Художеств и Общество поощрения художников развили традиции диалога между Россией и Италией и способствовали глубокому постижению итальянской культуры русскими архитекторами и художниками - пенсионерами в XVIII - XIX вв.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования дают возможность более глубоко осмыслить феномен межкультурного взаимодействия й его влияния на развитие мировой культуры, демонстрируют перспективность развития концепции единого пространства мировой культуры, а также способствуют дальнейшему укреплению русско-итальянских культурных связей и их изучению. К выводам и методике анализа можно обратиться при изучении культурных связей между другими странами. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов: «Культурология», «История мировой культуры», «История Петербурга», спецкурсах по проблеме связей России и Италии.

Апробация и внедрение работы. Основные положения диссертации были изложены в ряде публикаций и выступлении на научной конференции «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» с докладом «Санкт-Петербург как пространство диалога культур России и Италии», СПбГУКИ 2003; обсуждении диссертации на кафедре теории и истории культуры СПбГУКИ; материалы исследования использовались в чтении курса лекций «История Санкт-Петербурга», в проведении экскурсий по городу и пригородам Санкт-Петербурга.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список литературы на русском и итальянском языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Тетдоева, Светлана Алексеевна

Заключение

В настоящей диссертационной работе была осуществлена попытка анализа российско-итальянского диалога культур на примере культурного пространства Петербурга XVIII — первой половины XIX века.

В первой главе были исследованы историко-теоретические основания культурных контактов России и Италии. Выяснено, что в процессе взаимодействия культур наблюдается процесс культурного роста, вызванный приливом новых форм искусства, знаний. Культура способна развиваться в диалоге с другими целостными культурами. Диалог культур выступает как объективная необходимость и условие развития культур, но возможен при определенном сближении культурных кодов, наличии или возникновении общей ментальности.

При этом только в общении как межсубъектном взаимодействии раскрывается в полной мере уникальность каждого субъекта, способствует раскрытию глубинных смыслов общающихся культур, что создает новые условия диалога и является одной их главных движущих сил формирования мировой художественной культуры.

В работе используется понятие «стимулированная диффузия», когда одна культура не просто проникает в другую, а стимулирует в ней творческие процессы. Такие процессы межкультурных связей происходили в России в XVIII веке. Наиболее ярко процесс развития межкультурных связей, диалога культур проявился в Санкт-Петербурге, который по праву стал символом нового этапа развития русской культуры.

Толчком к развитию диалога двух культур - России и Италии XVIII — начал XIX века послужили российско-итальянские связи, заложенные в более ранний исторический период. В XV веке, когда искусство итальянского Возрождения теряет замкнутые национальные рамки, начинается активное воздействие на художественную жизнь Европы. Этот период можно назвать временем первой встречи «двух великих наследниц античности». Итальянские мастера (А.Фьораванти , П.Солари и др.), опираясь на достижения античности, внесли коренные изменения в практику русского строительства. Таким образом, распространение культуры Возрождения, проникновение ее в ткань русской культуры было подготовлено предшествующим развитием русской культуры.

Далее в работе рассматривается понятие духовно-культурного пространства города и отмечается, что город является одним из сильнейших и полнейших воплощений культуры. И многие особенности культурной жизни обусловлены территориальным размещением города. Петербург воспринимается как город-граница: на грани России и Европы , а также России и России, то есть Город воспринимается как Европа и Россия вместе взятые.

Семиотика Петербурга сама по себе символична, она включает в себя характер города. По количеству текстов, кодов, связей ассоциаций, по объему культурной памяти, накопленной за исторически ничтожный срок своего существования, Петербург может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации.

Семиосфера Петербурга отличается многообразием, в ней сочетаются различные конфессии, национальные субкультуры. Они и создают внутреннее разнообразие культурного пространства. В ряду европейских ориентации петербургской культуры мы встречаем ориентацию на античное искусства.

Город наполнял свое пространство многонациональной культурой, создавал интернациональный дух. Петр I, приглашая иноземных специалистов, объяснял, что без европейцев невозможно построить новый город. Представители различных стран Европы и народов России' не только жили и трудились в едином территориально-городском пространстве, но и взаимодействовали друг с другом, обмениваясь уникальностью своих культур. Российско-итальянский культурный синтез сыграл особую роль в создании культуры Петербурга, непохожей на ту, что имели место в Москве, на юге России или в ее «глубине».

Таким образом, античные мотивы органично вплетались во все сферы общественной и культурной жизни России, что было необходимо для развития государства.

Наиболее востребованной и воплощенной итальянская культура стала прежде всего в архитектурном облике города. Петербург вбирал в себя все выработанные на Западе принципы

Итальянские архитекторы становясь ведущими зодчими Петербурга (Д.Трезини, Ф.Растрелли, К.Росси, Д.Кваренги), приносили в северную столицу веяния архитектурной практики Рима, не перестававшего быть центром всего нового в искусстве и эстетике.

Имена некоторых архитекторов были незаслуженно забыты. В данной работе проведены исследования по восстановления фактов биографии итальянских архитекторов, живших и творивших в Петербурге в первой половине XIX века (И.Скотти , В.Беретти).

Таким образом, можно отметить, что своеобразие архитектурного облика Петербурга стало результатом культурного диалога России и Италии.

Также немаловажное значение для развития диалога, процесса взаимопроникновения культур стали поездки отечественных выпускников Академии художеств в Италию для обучения, где шло приобщение к античным традициям, к идеям греческих мыслителей (Старов, Баженов, Ильин, Волков, А. Брюллов, К.Брюллов, А.Иванов).

Таким образом, в диссертации представлена целостная картина развития диалога российско-итальянских культур.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Тетдоева, Светлана Алексеевна, 2003 год

1. Агеева О.Г. "Величайший и славнейший более всех градов в свете" -град святого Петра: Петербург в рус. общественном сознании начала XVIII в. / О.Г.Агеева; Ин-трос. истории. СПб.: БЛИЦ, 1999.-344 с.

2. Агеева О.Г. Град, мор и потоп? / О.Г.Агеева // Родина. 2003. - № 1.- С. 27-30.

3. Агеева О.Г. Петровский Петербург в восприятии современников / О.Г.Агеева // Отечественная история. 2001. -№ 5.-С. 3-11.

4. Актуальные проблемы семиотики культуры: Сб. научн. ст. / Тарт. Гос. Унив.; Ред. Ю.М.Лотман. Тарту: Гос. унив., 1987. - 150 с.

5. Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII начала XX века / Е.Я.Александрова. - М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии, 1997. - 138 с.

6. Аль Д.Н. Историю России рассказывает Санкт-Петербург / Д.Н.Апь.- СПб.; М.: Изд. дом "Нева": Олма-пресс, 2001. 415 с. - (Досье).

7. Андросов С.О. О вкладе итальянских зодчих в архитектуру Петербурга / С.О.Андросов // Феномен Петербурга: Тр. Второй Междунар. конф., состоявшейся 27-30 ноября 2000 г. во Всерос. музее А.С.Пушкина. СПб.: БЛИЦ, 2001.-С. 289-297.

8. Андросов С.О. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII веке / С.О.Андросов.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.- 288 с.

9. Анисимов Е. Первейший зодчий / Е.Анисимов // Родина. 2003. -№ 1.-С. 11-17.

10. Античное наследие в культуре Возрождения: Сб. статей. М.: Наука, 1984.-285 с.

11. Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. - 335 с.

12. Антология культурологической мысли / Авт.-сост. С.П. Мамонтов, А.С Мамонтов. М.: РОУ, 1996. - 352 с.

13. Анциферов Н.П. Душа Петербурга / Н.П. Анциферов. Л.: Лира, 1990.-256 с.

14. Анциферов Н.П. "Непостижимый город.": Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Н.П.Анциферов; Сост. М.Б.Вербловская; Худож. В.Г.Гузь. СПб.: Лениздат, 1991.-335 с.

15. Анциферов Н.П. Пути постижения города как социального организма / Н.П.Анциферов. Л.: Сеятель Е.В.Высоцкого, 1925. - 148 с.

16. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур / С.Н.Артановский. Л.: Просвещение, 1967. - 286 с.

17. Артановский С.Н. Культура как мудрость / С.Н.Артановский; СПбГУКИ. СПб., 2000.-163 с.

18. Артановский С.Н. Международные культурные контакты в прошлом и настоящем / С.Н.Артановский // Филос. науки. 1987. - №7. - С. 1526.

19. Артановский С.Н. Методологические вопросы изучения мировых культурных контактов / С.Н.Артановский // Труды. Л.: ЛГИК, 1982. - Т. 74 а. - С. 44-56.

20. Артановский С.Н. Многонациональное государство, мировое сообщество и петровская традиция / С.Н.Артановский // Труды. Л.: ЛГИК, 1989. -Т.131.-С. 6-26.

21. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Ист. формы общения народов: Мировые культ, контакты, многонац. государство / С.Н.Артановский. СПб., 1994. - 224 с.

22. Артемьева Т.В. Русская метафизика XVIII века / Т.В.Артемьева. -СПб.: Наука, 1996.-313 с.

23. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А.Арутюнов М.: Наука, 1989. - 243 с.

24. Архитектор Растрелли о своих творениях: Материалы деятельности мастера: текст на рус. и фр. яз. / Сост. 3. Батовский. 1 рус. изд. - СПб.: Студия Александра Зимина, 2000. - 117 с.

25. Асафьев Б. Симфонические этюды / Б.Асафьев Л.: Лениздат, 1970.- 256 с.

26. Бакадарова Н.Ю. Европейская цивилизация: национальные культуры и языковые нормы / Н.Ю.Бакадарова // Цивилизации.-М., 1995. Вып. 3. -С. 133-141.

27. Бартенев И.А. Очерки истории архитектурных стилей / И.А.Бартенев, В.Н.Батажкова. М.: Изобразит, искусство, 1983. - 257 с.

28. Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. В 2 ч. / С.П.Бартенев. М.: М-во Императорского двора, 1912. - 259 с.

29. Баткин JI.M. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления / Л.М.Баткин. -М.: Наука, 1978.-198 с.

30. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М.Баткин. -М.: Наука, 1989.-170 с.

31. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди / Л.М.Баткин. М.: РГГУ, 1995. - 446 с.

32. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М.Баткин. М.: Искусство, 1990. -413 с.

33. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. — М.: Искусство, 1979. 423 с.

34. Белехов Н. Иван Старов / Н.Белехов, А.Петров. М.: изд-во Академии архитектуры СССР, 1950. - 178 с.

35. Берти Дж. Россия и итальянские государства в период Рисорджи-менто / Дж.Берти. М.: Изд. иностр. лит, 1959. — 432 с.

36. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоановны в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Коммент. / Ю.Н.Беспятых; РАН, Ин-т рос. истории, Санкт-Петербург, фил. СПб.: БЛИЦ, 1997. - 494 с.

37. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях / Ю.Н.Беспятых Л.: Наука, 1991.-278 с.

38. Библер B.C. Культура. Диалог культур (опыт определения) / В.С.Библер // Вопр. филос. 1989.-№6. - С. 31 -42.

39. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры / В.С.Библер. М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

40. Блок А.А. Город мой / А.А.Блок. Л.: Лениздат, 1957. 227 с.

41. Боголюбова Е.В. Культура и общество / Е.В.Боголюбова. М.: Изд-воМГУ, 1978.-232 с.

42. Бочаров И.Н. Итальянская Пушкиниана / И.Н.Бочаров, Ю.П.Глушакова. М.: Современник, 1991. - 444 с.

43. Бройтман Л.И. Адреса архитекторов и художников XVIII века в Петербурге / Л.И.Бройтман // Краеведческие записки. СПб.: Пилигрим, 1996. -Вып. 4. - С. 82-90.

44. Бубер М. Я и ты / М.Бубер. — М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.

45. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я.Буркхардт. -М.: Интрада, 1996.

46. Буровский A.M. Санкт-Петербург как географический феномен / А.М.Буровский // Звезда. 2001. - № 6. - С. 221-232.

47. Быт и история в античности. М.: Наука, 1988. - 270 с.

48. Валицкая А.П. Орест Кипренский в Петербурге / А.П.Валицкая. — Л.: Лениздат, 1981.-261 с.

49. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века / А.П.Валицкая. М.: Искусство, 1983.-238 с.

50. Виндельбанд В. История древней философии / В.Виндельбанд. — Киев: Тандем, 1995. 365 с.

51. Виппер Б.Р. История европейского искусствознания от античности до конца XVIII века / Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. М.: Наука, 1963. - 463 с.

52. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь / В.Г.Власов. СПб.: Коль-на, 1996-1997. - Т. 1-3.

53. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней / С.Волков. М.: Независимая газета, 2001. - 543 е.: ил. - (История великих цивилизаций).

54. Габричевский А.Г. Собрание сочинений: В 2 т. М., 1958.

55. Габричевский А.Г. Итальянские зодчие в России / А.Г.Габричевский. // Россия и Италия. Вып. 2. - М.: ИВИ, 1993. - 456 с.

56. Гагарин Г.Г. Воспоминания о Карле Брюллове / Г.Г.Гагарин.- СПб. 1900.- 165.

57. Георги И.Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного, с планом / И.Г.Георги. СПб.: Лига, 1996. - 527 с.

58. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г.Гердер. — М.: Наука, 1977.-703 с.

59. Глинка Н.И. "Красуйся град Петров.": Золотой век архитектуры Санкт-Петербурга / Н.И.Глинка. СПб.: Лениздат, 1996. - 286 с.

60. Гоппе Г.В. "На земле была одна столица." / Г.Б.Гоппе. СПб., 2000. - 272 с.

61. Грабарь И.Э. О русской архитектуре / И.Э.Грабарь. М.: Наука, 1969.-423 с.

62. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках / И.Э.Грабарь. СПб.: Лениздат, 1994.-384 е.: ил. - (история рус. искусства: Архитектура).

63. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII-XIX в. / И.Э.Грабарь. СПб.: Лениздат, 1994. - 388 с.

64. Гранин Д.А. Тайный знак Петербурга / Д.А.Гранин. СПб.: Logoc, 2000. - 602 с. - (Знаменитые петербуржцы о городе и людях).

65. Григорьева Т.П. Дао и Логос: Встреча культур / Т.П.Григорьева. — М.: Наука, 1992. 422 с.

66. Губин Д. Реальный Петербург: О городе с точки зрения недвижимости и о недвижимости с точки зрения истории / Д. Губин, Л. Лурье, ИЛорошин. СПб.: Лимбус Пресс, 2000.-288 с.

67. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Примеч. и предисл. Н.Н.Страхова.- СПб.: Глаголъ, 1995.-513 с.

68. Долгов K.M. Итальянские этюды: Человек и история: поиск истины красоты / К.М.Долгов. М.: Худож. лит., 1987.-486 с.

69. Евсина H.A. Русская архитектура в эпоху Екатерины II / Н.А.Евсина. М.: Наука, 1994. - 221 с.

70. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии /

71. A.Ф.Замалеев. С-Пб.: Изд-во СПбГУ, 1995. - 338 с.

72. Западов В.А. Русский классицизм // Проблемы изучения русской литературы XVIII в. Л., 1976. - С.53-68

73. Записки о России французского путешественника маркиза де Кюс-тина. Николаевская Россия. М.: Терра, 1990. - 286 с.

74. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII век. СПб.: Лениздат, 1997. - 1021с.

75. Зодчие Санкт-Петербурга XIX начало XX века / Сост.

76. B.Г.Исаченко. СПб.: Лениздат, 1998. - 1070 с.

77. Иконникова С.Н. Архитектоника и динамизм культурного пространства России / С.Н.Иконникова // Вести. Санкт-Петербург, ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. 1997.- Вып. 3.-C.33-39.

78. Иконникова С.Н. Восток и Запад. Проблемы межкультурного взаимодействия и понимания / С.Н.Иконникова // Культура в современном мире: Состояние и тенденции развития. М., 1989. - Вып. 2-С. 2-8.

79. Иконникова С.Н. Диалог о культуре / С.Н.Иконникова. Л.: Лениздат, 1987. - 203 с.

80. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. Учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3 / С.Н.Иконникова.- СПб.: СПбГУКИ, 2001.- 151 с.

81. Иконникова С.Н. Полифония культур и диалог поколений /

82. C.Н.Иконникова // Преемственность поколений: Диалог культур: Материалы науч.-практ. конф., 24-26 сент. 1996 г. -СПб., 1996.-Вып. 1. С. 14-17.

83. Иконникова С.Н. Философия культурного пространства города / С.Н. Иконникова // Культурное пространство Петербурга: история и современность: Ученые записки / СПбГУП. СПб., 2001. - Вып. 2. - С. 4-16.

84. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. 2изд., перераб. и доп. / Т.В.Ильина. М.: Высш. шк., 1993. - 335 с.

85. Ипполитов А. Петербург маркиза де Кюстина / А.Ипполитов // Новый мир искусства.-1998. № 3. - С.2-5

86. Исаченко В.Г. Василий Баженов / В.Г.Исаченко, И.И.Лисаевич // Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII век. Л.: Лениздат, 1997. -1020 с.

87. Историко-культурные основы европейской цивилизации: Сб. обзоров и реф. / РАН, ИНИОН, Центр по изучению европейской цивилизации. М., 1992.-181 с. (Сер. "Всеобщая история").

88. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учеб. для вузов / Л.М.Брагина, О.И.Варьяш, В.М.Володарский и др. М.:. Высш. шк., 1999.-479 с.

89. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры / М.С.Каган. -СПб.: Славия, 1996. 407 с.

90. Каган М.С. История культуры Петербурга: Учеб. пособие / М.С.Каган; СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000.-231 с. - (Б-ка гуманит. ун-та; Вып. 10).

91. Каган М.С. Культура философия - искусство: Диалог / М.С.Каган, Т.В.Холостова. - М.: Знание, 1988. - 63 с.

92. Каган М.С. Культура города и пути ее изучения / М.С.Каган // Труды.- СПб.: СПбГИК, 1992.-Т. 140а: Город и культура. С. 15-34

93. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. / М.С.Каган, Т.В.Холостова // Культура философия - искусства. - М.: Политиздат, 1988.-315 с.

94. Каган М.С. Проблема "Запад-Восток" в культурологии: Взаимодействие художественных культур / М.С.Каган, Е.Г.Хилтухина. М.: Наука, 1994.-205 с.

95. Каган М.С. Размышления о стиле Петербургской культуры / М.С.Каган // День знаний в университете. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1998. -Вып. 3. - С. 34-40

96. Каплун А.И. Стиль в архитектуре / А.И.Каплун. М.: Стройиздат,1985. 232 с.

97. Карамзин Н.М. История государства российского / Н.М.Карамзин. — М.: Эксмо, 2002. 1023 с.

98. Карсавин Л.П. Культура средних веков / Л.П.Карсавин. Киев: Символ; AirLand, 1995.-198 с.

99. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т. Т.2. / В.О.Ключевский. М.: Наука, 1998. 216 с.

100. Коваленко Г.М. Русские глазами шведов. Этнопсихологический стериотип / Г.М.Коваленко // Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века: Сб. тезисов конф. М.: Ин-т Славяноведения и балканистики, 1990. -101 с.

101. Коваленская H.H. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика / Н.Н.Коваленская. М.: Искусство, 1964. - 703 с.

102. Коваль Л.М. Русско-итальянские общественные связи / Л.М.Коваль. -М.: Наука, 1981.- 110 с.

103. Козицкий И. Венеция и Петербург / И. Козицкий // Нева. 2000. - № 5. - С. 226-230.

104. Ю1.Козьмян Г.К. Ф.Б.Растрелли / Г.К.Козьмян. Л.: Лениздат, 1976. -199 с.

105. Комолова Н.П. Духовные связи России и Италии в нач. XX века / Н.П.Комолова // Италия и Европа: Сб.науч. ст. М.: ИВИ, 1990. - 207 с.

106. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры / И.В.Кондаков. М.: Наука, 1994. - 375 с.

107. Кондаков И.В. Культурология. История культуры Росии. — М.: Оме-га-Л, 2003.-435 с.

108. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи / Н.И.Конрад. М.: Наука, 1966.-519 с.

109. Конрад Н.И. Избранные труды. История / Н.И.Конрад. М.: Наука, 1974.-471 с.

110. Корелин М.С. Ранний итальянский гуманизм и его историография.

111. Критическое исследование: В 4 т. / М.С.Корелин. СПб.: 1914.-Т. I-IV.

112. Кормильцева О.М. Итальянский сад: Сад Екатерининского института. Сад Мариинской больницы / О.М.Кормильцев // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. СПб.: Белое и черное, 1997. Вып. 4. - С. 37-49.

113. Костылев Р.П. Петербургские архитектурные стили: (XVIII нач. XX в.) / Р.ПКостылев, Г.Ф.Пересторонина. - СПб.: Паритет, 2002. - 256 е.: ил.

114. Краснобаев В.И. Русская культура второй половины XVIII начала XIX века / В.И.Краснобаев. - М.: Просвещение, 1987. - 319 с.

115. Кузнецов С. Казанский собор / С.Кузнецов // Наше наследие. 2001. -№ 59-60. -С.9-14.

116. Культура и общество Италии накануне нового времени: Сб. / Отв. ред. А.Н.Нетилов. М.: Наука, 1993. - 240 с.

117. Культурное наследие и традиционная культура народов Европы в становлении "общеевропейского дома": Материалы II Европ. конф. По нар. творч. Новгород: Б.и., 1990.-129 с.

118. Кучмаева И.К. Культура подлинная и мнимая / И.К.Кучмаева. М.: Знание, 1987. - 63 с.

119. Кучмаева И.К. Культурное наследие: Современные проблемы / И.К.Кучмаева.- М.: Наука, 1987. 173 с.

120. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди / Д.А.Кючарианц. СПб: Стройиздат, 1994.-191 с.

121. Кючарианц Д.А. Иван Старов / Д.А.Кючарианц. JI.: Лениздат, 1982.- 191 с.

122. Лавровская И.М. Взаимодействие и диалог культур / И.М.Лавровская // Филос. Науки. 1986. - №6. - С. 155-156.

123. Ларченко С.Г. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе / С.Н.Ларченко, С.Н.Еремин. Новосибирск: Наука, 1991.- 174 с.

124. Лебедева Т.А. Иван Никитин / Т.А.Лебедева. М.: - Наука, 1975. -156 с.

125. Леви-Строс К. Раса и культура. М., 1983. - 248 с.

126. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства / Д.С.Лихачев М.: Госполитиздат, 1946. - 160 с.

127. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси / Д.С.Лихачев. М.: Наука, 1970. - 180 с.

128. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф.Лосев. М.: Мысль, 1978. -623 с.

129. Лотман Ю.М. / от редакции Ю.М.Лотман // Семиотика города. -Тарту: Гос. университет, 1984. — 130 с.

130. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре / Ю.М.Лотман. СПб.: Искусство, 1998. - 414 с.

131. Лотман Ю.М. Город и время. Метафизика Петербурга / Ю.М.Лотман // Семиотика города: Сб.научн. ст. — Тарту.: Гос. университет, 1984. 130 с.

132. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М.Лотман. М., 1996. -С. 173-174.

133. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В. 3 т. Т.2. Статьи по истории рус. литературы XVIII первой пол. XIX века / Ю.М.Лотман. - Таллин: Александра, 1992.-480 с.

134. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М.Лотман. М.: Прогресс, 1992. - 270 с.

135. Лотман Ю.М. Отзвуки концепции "Москва Третий Рим" в идеологии Петра Первого / Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский // Художественный язык средневековья. - М.: Наука, 1982. — 272 с.

136. Лотман Ю.М. Семиотика города и городской культуры / Ю.И.Лотман. СПб; Тарту: Гос.ун-т, 1984. - 139 с.

137. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Ю.М.Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т.2. Таллин: Александра, 1992. - 480 с.

138. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю.М.Лотман. Тарту: ТГУ, 1973. 95 с.

139. Лурье Ф.М. Петербург, 1703-1917: История и культура в таблицах / Ф.М.Лурье. СПб.: Золотой век, 2001. - 268 е.: ил., 8 л. ил.

140. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методол. анализ) / Э.С.Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

141. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства в 2 ч. / С.Т.Махлина. СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 551 с.

142. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. СПб.: СПбГАК, 1995.-216 с.

143. Межуев В.М. Культура и история / В.М.Межуев. М.: Политиздат, 1977. - 197 с.

144. НО.Мелуа А.И. Инженеры Санкт-Петербурга: Энцикл. / А.И.Мелуа. 2 изд., доп. - СПб.; М.: Междунар. Фонд истории науки, 1997. - 1040 с.

145. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В.З т. Т.З. Национализм и европеизм / П.Н.Милюков. М.: Издат.группа "Прогресс": Культура, 1995. - 480 с.

146. Михайлов А.И. Баженов / А.И.Михайлов. М.: Наука, 1951. — 65 с.

147. Михайлова М.Б. Типы сооружений античности в архитектуре русского классицизма / М.Б.Михайлова // Архитектурное наследство. — 1978. -№26.-С. 3-12.

148. Молдованова С.С. Петербург Петра I как воплощение русского просвещения / С.С.Молдованова // Труды. СПб.: СПбГУКИ, 2000.-Т. 152: Россия в контексте мировой культуры. - С. 224-227

149. Молева Н. Педагогическая система Академии Художеств в XVIII веке / Н.Молева, Э.Белютина. М.: Искусство, 1956. - 519 с.

150. Мосолова Л.Н. Мировая художественная культура / Л.Н.Мосолова. -Л.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. пед. ун-та, 1991. 67 с.

151. Муратов П.П. Образы Италии / П.П.Муратов. М.: Республика, 1994. - 588 с.

152. Новейший философский словарь. — Минск: Изд-во В.М.Скакун,1999.-469 с.

153. Овсянников Ю.М. Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини. Растрелли, Росси / Ю.М. Овсянников. 2 изд., доп. - СПб.: Искусство, 2000. - 632 с.

154. Оль Г.А. Архитектор Брюллов / Г.А.Оль. JI.-M.: Наука, 1955.- 225с.

155. Островский О.Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга (1703-1796): Курс лекций / О.Б.Островский; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. СПб.: Изд-во Рос. гос. пед. ун-та, 2000. - 399 с.

156. Павленко Н.И. Петр Великий / Н.И.Павленко. М.: Мысль, 1994. -591 с.

157. Памятники истории и культуры Петербурга: Сб. науч. ст.: Исслед. и материалы / Ред. А.В.Позднухов. СПб.: Политехника, 1994. - 254 с.

158. Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной: Справочник / Администрация СПб. СПб.: Альт-Софт, 2000. - 880 с.

159. Панофский Э. Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада / Э.Пановский; Пер. с англ. А.Г. Габричевского, общ. ред. и послесл. В.Д. Да-жиной. М.: Искусство, 1998. - 362 с.

160. Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ / А.М.Панченко. Л.: Наука, 1984. - 470 с.

161. Петербург как феномен культуры: Сб. ст. / Ред. Н.В.Григорьев.-СПб.: Образование, 1994. 128 с.

162. Петр и Голландия: Русско-голландские художественные и научные связи. СПб.: Славия: Гос. Эрмитаж, 1996. - 184 с.

163. Петров А.П. Иван Старов / А.П.Петров, Н.М.Белихов. — М., 1956. —73 с.

164. Пилявский В.И. История архитектуры / В.И.Пилявский, А.А.Тиц, Ю.С.Ушаков. М.: Наука, 1988. - 432 с.

165. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения / Л.Е.Пинский. М.: Гослитиздат, 1961. -367с.

166. Писаревский Г.Г. Из истории иностранной колонизации в России в XVIII веке (по неизданным архивным документам) / Г.Г.Писаревский. М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1909. - 342 с.

167. Подлинные анекдоты о Петре Великом, собранные Я.Штелиным. 4.1.-М., 1830.-125 с

168. Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских архитекторов на Руси и в других странах Европы в конце XV- начале XVI века / С.С.Подъяпольский // Сов. искусствознание. — 1986. №20. - С.3-16.

169. Полное собрание законов Российской империи. Т.1. СПб., 1830. -№ 607.

170. Проблемы культуры итальянского Возрождения: Сб. статей / Под ред. В .И. Рутенбурга. JL: Наука, 1979. - 152 с.

171. Путевые заметки Н.А.Львова по Италии 1781 г. // Старые годы. -1909.-№5,№7.-С. 27-28.

172. Пушкин A.C. Полн. собр. соч.: В 10 т. 2 изд. / А.С.Пушкин - М., 1958.

173. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга / М.И.Пыляев. СПб.: Лениздат, 1996. - 669 с.

174. Пяст В. Встречи. Сост., вступ. ст., науч. подгот. текста, коммент. Р. Тименника / В.Пяст. М.: Нов. лит. обозрение, 1997.- 416 с.

175. Раппопорт А.Г. К эстетике тоталитарных сред / А.Г.Раппопорт // Городская среда: Сб. ст. конф. М.: ВНИИТАГ и CA СССР, 1989. - 280 с.

176. Репин H.H. Петербург как внешнеторговый центр (первая четверть XVIII в.) / Н.Н.Репин // Феномен Петербурга: Тр. Второй Междунр. Конф., состоявшейся 27-30 ноября 2000 г. во Всерос музее А.С.Пушкина. СПб.: БЛИЦ, 2001. - С.410-422.

177. Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии / В.Н.Романов. М.: Наука, 1991. - 190 с.

178. Россия XVIII в. глазами иностранцев: Сб. / Подгот. Текстов, всту143пит. Ст. и коммент. Ю.А.Лиманов. Л.: Лениздат, 1989. - 544 с.

179. Россия и Запад: Диалог или столкновение культур: Сб.научн. ст. / Мин-во культуры Рос. Федерации, Рос. ин-т культурологии. М.: РИК, 2000. - 236 с.

180. Россия и Запад: Взаимовлияние идей и исторических судеб: Тезисы 2 междунар. симпоз. (ноябрь 1996 г.) Саратов: СГТУ, 1997. - 112 с.

181. Россия и Запад: Диалог культур. 2 междунар. конф. 28-30 ноября 1995 г. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 1996. - 699 с.

182. Россия и Италия: Сб. ст. Вып.2. / Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 1993. - 456 с.

183. Россия и Италия: Сб. ст. Вып 4. / Ин-т всеобщей истории. М.: Наука, 1998.-372 с.

184. Россия и Италия. Сб. истор. материалов и исследований, касающихся сношений России с Италией // СПб.: Имп. Акад. Наук, 1907. 114 с.

185. Россия и Нидерланды в конце XVII века. — СПб.: АО Славия, 1995. — 143 с.

186. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Республика, 1995. 654 с.

187. Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. -М.: Изобраз. искусство, 1994. - 336 с.

188. Русское искусство XVIII века. М.: Наука, 1973. - 196 с.

189. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне нового времени: (Очерки). / В.И.Рутенбург. Л.: Наука, 1974. - 324 с.

190. Санкт-Петербург и античность. СПб.: Проект-Сервис, 1993. - 125 с.

191. Семенова Л.Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII) / Л.Н.Семенова. М.: Весь мир, 1998. - 227 с.

192. Ситарам К. Основы международной коммуникации / К.Ситарам, Р.Когдал // Человек. 1992. - № 2-5. - С.5-11.

193. Смирнов A.B. Музей Академии Художеств (архитектурный отдел) / А.В.Смирнов, Г.Г.Гримм; Л.: Искусство, 1940. - 27 с.

194. Соловьев С.М. История России с древнейших времен / С.М.Соловьев. М.: Соцэкгиз, 1963.- 752 с.

195. Соколов Э.В. Культурология: Очерки теории культуры / Э.В.Соколов. М.: Интерпракс, 1994. - 272 с.

196. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функция культуры: Учебное пособие / Э.В.Соколов; ЛГИК им Н.К.Крупской, Л., 1989. - 83 с.

197. Спивак Д.Л. Северная столица: Метафизика Петербурга / Д.Л.Спивак. СПб.: Тема: Изд-во Буковского, 1998. - 427 с.

198. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: Две концепции кризиса культуры / Г.М.Тавризян. М.: Искусство, 1989. - 272 с.

199. Талепоровский В.Н. Чарльз Камерон / В.Н.Талепоровский. М.: Изд-во Всесоюз. Акад. архитектуры, 1939. - 240 с.

200. Татаринова И.Н. Новые материалы к творческим биографиям. В.И.Баженов и Н.Е.Старова: (Пенсионерские годы) // Труды Акад. Художеств СССР.-М., 1987. Вып. 4.- С. - 153-162.

201. Тимофеев Н.И. СССР Италия: Культурные связи: История и современность / Н.И.Тимофеев. - М.: Мысль, 1980. - 204 с.

202. Типология и периодизация культуры Возрождения: Сб. статей / Под ред. В.И. Рутенбурга. М.: Наука, 1978. - 279 с.

203. Типология культуры. Взаимное воздействие культур: Уч. зап. Тарт. гос. ун-та. Вып. 576. - Труды по знаковым системам XV. - Тарту: ТГУ, 1982. -160 с.

204. Три века Санкт-Петербурга.: Энцикл. В 3 т. Т. 1. Осьмнадцатое столетие/ Ред. П.Е.Бухаркин. СПб.: Лениздат, 1997. - 1020 с.

205. Три века Санкт-Петербурга.: Энцикл. В 3 т. Т. 2. Начало XIX- XX века /Ред. П.Е.Бухаркин. -СПб.: Лениздат, 1998. 1069 с.

206. Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII веков / М.Н.Тихомиров. -М.: Наука, 1986.-447 с.

207. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией / М.Н.Тихомиров. М.: Наука, 1969. - 374 с.

208. Тойнби А.Д. Постижение истории: Сборник / А.Д.Тойнби; Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 730 с.

209. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории /Э.Трельч. М.: Наука, 1994.-310 с

210. Трофимова A.A. Музей Академии художеств // Петербург и античность. СПб, 1993. - С.34-41.

211. Устюгова E.H. Стиль как явление культуры / Е.Н.Устюгова. СПб: Изд.-во Санкт-Петербургского гос. ун.-та, 1994.-94 с.

212. Уханова И.Н. Культура и искусство России XVIII века / И.Н.Уханова, Б.В.Сапунов. Л.: Искусство, 1981. - 151 с.

213. Хайдеггер М. Искусство и пространство / М.Хайдеггер // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Наука, 1991. - 197 с.

214. Холквист Микаэль. Диалогизм. Бахтин и его мир // Новые акценты. -Лондон-Нью-Йорк, 1990. 167 с.

215. Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношеий конца XV начала XVI в. - М.: Наука, 1980. - 290 с.

216. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен до 1917 г /

217. A.Л.Шапиро.- СПб.: Культура, 1993.- 747 с.

218. Шор Ю.М. Искусство в системе культуры / Ю.М.Шор. Изд.-во ЛГИТМИК, 1981.-107 с.

219. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. Т.2.: Всемирно-исторические перспективы / О.Шпенглер. -М.: Мысль, 1998. 607 с.

220. Шубинский В. Город мертвых и город бессмертных: Об эволюции образов Петербурга и Москвы в русской культуре XVIII XX веков /

221. B.Шубинский // Новый мир. 2000. - № 4. - С.145-156.

222. Щеголев П.Е. Пушкин / П.Е.Щеголев. М.;Л, 1932. Т.2. Из жизни и творчества Пушкина. - 215 с.

223. Щедрин С. Письма из Италии / С.Щедрин. М.;Л, 1932. - 252 с.

224. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж.Кассу, П.Брюнель, Ф.Клодон и др.; Пер. с фр. — М.: Республика, 1998. 429 с.

225. Юнг К.Г. Человек и его символы / К.Г.Юнг. М.: Серебряные нити, 1997.-367 с.

226. Яремич С.П. Русская художественная школа XVIII в. М.;Л., 1934.

227. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс.- М.: Республика, 1994.- 527 с.

228. Chabod F. И Rinascimento nelle recenti interpretazioni // Interpretazioni del Rinascimento / A cura di A.Prandi.- Bologna: Societa ed. il Mulino, 1971. P. 25 -43.

229. Cognasso F. L'ltalia nel Rinascimento. Torino; Tipografía Solíale Tori-nese, 1965.-Vol. I-II.

230. Gatto Lo Ettore. Italia e paesi di lingue slave // Un cinquantennio di studi sulla letteratura italiana (1886-1936). Firenze: Sansoni, 1937. - Vol. II. -P. 177193.

231. Gatto Lo Ettore. Russi in Italia.-Roma: Ed. Riuniti, 1971.-332 p.2271 Russi e l'ltalia. A cura di Vittorio Strada. Milano: Libri scheiwiller, 1995.-352 p.

232. La lettera del Comune di Milano alia D.ssa Francesca Pelucca. Milano. 28 luglio 1998. // Личный архив. 2 л.

233. Lasorsa С. Scrittori e artisti russi in Italia // Nuova Antología. Roma, marzo 1972.-372-381.

234. Risaliti R. Studi sui rapporti italo-russi. Pisa, 1972. - 273 p.

235. Storia della música. Milano, 1965. - Vol.VI. - 204 p.

236. Suatoni S. II Rinascimento in Italia. Roma: Tascabili Economici Newton, 1996. - 98 p.1481. Архивные источники

237. ОР РНБ А.Брюллов. 1821. Д.269. Л.8

238. ОР РНБ А.Н.Оленин. Д.522. Л.7-7об.

239. ОР РНБ Ф.Н.Собко. Д.269. Л. 15

240. РГИА.Ф.789. Оп.1. 4.1. 1811 г. Д.2179. Л. 1-5

241. РГИА. Ф.789. Оп.1.4.1. Д.749.Л.36а

242. РГИА. Ф. 789. Оп.1. 4.1. Д.2960. Л.З. Беретти В.И.

243. РГИА, ф. 560, оп. 6, д. 539, 1828 г.

244. РГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 222, 1820 г.

245. РГИА, ф. 1263, оп. 1, д. 216, 1820 г. Скотти И.П.

246. РГИА, ф. 789, оп. > Ч. I, д. 2229, 1812 г.

247. РГИА, ф. 789, оп. > ч. I, д. 3029, 1820 г.

248. РГИА, ф. 789, оп. > ч. II, д. 612, 1826 г.

249. РГИА, ф. 789, оп. , ч. II, д. 750, 1827 г.

250. РГИА, ф. 789, оп. ) ч. II, д. 1861, 1834 г.

251. РГИА, ф. 789, оп. , ч. II, д. 1995, 1836 г.

252. РГИА, ф. 789, оп. 9 Ч. II, д. 2558, 1840 г.

253. РГИА, ф. 789, оп. } ч. II, д. 2742, 1843 г.

254. РГИА, ф. 789, оп. > ч. II, д. 2846, 1844 г.

255. РГИА, ф. 789, оп. » ч. И, д. 3093, 1846 г.

256. РГИА, ф. 789, оп. > ч. И, д. 3125, 1846 г.

257. РГИА, ф. 789, оп. > ч. II, д. 3439,1848 г.

258. РГИА, ф. 789, оп. , ч. II, д. 3530, 1849 г.

259. РГИА, ф. 789, оп. > ч. II, д. 149,1854 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.