Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников: На материале изучения литературы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кучерова, Оксана Егоровна

  • Кучерова, Оксана Егоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Белгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 246
Кучерова, Оксана Егоровна. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников: На материале изучения литературы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Белгород. 2000. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кучерова, Оксана Егоровна

Введение

Глава 1.

Глава 2.

Теоретические основы воспитания духовных ценностей старшеклассников

Анализ понятия "духовность" в философии и педагогике

Духовные ценности как педагогический феномен Духовное общение — оптимальный способ воспитания духовных ценностей старшеклассников Духовные ценности как характеристика внутреннего мира учащихся

Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников на уроках литературы.

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию духовных ценностей старшеклассников. Пути воспитания духовных ценностей старшеклассников при изучении литературы ( на примере нетрадиционных уроков )

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников: На материале изучения литературы»

Актуальность исследования: Последние десятилетия в теории и практике обучения и воспитания недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, воспитанию её духовных ценностей. В то же время духовность - одна из вечных проблем человечества, а ее воспитание на основе богатой русской традиции является важнейшей задачей современной педагогики .

Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее. Практическая педагогика еще не владеет должными знаниями и необходимым опытом для решения данной задачи. В связи с этим возникает острая потребность в разработке эффективных путей и способов духовного воспитания школьников.

В науке неоднократно предпринимались попытки выяснения как сущности человеческой личности, так и самих понятий "дух", "духовность", "духовные ценности". Каждый человек обладает духовной и нравственной природой, поэтому нравственные ориентиры должны присутствовать в повседневной жизни школы, а не вспоминаться от случая к случаю. Это то, что реально может помочь современной воспитательно-образовательной системе. Духовность и нравственность должны быть постоянными спутниками учителя, и, как показывают исследования педагогов и методистов Л.С. Айзермана., Ш.А. Амо-нашвили, Г.И. Беленького, Е.П. Белозерцева, A.A. Бодалева, Е.В. Бондаревской, К.В. Гавриловец, А.И. Еремкина, Е.Н.Ильина, В.А. Николаева, Т.А. Оксак, Е.В. Тонкова, Троицкого В.Ю. и др., одним из эффективных средств здесь выступают уроки литературы .

Отталкиваясь от общечеловеческих, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей школа должна поставить воспитание у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, сформировать желание освоения всё новых и новых культурных пластов.

Сферой исследования данной проблемы послужила среда старшеклассников (14-15 лет, 9-й класс), особенности их воспитания и обучения. Изучение литературы в этом возрасте как способа духовного воспитания избрано по ряду соображений. Самое характерное для старшеклассников - неоднородность их социального положения. С одной стороны, их все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста - стремление к самостоятельности, независимости от взрослых, проблемы взаимоотношений с окружающим миром и т.д. С другой - перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов или "социальная ситуация развития" (Л.И, Божович , JI.C. Выготский) определяет и особенности воспитательной работы, чему посвящено данное исследование.

Его основополагающая позиция заложена трудами известных учёных -психологов - Л.И. Божович, Л.С. Выготского., И.С.Кона, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др., внесших значительный вклад в проблему нравственного и духовного воспитания.

Источниковедческой базой изучения ценностных ориентации личности явились исследования С.Ф. Анисимова, В.В. Водзинской, А.Г. Здравомыслова, И.Ф. Исаева, В. Момова, A.A. Ручки, Ю.М. Смоленцева, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова, В этом плане значим вклад ряда теоретиков Е.П. Белозерцева,

A.И. Еремкина, М.Г. Казакиной, A.B. Кирьяковой, Б.Т. Лихачева,

B.А.Николаева, а также практиков - E.H. Ильина, В.А. Караковского, Е.А, Перевозной, P.M. Роговой и др. По мнению многих из них, современная школа, ориентируясь на общечеловеческие ценности, не обладает ни содержательной стороной приобщения школьников к освоению ценностей (нет соответствующих вариантов программ, учебных пособий, методических разработок), ни процессуальной (не ясно, какими методами воздействовать на старшеклассников, какие технологии использовать). Именно сложившаяся система образования включает старшеклассников в процесс освоения духовных ценностей общества, что способствует воспитанию у них таких качеств как научные знания, моральные ценности, эстетические идеалы, верования и убеждения.

Для философского обоснования нашего исследования послужили труды Аристотеля, Платона, И.Канта, а также современных ученых С,Ф. Анисимова, ЛИ Буевой, Г.Э, Бурбулиса, О.Г. Дробницкого, А.Г, Здравомыслова, Д.Е. Ко-шелевского, В.П. Тугаринова, А.К. Улёдова и др.

Особое влияние на решение проблемы воспитания духовных ценностей оказывают философские религиозные концепции, обосновывающие свой взгляд на истоки человеческого бытия, духовности, духовных ценностей и культуры, разработанные H.A. Бердяевым, В.В. Розановым, B.C. Соловьёвым, и др., а также наработки философско - педагогического течения русского Космизма, современным представителем которого по праву считается Ш.А.Амонашвили. Его идеи близки нашему пониманию и повлияли на исходные мировоззренческие позиции исследования.

Взгляды космистов в той или иной степени разделяли и известные русские писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, что также оказало своеобразное влияние на ход и содержание нашей работы. Достаточно серьезное воздействие на разработку проблемы воспитания духовности оказали основоположники философии нового миропонимания Е.И, Рерих и Н.К. Рерих.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что рассматривались различные аспекты воспитания духовных ценностей. Это отразилось в трудах О.С. Богдановой, Б.Т. Лихачева, Ю.У. Фохт-Бабушкина, М.Б. Черновой, в которых нравственность и культура личности выступают как высшие проявления духовной деятельности человека, основательно исследуется педагогический процесс нравственного воспитания учащихся в школе.

В работах Б.З. Вульфова, И.В.Дубровиной, А.В.Мудрика, Ю.П. Сокольникова исследуются психологические особенности старшеклассников, что позволяет выявить влияние социума и молодёжной среды на воспитание духовных ценностей.

При бесспорной важности этих исследований, аспект проблемы воспитания духовных ценностей остаётся недостаточно разработанным. Возникает противоречие между необходимостью разработки педагогических условий воспитания духовных ценностей старшеклассников при изучении литературы и недостаточной её обоснованностью в теории и практике современной школы. На основании выявленного нами противоречия формулируется проблема исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий и форм работы, максимально способствующих процессу воспитания духовных ценностей старшеклассников.

В решении данной проблемы заключается цель исследования.

Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс в старших классах средней школы, а его предметом -процесс воспитания духовных ценностей старшеклассников.

Сформулированные проблема, цель, объект и предмет исследования предусматривают решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия "духовность" и определить особенности воспитания духовных ценностей;

2. Обосновать критерии, показатели и уровни воспитанности духовных ценностей;

3. Выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное воспитание духовных ценностей старшеклассников;

4. Разработать и экспериментально проверить технологию проведения нетрадиционных уроков литературы с целью воспитания духовных ценностей старшеклассников.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс воспитания духовных ценностей старшеклассников в ходе изучения литературы будет реально возможным при реализации комплекса педагогических условий:

• опоры на личностный смысл в обучении и воспитании;

• инициирования творческих способностей учащихся;

• использования совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе;

• создания положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал.

При соблюдении перечисленных условий можно будет спрогнозировать управление процессом воспитания духовных ценностей старшеклассников в целом.

Методологической основой исследования является признание человека высшей ценностью, духовные приоритеты которой становятся ведущей и основополагающей целью воспитания. Осуществление этой цели возможно при условии организации учебно-воспитательного процесса на основе аксиологического, личностно-деятельностного и системного подходов как основополагающих принципов современной философии и педагогики.

Методы исследования: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы; анализ отечественных и зарубежных исследований по воспитанию духовности, духовных ценностей в контексте известных педагогических теорий и доктрин; анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент; ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности; методы математической статистики. В качестве метода исследования были также использованы - анализ продуктов творческой деятельности учащихся, обобщение опыта работы автора по литературе. Это позволило адекватно оценить уровень эффективности проводимого исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования: средние общеобразовательные школы Ивнянского района Белгородской области : п. Ивня, с. Вер-хопенье, с. Сухо-Солотино, с. Покровка, с. Сырцево, с. Березовка, а также средние школы № 27 и 37 г. Белгорода.

Организация исследования:

Первый этап - 1992 -1995 гг. - На основании анализа литературы и потребностей массовой практики была сформулирована проблема настоящего исследования, определена степень ее изученности в психолого-педагогической литературе; осуществлялась практическая работа в качестве учителя Верхопен-ской средней школы Ивнянского района Белгородской области. На этом же этапе разработана методика экспериментальной работы, определена база её проведения.

Второй этап - 1995 - 1997 гг, - выдвинута гипотеза, осуществлён констатирующий эксперимент, по результатам которого обобщён опыт работы автора как учителя литературы в масштабе района.

Вся последующая опытно-экспериментальная работа была направлена на проверку, уточнение и обогащение гипотезы исследования. Диссертант, являясь руководителем методического объединения учителей Ивнянского района, учителем русского языка и литературы, принимала активное участие в организации и проведении эксперимента, внедрении в практику разработанной технологии нетрадиционных уроков литературы. Велись наблюдения за изменением поведения учащихся, их отношением к эмпирической действительности, анализировались результаты и условия, в которых протекал процесс воспитания духовных ценностей старшеклассников.

Третий этап -1997 - 1999 гг. - Главным содержанием этого этапа явился заключительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы, обоснование и практическая проверка совокупности педагогических условий; контрольная диагностика и коррекция данных, полученных при формирующем эксперименте; осуществлялась подготовка методических рекомендаций по проблеме исследования.

Четвёртый этап - 1999 - 2000 гг. - проводился анализ опытно-экспериментальной работы, формулировались основные выводы и практические рекомендации.

Научная новизна исследования состоит в том, что 1) уточнены и скорректированы определения понятий "духовность", " духовные ценности";

2) обоснованы критерии, показатели и уровни воспитания духовных ценностей;

3) определён комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность воспитания духовных ценностей старшеклассников; 4) разработана и экспериментально проверена технология проведения нетрадиционных уроков литературы в воспитании духовных ценностей старшеклассников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана и апробирована методика организации и проведения нетрадиционных уроков литературы; доказана эффективность воспитания духовных ценностей старшеклассников на основе нетрадиционных уроков литературы, что позволяет совершенствовать учебно-воспитательный процесс; показаны примеры решения проблемы обновления содержания курса литературы в средней школе; предложены рекомендации, которые могут быть использованы в работе учителей-словесников, а также в процессе их профессиональной подготовки в высших учебных заведениях; опыт работы может быть учтен при разработке учебных программ, спецкурсов, пособий и т.д.

Достоверность результатов исследования обусловлена чёткостью и логичностью его исходных параметров, методологически выверенной постановкой проблемы и её адекватного решения, а также тщательным анализом хода и результатов опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись в процессе обсуждения практической работы автора на заседаниях методического объединения учителей русского языка ОИУУ, Ив-нянского района, Верхопенской средней школы (1990-1997); путём использования нашего опыта в работе учителей Верхопенской средней школы и школ Ив-нянского района Белгородской области, слушателей курсов ОИУУ (1993 г.); концептуальные положения исследования изложены на Всероссийских, международных конференциях : " Социальные и педагогические технологии в системе образования" (Всероссийская научно-практическая конференция 29-31 октября 1998 г., г, Белгород); "Инновации в образовании: теория и практика" (Международная научно-практическая конференция,. 1998 г. Белгород); "К Пушкину сквозь время и пространство" (Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения A.C. Пушкина. - Белгород, 2000); "Социальная коммуникация в современных условиях: состояние, проблемы, перспективы" (Международный российско-польский научный симпозиум 13- 14 апреля 2000 г. - г. Белгород.)

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовные ценности старшеклассников представляют собой качественную характеристику личности, которая взаимообусловлена мотивационным, эмотивным, когнитивным и деятельност-ным компонентами, специфически спроецированными в сферу взаимодействия ученика и социума;

2. Объективная оценка результативности процесса воспитания духовных ценностей возможна на основе их критериев и показателей: активная жизненная позиция учащихся города и села (личностный смысл и интерес ко всем видам деятельности); отрицание идеалов лёгкой жизни и аморальных способов наживы (когнитивный, эмотивный); творческое освоение духовного развития (удовлетворение учебно-воспитательным процессом); самореализация личности в общественно-полезной деятельности на основе ее творческих возможностей ( широкий кругозор и адекватная рефлексия)

3. Эффективность воспитания духовных ценностей старшеклассников обеспечивается посредством органически взаимосвязанных педагогических условий, опосредованно влияющих на этот процесс: опора на личностный смысл в обучении и воспитании; инициирование творческой активности учащихся; использование совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе; создание положительного эмоционального климата в коллективе и адекватного отклика на изучаемый материал;

4. Разработанная технология проведения нетрадиционных уроков литературы, применение их в практической деятельности, способствуют эффективному воспитанию духовных ценностей старшеклассников.

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами, и включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кучерова, Оксана Егоровна

Выводы по второй главе

Проведённая опытно-экспериментальная работа по выявлению и обоснованию педагогических условий эффективного воспитания духовных ценностей старшеклассников, а также результаты апробации в учебном процессе технологии проведения нетрадиционных уроков литературы позволили сделать следующие выводы:

1) Воспитание духовных ценностей старшеклассников можно осуществить в рамках учебного процесса при изучении литературы, а также дисциплин гуманитарного цикла (например курса "Человек и общество") посредством организации и проведения нетрадиционных уроков наряду с привычными формами обучения.

2) Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выявить следующую совокупность педагогических условий, способствующих воспитанию духовных ценностей:

• опора на личностный смысл в обучении и воспитании;

• инициирование творческих способностей учащихся;

• использование совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе;

• создание положительного эмоционального климата в коллективе и адекватный отклик на изучаемый материал.

3) Использованные в работе методы педагогического исследования -ретроспективный анализ собственного опыта, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, беседы, анкеты, интервью, методы математической статистики позволили сделать вывод об эффективности нетрадиционных уроков литературы в процессе обучения и воспитания духовных ценностей старшеклассников. Нетрадиционные уроки интересны и привлекательны для подростков, главная их функция - увлекательность, которая способствует повышению мотивационной деятельности учащихся.

4) Главный предмет познания литературы - человек, его внутренний мир, отношение к другим людям, к обществу, к природе, к действительности вообще. Значит, роль литературы невозможно ограничить каким-либо одним критерием - нравственным или этическим. Литература - мощнейший источник воспитания духовных ценностей старшеклассников, потому что в ней аккумулируются все постулаты человеческого бытия.

4) Использование совокупности форм активного обучения старшеклассников литературе ( урок-кафе, урок-КВН, урок-размышление, урок-путешествие и т.п.) позволяет пробудить интерес ученика к книге и мотивировать творческую деятельность индивида в соответствии с его возможностями и способностями.

5) Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил необходимость реализации выявленной совокупности условий. Обоснование эффективности и целостности этой совокупности, её достоверности определено с помощью методов корреляционного анализа. Полученные результаты подтвердили гипотезу исследования.

Заключение

Школа призвана заложить основы духовного и нравственного опыта учащихся, подготовить их к гуманной, активной жизни среди людей, воспитать такие человеческие качества, которые способствовали бы развитию полноценной духовно-практической жизни и воспитанию духовности.

Под воспитанием духовности мы понимаем такой педагогический процесс, который способствует изменению качеств личности учащихся в условиях специально организованной среды, способствующей активизации творческого познания и учителя и ученика, обеспечивающей доступность духовных переживаний, реально влияющих на сознательно-волевую сферу и эмоциональную сторону личности. Все сказанное позволяет говорить о проблеме воспитания духовных ценностей как приоритетной.

Духовные ценности - это сложное, комплексное явление, в процессе воспитания которого большое значение имеют знания основ моральных правил и принципов; возможность включаться в конкретную общественную деятельность, сообразно с возрастом, интересами и индивидуальными особенностями каждого ученика. Духовные ценности - это необходимые человеческие качества, которые помогают ориентироваться ему в мире, способствуют повышению мотивации деятельности индивида, определяют жизненный путь. Воспитание духовных ценностей происходит с раннего детства, но возраст 14-15 лет наиболее благоприятен и сензитивен для этого процесса.

Проведённое исследование позволило сделать вывод о том, что воспитание духовных ценностей - процесс управляемый и направляемый, всегда должен находиться в поле внимания учителей-предметников, классных руководителей, родителей.

Под процессом воспитания духовных ценностей мы понимаем поэтапное овладение индивидом социальными ценностями, обогащающими внутренний мир и способствующими его целостному развитию, потому что человек обретает себя не тогда, когда занимается бесконечным самоанализом, а тогда, когда его деятельность полностью ориентирована на других. Воспитание духовных ценностей старшеклассников - единый учебно-воспитательный процесс, основанный на взаимосвязи уроков гуманитарного цикла, особенно уроков литературы нетрадиционных форм и внеурочной деятельности этической направленности.

Особенности воспитания духовных ценностей выделялись по следующим компонентам: мотивационному, эмотивному, когнитивному, деятельностном у

Фиксируя критерии воспитанности духовных ценностей, мы исходили из следующих положений: система духовных ценностей характеризуется этическими знаниями (понимание того, что значит быть духовным и нравственным), отношением к ним ( стали ли эти знания потребностью и мотивами личности, вошли ли в систему её ценностных установок), нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках).

Результаты проведённого исследования взаимодействия системы Учитель - ученик позволили сделать вывод о том, что чрезвычайно важной в воспитании духовных ценностей является проблема общения, что обусловило необходимость рассмотрения такого его аспекта, как духовный.

Под духовным общением мы понимаем общение, относящееся к продуктивным стилям ("Союз", демократический) и направленное на соучастие, сотворчество, содружество, сопереживание.

На основании существующих в педагогике, психологии, философии подходов к обозначенной нами проблеме, в качестве основополагающих избраны антропологический, аксиологический и системный, что позволило определить духовные ценности как качественную характеристику личности старшеклассника. В то же время, основываясь на своём опыте работы и анализе психолого-педагогических источников, выявлено, что духовные ценности, являясь одной из характеристик внутреннего мира старшеклассника, выполняют ряд функций;

• формирование ядра творческой активности и индивидуальности старшеклассника;

• обеспечение его активной жизненной позиции в учебно-творческой деятельности;

• взаимосвязь личных и социальных ценностей в процессе адаптации учеников к новым общественным условиям;

• активное использование и познание ценностей микро и макросреды для жизненного самоопределения;

• определение личных целей жизни.

В качестве критериев и показателей оценки уровня воспитанности духовных ценностей выделены следующие: активная жизненная позиция города/села (личностный смысл и интерес ко всем видам деятельности); отрицание идеалов лёгкой жизни и аморальных способов наживы (когнитивный, эмотивный); творческое освоение источников духовного развития (удовлетворённость учебно-воспитательным процессом); самореализация в общественно-полезной деятельности на основе творческих возможностей индивида ( широта кругозора и адекватная рефлексия)

На основании качественного и количественного проявления критериев и показателей, выявлены четыре уровня воспитанности духовных ценностей у старшеклассников: духовно-пассивные, духовно-пробудившиеся, духовно-ищущие и духовно-активные. Эти уровни представляют собой последовательные фазы воспитания духовных ценностей.

Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих процесс воспитания духовных ценностей. К таким условиям относятся: • опора на личностный смысл в обучении и воспитании;

• инициирование творческих способностей учащихся;

• использование: совокупности форм активного обучения старших подростков литературе;

• создание положительного эмоционального климата в коллективе и адекватный отклик на изучаемы материал.

Выявление и реализация совокупности педагогических условий позволили разработать и апробировать технологию проведения нетрадиционных уроков литературы.

В результате исследования установлено, что нетрадиционные уроки литературы являются наиболее значимыми и действенными факторами в воспитании духовных ценностей старшеклассников в силу своей увлекательности (основное качество). Нетрадиционные уроки значительно повышают мотивационную сферу учащихся, что также доказано в ходе нашего исследования. Каждый из таких уроков несёт в себе огромное поле эмоционального напряжения, что доказывает необходимость эмотивного компонента в структуре воспитания духовных ценностей.

В системе нашей работы были задействованы экспериментальные и контрольные группы (города и села). В контрольных группах не было чёткой системы проведения нетрадиционных уроков литературы, но итоговый контроль показал, что эти уроки вызывают большой интерес у учащихся.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить ряд дидактических требований к организации и методике проведения нетрадиционных уроков литературы. К ним относятся: создание положительного эмоционального климата, организация духовного общения, ориентация на самореализацию в творческой деятельности, создание условий для включения в действие психологических механизмов: сопереживания, соучастия, сочувствия. Основными методами, применяемыми в практике на уроках литературы были: анализ поступков литературных персонажей; диалог с героем; выполнение творческих работ (эссе, сочинений, стихотворений, рисунков) и т.п., обязательное осуществление обратной связи, основанной на межличностном уровне.

Полученные в процессе исследования данные позволяют судить об эффективности проведённой работы и о положительном влиянии выделенной совокупности педагогических условий на процесс воспитания духовных ценностей старшеклассников.

По результатам формирующего эксперимента наблюдается плавный переход учащихся с одного уровня в другой с тенденцией к более высокому ( в процентном соотношении это выглядит так: 9-а - 15%, 9-6 -9%). Использование корреляционного анализа Пирсона позволяет говорить о связи всех педагогических условий на достаточном уровне (взаимосвязь влияния Г] = 0,68, г2=0,72 констатирует факт достаточного воздействия выявленных условий на воспитание духовных ценностей).

Проведённое исследование по вполне объективным причинам не исчерпывает всех аспектов освещаемой проблемы. В процессе теоретической и практической работы определился круг вопросов, которые не могли быть решены в рамках данного исследования, но представляются нам актуальными в свете дальнейшего совершенствования системы образования и обучения литературе. В более конкретном решении нуждаются следующие вопросы:

• использование возможностей уроков гуманитарного цикла в воспитании духовных ценностей старшеклассников;

• изучение воспитания духовных ценностей в различных возрастных группах;

• подготовка студентов к практической деятельности в средней школе по воспитанию духовных ценностей старшеклассников при изучении литературы и предметов гуманитарного цикла.

Указанные вопросы могут стать предметом дальнейших специальных исследований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кучерова, Оксана Егоровна, 2000 год

1. Абульханова - Славская К.А, Развитие личности в процессе жизнедеятельности. //. Психология формирования и развития личности. - М. :" Наука", 1981.-365 с.

2. Августевич И.И. Сельские учебно-воспитательные комплексы ( организационно-педагогические основы деятельности). Методические рекомендации. -Белгород, 1989,- 87 с.

3. Агни Йога. Надземное,- М, Русский духовный центр. 1992. Т.6.- 236 с.

4. Агни Йога. Община. М., Русский духовный центр. - 1992. Т.1.- 286 с.

5. Айзерман Л. 30 лет спустя // Народное образование, 1990, № 11,- С. 104-110

6. Айзерман Л.С. Беззаветность исканий. Сер. «Знание», 1979, № 3. -С.43-58

7. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения.-М.,"Педагогика", 1993.-129с.

8. Аксиомы религиозного опыта // Журнал Московской патриархии, 1993, №11,С.97

9. Александрова Р.И. Перестройка: духовно-нравственный потенциал. Саранск, 1990. -64 с.

10. Ю.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети М.: Педагогика, 1983. - 208с.

11. Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1987.-206с.

12. Ананьев Б.Г. Человек и общество. Социальные проблемы молодёжи,-Л.,1969.- 200 с.

13. Андреев И.М., Зелененко Ал. Принципы, определяющие отношение воспитателя к ребенку и требование воспитателя к самому себе в православной педагогике.// Молодёжь и духовность. Томск, 1996. -С. 13-18

14. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности школьника. М,: Мысль, 1981. - 64с.

15. Анисимов С.Ф. Духовные ценности; производство и потребление, М,: Мысль, 1988,- 240 с,

16. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые М,: Мысль, 1970,-182с

17. Антология мировой философии. В 4-х тт. М. : Мысль, 1969. - 576с.

18. Аралова Е.В. Социально-философский аспект духовности Дисс. на соиск. кпн. - М., 1992 -243 с.

19. Аристотель. Соч. в 4-х тт.-М. Мысль, 1981 // Философское наследие (АН СССР, институт философии), 1903.,Т.4.-803 с.

20. Архангельский Л.И. Моральные ценности и современность.// Вопросы философии, 1986.-С.89-90

21. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М. : Знание, 1978. - 64 с.

22. Архиепископ Кирилл. Человечество и цивилизация на пороге нового тысячелетия. М.,1989 120 с.

23. Архимандрит Аверкия. Душевное и духовное. М., 1949. - 142 с.

24. Астафьев В. Печальный детектив. М.: Молодая гвардия, 1988,- 540 с.

25. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. // Вопросы психологии, 1984, № 1,-С. 51-57.

26. Батищев Г.С. Самопознание человека как культурно созидаемого существа : три уровня сложности задач. // Человек и культура. - М.Д984.-С.4-20

27. Бачинин В.А. Духовная культура личности (философские очерки).- М., 1986. -Шс.

28. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова.-М.,1990 188 с.

29. Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования // Русская школа, духовно-нравственные проблемы воспитания. М: Русское слово, 1996. - С.73-82

30. Беляев Д.Е. Вопросы философии. 1981, №3,- С.42 47

31. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. (Н. Бердяев.-ПарижлУМСА-ргезв) ,Сор. 1951-246 с.

32. Бердяев, Н. О назначении человека. М,, Терра, кн. клуб "Республика", 1998 384 с.

33. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.,1990. - .290 с.

34. Берне Р, Развитие Я концепции и воспитания. - М.,1986. - 421 с

35. Беспалько В.П. Слагаемые педтехнологии. М: Педагогика, 1986.-192 с.

36. Богданова О.Ю, Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М.МГПИ, 1979.-74 с.

37. Бодалёв A.A. Психология о личности.- М.: МГУ,1988,- 187 с.

38. Бодалёв A.A. и др. Общение и формирование личности школьника. М., Педагогика, 1987.-149 с.

39. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М,: изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.-352 с,

40. Божович Л.И. Психологическое развитие школьника и его воспитание.-М.: "Знание",1979.- 96 с.

41. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Учебное пособие по спецкурсу Ростов- на- Дону : Рост.н / Д пед.ин-т, 1976-192 с.

42. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., SvR - Аргус, 1994. -207 с.

43. Брудный A.A. Другому как тебя понять? Сер. «Знание» Лекторское мастерство «Новое в жизни, науке, технике» М., 1990, № 3,- 63 с

44. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,1978,- 290 с.

45. Буева Л.П. Человеческий фактор : Новое мышление и новое действие / Философские заметки// Л. П. Буева,д-р философских наук.-М.:Знание, 1988-63 с.

46. Бурбулис Г.Э. Кемеров Духовность и рациональность. М.,1986. - 64 с.

47. Буш Т.Я Диалогика и творчество.-Рига., 1985. 318 с

48. Васильева З.И. Воспитание убеждений школьников в процессе обучения. Учебное пособие к спецкурсу. Л., ЛГПИ, 1981. - 82 с,

49. Вентцель КН, Эволюции нравственных идеалов. Фонд №23,ед.хр.75.

50. Вентцель К.Н. Проблемы космического воспитания. Фонд №23.,ед.хр.30,

51. Виноградов И. По живому следу: Духовные искания русской классики: Литературно-критические статьи. -М.: Сов.писатель, 1987-382 с.

52. Воспитание детей в школе : новые подходы и новые технологии (под ред. Н.Е Щурковой). М.: Новая школа,1988,- 130 с

53. Воспитать человека (сост. Н.И. Монахов). М.,1989.-157 с.

54. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогическая рефлексия. М., ичп Магистр,1997,- 137 с.

55. Выготский Л.С. Психология воспитания. М.: Мысль,-1990. - 293 с.

56. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1969.- 576 с.щ! Ш J

57. Гавриловен К.В. Воспитание человечности. Минск.: Народна асвета, 1985 -183 с.

58. Галлингер И.В. Школьный курс родного языка: взгляд на гуманизацию // Советская педагогика, 1990, № 5, С. 49-56.

59. Галицких O.E. Духовное развитие студентов в процессе их образования в педвузе ( на примере факультета русского языка и литературы). Дис. на со-иск. к п н. Спб, 1993. - 245 с.

60. Гегель Г. Феноменология духа. СПб,1913. - 376 с.

61. Гегель Г.В. Соч. в 10-ти тт. Т.З. М., 1956. - 371 с.

62. Гершензон М. Гольфстрим / в кн. Лики Культуры. "Юристь"-М.,1995.Альманах,т.1, (гл. ред. и сост. С .Я. Левит). 630 с.

63. Гёте И. Избранные философские произведения. М.,1965 - 496 с.

64. Глаас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии,-М.: Прогресс, 1976.- 495 с.

65. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991,- 174 с.

66. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.-М.:Педагогика, 1989,- 160 с.

67. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. М, Педагогика, 1988. - 260 с

68. Грехнев В,С Культура педагогического общения. М,: Просвещение, 1990,142 с.

69. Громов A.B., Кузин О.С. Неформалы; кто есть кто?- М.: Мысль, 1990.-269 с.

70. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии М.: Педагогика, 1995.-134с.

71. Гурина Г.П. Представления старшеклассников о ценностях // Педагогика,1995, №4, С.45-48

72. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия., 1988.-269 с.

73. Гущина Т.Ю. Формирование готовности будущих учителей к взаимодействию с неполной семьёй школьника. Дис. на соиск. уч.ст. к. п. н. -Белгород, 1997.- 230 с.

74. Давыденко Т.М., Шамова Г.И. Деятельность учителей по формированию системы качеств знаний учащихся как объект внутришкольного управления: Учебное пособие. Москва - Белгород, 1993,- 84 с.

75. Даль В.И. Толковый словарь великорусского живого языка. М.: ГИСД955,-683 с.

76. Деков В.У. Религия и духовная культура общества :проблемы взаимодействия. М: Знание, 1989.- 46 с.

77. Для практической помощи людям, вставшим на путь Учителя.(авт.-сост. О.Г. Быков). М.1993. - 256 с.

78. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. - 388 с.

79. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука,1977.-334 с.

80. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Свердловск, УГУ,1975.4.4.-270 с.

81. Еремкин А.Й. Педагогические основы индивидуальной учебной деятельности в профессиональной подготовке учителей.- Херсон: ХГПИ, 1995.- 24 с.

82. Иванов В.Г. Этические учения в Киевской и Московской Руси. История этики средних веков. Л.; изд-во ЛГУ, 1984. - 256 с.

83. Иванова А. Деиделогизация: возрождение духовности // "Вестник высшей школы". 1990, № 6

84. Иванов Разумник. О смысле жизни. - Берлин,1991.- 110 с.

85. Ильин E.H. Путь к ученику. М.: Знание,1989,- 220 с.

86. Ильин И.А. собр. Соч. в 10 тт. М.,1993,т.1.- 246 с.93 .Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. -- Москва-Белгород, 1993,- 219 с.

87. Каган М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988 .-319с

88. Каган М.С. О духовном ( опыт категориального анализа) // Вопросы философии, 1985, №9, с. 91 -108.

89. Кант И. Соч. в 6-ти тт.(под общей ред. В.Ф. Асмуса и др.) / Ред. Т.И. Ойзер-ман,- М.: Мысль, 1964, т.З,- 799 с.

90. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. ( учебное пособие к спецкурсу / Ленинградский госпединститут им. А.И. Герцена) Л., 1989. - 83с.

91. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 140 с.

92. Кап-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987,- 190 с.

93. Кларин М.В. Педтехнология в учебном процессе.: М.: Знание, 1986.-80с.

94. Коган Л.Н. Всесторонне развитие личности и культура. М.: Знание, 1981.-123С.

95. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980- 198 с

96. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение,1978.-175с.

97. Коршунов A.M. Отражение деятельность, познание. М: Политиздат,1979.-216 с.

98. Кошелевский Д.Е. Фурман А.Е. Исторический материализм. М.,1973.-342с.

99. Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.: Знание, 1983.—160 с.

100. Крутов H.H. Нравственные потребности личности. М., Знание, сер «Этика», 1981, №2.- 64 с.

101. Крыжицкий Г.К. Великий реформатор сцены. К 100-летию со дня рождения К.С. Станиславского 1863 -1963 ,-М.: Советская Россия,1962.-110 с.

102. Леви В. Искусство быть другим. М.: Знание ,1980.- 207 с.

103. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора.-М,: Знание, 1981 80 с.

104. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.,1979.- 48 с.

105. Леонтьев А.Н Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.304 с.

106. Леонтьев А.Н. Развитие идей самоактуализации в работах А.Маслоу, // Вопросы психологии, 1987.№ 35 С.152

107. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., Институт практической психологии, 1997,- 251 с.

108. Лещинский В.М., Кульневич C.B. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум,- М.: Просвещение; Владос,1995.-239 с.

109. Лихачёв Б,Т, Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара.,1987. 85 с.

110. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. М,: Прометей, 1995,- 285 с.

111. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном: для среднего и старшего шк. возраста,- М.: Детская литература, 1985,- 207 с.

112. Лободин В,Т. Трудное счастье совершенства .- СПб.: ИК Комплект, 1997.-284 с.

113. Ломако Л.Л. Значение русской экзистенциальной философии в раскрытии духовной сущности человека. // Формирование духовной культуры в преподавании гуманитарных наук. Белгород, 1996, С.76.

114. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. -444 с.

115. Лосев А.Ф. Философия. Мифология, Культура. М.: Политиздат, 1991,-525с.

116. Луначарский A.B. О воспитании и образовании, М.: Педагогика, 1936-696 с.

117. Макаренко A.C. Сочинения, т.5. М.,1958. - 546с.

118. Макаренко A.C. Сочинения. Т.4. М.: АПН РСФСР,1951.-532 с.128. .Марков Б.В. Философская антропология. С-Пб, 1997.-380 с

119. Мережковский Д.С. Соч. в 12-ти тт. Т. 12.-М.,1914.-359 с.

120. Митрополит Филарет. Письма. М.: Радонеж.,1990.-С. 177.

121. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 190 с.

122. Молодёжь и духовность: материалы международного студенческого семинара (7-8 аперля)Томск :Томский госпедуниверситет,1997.-108с.

123. Момов В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, (под ред. В.А. Ядова) Л.: Наука, 1979.-264 с.

124. Момов В. Человек, мораль, воспитание.- М,: Прогресс, 1975-163 с.

125. Мудрик A.B. Время поисков и решение, или старшеклассникам и них самих. М. : Педагогика, 1990.-191 с.

126. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984- Ш с.

127. Мусин Г.Н. Потребности и духовный мир личности. Саратов., 1989.- 180 с.

128. Мушинская Т.Ф. Художественная литература и самореализация личности. М: УниверситетД991.-180 с.

129. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр.псих.тр,( под ред. A.A. Бодалёва). М.: изд-во "Институт практической психологии"-Воронеж: МОДЭК, 1998,- 368 с.

130. Нарский И.С. О ценностях как идеалах человеческой деятельности.// Ценностные аспекты отражения. Свердловск, 1977. - 23с.

131. Неменский Б.М. Духовные проблемы искусства // Педагогика искусства и школа (Отв. ред. A.A. Мелик-Пашаев).-М.: Искусство, 1982 300 с.

132. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Искусство, 1987 - 255с.

133. Никандров Н.Д. Воспитание ценностей и подготовка учителя. Материалы международной научно-практической конференции «Педагогическое образование для 21 века». М.,1994 - С.8

134. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы. Москва - Орел, 1998 - 179 с.

135. Никольская A.A. И.А. Сикорский. Гармония развития и воспитания.// "Педагогика", 1994, №3.,С.78 81

136. Ноосфера: духовный мир человека // сост. к.ист.н. Коротнян /-Л. : Лениз-дат, 1986 .Вып. 1. 206 с.

137. Нравственность христианина .- М.,1991.- 110 с.

138. О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991,- 382 с.

139. Ожегов С.И. Словарь русского языка .( под ред. Н.Ю. Шведовой), АН СССР, Ин-т русского языка, 22-е изд- М.: Русский язык, 1990,.- 921 с.

140. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М, 1961. - 900 с.

141. Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского ду-шепопечения юношества. Рукопись. В сб.«Духовная академия»,-1991. -180 с

142. Пауэр Ф.К., Хиггинс Э., Кольберг А. Подход Лоуренса Кольберга к нравственному воспитанию// Психологический журнал. Т.13.,1992, № 3.

143. Перевозная Е.В. Воспитание на уроках литературы. Минск, Народна асвета, 1991.- 157 с.

144. Песталоцци И.Г. «Лебединая песня». Избр. пед. соч. в 2-х тт. Т.2.М., Педагогика, 1981,- 416 с.

145. Песталоцци. Взгляды, опыты и средства, содействующие успеху приро-досообразного метода воспитания. Избр.пед.соч. в 2-х т. (Т.2,с.98).-М., Педагогика,1981- 416 с.

146. Платон. Диалоги.(пер. с древнегреч,, сост. и автор вступит, ст. А.Ф Лосев., авт. прим. A.A. Тахо-Годи). М.,.Мысль, 1986.-607 с.

147. Платон, Сочинения в 3-х тт. Т.З.,ч.1.-М.:Мысль,1971.-687 с.

148. Плахова Н.Г. Мировоззренческая подготовка учителя к работе с учащимися в области духовно-художественной культуры,- М.: Просвещение, 1996. 20 с,

149. Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. В 2-х ч.- Москва- Курск, 1995.- 4.1 -121 с; 4.2 142 с.

150. Психологические особенности самосознания подростка. Киев, Вшца школа, 1980 ( под.ред. М.И. Боричевской)

151. Психология современного подростка (под ред. Д.И. Фельдштейна).-М.: ПедагогикаД987.-240 с.

152. Психология юношеского возраста. Избр. М.:Моск.рабочий, 1992.-246с.

153. Психологический словарь (под общей ред. A.B. Петровского, М.Г. Яро-шевского -2-е изд. испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990,- 494 с.

154. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах, (сост. В.Н. Назаров). М., Изд-во политической литературы,1990.- 604 с.

155. Религия и общество. Хрестоматия по социальной религии, (Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич.,С. Франкл.) М.,1996,- 775 с.

156. Роботова A.C. Некоторые психологические условия воспитания у детей гуманности / Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания М.,1970.

157. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996 - 143 с.

158. Рожина Л.Н. Изучение художественного восприятия и литературных способностей учащихся. Минск. ; Народна асвета,1992 - 47 с.

159. Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки. М.: Наука, 1972.-320 с.

160. Розанов В.В. Сумерки просвещения,- М.: Педагогика, 1990.- 620 с.

161. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Академия наук СССР,

162. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.Д976,-416 с.

163. Ручка A.A. Социальные ценности и норма. Киев : Вища школа, 1976

164. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. Минск: Беларуская навука, 1998,-319 с.

165. Сагатовский В.Н., Сагатовская Л.Г. Духовные ценности личности и их формирование в развитом социалистическом обществе. Киев., об-во "Знание",УССР,1981,- 48с.

166. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.2.Гл.12,-М.Д992,с,153.

167. Свт. Игнатий (Брянчанинов) Слово о человеке. В сб.: Богословские труды, № 29. Изд-во Московской патриархии, 1989, С.239-300

168. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии. М.: Народное образование, 1998,- 255 с.

169. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации и морально-психологический климат общества // Вестник СПб ГУ 1993. Серия 6.,вып.2, № 13, С.43-49

170. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия.-Л., 1990.-360 с.

171. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовно-сти.-М.:Наука,1989.-352 с.

172. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности : Общая концепция исследования // Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1986 -180 с.

173. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., Школа-пресс,1995,- 383 е.

174. Словарь по этике.( под ред ИС.Кона) М.: Политиздат, 1983,- 445 с.

175. Соковнин В.М. О природе человеческого общения.-Фрунзе, 1974.-116 с.

176. Сокольников Ю.П. Системный аншшз воспитания школьников.-М.Д986,-136 с.

177. Соловьёв В, Сочинения в 2-х тт.- Т.2.-М., Правда,1990,- 687 с.

178. Соловьёв В. С. Оправдание добра.: Нравственная философия.(Вст.ст. А.Н. Голубева и Л.В. Коноваловой).-М.: Республика, 1996,- 479 с.

179. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., Просвещение,1972.-303с.

180. Станиславский К.С. Сочинения.Т.2. М.: Искусство, 1988. -508 с.

181. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей .- М,: Изд. центр Академия, 1996 .-320 с.

182. Строгецкий В., Вяземский Е. Восполняя духовный вакуум общества // Народное образование, 1991, №12.194. .Сурова Л. Плоть, душа, дух // Воспитание школьников. № 5, 2000 г.С.51

183. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М. : Молодая гвардия,1960.-112 с.

184. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Педагогика, 1980,.-383 с. Гл.1 V. Нравственное воспитание

185. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -М.: Педагогика, 1990,- 286 с.

186. Сухомлинский. В.А. Духовный мир школьника. М,: Учпедгиз,1961.-223 с.

187. Теория и практика педагогического эксперимента (Под ред. А.И. Писку-нова, Т.В. Воробьёва).- М., Педагогика, 1979. -208 с.

188. Толмасова А. На перепутье: как адаптироваться человеку в условиях перехода к рыночным отношениям.//Советские профсоюзы, 1990, № 21/22,с,56-58

189. Толстой Л. Исповедь. Собр.соч. в 22-х тт. М.: Художественная литература, 1983.-Т. 15.-432 с.

190. Тонков Е.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания // Научные ведомости БГУ № 1(4) Белгород, изд-во БГУ, 1997 - С.32-37

191. Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1980, т.1. - 580 с.

192. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.,1994

193. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. М.: Владос,2000 - 430 с.

194. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Университет, 1978,128 с.

195. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксзме,- М.: Политиздат, 1966.-124 с.

196. Улёдов А.К Духовное обновление общества.-М.,1990.-334 с.

197. Уман А.И. Технологический подход к обучению .теоретические основы / МПГУ им. В.И. Ленина, ОГУ Москва - Орел, 1997. -208 с.

198. Ушинский К.Д, Избранные пед. сочинения в 2-х тт.Т.1,-М.:Учпедгиз.,1953.- 638 с.

199. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 10 тт. М.: Педагогика, АПН СССР, 1988, Т.8., (гл.46) 755 с.

200. Фёдорова Л.М. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях,- М., 1998. Автореферат на со-скание уч. степени к.п.н. 18 с.

201. Федотова В.Г. Духовное, душевное, жизнь.// Философские науки,1988, № 7, С.50 59.

202. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки.// Вопросы философии,1987,№3, С. 11-88.

203. Фейербах Л. Избранные произведения. М., 1955, т.1 с.203

204. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Избранные психологические труды. М.- Воронеж: Академия пед. и соц. наук, Московский психолого-социальный институт, 1996. 512 с.

205. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 192 с.

206. Флоренский П.А. О духовной истине. Опыт православной тенденции, вып.1, -М. :т-вотип. А.Мамонтова,1913.-534 с.

207. Формирование личности старшеклассника (под .ред. И.В. Дубровиной).-М: Педагогика, 1989.-168с.

208. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека (об особенностях воздействия искусства на личности).-М: Знание., 1982.-110с.

209. Фрагменты ранних греческих философов. Т.1.-М.Д989.

210. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-366 с.

211. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М.: Просвещение, 1991. 287с

212. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО изд-во ACT - ЛТД, 1998.- 586 с.

213. Фромм Э. Человек для себя. Минск.,1992.-253 с.

214. Черкасов В.А и др. Развитие духовности школьника:(аспект оптимизации светского образования)- Челябинск, 1993.-164 с.

215. Чернова М.Б. Содержание и организация духовной жизни коллектива сельских старшеклассников. Автореф. на соискание уч.степени кпн.-Новосибирск, 1992. 18с.

216. Чичерин A.B. Об углублении интересов учащихся // Русский язык в советской школе, 1931, № 1., С.60

217. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей основа всестороннего гармонического развития личности.// Формирование духовных потребностей школьников. -Новосибирск. ,1966.-С.23-80.

218. Шаров Ю.В. Проблема формирования духовных потребностей. Лекции. -М.,1970.-59 с.

219. Шварцман К.А., Коновалова Л.В., Крутикова О.Н. Воспитание : новые подходы к вечной теме. Философия и этика воспитания.- М., Луч, 1993.-300с.

220. Швейцер А.И. Благоговение перед жизнью : пер. с нем. Сост. и поел. A.A. Гусейнов, общ. ред. A.A. Гусейнова и М.Г. Селезнёва.-М.: Прогресс, 1992. -576 с.

221. Шевченко Л.Jl. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. -М.: Изд-во «Соборъ»,1997- 490 с.

222. Шевченко Н.И. Жизнь ценность : духовная или материальная? (вопросы онтологии и гносеологии) // Социология управления и духовной жизни. -Белгород, 1998, С.135

223. Шердаков В.Н. Добро. Истина. Красота. М.,1983.-64 с.

224. Шердаков В.Н .Иллюзия добра.-М., 1982 С.49

225. Шерковин Ю.А. Проблемы ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. Т.З., № 5, С.135-146

226. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М., Педагогика, 1982. - 102 с.

227. Шубкин В. Начало пути. Проблемы молодёжи в зеркале социологии и литературы. М.,1979., С.66

228. Щуркова Н.Е О формировании духовной культуры будущего педагога// Формирование личности учителя советской школы: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1991., С. 36-42.

229. Щуркова Н.Е. Культура современного урока.- М., Российское педагогическое агенство, 1997,- 90 с.

230. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии, 1971, №4;

231. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания.- Казань., Татарское книжное издательство, 1991.- 192 с.

232. Ядов В.В. Идеология как форма духовной деятельности общества.- Л.: Изд-во Ленинградского университета., 1961.-122с.

233. Kluckhon С. Values and value orientations in the theory of action // Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, E. Shils./Cambridge, 1951, 430 p.

234. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., 1973,- 180 p.

235. Williams R. American society: a sociological interpretation. N.Y.,1960.- 210 p.248, Hubbard L, Ron, The Way. Fo happiness.- Los Angeles, California: Author Serviees Licorporated, 1992.-327 p.

236. Gordon L.V. The measurement of interpersonal values,Chicago,1975. 210 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.