Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования: На материале деятельности дизайн-студии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Медведева, Ольга Павловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Медведева, Ольга Павловна
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования творческого саморазвития личности учащегося в системе учреждений дополнительного образования
1.1 Понятие креативности в концепциях личностно-ориентированного образования
1.2. Реальные основания проблемы творческого саморазвития личности учащегося в системе учреждений дополнительного образования
1.3. Теоретические предпосылки педагогического понятия дизайн-студии в системе учреждений дополнительного образования
Выводы по главе
Глава 2. Экспериментальная организация педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии учреждения дополнительного образования
2.1. Специфика педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии
2.2. Способы организации экспериментально-креативной и смысло-творческой деятельности учащихся в дизайн-студии
2.3. Критерии диагностики и экспериментальной апробации педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии
Выводы по главе 2.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования: На примере студии журналистики2003 год, кандидат педагогических наук Самсонова, Наталья Евгеньевна
Творческое саморазвитие учащихся в системе учреждений дополнительного образования2007 год, кандидат педагогических наук Часовская, Ирина Александровна
Развитие личности младшего школьника в системе дополнительного образования детей2007 год, кандидат педагогических наук Ганина, Светлана Александровна
Развитие креативности подростка в семейной студии2003 год, кандидат педагогических наук Лившиц, Борис Рудольфович
Развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании2008 год, доктор педагогических наук Тигров, Вячеслав Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования: На материале деятельности дизайн-студии»
Актуальность темы исследования. Современные социокультурные изменения в нашей стране ставят перед человеком сложные задачи, требующие от него самостоятельного, независимого и ответственного решения. Для этого человеку необходимо развить свои творческие способности. Исторически сложилось так, что развитием человеческих способностей занимаются особые общественные институты культуры и образования, на которые в современном мире возложена задача подготовки людей к полноценному общественному бытию. Создание условий для творческого саморазвития личности становится актуальной педагогической и социокультурной проблемой современности.
Право современного человека на индивидуальное и свободное развитие своих способностей закреплено во многих международных и государственных законодательных актах и правовых нормах. Россия также включилось в процессы реализации прав и свобод человека и гражданина через институты культуры и образования. Об этом свидетельствуют трансформация и совершенствование системы образования, которые получили свое закрепление в Законе РФ «Об образовании» (1995г.), «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» (1999г.), «Национальной доктрине образования в РФ» (2000г.), «Концепции модернизации Российского образования до 2010 года» (2002г.). Именно на систему образования государство и общество возлагают обязанности по созданию условий, способствующих индивидуальному и свободному развитию личности человека.
Российская система образования располагает организационным и содержательным потенциалом для реализации эффективных и благоприятных условий творческого саморазвития личности. Этот потенциал связан и с деятельностью учреждений дополнительного образования (УДО% в которых создаются педагогические условия, отвечающие общественным и индивидуальным потребностям и интересам.
Сегодня российские теоретики и практики образования предлагают различное понимание организации педагогических условий творческого саморазвития личности учащихся в УДО. Общим становится убеждение в том, что дополнительное образование является «зоной ближайшего развития образования» (А. Асмолов). Именно здесь открываются широкие возможности для удовлетворения насущных потребностей общества, связанных с процессами демократизации, индивидуализации и гуманизации. Под воздействием этих процессов сфера дополнительного образования требует постоянных инновационных инициатив от теоретиков и практиков педагогики. Теоретико-методологическая обоснованность педагогических инициатив -залог оптимизации воспитания и образования в нашей стране.
Но на пути создания педагогических условий, необходимых для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов современных россиян существуют определенные противоречия. Нынешняя российская система дополнительного образования, приобретя новый статус в образовательном пространстве, слишком медленно реагирует на современные потребности общественного и индивидуального развития, сохраняет большую часть прежних недостатков внеклассного и внеурочного образования: отсутствие целостной педагогической теории и специализированного научно-методического обеспечения; традиционность содержания; эмпиризм; тенденцию массовости в ущерб индивидуализации и качеству; дублирование основного образования и др. В ее теоретико-методологическом оснащении действуют принципы и административно-хозяйственные формы, отстающие от передовой педагогической мысли, которая разрабатывает и внедряет концепции и способы, адекватные требованиям времени.
Существует и ряд препятствий, в основе которых лежат материально-финансовые трудности, коммерциализация многих видов воспитательной и образовательной деятельности, инертность, ментальные, психологические особенности педагогического состава и администрации УДО.
Для продуктивного научно-практического решения проблемы педагогических условий, благоприятствующих творческому саморазвитию личности ребенка, необходимо верифицированное определение и использование актуального теоретико-методологического похода. С нашей точки зрения, в современных условиях общественного развития наиболее адекватным и продуктивным исследовательским подходом является личностио-ориентированный.
Важные теоретико-методологические составляющие этого подхода разрабатывают специалисты Ростовской научно-практической школы личностно-ориентированного образования и воспитания, возглавляемой академиком РАО Е. В. Бондаревской. В работах авторов этой школы всесторонне изучаются направления инновационной педагогической деятельности, формируются понятия, необходимые для осознания и внедрения передовых педагогических стратегий и тактик.
Методология личностно-ориентированного подхода обязательно распространяется и на УДО - важное подразделение российской системы воспитания и образования. В нашей стране дополнительное образование имеет одновременно преемственный и новаторский характер, что подчеркивают в своих исследованиях В.В. Абраухова, Л.Г. Диханова, М.Б. Коваль, А.В. Скачков, Е. Н. Сорочинская и др.
В связи с тем, что российское общество и государство поставило перед организаторами и деятелями дополнительного образования задачу содействия гуманизации социальной и индивидуальной жизни граждан, удовлетворения их социокультурных потребностей, среди которых ведущую роль играют потребности в творческом саморазвитии своей личности и жизненном самоопределении, ученые направляют свои усилия на создание теоретико-методологического оснащения учреждений дополнительного образования.
Среди наиболее важных проблем создания педагогических условий, необходимых для творческого саморазвития личности учащихся в УДО, выступает проблема преобразования свободного времени в «оптимальный стиль проведения досуга» (Р. Стеббинс). Актуальным выводом в решении этой проблемы стало обоснование поисков инновационных форм приобщения и освоения подрастающим поколением современных общественных видов профессиональной деятельности. Дизайнерская деятельность как раз относится к ним, и интерес к дизайну у ребят в нашей стране постоянно возрастает.
Теория создания педагогических условий, творчески развивающих личность учащегося средствами и способами дизайн-образования, - это инновационное, находящееся в стадии становления исследовательское поле. Очевидно, что именно здесь следует развернуть личностно-ориентированную культурологического типа методологию изучения, предложенную школой Е.В. Бондаревской. Тогда основными компонентами такой теории становятся не только понятия креативности, творческого саморазвития личности учащегося, но и педагогическое понятие дизайн-студии.
Для выработки этого понятия имеются определенные теоретические предпосылки, позволяющие заключить, что дизайн-студия в своем историческом становлении и актуализированной педагогической функции является наиболее адекватной формой личностно-ориентированного образования, направленного на творческое развитие и саморазвитие личности индивида. Исходные формы дизайн-студии закладывались опытом профессиональных учреждений дизайн-образования, возникавших и работавших с начала XX в. в Германии, США, России. Об этом речь идет в историографических исследованиях по дизайну А. Абрамовой, В. Аронова, И. Воронова, А. Лаврентьева, М. Михайлова, С. Хан-Магомедова, Ю. Шатана и др.
Но при этом педагогическое содержание понятия дизайн-студии - это пока еще не решенный вопрос в научном плане. Здесь представляется необходимым разобраться в природе и назначении студийной деятельности, сопоставив ее с такими известными объединениями дополнительного образования, как кружок, клуб, мастерская, школа. Мы попытались понять сущность и назначение дизайн-студии, обращаясь в качестве «точки опоры» к деятельности Сенежской студии, московской студии при ЦТТУ Министерства образования России и т.д., а также анализируя и обобщая собственную практику создания дизайн-студии в Ростовском городском Дворце творчества детей и молодежи.
Впервые как эмпирическая база, которая позволяет уточнять и расширять концептуальные разработки педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в системе дополнительного образования, выступила экспериментальная организация таких условий в дизайн-студии УДО,
Проблема выявления эффективных педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования, не нашедшая пока своего освещения в современных научных работах, стала ключевой для нашего исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Творческое саморазвитие личности находит свое отражение в психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных специалистов и как самостоятельная проблема, и в общем комплексе исследований, связанных с изучением творчества и креативных способностей (Г.С. Альтшуллер, В.А. Андреев, Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс, Я.А. Пономарев, Э.Р. Торренс, В. Франки и др.). Однако они не затрагивали вопроса о самостоятельном теоретическом статусе понятий творческого саморазвития личности ребенка в УДО и педагогических условиях этого процесса.
Сегодня многие психологи и педагоги (В.А. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Е.В. Бондаревская, Н.А. Ветлугина, В.Н. Козленко, Я.А. Пономарев и др.) понимают, что без изучения и обоснования понятия креативности невозможно адекватное решение проблемы удовлетворения интересов и потребностей современной личности и особенностей культуры и образования.
Значимыми для нашего исследования являются:
• идеи психологии творческого мышления и саморазвития (Дж. Гилфорд,
A.M. Матюшкин, В.Н. Пушкин, O.K. Тихомиров, Г.А. Цукерман и др.);
• представления о «творческости» как качестве личности (Д.Б. Богоявленская, Э. Крик, Р. Мэй и др.);
• социально-философская проблематика творчества (М. Боден, И.Н. Дубина);
• понятие креативности и методики ее диагностики (Ю.Д. Бабаева, JI.C. Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, Э. Торренс и др.);
• характеристика условий творческого развития детей (П. Верной, М. Воллах, JI.C. Выготский, Н. Коган, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, Д. Харгривс, др.);
• психолого-педагогические представления о человеке как о существе творческом (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, С.В. Кульневич, И.Я. Лернер и др.).
В практике инновационных школ (В.А. Андреев, М. Балабан, B.C. Библер,
B.А. Караковский, А.Н. Тубельский и др.) исследуются некоторые аспекты проблемы творческого саморазвития личности на основе содружества учащихся, педагогов-экспериментаторов и ученых, разрабатываются принципы и правила саморазвития, творческие задания, многомерный подход к изучению и диагностике творческого самоопределения учеников и т.д.
Для полноты и целостности методологического основания исследования нами были рассмотрены труды ученых, разработавших теории, идеи и принципы дополнительного образования (А.Г. Асмолов, П.П. Блонский, А.К. Бруднов, О.С. Газман, В.А. Горский, Е.Н. Медынский, В.А. Сухомлинский, С.Г. Шацкий и др.) и дизайн-образования (П. Беренс, В. Гропиус, Г. Земпер, В. Кандинский, К. Кантор, Н. Ладовский, А. Родченко, В. Татлин, В. Сидоренко и др.).
Многие современные диссертационные исследования посвящены проблеме создания педагогических условий развития творчества дошкольников (Н.В. Падашуль), творческого потенциала младших школьников (Г.Ю. Алексеева) и креативности младших школьников (С.В. Красникова), творческих способностей учащихся (Е.В. Ладыгин), развития личности подростка в творческой деятельности (Т.П. Щербакова) и творческого саморазвития старшеклассников (Н.П. Толстолуцких), художественно-проектной деятельности студентов в условиях дизайн-групп (С.Г. Пищев) и др.
В результате анализа работ вышеназванных авторов и других исследователей было выявлено их несомненное теоретико-методологическое значение. Наряду с этим отмечается отсутствие или недостаточная разработанность в них проблемы творческого саморазвития личности в системе «педагог-ребенок» в условиях УДО с позиций личностно-ориентированной педагогики. Таким образом, объективная потребность современного общества в творческой, саморазвивающейся личности и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории и практике определили выбор темы исследования: «Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования (на материале деятельности дизайн-студии)».
Объектом исследования является процесс творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - педагогические условия осуществления творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии учреждения дополнительного образования.
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии учреждения дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что творческое саморазвитие личности учащегося в дизайн-студии УДО может быть реализовано с наибольшей эффективностью, при соблюдении комплекса необходимых педагогических условий:
• научно-педагогических: единство теоретико-методологической основы, целей, принципов творческого саморазвития личности в дизайн-студии с помощью реализации авторской программы; рассмотрение творческого саморазвития личности в дизайн-студии как специально организованного психолого-педагогического процесса в условиях открытой и активной культурно-образовательной среды;
• содержательных: создание открытой, активной культурно-образовательной среды, организация рефлексивного, межличностного взаимодействия в системе «педагог-ребенок» посредством добровольного участия детей в создании оригинальных творческих проектов в процессе студийной деятельности; окультуривание личностного опыта творческой деятельности;
• технологических: реализация психолого-педагогической поддержки ребенка, интеграция всех видов образования и воспитания; экспериментально-креативный характер способов организации смыслотворческой деятельности, связанных с созданием специфической социокультурной ситуации индивидуально-группового развития в условиях эвристической среды и систематический мониторинг педагогических условий в дизайн-студии;
• индивидуально-психологических: личностно-творческое саморазвитие каждого из участников дизайн-студии, его самореализация и обретение личностно-смысловых знаний и навыков путем совместной творческой деятельности, продуктивного коллективного общения и осознанного отношения к своему участию в жизнедеятельности дизайн-студии, совпадение потребностей, ожиданий и результатов;
• организационно-управленческих: трансформация управления и формирования в самоорганизующуюся систему «педагог-ребенок» благодаря взаимодействию, взаимовлиянию, поддержке и сотрудничеству педагога и учащихся, способствующую рефлексивному самоуправлению процессом творческого саморазвития личности в дизайн-студии.
В соответствии с определением объекта, предмета, цели и гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Выяснить теоретические предпосылки педагогического понятия дизайн-студии в системе учреждений дополнительного образования.
2. Определить специфику педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии учреждения дополнительного образования через выделение способов организации экспериментально-креативной и смыслотворческой деятельности.
3. Установить критерии эффективности педагогических условий в дизайн-студии УДО и сформулировать показатели диагностики творческого саморазвития ее участников.
Методологической основой исследования являются прогрессивные философские идеи и концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понимание самоценности личности человека; учения о сущности и закономерностях развития личности и творческих способностей; концепции личностно-ориентированного образования, культурологического, аксиологического, синергетического и деятельностного подхода к образованию.
Теоретическую основу исследования составили идеи личностно-ориентированного образования (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко и др.); психологический аспект личностно-ориентированного образования (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, В.А. Петровский и др.); теория личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е.В. Бондаревская); теория педагогической поддержки и сотрудничества (К.А. Абульханова-Славская, Ш. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, С.В. Кульневич, Л.И. Новикова, И.С. Якиманская и др.); концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В. Кульневич); педагогика творческого саморазвития (В.И. Андреев).
В процессе исследования были использованы методы: теоретико-методологический анализ философско-эстетических, психолого-педагогических исследований по данной теме; проектирование, моделирование, психолого-педагогический эксперимент, а также включенное наблюдение, мониторинг (целенаправленное длительное наблюдение и изучение детей в различных ситуациях и видах творческой деятельности, беседы, анкетирование, тестирование, экспертная оценка и анализ продуктов творческой деятельности детей, творческие задания и др.), самооценка, рефлексия, качественный анализ и математическая обработка результатов педагогического эксперимента.
Опытно - педагогическая база исследования: Ростовский городской Дворец творчества детей и молодежи, Донская Академия наук юных исследователей, городской лицей юных исследователей, школы № 2, 39, 55, 80 г. Ростова-на-Дону, Ростовская государственная академия архитектуры и искусства, областной научно-методический центр развития дополнительного образования, Ростовский Союз детских и молодежных организаций, летний лагерь «Радуга», детская картинная галерея, областной музей краеведения.
Исследование проводилось в три этапа в течение 9 лет.
I этап (1995-1996гг.). Изучение научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике, определение основных направлений исследования, концепции, цели, задач, гипотезы исследования.
II этап (1997-2001гг.). Уточнение понятийного аппарата исследования; разработка содержания, технологий, критериев оценки, опытно-экспериментальная проверка и внедрение в практику разработанных педагогических условий, способствующих творческому саморазвитию личности в дизайн-студии УДО; первичная обработка результатов эксперимента.
III этап (2002-2003гг.). Систематизация и обобщение результатов педагогического эксперимента, обработка данных, формулирование выводов, заключений, оформление текста диссертации и приложений.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
1. Проанализирована степень разработанности понятия креативности в концепциях личностно-ориентированного образования. Креативность, понимаемая как поисково-преобразовательное отношение человека к условиям своей жизни или объекту деятельности, является одним из главных целевых векторов личностно-ориентированного образования в системе УДО.
2. Рассмотрены теоретико-методологические основы и функционально-организационные возможности дополнительного образования, необходимые для организации педагогических условий творческого саморазвития личности учащихся. Среди основ и возможностей выделены психолого-педагогический потенциал свободного времени, поисково-продуктивная предметная деятельность, демократически открытые социальные отношения и активные межличностные контакты, особая педагогическая деятельность и среда УДО.
3. Выяснены теоретические предпосылки педагогического понятия дизайн-студии в ~ системе УДО и с помощью сравнительного анализа с такими объединениями, как кружок, клуб, мастерская, школа, установлено, что дизайн-студия - это особое культурно-образовательное пространство, имеющее свои принципы, предметное содержание и способы организации образовательно-воспитательного процесса
4. Через выделение таких способов организации экспериментально-креативной и смыслотворческой деятельности, как дизайнерское проектирование, дизайн-концепт, ассоциативно-образное моделирование, сценарное планирование, стажерство, физиолого-психологическая настройка, приемы рассуждения и обсуждения, «полной включенности», «нововидения», игры, макетирование, вербальные зарисовки, эскизирование и клаузуры, научно-исследовательская работа, нюансная и контрастная экстраполяция, презентация, чередование мобилизации сил и релаксации, определена специфика педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии УДО.
В целом исследование вносит вклад в развитие личностно-ориентированного образования, конкретизирует представления о сущности творческого саморазвития в системе «педагог-ребенок» в УДО на материале деятельности дизайн-студии.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что опытным путем проверены педагогические условия творческого саморазвития личности в дизайн-студии УДО, создана система дидактических средств (многоуровневые программы, интегрированные пропедевтические курсы, модели занятий, рекомендации, творческие задания и др.). Установлены критерии эффективности педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии УДО и сформулированы показатели диагностики творческого саморазвития личности ребенка. Внедренные в практическую работу результаты исследования, теоретические положения, выводы и научно-методические рекомендации позволили педагогам целенаправленно совершенствовать учебно-воспитательный процесс в объединениях УДО, специализированных школах, лицеях, способствовали повышению эффективности процесса творческого саморазвития личности и реализации идей личностно ориентированного образования.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологическими и общетеоретическими подходами к исследуемой проблеме, применением комплекса научных методов, адекватных объекту, задачам и логике исследования; объективным анализом и синтезом теоретических и экспериментально-практических материалов; длительностью и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе; внедрением в практику разработанных методических рекомендаций и дидактических материалов, положительной оценкой со стороны экспертов, членов жюри конкурсов, педагогов-практиков и т.д.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основные категории педагогики саморазвития в условиях дизайнстудии учреждения дополнительного образования:
• творческое саморазвитие в условиях дизайн-студии УДО как процесс творчества самой личности, связанный с качественными изменениями ее сознания, созданием ею новых смыслов, ценностных установок и мотиваций, процесс непрерывного самообновления за счет собственных внутренних усилий личности и благодаря ее жизнедеятельности в эффективных и благоприятных педагогических условиях;
• культурно-образовательное пространство дизайн-студии как открытая и активная среда, в которой проявляется множество комбинаторных сочетаний объектов, субъектов студийной жизнедеятельности, результатов их самореализации и совокупности отношений между ними, в атмосфере доверительного межличностного внутристудийного общения, сотворчества, взаимодействия, взаимоподдержки, способствующей творческому саморазвитию личности;
• специфика деятельности педагога в дизайн-студии, которая включает ориентацию на принципы, цели и задачи личностно-ориентированного образования, творчески-импровизированный стиль поведения, межличностное общение, открытость мышления и потребность в профессиональном и личностном росте;
• предметное содерэюание творческого саморазвития личности учащегося в системе УДО, которое составляет психолого-педагогический потенциал свободного времени, поисково-продуктивная предметная деятельность, демократически открытые социальные отношения и активные межличностные контакты, специфика педагогической деятельности и особая среда УДО.
2. Принципы, обеспечивающие эффективность творческого саморазвития личности ребенка в дизайн-студии УДО, задают направление:
• воспитательным отношениям (студийность, добровольность, свобода, самодеятельность, поликультурность);
• развитию личности и регуляции содержания образовательной студийной деятельности (кумулятивная интеграция, «расширение видения», полихудожественность, коммуникативность);
• социализации учащегося (взаимоподдержка, диффузное сотворчество);
• дидактико-методической работе (экспериментально-креативное решение конкретных задач, «трансформация», комбинаторность, «миграция акцентов»).
3. Способы организации экспериментально - креативной и смыслотвор-ческой деятельности учащихся в дизайн-студии: дизайнерское проектирование, дизайн-концепт, ассоциативно-образное моделирование, сценарное планирование, стажерство, физиолого-психологическая настройка (арт-терапия, эвритмия), приемы рассуждения и обсуждения, «полной включенности», «нововидения», игры, макетирование, вербальные зарисовки, эскизирование и клаузуры, нюансная и контрастная экстраполяция, презентация, научно-исследовательская работа, чередование мобилизации сил и релаксации.
4. Основные критерии, определяющие эффективность педагогических условий процесса творческого саморазвития личности в дизайн-студии УДО:
• креативность как поисково-преобразовательное, продуктивное отношение человека к условиям своей жизнедеятельности, способность к творчеству;
• продуктивность как созидательное начало, ориентированность самой личности на процесс творчества в контексте личностно-ориентированного педагогического взаимодействия;
• оптимальность как творческая находка личности собственного пути максимальной самореализации, осуществленной благодаря активизации, саморазвитию и плодотворному применению своего творческого потенциала;
• удовлетворенность как активная и динамичная позиция ребенка, ценностно-смысловое соответствие приложенных усилий, применяемых средств, педагогических условий, прогнозируемым и желаемым результатам;
• биологичность как основа для создания комфортной психолого-педагогической среды творческого саморазвития педагога и ребенка в единой системе, действенный механизм организации продуктивного взаимодействия на ценностно-смысловом уровне.
С помощью этих критериев установлены показатели уровней творческого саморазвития детей как в дизайн-студии, разных подразделения УДО, так и в общеобразовательных школах: высокий, достаточный, необходимый, неудовлетворительный.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
Результаты исследования нашли отражение в 18 научных статьях, учебном пособии «Творческое моделирование» и других публикациях автора. Основные положения и выводы докладывались и обсуждались на международных, Всероссийских, областных, городских научно-практических конференциях педагогических работников и организаторов образования, семинарах методистов и педагогов УДО в городе Ростове, Таганроге, Анапе; звучали в выступлениях по радио и телевидению (1995-2003 гг.).
Полученные в процессе исследования результаты были апробированы и внедрены в ходе практической деятельности автора, использованы при разработке авторских образовательных программ для дизайн-студии и летнего лагеря «Радуга», написании лекционно-практических курсов: «Современные проблемы дизайна», «Основы эргодизайна», «История искусств», «Дизайн интерьера», «Основы композиции и колористики» для учащихся дизайн-студии ДТДМ, школ № 2, 39, 80 г. Ростова-на-Дону, городского лицея юных исследователей, участников секции «Искусство» Донской Академии наук юных исследователей, студентов Ростовской государственной академии архитектуры и искусства.
Структура диссертации. Диссертация изложена на 168 страницах машинописного текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 214 наименований и четырех приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии1998 год, кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович
Развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий2007 год, кандидат педагогических наук Халилулина, Юлия Надировна
Организационно-педагогические условия совместной творческой деятельности родителей и детей в студии раннего развития2013 год, кандидат педагогических наук Короткова, Татьяна Владимировна
Управление развитием творческого потенциала личности учащегося2002 год, кандидат педагогических наук Субочева, Марина Львовна
Развитие учащихся в условиях школы полного дня2008 год, кандидат педагогических наук Зверев, Антон Олегович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Медведева, Ольга Павловна
Выводы по главе 2
Для организации педагогических условий творческого саморазвития личности учащегося в дизайн-студии УДО необходимо единство теоретико-методологической основы и ее практического осуществления с помощью авторского образовательного программно-методического обеспечения. Подтверждением этого положения стал научно-практический эксперимент, проводившийся нами с 1995 по 2003г. в дизайн-студии Ростовского городского Дворца творчества детей и молодежи. В ходе этого эксперимента были получены знания о специфике педагогических условий творческого саморазвития личности учащихся в дизайн-студии, выработаны способы организации экспериментально - креативной и смыслотворческой студийной деятельности, а также выявлены и верифицированы критерии диагностики и апробации педагогических условий, способствующих становлению креативности у участников дизайн-студии.
Наиболее яркой особенностью дизайн-студии УДО является интеграция учебно-производственного и экспериментально - креативного направлений студийной деятельности. Она дает возможность воспринимать и трактовать студию как лабораторию поиска новых путей и средств творческой выразительности.
Дизайнерский подход в студии трактуется как новое формообразование и формотворчество, как универсальный метод организации различных видов деятельности (поисковой, преобразовательной, комбинаторной, проектной и др.), дизайн является системообразующим компонентом гибких технологий творческого саморазвития и коммуникатором в системе «педагог-ребенок».
Специфика деятельности педагога в дизайн-студии заключается в его ориентации на принципы личностно-ориентированного образования, творчески - импровизационном стиле поведения, открытости мышления, межличностном общении, продуктивном творческом взаимодействии, позиции педагога не над», а «впереди» учащихся. При этом процесс творческого саморазвития личности в дизайн-студии рассматривается в самоорганизующейся системе «педагог-ребенок». В ней в процессах взаимовлияния, взаимодействия, поддержки и сотрудничества педагога и учащихся осуществляется связь между поколениями через детскую субкультуру и культуру взрослых.
Особенности функционирования дизайн-студии в УДО обусловливаются, с одной стороны, предметным содержанием самого дизайна как вида социально востребованной деятельности, а с другой — педагогическими условиями. Единство этих факторов обеспечивает выработку и апробацию различных способов организации специальной образовательной среды в дизайн-студии, а именно культуросообразной и эвристической.
Современные педагогические условия дополнительного образования связаны с личностно-ориентированными методиками и личностно-смысловыми знаниями и занятиями детей. Экспериментально-креативная и смыс-лотворческая деятельность в дизайн-студии напрямую связана с ними, если организуется с помощью определенных способов и приемов. Среди них: технологии психолого-педагогической поддержки; дизайнерское проектирование; сценарное планирование; различные виды практических занятий - «дизайнерские тренировки», способствующие развитию воображения и предметного мышления (эргодизайн, модульная и композиционная комбинаторика, оригами и т.д.); макетный метод; научно-исследовательская работа; стажерство; «физиолого-психологическая настройка» с помощью тренинга, эвритмии, арт-терапии, импровизационно-интеллектуальной разминки; прием рассуждений и обсуждений, способствующий созданию особого духа студийной деятельности; различные игры; коммуникативный прием «полной включенности»; чередование видов деятельности, мобилизующее силы и обеспечивающее релаксацию; формы деятельности (конкурсы, соревнования, дискуссии и т.п.) для стимуляции и диагностики роста учащихся.
Мы считаем, что эти способы и приемы организации экспериментально-креативной и смыслотворческой деятельности обучающихся в дизайн-студии обеспечивают одну из главных целей личностно-ориентированного образования и воспитания, а именно способствуют творческому саморазвитию личности учащихся в системе УДО, а также созданию личностно-смысловых форм знания и занятий.
В процессе экспериментально-опытной работы мы выработали, проверили и усовершенствовали методику анализа педагогических условий. В своем диссертационном исследовании мы представили результаты диагностики и апробации эксперимента в виде критериев педагогических условий, способствующих творческому развитию и саморазвитию учащихся в дизайн-студии УДО. К ним относится: креативность, продуктивность, оптимальность, диалогичность, удовлетворенность ребенка.
В течение трех лет нами проводилась сравнительная диагностика творческого саморазвития детей экспериментальной группы, их сверстников из трех контрольные групп школьников, не посещающих УДО, а также обучающихся двух объединений художественного направления в УДО. Всего в исследовании приняло участие и было изучено 174 подростка.
В диагностическом обследовании были выявлены и измерены следующие показатели: 1) креативность, 2) готовность к творческому саморазвитию, 3) образное творческое мышление, 4) мотивация, потребности и ожидания учащихся относительно психолого-педагогических условий дизайн-студии, 5) творческое воображение, 6) интеллектуальная продуктивность, 7) художественные способности по специфике деятельности, 8) речемыслительная креативность, 9) качественные изменения личности, 10) продуктивность выполнения творческих проектов, 11) творческое саморазвитие личности учащихся.
Для изучения процесса творческого развития и саморазвития участников дизайн-студии использовался комплекс методик диагностики развития: психодиагностические тренинги, творческие задания, арт-терапия, дизайн-концепты, эвритмия, «дизайнерские тренировки», а также целенаправленное длительное наблюдение и изучение учащихся в различных ситуациях и видах творческой деятельности, беседы, тестирование, система сбора, обработки результатов и т.д.
В результате сравнительной диагностики мы выявили четко выраженный рост творческих, личностных, коммуникативных и эмоционально-волевых качеств личности подростков экспериментальной группы. Они проявлялись в поступках, поведении в ситуациях, связанных с трудностями и успехами других ребят, в развитии ассоциативно-образного, пространственного мышления, воображения, фантазии.
На основе анализа экспертных оценок продуктов творческой деятельности, монографических исследований, целенаправленного длительного наблюдения за поведения учащихся в педагогических ситуациях, учета личных бесед, тестовых заданий, биографического метода мы установили показатели уровней творческого саморазвития личности ребенка в различных образовательно-воспитательных средах.
Экспериментальная организация педагогических условий, способствующих творческому развитию и саморазвитию учащихся в дизайн-студии, доказала эффективность этой формы дополнительного образования. Здесь в полной мере осуществляется система «педагог - ребенок», основанная на участии детей в студийной деятельности и специфической деятельности педагога. При этом каждый участник дизайн-студии в той или иной степени после репродуктивной фазы деятельности переходит к самостоятельному творчеству.
Заключение
Прогрессивное развитие любого общества и конкретного человека напрямую связано с деятельностью особых социальных институтов культуры и образования. Сегодня это отчетливо понимают многие мыслящие люди, предлагая вернуть культуру в образование, повысить его статус. Осваивая достижения человеческого гения с помощью образования и воспитания, люди становятся людьми, приобретают способности мыслить, чувствовать, осознанно и активно участвовать в жизнедеятельности.
Одним из актуальных направлений в сфере культуры и образования во многих странах мира стал личностно-ориентированных подход. Он нацелен на потребность современных людей в самореализации и саморазвитии посредством активных и творческих видов деятельности и общения. К обоснованию и осуществлению личностно-ориентированного образования подключились российские ученые и педагоги, создавая оригинальные концепции, разрабатывая различные методики.
Своей диссертационной работой мы попытались поучаствовать в этом актуальном научно-практическом процессе. Во-первых, у нас имелся опыт организации дизайн-студии в учреждении дополнительного образования, инновационный вид деятельности которой интересен многим учащимся разных возрастных групп. Во-вторых, назрела потребность обобщить этот опыт.
В ходе изучения психолого-педагогического наследия мы обнаружили, что только в рамках личностно-ориентированного подхода сможем обосновать свою позицию, выделить предметное содержание педагогической деятельности, которое возникает в ходе превращения дизайна в культурно-образовательное пространство деятельности и общения учащихся. Осваивая и переосмысливая теорию личностно-ориентированного образования культурологического типа, разработанную Е.В. Бондаревской, мы предложили педагогическое понятие дизайн-студии УДО как особой культурно-образовательной среды, способствующей творческому развитию и саморазвитию личности ее участников.
Мы отдаем себе отчет в том, что проведенное исследование раскрывает не все проблемы творческого саморазвития личности ребенка в образовательном пространстве системы УДО. Наша работа требует дальнейшего уточнения и решения. Но мы уверены, что деятельность дизайн-студии, осуществляющая личностно-ориентированные цели и задачи в дополнительном образовании, -чрезвычайно важная и перспективная педагогическая практика. Она помогает осознать творческий потенциал каждого конкретного ребенка, который раскрывается в студийной жизнедеятельности благодаря педагогической поддержке, сотрудничеству, доверительному межличностному общению и сотворчеству. Развитию творческого потенциала способствует поликультурная и полихудожественная подготовка учащихся, личностно-значимые знания и формы жизнедеятельности в культурно-образовательном пространстве дизайн-студии.
Изучение темы педагогических условий творческого саморазвития личности ребенка в дизайн-студии УДО может быть продолжено в таких направлениях, как 1) теоретико-методологическое, разрабатывающее понятия: креативности как одного из целевых направлений личностно-ориентированного образования, культурно-образовательного пространства и культуро-созидающей среды как необходимых условий творческого саморазвития и самореализации личности, теорию принципов и способов организации педагогических условий, благоприятствующих развитию творческого потенциала ребенка в УДО; 2) организационно-практическое: проведение лонгитюдного научного обследования эффективности педагогических условий в системе УДО с целью их совершенствования; 3) научно-просветительское: обобщение и популяризация опыта личностно-ориентированной педагогики в системе УДО и деятельности участников дизайн-студии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Медведева, Ольга Павловна, 2003 год
1. Абрамова А. Наследие ВХУТЕМАСа//Декоративное ис-во. 1964, №4 - С.8-9.
2. Абраухова В.В. Инновационные подходы в деятельности УДО как средство его развития. Дисс. .канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 192 с.
3. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
4. Альтшуллер Г. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986., С.178-181.
5. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М, 1995. - 496с.
6. Амонашвили Ш. Школа жизни // Учительская газета. 1996. № 23. 4 июня.
7. Андреев В.И Деловая риторика. Практический курс для творческого саморазвития, делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, изд-во казанского университета, 1993г. -246 с.
8. Андреев В.И Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е идз. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
9. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития.- Казань, 1994.- 246с.
10. Ю.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская JI.A. Современная социальнаяпсихология на Западе (теоретические направления). М., 1978
11. П.Андрейченко А.Г. Факторы и барьеры творческого саморазвития учреждений дополнительного образования. Автореф. Дисс. . канд. пед. наук. -Казань, 1996. 22с.
12. Аникин Г.В. Дж. Рескин, У. Моррис // История эстетической мысли. В 6-ти т. Т. 4. Вторая половина XIX века. М., 1987. - 525 с. - С. 187-203.
13. З.Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. Вып. 6. М., 1996. - С.71-80.
14. Аполлон. Терминологический словарь. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура/Под. ред. А. Кантора. М.: Эллис Лак, 1997 - 736с.
15. Аронов А. Теоретические концепции зарубежных дизайнеров.-М., 1992-122с
16. Аронов В., Иконников А., Дижур А. 100 дизайнеров Запада. М., 1994.-216с
17. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития. //Внешкольник. Дополнительное образование детей. 1997. №9. С. 6-9.
18. Асмолов А.Г. Содействие ребенку развитие личности // Новые ценности образования. № 2. - М., 1995. - С. 39-45.
19. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. / Под ред. В.И. Панова. М.: «Молодая гвардия», 1997.- 278с.
20. Балабан М. Выпустим школу на волю. // Первое сентября. 1997. ЖЗЗ.С.З
21. Белова В.В. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. М., 1997
22. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992. - 400 с.
23. Бехтерев ВМ. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.- 400с.
24. Библер В. С. Культура: Диалог культур (опыт определения). // Вопросы философии. 1989. №6. С. 34.
25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. - С. 182-195.
26. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. 2000. № 4. С.63-70.
27. Большая Советская энциклопедия (в 30-и томах) Гл. ред. A.M. Прохоров. Изд. 3-е, М., «Сов. энцикл.» 1976 г. Т. 29.
28. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний (в 22-х томах). Под редакцией С.Н. Южакова. С.-Петербург. Книгоиздательское Т-во «Просвещение», 1903г. Т. 11. С. 81.
29. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 32 с.
30. Бондаревская Е.В. К вопросу о становлении национального типа образования в постсоветской России. //Современная школа как личностно-ориентированная образовательная система. Ростов н/Д: РГПУ, 2001. С. 6.
31. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д, 1997. - 28 с.
32. Бондаревская Е.В. Образование и культура. Материалы Южно-Российской научно-практической конференции «Культура мощный фактор развития», г. Ростов-на-Дону, Изд-во СКНЦВШ, 1997. С. 62 - 68.
33. Бондаревская Е.В. Развитие теории воспитания в современной России. Личностный подход в воспитании человека культуры и нравственности. Вторая международная науч.-практ. конференция.- Ростов н/Д, 2002. С.16-19
34. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике//Известия Южного отделения РАО. в.З. Ростов н/Д, 2001. С.33-49
35. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Росгов-на-Дону, 2000. 352 с.
36. Бондаревская Е.В., Богомолова Г.П., Ераносян В.П., Пивненко П.П. Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности. Научно-метод. пособие. Ростов н/Д: 1997. 97с.
37. Бондаревская Е.В., Карпова Н.К., Хацкевич Н.Ф. Стратегия и тактика личностно-ориентированного дополнительного образования // Известия Южного отделения РАО. Вып. 4. Ростов н/Д. 2002. С. 227- 236.
38. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК М. - Ростов н/Д, 1999. - 560 с.
39. Бруднов А.К. Проблемы становления и развития системы дополнительного образования.// Воспитание школьников, 1996, №4, С.2-5.
40. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании. ИФ РАН, 2000.
41. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144с.
42. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. изб. трудов. М., 1993. С. 73-96.
43. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. - С.22-48
44. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов н/Д.: РГПУ, 1999. - 212 с.
45. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1988. - 96с.
46. Воронов Н. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. М: «Союз Дизайнеров России», 2001.- 424 е., илл.
47. Воронов Н. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2. М: «Союз Дизайнеров России», 2001.- 392с., илл.
48. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. -3-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
49. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
50. Выготский ЛС. Основы дефектологии // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т.5.-М., 1983.-С.25.
51. Газман О.С Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки//Первое сентября. 1995. 21 ноября.
52. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века// Новые ценности образования. №6.- М., 1996. С. 10-37.
53. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. - 224 с. - С. 149-150.
54. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., Воронеж, 1998. С. 458-478.
55. Гессен С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923. С. 87 - 114.
56. Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994.
57. Гончарова Н.Н. Исследование креативности у детей подросткового возраста. Дипломная работа. Ростов-на-Дону, ЮГРИ, 2003. - 62 с.
58. Гордон JI.A., Клопов Э.В. Человек после работы. М., 1972.
59. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей//Дополнительное образование. 1999.№3,4. С.6-14
60. Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей//Дополнительное образование. 2000. № 1. С.6-11
61. Государственный образовательный стандарт РФ профессионального высшего образования по направлению «Архитектура». Ч. 11. // Под ред. А.В. Степанова, Н.Ф. Метленкова. М.: Изд-во РУДН, 2001. - 347с.
62. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. - 240 с.
63. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.- 320 с.
64. Дижур А. Начало Баухауза. К 70-летию основания школы // «Техническая эстетика». 1989, № 12. С.24-29
65. Диханова Л.Г. Научно-педагогические основы подготовки педагогов дополнительного образования в колледже. Дисс. . канд. пед. наук, -Ростов-на-Дону, 2002, 240 с.
66. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство. 1992. 361с.: ил.
67. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./Под ред. О.Е. Лебедева. М.: Изд-во ВЛАДОС. 2003. - 256 с.
68. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 368с.: (Серия «Мастера психологии»),
69. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. №4.
70. Дубина И.Н. К проблеме мистифицирования творчества // Известия АГУ, №2,1997. Барнаул, С. 91-94.
71. Дубина И.Н. К феноменальности творчества через синергетическую сложность. (Сборник научных статей). Барнаул, 1998. С.61-78.
72. Дубина И.Н. Субъектно-личностные, социокультурные аспекты творчества: опыт концептуального и терминологического разграничения. М. 2002г.
73. Дьюи Д. Демократия и образование. М., Педагогика-Пресс, 2000. - 384 с.
74. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М., 1996. - 47 с.
75. Зубов В.П., Зубова М.В. Эстетика средневековья // История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе. М., 1982. —464с.
76. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989 208 с.
77. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1968. - 319 с. - С. 291
78. Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. 464 с.
79. Ильин Е. Соавторы урока. Школа на путях реформы //Правда, 1986. №148
80. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. -М.: Наука, 1983.
81. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- 168с.
82. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М. 1990.
83. Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое просвещение?» // Кант И. Соч. в 6 т. Т.5.-М., 1966
84. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. М., 1995. С. 64-65, 91-92, 106.
85. Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений. Дисс. . док. пед. наук. М., 1991. -246с.
86. Козленко В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981. - С.118-126;
87. Козленко В.Н. Проблема креативности личности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. - 224 с.
88. Кондратьев А., Исиченко Т. 25 лет дизайнерскому направлению в системе дополнительного образования//Внешкольник. 1998. №11. С. 26-28.
89. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) //«Российская газета». 15.12.1999. -С.1
90. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д, 1994.-304 с.
91. Красникова С.В. Формирование готовности учителя к развитию креативности младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2000, 17 с.
92. Крылова Н.Б. В ожидании недоктринёрской доктрины (размышление культуролога) //Народное образование. 2000. №2. С. 267-275
93. Крылова Н.Б. Теория и практика педагогической поддержки и заботы. //Новые ценности образования. Вып.6. М., 1996.
94. Кульневич С.В. О научно-педагогической грамотности // Педагогика. 2000. №6. С. 21-28.
95. Кульневич С.В. От стратегии самоорганизации к тактике личностного воспитания.//Известия ЮО РАО. Вып.2. Ростов н/Д: 2000. С. 13-25.
96. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.- 160 с.
97. Лаврентьев А., Шатин Ю. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Дизайн в высшей школе.-М.: ВНИИТЭ, 1994. С. 31-32
98. Ладыгин Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятельностном поле курса «Основы дизайна»: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Москва, 2000. 20 с.
99. Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников. // Дополнительное образование. 1999. № 3, 4. С. 16-22.
100. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии // Дидакт. 2000. №1.
101. Лебедева Л.Д. Арт-терапия в педагогике.// Педагогика. 2000. №9. С.27-34
102. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама ЯЛ. Морено М., 1994
103. Лернер П.С. Поговорим о дизайне/ДИкола и производство. 1993. №2. С. 10
104. Лифшиц М. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание // Идеи эстетического воспитания. Антология в 2-х тт. Т. 1.- М., 1973. 408 с.
105. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. Л.: Советский писатель, 1989.
106. Лосев А.Ф., Тахо-Годи. Античная эстетика //История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе.- М., 1982 464с.
107. Маслоу А. По направлению к психологии бытия /Пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002-272с.
108. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982
109. Матюшкин A.M., Снек Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. №4, 1988. С.88-97
110. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности / Вопросы психологии. №6.1989. С. 29-33
111. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования. // Педагогика. 2000. №4. С. 38.
112. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: Лекции, читаемые на педагогическом факультете Уральского университета в 19201922 гг. T.l. -М.- Пг: Госиздат, 1923. 138 с. - С.60
113. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2001 2005 годы. М., 2000. 19 с.
114. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. -М., 1974
115. Михайлов С.М. История дизайна. Т. 1: Учеб. для вузов. М. 2000.- 264 с
116. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. для вузов /Под ред. С.М. Михайлова. 2-е изд.- М: «Союз Дизайнеров», 2002. - 240с., илл.
117. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2001
118. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. М., 1957. - 240с.
119. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство 5-9 кп. /Сост. B.C. Кузин, В.И. Сиротин. М.: Дрофа, 1998. - 320с. С. 155-210.
120. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 253с.
121. Немов Р.С. Психология образования. Кн, 2. М.: ВЛАДОС, 1997. - 608с.
122. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. -3-е изд. доп. М.: Мол. Гвардия, 1989. - 303 е., ил.
123. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. Изд-воМГУ. М, 1972. 155с.
124. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. 2000. №6. С.28-35.
125. Обухова Л.Ф. П.Я. Гальперин и Ж. Пиаже: два подхода к проблеме психического развития ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей. М., 2001. - 624 с.
126. Овсянников М.Ф. Развитие эстетики в странах Западной Европы и Америки. Гл.1//История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.З.- М., 1986,- 496с.
127. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы. М., 2002.-12 с.
128. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. - М., 2000. - 544 с.
129. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т.З. - М.: АН СССР, 1951.
130. Падашуль Н.В. Педагогические условия развития творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии дошкольного образовательного учреждения. Автореф. дисс.канд. пед. наук.- Ростов на Дону, 2001. 22 с.
131. Панов В.И. Одаренные дети: выявление обучение - развитие //Педагогика. 2001. №4. с.34
132. Педагогический поиск/Сост. И.Н. Баженова. 2-е изд. - М.: 1988. —472с.
133. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности,-М., 1992.-223с.
134. Пиаже Ж. О природе креативности // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей. М., 2001. - 624 с. - С. 243
135. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997
136. Пищев С.Г. Художественно проектная деятельность студентов педвузов в условиях дизайн - групп. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - М, 2000.-20с
137. Платон. Сочинения в 4-х т. Т.2 М.: Мысль, 1993. С. 115
138. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.:«Наука», 1988. - 303с.
139. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // «Вопросы психологии». 1982, № 2. С.5-13
140. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128 с.
141. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974. - С. 457
142. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994, С.90.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.