Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гарт, Марина Аарисовна

  • Гарт, Марина Аарисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 110
Гарт, Марина Аарисовна. Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2001. 110 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гарт, Марина Аарисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

1.1. Подготовка учителя технологии средствами декоративно-прикладного искусства как психолого-педагогическая проблема

1.2. Анализ практики изучения декоративного искусства в педагогических институтах

1.3. Культурные традиции мастеров Русского Севера как исторический пласт в содержании профессиональной подготовки учителя технологии

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЛИЯНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА НА ПОВЫШЕНИЕ- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ

2.1. Введение теоретической подготовки учителя технологии по декоративно-прикладному искусству с учетом традиций региона

2.2. Разработка и экспериментальная апробация спецкурса «Специальное рисование»

2.3. Реализация знаний и умений по декоративному искусству в творческой деятельности студентов.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства»

Актуальность исследования. Происходящие динамичные преобразования в экономической и социальной жизни страны приводят к кардинальным изменениям во всех сферах, в том числе и в системе профессионального образования. В условиях, когда наблюдается спад промышленного производства, происходит кардинальное перераспределение кадров, в значительной степени возрастает роль и ответственность самого человека за успешность применения своих знаний, умений, опыта в определенной области профессиональной деятельности.

В условиях решения современных задач, образования одно из ведущих направлений - формирование творчески развитой личности. Закон Российской Федерации «Об образовании» /ст. 14, п.1/ ориентирует содержание образования на создание условий для развития и самореализации личности. Объективным фактором, определяющим актуальность совершенствования подготовки творчески активного учителя технологии, является введение в практику школ образовательной области «Технология», которая была включена в базисный учебный план школы с 1993 года.

Работа школы по обучению учащихся труду во многом зависит от подготовки учителя технологии, поэтому совершенствование учебного процесса - одна из задач высшей школы. И чем больше средств будет задействовано в процессе профессиональной подготовки, тем выше станет уровень его педагогического мастерства будущего учителя. Школа нуждается в учителе - высокопрофессиональном специалисте, владеющем не только узкопрофессиональными знаниями и умениями, но и знаниями в области культуры и искусства, народных традиций. Он выступает в школе не только как учитель, но и как организатор творческих коллективов, как предприимчивая личность, способная организовать производство конкурентоспособной продукции. Как показывает анализ практики преподавания технологии, овладение приемами художественной обработки материалов и знакомство с распространенными в регионе народными художественными промыслами позволяет учителю реализоваться и как педагогу, и как творческой предприимчивой личности. Как правило, ими оказываются выпускники худграфа, получившие специальную художественно-творческую подготовку. Что касается студентов специальности 03.06.00 - «учитель технологии и предпринимательства» - им этой подготовки, по их собственным отзывам, не хватает для организации творческого развития учащихся.

Таким образом, выявлено противоречие между потребностью общества и системы образования в воспитании творчески активной личности и недостаточной готовностью к решению этой задачи учителя технологии; между потребностью будущего учителя в реализации развивающих возможностей образовательной области «Технология» и отсутствием целенаправленной подготовки их в области художественного творчества.

Декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания. Анализ экспериментальных исследований показывает, что декоративно-прикладное искусство является преобразующим, художественно изменяющим материальную среду. Как и любой вид искусства, оно выполняет двойственную функцию. С одной стороны, является носителем духовной культуры, а с другой, развивает эстетический вкус, творческое воображение, фантазию, позволяет развивать приобретенные трудовые навыки, необходимые в материальной и духовной деятельности. Знакомство с ним студентов формирует такие качества личности будущего учителя технологии, как историческую память, национальное самосознание и творческую активность.

Задачи подготовки будущих учителей к организации творческой деятельности школьников на уроках и во внеклассной работе, на основе применения средства эстетического воспитания, рассматриваются в исследованиях П.Н. Андрианова, В.М. Быстрова, Ю.П. Желтоухова, Я.А. Пономарева, Д.М. Скильского, В.Д. Путилина и др.

Деятельность педагогических вузов по подготовке учителя технологии анализируется в работах А.Ф. Ахматова, О.И. Гогиашвили, А.С. Лынды, В. Д. Симоненко, В.Н. Худякова, Н.А. Шайденко и др.

Вопросам теории и методики, практики эстетического воспитания, формированию культуры подрастающего поколения средствами различных видов искусств посвящены труды А.И. Бурова, П.П. Блонского, И.И. Зарецкой, Б.Т. Лихачева, Н.И. Киященко, Н.Н. Ростовцева и др.

Исследованием проблемы преподавания в общеобразовательной школе дисциплин художественно-эстетического цикла, методики преподавания изобразительного искусства занимались А.Д. Алехин, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.

Изучению народного творчества посвятили свои исследования А.В. Бакушинский, И.Я. Богуславский, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, С Т. Тимерин, Т.Я. Шпикалова и др.

Проблемой совершенствования подготовки учителей технологии и предпринимательства заняты многие педагогические университеты и институты. Накоплен ценный опыт в Московском педогагическом государственном университете, Российском Государственном педагогическом университете (г. Санкт-Петербург), Липецком Государственном педагогическом институте, Волгоградском Государственном педагогическом университете, Курском Государственном педагогическом институте и др. Так, в Волгоградском Государственном педагогическом университете на кафедре общетехнических дисциплин с 1994 года налажен выпуск высококачественной продукции в виде сувениров и художественных изделий из дерева с росписью, при этом у студентов формируют специфические навыки в области экономики.

Декоративно-прикладное искусство для студентов специальности 030600 (учитель технологии и предпринимательства) преподается на предметах специализации, что позволяет улучшить качество подготовки учителей технологии. Однако данный аспект подготовки носил фрагментарный характер, приобретение знаний и умений проводилось на завершающем этапе и не позволяло реализовать их при выполнении выпускных и проектных работ.

Исходя из потребностей практики, выявленных противоречий и учитывая, что специальных исследований по развитию творческого потенциала учителя технологии и предпринимательства средствами ДПИ не проводилось, мы темой исследования избрали «Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и пред! I р и н и м ател ьсг ва»:

Цель исследования - выявить условия, способствующие совершенствованию подготовки учителя технологии и предпринимательства средствами декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов - будущих учителей технологии и предпринимательства.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы совершенствования профессиональной подготовки студентов средствами декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования эффективность подготовки учителя технологии повысится, если:

- будут введены предметы специализации и курсы по выбору;

- в содержании обучения будут учтены исторически сложившиеся традиции в области декоративно-прикладного искусства, стимулирующие творческую активность студентов;

- при отборе объектов труда по специальности 030600 будут использованы традиционные региональные виды декоративно-прикладного искусства;

- в содержании педагогической практики, тематике курсовых и дипломных работ будет предусмотрена возможность реализации знаний и умений в области ДПИ.

- разработаны методические рекомендации по реализации полученных знаний и умений в школьной практике.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать научно-исследовательскую литературу и педагогический опыт по теме исследования.

2. Изучить региональные особенности культурного наследия Вологодского края с целью определения общетехнических знаний и умений художественной обработки материалов, необходимых учителю технологии.

3. Выявить педагогические условия раскрытия творческих способностей студентов в процессе освоения приемов декоративно-прикладного искусства.

4. Разработать и экспериментально проверить содержание спецкурсов и практикумов, стимулирующих творческую деятельность.

5. Разработать рекомендации для будущих учителей технологии в области декоративно-прикладного искусства.

При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- теоретический анализ философской, психологической и методической литературы по теме исследования, с целью выявления степени разработанности проблемы и путей ее дальнейшего решения;

- изучение и обобщение опыта работы преподавателей вузов, учителей общеобразовательных школ и сотрудников учреждений дополнительного образования по обучению школьников приемам декоративной обработки материалов; щ - педагогическое наблюдение, анкетирование; анализ результатов деятельности педагогов-руководителей кружков технического творчества, продуктов творческой деятельности студентов; констатирующий и формирующий эксперимент; количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

База исследования. Череповецкий государственный университет, кафедра технологии и предпринимательства с 1994 по 2001 год.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гарт, Марина Аарисовна

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Анализ работ исследователей и практика профессиональной подготовки учителей технологии привели к выводу, что в эксперименте по совершенствованию подготовки учителя технологии необходимо предусмотреть теоретическое обучение их основам декоративно-прикладного искусства, учитывая при этом огромный пласт традиций региона. Мы предположили, что включение в содержание обучения знаний по декоративно-прикладному искусству и специальному рисованию, формирование умений в области эстетической деятельности на основе технической эстетики и народного декоративного искусства позволит создать дополнительные условия для расширения функциональных возможностей и повышения творческой активности будущих учителей технологии.

Констатирующий эксперимент осуществлялся на основе как традиционных, так и специально разработанных заданий с целью выявления уровня знаний и умений по основам декоративно-прикладного искусства у студентов специальности - учитель технологии и предпринимательства.

Формирующий - состоял в реализации условий для рационального обучения студентов основам декоративно-прикладного искусства с обязательным введением дополнительных, новых для студентов курсов «Специальное рисование» и «Творчество и мастерство учителя технологии».

Содержание дисциплин предметной подготовки по декоративно-прикладному искусству соответствует принципу систематичности: обеспечивало ориентацию на систематичность знаний, последовательное изложение материала с опорой на ранее изученное.

Изучение состояния обучения в школах показало следующее: с целью успешного осуществления качественной подготовки учителей технологии необходимо ввести в процесс обучения, для более качественного усвоения, изучение декоративно-прикладного искусства, основы рисунка и графической грамоты в виде специально разработанных курсов с учетом специфики факультета «Технологии и предпринимательства».

В ходе первого этапа эксперимента по обучению студентов рисунку были выявлены трудности усвоения материала и недостатки предложенной методики. На основе этого мы сделали вывод, что для лучшего усвоения студентами специальности 03.06.00 основ рисунка следует, начинать обучение рисунку на более ранних курсах; увеличить количество часов, отведенных на изучение перспективы, передачи объема при помощи светотеневой моделировки, специальное рисование; учитывая трудности усвоения студентами графических навыков, доработать программу курса, подбор занятий, объектов для рисования.

Завершающим предметом дисциплин специализации являлся курс «Творчество и мастерство учителя технологии». Программа дисциплины также разработана нами. Программа была утверждена выпускающей кафедрой. Предмет велся на последнем курсе, по окончании последней педагогической практики, что позволяло проанализировать работу студентов в качестве учителей и выявить возникшие сложности преподавайия технологии.

Цель курса - формирование у будущих учителей технологии теоретических и практических основ творческой деятельности учителя технологии.

Оценка результатов реализации знаний и умений студентов велась на основе наблюдений в период прохождения педагогических практик и практики по специализации, а также на занятиях в вузе при выполнении курсовых работ.

В результате анализа выявлена прямая зависимость между количеством специализаций и разнообразием творческой активности студентов в их профессионально-педагогической деятельности: чем разнообразнее виды спецзанятий по разновидностям декоративно-прикладного искусства, тем чаще их используют при проведении уроков.

Динамика развития способностей к организации творческой деятельности учащихся в школах и Домах творчества показала, что более 70% студентов реализуют себя как руководители кружков по декоративно-прикладному искусству в периоды практик.

Выбор тематики дипломных и выпускных квалификационных работ показал, что рейтинг предметов декоративно-прикладного искусства с периода 1995 года возрос и количество студентов, имеющих низкие знания в области декоративно-прикладного искусства, снизился с 40,5% до 16,5%.

Выпускники вуза, работающие в школах города, вводят в процессе обучения знакомство учащихся с приемами народных промыслов, а на базе некоторых училищ разрабатывают производство поделок и сувениров.

Работая в специальных школах для подростков с девиантным поведением, выпускниками изучаются проблемы влияния традиций народной культуры как психотерапевтический фактор создания воспитывающей среды для подростков.

Овладение каким-либо видом народного ремесла, постижение правил поведения в социуме через традиции народной культуры позволяет подростку определить свое место в этом изменчивом мире, рождая чувства собственной значимости и ответственности.

В заключение исследования подведены итоги и сделаны следующие выводы:

1. Выявлено противоречие между потребностью общества и системы образования в воспитании творчески активной личности и недостаточной готовностью к решению этой задачи учителя технологии и предпринимательства; между потребностью будущего учителя в реализации развивающих возможностей образовательной области «Технология» и отсутствием целенаправленной подготовки их в области художественного творчества.

2. Проведенный теоретический анализ показал, что общая культура специалиста как интегральный показатель поведения и деятельности должна рассматриваться в единстве и взаимодействии составляющих: кругозор, характеризующий интеллектуальный потенциал; диапазон интересов, обеспечивающий уровень духовных потребностей; умение и способности, показывающие широту предметно-практического и теоретического опыта; культура чувств, определяющая развитие и гуманистическую направленность личности и эмоциональную насыщенность поведения и деятельности.

3. Изучены традиции русской духовной культуры и мастеров Русского Севера, обоснованы ценность ее потенциала и уникальность, позволяющая, опираясь на методы народной педагогики, значительно поднять уровень интереса к творческому труду.

4. В процессе экспериментального исследования проблемы совершенствования профессиональной подготовки учителя «Технологии и предпринимательства» определены цели подготовки средствами декоративно-прикладного искусства; разработаны содержание спецкурсов «Специальное рисование», «Творчество и мастерство учителя технологии», тематика дипломных и курсовых работ, заданий по педагогической практике; выявлены наиболее эффективные формы и методы обучения студентов; определена взаимосвязь с другими дисциплинами, изучаемыми в педагогическом вузе.

5. Определен спектр общетехнических знаний и умений по художественной обработке материалов, необходимый учителю технологии, включающий изучение региональных особенностей культурного наследия Вологодского края.

6. Выявлены педагогические условия, раскрывающие творческие способности студентов специальности 03.06.00 в процессе освоения приемов декоративно-прикладного искусства, учитывающие динамику образовательных потребностей и индивидуальные особенности студентов.

7. Экспериментальная апробация курсов по специализации выявила необходимость обучения основам графической грамоты на ранних курсов обучения, увеличения количества часов, отведенных на изучение перспективы, передачу объема геометрических тел светотенью, корректировки программы курсов «Специальное рисование» и подбора заданий для студентов.

8. Определены критерии, характеризующие уровень развития творческой активности студентов: а) качество выпускных квалификационных работ, увеличилось на 17,5% число работ, отмеченных высшим аттестационным баллом; уменьшилось на 23,5% количество работ, соответствующих низкому уровню, и на 9,5% возросло число положительно оцененных проектов; б) проявление способностей к эстетической деятельности, определяющееся в завершенности композиции, продуманности форм и отделки предмета, понимания стилевого единства; умении осуществлять руководство художественным творчеством учащихся, наличие интеллектуально-логических способностей к классификации и систематизации в области декоративно-прикладного искусства. Более 70% студентов проявили себя в качестве руководителей кружков и 83% опрошенных показали знание целей и задач изучения декоративно-прикладного искусства.

Исследование не претендует на исчерпывающее раскрытия проблемы и может быть продолжено в любом указанном в задачах исследования направлениях, а также в направлении влияния традиций народной культуры как психотерапевтический фактора для создания воспитывающей среды в работе специальных школ для подростков категории риска (инвалиды, дети с ограниченными возможностями, с проявлением девиантного поведения).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гарт, Марина Аарисовна, 2001 год

1. Абакумова Е.И. Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных, художественных промыслов (на примере Корякского автономного округа). Кандидатская диссертация. М. 1998. 129 с.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. Учебное пособие. М. 1984. 159 с.

3. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М. 1991.

4. Антология педагогической мысли. В Зх томах. Т.2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании (Составитель Н.Н. Кузин) М. 1989. 463 с.

5. Арбат Ю. Народное декоративное искусство. М. 1963. 56 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (перевод с английского В.Н. Самохина). М. 1974. 392 с.

7. Атутов 11.Р. и др. Связь трудового обучения с основами наук. Книга для учителя (П.Р. Атутов, Н.И. Бабкин, Ю.К. Васильев). М. 1983. 128 с.

8. Базадьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М. 1983. 240 с.

9. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М. 1925. 183 с.

10. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: художественная обработка бересты и соломки, плетение из лозы, коря, рогозы. М. 1979. 112 с.

11. Батаков Н.М., Мансветова Е С., Широков В.А. Великий Устюг. 3-е дополнительное издание. Вологда. 1976. 156 с.

12. Бацаева Т. Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческойпроектной деятельности учащихся. Кандидатская диссертация. Брянск. 1998. 169 с.

13. Башта В.И. Развитие творческой активности подростков во взаимодействии художественной и технической деятельности. М. 1976. 126 с.

14. Белов В.И. Лад: очерки о народной этике. Л. 1984. 149 с.

15. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х томах. Под редакцией А.В. Петровского. М. 1979. (Т. 2.,304 с.)

16. Буланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. М. 1981. 181 с

17. Вакс И. Художник и промышленность. М. 1965. 64 с.

18. Вавилова Л.Я. Формирование культурно-национальной ориентации студентов в педагогическом процессе. Кандидатская диссертация. Красноярск. 1998, 134 с.

19. Вишневская В.М. Резьба и роспись по дереву мастеров Карелии. Петрозаводск. 1981. 176 с.

20. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб. 1995. 672 с.

21. Волков И.Г1. Приобщение школьников к творчеству. Из опыта работы. М. 1977. 144 с.

22. Воронов B.C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М. 1972. 134 с.

23. Выготский Л.С. Психология искусства. М. 1987. 376 с.

24. Выготский Л.С. Педагогическая психология (под редакцией В.В. Давыдова). М. 1991.

25. В человеке все должно быть прекрасно. Из опыта работы по эстетическому воспитанию школьников Вологодской области (составитель Ю.С. Широковский). Архангельск. 1984. 68 с.

26. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника. Казань. 1987. 264 с.

27. Герман III.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике. М. 1982.224 с.

28. Грегорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М. 1999. 272 с.

29. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М. 1980. 238 с.

30. Гуляев В.А. Сохранение традиций народных художественных промыслов. / Школа и производство. 1976. №1. С. 57.

31. Гумерова Г.С. Методические основы введения элементов национальной культуры в трудовое обучение учащихся в рамках образовательной области «Технология» (на примере Башкирской культуры). Кандидатская диссертация. М. 1999. 152 с.

32. Г'усарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М. 1976. 248 с.

33. Дайн Г Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства. Декоративное творчество школьников и художественные промыслы (под редакцией Т.Я. Шпикаловой) М. 1973. С. 36-37.

34. Джонс К, Дж. Методы проектирования (перевод с английского). М. 1986. 326 с.

35. Дарагон М.В. Основы школьного декоративно-оформительского искусства. М. 1983.

36. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М. 1956. 344 с.

37. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. Книга для учащихся. М. 1978. 110 с.

38. Ефимов А.В. Колористика города. М. 1990.

39. Жегалов С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся старших классов. М. 1984. 160 с.

40. Желтоухов Ю.П. Эстетическое воспитание школьников на внеклассных занятиях по труду (на примере художественной обработки материалов в VI VII классах). Диссертация кандидата пед. наук. М. 1970. 136 с.

41. Зарецкая И.И. Нравственное воспитание учащихся. М. 1986. 144 с.

42. Зарецкая И.И. Педагогические основы формирования трудовой культуры учащихся. Докторская диссертация. М. 1992.

43. Зеленина E.JI. Играем, познаем, рисуем. М. 1996.

44. Зотов И.А. Природа прекрасного. М. 1965. 236 с.

45. Ильин И.А. История искусства и эстетика. Избранные статьи. М. 1996.

46. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства I класс. Таблицы с методическими рекомендациями (Т.Я Шпик&това, Н.М. Сокольникова и др.). М. 1996.

47. Иляева Л.М., Симоненко В.Д., Шипицын Н П. Творческие проекты для учащихся 5-7-х классов по технологии конструкционных материалов. Брянск. 1995. 56.

48. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. 2-е издание. М. 1998.

49. Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е издание. 1970.

50. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. М. 1994.51 .Кантор В.И. Красота и польза. М. 1967. 280 с.

51. Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. М. 1998. 496 с.

52. Кузин B.C. методика преподавания изобразительного искусства в 1 3 классах. Пособие для учителей. М. 1983. 191 с.

53. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. М. 1998.336 с.

54. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. М. 1992. 38 с.

55. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М. 1972. 238 с.

56. Лихачев Д.С. Основные принципы и задачи эстетического воспитания. М. 1975. 245 с.

57. Лихачев Д.С. Гордиться своей культурой./ «Смена» № 2. 1993. С. 14-23.

58. Лукин М.П. Давыдова Н.М. Народное искусство Устюжны. Вологда. 1971. 63 с.

59. Лушников В. И. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в институтах усовершенствования учителей. Кандидатская диссертация. М. 1998. 115с,

60. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. М. 1983. 159 с.

61. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М. 1985. 95 с.

62. Меликсетян А.С. Юному любителю мозаики. М. 1979. 158 с.

63. Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин (А.С. Лында, Е.И. Блона, А.Г. Дубов и др. под редакцией Д А. Хоржевского). М. 1982. 286 с.

64. Моран А. История декоративно-прикладного искусства / перевод с французского языка. М. 1982. 577 с.

65. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М. 1981.

66. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения (под редакцией К.Ш. Ахлярова, С.А. Бранникова, Т.К. Исханова). Уфа. 1992.42 с.

67. Народные художественные промыслы (под редакцией О С Поповой) М. 1984. 192 с.

68. Некрасова М.А. Искусство ансамбля. М. 1988. 198 с.

69. Некрасова М.А. Народное искусство России. М. 1983. 218 с.

70. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М. 1981. 192 с.

71. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. Пособие для учителя. М. 1983. 144 с.

72. Основы эстетического воспитания. Под ред. Н.А. Кушаева. М. 1986. 240 с.

73. Прекрасное своими руками. Народные художественные ремесла (составитель С. Газарян). М. 1979. 158 с.

74. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М. 1984. 144 с.

75. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. I — IV класс (научный руководитель Т.Я. Шпикалова). М, 1992.

76. Прямкова Н.А. Изучение народного искусства на художественно-графическом факультете (на примере традиционного искусства Липецкой области). Кандидатская диссертация. Липецк. 1998. 142 с.

77. Пряник, прялка и птица Сирин. Книга для учащихся (С.К. Жегалова, С.Г. Жижина, З.П. Попова, Ю.С. Черняховская). 2-е издание, переработанное. М. 1983. 192 с

78. Профессиональная педагогика. М. 1997. 512 с.

79. Пушкина Р.Н. Народные художественные промыслы и школа. / Школа и производство. 1976. №1. С. 53.

80. Рисунок (под редакцией A.M. Серова). М. 1975.

81. Рондели Л.Н. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. М. 1984. 144 с.

82. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М. 1980. 239 с.

83. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисования. •Зарубежная школа рисунка. М. 1982. 246 с.

84. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х томах. М. 1989. 328 с.

85. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока. Книга для учителя (составитель Т.Б.Лийланская). М. 1983. 256 с.

86. Скильский Д.М. Изучение народного декоративно-прикладного искусства в школе как средство развития творческих способностей учащихся (на материале искусства Прикарпатья). Кандидатская диссертация. М. 1973. 139 с.

87. Следнев А.А. Профессиональная подготовка студентов к импровизированной педагогической деятельности. Кандидатская диссертация. Ставрополь. 1999. 169 с.

88. Соколова Т.М. Орнамент почерк Эпохи. Л. 1972.

89. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М. 1999. 365 с.

90. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л. 1989. 263 с.

91. Суслова Т.Ю. Формирование художественно-эстетической культуры учителя. Автореферат докторской диссертации. М. 1999.

92. Темерин С.Н. Русское прикладное искусство./ «Советский художник». 1960. С. 9.

93. Толстой Л.Н. Что такое искусство. Собрание сочинений в 20 томах. 1964. Т. 15.

94. Учащаяся молодежь и рынок. Сборник материалов научно-практической конференции г. Брест 27 -29 октября 1992 г. М. 1992. 256 с.

95. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 9-ти томах. /Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 'Г 2. М. 1950. 628 с.

96. Филиппова Е.А. Художественно-прикладное творчество учащихся как средство подготовки к труду (в условиях центров творчества). Кандидатская диссертация. М. 1999. 127 с.

97. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителя. М. 1981. 175 с.

98. Художественные промыслы РСФСР. Справочник (Составитель В.Г. Сномицкий, З.С. Скавронская). М. 1973. 303 с.

99. Чекалев А.К. Искусство в быту. М. 1961. 71 с.

100. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе. Пособие для учителей. М. 1984. 191 с.

101. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 2 классе. Пособие для учителей. М. 1981. 207 с.

102. Экспериментальная программа общеобразовательной области «Технолог ия». М. 1994. 276 с.

103. Эренгросс Б.А. Искусство вокруг нас. Для среднего и старшего возраста. М. 1968. 199 с.

104. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «основы композиции». Методическое пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. М. 1983, 127 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.