Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов в условиях контекстного обучения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Манакова, Марина Вячеславовна

  • Манакова, Марина Вячеславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 132
Манакова, Марина Вячеславовна. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов в условиях контекстного обучения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Екатеринбург. 2004. 132 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Манакова, Марина Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических механизмов регуляции познавательной деятельности студентов-графиков в процессе их профессиональной подготовки

1.1. Проблемы развития личности студентов-графиков в профессиональной подготовке.

1.2. Психолого-педагогический механизм регуляции познавательной деятельности студентов-графиков.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения

2.1. Единство рефлексии и антиципации как оптимального механизма развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучения.

2.2. Опытно-поисковая работа и внедрение результатов исследования в практику учебного процесса педагогического вуза.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов в условиях контекстного обучения»

Социокультурные изменения, происходящие в жизни российского общества выдвигают на первый план необходимость подготовки мобильных и конкурентоспособных специалистов в системе высшего профессионального образования. Одной из последних тенденций направленности и результативности образовательного процесса стала тенденция формирования личности, способной к саморазвитию. Личность при этом понимается как системное качество, носителем которого является конкретный человек, имеющий способность к творчеству, инновационной деятельности. Креативность -вот одно из центральных качеств, необходимых специалисту.

Выпускник вуза, а в дальнейшем молодой специалист, должен уметь выполнять несколько видов деятельности: собственно профессиональную (показатель — компетентность), инновационную (креативность), самоуправления и саморазвития. Способность к творчеству становится сегодня одним из профессионально-значимых качеств специалиста.

В педагогике и психологии творчество рассматривается как процесс и продукт (Я. А. Пономарев) познания и деятельности субъекта. Таким образом, развитие творчества заключается в том, чтобы субъект познания и деятельности находился в активной позиции по отношению к миру и обладал способностью целенаправленно заниматься построением себя в предметной и профессиональной деятельности на основе процессов рефлексии и антиципации. Это возможно через реализацию контекстного подхода, который строится как процесс движения деятельности студента-графика от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность к собственно профессиональной.

В процессе профессиональной подготовки выпускника вуза с использованием контекстного подхода очень важным условием является то, чтобы из объекта обучающих и воспитательных воздействий студент-график превратился в субъекта познавательной профессиональной и социокультурной деятельности, чтобы он не только «потреблял» интеллектуальную духовную культуру, но и обогащал ее. В жизни и профессиональной деятельности выпускник вуза должен быть активным и инициативным, уметь ставить вопросы миру и другим людям, самостоятельно искать ответы на них. Для этого в учебных заведениях необходимо создавать такие педагогические условия, при которых развивалось бы научное и профессиональное мышление будущего специалиста, способность принятия компетентных и ответственных решений.

Актуальность настоящего исследования определяется рядом факторов, среди которых: во-первых, совершенствование системы подготовки художников-педагогов, развитием новых форм и подходов в обучении будущих преподавателей изобразительного искусства в системе профессионально-педагогического образования; во-вторых, неопределенность педагогических условий развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в условиях контекстного бучения; в-третьих, необходимость разработки технологии контекстного обучения на основе включения оптимальных механизмов познавательной деятельности в процессе создания творческого продукта.

Степень представленности проблемы и теоретическая база исследования.

О «пользе» участия студентов-графиков в творчестве написано достаточно — это и обеспечение интеллектуального развития (С. А. Новоселов, Я. А. Понамомарев), и личностное самосовершенствование (Г. А. Ильин, Т. В. Кудрявцев), и отработка специальных навыков (М. И. Махмутов, А. Н. Матюшкин). Остается только сделать это очевидным для самих студентов-графиков, ценностные ориентации и интересы которых сегодня имеют несколько другой акцент.

На протяжении длительного периода в психолого-педагогической и методической литературе обсуждаются различные аспекты профессиональной подготовки специалистов (В. И. Загвязинский, А. М. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров и др.), закономерности и принципы профессионального становления и развития личности, как субъекта общественных отношений (К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. И. Донцов и др.), гуманистические основы образования, воспитания и развития учащихся и студентов-графиков (В. И. Андреев, А. С. Белкин, Э. Ф. Зеер, А. Маслоу, И. П. Подласый, К. Роджерс, В. Д. Семенов, Е. Н. ХЦуркова, И. С. Якиманская и др.), контекстный подход в обучении (А. А. Вербицкий).

Большое влияние на логику исследования оказали работы по обоснованию и выбору педагогических технологий обучения (В. В. Давыдов, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, и др.), теории содержания образования (В. С. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский и др.), формированию творческого мышления (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, С. А. Новоселов, Д. Б. Эльконин и др.).

В исследованиях, проведенных в русле теории контекстного обучения (А.А.Вербицкий, Е. В. Андреева, Н. А. Бакшаева, И. А. Тиханкина, Н. В. Жукова и др.), доказано, что такое обучение позволяет формировать у студентов-графиков профессиональное мышление.

Анализ литературы позволил нам выявить противоречие между целостностью мыслительного процесса человека, разворачивающегося в едином пространственно-временном контексте «прошлое — настоящее - будущее», и необходимостью уточнения педагогических условий развития творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения, в котором оптимальные механизмы художественной творческой деятельности представлены в неразрывном единстве.

Проблема исследования обусловлена противоречием между возможностями контекстного обучения для развития творчества и неразработанностью организационно-педагогических условий развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучении.

Целью работы является обоснование педагогических условий, обеспечивающих единство антиципации и рефлексии как механизма развития творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки студентов-графиков.

Предмет исследования - педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

Гипотеза исследования исходит из следующего предположения: в контекстном обучении, в котором осуществляется пространственно-временное развертывание предметного и социального содержания познавательной деятельности студентов-графиков, обеспечиваются педагогические условия взаимосвязи оптимальных механизмов художественной творческой деятельности студентов-графиков вузов.

Исходя из цели, предмета и гипотезы исследования были сформулированы задачи.

1. Проанализировать основные подходы к профессиональной подготовке студентов-графиков вуза.

2. Изучить состояние проблемы регуляции познавательной деятельности студентов-графиков и выявить роль антиципации и рефлексии в этом процессе.

3. Обосновать педагогические условия, при которых антиципация и рефлексия выступают единым интегрированным механизмом творческой деятельности студентов-графиков.

4. Разработать технологию контекстного обучения на основе включения механизмов антиципации и рефлексии в процесс создания творческого продукта.

5. Провести опытно-поисковое исследование, обработать и обобщить полученные результаты.

Методологической основой являются теоретические работы отечественных ученых по проблемам деятельностного подхода в познании и обучении (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); в области теории профессионального образования (С. М. Маркова, П. Н. Новиков Ю. Н. Петров, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов Е. В. Ткаченко, В. А. Федоров, А. А. Червова и др.); активизации и интенсификации творческой подготовки учащихся (Т.В. Кудрявцев, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова А. Н. Матюшкин, М. И. Махмутов, С. А. Новоселов и др.); профессионального становления личности педагога (А. С. Белкин, А. А. Бодалев, Э. Ф. Зеер. Н. В. Кузьмина и др.); в области педагогических технологий (В. П. Беспалько, К. Я. Вазина/К.!^ Селевко и др.).

Методы исследования: теоретические методы исследования включала в себя анализ и синтез философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизацию научных положений по теме исследования, анализ учебно-методических материалов по развитию творческой деятельности студентов-графиков, проблеме активизации и интенсификации творческой подготовки студентов-графиков, обучению студентов-графиков в условиях контекстного обучения. Исследование опиралось на конкретно-научные методы (анкетирование, наблюдение, тестирование, опроса и опытно-поисковой работы).

Основные этапы исследования

На первом этапе (1998-1999) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике работы учебных заведений. Были намечены и разработаны теоретические предпосылки исследования, сформулированы гипотеза, проблема и задачи исследования. Выявлены педагогические условия, способствующие развитию творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

На втором этапе (2000-2001) были разработаны методологические и теоретические основы исследования, определены его структура и содержание. Разрабатывалась технология контекстного обучения в преподавании психолого-педагогических дисциплин. Проводились контекстный и формирующий этапы опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2002-2004) были уточнены педагогические условия, при которых антиципация и рефлексия выступают единым интегрированным механизмом регуляции художественной творческой деятельности студентов-графиков. Проводилась опытно-поисковая работа по обучению студентов-графиков художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института (ныне Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия). Были опубликованы методические материалы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнены понятия: «творчество», «творческая деятельность» и «художественная творческая деятельность»;

- определены педагогические условия, обеспечивающие развитие художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучении и состоящие из:

• моделирования предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности студентов-графиков;

• использования активных форм контекстного обучения;

• включения оптимального механизма в развитии художественной творческой деятельности студентов-графиков в контекстном обучении.

- выявлены показатели художественной творческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании контекстного подхода к процессу развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, раскрыты оптимальные механизмы развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, показано, что рефлексия и антиципация составляют единый механизм развития художественной творческой деятельности студентов-графиков художественно-графических факультетов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что положения и выводы опытно-поисковой работы использованы при проектировании цели, содержания, форм и методов в контекстном обучении, а также в содержании лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в системе подготовки и переподготовки преподавателей. Результаты исследования рассчитаны на применение разработанных педагогических условий в практике обучения и воспитания творческой личности художника-педагога, на корректировку учебных программ, планов и других учебных документов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялось в учебном процессе Нижнетагильского государственного педагогического института. Основные положения и результаты исследования обсуждены и одобрены на Международной и Всероссийских научно-практических конференциях («Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования» -С.-Петербург 2001; «Становление и стратегия развития профессионального образования в условиях европейского Севера» — Архангельск, 2001; «Педагогические системы развития творчества в учреждениях профессионального и дополнительного образования» — Екатеринбург, 2002; «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании», 2003 -Екатеринбург и др.); на заседаниях кафедры педагогики Нижнетагильского государственного педагогического института и расширенных заседаниях совета департамента псйхолого-педагогического образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (2000-2003).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, наиболее полно реализуются в контекстном обучении, поскольку в нем представлены как параметры прошлого знания и опыта человека, так и будущего, задаваемого предметным и социальным содержаниями усваиваемой профессиональной деятельности.

2. Реальные педагогические условия взаимодействия оптимальных механизмов развития художественной творческой деятельности создаются при использовании активных форм контекстного обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, лабораторно-практические занятия) и в которых моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности студентов-графиков.

3. Оптимальным механизмом развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в профессиональной подготовке, обеспечивающим целостность мыслительного процесса в пространственно-временном контексте прошлого, настоящего и будущего выступают рефлексия и антиципация.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Манакова, Марина Вячеславовна

Выводы по второй главе

1. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, которые наиболее полно реализуются в контекстном обучении, поскольку в нем представлены как параметры прошлого знания и опыта человека, так и будущего, задаваемого предметным и социальным содержаниями усваиваемой профессиональной деятельности.

В контекстном обучении теоретическое знание впервые становится для студента-графика осмысленной, превращаясь из «культурных консервов», пригодных лишь для сдачи экзаменов, в живое знание, в ориентировочную основу предстоящей профессиональной деятельности, которая формируется «здесь и теперь» в моделируемых ситуациях компетентного предметного действия и поступка. Тем самым студент-график как бы разворачивается из прошлого через настоящее в будущее, действует в целостном пространственно-временном контексте «прошлое-настоящее-будущее». Это мотивирует его на учебную деятельность, делает ее осмысленной и продуктивной. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация.

2. Педагогические технологии контекстного обучения проектируются исходя из принципов целей обучения, содержания программного материала, условий, в которых протекает образовательный процесс, контингента обучающихся, направлений их профессиональной подготовки, индивидуальных предпочтений преподавателей.

В контекстном обучении можно использовать любые формы, методы и процедуры, обоснованные в рамках других подходов. Важно лишь придерживаться при этом требований принципов контекстного обучения, прежде всего принципа адекватности форм организации учебной деятельности студентов-графиков целями содержания их образования.

3. Реальные педагогические условия взаимодействия оптимальных механизмов развития художественной творческой деятельности, создаются при использовании активных форм контекстного обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, лабораторно-практические занятия) и в которых моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности студентов-графиков.

Опытно-поисковая работа проводилась в течение 2000-2004 годов со студентами художественно-графического факультета НТГПИ в рамках реального образовательного процесса. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования.

4. Положения и выводы опытно-поисковой работы использованы при проектировании цели, содержания, форм и методов в контекстном обучении, а также в содержании лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в системе подготовки и переподготовки преподавателей. Результаты исследования рассчитаны на применение разработанных педагогических условий в практике обучения и воспитания творческой личности художника-педагога, на корректировку учебных программ, планов и других учебных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задача формирования творчески мыслящей и действующей личности является в настоящее время одной из главных социальных задач, применительно к формированию педагога как ведущей культурной единицы общества, способной творчески мыслить и действовать в области просвещения. Эта задача особенно актуальна и во многом определяет содержание вузовской педагогики.

Анализ подготовки педагогических кадров для преподавания изобразительно искусства показывает, что их целостное художественное развитие нередко подменяется однобокой ориентацией на приобретение чрезвычайно раздробленных, мало связанных с живой практикой искусства знаний и навыков. Обучение излишне нормативно и, как правило, не стимулирует у студентов-графиков художественно-творческого мышления, слабо формирует профессионально значимые качества, позволяющие учителю осуществлять самостоятельные поиски и вносить творческое содержание в свою деятельность.

Устранение обозначенных недостатков возможно при достаточно серьезных изменениях в содержании, формах, методах подготовки художника-педагога. В последние годы предпринимались попытки внедрения новых подходов подготовки учителей изобразительного искусства, но они, как правило, затрагивали лишь отдельных компоненты этого процесса.

В педагогике и психологии творчество рассматривается как процесс и продукт (Я. А. Пономарев) познания и деятельности субъекта. Таким образом, развитие творчества заключается в том, чтобы субъект познания и деятельности находился в активной позиции по отношению к миру и обладал способностью целенаправленно заниматься построением себя в предметной и профессиональной деятельности на основе процессов рефлексии и антиципации. Это возможно через реализацию контекстного подхода, который строится как процесс движения деятельности студента-графика от учебной деятельности академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную

Ill деятельность к собственно профессиональной.

Процесс художественной творческой деятельности предполагает прогнозирование и проектирование неизвестных еще человеку процессов, ситуаций, продуктов деятельности с опорой на прошлые знания и опыт человека; первое описывается в литературе как антиципация, второе - рефлексия. Целостность пространственно-временного контекста жизни и деятельности человека «прошлое-настоящее-будущее» означает интегрированное действие рефлексии и антиципации как единого механизма регуляции художественной творческой деятельности студента-графика.

Целью исследования явилось обоснование педагогических условий, обеспечивающих единство антиципации и рефлексии как механизма развития творческой деятельности студентов-графиков в процессе контекстного обучения.

Предполагалось, что такие условия можно создать при использовании форм контекстного обучении, в котором осуществляется пространственно-временное развертывание предметного и социального содержания познавательной деятельности студентов-графиков («прошлое-настоящее-будущее»).

Исходя из замысла исследования, нами были сформулированы задачи, состоявшие в том, чтобы изучить состояние проблемы регуляции познавательной деятельности студентов-графиков и выявить роль рефлексии и антиципации в этом процессе обосновать педагогические условия при которых рефлексия и антиципация выступает единым интегрированным механизмом художественной творческой деятельности студентов-графиков, провести опытно-поисковую работу, включающую констатирующий и формирующий этапы, обобщить результаты опытно-поисковой работы, сформулировать основные выводы.

Теоретический анализ достаточно большого числа работ, посвященных исследованию рефлексии показал достаточно большой разброс в определении понятия рефлексии и ее функций: рефлексия - это особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании; рефлексивный компонент выступает как фактор организации мышления через определение направленности познавательной активности субъекта; рефлексия рассматривается как возможность «выхода» из процесса осуществления деятельности и как возможность дальнейшего проектирования на основе рефлексии будущего шага развития деятельности; главное звено рефлексивного механизма регуляции мышления принадлежит вопросам; рефлексия как переосмысление человеком изменений, которые произошли в мыслительной деятельности, т. е. то, что уже вошло в сферу сознания; рефлексия как переосмысление человеком в проблемно-конфликтных ситуациях собственных отношений с предметно-социальным миром: рефлексия как механизм выявления условий осознания системы собственных действий и их оснований. Последние два определения выступили в нашей работе как базовые.

Картину разнообразия выявил и анализ исследований в сфере антиципации: она рассматривается как способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий; прогнозирование искомого (будущего окончательного решения) начинается уже на первой стадии мыслительного процесса, который осуществляется без эталона; в процессе решения мыслительной задачи человек сам вырабатывает все более надежные критерии самооценки каждой своей мысли; прогнозирование как одна из форм антиципации является главным фактором, сокращающим процесс поиска; одной из форм антиципации является гипотеза, благодаря которой субъект переходит от ситуационного анализа к целевому решению; антиципация является внутренним фактором установки и проявляет себя в форме временной или пространственной антиципирующей схемы.

Опытно-поисковая работа проводилась в течение 2000-2004 годов со студентами художественно-графического факультета НТГПИ в рамках реального образовательного процесса. Результаты опытно-поисковой работы подтвердили гипотезу исследования. Были сделаны следующие выводы:

1. Педагогические условия развития художественной творческой деятельности студентов-графиков, наиболее полно реализуются в контекстном обучении, поскольку в нем представлены как параметры прошлого знания и опыта человека, так и будущего, задаваемого предметным и социальным содержаниями усваиваемой профессиональной деятельности.

2. Реальные педагогические условия взаимодействия оптимальных механизмов развития художественной творческой деятельности, создаются при использовании активных: форм контекстного обучения (проблемная лекция, семинар-дискуссия, деловая игра, лабораторно-практические занятия) и в которых моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности студентов-графиков.

3. Оптимальным механизмом развития художественной творческой деятельности студентов-графиков в профессиональной подготовке, обеспечивающий целостность мыслительного процесса в пространственно-временном контексте прошлого, настоящего и будущего, выступают рефлексия и антиципация.

Положения и выводы опытно-поисковой работы использованы при проектировании цели, содержания, форм и методов в контекстном обучении, а также в содержании лекций по психолого-педагогическим дисциплинам, в системе подготовки и переподготовки преподавателей. Результаты исследования рассчитаны на применение разработанных педагогических условий в практике обучения и воспитания творческой личности художника-педагога, на корректировку учебных программ, планов и других учебных документов.

114

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Манакова, Марина Вячеславовна, 2004 год

1. Азарян А. Г. Регулярное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность. - М. - 1988. - 280 с.

2. Алексеев Н. Г., Юдин Э. Г. О методах психологического изучения творчества. -М.: Наука, 1971. С. 151-203.

3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности. М., 1989.

4. Алексеев Н. Г. Познавательная деятельность при формировании осознанности решения задач.:Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975.18 с.

5. Альтшуллер Г. С. Найти идею: введение в теорию изобретательских задач. Новосибирск, 1991.

6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1989.

7. Андреева Е. В. принцип двуплановости в деловой игре как форме контекстного обучения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.,1999. 30 с.

8. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.

9. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980.

10. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М: МГУ, 1972.150 с.

11. Бакшаева Н. А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов-графиков педагогического вуза в контекстном обучении.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997.23 с.

12. Бауэр А., Эйхгорн В. Мировоззренческие и методологические проблемы общественного прогнозирования. М.: Прогресс. 1971. - 424 с.

13. Безрукова В. С. Педагогика. Екатеринбург, 1993.

14. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.

15. Белоусова А. Н. Новообразования в структуре совместной мыслительной деятельности учащихся. Ростов-н/Д, 1992. 265 с.

16. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб., 1999.

17. Бернштейн Н. А. Очередные проблемы физиологии активности. / Проблемы кибернетики. М.: Наука. Вып. 6. 1961. С. 101-160. С. 135, 136, 137.

18. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1997.

19. Блонский П. П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз. 1935. 126 с.

20. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.

21. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдпггейна. М.; Воронеж, 1995. 352 с.

22. Большая Советская Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1970. Т. 22.

23. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.

24. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания II Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

25. Боно Э. Латеральное мышление. -СПб, 1997. 315с.

26. Борисова Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы методов обучения в институте повышения квалификации, дис. к. п. н М., 1987.334 с.

27. Борисова Н. В., Соловьева А. А. Дискуссия в активном обучении. М., 1992.

28. Борисова Н. В., Соловьева А. А. Игра в обучении лекторов. М., 1989. 54 с.

29. Брушлинский А. В. Исследование направленности мыслительного процесса.: Дис . к. психол наук. М., 1964. 140 с.30,3132,33,34

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.