Педагогические условия развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения в классе фортепиано тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ачмизов, Анатолий Русланович

  • Ачмизов, Анатолий Русланович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 143
Ачмизов, Анатолий Русланович. Педагогические условия развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения в классе фортепиано: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2003. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ачмизов, Анатолий Русланович

Введение.

Глава I. Научно-теоретические представления об интонационном слухе и путях его развития.

1.1. Сущность и функции интонационного слуха: методологический анализ.

1.2. Развитие интонационного слуха как проблема музыкальной педагогики.

Глава II. Педагогические условия развития интонационного слуха учащихся в процессе начального фортепианного обучения и опытно-экспериментальная проверка их эффективности.

2.1. Характеристика художественно-педагогических принципов и методов организации процесса развития интонационного слуха учащихся.

2.2. Задачи и содержание опытно-экспериментального исследования.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения в классе фортепиано»

Актуальность проблемы исследования. В современной системе отечественного музыкального образования важное место занимает ее начальное звено — детская музыкальная школа (ДМШ). Возрастание интереса к начальному музыкальному образованию, даже в условиях сегодняшней социально-экономической напряженности, делает очевидным, что доминирующей функцией этого звена должно быть не узко специальное, а целостное духовно-творческое развитие личности учащегося.

Между тем до настоящего времени в начальном звене музыкального образования все еще превалирует парадигма ранней профессионализации, понимаемая прежде всего как освоение технологии игры на каком-либо музыкальном инструменте

Т.В. Абрамова, А.Г. Каузова и др.). Вследствие этого игнорируется одно из ведущих положений прогрессивной педагогики музыкального образования о том,, что профессионализм - это лишь основание, ступень на пути к истинно художественному, духовно-личностному постижению музыки. О пагубности ранней профессионализации обучающихся музыке (особенно детей) виднейшие педагоги-музыканты прошлого и настоящего предупреждали многократно (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Г.Г. Нейгауз, В.Г. Ражников и др.), подчеркивая, что стратегия музыкального образования, основанная исключительно на профессионально-технической парадигме, сужает возможности воздействия музыкальных занятий на личность учащегося (прежде всего на его духовно-нравственную сферу), тормозит развитие у него способности слышать и понимать музыку как живое искусство (Д.Б.Кабалевский).

Возможность преодоления недостатков узкопрофессионального подхода в системе начального музыкального образования многие специалисты связывают в первую очередь с активизацией и развитием у учащихся музыкального мышления и его главного механизма — музыкального слуха.

Последний, как утверждают представители различных областей современной музыкальной науки (И.И.Земцовский, A.B. Малинковская, Е.В. Назайкинский, JI.B. Шамина и др.), выступает одновременно условием, инструментом и результатом любой музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, слушательской), остается самым очевидным, неоспоримым и потому единственно фундаментальным в ней феноменом. Весьма емкий и точный афоризм

Б.В. Асафьева «слух - мера вещей в музыке» подтверждает обозначенную позицию и приобретает методологический смысл как для построения самой теории музыкального слуха, так и для изыскания путей его развития у обучающихся музыке.

Теория и практика всех уровней музыкального образования (от общего до профессионального) должна сегодня, как мы полагаем, проявить особую заботу о становлении и развитии у учащихся музыкального слуха, причем такого, который в полной мере соответствовал бы специфической природе музыки, способам духовно-личностного общения с ней.

Понятие «музыкальный слух» в теории музыки, в музыкальной психологии и педагогике фигурирует давно и, согласно художественно-психологической концепции Б.М. Теплова, понимается в двух значениях — тесном и широком. Такое разделение обусловливается функционально-содержательными особенностями музыкального мышления, лежащего в основе творчества композитора, исполнителя, слушателя и заключающего в себе соответственно два разных механизма:

1) аналитический, связанный с постижением звуковой формы музыки;

2) интонационно-целостный, обеспечивающий проникновение в ее художественный смысл.

На высшей ступени своего проявления музыкальный слух (профессионала, любителя музыки) отличается равномерной развитостью этих сторон, их плодотворным взаимодействием, к достижению чего, по сути, и должен быть устремлен любой музыкально-образовательный процесс.

Однако, в существующей практике начального (да и не только) музыкального образования можно столкнуться с немалочисленными примерами того, когда аналитическая сторона слуха ребенка намного опережает в развитии ведущую - интонационную и в итоге, по словам В.В.Медушевского, воспитывает привычку мыслить музыку только в направлении от звука к смыслу, а то и вообще одними лишь интервально-звуковыми комбинациями. Последствия такой ситуации очевидны: музыка не обретает для учащегося личностно-ценностной значимости, утрачивает связь с имеющимся у него индивидуальным жизненным и музыкальным опытом. В подобных случаях интонационно-смысловая сущность музыки для учащихся фактически оказывается в тени, поскольку их слуховое внимание поглощено аналитико-конструктивным распознаванием лишь отдельных средств ее художественной выразительности.

Сказанное выше дает основание говорить о наличии противоречия между тем значением, которое приобретает интонационный слух в постижении художественного смысла музыки, и отсутствием научно обоснованных представлений о педагогических условиях и путях развития данного феномена у учащихся в системе начального музыкального образования.

Данное противоречие позволило определить смысловую направленность нашего исследования и в виде вопроса конкретизировать его проблему: совокупность каких педагогических условий обеспечит целенаправленное и эффективное развитие интонационного слуха учащихся на начальной стадии их музыкального образования?

Осознавая, что решение данной проблемы требует комплексных усилий со стороны преподавателей всех учебных дисциплин ДМШ, мы, тем не менее, сочли возможным и необходимым осуществить ее реализацию в условиях обучения учащихся игре на фортепиано. При этом мы руководствовались следующими соображениями: во-первых, приобщение учащихся к музыкально-исполнительскому творчеству невозможно без накопления интонационно-слухового опыта, а во-вторых, обозначенный в нашем исследовании подход, как мы полагаем, соответствует известному методологическому положению о том, что целое надлежит изучать и понимать на основании отдельного, а отдельное на основании целого (И.В. Блауберг, М.С. Каган и др.). Таким образом, поиск, сопряженный с научным обоснованием педагогических условий и путей развития интонационного слуха учащихся в классе фортепиано, может и должен, по нашему предположению, восполнить существующие пробелы в исследовании избранной проблемы и тем самым создать предпосылки для ее дальнейшего комплексного изучения.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Изучение музыкального слуха как феномена творчества композитора, исполнителя, слушателя остается прерогативой прежде всего музыкальной психологии, где он рассматривается во взаимосвязи с проблемами музыкального мышления и восприятия музыки. В процессе разработки теории слуха, которая начала складываться, по мнению Е.В.Назайкинского, со второй половины XIX века, были подвергнуты анализу многие аспекты данного феномена: акустико-физиологический (Г.Гельмгольц, H.A. Гарбузов и др.); музыкально-социологический (И.И. Земцовский, А.Н. Сохор и др.); собственно музыкально-психологический (С.М. Майкапар, Б.М. Теплов и др.)

Представление о сущности и роли интонационного слуха (шире -интонационно-слуховой культуры) композитора, исполнителя, слушателя стали обретать более отчетливое выражение с момента накопления теорией музыки знаний об интонационной сущности музыкального искусства. Начиная с работ Э.Курта,

Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, в музыкознании складывалось новое понимание музыкального мышления, его закономерностей. Трактовка музыки как «искусства интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев) позволила признать интонационную направленность ведущей сущностной характеристикой слуха и мышления личности, взаимодействующей с музыкой.

Особый вклад в теорию и практику воспитания интонационного слуха у обучающихся музыке внесли представители современной теории музыки

М.Г.Арановский, В.В.Медушевский, E.B. Назайкинский, Г.А.Орлов и др.), музыкальной психологии (A.JI. Готсдинер, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.), теории и практики музыкального исполнительства (Ф.М. Блуменфельд, К.Н. Игумнов, A.B. Малинковская, Г.Г. Нейгауз и др.).

В последние годы проблема развития интонационного мышления и слуха учащихся подвергается пристальному изучению со стороны педагогики музыкального образования (Ю.Б. Алиев, H.A. Ветлугина, А.Л.Островский, Н.В.Суслова и др.). Серьезный шаг в этом направлении предприняли последователи Д.Б.Кабалевского (Л.В.Горюнова, Е.Д. Критская, Л.В.Школяр и др.), разрабатывающие стратегию и тактику музыкального образования школьников на основе интонационного подхода.

В области музыкально-исполнительского обучения детей наибольшую ценность обрели работы Л.А. Баренбойма, в которых задача их интонационно-слухового развития выступает едва ли не на первое место. Подчеркнем, что усилиями именно этого музыканта-педагога обоснована необходимость формирования у учащихся (даже на начальной стадии обучения) навыков художественно-исполнительского интонирования, овладение которыми напрямую связано с активизацией и развитием интонационного слуха.

Несмотря на имеющийся в разных областях музыкальной науки и педагогики опыт осмысления обозначенной нами проблемы, специальных исследований, непосредственно связанных с ее научно-практическим решением в области начального музыкального образования, к настоящему моменту не проводилось. Этим и обусловливается выбор темы данного исследования, его актуальность.

Объектом исследования выступает целостный процесс начального обучения и воспитания учащихся в ДМШ, а предметом — интонационно-слуховое их развитие в классе фортепиано.

Цель исследования состоит в выявлении, научном обосновании сущности интонационного слуха и педагогических условий его развития у учащихся в процессе начального обучения игре на фортепиано.

Задачи исследования:

1. Изучить современные научные и художественные представления о сущности интонационного слуха и его функциях в музыкальной, в том числе учебной музыкально-исполнительской деятельности.

2. Выявить и теоретически обосновать сущность и значение художественно-педагогических принципов и методов, выступающих в своей совокупности теоретико-методической основой реализации проблемы исследования.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить целесообразность и эффективность их использования в практике начального обучения в классе фортепиано.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что процесс развития интонационного слуха учащихся в классе фортепиано наиболее эффективен, если:

- всецело обращён к личности ученика и ориентирует его на постижение художественного смысла музыки;

- осуществляется в опоре на синтез специальных художественно-педагогических принципов (интонационно-слуховой активности; учета интонационно-слухового опыта учащегося; интонационно-диалогической направленности занятий) и методов (интонационно-слухового анализа; вовлечения ученика в интонационно-творческий диалог; переинтонирования), путем систематического, творческого их применения в конкретной музыкально-образовательной практике.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования стали идеи и подходы духовно-ценностной гуманистической направленности, представленные в различных областях знания - в философии, психологии, музыкознании, в общей и музыкальной педагогике.

Философским основанием исследования явились взгляды Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, М.К. Мамардашвили о духовно-творческой, эстетической сущности жизнедеятельности человека, его мышления, действий и поступков.

Основополагающее методологическое значение для исследования имела музыкально-теоретическая концепция Б.В.Асафьева об интонационной природе музыки и музыкального исполнительства, развитая в работах современных ученых-музыкантов (М.Г. Арановский, A.B. Малинковская, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.). В обосновании сущностных особенностей интонационного слуха и путей его развития теоретико-методологическую функцию в данном исследовании выполняли взгляды и подходы виднейших представителей музыкально-исполнительского искусства (Ф.М.Блуменфельд, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз и др.).

В разработке художественно-педагогических основ развития интонационного слуха учащихся использовались концептуальные положения прогрессивной общей и художественной педагогической мысли о приоритете духовно-личностного способа взаимодействия ребенка с окружающим миром, искусством в обучении (Е.В.Бондаревская, В.П. Зинченко, Д.Б.Кабалевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.Г.Ражников и др.), о необходимости соответствия содержания, форм и методов музыкального образования специфике музыки, ее интонационной природе (Л.А. Баренбойм, Л.В.Горюнова, Е.Д. Критская, A.A. Пиличаускас, Г.С. Тарасов, JT.B. Школяр и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философских, психологических, психофизиологических и музыкально-педагогических работ по теме исследования;

- моделирование художественно-педагогических условий развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения в классе фортепиано;

- целенаправленное педагогическое наблюдение;

- обобщение личного педагогического опыта автора диссертации;

- проведение опытно-экспериментального исследования.

Базой опытно-экспериментального исследования выступали Агойская детская школа искусств и два её филиала.

Основные логико-содержательные этапы исследования в себя включали:

I этап (1999-2000гг.) - разработка программы диссертационного исследования, определение его ведущих категорий и рабочей гипотезы, анализ состояния научного и практического решения проблемы исследования в сфере музыкального образования.

II этап (2000-2001гг.) — выявление и обоснование педагогических условий организации процесса развития интонационного слуха учащихся на начальной стадии их обучения игре на фортепиано в ДМШ.

III этап (2001-2003гг.) - организация, проведение и анализ опытно-экспериментальной работы, оформление полученных результатов и выводов в тексте диссертации.

Новизна и теоретическая значимость диссертации заключается в том, что:

- интонационный аспект музыкального слуха и его развития у учащихся фортепианного класса ДМШ впервые подвергнут специальному научному и экспериментальному исследованию в практике начального музыкального образования;

- осуществленный в исследовании анализ интонационного слуха как основополагающего феномена музыкальной деятельности уточняет и пополняет новыми научными данными представления о его сущности и функциях, о педагогических условиях его развития у учащихся в конкретной музыкально-образовательной сфере;

- в диссертации осуществлено теоретическое обоснование сущности и роли художественно-педагогических принципов и методов, направленных на эффективную организацию процесса развития интонационного слуха учащихся на начальной стадии обучения в классе фортепиано. и

Практическая значимость исследования определяется разработкой и апробацией педагогических условий интонационно-слухового развития учащихся в процессе начального обучения игре на фортепиано с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в области музыкального искусства и образования. Теоретические положения и методические рекомендации, представленные в диссертации, могут содействовать совершенствованию организации данного процесса обучения в ДМШ и прежде всего - усилению в нем духовно-личностного, художественно-творческого начала.

Достоверность и обоснованность диссертационного исследования обеспечены: соответствующей его замыслу методологической базой, включающей в себя фундаментальные научные разработки в области философии, общей и художественной психологии, музыкознания, психофизиологии, теории музыкального исполнительства, методологии и методики музыкального образования; применением комплекса взаимодействующих методов, адекватных предмету и задачам исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интонационный слух, в его широком понимании, выступает не только важной и необходимой для осуществления любой музыкальной деятельности способностью, но и особой по значению духовно-личностной ценностью. Являясь по сущности сложным интегративным, многофункциональным феноменом, интонационный слух резюмирует в себе специфику музыки и способы взаимодействия с ней, создаёт условия для активно-творческого постижения личностью (в том числе ребёнком) художественного смысла музыки.

2. Повышение эффективности развития интонационного слуха учащихся в процессе начального обучения игре на фортепиано достигается при выполнении соответствующих условий:

1) установления между субъектами данного процесса гуманистических, духовно-творческих по характеру отношений; 2) целенаправленной творческой реализации разработанных в диссертации специальных принципов и методов развития интонационного слуха у учащихся.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись: в ходе опытно-экспериментальной работы автора в Агойской детской школе искусств и её филиалах; при обсуждении содержания диссертации на совместном заседании кафедр истории, теории музыки и композиции, педагогики и психологии КГУКИ. По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на различных научных форумах: внутривузовской научно-практической конференции «Преемственность музыкально-педагогического образования в профессиональной подготовке учителя музыки» (Краснодар, 2000 г.); региональной научно-практической конференции «Региональные проблемы многоуровневой системы профессионального музыкального образования» (Краснодар, 2001 г.); научно-практической конференции «Кайгородовские чтения» (Краснодар, 2001 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие» (Краснодар, 2002 г.); региональной научно-практической конференции «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона (Краснодар, 2002 г.); межвузовской научно-практической конференции «Современная культурология: предмет, методология и методика» (Краснодар, 2002 г.). Основные положения диссертации отражены в 6 публикациях автора.

Структура диссертации в себя включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ачмизов, Анатолий Русланович

Выводы по второй главе:

1. Проведённый в данном исследовании анализ позволил выявить, что в условиях специального музыкального образования всё ещё превалирует парадигма ранней профессионализации, которая наносит ущерб целостному духовно-творческому развитию учащихся.

2. Кроме этого, в процессе начального обучения в классе фортепиано интонационно-слуховое развитие учащихся как одна из важнейших задач реализуется слабо.

3. Устранение этих негативных моментов может быть обеспечена путём внедрения в данный аспект музыкального образования детей специальных художественно-педагогических принципов (интонационно-слуховой активности; учёта интонационно-слухового опыта учащихся; интонационно-диалогической направленности занятий) и методов интонационно-слухового анализа; вовлечения ученика в интонационно-творческий диалог; переинтонирование).

Опытно-экспериментальная проверка использования данных принципов и методов в организации интонационно-слухового развития учащихся подтвердила их целесообразность и эффективность, возможность творческого обогащения и применения в практике проведения музыкальных занятий по фортепиано в ДМШ.

Заключение

Проведённое нами исследование является своеобразным продолжением и обогащением существующих в области начального музыкального образования поисков, связанных с развитием интонационного слуха и мышления учащихся. Опираясь на современную научно-теоретическую базу, которая включает в себя сведения из области смежных музыкально-теоретических дисциплин, музыкальной и общей психологии, акустики, педагогики, нам удалось с новых позиций обосновать необходимость развития интонационного слухомышления ребёнка как важной составляющей его целостной личности.

В диссертационном исследовании специальному анализу были подвергнуты сущность и функции интонационного слуха, как феномена музыкального творчества композитора, исполнителя, слушателя. В частности, показано, что интонационный слух направлен не только на восприятие звукоформы в музыке, но, прежде всего, на постижение её художественного смысла.

В результате теоретического и экспериментального изучения избранной проблемы мы пришли к следующим выводам:

1. Интонационный слух выступает важным феноменом учебно-музыкальной деятельности учащихся в любой сфере начального музыкального образования, относится к специфической духовной ценности личности ребенка.

2. Традиционный взгляд на сущность и функции данного феномена, как показано в нашем исследовании, уже не может обеспечить реализацию актуальных потребностей в области фортепианного - и шире — музыкального обучения, а поэтому должен подвергаться корректировке со стороны теории и практики музыкального образования.

3. Эффективность организации процесса развития интонационного слуха учащихся обеспечивается созданием специальных педагогических условий, в роли которых выступают разработанные нами теоретикометодические основы, представляющие собой совокупность специальных художественно-педагогических принципов и методов развития исследуемого феномена.

4. Экспериментальная проверка последних показала целесообразность и эффективность их использования в музыкально-педагогической практике, в частности — в сфере начального обучения в классе фортепиано.

5. Данное исследование намечает перспективы научных изысканий по данной проблеме, которые могут быть связаны с комплексным изучением интонационно-слухового развития учащихся в условиях ДМШ, с поиском и совершенствованием самих методов диагностирования и обогащения интонационно-слухового опыта обучающихся музыке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ачмизов, Анатолий Русланович, 2003 год

1. Абдуллазаде Г. А. Философская сущность музыкального искусства. -Баку, 1985.-282 с.

2. Абдуллин Э. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М., 1990. - 186 с.

3. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1983. - 111 с.

4. Абрамова Т.В. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя детской музыкальной школы. Автореф. канд. пед. наук. Белгород, 2000. - 23с.

5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299 с.

6. Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития. М., 1996. - 480 с.

7. Алексеев А.Н. О воспитании музыканта-исполнителя. // Сов. музыка. -1980. №2.-С. 72-77.

8. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, 1998. - 352 с.

9. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки. // Музыкальное воспитание школьников. Под ред. М.А. Румер. М., 1975. - С. 49-56.

10. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике.- М., 1995г. -496с.

11. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. - т. 1. 288с.

12. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб.пособие для студентов пед. институтов. М., 1983. - 224с.

13. Апрелова В.А. Музыка как духовная ценность культуры // Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты. Материалы VI международной научно-практической конференции. М., 2002. - с. 9193.

14. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений. // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. -М., 1974. с. 252-271.

15. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Л., 1973. - 144с.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Кн. первая и вторая. 2-е изд.-Л., 1971.-379с.

18. Асафьев Б.В. О себе // Воспоминания о Б.В. Асафьеве. Сост. А. Крюков -Л., 1974.-с. 315-508.

19. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд. 2-ое, доп. -Л. 1979.

20. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л., 1969.-285с.

21. Бахтин М.М. Этика словесного творчества. М., 1979. - 195с.

22. Башич Э. Импровизация как способность творческого выражения // Музыкальное воспитание в странах социализма. Сб. ст. М., 1975, - с. 232-246.

23. Белобородова В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первого класса. М., 1956. - 108с.

24. Беляева-Экземплярская С. Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте // Тр. ГИМН. Сб. работ физиолого-психологической секции. Вып.1. -М., 1925.-с. 65-95.

25. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. Т.1.- М., 1994. 245 с.

26. Благинина Т.И. Интонационная направленность музыкально-педагогического анализа музыкального произведения в школе // Взаимосвязь методологической и методической подготовки учителя музыки. Материалы II междунар. науч.-практ. конф. М., 1994 - с. 5658.

27. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. 1987. - № 8. -С.39-52.

28. Блинова М.Н. Физиологические основы ладового чувства // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 1. - Л., 1962. - С. 52-124.

29. Блинова М.Н. Физиологические основы элементарного звукового синтеза // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. - Л., 1963. - С. 216229.

30. Блинова М.Н. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. М.-Л., 1964. — 123с.

31. Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства. —

32. Автореф. канд. искусств. Киев, 1975. - 16с.

33. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. // Педагогика. №4. - 1997. - с. 11-17.

34. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. - С. 167-177.

35. Бурьянек Й. К историческому развитию теории музыкального мышления. // Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. / Сост. и ред. М.Г. Арановский. М., 1974. - С. 29-58.

36. Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. № 3. - 1997. - С. 15-19.

37. Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. Сб. ст. М., 1967 - с. 67 - 107.

38. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968. - 415 с.

39. Воротникова E.H. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах. // Педагогика. № 4. - 2001. — С. 44-47.

40. Воспитание музыкального слуха. Вып. 2. М., 1995. - 121 с.

41. Воспитание музыкального слуха. М., 1977. - 157 с.

42. Восприятие музыки: Сб. статей / Ред. сост. В.Н. Максимов. - М., 1980. - 256 с.

43. Выготский JI.C. Психология искусства. Изд. 2-ое., испр. и доп. М., 1968.-576 с.

44. Гарбузов H.A. Зонная природа звуковысотного слуха // H.A. Гарбузов -музыкант, исследователь, педагог. -М., 1980. с. 80-145.

45. Гарбузов H.A. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М., 1954. - 64 с.

46. Гейнрихс К. А. Музыкальный слух и его развитие. — М., 1978. -80с.

47. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. - 593 с.

48. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. В поискахпрактико-ориентированных образовательных концепций.- М., 1998.-616с.

49. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. A.B. Алексеев.- М., 1995. 448 с.

50. Гировский Е.Ф. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано. // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1. - М., 1979. — с. 29-36.

51. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы сольфеджио. М., 1960. -59с.

52. Глядешина 3. О стилевом воспитании слуха. // Сов. Музыка. 1977, № 1.-С. 112-113.

53. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном исполнительстве. // Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 2 - М., 1958. - с. 32-68.

54. Гонтаревская Ю. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио: Атореф. канд. пед. наук. М., 1984. - 21 с.

55. Горюнова JI. В. На пути к педагогике искусства. // Музыка в школе. -1988.-№2.- С. 34-39.

56. Горюнова JI.B. Актуальные проблемы теории и методики музыкального воспитания в школе. -М., 1991. 327с.

57. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993. - 192с.

58. Готсдинер А. Л. О восприятии музыки и музыкальном слухе // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. ст. Л., 1980. -С.41-57.

59. Готсдинер А. Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. Вып 2.- М., 1980.- с. 1028.

60. Зак Яков. Статьи. Материалы. Воспоминания / Сост. и общ. ред. Ш.Г.Соколова. М., i960. - 208 с.

61. Закс Л. Музыка в контекстах духовной культуры / Критика имузыкознание. Сб. ст. Вып. 3. Л., 1987.

62. Защитить и приумножить отечественные традиции музыкального образования (Круглый стол) // Педагогика. № 8. - 2001. - С. 42-44.

63. Земцовский И.И. Апология текста. // Музыкальная академия. № 4 — 2002.-с. 100-110.

64. Земцовский И.И. Апология слуха // Музыкальная академия. № 1 -2002,-с. 1-12.

65. Зинченко В. П. Живое знание. М., 1998. - 190с.

66. Иоффе Е. Пути развития профессионального музыкального слуха: Автореф. канд. искусств. М., 1982. - 23с.

67. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М., 1986. - 192 с.

68. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. № 9. - с. 91-102.

69. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избр. статьи. — Л., 1991.-384с.

70. Карасёва М. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха. -МГК-М., 1999.-376 с.

71. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепианно-исполнительском обучении // Преподаватель, № 4 1999. - с. 33-36.

72. Ключарева Т.В. развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. ст. М., 1979. - с. 3-20.

73. Книга по эстетике для музыкантов / Ред. И.А.Константинов, К.Ангелов (НРБ).-М., 1983.-272 с.

74. Коган Г.М. Избранные статьи. М., 1985. - Вып.З. - 184 с.

75. Корредор Х.М. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960. - С. 270-280.

76. Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе//Музыкальное исполнительство.- Вып.7. М., 1972 - С.47-92.

77. Кочнев Ю.Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: Автореф. канд.искусств. Л., 1970. - 22 с.

78. Красотина Е.А. Исследование методов развития музыкального слуха в процессе изучения хоровой партитуры. Автореф. канд. пед. наук. -М., 1972.-30с.

79. Краткий психологический словарь. Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М., 1985. С. 250-258.

80. Критская Е.Д. Методы интонационно-стилевого постижения музыки. // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-метод. пособие. / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, и др. М., 1998.-С. 108-139.

81. Логинова Л. Звуковысотность в музыке: проблемы восприятия: Автореф. канд. искусств. М., 1986. - 23с.

82. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя: теоретические проблемы: Автореф. докт. искусств. М., 1998. - 43 с.

83. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988. - 364 с.

84. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М., 1998.-412 с.

85. Мазель Л.А. В.А.Цуккерман и проблемы анализа музыки // 0 музыке. Проблемы анализа. М., 1974. -С.5-29.

86. Мазель Л.А. Вопросы анализа и эстетики музыки. М., 1972. - 256 с.

87. Максимов В.Н. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. Сб.статей / Ред.-сост. В.Н.Максимов. М., i960. -С.54-90.

88. Малинковская A.B. «Специфика слуха музыканта-педагога и пути его совершенствования» // В сб.: «Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее». Матер. IV Между нар. науч.-практ. конф. М., 1998.-С. 26-28.

89. Малинковская A.B. На пути к интонационному воспитанию учащихся // Преподаватель. № 4 - 1999. - с. 31-33.

90. Малинковская A.B. Фортепианное интонирование как музыкальнопедагогическая и исполнительская проблема// Дисс. докт. пед. наук. -М., 1995-365с.

91. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Новосибирск, 1997.-136 с.

92. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. Исследование. М., 1993.-262с.

93. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пенью. // Человечество и его культура на пороге 2000-летия Рождества Христова (по страницам трудов профессора В.В. Медушевского). Мн., 1999. - 320с.

94. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976. - 254 с.

95. Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. 1984. - № П. - С.52-59.

96. Медушевский В.В. Религиозная природа музыкального слуха // Альманах музыкальной психологии. М., 1995. - с. 9-15.

97. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Автореф. докт. псих. наук. М., 1994. -36с.

98. Мильштейн Я. К.Н.Игумнов и вопросы фортепианной педагогики // Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания. -М., 1965. Вып.1. - С. 141-166.

99. Мильштейн Я. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитании исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя. М., 1972. - С.3-56.

100. Мильштейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М., 1975. - 471 е., о ил., нот.; I л.ил, (вклейка).

101. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты. Л., 1990.-С. 117-123.

102. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. Л.В. Школяр. М., 2001.-232с.

103. Мутли А. Звук и слух // Вопросы музыкознания, т. 3 М., 1960. - С.-324-347.

104. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. - 384 с.

105. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988 - 254с.

106. Назайкинский Е. В. О музыкальном темпе. М., 1965, - 95 с.

107. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. - 319 с.

108. Назайкинский Е.В. Слух Асафьева // Советская музыка. 1983. № 7 с. .1-89.

109. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.- Изд. 4-е. -М., 1982.-300с.

110. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет, воспитания. Изд. 2, перераб. и доп. -М., 1987 190с.

111. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. // Педагогика. №3. -1996.-С. 19-24.

112. Общая психология. Учеб. пособие для пед. институтов // Под ред. проф. A.B. Петровского. М., 1970. - С. 245-259.

113. Овчинникова О. Опыт формирования звуковысотного слуха. -Автореф. канд. пед. наук. М., I960. - 23 с.

114. Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. -М., 1956. 723 с.

115. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1963. - 900 с.

116. Орлов Г.А. Древо музыки. 1992 - 408с.

117. Островский А.Л. Очерки по теории музыки и сольфеджио. Л., 1954. -301с.

118. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. — Л., 1970. — 296с.

119. Оськина С., Парнес. Д Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования. М., 2001. 80 с.

120. Оськина. Основные свойства внутреннего музыкального слуха ипринципы его совершенствования: Автореф. канд. искусств. М., 1984.-22 с.

121. Педагог-музыкант в пространстве Мысли и Духа. Хрестоматия / Сост. Б.М. Целковников. -М., 1998. 126с.

122. Пекарский М.И. Умные разговоры с умным человеком // Музыкальная академия. № 1, - 2002. - с. 87-96.

123. Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. -М., 1966.-205 с.

124. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника. // Вопросы психологии. № 1, 1986. - с. 157-165.

125. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М., 1977. - 384с.

126. Пиличяускас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема. М., 1992.-44с.

127. Плутарх. О музыке // Античная музыкальная эстетика М., 1960 - с. 284 -285.

128. Подоровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. - 320с.

129. Проблемы музыкального мышления. Сб. ст. / Сост. и ред. М.Г. Арановский. М., 1974. - 336с.

130. Pare Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., 1987. - С. 7-19.

131. Pare Ю.Н. Теоретическое музыкознание: Учебное пособие. М., 1983. -79 с.

132. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. - 141с.

133. Ражников В. Г. Три принципа педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. - .№ I. - С. 33-41.

134. Ракитянская T. Homo musikus: возможно ли это? // Искусство в школе.3.- 1996.- с. 32-36.

135. Ринкявичюс З.А. Сущностные аспекты управления процессом развития музыкального мышления. // Методологические проблемы музыкальной педагогики. Матер. Межреспубл. науч.-практ. конф. М., 1991. — С. 5457.

136. Ройтерштейн М.И. О современной музыке для детей // Музыкальное воспитание в школе. М., 1986. - Вып. 17. - С. 16-27.

137. Ройтерштейн М.И. С доверием к музыке // 1988. №3. - С.62-65.

138. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

139. Ручьевская Е.А. Об анализе содержания музыкального произведения // Критика и музыкознание. Сб. статей. Л., 1987. - Вып.З. - С.69-96.

140. Скребков С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Избранные статьи / Ред.-сост. Д.А. Арутюнов. М., 1980.-С. 17-23.

141. Сладков П.П. Основы сольфеджио: История. Теория. Методика: Учебник. М., - 1997. - 190с.

142. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. - С. 59 -74.

143. Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др. / Сост.Челышева.- М.: Просвещение, 1993.- 240с.

144. Стражникова Т.И. Психологические факторы музыкальной деятельности в системе профессионального образования // Актуальные проблемы ВУЗовской педагогики и музыкознания. Вып. 2 Краснодар, 1999. - С.50-59.

145. Стражникова Т.И. Научно-методические основы формирования музыкальной памяти студентов в классе сольфеджио вузов культуры. -Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.

146. Тараканов М.Е. О методологии анализа музыкального произведения (к проблеме соотношения типологического и индивидуального // Методологические проблемы музыкознания. Сб.статей. М., 1987. -С.31-71.

147. Тарасов Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности // Вопросы психологии. №4. - 1990 г. - С. 37-40.

148. Теория и методика музыкального образования детей. Научно-методическое пособие. / Школяр JI.B., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А.- М., 1999.-33 6 с.

149. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M-JL, 1947. -335с.

150. Усачёва В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей. Дис. в форме науч. докл. канд. пед. наук. - М., 2002. - 34с.

151. Уткин Б. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. -М., 1985.-82 с.

152. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Предисловие // Собр.соч. В 11-ти т. М.-Л., 1950. - Т.8. - С. 11-58.

153. Файнберг С.Е. Мастерство пианиста. М., 1978. -206 с.

154. Федорович E.H. Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании. -Автореф. докт. пед. наук. М., 2001. - 43с.

155. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М., 1973.- 158 с.

156. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога. Изд.2-е, перераб., доп. - М., 1975. - 110с.

157. Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся // Вопросы фортепианнойпедагогики. М., 1971. - С.3-39.

158. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика. Вып. 1. / Сост. Э.Б. Абдуллин, Б.М. Целковников. — М., 1991,- 110с.

159. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 840с.

160. Фомин В.В. Способ существования музыкального произведения и методология сравнительного анализа // Музыкальное искусство и наука. Сб.статей / Состав. Е.В.Назайкинский. М., 1973. - Вып.2. - С. 99-134.

161. Фролов Ю. Пение и речь в свете учения И. П. Павлова. М., 1966. - 99с.

162. Холопова В.Н. Современные аспекты асафьевской теории интонации. // Б.В. Асафьев и советская музыкальная культура. Матер. Всесоюзн. науч.-теор. конф. К 100-летию со дня рождения Б.В. Асафьева. — М., 1986.-С. 132-138.

163. Цатурян К.А. Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 178 с.

164. Цуккерман В. А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. М., 1965. - С. 264-320.

165. Цуккерман В.А. О некоторых особых видах целостного анализа // Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970. - С.409-426.

166. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. -М., 1994. С. 92 - 120.

167. Цыпин Г.М. Развитие учащегося фортепианного класса: форма и методы // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. ст. М., 1979. - с. 3743.

168. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.-М., 1988.-С. 44-93.

169. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов.-М., 1984.- 176 с.

170. Цыпин Г.М. Основному и главному в искусстве научить нельзя. Можно только научиться // Методологические проблемы музыкальнойпедагогики Матер. Межреспубл. науч.-практ. конф. МПГУ. - М., 1991.-С. 33-34.

171. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. докт. пед. наук. М., 1978. - 28 с.

172. Чо. Е.Н. Формирование музыкально-слухового мышления будущего учителя музыки. // Методологические проблемы музыкальной педагогики Матер. Межреспубл. науч.-практ. конф. МПГУ. - М., 1991.-С. 60-62.

173. Черватюк П. Педагогические основы преподавания гармонического сольфеджио в институтах культуры: Автореф. канд. пед. наук. М., 1979. -34 с.

174. Шамина JI.B. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира. // Преподаватель. -№6.-2001.-С. 21-26.

175. Шацкая В.Н. Музыка в школе. Кн. вторая. М., 1963.- 165с.

176. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма. Сб. в 2-х т. T.l./Ред.- сост. И.С. Рабинович. Общ. ред. Д.Д.Шостаковича. Изд. 2-е, испр. и доп.- М., 1972.-С. 312-542.

177. Berendt J.E. Das dritte Ohr Vom Horen Jer Welt Hamburg, 1985. - P. 1014.

178. Elliott D. Music Matters: A New Philosoply of Music Education. Oxford University Press, 1995. P. - 9-42.

179. Ideisohn, A. Jewish Music: Its Historical Development. NY. 1992. P.25-34.

180. Merriam A. Anthropology of Music. Evanston, 1964 P.32-41.

181. Reimer B. Philosphy of Music Education. New-Jersey, 1970 - P.4-36.

182. Zemtsovsky I.A. Model for a Reintegrated Musicology // Musical Intersections Abstracts of Papers Read at the Joint Meetings. Toronto, 2000.-P.219-220.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.