Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Платонов, Сергей Александрович

  • Платонов, Сергей Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 190
Платонов, Сергей Александрович. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2005. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Платонов, Сергей Александрович

Введение.

Глава 1. Основные тенденции в образовании и профессиональном самоопределении художников.

1.1. Роль «художественной мастерской» как одной из форм в обучении будущих специалистов.

1.2. Современные направления в художественном образовании.

Глава 2. Теоретические и практические вопросы обучения пластическим искусствам как условие профессиональной подготовки учащихся.

2.1. Опыт освоения в условиях изостудии различных видов художественного творчества.

2.2. Профессиональное ориентирование под руководством одного педагога.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в студии изобразительного искусства»

Актуальность исследования. Дополнительное образование в современной педагогической практике активно включается в процесс творческого развития детей и юношества, предоставляя возможность самоопределения, т. е. выбора будущей профессии.

Становление личностной зрелости, заключающееся в осознанном выборе молодым человеком своего места в системе социальных отношений, во многом зависит от педагогических условий профессионального самоопределения учащихся, ориентированных на поступление в вуз художественного I профиля.

В настоящее время наблюдаются явные противоречия между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки абитуриента художественного вуза или училища, и реальной системой его предирофессионалыюй подготовки. В художественном образовании современной России происходит поворот к новым специальностям не только в системе начального академического образования (специальные художественные школы и колледжи), но и в системе дополнительного образования.

Современные формы изобразительных (пластических) искусств значительно расширили свои границы и наряду с такими традиционными видами, как живопись, графика и скульптура, появились новые - дизайн в различных областях промышленности, полиграфии и архитектуры, а также компьютерный дизайн, мультимедиа и др. В связи с этим возникла потребность в теоретическом и практическом исследовании проблемы педагогических условий профессионального самоопределения учащихся в системе дополнительного образования, а именно в изостудии. Опыт работы в изостудии на базе общеобразовательной школы, как наиболее распространенный и доступный в звене этой системы, нуждается в коренном переосмыслении и реорганизации. Есть основание полагать, что заложенный в подростках и юношах большой творческий потенциал наиболее полно раскрывается и реализуется в процессс практического освоения разных видов художественной деятельности под руководством художника-педагога, являющегося руководителем студии.

Таким образом, одной из основных образовательных задач студии изобразительного искусства на современном этане является привлечение в область системы дополнительного образования новых видов деятельности и таких методов организации творческого процесса, которые бы способствовали более эффективному развитию индивидуальности учащихся.

Художественная педагогика, адекватно реагируя на все реалии жизни и изменения, происходящие в обществе, обогащается новыми методами и приемами, которые нуждаются в осмыслении, обобщении и систематизации.

Эффективность современных направлений в педагогике искусства находится в зависимости от степени осмысления наследия известных художников-педагогов, оказавших большое влияние на формирование традиций реалистической отечественной художественной школы.

Расширение сферы деятельности в области художественного образования диктует необходимость более глубокого проникновения в проблемы преподавания предметов специального цикла в системе дополнительного образования. Применение художником-педагогом разнообразных инновационных методов в области освоения новых форм пластических искусств открывает подростку и юноше новые возможности в собственном творчестве, формирует сопричастность к художественной культуре.

Перспектива развития образования в области освоения пластических видов искусства на базе изостудии опирается на исторический опыт отечественной педагогики XX века в системе внешкольного образования. Для этого необходимо создание оптимальных условий, которые бы способствовали более успешному самоопределению учащихся.

Вопросы профессионального самоопределения были в иоле зрения психологов и педагогов: СЛ. Рубинштейна, Ю.М. Орлова, И.С. Кона, А.В. Мудрика, П.Д. Шавира, Т.В. Кудрявцева, Д.В. Петровского. Ими было доказано, что профессиональное самоопределение происходит начиная с подросткового возраста.

Проблемы профессионального самоопределения в условиях изостудии не являлись предметом рассмотрения в специальных научных исследованиях. Но теоретические работы Л.В. Бакушииского, Г.В. Лабунской, B.C. Щербакова, Б.П. Юсова, Н.В. Гросул показали, что профессиональный интерес к искусству и художественно-творческие способности могут активно формироваться в условиях изостудии под руководством художника-педагога. Педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в изостудии в процессе освоения разных видов художественного творчества до настоящего времени изучались не достаточно.

Основное внимание в данном диссертационном исследовании уделяется творческому развитию подростков 12-16 лет, так как в этом возрасте, как показывают исследования психологов и педагогов, уже имеются предпосылки для профессионального самоопределения.

Изучение литературы и современного состояния дополнительного художественного образования, а также педагогический опыт автора определили проблему исследования: поиск эффективных путей подготовки учащихся изостудии к выбору своей будущей профессии.

Объект исследования: профессиональная деятельность педагога, направленная на творческое развитие учащихся в изостудии.

Предмет исследования: педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в изостудии.

Цель исследования: определить содержание и методы художественного образования, обеспечивающие профессиональное самоопределение учащихся в изостудии.

Задачи исследования: - изучить степень разработанности выдвинутой проблемы в научнотеоретической, учебно-педагогической литературе, в содержании иреподавания изобразительного искусства и художественного труда в условиях системы дополнительного образования;

- разработать педагогическую модель художественного образования подростков в условиях изостудии;

- определить основные педагогические условия профессионального самоопределения учащихся.

Гипотеза исследования. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях изостудии будет происходить успешно при соблюдении следующих педагогических требований:

- наличие педагогической модели руководства творчеством подростков, подразумевающей художественно-образную взаимосвязь во многих областях искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна;

- руководство изостудией одним педагогом, который формирует навыки профессиональных способов деятельности в соответствии с индивидуальными предпочтениями и возможностями учащегося;

- использование современных форм и методов обучения, учитывающих специфику видов творческой деятельности. Методологическую основу исследовании составили:

- исследования, раскрывающие значение традиций отечественной реалистической школы в художественном образовании (Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин);

- концептуальные основы изучения художественного развития детей и подростков (В.В. Алексеева, Л.В. Бакушинский, Б.П. Юсов, Л.Л. Мелик-Пашаев);

- труды, раскрывающие возможности изостудии в профессиональном самоопределении подростков (Г.В. Лабунская, B.C. Щербаков);

- идея авторской мастерской, нашедшая воплощение в педагогической деятельности известных художников (П.П. Чистяков, В.А. Фаворский, Л. Ашбе, Ш. Холлоши и др.).

Методы исследования: теоретический анализ пенхолого-педагогическои, научно-методической, искусствоведческой и исторической литературы; анализ программ и методических разработок к урокам искусств за период с 1933 г. по настоящее время; изучение материалов из архивов и методических фондов специальных художественных учебных заведений (Московского академического художественного училища памяти 1905 года, Российского художественного училища прикладного искусства, Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова); анализ творческих работ студийцев лонги-тюдным и трансверсальным методами; педагогические наблюдения; опытно-экспериментальная работа.

Научная новнзпа исследования заключается в том, что концептуально обоснована педагогическая модель художественного образования подростков, включающая работу по многим направлениям художественного творчества (изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуры, дизайна) под руководством одного педагога. Раскрыта технология взаимодействия традиционных и современных методов освоения разных видов пластических искусств во взаимосвязи с требованиями к абитуриенту избираемой специализации.

Установлено, что приобщение учащихся изостудии к различным видам художественного творчества, на занятиях в условиях мастерской художника-педагога способствует осознанному и аргументированному выбору будущей профессии, т. е. самоопределению.

Теоретическая значимость исследования: - определены педагогические условия, способствующие профессиональному самоопределению учащихся: создание в системе дополнительного образования творческой мастерской-изостудии, в которой под руководством художника-педагога обучается коллектив учащихся разного возраста; создание педагогического пространства, адекватного для выявления и развития творческой индивидуальности; эффективность взаимодействия художника-педагога и студийца; коммуникативные условия, предполагающие наличие у педагога искусства эмоциональной гибкости и умения увлечь; направленность творческих и познавательных интересов; содержательный уровень каждого творческого задания; наблюдение за качественным ростом творчества учащихся изостудии в течение длительного периода; активная международная выставочная деятельность;

- теоретически обоснована поэтапность художественного развития учащихся с выделением доминанты творческой деятельности для каждой возрастной группы.

Практическая значимость исследовании заключается в создании программы «Познание целостности пластических искусств» и методики преподавания в соответствии с ее содержанием и учебно-творческими задачами; во включении в образовательный процесс систематической проектно-выставочной деятельности. Предложенная программа, разработанная автором исследования, может найти применение в работе педагогов в системе дополнительного образования, художественных школ и школ искусств, в курсе методики преподавания изобразительного искусства в системе повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на фундаментальные научные разработки в области педагогики, психологии, искусствоведения, а также материалы архивов и методических фондов специальных художественных учебных заведений. Объект исследования рассмотрен в его всесторонних и наиболее существенных связях и отношениях. Достоверность исследования обеспечивается многолетней работой соискателя с учащимися изостудии, проведением опытно-экспериментального исследования в условиях реальной деятельности руководителя изостудии, применением разнообразных, взаимно дополняющих методов при анализе и обработке полученного материала. Данный опыт работы с учащимися изостудии экспериментом было охвачено 360 человек) распространялся на различных конференциях, выставках, семинарах: от муниципальных до международных.

Этапы исследования:

I этап (1997 - 1999 гг.) включал процесс работы со студийцами в условиях творческой мастерской. Параллельно составлялись индивидуальные опросники, анализ которых свидетельствует о творческом росте каждого из обучаемых, велось наблюдение за процессом творчества, записывались высказывания учеников по многим проблемам, опосредованно связанным с собственным творчеством. Это позволило в условиях изостудии создать 4 программы для следующих возрастных категорий:

- ранний: 5-7 лет;

-младший: 8-10 лет;

- средний: 11-13 лет;

- старший: 14-16 лет.

II этап (1999 - 2000 гг.) - разработка программ включающих комплекс заданий, построенных по принципу взаимодействия всех видов пластических искусств, включая новые виды и жанры творчества в этой области; поиски методических подходов и педагогических приемов, стимулирующих активное творчество и способствующих самоопределению студийцев - т. е. осознанному выбору будущей профессии.

III этап (2000-2003 гг.)-анализ философской, педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, методологическое обоснование, определение темы исследования, продолжение работы со студийцами, активная выставочная деятельность.

IV этап (2003 - 2005 гг.) - обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по изучению возможностей подготовки учащихся изостудии в специальные художественные вузы различного- профиля, проверка результатов исследования, оформление выводов, текста и приложения диссертации.

Апробация н внедрение результатов исследования докладывались на Международной научной конференции «Стратегия опережающего развития для России XXI века» (1999 г.); на Международной творческой конференции под эгидой ЮНЕСКО «Семейные мастерские: национальные традиции и современные культуры» (2003 г.), на научной сессии аспирантов в Институте художественного образования РАО (2005 г.), в лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО (2005 г.), а также в публикациях.

Опытио-эксисриментальная база исследования: мастерская-изостудия «Трехозерье» при Государственном образовательном учреждении Центре образования № 1048 Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, Научно-методическом центре Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поэтапность художественного развития, смысл которой состоит в выделении доминант для каждой возрастной категории.

2. Подростков характеризует становление индивидуальных мотивов и интересов в области творческой деятельности, что находит отражение в профессионализации их художественной деятельности, как под руководством педагога, так и в самостоятельной работе.

3. Создана система методов, направленная на индивидуальное развитие старшеклассников.

4. Общественно значимая художественная деятельность учащихся, являющаяся средством выражения их принадлежности к культурной жизни страны и мира, содействует формированию нравственных и гражданских качеств личности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Платонов, Сергей Александрович

Заключение

На основе психолого-педагогического анализа и опытно-экспериментальной работы доказано, что ориентация на выдвинутые критерии помогает выявить динамику творческого роста учащихся изостудии, способствующую становлению личностной зрелости, т. е. профессиональному самоопределению:

1. Процесс формирования отношения учащегося к избираемой профессии и способы самореализации происходят, как показывают психолого-педагогические исследования и опыт автора, в подростковым и юношеским возрасте. В этот период осуществляется выбор путей ведущих к самоопределению, т. е. осознанному выбору своего места в жизни и будущей профессиональной деятельности.

2. Педагогическую эффективность работы с коллективом учащихся определила авторская программа «Познание целостности пластических искусств», в которой реализована модель художественного образования, предполагающая взаимосвязь разных видов деятельности в области живописи, графики, плаката, мелкой пластики, дизайна и архитектуры. Следствием применения этой программы на занятиях с учащимися является выбор приоритетных направлений, проявление профессионального интереса к конкретному виду и жанру.

3. В качестве показателей педагогической эффективности работы изостудии рассматриваются:

- стремление к активному творческому взаимодействию учащихся с коллективом изостудии и педагогом;

- выбор в условиях занятий в творческой мастерской-изостудии будущей профессии;

- участие в конкурсах, фестивалях творчества, в городских, республиканских и международных выставках и проектах;

- стремление к самостоятельности как результат погруженности в творческую деятельность.

На основе психолого-педагогического анализа результатов опытно-экспериментальной работы доказано, что ориентация на выдвинутые показатели помогает руководителю изостудии выявить динамику творческого роста учащихся, способствующую становлению личностной зрелости, т.е. профессионального самоопределения.

4. Педагогическими условиями, способствующими профессиональному самоопределению, являются: создание в системе дополнительного образования творческой мастерской-изостудии, в которой под руководством художника-педагога обучается коллектив учащихся разного возраста; создание педагогического пространства, адекватного для выявления и развития творческой индивидуальности; эффективность взаимодействия художника-педагога и студийца; коммуникативные условия, предполагающие наличие у педагога искусства эмоциональной гибкости и умения увлечь; направленность творческих и познавательных интересов; содержательный уровень каждого творческого задания; наблюдение за качественным ростом творчества учащихся изостудии в течение длительного периода; активная международная выставочная деятельность.

На основе изучения опыта работы с детьми в сфере дополнительного образования, базовой школы и художественных мастерских, анализа интересов детей и родителей, индивидуальных характеристик, обзора практики в связи с изменившимися социально-экономическими условиями мы сделали вывод о диапазоне интересов, ориентированных на выбор профессии, об об-щеразвивающих задачах, направленных на развитие творческого потенциала ребенка.

В ходе научно-экспериментальной работы также было выявлено, что педагогически эффективными направлениями в содержании занятий оказались разносторонняя творческая направленность на занятиях, художественное качество выполняемых детьми работ, композиционно-пластическая сторона деятельности, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, помогающих профессиональному самоопределению.

Отражение интересов детей и родителей в содержании различных форм занятий пластическими искусствами (таких как индивидуально-творческая, самостоятельная; массовая выставочная: проведение конкурсов детского творчества на базе мастерской-студии межрегиональных, российских, международных; экскурсионная и т. п.) также является одним из условий успешного профессионального самоопределения.

Эксперимент показал, что обучение пластическим искусствам в комплексе, по единой программе стимулирует создание творческих работ, направленных на творческое развитие, дает дальнейшие ориентиры при выборе профессии.

Этому способствуют:

• взаимосвязь занятий с жизнью; ш • проба творческих возможностей в разных видах пластических искусств живопись, графика, дизайн, моделирование одежды и др.);

• единый н органичный педагогический подход на занятиях у одного педагога, владеющего универсальным методом преподавания искусства;

• взаимосвязь с предметами базовой школы, дающая творческое обогащение студийцев;

• привитие эстетического вкуса.

В результате проведенной опытной работы по авторской программе «Познание целостности пластических искусств: изобразительного (графика, живопись, плакат), декоративно-прикладного (мелкая пластика, коллаж), конструктивного (дизайн, моделирование и конструирование одежды, проектирование интерьеров, выставок, реклам)» у студийцев получили развитие следующие качества: а) умение ориентироваться в пластических искусствах на базе различных видов творческой деятельности; б) умение применять полученные знания на практике.

Исследования указывают на необходимость дальнейшего совершенствования программ, методических пособий и рекомендаций по дополнительному образованию в области пластических искусств.

В диссертации разработаны основные виды и формы обучения пластическим искусствам, которые способствуют развитию художественно-творческой деятельности, показаны пути организации работы мастерской-студии по предложенной авторской программе, которая является системой, оптимизирующей весь учебно-воспитательный процесс.

По нашим педагогическим наблюдениям, изменения в личности учащихся, в их отношениях с родителями, поведением в семье, школе, студии, повышению требований к себе, к качеству своего труда, позитивно сказываются на успеваемости и являются заметным вкладом в общее развитие студийца - становления на путь профессионального самоопределения.

Данная работа, являясь логическим продолжением исследований в области пластических искусств в системе дополнительного образования студийцев, выполнена в лаборатории истории художественного образования Института художественного образования РАО.

По мнению автора диссертационного исследования, разработка взаимосвязи занятий в области многих видов пластических искусств под руководством одного педагога в изостудии должна представлять интерес для педагогической науки.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в Детской мастерской-студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трехозерье» при средней общеобразовательной школе № 1048 (ныне Центр образования № 1048) ВЛО г. Москвы. Данный опыт работы распространялся и трансформировался на различных конференциях, выставках, семинарах, на проводимых на базе мастерской-студии межрегиональных, российских, международных выставках детского творчества. О работе и деятельности мастерской-студии «Трехозерье» отмечено в 22 научных изданиях и в более 50 статьях в средствах массовой информации, а также в репортажах телеканалов «Культура», «ТВЦ», кабельного телевидения Восточного округа г. Москвы «Восток», радиокомпаний «Подмосковье», «Люберецкое радио», «23 студия», «Голос Родины». Работы учеников опубликованы в каталогах российских и международных выставок детского творчества и различных изданиях. Произведения детей и подростков находятся в фондах музея В.А. Тропинина и московских художников его времени, Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, в российских и международных детских художественных галереях.

Руководитель мастерской-студии был председателем и членом жюри многих детских выставок и конкурсов - от муниципальных до международных. Мастерская-студия «Трехозерье» принимает участие в различных международных конференциях и выставках, направленных на укрепление дружбы и взаимопонимания, на содействие образовательному, художественному и культурному обмену.

Основные положения отражены в ряде публикаций (56 публикаций).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Платонов, Сергей Александрович, 2005 год

1. Абрамова В.В. Из истории подготовки учителей изобразительного искусства // Советская педагогика. 1987. - № 11. -С. 104- 107.

2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. - 288 с.

3. Алексеева В.В. Что такое искусство. Вып. 1. М.: Советский художник, 1973. - 162 с.

4. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М.: Просвещение, Владос, 1994. - 160 с.

5. Ананьев Б.Г., Ребалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 290 с. Арнхейм Р. Искусство и визуальное воспитание. - М.: Прогресс, 1974.-392 с.

6. Асанов А.И. Взаимосвязь видов художественной деятельности в системе учебно-воспитательной работы изо-кружка (на мат. Республики Кыргызстан): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1993.- 17 с.

7. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе //

8. Вестник просвещения. 1925. - № 2 - 3. - С. 83 - 90.

9. Бакушинский Л.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-352 с.

10. Бакушинский Л.В. Художественное творчество и воспитание. Новая Москва, 1925. - 240 с.

11. Барышникова Л.П. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-пространственной среды: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. - 17 с.

12. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. -165 с.

13. Башилов Я.А. Значение изобразительного материала в работе преподавателя ИЗО // Искусство в школе. 1927. - № 5. -С. 15-19.

14. Башилов Я.А. Основные черты новых программ ИЗО // Искусство в школе 1928. - № 3. - С. 1-6.

15. Беда Г.В. Живопись: Учеб. для студентов пед. институтов по спец. № 2109 «Черчение, изобразительное искусство и труд».-М.: Просвещение, 1986.- 192 с.

16. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. Ташкент: Фан, 1975. - 244 с.

17. Бейер В.И., Лемпилов К.М., Разыграев Е.В. Изобразительная грамота в трудовой школе. М.: Универсальное научное издательство, 1929. - 56 с.

18. Бейер В.И., Лемпилов К.М., Разыграев Е.В. Рисование (в школе): Сб. статей. Л.: Зачатки знаний, 1927. - 175 с.

19. Белютин Э.М., Молева I I.М. Школа Ашбе. М.: Искусство, 1958.-116 с.

20. Беляева Л.С. Творческая деятельность подростков в системе внеклассной работы по искусству: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1968. - 16 с.2425,26,27

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.