Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Былкова, Светлана Викторовна

  • Былкова, Светлана Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 208
Былкова, Светлана Викторовна. Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2004. 208 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Былкова, Светлана Викторовна

Введение.

Глава 1. Психолого-педагогические основы освоения музыкальной культуры младшими школьниками.

1.1. Музыкальное восприятие как психолого-педагогическая основа освоения музыкальной культуры в различные истори- 14 ческие эпохи.

1.2. Особенности развития музыкального восприятия младших школьников.

Глава 2. Теория и практика освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

2.1. Сущность и содержание понятия "музыкальная культура родного края".

2.2. Особенности практического освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (на примере Московского региона).

3.1. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня освоения младшими школьниками музыкальной культуры Московского региона.

3.2. Ход и результаты экспериментальной работы по освоению младшими школьниками музыкальной культуры родного края (формирующий и контрольный этапы).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края»

Актуальность исследования. Современный этап духовного развития нашего общества характеризуется повышенным интересом к истории страны, ее культуре, традициям, фольклору, имеющим неповторимое своеобразие в разных местностях. В этих;условиях изучение музыкальной культуры родного края в школе приобретает особое значение (фольклор, произведения композиторов). Наряду с достижениями мировой и отечественной музыкальной культуры материал родного краяt целесообразно более активно вводить в учебно-воспитательный процесс школы как один из важнейших каналов патриотического воспитания:

Несмотря; на ценность и высокохудожественность музыкального материала родного края, который мог бы быть использован, он не занимает должного места в учебно-воспитательной работе школы, не отражен во многих региональных программах, слабо представлен в методической литературе, учебных пособиях. Наряду с этим следует отметить, что материалы по литературе, истории, геофафии, живописи родного края с успехом применяются в общеобразовательной школе на уроках и внеклассных занятиях. Между тем краеведческий музыкальный материал в силу своей доступности, наглядности, локальной закрепленности является, действенным средством развития личности ребенка, условием формирования его культуры, воспитания как гражданина и патриота.

Возможность более активно* включать материалы по музыкальной культуре родного края в практику воспитания и обучения появилась в последние годы в связи с принятием государственных образовательных стандартов школ, колледжей, вузов, в которые, наряду с федеральным, включен национально-региональный компонент. В рамках национально-регионального компонента музыкальная культура родного края может занять свое достойное место и стать действенным средством личностного и музыкального развития учащихся.

Особенность музыкальной культуры родного края определяется спецификой региона, географическими, природными, социальными условиями, этническим; своеобразием и личностными качествами композиторов, исполнителей, слушателей, образовательной и просветительской жизнью края. Проблемы изучения и использования музыкальной культуры родного края в воспитании подрастающего поколения требуют объединения усилий ученых, преподавателей вузов и школ, сотрудников музеев и архивов, различных общественных и образовательных организаций.

Музыкальному педагогу общеобразовательной школы, по справедливому утверждению Б.В;Асафьева, необходимо'быть "теоретиком, регентом, музыкальным историком, музыкальным этнографом, а также хорошо владеть инструментом". Он ориентировал педагога-музыканта на постоянное пополнение собственных знаний; в том числе, в области музыкальной этнографии и истории музыки родного края.

Проблема воспитательно-образовательного потенциала музыкальной культуры родного края исследовалась педагогами, психологами, искусствоведами. Необходимость изучения музыкальной культуры как источника становления; личности обосновали Б.В.Асафьев- Д.СЛихачев. Концептуальные подходы к содержанию, формам, методам использования краеведческого музыкального материала в воспитании, обучении и развитии личности обосновали Б.С.Штейнпресс, М;А.Этингер, Л:З.Корабельникова. В исследованиях А Н Малюкова, В А.Салеева и др. национально-этническое самосознание характеризуется как один из основных признаков, жизнедеятельности этноса, обуславливающий развитие его духовной культуры. Ученые подчеркивают, что самосознание формируется, когда человек начинает ощущать себя представителем нации, опираясь на такие признаки, как общность языка, психологического склада, условий жизни и, что особенно важно для нашего исследования, общность культуры.

Формирование музыкальной культуры школьников рассматривается в современных исследованиях в неразрывном единстве с введением детей в мир общечеловеческих ценностей, прежде всего, в культуру и традиции своего народа (А.ГЛарионова, Т.Б.Гальцева, Ш.Х.Гусейнова).

В качестве основы формирования музыкальной культуры исследуется развитие восприятия музыки у младших школьников. Проблеме музыкального восприятия посвящены исследования Э.Б.Абдуллина, М.Г.Арановского, ЛШ.Бочкарева, Л.С.Выготского, А.Л.Готсдинера, Д:К.Кирнарской-В.В.Медушевского, Б.С.Мейлаха; Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина и др. Однако в современных исследованиях сделана попытка, изучить только условия восприятия музыкальной культуры школьниками: особенности самой музыки, психо-социальные характеристики слушателя (Д.К.Кирнарская). Это дает основание сделать вывод о том, что процесс развития восприятия музыки родного края у младших школьников s практически не изучен.

Таким образом, обнаружились. противоречия между: признанием особой ценности музыкальной культуры родного края в личностном, нравственном становлении ребенка, необходимостью использования материалов по музыкальной культуре родного края в процессе воспитания и обучения младшего школьника и отсутствием научно-педагогических материалов, базирующихся на материале региональной культуры; недостаточной изученностью музыкальной культуры родного края и потребностью в новом учебном материале для общеобразовательной школы.

Теоретическое изучение и анализ ситуации в образовательной практике, выявленные противоречия, а также собственный практический опыт педагогической деятельности позволили сформулировать цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками.

Объект исследования - воспитание младших школьников на материале музыкальной культуры родного края.

Предмет исследования - педагогические условия освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края на внеклассных занятиях.

Гипотеза исследования. Музыкальная культура родного края является важным средством развития младших школьников. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие. Процесс освоения музыкальной культуры родного края будет протекать более эффективно при следующих условиях:

- включения, особенно, во внеклассную работу, музыкального материала родного края в силу его наглядности, доступности, близости к музыкальным интересам ребенка, локальной закрепленности;

- разработанности учебно-методического обеспечения на материале местной музыкальной культуры;

- применения комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края младшими школьниками; использования различных форм знакомства с материалом, применения высокохудожественного краеведческого материала во всех основных видах музыкальной деятельности;

- понимания учителем важности освоения музыкальной культуры родного края как основы для дальнейшего личностного и музыкального развития ребенка в триединстве следующих компонентов восприятия: эмоциональность, осознанность, интерес:

Задачи исследования:

1. Раскрыть содержание и сущность понятий - "музыкальная культура родного края", "освоение музыкальной культуры родного края".

2. Определить исходный уровень и выявить динамику освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края в процессе опытно-экспериментальной работы.

3. Разработать теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, базирующуюся на ее восприятии детьми.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем целесообразность и обоснованность модели; выявить педагогические условия эффективного освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края.

Методологическая основа исследования: теоретические положения отечественной педагогики о воспитании, обучении и развитии школьников (Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, А.Н.Джуринский, Г.М:Коджаспирова, С.А.Козлова, В.В.Краевский, М.А.Лукацкий, В:А.Сластенин и др.); передовые педагогические концепции эстетического воспитания и преподавания искусства в школе (В.В.Корешков, Н.М.Конышева, А.Н.Малюков, Б.М.Неменский и др.); концепция массового музыкального воспитания (Д;Б.Кабалевский); труды по теории краеведения (П.В.Иванов, Д.С.Лихачев и др.) и музыкальному краеведению (Е.К.Карпова, Т.Ю.Куперт, Л.А.Тарасова, Б.С.Штейнпресс, М^А.Этингер); труды по теории и методике музыкального воспитания и обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Л Г.Арчажникова, Е.А.Бодина, Л.А.Рапацкая, Л.В.Школяр и др.); положения общей психологии и психологии искусства по вопросам восприятия (Л.С.Выготский, Д.К.Кирнарская, Р.С.Немов, В.И.Петрушин, А.Н.Сохор, Г.С.Тарасов, Б.М:Теплов, Г.М.Цыпин, и др.); идеи музыкознания (Б.В;Асафьев, Р.И.Грубер; Л:З.Корабельникова, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Н.Ф.Финдейзен и др.).

Источники исследования. В диссертации использованы материалы Музея истории г. Москвы, Центрального музея музыкальной культуры им. М:И.Глинки, фондов библиотеки® Союза композиторов* Москвы, музея Московской государственной консерватории: им. П.И.Чайковского, Государственного Академического Большого театра РФ. Ценными источниками исследования послужили: центральная и местная печать, встречи с музыкантами Москвы и их родственниками.

Методы исследования: В процессе исследовательской работы нами применялись следующие методы: изучение теоретической литературы по проблеме исследования; изучение материалов архивов музеев и: библиотек; опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование); тестирование; педагогическое наблюдение и самонаблюдение, обобщение педагогического опыта работы с учащимися и студентами педагогического колледжа; количественные и качественные методы обработки данных.

База исследования. Исследование осуществлялось в начальных классах общеобразовательных школ г.Москвы (№№ 61, 590, 712, 1061, 1230), педагогическом колледже № 6 г.Москвы, Московском городском педагогическом университете, в рамках курсов ФППК МГПУ. Выборка контингента испытуемых: 300 учащихся начальных классов общеобразовательных школ Московского региона, 75 студентов педагогического колледжа, 9 методистов колледжей по педагогической практике, 20 учителей музыки общеобразовательных школ.

Этапы исследования. На первом этапе (1997-2000 г.г.) проводилась предварительная внеклассная опытно-педагогическая работа на музыкальном материале родного края в общеобразовательных школах, педагогическом колледже №> 6 г. Москвы; собирался материал по музыкальной культуре Москвы в процессе встреч с известными музыкантами и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

На втором этапе (2000-2001 гг.) анализировалась и обобщалась литература по проблеме исследования; определялись теоретические подходы к решению проблемы; уточнялись методологические основы» исследования; изучался педагогический опыт развития музыкального восприятия младших школьников.

На третьем этапе (2001-2003 гг.) разрабатывалось содержание опытно-экспериментальной работы: учебный материал по музыкальной культуре родного края для внеклассных занятий в начальной школе; проводилось констатирующее обследование уровня освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников контрольной и экспериментальной групп; осуществлялись формирующий и контрольный этапы опытно-экспериментальной работы.

Четвертый этап (2003-2004 гг.) посвящен анализу и обобщению данных опытно-экспериментальной работы; формулировке выводов и литературному оформлению диссертации.

Научная новизна исследования.

- Обоснована необходимость целенаправленного включения музыкального материала родного края во внеклассную работу в целях личностного развития младших школьников.

- Сформулировано определение музыкальной культуры родного края как совокупности музыкальных ценностей; деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей, втом числе в учреждениях культуры и образования края.

- Определены сущность и содержание понятия - освоение музыкальной культуры родного края: комплексный процесс отражения в сознании ребенка явлений местной музыкальной культуры на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

- Внесен вклад в исследование музыкальной культуры города в результате встреч с известными музыкантами Москвы и их родственниками, изучения фондов архивов и библиотек.

- Определены педагогические условия освоения младшими; школьниками музыкальной культуры родного края: опора на модель и основные компоненты процесса восприятия (эмоциональность, осознанность, интерес); использование разнообразных видов музыкального материала родного края во внеклассной работе с учащимися; применение комплексной методики.

Теоретическая значимость исследования.

- Проанализированы концепции освоения музыки в различные исторические эпохи.

- Разработана теоретическая модель освоения младшими школьниками< музыкальной культуры родного края через ее восприятие.

- Раскрыт педагогический потенциал музыкальной культуры родного края в ее личностно-развивающей направленности на ребенка.

- Обоснована важность освоения музыкальной культуры родного края для дальнейшего овладения музыкальным искусством, а также для формирования духовной культуры ребенка.

Практическая значимость исследования.

Разработанные содержание, формы и методы освоения! младшими школьниками; музыкальной культуры родного края могут успешно использоваться на уроках музыки и во внеклассной работе с учащимися, в учреждениях дополнительного образования, в профессиональной подготовке и в системе повышения квалификации учителей. Обозначено перспективное научно-практическое направление для дальнейших исследований в области музыкальной культуры г. Москвы и Московской области.

Обоснована и экспериментально проверена комплексная методика освоения музыкальной культуры родного края у младших школьников, основанная на: общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы, освоении высокохудожественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе "Методика музыкального воспитания" для студентов педагогических колледжей; в разработках внеклассных занятий по музыке для учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Результаты исследования целесообразно включить в учебные пособия, хрестоматии педагогического репертуара и др. на музыкальном материале родного края для школ Московского региона.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; репрезентативностью контингента опытно-экспериментальной работы; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность музыкальной культуры родного края, являющейся составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения, состоит в совокупности музыкальных ценностей; деятельности людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению, использованию этих ценностей, в том числе, в краевых учреждениях культуры и образования.

2. Освоение музыкальной культуры родного края понимается нами как комплексный процесс отражения в сознании человека явлений местной музыкальной культуры (профессиональной и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

3. Основой освоения музыкальной культуры родного края является ее восприятие, структура которого характеризуется тремя компонентами: эмоциональность, осознанность, интерес. Развитию активного восприятия музыкальной культуры родного края у младших школьников в значительной степени способствуют следующие педагогические условия:

- опора на< теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, представляющей собой взаимодействие компонентов (музыкальная культура родного края, характерные особенности реципиента - жителя региона, восприятие музыкальной культуры родного края как основа ее освоения;

- использование таких видов школьного музыкального материала родного края, как: музыка профессиональных и самодеятельных композиторов Москвы и области; музыкальный фольклор Московской области; материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах края и др.

- применение комплексной методики освоения музыкальной культуры родного края, основанной на общепедагогических и специальных музыкально-краеведческих методах и формах работы (встречи с музыкантами или их родственниками, экскурсии по родному краю, посещение концертов; и др.), освоении высоко художественного учебного материала в различных видах музыкальной деятельности учащихся:

4. Освоение музыкальной культуры родного края является благоприятным фактором для личностного развития младших школьников в целом и освоения! ими ценностей отечественной и мировой музыкальной культуры при условии реализации следующих принципов: связь музыки с повседневной жизнью ребенка, доступности для него музыкального содержания и форм, их локальной закрепленности и др.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе обсуждения работы на кафедрах: методики начального обучения, истории и теории музыки и музыкального образования Московского городского педагогического университета; через; выступления автора на научно-практических конференциях: "Дни науки в МГПУ" (2001), "Двухступенчатая подготовка педагогических кадров в системе "педколледж - университет"

2002), "Учимся, мастерству" (2002), "Методическая подготовка учителя! начальных классов к работе в условиях модернизации столичного образования'»'

2003), "Дни! науки в МГПУ" (2003), "Эффективный, учитель" (2004); через публикации материалов по теме исследования; во; время» чтения лекций на ФППК МГПУ для учителей школ и колледжей г.Москвы; в процессе педагогической деятельности автора в Московском педагогическом колледже № 6, а также в общеобразовательных школах г. Москвы (№№ 61, 590, 712, 1061, 1230).

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, за* ключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Былкова, Светлана Викторовна

Выводы по третьей главе.

Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной нами методики освоения музыкальной культуры родного края у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Итоги формирующего этапа эксперимента позволили сделать вывод о состоятельности выдвинутой вначале исследования гипотезы. В эксперименте были успешно апробированы предложенные нами научно-теоретические и педагогические основы; формы и методы проведения внеклассной работы, направленной на освоение материала музыкальной культуры родного края.

Результаты обследования показали, что общий уровень знаний о средствах музыкальной выразительности повысился: большая динамика - в экспериментальном классе, меньшая - в контрольном. Необходимо отметить, что у учащихся экспериментального класса качественный уровень усвоения этих знаний более высокий, к концу эксперимента ученики продемонстрировали умение свободно оперировать ими, осознавая выразительную роль каждого.

Значительно меньшая часть учащихся контрольного класса смогла столь же успешно реализовать свои знания на практике: из девяти учащихся, показавших высокий* уровень знаний о средствах музыкальной выразительности - только четверо успешно определяли на слух знакомые музыкальные средства.

Знания о средствах музыкальной выразительности в контрольном классе недостаточно прочны и не имеют практической значимости для младших школьников, о чем: свидетельствует неумение ими пользоваться, продемонстрированное к концу эксперимента.

Наиболее эффективно процесс восприятия' музыки протекает, если младшие школьники вовлечены в активную, интересную для них музыкальную деятельность, которая, в свою очередь, формирует и развивает эту способность. Так, результаты экспериментального класса, внеклассные занятия в которых посещались с наибольшим интересом и желанием, свидетельствовали о сформированности сознательного отношения к видам музыкальной деятельности на музыкальном материале родного края. Низкий уровень здесь минимален, учащиеся экспериментального класса отдавали предпочтения не одному-двум видам внеклассной деятельности на местном материале (как это проходило в контрольном классе), а практически всем, которые использовались в их обучении.

139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, подтвердив правильность выдвинутой* гипотезы и актуальность >поставленной проблемы, проведенное нами* теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Освоение младшими школьниками музыкальной культуры родного края является важным средством личностного развития ш патриотического воспитания младших школьников, освоения ими ценностей отечественной и мировой < культуры. Основой освоения - музыкальной культуры родного края является ее восприятие, структура^ которого характеризуется тремя компонентами: эмоциональность, осознанность, интерес.

2. Изучение исходного уровня освоения учащимися музыкальной кул fa-туры родного края показало, что у детей об этой культуре складываются стихийные неполные представления; преобладание на уроках вербальных методов затрудняет ее эмоциональное восприятие; учителя к приобщению детей к местной музыкальной! культуре не подготовлены; содержание, методы и формы в этом направлении не разработаны.

3. Музыкальную культуру родного края, являющуюся составной частью музыкальной культуры общества и музыкального краеведения; мы понимаем; как совокупность музыкальных ценностей, деятельность людей по созданию, сохранению, воспроизведению, распространению и использованию этих ценностей, в том числе в учреждениях культуры и образования края.

41 Сущностью освоения музыкальной культуры родного края является восприятие локальной; музыкальной культуры, где ярко реализуются! принципы: наглядности, доступности, связи с жизнью, локальной закрепленности. Освоение музыкальной культуры родного края; - это комплексный процесс отражения в сознании! ребенка явлений местной музыкальной культуры (профессиональной и народной) на основе эмоционально-чувственного переживания, осознанной мыслительной деятельности и активизации интереса.

5. Необходимыми педагогическими условиями освоения младшими школьниками музыкальной культуры родного края являются:

- опора на теоретическую модель освоения музыкальной культуры родного края, представляющую взаимодействие компонентов - а) музыкальная культура родного края; б) характерные особенности реципиента - жителя региона (обуславливают специфику местного восприятия); и в) восприятие: музыкальной культуры родного края. Каждый из названных компонентов имеет свою структуру (см: схему 1, с. 12). Так, восприятие музыкальной1 культуры родного края характеризуется < эмоциональностью; осознанностью, интересом;

- использование таких видов школьного музыкального материала родного края; (на примере Москвы), как: музыка профессиональных и самодеятельных композиторов Москвы и области; музыкальный фольклор Московской области; материалы об истории музыкальных заведений и учреждений культуры края; сведения о видных музыкантах-исполнителях, творческих коллективах Москвы и области; исследования по музыкальной культуре Москвы различных исторических эпох;

- применение разработанной нами комплексной методики освоения? младшими школьниками музыкальной культуры родного края. Она основана на общепедагогических и. специальных методах работы; использовании различных форм знакомства с материалом; применении высокохудожественного краеведческого материала во всех основных видах музыкальной деятельности школьников.

6. Выявлены преимущества внеклассных форм работы с младшими школьниками (встречи с музыкантами или их родственниками, экскурсии по родному краю, посещение; концертов и др.): они позволяют значительно расширить содержание работы с детьми засчет приобщения к региональной музыкальной? культуре, добиться ее полноценного эмоционального и осознанного восприятия, стимулировать, интерес к региональной музыкальной культуре.

7. Проведенное исследование решило поставленные задачи и доказало гипотезу. Оно способствует развитию содержания, форм и методов работы по освоению музыкальной культуры родного края младшими школьниками. Разработанный нами материал по музыкальной культуре родного края может найти активное применение в массовой практике школ, колледжей, вузов. Перспективным направлением дальнейшего развития диссертационной проблематики является разработка научно-методических основ освоения музыкальной культуры родного края в средней школе.

142

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Былкова, Светлана Викторовна, 2004 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М., 1992.

2. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурс, аспирантов, слушателей ФПК. М., 1990:

3. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.,1982;4: Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М., 1983.

4. Адорно Т.Д. Введение в социологию музыки. М., 1973.

5. Акопян К З. Восприятие музыки и его роль в формировании характера подростка.//Психология подростка: Межвуз.сб.науч.тр. М:,1993.

6. Акопян К.З. Учебное пособие по теории культуры: Дисс. докт. пед. наук. Нижний Новгород, 1993.8^ Александрова Е.В. Развитие восприятия музыкального образа у первоклассников: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1991.

7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.

8. Алиев Ю.Б. Формирование и развитие гармонического слуха школьников-подростков в процессе восприятия музыки // Музыкальное восприятие школьников. М., 1975.

9. Алиев Ю.Б. Формирование музыкальной культуры школьников-подростков // Дисс. докт. пед. наук. М., 1987.12; Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

10. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

11. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы // Музыкально-педагогическая подготовка учителя: Сборник трудов. М., 1973.

12. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.,1974.

13. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей/ Под ред.М.Арановского М., 1974.

14. Аристотель. Метафизика. M.-JI., 1934.

15. Арнольдов А.И. Культура и современность. М. 1973.

16. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М., 1994.

17. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой: из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. -М., 1985.

18. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л ., 1971.

19. Асафьев Б.В. О ближайших задачах социологии музыки // Г.И.Мозер Музыка средневекового города. М., 1927.

20. Асафьев Б.В. Принцип контраста в музыке и его методическая роль в постановке занятий по слушанию музыки //Музыка в школе. М.,1984. -№3.

21. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии. М., 1964.

22. Баранова Н.К. Формирование творческих способностей студентов средствами национального музыкального искусства Хакассии: Дисс. канд.пед.наук. М., 1999.

23. Бахтин М.Г. Вопросы литературы и эстетики: Сб. статей. М., 1975.

24. Беленькая Л:В. Об условных рефлексах на время у музыкантов // Музыкальная психология: Сб. статей. М., 1992.

25. Белобородова В.К. Музыкальность // Музыкальное восприятие школьников. /Под ред. М.А.Румер. М.,1975.

26. Белобородова В.К. О некоторых особенностях музыкального восприятия младших школьников.//Музыкальное восприятие школьников. /Под ред М.А.Румер. М.,1975.

27. Белобородова В.К. Развитее музыкального восприятия младших школьников // Музыкальное воспитание в школе. М., 1978. - Вып. 13.

28. Беляева-Экземплярская С. О психологии восприятия музыки. М., 19241

29. Бердова О.В. Культурная жизнь Костромы и Костромской губернии по материалам местной периодической печати конца XIX начала XX века: Автореф. дисс. канд. искусствовед. - Ml, 19981

30. Бердова О.В1 Культурная жизнь Костромы и Костромской губернии по материалам местной периодической печати конца XIX начала XX вв.: Дисс. . канд. искусствовед. - М., 1998.

31. Бизина-Аккерман Е.В. Этнопедагогические условия музыкального воспитания в национальной культурной автономии немцев Омской области: Дисс. канд.пед.наук. -Екатеринбург, 1998.

32. Благонадёжина JI.M. Психологический анализ слухового представления мелодии //Музыкальная психология: Сб. статей / Под. ред. М.Старчеус -М., 1992.

33. Блинова М.К. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. М., 1974.

34. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., 1978.38; Блудова В.В. Два типа перцепции и особенности восприятия искусства.//

35. Проблемы этики и эстетики. JI1,1975. - Вып.2.

36. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: современные тенденции развития: Дисс. докг. пед. наук. М , 1992.

37. Большакова И.В. Музыкальная культура Самары середины XIX века -30-х годов XX века: Автореф. дисс. канд. искусствовед. М., 1997.

38. Большакова И.В. Музыкальная культура Самары середины XIX века -30-х годов XX века: Дисс. канд. искусствовед. М., 1997.

39. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю.Москвин. М., 2002.

40. Большой толковый словарь русского языка. Спб., 1998.

41. Борисов ГЛ. Музыкальная культура Екатеринограда с начала 19 века по45

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.