Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Копыл, Алексей Николаевич

  • Копыл, Алексей Николаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 142
Копыл, Алексей Николаевич. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ставрополь. 1999. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Копыл, Алексей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ.

1.1. Социальные и этико-философские аспекты формирования нравственной личности в современном обществе.

1.2. Сущность и характеристика нравственной устойчивости как личностного качества в современной педагогике и психологии.

Глава 2. ПРОЦЕСС И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКА.

2.1. Программа и диагностическая основа эксперимента по формированию положительного нравственного опыта подростков и его самосовершенствованию.

2.2. Программа и основные результаты опытно-экспериментальной работы по обучению подростков культуре поведенческой саморегуляции.

2.3. Индивидуализация воспитания нравственной устойчивости подростка на основе самопознания и самореализации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе»

Для решения проблем нравственного воспитания в современной школе необходимо освоение педагогами комплекса этических идей и педагогических технологий, адекватных современной социально-педагогической ситуации. Во все времена каждая общественная система создавала свой кодекс морали, охранявший ее существование.

В России в конце XX в. сложилась необычайно сложная, противоречивая ситуация как в идеологии и политике, так и в сфере морали и образования молодежи. Ей свойственны как негативные процессы, проходящие во всем мире, так и собственные, специфические трудности кризиса переходного периода. Теоретиками социальной и этической философии, социологии, педагогики и психологии ведется поиск тех универсальных или "кон-сенсусных" основ, которые могли бы быть заложены в программу нравственного воспитания народа и, особенно - молодежи.

В этих условиях остро встает необходимость нравственного воспитания молодого поколения, максимального использования опыта прежних систем нравственного воспитания.

Школа как социальный институт оказывается неподготовленной к новому периоду исторического существования российской цивилизации и перенесла центр педагогического процесса на дидактические технологии как более понятные и реализуемые, всё более отходя от трудных и запутанных проблем нравственного воспитания. Кризис советского социалистического эксперимента и коммунистической идеологии в наибольшей степени разрушил ценностные ориентиры в сфере тесно переплетенного между собой политического и нравственного воспитания, которое не случайно ранее в пропаганде и литературе называлось идейно-нравственным или идейно-политическим (что подразумевало безыдейность и безнравственность всякого инакомыслия, борьбе с которыми уделялось особое внимание пропагандой и воспитанием). В прошлом оказался мир коммунистической идеологии и морали, а новая еще не оформилась. Школа в этих условиях не имеет четкой программы духовного оздоровления подрастающего поколения, у нее нет системы нравственного воспитания, адекватной сложной социально-педагогической ситуации. В результате происходит перекос: в системе образовательных ценностей доминирует интеллектуальное развитие, а духовно-нравственное в школьной практике запущено, ибо не обеспечено четкими и реалистичными ценностными ориентирами и разработанными для сложившейся социально-педагогической ситуации педагогическими технологиями.

В то же время известно - в отечественной педагогике советского периода было немало ценного, что обеспечивало успех системы нравственного воспитания школьников. В АПН СССР был НИИ общих проблем воспитания с десятками сотрудников в отделах и лабораториях, профессионально занимавшихся созданием и обобщением опыта педагогической работы по нравственному воспитанию. Накопленный опыт создания воспитательных педагогических технологий требует уважительного переосмысления и отбора самого ценного. Целесообразно определить те научные позиции и разработки советского периода, которые в новых условиях могут использоваться эффективно. Так, методологически значима сама идея создания поэтапной, адаптированной к разным возрастным группам учащихся программы нравственного воспитания (И.С. Марьенко, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев). Уже появляются новые авторские программы по этике и этикету, национальному и патриотическому воспитанию. Как образцы гуманного подхода к детям и профессионально-педагогического мастерства до сих пор ценны книги В.А. Сухомлинского "Рождение гражданина" и "Сердце отдаю детям". Технологически великолепны книги A.C. Макаренко по коллективному воспитанию (117), работы И.П. Иванова по коммунарской методике (53), работы A.B. Мудрика по нравственному воспитанию старшеклассников (129) и др. Актуальны для исследований и разработок в области воспитания конкретность и развернутость, с которой Е.В. Бондаревская раскрыла сущностную характеристику нравственного воспитания, определив его как формирование нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысления усилиями самого воспитанника (24).

В нашем исследовании как системообразующие понятийного аппарата при разработке авторской методики используются термины и понятия, определенные Б.Т. Лихачевым (нравственная воспитанность, нравственное сознание, нравственные ценности, нравственные позиции), и его определение: "Нравственное воспитание - это процесс достижения ребенком высокой моральной воспитанности посредством педагогической организации его жизни, формирования нравственного сознания в единстве с поступками и отношениями" (112, с. 118).

Демократизация общества сняла многие ограничения на поведение человека, предоставив ему право делать всё, что не запрещено законом. А при несовершенстве законов и слабом контроле за их исполнением этот постулат демократии оказался источником неконтролируемого и часто безнравственного поведения. Исследования JI.C. Выготского, П.П. Блонского, В.М. Мясищева, К.В. Иорданского и др. еще в 30-е годы доказали, что без сдерживающего нравственного начала в неустойчивый подростковый возраст неизбежно происходит рост детских правонарушений и преступлений. В 50-70-е годы вопросы нравственного воспитания и предупреждения детской аморальности были предметом многих исследований (Н.Е. Ведерникова, Н.М. Алемаскин, Д.М. Гришин, И.С. Марьенко и др.).

В кризисное время вновь наблюдается всплеск детской и юношеской преступности и массовой подростковой аморальности. Рост детских правонарушений ежегодно составляет до 20% в год. Данные обследований говорят о том, что свыше 60% выпускников уже пробовали наркотики, почти 100% принимали алкоголь и доходили до крайней степени опьянения. В разных регионах от 40-80% школьников подросткового возраста начинают половую жизнь. Они смотрят на сексуальные отношения как на спорт, развлечение типа танцев на дискотеке или юношеских вечеринках. Создается подростковая субкультура, включающая наряду с массовыми развлечениями в свои ценности и допустимость насилия. Западная массовая культура, потоком хлынувшая в Россию, захлестнула подростковую среду, провоцируя фанатизм, поклонение кумирам, массовый психоз, драки, насилие над сверстниками и старшими, в том числе - родителями и учителями. Общественность бьет тревогу, предлагая ограничительные меры типа запретов на порнографию, кассеты порнографических видеофильмов и ограничение всех видов насилия, показываемых на телевидении. Вряд ли это существенно изменит ситуацию в эпоху всеобщей доступности любой информации - в том числе по системе "Интернет". Отмечается рост агрессивности среди детей, как реакция на враждебность социального мира (35, 46, 80, 131, 156, 158, 166 и др.). Основными ценностями для них становятся чрезмерные материальные запросы и требования. Идеология современных прожигателей жизни примитивна и проста: "Хочу сейчас и все сразу". Тех, кто мешает этому, подвергают насилию. Педагогическая общественность бьет тревогу -за 1997-1998 гг. в "Учительской газете", еженедельнике "Первое сентября", в журналах "Мир образования", "Народное образование" (316 статей) опубликованы жалобы о низком уровне нравственного воспитания.

Отечественная школа имеет и в ряде мест сохранила опыт положительного нравственного воспитания детей и подростков. Нравственно-устойчивой остается и подростковая субкультура учебных заведений нового типа (гимназии, лицеи, колледжи, многие общеобразовательные школы с крепкими педагогическими коллективами). Заслуживает специального исследования (выходящего за конкретные рамки нашей проблематики) выявление факторов и условий, которые здесь срабатывают: системы отбора воспитанников и педагогов, особенностей взаимоотношений с социумом этих воспитательных технологий.

При изучении опыта работы школ выяснилось, что отход от идеологических постулатов научного коммунизма привел значительную часть учительства в шоковое состояние. Понимая необходимость нравственного воспитания и не имея технологически проработанной позитивной программы, многие учителя обратили внимание на важность религиозного воспитания, приглашая в школу священников, миссионеров, служителей многих религиозных конфессий (40, 89, 120, 183, 191, 192 и др.).

В педагогической науке еще не сложились новые позиции о нравственном становлении личности школьника, только на уровне общих установок-призывов определились основные ориентиры нравственного воспитания. Теоретически разработана, но практически не реализована в конкретном опыте педагогического процесса нравственная Я-концепция личности, особенно в подростковом возрасте. Это и определило тему исследования: "Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе

Объект исследования', деятельность современной общеобразовательной школы по формированию нравственной устойчивости подростков.

Предмет исследования - процесс воспитания нравственной устойчивости в условиях общеобразовательной школы.

Цель исследования - определение факторов и педагогических условий формирования нравственной устойчивости подростка в системе воспитательной работы школы.

Задачи исследования:

1.Определить сущность, структуру и критериальные, диагностируемые характеристики нравственной устойчивости подростка.

2.Выявить факторы и условия, обеспечивающие активную позицию подростка в формировании его нравственной воспитанности.

3.Исследовать возможности воспитательного процесса, обеспечивающие формирование нравственной устойчивости подростка.

Сконструировать и апробировать в формирующем эксперименте технологию воспитательной работы в общеобразовательной школе, обеспечивающую стимулирование саморазвития нравственной устойчивости подростков.

Научная гипотеза. Предполагается, что основанием для нравственно-устойчивого социального поведения подростков является целенаправленное педагогическое стимулирование мотивированной и осознанной самооценки личности. Такая самооценка будет адекватной при соблюдении следующих условий:

- обучение подростков элементарным основам самодиагностики и анализа своего поведения с позиций его нравственной устойчивости;

- освоение ими системы критериев социально одобряемого (в демократическом обществе) нравственного поведения;

- стимулирование роста интеллектуального потенциала подростка (как одной из важнейших основ самоанализа и самосовершенствования);

- педагогическая коррекция эмоционально-мотивационной сферы поведения;

- педагогическая и психологическая поддержка процесса становления системы нравственных ценностей и жизненных планов (как интегративного ядра процессов самоопределения).

В реализации этих условий предполагается прямая и обратная связь: уровень интеллектуального потенциала подростка помогает ему проанализировать свою жизнедеятельность, определить свои ценности, достоинства и недостатки, а самопознание в значительной степени обеспечит мотивацию учения и трудовой деятельности, самопроявление в нравственной сфере жизни.

Методология исследования была построена на принципах системного анализа нравственной устойчивости подростков как сложного возрастного новообразования, формирование и развитие которого может быть успешным при соблюдении указанных в гипотезе условий. Концептуально исследование было основано как на работах ведущих теоретиков в области нравственного воспитания, выполненных в 60-80-е гг. (значительная часть понятийного аппарата, выявленные условия и тенденции развития нравственной устойчивости, опыт воспитательной работы на уровне методик, приемов, организационных форм), так и на современных подходах гуманистической педагогики и психологии (доминанта стимулирования личностного развития над непосредственными внешними воздействиями, индивидуализированная диагностико-коррекционная работа в русле технологий педагогики сотрудничества).

Этапы исследования. На первом этапе (1991-1994 гг.) автор работал в педагогическом коллективе школы № 16 Красносулинского района. Обобщался опыт работы учителей по изучению подростков, определению их воспитанности и воспитуемости, самохарактеристики и самооценки ими своей личности. Изучалась литература по проблеме диссертации, формировались исходные позиции исследования. Была издана программа эксперимента.

На втором этапе (1994-1996 гг.) проводилась экспериментальная работа в 7-8-х классах школы № 16 г. Ростова-на-Дону.

Была разработана диагностика исследуемого процесса, определились основные методы перехода от диагностики к самопознанию, особенно в аспекте нравственного самопознания основных личных качеств: гуманности (отношение к человеку), трудолюбия (отношение к деятельности), коллективизма (отношение к обществу), честности (отношение к себе, преломленное через отношение к другим) и требовательности к себе на основе объективной самооценки (отношение к УВП). Учащиеся обучались методам саморегуляции поведения, управлению своими действиями и поступками на основе нравственности и установок социально-нравственного типа.

На третьем этапе (1996-1998 гг.) полученный фактический материал анализировался, создавалась общая концепция в аспекте исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- выявлена прямая и обратная зависимость между глубокой устойчивостью личностного самопознания, объективной самооценкой и нравственной устойчивостью старших подростков;

- охарактеризованы методы диагностики, ориентированные на личностную самохарактеристику воспитанника и его объективную самооценку;

- выявлены особенности личностной самореализации, необходимые для воспитания и самовоспитания нравственной устойчивости воспитанников;

- определены функции самовоспитания в процессе становления нравственной устойчивости как синтезирующего фактора нравственной воспитанности;

- разработаны методические комплексы, определяющие нравственную направленность и устойчивость старших подростков;

- установлена взаимосвязь между личностными факторами и педагогическими условиями в процессе воспитания нравственной устойчивости.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дано современное определение понятию "нравственная устойчивость" подростка, описаны ее основные черты, качественные показатели, выявлены основные и корректирующие условия, при которых оптимально формируется исследуемое качество, выявлены основные зависимости между внутренними факторами и внешними условиями, которые определяют воспитание нравственного "Я" подростка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны диагностические методики для установления уровня нравственной устойчивости, определены типичные группы подростков в зависимости от уровня сформированности и проявления нравственной устойчивости, созданы технологии организации самопознания, направленного на взаимосвязь нравственной устойчивости и самоотношения, разработан комплекс методик по формированию опыта самоуправления поведением в различных ситуациях, найдены пути реализации индивидуального подхода к подростку в процессе формирования нравственной устойчивости.

Апробация результатов исследования осуществлялась на ежегодных сессиях Южного отделения РАО в г. Ростове-на-Дону, Пятигорске, Нальчике, Кисловодске, Майкопе, на межвузовских и внутривузовских конференциях в 1992, 1994, 1995, 1997, 1998 гг. среди педагогической общественности, на различных семинарах и практикумах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственная устойчивость отражает основные компоненты нравственной воспитанности подростка и выражает его главные жизненные ценности, сформированность позиций в ведущих отношениях к миру и себе. Нравственная устойчивость включает в себя нравственные ценности (содержательный компонент), критичность и самокритичность (эмоционально-волевой компонент), опыт нравственного поведения (праксеологический компонент), противостояние отрицательным влияниям, отчуждению от безнравственности других, способность к моральному взаимодействию (коммуникативный компонент).

2. Основными показателями нравственной устойчивости в подростковом возрасте выступают: сформированность интегративных личностных качеств (гуманистичность, честность, трудолюбие, ответственность, способность к взаимодействию, а также готовность к преодолению трудностей, ориентация на добро), гибкое, творческое поведение.

3. Технологии воспитания нравственной устойчивости должны быть построены на самопознании, волевой регуляции поведения, создавать возможность для развития нравственной активности подростка: самопонимания, самопринятия, самовнушения, самозапрещения, саморегуляции, самовоплощения "Я" в конкретных ситуациях.

4. Формирование "Я"-концепции подростка стимулирует развитие, порождает главные внутренние факторы, от которых зависит нравственная устойчивость: активное самопознание и рост самосознания (на основе адекватной самооценки), опыт самообладания в сложных ситуациях, единство сознания и поведения, возможность положительной самореализации в индивидуальных творческих делах, что формирует статус личности и ее самоуважение, требовательность к себе и другим.

5. Основными условиями, активизирующими факторы формирования нравственной устойчивости, являются:

- формирование нравственных ценностей в подростковой субкультуре, определяющей общественное мнение и требования коллектива к личности;

- четкие единые педагогические позиции и требования к этике и этикету поведения, воспитание на этой основе техники нравственных поступков и действий;

- обоснование и внедрение в школьную жизнь принципа единства слова и дела, долга и ответственности;

- организация школьной жизни на оптимистических началах, опора на положительное в воспитании, определение четких перспектив каждому;

- разнообразие видов деятельности, позволяющих каждому подростку самореализоваться как социально ценной, уважаемой личности;

- взаимосвязь обучения и воспитания на основе педагогического сотрудничества, то есть перевод субъект-объектных отношений в субъект-субъектные.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Копыл, Алексей Николаевич

Основные выводы по второй главе

1. Анализ работ ведущих теоретиков воспитательного процесса позволил сконструировать концептуальную модель формирования нравственной устойчивости, положенную в основу эксперимента.

2. Базовая диагностика проводилась по скоординированным между собой методам, включавшим: а) диагностические беседы; б) программы наблюдений; в) анкета для подростков. Она дополнялась разработанными диссертантом авторскими методиками: "Моя жизненная позиция", "Самоисследование", "Карта воспитанности", "Карта личностного роста".

3. В основе диагностики лежали только сформулированные критерии нравственной устойчивости подростков, конкретизированные в проверяемых диагностических показателях.

4. Базовая диагностика показала, что на высшем уровне нравственной устойчивости на момент обследования в начале эксперимента находилось менее 8% подростков, что подтвердило необходимость специальной работы.

5. Диагностика позволила выявить ряд тенденций развития самопознания и самооценки подростков: а) взаимокомпенсацию основных признаков самооценки в процессе самореализации; б) значимость взаимосвязи фактора удовлетворенности делом и полноты самореализации.

6. Разработана программа обучения основам морали, стимулирующая осознание подростками ведущих нравственных ценностей, отраженных как в системе христианских заповедей, так и в этнокультуре россиян.

7. Просветительство по обучающей программе дополнялось традиционными для общеобразовательной школы формами и методами работы, стимулирующими нравственную активность: а) различными формами кружковой работы; б) организацией встреч и деловых контактов с интересными людьми различных профессий, групповыми дискуссиями, диспутами; в) конкурсными формами работы; г) развитие форм самоуправления учащихся.

8. Координация указанных выше форм работы по стимулированию развития нравственной устойчивости подростков проводилась при участии большинства членов педагогического коллектива по единой, согласованной программе.

9. Опора эксперимента на систематическую диагностику и самодиагностику подростков позволила индивидуализировать процесс педагогического управления ростом самосознания подростков, становление их адекватной самооценки, оформление устойчивой нравственной позиции.

10. Описанная система работы дала в целом достаточно выраженный позитивный эффект в соответствии с целью и задачами исследования, доказанные данными итоговой диагностики.

123

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.