Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Нематов, Парвиз Сатторович

  • Нематов, Парвиз Сатторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Худжанд
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 173
Нематов, Парвиз Сатторович. Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Худжанд. 2013. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нематов, Парвиз Сатторович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИКаМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1 Исходные теоретические позиции в решении задач нравственного воспитания молодежи на современном этапе

1.2 Нравственная культура - основа формирования всесторонней гармонично развитой личности

1.3 Формирования национального самосознания у студенческой молодежи как социально - педагогическая проблема

1.4 Студенческий коллектив как социально-педагогическая

система

Вывода го первой главе

Глава 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

2.1 Характеристика нравственного становления личности студента в академической группе

2.2 Самовоспитание и нравственное становление личности студента

2.3 Критерии и показатели эффективности формирования нравственной культуры студента

2.4 Планирование процесса нравственного воспитания студенческой

молодежи

Выводы говгсрсй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНЖОВ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально - этической подготовке»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. На современном этапе развития Республики Таджикистан одной из самых актуальных задач является поиск путей и средств совершенствования нравственно-культурных ценностей в обществе, возрождения традиционных форм воспитания, привития их современной молодежи, отвечающей требованиям цивилизованного общества.

Новое научное осмысление теории и практики нравственного воспитания с учетом общечеловеческих моральных ценностей является той фундаментальной базой, на которую необходимо опираться в совершенствовании процесса нравственного воспитания современной молодежи.

В Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан особо выделяется идея о том, что: «Современный Таджикистан находится в состоянии поиска наиболее приемлемых и демократических форм общественного переустройства. Логика развития этих поисков - движение к обществу гражданского типа с социально-ориентированной рыночной экономикой»(139). А это значит, что сегодня необходимо по-новому оценивать роль нравственного воспитания молодежи в развитии суверенного общества.

Особую актуальность проблема нравственного воспитания приобретает среды учащейся молодежи, особенно студенческой, которые проявляют свою активность, как в прогрессивных, так и регрессивных социально-политических ситуациях, этнических и межэтнических процессах. Наглядно это проявилось в нашей стране, где наряду с другими слоями населения в вооруженный конфликт были вовлечены и студенческая молодежь, где в результате обострения внутри этнических противоречий образовалось противостояние между молодежью, представляющими разные местности, кланы и регионы. Вовлечение молодежи, особенно студентов в гражданскую войну могло в будущем стать источником новых, более опасных столкновений на межрегиональной основе. В сложившейся ситуации возникла острая необходимость исследовать проблемы формирования нравственной идентичности молодежи, определить причины упадки нравственности, проявления местничества, неуважение к представителям

« и I > м 1" , > * \ и I * « 3 *

других этнических групп и т.д.

Формирование нравственной культуры личности и активная жизненная позиция молодежи - это нахождение своего аспекта, свое особое взаимодействие со всеми личностными качествами и, прежде всего с гуманистическими и патриотическими. Нравственно-культурные качества, являясь интегральной характеристикой личности, вместе с тем раскрывают отношение человека не только к социальной

II

среде, интересам и идеалам той или иной социальной группы, но и, прежде всего,

I к своей роли и месту в обществе. На принятые в последние годы в

Республике Таджикистан новые государственные нормативные документы и акты: Законы Республики Таджикистан «Об образовании», «О культуре», «Концепция национальной школы», «Национальная концепция образования», «Национальная концепция воспитания», «Программа этнокультурного образования в республике», «Государственные стандарты высшего профессионального образования» и т.п., где одной из важнейших задач, поставленных перед образованием в условиях создания суверенного общества, является формирование высоконравственной личности. Поэтому нравственные знания и убеждения составляют платформу формирования у молодежи нравственной направленности и активной жизненной позиции. Отсюда необходимость теоретической и методологической разработки данной проблемы приобретает сегодня исключительную социальную и политическую значимость.

Возникает объективная педагогическая потребность в переосмыслении содержательных сторон научных знаний о нравственности и культуре, критериев их отбора, которые предполагают гармоническое сочетание в сознании и поведении формирующейся личности общечеловеческих, гуманистических, патриотических и

1 этноспецифических компонентов нравственной культуры.

Степень разработанности проблемы.

I Учет усложненных обстоятельств в сфере воспитания требует пересмотра и

I

переосмысления исходных научных позиций, широкого охвата и всестороннего

» анализа научных данных философов, социологов, психологов, этнографов,

а

4 демографов и педагогов и создание творческой модели нравственного воспитания,

которая по своей теоретической и практической конструкции удовлетворяла бы требованиям времени.

В своем исследовании мы опирались на методолого-теоретические исследования видных ученых, в которых раскрываются проблемы единства сознания и деятельности, взаимодействия и взаимовлияния внешних и внутренних факторов человека, связи развития личности и общества (Б.Г.Ананьев /8/, Л.М.Архангельский /9/, С.СБитанес /23/, В.А.Багинин /21/, Л.П.Буева /39/, О.Г.Дробницкий /63; 64/, А.К.Уледов /181/; вопросы нравственности в философии Рудаки, Фирдоуси, Джами, Кайковус, С.Айни; идеи гуманизации воспитания МЛутфуллоев /114/, ФШарифзода /197/, И.Х.Каримова /79/, К.Б.Кодиров /76/,А.Нуров /145/ и др.).

В анализе составных компонентов системы нравственно-культурного воспитания использовали труды системолошв В.ГАфанасьева /14/, ВИКузьмина /99/, Э.Г.Юдина/213/и др.

При проведении исследования мы учитывали результаты анализа социально-психологических характеристик личности как системы ведущих отношений (Б.Г.Ананьев /8/, ЛЛБожович /33/, Л.С.Выготский /44/); гуманизации и демократизации процесса воспитания (Г.Н.Гумницкий /57/, А.В.Зосимовский /70/, И.Х.Каримова /79/, пути совершенствования педагогического руководства отношения нравственно-ответственной зависимости (А.С.Макаренко); роль ведущих видов деятельности и социальной ситуации развития в процессе онтогенеза как фактор формирования нравственной личности (А.Н. Леонтьев /108/, С.Л.Рубинштейн /158/, Д.Б.Эльконин /210/ и др.); общение и деятельность как всеобщее условие формирования и развития личности, так и общества (А.А. Бодалев /30;31/, В.Н.Мясшцев /136/, ЛЛ.Коломинский /86/, В.А.Ким /80/, Ш.А.Шарапова /201/, и др.); этапно-циклическое становление личности, воспитание нравственных отношений (Н.Е.Щуркова /208/ МЛутфуллоев /114/, ФШарифзода /198/, А.Нуров /144/.

Анализ становления и развития теории нравственного воспитания позволил выявить наличие ряда концепций: процесс нравственного воспитания как управление

vr'У • УШ¡p'H ''

:' , i ïmwïv v mv?/'", "îr s'"'• f

, ; H M 1 , « 11 f, ' ' - ' < ' ' ' J

деятельностью школьника, включенного в социально-нравственные отношения (Е.В.Шадрина /196/, А.Г.Ковалев /83/); процесс нравственного воспитания через формирование опыта нравственных отношений (И.С.Марьенко /125/, Л.И. Новикова /142/, А.Т. Куракин /102/ и др.); формирование нравственной личности с позиции совершенствования нравственной направленности личности (Е.В. Бондаревская /38/, З.И. A.B. Зосимовский /71/); нравственное становление личности как взаимодействие объективных и субъективных факторов М.А. Вейт /41; 42/, Л.И. Рувинский /159/ и др.).

Многообразие концептуальных подходов к проблеме нравственного воспитания свидетельствует, с одной стороны, о настоятельных поисках педагогической мысли в этом направлении, а с другой стороны - наводит на мысль, что каждый из исследователей может «охватить» лишь отдельные аспекты этой сложной проблемы в силу ограниченности собственных возможностей.

Однако усилия ученых в основном направлены на исследование процесса нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, а вопросу нравственного воспитания студенческой молодежи уделено недостаточно внимания, хотя об этом много пишут и говорят философы, экономисты, историки, психологии и педагоги вуза. При этом выделяют такие вопросы как: «Какова роль студенчества в развитии общества?» «Какова специфика формирования социально-активной позиции личности студента в стенах вуза?» Экономисты обращают внимание на качественную сторону подготовки специалистов в стенах вуза для успешного решения социально-экономических задач страны. Психологи акцентируют внимание на изучение специфики психофизиологических факторов в юношеском возрасте. А педагоги вуза указывают на недостаточную разработанность методики организации учебно-воспитательного процесса. Сопоставление актуальности исследования и степени её научно-педагогической разработанности позволило выявить противоречий между требованиями, предъявляемыми обществом на современном этапе независимого государства Республики Таджикистан к формированию всесторонне, гармонично развитой, нравственно активной личности, и еще недостаточно совершенными условиями, способами реализации этих требований.

I l V I » M ( И 1

Практический анализ литературных источников по проблемам нравственного воспитания показал, что вопрос формирования нравственно-культурной личности студента изучен недостаточно и составляет актуальную проблему вузовской педагогики. Теоретическая неразработанность и потребность практики в научно-обоснованных рекомендациях по формированию нравственно-культурных качеств у студенческой молодежи предопределили выбор темы диссертации: «Педагогические условия формирования системы нравственных ценностей будущего учителя в профессионально-этической подготовке».

Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности формирования нравственно-культурных качеств будущих учителей и определить педагогические условия её совершенствования как фактора их профессионально-этической подготовки.

Объект исследования — профессионально-педагогическая деятельность вуза направленная на формирование нравственно-культурных качеств у будущих учителей

Предмет исследования - процесс и педагогические условия формирования нравственно-культурной личности студента и его особенности в условиях деятельности вуза

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что деятельность вуза по формированию нравственно-культурных качеств будущих учителей будет более эффективной, если:

- будут учтены потребность молодежи в самоутверждении;

- целенаправленно организовать самовоспитание морально-волевых качеств; постоянно совершенствовать межличностные и личностно-групповые взаимоотношения;

- будет разработана и внедрена специальная программа, направленная на формирование нравственно-культурных качеств у будущих учителей, устойчивых интересов в изучении нравственно-культурного наследия таджикского народа и национальных традиций, реализации потребностей в самосовершенствовании и самоактуализации;

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования мы поставили следующие задачи теоретического и прикладного характера:

- проанализировать состояние теории и практики формирования нравственно-культурной личности студенческой молодежи;

- изучить и обобщить опыт формирования нравственно-культурной личности студента в академических группах;

- теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогическую программу формирования нравственно-культурной личности студентов;

- апробировать авторскую программу формирования нравственно-культурной личности будущих учителей в ходе опытно-экспериментальной работы в вузе, выявить пути совершенствования нравственных взаимоотношений студентов;

- разработать методические рекомендации по планированию и управлению процессом нравственного воспитания студенческой молодежи.

Ведущая идея исследования заключается в рассмотрении проблемы формирования нравственно-культурной личности через призму системного подхода, основанного на гуманистических идеях.

Высокий уровень сформированное™ нравственной культуры предполагает умение личности управлять своими эмоциями в различных ситуациях совместной деятельности и общения. Одновременно у нее должны быть высоко развиты такие нравственные качества как: гуманизм, коллективизм, высокая требовательность к себе и окружающим людям, чувство патриотизма к своему коллективу и будущей профессии и т.п.

Методологическую основу исследования составляют духовное наследие выдающихся мыслителей таджикского народа; диалектико-материалистическое учение о социальной сущности человека, о неразрывной связи мировоззрения и морали, единства нравственного сознания и поведения, о ведущей роли общения и деятельности в нравственном становлении личности. Выделены следующие подходы: системный, позволяющий рассматривать этнорегиональную образовательную систему как

• I

> I ' А ^

,у 'с.'.1, ,ГЛ,

¡г

целостное социокультурное и педагогическое явление; аксиологический, натравленный на понимание образования как государственно- общественной, этнорегиональной личностной ценности; культурологический, выделяющий этнокультурные ценности образования, раскрывающий социокультурную основу развития образовательной системы; сравнительно-педагогический, обеспечивающий всесторонний анализ процесса трансформации этнокультурных традиций воспитания таджикского народа

При проведении исследования был применен комплекс методов, соответствующих исследовательским задачам:

- изучение и анализ научной литературы, публицистической и периодической печаты;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- социологические методы (беседа, анкеты, интервью);

- математическая обработка результатов исследования.

Основные этапы исследования.

Исследование включает три этапа

Первый этап (2007-2008 гг.) посвящен выявлению состояния проблемы в теории и практике путём изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме, что позволило сформулировать исходные моменты исследования. Были определены проблема, цель и задачи исследования, разрабатывался план работы, а также проводилось обобщение опыта работы вузов по формированию нравственно-культурных качеств студенческой молодежи. На этом этапе была определена стратегия и тактика исследовательской работы.

Второй этап (2009-2010 гг.) посвящен опытно-экспериментальной работе по формированию нравственной культуры у студенческой молодежи, в ходе которой уточнялась и обогащалась гипотеза, характеристика педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования нравственно-культурных качества у будущих учителей.

Третий этап (2011-2013 гг.) был связан с подведением итогов исследования, проводилась работа по осмыслению и теоретическому обобщению накопленного

воспитательный процесс вуза, а также были разработаны методические рекомендации по изучению и формированию нравственно-культурных качеств личности студента.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова.

Научная новизна диссертационного исследования заключаются в следующем:

- определена теоретическая концепция сущности формирования нравственно-культурной личности студента;

- доказана целесообразность рассмотрения нравственной культуры как основы формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

- разработана теоретическая модель системного подхода к формированию нравственно-культурной личности будущего учителя;

- дана научно обоснованная интерпретация цели, средств, уровней и сфер нравственно-культурного воспитания студенческой молодежи;

- охарактеризованы условия проявления нравственно-культурных норм поведения студента в сфере совместной деятельности и общения.

Теоретическая значимость исследования: Проведён системный теоретико-методологический анализ проблемы формирования нравственно-культурных качеств личности студента и выявлены психолого-педагогические характеристики данного процесса; выделены и обоснованы параметры и критерии социально-педагогического анализа традиции образования и воспитания молодёжи. Важным теоретическим результатом обобщения стало раскрытие сущности, содержания и особенностей реализации этой традиции в современных условиях. На основе качественно нового подхода к исследованию тенденций и механизмов реализации авторской программы по формированию нравственно-культурных качеств студентов обоснованы теоретические аспекты, намечены новые направления, приоритеты её стратегии и тактики, позволяющие совершенствовать формирование нравственно-культурных качеств будущего учителя.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработанная система нравственного воспитания молодежи, основу которой составляют общечеловеческие нравственные качества (гуманизм, коллективизм, проявление требовательности к себе и т.п.) могут быть использованы в совершенствовании процесса нравственного воспитания студентов;

- разработанная диагностическая методика выявления развития межличностных и личностно-групповых взаимоотношений в академической группе поможет педагогам вуза совершенствовать процесс нравственного воспитания студенческой молодежи;

- выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, можно использовать при чтении курса «Педагогика», «Педагогическое мастерство», «Профессиональная этика».

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются научной теорией и методологией, комплексом методов в соответствии с предметом (изучение литературы по теме исследования, обобщение опыта воспитательной работы кураторов, опытно-экспериментальная работа, анкетный опрос, беседа, тестирование), задачами и логикой исследования, репрезентативностью выборок, всесторонним анализом результатов опьпно-экспериментальной работы, внедрением ее результатов в практику нравственного воспитания студенческой молодежи, а также обсуждением результатов исследования в различных научно-методических конференциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

- концепция формирования нравственно-культурной личности в основу которой положены философские идеи самоуправляемости человека, представлена система развития нравственно-культурных качеств, этических знаний и их соблюдения в сфере общения и совместной деятельности;

- показатели результативности системы нравственно-культурного воспитания, в которой критериями достижения частных задач воспитания гуманизма и коллективизма являются реализация более общих целей воспитания -воспитание нравственно-культурных качеств, нравственно-культурная позиция личности в

V] -»'и.'

сфере межличностных отношений;

- содержание и структура формирования нравственно-культурной личности тесно связаны с организацией ее самовоспитания:

- совершенствование методики нравственно-культурного воспитания молодежи позволяет вывести межличностные взаимоотношения студентов на новый, высокий, совершенный уровень - проявление нравственно-культурных норм поведения.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения, списка использованных источников.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект, предмет исследования, гипотеза, задачи; раскрываются методологические основы, научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретико-методологические основы нравственно-культурного воспитания студенческой молодежи» анализируется проблема нравственно-культурного воспитания личности на современном этапе, теоретические аспекты формирования всесторонне и гармонично развитой личности, особенности, проявление морально-волевой направленности индивидом, вопросы системного подхода к процессу нравственного воспитания в условиях вуза.

Во второй главе «Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы» дается характеристика нравственного становления студента в академической группе, вопросы организации самовоспитания, критерии и показатели эффективности нравственно-культурного воспитания, вопросы планирования процесса нравственного воспитания студентов. Предлагается усилить развитие межличностных отношений на основе проявления нравственно-культурных норм поведения.

В заключении даны теоретические выводы и рекомендации по результатам исследования, определяются перспективы дальнейших исследований в этом

*

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1.1 Исходные теоретические позиции в решении задач нравственного воспитания молодежи на современном этапе

Научный подход к нравственному воспитанию требует при объяснении его социально-педагогического содержания, поиск генезиса, который исходит из системы организации деятельности и общения, и которые задают воспитанию нравственное содержание и направленность. В ином случае феномен общения и деятельности в нравственном воспитании выпадает из системы воспитания. Изучение нравственного воспитания принимает в этом случае крайне абстрактный и формальный характер, за его пределами не создаются реальные процессы нравственного воспитания. Нравственные нормы и ценности, регулирующие этот процесс, также не берутся во внимание.

Наиболее существенным для нравственного развития человека является общение в процессе разнообразных видов совместной деятельности, прежде всего в трудовой и учебной. В этих случаях необходимость общения в своей основе уже предопределена функциональными связями между людьми и в максимальной степени включает существенные личностные качества: способности, мотивы, ценностные ориентации, нравственные установки и т.д.

Положение философского учения о сущности человека, природе его психологии, сознания, направленности духовного мира, путей и средств его развития и изменения со всей очевидностью убеждает в том, что категории «деятельность» и «общественные отношения» принадлежат к разряду универсальных и фундаментальных абстракций философской, социальной и педагогической мысли, позволяющих наиболее глубоко проанализировать и осмыслить разнообразные социальные явления и процессы, в том числе и такой специфический сложный процесс, как общественное воспитание, формирование нравственной культуры личности.

Ценный научный смысл и методологическую значимость при анализе нравственного воспитания приобрели эти категории тогда, когда сущность человека

L.r* Í itó-, ■ í' .^f^'4*

I1' >í!>цч { rv» íM" !l t <

впервые была определена как совокупность всех общественных отношений, а последние стали осмысливаться как способ, форма организации человеческой предметной деятельности и общения, выступавшей в качестве универсального средства развития и изменения сознания человека.

Категория деятельности и общения в применении к анализу процесса нравственного воспитания приобрела свое теоретико-методологическое значение, когда она стала рассматривать предметную деятельность и общение как с точки зрения ее предмета, объекта в соответствии с основополагающим положением материалистической философии о первичности предметного, материального начала, так и с позиции ее субъективной человеческой сущности, что соответствовало сознательному, целенаправленному характеру деятельности.

Субъективные элементы сознания и воли в деятельности и общении людей представляют собой отражение предметной деятельности, являются особой формой осознания объективности. Предметная деятельность не означает субъективное «разрушение» предметного мира, а представляет собой проникновение в его сущность, его освоение, использование его внутренних законов, а значит, бесконечный процесс внутреннего обогащения, осознания этой предметности.

Деятельность и общение необходимо рассматривать как постоянный процесс превращения субъективных сущностных сил человека, его нравственную активность, помыслы, направленность в мир новых предметов, новой социальной среды и нравственной культуры. Вместе с тем предмет опредмечивания есть создание новых объективных условий для будущей деятельности, содержания общественных отношений, общения людей, совершенствования нравственно-• культурного наследия.

; Характерной особенностью предметной деятельности, как целостной со-

1 вокупности, так и всех ее основных разновидностей, является полуфункциональ-

+ ность, т.е. органически присущая ей способность выполнять одновременно

множество различных прямых и косвенных функций. В частности, различные виды \ и формы деятельности, выполняя свои прямые материальные и социальные

преобразовательные, пс_льные, образованные, нрав.лвенные, эс—кие,

я" I ' ' 1 '' •• :

патриотические и другие функции, реализуют одновременно и функции воспитательные и образовательные. Если конечной целью воспитания является формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то вполне очевидно, что вне совокупности нравственно-предметной деятельности, опосредованной в свою очередь различными видами отношений, не существует процесс нравственного воспитания как социального и психологического феномена. Анализ трудов ученых философов, социологов и педагогов позволил разработать схему - модель формирования всесторонне гармонично развитой личности, которая может служить исходной позицией в изучении процесса нравственного воспитания (рис.1).

Главная особенность нравственного воспитания, отличающая его от других социальных явлений и процессов, заключается в том, что, обладая своими собственными целями и задачами, оно может решить их только через цели, функции, предметное содержание всех видов человеческой деятельности и общения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нематов, Парвиз Сатторович, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдуллаев С.Развитие высшего образования в Таджикистане. Худжанд. 1996.-238с.

2. Абульханова - Славская К.А. О субъекте человеческой деятельности. -М., 1973.

3. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. - М., 1977.

4. Айни С. Смерть ростовщика. Душанбе, 1968

5. Аль - Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: НаукаД973. -339с.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М, 1990.-560 с.

7. Анаксимандр. / Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Философский словарь. - М., СЭ. 1983. - С. 23.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М, 1968.

9. Архангельский Л.М. Моральные ценности: сущность и реализация. Современная цивилизация и моральные ценности. - М., 1982.

10. Архангельский Л.М. Нравственное воспитание. Проблемы теории и практики. -М: Наука, 1979. - 234 с.

11. Асмолов А.Г. Психология личности. -М., 1990.

12. Асрорй В. Амонов Р. Эч,одиёти дахонакии халк,и точ,ик. (на тадж яз.). Душанбе, 1980.

13. Атахонов Т, Лутфуллоев М, Шарифов Ф. Очерки педагогической мысли. (Очеркх,ои афкори педагоги), (на тадж яз.). Душанбе 2005.-224с.

14. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. - М., 1978. - 134 с.

15. Афанасьев В.Т. Системность и общество. - М., 1980.

16. Афзалов X, Рахимов Б. Таърихи педагогикаи халк,и точ,ик. (на тадж яз.). Душанбе: Маориф, 1994.

17. Ачилов М. Нравственное формирование будущего учителя. - Ташкент: Укитувчи, 1979.-328 с.

18. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактические процесс.-М., 1991.

19. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985.-208 с.

20. Бабанский Ю.К. Развитие инициативы и творчества учителей - веление времени // Воспитание школьников,- 1987, -№2.- С.2-7.

21. Багинин В.А. Нравственная культура и личность. - М., 1979.

22. Беляев В. А. Лейбниц и Спиноза. - СПС, 1914.

23. Битанес С.С. Человек в его истории. - Л., 1976.

24. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.

25. Блюмберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.-М, 1973.

26. Блюмкин В.А. О нравственной деятельности, - М., 1984.

27. Богданова О.С, Калинина О.Д. Основы коммунистической морали. - М., 1984.

28. Богданова О.С, Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. -М., 1988.-207 с.

29. Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. - М., 1984.

30. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982.199 с.

31. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -191 с.

32. Бодэн Ж.А., Виппер Р.Ю. Политическая теория в эпоху религиозной

33. Божович Л.И. Воспитание как целенаправленное формирование личности. // Вопросы психологии. - 1974, №1. - С. 32-35.

34. Божович Л.И. Избранные педагогические труды. - М, 1995.

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1979. - 224 с.

36. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.

37. Болдырев Н.М., Данилов М.Н. Проблемы методологии и методики исследования. - М., 1971.-349 с.

38. Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старшеклассника. // Советская педагогика. -1980, №1. - С 14-16.

39. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978. - 215 с.

40. Валиханов Ч. Собрание сочинений в 5 томах. - Алма-Ата: Изд. АН КазССР, 1961.

41. Вейт М.А. Опыт изучения гуманных качеств личности школьника. // Советская педагогика. - 1985, №2. - С. 42-45.

42. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитании коллектива учащихся общеобразовательных школ. - М., 1985.

43. Визе Л.Г., Кон И.С. Политика в социологии. - Л., 1984.

44. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч.: в 6 томах. - М.: Педагогика, 1983.

45. Гайденко П. Философия культуры К. Яспера. // Вопросы литературы. -1972, №9.

46. Гайденко П.П Проблема интенциального у Гуссерля и экзистенциализм. -М., 1966.

47. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры / Критика философии М. Хайдеггера. - М., 1963.

48. Гардон Л.А. Свободное время и нравственное воспитание. - М., 1979.

49. Гартман Э., Дебольский Н.Г. Трансцендентальный реализм. // Сб.: Новые идеи философии. Сб. 14. - СПб, 1914.

50. Гасанов Г.З. Использование понятий «противоречие» и «конфликт» для характеристики межличностных отношений в коллективе. - М, 1977.

51. Гачев Д. Эстетические взгляды Дидро. - М., 1961.

52. Головатъш Н.Ф. Студент - путь к личности. - М.: Молодая гвардия, 1982. -142 с.

53. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М: Педагогика, 1989.

54. Гольбах П.А. Священная зараза. - Разоблаченное христианство. - М., 1936.

55. Грабарь М.И., Кранянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. - М, 1977.

56. Гришин ИД. Взаимодействия объективных и субъективных факторов в процессе нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. докт. -М., 1979.

57. Гумницкий Г.Н, Нравственный поступок и его оценка. - М., 1984.

58. Гусейнов A.A. Мораль: общественное сознание и его формы. - М., 1986.

59. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972.

60. Давыдов Ю.Н. Критика социальной философской концепции французской школы. - М., 1977.-С. 271.

61. Долгов K.M. Философия культуры и эстетики Ортеги-И-Гассет. В кн.: О современной буржуазной эстетике. - М., 1972.

62. Дриш X. Витализм, его история, теория и система. - М., 1915.

63. Дробницкий О.Г. Понятие о морали. - М., 1974.

64. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. - М., 1977.

65. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. - БГУ, 1979.

66. Елканов СБ. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. - 190 с.

67. Закон Республики Таджикистан « Об образовании », (К,онуни Чумх,урии То^икистон «Дар бораи маориф»), Душанбе, 2004.

68. Закон Республики Таджикистан «О высшем профессиональном

образовании и профессиональном послевузовском образовании». -Душанбе, 2003.

69. Золотарева Я.К. Педагогическая система нравственного воспитания и развития личности. - Пермь, 1993. - 208 с.

70. Зосимовский A.B. Критерии нравственной воспитанности. // Педагогика. -1992, №11-12.-С 22-26.

71. Зосимовский A.B. Методика и процедура социологических исследований.-М., 1969.

72. Зосимовский A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М., 1981.

73. Зотов Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. - Томск: Издательство Томского университета, 1984. - 248 с.

74. Ибни Сино Абу Али. (Авиценна). Осори мунгахаб. (на тадж. яз.) (Избран, соч.). Душанбе: Маориф, 1980. - 320с.

75. Игненкамп К. Педагогическая диагностика. - М: Педагогика, 1991.

76. Кадыров Б. Межпредметные связи: инновация и творческое мышление учащихся. - Душанбе, 2004.

77. Калюжный А.А. Методика изучения готовности учителя к нравственному воспитанию школьников. - Алматы, 1996.

78. Кант И. Соч. - М, 1964. Т.2. - С. 206.

79. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного

образования учащихся таджикской школы. Дисс. докт. пед. наук. -Душанбе, 2000.-3 85с.

80. Ким В.А. Нравственные нормы в сфере межнациональных отношений: планирование, управление, воспитание. Деп.: ОДНИ, Школа и педагогика. - М., НИИ ОП АПН СССР, 18.03.91, №5.

81. Ким В.А., Байсерке Л.А. Теория и методика нравственного воспитания учащихся многонациональных школ. - Алматы, 1998.

82. Киссель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. - Л., 1976.

83. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1977.

84. Коган Л.М. Цель и смысл жизни. - М., 1984.

85. Кодиров К.Б. Таърихи афкори педагогии халки точик. (на тадж. яз.). Душанбе: 1996.

86. Коломинский Л.Я. Человек среди людей. - М., 1973.

87. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. - М., 1984.

88. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

89. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.

90. Концепция национальной школы Республики Таджикистан. Душанбе: 1994.

91.Косимов М, Хомидов Р. Воспитательная работа в школе. (Корхри тарбиявй дар мактаб). (на тадж. яз.). Душанбе, 1997

92. Коченьян С. Эстетическое мировоззрение Спинозы. - М., 1914.

93. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск: Высшая школа, 1991.-287с.

94. Краткий словарь по философии. / Под ред. ИВБлауберга. - М: Политиздат, 1970.

95. Кругов Н.Н. Нравственные потребности личности. - М., 1981.

96. Ксенофонт Афинский. Сократич. соч.-М.-Л, 1935.

97. Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби. - Алма-Ата: Мектеп, 1989.152 с.

98. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия 20 в. - М., 1970.

99. Кузьмина В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М, 1976.

ЮО.Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - JL: Издательство Ленинградского университета, 1967.

101.Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: Издательство ЛГУ, 1970.

Ю2.Куракин А.Т. О системном подходе в теории воспитания. Проблемы теории воспитания. Часть 1. -М., 1974.

103.Куракин А.Т. Школьный коллектив как социально-педагогическая система. В кн.: Вопросы воспитания: системный подход. - М, 1981.

104.Ламетри Ж.О. Трактат о душе. - 1745. - ФЭС, 1982. - С. 300.

Ю5.Леви К. Социализация системы Тайлора. - Л-М., 1925.

106. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1989.

Ю7.Легенский Г.И Цель и способы воспитания. - М.: Педагогика, 1990. -136 с.

108. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

109.Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. - Л., 1974.

1 Ю.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов и слушателей ИПК и ФПК.-М.: Прометей; Юрайт, 1998.-464 с.

111.Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии. // Вопросы философии. - 1979, № 8. - С. 45.

112.Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. - М., 1980.

113. Лосев А.Ф., Шестаков В.П История эстетической категории. - М., 1975.

114. Лутфуллоев М. Эх,ёи педагогикаи а^ам. (на тадж. яз.). (Возрождение педагогики Аджама). Душанбе, 1997. -150с.

115. Лутфуллоев М. Дидактикаи муосир. (на тадж. яз.). Душанбе, 2001. -318с.

116. Лутфуллоев М. Истик,лолияти То^икистон ва маорифи навин. Душанбе, 2006.

117. Лутфуллоев М. Шарафномаи миллат. (на тадж. яз.). Душанбе.2003. -287с.

118. Любимов H.A. Философия Декарта. - СПС, 1986.

119.Маджян Х.Н. Философия Гельвеция. - М, 1955.

120.Макаренко A.C. Собр.соч.., т.З, 392 с.

121.Мальцева З.М., Зеньковский В.В. О духовно-нравственном развитии личности. //Педагогика. - 1994, №4. - С. 96-98.

122.Мани Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. Собр. соч., пер. с нем. Т. 10.-М., 1961.

123.Маркгауз Г. Matcusen. One dementional man Boston. 1968. - P. 32.

124.Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20. - С. 369.

125.Марьенко И.С Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980. - 183 с.

126.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1980.

127.Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. -М, 1980-183 с.

128.Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М., 1982.

129.Мирзоахмедов Ф., Боев Б., Шукурова 3. Эффективные методы бучения. (Методхри самараноки таълим). Душанбе: Матбуот, 2008.- 240с.

130.Момов В. Человек, мораль, воспитание. - М., 1975.

131.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. - М.: Педагогика, 1981. - 141 с.

132.Монтень М.Э. История философии. Т. 1. - М., 1957.

133.Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе.-М., 1958.

134.Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. - М: Просвещение, 1981.-176с.

135.Мялкин A.B. Способности и потребности личности. Диалектика формирования. -М., 1983.

136.Мясшцев В.Н. Психологическая наука в СССР. Т.2. - М.: АПН РСФСР, 1960.

137.Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII в. - М., 1975.

13 8. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе: Матбуот, 2003.

139. Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан. -Душанбе. 2007.

140.Немов Р.С Социально-психологический анализ эффективности совместной деятельности коллектива. - М., 1984.

141.Николаевская А.М. Проблемы формирования профессиональной морали молодого специалиста: Социологический анализ. - Харьков, 1991. - 132 с.

142.Новикова Л.И. Вопросы воспитания: системный подход. - М., 1981.

143.Новикова Л.И. Воспитательная система как педагогическая категория. // Гуманизация образования. - 1995, №2.

144. Нуров А. Арзишхри миллию умумибашари: заминах,ои пайдоиш, инкишоф ва нак,ши онх,о дар тарбияи инсон. (на тадж.яз.). (Национальные и мировые ценности: возникновение, развитие и их роль в воспитании человека.) Душанбе, 2003.

145. Нуров А. Кори якчряи оила ва мактаб дар тарбияи ахлок,ии мактаббачагони хурдсол. (на тадж. яз.). Душанбе, 1989.

146. Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991.-376 с.

147. Павлов И.П. Полное собр. соч. Т.З. - М.э 1952.

148.Павловская среда. Т. II. -М.-Л., 1949.

149.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1983.

150.Петропавловский Р.В. Что такое моральные ценности // Современная цивилизация и моральные ценности. - М., 1982.

151.Платонов К.К. Личность как социально-психологический феномен. //Социальная психология. - М., 1975. - С. 39-40.

152.Плахов В.Д. Социальные нормы. - М., 1985.

153.Расулов Д. Акддахри педагоги дар «Кобуснома»и Унсурулмаоли Кайковус. (на тадж.яз.). Душанбе. 1994.

154. Рахимов Б., Нуров А. Этнопедагогика таджикского народа, (на тадж. яз.) Душанбе,2008. -211с.

155. Рахимов X. Педагогика, (на тадж. яз.). Душанбе, 2000.

156. Рахимов X. ва Нуров А. Педагогика, (на тадж. яз.). Душанбе, 2000.

157.Рахмонов Э.Ш. Ватандустй ва худшиносии миллй. (на тадж. яз.). Душанбе, 2000.

158.Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - М., 1946.

159.Рувинский ЛИ Нравственное воспитание личности. - М.: Педагогика, 1981.

160.Рувинский ЛИ. Проблемы управления процессом нравственного воспитания. // Советская педагогика. - 1976, №8.

161.Рувинский ЛИ. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1981.-121 с.

162.Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М, 1973.

163.Сахарова Т.А. От философии существования к структурализму. - М., 1974.

164. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности. // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 2. - С. 14-25.

165.Симонов П.В., Ершов П.М. Что такое душа? // Природа. - 1987, №3.

166. Скрипкин А.П. Нравственные отклонения и пути их преодоления. - М., 1986.

167. Словарь по этике. / Под ред. И.С. Кон. - М.: Политиздат, 3 изд. -1975.

168.Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Книга для учителя. - М., 1992.

169.Смоленцев Ю.М. К проблеме абсолютного в морали. // Этика. Мировоззрение. Нравственное воспитание. - М., 1987.

170.Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы. Диалектика взаимодействия. - М., 1989.200 с.

171.Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. - М: Политиздат, 1986.-239 с.

172.Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. -544с.

173.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973.

174. Сычев Ю.В. Системность и общество. - М., 1976. - С. 76.

175.Тайчинов М.Г. Проблемы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. - Алма-Ата: Мекгеп, 1975. - 208 с.

176.Титаренко A.A. Критерии нравственного прогресса - М., 1967.

177.Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. -М., 1974.

178.Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Т. 47. - М., 1937.

179.Турсунов А. Эх,ёи Ач,ам. (на тадж. яз.). Душанбе,1984.

180.Угринович JIM. Марксизм, структурализм, функционализм. // Методологические вопросы современного обществоведения. Вып. 2. - М., 1971. -С. 7.

181. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М., 1980.

182.Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. И. АПН РСФСР, 1952.

183.Фалес. Сводный текст. Философский словарь. - М., СЭ. 1983.

184. Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия и наука. - М., 1979. - С. 5-6.

185.Фейербах JI. Избр. философ, произв.-М., 1955. Т.2.-С. 515.

186.Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 4 изд., 1981.

187.Философский энциклопедический словарь. -М., 1983.

188.Фишер КШ. Шопенгауэр А. Личность и учение. Пер. с нем. - М., 1996.

189.Франселла Ф., Бранистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. - М.: Просвещение, 1987.-224 с.

190.Фрейд 3. Основные психологические теории и психоанализ. - М. - Пг., 1923.-С. 87.

191.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение,

1983.-158 с.

192.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: Юрист, 1997.-512 с.

193.Хмель Н.Д. Педагогический процесс как объект профессиональной подготовки учителей. - Алма-Ата: Мектеп, 1984. -115 с.

194. Цуканов ЕВ. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности. - М, 1981.

195.Чанышев А.Н. Философия А. Бергсона. - М., 1960.

196.Шадрина Е.В. Влияние референтных групп на развитие личности учащихся. // Советская педагогика. - 1975, №4.

197.Шарифзода Ф., Каримова И.Х. Педагогика, (курс лекций). Душанбе: «Ирфон», 2008.-284с.

198.Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 2. Душанбе, «Ирфон», 2010,- 328с.

199. Шарифзода Ф., Миралиев A.M. Общая и профессиональная педагогика. Душанбе: Ирфон.2012. -562с.

200. Шарифов Дж. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения. Автореф. дисс... докт. пед. наук. - Душанбе. 1997.-48с.

201.Шарофов Ш.А. Муошират ва худшиноси. (на тадж яз.). Хучанд, 2012.-304с.

202.Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М.: Политиздат, 1989. - 208 с.

203.Шердаков В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. - М., 1982.

204.Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С. 88,116.

205.Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. В помощь классному руководителю. - М.: Просвещение, 1977.224 с.

206. Шукуров М. Истиклолият ва худшиносии милли. (на тадж. яз.) Независимость и национальное самопознание. Душанбе.2002.-98с.

207.Щербак Ф.И. Мораль как духовно-практическое отношение. - JL, 1986.

208.Щуркова Н.Е. К вопросу развития теории нравственного воспитания школьников. // Советская педагогика. - 1983, №3. - С. 17-23.

209.Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает (нравственный аспект). - М: Педагогика, 1981. - 126 с.

210.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978,

211.Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. -Душанбе, 2002.

212.Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан в Маджлиси Оли. (20.04.2012), Душанбе, 2013. - 63с.

21 З.Юдин Э.Г. Деятельность и системность. // Системное исследование. - М., 1977.

214. Юдин Э.Г. Системность и общество. - М., 1980.

215.Ярошевский Т.М. Размышление о человеке. - М, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.