Педагогические условия формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Колчина, Елена Борисовна

  • Колчина, Елена Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 133
Колчина, Елена Борисовна. Педагогические условия формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 133 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Колчина, Елена Борисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Формирование эстетических интересов у учащихся 5-8 классов на занятиях мировой художественной культуры как важнейший фактор эстетического образования и воспитания школьников.

I.I. Психолого-педагогическое обоснование эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ.

I.II. Эстетические интересы в системе эстетического образования и воспитания школьников.

I.III. Место и роль курса мировой художественной культуры в 5-8 классах в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников.

ГЛАВА II. Экспериментальная методика формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений.

II.I. Содержание и обоснование экспериментальной программы курса мировой художественной культуры для 5-8 классов с учетом специфики негосударственных образовательных учреждений.

II.II. Индивидуальные и возрастные особенности формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов на занятиях мировой художественной культуры.

II.III. Педагогические условия активизации эстетических интересов у учащихся 58 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений»

Актуальность исследования. В современных условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое образование, воспитание и развитие подрастающих поколений. То есть условия гуманизации и демократизации образования определяют собой важность эстетического образования современной молодежи, формирования ее духовного мира, духовной культуры.

И как совершенно правильно подчеркивается в решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (24 мая 1995 г.), ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования школьников в Российской Федерации.

Следует подчеркнуть, что в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству. Такие же благоприятные условия предоставляют, в силу своей специфики, и негосударственные образовательные учреждения.

Особую роль в эстетическом образовании и формировании духовной культуры современных школьников играет курс мировой художественной культуры, являющийся своеобразным синтезом теоретических основ различных видов искусства, а также литературы, разделов культуры отечественной и зарубежной истории.

И не случайно в указанном выше решении Коллегии Министерства образования отмечается, что в общеобразовательных учреждениях в настоящее время системный подход к эстетическому образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», «Хореография», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования. В базисном учебном плане предметная область «Искусство» охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов, получивших возможность преподавания благодаря базисному учебному плану.

И далее раскрывается основное содержание эстетического образования в современных условиях, а именно: эстетическое образование должно включать в себя народное искусство и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовать «связь времен», связь и целостность художественного развития музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.

Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Художественно-эстетическое образование должно помочь каждому человеку освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные (Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях», М., 24.05.1995 г., с.8).

Проблема эстетического воспитания молодежи и, соответственно, его основных структурных компонентов (эстетического восприятия, вкуса, эстетических интересов, потребностей и т.д.) давно привлекала внимание философов, искусствоведов, педагогов, психологов, методистов, писателей, художников, музыкантов. Так, в 20-е годы нашего столетия большое внимание проблемам эстетического воспитания и образования уделяют такие известные отечественные у ученые и деятели культуры, науки и искусства, как

A.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Бахтин, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Г.П. Рошаль, Н.И. Сац, С.Т. Шацкий, Н.С. Шер, А.С. Макаренко.

Философское и социологическое обоснование рассматриваемой проблемы дано в работах А.И. Бурова, М.Ф. Овсянникова, В.К. Скатерщикова,

B.А. Разумного, М.С. Столовича, О.В. Лармина, А.Н. Юхоря, В.Г. Шестакова, В.А. Щербакова, Р.А. Тельчаровой, А.Я. Зися, Б.Г. Лукьянова, М.Н. Афасижева и Других.

Вопросы теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития рассматриваются в трудах Г.В. Беды, Н.Н. Ростовцева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, В.А. Сухомлинского, Е.И. Игнатьева, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдулина, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой,

Е.В. Квятковского, Л.А. Ходяковой, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шликаловой, Н.С. Боголюбова, В.В. Корешкова, А.С. Хворостова, А.А. Унковского, Э.Н. Кубышкиной, Б.Т. Лихачева, М.Г. Плоховой, Ю.У. Фохт-Бабушкина, JI.B. Горюновой, С.Е. Игнатьева, И.Л. Любинского, Н.Н. Светловской, Т.Ф. Курдюмовой, и других ученых.

Различные аспекты проблемы формирования интересов, как составного компонента сложной психологической структуры личности раскрываются в трудах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Ю.В. Шарова, В.Н. Липник, В.А. Филипповой, Д.И. Трайтака, М.А. Верба, А.А. Журкина, Я.Я. Чарнецкого и др.

Психологическая и педагогическая науки рассматривают интерес как активную познавательную направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанную обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека, является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе и необходимым фактором развития способностей к той или иной деятельности.

Эстетический интерес — это особый вид общего феномена «интерес». Он выражен избирательной направленностью человека на объект прекрасного в окружающей действительности, которые имеют для него эстетическую значимость, ценность и практическую необходимость.

В основе интереса лежат потребности человека, в свою очередь определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Вместе с тем, нередко интерес является началом, основой зарождения потребности. То есть эти процессы неразрывно, диалектически связаны друг с другом.

Эстетические потребности, являясь диалектическим отношением ощущения недостатка эстетических ценностей личностью и ее стремления к ним составляют фундамент, стержень художественно-творческого и духовного развития личности, ее эмоционально-чувственных компонентов и особого, эстетически окрашенного отношения к предметам и явлениям действительности, к своей профессии, трудовой деятельности и, естественно, началом и дальнейшим стимулятором развития и формирования эстетических интересов.

К сожалению до последнего времени нет диссертационных исследований, раскрывающих особенности формирования эстетических интересов у школьников в процессе изучения курса мировой художественной культуры. Буквально в двух-трех диссертациях рассматривается специфика эстетического воспитания школьников в процессе изучения курса мировой художественной культуры и специфика учебно-воспитательной работы в негосударственных образовательных учреждениях.

Все сказанное определяет актуальность нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и практике художественно-эстетического воспитания и образования школьников.

Проблема исследования: раскрытие педагогических условий формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений как необходимого фактора их художественнотворческого развития и на этой основе разработка эффективной методики преподавания курса мировой художественной культуры в 5-8 классах.

Цель исследования: повысить уровень художественно-эстетического образования и развития учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры.

Объект исследования: процесс формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры в системе негосударственных образовательных учреждений.

Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что разработка эффективной методики эстетического воспитания и художественного образования учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры возможна при условиях: психолого-педагогическом обосновании эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ; раскрытия места эстетических интересов в системе эстетического образования и воспитания школьников, места и роли курса мировой художественной культуры в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников; раскрытии педагогических условий и разработки эффективной методики формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры; установления индивидуальных и возрастных особенностей формирования эстетических интересов у школьников рассматриваемого возраста с учетом специфики обучения в негосударственном образовательном учреждении.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Дать психолого-педагогическое обоснование эстетического образования и воспитания школьников в современных условиях общеобразовательных школ.

2. Раскрыть место и роль эстетических интересов в системе эстетического образования и воспитания школьников и курса мировой художественной культуры в 5-8 классах в эстетическом воспитании и духовном развитии школьников.

3. Установить индивидуальные и возрастные особенности формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов с учетом специфики обучения в негосударственном общеобразовательном учреждении.

4. Раскрыть педагогические условия и разработать эффективную методику формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе изучения курса мировой художественной культуры.

Методологической основой исследования явились научные труды философов, психологов, искусствоведов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики эстетического воспитания и художественного образования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы; изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки искусства, мировой художественной культуры; наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов; беседы, анкетирование и интервьюирование; психолого-педагогический развивающий эксперимент; изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по картинкам и т.п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в негосударственном образовательном учреждении «Московский пансион «Розовый слоненок».

Исследование проводилось в два этапа с 1993 по 1998 гг. На первом этапе (1993-1994 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы в негосударственном образовательном учреждении «Московский пансион «Розовый слоненок».

Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на втором этапе (1994-1998 гг.), логически завершившись разработкой экспериментального содержания программы курса мировой художественной культуры для 5-8 классов; методики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств формирования эстетических интересов у школьников; разработки оригинальной системы учебных наглядно-методических пособий.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения по экспериментальной программе мировой художественной культуры в экспериментальных классах с установкой на эффективное художественно-эстетическое развитие школьников и, прежде всего, на эффективное формирование у них эстетических интересов по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением курсу мировой художественной культуры в параллельных классах (контрольные классы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы культуры и искусства.

Широко проводились экскурсии к памятникам старины и культуры, в художественные музеи, на выставки, организовывались лекции, доклады о творчестве известных художников, музыкантов, вечера искусства и культуры. Конкурсы на лучшее стихотворение, иллюстрацию, художественную поделку и т.п.

В результате систематических анкетирований, проведения контрольных занятий, написания докладов и рефератов, выполнения художественно-творческих сочинений сравнивались результаты экспериментального проведения занятий по курсу мировой художественной культуры результаты традиционной методики проведения аналогичных занятий.

То есть, в экспериментальных классах использовалась экспериментальная методика проведения занятий по мировой художественной культуре, направленная на активное формирование эстетических интересов, потребностей, на развитие эстетического восприятия и чувств, составляющих структурную основу и одновременно необходимые условия успешного художественно-эстетического развития.

В контрольных классах не применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, отсутствовали проблемные ситуации, задания и вопросы, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Редко организовывались экскурсии в художественные музеи и художественные выставочные залы, на концерты, к памятникам архитектуры и старины. Другими словами, методика обучения и воспитания в контрольных классах, в отличие от методики в экспериментальных классах, была обычной, наблюдаемой в широкой педагогической практике.

В конце эксперимента проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экпериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На современном уровне развития системы отечественного образования, исходя из задач и требований учебных государственных программ для общеобразовательных учебных заведений, государственных образовательных стандартов образовательной области «Искусство» эффективная система художественно-эстетического образования и воспитания является важнейшей, приоритетной задачей в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, возрождения культуры и искусства народов России.

2. Составной частью, неотъемлемым компонентом художественно-эстетического воспитания и образования является формирование эстетических интересов.

3. Художественно-эстетическое развитие учащихся 5-8 классов, формирование у них эстетических интересов может наиболее успешно осуществляться прежде всего посредством комплексного воздействия теоретических основ искусств (изобразительного искусства, музыки, литературы), выраженного в курсе мировой художественной культуры, позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, художественно-творческой деятельности.

4. Формирование эстетических интересов, художественно-эстетическое развитие школьников в целом предполагает усвоение ряда художественно-эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые постоянно расширяются и углубляются.

5. Одновременно с усвоением знаний, понятий, представлений и навыков, художественно-эстетическое развитие предполагает использование их как в процессе анализа художественных произведений, так и в собственном творчестве, в повседневной жизни.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: обоснованы место и роль эстетических интересов и курса мировой художественной культуры в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания и образования личности учащихся 5-8 классов, раскрыты педагогические условия и индивидуально-возрастные особенности формирования эстетических интересов школьников указаний возрастной группы; установлены диалектические связи в формировании эстетических интересов и в развитии эстетических вкусов, потребностей восприятия и эмоционально-чувственной сферы личности школьника, его познавательной и творческой активности.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов в процессе занятий по предмету «Мировая художественная культура»; в разработке и педагогическом обосновании экспериментальной программы курса «Мировая художественная культура», нацеленного на успешное эстетическое образование школьников, включая продуктивное формирование и удовлетворение их эстетических интересов и потребностей; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий -таблиц к указанным занятиям.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по предметам искусства для общеобразовательных учреждений, включая негосударственные учебные заведения. При создании новых поколений учебно-методических пособий для школьников, в курсах лекций по педагогике в педагогических институтах и университетах, педагогических училищах и колледжах, в институтах усовершенствования учителей.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, культурологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в негосударственном образовательном учреждении.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995-1997 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1994-1997 гг.) на Тульской областной научно-практической «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.). Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работу вошли также таблицы и рисунки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Колчина, Елена Борисовна

Заключение

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы следующие основные выводы:

В наши дни, в условиях перестройки и становления новой системы народного образования первостепенное значение приобретает поиск новых моделей обучения и воспитания школьников, разработка новых курсов, содержания учебных предметов, альтернативных и вариативных подходов к уже известным, традиционным методам и приемам обучения, воспитания и развития школьников.

Гуманизация, демократизация и гуманитаризация школы выдвигают на первый план, как одну из приоритетных, проблему разработки современной эффективной методики формирования эстетических интересов школьников в процессе изучения курса мировой художественной культуры. Такая методика обеспечивает наиболее успешное решение общих задач художественно-эстетического развития школьников. Сказанное полностью относится и к негосударственным образовательным учреждениям.

В процессе опытно-экспериментального исследования гипотеза подтвердилась, а поставленные задачи выполнены.

В результате проведенного экспериментального исследования определены эффективные педагогические пути и средства формирования эстетических интересов на занятиях мировой художественной культуры: уроки-сценарии мастерских художников, концертных залов, художественных выставок; уроки с элементами игры в зрителя и художника, в музыканта и слушателя; проблемные задания, ситуации, вопросы, система оригинальных наглядных пособий, индивидуальных карточек-заданий, вопросников, анализ произведений литературы, музыки, изобразительного искусства методом художественно-образных ассоциаций по сходству, по контрасту и смежности и т.п.

Как показали результаты эксперимента, наиболее эффективными методами, приемами формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов с учетом их возрастных особенностей являются: вычленение в учебном материале основных, ведущих теоретических знаний (положений, закономерностей, терминов, понятий, суждений и т.п.) и основных, главных художественно-изобразительных и художественно-выразительных умений и навыков, сосредоточение внимания школьников на эти основные знания и умения позволяют весь учебный материал, курс привести в четкую систему; постановка проблемных и развивающих вопросов; создание на занятиях проблемных и развивающих ситуаций и использование проблемных и развивающих заданий; использование на занятиях элементов игры — игровых ситуаций, заданий, упражнений; активное использование в процессе выполнения учебного задания (на всех этапах) сравнений, творческих ассоциаций — по сходству, по контрасту, по смежности; создание на занятиях обстановки раскрепощения и максимального развития индивидуальности каждого школьника; систематическое использование технических средств обучения.

Обучение по нашей экспериментальной программе обеспечивает не только качественное овладение курсом мировой художественной культуры, но и положительно влияет на общее развитие школьника, его духовную культуру, эстетические потребности и вкусы, на развитие формирование эстетических интересов и предпочтений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Колчина, Елена Борисовна, 1998 год

1. Закон Российской федерации «Об образовании». // Вестник образования. 1992, №11.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.

3. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. — М.,1977.

4. Актуальные вопросы формирования и интересы в обучении, под ред. Г.И. Щукиной. — М.: Просвещение, 1984. — 175 с.

5. Алиев Ю.Б. и др. основы эстетического воспитания. — М., 1986.

6. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусства. — М., 1979.

7. Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука, 1977.

8. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. — М., 1981.

9. Антипов В.В., Сосновский Б.А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. — М., 1994.

10. Анцыферова Л.И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал. Т. 14, 1993. № 2.

11. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. — М., 1990.

12. Арламов А.А. Условия и критерии эффективности внедрения достижений педагогической науки в школьную практику: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — М., 1985.

13. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. — М.: Мысль, 1973. — 128 с.

14. Арнольдов А.И. Нужна ли культура, которая учит бороться. // Культурно-просветительная работа. 1986, N 4, с. 3-6.

15. Афасиджев М.Н. проблема функции искусства в буржуазной эстетике.

16. В кн.: «Эстетика и жизнь». Вып. 3. — М.: Искусство, 1974. С. 282-300.

17. Балян А.А. Теория эстетического воспитания. Ереван, 1980. — 252 с.

18. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.

20. Велик А. Эстетика и современность. — М.: Политиздат, 1963. — 191с.

21. Белов B.J1. Очерки о народной эстетике. — М., 1989.

22. Бестужев-Лада И.В. Вверх по ступеням досуга. // Клуб и художественная самодеятельность. 1987, N 14, с. 2-4.

23. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984. — 207 с.

24. Борев Ю.Б. Эстетика. — М., 1975.

25. Буров А.И., Печко Л.П., Петрова Ю.Н. и др. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода. — М., 1980.

26. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. — М., 1975.

27. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство, искусствознание. Вопросы теории и истории. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 440 с.

28. Верб М.А. Эстетические потребности и духовное развитие личности.1. Л., 1981, — 35 с.

29. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М„ 1991.

30. Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1981. — 183 с.

31. Виды искусства в социалистической художественной культуре. — М.: Искусство, 1984. — 77 с.

32. Владов В. В поиске гармонии красоты. // Клуб и художественная самодеятельность. 1985, N 8, с. 20-21.

33. Воловик А.Ф. Искусство убеждать показом. — М.: Советская Росия, 1972. — 136 с.

34. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М., 1988.

35. Волков Н.Н. Восприятие картины: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1976. — 32 с.

36. Вопросы социального функционирования художественной культуры. — М.: Наука, 1984.

37. Выготский J1.C. Психология искусства. — М., 1987. — 487 с.

38. Гаврюшин Н.К. Сокровище у порога: Эстетическое воспитание в краеведческой работе: Книга для учителя. — М., 1982.

39. Годник С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности.// Приобщение к педагогической профессии. — Воронеж, 1992.

40. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М., 1965.

41. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. —СПб., 1993.

42. Гулыга А.В. Что такое эстетика? — М.: Просвещение, 1987.

43. Даль В. Месяцеслов, суеверия, причуды, стихии. Пословицы русского народа. —J1., 1992.

44. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. — 191с.

45. Дистервиг А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956. — 311с.

46. Дмитриева Н.А. краткая история искусств. — Вып. I-III. — М., 1988.1993.

47. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. — М.: Мысль, 1987. —238 с.

48. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М.,1984.

49. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен доя начала XX в. — М., 1979.

50. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991.

51. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. — М.,1993.

52. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. — М., 1994.

53. Информационное обеспечение управления развития региональной системы образования. — Тула, 1996. — 141 с.

54. Ионкус А.П., Маршак A.JI. Методы сбора эмпирической информации. Инструменты исследования. — В кн.: Социология культуры. — М.: НИИ культуры, 1980. — 166 с.

55. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания высшей школы. — Москва-Белгород, 1993.

56. Искусство и эстетическое воспитание молодежи./Под ред. В.Г. Кисунько. — М., 1981. — 193 с.

57. Искусство и научно-технический прогресс. — М., 1973. — 253 с.

58. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1991.

59. Каган М.С. Социальные функции искусства. — Л.: Знание, 1978. —396 с.

60. Каган М.С. Человеческая деятельность. — М.: Политиздат, 1974. —283 с.

61. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М.,1980.

62. Каптерев П.Ф. О свойствах учителя. // Избр. пед. соч. — М., 1982. —698 с.

63. Карташов П.И. Внедрение педагогических рекомендаций в практику как управляемый процесс. // Внедрение достижений педагогики в практику школы. — М., 1981.

64. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании: Дисс. канд. пед. наук. — Минск, 1994.

65. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Д., Каган М.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М., 1983.

66. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. — М.: Молодая гвардия, 1977.192 с.

67. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994.

68. Крутоус В.П. Путь к прекрасному. — М.: Просвещение, 1989.

69. Крылова Н.В., Печко Л.П. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз. — М.: Знание, 1986. — 64 с.

70. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание.1. М: Знание, 1979. — 620 с.

71. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М., 1984.

72. Колчина Е.Б. Педагогические основы и условия формирования эстетических интересов у учащихся 5-8 классов на уроках мировой художественной культуры. пособие для преподавателей негосударственных образовательных учреждений. — М., ИОО МО РФ. — 32 с.

73. Колчина Е.Б. Экспериментальная программа «Мировая художественная культура. 5-8 кл.» — М., ИОО МО РФ, 1996. — 18 с.

74. Колчина Е.Б. Методические рекомендации к занятиям по курсу мировой художественно й культуры в 5-8 классах. — М., ИОО Минобразования РФ, 1997. — 21 с.

75. Кудрявцева С.П. Эстетическая культура молодежи. — Л., 1972. —78 с.

76. Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. — М.: Наука, 1978. — 459 с.

77. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. АН СССР, Уральский научный центр. — М.: Наука, 1981. — 238 с.

78. Культура и средства массовой информации. — М.: Экономика, 1988. — 254 с.

79. Культура и массовая коммуникация. — М.: наука, 1986. — 302 с.

80. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. — М.: Ангар, 1997. — 301 ft.

81. Кузин B.C. особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения традиций российской культуры и нравственности. // Школа. 1997, N 1, с. 2-3.

82. Лармин О.В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки. — М.: Молодая гвардия, 1980. — 190 с.

83. Лармин О.В. Теория эстетического воспитания. — М.: 1979. — 256 с.

84. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971. — 346 с.

85. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. — М.: Прометей, 1996. — 463с.

86. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985. — 175 с.

87. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. — М.,1993.

88. Липский В.Н. Эстетическая культура советского человека. — М.: Знание, 1984.— 64 с.

89. Лилов А. Природа художественного творчества. (Пер. с бол.). — Л.: Искусство, 1981. — 479 с.

90. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. — М.: Искусство, 1977. — 271 с.

91. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. — М., 1982.

92. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. — М.: Просвещение, 1988.

93. Луценко Л.И. Управление современной школой. — Тула, 1994. —170 с.

94. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

95. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — М., 1994.

96. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М. 1992.

97. Макаренко А.С. Избр. пед. соч. В 2-х т. / Сост. Л.Ю. Гордин. — М.: Педагогика, 1978. — Т. 1. — 397 с. — Т. 2. — 320 с.

98. Марксистско-ленинская теория культуры. А.И. Арнольдов, Е.А. Ануфриев, С.Н. Артановский и др. — М.: Политиздат, 1984. — 384 с.

99. Молчанов А.С. На вкус и цвет. — М., 1976.

100. Муравьев Ю.А. Истинность, достоверность, надежность социологической информации и гносеологический статус показателей развития культуры. — М.: НИИ культуры, 1982, с. 30-52. — 159 с.

101. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. — М., 1990.

102. Найден А.С. Социокультурные и художественно-творческие аспекты взаимодействия самодеятельного, народного и профессионального творчества:

103. На материалах изобразительного искусства. — Социалистическая культура и художественная самодеятельность масс. — Киев, 1982, с. 128-191.

104. Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения. Труды НИИ культуры. — М., 1982.

105. Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.

106. Неменский Б.М. Распахни окно. —М.: Просвещение, 1983.

107. Овсянников М.Ф. Диалектика эмоционального и рационального в художественном творчестве и восприятии: Сб. научных трудов. — ИФАН. — М„ 1985. —138 с.

108. Овсянников М.Ф. Эстетика в прошлом, настоящем и будущем. — М.: Просвещение, 1988.

109. Орлова J1. Азбука моды. — М., 1988.

110. Петровский А.В. Быть личностью. — М., 1990.

111. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. — М.,1994.

112. Печко Л.П. Эстетическая культура воспитания личности. — М., 1991.

113. Предтеченская J1.M. Мировая художественная культура. IX-XI классы. Программа общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1994.

114. Проблемы народного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 136 с.

115. Проблемы философии культуры: опыт историко-материалистического анализа. — М. 1984.

116. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. — Казань: Изд-во Казанского университете, 1976. — 200 с.

117. Плотников С.Н., Урнов М.Ю. Искусства (к методологии построения социальных показателей развития художественной культуры). — В кн.: Социология культуры. — М.: НИИ культуры РСФСР, 1982. — 159 с.

118. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. — JL: Знание, 1977. —39 с.

119. Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества. — НИИ культуры. — М., 1982. — 163 с.

120. Психология процесса художественного творчества. — JL: Наука,1980.

121. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт. пед. наук. — Казань, 1993.

122. Радюхина Е.И. Обновление содержания образования в регионе и новые педагогические технологии. Материалы научно-практической конференции «Управление инновационными процессами в Тульской региональной системе образования». — Тула, 1995. — 4 с.

123. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. — М.: Мысль, 1969. — 187 с.

124. Разумный В.А. Человек культурный — человек преобразующий. // Клуб и художественная самодеятельность. 1985, N 20, с. 18-21.

125. Разумный В.А. методика формирования эстетической культуры личности. — Пособие для работников клубных учреждений. — М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985. —71 с.

126. Разина Т.М. Русское народное творчество: проблемы декоративного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1970. — 255 с.

127. Раппопорт С.Х. Искусство и его роль в формировании личности. — В кн.: Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М., 1983. — С. 163-256.

128. Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» 24 мая 1995 г. — с. 14.

129. Римкус В. Народное творчество. // искусство. 1975, N 7, с. 15-18.

130. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе, — М.: Агар, 1998. — 185 с.

131. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. — М.: Просвещение, 1995.216с.

132. Российская педагогическая энциклопедия. Т. I. М., 1993.

133. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. — М., 1946. — 530 с.

134. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. — М.: Знание, 1974. — 93с.

135. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя.1. М., 1993.

136. Смирнова Е.И. Проблемы изучения художественной самодеятельности как социально-педагогического явления. — В сб. Педагогические условия организации самодеятельного творчества. — JL, 1982, с. 3-12.

137. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. — JI.: Художник РСФСР, 1983. — 368 с.

138. Солодовник Ю.А. Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. VI-VIII классы. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1994.

139. Сохор А. Воспитательная роль музыки. — Д., 1975. — 224 с.

140. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. — М.: Знание, 1974, — 112 с.

141. Старое М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя. — М., Тамбов, 1996. — 205 с.

142. Столович Л.Н. Жизнь — Творчество — человек. Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1986. — 415 с.

143. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. — М.: Политиздат, 1972. —271 с.

144. Стойкое А. Социалистический образ жизни и искусство. — М.: Искусство, 1983.

145. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. — Минск, 1978, —287 с.

146. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1973. — 287 с.

147. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М., 1971.

148. Телегина Э.Д. Преобразование мыслительной деятельности человека в условиях перехода к рыночным отношениям. // Психология человека в условиях социальной нестабильности. / Под ред. Б.А. Сосновского. — М., 1994.

149. Теория эстетического воспитания. — М.: Искусство, 1979.

150. Теплов Б.М. Проблема индивидуальных различий. — М., 1961.

151. Турбовския Я.С. Взаимоотношение педагогической науки и практики как методологическая проблема. // Методологические проблемы развития педагогической науки. — М., 1985.

152. Унковский А.А. Цвет в живописи. — М.: Просвещение, 1983. — 63 с.

153. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. — М., 1980.

154. Управление развитием школы. — М., Новая школа. / Под ред. М.М. Поташника и B.C. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995. — 462 с.

155. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 10— М.: АПН СССР, 1950. — 665 с.

156. Фешина Г.Я. Эстетическое образование и воспитание будущего учителя в педагогическом вузе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Казань, 1975. —27 с.

157. Филиппова В.А. Эстетический и познавательный интерес в обучении. В учебн. пособии»Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». М.: Просвещение 1982.

158. Филиппова В.А. Сигналы эстетической информации. М., 1971. —173 с.

159. Фокина C.J1. Взаимовлияние познавательных умений и интересов учащихся. — В сб. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПИ, 1981.

160. Художественная культура и развитие личности. — М.: Мысль, 1978. — 211 с.

161. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. — М.: Наука, 1982. — 335 с.

162. Чернышевский Н.Г. Об искусстве. — М.: Академия художеств СССР, 1950, —298 с.

163. Швейцер А. Культура и этика. — М. 1973.

164. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовке учителя: Учебное пособие./ Ставроп. гос. пед. ин-т. Москва, Ставрополь, 1991. — 179 с.

165. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания. Очерки истории. — М.: Высшая школа, 1962. — 120 с.

166. Шорохов Е.В. Основы композиции. — М.: Просвещение, 1979. —363 с.

167. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоратичного рисования. — М.: Просвещение, 1979. — 191 с.

168. Эксперимент в школе: Организация и управление. / Под ре. М.М. Поташника. — М., 1991.

169. Эстетика. Словарь. — М.: Полииздат, 1989. — 447 с.

170. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983. — 303 с.

171. Эстетическое развитие и воспитание молодежи (Лармин О.В. и др. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1978. — 325 с.

172. Эстетическое воспитание школьников. /Под общ. ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. — М.: Педагогика, 1974. — 304 с.

173. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. — М.: Мысль, 1981. —247 с.

174. Ястребова Н.А. Формирование эстетического идеала и искусство. — М„ 1976.

175. Якобсон П.М. Психология художественного воспитания. — М.: Искусство, 1964. — 86 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.