ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук ГУСЕЙНОВА Сияра Магомедовна

  • ГУСЕЙНОВА Сияра Магомедовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 181
ГУСЕЙНОВА Сияра Магомедовна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2016. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук ГУСЕЙНОВА Сияра Магомедовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников

1.2. Специфика и характеристика основных видов музейных экспозиций в аспекте эстетического воспитания школьников

1.3. Особенности эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Содержание, условия эстетического воспитания школьников средствами музейных экспозиций

2.2. Формы и методы эстетического воспитания школьников средствами музейных экспозиций

2.3.Анализ эффективности реализации педагогического потенциала музейных экспозиций в учебно-воспитательном процессе

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время духовное, эмоциональное, художественное развитие подрастающего поколения, молодежи, учащихся школ непосредственно связано с их эстетическим воспитанием, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщении к этим культурным, художественным, эстетическим ценностям.

Особое место в сохранении и приумножении историко-культурного наследия народа принадлежит музею, как важному фактору эстетического воспитания учащихся, обогащения его внутреннего мира.

Развитие музейной коммуникации, сосредоточение в музее огромного и своеобразного систематизированного ценностного материала способствует превращению его в подлинный очаг эстетического воспитания и развития художественной культуры учащихся.

В силу специфических возможностей музей создает особые педагогические условия и средства для освоения детьми культурного наследия и может выступать в виде ценностного ориентира при повышении эффективности эстетического воспитания школьников.

К тому же экспонаты, представленные в музейной экспозиции по своей наглядной и образной специфике часто бывают доступнее восприятию ребенка, лаконичное и понятное по своим изобразительным средствам воспитывает художественный эстетический вкус, развивает чувство прекрасного.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью поиска более эффективных форм, путей и методов преодоления и корректировки приобщения школьников к культурным ценностям в процессе изуче-

ния музейной экспозиции, а также создания необходимых педагогических условий в разработке содержания и обоснования методики эстетического воспитания детей средствами музейной экспозиции как важного фактора интенсивного развития личности, самообогащения его внутренних резервов.

Сегодня научный интерес к проблеме повышения эффективности эстетического воспитания учащихся музейными средствами в частности музейной экспозиции существенно возрос.

Теория эстетического воспитания успешно развивалась в трудах ведущих исследователей, представителей эстетики: М.С. Кагана, Ю.Б. Бореева, В.К. Скатерщикова и др., прогрессивных отечественных педагогов, психологов, искусствоведов: В.В. Ванслова, Д.Б. Кабалевского, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, A.C. Макаренко, Б.Н. Неменского, В.А. Сухомлинского, Ю.К. Бабан-ского, И.Я. Лернера, М.Л. Скаткина, В. А. Сластенина и др., представляя искусство важным компонентом в жизни детей, как действенное воспитательное средство.

В отечественной науке широко рассматривались категории эстетического: эстетические потребности (В.Н. Банников, H.H. Джидарьян); эстетическое восприятие (В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Е.П. Крупник, А.Н. Леонтьев, A.A. Люблинская, A.A. Меликпашаев, Н.Д. Мордовская, О.Н. Органова, К.С. Островский, В.Н. Самохин, П.М. Якобсон).

Солидный вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного декоративно-прикладного искусства внесли: М.М. Байрамбеков, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, С.П. Ломов, H.H. Ростовцев, И.М. Раджабов, Н.М. Сокольникова, А. С. Хворостов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова.

О значении специфических возможностей музея в образовательно- воспитательной деятельности отмечали ведущие авторитеты музейного дела: М.Б. Гнедовский, Г.Н. Галич, Н.Л. Кульчинская, E.H. Конухова, Н.Г. Макарова и др. проблему формирования ценностного отношения к культурному

наследию, эстетического воспитания музейного посетителя средствами музейных экспонатов подробно исследовали А.Н. Бакушинский, Н.Д. Бартрам, H.H. Романов, Ф.И. Шмит и многие другие. Особое значение в нашем исследовании отводилось трудам специалистов, которые рассматривали музеи и музейные экспозиции в виде своеобразного ценностного ориентира. Образовательную и воспитательную деятельность музея они связывают с решением задач эстетического восприятия и переживания (В.Ю. Дукельский, М.Б. Гне-довский, М.Ю. Юхневич, H.A. Никитин и др.).

При всей очевидности значительных исследований, использование средств музейной экспозиции в эстетическом воспитании школьников как проблема не получила своего достаточного решения. Причиной тому длительное забвение темы, отсутствие качественных публикаций, низкий уровень методического и дидактического опыта преподавателей, способных с помощью музейных средств формировать эстетические вкусы, взгляды и отношения учащихся.

Приходится также признавать, что музейная экспозиция не осознается в полной мере как специфическое явление художественной культуры, которое может выступать в качестве своеобразного ценностного ориентира в эстетическом воспитании учащихся.

Не в полной мере учитывается музейная культура, ее многолетнее историческое развитие, преемственность ранних и поздних художественных эстетических традиций. Низка теоретическая подготовка преподавателей, не на должном уровне учебно-методический комплекс приобщения школьников к музейным экспонатам, отсутствуют система консультаций с работниками музеев.

Между тем, возможность музейных экспозиций как средства эстетического воспитания и развития школьников далеко не исчерпаны. Положение теоретических разработок проблемы эстетического воспитания школьников в процессе постижения музейных экспозиций, исследование практического

опыта педагогов необходимы для более подробного изучения данной проблемы.

Таким образом, актуальность исследования определяется наличием противоречия между необходимостью эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции и недостаточной разработанностью обозначенной проблемы в теории и практике художественно-педагогического образования.

Анализ теоретических исследований и практического опыта эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции в системе художественного образования позволит выявить следующие противоречия между:

❖ потребностью педагогов образовательных учреждений в организации процесса эстетического воспитания школьников музейными средствами и имеющимися трудностями по использованию музейных средств в процессе учебной деятельности;

❖ наличием научной теории эстетического воспитания школьников и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса приобщения учащихся музейным средствам;

❖ высокой социальной значимостью процесса воспитания школьников музейными экспозициями и недостаточной разработанностью теоретических основ проблемы в музейной педагогике;

❖ возможностями музейной экспозиции в образовании и нереализо-ванностью его потенциала в эстетическом воспитании школьников.

С учетом указанных противоречий была сформулирована проблема'. выявление педагогических условий эффективности эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции.

Постановка данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции».

Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников.

Предмет исследования - педагогические условия, формы и методы эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции.

Цель исследования - выявить, научно обосновать и экспериментально проверить сущность, содержание и педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции.

Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции будет наиболее эффективным, если:

❖ изучить и рассматривать роль музеев и музейной экспозиции как важный составной компонент эстетического воспитания школьников;

❖ дать объективный анализ образовательно-воспитательной деятельности музеев и музейной экспозиции, который позволит формировать эстетическое отношение учащихся к наследию предков, познакомить их с замечательными традициями прошлого и высокими образцами современного искусства;

❖ рассматривать подлинность, уникальность, ценность музейных предметов, экспонатов, экспозиционно-выставочного материала как средство повышения эффективности эстетического воспитания школьников;

❖ разработать содержание занятий, определить условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников средствами музейной экспозиции.

Задачи исследования.

❖ осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния проблемы, установить перспектива ее развития;

❖ выявить и обосновать педагогический потенциал музейной экспозиции в эстетическом воспитании школьников;

определить и научно обосновать педагогические условия эстетического воспитания школьников средствами музейной экспозиции.

❖ разработать и апробировать системы занятий, определить условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников средствами музейной экспозиции;

❖ определить критерии и охарактеризовать уровни сформированности эстетического воспитания школьников в контексте музейной экспозиции.

Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли культуры в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных эстетических традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального (К. Д. Ушинский, В. С. Библер, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Ю. М. Лотман, П. А. Флоренский, И. А. Ильин, Л. Н. Гумилев, Д. С. Лихачев, П. Ф. Каптерев, В. В. Зеньковский и др.), положения теории личности и творчества (А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Л. С. Выготский, И. Я. Лернер, С. Л. Рубинштейн и др.), ведущие разработки педагогики эстетического воспитания, художественного образования, народной художественной культуры (В. С. Кузин, М. А. Некрасова, С. П. Ломов, Т. С. Комарова, И. М. Раджабов, Т. Я. Шпикалова, Ш. А. Мирзоев А. М. Магомедова и др.).

Теоретическую основу исследования составили: идея воспитания человека в контексте культуры, достаточно глубоко разработанная в работах известных ученых (Э. В. Ильенков, М. С. Каган, Е. В. Бондаревская, Е. Н. Ильин, В. Я. Нечаев Т. П. Малькова,); подходы и принципы культуросооб-разного образования, опирающиеся, прежде всего, на концепции выдающихся русских философов (М. М. Бахтина, П. Ф. Флоренского Н.. А. Бердяева,), рассматривавших культуру как антропологический феномен, где личность выступает в качестве ее эпицентра.

Методы исследования: изучение искусствоведческой, психологической и специальной литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение, приобщение их к эмоционально-ценностному отношению к художественной культуре; беседа, анкетиро-

вание, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии в музеи, галереи, выставочные залы; ознакомление учащихся с произведениями музейных экспонатов; опытно- экспериментальная работа, изучение продуктов творческой деятельности школьников.

Базой исследования были определены МБОУ «Гимназия» №38, МБОУ СОШ №10, 27, 31 г. Махачкалы и Луткунская СОШ (с. Луткун) и Какинская СОШ (с.Кака) Ахтынского района Республики Дагестан.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретико-организационный (2009-2010): определение темы исследования и теоретический анализ состояния проблемы на основе изучения психологической, педагогической литературы; формулировка цели, гипотезы, определение задач исследования.

Второй этап - опытно - экспериментальный (2011-2012): планирование исследования, проведение констатирующего и формирующего эксперимента, обработка, анализ и систематизация полученных данных.

Третий этап - аналитико-обобщающий (2012-2015): анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и обобщение результатов эксперимента, формулирование выводов, оформление текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

❖ осуществлен анализ, выявлены сущность и специфика места и роли музея и музейной экспозиции в образовательно-воспитательной деятельности школьников как важного средства эстетического воспитания школьников;

❖ выявлена взаимосвязь закономерностей эстетического воспитания школьников в контексте изучения музейной экспозиции;

❖ определены эффективные условия эстетического воспитания школьников, разработана система занятий по изучению произведений музейных экспонатов;

❖ разработаны критерии и уровни, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности знаний и глубины интереса учащихся к музейной экспозиции;

❖ подготовлены учебные пособия, методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий, способствующих формированию эстетических чувств и оценки школьников средствами произведений музейных экспонатов.

Теоретическая значимость исследования:

- дано научно-теоретическое обоснование необходимости эффективного использования потенциала музейной экспозиции в процессе эстетического воспитания школьников;

- выявлен педагогический потенциал музейной экспозиции, раскрывающий смысл и значение эстетических свойств его произведений, являющихся неотъемлемой частью педагогического процесса;

- в выявлении и обосновании педагогических условий эстетического воспитания школьников средствами музейных экспозиций;

- результаты экспериментальных исследований дополняют теорию и методику художественного образования и эстетического воспитания школьников в частности адаптацию учащихся к культурно-образовательной среде музея и школы.

Практическая значимость результатов исследования:

❖ разработанный комплекс критериев и уровней оценки результатов эстетического воспитания школьников, музейной экспозиции позволяет повысить эффективность художественного образования в школе;

❖ разработанная автором серия творческих заданий, дополняющая программное содержание курса «Изобразительное искусство», расширяют представления школьников о значимости музейной экспозиции в учебной деятельности;

❖ разработанная методика занятий по ознакомлению с музейными экспозициями с использованием разнообразия музейных экспонатов, расширяет методический арсенал учителя в области эстетического воспитания и художественного образования школьников;

❖ на основе материала диссертации издано учебное пособие «Музейная экспозиция в эстетическом воспитании школьников ».

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа, объективностью научных методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; практическим подтверждением основных положений результатам математической обработки, полученных в ходе эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

❖ художественно-эстетический потенциал музейных экспозиций, выраженные в их подлинности, уникальности, образности, национально-региональной оригинальности, исторической значимости, способный реально оптимизировать художественно-эстетическое воспитание школьников;

❖ педагогические условия, способствующие эффективному использованию музейной экспозиции в эстетическом воспитании школьников, развитию эстетических чувств, взглядов, убеждений и отношений к исторической реальной действительности;

❖ педагогические технологии выявления воспитательного потенциала музейных экспозиций и их оптимального использования в учебном процессе;

❖ уровни и критерии, позволяющие выявить не только знания и глубину интереса учащихся к музейным экспонатам, но и суждения, ценностные ориентации в процессе приобщения их к культурным ценностям;

❖ комплекс учебно-методических пособий, экспозиционных материалов, планы-конспекты на примере уроков музейной экспозиции, способст-

вующие развитию у школьников художественного и эстетического вкуса, чувств, взглядов и отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры методики преподавания ИЗО и ДПИ Даггоспедунивер-ситета, на научных конференциях, посвященных проблемам художественно-педагогического образования в г.г. Москва, Томск, Махачкала, а также в ходе лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета. Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс 4,5,6 классов МБОУ «Гимназия» №38, МБОУ СОШ №10, 27, 31 г. Махачкалы, Республики Дагестан.

На основе материалов исследования изданы методические рекомендации, статьи, разработаны наглядные пособия с учетом традиционной уникальности музейных экспозиций, где более углубленно рассматриваются вопросы музейной деятельности с учетом специфики Республики Дагестан. Автором разработана монография «Музейная экспозиция в эстетическом воспитании школьников» для учителей ИЗО и студентов художественно-графического факультета, что имеет также широкое применение в общеобразовательных учреждениях разного типа Республики Дагестан.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем составляет 180 страниц.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогический анализ проблемы эстетического

воспитания школьников

Проблема эстетического воспитания, приобщения подрастающего поколения к отечественным культурным ценностям в современном обществе, приобретают важное значение, становясь составным элементом в художественно-эстетическом и творческом потенциале, как отдельной личности, так и всего общества. Культурные и художественные традиции каждого народа, являющиеся многовековым художественным опытом, накопленным поколениями, выступают в качестве того самого неиссякаемого источника, обращение к которому позволяет достичь новых вершин в искусстве. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство воплощают как эстетический, так и этический идеал народа, проявляя гармоническую совокупность национальных художественных традиций и мирового культурного наследия, осуществляя при этом воспитательную и формирующую функцию в процессе развития личности.

Эффективное использование педагогического и дидактического потенциала произведений искусства, национального и мирового культурного наследия, в становлении высокоорганизованной личности является важнейшим принципом эстетического воспитания и художественного образования учащихся на уроках изобразительного искусства и других дисциплинах эстетического цикла в школе. При этом представляется важным максимальное использование регионального компонента, творческих способностей и потребностей, изначально заложенных в каждом ребенке, его специфики восприятия своеобразия отечественной художественной культуры и искусства региона. Знания, умения, получаемые на уроках

изобразительного искусства, являются основой осмысленного отношения к прекрасному в природе, творчестве явлениях действительности.

Особенно важна роль современной школы в нейтрализации негативного воздействия не внушающих доверия средств массовой информации (пр.: интернет-сайты сомнительного содержания). Именно на дисциплинах эстетического цикла в школе закладываются основы формирования художественного вкуса всесторонне развитой личности, её объективного восприятия позитивного отечественного и мирового культурного наследия. В процессе эстетического воспитания и художественного образования учащийся подвержен воздействием всего комплекса учебных дисциплин. Тем не менее, для развития художественной культуры школьников, мы делаем акцент в направлении музея, как центра национальной культуры [97; С. 26]. Музейная экспозиция в силу своих специфических возможностей, может стать неисчерпаемым потенциалом в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Последовательное приобщение школьников к музейной эстетике, продуманное сочетание организации воспитательных мероприятий (экскурсия в музей, встреча с мастерами изобразительного и декоративно-прикладного искусства и музейными работниками и др.) с учебными занятиями в школе (пр.: применение музейных экспонатов на уроке изобразительного искусства в качестве наглядных пособий) художественной культуре посредством музейных средств позволяет не только дать учащимся необходимый багаж знаний в сфере изобразительной грамоты, развивать свои творческие художественно способности, прививать художественный вкус, но и научить творчески воспринимать достижения национальной и мировой художественной культуры, творчески переработать полученные знания и навыки в собственном творчестве.

В воздействии совокупности данных факторов олицетворяет практическое и психологическое воплощение не только в художественной и практической преемственности, но и в эстетической - оценочной.

Учитель должен понимать, что для школьников необходима гибкая структура художественно-эстетических оценок и критериев на их основе, представления и восприятия, способности в усвоении и подготовки систематизации полученных знаний, навыков и умений, выработанная как самим учащимся, так и его старшим наставником.

Целенаправленное систематизированное ознакомление учащихся с ценностями национальной художественной культуры посредством музейных средств, использование в эстетическом воспитании школьников колоссального педагогического потенциала, сосредоточенного в музеях, эстетическое воспитание молодежи в приобщении к художественной национальной культуре с учетом специфики музейных возможностей является стержневым методическим положением нашего исследования.

Теоретическая концепция эстетического воспитания учащихся в процессе максимально эффективного использования ценностей музейной культуры в развитии творческих способностей школьников основана на трудах выдающихся ученых прошлого и современности, подробно рассматривавших проблемы формирования личностного творческого потенциала: Ананьева Б. Г., Анохина П. К., Выготского Л. С., Гегеля Г., Давыдова В. В., Зинченко В. П., Игнатьева Е. И. , Кагана М. С., Крюковского Н. И. и др. Так, например, подчеркивая ценность не столько результата, сколько самого процесса творческой переработки изученного материала в детском творчестве Л. С. Выготский утверждает: «То, что ребенок видит и слышит, является первым опорным толчком для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого, в последствии, будет строить его фантазия» [14; С. 21].

При знакомстве с научным творчеством Е. М. Игнатьева следует отметить, что, по мнению ученого развитие изобразительной деятельности детей мы часто рассматриваем как процесс спонтанный, в то время как ребенок, постоянно созерцающий образцы искусства в повседневной жизни

(особенно в условиях национальных регионов), подсознательно усваивает технологические, художественно-творческие приемы их изготовления.

В процессе исследования проблем восприятия предмета и его изображения следует обратиться к научному творчеству Н. Н. Волкова, утверждавшему, что умение правильно увидеть и воспроизвести действительность базируется на гармоничном сочетании анализа и синтеза. При этом восприятие не рассматривается как бездумное созерцание, но предполагает понимание качественно отличительных особенностей предмета и стадий его изображения. Развитию творческих способностей учащихся в процессе восприятия объектов природы, явлений действительности, в частности, произведений искусства, музейных экспонатов посвящены исследования Ветлугиной Н. А., Дзержинской И. Л., Ковальской Е. Г., Сакулиной Н. П., Флериной Б. А. и др.

Подчеркивая, что характер творческой деятельности ребенка определяется тем, что он в своем сознании не отделяет себя от объекта восприятия, Н. А. Ветлугина отмечает: «В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих - новое о себе» [12]. Так же Г. В. Лабунская отмечала непременное непосредственное участие ребенка в изображаемых им в рисунке событиях: «Дитя постоянно в рисунке, а не за его пределами, он всегда является участником того, что происходит в изображенном» [61; С. 186].

В настоящей работе использовались и творчески переосмысливались произведения известных специалистов, которые внесли весомый вклад в методику художественного образования и эстетического воспитания школьников, в трудах которых подробно рассматривается роль изобразительного и декоративного искусства в развитии творческой личности: ученые Зарецкий И. П., Коваль Л. Г., Комарова Т. С., Кузин В. С., Лихачев Б. Т., Некрасова М.

A., Неменский Б. М., Раджабов И. М., Сидельниковский А. П., Шорохов Е.

B., Шпикалова Т. Я. и др.

Исследования ведущих ученых в области изобразительной деятельности являются отправной точкой в осмыслении эстетических, художественно-творческих возможностей школьников: работы Зубаревой Н. М., Лепилова и др. Ученые подчеркивают, что с ранних лет дети способны к адекватному восприятию объема, формы, линейных очертаний, конструктивных особенностей, локального цвета объектов действительности и особенно, ярких изделий декоративно-прикладного характера, нередко являющихся комплексным компонентом повседневного быта (игрушки, посуда, вышивка, коврик и др.) и являются неотъемлемой составляющей предметного оформления комнаты, класса, кабинета. Исследователи утверждают, что в первые годы жизни ребенок в не достаточной мере воспринимая изображение, обращается с ним как с реальным предметом. При восприятии произведения искусства появляется элементарная способность соотносить предмет и его изображение. В возрасте 10-14 лет это служит временным тормозом для развития эстетического восприятия в плане установления точного соответствия между предметом и его изображением. Так, в работе Н. Зубаревой, исследовавшей восприятие натюрморта детьми 46 лет, доказано, что в дошкольном возрасте яркие красочные работы, выполненным в декоративном стиле, вызывают наиболее ярко выраженное эмоционально окрашенное восприятие.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук ГУСЕЙНОВА Сияра Магомедовна, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаров Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. - М., 1989.

2. Алехин А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. - М., 1984.

3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. - Пер. с фр. - М., 1982.

4. Байрамбеков М. М. Дагестанский народный орнамент. - Махачкала,

2001.

5. Бакушинский А. В. Исследования и статьи. - М., 1981.

6. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание - М.,

1925.

7. Бакушинский A.B. Музейно-эстетические экскурсии. М., 1919.

8. Барграм Н. Д. Об игрушках: По поводу выставки игрушек прошлого и настоящего в Московском Кустарном музее. - М., 1909.

9. Бонами З.А. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания трудящихся в процессе культурно-просветительской деятельности литературных музеев / Дисс...канд.пед.наук. - М., 1986.

10. Ванслов В. В. Что такое искусство. Изобразительное искусство. - М.,

1988.

11. Ванслов М. М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. - М., 1983.

12. Ветлугина Н. А. Общие вопросы художественного творчества ребенка // В кн. Художественное творчество и ребенок - М., 1972.

13. Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М., 1982.

14. Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1967.

15. Выготский JI. С. Психология искусства. - М., 1987.

16. Гаджиев Б. И. Тропа дагестанского учителя. - Махачкала, 1981.

17. Гаджиев А. Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. - Махачкала, 1966.

18. Газимагомедов М. Г. Народные художественные промыслы Дагестана. - Махачкала, 1988.

19. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986.

20. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. - М., 1991.

21. Дагирова Д.А. Ахульго, Дагестан, Кавказ в творчестве Франца Ру-бо. - Махачкала, 2011.

22. Дамаданова С. Р. Профессиональное изобразительное искусство Дагестана в художественно-эстетическом образовании молодежи // Искусство и образование. ВЫП. № 1. - М., 2005. - С. 65.

23. Дамаданова С. Р. Художественная культура Дагестана в системе вузовского образования республики // Современное образование: Содержание, технологии, качество. Сборник научно-методических трудов. Выпуск 8. -СПб., 2006.

24. Дамаданова С. Р. Эстетическое воспитание учащейся молодёжи средствами изобразительного искусства и отечественной художественной культуры // Современные проблемы науки и образования. Вып. № 1, 2013.

25. Джибладзе Г. Принцип эстетического воспитания. Тбилиси, 1971.

26. Дидактика средней школы / Под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скат-кина. -М., 1975.

27. Дик Н. Е., Валишин Ю. И. Географическая экспозиция школьного краеведческого музея. - М., 1979.

28. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 1. «Искусство». - М. 1969.

29. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 2. «Искусство». - М. 1975.

30. Западноевропейская гравюра ХУ-ХУП вв. Каталог выставки Государственного Эрмитажа. - М., 1980.

31. Зонина С. Н. Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции // Автореферат кан. дисс. - М., 1999.

32. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956.

33. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. -М., 1961.

34. Исхаков И. К. Эстетичекое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству X. Б. Мусаясул // Автореф. канд. дисс. - Махачкала, 2005.

35. Каган М. С. Морфология искусства. - Л., 1972.

36. Каймаразов Г. Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. - Ростов на Дону, 1965.

37. Кандаева Н. Музейное дело как средство эстетического воспитания школьников (на материале Республики Дагестан // Автореф. канд. дисс. -Махачкала, 2006.

38. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.

39. Киряев С. О. Способности и изобразительное творчество. - М.-Л.,

1967.

40. Кобалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1988.

41. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

42. Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т. 1. - М., 1982.

43. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. - М., 1979.

44. Кондахчан Е. С, Башилов Я. А. Детский рисунок. - М., 1940.

45. Константинова В.В. Экспериментальная программа «Музей и культура» для шестилеток. - М., 1990.

46. Корин А. 50 знаменитых советских художников. - М., 1995.

47. Коростин А. Ф., Смирнова Е. И. Русская гравюра XVIII в. - М. 1952.

48. Коростин А.Ф. Русская литография. - М., 1953.

49. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и творчество. - М., 1978.

50. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. - М.,

1977.

51. Крейн А. 3. Жизнь музея. - М., 1979.

52. Крейн А. 3. Рождение музея. - М., 1969.

53. Круг. Современные художники Дагестана. Альбом-каталог. - М.,

2001.

54. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М., 1984.

55. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Издание 3-е, переработанное и дополненное. - М.: Агар, 1998,336.

56. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. 2-е издание. - М., 1983.

57. Кузин В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М., 1977.

58. Кузин В. С. Психология. 2-е изд-е. - М., 1982.

59. Кузнецов Ю. Голландская живопись XVII-XVIII вв. в Эрмитаже. «Искусство». - JI. 1988.

60. Кузьмина Е. Е. Работа зарубежных музеев с подрастающим поколением: На материалах музеев Англии. - М., 1990.

61. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. - М., 1965.

62. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.,

1977.

63. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

64. Лернер И. Я. Обучение истории в школе и высшее историческое образование // Вопросы истории. 1987- № 9.

65. Лихачев Б. Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика. 1981, № 3.

66. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1985.

67. Лихачев В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие древней Руси и современность. - Л., 1971.

68. Лобунская Г. В. Изобразительное творчество детей. -М., 1965.

69. Магомедов А. Город златокузнецов. - Махачкала, 1998.

70. Магомедова А. А. Экспозиционное собрание дагестанского музея изобразительного искусства в приобщении учащихся к традиционной культуре // Сборник научных статей Ассоциации молодых ученых Дагестана. -Махачкала, 2013.

71. Макарова Н. Г. Музей как социально-эстетический феномен / Дисс...канд.философ.наук. - М., 1987.

72. Маммаев М. М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: Истоки становления. - Махачкала, 1989.

73. Мацкевич М. В. Войди в мир искусства. Опыт разработки программы для дошкольников. - М., 1987.

74. Музей и современность - Проблемы координации научной и научно-просветительной работы. - М.,1976.

75. Музей и современность. Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев. - М., 1979.

76. Музей и школа: Пособие для учителя/ под общ. Ред. Т. А. Кудриной. - М., 1985.

77. Музейное дело в СССР. Сб. научных трудов Центрального музея революции СССР. - М., 1976.

78. Наумова Н. Д. Работа над созданием авторского варианта программы «Музей и культура» для начальных классов. - М., 1998.

79. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. - М.,

1983.

80. Некрасова М. А. Народные, мастера. Традиции и школа. - М., 1985.

81.Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М., 1987.

82. Никанорова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятий изобразительным искусством: Из опыта работы учителя. - М., 1975.

83. Огризко 3. А., Элькин Г. Ю. Школьные музеи. - М., 1972.

84. Основы советского музееведения. - М., 1955.

85. Основы экскурсионного дела в музеях. - М., 1976.

86. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. - Казань: Изд. Казанского университета, 1976.

87. Поплевина Л.М. Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея / Дис... канд.пед.наук. - М., Л., 1982.

88. Претте И. К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курс художественного воспитания. - М, 1985.

89. Раджабов И. М. Гуманизация художественно-педагогического образования: Региональный подход. Монография. - Махачкала, 2011.

90. Раджабов И. М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. - М., 1998.

91. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан: Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1998.

92. Раджабов И. M. Декоратитвное и изобразительное искусство в системе художественного образования. - М., 1998.

93. Раджабов И. М. Примерные разработки календарного плана по изобразительному искусству для 1-6 классов и методические указания к ним. -Махачкала, 1993.

94. Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. - Махачкала, 1990.

95. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1-6 классов. - Махачкала, 1997.

96. Раджабов И. М., Магомедов Д. Б. Орнаменты народов Дагестана. -Махачкала, 1997.

97. Раджабов И. М., Скоробогатов Д. В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре: Учеб. пособие. -Махачкала, 2003.

98. Разина Т. М. Русское народное творчество. - М., 1970.

99. Рамазанов М. Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности школьников в процессе трудовой деятельности / Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1998.

100. Риччи К. Дети-художники. - М., 1911.

101. Родин А. Ф., Соколовский Ю. Е. Экскурсионная работа по истории. -М., 1974.

102. Роль музеев в военно-патриотическом воспитании трудящихся. -М., 1979.

103. Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников. -М., 1973.

104. Романова Т. В. Курс «Музей и культура» в учебной программе начальной школы

105. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. - М., 1981.

106. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1980.

107. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е издание дополненное и переработанное. -М., 1980.

108. Ростовцев Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. - М., 1983.

109. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии. - М., 1946.

110. Савицкая О. Неизвестное произведение мастерской Андреа дель Сар-то. //Искусство. № 1. 1985.

111. Салтыков А. Б. Самое близкое искусство. - М., 1968.

112. Самохин В. Н. Искусство и психология. - М., 1977.

113. Свидерская М. И. Изобразительное искусство Италии XVII в. Сб. «Искусство XVII века». «Искусство». - М., 1988.

114. Скатерщиков В. К. Эстетическое воспитание. В кн.: Марксистко-ленинская эстетика. М. , Изд-во МГУ, 1973, с. 439.

115. СкаткинМ. Н. Дидактика средней школы. -М., 1982.

116. Скоробогатов Д. В. Музейная экспозиция как средство приобщения школьников к художественной культуре // Автореф. Канд. дисс. - Махачкала, 2002.

117. Сластенин В. А. Формирование социально активной личности учителя. - М., 1981.

118. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., 1999.

119. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. Монография. - М., 1997.

120. Столович. JI. Н. Философия красоты. М.: Издательство политической литературы, 1978.

121. Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. - М., 2000.

122. Стригун Ю. К истокам материалистической эстетики. Эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского. // Юный художник, № 11. - М.: Молодая гвардия, 1985,

123. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч. В 3-х т. - М., 1979-1981.

124. Таллин E.H. Эстетическое воспитание школьников: Учебное пособие для студентов педвузов. - Махачкала: ДГПУ, 1995

125. Тельчаров А. Д. Основы музейного дела: введение в специальность. Курс лекций. - М., 2005.

126. Толстой Л. Н. Собрание сочинений. - М., 1964, Т. 15. - с.85

127. Турицина Т. Познавать играя // Советский музей. 1987. № 2.

128. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных, художественных ремесел. Книга для учащегося старших классов. -М., 1985.

129. Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. -М. 1987.

130. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. - М., 1988.

131. Чирков Д. Декоративное искусство Дагестана. - М., 1971.

132. Шефов А. Н. Народные мастера Дагестана. -Л., 1982.

133. Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. - Л., 1949.

134. Школьные музеи: Из опыта работы / Ред. В.Н. Столетов и М.П. Кашин. - М., 1977.

135. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: Теория и практика. - М. -2009.

136. Шмит Ф. И. Искусство как предмет обучения. - Харьков, 1923.

137. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации /Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М., 1988.

138. Энциклопедия живописи. - М, 1997.

139. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. /Под редакцией кандидата педагогических наук В.В. Колокольникова. - М.: Изд. академии педагогических наук РСФСР, 1962.

140. Юсов Б. П. Проблема творчества в американской теории художественного воспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. - М., 1969.

141. Якобсон П. М. Психология чувств. Изд. 2. М., 1958.

142. Museum Education: History, theory and Practice / Ed. N. Berry and S. Mayer. - Reston, 1989.

143. http://www.dmii.ru/ - Официальный сайт Дагестанского Музея Изобразительных Искусств им. П. С. Гамзатовой.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Традиционные изделия из коллекции ДМИИ

Фрагмент реконструкции традиционного интерьера в

ДМИИ

Традиционная вышивка коллекции ДМИИ (фрагмент)

Студенты ХГФ на экскурсии в ДМИИ

Женщины Дагестана в традиционных костюмах: лачка в покрывале-полотнище, украшенном вышивкой (фото 1950-х аварки; андийка (фото 1910 г.)

Произведения художника И.И. Айвазовского в интерьере ДМИИ

И. Шишкин. Эскиз картины «Утро в сосновом бору»

(карандаш). ДМИИ

Ф. А. Рубо «Штурм Ахульго». ДМИИ

Е.Е. Лансере «Хаджимурат» ДМИИ

И. К. Айвазовский. Буря у мыса Айя. ДМИИ

Даргинка

Лачка (балхарка)

Аварка

Экспозиционный материал дагестанского музея изобразительного искусства национальный костюм

шбасарйнка

Кумычка

Национальный костюм

Деревянная утварь Постовец

Кубачинский Кумган

Балхарский кувшин

Деревянная утварь Мерка «САХ1»

Поднос с. Гуниб

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.