Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах: Из опыта российского и международного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Горбенко, Марина Георгиевна

  • Горбенко, Марина Георгиевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 199
Горбенко, Марина Георгиевна. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах: Из опыта российского и международного образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2006. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Горбенко, Марина Георгиевна

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КУРСАХ МИРОВОЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКИ.

1.1. Исследовательские умения и навыки как психолого - педагогическая проблема.

1.2. Исследовательская деятельность учителя МХК и музыки (вопрос о профессиональной подготовке современного педагога).

1.3. Учитель и ученик в процессе формирования исследовательских умений и навыков: проблема межличностной коммуникации в условиях исследовательской деятельности.

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ КАК НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА.

2.1. Организационно-методические основы развития исследовательских умений и навыков: моделирование системы исследовательской культуры (на примере Московской экономической школы).

2.2. Научно-методические принципы формирования исследовательской культуры в преподавании МХК и музыки: программы, стандарты, технологии.

2.3. Практика оценивания исследовательских умений и навыков. Ход и результаты экспериментального исследования: опыт международной экспертизы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах: Из опыта российского и международного образования»

Реформа системы образования и воспитания явилась закономерным итогом масштабных социально- экономических и духовно-культурных процессов, происходящих в современной России. Настоящие изменения затронули все сферы жизни человека, выдвинув совершенно иные требования к его личностным и профессиональным качествам. Важно понимать, что в ситуации реформирования образовательной системы основой развития личности может быть лишь сам процесс познания (преобразованный, модифицированный), и он доступен только высокообразованному обществу. Президент РФ В.В. Путин подчеркивает, что развитие образования в стране - это не только вопрос престижа государства, но и задача общенациональной значимости: «В мировой экономике образование занимает одно из ведущих мест. Оно стало дорогим и самым ценным товаром, а устойчивое развитие стран уже давно определяется не столько их ресурсами, сколько общим уровнем образования нации» 1 и далее: «.убежден, нельзя относится к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами» 2.

Российская педагогическая наука находится сегодня в эпицентре государственной политики преобразования общества, активно участвуя в формировании социо-культурной среды посредством создания новых теоретических и практических моделей в системе образования и воспитания молодого поколения. На первый план в процессе модернизации образования выдвигается идея качественного образования, владеющего инновационными технологиями российского и международного образовательного сообщества.

1 См. официальный веб-сайт Президента Российской Федерации по адресу http: //www.kremlin.ru/ events/284.html.

2 Там же.

Интерес к международному образованию в целом (в силу общей глобализации мирового пространства образования и просвещения) и его отдельным звеньям (организации образовательного процесса в вузах, специализированных колледжах, школах) значительно возрос в последнее время в России. Заметно активизирована интеграция системы российского вузовского образования в «Болонский процесс», призванный развивать образовательные стандарты в странах Евросоюза и способствовать расширению взаимодействия высших учебных заведений различных стран мира. Для этого многое в системе образования должно быть адаптировано к мировым стандартам. При этом речь идет не только об изменениях качества российского образования (оно признано в мире достаточно высоким). Основной целью Болонской программы является обеспечение единого образовательного пространства для студентов Европы и мира, повышение мобильности учащихся и усиление конкурентоспособности вузов. Для этого необходимо обеспечение совместимости российской системы обучения с европейской и мировой, а также унификация контроля качества знаний и аттестации высшего образования. В мире оно трехуровневое. Первый уровень обучения (бакалаврский) опирается на прочный фундамент -систему международных школ. Организация, объединяющая в единую систему международные школы (The International Baccalaureate Organization -IBO), была основана в 1968 году. В настоящее время она объединяет 1.433 школы мира, 117 стран мира, в ней обучаются более 200.000 студентов.

Россия делает первые шаги в мировое образовательное сообщество, и Москва в этом процессе безусловный лидер. Публикации правительства РФ, Москвы, Московского комитета образования также подчеркивают в качестве приоритетных проблем реформирования - развитие индивидуальных способностей каждого учащегося и освоение требований международного обучения. В качестве основных задач выделяются:

• формирование целостного, гармоничного мировоззрения,

• активизация исследовательской деятельности и социальной активности студента,

• использование в обучении опыта не только российского, но и международного образования 3. В центре концепции международного образования - феномен исследования. Он организует весь образовательный процесс и во многом определяет обновление составляющих его элементов: содержания образования, его структуры, педагогических технологий, материально-технической базы, системы управления и подготовки кадров и т.д. Новации в данном контексте ясно проявляются и в гуманитарном звене образования, в котором исследовательские технологии являются основополагающими от начального до завершающего этапов обучения. Предметы искусства в международных школах являются важнейшей частью образовательных программ, они не прерываются в 5-7 классах и не переводятся в дополнительные и внеурочные часы, а логически завершаются в старших классах. Занятия по музыке, к примеру, в 10 классе, соответствуют уровню требований старших классов российских музыкальных школ с активным использованием таких форм заданий как анализ, исполнение и сочинение музыкальных композиций.

Данная ситуация вскрывает несостоятельность традиционной системы образования, ориентирующейся на передачу студентам и школьникам определенной суммы знаний. Реалии жизни, осваивающей лучший опыт российского и международного образования, изменяют концептуальное ядро педагогической теории и практики: главным в процессе обучения становится передача студентам и ученикам определенной системы ценностей, развитие способностей критического, исследовательского, творческого мышления и, как следствие, необходимость формирования исследовательских умений и навыков.

В настоящей работе формирование исследовательских умений и навыков рассматривается в теоретическом и практическом аспектах на з Москва на пути к культуре мира. Московское образование (International education culture of peace // Сб. документов и материалов. - М.: Школьная книга, 2000. примере курсов Мировой художественной культуры и музыки в международной школе - Московской экономической школе. Стратегия обучения в этом образовательном учреждении разработана в соответствии с содержанием программы Международного Бакалавриата и базисным учебным планом российской школы. Одна из главных позиций школы - не противопоставление или конкуренция с существующими образовательными концепциями, а преодоление унификации, создание альтернативности в системе, в частности, художественного образования, обеспечение для каждого желающего широких возможностей в выборе пути к познанию мира через искусство. Проблема развития исследовательских умений и навыков связана с требованиями международного образования, в которых с особой настойчивостью подчеркивается приоритетность исследовательских технологий. Именно феномен исследования позволяет моделировать целостную систему исследовательской культуры и выстроить иерархические ступени ее функционирования: от урока до Детской научной школы.

Настоящая диссертационная работа посвящена проблеме подготовки учителей мировой художественной культуры и музыки, владеющих инновационными технологиями российского и международного образования.

Многолетний опыт автора диссертации в качестве преподавателя мировой художественной культуры и музыки привел к необходимости теоретического осмысления и выработки педагогической стратегии процесса обучения, принципов формирования исследовательских умений и навыков на уроках искусства.

Подчеркнем, что главная цель процесса образования и воспитания -формирование личности человека - совпадает с важнейшей функцией культуры - человекотворческой. Ценности культуры, ее жизненные смыслы транслируются системой образования, осваивающего новые педагогические идеи. В структуре гуманитарного обучения предметы «Мировая художественная культура» и «Музыка» имеют давние образовательные традиции, выполняют важную роль общекультурного, интеллектуального и эстетического развития учащегося. За последнее время опыт преподавания 6 настоящих дисциплин неоднократно подвергался теоретическому осмыслению. Особенности преподавания мировой художественной культуры в школе были обобщены в ряде учебных программ, методических рекомендациях, среди которых следует отметить программы JT.M. Предтеченской, Ю.А. Солодовникова, JI.B. Пешиковой, программу для старших классов под редакцией В.Г. Маранцмана и др. Проблемы теории и практики преподавания МХК нашли отражение в трудах Л.Г. Емохоновой, М.А. Гузик, А.В. Копыловой, A.M. Малюкова, Л.А. Рапацкой, Н.А Фоминой, М.А.Фоминовой и др. Опыт преподавания музыки, опираясь на концепцию музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского, активно развивается в исследованиях по музыкальной педагогике Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, Е.Д. Критской, Л.В. Школяр и многих других музыкантов-педагогов.

Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует, что проблема формирования умений и навыков исследования, связанная с вопросами развития мышления, теории мыслительной деятельности, привлекала многих исследователей и весьма актуальна. Существуют целостные теории мыслительной деятельности: ассоциативная, логическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн), деятельностная теория мышления (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Среди значимых для нашей работы - научная концепция психологического основания творческой деятельности Л.С. Выготского, А. Л. Готсдинера, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, семиотические аспекты художественной коммуникации Р. Барта, Ю.М. Лотмана, социологические идеи А. Моля, К. Ясперса, А.Н. Сохора, возрастной психологии Д.И. Фельдштейна и др. Для педагогической науки остаются актуальными идеи А.В. Бакушинского, К.М. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского. Психолого-педагогические аспекты занимают в исследовании особое место в связи с разработкой теории развивающего обучения, акцентирующего образовательную сверхзадачу: переведения всего школьного образования на уровень современного научно-теоретического мышления, воспитания «умения учиться».

Научной базой для психолого-педагогических исследований послужили философские труды, в которых проблема мышления рассматривается с позиции взаимосвязи мышления и бытия (B.C. Библер), соотношения эмпирического и теоретического опыта (А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин), с точки зрения диалектической логики (Ф. Энгельс, Г.В.Ф. Гегель, Н.А. Бердяев, Ю.А. Борев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, С.Х. Раппопорт и др.).

Культурологический и искусствоведческий аспекты воспитания и развития личности отражены в трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана,. С.Н. Иконниковой, Н.И. Киященко, Е.П. Львовой, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко Е.М. Торшиловой,. Эти работы дали возможность представить генезис искусства и процесс его эволюции как процесс духовного становления личности.

Понятно, что без искусствоведения и музыковедения невозможно исследовать вопросы организации образовательного пространства на занятиях по мировой художественной культуре и музыке. Принципы и методы преподавания данных курсов, общие вопросы теории и практики искусства разрабатываются рядом исследователей, среди них: Е.А. Бодина, М.А. Гузик, Г.И. Данилова, О.А.Жукова, Н.Б. Крылова, А.Н. Малюков, Л.В. Пешикова, В.Г. Ражникова, В.А. Школяр. Интегративные аспекты обучения рассматриваются в работах ученых-специалистов: Б.П. Юсова, Л.Г. Савенковой, Н.И.Шишлянниковой, Е.П. Кабковой и др.

Исследованием музыкального мышления: его художественно-образной природы, интонационной сущности, структуры художественного образа, соотношения эмоционального и рационального начал, разработкой категориального подхода занимались ведущие ученые в области музыкальной педагогики, психологии и музыкознания (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, И.А. Котляревский, Ю.Н. Pare, И.В. Способин, Б.Л. Яворский, Р.Н. Берберова, С.С. Скребков, В.В. Протопопов и др.). Вопросы музыкальной методологии, рассматриваемые в трудах Б.В. Асафьева, 8

В.В.Медушевского, JT.A. Мазеля, В.А. Цуккермана, Г.М. Цыпина, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, явились теоретическим фундаментом для развития исследовательских умений и навыков в плане анализа конкретных художественных текстов.

Принципы, методика и практика международного образования находятся в начальной стадии научного освоения. Значимыми в этом смысле для нашего исследования являются программные документы IBO (International Baccalaureate Organisation), в которых представлены различные аспекты обучения предметов искусства в международных школах, их планирование, цель и задачи, а также система оценивания.

Практика педагогических вузов в подготовке учителя мировой художественной культуры и музыки такова, что в теории и методике обучения студентов отсутствуют разделы, предлагающие изучение международных стандартов, программ, критериев оценивания. Возникает противоречие между существующей научно-педагогической традицией по данному вопросу и социо-культурной ситуацией, между потребностью современного гуманитарного обучения, осваивающего опыт российского и международного образования, - с одной стороны, и сложившейся системой профессиональной подготовки - с другой. Данное противоречие еще раз подчеркивает актуальность проблемы, которая состоит в поиске путей совершенствования профессиональной подготовки учителя МХК и музыки, владеющего технологией исследования и адаптированного к международным образовательным стандартам. Анализируя состояние разработанности поставленной в нашем исследовании проблемы, необходимо отметить, что в подобном ключе она не рассматривалась.

Объект исследования - профессиональная деятельность педагога искусства в международной школе.

Предмет исследования - педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков учащихся старших классов в курсах мировой художественной культуры и музыки под руководством учителя-исследователя.

Цель исследования - теоретическая разработка и практическая апробация педагогической концепции целостной системы исследовательской культуры на основе формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать и научно обосновать педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков у будущих педагогов образовательной области «Искусство» в контексте моделирования системы исследовательской культуры - доминанты современного международного образования.

3. Выявить организационные и научно-методические особенности развития исследовательской культуры в преподавании предметов искусства в российских школах международного типа.

4. Экспериментально апробировать действенность концепции формирования исследовательских умений и навыков и критериев их оценивания в практической деятельности учителя.

В диссертационном исследовании выдвигается следующая научная гипотеза. Совершенствование профессиональной подготовки учителя мировой художественной культуры и музыки и организация творчески продуктивного образовательного процесса будет успешным, если:

- исследовательские умения и навыки в педагогической деятельности будут рассматриваться как необходимый фактор развития личности в процессе активного познания и творческого преобразования мира;

- в процессе профессиональной подготовки учителя значительная роль будет отводиться принципам формирования его исследовательской культуры (включая принципы целостности, интегративности);

- обучение будет осуществляться с использованием новых технологий российского и международного образования, среди которых исследовательская деятельность будет одним из главных способов освоения искусства; - модель образовательной коммуникации - «Учитель-Ученик» будет построена на принципе совместного обучения-исследования в процессе приобретения знания как открытия мира культуры - мира человека. Методологической основой диссертации являются труды B.C. Библера, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, раскрывающие онтологическую сущность культуры и человека в аспекте его художественной деятельности; теория мышления, художественного восприятия Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, Р. Арнхейма; теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина; педагогическая теория развития личности Б.П. Юсова, концепции воспитания искусством Д.Б. Кабалевского и Б.М. Неменского; теории процессуального становления в музыке Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Р.Н. Берберова; программные документы IBO (International Baccalaureate Organisation - Guide Arts, Guide Music).

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация теоретического и практического опыта подготовки студентов средних специальных музыкальных учебных заведений и педагогических вузов - учителей МХК и музыки к будущей педагогической деятельности; - эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование и анкетирование учителей, учащихся и их родителей, беседы с будущими преподавателями МХК и музыки, анализ процесса деятельности студентов педагогических вузов, проходящих практику в Московской экономической школе; статистические: проведение экспериментального исследования, обработка и анализ результатов эксперимента метод независимой внешней экспертизы.

Научная новизна исследования. Впервые обобщен и систематизирован опыт международного художественного образования в

11

России. Раскрыты научно-методические и организационно-методические особенности развития исследовательской культуры в преподавании мировой художественной культуры и музыки в старшей школе. Разработана новая педагогическая стратегия, в которой исследовательские умения и навыки являются своего рода лейтидеями образовательного пространства, а педагогические принципы их формирования - способами организации этого пространства, методикой его практического «одухотворения». Теоретически обоснованы педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах. В рамках разработанной стратегии рассмотрены исследовательские стандарты, современные технологии обучения (в аспекте образовательной модели «Ученик-Учитель»), практика международного оценивания исследовательских умений и навыков, опыт внешней экспертизы - внешняя модерация экспертов Международного Бакалавриата (IBO) и Европейского Совета международных школ (ECIS).

Теоретическая значимость исследования. Уточнено содержание понятий «исследовательское мышление», «исследовательские умения и навыки», «области взаимодействия», осуществлен перевод и анализ программных документов IBO (Guide Arts, Guide Music), выявлено их значение в процессе подготовки учителей мировой художественной культуры и музыки, осваивающих международное образование. Определены теоретические подходы к проблеме организации исследовательской работы учителя и учащихся, предложена методика поэтапного развития исследовательских умений и навыков (от мини-исследования на уроке до Персонального проекта и Дипломного исследования). Сформулированы критерии их оценивания с использованием опыта российского и международного образования, позволяющие определить эффективность применения разработанной методики.

Практическая значимость исследования состоит в экспериментально проведенной и доказанной эффективности коммуникативно-образовательной модели «Учитель - Ученик» в формировании «Я-концепции» исследователя,

12 владеющего современными исследовательскими технологиями, умениями и навыками. В результате исследования разработаны: авторские курсы «Самопознание культуры», «Современная гармония - Вселенная взаимозависимостей», «Искусство как способ познания мира», «Курс музыки на английском языке» для учащихся 8-10 классов; пакет методических, тестовых материалов; рабочая тетрадь по музыке (на английском языке) для учащихся старших классов; научно-методические рекомендации, конкретизирующие педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в международной школе. Материалы исследования могут иметь широкое применение в профессиональной подготовке педагогов МХК и музыки, в разработке Образовательных Стандартов по искусству для международных школ России.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, последовательным применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных содержанию изучаемой проблемы, а также экспериментально подтвержденными результатами работы.

Этапы исследования. На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, музыковедческая и психолого-педагогическая литература по проблеме развития мышления, исследовательских умений и навыков, проводился констатирующий эксперимент. На втором этапе (2003- 2004 гг.) уточнялась гипотеза исследования, оформлялась авторская методика формирования исследовательских умений и навыков в контексте практической работы, определялись форма и содержание экспериментальной работы, ее цель, структура и происходила обработка экспериментальных данных. На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводился анализ, обобщение и теоретическое осмысление накопленного материала, его научная интерпретация и оформление в жанре диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась: в выступлениях на заседаниях Лаборатории интеграции искусств и мировой художественной культуры Института художественного образования, на международных семинарах и конференциях преподавателей школ IBO в Италии и Испании (Рим, 2000; Бургос, 2001), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, Международной научной конференции (Челябинск, 2004, 2005), на курсах повышения квалификации преподавателей МХК и музыки, в том числе в Государственном музыкальном колледже им. Гнесиных, на заседаниях кафедры искусств и Центра учительской карьеры Московской экономической школы, на мастер-классах и открытых уроках для учителей международных школ г. Москвы, работающих по международным программам, на городском конкурсе исследовательских проектов.

Результаты исследования внедрены в педагогическую практику Московской экономической школы и получили высокую оценку международных экспертов, а также используются в учебном процессе в Государственном музыкальном колледже им. Гнесиных.

База исследования. Диссертационное исследование проводилось на базе Московской экономической школы (где осуществлялись контрольные срезы эксперимента и внешняя экспертиза). Практическая работа осуществлялась в процессе экспериментального ведения авторских программ по мировой художественной культуре и музыке, на занятиях с учителями образовательной области «Искусство» научно-методического центра Центрального округа г. Москвы, со студентами Московского государственного педагогического университета, проходящими педагогическую практику по мировой художественной культуре и музыке в старших классах МЭШ, со студентами Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование исследовательской культуры учителя мировой художественной культуры и музыки, включает задачу развития исследовательского мышления, исследовательских умений и навыков и является важнейшим фактором повышения качества профессиональной подготовки педагога, адаптированного к мировым образовательным стандартам и отвечающего требованиям современной социо-культурной ситуации.

2. Феномен исследования организует весь образовательный процесс и во многом определяет обновление составляющих его элементов (содержания образования, его структуры, исследовательских умений и навыков и т.д.). Исследование рассматривается как способ обучения и особое качество творческого мышления, обеспечивающее учителя и ученика глубокими знаниями, жизненными умениями и диспозициями XXI века.

3. Понятия «исследовательские умения и навыки» рассматриваются в тесном (как своеобразные кристаллические формы деятельности в организованной системе обучения элементам общенаучного способа познания) и широком смыслах (как уникальные процессуальные категории, пронизывающие все уровни исследовательского мышления).

4. Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах международной школы представляют собой целостный педагогический процесс моделирования системы исследовательской культуры: ее организационных основ (иерархические ступени целостной системы от трансдисциплинарного исследования к междисциплинарному исследованию, Персональному проекту и индивидуальной научной работе; от проблемного урока к Детской научной школе) и научно-методической деятельности.

5. Апробированные технологии позитивно влияют на качество учебного процесса, активизируют самостоятельную поисковую деятельность учащихся, стимулируют творческую и социальную инициативу, развивают на практике их исследовательские умения и навыки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Горбенко, Марина Георгиевна

Выводы по второй главе В настоящей главе мы рассмотрели вопросы, связанные с организацией и проведением экспериментального исследования по определению эффективности теоретических и научных идей диссертации в условиях практической апробации. Однако содержание ее не ограничивается статистическими данными по обработке и анализу результатов эксперимента. В ней развиваются научные идеи в контексте освоения опыта российского и международного образования. С точки зрения раскрытия темы и проблемы, поставленной в диссертации, настоящая глава представляется исключительно важной.

Главный исследовательский акцент сделан на педагогических принципах формирования исследовательских умений и навыков в условиях международного обучения на примере Московской экономической школы (международной школы России). Педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков рассматриваются как разработка концепции целостной системы исследовательской культуры и ее практического моделирования. Они получают конкретизацию и полноценную реализацию в организационно-методических и конкретизацию в научно-методических принципах становления образовательного процесса и позволяют учителю прогнозировать алгоритм личного научного роста. Таким образом, в центре проблематики второй главы структурный аспект (организационно-методические принципы, определяющие и сам феномен построения системы исследовательской культуры, и иерархические ступени ее функционирования) и содержательный аспект модели (научно-методические принципы преподавания искусства в старших классах, включая научные идеи, исследования учителя по совершенствованию стандартов, программ, технологий образования и воспитания, критериев оценивания и их теоретическое осмысление).

Режиссирующая» функция учителя в международной школе связана с требованиями международных стандартов. Смысловым ядром философии образования МЭШ является программа «Теория познания». Она иерархически простроена в рамках образовательного пространства (ее этапы - «Исследуем мир», «Подходы к обучению», «Основы теории познания» и собственно «Теория познания» - соответствуют основным этапам обучения). Цель программы - научить учащегося критически мыслить (научить учиться мыслить), развить способности принимать решение и умение разрешать проблемы. А задача - сформировать активного исследователя, адаптированного к окружающему, постоянно меняющемуся миру. В контексте программ разработаны исследовательские стандарты, а процесс их реализации отражен в модели исследовательской деятельности, которая также иерархически организована по видам, жанрам исследования и этапам процесса образования. Ее основные ступени: проблемный урок, мини-исследование, трансдисциплинарное исследование, междисциплинарный проект, Персональный проект (Personal Project), индивидуальное предметное исследование, Дипломный проект (Extended essay). Для реализации исследовательской программы введен час исследования и организованы специальные научные школьные объединения (от инициативных групп Знатоков до Детской научной школы и Академии наук и искусств).

Общеметодологические принципы развития исследовательской культуры конкретизируются в научном поиске учителя в специальной предметной области. Для решения научно-методических проблем в Московской экономической школе организован Центр учительской карьеры, на базе которого созданы научные команды учителей. Автор диссертационного исследования, многие годы являясь членом проблемной команды, разрабатывал программные материалы курсов МХК и музыки.

Содержательный и структурный контексты данных курсов формируются на принципах интегративности, целостности, единства философско-теоретического и практического подходов. Смысловое ядро новой концепции в построении курсов образовательной области «Искусство» определяется как феноменологическое понимание нового образа современной гармонии в контексте истории культуры. Оно направлено на формирование целостного образа художественной действительности сквозь призму ключевого понятия «современная гармония». В данном контексте «современная гармония» рассматривается как уникальная стилевая категория, как модус отношения к миру, акцентирующий не только сами явления, но их взаимосвязи, взаимовлияния, взаимозависимости. Это своего рода прамодель мира, отражающая типы мировоззрения. Суть феноменологического понимания нового образа современной гармонии во взаимообратимости - Вчера и Завтра, в поисках точек соприкосновения стилевых, жанровых, языковых, межвидовых. Новая культура словно сканирует в одной точке всю предшествующую историю. В этом аспекте предложена новая концепция построения интегрированных курсов «Мировая художественная культура» и «Музыка»: современная гармония - вселенная взаимозависимостей. Она принципиально интегративна и направлена на формирование целостного образа художественной действительности. Причем интеграция подразумевает не только содержательный уровень самого предмета МХК, предполагающего системное художественное знание в процессе изучения различных видов искусств, но и методологический уровень организации обучения. Такой подход дает возможность учащимся осознавать связь между изучаемыми дисциплинами и окружающим их миром, посредством сочетания знаний, опыта и критического, исследовательского мышления в процессе изучения культурного опыта современного мира и его богатейшего наследия. Московская экономическая школа, работающая по программе IBO, делает акцент на взаимосвязи идей, методов, технологий внутри предмета, между предметами и целостный взгляд на изучаемый материал. Эта взаимосвязь усилена областями взаимодействия, включающими конкретное школьное знание в функциональный социум. Для исследователя здесь огромное поле деятельности, ибо основные подходы и эффективные технологии постижения гармоничной целостности - практика исследования, творчества, включающего исследовательский аспект (исследование собственного творческого пути) и социальная практика.

Отдельный раздел исследования посвящен практике оценивания в учебном процессе, технологиям оценивания и анализу хода и результатов экспериментального исследования на примере МЭШ. Оценивание является постоянным процессом, интегрированным в учебную практику, в которую вовлечены и учитель, и ученик. Автор диссертационного исследования утверждает, что оценивание может быть только дескриптивным и критериальным (оцениваться с помощью отметки может отдельная работа учащегося, а не его личность). Овладение алгоритмом критериального оценивания, основанного на практике различных видов и аспектов оценивания (автор работал над проблемой дифференцированной системы оценивания по музыке в международной школе в Риме - Marymount International School, Rome), требует от учителя непрерывного совершенствования методики оценки и анализа тенденций в технологии оценивания, разрабатываемых российским и мировым образовательным сообществом.

Итак, в центре международной образовательной стратегии - феномен исследования. Именно исследование позволяет моделировать целостную систему исследовательской культуры, ее организационные, научно-методические принципы, практику оценивания и результаты внешней экспертизы (модерации).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем исследовании в теоретическом и практическом аспектах сформулированы педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах и реализована идея построения целостной модели исследовательской культуры учителя и ученика исследователей.

В центре внимания автора были понятия исследование, исследовательский метод, исследовательские умения и навыки, но главный акцент поставлен на педагогических принципах их формирования. В научно-методической литературе исследование часто отождествляется с понятием проект. Автор трактует исследование как принцип мышления. Если учебно-проектная деятельность ограничена во временном континууме («метод проектов», и проектная технология, понимаемая как совокупность методов, включая разнообразные приемы, реализуя внутрипредметные и межпредметные связи, интеграцию знания, его практическое применение на конкретном образовательном этапе), то исследование непрерывно и определяется автором как необходимое качество образовательного процесса. Оно реализуется через исследовательские умения и навыки, проникающие в каждую «клетку» образовательного пространства на пути восхождения к смыслу целостного познания мира.

Несмотря на разработанность категорий умений и навыков в психолого-педагогической, искусствоведческой и музыкально-педагогической литературе, проблема развития исследовательских умений и навыков в классах искусства как фактора, способствующего повышению качества художественного, музыкального образования и удовлетворяющая методологическим и методическим требованиям не только российского, но и международного обучения, до настоящего времени не поднималась. Для обоснования целесообразности решения обозначенной проблемы в настоящем исследовании была проведена работа по изучению различных аспектов исследовательской деятельности, исследовательских умений и навыков, исследовательского метода обучения. Изучение философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы, показало, что владение исследовательскими умениями и навыками является органическим свойством развитого мышления, и, одновременно, универсальной и эффективной образовательной технологией, особенно подчеркиваемой в международных программных материалах в качестве приоритетных.

Осознание негативных сторон в существующей системе профессиональной подготовки педагогов - ее узкотехнологического характера, оторванности от проблем современного художественного образования, методики и практики международного обучения - привело нас к необходимости уточнить содержание понятий исследовательской культуры, исследовательских умений и навыков и педагогических принципов их формирования, обосновать их значение в профессиональной подготовке педагога МХК и музыки, осваивающего опыт российского и международного образования.

Мы понимаем педагогические принципы формирования исследовательских умений и навыков как организацию системы образовательного процесса (включая организационно-методические и научно-методические принципы), в центре которого стоит феномен исследования. Исследование является главным инструментом познавательной деятельности, так как осуществляет многостороннюю связь между субъектом деятельности (Учитель-ученик), объектом познания (объективная реальность, диктующая определенные условия модернизации образовательного процесса) и реализуется в продуктах исследовательско-творческой деятельности. На основе педагогических принципов формирования исследовательских умений и навыков складывается целостная система исследовательской культуры во взаимодействии Учителя-исследователя и Ученика-исследователя.

Базой экспериментального исследования стала Московская экономическая школа. В данном образовательном учреждении ведущей технологической идеей, находящейся в эпицентре образовательной концепции и является исследование. И это не случайно: МЭШ -международная школа, в ней проблема развития исследовательских умений и навыков связана с требованиями международного образования. Именно феномен исследования позволяет моделировать целостную систему исследовательской культуры и выстроить иерархические ступени ее функционирования: от урока до школьной Академии наук и искусства. Организационные и научно-методические принципы реализации этой системы позволяют учителю, команде учителей, всему школьному сообществу прийти к созданию особого образовательного пространства культурного, интеллектуального возрождения, в центре которого личность развивающаяся, думающая, мыслящая - личность исследователя.

Значение исследовательских умений и навыков и принципов их формирования в профессиональной подготовке педагога искусства старших классов, таким образом, подтверждает ряд факторов:

1. Актуальность проблемы развития исследовательских умений и навыков в курсах мировой художественной культуры и музыки определяется необходимостью модернизации системы обучения и воспитания, учитывающей динамику изменения социо-культурного пространства, владеющего современными инновационными технологиями как российского, так и международного образования.

2. Эффективность практического использования методики исследовательской деятельности со всей очевидностью была определена в ходе экспериментального исследования в МЭШ. Московская экономическая школа - уникальная образовательная среда, аккумулирующая новые образовательные идеи и методики, в центре которых исследовательская деятельность, обеспечивающая полноценное развитие индивидуальных способностей каждого студента, продуктивное общение и духовное обогащение всех участников образовательного процесса, создания сообщества учеников и учителей, в котором каждый стремится к самосовершенствованию.

3. Методика развития исследовательских умений и навыков на занятиях искусством в старших классах была сформирована и реализована на основе опыта российского и международного образования (активное использование программ Международного Бакалавриата по искусству). Полученный научно-методический опыт поможет, как нам представляется, с одной стороны, российскому учителю освоить мировые образовательные стандарты и технологии, с другой, - «открыть» миру передовые инновационные российские образовательные идеи, уровень и статус российского образования.

4. Высокие показатели результатов и качества процесса обучения, в котором коммуникативно-образовательная модель «Учитель-ученик» преобразуется в «Я концепцию» учителя-исследователя и ученика-исследователя, рост профессионального мастерства педагога в рамках новых взаимоотношений в образовательном пространстве подтвердили эффективность методики, акцентирующей исследовательскую деятельность.

5. Системный, исследовательский, интегративный подходы в организационной и научно-методической работе (разработка программ, планирования курсов, стандартов обучения, применение новых технологий в оценивании, системная работы с разнообразными информационными ресурсами) позволяют учителю не только прогнозировать результат успешности учащегося на ответственных этапах обучения (внутренняя и внешняя модерация), но и смоделировать алгоритм личностного научного роста.

Все вышеизложенное позволило определить исследование как важнейший фактор повышения качества профессиональной подготовки педагогов эстетического цикла (педагогов МХК, музыкантов-педагогов) и обусловило поиск педагогических принципов формирования исследовательских умений и навыков. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил исходную гипотезу и дал возможность сформулировать следующие основные выводы:

1. Разработанная в исследовании концепция целостной системы исследовательской культуры на занятиях искусством в старших классах основана на педагогических принципах формирования исследовательских умений и навыков и способствует активному становлению личности учащегося и одновременно - профессиональному росту учителя, осваивающего опыт российского и международного образования.

2. В центре концепции - феномен исследования. Автор трактует исследование как принцип мышления, как интеллектуальный и креативный способ самовыражения, как необходимое и постоянное качество образовательного процесса, реализуемое через исследовательские умения и навыки.

3. Исследовательские умения и навыки - приоритетные педагогические технологии международного образования, которые пронизывают всю структуру обучения, преобразуя учебную деятельность в исследовательскую. Они рассматриваются в двух аспектах: как конкретная деятельность учащегося, овладевающего алгоритмом исследования (от формулировки темы, гипотезы исследования, планирования его этапов и выбора соответствующих исследовательских технологий и т.д.) и как методология исследования, «прорастающая» в целостную стратегию мыслительного поиска. Овладение ими становится важной целевой установкой профессиональной подготовки будущего педагога искусства.

4. Интегральным понятием в этом процессе, объединяющим мировоззренческий, профессиональный и научно-исследовательский уровни содержания личности, является понятие исследовательская культура учителя и ученика.

5. В процессе исследования выявлены педагогические принципы, обеспечивающие формирование исследовательских умений и навыков в условиях международного образования. Они получают конкретизацию и полноценную реализацию в организационно-методических и научно -методических принципах становления всего образовательного процесса и позволяют учителю прогнозировать алгоритм личного научного роста.

Результаты эксперимента реально показали, что формирование исследовательских умений и навыков протекают более эффективно при продуманной исследовательской стратегии, моделирующей целостную систему исследовательской культуры. Обучение в условиях эксперимента позитивно влияет на качество учебного процесса, активизирует самостоятельную поисковую деятельность учащихся, стимулирует творческую и социальную инициативу, развивает на практике их исследовательские умения и навыки. Это позволяет считать теоретически обоснованные нами и экспериментально проверенные педагогические средства и методику эффективными. Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза доказана.

Проблема педагогических принципов развития исследовательских умений и навыков в курсах мировой художественной культуры и музыки с целью построения не только самого процесса обучения, но и совершенствования профессиональной подготовки учителя данных предметов обладает большим педагогическим и научным потенциалом и может в дальнейшем разрабатываться как на уровне теории обучения, так и методики преподавания мировой художественной культуры и музыки в российских и международных школах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Горбенко, Марина Георгиевна, 2006 год

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Инст. практ. псих., Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 768 с.

2. Авратинер В.И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учебное пособие по курсу педагогики для студентов вуза. М.: Изд-во ГМПИ им. Гнесиных, 1984. - 84 с.

3. Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИМ, 2001.- 4.1. - 92 с.

4. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 с.

5. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965.- 151 с.

6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн.1,П, 2-е изд.- Л.: Музыка, 1971,- 376 с.

7. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: СП ДЭМ: Международные отношения, 1990. - с.327.

8. Белый А. Символизм как миропонимание /Сост., вступ. ст. Л.А. Сугай. М.: Республика, 1994. - 528 с.

9. Барабанский Ю.М. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 478 с.

10. Ю.Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей:

11. Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983. - 384 с.

12. П.Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985.- 96 с.

13. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Искусство, 1990.- 415 с.

14. Берберов Р.Н. Анализ музыкальных произведений: Программа-конспект для исполнительских факультетов музыкальных вузов. М.: ГМПИ, 1971.-79 с.

15. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975.- 399 с.

16. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991.-413 с.

17. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.-332 с.

18. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та., 1983.- 173 с.

19. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. - 320 с.

20. Бодина Е. А. О правомерности использования эзотерических знаний в преподавании культуры и искусства // Инновационные технологии образовательной области «Искусство» /Под ред. Л.Г. Савенковой. М.: ИХО РАО, 2002. - С. 47-51.

21. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед академия, 1995. - 209 с.

22. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

23. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М.: Высшая школа, 1968.- 104 с.

24. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1973.290 с.

25. Бу карева М.М. Проектно-исследовательская деятельность как важнейшее условие формирования учебной самостоятельности. //Негосударственные образовательные учреждения Москвы (Опыт, проблемы, поиск). М.: Центр Школьная книга, 2002.- Вып. 6 - С. 6165.

26. Буров А.Н. Эстетическая сущность искусства: Проблемы и споры. М.: Искусство, 1980.-290 с.

27. Валери П. Об искусстве. М.: Искусство, 1976.- 622 с.

28. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983.- 400 с.

29. Взаимодействие и синтез искусств: Сб. ст. / Ред. коллегия: Д. Д. Благой, Б.Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978.- 270 с.

30. Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование //Материалы Международной научно-практической конференции /Ред. Л.П. Казанцева/.- Астрахань: Астраханский институт усовершенствования учителей, 1997. 240 с.

31. Взаимодействие музыки с другими искусствами: Сб. ст. /Отв. ред. Л.П. Казанцева. Челябинск: ЧИМ, 2000. - 132 с.

32. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: В 3 т.- СПб.: Искусство, 1997.

33. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989. - 253 с.

34. Волкова Е.В. Произведения искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988.- 240 с.

35. Волкова Е.В. Произведения искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во Московского университета, 1976.- 283 с.

36. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -479 с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 480 с.

38. Гальперин П.Я. Введение в психологию.-М.: Университет, 2000.- 329 с.

39. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985.- 45 с.

40. Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М.: Моск. психолого-социальный институт, 1997.- 120 с.

41. Головинский Г.Л. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки / Ред. сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980.256 с.

42. Гостдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993,- 190с.

43. Гуревич П.С. Философия культуры. -М.: Просвещение, 1995. 288 с.

44. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2004.- 23 с.

45. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении //Логически-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Пед. общество России, 2000. - 478 с.

46. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения //Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.

47. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о восприятии зрителя. Л.: Искусство, 1990.- 223 с.

48. Денисова Е. Интерпретации музыкальных идей в живописи Пауля Клее // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. трудов, Вып. 129. М.: Изд. РАМ, 1994. С. 183-197.

49. Дьячкова Л.С. Гармония в музыке XX века.- М.: Музыка, 1993. 144 с.

50. Екимовский В.А. Оливье Мессиан: Жизнь и творчество. М.: Советский композитор, 1987. - 304 с.

51. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. М.: Изд. центр Академия, 1998. - 448 с.

52. Жуковский В.И. Познавательные способности визуального мышления: Дис. канд. филос. наук. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1986. -170 с.

53. Жукова О.А. Актуальность традиции: художественное творчество в истории русской культуры. Монография. М.: Изд. сектор РПЦ, 2005. -208 с.55.3ись А.Я. Философское размышление и художественное творчество. -М.: Искусство, 1987.- 252 с.

54. И свет во тьме светит: О музыке Антона Веберна 1945 1995 // Науч. тр. Моск. гос. консерватории. Сб. 21. - М.: 1998. - 168 с.

55. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. - 464 с.

56. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. - 109с.

57. Кабкова Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе. М.: ИХО РАО, 2004. - 261 с.

58. Каган М.С. Историческая динамика музыки в мире искусств // Музыка культура - человек / Под ред. M.JI. Мугинштейна. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1986. - С. 65-80.

59. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.

60. Казанцева Л.П. Музыкальный портрет.- М.: НТЦ «Консерватория», 1995.- 124 с.

61. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.- 110 с.

62. Кодекс Московской экономической школы. М.: Принт Класс, 2000. -34 с.

63. Козырева Г.Г. Единство теоретического и эмпирического знания в подготовке учителя музыки. Автореф. дис. канд. пед. наук. М - 2003.19 с.

64. Коробова А.Г. Городилова М.В. Методологические принципы анализа музыкального произведения в теоретических курсах музыкального училища: Научн.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. -80 с.

65. Корнушова JI.C. Воображение и его роль в познании. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 145 с.

66. Красная книга культуры /Red book of. culture/: Сб ст. /Сост., подгот. текста и предисл. В. Рабиновича/. М.: Искусство, 1989. - 423 с.

67. Кудин П.А. Пропорции в картине как музыкальные созвучия // Основы теории и методики анализа соразмерности в композиции. СПб.: Рубин, 1997. - 105 с.

68. Кукушкина Е.И. Логунова Л.В. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989. 308 с.

69. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания / Известия РАО. — М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.- № 4 С.4-46.

70. Леонтьев А.Н. Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1990. - 158 с.

71. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-304 с.

72. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1981. - 185 с.

73. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980.- 96 с.

74. Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII XVIII веков в ряду искусств. - М.: Музыка, 1997. - 528 с.

75. Лигети Д. Превращения музыкальной формы // Личность и творчество. -М., 1993. С. 167-189.

76. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М.: Музыка, 1994. - 320 с.

77. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. -М.: Музыка, 1990.-312 с.

78. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. - 319 с.

79. Мазель Л.А. Музыкознание и достижение других наук // Советская музыка. 1974. - №4. - С. 24-35.

80. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1986.- 528 с.

81. Мазель Л.А. Целостный анализ жанр преимущественно устный //Музыкальная академия. - 2000.- №4.- С. 132-135.

82. Максимович В.Ф. Художественное образование в традиционном декоративно-прикладном искусстве //История художественного образования в России проблема культуры XX века. - М.: Изд. дом РАО, 2003.- С. 207-223.

83. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991. 88 с.

84. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

85. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.- 423 с.

86. Материалы коллегии Департамента образования города Москвы в 2002/2003 учебном году (Отв.редактор Л. Курнешова). М.: Центр Школьная книга, 2003. - 89 с.

87. Медушевский В.В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. 1985. - №7. - С. 66-70.

88. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

89. Медушевский В.В. Музыковедение: Проблемы духовности // Советская музыка. 1988. - №5. С. 8-10.

90. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Советский композитор, 1976. - 254 с.

91. Медушевский В.В. Усугублять концепцию музыкального образования // Советская музыка. 1981. - №9. - с.52-59.

92. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство, 1995.-143с.

93. Мелик-Пашаев A.A. P.M. Рабинович живописец и педагог // История художественного образования в России — проблема культуры XX века.- М.: Изд. дом РАО, 2003.- С. 372-373.

94. Мелик-Пашаев А.А. Педагогическая система С.Д. Левина (1907-1990) в фактах творческой биографии и детских рисунках //История художественного образования в России проблема культуры XX века.- М.: Изд. дом РАО, 2003,- С.373 380.

95. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М.: АПК и ПРО, 2002. - 168 с.

96. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 224 с.

97. Музыкальный язык в контексте культуры // Сб. тр. ГПМИ им. Гнесиных. Вып. 106. -М.: Изд. ГМПИ, 1989. 144 с.

98. Муратова К.М. Мастера французской готики XII XIII веков: Проблема теории и практики художественного творчества. - М.: Искусство, 1998/- 350 с.

99. Методические материалы по предметам: «Музыка», «Мировая художественная культура», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» (общ. ред. М.А. Фоминовой). М.: Фирма МХК, 2001.-225 с.

100. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений /Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Изд. цент «Академия», 2002. - 272 с.

101. Миньяр-Белоручева А.П. Западноевропейское искусство от Джотто до Рембрандта: Пособие на англ. языке. М.: Московский лицей, 2004.

102. Москва на пути к культуре мира. Московское образование. Серия: Международное образование и культура мира /International education culture of peace: Сб. документов и материалов. Вып. I.- М.: ГОМЦ Школьная книга, 2000. 112 с.

103. Музыкознание и музыкальное образование: современные тенденции: Межвуз. сб. ст./ Отв. ред. Н.П. Наумова.- Челябинск: ЧИМ, 2005. 129.

104. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. -284 с.

105. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. - 383 с.

106. Назайкинский Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин // Советская музыка. 1982.- №2. - С. 64-72.

107. Негосударственные образовательные учреждения Москвы (Опыт, проблемы, поиск) //Инструктивно-методические обеспечение содержания образования в Москве /Отв. ред. JI.E. Курнешова. М.: Центр Школьная книга, 2002.- 216 с.

108. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка, 1982. - 300 с.

109. Немов Р.С. Общие основы психологии: Кн. 1. М: Просвещение, 1994.-575 с.

110. Образование, которое мы можем потерять: Сб. ст. /под общей ред. ректора МГУ В.А. Садовничего). М.: МГУ, 2003. - 367 с.

111. Окружная программа «Модернизация образования в Центральном административном округе г. Москвы». М.: Префект. ЦАО г. Москвы, 2002. - 208 с.

112. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной образовательной школе.-М.: НПО МОДЭК, 1998. -160 с.

113. Остролинский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев: Музична Украша, 1975. - 199 с.

114. Пенькова В.Н. Психологические основания проектной деятельности учащихся //Негосударственные образовательные учреждения Москвы (Опыт, проблемы, поиск). М.: Центр Школьная книга, 2002.- С. 65-70.

115. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

116. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор, 1997.- 164 с.

117. Печко Л.П. О теоретических аспектах эстетического воспитания в России XX века // История художественного образования в России -проблема культуры XX века. М.: Изд. дом РАО, 2003.- С. 176-189.

118. Пешкова Л.В. Минимум содержания образования по предмету МХК. Рекомендации по аттестации учителей МХК. М.: Книголюб, 2000.-72 с.

119. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. академия, 1994. - 680 с.

120. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982. 96 с.

121. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.205 с.

122. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Методические рекомендации для преподавания Мировой художественной культуры: Пособие для учителя. М.: ООО Фирма МХК, 2001,- 344 с.

123. Предтеченская Л.М., Пешикова Л.В. Методические рекомендации для преподавания Мировой художественной культуры. 10 класс: Пособие для учителя. М.: ООО Фирма МХК, 2001. - 398 с.

124. Преподавание образовательной области «Искусство». 2004-2005 учебный год: Методическое пособие /Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, М.А. Фоминова, Е.А. Бондаренко и др. М.: МИОО, 2004.- 80 с.

125. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов /Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 1999.- 256 с.

126. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная: Сб. ст. / Отв. ред. Я.А. Пономарев. М.: Наука, 1990. - 222 с.

127. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения: Сб. ст. /Ред. кол.: П.Я. Гальперин и др. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 208 с.

128. Психолого-педагогические проблемы музыкального образования: Сб. науч.ст./ Ред.кол. И.В. Безгинова, О.В. Волкова и др.- Челябинск: ЧИМ, 2004. 99 с.

129. Психолого-педагогический словарь /Авт.-сост. В.А. Мижериков. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.

130. Путешествие к музам: Сборник ученических проектных работ по мировой художественной культуре /М.А. Фоминова, Е.А. Бондаренко. -М.: МИОО, 2004,- 176 с.

131. Раабен JI.H. О духовном ренессансе в русской музыке 1960 80-х годов. - СПб.: Бланка, Бояныч, 1998. - 351 с.

132. Pare Ю.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху квантитативные пути сближения. - М.: Научный мир, 1999. - 248 с.

133. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989.-141 с.

134. Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся в Москве: Сб. рекомендаций участников городских круглых столов августовских мероприятий 2003 года. М.: Центр Школьная книга, 2003. - 69 с.

135. Рапацкая JT.A. Русская художественная культура: Учебное пособие. М.: Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 608 с.

136. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке: Сб. статей под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 22-40.

137. Раушенбах Б.В. Пристрастие. М.: Просвещение, 1997. - 432 с.

138. Рождественский Г.Н. Треугольники. М.: Слово, 2001. - 432 с.

139. Рубинштейн C.JT. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. - 485 с.

140. Рубинштейн C.JL О мышлении и путях его исследования. М.: Ак. наук СССР, 1958.- 147 с.

141. Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к преподаванию изобразительного искусства. М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 360с.

142. Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания /Ред.-сост. Савенкова Л.Г.- М.: Изд дом РАО, 2003. С.28-47.

143. Савенкова Л.Г. Интегрированное полихудожественное развитие школьников //История художественного образования в России -проблема культуры XX века. М.: Изд. дом РАО, 2003.- С. 301-315. .

144. Селиванова Т.В. Формирование проектного мышления учителя изобразительного искусства на основе информационных технологий. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.- 2003. 23 с.

145. Селивёрстова Н.В. Взаимодействие традиционных и современных методов преподавания базовых специальных дисциплин в системе начального академического художественного образования. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.

146. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 96 с.

147. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1971,- 201 с.

148. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.- 448 с.

149. Сластенин В.А. Кашимир В.П. Психология и педагогика. М.: Изд. дом Академия, 2001.- 480 с.

150. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования //Педагогическое образование для XXI века: Материалы Межд. науч.-прак. конф. -М., 1994. С. 157 - 159.

151. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М.: Музыка, 1990.320 с.

152. Смысл жизни. Антология /Сост., общ. ред. Н.Г. Гаврюшина. М.: Изд. Прогресс-Культура, 1994. - 592 с.

153. Совершенствование музыкально-теоретического образования в157. высшей школе: Сб. науч. тр. Вып. 137. М.: Изд. ГМПИ им. Гнесиных, 1997. - С. 106-137.

154. Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. -М.: Музыка, 1992. — 230 с.

155. Спутник учителя музыки /Балашова С.С., Медушевский В.В., Шенталинская Т.С. и др.; Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

156. Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа: Роль воображения в художественном творчестве. М.: Знание, 1984. - 63 с.

157. Тангян С.А. Образование XXI века // Педагогика. 1995 - № 1. -С. 11-13.

158. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: Педагогическая наука реформа школы.- М.: Педагогика, 1998.- 176 с.

159. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. M.-JL: Академия пед. наук РСФСР, 1947.- 335 с.

160. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения, вкусы (результаты социально-психологического исследования )// Известия РАО. 2001 - № 4.- С.86 -95.

161. Торшилова Е.М. Социология и психология изучения отношения детей к искусству: история и современность //Историяхудожественного образования в России — проблема культуры XX века.- М.: Изд. дом РАО, 2003.- С. 315-334.

162. Управление познавательной деятельностью учащихся: Сб. ст./ Под ред. П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972.262 с.

163. Ушакова Ю.В. Инновационные технологии в области преподавания искусства: Сб. науч. ст.: Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания /Ред.-сост. Савенкова Л.Г.- М.: ISBN-5-281-03207, 2003. С. 131-135.

164. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Межд. пед. академия, 1995. - 368 с.

165. Феномен культуры: Проблемы теории и истории: Сб. науч. тр.170. / Ред.-сост. О.А. Жукова, Челябинск, 2000. 134 с.

166. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.- 560 с.

167. Фомина Н.Н. Институт художественного образования -старейшее научно-исследовательское учреждение в системе Российской академии образования. // Известия РАО. - 2001 - № 4,-С.2-4.

168. Холопов Ю.Н. Современные задачи: О музыкально-теоретическом образовании композиторов // Советская музыка. 1982 - №2 - С. 72-77.

169. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для музыковедов консерваторий: В 2 ч.; Музыкальное произведение как феномен. 4.1. М.: Изд. МГК, 1990. - 140 с.

170. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие для музыковедов консерваторий: В 2 ч.; Содержание музыкального произведения. 4.2. М.: Изд-ва МГК, 1990. - 122 с.

171. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Художественная литература, 1982. - 324 с.

172. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для пед. институтов /Сост. О.А.Апраксина. М.: Просвещение, 1987. - 270 с.

173. Цуккерман В.А. Целостный анализ музыкальных произведений и его методика // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка. 1995.-С. 264-320.

174. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.а. 384 с.

175. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры: Пособие для студентов немузыкальных вузов. Вып. 2. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994.- 174 с.

176. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. М/. АО Столетие, 1995.- 192 с.

177. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Архангельск: сев.-зап. Кн. Изд., 1990.-384 с.

178. Шатковский Г.И, Развитие музыкального слуха. М.: Музыка, 1996.- 184 с.

179. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984. - 232 с.

180. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 302 с.

181. Шептулин А.П. Категории диалектики как отражение закономерностей развития мышления. М.: Политиздат, 1980.- 64 с.

182. Школяр Л.В. Д.Б. Кабалевский в истории музыкального образования //История художественного образования в России -проблема культуры XX века. М.: Изд. дом РАО, 2003.- 412 с.

183. Школяр В.А. Культура, образование и развитие человека (методологические размышления в форме тезисов) // Известия РАО. -2001 № 4.- С.47 — 64.

184. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1979. - 303 с.

185. Штоф В.А. Введение в методологию научного познания: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.- 191 с.

186. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.

187. Юсов Б.П. Новые горизонты школьного искусства и культуры // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания (Ред.-сост. Савенкова Л.Г.). М.: ISBN -5-281-03207, 2003. - С.5-28.

188. Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области «искусство» в школе. // Известия РАО. - 2001 - № 4.- С.64 - 74.

189. Юсов Б.П. Три лика в истории российского художественного воспитания //История художественного образования в России — проблема культуры XX века. М.: Изд. дом РАО, 2003.- С. 343-367.

190. Яворский Б.Л. Избранные труды: В 2 т. М.: Советский композитор, 1987. - Т.2.- 365 с.

191. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

192. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусства. СПб.: Икар, 1996.- 512 с.

193. Diether de la Mott. The Study of Harmony: An Historical Perspective. N.Y., Library of Congress Catalog/ ISBN 0-697-11966-1, 1991. - 366 s.

194. Blom E., David C. The new everyman dictionary of music. London, 1992.-534 s.

195. Encyclopaedia Britannica Franse. Milano, 1993, Bd. 1-Х.

196. IBO /Europe, Africa, Middle East: Workshop. Music. Rome, 1996. -62 s.

197. International Baccalaureate Organizaition, Middle Years Programme. Personal Project. Guide. Geneva, 1999. - 12 s.

198. International Baccalaureate Organizaition. Middle Years Programme. Music. Guide. Geneva, 2000. - 64 s.

199. International Baccalaureate Organizaition. Middle Years Programme. Arts Guide. Guide. Geneva, 2000. - 55 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.