Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных учебно-методических пособий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Аврамкова, Ирина Семеновна

  • Аврамкова, Ирина Семеновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 185
Аврамкова, Ирина Семеновна. Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных учебно-методических пособий: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2007. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аврамкова, Ирина Семеновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения в учебных пособиях и программах по специальности «Фортепиано».

1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.).

1.2. Теоретико-методическая концепция начального музыкального образования в школах игры «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова) и «Ключ к музицированию» (Ф. Брянская).

1.3. Инновационные методики начального музыкального обучения в учебных пособиях санкт-петербургских авторов.

ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез или Я -детский педагог» и в авторской школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки».

2.1. Идеи гуманизации и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог».

2.2. «Классико-стремительная» теоретико-методическая концепция авторской школы игры на фортепиано А. Мыльникова - «Рождение игрушки».

ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки»).

3.1. Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение.

3.2. Педагогические собеседования и анкетирование.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические инновации в системе начального обучения игре на фортепиано: на материале современных учебно-методических пособий»

Актуальность исследования

Радикальные экономические и социальные преобразования последних десятилетий в России требуют от системы образования более гибкого, опережающего реагирования на изменения в социокультурной среде, адаптации к ним. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для детских учебных заведений (музыкальные школы, школы и лицеи искусств) это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.

В настоящее время в области начального музыкального обучения существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса - педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.

Важнейшей задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет разной степени их одаренности и в этом смысле - создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению педагогов-новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.

Исследуемые в работе педагогические инновации, представленные в учебных пособиях для начального обучения игре на фортепиано, созданных на рубеже XX-XXI веков, имеют важное практическое значение. Использование этих инноваций в музыкально-воспитательной работе с детьми в художественно-образовательных учреждениях будет способствовать не только музыкальному развитию начинающих пианистов, но и художественно обогащать их в целом. Отметим и значимость изучения указанных педагогических инноваций для совершенствования творческой деятельности композиторов, создающих произведения для детей. Состояние и степень изученности проблемы

Современная отечественная педагогическая наука и практика располагают теоретически обоснованными и экспериментально выверенными концепциями развивающего обучения: J1. Занкова (дидактическая система для начальной школы), Д. Эльконина - В. Давыдова (обучающая система, разработанная и методически обеспеченная для разных типов образовательных структур), В. Библера (развивающая система «Школа диалога культур») и Ш. Амонашвили (система психического развития младших школьников на основе реализации принципа сотрудничества).

В отечественной педагогике музыкального образования попытка обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята JI. Баренбоймом в его книге «Путь к музицированию» (1973) и в одноименной школе, созданной в соавторстве с Ф. Брянской и Н. Перуновой (1979). В 70 - 90-е годы идеи этих авторов получили плодотворное развитие в трудах представителей петербургской фортепианной педагогики: JI. Борухзон, Ф. Брянской, J1. Волчек, JI. Гусейновой, J1. Гаккеля, С. Ляховицкой, С. Мальцева, Т. Юдовиной-Гальпериной и др. Также следует отметить появившиеся во второй половине XX века прогрессивные педагогические концепции Т. Аникиной, А. Артоболевской,

М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и опытно-экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения; построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф. Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной и «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» JI. Борухзон, JI. Волчек, JI. Гусейновой, «Я учусь играть» О. Сотниковой, «Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневи-ча.

Уникальными в смысле представления инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно считать методику дошкольного музыкального развития детей - Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.

В диссертационном исследовании особое внимание уделяется анализу этих работ, поскольку именно в них наиболее четко выстроены и продекларированы уникальные авторские теоретико-методические концепции, обеспечивающие высокую степень оптимизации, технологичности и результативности процесса музыкального обучения.

Проблема исследования заключается в преодолении противоречия между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.

Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.

Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.

Для достижения данной цели определены следующие задачи: 1) выявить объективные и субъективные предпосылки кризисных явлений в теории и практике преподавания начального курса «Фортепиано» в системе дополнительного музыкального образования;

1) охарактеризовать сущность педагогических инноваций в учебно-методических пособиях и разработках современных отечественных педагогов-музыкантов;

2) обосновать необходимость дальнейшей разработки теории и методики начального обучения игре на фортепиано на основе инновационных подходов, содержащихся в учебно-методических пособиях, и наметить перспективы их практического освоения;

3) разработать практические рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения игре на фортепиано в системе дополнительного музыкального образования.

В основу исследования положена следующая гипотеза: современное отечественное музыкальное образование (включая начальный этап обучения игре на фортепиано) нуждается в преодолении противоречий между устаревшими образовательными программами, учебными пособиями и требованиями нового времени. Эффективность начального обучения игре на фортепиано может быть достигнута путем осмысления и внедрения в музыкально-образовательную практику педагогических инноваций, нацеливающих образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала ребенка и становление его субъектной позиции в процессе общения с музыкой.

Методологическая основа исследования: работы в области общей педагогики, содержащие сведения о новаторских подходах к образованию (Ш. Амонашвили, В. Библер, В. Зазвя-гинский, JI. Занков, М. Кларин, В. Краевский, А. Кушнир, И. Подласый, В. Шаталов, Н. Юсуфбекова, Д. Эльконин и др.); исследования по проблемам фортепианной педагогики (Э. Абдуллин, А. Алексеев, А. Артоболевская, JI. Баренбойм, А. Гольденвейзер, Г. Коган, С. Мальцев, Я. Милыитейн, Г. Нейгауз, А. Николаев, JL Николаев, Н. Перельман, С. Савшинский, Н. Терентьева Г. Цыпин,

A. Шмидт-Шкловская, Т. Юдовина-Гальперина и др.); труды в области общей и музыкальной психологии (JI. Выготский, П. Гальперин, А. Гройсман, М. Каган, А. Клюев, С. Махлина,

B. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Петрушин, К. Роджерс,

C. Рубинштейн, Б. Теплов);

Научная новизна работы определяется: обобщением современного передового опыта в области начального обучения игре на фортепиано; выявлением особенностей педагогических инноваций, содержащихся в современных учебно-методических пособиях начального обучения игре на фортепиано; систематизацией и классификацией педагогических инноваций в учебных пособиях, образовательных программах, методических разработках педагогов-музыкантов и композиторов; анализом и систематизацией конкретных учебных пособий и образовательных программ, направленных на оптимизацию творческого потенциала учащихся на основе приобретаемых знаний, умений и навыков; обоснованием необходимости широкого применения в учебном процессе новых авторских теоретико-методических концепций, ориентированных на всестороннее развитие личности учащегося. Достоверность результатов настоящей работы обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету и задачам. В процессе историко-теоретического анализа проблемы исследования был использован широкий круг научно-литературных источников, связанных с различными отраслями гуманитарного знания. Исследование осуществлялось на основе системного подхода, что обусловило рассмотрение инновационных музыкально-педагогических теорий и методик последней четверти XX - начала XXI столетий в социокультурном контексте.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обновление содержания музыкального образования, обусловленное современными подходами к развитию ребенка, требует совершенствования теоретико-методических основ начального обучения игре на фортепиано. Достижение этой цели возможно на основе использования развивающего потенциала педагогических инноваций.

2. Эффективность начального обучения игре на фортепиано обеспечивается внедрением в учебный процесс инновационных технологий и методик развивающего обучения. Их применение в образовательном процессе является важнейшим условием развития психических, интеллектуальных и нравственных качеств ребенка, способствует формированию свободной, самостоятельно думающей и действующей личности.

3. Обновление и обогащение музыкального педагогического репертуара на основе инновационных подходов к начальному музыкальному образованию способствует индивидуально-личностному развитию ребенка, реализации его творческого потенциала. Развивающая функция музыкального репертуара современных учебных пособий обусловлена важнейшими критериями: высокохудожественным содержанием, доступностью, педагогической целесообразностью и воспитательной направленностью. 4. Успешность педагогической деятельности в работе с детьми определяется установлением творческого, доверительного общения между учителем и учеником, протекающего в формах интерактивного сотрудничества, основанного на активном взаимодействии субъектов образовательного процесса и принципах гуманистической педагогики, предполагающей уважение к ребенку и преодоление жесткого манипулирования его сознанием. Становлению ребенка как субъекта музыкальной деятельности способствует его эмоционально-личностное, заинтересованное отношение к процессу освоения содержания современных учебно-методических пособий.

Методы исследования

В процессе работы над диссертацией были использованы следующие методы: анализ научной (педагогической, психологической, философской, искусствоведческой) литературы по теме исследования; анализ методических и дидактических принципов начального музыкального образования и фортепианного обучения, изложенных в научных трудах, учебных пособиях и программах отечественных ученых советского и постсоветского периодов; систематизация инновационных методик и технологий, представленных в учебных пособиях и образовательных программах; обобщение личного педагогического опыта автора диссертационного исследования; методы эмпирического уровня: педагогическое наблюдение, собеседование, анкетирование и др. Этапы исследовательской работы.

На первом этапе (2000-2002) рассматривалась история и теория вопроса, исследовались проблемы начального фортепианного образования в

ДМШ, ДТТТИ и Лицеях искусств, основные методические и теоретические принципы обучения фортепиано, содержащиеся в научных трудах, учебных пособиях, образовательных программах второй половины XX - начала XXI веков. В результате теоретико-аналитического исследования определено современное состояние отечественной фортепианной педагогики, ее достижения и недостатки.

На втором этапе (2002-2004) произведен сравнительный анализ традиционных и современных методик, учебных программ и пособий, относящихся к начальному периоду обучения; выявлены новаторские методы в преподавании фортепиано в ДМШ, ДТНИ и лицеях искусств; исследованы педагогические инновации и трактовка традиционных методов преподавания фортепиано, зафиксированных в трудах представителей петербургской фортепианной школы двух последних десятилетий.

На третьем этапе (2004-2007) в ходе конкретного анализа новейших достижений современной фортепианной педагогики систематизированы перспективные концепции и методики развивающего обучения; обобщены и внедрены в педагогическую практику основные принципы и компоненты инновационной педагогики, проблемы повышения технологичности и интенсивности процесса обучения, изложенные в анализируемых трудах; определены дальнейшие пути оптимизации преподавания фортепиано в детских образовательных учреждениях. Теоретическая значимость исследования: определена сущность педагогических инноваций в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, обоснован их педагогический потенциал, что обусловливает предпосылки для совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе инновационной педагогической деятельности; систематизированы и классифицированы педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, что способствует дальнейшему осмыслению теоретических основ педагогической инноватики в системе начального музыкального образования; выявлены факторы, препятствующие распространению педагогических инноваций в начальном обучении игре на фортепиано, что создает благоприятные условия для дальнейшего развития теории инновационной педагогической деятельности; осуществлены анализ и оценка позитивных качественных изменений в системе начального обучения игре на фортепиано в результате внедрения педагогических инноваций в практику начального музыкального образования.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью оптимизировать начальный этап музыкального воспитания и образования путем последовательного внедрения в учебный процесс современных инновационных технологий и теоретико-методических достижений. Разработанные в процессе исследования рекомендации для педагогов-музыкантов по использованию инновационного потенциала современных учебно-методических пособий позволяют повысить эффективность начального обучения игре на фортепиано, актуализировать самостоятельность и активность ребенка в процессе общения с музыкой, оптимизировать процесс взаимодействия педагога и ребенка на принципах гуманистической педагогики.

Апробация основных положений исследования осуществлялась на кафедре музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена, 20032007; на открытых уроках в Детской школе искусств им. Г.В. Свиридова, 1999-2007; на международных научно-практических конференциях «Современное музыкальное образование - 2005» (СПб., 26-28 октября 2005 г.), «Музыкальное образование: Вчера, сегодня, завтра» (Новгород Великий, 28 июня-3 июля 2006 г.), «Методологические проблемы современного художественного образования» (СПб., 23 марта 2007 г.). Основные аспекты

12 исследования нашли отражение в 10 публикациях, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Материалы исследования были апробированы диссертантом в начальном обучении игре на фортепиано с применением современных учебно-методических пособий, в руководстве педагогической практикой студентов в РГПУ им. А.И. Герцена, на занятиях с учащимися в ДШИ им. Г.В. Свиридова и в Музыкальном колледже им. Н.А. Римского-Корсакова. Освоение рассматриваемых учебных пособий и образовательных программ способствовало раскрытию творческого потенциала детей, обусловило их успешные выступления на различных отечественных и зарубежных фортепианных фестивалях и конкурсах, содействовало профессиональному росту педагогов-музыкантов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Аврамкова, Ирина Семеновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное исследование, основанное на анализе достижений в области современной музыкальной педагогики и психологии, а также на базе конкретных образовательных программ и учебно-методических пособий для начального обучения игре на фортепиано, позволяет сделать следующие выводы.

• Объективные и субъективные предпосылки кризисных явлений в теории и практике системы дополнительного музыкального образования связаны с наличием противоречия между устаревшими образовательными программами, учебными пособиями и требованиями нового времени. Одним из путей преодоления этих противоречий является осмысление инновационного потенциала современных учебно-методических пособий.

• В связи с изменившимися подходами к развитию личности ребенка очевидна необходимость анализа и систематизации современных инновационных теорий и методик, нацеленных на оптимизацию учебного процесса в системе начального музыкального образования.

• Получение эффективных результатов в начальном обучении игре на фортепиано возможно благодаря комплексному внедрению инновационных технологий и методик развивающего обучения в начальное музыкальное образование. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий для наиболее полного развития природного потенциала ребенка. Такой подход к обучению ориентирован на всестороннее развитие ребенка, на выработку способов самостоятельного постижения знаний, на обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования, на формирование гуманистической направленности личности.

• Приоритетным направлением в учебном процессе следует считать творческое развитие методик «развивающего обучения», построение теоретико-методических концепций, направленных на комплексное применение прогрессивных педагогических технологий, способствующих дальнейшей оптимизации процесса начального обучения игре на фортепиано.

• Педагогические инновации, внедряемые в процесс начального обучения игре на фортепиано, будут способствовать совершенствованию музыкального образования при условии их гуманистической направленности и нацеленности на субъектное развитие личности ученика, на более полную реализацию его творческого потенциала.

• Успешному внедрению педагогических инноваций в практику начального обучения игре на фортепиано способствует установление творческих, доверительных отношений учителя и ученика, осуществляющихся в формах интерактивного сотрудничества (эмоционального, предметно-действенного, игрового), в которых учитель выступает универсальным источником знания, носителем культурных норм и ценностей.

• Творческое применение принципов гуманистической педагогики и индивидуального подхода к учащемуся в процессе развития его психических, интеллектуальных и нравственных качеств, формирует его как самостоятельно думающую и действующую личность, способную делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.

• Необходима выработка системного подхода в работе над актуализацией педагогического репертуара, направленного на всестороннее развитие и формирование способностей ребенка, на более полную реализацию его творческого потенциала.

• Необходим всесторонний анализ педагогических инноваций в музыкальном репертуаре с целью выявления его соответствия важнейшим оценочным критериям: высокохудожественное содержание, доступность, педагогическая целесообразность и воспитательная направленность.

• Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и целесообразность использования развивающего потенциала педагогических инноваций в процессе начального обучения игре на фортепиано.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аврамкова, Ирина Семеновна, 2007 год

1. Абелян JI. А. Забавное сольфеджио : учеб. пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста / JI. А. Абелян. — М. : Советский композитор, 1985. — 58 с.

2. Аврамкова И. С., А. С. Клюев Исторические традиции музыкотерапии / Россия и мир. Гуманитарные проблемы : Межвузовский сборник научных трудов. / Изд-во СПГУВК. — СПб., 2006. — Вып. 12. — С. 216-223.

3. Аврамкова И. С. К вопросу об обновлении фортепианного репертуара в современной ДМШ // Современное музыкальное образование-2005 : материалы международной научно-практической конференции (26-28 окт. 2005 г.) Изд-во ИПЦГУТД. — СПб., 2005. — С. 42^6.

4. Аврамкова И. С. Формирование художественно-пианистических навыков юных музыкантов // Фортепианное искусство : история и современность : Межвузовский сборник научных трудов. / Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2004. — С. 47-51.

5. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: в 3 ч. / А. Д. Алексеев. — 2-е изд., доп. — М. : Музыка, 1988-1990.

6. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амонашвили. — М. : Педагогика, 1986. — 186 с.

7. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили. — М. : Педагогика, 1984. — 297 с.

8. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили ; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. инт. — М. : ИПП ; Воронеж : МОДЭК, 1998. — 543 с.

9. Амонашвили Ш. А. Единство цели : (В добрый путь, ребята!) : пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. — М. : Просвещение, 1987. — 207 с.

10. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. — М. : Просвещение, 1983. — 208 с.

11. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: пособие для учителя / Ш. А. Амонашвили. — М. : Просвещение, 1986. — 175 с.

12. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. — Минск : Университетское, 1990. — 560 с.

13. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. -- М. : Знание, 1980. — 96 с.

14. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. — М. : Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1996. — 494 с.

15. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А. Артоболевская. — М. : Российское музыкальное издательство, 2006. — Ч. 1. —66 с. ;Ч. 2. — 146 с.

16. Асмолов А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М. : Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.

17. Бадалян Л. О. Невропатология: учебник для дефектологических факультетов педиатрических институтов / Л. О. Бадалян. — М. : Просвещение, 1982. —350 с.

18. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. — Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1974. — 336 с.

19. Баренбойм Л. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века // Советская музыка. — 1971. — № 8. — С. 96-111.

20. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. — 2-е изд., доп. — Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1979. — 352 с.

21. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. — Л. ; М. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1973. — 270 с.

22. Баренбойм JI. А. Путь к музицированию : школа игры на фортепиано / Л. А. Баренбойм, Ф. Н. Брянская, Н. П. Перунова. — Л. : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1980. — 352 с.

23. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. — М. : Классика-ХХ1, 2007. — 191 с.

24. Баринова М. Н. Конспекты уроков по фортепианной технике /М. Н. Баринова. — Машинопись. — Хранится в ОР РНБ (Ф. 1256. Ед. хр. 29. Л. 667).

25. БариноваМ. Н. О развитии творческих способностей ученика: сб. ст. / М. Н. Баринова ; под ред. В. Михелис. — Л. : Музгиз, 1961. — 60 с.

26. Баринова М. Н. Очерки по методике фортепиано: в 2 ч. / М. Н. Баринова. — Л. : Тритон, 1926. — 204 с.

27. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М. М. Бахтин. — М. : Художественная литература, 1975. — 502 с.

28. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. — М. : Художественная литература, 1986. — 543 с.

29. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. — М. : Искусство, 1979. — 423 с.

30. М. М. Бахтин как философ : сб. ст. / Российской академии наук, Институт философии ; отв. ред. Л. А. Гоготишвили, П. С. Гуревич. — М. : Наука, 1992. —255 с.

31. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. / Николай Бердяев. — М. : Искусство : Лига, 1994. — Т. 1 : Смысл творчества. Опыт оправдания человека. — 542 с.

32. Березовский Б. Л. Деятельность педагога ДМШ и пути ее дальнейшего совершенствования: автореферат дис. . канд. искусствоведения /Березовский Борис Леонидович; Ленингр. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. — Л., 1981. — 23 с.

33. Беркман Т. JI. Индивидуальное обучение музыке : музыкально-эстетическое развитие школьников в процессе обучения игре на фортепиано / Т. JI. Беркман. — М. : Просвещение, 1964. — 220 с.

34. Берлянд И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. — Кемерово : АЛЕФ, 1992. —94 с.

35. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры /В. С. Библер. — М. : Прогресс : Гнозис, 1991. — 169 с.

36. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры : два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. — М. : Политиздат, 1990. --413 с.

37. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Богоявленская. — М. : Academia, 2002. — 318 с.

38. Борухзон Л. М. Азбука музыкальной фантазии : пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков : в 6 тетр. / Л. М. Борухзон, Л. Л. Волчек, Л. М. Гусейнова. — СПб. : Композитор, 1996.

39. Борухзон Л. М. О детском музыкальном театре как форме творческого развития ребенка : (из опыта работы) // Музыкальное воспитание в СССР : сб. ст. / Сов. секция Международного общества по музыкальному воспитанию. — М., 1985. — Вып. 2. — С. 237-251.

40. Бочкарев Л. Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии // Психологический журнал — 1986. — №4. — С. 138-148.

41. Бочкарев Л. Л. Проблемы психологии музыкальных способностей // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. — М., 1982. — С. 3249. — (Сборник трудов /Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных ; вып. 62).

42. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. — М. : Институт психологии РАН, 1997. — 351 с.

43. Браудо И. А. Артикуляция / И. А. Браудо ; под ред. X. С. Кушнарева. — Изд. 2-е. — JI. : Музыка, Ленинградское отделение, 1973. — 198 с.

44. Брук Г. Б. Об опыте организации труда преподавателей музыкальных школ / Г. Б. Брук. —Пермь : Книжное издательство, 1980. — 131 с.

45. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский ; РАН, Институт психологии. — М., 1994. — 109 с.

46. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства // Зарубежная музыка XX века: материалы и документы / ред., сост. и коммент. И. В. Нестьева. — М., 1975. — С. 28-32.

47. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников // Начальная школа— 1990. — № 5. — С. 14-16.

48. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб. : Союз, 1997. — 93 с.

49. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. — 1966. — №6. — С.62-76.

50. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский.- М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. — 519 с.

51. Выготский Л. С. Психология искусства: анализ эстет, реакции / Л. С. Выготский. — 5-е изд., заново сверенное с оригиналом, исправленное и дополненное — М. : Лабиринт, 1998. — 416 с.

52. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки : преподавание музыки в вальдорфской школе / Вольфганг Вюнш; пер. с нем. Н. Т. Григорьевой. — М. : Парсифаль, 1998. — 158 с.

53. Гаккель Л. Е. «Микрокосмос» Белы Бартока // Вопросы фортепианной педагогики : сб. ст. / под общ. ред. В. Натансона. — М., 1976. — Вып. 4. — С. 147-170.

54. Галин А. Л. Личность и творчество : психол. этюды / Александр Галин.

55. Новосибирск : Книжное издательство, 1989. — 128 с.

56. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. — М. : Изд-во Московского университета, 1985. — 45 с.

57. Гарбер JI. А. Начальная стадия развития музыкальных способностей // Проблемы способностей / Академия педагогических наук РСФСР ; отв. ред. В. Н. Мясищев. — М., 1962. — С. 214-228.

58. Геталова О. А. В музыку с радостью : для фортепиано : пособие для младших классов ДМШ / О. А. Геталова, И. В. Визная. — СПб. : Композитор, 1997. — 160 с.

59. Геталова О. А. Учусь импровизировать и сочинять : учебное пособие / О. А. Геталова, О.А. Булаева. — СПб. : Композитор, 1999-2000.

60. Геталова О. А. О путях развития гармоничной творческой личности // Музыкальное образование в современном культурном пространстве : материалы научно-практической конференции, Петрозаводск, 9-11 ноября 2002 г. Петрозаводск, 2002. — С. 40-42.

61. Геталова О. А. Секреты Дилидона: нотная грамота для маленьких музыкантов : рабочая тетрадь-раскраска. — СПб. : Композитор, 2002. -44 с.

62. Гильбух Ю. 3. Внимание: одарённые дети / Ю. 3. Гильбух. — М. : Знание, 1991. —79 с.

63. А. Б. Гольденвейзер : статьи, материалы, воспоминания / сост. и общ. ред. Д. Д. Благого. — М. : Сов. композитор, 1969. — 488 с.

64. Готсдинер A. JI. Музыкальная психология / A. JI. Готсдинер. — М. : NB Магистр, 1993. — 190 с.

65. Гримак JI. П. Резервы человеческой психики : введение в психологию активности / Л. П. Гримак. — 2-е изд., доп. — М. : Политиздат, 1989. — 319 с.

66. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества: учебное пособие / А. Л. Гройсман. — М. : Когито-Центр, 2003. — 186 с.

67. Гудова Е. М. Рождение игрушки // Российская музыкальная газета — 2001. —№9.

68. ГуревичП. С. Психология и педагогика: учебник для вузов / П. С. Гуревич. — М. : Проект, 2005. — 352 с.

69. Гуревич П. С. Психология творчества / П. С. Гуревич. — М. : МГУТУ, 2004, — 116 с.

70. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения // Педагогика. — 1995. —№ 1. —С. 29-39.

71. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. : ИНТОР, 1996. —542 с.

72. Джуринский А. Н. Новые технологии в системе образования Франции //Сов. педагогика. — 1991.— №4. — С. 132-136.

73. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. Н. Джуринский. — М. : Владос, 1999. — 200 с.

74. Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. и др. : Питер, 2007. — 362 с.

75. Дыкман Л. Я. Гармоничный ребенок : как этого достичь?. : труд, игры, творчество, праздники года : из опыта воспитания дошкольников по валь-дорфской педагогике / Лилия Дыкман. — СПб.: Петро-РИФ, 1998. — 174 с.

76. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества : учебно-методическое пособие / М. В. Ермолаева. — М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. — 170 с.

77. Запорожец А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста : психологическое исследование / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович ; НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. — М., 1986. — С. 7-32.

78. Зак А. 3. Психология преподавания музыки / А. 3. Зак. — М. : Грани, 1999. — 186 с.

79. Занков JI. В. Избранные педагогические труды / JI. В. Занков. — М. : Педагогика, 1990. — 424 с.

80. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : учеб. для студентов вузов / А. Н. Зимина. — М. : Вла-дос, 2000. — 302 с.

81. Изард К. Э. Психология эмоций / Кэрролл Э. Изард. — СПб. и др. : Питер, 2007. — 460 с.

82. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра : введение в активные методы обучения : учебное пособие для учителей / Д. Н. Кавтарадзе. — М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 1998. — 191 с.

83. Каган М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. — СПб. : Ut, 1996. --231 с.

84. Каган М. С. Музыка в мире искусств // Советская музыка. — 1987. — № 1. — С. 26-37 ; № 3. — С. 56-66.

85. Калугина М. Е. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио / М. Е. Калугина, П. В. Халабузарь. — М. : Советский композитор, 1989. — 119 с.

86. КарпейЖ. Дидактические модели и проблема обучающей дискуссии / Ж. Карпей, Б. ван Урс // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. — С. 2026.

87. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследований игры и дискуссии : (анализ зарубеж. опыта) / М. В. Кларин. --Рига : Эксперимент, 1995. — 176 с.

88. Кларин М. В. Инновации в обучении : метафоры и модели : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М. : Наука, 1997. — 223 с.

89. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М. : Знание, 1989. —77 с.

90. Кларин М. В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Советская педагогика. — 1984. — № 4. — С. 117-122.

91. Клюев А. С. Музыка и жизнь : о месте муз. искусства в развивающемся мире / А. С. Клюев. — СПб.: Ut, 1997. — 158 с.

92. Коган Г. М. Ферруччо Бузони / Г.М.Коган. — Изд. 2-е, доп. — М. : Советский композитор, 1971. — 232 с.

93. Коган Г. М. Вопросы пианизма / Г. М. Коган. — М. : Советский композитор, 1968. — 462 с. — (Избранные статьи ; вып. 1.).

94. Коган Г. М. Избранные статьи / Г. М. Коган. — М. : Советский композитор, 1972. — Вып. 2. — 266 с.

95. Коган Г. М. У врат мастерства : психологические предпосылки успешности пианистической работы / Г. Коган. — 4-е изд., доп. — М. : Советский композитор, 1977. —174 с.

96. Коменский А. Я. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. /Ян Амос Коменский. — М., 1982. — Т. 1 / под ред. А. И. Пискарева и др.. — С. 242-476.

97. Комплексная программа фортепианного отдела / авторский коллектив ДШИ Красносельского р-на С.-Петербурга ; Учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре С.-Петербурга. —- СПб., 2001. — 28 с.

98. Коновалов А. В. ДоНОТЫши : (легкие пьесы, ансамбли и обраб. нар. мелодий для самых маленьких) / А. В. Коновалов. — Курган, 1998. — 64 с.

99. Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г. Б. Корнетов. — М. : Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1993. — 135 с.

100. Кошелев О. Ю. О дидактико-методической концепции авторской школы игры на фортепиано А. Ю. Мыльникова // Фортепианное искусство XXстолетия : межвузовский сборник научных трудов / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб., 2000. — С. 89-106.

101. КрупникЕ. П. Психологическое воздействие искусства /КрупникЕ. П. — М. : Институт психологии РАН, 1999. — 235 с.

102. КсензоваГ. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. — М. : Педагогическое общество России, 2001. —223 с.

103. Кузьмина Н. В. Способности, одарённость, талант учителя / Н. В. Кузьмина. — Л. : Знание, 1985. — 32 с.

104. Курнавина О. А. Лекция «Десять первых уроков с начинающими» / О. А. Курнавина; Учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре С.-Петербурга. — СПб.,

105. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта /Дон Кэмпбелл; пер. с англ. Л. М. Щукин. — Минск : Попурри, 1999. — 319 с.

106. ЛевиВ. Л. Нестандартный ребенок / Владимир Леви. -— СПб. : Питер, 1993. —254 с.

107. Леви-Стросс К. Структура и форма //Семиотика / сост., вступ. ст. и общ. ред. Ю. С. Степанова. — М., 1983. — С. 400-428.

108. Левин Р. А. Воспитание творчества /Р.А.Левин. — Томск: Пеленг, 1993. —63 с.

109. Лейтес Н. С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: избр. тр. / Н. С. Лейтес. — М. ; Воронеж : Ин-т практ. психологии : НПО «МОДЭК», 1997. —448 с.

110. Лейтес Н. С. Раннее проявление одарённости //Вопр. психологии. — 1988, —№4. —С. 98-107.

111. Леонтьева О. Т. Карл Орф /О.Т.Леонтьева. — М. : Музыка, 1984. — 334 с.

112. Лернер И. Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика.- 1990,—№ 3. —С. 138-141.

113. Логинова Л. Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя: теоретические проблемы / Л. Логинова. — М. : Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 1998. — 177 с.

114. Лойтер С. М. Феномен детской субкультуры / С. М. Лойтер. — Петрозаводск : Изд-во Карельского государственного педагогического института, 1999.— 43 с.

115. ЛотманЮ. М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Труды по знаковым системам / Тарт. государственный универ-ситетт ; отв. ред. Ю. М. Лотман. — Тарту, 1967. — С. 130-145.

116. Лук А. Н. Мышление и творчество / А.Н.Лук. — М. : Политиздат, 1976. — 144 с.

117. Лук А. Н. Психология творчества / А.Н.Лук. — М. : Наука, 1978. — 127 с.

118. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей : научно-аналитический обзор / А. Н. Лук. — М. : ИНИОН, 1979. — 37 с.

119. Любомудрова Н. А. Начальное обучение игре на фортепиано // Очерки по методике обучения игре на фортепиано : сборник статей / под ред. А. А. Николаева. — М. ; Л., 1955. —Вып. 1. —С. 178-217.

120. Ляховицкая С. С. Задачи воспитания учащихся. Педагогические способности / С. С. Ляховицкая ; под ред. Л. Н. Раабена. — Л. : Музгиз, 1963.48 с.

121. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. — М. : Музыка, 1991. — 87 с.

122. Мальцев С. М. О субсенсорном и сенсомоторном уровнях антиципации в музыкальной импровизации //Вопросы психологии. — 1988. — № 3. — С. 115-122.

123. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности : научно-методическое пособие / А. Н. Малюков. — Дубна : Феникс, 1999.— 253 с.

124. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли : пер. с нем. / Карл Адольф Мартинсен. — М. : Музыка, 1966. — 220 с.

125. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано : пер. с нем. / Карл Адольф Мартинсен. — М. : Музыка, 1977. — 128 с.

126. МедушевскийВ. В. Грядущее искушение педагогики //Творческая педагогика накануне нового века : материалы I научно-практическая конференция / Московский педагогический государственный университет. — М., 1997. —Ч. 2.

127. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. — М. : Композитор, 1993. — 265 с.

128. Медушевский В. В. Таинственные энергии музыки //Музыкальная академия— 1992. — № 2. — С. 54-57.

129. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Пашаев. — М. : Знание, 1981. — 96 с.

130. МидМ. Культура и мир детства: избранные произведения : пер. с англ. / Маргарет Мид. — М. : Наука, 1988. — 429 с.

131. МиллерС. Психология игры /Сюзанна Миллер; пер. с англ. В. С. Сысоев. — СПб. : Университетская книга., 1999. — 319 с.

132. Милынтейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства / Я. И. Милынтейн. — М. : Советский композитор, 1983. — 262 с.

133. Милынтейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов / Я. И. Милыптейн. — М. : Музыка, 1975. — 471 с.

134. Милыптейн Я. И. Советы Шопена пианистам / Я. И. Милыптейн. — М. : Музыка, 1967. — 167 с.

135. Михелис В. JT. Первоначальный этап обучения воспитание юного пианиста: автореферат дис. . канд. исскуствоведения / Михелис В. JT. ; Ленинградская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. — Л., 1954. — 14 с.

136. Монтессори М. Разум ребенка / Мария Монтессори. — М. : Грааль, 1997. — 174 с.

137. Морено Я. Психодрама / Якоб Морено; пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. — М. : Апрель-пресс : ЭКСМО-пресс, 2001. — 522 с.

138. Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. ст. / Российская академия наук, Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Государственный институт искусствознания; ред.-сост. М. Г. Арановский. — М.: URSS : КомКнига, 2007. — 234 с.

139. Музыкальный инструмент (Фортепиано) : программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) /Министерство культуры СССР, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. — М., 1988. — 22 с.

140. Музыкальный язык в контексте культуры : сб. ст. / отв. ред. и сост. А. В. Крылова. — М., 1989. — 143 с. — (Сборник трудов / Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных ; вып. 106).

141. Мыльников А. Ю. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано / А. Ю. Мыльников. — М. : Композитор, 2000. — 144 с.

142. Мыльников А. Ю. Рождение игрушки. Школа игры на фортепиано / А. Ю. Мыльников. — СПб. : Ut, 1999. — 140 с.

143. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. ■— М. : Музыка, 1972. — 383 с.

144. Налимов В. В. Спонтанность сознания : вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / В. В. Налимов. — М. : Прометей, 1989. —287 с.

145. Начинаю играть на рояле : учебное пособие для фортепиано / сост. Б. Березовский, А. Борзенков, Е. Сухоцкая ; под общ. ред. А. Борзенкова.- СПб. : Грифон : Культ-Информ-Пресс, 1992. — 115 с.

146. НейгаузГ. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Генрих Нейгауз. — 4-е изд. — М. : Музыка, 1982. — 300 с.

147. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Генрих Нейгауз. — 6-е изд., исправленное и дополненное — М. : Класси-ка-ХХ1, 1999. —229 с.

148. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям / Генрих Нейгауз ; сост., подгот. текста, ком-мент. Я. И. Милыптейна. —М. : Советский композитор, 1975. — 528 с.

149. Николаев А. А. Фортепьянного наследие Чайковского / А. А. Николаев.

150. Изд. 2-е, перераб. — М. : Музгиз, 1958. — 285 с.

151. Л.Н.Оборин: статьи, воспоминания: к 70-летию со дня рождения / Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. — М. : Музыка, 1977. — 223 с.

152. Обучение и развитие : (экспериментально-педагогическое исследование) / под ред. Л. В. Занкова. — М. : Педагогика, 1975. — 440 с.

153. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. —М. : Педагогика, 1985. — 137 с.

154. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. — 3-е изд.. — СПб. : Речь, 2004. — 275 с.

155. Перельман Н. Е. В классе рояля: короткие рассуждения /Натан Пе-рельман. — М. : Классика-ХХ1, 2007. — 128 с.

156. Петровский А. В. Психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 2-е изд., стер. — М. : Высшая школа: Академия, 2001. —501 с.

157. ПетрушинВ. И. Музыкальная психология: для студентов средних и высших музыкальных учебных заведений / Петрушин В. И. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Владос, 1997. — 383 с.

158. Печковская М. П. Букварь музыкальной грамоты: (пособие для начинающего пианиста) / М. П. Печковская. — М. : Международная программа образования, 1996. — 86 с.

159. Подвала В. Д. Давайте сочинять музыку! : 1-2 классов : упражнения по развитию творческих навыков для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных студий и школ искусств / В. Д. Подвала. — Киев : Музыкальная Украина, 1988. — 63 с.

160. Подласый И. П. Педагогика : новый курс : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям: в 2 кн. / И. П. Подласый. — М. : Владос, 1999. — Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. — 574 с.

161. Покровский Е. А. Детские игры: преимущественно русские /Е. А. Покровский. — Репр. воспр.. — СПб. : Фирма «ЛАНС», 1994. — 387 с.

162. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки / Академия наук СССР, Институт психологии ; отв. ред. Б. Ф. Ломов, Л. И. Анцыферова. — М., 1989. — С.21-34.

163. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев.

164. М.: Педагогика, 1976. —280 с.

165. Пономаренко О. Влияние игровых ситуаций на развитие музыкальной активности дошкольников : диссертация . канд. пед. наук. — М., 1991.

166. Программа: класс специального фортепиано, 1-11 классы /сост.: Михайлова А. С., Мельниченко Д. Т., Костромитин В. П. и др. ; Лицей искусств «Санкт-Петербург». — СПб. : Союз художников, 2001. — 64 с.

167. Программа класса фортепиано / авт. коллектив ОЦГЭВ ; Учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре С.-Петербурга.1. СПб., 2001. —32 с.

168. Программа по фортепиано для детских школ искусств (10 лет обучения / Учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре С.-Петербурга. СПб. : Композитор, 2004.

169. Рабинович Д. А. Исполнитель и стиль: избранные статьи: в 2 вып.. — М. : Советский композитор, 1979.

170. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Ражников. 2-е изд., испр. — М.: ЦАПИ, 1994. — 142 с.

171. Рогов Е. И. Психология общения /Е. И. Рогов. — М. : Владос, 2001. — 335 с.

172. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл Р. Роджерс ; пер. с англ. М. М. Исениной ; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. — М. : Прогресс. Универс, 1994. — 480 с.

173. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная терапия / Карл Роджерс ; пер. с англ. В. В. Лях, А. П. Хомик. — М. : Рефл-бук ; Киев : Ваклер, 1997. — 317 с.

174. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека : учеб. пособие / В. М. Розин ; Рос. открытый ун-т. — М.: Б. и., 1994. —144 с.

175. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989. — Т. 1. — 486 с. ; Т. 2. — 323 с.

176. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. — М. : ACT, 2000. — 44 с.

177. Савшинский С. И. Пианист и его работа / С. Савшинский. — М. : Клас-сика-ХХ1, 2002. — 240 с.

178. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. — М. ; Л. : Музыка, 1964. — 187 с.

179. СафароваИ. Э. Игры для организации пианистических движений (до-инструментальный период) / И. Э. Сафарова. — Екатеринбург, 1994. — 34 с.

180. Сотникова О.С. Я учусь играть / О.С. Сотникова. СПб. : Союз художников, 2001.

181. Социальная психология: словарь-справочник / В. Г. Крысько. — Минск : Харвит ; М. : Аст, 2001. — 688 с.

182. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций / С. Ю. Степанов. — М. : Наука, 2000. — 174 с.

183. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д : Феникс, 2000. — 542 с.

184. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. — М. : Наука, 2003. — 378 с.

185. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М. : Изд-во МГУ, 1984. —270 с.

186. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога /М. Э. Фейгин. —Изд. 2-е, перераб., доп. — М. : Музыка, 1975.— 110 с.

187. Яков Флиер : статьи, воспоминания, интервью /общ. ред. М. М. Яковлева. — М.: Советский композитор, 1983. — 272 с.

188. Фортепианная тетрадь юного музыканта: в 2 вып. / сост. и предисл. М. Глушенко. — JI. : Музыка, Ленинградское отделение, 1988. — Вып. 1 : Для 1-2 года обучения. — 160 с.

189. Хейзинга Й. Homo ludens : ст. по истории культуры / Йохан Хейзинга. --М. : Прогресс-Традиция, 1997. — 413 с.

190. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск : Пеленг, 1993.—268 с.

191. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа : проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. — М. : Советский композитор, 1988. — 384 с.

192. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано / Г. М. Цыпин. — М. : Просвещение, 1984. — 176 с.

193. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения : пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. — М. : Интерпракс, 1994. — 374 с.

194. Цыпин Г. М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано : учебное пособие / Г. М. Цыпин. — М. : МГПИ, 1975. -— 106 с.

195. Черник Ю. М. Комплексная программа музыкального и пианистического развития на дошкольном отделении / Ю. М. Черник; Учебно-методический центр по образованию Ком. по культуре С.-Петербурга. — СПб., 2001. —29 с.

196. Школа юного пианиста / авт.-сост. JI. П. Криштоп, И. Н. Черношеина ; под общ. ред. С. П. Баневича и JI. П. Криштоп. — СПб. : Северный олень, 1999. — 156 с.

197. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков / А. Шмидт-Шкловская. — 2-е изд. — JI. : Музыка, Ленинградское отделение, 1985. —70 с.

198. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника: (материалы симпозиума) / под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. — М., 1966. — С. 11^18.

199. Эльконин Д. Б. Проблемы психологии игры //Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; Академия педагогических наук СССР. — М., 1989. — С. 306-361.

200. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности / В. П. Эфроимсон. — М. : Знание, 1991. —62 с.

201. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или Я детский педагог / Т. Б. Юдовина-Гальперина. — СПб. : Предприятие С.-Петербургского союза художников, 1996. — 192 с.

202. Юнг К. Аналитическая психология : прошлое и настоящее / Карл Густав Юнг. — М. : Мартис, 1995. — 309 с.

203. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. — М., ЦСПО РСФСР, 1991. —91 с.

204. Bryansky F. The key to music making : piano method for beginners : in 3 p. / by Faina Bryansky. — White Lilac Press, 1988-1989.

205. LipmanM. Philosophy goes to school /Matthew Lipman. — Philadelphia : Temple Univ. Press, 1988. — IX, 228 p.171

206. Scardamalia M. Computer support for knowledge-building communities / Marlene Scardamalia and Carl Bereiter 11 J. of the learning sciences. — 1994. --Vol. 3,N3. —P. 265-283.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.