Педагогические аспекты эффективности учебного фильма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кириллова, Людмила Максимовна

  • Кириллова, Людмила Максимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 246
Кириллова, Людмила Максимовна. Педагогические аспекты эффективности учебного фильма: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ленинград. 1984. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кириллова, Людмила Максимовна

ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА. К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНОГО ФИЛЬМА.

1.1. Проблема эффективности учебного фильма в педаго -гической литературу

1.2. Понятие критерия эффективности. Его соотношение с целью и функциями средств обучения

1.3. Содержание и роль наглядности в высшей школе. Учебный фильм как средство наглядности

1.4. Функции учебных кинопособий при их использовании на лекции и принципы систематизации

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ "ЛЕКЦИЯ?. 63 2.1. "Внешний" критерий эффективности учебного фильма.

2.2. Методика количественного измерения критерия эффективности учебного фильма

2.3. Комплекс параметров качества кинопособия, опре -деляющих его эффективность

2.4. Организация эксперимента при исследовании дидактической эффективности учебного фильма

3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КИНОПОСОБИЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ

3.1. "Внутренние" критерии эффективности учебного фильма.

3.2. Мера использования наглядности на лекции в вузе.

3.3. Вопрос доз!фования информации применительно к учебному кино

3.4. Эстетическая оценка фильма как показатель его эффективности

3.5. Структура лекции с использованием кино

ЗАКЛШЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические аспекты эффективности учебного фильма»

Возрастающие темпы научно-технического прогресса вьщвигают новые требования к качеству подготовки специалистов, а, следовательно, и к процессу этой подготовки. Высшая школа сейчас пере -сматривает свою работу и переживает время коренных изменений в содержании обучения, его формах, методах и организации. На пер -вый план в ее исследовательской и практической деятельности по совершенствованию учебного процесса выдвигаются задачи оптимизации и интенсификации обучения. В этом направлении совершенству -ются учебные планы и программы, пересматривается методика преподавания, решаются вопросы применения технических средств обуче -ния и т.д.

Особое место среди технических средств занимает учебное кино, являющееся высшей формой проявления тесного взаимодействия важных форм предъявления информации: слова и изображения. Еще на заре учебного кинематографа Н.К.Крупская писала: ". именно в роли учебного пособия кино имеет громадное буду -щее LH8» с. 272] . Положительные стороны учебного фильма неоднократно подчеркивались в работах как советских исследователей (Архангельский С.И., Ивашкевич Н.П., Прессман Л.П., Хозяинов Г.И., Шахмаев Н.М. и др.), так и зарубежных (Маккичи У., Треверс Р., Уэллс Р. и др. ).

Вопросы укрепления материально-технической базы вузов, более широкого и эффективного'применения технических средств обучения всегда были предметом внимания партии и правительства. Они пос -тавлены в Программе КПСС [б] , в материалах ХХУ [7] и ХХУ1 [в] съездов КПСС, в ряде постановлений партии и правительства [9, II] . На необходимость расширения производства и использования технических средств обучения в связи с задачей усиления трудового воспитания указано в проекте ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" [l4] .

Что касается учебного кинематографа, то за последние годы принято постановление ЦК КПСС (2 августа 1972 г.) "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии" [ю] , разработано Положение о научно-методическом Совете по использованию кино в учебно-воспитательном процессе высшей школы при Учебно-методическом управлении по высшему образованию [l3] , издан Приказ министерства высшего и среднего специального образования GCCP "О дальнейшем совершенствовании создания и использования кинодиапо-собий в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений" . Проблемы кино в современной системе образования и воспитания были в центре внимания ряда симпозиумов (Ленинград, 1965; Москва, 1968), февральского Пленума 1973 года Всесоюзной комис -сии научного кино Союза кинематографистов СССР, 5-ой сессии на -учного и проблемного Совета по эстетическому воспитанию при АПН СССР в 1975 году. Задачи кинопроизводства, кинопроката и использования фильма в учебно-воспитательных целях являются главными в работе Центральной кинолаборатории Вузфильм, многочисленных вузовских кинолабораторий.

Большой интерес к проблемам учебного кинематографа отмечается за рубежом. В США, например, в 60-е годы развернулась большая научно-исследовательская работа в области учебного кино [235,236, 23?] , основными направлениями которой были проблемы активизации умственной деятельности обучаемых, психологического воздействия фильма, разработка методик занятий с использованием кино. В 1962-64 гг. ЮНЕСКО провела исследование по вопросам учебного ки -нематографа. Опрос преподавателей колледжей, подготовительных курсов и университетов позволил установить принципы отбора материала для кинофикации и раскрыть некоторые дидактические возможности учебного фильма. Проведен ряд фестивалей учебных фильмов, ставивших целью выработку взглядов на специфику учебного кино как средства обучения (Бельгия, Великобритания, Голландия, Индия и др.). В 1975 г. в Голландии состоялась 29 конференция МАНК (Международная ассоциация учебного и научного кино), объединяю -щая 26 стран, в центре внимания которой были вновь вопросы учебного кинематографа. Большой опыт по использованию учебного фильма накоплен в ЧССР [74] . В Брно между четырьмя вузами страны в 1982 г. заключено соглашение об организации аудиовизуального центра, а в Оломоуце таким же образом скооперировались четыре факультета университета им. Ф.Палацкого. Здесь в последнее время ежегодно проводится семинар по учебному кино, в котором принимают участие ученые многих стран мира, включая Советский Союз.

Повсеместный интерес к учебному кино позволяет заключить, что проблемы учебного кинематографа актуальны и многие из них требуют дальнейшего изучения. Последнее обусловило выбор учебного фильма в качестве объекта нашего исследования. В литературе мы не нашли единого определения понятия "учебный фильм", которое бы в полной мере отражало специфику этой разновидности кинолент. С.И.Архангельский [31, с. 9] считает "учебное кино дидактическим средством, с помощью которого учащимся передаются знания, необ -ходимые для изучения того или иного предмета". А.И.Маркушевич [ 137, с. 37] определяет учебный фильм как "фильм рассчитанный на его использование в качестве аудиовизуального пособия на уроке". Б.Х.Толль [200, с. 53] пишет: "Учебный фильм - это одно из многосторонних средств наглядности, используемых преподавателем для наиболее глубокого, ясного, убедительного, наиболее прочно запечетлеваемого раскрытия учебного материала". По нашему мнению содержание понятия "учебный фильм" должно включать три компонента, отражающие: а) содержательную сторону кинопособия; б) его связь с учебным процессом; в) цели и задачи использования.

Вышеприведенные определения в этом смысле страдают односторонностью. Мы определяем учебный фильм как фильм, соответствующий по содержанию учебной программе и удовлетворяющий требованиям дидактики, служащий целям воспитания, образования и призванный стимулировать и активизировать процесс усвоения учебной информации.

В ходе исследования мы сочли возможным ограничиться рассмотрением учебных фильмов, используемых на лекциях по физике в техническом вузе. Это вызвано, во-первых, тем обстоятельством, что фонд учебных фильмов по физике достаточно представлен и допускает широкие вариации качественных и количественных признаков, и, во-вторых, тем, что тематика этих фильмов наиболее близка профилю специальности автора. Это обстоятельство, однако, не сужает границы распространения полученных выводов на фильмы по дисцип -линам общетехнического цикла и одновременно не позволяет их пе -ренос на фильмы, скажем гуманитарных дисциплин, поскольку здесь есть свои особенности. Работа проводилась на базе кафедры физики СибАДЙ им. В.В.Куйбышева, располагающей 89 учебными фильмами, которые включают 386 фрагментов или законченных смысловых отрезков.

Учебный фильм по праву можно считать одним из самых эффек -тивных средств аудиовизуального комплекса. "Именно экранно-звуко-вые средства (аудиовизуальные), благодаря их власти над временем и пространством, безграничным проникновением в мир наглядного, благодаря способности отобразить явление, предмет, процесс или предельно реалистично смоделировать их, оказались наиболее пригодными для современной школы" - отмечает Л.П.Прессман [166, с. К)] . Широкий спектр выразительных и дидактических возможностей учебного кино позволяет отнести его к наиболее универсальным средствам наглядности, активно воздействующим на познава -тельную деятельность обучаемых. Гармоническое единство зрительного и звукового ряда, присущее фильму, дает основание рассматривать кинопособие как средство педагогической коммуникации, обладающее определенной самостоятельностью в реализации традиционных функций педагога: образовательной, обучающей и воспитательной.

Учебное кино давно завоевало признание и получило в нашей стране широкое распространение на всех ступенях обучения. В значительной мере этому способствовали успехи в планируемом произ -водстве учебных фильмов. За период 1970-1977 гг. на киностудиях Госкино СССР по заказу Минвуза СССР было создано и тиражировано свыше 500 кинопособий по 20 общественным, общенаучным и общетехническим дисциплинам. По данным Научно-методического кабинета по высшему образованию и повышению квалификации Минвуза СССР [ 12 ] на один вуз страны в год приходится 427 кинодемонстраций.

Однако сам факт применения фильма в учебном процессе еще не оптимизирует и не интенсифицирует его. Безграмотное использова -ние кинопособий, к тому же низкого качества, вызывает прямо противоположный эффект. "Как учебное средство кино эффективно только при правильном выборе киносредств, при высоком кинематографическом и методическом качестве фильмов и при правильной методи -ке их применения", - справедливо отмечает А.Н.Жигалов [86, с. 37] . На необходимость повышения качества и методического уровня ис пользования кинопособий обращалось внимание в ряде публикаций [ 37,61,162,167 и др.] . В Приказе министра высшего и среднего специального образования СССР [l2] сказано, что "использование кинодиапособий в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений все еще не в полной мере отвечает современным требованиям подготовки высококвалифицированных специалистов, не сложилась еще единая система учебного кинопроизводства, кинопроката и кинофикации учебного процесса. Учебные кинофильмы, выпускаемые киностудиями Госкино СССР, Центральной кинолабораторией "Союзвузфильм", а также вузовскими кинолабораториями, имеют не всегда высокий научно-методический и кинематографический уровень". На не высокий уровень качества экранно-звуковых средств и на необходимость создания в этом плане рекомендаций "на достаточно глубокой теоретической основе" указывает Л.П.Прессман [167, с.4].

Несоответствие дидактических возможностей кинопособия и результатов его применения в учебном процессе говорит о необходи -мости дальнейшего поиска путей реализации того колоссального потенциала, который таит в себе учебное кино. Особо остро вопросы качества учебного фильма и повышения эффективности его использования стоят сегодня, когда на первый план выдвигаются задачи оптимизации и интенсификации на всех ступенях обучения.

Проблема эффективности многогранна, она включает педагоги -ческие, эргономические и экономические вопросы. Важнейшее значение имеют ее педагогический аспект, "так как в конечном итоге он определяет все другие требования и является важнейшим критерием учебного фильма" [78, с. 57] . Отвечая на вопросы: где?, когда? и как? наилучшим образом использовать учебный фильм, мы наиболее близко подходим к рассмотрению факторов, от которых зависит его эффективность, к разработке оптимального варианта его функционирования в педагогической системе. Эффективность учебного фильма с точки зрения степени достижения планируемых результатов его применения в ходе обучения явилась предметом нашего исследования. Наша тема рассматривается как часть научной работы, которая проводилась в СибАДИ им. В.В.Куйбышева по изучению путей, форм и методов использования ТОО в практике высшей школы в соответствии с госбюджетной темой координационного плана Минвуза РСФСР на 1976-80 гг. (номер государственной регистрации 79006785).

В исследовании мы исходили из того, что многие вопросы, непосредственно относящиеся к задаче оптимизации функционирования учебного фильма в той или иной педагогической системе, достаточно изучены. В результате теоретических и экспериментальных ис -следований выработаны общетеоретические требования к отбору ма -териала для экранизации и структуре учебного фильма, выявлены положительные и отрицательные стороны учебного кино [31,61,100, 204,212,226 и др.] ; изучены выразительные возможности кино как средства передачи информации, как средства познания и средства активизации умственной деятельности обучаемых [20,84,88,116,166, 200 и др.] ; исследованы дидактические функции экранных пособий, их связь с различными методами преподавания и другими средствами обучения [31,33,68,69,101,165,220,225 и др.] ; рассмотрены пути дальнейшего развития учебного кино, планирования и произ -водства кинопособий [ 62,221 и др.] ; разработаны требования к методике использования фильма в условиях общеобразовательной, профессионально-технической и высшей школы [31,98,166,184,215,225 и др.] ; проанализированы отдельные вопросы психологии восприя -тия фильма [89,102,179,186,192 и др.] .

Большинство имеющихся публикаций посвящено вопросам школь -норо кинематографа и учебного кино в области профессиональнотехнического образования, значительно меньше их адресовано вузовскому кинематографу. И совершенно нет исследований, в которых бы изучались факторы эффективности учебного фильма с точки зрения его качественных показателей и условий использования в практике высшей школы, хотя эта проблема является предметом внимания многих педагогов и исследователей [l57,74,198 и др.] . Это указывает на новизну и значение выбора предмета исследования.

Мы ограничились рассмотрением педагогических аспектов эффективности кинопособия при его использовании на лекции, приняв за основу теорию деятельности педагогических систем Н.В.Кузьминой [12б] . Согласно этой теории учебный фильм следует рассматривать как средство педагогической коммуникации, как звено реальной пе -дагогической системы "лекция", являющееся относительно самостоя -тельной структурной единицей и одновременно оптимизирующей, при определенных условиях, функции всех структурных компонентов сис -темы. В выявлении этих условий мы видим первоочередную задачу нашего исследования, ибо через оптимизацию функций всех звеньев учебного процесса и лежит путь к повышению эффективности обучения.

Результат применения кино на лекции зависит от множества факторов. Из них ведущими и в главном определяющими эффективность являются два:

1) качество кинопособия, характеризуемое воспринимаемостью предъявляемого фильмом учебного материала;

2) условия введения фильма в учебный процесс, включающие выбор момента, места, меры использования кино и др. Эти факторы в конечном счете определяют характер и активность познавательной деятельности обучаемого в ходе кинодемонстрации, а, следовательно, уровень восприятия и усвоения им учебного материала. Таким образом, эффективность учебного фильма мы связываем с результа том действий педагога и обучаемого, направленных со стороны пе -дагога на соответствующим образом организованное предъявление информации средствами кино, со стороны обучаемого - на ее восприятие, осмысление и усвоение.

Учитывая значение теории и практики повышения эффективности учебного кино и принимая во внимание необходимость комплексного подхода к управлению его качеством (от идеи создания фильма до его производства и применения), мы определяем цель нашего исследования следующим образом: на основе дидактических принципов высшей школы, учета психофизиологических особенностей студенческой аудитории, теоретических и экспериментальных изысканий выявить параметры качества, характеризующие результативность учебного фильма в педагогической системе "лекция", и установить условия оптимального варианта его введения в учебный процесс. На необходимость такого исследования указывают многие авторы [61,74,167 и др.] .

В центре проблемы эффективности учебного фильма стоит вопрос критериев ее оценки. Как показал анализ имеющейся литературы, этот вопрос изучен недостаточно. Выбор критерия, позволяющего оценить эффективность того или иного образа действия Н.В.Кузьмина [140] называет первоочередным условием продуктивного решения педагогических задач, к числу которых относится и разработка варианта введения кинопособия в учебный процесс. Анализируя эффективность учебного фильма, важно иметь в виду наличие "внешних" критериев, которые оценивают результат функционирования данного средства в педагогической системе, и "внутренних", оценивающих дидактические качества кинопособия как средства педагогической коммуникации с учетом его специфики и особенностей психофизиологического действия на обучаемых. В качестве ведущей гипотезы в нашем исследовании выступает посылка, что эффективность учебного фильма, оцениваемая по "внешним" критериям, зависит от "внутренних" критериев, то есть показателей качества учебного фильма, определяющих его воспринимаемость, и условий его применения: их соответствия качественным признакам кинопособия и психофизиоло -гическим особенностям восприятия лекции с использованием средств наглядного обучения.

При выполнении работы нами были поставлены следующие основные задачи:

1) исследовать принципы подхода к оценке эффективности средств обучения и раскрыть содержание критерия эффективности средств обучения;

2) трансформировать общее понятие критерия эффективности в представление о "внешних" критериях эффективности учебного фильма;

3) ориентируясь на данные современной педагогики и психологии, определить показатели качества кинопособия ("внутренние" критерии), от которых зависит воспринимаемость его содержания;

4) установить условия результативного введения фильма в учебный процесс;

5) наметить основные пути оптимизации функционирования учебного фильма в педагогической системе "лекция".

Одновременно решались задачи выявления роли и функций учебных кинопособий на лекции и их классификации; разработки методики количественных измерений "внешних" и "внутренних" показателей эффективности; наиболее целесообразного соотношения познавательного и эмоционально-эстетического в учебном фильме и др.

Гносеологической основой исследования явилась диалектико -материалистическая теория познания, которая применительно к процессу обучения всякое знание рассматривает как целенаправленное отражение в мозгу человека реальной действительности при активном участии как обучаемого, так и обучающего. Естественно - научной основой послужило теоретическое учение И.М.Сеченова и И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека, о взаимо -действии первой и второй сигнальных систем в процессе познания и, как его развитие, - теория функциональных систем П.К.Анохина.

В своей работе мы исходили из принципов системного подхода к изучению сложных объектов, разработанных для педагогических систем Н.В.Кузьминой. Такой подход дал возможность выделить основные направления исследования и рассматривать эффективность учебного фильма как результат взаимосвязанной и взаимнообуслов-ленной обучающей деятельности педагога и познавательной деятельности студентов. В качестве модели обучения нами использована теория П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной о поэтапном формировании умственных действий. Она позволила конкретизировать место учебного фильма в структуре познавательной деятельности обучаемых и тем самым определить его роль и значение в ходе обучения. Дидактической основой исследования явились достижения современной педагогики в области методов и средств обучения, представленные в трудах С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.Г.Болтянского, Л.В.Занкова, С.И.Зиновьева, И.Т.Огородникова и др. В работе использованы результаты исследований в области воприятия учебной информации, памяти, мышления, и других психических процессов, изложенные в работах Б.Г.Ананьева, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, С.Л.Рубинштейна, А.А.Смирнова и др.

В процессе работы применялись следующие методы: аналитический метод (при изучении соответствующей литературы, разработке общего понятия критерия эффективности средств обучения, в про цессе выявления параметров качества кинопособия, при анализе и систематизации итоговых результатов исследования); ме;тод анкетного опроса и экспертной оценки (для выявления состояния использования учебных кинопособий в практике вузов, для установления характера взаимодействия на уровне "учебный фильм - обучаемый", в процессе разработки материалов тестового контроля знаний, для верификации выделенных параметров качества кинопособия и в ряде других случаев); педагогический эксперимент (ставился с целью выявления оптимальных условий внедрения фильма в лекцию и параметров качества учебного фильма как средства педагогической коммуникации) ; математический метод (применялся при разработке методики эксперимента, количественной оценке критериев эффектив -ности, в ходе обработки и интерпретации полученных данных с точки зрения законов статистики). Работа строилась в соответствии с современными требованиями к педагогическим исследованиям, на -правленным на поиск путей повышения эффективности и оптимизации учебного процесса [40,140 ] . Она состоит из введения, трех глав и заключения.

В главе I настоящей работы дано общее понятие критерия эффективности средств обучения на основании представления о дидактической эффективности как показателе итогов целенаправленной деятельности педагога и обучаемого в рамках функционирующей педагогической системы; предложена математическая модель критерия эффективности и раскрыто его содержание. С опорой на математи -ческую модель критерия эффективности средств обучения определены направления поиска путей оптимизации процесса обучения. Установлена связь критерия эффективности с целью и функциями средств обучения. С позиций современных взглядов на природу наглядности и ее сущность дано обоснование наглядному методу обучения в практике вузов, определены роль, место учебного фильма на лекции как активно воздействующего средства наглядного обучения, как специфического средства педагогической коммуникации.

В главе 2 на основании общего понятия о критерии эффектив -ности средств обучения введен совокупный показатель эффективно -сти учебного фильма, названный автором "внешним" критерием эф -фективности. Определены способы количественной оценки "внешнего" критерия эффективности. Обоснована с позиций современной физио -логии и психологии система показателей качества учебного кинопособия и дана методика их оценки. Приведены результаты эксперимента по выявлению факторов эффективности учебного фильма.

В главе 3 приведены основные показатели качества кинопособия ("внутренние" критерии), определяющие воспринимаемость материала учебного фильма. Обоснована мера использования учебного фильма на лекции как одного из средств наглядного обучения. Установлена взаимосвязь эффективности применения кинопособия с характером его психологического воздействия, выраженного в эстетической оценке учебного фильма обучаемым. Рассмотрены основные направления оптимизации функционирования фильма в педагогической системе "лекция" через оптимизацию ее структурного решения.

Предложенная в работе математическая модель критерия эффективности средств обучения позволяет установить главные направления поиска путей повышения эффективности преподавания и учения, что может рассматриваться, по нашему мнению, как определенный вклад в методологию педагогических исследований, и в этом мы видим научную значимость работы.

Разработанный в диссертации интегральный показатель эффек -тивности учебного фильма дает возможность ввести количественные методы и объективные способы в сравнение результативности средств обучения одновременно по нескольким параметрам, что рассматривается нами как решение одной из задач дидактики, связанных с оп -тимизацией и интенсификацией учебного процесса.

Практическую значимость исследования мы видим в том, что выявленная система "внутренних"критериев эффективности учебного фильма, предложенная автором систематизация кинопособий и разработанные принципы подхода к структуре лекций с использованием кино могут служить основой для повышения качества преподавания в условиях использования технических средств. Предложенная в работе форма технологической карты лекции и аннотации учебных филь -мов позволяет более экономно использовать время педагога при подготовке к лекции с использованием кино.

I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УЧЕБНОГО ФИЛЬМА

I.I. Проблема эффективности учебного фильма в педагогической литературе

Учебное кино за сравнительно небольшой период своего использования в практике общего и профессионального образования получило признание педагогов как эффективное дидактическое средство и нашло самое широкое распространение. С.И.Архангельский [29, с. ЮЗ] определяет учебное кино как "самое наглядное из всех педагогических средств обучения и самое педагогическое из всех средств наглядности".

Первые публикации по вопросам учебного кино в нашей стране появились в 30-е годы. Начальный этап исследований в области учебного кинематографа представлен работами С.И.Иванова, A.M. Гельмонта, Б.А.Альтшулера, Н.И.Жинкина, А.И.Маркушевича, Б.В. Кубеева, Б.Х.Толля и др. В них вопросы учебной кинематографии рассматривались главным образом в порядке постановки проблем или обмена опытом использования фильмов на занятиях. Но уже тогда отчетливо вырисовывались огромные дидактические возможности учебного фильма, широкий круг решаемых с его помощью задач. Были определены общепедагогические требования к фильму, исходя из основных принципов обучения; делались попытки систематизации кинопособий, определения требований к отбору материала, изобразительных средств, к структуре, к звуковому и зрительному ряду учебного фильма.

Логическим завершением исследований первого этапа явилась работа С.И.Архангельского [31 ] , в которой освещены элементы теории, техника и основные положения методики применения учебного кино в средней и высшей школе. Автор дает историю учебного кино, определение понятия "учебный" фильм. Он раскрывает педагогиче -ские основы кинопособия, дает рекомендации по использованию в учебном фильме выразительных средств кинематографа. В настоящее время отдельные положения этой работы требуют переосмысления и переоценки, но это не уменьшает ее этапной роли в развитии тео -рии и практики учебного кино.

60-е годы - это период перехода к систематическому применению технических средств для целей обучения. В исследованиях проблем учебного кино наступает качественно новый этап. В работах А.А.Золотарева, Б.Ф.Федорова, Н.П.Ивашкевич , О.К.Поселяниной, Л.П.Прессмана, Б.Г.Сладкевича, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Шахмаева и др. место, роль, функции, дидактические возможности учебного фильма рассматриваются через призму всего аудиовизуального комплекса. Это позволило более четко определить границы использова -ния кино, указать особенности структуры занятий и методики изложения материала с его применением, сформулировать требования к отбору материала и построению фильма. В ряде работ исследуются ранее не раскрытые стороны и дидактические возможности учебного фильма как средства активизации познавательной деятельности обучаемых (Хозяинов Г.И., Полевой В.Л. и др.), как источника познания (Краав В.). Делаются попытки исследования психологических аспектов восприятия учебного фильма (Соловьева Е.Е., Жинкин Н.И.). Разрабатываются вопросы организационно-технического плана и рассматриваются пути дальнейшего развития учебного кино, пла -нирования и производства учебных фильмов (Архангельский С.И., Ващук А.Н., Кубеев Б.В. и др.).

Главный итог второго этапа в развитии учебного кино заклю чается в том, что работами вышеуказанных авторов заложены дидактические и методические основы учебного кино. Это обеспечило широкое внедрение учебного фильма в практику обучения школ, проф -техучилищ, техникумов, вузов, способствовало повышению эффективности его применения.

Для последнего десятилетия характерен еще более высокий уровень исследований в области учебного кино. Следует вьщелить цикл работ, в основу которых положен системный подход к изучению проблем технических средств обучения [82,53,79,163 и др.], позволив -ший наиболее полно и глубоко проанализировать деятельность педагогических коллективов и педагогов, конкретизировать перечень педагогических умений в условиях применения технических средств. Серьезные исследования продолжаются в узко конкретных областях аудиовизуального комплекса: решаются задачи, связанные с использованием телевидения (Степанов А.А.), диафильмов (Сладкевич Б.Г.), статической проекции (Баклицкая Е.Р.), учебного кино (Бурлак М.Н., Кубеев Б.В. и др.) и т.д. Глубокий анализ педагогических основ создания и использования экранно-звуковых средств обучения в условиях общеобразовательной школы осуществлен Л.П.Прессманом [167] .

Заключая приведенный обзор исследований в области учебного кинематографа, следует сделать вывод, что все они в большей или меньшей степени связаны с проблемой повышения дидактической эф -фективности кинопособия. В итоге определены области наиболее результативного использования кино в учебном процессе; изучены рациональные формы сочетания учебного фильма с другими средствами наглядности; разработаны общие педагогические требования к учебному фильму как средству наглядности и к методике его применения.

Этим, однако, не исчерпываются вопросы, связанные с созданием и эффективным использованием учебного фильма в практике вузовского преподавания. Показательны результаты анкетного оп -роса преподавателей физики вузов города Омска (Приложение I), проведенного автором в 1978 году. Анализ анкетирования показал, что 72 % кафедр располагают определенным фондом учебных фильмов, 98 % педагогов используют кинопособия в учебном процессе и от -мечают их педагогическую эффективность. Наряду с этим на лекционный курс физики, например, приходится в среднем около 10 ки -нопоказов, что явно не соответствует потребностям вузов в лек -ционных кинодемонстрациях. 95 % преподавателей считают методику вузовского кинематографа неразработанной, 63%-указывают на недостаточный кинематографический и методический уровень имеющихся кинопособий, 2 % - не применяют кино на занятиях, отмечая низкое качество учебных фильмов.

Наиболее остро на современном этапе стоит задача повышения качества учебного фильма, так как отсутствие разработанной сис -темы показателей качества кинопособия исключает возможность обоснованного подхода к выбору наиболее рациональных форм и условий его введения в учебный процесс. На вопрос "Сколько из выпускав -мых кинофильмов отвечают современным требованиям?" И.Н.Бурлак и Б.В.Кубеев [ 61, с. 13] отвечают: "Очевидно, не больше 40-50

Между тем возможности педагога ограничены рамками конкретного учебного фильма. Он должен располагать заблаговременно знанием его положительных и отрицательных сторон, чтобы своими действиями усилить "плюсы" и нивелировать "минусы" кинопособия. Отсюда вытекает необходимость выявления компонентов качества кинопособия (в нашей терминологии - "внутренних" критериев эффективности) , от которых зависит воспринимаемость материала учебного фильма и его усвоение. В этом мы видим одну из главных задач нашего исследования.

Дидактический потенциал хорошего фильма может быть не реализован в руках педагога, не владеющего набором педагогических умений использования кинопособий в учебном процессе [53,163] . В основе всех умений лежит знание закономерностей учебного процесса. Мы ограничиваем свое исследование изучением влияния на эффективность таких факторов конструктивно-организационного плана, как выбор места, времени и меры использования учебного фильма, считая эти вопросы менее всего разработанными.

Оценка эффекта обучения, который обеспечивается какими-то факторами и условиями, невозможна без выбора соответствующего признака или группы признаков, которые позволяют измерить этот эффект. Исследователей учебного кино объединяет подход к определению результатов его использования через оценку знаний учащихся. Однако методика этой оценки у различных авторов существенно от -личается.

Е.Е.Соловьева [ 184] выявляет знания учащихся с помощью за -даний с выборочным и конструируемом ответом. Эффективность учебного фильма ею оценивается как отношение числа верных ответов к общему числу вопросов. При этом в содержании заданий выдержива -ется лишь принцип их соответствия контролируемому материалу. Н.М.Шахмаевым [ 22б] ответы учащихся делятся на три категории:

1) правильные, полные;

2) правильные, но не полные;

3) неверные ответы, а затем подсчитывается их число в про -центном отношении к общему числу вопросов. На количество вопросов и их содержание не накладывается автором никаких ограничений. К показателю усвоения учебного материала Н.М.Шахмаев присоединяет время его изложения. А.Г.Молибог [ 144, с. 257] считает, что эффективность технических средств может быть оценена следующими критериями: "превышением среднего балла на экзаменах в опытных группах над средним баллом контрольных групп; превышением прочности знаний, показанных на повторных экзаменах (путем сравне -ния средних баллов, полученных на повторных экзаменах); сокра -щением времени на изложение отдельных тем или разделов, или, что то же, превышением объема информации, переданной посредст -вом технических средств".

К недостаткам рассмотренных методик оценки эффективности учебного фильма относится отсутствие соблюдения требований ва -лидности и надежности контрольных заданий, идентичности условий контроля усвоения материала разного содержания. Кроме того, авторы осуществляют оценку эффективности либо по одному параметру, либо по отдельно взятым показателям, тогда как всесторонняя оценка эффективности предполагает учет в одном показателе всех основных признаков дидактической эффективности. Интерес представляет способ оценки эффективности учебного фильма, предложенный Г.И. Хозяиновым [214] . Им за основу берутся те критерии, которые И.Т.Огородников считает наиболее существенными при сравнительном изучении эффективности отдельных методов обучения. В соответст -вии с этими критериями автором разрабатываются специальные задания. Одновременно им контролируется степень развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. Для общей характе -ристики качества знаний Г.И.Хозяиновым принимаются во внимание и общие уровни усвоения этих знаний в классификации И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина. К недостаткам методики Г.И.Хозяинова следует отнести отсутствие учета фактора времени - важного показателя эф -фективности. В связи с недостаточной разработанностью вопроса критериев эффективности учебного фильма, без чего невозможно изучение эффективности как таковой, мы отнесли его в нашем ис -следовании к числу вопросов первостепенной важности.

Анализ педагогической литературы по проблеме эффективно -сти учебного фильма позволяет сделать следующие выводы. В целом по вопросам учебного кинематографа имеется много публикаций, в большей или меньшей степени связанных с проблемой эффективности. На первом этапе исследований особо важное значение, по нашему мнению, имеет постановка вопроса о дидактических возможностях учебного фильма и о тех задачах, которые решаются с его помощью. Одновременно с этим заслуживают внимания первые шаги по созда -нию теории и разработке методики учебного кино, определению общепедагогических требований к учебному фильму.

В работах на последующем этапе определилась позиция исследователей в отношении места учебного фильма в системе аудиовизуального комплекса средств обучения, изучались дидактические возможности учебного фильма как средства активизации познавательной деятельности обучаемых и как источника познания. Для исследова -ний последнего этапа характерен системный подход к вопросам применения фильма в учебном процессе. Особое значение в аспекте проблемы эффективности учебного фильма имеют исследования, связан -ные с совершенствованием педагогических умений преподавателя в условиях использования технических средств.

Задачи, стоящие перед высшей школой на современном этапе, и повышение роли фильма в учебном процессе ставят перед необхо -димостью уделить особое внимание вопросам качества фильмов и повышению эффективности их применения. Нам представляется, что исследователи учебного кино не пришли к единому мнению по поводу ряда сторон оценки эффективности учебного фильма и путей ее по вышения. Авторами не разработан общий подход к проблеме крите -риев эффективности, недостаточно исследованы вопросы условий оптимального функционирования кинопособий в учебном процессе. Существенным упущением, по нашему мнению, является отсутствие в публикациях материалов, посвященных выявлению параметров, характеризующих качество учебного фильма как средства педагогической коммуникации, призванного обеспечить высокий уровень понимания и усвоения учебной информации, предъявляемой педагогом с использованием кино. Перечень этих вопросов и определил основные задачи нашего исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кириллова, Людмила Максимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачи коммунистического строительства, поставленные перед советским народом ХХУ1 съездом КПСС, выдвигают новые, более высокие требования к высшему образованию, путь к реализации которых лежит через оптимизацию и интенсификацию процесса обучения. Изучение педагогических аспектов эффективности учебного фильма в связи с этим следует рассматривать как одно из возможных направлений осуществления поставленных перед вузами задач. Знание факторов эффективности, связанных с введением кинопособия в учебный процесс, позволяет прогнозировать ход усвоения учеб -ного материала при использовании кино, дает возможность обосновать рекомендации для эффективного его применения в практике вузов.

Учебный фильм следует рассматривать как средство педагогической коммуникации, как звено реальной педагогической системы, являющееся относительно самостоятельной структурной единицей и одновременно оптимизирующее, при определенных условиях, функции всех структурных компонентов системы. Учебный фильм дает пред -ставление об объекте изучения через звуко-зрительную модель и принадлежит по силе своего воздействия на обучаемых к наиболее "активным" средствам наглядности. Его дидактические возможности, являющиеся выражением содержания и сущности наглядности в ее современном понимании, не ограничены иллюстративностью, а рас -пространяются на область управления и активизации познаватель -ной деятельности студентов, проникновения в сущность изучаемых явлений. Однако известная доля созерцательности, свойственная наглядному методу обучения, присуща и учебному фильму. Учебный фильм, в котором органически связаны образ и слово, обладает определенной самостоятельностью в реализации традиционных функций педагога: образовательной, обучающей и воспитательной, что дает основание отнести его к специфическим средствам педагоги -ческой коммуникации с вытекающими отсюда повышенными требованиями к дидактическим характеристикам кинопособия.

В практике обучения целесообразна систематизация кинопособий на трех уровнях: на уровне информационного объема (кинофрагменты, кинофильмы); структуры (целостные фильмы, фрагментарные, кинокольцовки); дидактического назначения (мотивационные, установочные, проблемно-эвристические, иллюстративные, разъясняю -щие, информационные, обобщающие, обзорные).

Эффективность учебного фильма связана с характером и уровнем деятельности преподавания и учения, направленных со стороны педагога на соответствующим образом организованное предъявление информации с использованием кино, со стороны обучаемого - на ее восприятие, переработку и усвоение. Оценка эффективности использования учебного фильма возможна на основе выбранных критериев, которые отражают способ осуществления учебной деятельно -сти и уровень реализации целей в педагогической ситуации, свя -занной с использованием кинопособия. Эффективность учебного фильма характеризуется "внешними" критериями, являющимися мерой учебной деятельности на этапе введения фильма, и "внутренними", оценивающими дидактические качества кинопособия и определяющими воспринимаемость его содержания.

Критерий эффективности средств обучения в наиболее общем виде может быть представлен как отношение результатов обучения, соотнесенных с целью, к совокупным затратам и вложениям труда

Данная модель критерия эффективности позволяет не только произвести оценку эффективности по заданному критерию, но и наметить пути ее повышения. На современной стадии развития педагогики раскрытие содержания "критерия эффективности" воз -можно через совокупность наиболее вероятных и значимых параметров в данной педагогической ситуации, вычленение которых тре -бует выражения понятий "цели", "результата" и "затрат" на обучение в однозначно понимаемых педагогических категориях и разработки процедуры их измерения. "Результат" обучения предполагает его оценку в связи с поставленной целью и содержит в ка -честве основных компоненты, являющиеся общими для целей ис -пользования всех средств обучения: воспитание, образование, управление процессом обучения. Под "затратами" следует понимать финансовые издержки, издержки труда и времени на процесс обу -чения с использованием данного средства обучения.

Наиболее значимыми компонентами "внешнего" критерия эффективности учебного фильма как источника учебного сообщения являются: I) показатель качества знаний; 2) показатель прочности запоминания; 3) показатель экономии учебного времени. Количе -ственное измерение показателя качества знаний возможно на ос -нове смыслового анализа содержания учебного фильма и измерения уровня выраженности качественных характеристик знаний студен -тов. Процесс забывания учебной информации, как показало исследование, подчиняется экспоненциальному закону, в связи с чем характеристикой прочности знаний является показатель, функционально связанный с показателем качества знаний через коэффициент забывания. Коэффициент экономии времени определяет относительное сокращение времени на предъявление дозы учебного материала при использовании кино. "Внешний" критерий эффективности учебного фильма, объединяющий все три компонента, служит интетральным выражением его эффективности.

Учебный фильм представляет собой эффективную многофункциональную информационную систему, в которой заложены возможности активизации познавательной деятельности обучаемых, управления и интенсификации учебного процесса. Успешность выполнения фильмом задач образования и управления восприятием учебной информации зависит от его качественных признаков. Часть из показателей качества фильма влияет на воспринимаемость его содержания опосредованно - через систему разработанных педагогом действий при использовании кинопособия (структура фильма, метод предъявления информации, дидактическая направленность). Другая часть качественных характеристик кинопособия, которая тесно связана со спецификой психологии и физиологии восприятия учебной информации, закодированной в киносигналах, определяет дидактические качества собственно учебного фильма и относится к "внутренним" критериям его эффективности. По степени влияния на эффективность факторы, характеризующие собственно кинопособие, располагаются в таком порядке: I) длительность кинофрагмента как части фильма; 2) озвученность фильма; 3) уровень информационного шума; 4) скорость поступления информации; 5) смысловой акцент; 6) число фрагментов в одном акте кинодемонстрации; 7) длитель -ность кинодемонстрации; 8) эмоционально-психологический фактор; 9) сложность материала фильма. Существуют предельные и оптимальные границы длительности фрагмента (30-90 секунд) времени кинодемонстрации, (3-6 минут) числа фрагментов в одном акте показа, (1-6) динамичности информационного потока (15-30 ед/мин). Положительную роль в восприятии материала учебного фильма играют смысловые акценты. Установлено фиксирующее и мобилизующее зна -чение вопросов, включенных в фильм, и рассматриваемых как смыс

Ловые опорные пункты. Многозначна роль звукового ряда фильма. Серьезным недостатком многих фильмов является их перегрузка второстепенным или некинематографическим материалом, рассматриваемым как информационный шум. Эксперимент подтвердил отрица -тельное воздействие информационного шума на воспринимаемость фильма. Отсутствует существенная связь между результатом использования фильма и такими факторами как структура фильма и тип зрительного ряда. Низкий уровень связи эффективности использо -вания фильма с показателем сложности материала кинопособия свидетельствует в пользу применения учебного фильма при изложении трудно усваемого материала.

Существенным в восприятии учебного фильма является его психологическое воздействие на обучаемых, выражением которого являются порождаемые фильмом эмоции. Эмоции следует рассматри -вать главным образом как результат диалектического единства потребностей человека в знании и действий, направленных на удовлетворение этих потребностей. Одновременно большой эмоцио -нальный подъем вызывает внесение в фильм элементов сенсационности и увлекательности. Эмоции требуют соблюдения меры. Просмотр фильма, если выдержаны все требования педагогики и психологии по отношению к нему и к условиям его применения, завершается формированием у зрителя его эстетической оценки, свидетельствующей о степени удовлетворения фильмом потребностей в знании и понимании предмета изучения и являющейся надежным критерием его эффективности.

Эффективность использования учебного фильма, как средства педагогической коммуникации, зависит от факторов, действующих на уровне связей: "педагог-учебный фильм", "учебный фильм-обу -чаемый", "педагог-обучаемый", то есть не только от дидактиче ских качеств кинопособия, но и в большой степени от условий его введения в учебный процесс. Методически грамотное применение учебного фильма на лекции требует: научного подхода к отбору материала для экранного предъявления; ясного представления о роли, функциональных возможностях кинопособия как наиболее "активного" средства наглядности, как специфического средства педагогической коммуникации; знания его достоинств и недостатков в оценке по "внутренним" критериям эффективности; определения места, момента и меры использования учебного фильма в точ -ном соответствии с его дидактическим назначением и учетом взаимодействия с другими методами и средствами предъявления учебного материала; обоснованных, в согласии с характером кинопособия, действий педагога на пре- и посткоммуникативных фазах; прогно -стической оценки психологического воздействия фильма на обучаемых.

Эффективность учебного фильма тесно связана со структурной организацией лекции с применением кино. Структура лекции, если ее понимать как характер и расположение структурных компонен -тов, оптимальна в том случае, если они скомпанованы с учетом двух аспектов: психологического, ориентированного на сущность психической деятельности субъекта и ее закономерностей, и логического, представляющего совокупность способов построения, вы -ражения и связи отдельных элементов лекционного изложения.

Наши исследования позволяют сделать ряд практических предложений по использованию учебного кино на лекции.

I. При выборе материала для кинематографического предъяв -ления следует рекомендовать исходить из принципа соответствия функциональных возможностей кинопособия характеру учебного ма -териала и цели учебного занятия.

2. На этапе знакомства с фильмом имеет значение анализ кинопособия с точки зрения заложенного в нем метода предъявления информации, соотнесения с основными звеньями процесса обучения, выявления принадлежности кинопособия к той или иной группе в соответствии с классификацией учебных фильмов. Необ -ходим анализ фильма по "внутренним" критериям эффективности, обеспечивающий обоснованность действий педагога на пре- и посткоммуникативной фазах при его введении в учебный процесс.

3. В разработке содержания и структуры лекции с использо -ванием кино рекомендуется иметь в виду, что наглядному методу не должно отводиться больше 20-30 % лекционного времени, не целесообразно переходить границу 10-минутной длительности кинодемонстрации и 2-х актов показа в течение лекции. Недопустим отсроченный показ фильма с разрывом во времени более одного лекционного часа. Место и момент включения кинопособия в лекци -онное изложение детерминированы естественной динамикой работо -способности учащихся на лекции, особенностями психологии вое -приятия информации, закодированной в сигналах киноизображения, дидактической направленностью кинопособия. Следует иметь в ви -ду, что в ходе лекции существуют зоны спада внимания, требующие от лектора принятия соответствующих мер для его поддержания. Одним из надежных способов сохранения высокой трудоспособности на лекции является комплексное использование наглядности соот -ветствующего функционального назначения. Опорой в подготовке к лекции с использованием кино является технологическая карта лекции.

4. Наиболее рациональным следует считать фрагментарное использование фильма при соблюдении границ допустимой длительно -сти кинодемонстрации. Рекомендуется иметь в виду достаточно широкие возможности применения в вузе целостного фильма, который в определенных условиях может выполнить функции автономного источника информации.

5. Следует ставить вопрос о создании учебных фильмов, удовлетворяющих выявленным качественным признакам, определяющим воспринимаемость его содержания, с целью повышения эффективности использования кинопособий в учебном процессе.

Проблема повышения эффективности использования фильма в практике высшей школы не ограничена кругом вопросов, которые мы исследовали в данной работе. Для дальнейшего совершенство -вания функционирования кинопособия в педагогической системе "лекция" важно обстоятельное изучение влияния на эффективность его логической структуры и ее связи с логической структурой лекции, более детального изучения признаков трудности восприятия материала в его кинематографическом переложении, раскрытия наиболее эффективных форм образного выражения содержания фильма и их связи со звуковым рядом, отыскания рациональных структур сочетания фильма с другими средствами наглядности и словом преподавателя.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кириллова, Людмила Максимовна, 1984 год

1. Маркс К. Капитал. Т. I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. - 907 с.

2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18. - 384 с.

3. Ленин В.И. Конспект науки логики. Полн. собр. соч., т. 29, с. 77-218.

4. Ленин В.И. План диалектики (логики) Гегеля. Полн. собр. соч., т. 29, с. 298-301.

5. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч., т. 41, с. I-I05.

6. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХУ съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

7. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

8. Материалы ХХУ1 съезда IfflCG. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

9. Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. GCGP "О мерах по дальнейшему усовершенствованию высшего образования в стране". 18 июля 1972 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1978, т. II, с. 126-134.

10. Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О мерах по даль -нейшему развитию советской кинематографии. "2 августа1972 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1978, т. II, с. I35-I4I.

11. Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР "О дальнейшем раз -витии высшей школы и повышении качества подготовки специа -листов". 29 июня 1979 г. В кн.: КПСС в резолюциях и реше -ниях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 198I, т. 13,с. 394-403.

12. Приказ MB и GC0 СССР "0 дальнейшем совершенствовании создания и использования кинодиапособий в учебно-воспитательном процессе высших учебных заведений". 13 ноября 1978 г., № 1024. Бюллетень MB и GC0 СССР, 1979, № I, с. 2.

13. Проект ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразова -тельной и профессиональной школы". Правда. 1984, 4 янв.

14. Авчухова Р.Э. Некоторые модельные представления при иссле -довании системы управления процессом обучения: Автореф. Дис. . кацд. техн. наук. Рига, 1974. - 23 с.

15. Александров Г.Н. Основы дидактики высшей школы: Курс лек -ций, ч. I. Уфа: Изд-во Уфим. авиац. ин-та, 1973. - 105 с.

16. Александров Г.Н., Гареев В.М., Стрелков В.Б. Вопросы применения технических средств обучения в учебном процессе: Метод пособие. Уфа: Изд-во Уфим. авиац. ин-та, 1975.- 72 с.

17. Александров Г.Н., Шарипов Ф.В. Технические средства обуче -ния в структуре деятельности преподавателя. В кн.: Повы -шение педагогического мастерства преподавателя - основа совершенствования учебно-воспитательного процесса. Уфа, 1979, с. 24-25.

18. Александров Е.В. Научный кинематограф как один из видов бифункционального искусства. В кн.: Вопросы учебного ки -но. М., 1975, с. 10-25 (Труды / Всесоюзный Гос. ин-т кине179матогр., вып. 12, ч. 2).

19. Альтшулер Б.А.Вопросы композиции и языка научно-популярного фильма: Автореф. дис. . канд. искусств, наук. М., 1955. - 12 с.

20. Альтшулер Б.А. Педагогическое значение увлекательности учебного фильма. В кн.: Учебный фильм. М., 1961, с. 78-99.

21. Альтшулер Б.А. 0 классификации учебных фильмов. В кн.: Учебный фильм. М., 1961, с. 68-77.

22. Альтшулер Б.А. Что такое хороший учебный фильм. М., 1968. - 29 с.

23. Альтшулер Б.А. Педагогические и эстетические требования к учебному фильму. В кн.: Вопросы учебного кино. М., 1974, с. 3-16 (Труды / Всесоюзный Гос. ин-т кинематогр. вып. 9, ч. I).

24. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960. - 486 с.

25. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 339 с.

26. Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. Вопр. философии, 1962, № 7, с. 97-1II.

27. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М.: Наука, 1980. 197 с.

28. Архангельский С.И. Некоторые положения теории наглядности применительно к учебному кино. М., 1955, с. 103-106 (Учен. зап. / Моск. гор. пед. ин-/г им. В.П.Потемкина, т. ХЫУ, вып. 2).

29. Архангельский С.И. Учебное кино. М.: Учпедгиз, 1959. - 264 с.

30. Архангельский С.И. Элементы теории, техника и методикаприменения учебного кино в средней и высшей школе. Докл. дис. . д-ра пед. наук. - Л., 1963. - 55 с.

31. Архангельский С.И., Павлов Ю.В. Что такое комплекс ТСО? -Вест. высш. школы, 1972, № 3, с. 17-21.

32. Архангельский С.И. Роль и значение учебного кино в свете решений основных задач высшей школы. В кн.: Технические средства обучения. - М., 1973, с. 3-17.

33. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высш. школа, 1974. - 384 с.

34. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому матерству. М.: Знание, 1976. - 40 с.

35. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высш. школа, 1976. - 399 с.

36. Архипов И.Ф. Шире использовать экранные пособия. Вестн. высш. школы, 1976, №8, с. 40-42.

37. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педа -гогика, 1977. - 248 с.

38. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978. - 48 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология; № 2).

39. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

40. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

41. Баклицкая Е.Р. Стереоизображение как средство наглядности в учебном процессе: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л., 1967. 15 с.

42. Батурина Г.И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения: Сообщение I. Новые исследования в педагогиче -ских науках, 1973, № 7, с. 26-27.

43. Батурина Г.И. К вопросу о сущности критериев эффективности обучения: Сообщение 2. Новые исследования в педагогичес -ких науках, 1973, № 8, с. 28-29.

44. Батурина Г.И. Показатель качества знаний и умений учащихся. В кн.: Тезисы докладов к семинару по методологии педаго -гики и методике педагогических исследований: У1 сессия. 13-16 марта 1973 г. М., 1973, с. 221-225.

45. Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обу -чения. Сов. педагогика, 1975, № 4, с. 41-49.

46. Белкин Е.А., Карпов В.В., Харнаш П.И. Управление познава -тельной деятельностью. Методические основы. Ярославль; Изд-во Ярослав, гос. пед. ин-та, 1978. - 57 с.

47. Берг А.И. Введение. В кн.: Кибернетику - на службу коммунизму. М.-Л., 1961, с. 7-33.

48. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высш. школа, 1970. - 300 с.

49. Бильтриков М.М. Оценка эффективности учебного кино: Автореф; дис. . канд. пед. наук. -М., 1973. 24 с.

50. Блинов В.Н. Эффективность обучения. -М.: Педагогика, 1967. 191 с.

51. Бобер Л.П. Анализ деятельности преподавателя в условиях применения технических средств обучения. Дис. . канд.пед. наук. Л., 1975. - 267 с.

52. Бобрышева Р.И. Дидактические функции и области эффективного применения экранных пособий в преподавании физики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1972. - 25 с.

53. Болгова Т.В. Использование изобразительной наглядности для активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев, 1971. - 19 с.

54. Болтянский В.Г. Проблема создания оптимальных комплексов учебного оборудования. М.: Изд-во ШОТСО АПН CGGP, 1969. - 27 с.

55. Болтянский В.Г. Формула наглядности изоморфизм плюс простота. - Сов. педагогика, 1970, № 5, с. 46-60.

56. Болтянский В.Г. Наглядность и понятие модели. Новые ис -следования в педагогических науках, 1972, № 5, с. 3-7.

57. Бранский В.П. Философское значение "проблемы наглядности" в современной физике. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. -192 с.

58. Бриллюэн Л. Наука и теория информации. М.: Физматгиз, I960. - 392 с.

59. Бурлак. И.Н., Кубеев Б.В. Учебное кино в высшей школе. -М.: Высш. школа, 1980. 207 с.

60. Ващук А.Н. Организация производства и использования кинофильмов в высшей школе: Автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 1973. - 26 с.

61. Веников В.А. Активизация слушателя прежде всего. -Вестн. высш. школы, 1976, № 12, с. 28-<33.

62. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме "формирования умственных действий и понятий". Докл. дис. . д-ра пед. наук. -М., 1965. - 51 с.

63. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М., 1966, с. 236-277.

64. Гареев В.М., Александров Г.Н., Шарипов Ф.В. К проблеме повышения академической активности студентов. В кн.: Воп -росы дидактики высшей школы и частных методик. Уфа, 1978, вып. II, с. 3-8.

65. Гаркунов В.П., Ивашкевич Н.П. Использование моделей, маг -нитных аппликаций и диафильмов при модельном объяснении строения веществ в курсе химии средней школы. В кн.: Средства и техника обучения. Л., 1975, с. 65-70.

66. Гельмонт A.M. Школьные учебные фильмы и педагогические требования к ним. В кн.: Учебный фильм. М., 1961, с. 143-155.

67. Гельмонт A.M. Кино на уроке. Кино как наглядное пособие и общая методика его применения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 102 с. /

68. Гребенщиков Г.Ф. Роль и эффективность применения техниче -ских средств в качественной подготовке молодых специалис -тов (По материалам вузов Туркменской ССР): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ашхабад, 1975. - 23 с.I

69. Григорьева Е.А. Оценивание как метод педагогического исследования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1974. - 15 с.

70. Гуревич А.Е. Задания с выбором ответа как средство итого -вого контроля знаний по физике: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. - 26 с.

71. Данилов М.А. Процесс обучения. В кн.: Основы дидактики. М., 1967, с. 176-233.

72. Дидактические основы использования средств обучения и воспитания: Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1982.160 с.

73. Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. -М.: Книга, 1970. 72 с.

74. Доблаев Л.П. Психология усвоения. Вестн. высш. школы, 1975, № I, с. 22-27.

75. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы ее понимания. -М.: Педагогика, 1982. 175 с.

76. Дрига И.И. Учебное кино важнейшее средство интенсификации учебного процесса. - Сов. педагогика, 1980, № 2, с. 56-62.

77. Духовная М.М. Формирование у студентов педагогических умений в использовании технических средств обучения в школе. -Дис. . канд. пед. наук. Л., 1973. - с.

78. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. Сов. педагогика, 1982, № 3, с. 30-33.

79. Европейцева Г.Н. Пути и методы эффективного использования экранных пособий в курсе физики средней школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1974. - 26 с.

80. Елохова Г.В. Деятельность педагогических коллективов кафедр в условиях применения технических средств обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1979. - 16 с.

81. Есарева З.Ф. Учащийся как субъект деятельности. В кн.: Основы вузовской педагогики. Л., 1972, с. 75-79.

82. Жемчужный В.А. Не иллюстрация, а исследование: К итогам всесоюзного смотра фильмов. Сов. культура, I960, 6 авг.

83. Жемчужный В.А. Особенности киноязыка в научном фильме. -В кн.: Вопросы учебного кино. М., 1974, с. 72-79 (Труды /86

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.