ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук УДАЛОВА Раиса Ивановна

  • УДАЛОВА Раиса Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 278
УДАЛОВА Раиса Ивановна. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 278 с.

Оглавление диссертации кандидат наук УДАЛОВА Раиса Ивановна

ВВЕДЕНИЕ............................................................................3—15

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...............................................................16—185

Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования музыкального вкуса у младших школьников.................................16—91

1.1. Музыкальный вкус как объект философско-исторических и психолого-педагогических исследований.....................................................16—34

1.2. Сущность и структура понятия «музыкальный вкус младших школьников»......................................................................................35—64

1.3. Педагогические условия формирования основ музыкального вкуса у младших школьников (в условиях введения ФГОС начального общего образования)..............................................................................65—89

Выводы по главе 1...................................................................90—91

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования основ музыкального вкуса у младших школьников................................92—179

2.1. Задачи, содержание и организация экспериментального исследования.....................................................................................92—101

2.2. Особенности проявления музыкально-вкусовых предпочтений учащихся начальных классов (поисково-теоретический этап).......................102—121

2.3. Технология формирования основ музыкального вкуса у младших школьников (преобразующий этап)..........................................122—162

2.4. Динамика сформированности основ музыкального вкуса у учащихся

начальных классов (заключительно-обобщающий этап).................163—177

Выводы по главе 2................................................................178—179

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................180—185

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................186—211

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................212—278

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ВВЕДЕНИЕ

Проблеме воспитания культурного человека, способного к восприятию и оценке прекрасного, отводится значимая роль в ряде документов современной образовательной политики: Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Национальной стратегии действий в интересах детей, Концепции развития дополнительного образования детей, Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и др. Новый стандарт начального общего образования определяет нравственной задачей воспитание у младших школьников ценностного отношения к прекрасному, формирование у них представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Музыкальная культура личности характеризуется тем, в какой мере человек освоил ценности искусства. Как механизм совершенствования духовного облика человека музыкальная культура формируется через развитую способность слушателя оценивать музыкально-эстетические явления. Осознанное отношение ребенка к своим музыкальным впечатлениям гармонизирует проявления вкуса в разных сферах жизнедеятельности. Музыкально-эстетический вкус не является врожденным качеством личности, но он может формироваться в процессах воспитания и образования. Освоение и присвоение ребенком музыкально-художественных ценностей будут способствовать формированию системы ценностных ориентаций и духовному совершенствованию личности в целом.

О необходимости развития вкусовых предпочтений при освоении музыкального языка детьми говорится в работах известных музыкантов-исследователей (Э. Б Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Н. А. Ветлу-гина, Д. Б. Кабалевский, Н. К. Крупская, Л. А. Мазель, О. П. Радынова, Г. Н. Рождественский, Н. И. Сац, Г. А. Струве, Р. А. Тельчарова, В. Н. Шацкая, В. А. Школяр, Г. М. Цыпин и др.). Музыкальная культура «нуждается в слушателе, способном критически разбираться в музыке» (Б. В. Асафьев).

Музыкальный вкус является показателем художественного развития личности, поэтому его воспитание следует начинать с ранних периодов детства.

Младший школьный возраст называют вершиной детства: в нем еще сохраняются многие детские качества, но уже расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, формируются новые ценности и увеличивается потребность в самовыражении. В младшем школьном возрасте расширяется эмоциональное поле переживаний. Осознаются более тонкие оттенки собственных переживаний, которые могут быть выражены словами. В структуре эмоциональных переживаний возникает осознанная ориентация в собственных переживаниях и их обобщение. В этом возрасте уже можно говорить о собственной эмоциональной памяти (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов,

A. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. В. Медушесвкий, Е. В. Назайкинский,

B. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др.).

Внимание педагога к проявлениям музыкально-вкусовых оценочных отношений ребенка в данном возрасте создаст наиболее благоприятное развитие музыкального вкуса на последующих образовательных ступенях. Формирование хорошего вкуса надо начинать в детстве, тогда «любовь и привычка к подлинному искусству может стать надежным иммунитетом против дурного вкуса» (Д. Б. Кабалевский).

Простейшие вкусовые проявления ребенка выражаются в его интересе и желании слушать те или иные музыкальные произведения, эмоционально откликаться на понравившуюся музыку. Отношенческая позиция к музыке проявляется, прежде всего, в музыкально-эмоциональных переживаниях. Затем накапливаются музыкально-эстетические знания, которые позволяют ребенку выражать свое мнение о звучащей музыке, иногда аргументировать личные музыкально-вкусовые предпочтения. Говоря об основах музыкального вкуса, мы имеем в виду первоначальные музыкальные предпочтения

ребенка. Осознанное восприятие содержания музыкальных произведений

4

образует смысловое основание для музыкально-оценочной деятельности младших школьников.

Состояние изученности проблемы. Исследователи в своих работах изучали следующие аспекты формирования музыкально-вкусовых предпочтений учащихся на ступенях образования и воспитания:

• развитие предпосылок музыкального вкуса в дошкольном возрасте

(Н. А. Ветлугина, А. И. Катинене, Л. Н. Комисарова, Э. П. Костина, О. П. Радынова, Н. А. Чичерина, С. А. Фадеева и др.);

• развитие у детей музыкально-эстетического восприятия произведений искусства (М. В. Архипова, Б. Д. Критский, С. Н. Лифинцева, М. С. Осеннева, С. Н. Петросьян, Т. М. Рабина, Г. М. Цыпин и др.);

• развитие оценочного отношения детей к музыке (Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, Р. А Тельчарова, С. А. Фадеева и др.);

• воспитание и развитие музыкально-вкусовых предпочтений учащихся в средней и высшей школе (А. С. Варшавский, Л. С. Волобуева, С. Н. Лифинцева, Т. П. Лясковская, Т. Г. Мариупольская, Г. В. Раицкая, Л. И. Разуткина, Е. А. Сивухина, В. Н. Шацкая);

• влияние СМИ на формирование музыкальной культуры школьников (Д. Г. Дараган, Т. А. Диденко, Д. Б. Кабалевский, А. Л. Рыбников, Ю. Л. Томилин);

• развитие музыкально-эстетического вкуса у учащихся средних специальных и высших учебных заведений (Л. С. Волобуева, Ю. А. Хрипун и др.).

Ряд работ был посвящен исследованию условий развития эстетического вкуса и музыкальной культуры у педагогов (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, Р. А. Ахмадеева, Б. Д. Критский, О. Н. Пикалова, Е. В. Петрова, Т. М. Рабина, Р. А. Тельчарова, Ю. А. Хрипун и др.).

Внимание к проблемам формирования эстетических представлений о вкусе, преемственности в развитии вкусовых представлений, историческим

аспектам воспитания вкуса, психологическим условиям формирования музыкально-вкусовых предпочтений уделялось в диссертационных исследованиях М. В. Архиповой, С. М. Борисовой, О. О. Бороздиной, О. А. Бураковой, Ж. А. Вартановой, Л. С. Волобуевой, С. А. Воробьевой, С. Н. Лифинцевой, Т. П. Лясковской, С. Н. Петросьян, Т. М. Рабиной, Е. А. Сивухиной, Е. Н. Таллина, Р. А. Тельчаровой и др.

Значительное место в изучении проблем актуализации формирования музыкально-вкусовой культуры приходится на младший школьный возраст. Об этом говорится в исследованиях С. А. Воробьевой, С. А. Кикеевой, Е. В. Кошарской, О. Н. Лазаревской, А. Н. Нехлопочиной, Н. В. Новиковой, Л. И. Разуткиной, Г. В. Раицкой, С. Ю. Самохваловой и др.

Однако в научных исследованиях не представлено теоретических и технологических разработок, рассматривающих особенности и условия формирования музыкального вкуса младших школьников в рамках реализации новых образовательных стандартов. Один урок музыки в неделю в массовой образовательной практике недостаточен для становления художественно-вкусовых предпочтений школьника, влияющих на формирование основ музыкальной культуры. Между тем, возможна организация внеурочной деятельности, включающая различные формы музыкально-творческой активности, которые будут направлены на расширение музыкального опыта школьников и обогащение его лучшими образцами музыкальной классики, составляющими «золотой фонд» культурного наследия. Создание целостной технологии формирования основ музыкального вкуса у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО является актуальной проблемой современной теории и практики общего и дополнительного образования.

Исходя из вышеизложенного, наблюдается противоречие между значимостью проблемы формирования основ музыкального вкуса у младших школьников и отсутствием теоретико-методологических и технологических разработок, способствующих этому. На основании противоречия была сформулирована проблема исследования: каковы особенности и педагогические

6

условия воспитания художественно-вкусовых предпочтений детей в начальной школе и какова технология, формирующая основы музыкального вкуса у младших школьников?

Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в разработке и апробации педагогической технологии, способствующей формированию основ музыкального вкуса у младших школьников в условиях новых форм организации внеурочной деятельности.

Объект исследования: образовательный процесс, ориентированный на формирование основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: педагогическая технология формирования основ музыкального вкуса у младших школьников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирование основ музыкального вкуса у младших школьников будет успешным при реализации поэтапной педагогической технологии, включающей:

— создание модели внеурочной деятельности младших школьников, которая обеспечивает расширение возможностей музыкального развития детей и направлена на интеграцию общего и дополнительного образования;

— разработку комплексной программы внеурочной деятельности младших школьников, которая содержит вариативные формы музыкально-творческой активности детей;

— развитие ценностного отношения детей к высокохудожественным образцам музыкального искусства на основе сравнения и выбора предпочитаемых музыкальных произведений, обогащения запаса музыкально-эстетических впечатлений школьников;

— определение критериальной базы с едиными параметрами отслеживания музыкально-вкусовых проявлений детей и разработку диагностического инструментария, позволяющего изучить результативность формирования музыкального вкуса у младших школьников.

Задачи исследования:

• обосновать теоретико-методологические основы формирования основ музыкального вкуса у младших школьников;

• выявить особенности музыкально-вкусовых отношенческих проявлений у детей младшего школьного возраста;

• создать модель организации внеурочной деятельности, интегрирующую ресурсы общего и дополнительного образования;

• разработать и апробировать комплексную программу внеурочной деятельности, отражающую реализацию различных направлений развития личности (согласно требованиям новых образовательных стандартов);

• разработать критерии и диагностики изучения динамики сформи-рованности основ музыкального вкуса у младших школьников;

• экспериментально проверить эффективность заявленной педагогической технологии формирования основ музыкального вкуса у младших школьников.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись теоретические методы исследования (теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение, обобщение и анализ педагогического опыта по данной проблеме) и эмпирические методы исследования (педагогические беседы, наблюдения, обследования, анкетирования, тестирования; анализ результатов педагогического опыта и деятельности учащихся на различных этапах опытно-экспериментальной деятельности; мониторинг динамики сформированности основ музыкального вкуса у младших школьников; педагогический эксперимент; статистические методики обработки данных).

Методологической основой исследования являются: теоретические положения философии, эстетики, истории музыки, психологии, педагогики, социологии о значении искусства как духовной и нравственной ценности, о роли критического отношения к искусству и его оценке в художественном

развитии личности; концепции системного и деятельностного подходов в развитии личности младшего школьника; идеи и взгляды, связанные с необходимостью развития творческой, социально активной, эстетически образованной личности (Б. В. Асафьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов).

Теоретической основой исследования являются: философско-исторические теории, эстетические и этические положения, их взаимосвязи и единство в процессе формирования основ музыкального вкуса и музыкальной культуры в воспитании личности; историко-искусствоведческие взгляды на искусство как проблему прекрасного и на формирование музыкально -эстетического вкуса; психолого-педагогические концепции воспитания музыкального вкуса и музыкально-эстетической культуры школьников; научные исследования о преемственности музыкального образования в формировании основ музыкальной культуры; методики по музыкальному воспитанию младших школьников на уроках музыки и во внеурочное время.

Организация и база исследования. Научное и экспериментальное исследование проводилось с 2009-го по 2015 год и заключалось в теоретическом обосновании проблемы и разработке путей ее решения в ходе образовательной практики. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 15 Автозаводского района Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовали учащиеся начальной школы (с 1-го по 4-й классы), учитель музыки Е. В. Марцинкевич. Исследованием были охвачены учащиеся начальных классов, учителя начальной школы и педагоги дополнительного образования, родители учащихся, студенты музыкально-педагогических вузов Нижнего Новгорода и курсанты Военного института (военных дирижеров) Военного университета Москвы.

Этапы исследования:

Первый этап (2009—2010 гг.) — поисково-теоретический, включал анализ философской, эстетической, психолого-педагогической, музыковедческой и социологической литературы по проблеме исследования. В процес-

9

се работы были определены научный аппарат, сущность исследуемого понятия, методика опытно-экспериментальной деятельности и проект технологии формирования основ музыкального вкуса у младших школьников. На данном этапе выявлен первоначальный уровень сформированности музыкального вкуса у учащихся начальной школы. Обработаны результаты наблюдения, анкетирования, тестирования и бесед с учащимися, педагогами, родителями.

Второй этап (2010—2014 гг.) — преобразующий, включал организацию и проведение педагогического эксперимента. На данном этапе разработана и реализована комплексная программа внеурочной деятельности младших школьников «Созвучие». Разработана модель организации внеурочной деятельности, апробирована педагогическая технология формирования основ музыкального вкуса у младших школьников.

Третий этап (2014—2015 гг.) — заключительно-обобщающий, включал мониторинг динамики сформированности основ музыкального вкуса у младших школьников. Обобщены и систематизированы данные экспериментального исследования, сформулированы основные понятия и выводы, показана эффективность результатов экспериментальной деятельности на практике. Комплексная программа внеурочной деятельности «Созвучие» прошла экспертизу научно-методического экспертного совета ГБОУ ДПО НИРО (экспертные заключение № 26 от 19.04.13 и № 206 от 18.02.2014).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— раскрыты сущность и специфика понятия «основы музыкального вкуса младших школьников»;

— выявлены особенности, влияющие на процесс формирования основ музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста;

— определены и теоретически обоснованы условия развития музыкально-вкусовых предпочтений детей младшего школьного возраста;

— предложена модель внеурочной деятельности, направленная на формирование основ музыкального вкуса у младших школьников;

— экспериментально подтверждена и обоснована эффективность педагогической технологии основ музыкального вкуса учащихся при организации внеурочной деятельности;

— апробирована комплексная программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности школьника (согласно требованиям ФГОС НОО);

— разработаны показатели и критерии сформированности основ музыкального вкуса у учащихся начальной школы;

— определены и апробированы диагностические методики, позволяющие отследить динамику музыкально-вкусовых проявлений у младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании образовательной практики по формированию основ музыкального вкуса у младших школьников в условиях введения ФГОС НОО, в апробации комплексной программы внеурочной деятельности младших школьников по общекультурному направлению развития личности «Созвучие» и экспериментальном подтверждении эффективности инновационной модели внеурочной деятельности. Предложенная педагогическая технология формирования основ музыкального вкуса у младших школьников, основанная на развитии ценностного отношения к музыкальной культуре как части общей духовной культуры, может успешно применяться в образовательных организациях общего и дополнительного образования. Результаты научного исследования по данной теме могут быть использованы в работе педагогами начальной школы, педагогами дополнительного образования и воспитателями групп продленного дня (ГПД) при организации урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Материалы диссертации используются в рамках курсов повышения квалификации

11

педагогов на кафедрах начального образования, теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики, музыкознания и других предметных областей; применением методов, соответствовавшим и адекватным цели и задачам исследования; положительными результатами и эффективностью применения предложенной технологии в образовательной практике.

Апробация и внедрение результатов исследования были представлены на международных научно-практических конференциях в Москве (2011 г.), Новосибирске (2011 г.), Арзамасе (2011 г.), Томске (2012 г.); на II научно-практической конференции молодых научных сотрудников, аспирантов и соискателей ГОУ ДПО НИРО «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика» (2011 г.); на III конференции аспирантов и соискателей ГОУ ДПО НИРО «Инновационная дидактика постдипломного образования: в поисках оснований и смыслов» (2012 г.); на IV научно-практической конференции молодых ученых ГБОУ ДПО НИРО «Профессионально-педагогическая культура: проблемы формирования и тенденция развития» (2013 г.); на областных, районных методических объединениях, семинарах. Результаты исследования — модель внеурочной деятельности, комплексная программа внеурочной деятельности младших школьников «Созвучие» (Р. И. Удалова. — Н. Новгород: НИРО, 2014. — 109 с.) внедрены в ряд образовательных организаций Автозаводского района Нижнего Новгорода; МАОУ Алабинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Наро-Фоминского района Московской области; «Учебно-методический центр» города Наро-Фоминска; МБО Тямшанская гимназия Псковского района, Переслегинская гимназия Великолукского района Псковской области; СОШ № 18 города Пскова.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование музыкального вкуса представляет собой ценностный процесс «присвоения» доступных детям младшего школьного возраста высокохудожественных образцов музыкального искусства. Основой вкусовых проявлений на данном возрастном этапе является эмоционально-эстетическое и художественно-оправданное выражение музыкальных предпочтений ребенка. Устойчивые представления о музыкально- эстетических идеалах и ценностях в младшем школьном возрасте способствуют художественному и культурному становлению личности. Развитый музыкальный вкус выступает показателем музыкальной культуры, формирует систему ценностно-смысловых ориентаций, определяя «жизненный стиль» (А. С. Запесоцкий) человека в будущем.

2. Музыкальный вкус мы определяем как формируемое личностное качество, которое основано на личностных проявлениях оценочного отношения ребенка к музыке. Содержанием музыкально-вкусовых предпочтений выступает результат эмоционально-положительного восприятия («Мне нравится слушать музыку!») и адекватной оценки школьником образцов музыкальной классики, выраженной в обоснованных эстетических суждениях («Мне нравится эта музыка, потому что...»).

Младший школьник имеет определенный слуховой опыт и запас представлений о музыке, может распознавать художественный смысл воспринимаемых произведений, оценивать и соотносить музыкальный язык разных эпох и стилей, участвовать в обсуждении явлений музыкального искусства и декларировать личностный выбор предпочитаемых образцов музыкальной культуры.

В дальнейшем развитые вкусовые проявления младшего школьника трансформируются в умение ориентироваться в потоке музыкальной информации и наслаждаться лучшими произведениями музыкального искусства.

3. Музыкальный вкус ребенка младшего школьного возраста характеризуется накопленным музыкально-эстетическим опытом (включающим рациональный, эмоциональный (опыт переживания), интонационный (слуховой) и деятельностный компоненты), сформированными представлениями об эстетических идеалах в музыке как «эталонах красоты» и активным проявлением оценочного отношения к музыкальному искусству (объективным сравнением, выбором и выражением обоснованной эстетической оценки — суждения).

4. Формирование основ музыкального вкуса у младших школьников (в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) возможно при наличии целостной педагогической технологии, которая будет направлена на обеспечение следующих условий:

— создание инновационно-образовательной модели внеурочной деятельности младших школьников, которая способствует становлению и повышению уровня музыкальной культуры детей через интеграцию общего и дополнительного образования и расширение культурно-образовательного пространства школы;

— разработку и реализацию комплексной программы внеурочной деятельности младших школьников, объединяющей различные направления развития личности с использованием вариативных форм музыкально-творческой активности;

— развитие осознанно-ценностного отношения детей к высокохудожественным классическим произведениям музыкального искусства на основе

анализа, сравнения и выбора музыкальных произведений, обогащения запаса

14

музыкально-эстетических впечатлений и знаний школьников через насыщение урочной и внеурочной деятельности звучанием музыкальной классики;

— определение критериальной базы, включающей единые параметры отслеживания динамики музыкально-вкусовых отношенческих проявлений у детей младшего школьного возраста и разработку диагностического инструментария, позволяющего изучить результативность формирования основ музыкального вкуса у младших школьников.

Личный вклад автора состоит в: теоретико-методологическом обосновании основных идей и положений проблемы формирования музыкального вкуса у обучающихся начальной школы; авторской трактовке дефиниции «музыкальный вкус младшего школьника»; разработке и апробации инновационно-образовательной модели организации внеурочной деятельности; создании педагогической технологии формирования основ музыкального вкуса младших школьников; разработке критериально-диагностического инструментария по исследовательской проблематике; личном участии соискателя в экспериментальной работе; опубликовании научных и учебно-методических работ по теме исследования.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Тема диссертационного исследования, результаты работы соответствуют требованиям паспорта специальности 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания: п. 4 — теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам (разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, основной части, двух глав, выводов по первой и второй главам, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования музыкального вкуса у младших школьников

1.1. Музыкальный вкус как объект философско-исторических и психолого-педагогических исследований

Вкусовые предпочтения человека формируются и развиваются в течение всей его жизни. В процессе познания человеком окружающего мира его вкус проявляется через эмоциональные оценочные реакции, которые, трансформируясь затем в рационально-деятельностные оценки, перерастают в устойчивые эстетические идеалы личности.

Вкус всегда виделся необходимой составляющей в становлении культуры человека, ему придавалось воспитательное значение в эстетическом, художественном и интеллектуальном развитии личности. Неразборчивое потребление музыкальной информации, дефицит музыкально-слухового опыта связывались с эмоциональными и поведенческими проявлениями людей. Наличие музыкального вкуса предполагало не только развитую способность испытывать наслаждение от восприятия произведений музыкального искусства, но и сформированность системы этических и эстетических ценностей.

Человек, способный к восприятию и оценке прекрасного, всегда находился в поле зрения различных научных школ и мировоззренческих направлений.

Философско-исторический обзор зарождения понятия «музыкальный вкус» можно начать со времен античности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук УДАЛОВА Раиса Ивановна, 2016 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Васина-Гроссман, В. А. Первая книжка о музыке / В. А. Васина-Гроссман. — М. : Музыка, 1988. — 112 с.

2. Ведерников, А. Ф. Чтоб душа не оскудела : заметки певца / А. Ф. Ведерников.

— М. : Советская Россия, 1989. — 224 с. — (Родники прекрасного).

3. Вендрова, Т. Е. Пусть музыка звучит! : из опыта работы : кн. для учителя / Т. Е. Вендрова. — М. : Просвещение, 1990. — 96 с. : ил.

4. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский.

— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1984. — 206 с. : ил.

5. Кабалевский, Д. Б. Как рассказать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — 2-е изд.

— М. : Советский композитор, 1982. — 214 с.

6. Кабалевский, Д. Б. Как рассказать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1989. — 191 с. — (Б-ка учителя музыки).

7. Кабалевский, Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание : статьи и выступления разных лет / Д. Б. Кабалевский. — М. : Знание, 1984. — 64 с. — (Эстетика).

8. Кабалевский, Д. Б. Ровесники : беседы о музыке для юношества / Д. Б. Кабалевский. — М. : Музыка, 1987. — 126 с. : ил., нот.

9. Критская, Е. Д. Уроки музыки. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 207 с.

10. Пожидаев, Г. А. Встречи с музыкой / Г. А. Пожидаев. — М. : Редакция журнала «Искусство в школе». — 1995. — 318 с.

11. Португалов, К. П. Серьезная музыка в школе : пособие для учителей / К. П. Португалов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1980. — 144 с.

12. Священная война... : стихи о Великой Отечественной войне / сост. : С. Наровчатов, Я. Хелемский. — М. : Художественная литература, 1966.

13. Уколов, В. С. Музыка в потоке времени / В. С. Уколов, Е. Л. Рыбакина. — М. : Молодая гвардия, 1988. — 317 с. : ил.

14. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1—8 классы : ме-тодич. пособие с электрон. приложением / авт.-сост. Л. В. Золина. — 2-е изд., стереотип. — М. : Планета, 2010. — 176 с. — (Современная школа).

Срок реализации: 4 года (1—4-е классы) Возраст учащихся: 7—10 лет

Рекомендована научно-методическим экспертным советом

ГБОУ ДПО НИРО

(экспертные заключения № 26 от 19.04.13 и № 206 от 18.02.2014) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном социуме ребенок находится под влиянием постоянного информационного потока, в котором не всегда определены границы положительного и негативного воздействия на личность. В этой связи возникает острая необходимость научить детей осмысленно отбирать для себя информацию, в том числе музыкальную, имеющую определенную ценность — нравственную, эстетическую, художественную и пр.

Очевидно, что процесс формирования основ музыкального вкуса растущей личности находится в тесной взаимосвязи с музыкальным образованием и воспитанием, вследствие чего и происходит приобщение личности к базовым общечеловеческим ценностям, которые аккумулируют в себе высокохудожественные произведения мировой музыкальной классики.

На современном этапе образования одним из приоритетных направлений остается воспитание культурного человека, способного к восприятию прекрасного, способного ценить мировые шедевры искусства и создавать новые. Значимость проблемы подчеркивается в документах, определяющих государственную образовательную политику.

Важно, чтобы через различные виды музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах, хореография, вокально-хоровая, музыкально-театральная, музыкально-исследовательская и проектная деятельность) учащиеся приобретали эмоциональный опыт, учились высказывать свое мнение, а полученные знания применяли в музыкально-оценочной деятельности в повседневной жизни. Расширить диапазон музыкально-оценочной деятельности возможно в условиях интеграции общего (на уроках музыки) и дополнительного образования детей (приобретение музыкального, эмоционального опыта, вкусовых ориентаций во внеурочной деятельности). Музыкальные занятия развивают у детей мышление, память, внимание, а также интеллектуальные, познавательные и речевые способности, обогащают эмоциональный опыт; открывают путь к общекультурным, духовно-нравственным и музыкально-эстетическим ценностям. У детей формируются навыки культуры слушания музыкальных произведений и культуры общения, уважительное отношение к мнению другого человека, принятию его вкусовых предпочтений.

Актуальность программы — в востребованности самостоятельной, индивидуально-творческой самореализации личности. Уважительное, бережное отношение к классической музыке в дальнейшем пробуждает желание в будущем создавать новые «шедевры». Процесс

2

Программа внеурочной деятельности дается в сокращении. Полная версия: Удалова Р. И. Созвучие: программа внеурочной деятельности младших школьников. Н. Новгород: НИРО, 2014. 109 с. 6,51 п. л.

формирования основ музыкального вкуса важен в духовно-нравственном, общекультурном, общеинтеллектуальном, социальном и спортивно-оздоровительном направлениях развития личности младшего школьника.

Новизна комплексной программы «Созвучие»:

♦♦♦ интеграция общего и дополнительного музыкального образования (модули проводят учитель музыки, воспитатели ГПД, педагоги ДШИ);

♦ преемственность дошкольного и школьного музыкального образования;

♦ участие различных предметных областей (форм взаимодействия);

♦ проектирование метапредметных, личностных показателей в предметной области «Музыка»;

♦ программа может быть адаптирована в любой ОО на основе выбранной программы по музыке, на основе используемого музыкального репертуара с более глубоким и тщательным его изучением.

Программа рассчитана на четыре года занятий с детьми младших классов — 7—10 лет. Педагог определяет уровень музыкального развития каждого ученика, проводит диагностику (наблюдение, анкетирование, тестовые задания) в начале учебного года. Далее организует контрольные диагностические срезы в течение года (на усмотрение педагога), в конце года диагностика проводится обязательно.

Реализация программы начинается с создания условий для формирования интереса к музыке и основ музыкального вкуса. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено: «Начальная школа — особый этап в жизни ребенка, связанный: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой)». Важнейшей движущей силой, способной вызвать интерес ребенка к занятиям музыкой, является игровая ситуация. В результате музыкального образования школьник начинает слышать, понимать и ценить музыкальные шедевры мирового культурного наследия. Школьники приобретают: музыкально-слушательский опыт, музыкально-оценочную компетентность, которые оказывают влияние на формирование музыкально-вкусовых предпочтений. Программа основана на личностно-деятельностном подходе, приоритет которого — развитие личности ребенка средствами музыки.

Занятия проводятся на базе экспериментальной площадки МБОУ СОШ № 15 в условиях интеграции общего начального и дополнительного образования. Программа внеурочной деятельности «Созвучие» является комплексной и создает условия для формирования у младших школьников основ музыкально-эстетического вкуса как ценностного ядра общей музыкальной культуры личности. Особенность данной программы такова, что содержательно она может охватить все направления развития личности школьника во внеурочной деятельности:

■ духовно-нравственное (развитие способности к духовному развитию через выбор вкусовых предпочтений в соответствии с нравственными ценностями; реализация музыкально-творческого потенциала в различных видах деятельности);

■ общекультурное (развитие основ личностной музыкальной культуры как части духовной культуры общества; формирование эстетических потребностей);

■ общеинтеллектуальное (развитие способности размышлять о музыке, аргументировать и обосновывать музыкально-эстетические оценки, понимать музыкальный язык);

■ социальное (формирование положительного отношения к шедеврам музыкального мирового искусства; осмысление музыкального искусства как «социального шифра» — вечной ценности всех эпох и народов);

■ спортивно-оздоровительное (использование музыки как активизирующего и организующего фактора во время мероприятий спортивной направленности (динамических пауз, психологических и физкультурных разрядок, дней здоровья и пр.); терапевтический эффект от фоновой музыки (снятие напряжения, переключение внимания, активизация творческого потенциала и пр.).

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы «Созвучие»: создать условия для формирования основ музыкального вкуса у младших школьников в условиях интеграции общего и дополнительного образования

Задачи:

— определить методологические основания формирования основ музыкального вкуса у учащихся начальных классов;

— разработать формы организации урочной и внеурочной деятельности для развития положительного отношения к высокохудожественным образцам музыкального искусства;

— выявить возможности интеграции общего и дополнительного образования в формировании основ музыкального вкуса у младших школьников;

— создать условия для формирования основ музыкального вкуса по всем направлениям программы (духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное).

Планируемые результаты: (знания и представления о музыкальном языке как первый уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС)

— определены методологические основания формирования основ музыкального вкуса у учащихся начальных классов

(опыт эмоционального восприятия, музыкально-ценностных переживаний — как второй уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС)

— разработаны формы организации урочной и внеурочной деятельности для развития положительного отношения к высокохудожественным образцам музыкального искусства;

— определены возможности интеграции общего и дополнительного образования в формировании основ музыкального вкуса младших школьников

(действенно-поведенческий, третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС)

— созданы условия для формирования основ музыкального вкуса по всем направлениям программы (духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, спортивно-оздоровительное)

• 1-й класс — ознакомительно-познавательный — «Волшебный мир прекрасной музыки»

Цель: создать условия для развития эмоциональной отзывчивости, интереса к различным видам музыкальной деятельности

Задачи:

— учить осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения различных жанров и стилей;

— выучить элементарные музыкальные термины;

— сформировать запас, багаж (минимальный) музыкальных произведений (слушание, пение и т. д.);

— создать условия для формирования основ музыкального вкуса по всем направлениям программы.

Планируемые результаты:

Знания и представления о музыкальном языке как первый уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— разучены несложные музыкальные произведения;

— выучены элементарные музыкальные термины.

Опыт эмоционального восприятия, музыкально-ценностных переживаний как второй уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— сформирован запас, багаж (минимальный) музыкальных произведений (слушание, пение и т. д.);

— приобретен первоначальный опыт музыкально-эмоциональных переживаний;

— накоплен опыт музыкально-эмоционального восприятия и отзывчивости в процессе слушания, пения музыкальных произведений.

Действенно-поведенческий, третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— показан результат музыкально-творческой самостоятельной, исполнительской деятельности через участие в школьных мероприятиях;

— приобретены первоначальные навыки самостоятельного творчества в различных видах художественно-эстетической деятельности.

• 2-й класс — личностный — «Музыкальные секреты»

Цель: формировать у детей устойчивую потребность восприятия произведений музыкальной классики и развивать первичные музыкально-оценочные навыки (эмоциональную оценку) Задачи:

— поддерживать интерес к произведениям музыкального искусства;

— развивать индивидуальные музыкальные способности;

— знакомить с содержанием музыкальных произведений, учить слушать и слышать особенности и средства выразительности музыкального языка;

— формировать основы музыкальной культуры через музыкально-эстетическое воспитание;

— реализовать индивидуальные способности в различных видах музыкальной деятельности;

— создать условия для формирования основ музыкального вкуса по всем направлениям Планируемые результаты:

Знания и представления о музыкальном языке как первый уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— сформирован интерес к произведениям музыкального искусства;

— знают содержание музыкальных произведений, научились слушать и слышать особенности и средства выразительности музыкального языка.

Опыт эмоционального восприятия, музыкально-ценностных переживаний как второй уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— накоплен опыт эмоциональных, музыкальных, эстетических переживаний;

— накоплен опыт положительного отношения к высокохудожественным музыкальным произведениям, опыт музыкально-оценочных представлений.

Действенно-поведенческий, третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— реализованы индивидуальные способности в различных видах музыкальной деятельности;

— приобретены навыки самостоятельного творчества на основе музыкально-вкусовых предпочтений в различных видах художественно-эстетической деятельности;

— участие в школьных мероприятиях.

• 3-й класс — деятельностный — «Музыкальная шкатулка»

Цель: формировать навыки своих музыкальных впечатлений, представлений и развивать способности к рациональному музыкально-оценочному проявлению в различных видах музыкальной деятельности

Задачи:

— знакомить с новыми музыкальными произведениями, композиторами и т. д.;

— учить различать музыкальные понятия (стиль, жанр, направления, особенности композиторского стиля);

— формировать навыки осознанного восприятия, музыкально-исполнительские умения в различных видах музыкальной деятельности;

— учить аргументировать свою точку зрения о музыкальных произведениях, исполнении;

— создать условия для формирования основ музыкального вкуса по всем направлениям программы.

Планируемые результаты:

Знания и представления о музыкальном языке как первый уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— познакомились с новыми музыкальными произведениями, композиторами и т. д.;

— научились различать музыкальные понятия (стиль, жанр, направления, особенности композиторского стиля);

— созданы условия для формирования навыков осознанного восприятия, музыкально-исполнительские умения в различных видах музыкальной деятельности;

— научились аргументировать свою точку зрения о музыкальных произведениях, исполнении и т. д.

Опыт эмоционального восприятия, музыкально-ценностных переживаний как второй уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— накоплен слуховой опыт музыкально-эмоционального восприятия музыкальных стилей, жанров, направлений, особенностей композиторского стиля;

— накоплен опыт положительного отношения к высокохудожественным музыкальным произведениям, музыкально-оценочных представлений, предпочтений.

Действенно-поведенческий, третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— реализованы индивидуальные способности в различных видах музыкальной деятельности;

— приобретены навыки самостоятельного творчества на основе музыкально-вкусовых предпочтений в различных видах художественно-эстетической деятельности;

— участие в школьных мероприятиях

• 4-й класс — творческий и самостоятельный «Музыка в моей жизни» Цель: сформировать потребность в музыкально-творческом самовыражении и самореализации в урочной и внеурочной деятельности

Задачи:

— учить сотрудничеству с педагогами, сверстниками, родителями;

— проявлять музыкально-творческую самостоятельность в организации и проведении внеурочных мероприятий (классных часов, концертов, спектаклей и т. д.);

— учить отличать высокохудожественные музыкальные произведения от произведений низкого качества и аргументировано объяснять, по каким критериям;

— создать условия для формирования основ музыкального вкуса по всем направлениям

Планируемые результаты:

Знания и представления о музыкальном языке как первый уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— научились сотрудничать с педагогами, сверстниками, родителями;

— проявляют музыкально-творческую самостоятельность в организации и проведении внеурочных мероприятий (классных часов, концертов, спектаклей и т. д.);

— умеют отличать высокохудожественные музыкальные произведения от произведений низкого качества и аргументировано объяснять, по каким критериям;

— созданы условия для формирования основ музыкального вкуса по всем направлениям. Опыт эмоционального восприятия, музыкально-ценностных переживаний как второй уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— накоплен музыкально-слуховой, эмоциональный опыт восприятия, чтобы отличать высокохудожественные музыкальные произведения от произведений низкого

качества, аргументировано объяснять, по каким критериям.

Действенно-поведенческий, третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС:

— реализованы индивидуальные способности в различных видах музыкальной деятельности;

— приобретены навыки самостоятельного творчества на основе музыкально-вкусовых предпочтений в различных видах художественно-эстетической деятельности;

— участие в школьных мероприятиях

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В основе программы — теория и методика развития музыкальных способностей, основ музыкального вкуса младших школьников (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Э. П. Костина, Е. В. Боякова, Н. А. Чичерина, Н. И. Сац, Д. Б. Кабалевский, Г. Я. Левашева, Е. А. Добрынина, С. А. Фадеева). Успешная реализация и эффективность результатов программы во многом будет зависеть от создания в образовательной организации музыкальной среды, которая включает:

— техническую оснащенность и соответствующее оформление кабинета музыки, специальные помещения для проведения кружков и студий;

— музыкальную литературу, видеоматериал, музыкальную фонотеку и т. д.;

— музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон и др.);

— музыкально-развивающий уголок в классах начальной школы.

Содержание программы предполагает организацию и проведение различных по типу и структуре занятий (классификация по И. Н. Казанцеву). Нестандартные уроки (занятия): уроки-«погружения»; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки — творческие отчеты; уроки-конкурсы, бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-концерты; уроки-диалоги, уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки — ролевые игры; межпредметные уроки; уроки-экскурсии; уроки — игры «Поле чудес» (Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. М.: ВЛАДОС, 2004. 574 с.)

Принципы построения программы: принцип доступности, принцип наглядности, принцип последовательности, принцип систематичности, принцип содержательности, принцип прочности, принцип преемственности, принцип научности, принцип деятельности, принцип предметности, принцип сочетаемости и объединения, принцип сознательности и активности, принцип связи теории с практикой, принцип интеграции.

Содержание программы предполагает теоретическую подготовку, где учащимся даются теоретические музыкальные знания по музыкальной грамоте, музыкальной литературе, теоретические основы вокально-хоровой и хореографической подготовки; практическую подготовку, когда учащиеся переносят полученные теоретические знания в практическую музыкальную деятельность, что способствует формированию основ музыкального вкуса у младших школьников.

В процессе занятий применяются различные формы работы: совместная, самостоятельная, коллективная, групповая, индивидуальная. Подведение итогов осуществляется в форме открытых занятий, тематических праздников и тестов, диагностических исследований. Очень важно, чтобы используемый музыкальный репертуар был содержательным, полезным, хорошего качества. Все разделы занятий направлены на развитие специальных музыкальных знаний, креативности, на получение культурологической информации, формируют духовную культуру учащегося, соединяя в единое целое его интеллектуальное, эстетическое, духовное развитие.

Тематика репертуара весьма разнообразна, содержательно охватывает все направления внеурочной деятельности. Здесь и колыбельные, и песни-шутки, и песни-сказки. Представлены песни, прославляющие труд людей разных профессий, воспитывающие бережное отношение к природе. Большинство песен уже сотни лет переходят из поколения в поколение. Это детские песни, которые изобилуют фольклорными образами и персонажами, отражают народные традиции и легенды.

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу — в месяц 4 часа.

Занятия проводятся со всем классом, который делится на подгруппы.

Количество обучающихся в группе не должно превышать 12—15 человек.

Структура программы внеурочной деятельности состоит из четырех этапов:

1-я ступень (1-й класс) — ознакомительно-познавательный: «Волшебный мир прекрасной музыки»;

2-я ступень (2-й класс) — личностный: «Музыкальные секреты»;

3-я ступень (3-й класс) — деятельностный: «Музыкальная шкатулка»;

4-я ступень (4-й класс) — творческий, самостоятельный: «Музыка в моей жизни».

Таблица № 1

ЭТАПЫ СОДЕРЖАНИЕ

1-й этап — «Волшебный мир прекрасной музыки» Знакомство с музыкальными (немузыкальными) звуками. Формирование представлений об основах музыкального искусства, о музыкальной культуре. Эмоциональное восприятие музыкальных произведений. Овладение элементарными музыкальными понятиями и терминами. Знакомство с различными видами музыкальной деятельности

2-й этап — «Музыкальные секреты» Знакомство с содержанием музыкальных произведений. Получение навыков слушать и слышать особенности и средства выразительности музыкального языка; анализа своих музыкальных впечатлений и представлений. Реализация индивидуальных способностей в различных видах музыкальной деятельности

3-й этап — «Музыкальная шкатулка» Знакомство с шедеврами мировой музыкальной культуры. Осваивание понятий «стиль», «жанр». Постижение красоты звучания инструментов симфонического оркестра

4-й этап — «Музыка в моей жизни» Формирование потребности к саморазвитию в процессе музыкальной-оценочной деятельности. Формирование «начатков» музыкального вкуса. Приобретение опыта музыкально-творческой самодеятельности при проведении внеурочных мероприятий

Программа построена по модульному принципу и включает несколько модулей, направленных на формирование основ музыкального вкуса у младших школьников. Первые три модуля являются инвариантными (обязательными для всех), прохождение остальных зависит от желания и выбора детей и их родителей. Модули проводят: учитель музыки, воспитатели ГПД, педагоги ДТТТИ

1-й модуль — «Музыкальная гостиная»: знакомство с музыкальными произведениями (первый уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

2-й модуль — «Музыкальный абонемент»: слушание музыкальных произведений (второй уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

3-й модуль — «Музыкальное произведение — музыкальное впечатление»: общение школьников по поводу услышанного, получение навыка высказывать и отстаивать свое мнение (эстетическое суждение) о музыке (первый и второй уровни воспитательных результатов);

4-й модуль — «Песенка-чудесенка»: приобретение умений, навыков академической, народной, эстрадной манеры исполнения песен (третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

5-й модуль — «Звездочка»: обучение музыкальной грамоте и игре на фортепиано (третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

6-й модуль — «Музыкальные картинки»: овладение основами сочинения музыкальных произведений (третий уровень воспитательных результатов, согласно ФГОС);

7-й модуль — «Музыкальный театр»: овладение основами музыкально-режиссерской постановки, развитие лидерских качеств, проявление индивидуальных спо-

собностей в разных видах музыкально-художественной деятельности (комплексный воспитательный результат — первого, второго и третьего уровней).

Каждый ученик в классе создает свой годовой индивидуальный музыкально-творческий образовательный маршрут, в который входят:

рефлексия — «Что знаю, что умею, чем люблю заниматься»; проектирование — «Мое творческое развитие»; организация — «Мое движение к успеху»; итоговое портфолио — «Копилка достижений»;

мониторинг индивидуального образовательного маршрута — «Музыкальный компас».

Необходимо отметить, что к моменту обучения у детей уже имеются определенные музыкальные знания и представления, которые складываются под влиянием собственной социокультурной среды, факторов общественной социализации (семья, школа) и индивидуальных факторов (возраст, пол, кругозор, интеллектуальные возможности, уровень музыкального развития). Психологическое обоснование использования игровой ситуации заключается в том, что именно в условиях игровой ситуации с легкостью реализуются такие возрастные особенности ребенка, как яркое воображение, фантазия, стремление к двигательной активности. Используются и другие педагогические методы, такие как рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, практический метод, познавательная игра, контроль, ситуационный метод. В рамках конкретного занятия предполагается смена различных видов деятельности. Музыкальные знания (терминологию) дети осмысленно используют в разнообразных ситуациях. В течение года проводятся музыкальные массовые мероприятия, праздники, являющиеся как бы итогом, своеобразной диагностикой, которая позволяет увидеть и услышать, чему научились школьники.

Структура построения занятий:

1. Музыкальное приветствие.

2. Музыкальная зарядка. Упражнения на дикцию, дыхание, звукоизвлечение и звуко-ведения.

3. Повторение пройденного теоретического материала, репертуара.

4. Проверка домашнего задания (если было).

5. Знакомство с новым теоретическим материалом, новым репертуаром.

6. Повторение в игровой деятельности (различные музыкальные игры).

7. Самостоятельная творческая работа (индивидуально и в группах).

8. Творческие задания к следующему занятию (работа над проектами, концертами и

т. д.).

9. Подведение итогов занятия.

Структура занятий по программе внеурочной деятельности предусматривает чередование видов деятельности и форм проведения занятий. Музыкальные произведения могут использоваться из репертуара основных уроков по музыке и подбираются таким образом, чтобы дети с интересом и желанием участвовали в разнообразных видах деятельности. При этом сохраняется постоянная схема разделов занятия, так как это помогает последовательному, целенаправленному, систематическому усвоению полученных знаний, их повторению и закреплению.

Итоги проведенного наблюдения показали, что любимые занятия учащихся — это различные игры и творческие виды деятельности, такие как пение, танцы, рисование, театрализованные постановки и инсценировки. Ребятам нравится посещать различные концерты, а также выступать самим на концертах, которые организованы совместно с музыкальной школой, школой искусств.

Подготовленные задания ребят могут стать концертными номерами для мероприятий, проводимых во внеурочное время для родителей, педагогов, учащихся школы. Детские ри-

сунки, фотографии, презентации, могут стать прекрасным демонстрационным материалом на занятиях, занять достойное место на выставках для родителей.

Содержание деятельности (разделов занятия):

1. Музыкальная гостиная. Слушание. Знакомство с музыкальными произведениями по программе «Созвучие». Анализ музыкальных произведений. Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность).

2. Виды музыкальной деятельности. Вокально-хоровая работа, музыкально-ритмические движения, основы хореографии. Музыкальный оркестр. Музыкально-театральная деятельность (музыкальный образ). Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность).

3. Музыкальные игры. Музыкально-дидактические игры. Закрепление в игровой форме знаний, умений, навыков. Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность).

4. Музыкальная грамота. Элементарные музыкальные знания. Музыкальная литература. Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность).

5. Музыкальная метапредметная деятельность. Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность). Использование музыки на различных уроках (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд, физическая культура).

6. Самостоятельное музыкальное творчество (презентации, проекты и т. д.). Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность). Результаты участия в мероприятиях.

7. Внешнее взаимодействие: школа — филармония — консерватория и т. д. Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность). Результаты участия в мероприятиях.

8. Праздники. Культура речи (музыкально-оценочная, терминологическая компетентность). Желание, активность, количество и результаты участия в праздничных мероприятиях.

Раздел «Музыкальная гостиная». Включает слушание и знакомство с музыкальными произведениями по учебно-тематическому плану программы «Созвучие». В этом разделе осуществляется работа над культурой речи, музыкально-оценочной, терминологической компетентностью. На этапе восприятия музыкального произведения дети учатся его оценивать, получают эмоциональные и музыкальные впечатления. На основе эмоциональной отзывчивости и музыкальных переживаний учащиеся строят свои суждения о пользе и содержании музыкальных произведений, размышляют и учатся высказывать свое мнение. В раздел входят музыкальные произведения различных направлений, стилей: классическая, современная, народная, эстрадная музыка, музыка из мультфильмов и кинофильмов, музыка других альтернативных молодежных направлений, жанров — песни, танцы, марши, симфонии, оперы, балеты и др.

Раздел «Виды музыкальной деятельности». Вокально-хоровая работа (дыхание, певческая опора, звуковедение, звукоизвлечение, интонирование), музыкально-ритмические движения, основы хореографии (осанка, позиции, основные шаги, ориентация в пространстве, темп и ритм), музыкальный оркестр (владение приемами игры на стаккато и легатто, ритмические рисунки), музыкально-театральная деятельность. Музыкальные мини-спектакли, инсценировки, музыкально-театрализованные постановки также являются интересной, активной и полезной формой проведения занятий.

Учащиеся с удовольствием инсценируют сказки: «Кошкин дом», «Теремок», «Репка» и др. Реквизиты и оформление к сказке создают с помощью родителей. Для детей 7—10 лет характерно конкретно-образное мышление, они очень эмоциональны и впечатлительны, обладают прекрасными имитационными способностями, отзывчивостью на яркое, необычное, могут переживать состояние героев. Все виды музыкальной деятельности направлены на ос-

воение элементарных знаний, умений, навыков, которые играют важную роль в формировании основ музыкального вкуса.

Раздел «Музыкальные игры». В современной педагогике востребованным остается применение музыкально-дидактических игр и пособий. Как заинтересовать детей классической музыкой, как сделать так, чтобы высокие образцы классических шедевров были понятны и доступны пониманию? В формировании основ музыкального вкуса целесообразно использование музыкально-дидактических игр и пособий, ведь игра увлекает ребенка, а если это дидактическая игра, то она еще и обучает и развивает. Применение музыкально-дидактических игр, пособий должно быть не разовым и спонтанным, а систематическим и последовательным.

Ролевые музыкальные игры моделируют ситуации с применением музыкальных знаний и персонажей. Например, игры «Концерт», «Урок музыки», «Дирижер и оркестр», «На балу у Золушки» и другие, по желанию детей. Здесь возможна импровизация, и ролевая, и музыкальная.

Соревновательные музыкальные игры способствуют развитию внимания и мышления. В них побеждает тот, кто лучше владеет музыкальным материалом. К ним относятся музыкальные кроссворды, «аукционы», настольно-печатные игры с различными музыкальными и теоретическими заданиями, а также подвижные музыкальные игры.

Музыкально-ритмические игры — это игры-хороводы, где используются песни, танцы с выбором партнеров.

Театрализованные или творческие игры — это музыкально-игровая деятельность, где происходит интеграция художественного, музыкального, театрализованного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Условно они делятся на: музыкальные игры драматизации (постановка, инсценировка музыкальных сценок); изобразительные игры («Нарисуем музыку», «Музыкальная открытка (аппликация)»); творческие игры (самостоятельное или совместное творчество) (подбор рифмы, коллективное сочинение песни, коллективное сочинение музыкальных сказок, постановка музыкальных сказок «Кошкин дом», «Теремок» и др.).

Таким образом, можно сказать, что музыкально-дидактические игры:

• делают процесс обучения доступным, интересным;

• развивают общие и специальные музыкальные способности;

• формируют музыкально-оценочные навыки;

• формируют основы музыкально-вкусовых предпочтений;

• развивают внимание, мышление, интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности.

Игра освобождает детей от боязни высказывать свое мнение, оставляет яркое впечатление о занятии.

Раздел «Подготовка и проведение праздников». Дети, их родители и педагог совместно разрабатывают сценарии проведения праздников. Праздники проводятся в рамках занятия, на классных часах. Подготовка к празднику предполагает следующие этапы:

• проведение общего собрания;

• деление на творческие группы;

• осуждение и написание сценария;

• распределение ролей и обязанностей.

Важно, чтобы каждый ребенок смог найти для себя роль, задание по способностям и по желанию и обязательно принял участие в празднике. На одну и ту же роль можно назначить несколько детей, а для выполнения определенного задания (например, приготовления декораций, реквизита, подготовки фотовыставки, видеофильма, презентации и т. д.) можно работать подгруппами. Праздники могут быть: сезонные — праздник Осени, Новый год, праздник Весны, летний праздник; календарные — День знаний, 8 Марта; народные, фольклорные — Масленица, Праздник птиц.

Система оценок: дети очень любят, когда учителя и родители видят и замечают их успехи. Поэтому похвала для ребенка — это очень действенный стимул. Программа «Созвучие» не предусматривает системы оценок, но для повышения интереса детей к занятиям и возможности проследить, как занимался ребенок, предлагается ввести:

• оценочную систему «картинок» — за активность и хороший результат на занятии ученик получает картинку, а в конце каждой четверти (года) по количеству собранных картинок будет легко выявить самых старательных и прилежных учеников и поощрить их сладкими призами, благодарственными письмами, памятными медальонами и т. д.;

• портфолио достижений — каждый учащийся в электронном виде составляет план мероприятий и результаты проделанной работы;

• флеш-накопитель успеха — на флешку переносятся все благодарности, грамоты и положительные отзывы о выполнении поручений, за активное участие в мероприятиях;

• электронную почту отличника — по электронной почте родителям присылаются сообщения об отличных результатах и успехах ребенка;

• общешкольную газету «Музыкальный ключик» — в общешкольной газете представлена информация о ребятах и их родителях, которые заслужили уважение и благодарность за высокий уровень выполнения порученной работы, за активное участие в музыкальной, культурной жизни класса и школы;

• счастливый билет — бесплатный билет на концерт (экскурсию) самому прилежному и активному ученику.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ПРОГРАММЕ «СОЗВУЧИЕ»3

1-я ступень (1-й класс): «Волшебный мир прекрасной музыки».

№ Содержание. Тема. Репертуар. Кол-во часов (вид занятия,

Примеры музыкального репертуара и количество форма)

произведений по выбору педагога Всего Теор. Муз. грамота Практ.

1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопас- 1 Муз. Совместные за-

ности. Правила поведения в кабинете. Какие бы- грамота нятия проводят-

вают звуки? Настроение в музыке. Слушание. А.Гречанинов. «В разлуке», М. Глинка «Ноктюрн», «Разлука», П. Чайковский «Новая звуки (шумовые и ся с ДШИ № 1, консерваторией

кукла» муз.)

2 Настроение в музыке. Прослушивание детей. 1 Муз. Занятие-

Рапределение по группам.А. Гречанинов. «В разлуке», М.Глинка. «Ноктюрн»,«Разлука», П. Чайковский. «Новая кукла», Г.Свиридов «Попрыгу- грамота особенность погружение (групповая) Анализ произве-

нья», «Упрямец», Муз-дид.игра муз звуков дений (далее на всех занятиях)

3 Кто сочиняет музыку? 1 Муз. Занятие

И.С.Бах «Шутка» П. Чайковский «Вальс цветов» грамота соревнование

3

3 Полная версия: Программа внеурочной деятельности дается в сокращении. Полная версия: Удалова Р. И. Созвучие: программа внеурочной деятельности младших школьников. Н. Новгород: НИРО, 2014. 109 с. 6,51 п. л.

из балета «Щелкунчик». Муз-дид.игра Ноты (коллект.)

4 Песня. М. Блантер, сл. М. Исаковского «Катюша», М.Глинка. «Камаринская», П.Чайковский. «Русская песня», И.Стравинский «Русская песня», «Песня о школе»- разучивание. Муз-дид.игра 1 Муз. грамота Муз. ключи Занятие КВН (групповая)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы внеурочной деятельности предполагается достижение воспитательных результатов в музыкальной деятельности, которые логично распределяются по трем уровням:

> первый уровень:

— дети приобрели специальные знания музыкальной грамоты, владеют представлениями об особенностях выразительности музыкального языка (лад, динамика, тембр, ритм, жанр и др.), музыкально-терминологической компетентностью и грамотно используют их при анализе музыкальных произведений;

> второй уровен ь:

— у детей накоплен музыкально-слуховой, эмоциональный опыт восприятия и отзывчивости в процессе слушания музыкальных произведений;

— учащиеся осознанно отдают предпочтение высокохудожественным музыкальным произведениям и аргументировано объясняют, по каким критериям;

> третий уровень:

— реализованы индивидуальные способности школьников в различных видах музыкальной деятельности (дети проявляют желание и устойчивую потребность в обучении музыке в рамках дополнительного образования);

— детьми приобретены навыки самостоятельного творчества на основе музыкально-вкусовых предпочтений в различных видах художественно-эстетической и музыкальной деятельности;

— учащиеся проявляют музыкально-творческую самостоятельность в организации и проведении внеурочных мероприятиях (классные часы, концерты, спектакли и т. д.);

— дети принимают активное участие в школьных, внешкольных мероприятиях.

ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО)

Духовно-нравственное направление

Музыкальная культура помогает сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, позволяет воспринимать жизнь в ее красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой. Воспитание музыкальной культуры человека надо начинать с воспитания уважения и бережного отношения к произведениям мирового музыкального искусства, к традициям народного музыкального творчества. Программа внеурочной деятельности призвана помочь каждому ребенку определить нравственные ценностные основы и ориентиры в жизни. Нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения, в котором человек выражает свое отношение к окружающей его природе и социальной среде.

В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Созвучие» на каждом занятии и мероприятии обязательно решаются задачи духовно-нравственного воспитания:

■ формирование музыкального мировоззрения, системы взглядов и убеждений (музыкальные произведения, песни о Родине, природе, подвигах, дружбе, любви и т. д.);

■ формирование положительных черт характера — настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, активности;

■ усвоение общепринятых норм поведения — вежливости, выдержанности, дисциплины, такта;

■ развитие эстетических взглядов;

■ развитие различных музыкальных склонностей и способностей, востребованных в современном обществе;

■ развитие потребностей в дальнейшем музыкальном самообразовании и формировании музыкального вкуса.

Результатом работы является повышение уровня нравственно-эстетической культуры учащихся, формирование системы нравственно-эстетических представлений, взглядов, убеждений, адекватного восприятия произведений искусства, основ музыкально-вкусовых предпочтений. Главная задача педагога — сохранить и поддержать у детей интерес к музыкальному искусству, сделать так, чтобы предлагаемый музыкальный репертуар был доступен ученику для восприятия.

Общекультурное направление

Музыкальный вкус — способность человека понимать смысл и оценивать содержание музыкальных произведений, чувствовать и слышать красоту музыкального языка. Высокий уровень музыкального вкуса проявляется в умении различать и выбирать из разнообразного количества музыкального репертуара полезный материал высокого качества, содержательный, глубокий, наполненный красотой, изяществом. Основы музыкального вкуса — это музыкальные предпочтения, первоначальные элементарные знания, представления о музыкальном искусстве. Ребенку музыкальный вкус нужен для того, чтобы, во-первых, отличить бездарное от талантливого, легкомысленное от серьезного, подлинно красивое от фальшивой подделки. Во-вторых, польза музыкального вкуса имеет огромное значение для каждого человека. Останавливая свой выбор на классических образцах музыкального искусства, человек тем самым обогащает свой внутренний духовный мир, жизнь наполняется богатым смысловым содержанием. Музыка помогает размышлять о высоконравственных ценностях, думать и находить ответы на сложные и важные жизненные вопросы. Известный психолог Б. Теплов писал: «Чтобы оценить музыку, ребенок должен ее эмоционально пережить и поразмыслить над ней». Человек задумывается над смыслом услышанного, а это гораздо полезнее и ценнее, чем просто потратить время на слушание бездарной, легкомысленной музыки или песни, которую через несколько минут не вспомнишь.

Содержание культурной идентичности включает все направления духовно-нравственного воспитания, где раскрывается соответствующая система базовых национальных и культурных ценностей. Это формирование ценностного отношения к искусству всех видов и направлений, к музыкальной культуре, историческому наследию и достижениям прошлых лет, к окружающей среде, природе, воспитание уважения к другому человеку, воспитание культуры общения.

Важно также заметить, что все формы, виды музыкальной деятельности общего начального образования и дополнительного образования, урочная и внеурочная музыкальная деятельность «ставят перед собой гораздо более широкую музыкальную задачу — ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры» Д. Б. Кабалевский. Мир искусства, обладая убедительными потенциальными возможностями, определенно воздействует на развитие и воспитание личности, ориентированной на присвоение культурных ценностей национального, исторического наследия. Желание совершенствовать и повышать уровень музыкального вкуса, культуры в будущем, возможность применять свои социально-культурные взгляды и убеждения в повседневной жизни — все это ведет к отождествлению личных представлений с высокими нормами эстетической и духовно-нравственной культуры.

Спортивно-оздоровительное направление

Интегрированные занятия физической культуры и музыкальные занятия, ритмические разминки.

Здоровьесберегающие технологии программы внеурочной деятельности «Созвучие» — это совокупность всех используемых принципов, методов и приемов обучения и воспитания без причинения ущерба здоровью учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий — оберегать здоровье учащегося и педагога от неблагоприятных факторов образовательной среды и способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Физическое здоровье: уровень валеологической культуры, то есть то, как дети умеют учиться, не перегружая себя. Учащиеся знают упражнения для отдыха глаз, для осанки, на концентрацию внимания, умеют расслабляться. Владеют правильной певческой опорой, дыханием.

Психическое здоровье: эмоциональная удовлетворенность ребенка на занятиях, ответственность, организованность, доброжелательность, открытость. При планировании занятия необходимо учитывать проведение релаксации. Цель релаксации — снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Релаксация должна на какое-то время освобождать ребенка от умственного и физического напряжения.

Виды разрядки: музыкально-ритмические минутки; пение на пиано (бережное отношение к голосовым связкам); комплекс дыхательных упражнений; игра; шутливые истории на занятиях (музыкальные произведения); новизна музыкального материала; похвала педагога. Педагог может похвалить словами, специальными картинками, жетонам, записью в электронный дневник и т. д. В случае если ребенок не смог справиться с заданием, необходимо опираться на его предыдущие успехи, подчеркивать временный характер его неудач, помочь ребенку с оптимизмом принять случившееся.

Психологическая поддержка основана на вере в ребенка, в его успехи. Здоровьесбере-гающие технологии предполагают использование дифференцированного подхода к ребенку и его способностям. Создание условий для активной (совместной) внеурочной деятельности учащихся в разных ситуациях также способствует формированию педагогической и психологической здоровой атмосферы. К ним относятся: организация внеурочной деятельности в сотрудничестве; обучение в малых группах (технологии гуманистического направления в педагогике).

Таким образом, совершенно очевидно, что, применяя различные виды педагогической поддержки и в образовательном процессе, и во внеурочной деятельности, мы пытаемся минимизировать воздействие неблагоприятных факторов на физическое, эмоциональное и психологическое здоровье ученика.

Общеинтеллектуальное направление

Актуальность и востребованность использования новых информационных технологий в образовательном процессе и во внеурочной деятельности отражена в требованиях ФГОС НОО. Применение ИКТ в образовательном процессе, как на уроках, так и во внеурочное время, помогает педагогу сделать целесообразный и обоснованный выбор наилучшего варианта для формирования основ музыкального вкуса с точки зрения рациональности затрат времени, что дает возможность педагогу уделить больше внимания творческим аспектам работы с детьми.

В ходе занятий активно используются аудио- и видеоматериалы, интерактивная доска. Использование новых информационных технологий, интернет-ресурсов относится к современным педагогическим технологиям и помогает реализовать личностно-ориентированный подход. Это обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход с учетом уровня способностей детей. Компьютеры создают благоприятные условия для организации самостоятельной работы учеников на занятиях во внеурочное время. Компьютер является «терпеливым педагогом», способным сколько угодно повторять любые задания.

Социальное направление

Программа внеурочной деятельности «Созвучие» предполагает взаимодействие с родителями, педагогами, учреждениями культуры и т. д.

Родители участвуют в анкетировании и тестировании, в мероприятиях: «Музыкальная гостиная» (абонементный цикл музыкального лектория), «Концертный зал», «Музыка в моей семье», «Музыкальные путешествия», «Музыкальный театр», «Музыкальные новинки», «Музыкальные состязания», «Музыкальные клипы», в музыкальных экскурсиях, праздниках. Работа планируется совместно с родителями, учитываются интересы каждого ребенка. При совместном планировании занятий и развлечений, при подготовке к праздникам детям и родителям предлагается разделиться на группы и распределить роли и функции, самим придумать сюрпризные моменты.

Формы работы с родителями: родительские собрания; индивидуальные консультации; групповые консультации; семейные консультации; родительские лектории; анкетирование, тестирование, диагностика; специальная информация на стендах; обратная связь через электронную почту.

Члены родительского комитета принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками педагога.

Программа внеурочной деятельности включает работу с педагогами (психологом, предметниками и др.), взаимодействие с ДШИ, Нижегородской консерваторией, Нижегородской филармонией им. М. Ростроповича, НМК им. М. А. Балакирева и участие их в мероприятиях.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для проведения занятий необходимо иметь:

1) оборудованный класс, включающий в себя музыкально-предметную среду и игровую зону;

2) звуковую и видеоаппаратуру;

3) компьютер, видеопроектор, web-камеру, микрофон;

4) зеркала для тренировки и отработки упражнений на дикцию, музыкально-ритмических упражнений;

5) иллюстративный материал: портреты (слайды) композиторов, художников, музыкальных инструментов и т. д.; альбом «Музыкально-дидактические игры» (описание игры, карточки, пособия, диски с музыкальным репертуаром); картины к музыкальным произведениям; рисунки в альбоме, который дети ведут с родителями дома; презентации к занятиям; CD-диски с записью музыкальных произведений по разделам; декорации и реквизит для музыкально-театральной деятельности;

6) информационно-методические пособия (в электронном варианте): анкеты, тесты, задания, развивающие игры, музыкальные и концертные программы; видеозаписи опер, оперетт, концертов, игр, музыкальных программ, музыкальных мультфильмов «Щелкунчик», «Сказка о великане», классных мероприятий.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Диагностика проводится в начале каждой четверти, в начале года и в конце года. Диагностика предусматривает проведение контрольно-нормативных мероприятий, таких как наблюдение, анкетирование, тестирование. Оценка динамики развития знаний, умений и навыков учащихся является одним из важнейших мероприятий в формировании основ музыкального вкуса. Требования к результатам ориентированы на требования ФГОС. Диагностические исследования и методики (наблюдение, анкетирование, беседа-обследование, анализ) позволяют определить уровень сформированности основ музыкального вкуса, оценить уровень подготовленности детей и на основании результатов диагностики подобрать ту или иную программу занятий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Возможность использования интернет-ресурсов на занятиях во внеурочной деятельности помогает педагогу и повышает интерес к занятиям у ребят, создает условия для

получения любой необходимой информации учащимся и педагогам. Надо принимать во внимание, что интернет прочно вошел в нашу жизнь, это перспективная и прогрессивная форма подачи информации. Выбирая для себя высокохудожественную, содержательную, полезную музыкальную информацию, ребенок будет опираться на музыкальные предпочтения, продиктованные хорошим вкусом. Интернет как информационная система предоставляет возможности использования электронной почты, поисковых систем, разговора в сети, участия в видеоконференциях, публикации собственной информации, создания собственной домашней странички и размещения ее на web-сервере, доступа к информационным музыкальным ресурсам.

ФОРМЫ РАБОТЫ С КОМПЬЮТЕРНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИ ПРОГРАММАМИ

Музыкальные обучающие компьютерные программы призваны помочь преподавателю и учащимся. Они имеют свои преимущества и используются вместе с традиционными методами обучения, позволяют сочетать в разнообразных комбинациях различные виды музыкальной деятельности, помогают формировать музыкально-оценочные способности, обеспечивают возможность усвоения теоретического материала музыкальной грамоты.

На первом этапе на занятиях активно применяются презентации, выполненные преподавателем, компьютерные игры. Используя демонстрационный компьютер, педагог выбирает автоматический режим: на экране появляется содержание занятия, которое может сопровождаться звучанием музыкального репертуара. Например, при изучении творчества композитора П. И. Чайковского на экране — биография, названия музыкальных произведений, которые сопровождаются звучанием. Учащиеся имеют возможность смотреть и слушать.

На втором этапе идет работа по закреплению теоретических знаний. Педагог просит учащихся повторить то, что запомнилось.

На третьем этапе проводится контроль изученной темы: на экране вновь появляются кадры, только теперь с заданиями и вопросами, на которые надо ответить. Контроль можно осуществлять индивидуально, используя раздаточный материал — карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы. Очень эффективно отрабатывать раздел «Слушание», когда надо узнать музыкальный фрагмент, указать название произведения и композитора.

На четвертом этапе проводится работа с микрофоном — учащимся предлагается пропеть музыкальную фразу разучиваемой или уже выученной песни. Можно работать по очереди, одновременно смотреть на экране видеофрагмент, где показаны правильная дикция, дыхание, фразировка или жесты дирижера.

Обучающие компьютерные музыкальные программы нацелены на отработку определенного музыкального материала, как теоретического, так и практического.

Занятие-проект. Проводится на заключительном этапе для подведения итогов по пройденной теме, здесь активно используются творческие презентации, видеоролики, выполненные учащимися (с помощью родителей).

Занятие-контроль. Для повышения мотивации учащихся к овладению теоретическими знаниями, практическими навыками во время занятий целесообразно использование электронной почты. Учащиеся отправляют на почтовый ящик педагога выполненные задания по темам программного материала и получают персональный комментарий в ответ.

Занятие — самостоятельная проверка и апробация полученных знаний, умений и навыков. На таких занятиях ребята в парах, группах работают с программой Skype.

Мультимедийные, компьютерные, обучающие программы включают использование различных методических приемов, позволяющих повышать эффективность результатов. Наряду с применением мультимедийной техники компьютер можно использовать для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса. Компьютер помогает педагогу в работе по накоплению информационного материала, подготовке дидактических материалов.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.