Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Старцева, Ирина Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 231
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Старцева, Ирина Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Педагогическая антропология как предмет научно-педагогического исследования.
1.1. Сущность педагогической антропологии как отрасль педагогического знания.
1.2. Теоретические основания исследования педагогической антропологии.
1.3. Историко-генетический -. анализ становления идей педагогической антропологии. В.А.Сухомлинского.
ГЛАВА 2. Педагогическая антропология В.А.Сухомлинского как научно-педагогическое явление.
2.1. Истоки и методологические основания педагогической антропологии В.А.Сухомлинского.
2.2. Генезис понятийно-терминологического аппарата педагогической антропологии в наследии В.А.Сухомлинского.
2.3. Основные идеи педагогической антропологии В.А.Сухомлинского и пути их реализации в его практической деятельности.
2.4. Направления развития идей педагогической антропологии В.А.Сухомлинского в современных теоретических и прикладных исследованиях.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Социально-философские основания трансформации педагогического образования2009 год, доктор философских наук Скуднова, Татьяна Дмитриевна
Стили педагогической деятельности А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского2006 год, кандидат педагогических наук Гончарова, Ксения Михайловна
Педагогическая антропология П.Ф. Лесгафта и современные идеи педагогического взаимодействия2007 год, кандидат педагогических наук Панова, Ольга Ивановна
Этико-педагогические взгляды В.А. Сухомлинского1984 год, кандидат философских наук Карпова, Наталия Львовна
Идеи гуманистической педагогики в терминологии В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева и Ш.А. Амонашвили2005 год, кандидат педагогических наук Кадзукова, Екатерина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности»
Актуальность проблемы и темы исследования состоит в необходимости обращения современного общества к проблемам гуманизации, когда социальные процессы должны иметь в своей основе целостное представление о человеке, внутренний мир которого символизируется в различных формах его деятельности, являя его, человека, существом социальным, общественным. В центре исторической перспективы вновь находится человек. Проблема человека интересовала исследователей во все времена, но особенно остро она стоит сегодня. Обусловлено это тем, что перед обществом, как уже не раз случалось в истории, встают новые задачи, проблемы, которые не могут быть решены в рамках традиционных методов и требуют формирования нового стиля мышления, нового мировоззрения. Такие проблемы возникают из возрождающегося стремления к утверждению гуманных ценностей и идеалов как высших ценностей жизни на Земле.
Гуманистическая ориентация — ведущая тенденция современного образования и научно-педагогического сознания конца XX — начала XXI столетия. Важной предпосылкой успешной разработки современных образовательных парадигм является преемственность, сочетание лучших традиций прошлого и достижений настоящего.
Теоретическим выражением гуманистической ориентации современного образования является антропологический подход, определяющий в педагогике новую методологию, теорию и практику, в основе которых лежат представления о человеке. Отношения на основе антропологического подхода строятся на доверии к природе ребенка, потенциально большим возможностям его развития, его личному опыту.
Современная антропологическая доминанта в образовании обусловливает аксиологическую сущность педагогической науки и формирует ее фундаментальное направление — педагогическую антропологию, в основе которой лежат представления о природе и сущности человека, о природе его воспитания.
Антропологический подход, составляя одну из главных аксиом педагогики с момента ее зарождения, присутствовал в трудах многих педагогов прошлого, но лишь В. А. Сухомлинский возвысил его до уровня главной цели воспитания.
В связи с этим актуальной проблемой является новое прочтение В. А. Сухомлинского, дальнейшее развитие его идей.
Известные широкой общественности факты биографии В. А. Сухомлинского, его высказывания, архивные материалы, служебные документы — все это позволяет утверждать: личность В. А. Сухомлинского и значение его педагогических идей не были до сих пор нами оценены в должной мере. Сегодня развитие творчества выдающегося педагога в педагогической теории и практике необходимо вывести на новый уровень на основе анализа его опыта, с учетом новых философских, социально-психологических, педагогических и других знаний современной науки. В настоящее время следует идти по пути восхождения к антропоцентричной педагогике В. А. Сухомлинского. Выстроить этот путь возможно через осмысление, изучение его идей, воплотивших в себя идеи классического гуманизма, демонстрирующих собственно проблематику педагогической антропологии.
Педагогическую антропологию В. А. Сухомлинского мы рассматриваем как авторскую педагогическую систему, выверенную многолетней практикой, противопоставляющей технократическому обществу гуманистическую ориентацию, объявляющую Человека высшей ценностью на Земле, Средствами своей педагогики он пытался решить глобальные проблемы цивилизации: Человек и мир, Человек и общество, Человек и природа. Человек и человек. Его антропологический подход к воспитанию — это вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой индивидуальности, талантливость и самобытность каждого.
Изучению педагогической деятельности В. А. Сухомлинского посвящено множество научно-популярной литературы, статей, брошюр (Ю. А. Азаров,
A. М. Борисовский, К. Н. Григорьев, А. Г. Дзеверин, О. Н. Иванчикова, М. И. Любицина, Е. Г. Родчанин, И. А. Зязюн, Б. С. Тартаковский, Г. П. Туюкина, М. И. Мухин, С. А. Соловейчик, Г. Б. Медынский). Высок интерес к уникальному наследию педагога международных исследователей: А. Кокерель (Австралия); С. Тодоров, Л. Милков (Болгария); А. Петрикаш (Венгрия); Г. Веттштед, У. Грош, Э. Гюнтер, Ю. Полцин, Р. Штайник (Германия); Би Шу-джи, Ван И-гао, Тан-Чи-цы (Китай); М. Быблюк (Польша); Т. Идзюин (Япония) и др. Труды В. А. Сухомлинского изданы на 60 языках народов мира общим тиражом около 13 млн. экземпляров, лучшая книга «Сердце отдаю детям» выдержала 55 изданий на 29 языках мира. Сейчас, когда педагогическая общественность страны решает стратегические задачи модернизации содержания общего и профессионального образования, идеи и практический опыт выдающегося педагога, думается, сыграют свою продуктивную роль. О повышенном внимании к наследию павлышского педагога свидетельствует тот факт, что различные аспекты его деятельности освещены в кандидатских и докторских диссертациях. Но ни в одном из проанализированных нами исследований мы не нашли систематизированного изложения антропологических воззрений В. А. Сухомлинского.
Это обстоятельство приводит к определению основного противоречия между потребностью современной педагогики иметь представление о природе и сущности человека, природе его воспитания и отсутствием такого представления и связи между этими понятиями.
Из анализа актуальности и противоречия вытекает проблема рассмотрения
B. А. Сухомлинского как ученого-антрополога, сумевшего обосновать необходимость связи природы и сущности человека и природы его воспитания. В данном аспекте творчество В. А. Сухомлинского не исследовано. Он не представил систематического изложения своего творческого вклада в разработку важнейших проблем педагогической антропологии. Однако оно объективно присутствует в его многочисленных трудах, в педагогическом творчестве его учеников и последователей.
Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил определить тему исследования: «Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности».
Объект исследования — педагогическая антропология В. А. Сухомлинского.
Предмет исследования — опыт воспитания человеческой индивидуальности в педагогической антропологии В. А. Сухомлинского.
Цель исследования: с историко-философских и психолого-педагогических позиций раскрыть, определить и обосновать сущность фундаментального направления современного образования — педагогической антропологии — и на этой основе выявить истоки, систематизировать и обобщить теоретические представления В. А. Сухомлинского в области педагогической антропологии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что педагогическая антропология В. А. Сухомлинского— это авторская педагогическая система, ведущими компонентами которой являются: а) идея воспитания человеческой индивидуальности; б) идея формирования воспитывающей гуманистической среды; в) идея становления гуманистической компетентности педагога.
Исходя из цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1 Для выявления исторических предпосылок педагогической антропологии В. А. Сухомлинского осуществить историко-генетический анализ гуманистической традиции воспитания.
2 Рассмотреть педагогическую антропологию В. А. Сухомлинского как авторскую педагогическую систему. з. Определить вклад В. А. Сухомлинского в развитие гуманистической педагогики в России и показать возможность творческого использования его наследия в обогащении теории и практики современного воспитания и образования.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Теоретико-логический уровень исследования опирался на человековедческие положения античной философии, христианской, философии Ренессанса, Р. Декарта, И. Канга, И. Гердера, Г. Гегеля, J1. Фейербаха; представителей русской религиозно-философской мысли: Н.А.Федорова, B.C. Соловьева, П.Ф.Флоренского, Н. А. Бердяева; положения экзистенциализма, герменевтики, философии Ф. Ницше, философской антропологии о человеке как самоценности М. Шелера и Г. Плеснера, об организации человеческого бытия и структуре человеческого универсума Ю. М. Федорова; педагогические антропологические положения «классиков» педагогических течений М. И. Демкова, В.А.Вагнера, П. Ф. Каптерева, В. М. Бехтерева, А. П. Нечаева, Н. Е. Румянцева, В.П.Вахтерова, С.Т.Шацкого, А.П.Фортунова, П. Г. Мижуева, П. А. Кропоткина, К. В. Вентцеля, П. П. Блонского; положения культурно-исторической теории J1. С. Выготского, В. В. Давыдова;
Проблемно - генетический уровень исследования определяли положения комплексного изучения человека Н.А.Бердяева, В.С.Мерлина, Б. Г. Ананьева, С. Ангелова, М. Бубера, В. Лепенисса, М. Лидтке, философско-педагогические антропологические положения «классиков» философской антропологии Г Ноля, Г. Депп-Форвальда, О. Ф. Больнова, В. Лоха, И. Дерболава, Г. Рота; педагогические антропологические положения К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта; положения проблемы единства биологического и социального в человеке К. Маркса, И. Т. Фролова, Э. В. Ильенкова, Г1. Н. Федосеева, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Те плова, Б. Ф. Ломова, положения отечественных психологов по проблеме личности Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В.Л. Мясищева, Л. И. Божович, К. А.
Абульхановой-Славской, И. С. Кона, Э. В. Ильенкова, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, В. В. Давыдова; зарубежных психологов К. Роджерса, Г. Олпорта, Д. Келли; положения Г. Щедровицкого, В. И. Гинецинского, В.Ф. Сержантова, Б.М. Бим-Бада.
Историко-генетический уровень исследования включал в себя рассмотрение генезиса гуманистической традиции в воспитании, где мы опирались на труды Сократа, Протагора, Аристотеля, Платона; представителей эпохи Возрождения — Т. Мора, Т. Компанеллы, Я. Коменского, Леонардо да Винчи, В. Ратке, И. Г. Песталоцци; в российской педагогике - В. Мономаха, И. Пересветова, И. Федорова, П. Мстиславца; в более поздний период — А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкова, И. Н. Добролюбова, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, Луначарского, А. С. Макаренко, К. Э. Циолоковского, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильенкова, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова.
В современной педагогике изучались труды B.C. Библера, С. Ю. Курганова -«Школа диалога культур»; В. И. Тюпы, Ю. Л. Троицкого - «Школа коммуникативной дидактики»; Н.А.Алексеева, И. С. Якиманской, В. В. Серикова -Личностно-ориентированное обучение; Е. В. Бондаревской -«Социально-культурная концепция»; А. В. Петровского, Л. В. Занкова-«Личностно-ориентированная дидактика; Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова -«Развивающая модель»; А.С.Белкина - «Витагенное образование»; М. Н. Дудиной - «Этическая педагогика», Н. И. Сакуровой - «Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла». Этапы исследования
На первом этапе (1997—1998) был проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы с целью разработки теоретико-методологических основ исследования; определялась тема, ведущие проблемы, объект, предмет, цель исследования; формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи, накапливался эмпирический материал.
На втором этапе (1998—2000) определены теоретические основы педагогической антропологии, уточнялся ее понятийно-категориальный аппарат, обобщался и систематизировался теоретический и накопленный эмпирический материал по проблеме исследования. Было определено место педагогической антропологии в системе наук о человеке, рассмотрена иерархия представлений о человеке в педагогической антропологии, определена логическая структура педагогической антропологии В. А. Сухомлинского, разработана программа спецкурса «Основы педагогической антропологии» для студентов педагогических вузов, составлен тематический сборник «Педагогическая антропология
В. А. Сухомлинского в терминах и понятиях».
На третьем этапе (2000—2002) проводилась корректировка разработанных теоретических положений, оформлялись материалы диссертации.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы: изучение первоисточников, архивных материалов, историко-педагогической литературы; теоретический, историко-педагогический анализ, обобщение и систематизация материалов исследования.
Источники диссертации включают: педагогические труды В. А. Сухомлинского, архивные материалы, публикации российских и зарубежных исследователей о деятельности и творческом наследии педагога, материалы периодической печати. Использованные диссертантом источники подбирались с учетом цели исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1 Осуществлена попытка реализации системного подхода к исследованию педагогической антропологии на основе идей В. А. Сухомлинского.
2 Выявлен круг ведущих идей педагогической антропологии В. А. Сухомлинского, определяющих антропологическую, гуманистическую ориентацию воспитания:
- воспитание человеческой индивидуальности;
- формирование воспитывающей гуманистической среды;
- становление гуманистической компетентности педагога. з. Выявлены исторические пути генезиса основных научных идей В. А. Сухомлинского.
4 Установлены связи педагогической антропологии В. А. Сухомлинского с современными педагогическими идеями и теориями.
Теоретическая значимость исследования
1 Раскрыты представления о сущности педагогической антропологии, определено ее место в системе наук о человеке.
2 Представлена система авторских трактовок педагогических понятий, раскрывающих сущность основных идей педагогической антропологии В. А. Сухомлинского.
Практическая значимость исследования
1 Выявлены пути практического воплощения идей педагогической антропологии В. А. Сухомлинского в практической деятельности современных педагогов, в аспекте формирования их гуманистической компетентности.
2 На основе проделанной работы разработан спецкурс «Основы педагогической антропологии» для студентов педагогических вузов. з. Систематизированы авторские трактовки ключевых понятий педагогической антропологии В. А. Сухомлинского, что поможет педагогам и студентам педагогических вузов сориентироваться в педагогическом опыте В. А. Сухомлинского.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Педагогическая антропология — фундаментальное основание педагогической теории и практики.
2 Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского в систематизированном изложении включает в себя три круга научно-педагогических идей:
- воспитание человеческой индивидуальности;
- формирование воспитывающей гуманистической среды;
- становление гуманистической компетентности педагога. з Рассмотрение компонентов педагогической антропологии В. А. Сухомлинского основывается на выделении взаимосвязанных кругов идей, отраженных в содержании авторских трактовок, понятий.
Достоверность научных результатов обеспечивается использованным комплексом методов, адекватных поставленным в исследовании задачам, методической доказательностью сделанных выводов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания курса «Основы педагогической антропологии» в Нижнетагильском государственном педагогическом институте, в практике работы с педагогами и детьми гимназии высшей категории (№ 86) г. Нижнего Тагила.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие идей педагогической антропологии в России: вторая половина XIX - начало XX вв.2009 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Ирина Светозаровна
Воспитание нравственной ответственности подростка: на основе идей В.А. Сухомлинского2007 год, кандидат педагогических наук Биушкин, Геннадий Иванович
Развитие и воспитание нравственных чувств школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского1998 год, кандидат педагогических наук Сахаров, Василий Александрович
Гуманистическая направленность отечественной педагогической публицистики второй половины XX века2001 год, кандидат педагогических наук Жиленкова, Надежда Павловна
Индивидуальный стиль педагогического творчества в отечественных инновационных воспитательно-образовательных концепциях 1960-1980-х гг.2006 год, кандидат педагогических наук Колесникова, Валентина Ивановна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Старцева, Ирина Александровна
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ:
1. Ведущими идеями педагогической антропологии Сухомлинского являются: воспитание человеческой индивидуальности, формирование воспитывающей гуманистической среды, становление гуманистической компетентности педагога. Определение содержательного и теоретического аспекта выделенных направлений устанавливает главные методологические принципы педагогической антропологии Сухомлинского:
- антропологический принцип определяет положение ребёнка в воспитательном процессе, признание его уникальности и духовной самости;
- принцип культуросообразности воспитания определяет отношения между воспитанием и культурной средой, формирующей и развивающей личность;
- принцип природосообразности воспитания определяет отношение к ребёнку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу о природной среде.
2. Педагогическая антропология Сухомлинского, исследуя проблемы становления человеческой индивидуальности в образовании актуализирует антропологический принцип в педагогике о целостном и универсальном постижении человека, задаёт направление педагогических поисков в современной педагогической науке.
3. Социально-жизненная ориентация педагогической антропологии Сухомлинского определяет содержание воспитывающей гуманистической среды, которое заключается в нацеленности всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников моральной зрелости как интегрального личностного качества; необходимости превращения образования в жизненную важнейшую ценность. Конечная цель воспитания по Сухомлинскому двуедина: освоение социально-культурных ценностей общества и развитие индивидуальности учащихся, их самоактуализация.
4. Гуманистическая компетентность педагога как компонент педагогической культуры в совокупности её составляющих - ценностей, идеалов, интересов педагога представляет собой концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы Сухомлинского, определяющие гуманизм его педагогики.
Заключение:
Решение поставленных в диссертации задач заключается в исследовании антропологической тенденции в системе современного человекознания, в осуществлении системного подхода к изучению педагогической антропологии - влиятельного направления современной педагогической науки и на этой основе осуществления критического анализа педагогической антропологии В.А.Сухомлинского, в аспекте воспитания человеческой индивидуальности.
1. В качестве научной основы представлены философские, психологические, педагогические положения, актуализирующие антропологический принцип в педагогике о целостном и универсальном постижении человека.
Философский подход позволил представить теоретические истоки антропологического понимания воспитания. Психоло-педагогические изыскания были направлены на выявление новых аспектов понимания человека в педагогике, как носителя социальных, индивидуально-биологических характеристик.
2. В диссертации системный подход к исследуемому явлению -педагогической антропологии определяется принципом «интегративности» компонентов системы и опирается на идею «целостности» и иерархичности человеческого универсума.
В результате антропологическая доминанта в педагогике обуславливает развитие педагогической антропологии - содержательным основанием которой является педагогическое осмысление проблемы человека в её взаимосвязи с проблемами воспитания, являющимися фундаментальным основанием педагогики, в русле которой развиваются научные области как самостоятельные науки.
Педагогика в отношении к педагогической антропологии представляет собой прикладную науку.
Предметом изучения педагогической антропологии является человеческая индивидуальность, как саморегулируемая и саморазвиваемая система, состоящая из конечного числа подсистем, находящихся в иерархических отношениях друг к другу.
Данное положение явилось основанием разграничения по отношению к человеку, исходя из различных характеристик субъекта педагогического воздействия пяти взаимосвязанных уровней: конституционального, социально-психологического, социетарного, интерперсонального, интраперсонального.
3. Историко-логический анализ предпринятый с целью выявления и осознания достоинств воспитательных систем прошлого позволяет говорить о востребованости гуманизма на всех этапах развития педагогики, как фундаментальной характеристики бытия и сознания, суть которого состоит в отношении к человеку.
Проведённый анализ показал, что понятие гуманизма, ценностное для педагогики, наполнялось различным содержанием и по-разному воплощалось в разных педагогических системах. Исследование подтвердило, что восстановление гуманистической традиции в современном образовании является поиском знания, способного обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды.
Проведённое исследование показало, что антропологический принцип, составляя одну из главных аксиом педагогики, присутствовал в трудах всех без исключения педагогов прошлого и только В.А.Сухомлинский возвысил его до уровня главной цели воспитательного процесса. Исторические корни педагогической антропологии В.А.Сухомлинского исходят из классического философского, психолого-педагогического наследия и народной педагогики.
4. В работе уделено внимание авторским трактовкам педагогических понятий. Анализ и систематизация понятийно-терминологического аппарата В.А.Сухомлинского позволяют войти в круг идей его педагогической антропологии: воспитание человеческой индивидуальности; формирование воспитывающей гуманистической среды; становление гуманистической компетентности педагога.
Предлагаемые авторские трактовки педагогических терминов являются первой попыткой систематизации ключевых понятий педагогической антропологии В.А.Сухомлинского. Они помогают сориентироваться в педагогическом опыте В.А.Сухомлинского, через них увидеть его как педагога, просветителя, гуманиста, учёного.
5. Актуальное осмысление теоретических и практических выводов по проблеме воспитания человеческой индивидуальности в трудах В.А.Сухомлинского позволило определить ведущие принципы развития его идеи (умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность, неповторимость; глубокое изучение личности воспитанника; установление индивидуально-личностных отношений с каждым воспитанником; организация воспитывающей деятельности на основе индивидуальных особенностей учащихся; формирование гуманистической воспитывающей среды; индивидуальный корректив отдельных воспитанников).
6. Выявленные ведущие идеи педагогической антропологии В.А.Сухомлинского дают ориентиры для реализации современных концепций образования, свидетельствуют о том, что не потеряли своей актуальности мысли педагога об ориентации на «индивидуальную сущность» ребёнка, усилении внимания к проблемам организации школьной среды, гуманизации межличностных отношений в школе. Сегодня, как никогда, происходит возвращение к продолжению идей В.А.Сухомлинского, их осмыслению в новых условиях, творческому использованию в практике работы современной школы.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в решении ряда проблем современной педагогической науки и практики: создание специального раздела педагогической науки, содержащего теоретическое описание человека с педагогической точки зрения; выявление механизма гуманного воспитания, его закономерностей, технологий, методов; дальнейшее творческое переосмысление педагогического наследия В.А.Сухомлинского с целью поиска идей наиболее соответствующих современным особенностям развития общества и активного их использования; предметом исследования могут стать ведущие идеи В.А.Сухомлинского - формирование воспитывающей гуманистической среды; становление гуманистической компетентности педагога; психологические основы обучения и воспитания.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Старцева, Ирина Александровна, 2002 год
1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. №2. С. 15-24.
2. Азаров В.К. Гражданственность и человеченость // Коммунист. 1976. № 8. 71с.
3. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996. 216 с.
4. Амонашвилли III.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. -М.: Педагогика, 1984. 296 с.
5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.— М., 1996. 494с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1 М.: Педагогика, 1980. 228с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.—Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.—338с.
8. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 2. Под ред.
9. Бодалева А.А. и др., М.: Педагогика, 1980. 288 с.
10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. Под ред.
11. Бодалбва А.А. и др., М.; Педагогика, 1980. 232с.
12. Ананьев Б.Г. "Педагогическая антропология" К.Д.Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии 1969. № 5. с. 17-30.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. 1969. с.43
14. Ананьев Б.Г. Избр. психол. тр. в 2-х т. М.,1980. Т. 1. с. 141
15. Ангелов С. Проблема человека в современном научном познании. // Вопросы философии. 1973. №7. С. 25-38
16. Ангелов С., Георгиев Д. Проблема человека в современном научном познании // Вопросы философии. 1973. №7. С.30-54
17. Ангелов С. Научный и ценностный подход к проблеме человека. 15 Всемирный философский конгресс// Вопросы философии. 1972. № 4. С. 100-136.
18. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 века. / Сост. П.А.Лебедев. -М: Педагогика, 1990. 608с.
19. Антология гуманной педагогики. / Сост. Глейзер Г.Д. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. Юс.
20. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М: Педагогика, 1989. 560 с.
21. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М: Педагогика, 1977. 256 с.
22. Батуев А.С. О соотношении биологического и социального в природе человека. // Вопросы психологии. 1994, №1. С. 24-38.
23. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике-Екатеринбург, 1994. 152с.
24. Бердяев Н. Философия, творчество, культура, искусство. Т. 1. М.: Искусство, 1994. 77с.
25. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования. // Педагогика. № 1. 1996. С. 9 21
26. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Педагогика, 1991. 393с.
27. Белкин А.С. Учитель и ученик: стиль отношений. //Воспитание школьников.— 1996.—№1—с. 10-13.
28. Белкин А.С. Жукова Н.К. Педагогический мониторинг образовательного процесса (учебно-методические материалы). — Екатеринбург: 1998. 76с.
29. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 54с.
30. Белкин А.С. Возрастная педагогика. Екатеринбург, 1999. 184 с.
31. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии //Советская педагогика. 1988. № 11с. 38-43
32. Бим-Бад Б.М. Идеи «педагогической антропологии» в России // Советская педагогика, 1990. №9. С. 102-109
33. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образвоания//Педагогика. 1994. № 5. с. 3-10.
34. Бим-бад Б.М. Идеи педагогической антропологиив России // Педагогика 1990. №9 с. 102
35. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Лекции по педагогической антропологии и философии. М.: УРА О, 1998. 22с.
36. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие,- М.: Изд-воУРАО, 1998. 16с.
37. Бим-Бад Б.М. Современная педагогическая антропдогия: концепция и программа научной разработки. // Магистр. 1995. №2. С.45-52
38. Богуславский М.А. Почему Сухомлинский? // Народное образование. 1993. №7-8. С.110-123.
39. Богуславский М.А. "Мир вступает в век Человека" // Воспитание школьника. 1988. № 5. С. 12-14.
40. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика, 1997. №4 с. 11—16.
41. Бондаренко Л.Я. Методологические аспекты совершенствования профессиональной подготовки учителя.— Автореф. дис. кан. пед. наук.— М., 1983.—16с.
42. Борзенков В.Г. Проблема человека в контексте обновления гуманитарного образования. //Человек. 1996. №3. С.23-29.
43. Бубер М. Проблемы человека. М.: Наука, 1996. 123с.
44. Буева И.И. Идеи гуманизации внутришкольного управления в наследии В.А.Сухомлинского и их значение для современной школы: Автореферат насоиск. учён. степ. канд. пед. наук. (13.00.01) / Оренбург, 1996. 26с.
45. Вербицкая Н О. Теоретические основы витагенного образования взрослых. Монография / Урал. гос. пед. ун-т: Нкатеринбург, 2001. 129с.
46. Вербицкая Н.О. Социально-педагогические основы развития человеческого потенциала города.- Екатеринбург: изд. дом «Сократ», 2001. -54с.
47. Волков Г.Н. Парадокс В. Сухомлинского // Педагогика. 1993. № 5. С.95-99.
48. Выготский JI.C. Педагогическая психология.— М.: Педагогика, 1991. 420с.
49. Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии. // Сов педагогика. 1991 № 9. с.46-49.
50. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика, 1974. 250с.
51. Гончаров Н.К. Антроплогизм Ушинского и его значение. М.: Педагогика, . 1974.89с.
52. Гуманизация в образовании: исторический и современный аспект. Материалы межвузовской научно-практической конференции аспирантов 13-14 февраля. Под ред. Воронцова Д.Д. С-ПбГУПМ, 1996. С.5-11.
53. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования.
54. М.; Изд. корпорация «Логос», 2000. 61с.
55. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. С .58.
56. Давыдова A.M. В.А.Сухомлинский и борьба идей в советской педагогике 60-х годов. // Образование. 1993. №7- № 8. С. 23-30.
57. Давыдов В.В. О понятии личность в современной психологии // Психологический журнал.— 1988.— № 4. Т.9. с.22-32.
58. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.— М.: Педагогика, 1986. 240с.
59. Димов В.М., Лесная Л.В. Актуальные проблемы образования //Социально-политический журнал. 1995. №2. с. 169-182.
60. Днепров Э.Д. Социальные и научные истоки «Педагогической антропологии» К.Д.Ушинского // Труды кафедры педагогики и истории образования и педагогической антропологии. М., 2001. - вып. 2. С.51-64.
61. Дубинин Н.П. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1989. 351с.
62. Дудина М Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург, 1998, 236с.
63. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала 20 века: историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. 152с,
64. Едалина Н.А.Проблемы личностно-оринтированной педагогики. Курс лекций. Екатеринбург. Межвузовский центр, 1998. с.84
65. Емельянов Б.В., Петрунина Т А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург: «Центр проблем детства», 1997. 124с.
66. Емельянов Б.В., Новикова А.И. Н.Бердяев о русской философии. Ч.2.-Свердловск: Изд-во. Урал. Ун-та, 1991. с.240.
67. Зарубежные ученые педагоги о В.А.Сухомлинском // Образование. 1994 №6. С. 12-19.
68. Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов на Дону: Феникс, 1997.— 479с.
69. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования. //Педагогика, 1997. №5 С.3-16.
70. Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии.-М.:Тривола, 1994. 19с.
71. Ильенков Э.Ф. Философия и культура. М.: Наука, 1991. 412с.
72. История педагогики. Ч. 2. С 17 в. до середины 20 в. Учебное пособие для педагогических университетов Под ред. Академика РАО А.И.Пискунова-М.: ТЦ "Сфера", 1997. 304с.
73. Ирина В.Р. Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности //Вопросы философии. 1976. №7. С. 9-15.
74. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.ЛГУ, 1991,с.98.
75. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. -М.: «Логос», 1997. 182с.
76. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. пед соч. М: Педагогика, 1982. 429с.
77. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Владос, 1977. 226с.
78. Кларин М.В. Иновационные модели обучения в зарубежных и педагогических поисках: пособие к спецкурсу для высших учебных заведений, институтов усовершенствования учителей, повышения квалификации работников образования. М.: «Арена», 1994. 215с.
79. Коменский Я.А. Всеобщего совета об исправлении дел человеческих. 4 Пампедия // Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.- Ж., Песталлоци И.Г. Педагогическое наследие М., 1989. 107с.
80. Концепция воспитания учащейся молодёжи // Педагогика. 1992. № 3-4. С.11-19.
81. Корнеев П.В. О некоторых представителях современной "философской антропологии". //Философские науки. 1968. №5. С. 25-34.
82. Кошель В.А. Формирование творческой личности в педагогике В.А.Сухомлинского (философско-этический аспект): автореферат дис. на соиск. учён.степ.канд.пед. наук: (13.00.01) /М.: МГУ, 1995. с.27.
83. Кривошеенко К. Е. Проблема умственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Автореферат на соиск. учён. степ. канд. пед. наук. (13.00.01.) / Киев, 1978. С.25.
84. Krinds Н., Wissen und Freiheit. "Die Frage nach dem Menscen". Freiburg -Munchen, 1966. S. 23.
85. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная педагогическая антропология / Рос. Гос. акад. Физ.культуры. -М.: Физкультура, образование, наука, 1996. 178с.
86. Куликов. Педагогическая антропология: истоки, нарпавления, проблемы. -Свердловск: Изд-воУрал. унив-та, 1988. 150с.
87. Лазурский А.Ф. Избр. труды по психологии. М.: Педагогика, 1997. 9с.
88. Леонович В.В. Специфика проблемы человека в современном конкретно-научном знании //Философские науки. 1974. №5. С. 35-40.
89. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М., 1983. Т.1. 385 с.
90. Леонардо да Винчи. Избр. произведения. М., 1955. 9с.
91. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста. -М.: Прогресс, 1979. 262 с.
92. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 13-23.
93. Ломов Б.Ф., Брушлинский А.В., Шорохова Е.В. Биологическое и социальное в развитии человека. -М.: Наука, 1977. 226с.
94. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 289с.
95. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Издательский Дом « Ноосфера», 1999. 300 с.
96. Малинин В.И. Самообновление как путь воспитания истины // Педагогика.1996. №5. С. 123-125
97. Марков B.C. Образ жизни и формирование человека. // Вопросы философии. 1976. №9. С. 14-19.
98. Маркс К., Энгельс Ф., Собр. соч., т. 23. 188с.
99. Маркс К., Энгельс,Ф., Собр. Соч. т.З. 156 с.
100. Медынский Г.Т. Бесстрашие души. Из переписки с Сухомлинским. // Литературная газета, 1971. 30 июня.
101. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
102. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 24 с.
103. Монахов Н.И. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат,1982. 383 с.
104. Монтень М. Опыты. Кн. I. М.: «Логос», 1954. 194 с.
105. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии. Зарубежная фантастика прошлых веков. М.: Педагогика, 1989. 86 с.
106. Мухин М.И. О психологических взглядах В.А.Сухомлинского. // Вопросы психологии. 1990. № 6. С.23-27.
107. Мухин М.И. Развитие педагогических методов в трудах и опыте В.А.Сухомлинского // Сов педагогика. 1991. № 2. С.92-97.
108. Мухин М.И. В.А.Сухомлинский о воспитании всесторонне развитой личности // Сов. Педагогика. 1991. № 9 с. 104-110.
109. Мухин М.И. Гуманистическая традиция и новаторство в педаггическом опыте В.А.Сухомлинского. Автореферат на соискание учён. степ. докт. пед. наук (13.00.01.) / М.: РАО, 1995. 60с.
110. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж., 1995. 48с.
111. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов педагогика. 1996.9 с.47-54.
112. Новое педагогическое мышление. 11од ред. Петровского А.В. М., 1989. 160 с.
113. О человеческом в человеке. Под общ. ред. И.Т.Фролова, М.: Политиздат, 1991. 384 с.
114. Песталоцци И.Г. Что даёг метод уму и сердцу. Избр пед соч.: в 2т. М.:
115. Педагогика, 1981.т.2. 82с.1 13. Петров М.И. Вопросы истории педагогики. Томск, 1976. 185 с.
116. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. с.41-48.
117. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984. 234с.
118. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник науч. трудов. Отв. ред. М.А.Галагузова. вып.З. - Екатеринбург. Изд-во «СВ - 96», 1998 173с.
119. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования в педагогической мысли: учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994. 96с.
120. Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое нарпавление в отечественной педагогике (20-30 гг. XX в.) // Педагогика.- 1995. № 2. С. 88 194.
121. Психология: Словарь. Под общ. Ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. 1990. 230 с.
122. Равкин З.И. Сердце отданное детям. // Народное образование. 1982. № 1. 15с.
123. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А.Сухомлинского.- М.: Педагогика, 1991. 28с.
124. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М.: Наука, 1993. 23с.
125. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. М.: Мысль, 1946, 494с.
126. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии М.:Педагогика,1976. 43с.
127. Руденко Ю.Д. Народная педагогика // Сов педагогика . 1991. № 2 с.92-105.
128. Самсонова Т.И. Конкретный гуманизм воспитательной системы В.А.Сухомлинского//Новый мир. 1974. №3. С.26-33.
129. Сержантов В.Ф. Человек, ею природа и смысл бытия. J1.: Изд-во ЛГУ, 1990. 149с.
130. Сериков Г.Н. Аспекты системного отражения. Монография. Челябинск: Изд-во ЧГГ1У «Факел», 1998. 60с.
131. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 33с.
132. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994. 32с.
133. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психоолгия ненасилия в образовательном процессе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000. 77с.
134. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 11с.
135. Собакин B.C., Филиппова Н.А. К итогам конференции «Проблемы комплексного изучения человека» // Вопросы философии 1988. №7. с.49-54.
136. Советский энциклопедический словарь под рук. Прохорова A.M. -М.,1977. 678с.
137. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 84с.
138. Соловейчик С. Л. Рассказывайте о Сухомлинском // Юность. 1974. № 4. С.24-35.
139. Соловейчик С. Л. Сухомлинский В.А. о воспитании /Сост. И авт. Вступит, очерков С. Соловейчик, -3-е изд.- М.: Политиздат, 1979. 270 с.
140. Соловейчик С. Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2 -е. М.:" Дет. Лит.", 1972. 250 с.
141. Соловейчик С.Л. Страсть Сухомлинского. // Комсомольская правда. 1976. № 4.
142. Соловейчик С.Jl. о творчестве Сухомлинского. // Первое сентября, 1993. 28 сент.
143. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 72 с.
144. Степашко Л.А. Культурология. Ростов на Дону, 1995. 98с.
145. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Редкол.: А.Г.Дзиверин и др. Киев.: Рад. школа, 1980. Т. 3. 167с.
146. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1/ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С. 25-265.
147. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С. 267-537.
148. Сухомлинский В.А. «Наш педагогический коллектив» // Сов педагогика, 1970 . №4 С. 34-42.
149. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.2./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С. 5-366.
150. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З./ Сост.О.С.Богданова, В.З.Смаль, А.И.Сухомлинская,- М.: Педагогика, 1979. С. 7-183.
151. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С. 205-377.
152. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.З./ Сост. О.С.Богданова, В.З. Смаль. А.И.Сухомлинская, М.: Педагогика, 1979. С. 395-567.
153. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / Сост. О.В.Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288с.
154. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр произведения: в 5-ти т. Киев: Рад. Школа, 1980. Т.З.с.167
155. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. педагогические сочинения: В 3 -х т т.З М.: Педагогика, 1981, с.78-79.
156. Сухомлинский В.А. Без доверия нет воспитания. // «Семья и школа». 1968. № 2. С.ЗО 38.
157. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. // Молодая Гвардия. 1975. № 5. С. 34-50.
158. Сухомлинский В.А. Слово к отцам. // Правда. 1970. 5.01.
159. Сухомлинский В.А. Гармония трёх начал // Журналист. 1970 № 8. С. 2038.
160. Управление современной школой (размышление руководителя). / Под ред. В.Ю.Кричевского./ Сост. Л.Б.Стуканова, Л.Ю.Гладышева. СПБ.: СПбГУПМ, 1997. 204с.
161. Тулмин С. Моцарт в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 10 с. 136145.
162. Ушинский К.Д. Избр. пед соч.: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика. 1974. с. 247.
163. Фёдоров Ю.М. Сумма антропологии. Кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма, 1994. 21с.
164. Фёдоров Ю.М. Сумма антропологии кн. 1. Расширяющаяся вселенная Абсолюта. Новосибирск: Наука; Сибирская издательская фирма, 1994. 421с.
165. Философия марксизма и современная научно-техническая революция. 15 всемирный философский конгресс. Ред. колл. С.Ангелов. Т.И.Ойзерман. Изд. " Наука". М. 1977. 333с.
166. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. 1996. № 6. с.35-40.
167. Фролов И. К постижению человека разумного и гуманного // Свободная мысль. 1993. №13. С. 77- 86.
168. Фролов И.Т. О человеческом в человеке. М.: Наука, 1978. с.85
169. Фролов А. А. Кильянова J1.B. Понятийно-терминологический аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко. Вып. 3.-Екатеринбург, 1999. 152 с.
170. Froese L. Die Lerhe vom Menschen im Verstandais heutiger Forschund "Universitas", 1996. Hf. 9, 915s.
171. Холодная M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Томск: Изд-во Том, ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. 178с.
172. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. / Ред. кол. И.Т.Фролов и др. - М.: Политиздат. 1991. 461с.
173. Человек в зеркале наук. Труды методологического семинара "Человек". Межвузовский сборник под ред. Проф. А.О.Бороноева. 1991г. с.123.
174. Человек и его бытие как проблема современной философии. Критический анализ некоторых буржуазных концепций. Под ред. Б.Т.Григорьяна. М.: "Наука", 1978. 277с.
175. Шевандрин Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании // Педагогика. 1992. № 9-10. С. 28.)
176. Шпет Г.Г. Философские этюды. М. : Изд. Гр. "Прогресс", 1994. 376с.
177. Штинова Г.Н. Пон. аппарат педагогики и образования: Сб. науч. Тр. / Отв ред. Е.В. Ткаченко. Вып. 1. 180с.
178. Шубина И В. Антрополого-гуманистические основания образвоательного процесса в начальной школе на рубеже XIX XX веков: Автореферат дисс. Насоиск. учён. Степ. Канд. пел. наук. (13.00.01.) МГУ, 2000. С.25.
179. Шубинский B.C. Педагогика 1992 № 3-4
180. Шубинский B.C. Филосо фские подходы к педагогической теории. // Советская педагогика. 1990. № 2. с. 60-65.
181. Шубинский B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. № 3- 4. С.37-43.
182. Щедровицкий П.Г. Л.Выготский и современная педагогическая антропология: (Лекции 1-3) // Тьюторство: идея и идеология. Томск, 1996.-с. 73-128.
183. Щепаньский Я. Философская и социологическая концепция человека // Философские науки. 1969. №5. С.35-46.
184. Юдашина НИ. Антропологическая педагогика П.Ф.Лесгафта // Педагогика. 2000. № 4. С. 70-76.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.