Память и мнемотехники в античном гностицизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Бахарь Спиридон Александрович

  • Бахарь Спиридон Александрович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 169
Бахарь Спиридон Александрович. Память и мнемотехники в античном гностицизме: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». 2021. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бахарь Спиридон Александрович

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕМПОРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АНТИЧНОГО ГНОСТИЦИЗМА

1.1. Представления гностиков о вечности

1.2. Представления гностиков о времени

2. УЧЕНИЕ ГНОСТИКОВ О ПАМЯТИ

2.1. Индивидуальная и надындивидуальная память в античном гностицизме

2.2. Забвение как смерть в гностицизме и орфико-пифагорейской традиции

2.3. Вспоминание как самопознание в античном гностицизме

3. ПРАКТИКИ ЗАБОТЫ О СЕБЕ В ГНОСТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЯХ 1-1У ВВ. Н.Э

3.1. Забота о себе в гностицизме и орфико-пифагорейской традиции

3.2. Забота о себе как способ сохранения себя

3.3. Забота о себе как забота о других

3.4. Толкование как способ вспоминания себя

3.5. Воспоминание как откровение в учениях гностиков

3.6. Гностическая теургия и античная гоэтия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Память и мнемотехники в античном гностицизме»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Благодаря сделанным в течение последних трех веков открытиям гностических текстов гностицизм стал одним из самых перспективных и актуальных направлений научных исследований. Уделяя внимание различным аспектам гностицизма, исследователи отмечают важную роль, которую в учениях гностиков играет тема памяти. Память считается одним из ключевых и конституирующих моментов гностицизма.1

Несмотря на то, что память является по преимуществу проблемой философской, в наше время существует большое многообразие подходов, освещающих ее различные аспекты. В этом отношении одно лишь перечисление возможных мыслительных горизонтов обсуждения памяти вполне могло бы составить предмет специального исследования. Появилась даже целая наука, обозначаемая англоязычным термином

Л

«memory studies» («изучение памяти»). В качестве основной причины такой притягательности темы памяти ученые, как правило, называют ускорение темпов культурных изменений, результатом чего является утрата индивидами и, соответственно, социальными группами собственной идентичности.3

Хотя все исследования неизбежно ограничены своим временем, общественными запросами, уровнем науки, это не исключает важности обращения к истокам тех или иных представлений. Как хорошо известно, какого-либо представления определяет собой последующее его развитие. И хотя современные представления о памяти могут принимать совершенно

1 Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. - Boston, 1958. - 396 p.

См. Васильев А. Г. Memory studies: единство парадигмы - многообразие объектов (Обзор англоязычных книг по истории памяти) / Новое литературное обозрение. - М., 2012, № 117. - С. 461-480.

Хаттон П. История как искусство памяти. / Патрик Х. Хаттон; Пер. с англ. В.Ю. Быстрова. - СПб.: Владимир Даль: Фонд Ун-т, 2003. - 422 с.

разные формы, они неизбежно включают в себя то, что было выработано предшествующими поколениями. Поэтому пытаясь преодолеть нынешний духовный кризис, ученые, как правило, говорят об актуальности обращения не только к современным концепциям памяти, но и к идеям прошлых эпох. Такое обращение позволяет по-новому взглянуть на те вопросы, которые волнуют нас сегодня.

Степень разработанности темы. Ввиду конституирующей роли памяти в учениях гностиков ни один исследователь гностицизма не может не коснуться этой темы. Поэтому представить себе исчерпывающий обзор исследовательской литературы, посвященной проблемам памяти и мнемотехник в античном гностицизме практически невозможно. Учитывая это обстоятельство, данный очерк не преследует цели обозреть литературу о гностицизме во всем ее многообразии. Назовем только основные имена.

Предметом специального научного изучения гностицизм стал в XIX веке. К исследованию гностицизма как отдельного явления впервые приступили А. Неандер4, И. Баур5 и А. Гарнак6. Они положили начало критическому изучению гностических текстов. В дальнейшем гностицизмом занимались в основном историки и богословы из Геттингентского университета: В. Буссет,7 Р. Бультман,8 Г Борнкамм9 и др., образовавшие «школу истории религий». Одним из первых, кого гностицизм заинтересовал с философской точки зрения, был Г. Йонас -ученик Хайдеггера и Бультмана. Именно в его, ставшей уже классической,

4 Neander A. Die genetische Entwickelung der vornehmsten gnostischen Systeme. - Berl.: F. Dümmler, 1818. - 569 p.

5 Baur J. Die christliche Gnosis oder die christliche Religionsphilosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung. - Tubingen, 1835. - 757 p.

6 HamackA. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. - Leipzig, 1893.

n

Bousset W. Hauptprobleme der Gnosis. - Göttingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1907. - 398 P.

o

Bultmann R. Das Evangelium des Johannes. - Göttingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1986. -567 p.

9 Bornkamm G. Das Ende des Gesetzes. - München: Chr. Kaiser, 1952. - 210 p.

работе «Гностическая религия»10 уделяется наибольшее место теме памяти

в античном гностицизме. Среди зарубежных исследователей второй

11 12

половины XX века можно выделить Р. Гранта, Г.-М. Шенке, Дж.

Робинсона,13 Б. Лейтона,14 Б. Пирсона,15 Г. Грина16, Ж. Квиспела17 и Э.

18

Пэйджелс . А из исследователей, применявших историко-философский подход в изучении гностицизма, - Г.Ч. Пюэша19, Б. Аланд20, Дж. Тернера21, С. Девиса22, З.-Г. Штарка23 и М. Уильямса24.

В отечественной науке до революции гностицизм изучался с позиций ортодоксального христианства М.Э. Посновым25 и В.В. Болотовым26. В

10 Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. - Boston, 1958. - 396 p.

11 GrantR.M. Gnosticism and Early Christianity. - N.Y., 1978. - 255 р.

12 Schenke H.-M. «Die Gnosis». Umwelt des Urchristentums. I: Darstellung des neu-testamentlichen Zeitalters, J. Leipoldt und W. Grundmann, Hg. 7. Aufl. - Berlin: Evangelische Verlagsanstalt. 1965. - S. 372-415.

13

Robinson J. From the cliff to Cairo// Bare B. Colloque international sur les textes de Nag Hammadi. - Quibec-Louvain, 1981. P. 21-58. Robinson J. The construction of the Nag Hammadi codices// Krause M. Essays on the Nag Hammadi texts. - Leiden, 1975. Р. 170190.

14 Layton B. Prolegomena to the Study of Ancient Gnosticism // White М., Yarborough L. The Social World of the First Christians: Essays in Honor of Wayne Meeks. - Minneapolis, Minn.: Fortress Press, 1995. - Р. 334-350.

15 Pearson В. A Gnosticism and Christianity in Roman and Coptic Egypt. - N.-Y., 2004. -302 p.

16 Green Н.А. The Economic and Social Origins of Gnosticism. -Atlanta, Georgia: Scholars Press, 1985. - 304 р.

17

Quispel G. Gnosis als Weltreligion. - Zürich: Origo, 1951. - 94 p.; Quispel G. Gnostic Studies. Vols. 1-2. - Istanbul, 1974-1975.

18 PagelsE. Adam, Eve and Serpent. - N.-Y., 1988. - 224 p.

19 PuechH.-Ch. Enquete de la Gnose, , I-II. - P., 1978.

20

Aland B. Gnosis und Philosophie // International Colloquium on Gnosticism. - Stockholm,

1977. - Р. 34-73.

21

Gnosticism and Later Platonism. Themes, Figures, and Texts. // ed. Turner J.D., Majercik R. D. - Atlanta: Society for Biblical Literature, 2000. - 353 р.

22 Davies S. Gnostic Idealism and the Gospel of Truth. - Atlanta, 1989. - 83-94 р.

23 Stark Th.-H. Philosophische Lebensform, Erkenntnis und Erlösung: Zu Grundlagen u. Entstehungsgeschichte der Gnosis // Theologie u. Philosophie. - Freiburg etc., 2004. - S. 339360.

24

WilliamsM.A. Rethinking "Gnosticism": An argument for dismantling a dubious category. - Princeton University Press, New Jersey. 1999. - 356 р.

25 .

ПосновМ.Э. Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним. - Киев, 1917. -893 с.

26 Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. - Т.2. - СПб, 1910. - 474 с.

советский период в первой половине XX века гностицизмом занимались А.Б. Ранович27 и Р.Ю. Виппер.28 Этих исследователей интересовал, в первую очередь, социальный аспект гностицизма. В ряду отечественных исследователей второй половины XX в. необходимо назвать А.И. Еланскую , И.С. Свенцицкую , А.Л. Хосроева , Е.В. Афонасина и А.И.

33

Сидорова . А из отечественных историко-философских исследований в этом плане можно выделить работы А.Ф. Лосева34, М.К. Трофимовой35 и Р.В. Светлова.36

Все перечисленные исследователи исходят из разных теоретико-методологических установок и ставят перед собой разные цели. Тем не менее, несмотря на большой объем литературы, посвященной гностицизму, тема памяти в представлениях гностиков остается слабо изученной. По крайней мере, систематической работы по данному вопросу не существует. Так, например, Г. Йонас почти не уделяет внимания такому важному аспекту гностической памяти, как мнемотехникам - способам сохранения, достижения и воспроизведение знания. Скажем, упоминая

27

Ранович А.Б. Очерк истории раннехристианской церкви. - М.: ОГИЗ; ГАИЗ, 1941. -

262 с.

28

Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. - М.: Изд-во АН СССР, 1954. - 268 с.

29

Еланская А.И. Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. - СПб.: Алетейя, 2001. - 377 с.; Премудрость Иисуса Христа: апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками. - СПб.: Алетейя, 2004. - 416 с.

30

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории - М.: Издательство политической литературы, 1988 - 336 с.

31

Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3; VII, 4; IX, 3). - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 276 с.; Хосроев А.Л. Другое благовестие II. Христианские гностики II-III вв.: их вера и сочинения. - СПб.: Контраст, 2016. - 424 с.

32

Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. - СПб.: Издательство Олега Абышко. 2002. - 368 с.

33

Сидоров А.И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии. // Актуальные проблемы классической филологии, вып. 1. - М., 1982. -С. 91-148.

34 Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. - М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2000. Т. 8. Кн. 1. Итоги тысячелетнего развития. - 624 с.

35

Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. - М., 1979. - 216 с.

36 Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. - СПб, 1996. -232 с.; Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 479 с.

несколько раз о гностическом ритуале, он ничего не говорит о его мнемонической функции. При этом в своем исследовании Г. Йонас опирается в основном на мандейскую, манихейскую и герметическую литературу, которая, хотя и зависит напрямую от гностицизма, в строгом смысле гностической не является.

Здесь можно упомянуть и румынского религиоведа М. Элиаде,

37

уделившего заметное внимание теме памяти в учениях гностиков.37 Но он в этом отношении во всем следует Г. Йонасу. Таким образом, представления о памяти в античном гностицизме требуют более глубокого изучения, чем и обусловлен выбор темы настоящего исследования.

Цель работы - выявить и проанализировать представления о памяти и мнемотехниках в античном гностицизме.

Достижение указанной цели реализуется посредством решения более частных исследовательских задач.

1. ввиду непосредственной связи категорий памяти и времени осуществить исследование темпорологических представлений гностиков;

2. проанализировать и систематизировать представления о памяти в контексте онтологических, космологических, гносеологических и антропологических аспектов гностицизма;

3. дать описание гностических мнемотехник, то есть способов сохранения, воспроизведения и передачи знания;

4. провести сравнительный анализ гностических учений о памяти с аналогичными представлениями в античной культуре и выявить их предпосылки;

5. проследить эволюцию представлений о памяти в античном гностицизме.

37

Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. 4-е изд. М.: Академический Проект, 2010 - 251 с.; Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том II. - М.: Критерион, 2002. - 512 с.

Таким образом, объектом научного исследования являются религиозно-философские учения гностиков.

Предметом исследования - представления гностиков о памяти и мнемотехниках.

Источники. Слово «гностицизм» было произведено во второй

половине XVII века кембриджским платонистом Генри Мором (161438

1687) в целях терминологического удобства для обозначения совокупности раннехристианских еретических движений и получило популярность благодаря «Учебнику по истории догматов» Адольфа фон

39

Гарнака. Сами последователи этих движений словом «гностицизм» не пользовались, а называли себя христианами, однако их оппоненты вполне резонно именовали их «гностиками», поскольку их учения, в отличие от ортодоксального христианства, фокусировалось не на вере (греч. лштк;), а на знании (греч. ууюац).

Поскольку гностицизм является одной из самых сложных и противоречивых тем в истории философии40 в данной работе не ставится цель дать точное его определение. Это требует отдельного исследования. Под гностицизмом же, главным образом, будет пониматься совокупность источников, обычно относящихся исследователями к «гностическим» и датируемым второй половиной первого - началом четвертого веков н.э. Речь идет о текстах, входящих в кодексы «Эскью» (Codex Askewianus), «Брюса» (Bruce Codex), «Чакос» (Codex Tchacos), библиотеки Наг-Хаммади (Nag Hammadi library) и «Берлинский папирус 8502» (Papyrus Berolinensis 8502).

38

Шабуров Н. В. Гностицизм // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Степин. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - 2816 с. 9 Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. - Freiburg im Breisgau: Mohr, 3 Bde. 1886 -1890.

40 Трофимова М.К. К методике изучения источников по истории раннего христианства: (на примере литературы о «Евангелии от Фомы») // ВДИ. 1970. №1. - С. 143.

Историко-философское изучение темы памяти в гностицизме сталкивается с рядом серьезных трудностей. Первая заключается в том, что история философии по определению занимается изучением текстов философских, а произведения гностиков таковыми не являются, за что их критиковал еще Плотин.41 Отличие состоит, главным образом, в их иррациональном характере. В числе проявлений иррациональности произведений гностиков ученые обычно называют их образность42,

43

противоречивость , неполноту, эклектичность, синкретизм, многофункциональность и т.д.44 На основании перечисленных характеристик некоторые исследователи определяют гностические сочинения как мифологические.45 По этой причине, несмотря на включение гностических текстов в сферу историко-философского анализа,

41 Плотин. Против гностиков // Вторая эннеада / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. - СПб, 2004. - С. 295-346.

42 Так, на страницах гностических рукописей можно встретить такие образы, как «свет», «царствие», «древо познания» и т.д.

43 Яркий пример противоречивости гностических текстов дает полностью построенная на оппозициях поэма «Гром. Совершенный Ум» (NHC VI, 2:13; 16-32) из коптской библиотеки Наг-Хаммади: «Я / почитаемая и презираемая. / Я блудница и святая. / Я жена и / дева. Я мать / и дочь. Я члены тела / моей матери. Я неплодность, / и есть множество ее сыновей. Я / та, чьих браков множество, и / я не была в замужестве. Я облегчающая роды / и та, что не рожала. Я / утешение в моих родовых муках. Я / новобрачная и новобрачный. / И мой муж тот, кто / породил меня. Я мать / моего отца и сестра моего / мужа, и он мой отпрыск» (Трофимова М.К. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади. // Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии: И.С. Свенцицкая, М.К. Трофимова. М., 1989. С. 308).

44

В плане иррациональности гностические тексты иногда доходят до полной бессмысленности с точки зрения логики. Здесь в качестве примера можно привести фрагмент из «Евангелия от египтян» (NHC III. 2, 55), где слово используется почти исключительно в его фонетическом аспекте: «ИЕ иеус ЕО Оуа! Воистину, истинно, О Ессей Назарей Еседдукей. О живая вода, О Дитя дитяти, о славное имя! Воистину истинно, О эон сущий, ииии ЕЕЕЕ ееее оооо уууу ОООО аааа. Эй аааа ОООО, О сущий, кто видит эоны! Воистину, истинно, аее ЕЕЕ ииии уууууу ОООООООО, кто вечно вечен! Воистину, истинно, иЕа, эйО, в сердце, что создано, у аей ейс аей, ей о ей, Сын, навечно, Ты то, что ты есть. Ты тот, кто ты есть» (The Nag Hammadi Library: The Definitive Translation of the Gnostic Scriptures. Complete in one volume. Ed. Robinson J.M. - San Francisco: Harper Collins Publishers, 2000. - Р. 133).

45 См., напр., ЛосевА.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. - М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2000. - С. 322-323.

для историков философии гностицизм всегда был и остается темой периферийной.46

Тем не менее, как показывает настоящее исследование, писания гностиков в большинстве случаев являются иррациональными только по форме, тогда как на содержательном уровне они вполне логичны и

47

представляют собой довольно последовательные системы. Наряду с образным изложением в них довольно сильно представлена и

48

теоретическая сторона.

Стремление к теоретизированию побуждало гностиков, помимо собственно религиозных вопросов, интересоваться и вопросами философского характера.49 Некоторые из них даже входили в кругу неоплатоников.50 Поэтому в качестве материала для создания своих текстов гностики использовали не только различные мифологемы позднеантичной культуры, но и идеи античной философии, на что указывают уже ересиологи. Так Ипполит Римский51 утверждал, что все христианские ереси базируются на идеях древнегреческой философии, а еретики только и делают, что облекают старое содержание в новую форму. На основе осмысления заимствованных образов и идей гностики

52

формируют вполне рациональные системы. Они дают развернутую картину мира, описывают различные способы познания, раскрывают происхождение, предназначение и сущность человека, решают проблему

46 Бахарь С.А. Гностический текст как объект историко-философской интерпретации // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 5. - С. 363.

47

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Т. 8. Кн. 1. -М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2000. - С. 322.

48 Там же - С. 311.

49 Маргулес Б.Б. О социальных корнях христианского гностицизма в Египте // Древний Восток. Сборник 1. К семидесятипятилетию академика М.А. Коростовцева. - М.,1975. -С. 159-161.

50 Плотин. Против гностиков // Вторая эннеада / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т. Г. Сидаша. - СПб, 2004. - С. 320.

51 Hippolytus. Refutatio omnium Haeresium / Ed. M. Marcovich. - Berlin, New York, 1986. -551 р.

52

Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. - М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2000. Т. 8. Кн. 1.- С. 311.

добра и зла. Такая близость гностицизма и философии позволила

53

исследователям говорить о гностицизме как о «философской религии». Поэтому, если гностицизм и можно назвать мифологией, то только вторичной. То есть - такой мифологией, в которой - если воспользоваться словами Е.А. Торчинова - «образы и мотивы архаического мифа выступают не в своей исходной непосредственности (или просто в качестве реликтов, пережитков), а в роли дериватов, трансформированных рефлексией дискурсивного мышления».54 Отсюда следует, что без историко-философского анализа любые другие исследования гностических текстов оказываются невыполнимыми. Это делает историко-философский подход в изучении гностицизма не только возможным, но и необходимым.

Вместе с тем важно иметь в виду, что становясь частью сочинений гностиков, философские идеи претерпевают определенного рода трансформацию. Известно, что план выражения всегда связан с планом содержания и всякое изменение в одном ведет также к изменению и в другом. Это явление в лингвистике называется коммутацией (от лат. сошт^айо - перемена).55 Так, попав в контекст гностического произведения, философские понятия и идеи наполняются конкретным содержанием и получают соответствующее выражение. В связи с этим необходимо учитывать, что рациональность гностиков носит весьма специфический характер и отличается, например, от рациональности научной.56

Еще одна проблема, связанная с источниками, заключается в том, что имеющиеся на сегодняшний день гностические тексты являются

53

Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и Александрийская экзегетика. - СПб, 1996.

54 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - С. 119.

55 Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка. - М.: КомКнига, 2006. - 248 с.

56 Бахарь С.А. Проблема научной интерпретации гностических текстов // XXI межвузовская научная конференция «Бог. Человек. Мир» 13-14 декабря 2018 г. Сборник докладов. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2019. - С. 371.

сделанными на рубеже Ш-1У вв. переводами на коптский язык рукописей, написанных по-гречески. Будучи переводами, они имеют совсем иной строй и словарный запас, нежели оригиналы, и могут разительно

57 тг

расходиться с первоначальным вариантом. К тому же переводы несовершенны. Это может быть связано как с ошибками переводчиков или переписчиков, так и с намеренным изменением текста, когда изначальный вариант менялся в соответствии со средой своего распространения. При этом смысл имеющихся текстов во многом определяется уровнем интеллектуального развития переводчика или переписчика. Переводчики или переписчики могли сами не очень понимать их смысл. Поэтому в большинстве случаев мы не можем сказать, какое именно греческое слово или выражение стоит за коптским. Все это затрудняет понимание

58

произведений гностиков.

Другой проблемой для изучения гностических источников является их фрагментарность. И хотя большинство текстов дошло до нас в хорошей сохранности, все же состояние некоторых из них неудовлетворительно, что значительно затрудняет их прочтение. Порой, весьма сложно связать фрагменты одного произведения в нечто целое.

Проблемой гностических источников, касающейся непосредственно темы памяти, является то, что в гностицизме нет текстов, специально посвященных данной теме. При всей ее важности для гностических учений, произведения, в котором тема памяти рассматривалась бы самостоятельно и систематически, отсутствуют. Эти представления можно выявить только из имеющегося многообразия гностических текстов. Тем не менее, и дошедшие до нас источники, и христианские свидетельства59 и

57

Трофимова М.К. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади // Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии: И.С. Свенцицкая, М.К. Трофимова. -М.: Мысль, 1989. - С. 172.

58 Там же. - С. 174.

59 Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / пер. протоиерея П. Преображенского, Н.И. Сагарды. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. - С. 103.

современные исследования60 показывают, что гностицизм представлял собой явление весьма разнородное. Он объединял в себе массу школ самого разного направления. Такая разнородность стала одной из причин, побудивших некоторых исследователей усомниться в целесообразности и полезности самого термина «гностицизм».61 Наиболее развернуто против пригодности данного термина в качестве общей категории для понимания имеющихся у нас источников высказался Майкл Аллен Уильямс.62

Тем не менее, на фоне различия гностических писаний выделяется и их некое единство - то, что позволяет охарактеризовать их как «гностические».63 По крайней мере, в своей основе эти тексты не противоречат друг другу. Это дает возможность говорить о явном присутствии в учениях гностиков некоего единства, что позволяет рассматривать гностицизм не только в качестве различных движений, но и как явление более или менее целостное.64 А потому и М.А. Уильямс не предлагает полностью избавиться от термина «гностицизм», а лишь заменить его на другой.65

60 Johnson P. A History of Christianity. - L.: 1976. - P 44-45.

61 Holzhausen J. Gnostizismus, Gnosis, Gnostiker. Ein Beitrag zur antiken Terminologie, JAC 44 (2001). - P. 74; Rudolph K. Gnosis - Weltreligion oder Sekte. // id Gnosis und spätantike Religionsgeschichte: Gesammelte Aufsätze. - Leiden et al.: Brill, 1996. - P. 39.

62 Williams. M.A. Rethinking "Gnosticism": An argument for dismantling a dubious category.

- Princeton University Press, New Jersey. 1999. - 356 р.

63 The Nag Hammadi Library: The Definitive Translation of the Gnostic Scriptures. Complete in one volume. Ed. Robinson J.M. - San Francisco: Harper Collins Publishers, 2000. - 566 р.

64 Так, например, Р.В. Светлов выделяет следующие основные моменты гностического мировоззрения: 1) концепция возрастания «пневматической искры» до бытия (процесс, происходящий одновременно и на небесах, и в душе человека); 2) монодуализм, оставляющий место и для креационистских, и для эманационистских спекуляций; 3) отождествление бытия с гнозисом - познавательным актом, окрашенным в тона волевого устремления; 4) идея Благодати Откровения как важнейшего условия для познания и спасения; 5) привлечение идеи Посредника между Плеромой бытия и Кеномой Космоса; 6) экзегетический взгляд на мир, исходящий из того, что и Писания, и сам Космос являются символическими сущностями (Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - С. 53).

65 Williams. M.A. Rethinking "Gnosticism": An argument for dismantling a dubious category.

- Princeton University Press, New Jersey. 1999. - 356 р.

В качестве альтернативы Уильямс предлагает понятие «библейские демиургические традиции». Под «демиургическими традициями» он подразумевает все те традиции,

Конечно, гностические, сочинения далеко не всегда содержат весь миф целиком, ведь мы имеем дело не с «учебниками», в которых нужно все тщательно и подробно объяснять, а с произведениями разных жанров, авторы которых, рассчитывая на разные аудитории, преследовали разные цели и могли подробно остановиться на одной части мифа, оставляя другую для следующего сочинения или предполагая, что их читатели уже имеют какое-то знание о том, о чем пойдет речь. Поэтому в одном сочинении мы увидим эксплицитно выраженными одни составные части этого мифа, в другом - иной набор мотивов.

Существует, по меньшей мере, два подхода к решению всех перечисленных проблем. Первый подход предполагает, что историко-философское исследование должно отталкиваться от филологической работы с текстами. В данном случае к таковым относятся переводы М.К. Трофимовой, А.И. Еланской, А.Л. Хосроева и Дм. Алексеева. Второй подход предполагает сопоставление текстов между собой и с сохранившимися фрагментами на языке оригинала, а также - привлечение иной релевантной литературы. 66

Объем работы не позволяет осуществить полный разбор всего разнообразия гностических текстов, а потому в диссертации будут предложены обобщенные выводы, касающиеся представлений гностиков о памяти. Речь идет о создании искусственной схемы или модели. И хотя при необходимости в исследовании будут отмечаться различия в представлениях гностиков, эти представления будут в итоге сведены к

которые приписывают сотворение и устроение космоса некой низшей сущности или сущностям, отличным от высшего Бога. Действительно, понятие «библейские демиургические традиции» включало бы значительный процент источников, которые сегодня обычно называют «гностическими», поскольку различие между творцом (творцами) космоса и истинным Богом идентифицируется как общий признак «гностицизма». Однако вопрос, насколько эта категория является более соответствующей тому феномену, или феноменам, которые стали предметом рассмотрения в данном исследовании, остается пока открытым.

66 Трофимова М.К. К методике изучения источников по истории раннего христианства: (на примере литературы о «Евангелии от Фомы») // ВДИ. - М., 1970. № 1. - С. 143.

некоему «среднему» учению, которое будет отражать нашу способность разлагать и синтезировать, не допуская при этом модернизации. В науке постоянно приходится прибегать к подобному приему, чтобы охватить суть изучаемого предмета.67 Но, несмотря на то, что при таком подходе страдает полнота научного исследования, в нем есть и положительная сторона - он позволяет сфокусироваться на самых важных моментах исследуемой темы.

Большой важностью для исследования обладают сочинения христианских ересиологов, которые до недавнего времени были основным источником для изучения гностицизма. Это, прежде всего, труды Иринея Лионского, Ипполита Римского, Климента Александрийского, Тертуллиана и Епифания. Признавая сочинения ересиологов, безусловно, ценнейшим источником для изучения гностицизма, необходимо отметить их некоторые особенности. Во-первых, это сочинения полемические, а не историко-философские или хотя бы исторические. В произведениях отцов церкви гностицизм подвергается резким нападкам и критике, что порождает разного рода преувеличения и преуменьшения, малообоснованные домыслы и т.д. Обвинения, как правило, сводятся к аморальным поступкам - оргаистическим пирам и сексуальной невоздержанности.68 Однако, как показывают исследования найденных гностических текстов, штампы, которые использовали отцы церкви против гностиков, и сами гностические учения имели мало общего.69 Так, в общем аскетическая установка найденных текстов подрывает веру в достоверность обличительных картин гностических нравов.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бахарь Спиридон Александрович, 2021 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

Гностические тексты:

1. Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии: И.С. Свенцицкая, М.К. Трофимова. - М.: Мысль, 1989. - 336 с.

2. Герметический корпус // Высокий герметизм: Гермес Трисмегист. / Пер. с древнегреч. и лат. Л.Ю. Лукомского. - СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. - 416 с.

3. «Евангелие египтян» - памятник мифологического гностицизма. Вступительная статья, перевод с коптского и комментарии Е.Б. Смагиной // Вестник древней истории. - М.: Наука. 1995. № 2. - С. 230-251.

4. Евангелие Иуды (Искариота). / Пер. и коммент. Дм. Алексеева [электронный ресурс] URL: https: //xpectoc. com/sites/xpectoc/uploads/documents/files/alexeev_evang elie_iudy.pdf

5. Евангелие Истины: двенадцать переводов христианских гностических писаний / пер. Дм. Алексеева; под ред. А.С. Четверухина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 541 с.

6. Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке / Введ., пер. с коптского, коммент. А.И. Еланской. - СПб.: Алетейя, 2001. - 377 с.

7. Изречения Секста. Перевод, вступительная статья и комментарии А.С. Небольсина. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. - 347 с.

8. Парафраз Сима (Наг-Хаммади VII.1) / введение пер. и комм. Е.С. Егоренкова // Письменные памятники Востока: журнал. - М.: «Восточная Литература», 2005. № 2(3). - С. 84-112.

9. Премудрость Иисуса Христа: апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками / пер., вступ. ст., коммент. А.И. Еланской. - СПб.: Алетейя, 2004. - 416 с.

10. Сочинения гностиков в Берлинском коптском папирусе 8502 / пер. с нем. и копт., доп. примеч. и гл. А.С. Четверухина. - СПб.: Алетейя, 2004. - 443 с.

11.Трехчастный трактат. Коптский гностический текст из Наг-Хаммади (Codex Nag Hammadi I, 5) / пер. и коммент. А.И. Еланской. - СПб.: Алетейя, 2017. - 238 с.

12.Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3; VII, 4; IX, 3). - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 276 с.

13.Хосроев А.Л. Другое благовестие II. Христианские гностики II-III вв.: их вера и сочинения. - СПб.: Контраст, 2016. - 424 с.

14.Хосроев А.Л. Из раннехристианской литературы: «Деяния Петра и двенадцати апостолов» (Наг Хаммади VI.1) и «Деяния Петра» (BG.4) / А.Л. Хосроев. // Мир Востока. №1. 1997. - С. 5-16.

15.The Books of Jeu and the Untitled Text in the Bruce Codex / Ed. by Carl Scmidt. Ttransl. by Violet MacDermot (The Nag Hammadi Studies, vol. 13). - Leiden: Brill, 1978. - 345 p.

16.The Gnostic Bible: Revised and Expanded Edition // ed W. Barnstone and M. Meyer. - Boston & London: Shambhala, 2003. - 896 p.

17.The Nag Hammadi Library: The Definitive Translation of the Gnostic Scriptures. Complete in one volume. Ed. Robinson J.M. - San Francisco: Harper Collins Publishers, 2000. - 566 р.

Христианские авторы:

18.Августин А. Исповедь / Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Вступит. статья А. А. Столярова. - М.: «Ренессанс», СПИВО - СиД, 1991. - 488 с.

19.Августин А. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан / пер., вступ. ст. и прим. А.А. Тащиан. - Краснодар: Глагол, 2004. - 416 с.

20.Анселъм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. - М., 1995. - 400 с.

21..Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. - 600 с.

22.Епифаний Кипрский. Творения. В 6 ч. / Пер. Московской духовной академии. Ч. 1. - М., 1863. - 384 с.

23.Климент Александрийский. Извлечения из Теодота и так называемой восточной школы времен Валентина / пер. Е. В. Афонасина // Афонасин Е. В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - С. 200-234.

24. Ориген. Толкования на Евангелие от Иоанна / Перевод, комментарии и предисловие О.И. Кулиева - СПб.: Издательство РХГА, 2018. - 540 с.

25. Св. Ириней Лионский. Против ересей. Доказательство апостольской проповеди / пер. протоиерея П. Преображенского, Н. И. Сагарды. -СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. - 672 с.

26. Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. / Пер. И. Маханькова, Ю. Панасенко, А. Столярова, Н. Шабурова, Э. Юнца. Сост. и общ. ред. А. А. Столярова. - М.: Прогресс-Культура, 1994. -448 с.

27.Hippolytus. Refutatio omnium Haeresium / Edited by Miroslav Marcovich. - Berlin, New York, 1986. - 551 р.

Античная литература:

28. Алкиной. Учебник платоновской философии // Учебники платоновской философии. М. - Томск. 1995. - С. 67-100.

29.Аполлоний Родосский. Аргонавтика. / Пер., ст. и прим. Н. А. Чистяковой. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. - М.: Ладомир-Наука. - 2001. 240 с.

30.Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер., ст. и прим. В. Г. Боруховича. Отв. ред. Я.М. Боровский. - Л.: Наука, 1972. - 216 с.

31.Аристотель. Физика. // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. / Перевод, вступ. статья и примеч. И.Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981. Т. 3. - С. 58-262.

32.Аристотель. Поэтика. // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. Т. 4. - С. 645-680.

33.Аристофан. Лягушки // Комедии. В 2 т. / пер. Ю. Шульца. Т. 2. - М.: Гос. изд. худ. лит. 1954. - С. 241-328.

34Геродот. История в девяти книгах / Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. - Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. - 600 с.

35Гесиод. Полное собрание текстов. Поэмы (Теогония. Труды и дни. Щит Геракла). Фрагменты (Перечень женщин или Эои. Великие Эои. Свадьба Кеика. Меламподия. Сошествие Пирифоя. Идейские дактили. Наставления Хирона. Великие труды. Астрономия. Эгимий. Горнило или Гончары). / Перевод фрагментов О. П. Цыбенко, вступ. ст. В. Н. Ярхо, комм. О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. (Серия «Античное наследие»). - М.: Лабиринт, 2001. - 256 с. 36.Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. Н.И. Гнедич, В.А. Жуковский. - М.: Художественная литература, 1967. - 244 с.

37..Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1979. - 620 с.

38.Исократ. Речи. Письма; Малые аттические ораторы. / под общ. ред. Э. Д. Фролова ; [пер. с древнегреч. Ю. В. Андреева и др.]. - М.: Ладомир, 2012. - 1072 с.

39.Ксенофонт. Киропедия / Ксенофонт; Пер. с древнегреч. В.Г. Борухович, Э.Д. Фролов. - М.: Наука, 1976. - 334 с.

40. Орфические гимны / пер. О.В. Смыки. // Античные гимны. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 177-267.

41.Платон. Алкивиад I. // Платон. Собр. соч. В 4 т. / Пер. с древнегреч. В.С. Соловьев, М.С. Соловьев, С. Я. Шейнман-Топштейн; общ. ред. А.Ф. Лосев и др. Т. 1. - М.: Мысль,1990. - С. 220-267.

42.Платон. Горгий // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2006. Т. 1. - С. 261-375.

43.Платон. Государство // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2007. Т. 3. Ч. 1. - С. 97493.

44.Платон. Кратил // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2006. Т. 1. - С. 422-502.

45.Платон. Менон // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2006. Т. 1. - С. 376-421.

46.Платон. Парменид // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2007. Т. 2. - С. 413-492.

47.Платон. Теэтет // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2007. Т. 2. - С. 229-327.

48.Платон. Тимей // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2007. Т. 3. Ч. 1. - С. 495-587.

49.Платон. Федон. // Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2006. Т. 2 - С. 11-96.

50.Платон. Федр. // Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2006. Т. 2 - С. 161-228.

51.Платон. Филеб. // Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Издательство Олега Абышко, 2006 Т. 3. Ч. 1. - С. 11 -96.

52.Плотин. О трудностях, возникающих при рассмотрении души // Четвертая эннеада / Пер. с древнегреч. и послесл. Т.Г. Сидаша. -СПб: Изд-во Олега Абышко, 2004. - 480 с.

53.Плотин. Против гностиков // Вторая эннеада / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. Т.Г. Сидаша. - СПб: Изд-во Олега Абышко, 2004. - С. 295346.

54.Плутарх. Моралии. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во Фолио, 1999. - 1119 с.

55.Порфирий. Жизнь Пифагора. Жизнь Плотина. / Пер. М. Л. Гаспарова. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1979. - С. 449-476.

56.Прокл. Платоновская теология / Пер. с древнегреч., сост., статья, примечания, указатели, словарь Л.Ю. Лукомского. - СПб.: РХГИ; «Летний сад», 2001. - 624 с.

57.Симонид Кеосский // Эллинские поэты, VIII-III вв. до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика / Подгот. М.Л. Гаспаров и др. - М.: Ладомир, 1999. - С. 370-374.

58. Фрагменты ранних греческих философов. - М.: Наука, 1989. Ч. 1. -576 с.

59.Халдейские оракулы / Пер. и комм. А.П. Большакова // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. № IV. - М., 2001. - С. 140-157.

60.Цицерон М.Т. Тускуланские беседы // Избранные сочинения. - М.: «Художественная литература», 1975. - 456 с.

61.Эсхил. Эвмениды. Перевод С.К.Апта // Эсхил. Трагедии. - М., 1978. -С. 293-334.

62.Ямвлих. О Пифагоровой жизни. - М.: Алетейа, 2002. - 192 с.

63.Hesychii Alexandrini. Lexicon. - Jena, Sumptibus Hermanni Dufftii (Libraria Maukiana), 1867. - 882 р.

Литература:

64.Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: Coda, 1997. - 343 с.

65.Адо П. Духовные упражнения и античная философия. - М.; СПб: Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005. - 448 с.

66.Акатушев В.Н. Онтологическая проблематика гностических учений на основе текстов из Наг-Хаммади (I, 3; I, 5; X, 1; XI, 2; XI, 2) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Гуманитарные и естественные науки. - 2006. № 2 (44). - С. 11-19.

67.Алымова Е.В. Комментарии // Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - С. 153-180.

68.Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1985.

69.Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

70.Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. -СПб.: Издательство Олега Абышко. 2002. - 368 с.

71.Афонасин Е.В. Гносис. Фрагменты и свидетельства. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. - 318 с.

72.Бахарь С.А. Гностический текст как объект историко-философской интерпретации // Российский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 5. - С. 362-374.

73.Бахарь С.А. Два гнозиса античного гностицизма // XX межвузовская научная конференция «Бог. Человек. Мир» 14-16 декабря 2017 г. Сборник докладов. Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2018. - С. 144-147.

74.Бахарь С.А. «Забвение» и «воспоминание» в античном гностицизме // Россия в глобальном мире. 2016. № 9 (32). - С. 465-472.

75.Бахарь С.А. Краткий анализ представлений о времени и вечности в античном гностицизме // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 5. - С. 82-87.

76.Бахарь С.А. Образ Спасителя в гностическом христианстве 1-1У вв. н.э. // Научное мнение. - СПб, 2019. № 6. - С. 26-35.

77.Бахарь С.А. Практики заботы о себе в гностических движениях 1-1У вв. н.э. // Манускрипт. 2019. Т. 13. № 9. - С. 67-72.

78.Бахарь С.А. Роль памяти в античном гностицизме: опыт историко-философского анализа // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Т. 20. № 1. - С. 34-42.

79.Бахаръ С.А. Способы сохранения и передачи знания в античном гностицизме // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 4. - С. 215.

80.Бахаръ С.А. Проблема научной интерпретации гностических текстов // XXI межвузовская научная конференция «Бог. Человек. Мир» 1314 декабря 2018 г. Сборник докладов. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2019. С. 126-129.

81.Бахаръ С.А. Учение Платона о смерти и посмертном существовании // Универсум Платоновской мысли: Платон и современность материалы XXIV научной конференции. 2016. - С. 259-266.

82.Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. - Т.2. - СПб, 1910. - 474 с.

83.Бородай Т.Ю. Вопрос о вечности мира и попытка его решения Фомой Аквинским // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). - М.: Кругъ, 2010. -С.107-121.

84.Васильев А.Г. Memory studies: единство парадигмы - многообразие объектов (Обзор англоязычных книг по истории памяти) / Новое литературное обозрение. - М., 2012, № 117. - С. 461-480.

85.Видалъ-Накэ П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире / Пер. с фр.; под редакцией С. Карпюка. -М.: Ладомир, 2001. - 419 с.

86.Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М.: Изд-во АН СССР, 1954. 268 с.

87.Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. -464 с.

88.Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. - М.: Мартис, 1997. - С.44-87.

89.Гараджа А.В., Протопопова И.А. Химера, лев и «внутренний человек»: коптский перевод Платона (МН VI, V - Государство 588Ь1-589Ь6) // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Том 14. Вып. 3. - СПб, 2013. - С. 9-19.

90.Грицинов А.А. Эон // История Философии: Энциклопедия. - Минск, 2002. - С. 1321-1322.

91.Диллон Дж. Наследники Платона: исслед. истории Древней Академии (347-274 гг. до н. э.) / Джон Диллон; пер. с англ. Е. В. Афонасина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 280 с.

92.Дорофеев Д.Ю. Личность и коммуникации. Антропология устного и письменного слова в античной культуре. - СПб.: ЧОУ РХГА, 2015. -639 с.

93.Дьяков А.В. Гностицизм и русская философия. Опыт историко-философского исследования. - М.: Союз, 2003. - 327 с.

94.Евлампиев И.И. Неискаженное христианство и его источники // Соловьевские исследования. - Иваново: Изд-во ИГЭУ, 2016. № 4(52). - С. 66-134.

95.Евлампиев И.И. Становление европейской неклассической философии во второй половине XIX - начале ХХ века. - СПб, 2008. -229 с.

96.Евлампиев И.И. Судьба идеи метемпсихоза в новоевропейской философии // Универсум Платоновской мысли: Платон и современность материалы XXIV научной конференции. 2016. - С. 543-551.

97.Еланская А.И. Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. - СПб.: Алетейя, 2001. - 377 с.

98.Еланская А.И. Премудрость Иисуса Христа: апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками. - СПб.: Алетейя, 2004. - 416 с.

99.Елъмслев Л. Пролегомены к теории языка. - М.: КомКнига, 2006. -248 с.

100. Жмудъ Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. - М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2012. - 432 с.

101. Зима В.Н. Метафизика времени // Наука и школа. 2012. № 6. -С. 115-119.

102. Зима В.Н. Некоторые аспекты представления вечности в античной и раннесредневековой философии в контексте современных проблем онтологии и философии науки // Преподаватель XXI век. 2011. № 2. - С. 219-230

103. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. / Пер. с нем. А.И. Любжина. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. Т. 1. - 594 с.

104. Каменских А.А. Evangelium Veritatis - Евангелие Истины // ХХОЛН. Философское антиковедение и классическая традиция.

2008. Том 2. Выпуск 1. - Новосибирск: Ред.-изд. центр Новосиб. гос. ун-та. - С. 133-148.

105. Каменских А.А. Гностицизм в культурном контексте поздней античности // Религиоведение. 2002. №3. - С. 21-36.

106. Каменских А.А. Принцип софийности в культуре поздней античности. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2012. -186 с.

107. Каменских А.А. «Сизигии» Филона Александрийского // ХХОЛН. Философское антиковедение и классическая традиция.

2009. Том 3. Выпуск 2. - С. 445-449.

108. Коваленок А.А. Некоторые аспекты гностического дискурса в контексте современного изучения истории философии [электронный

ресурс] // Credo New. 2018. № 1. URL: http://credo-new.ru/archives/1245 (дата обращения: 23.02.2019).

109. Крейдлин Г. Язык тела и кинесика как разделы невербальной семиотики // Тело в русской культуре: сб. ст. / сост. Г. Кабакова, Ф. Конт. - М.: Новое лит. обозрение, 2005. - С. 19-37.

110. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии: Пер. с нем. Н. Федоровой. -М.: Энигма, 1996. - 368 с.

111. Лебедев А.В. Эон // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 800-801.

112. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. -М.: Наука, 1985. - 536 с.

113. Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. Пер. с англ. - М.: Издат. Фирма "Восточная литература" РАН, 2001. - 214 с.

114. Литвиненко С.В. Гностицизм в Египте. Генезис и эволюция во II-IV вв.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Литвиненко Сергей Владимирович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2008. 212 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/66

115. Литвиненко С.В. Космологические и астрологические представления гностиков в коптских гностических трактатах // Вопросы истории естествознания и техники. 2007. № 3. - С. 3-13.

116. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.

117. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. - М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2000. Т.2. Софисты. Сократ. Платон. - 846 с.

118. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. - М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2000. Т.4. Аристотель и поздняя классика. -880 с.

119. Лосев А.Ф. История античной эстетики: в 8-ми т. - М.; Харьков: АСТ; Фолио, 2000. Т. 8. Кн. 1. Итоги тысячелетнего развития. - 624 с.

120. Лосев А.Ф. Комментарии к диалогам Платона // Платон. Сочинения: в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. Т. 3. Ч. 1. - С. 609-744.

121. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. - М.: Наука, 1996. - 447 с.

122. Макаров А.И. Феномен надындивидуальной памяти (образы -концепты - рефлексия). - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. - 216 с.

123. Малиновский Б. Научная теория культуры. - М.: ОГИ, 1999. -208 с.

124. Мельник С. Плотин об идеях единичных вещей. // Логос. 1999. № 6. - C. 59-67.

125. Месяц С.В. Анамнесис // Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 121-123.

126. Мифы народов мира. - М., 1991-1992. В 2 т. Т. 2. - 721 с.

127. Мочалова И.Н. Учение Платона об идеях в контексте раннеакадемических дискуссий // Платоновский сборник. Т. I. - М., СПб., 2014. - С. 207-231.

128. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во Университета РАО, 2000. - 317 с.

129. Обидина Ю.С. Метемпсихоз в ранней греческой философии: восточное влияние или эволюция традиционных представлений? // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2006. № 3. - С. 74-80.

130. Пагелъс Э. Гностические Евангелия / Пер. с англ. Н. Подуновой. - М.: Карьера Пресс, 2014. - 272 с.

131. Петров А.В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. - СПб.: Изд-во РХГИ; Издательский Дом СПбГУ. 2003. -415 с.

132. Плешков А.А. О времени и вечности в философии Платона и Плотина // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. Вып. 3. - С. 216-223.

133. Плешков А.А. Становление темпоральных понятий античной философии: архаический и классический периоды: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 / Плешков Алексей Александрович; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики"]. - Москва, 2016. - 186 с.

134. Поснов М.Э. Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним. - Киев, 1917. - 893 с.

135. Приходъко М.А. Анамнезис как принцип раннехристианской герменевтики // Материалы XXIV научной конференции «Универсум Платоновской мысли»: «Платон и современность». Санкт-Петербург, 22-23 июня 2016 г. / Отв. ред. Галат А. А. - СПб.: ЦСО, 2016. - С. 380-399.

136. Протопопова И.А. «Пистис София», или Мистерия Истолкования [электронный ресурс] / Доклад 23 сентября 2005 г. На конференции, посвященной 85-летию Г.С. Кнабе. URL: http://kogni.narod.ru/pistis.htm (дата обращения: 17.07.2020).

137. Ранович А.Б. Очерк истории раннехристианской церкви. - М.: ОГИЗ; ГАИЗ, 1941. - 262 с.

138. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность / Д. Реале и Д. Антисери. Т. 1. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. - 336 с.

139. Рикер П. Память, история, забвение / Пер. с франц. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004 (Французская философия XX века). 728 с.

140. Савельева И.М., Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом: типы и механизмы формирования. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. -55 с.

141. Свенцицкая И.С. Возникновение раннехристианской литературы // Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии: И.С. Свенцицкая, М. К. Трофимова. - М.: Мысль, 1989. - С. 5-160.

142. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории - М.: Издательство политической литературы, 1988 - 336 с.

143. Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 232 с.

144. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. - 479 с.

145. Светлов Р.В. Иов, Плотин, Платон. // Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. Т. 16, 2015, № 3. - С. 137147.

146. Светлов Р.В. Платон и вольнодумцы // Христианское чтение. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016. № 3. - С. 206-216.

147. Сидоров А.И. Проблема гностицизма и синкретизм позднеантичной культуры в историографии. // Актуальные проблемы классической филологии, вып. 1. - М., 1982. - С. 91-148.

148. Слобожанин A.B. Синкретизм религиозных традиций в гностицизме // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2012. № 1. - С. 23-35.

149. Смагина Е.Б. Библейская экзегеза и истоки гностицизма (с комм. священника Георгия Чистякова) // Россия и Гнозис. Материалы VII научной конференции. Москва, ВГБИЛ, 10-11 апреля 2001 г. М., 2002. - С. 4-10.

150. Соловьев А.Е. Историко-философский анализ феномена «заботы о себе»: дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2006. 160 с.

151. Стародубцева Л.В. Total Recall vs. Delete: Паноптикон цифровой Гипер-Памяти. // Международный журнал исследований культуры. №1 (6), 2012. - С. 12-18.

152. Стародубцева Л.В. Христианские концепции памяти и забвения: опыт философско-антропологической интерпретации // Наука и богословие: антропологическая перспектива. - М., 2004. - С. 104-128.

153. Степанчук Ю.А. Проблема мистического текста. Интерпретация и невыразимость // Вестник российского университета дружбы народов, сер. Философия. - М.: Изд-во РУДН, 2003 №1 (9). - С. 92-102.

154. Стори Дж. Память о себе: «Истоки» и «Пути» идентичности // Уральский исторический вестник. № 2 (31). 2011. - С. 34-39.

155. Суриков И.Е. Темпоральные представления в Древней Греции полисной эпохи // Образы времени и исторические представления. -М., 2010. - С. 113-144.

156. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. - СПб.: Андреев и сыновья, 1993. - 310 с.

157. Трофимова М.К. Гностические апокрифы из Наг-Хаммади // Апокрифы древних христиан. Исследования, тексты, комментарии: И.С. Свенцицкая, М.К. Трофимова. - М.: Мысль, 1989. - С. 161-334.

158. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма.

- М.: Наука, 1979. - 216 с.

159. Трофимова М.К. К методике изучения источников по истории раннего христианства: (на примере литературы о «Евангелии от Фомы») // ВДИ. - М.: Наука, 1970. № 1. - С. 142-151.

160. Трофимова М.К. Пистис София. 41-62. Из истории гностической интерпретации // РАН Институт философии. Центр по изучению немецкой философии и социологии. Знание за пределами науки. - М.: Наука, 1996. - С. 37-47.

161. Трофимова М.К. Проблема гнозиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры // Научные и вненаучные формы мышления

- М.: ИФ РАН, 1996. - С. 254-265.

162. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

163. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука. 2007. - 677 с.

164. Хайдеггер М. Бытие и время. / М. Хайдеггер; Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003. - 503 с.

165. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге. - М., 1991. - С. 134-145.

166. Халъбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41). Русский журнал: журнальный зал в РЖ, 1996 - 2013. URL: http://magazmes.russ.m/nz/2005/2/ha2.html (дата обращения 12.07.2019).

167. Халъбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

168. Хаттон П. История как искусство памяти / Патрик Х. Хаттон; Пер. с англ. В.Ю. Быстрова. - СПб.: Владимир Даль: Фонд Ун-т, 2003. - 422 с.

169. Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади (II, 7; VI, 3; VII, 4; IX, 3). - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 276 с.

170. Хосроев А.Л. Другое благовестие II. Христианские гностики II-III вв.: их вера и сочинения. - СПб.: Контраст, 2016. - 424 с.

171. Хосроев А.Л. Из раннехристианской литературы: «Деяния Петра и двенадцати апостолов» (Наг Хаммади VI.1) и «Деяния Петра» (BG.4) / А.Л. Хосроев. // Мир Востока. №1. 1997. - C. 5-16.

172. Шабуров Н.В. Гностицизм // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Степин. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Мысль, 2010. - 2816 с.

173. Шевцов К.П. Философия памяти. - СПб.: Издательство РХГА, 2018. - 408 с.

174. Щетников А.И. Возникновение теоретической математики и пифагорейская сотериология вспоминания. // Пифагорейская гармония: исследования и тексты. - Новосибирск: АНТ, 2005. - С. 80-99.

175. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2010. - 251 с.

176. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том II. - М.: Критерион, 2002. - 512 с.

177. Энгус С. Тайные культы древних. Религии мистерий. - М.: Центрполиграф, 2013. - 414 с.

178. Aland B. Gnosis und Philosophie // International Colloquium on Gnosticism. - Stockholm, 1977. - P. 34-73.

179. Allen D.S. The Flux of Time in Ancient Greece // Daedalus. 2003. Vol. 132, No. 2, On Time. - P. 62-73.

180. Bakker E.J. Khronos, Kléos, and Ideology from Herodotus to Homer // EPEA PTEROENTA. Beiträge zur Homerforschung. Festschrift für Wolfgang Kullmann zum 75. Geburtstag / ed. M. Reichel and A. Rengakos. - Stuttgart: Steiner, 2002. - P. 11-30.

181. Baur J. Die christliche Gnosis oder die christliche Religionsphilosophie in ihrer geschichtlichen Entwicklung. - Tubingen, 1835. - 757 p.

182. Bedu-Addo J.T. Sense-experience and the Argument for Reccolection in Plato's Phaedo. - Phronesis, 1991. Vol. XXXVIII. - Pp. 27-60.

183. Benveniste E. Latin Tempus // Mélanges A. Ernout. P., Klincksieck, 1940. - P. 11-16.

184. Bornkamm G. Das Ende des Gesetzes. - München: Chr. Kaiser, 1952. - 210 p.

185. Bousset W. Hauptprobleme der Gnosis. - Göttingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1907. - 398 p.

186. Broek R. van den. Gnosticism and Hermetism in Antiquity: Two Roads to Salvation. // Gnosis and Hermeticism From Antiquity to Modern Times SUNY Series in Western Esoteric Traditions. - State University of New York Press. 1998. - 402 p.

187. Broek R. van den. Studies in Gnosticism and Alexandrian Christianity. - Leiden-N-Y-Koln, 1996. - 267 p.

188. Bultmann R. Das Evangelium des Johannes. - Göttingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1986. - 567 p.

189. Cherniss H. Aristotle's Criticism of Plato and the Academy. - NY: Russell & Russell, 1962. - 610 p.

190. Cherniss H. The Riddle of the Early Academy. - NY: Russell & Russell, 1962. - 103 p.

191. Clarahan M.A. Mystagogy and Mystery // Worship. 2009. V. 83 (6). - P. 502-524.

192. Cornford F.M. Plato and Parmenides. - L.: Routledge & Kegan Paul, 1939. - 272 p.

193. Courtis J. The Greek Kabala / Part 13: The Books of Ieou. -Haarlem, Rosicrucian Press, 1999. - 312 p.

194. Croissant J. Aristote et les Mysteres // L'antiquité classique, P.: E. Droz, 1932. Tome 2, fasc. 2, 1933. - P. 477-480.

195. Davies S. Gnostic Idealism and the Gospel of Truth. - Atlanta, 1989. - 83-94 p.

196. Dodd C.H. New Testament Studies. - Manchester: Manchester University Press. 1953. - 192 p.

197. Dodds E.R. Theurgy and Its Relationship to Neoplatonism // The Journal of Roman Studies, Vol. 37, Parts 1 and 2 (1947). P. 55-69.

198. Ehrman B.E. The Lost Christianities: The Battles for Scripture and the Faiths We Never Knew. - Oxford University Press, 2003. - 294 p.

199. Eitrem S. La theurgie chez les Neo-platoniciens et des Papyrus Magiques // Symbolae Osloenses. 1942. Fasc. XXII. - P. 49-79.

200. Fränkel H. Die Zeitauffassung in der Frühgriechischen Literatur // Wege und Formen frühgriechischen Denkens. Literarische und philosophische Studien. 2 Aufl. - München: Oscar Beck, 1960. - S. 1-22.

201. Gnosticism and Later Platonism. Themes, Figures, and Texts. // ed. Turner J.D., Majercik R. D. - Atlanta: Society for Biblical Literature, 2000. - 353 p.

202. Grant R.M. Charges of "Immorality" against Various Religious Groups in Antiquity // Studies in gnosticism and hellenistic religions Ed. Van den Broek and M.J. Vermaseren. - Leiden, 1981. - P. 161-170.

203. Grant R.M. Gnosticism and Early Christianity. - N.Y., 1978. - 255 P.

204. Green H.A. The Economic and Social Origins of Gnosticism. -Atlanta, Georgia: Scholars Press, 1985. - 304 p.

205. Halbwachs M. The Social Framework of Memory (edited version) // Collective Memory. - Chicago, 1992.

206. Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. -Leipzig, 1893.

207. Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte, Freiburg im Breisgau: Mohr (Siebeck), 1890 - 789 p.

208. Harrison J.E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Princeton, 1991.

209. Harte V. Plato's Metaphysics // The Oxford Handbook of Plato / ed. by G. Fine. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - P. 191-217.

210. Helderman J. Isis as Plane in the Gospel of Truth // Gnosis and Gnosticism edited by M. Krause. - Leiden. 1981. - P. 26-46.

211. Hoffman D.C. Concerning Eikos: Social Expectation and Verisimilitude in Early Attic Rhetoric // Rethorica: A Journal of the History of Rhetoric. 2008. No.1. - P. 1-29.

212. Holzhausen J. Gnostizismus, Gnosis, Gnostiker. Ein Beitrag zur antiken Terminologie, JAC 44 (2001). - S. 58-75.

213. Hopfner Th. Theurgie // RE. Bd VI. Hbbd. 1. Coll. - P. 258-270.

214. Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. - Boston: Beacon Press, 1958. - 396 p.

215. Johnson P. A History of Christianity. - L.: 1976. - 556 p.

216. Keizer H.M. Life-Time-Entirety. A Study of AIQN in Greek Literature and Philosophy, the Septuagint and Philo. - Amsterdam: Universiteit van Amsterdam, 1999. - 314 p.

217. King K.L. What is Gnosticism? - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2003. - 357 p.

218. Lackeit C. Aion. Zeit und Ewigkeit in Sprache und Religion der Griechen. - Königsberg: I.Pr., Härtung, 1916. - 113 p.

219. Layton B. Prolegomena to the Study of Ancient Gnosticism // White M., Yarborough L. The Social World of the First Christians: Essays in Honor of Wayne Meeks. - Minneapolis, Minn.: Fortress Press, 1995. - P. 334-350.

220. Layton B. The Gnostic Scriptures. - Garden City, 1987. - 526 p.

221. Leyden W. von. Review essay on J. de Romilly: Time in Greek Tragedy. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1968 // History and Theory. 1970. Vol. 9, No. 2. - P. 209-229.

222. Leyden W. von. Time, Number, and Eternity in Plato and Aristotle // The Philosophical Quarterly, 1964. No. 54. Vol. 14. - P. 35-52.

223. Müller Er. Die Anamnesis. Ein Beitrag zum Platonismus // Archiv für Geschichte der Philosophie, Vol. 25. № 2. - P. 196-225.

224. Neander A. Die genetische Entwickelung der vomehmsten gnostischen Systeme. - Berl.: F. Dümmler, 1818. - 569 p.

225. Pagels E. Adam, Eve and Serpent. - N.-Y., 1988. - 224 p.

226. Pearson B. A Gnosticism and Christianity in Roman and Coptic Egypt. - N.-Y., 2004. - 302 p.

227. Perkins P. The Gnostic dialogue: the early church and the crisis of Gnosticism. - N.-Y.: Ramsey, 1980. - 239 p.

228. Plese Z. Poetics of the Gnostic Universe: Narrative and Cosmology in the Apocryphon of John. - Leiden-Boston, 2006. - 342.

229. Puech H.-Ch. Enquete de la Gnose, , I-II. - P., 1978.

230. Purves A. Falling into Time in Homer's Iliad // Classical Antiquity, 2006. Vol. 25, No.1. - P. 179-209.

231. Quispel G. Gnosis als Weltreligion. - Zürich: Origo, 1951. - 94 p.

232. Quispel G. Gnostic Studies. Vols. 1-2. - Istanbul, 1974-1975.

233. Robinson J. From the cliff to Cairo // Bare B. Colloque international sur les textes de Nag Hammadi. - Quibec-Louvain, 1981. P. 21-58.

234. Robinson J. The construction of the Nag Hammadi codices// Krause M. Essays on the Nag Hammadi texts. - Leiden, 1975. Р. 170-190.

235. Robinson T.M. The «Timaeus» on Types of Duration // Illinois Classical Studies. 1986. Vol. 11, No. 1/2, Problems of Greek Philosophy. - P. 143-151.

236. Rogers K.A. Eternity has no duration // Religious Studies. 1994. Vol. 30, No. 1. - P. 1-16.

237. Romilly J. de. Time in Greek Tragedy. - Ithaca, N.Y.: Cornell University Press (London: Oxford U.P.). 1968. - 180 р.

238. Rudolph K. Gnosis - Weltreligion oder Sekte. // id Gnosis und spätantike Religionsgeschichte: Gesammelte Aufsätze. - Leiden et al.: Brill, 1996. - S. 241-254.

239. Schenke H.-M. «Die Gnosis». Umwelt des Urchristentums. I: Darstellung des neu-testamentlichen Zeitalters, J. Leipoldt und W. Grundmann, Hg. 7. Aufl. - Berlin: Evangelische Verlagsanstalt. 1965. -S. 372-415.

240. Silverman A. Plato's Middle Period Metaphysics and Epistemology // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2014 Edition) [электронный ресурс]. Режим доступа: http://plato.stanford.edu/archives/fall2014/entries/plato-metaphysics/ (дата обращения 13.05.2014).

241. Smith J. Introducing Radical Orthodoxy: Mapping a Post-secular Theology. - Grand Rapids: Baker Academic, 2005. - 291 p.

242. Smith J.E. Time, Times, and the 'Right Time'; "Chronos" and "Kairos" // The Monist. 1969. Vol. 53, No. 1. - P. 1-13.

243. Sorabji R. Time, Creation and the Continuum. - Ithaca, New York: Cornell University Press - 474 p.

244. Stamatellos G. Plotinus and the Presocratics. A Philosophical Study of Presocratic Influences in Plotinus' Enneads. - NY: State University of New York Press, 2007. - 284 p.

245. Stark Th.H. Philosophische Lebensform, Erkenntnis und Erlösung: Zu Grundlagen u. Entstehungsgeschichte der Gnosis // Theologie u. Philosophie. - Freiburg etc., 2004. - S. 339-360.

246. Stump E., Kretzmann N. Eternity // The Journal of Philosophy, 1981. No. 8, Vol. 78. - P. 429-458.

247. Taran L. Parmenides: A Text with Translation, Commentary and Critical Essays. - Princeton N. J., Princeton Univ. Press, 1965. - 314 p.

248. Teske R.J. Augustine's Philosophy of Memory // The Cambridge Companion to Augustine by Eleonore Stump & Norman Kretzmann. -Cambridge University Press, 2002. - P. 148-158.

249. Turner J.D. Ritual in Gnosticism. // Turner J.D., Majercik R. D., ed. Gnosticism and Later Platonism. Themes, Figures, and Texts. - Atlanta: Society for Biblical Literature, 2000. - P. 83-139.

250. Verdon T. Art and the Liturgy // Interpretation. 2007. V. 61 (4). -Pp. 359-374.

251. Whittaker J. The «Eternity» of the Platonic Forms // Phronesis. 1968. No. 2, Vol. 13. - P. 131-144

252. Williams M.A. Rethinking «Gnosticism»: An argument for dismantling a dubious category. - Princeton University Press, New Jersey. 1999. - 356 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.