Отражение философии даосизма в живописи Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Ван Цзянь
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат наук Ван Цзянь
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ с.3-17
Глава 1. ДАОСИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ И с. 18-
МИРОВОЗЗРЕНИЕ КИТАЯ
1.1 Философско-мировоззренческие установки сЛ9
даосизма
1.2 Символы и знаки даосизма как отражение с
мировидения
Глава 2. ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ с.65-125
СОДЕРЖАНИЕ ИСКУССТВА КИТАЯ
2.1 Философские установки живописи Китая с
2.2 Принципы и символы китайской живописи с
ЗАКЛЮЧЕНИЕ сЛ34
ПРИЛОЖЕНИЕ с137
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ сЛ43
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии: на примере национального изобразительного искусства2007 год, кандидат философских наук Ли Чунхуэй
Историко-философское осмысление символа дракона в духовной культуре Китая2023 год, кандидат наук Гарридо Валерия Владимировна
Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV - XV веков в Китае и на Руси2008 год, кандидат искусствоведения Цао Юэ
Историко-философская концепция китайского философа-прагматика Ху Ши: 1891-19622007 год, кандидат философских наук Киселев, Валерий Анатольевич
Дао как осевая универсалия китайской культуры2018 год, кандидат наук Лебедев, Никита Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение философии даосизма в живописи Китая»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Даосизм, как одна из составных частей традиционного культурного наследия, представляет собой сложный компонент духовной культуры современного Китая. Отражая этнокультурные особенности, он становится мощным непосредственным и опосредованным фактором влияния на идеологию, политику и культуру современной КНР. Идеология даосизма стала в XX веке активной силой на мировой арене благодаря распространению китайской культуры, функционирующей на разных уровнях. Неслучайно и то, что «Дао дэ цзин» после перевода «Библии» находится на втором месте в мире. Это обусловлено тем, по словам французского исследователя-синолога K.M. Скиппера, что даосизм жизнеспособен благодаря исключительной преемственности и непрерывности традиции1. В мировой практике уже многие десятилетия функционируют школы по изучению цигун, боевых искусств, психологии даосизма. Но при этом, сложность трактовки даосской традиции в современной культуре Китая объясняется несколькими позициями. Во-первых, она исторически отражается в даосских институтах (школах и монастырях), в социальных учениях медицинской практики, в мистике, в философии традиционной китайской борьбы, и поэтому даосизм не доступен для восприятия всех. Во-вторых, даосизм, это не только образ жизни, но и философия жизни, которая учит чувствовать и сопереживать естественному миру, поэтому неслучайно он пронизан поэтическим и музыкальным звучанием. В-третьих, даосизм, как определенный социальный институт, играет доминирующую роль в
1 Schipper К. M. Le corps taoiste. Corps physique-corps sociale. Paris, 1982. - p. 29
развитии традиционной духовной китайской культуры, влияет на идеологию Китая и стран АТР. Следовательно, значимость и актуальность исследований в даологической области объясняется тем, что в условиях динамичного развития межцивилизационных контактов Китая и России необходимо адекватно оценивать динамику развития китайской культуры и понимать особенности мировоззрения китайцев. Поэтому исследование и изучение даосской философии является очевидным фактором, который способствует расширению и углублению знаний в России о духовной культуре китайцев. Это позволит внести вклад и в развитие нового направления китайской философии -философии культуры; расширить научные контакты КНР с Россией и международным научным философским сообществом; расшить спектр научных российских исследований в сфере изучения даосских традиций в аспекте философии культуры.
В-четвертых, будучи философской и религиозной доктриной духовной культуры Китая, в живописи даосизм стал средством выражения мыслей и чувств конкретного человека, который стремится проникнуть в тайны своего мироздания. Поэтому китайский живописец, достигнув определенной степени зрелости в других социальных областях, обращаясь к искусству, воплощает в нем понятие Дао как синтез жизни человека и природы. Это позволяет сказать, что философия даосизма воплощенная в живописи, настраивает человека на постижение ритмов природы. А в современном глобализирующемся мире человек не только практически, но и мысленно отдаляется все больше от нее, а, следовательно, - от себя.
Вышесказанное определяет позиции, обусловливающие актуальность исследования. Это:
- динамика становления современного мира диктует необходимость исследования национальных культур как механизма, обеспечивающего сохранение духовного потенциала общества;
- современная культура Китая в целом, и живопись в частности, отражают культурообразующую тенденцию сочетания традиций и новаторства;
- философия даосизма воплощенная в современной живописи Китая - активная сила распространения китайской духовной культуры в мире.
Степень научной разработанности проблемы
Учитывая научное направление данного исследования, мы отмечаем необходимость осмысления философии культуры в истории мысли как западной (европейской и российской) так и в китайской. Это обусловлено тем, что западная философско-культурологическая мысль формировалась исторически из одного смыслового контекста -философия античности. А философско-культурологическая мысль Китая - особое внутреннее (локальное, не имеющее исторических корней за пределами государства) образование, которое формируется с учетом ментальности и мировоззренческой картины мира. Как отмечает А. Кобзев «по всем своим типологическим, историческим и даже лингвистическим... характеристикам китайская философия наиболее контрастно отличается от европейской, что позволяет видеть в ней прерогативную инстанцию» 1 . Сказанное позволяет определить следующие позиции:
- общественная мысль Китая формируется как философская и как философско-политическая. Исследований в сфере философской антропологии (в отличие от работ по конфуцианству), философии
1 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука, 1994.-с.9
культуры (в отличие от исследований по истории культуры) в Китае практически нет. Поэтому если в современной западной философии представлены классические исследования по философии культуры, то философия культуры Китая - формирующееся философское направление. Следовательно, обращение к работам российских и западных философов культуры М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, В. Виндельбанда, Р. Генона, Ф. Кессиди, Г. Марселя, Д. Сайр позволило концептуально определить поле данного исследования. Автор придерживается позиции Дж. Роули, что философская мысль в Китае формируется как научно-ориентированная, а наука - как философско-ориентированная. Поэтому, когда мы говорим, «философия культуры Китая», то под этим понимаем работы китайских исследователей, которые ориентированы на осмысление исторических и современных процессов в культуре Китая.
Философия культуры Китая в последнее десятилетие представлена работами И Сяомин, Ли Сяньлинь, Чжу Лиянь1. Исследования в России этого направления представлено сформировавшейся в ЗабГУ научной
О Я А
школой H.A. Абрамовой , в работах Т.Н. Кучинской , B.C. Морозовой , молодых китайских философов, которые защитили свои
И Сяомин Лунь чжунси вэньхуа ды шидай цовэй (Эпохальные ошибки во взаимодействии китайской цивилизации и западной культур - культурный выбор сегодняшнего Китая) [текст на кит.яз.] // Нинся шэхуэй кэсюэ. - 1996 - № 3; Чэн Лиянь Чжэсюэ дандайвэньхуа (Философия и современная культура) [текст на кит.яз.] // Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубанынэ. - 1998 и др.
2 Абрамова H.A. Китайская культура и ее трансляция в социокультурное пространство России / Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 3. С. 75-80 и др.
Кучинская Т.Н. «Социокультурное пространство» в научном дискурсе: к проблеме концептуализации понятия / Казанская наука. 2011. № 9. С. 138-144 и др.
4 Морозова B.C. РФ и КНР: межкультурное взаимодействие в контексте трансформации региональной культуры (на примере Забайкальского края) / Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. С. 135-140 и др.
диссертационные исследования в Забайкальском государственном университете: Ли Пин, Ли Чунхуэй, Ци Минянь1.
Обращение к работам российских и китайских ученых H.A. Абрамовой, С.А. Арутюнова, В.М. Алексеева2, У Гуанюань, Гу Дэцин, Мэн Лиянь, Лин Яньбэй, Фэн Юйлань, Ань Дунни, Цзи Дэнсы, Ху Синлян3 позволило проанализировать традиционную культуру и роль даосизма как культурную составляющую духовной жизни Китая. Традиционная культура Китая издавна представляет большой интерес для исследователей, поэтому, исходя из темы и поставленных задач, автор обращался к работам российских ученых: Н.Е. Боревской, С.А. Торопцева, Л.С. Васильева, В.В. Малявина, K.M. Тертицкого4; китайских ученых: У Гуанюань, Гэ Гуйлу, Чэн Бин, Чэн Лиянь, Ли Чэнгуй5, в которых отражена ее эволюция и динамика развития.
1 Минянь Ц. Ценности традиционной культуры Китая в системе национального
образования / Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 4. С. 48-
52; Пин Ли. Проблема регионализации: культурный аспект / Пин Ли, H.A. Абрамова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2009. № 1. С. 105-111
Абрамова H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие: социально-философский аспект. - Чита, изд. ЧитГТУ, 1998; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Алексеев В.М.. Китайская народная картина. // М,: Наука, 1966 и др.
У Гуанюань. Чуантун вэньхуа шицзехуа ды цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) [текс на кит.яз.] // Чжэсюэ дунтай. - 1997. - № 5.- С.20-32; ЧэнЛиянь. Чжэсюэ дандайвэньхуа (Философия и современная культура) [текст на кит.яз.] // Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубанынэ. - 1998; Яньбэй Лин. Краткая история китайской философии буддизма. Издательство "Шонкай Женмин",1985. (Бэй Лин Янь "Чжон Го фо цзао цзян ши". "Шонкай Женмин чубаншэ",1985.); Фэн Юйлань. История китайской философии. Изд-во Пекинский университет, 1985. (Фэн Юйлань. "Чжон Гоцзесюецзянши". "Вэйцзиндасюе чубаншэ"Д985.); Ань Дунни. Цзидэнсы. Общественный состав, изд-во СаньЛень, 1998 (Цзидэнсы. Ань дунни. "Шэхуэйдэгочэнь". "Саньленьшуцзян",1998.) и др.
Боревская Н.Е., Торопцев С.А. Китайская культура во времени и пространстве. - М., 2010; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: традиция и культура. М.,1995; Тертицкий K.M. Изучение традиционной китайской культуры в КНР // Восток. 1991. №6. С. 166-174 и др.
У Гуанюань. Чуантун вэньхуа шицзехуа ды цзегуй (Традиционная культура и мировой порядок) [текс на кит.яз.] // Чжэсюэ дунтай. - 1997. - № 5.- С.20-32; Гэ Гуйлу, Чэн Бин. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо ды чжуяо туцзин (Основные пути
В ходе исследования необходимо было обращение к даологическим работам философского и религиозного направления в российской 1 , зарубежной2 и китайской3 научной литературе. При этом исследователи отмечают большой интерес на западе и в США к даосизму: на первом международном симпозиуме по изучению даосизма в 1968 г. была разработана программа даологических исследований. Большой вклад в изучение даосских доктрин, даосских монастырей внесли японские ученые.
Для данного исследования представляли интерес работы Ли Янчжэн «Даосизм в современном Китае»4 (1993); четырехтомный труд «История даосизма в Китае» 5 по редакцией Цин Ситая (1995);
трансляции китайской культуры) [текст на кит.яз.] // Хуайин шичжуань сюэбао. -1997. - № 2. - С. 52-55; Чэн Лиянь. Чжэсюэ дандайвэньхуа (Философия и современная культура) [текст на кит.яз.]. - Пекин, 1998; Ли Чэнгуй. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун (Отношения между китайской и западной культурами ) [текс на кит.яз.] // Цзянси Наньчан: Цзянси жэньминь чубанынэ, 1997 и др.
1 Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета. - М., 1989; Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.,1992; История китайской философии / Пер. с кит. Общ. ред. и послесл. М.Л. Титаренко. М., 1989; Мистерия Дао. Мир Дао дэ цзина / Сост., пер., иссл. и примеч. A.A. Маслова.- М., 1996; Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве (Хуайнаньцзы). - М., 1979; Тертицкий K.M. Изучение традиционной китайской культуры в КНР // Восток. 1991. №6. С. 166-174 и др.
2 Johim Ch. Chinese Religions: A Cultural Perspective. N. Y.: Englewood Cliffs, 1986; Saso M. The Teaching of Taoist Master Chuang. New Haven; L., 1978; Schipper К. M. Le corps taoiste. Corps physique-corps sociale.- Paris, 1982, Schipper K.M. The Taoist Body // History of Religions. V. 17, Chicago: University Press, 1978. № 3-4. P. 335-386 and ather.
3Дао сюэ юй чжунго вэньхуа: сюаньцзин (Даосизм и китайская культура: Мир сокровенного), [текст на кит.яз.] .- Пекин, 2005; Даоцзя юй Чжунго чжэсюэ (Даосизм и китайская философия) [текст на кит.яз.] / Ред. Сунь Икай. - Пекин, 2004; Сяньлинь Л. Гуаньюй «тянь жэнь хэ и» сысян ды цзай сыкао (Еще раз об идее «совпадающее единство Неба и Человека) [текст на кит.яз.] // Чжунго вэньхуа. - 1994. - № 9. С.8-17 и др.
4 Ли Янчжэн. Дандай Чжунго даоцзяо (Даосизм в современном Китае). - Пекин: Чжунго шэчуй кэсюэ чубанынэ, 1993
5 Чжунго даоцзяо (История даосизма в Китае). В 4-х т. / Глав.ред. Цин Ситай. - Чэнду: сычуагэжэньминь чубаныпо, 1995
коллективная монография Вэнь Цзянь, JI.A. Горобец1, но они носят описательный характер.
Особо автор выделяет работы ведущих востоковедов, взгляды которых повлияли на становление диссертационного исследования: Н.В. Абаева, J1.C. Васильева, А.Е. Лукьянова, В.В. Малявина, Е.А. Торчинова. Как пишет С.В. Филонов , сформировалось такое направление в области китаеведения как даоцзановедение, имеющее комплексный характер. Но, как отмечает Е.А. Торчинов, уровень изучения даосизма в России «еще отстает от мирового, тогда как даосская идеология продолжает на разных уровнях свое функционирование», что еще раз подчеркивает актуальность исследования.
Анализ влияния философии и религии даосизма на живопись Китая не возможен был без обращения к работам китайских (Ван Хунцзянь, Ли Гуйлу, У Цинн и др.), российских (H.A. Виноградовой, Е.В. Завадской, В.В. Малявина и др.)4 и зарубежных (Р. Арнхейм, Л. Брам, Дж. Роули и др.) 5 исследователей. Работы специалиста по китайской философии А.И. Кобзева позволили сформировать философско-
^энь Цзянь, Городец JI.A. Даосизм в современном Китае. - Благовещенск, 2001
2 Филонов C.B. Ранний этап формирования религиозной традиции даосизма (на материале «Дао цзана»). Автореф. На соиск... к.филос.н.- СПб., 1999. - с.6
3 Ван Хунцзянь, Юань Баолинь. Мэйшу гэлун (Введение в изобретательное искусство). [Текст на кит.яз.]. - Пекин, 1994; Иэнь Цзя У. Ши чянь ишуши (История раннего искусства). [Текст на кит.яз.]. - Пекин, 1989; Ли Гуйлу. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо дэ чжуяо туцзин (Основные пути трансляции китайской культуры) [Текст на кит.яз.] / Гуйлу Ли, Бин Чен. - Бэйцин: Хуайин шичжуань сюэбао, 1997. -№ 2. - С. 52-55; У Цин. Чжунси хуэйхуа бицзяо (Сравнение китайской и западной живописи) [Текст на кит.яз.].- Пекин, 2008; Ян Синь, Барнхарт P.M. Чжунго хуэйхуа саньцяньнянь (Три тысячелетия китайской живописи) [Текст на кит.яз.]. - Пекин, 1997.
4 Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. - М.,1972; Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. - М., 1975; Корнеев И. Пейзаж в Даосской живописи. - М., 2011; Крабова Н.Е. История искусства Китая. - СПБ., 2004; Малявин В.В. Китайское искусство. - М., 2004; Маслов A.A. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. - М., 2003
5 Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994; Брам Л. Китай. Пять первоэлементов китайской философии: вода, дерево, огонь, земля, металл. - Пекин, 2002 и др.
символическое обоснование влияния даосизма на живопись Китая1. Исследователь культуры даосизма Цин Ситай в работе «Китайский даосизм» (1994) отметил, что «дух» живописи порожден «духом» даосской философии. Ван Иэ в работе «Даосизм и искусство» (1997) писал, что даосское искусство относится к народному массовому искусству. Ван Чжаовэнь в «Истории китайского искусства» (1998), Ду Чжэсэн в «Китайской живописи в период правления династии Юань» (2000) анализируют стиль и технику китайских мастеров даосской живописи. Вместе с тем необходимо отметить: в китайской философии сегодня не представлено влияние даосизма на формирование духовной культуры китайского общества, поэтому его роль в развитии китайской живописи освещена не в достаточном объеме.
В российской и китаискои научной практике последнего десятилетия были представлены работы искусствоведческого направления. Это диссертации Цао Юэ, Я.В. Ковалевского, С.Н. Воронина . Они посвящены анализу канонов даосизма в живописи, раскрытию художественных особенностей. Представляют научный интерес работы философского, культурологического, исторического плана: Г.В. Бондаренко, C.B. Филонова, Дунь Моли, Вэнь Цзянь3. В 2007
1 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука, 1994; Кобзев А.И. О философско-символическом смысле образов природы в китайской поэзии // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М. Наука. 1983, с. 140- 152 и др.
2 Цао Юэ. Сопоставительный анализ фресковой живописи даосизма и православия XIV-XV веков в Китае и на Руси: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения. -СПб, 2008; Ковалевский Я.В. Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая (X-XIVbb.). Автореф.на соиск....к. искусствоведения.- Барнаул, 2009; Воронин С.Н. Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира. Автореф.на соиск... к. искусстовведения.-
Барнаул, 2009.
-2
Бондаренко Г.В. Даосская концепция проявленного Дао (философско-методологический анализ). Автореф.на соиск.к.филос.н.- Уфа,2004; Филонов C.B. Ранний этап формирования религиозной традиции даосизма (на материале «Дао цзана»). Автореф. на соиск... к.филос.н.- СПб., 1999.; Дунь Моли «Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая».- Автореф. на соиск.... к. культурологии.- М.:
г. в ЗабГУ была защищена кандидатская диссертация Ли Чунхуэй «Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии (на примере изобразительного искусства)» 1 , исследования которого посвящены национальному изобразительному искусству Китая2. К сожалению, специальных работ, посвященных влиянию философии даосизма на живопись представлено не было. Таким образом, анализ роли даосизма в формировании духовной культуры Китая в целом, даосской философии в становлении китайской живописи, в частности, является научным вкладом в исследования национальных культур, национальной живописи, а также - в концепцию развития культурной политики
межцивилизационного взаимодействия между Китаем и Россией.
Объект диссертационного исследования
Объектом диссертационного исследования является философия даосизма.
Предмет диссертационного исследования
Предметом исследования является влияние философии даосизма на живопись Китая.
Гипотеза
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что в эпоху глобализирующейся культуры современная живопись Китая, сохраняя тенденции традиционализма, является рефлексией духовной
2002; Вэнь Цзянь. Даосизм: состояние и место в современном Китае (80-90-е годы XX века). Автореф.на соиск. к.ист.н.. - Владивосток. 2003.
1 Чунхуэй Ли. Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии (на примере изобразительного искусства). Автореф. на соиск...к.филос.н.. Чита. 2007.
2 Чунхуэй Ли. Национальное изобретательное искусство Центральной Азии как средство культурного диалога / Материалы симпозиума, проведенного в рамках Международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия». - Чита: ЧитГУ, 2005. - С. 69 - 71; К вопросу о недостатках и отсутствии культуры изобразительного искусство / Чунхуэй Ли // Материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире» - Чита: ЗабГГПУ, 2006. - 4.1. - С. 101 - 104 и др.
культуры общества, исторически доминирующим основанием которой является даосизм.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является исследование отражения даосской философии в живописи Китая.
Предмет, цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- проанализировать мировоззренческую природу даосизма через категории всеобщность, первозданность, совершенствование;
- обосновать через взаимосвязь «внутреннего» и «внешнего» проявления символическую природу Дао;
- раскрыть философско-символическое обоснование даосской китайской живописи;
- выявить мировоззренческое содержание китайской живописи, позволяющее транслировать духовную культуру Китая в мировое культурное пространство.
Методологическая и теоретическая база исследования
Методологическую базу исследования составляют работы российских, китайских и зарубежных философов, культурологов по проблемам философии культуры.
Доминирующей позицией стало соотношение философско-культурологических систем европейской (в том числе - российской) и китайской школ. Это обосновано тем, что:
- в отличие от европейской, в китайской философии отсутствует модель членения мира на духовный и материальный;
- в отличие от западной модели - присутствует соотношение философии и науки;
- это обусловило и понимание Дао как «метод». Если в переводе с греческого, понятие «метод» трактовать как «путь», «методология» - как
«путь мысли, слова», то трактовка Дао как метода (в западном понимании) обосновывается с двух позиций:
-во-первых, в трактате «Дао-дэ Цзин» Дао представлено как путь
познания мира;
- во-вторых, автор придерживается позиции В.Ф. Феоктистова1, С.Ю. Рыкова2, А.И. Кобзева3, которые осмысливали Дао как путь всей традиционной китайской культуры. Поэтому осмысление влияния даосской философии на живопись Китая построено через контекст трактовки Дао.
Основываясь на российской школе, методология исследования представляет междисциплинарный подход, включающий методы и подходы. Главными методами исследования являются: диалектический, системный, историко-логический; общенаучные методы: анализ и синтез, дедуктивный и индуктивный методы. Доминирующими подходами являются: компаративистский, философско-религиоведческий,
философско-культурологический. Искусствоведческий подход автор использует только с учетом конкретного контекста исследования. Он позволил отметить, что в китайской традиции присутствует эстетическое начало: искусство трактуется как жизнь, а жизнь принимается через призму искусства. Благодаря системному анализу было показано, что философия даосизма является мировоззренческим фактором становления духовной культуры Китая.
1 Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюнь-цзы. Исследование. Перевод. Размышления китаеведа / Сост. Е.В.Якимова. М„ 2005. С. 212-213
2 Рыков С.Ю. Проблемы методологических оснований китайской классической философии в современной синологии // История философии № 14 М.: ИФ РАН, 2009. -с. 123-142.
3 Кобзев А.И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае. // Этика и ритуал в традиционном Китае. - М.: Наука, 1988. - с. 17-55; Кобзев А.И. Методология традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 4, с. 52 - 62 и др.
Путем анализа объективных закономерностей современной китайской живописи в процессе ее становления и развития были выявлены основные особенности традиционной духовной культуры. Благодаря историко-логическому, компаративистскому, философско-религиоведческому, философско-культурологическому подходам были определены логические и мировоззренческие связи символизма даосизма. Общенаучные методы, общетеоретические положения философии культуры позволили обосновать мировоззренческие позиции данного исследования. Оно представляет дополнительный вклад в изучение современной духовной культуры Китая; возможно, имеет новаторское значение для формирования системы исследования китайской живописи и связанных с ней научных исследований в Китае и в России.
Источниковая база исследования
Как отмечает А.Е. Лукьянов, основные идеи даосской философии были представлены в У1-П вв. до н.э. Поэтому источниковую базу составляют работы Лао-цзы «Дао дэ цзин» и Чжуан-Цзы «Чжуан-Цзы». Выбор данных источников обусловлен тем, что Ян Чжу, Ле-цзы конкретизируют учение Лао-цзы, но сочинение «Ян Чжу», как утверждают исследователи, утрачено, а работа Ле-цзы - космологична и продолжает линию Лао-цзы.
Научная новизна исследования
В философии культуры предпринята попытка системного анализа отражения даосской философии в живописи Китая. В процессе исследования:
- представлен анализ категорий «всеобщность», «первозданность», «совершенствование», раскрывающих мировоззренческую природу даосизма;
- обосновано, что символическая природа даосизма реализуется через систему взаимосвязи «внутреннего» и «внешнего» проявления Дао;
- раскрыта роль даосизма в формировании эстетики восприятия, чувств, понимания через философско-символическое даосское обоснование китайской живописи;
- обосновано, что философия даосизма является идейно-
мировоззренческим основанием духовной культуры Китая.
Научно-теоретическая и практическая значимость работы
Научно-теоретическая значимость раскрывает специфику философского осмысления живописи Китая. Теоретические положения расширяют философские представления о роли даосизма в китайской живописи. В исследовании отражено философское содержание живописи Китая и определено в нем место символов даосизма, что раскрывает дополнительные возможности для исследования роли живописи в формировании духовной культуры китайского общества. Выводы и положения диссертации составят теоретическую и методологическую базу для дальнейшей разработки философии культуры Китая.
Практическая значимость работы заключается в ее мировоззренческом значении, которое формирует ценностное отношение к национальным духовным культурам.
Данная работа может быть востребована специалистами в области философии культуры, философской антропологии, культурологии, религиоведения, регионоведения, искусствоведения, для создания циклов лекций по изучению китайской живописи, может стать основой для дальнейших даологических исследований. Знание особенностей духовной жизни, философии даосизма будет способствовать дальнейшему формированию международных контактов.
Основные положения, выносимые на защиту: 1) Мировоззренческие позиции даосизма, представленные в «Дао-дэ-цзин» и «Чжуан-цзы», в ходе исследования обосновываются
через категории всеобщность («Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию»), первозданность (Дао «не рождается и не умирает») , совершенствование^Человек следует [законам] земли. Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] Дао, а Дао следует самому себе.»). Это позволяет заключить, что китайская культура обладает «даосской природой».
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Философские основания этики устойчивого развития Китая2004 год, кандидат философских наук Цыденова, Ирина Родионовна
Философская синология во Франции в XX - XXI вв.2018 год, кандидат наук Нименская, Ольга Сергеевна
Социоантропные константы в религиозной культуре Китая2011 год, кандидат философских наук Чэ Тунбо
Современные культурные стратегии Китайской Народной Республики в практике международного взаимодействия2011 год, кандидат философских наук Распертова, Светлана Юрьевна
Феномен субтрадиции в даосизме (на материале корпуса сочинений Сунь Бу-Эр)2019 год, доктор наук Белая Ирина Витальевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Цзянь, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АбаевН. В. Человек и природа в даосизме и буддизме // Общественные науки за рубежом. Сер. 9. Востоковедение и африканистика. М., 1981. № 2. С. 213 -217
2. Абрамова H.A. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект).- Чита, ЧитГУ. 1998-303 с.
3. Абрамова H.A. Китайская культура и ее трансляция в социокультурное пространство России / Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 3. С. 75-80
4. Абрамова H.A., Морозова B.C. Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект / Вестник Читинского государственного университета, 2007. №2-С. 114-120
5. Алимов и.А., Ермаков М.Е.. Мартынов A.C. Срелинное государство: введение в традиционную культуру Китая. - М.: Дом «Муравей», 1998. - 287 с.
6. Антология даосской философии / Сост. В. Малявин, Б.В. Виноградский. - М.: «Клышников-Комаров и К, 1994 - 446 с.
7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994-352 с.
8. Бежин JI.E. Под знаком ветра: образ жизни художников в Китае в III-VI вв. - М.: Наука, 1982. - 221.
9. Белецкий П.А. Китайское искусство: очерки. - Киев: Изомузгиз, 1957. - 164 с.
10. Бог - человек - общество в тардиционых культурах Вол стока: сборник статей и эссе / под ред. М.Т. Степанянц. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 224 с.
11. Бондаренко Г.В. Даосская концепция проявленного Дао (философско-методологический анализ). Автореф.на соиск.к.филос.н.-Уфа,2004- 23 с.
12. Боревская Н.Е., Торопцев С.А. Китайская культура во времени и пространстве. М.; ИД «Форум», 2010. - 480 с.
13. Борухович В.Г. В мире античнов свитков / под ред. Э.Д. Фролова. - Саратов, изд-во Саратовского университета, 1976. - 213 с.
14. Васильев JI.C. История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1983-284 с.
15. Васильев JI.C. Культурно-религиозные традиции стран Востока. - М.: Наука, 1976. - 327 с.
16. Васильев JI.C. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970. - 484 с.
17. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской мысли: формирование основ мировоззрения и менталитета. - М.: Наука, 1989. -309 с.
18. Вэнь Цзянь. Даосизм: состояние и место в современном Китае (80-90-е годы XX века). Автореф.на соиск. к.ист.н.. - Владивосток. 2003.-21 с.
19. Вэнь Цзянь, Горобец A.A. Даосизм в современном Китае. -Амурский Государственный Университет, Благовещенск 2002 г. - 145 с.
20. Виндельбандт В. Философия культуры: Избранное. Пер. с нем.— М.: ИНИОН РАН, 1994.— 350 с.
21. Виноградова H.A. Искусство Китая. - М.: Изобразительное искусство. 1988. - 254 с.
22. Виноградова H.A. Китайская пейзажная живопись. - М. Изд. «Изо» - 1972.-368 с.
23. Виноградова H.A. Малая история искусств. Искусство стран Дальнего Востока. - Виноградова Н.А..-М.: Искусство, 1979. - 372 с.
24. Виноградова H.A., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. Художественное оформление. - М.: Издательство «Эллис Лак», 1997. - 360 с.
25. Воронин С.Н. Китайская пейзажная живопись как средство самосовершенствования личности // Философия образования. -Новосибирск, Специальный выпуск, № 1 , 2007. - 316 с.
26. Воронин С.Н. Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира. Автореф.на соиск... к. искусстовведения.- Барнаул, 2009. - 24 с.
27. Восхождение к Дао / сост., пер., вступ.ст., коммент. В. В. Малявина - М.: Астрель, 2003 - 431 с.
28. Генон, Р. Восток и Запад = Orient et Occident. - М.: Беловодье,
2005
29. Григорьева Т.П. Человек и мир в системе традиционных китайских учений // Проблема человека в тардиционных китайских учениях. - М.: Наука, 1983. - С.6-16
30. Го Жо Сюй. Записки о живописи: что видел и слышал. — М.: Наука, 1978.-238 с.
31. Гране М. Китайская мысль / Пер. с фр. В.Б. Иорданского; Общ.ред. И.И. Семенко. - М.: Республика, 2004 - 526 с. - (Б-ка: Религия. Культура. Наука).
32. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). - М.: Наука, 1992.- 424 с.
33. Дао и Даосизм в Китае / под ред. Л.С.Васильева, Е.Б. Поршнева - М.: Главная редакция восточной литературы издательства
«Наука». 1982. - 288 с.
34. Дао-Дэ Цзин / перевод Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука, 2005. -
182 с.
35. Дао-Дэ Цзин / перевод Малявина В.В. - Серия: Китайская классика: новые переводы, новый взгляд. - М.: Восточная литература, 2004 г. - 542 с.
36. Дао-Дэ Цзин: трактат /Древний Китай. Художник: Гаврилов Е.П. -М.: «Выпуск», 2005.
37. Дао и логос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография / С.Е. Ячин и др. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерал. Ун-та, 2011. - 324 с.
38. Даосизм. Большой толковый словарь по культурологии // под ред. Кононенко Б.И. - М.:, 2003. - 537 с.
39. Даосизм / Большой энциклопедический словарь - 2000.-341
с.
40. Дунь Моли «Этико-ритуальные учения традиционной культуры Китая».- Автореф. На соиск.... К. культурологии.- М.: 2002. -24 с
41. Духовный опыт Китая / сост., пер., коммент. В.В. Малявина. -М.: Астрель: ACT. 2006. - 397 с.
42. Завадская Е.В. Беседы о Живописи. - М. «Наука» - 1978. -
215с.
43. Завадская Е.В. Морфология китайской живописи // Китай: искусство и государство. - М.: Наука, 1973- С.346-354
44. Завадская Е.В. Мудрое вдохновение. - М. «Наука» - 1983. -
184 с.
45. История китайской философии / Пер. с кит. Общ. ред. и послесл. M.JI. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. - 552 с.
46. История культуры Китая. 3-е изд. - СПБ.: «Лань», 2003. - 416
с. (Мир культуры, истории и философии)
47. К проблеме категорий традиционной китайской культуры (Круглый стол).— Народы Азии и Африки, № 3, 1983. - С. 26-30
48. Каган М.С. Философия культуры.— СПб.: Университет, 1996.-216 с.
49. Каменарович И.А. Классический Китай - М.: Вече, 2006. -
278 с.
50. Кессиди, Ф. Идеи и люди: Историко-философские и социально-политические этюды. - СПб, Алетейя, 2006
51. Ключарева О. Тайны Вселенной Дао - М.: Изд. Наука-Пресс, 2006. - 160 с.
52. Кобзев А.И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае. // Этика и ритуал в традиционном Китае. -М.: Наука, 1988. - с. 17-55.
53. Кобзев А.И. Методологическая специфика традиционной китайской философии. \\ Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М., 1987
54. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука, 1994. - 432 с.
55. Кобзев А.И. О философско-символическом смысле образов природы в китайской поэзии // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М. Наука. 1983, с. 140 - 152.
56. Кобзев А.И. Методология традиционной китайской философии // Народы Азии и Африки. М. Наука. 1984, № 4, с. 52 - 62.
57. Кобзев А.И Категории и основные понятия китайской философии и культуры // Универсалии восточных культур. М. Восточная литература РАН. 2001, с. 220 - 243.
58. Кобзев А.И. О категориях традиционной китайской философии. — Народы Азии и Африки, № 1, 1982. - С. 15-20
59. Кобзев А.И Понимание времени в китайской культуре // Человек и природа: из прошлого в будущее. М., 2006, с. 217 - 219.
60. Кобзев А.И., Морозова Н.В., Торчинов Е.А. Московская «Сокровищница Дао».— Народы Азии и Африки, № 6, 1986. - С. 27-35
61. Ковалевский Я.В. Мир протсранства в пейзажной живописи средневекового Китая (X-XIVbb.). Автореф.на соиск....к. искусствоведения.- Барнаул, 2009 - 24 с.
62. Корнеев И. Пейзаж в Даосской живописи. - М.: Самиздат, 2011-238 с.
63. Крабутова Н.Е. История искусства Китая. - СПБ.: «Лань», ТРИДА, 2004. - 960 с.
64. Кучинская Т.Н. «Социокультурное пространство» в научном дискурсе: к проблеме концептуализации понятия / Казанская наука. 2011. №9. С. 138-144
65. Кучинская Т.Н. Социокультурная идентичность Китая в эпоху глобализации / Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 14. С. 149-153
66. Леонард М. О чем думают в Китае. / Марк Леонард, пер. с анг. И. Кузнецова. - М.: ACT МОСКВА, 2009. - 222 с. (Philosophy)
67. Ли Фанпин. Китайская пейзажная живопись жанра «горы-воды» («Шаныпуйхуа») эволюция и некоторые параллели: автореферат дис. ... канд.искусствоведения. - М.. 2003. - 20 с.
68. Лобода Е.Б. Даосизм: история возникновения и развитие. - М.: Саттва, 1993.- 196 с.
69. Лоренс Брам. Китай. Пять первоэлементов китайской философии: вода, дерево, огонь, земля, металл. - Пекин.: Китайское издательство «У - Чжоу», 2002. - 205 с.
70. Лотман Ю. М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968—1992) — С.Петербург: «Искусство—СПБ», 2000. — 704 с.
71. Лукьянов А.Е. Истоки Дао: древнекитайский миф.— М.: ИНСАН РМФК, 1992.—160 с.
72. Лукьянов А.Е. Лао Цзы (Философия раннего Даосизма). - М.: Издательство университета дружбы народов. 1991. - 163 с.
73. Лукьянов А.Е. Лао Цзы и Конфуций: философия Дао. - М.: «Восточная литература» Рам 2000. - 384 с.
74. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия) - М.: ИНСАН, РМФК, 1992. - 208 с.
75. Малявин В.В. Китайское искусство. - М. «Издательство ACT», 2004. - 432 с.
76. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: традиция и культура. -М.: Искусство, 1995. - 288с.
77. Малявин В.В. Китайская мудрость в постмодернистский век: возвращение традиции? // Проблемы Дальнего Востока. 1995. № 5. С. 106-115.
78. Малявин В.В. Молния в сердце. - М. «Издательство ACT», 1997.-368 с.
79. Малявин В.В. Синкретические религии в Китае в XX в.: традиционное и посттрадиционное // Религии мира: история и современность. - М.: Наука, 1989. - 120 с.
80. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. - М.: ИПЦ Дизайн. Информация. Картография; ООО «Издательство Астрель; ООО Издательство ACT, 2003. - 436 с.
81. Маракуев A.B. Инь-фу-цзия — страничка истории китайской философии, т. 3— Томск: Ученые записки Томского педагогического института, 1946. - 135 с.
82. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ).—М.: Мысль, 1983.—284 с.
83. Мартыненко Н.П. Методологические проблемы перевода и понимания иероглифа «Дао» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. М., 2003. №5. С. 106-120.
84. Мартынов A.C. Несколько замечаний о комплексе «Небо-Земля» в китайских художественных, политических, философских текстах. Литература стран Дальнего Востока. - М.: Наука, 1979. - 352 с.
85. Маслов A.A. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуал . - М.: Алетейя, 2003 - 187 с.
86. Масперо А. Даосизм. / Пер. с фр. В. Быстрова; под ред. С.Пахомова. - СПб.: Наука, 2007. - 294 с.
87. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006
88. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики. - М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2003
89. Минянь Ц. Традиционная китайская культура и формирование социокультурного пространства Китая / Ци Минянь. H.A. Абрамова // Вестник Читинского государственного университета. 2010. № 8. С. 26-32
90. Минянь Ц. Ценности традиционной культуры Китая в системе национального образования / Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 4. С. 48-52.
91. Мистерия Дао. Мир Дао дэ цзина / Сост., пер., иссл. и примеч. A.A. Маслова. - М.: Сфера, 1996. - 512 с.
92. Мокроусов А. Музыка молчания, или Время зеркал. -Иностранная литература №12 1999. - С. 65-75
93. Морозова B.C. Интерпретация понятия «региональная культура» через призму современной китайской методологии / Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8. С. 35-40
94. Морозова B.C. РФ и КНР: межкультурное взаимодействие в контексте трансформации региональной культуры (на примере Забайкальского края) / Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 2. С. 135140
95. Пивоваров Д.В., Андрусенко В.А., Донковцев Г.П. Религиозная символика. - Оренбург, ОТТПР, 1995. - 340 с.
96. Пирогов Г.Г. Дао - учение о мировой траектории развития // Философские науки. М., 2002. № 3. С. 78-88.
97. Пин Ли. Проблема регионализации: культурный аспект / Пин Ли, H.A. Абрамова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2009. № 1. С. 105111
98. Пин Пинфань. Художественная интерпретация традиционной живописи Китая в декоративном убранстве интерьеров пригородных дворцов Санкт-Петербурга : автореф. дис ... к. искусствоведения. - Санкт-Петербург, 2009.- 23 с.
99. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве (Хуайнаньцзы). М.: Изд-во МГУ, 1979. - 243 с.
100. Пострелова Т. А. Академия живописи в Китае в X — XIII вв. — М.: Наука, 1976. - 262 с.
101. Путь золота и киновари: Даоские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. - СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007 - 480 с.
102. Рорти Р. Философия и зеркало природы.—Новосибирск: НГУ, 1997.—320 с.
103. Роули Дж. Принципы китайской живописи. Пер. с анг. и
послесл. B.B. Малявина. - М.: Наука, 1989. - 158 с.
104. Рыков С.Ю. Проблема методологических оснований китайской классической философии в современной синологии / История философии. № 14.-М.: ИФ РАН, 2009. - 123-142
105. Самосюк К. «Го Си». — М.: Искусство, 1978. - 120 с.
106. Сам Цзянь. Лаоцзы // Лао Цзы: обрести себя в Дао. - М.: Республика, 2000. - 314 с.
107. Сайр Д. Парад миров: Типология мировоззрений. / Пер. с анг.— СПб.: Мирт, 1997,—247с.
108. Слово о живописи из сада с горчичное зерно ^^UllSlilf / пер. Е.Завадской. - М.: Издательство: В.Шевчук, 2001. - 512 с.
109. Степанянц М. Т. Восточные концепции "совершенного человека" в контексте мировой культуры // Историко-философский ежегодник '90. -М., 1991, с. 96-107.
110. Степанянц М. Т. Человек в традиционном обществе Востока (опыт компаративистсткого подхода) // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. - М., 1993, с. 3-20.
111. Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, культура, мантальность. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 240 с.
112. Тертицкий K.M. Изучение традиционной китайской культуры в КНР//Восток. 1991. №6. С. 166-174.
113. Тодоров Ц. Теории символа / Перев. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом Интеллект. Книги, Русское феноменологическое общество, 1999. -408 с.
114. Торчинов Е.А. Даосизм и китайская культура: проблема взаимодействия (по материалам зарубежных исследований). — Народы Азии и Африки, № 2, 1982. С. 155-168.
115. Торчинов Е.А. Даосизм // Проблемы Дальнего Востока. 1993.
№2. С. 132-136.
116. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт, историко-религиозные описания,- СПб. 1993. - 448 с.
117. Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования). — Народы Азии и Африки, № 2, 1988. С. 45-54.
118. Торчинов Е.А. Даосское учение о "женственном". — Народы Азии и Африки, № 6, 1982. С. 58-65
119. Торчинов Е.А. Происхождение даосизма и периодизация его истории. — Народы Азии и Африки, № 3, 1985. С. 37-40
120. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запределльного. - СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское востоковедение», 2005. - 480 с.
121. Феоктистов В.Ф. Философские трактаты Сюнь-цзы. Исследование. Перевод. Размышления китаеведа / Сост. Е.В.Якимова. М., 2005. С. 212-213
122. Филонов C.B. Ранний этап формирования религиозной традиции даосизма (на материале «Дао цзана»). Автореф. на соиск... к.филос.н.- СПб., 1999. - 22 с.
123. Фицджеральд С.П. Китай, краткая история культуры - СПб.: Евразия, 1998.-456 с.
124. Фомина М.Н. Философская культура: онтологический диалогизм: Монография.- Чита, Поиск, 1999. - 210 с.
125. Чунхуэй Ли. Взаимодействие и диалог культур Центральной Азии (на примере изобразительного искусства). Автореф. на соиск...к.филос.н.. Чита. 2007.- 24 с.
126. Чунхуэй Ли. Об особенностях и преимуществах китайской традиционной живописи /Русское и китайское изобразительное искусство в контексте времени (Материалы международной научно-практической
конференции). - Чита: ЗабГПУ, 2004. - С. 32 - 37
127. Чунхуэй Ли. Национальное изобретательное искусство Центральной Азии как средство культурного диалога / Материалы симпозиума, проведенного в рамках Международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия». - Чита: ЧитГУ, 2005. - С. 69 - 71
128. Чунхуэй Ли. К вопросу о недостатках и отсутствии культуры изобразительного искусство / Чунхуэй Ли // Материалы международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире» - Чита: ЗабГГПУ, 2006. - 4.1. - С. 101 - 104.
Шуцкий Ю. К. Даос в буддизме.— Восточные записки, т.. 1. Л., 1927. -297с.
Литература на китайском языке
129. Ван Боминь. История китайского изящного искусства [текст на кит.яз.] // Шаньдунское образовательное издательство, 1987-1988г. (Ван Боминь. Чжунго мэйшу тунши [текст на кит.яз.] // Шаньдун цзяоюй чубаныпэ, 1987-1988г.)
130. Ван Дэминь. Взгляд на особенности истории китайской философии с точки зрения связи между отечественной медициной и древней философией [текст на кит.яз.] // Научный ежемесячный журнал. Шанхай, 1983, № 6. (Ван Дэминь. Цун цзуго исюе юй гудай чжэсюе ды гуаньси кань чжунго чжэсюе ши ды тэдянь [текст на кит.яз.] // Сюешу юекань. Шанхай, 1983, № 6.)
131. Ван Хунцзянь, Юань Баолинь. Введение в изобразительное искусство [текст на кит.яз.] // Изд-во "Высшее образование", 1994.( Ван Хунцзянь, Юань Баолинь. "Мэйшу гэлун" [текст на кит.яз.] // "Годэнцзяоюй чубаншэ",1994)
132. Гэ Чжаогуан. Даосизм и китайская культура [текст на кит.яз.] // Шанхай, 1987г (Гэ Чжаогуан. Даоцзяо юй чжунго вэньхуа [текст на кит.яз.] //Шанхай, 1987.)
133. Гуанфу Чжан. Истории китайского искусства [текст на кит.яз.] // Издательство знания, 1982г. (Чжан Гуанфу. Чжунго мэйшуши [текст на кит.яз.] // Чжиши чубанынэ,1982г)
134. Гуанюань У. Традиционная культура и мировой порядок [текс на кит.яз.] //Тенденция Философии. - 1997. - № 5.- С.20-32. (У Гуанюань. Чуантун вэньхуа шицзехуа ды цзегуй [текс на кит.яз.] // Чжэсюэ дунтай. - 1997. - № 5.- С.20-32)
135. Гуйлу Гэ, Бин Чэнь. Основные пути трансляции китайской культуры в мире [текст на кит.яз.] // Вестник Хуайиньского педагогического специального профессионального учебного заведения. -1997. - № 2. - С. 52-55.( Гэ Гуйлу, Чэнь Бин. Лунь чжунго вэньхуа сян шицзе чуаньбо ды чжуяо туцзин [текст на кит.яз.] // Хуайин шичжуань сюэбао. - 1997. - № 2. - С. 52-55)
136. Даосизм и китайская философия, Ред. Сунь Икай. Пекин: Жэньминь изд-во, 2004. - 436 с. (Даоцзя юй Чжунго чжэсюэ. Пекин: Жэньминь чубаныпэ, 2004. - 436 с.)
137. Ден Учан. Полная история китайской живописи [текст на кит.яз.] // Шанхайское каллиграфическое и живописное издательство, 1985г. (Ден Учан. Чжунгохуа Цюаныпи [текст на кит.яз.] // Шанхай шухуа чубаныпэ, 1985г.)
138. Исследовательское бюро "Ассоциации последователей даосизма КНР": Проект «Истории даосизма в Китае» [текст на кит.яз.] // —Исследование китайского научного бюра, 1983, .№ 1.(Чжунго дао цзяо сэхуэй яньцзюши:Чжунго Даоцзяоши тиган [текст на кит.яз.] // — Чжунго чжэсюе ши яньцзю, 1983, .№ 1.)
139. Ли Маошэн. Краткая история китайского изящного
искусства [текст на кит.яз.] // Издательство Хэнаньского университета,2002г. (Ли Маошэн. Чжунго мэйшу цзяныни [текст на кит.яз.] // Хэнань дасюе чубанынэ,2002г.)
140. Линь Тунхуа. Китайский эстетический большой словарь [текст на кит.яз.] // Издательство Анхуйского образования, 2002г. 13В N: 9787533617905 (Линь Тунхуа. Чжунзуа мэйсюе да цыдянь [текст на
кит.яз.] // Анхуй цзяоюй чубанынэ, 2002г.)
141. Линь Цы. Искусство живописи Китая [текст на кит.яз.] // Пекин Учжоу чуаньбо издательский дом, 2006г. (Линь Цы. Чжунго хуйхуа ишу [текст на кит.яз.] // Пекин учжоу чуаньбо чубаныпэ, 2006.
142. Ли Чэнгуй. Отношения между китайской и западной культурами [текст на кит.яз.] // Цзянси Наньчан: Цзянсиское нородное издательство, - 1997. - 272 с. (Ли Чэнгуй. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун [текст на кит.яз.] //Цзянси Наньчан: Цзянси жэньминь чубаныпэ, - 1997. - 272 с.)
143. Ли Юесэ (Дж. Нидэм). Даосская школа и даосская религия [текст на кит.яз.] // Журнал Ассоциации последователей даосизма. Т. 2— 3. Пекин, 1960г.(Ли Юэсэ (Дж. Нидэм). Дао цзя юй дао цзяо [текст на кит.яз.] // Даоцзяо сехуэй кань. Т. 2—3. Пекин, 1960.)
144. Ли Янчжэн. Дандай Чжунго даоцзяо (Даосизм в современном Китае). - Пекин: Чжунго шэчуй кэсюэ чубаныпэ, 1993
145. Редактор: Сюй Хань. Энциклопедия Китайского художества [текст на кит.яз.] // Пекинское народное Издательство, 2006г. (Редактор: Сюй Хань. Чжунго ишу байкэ цюаныпу [текст на кит.яз.] // Пекин женьминь чубаныпэ, 2006)
146. Сюй Фугуань. Духе китайского искусства [текст на кит.яз.] // Чунфэн вэньи издательство, 1987г. (Сюй Фугуань.Чжунго ишу цзиншэнь [текст на кит.яз.] // Чунфэн вэньи чубанынэ, 1987г.)
147. Сяньлинь Цзи. Еще раз подумать об идее "совпадающее единство Неба и Человека" [текст на кит.яз.] // Культура Китая. - 1994. -№ 2. С.8-17. (Цзи Сяньлинь. "тянь жэнь хэ и" сысян ды цзай сыкао [текст на кит.яз.] // Чжунго вэньхуа. - 1994. - № 9. С.8-17 )
148. Тан Ицзе. Конфуцианство, даосизм и буддизм в традиционной китайской культуре [текст на кит.яз.] // Издательство мир Китая, -1988. -306 с. (Тан Ицзе. Чжунго чуаньтун вэньхуа чжунды жу, дао, ши [текст на кит.яз.] // Пекин, 1988.)
149. У Цин. Сравнение китайской и западной живописи [текст на кит.яз.] // Пекин: Учжоу Чуаньбо изд-тво, -2008. -110 с. (У Цин. Чжунси хуэйхуа бицзяо [текст на кит.яз.] // Пекин: Учжоу чуаньбо чубаныпэ, -2008.-110 с.)
150. Фэн Юйлань. Джон Гоцзесюецзянши (История китайской философии) [текст на кит.яз.] // Вэйцзиндасюе чубаншэ,1985.
151. Цин Ситай. О месте даосизма в традиционной китайской культуре [текст на кит.яз.] // Исследование философии, 1988, № 1. (Цин Ситай. Шилунь дао цзяо цзай Чжунго чуаньтун: вэньхуа чжунды дивэй [текст на кит.яз.] // Чжэсюе яньцзю, 1988, № 1.)
152. Цин Ситай. Новое рассмотрение даосской культуры [текст на кит.яз.] // Сычуаньское нородное издательство, -1988. -295 с. (Цин Ситай. Даоцзяо вэньхуа синь тань[текст на кит.яз.] // Сычуань женьминь чубаныпэ, -1988. - 295 е..)
153. Чжан Вэньли. Мир сокровенного: даосизм и китайская культура [текст на кит.яз.] // Пекин: Нородное издательство, - 2005. -348 с.( Чжан Вэньли. Сюаньцзин: Дао сюэ юй чжунго вэньхуа [текст на кит.яз.] // Пекин: Жэньминь чубаныпэ, -2005. - 348 с. )
154. Чжэнфу Ч., Чжицзин X. Лунь чжунси вэньхуа чжэсюэ ды итундянь юй цзехэдянь (О сходстве и различии китайской и западной
философии культуры и точках их соприкосновения) [текс на кит.яз.] // Наньчан дасюэ сюэбао. - 1996. - № 9. - С. 39 -44
155. Чжунго даоцзяо (История даосизма в Китае). В 4-х т. / Глав.ред. Цин Ситай. - Чэнду: сычуагэжэньминь чубаныпо, 1995
156. Чжу Лиянь. Философия и современная культура [текст на кит.яз.] // Пекин: Издательство китайского народного университета. -1998. - 210 с. (Чжу Лиянь. Чжэсюе дандай вэньхуа [текст на кит.яз.] // Пекин: Чжунго жэньминь дасюэ чубаныпэ. -1998. - 210 с.)
157. Чэнгуй Ли. Чжунси вэньхуа чжи хуэйтун (Отношения между китайской и западной культурами) [текст на кит.яз.] // Цзянси Наньчан: Цзянси жэньминь чубаныпэ, - 1997
158. Чэнь Бин. Категория "дао" в даосской религии [текст на кит.яз.] // "Исследование философии", 1988, № 1. (Чэнь Бин. Дао цзяо чжи "дао" [текст на кит.яз.] // Чжэсюе яньцзю, 1988, № 1.)
159. Ян Синь, P.M. Барнхарт. Три тысячелетия китайской живописи [текст на кит.яз.] // Пекин: Издательство иносраннных языков, 1997. -402 с. (Ян Синь, Барнхарт P.M.. Чжунго хуэйхуа саньцяньнянь [текст на кит.яз.] // Пекин: Вайвэнь чубаныпэ, 1997. -402 с.)
Литература на иностранных языках
160. Abe, Stanley. "Art and Practice in a Fifth-Century Chinese Buddhist Cave Temple." Ars Orientalis 20 (1990): 1-31.
161. Addiss, Stephen. "Daoist themes in early modern Japanese painting [Thmes taostes dans les peintures japonaises de l'poque moderne]." Oriental art 47, no. 1 (2001): 47
162. Ahn, Hwi-Joon. "Paintings of the Nawa-Monju: ManJusr{\=i Wearing a Braided Robe. " Archives of Asian Art 24 (1971).
163. Alberts, Eli. A history of Daoism and the Yao people of South China. Youngstown, N.Y.: Cambria Press, 2006.
164. Barnhart, Richard. "Chinese Calligraphy: The Inner World of the Brush." The Metropolitan Museum of Art Bulletin 30 (1972): 230-241.
165. Cammann, Schuyler. "Some Early Chinese Symbols of Duality." History of Religions 24 (1985): 215-254.
166. Campany, Robert Ford. "Review of Daoism and Chinese Culture." Journal of the American Oriental Societyl23, no. 2 (2003): 408. Abstract
167. Chandrasekhar, Subrahmanyan. "The Perception of Beauty and the Pursuit of Science." Bulletin of the American Academy of Arts and Sciences 43 (1989): 14-29.
168. de Clapp, Anne Coursey. "Taoism and the Arts of China (review)." China Review International 8, no. 2 (2001): 458. Abstract
169. Granet, Marcel. La civilization chinoises. - Paris, 1929;
170. Granet, Marcel. La pensee chinoise. - Paris, 1968.
171. Johim Ch. Chinese Religions: A Cultural Perspective. N. Y.: Englewood Cliffs, 1986.
172. Saso M. The Teaching of Taoist Master Chuang. New Haven; L.,
1978.
173. Schipper K.M. The Taoist Body // History of Religions. V. 17, Chicago: University Press, 1978. № 3.4. p. 335-386.
Электронные ресурсы
174. Влияние конфуцианства и даосизма на развитие культуры Китая - [Электр, ресурс] - Режим доступа - // http://kitayskie-filosoiy.ru/tag/daosizm, свободный - Загл. с экрана.
175. Восточная философия: Даосизм, как национальная религия Китая - [Электр. ресурс] - Режим доступа - // http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=42748, свободный - Загл. с экрана.
176. Гохуа - китайская живопись тушью [Электронный ресурс] / Шедевры Омска - Режим доступа: http://shedevrs.ru/materiali/240-kitai.html, свободный - Загл. с экрана.
177. Даосизм в истории культуры Китая - [Электр, ресурс] -Режим доступа - // http://orient-kafedra.narod.ru/torch4.html, свободный -Загл. с экрана.
178. Даосизм и буддизм - сердце китайской культуры -[Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/iournal/l 10160, свободный - Загл. с экрана.
179. Живопись древнего Китая [Электронный ресурс] / - Режим flocTvna:http://www.affresco.ru, свободный - Загл. с экрана.
180. Живопись Китая [Электронный ресурс] / Культура Китая -Режим доступа: http://kitai-art.ru/foto/zhivopis-kitaia/pic 7.html, свободный - Загл. с экрана.
181. Живопись У-син [Электронный ресурс] / Путешествие к рождению / - Режим доступа: http://www.perinatal.org.ua/index.php?option=com content&task=view&id=9 I, свободный - Загл. с экрана.
182. Изобразительное искусство [Электронный ресурс] / Азиатская библиотека / Режим доступа: http ://asiapacifíc .narod.ru/countries/china/ art, htm, свободный - Загл. с экрана.
183. История китайской живописи [Электронный ресурс] Синий Феникс Режим доступа: http://www.bluefenix.ru/category-178/category-240.html, свободный - Загл. с экрана.
184. Китайская живопись [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://old.dvfu.ru/struct/institute/orient/HTML/hongmay/art/painting.htm, свободный - Загл. с экрана.
185. Китайская живопись и каллиграфия [Электронный ресурс] / Популярная каллиграфия / Режим доступа: http://www.callig.ru/node/594, свободный - Загл. с экрана.
186. Китайская живопись: философские основы и стилевые особенности [Электронный ресурс] / Студия живописи Прана - Режим доступа: http://prana-art.ru/articles/33, свободный - Загл. с экрана.
187. Китайская живопись У-син [Электронный ресурс] / Авторский центр креативной психологии / - Режим доступа: http://www.creativnost.ru/ver/853, свободный - Загл. с экрана.
188. Китайская классическая живопись [Электронный ресурс] / Студия Е.Черногорова / Режим доступа: http://www.chemomkov.m/articles/?article=710, свободный - Загл. с экрана.
189. Китайский сад - прообраз жизненного пути [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.treeland.ru/article/garden/other/iaki/kitaickii cad proobraz gizne nnogo puti.htm, свободный - Загл. с экрана.
190. Клуб китайской культуры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://baimao.ru/index.php?cat=5, свободный - Загл. с экрана.
191. Культура средневекового Китая - [Электронный ресурс] -Режим доступа - // http://historychina.narod.ru/china/2-112.htmL свободный - Загл. с экрана.
192. Лимерев В.Н. Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цинн [Электронный ресурс] / В.Н. Лимерев // О иероглифах и написании их - Режим доступа: http://gurul 00.narod.ru/12.htm, свободный - Загл. с экрана.
193. Лисомилы М.Р. Символы [Электронный ресурс] / Лехаим / 2007 март 3 (179) / - Режим доступа: http://www.lechaim.ru/ARHIV/179/kachalkina.htm, свободный - Загл. с экрана.
194. Лу Куань Юй Даоская йога. Алхимия и бессмертие [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://bagua.aisorgsu.ru/daossizm/daos ioga/vved/vv.htm, свободный - Загл. с экрана.
195. Обзор трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» [Электронный ресурс] / Две империи / - Режим доступа: http://dveimperii.ru/articles/2, свободный - Загл. с экрана.
196. Основы живописи У-син [Электронный ресурс] / Школа живописи У-син / - Режим доступа: http://usinart.ru/osnovy-kitajskoj-zhivopisi-u-sin, свободный - Загл. с экрана.
197. Основы межкультурной коммуникации [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://bugabooks.com/book/173-osnow-mezhkulturnoj-kommunikacii/30-21 -modeli-kommunikacionnyx-processov.html, свободный - Загл. с экрана.
198. О философии живописи У-син [Электронный ресурс] / Магазета / - Режим доступа: http://magazeta.com/psi/2011/09/13/wuxing, свободный - Загл. с экрана.
199. Персональный сайт Олег Арин [Электронный ресурс] / -Режим доступа: http://olegarin.com/olegarin/Qleg Arin/Oleg Arin.html, свободный - Загл. с экрана.
200. Появление различных направлений в философии - [Электр, ресурс] - Режим доступа - // http://kitayskie-filosofy.ru/tag/shkola-in-yan, свободный - Загл. с экрана.
201. Принципы японской живописи [Электронный ресурс] / Японский блог «Сад камней» - Режим доступа: http://blog-japan.ru/?p=46, свободный - Загл. с экрана.
202. Роль природы в даосской философии - [Электр, ресурс] -Режим доступа - // http://www.dao.su/nature.php, свободный - Загл. с экрана.
203. Российская Сеть Культурного Наследия [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.museum.ru/news/archive/mrList053920090924.htm, свободный -Загл. с экрана.
204. Руссель Э.. Духовное совершенствование в современном даосизме - [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/lipin/lipin 23.html, свободный - Загл. с экрана.
205. Семиотике костюма [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://artmuseum.by/ru/research/podrazdel/semiotika-kostyuma, свободный -Загл. с экрана.
206. Сикса И.А. Классическая живопись Китая [Электронный ресурс] / И.А.Сикса // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»-Режим доступа: http://festival. 1 September.ru/articles/213134, свободный -Загл. с экрана.
207. Символизм [Электронный ресурс] / Жизнь Китая: традиции и современность - Режим доступа: http://kitaylife.ru/zhivopis/simvolizm.html, свободный - Загл. с экрана.
208. Символика цвета [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://photonik.ru/compozy/148-simbol, свободный - Загл. с экрана.
209. Символы и их значение в живописи [Электронный ресурс] / -Режим доступа: http://www.render.ru/books/show book.php?book id=739, свободный - Загл. с экрана.
210. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.biblio.nhat-nam.ru/Torchinov Daosism.pdf, свободный - Загл. с экрана.
211. Торчинов Е.А. Поздний даосизм (XIV - XIX вв.). Даосизм и современный Китай [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.qigong.ru/materials/det_part_mat.php?lng=r&id=195&idp::::75&pr m=l, свободный - Загл. с экрана.
212. Чань-буддизм и культура Китая [Электронный ресурс] / Режим доступа: http ://kitaia.ru/religioznofilosofskie-ucheniya/chanbuddizm-i-kultura-kitaya/, свободный - Загл. с экрана.
213. Энциклопедия знаков и символов [Электронный ресурс] / -Режим доступа: http://www.znaki.chebnet.com/s 10.php?id-272, свободный - Загл. с экрана.
214. ЗкШШЖ^ ШМММ^ [Электронный ресурс] = Тяньцзинский Институт Изящных Искусств/ - Режим доступа: http://www.tjarts.edu.cn/zonglan.html, свободный - Загл. с экрана.
215. Wj^Wf-^HB [Электронный ресурс] = Энциклопедия Байду / -Режим доступа: http://baike.baidu.com/view/624627.htm, свободный - Загл. с экрана.
216. ^lilH [Электронный ресурс] = Сайт "небо и горы Сайта"
/ - Режим доступа: http://www.tianshannet.com.en/GB/channel3/l 00/200504/22/152813 .html, свободный - Загл. с экрана.
217. Ф^Цт^^^л; [Электронный ресурс] = Центральная Академия искусств / - Режим доступа http://www.cafa.edu.cn/dep/?c=610&t=l, свободный - Загл. с экрана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.