Отношение к национальной культуре учащейся молодежи: На прим. корен. малочисл. народов Ханты-Мансийс. авт. окр. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Лазарева, Лилия Георгиевна
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Лазарева, Лилия Георгиевна
Содержание
Введение
1 ГЛАВА. Методологические основы изучения преемственности и развития национальной культуры малых народов в современных условиях.
1.1. Понятие "национальная культура этнической
общности"
1.2. Национальная культура малых народов Югры:
этапы развития
2 ГЛАВА. Ориентации современной учащейся молодежи коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа на освоение и развитие своей национальной культуры.
2.1. Учащаяся молодежь как субъект культуры
2.2. Проблемы приобщения учащейся молодежи к традиционной этнической культуре коренных
народов Югры
2.3. Уровень включенности учащейся молодежи
в современную этническую культуру коренных
народов Югры
Заключение
Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Социологическая диагностика этнокультурной ситуации в Северном регионе2001 год, доктор социологических наук Хайруллина, Нурсафа Гафуровна
Традиционное природопользование как элемент культуры малочисленных народов Тюменского Севера2003 год, доктор социологических наук Харамзин, Терентий Герасимович
Становление и развитие системы образования обско-угорских народов Северо-Западной Сибири в 1920-1950-е гг.2008 год, кандидат исторических наук Чумак, Елена Григорьевна
Преподавание изобразительного искусства в школе с учетом национально-регионального компонента2010 год, доктор педагогических наук Полынская, Ирина Николаевна
Этничность как свойство культуры: на материале традиционной культуры восточных хантов2011 год, кандидат культурологии Величко, Наталья Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отношение к национальной культуре учащейся молодежи: На прим. корен. малочисл. народов Ханты-Мансийс. авт. окр.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Конец второго тысячелетия новой эры характеризуется нарастанием процессов интернационализации стран и народов мира. Интеграция происходит как на экономическом и политическом уровнях, так и в информационной, правовой и других сферах общественной жизни.
В то же время наблюдается усиление национализма, рост национального самосознания, стремление к обособленности и независимости вплоть до создания самостоятельных государств у многих этнических общностей.
В связи с этим возникает вопрос: куда движется человечество, каким будет общество будущего, как регулировать происходящие процессы, чтобы достичь оптимального состояния социума?
В последние десятилетия многие исследователи склоняются к выводу, что человечество быстрыми темпами движется к обществу социальной однородности. В отечественной философии, основанной на постулатах марксизма-ленинизма, господствовало представление, согласно которому в будущем социуме, включающем в себя все человечество, не будет ни классов, ни наций и народностей, сотрутся различия между городом и деревней, между физическим и умственным трудом. Некоторые зарубежные исследователи также убеждены, что человечество стремительно входит в единое постиндустриальное общество, при котором произойдет конвергенция различных социальных систем и сформируется единый средний класс. (Д.Белл и другие)
В то же время ряд ведущих зарубежных философов до сих пор проповедуют точку зрения, согласно которой между нациями, народами, цивилизациями лежит непреодолимая пропасть, каждая общность развивается по своим собственным законам и сближение между ними невозможно. (О.Шпенглер, А.Тойнби, "культурные антропологи" и другие)
Где же истина? Какая теория отражает действительное положение вещей?
Ответ на этот вопрос настоятельно требуется временем. Новейшая история человечества отличается от всех предыдущих эпох значительным
ускорением темпов общественного развития. Все более очевидным становится тот факт, что стихийное развитие социума постепенно заменяется сознательным управлением общественными процессами. Именно поэтому в последние десятилетия возросла роль и значимость общественных наук. Однако нередко случается, что вместо взвешенных, продуманных, опирающихся на большой фактический материал теорий предлагаются надуманные, наукообразные концепции, не отражающие действительное положение вещей. Вред от таких утопических химер чрезвычайно велик, ибо они несут в себе огромный разрушительный потенциал. Вместо оптимизации социальных процессов происходит в лучшем случае имитация какой-то преобразовательной деятельности, когда объект продолжает развиваться стихийно, сам по себе, в худшем случае - насильственная деформация естественного хода вещей, заканчивающаяся в конечном счете разрушением объекта научного воздействия. Тем не менее, поскольку переход к сознательному регулированию общественных процессов является закономерностью современного этапа развития человечества, новые теории будут появляться, но требования к их качеству должны возрасти.
Итак, проблема, являющаяся одной из наиболее актуальных на сегодняшний день, в теоретико-методологическом плане звучит следующим образом: в каком направлении развиваются этнические сообщества и все человечество в целом - по пути движения к обществу социальной однородности или по пути непрерывного формирования разнородных общностей, коллективов и групп, различие между которыми никогда не будет преодолено? От ответа на этот вопрос зависит обоснование стратегии и тактики политических действий по отношению к этническим общностям на том или ином государственном уровне.
Одно из фундаментальных понятий, которые в концентрированном виде отражают жизнь этноса, - национальная культура. Рассматривая закономерности существования и развития национальных культур, мы выявляем тем самым тенденции развития этнических общностей и всего человечества в целом.
Целесообразно выделить какую-то группу этносов, на примере которых можно исследовать происходящие процессы.
В нашей работе в качестве такой группы этносов взяты малочисленные народы Севера Российской Федерации, находящиеся в настоящий момент на грани исчезновения, и в частности, этносы, проживающие в Ханты-Мансийском автономном округе.
В период перестройки и реформирования российского общества тема спасения малочисленных народов Севера стала очень модной. Изучением этих самобытных этносов и разработкой рекомендаций по сохранению и развитию их культур занимается целая армия научных работников, десятки научно-исследовательских коллективов и институтов. Проводятся научно-практические конференции, принимаются законодательные акты, составляются программы развития, выделяются немалые финансовые средства. Интерес к теме привел к созданию целой прослойки в среде самих народов Севера, которые заняты исключительно спасением и защитой интересов этих этнических общностей.
Столь большие усилия, предпринимаемые обществом, дали некоторый положительный эффект. В то же время можно со всей ответственностью заявить, что кардинального изменения ситуации не произошло. Процессы ассимиляции этносов и деградации их культур не только не приостановились, но даже усилились.
В чем причина этих явлений? Почему национальные культуры малочисленных этносов Севера, и в частности, коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа, при всем позитивном к ним отношении не могут регенерировать, а продолжают разрушаться? Реально ли изменить эту тенденцию? При каких условиях это возможно? На эти вопросы мы и попытаемся ответить в нашей работе.
Степень разработанности проблемы. Рассмотрение культур коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского округа необходимо начать с выявления фундаментальных сущностных характеристик понятия "культура". Попытки ее анализа широко представлены в отечественной литературе. Можно назвать таких исследователей как А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Е.С.Баразгова, В.С.Библер, Ю.Р.Вишневский, Е.В.Грунт, П.С.Гуревич, Б.Е.Ерасов, Г.Е.Зборовский, Н.С.Злобин, М.С.Каган, Л.Е.Кертман, Л.Н.Коган, И.В.Кондаков, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, И.М.Модель, Г.П.Орлов, Б.С.Павлов,
Л.Я.Рубина, В.Т.Шапко и др. Выявление сущностных характеристик культуры дает теоретико-методологическую базу для анализа основных закономерностей функционирования и развития национальной культуры той или иной этнической общности.
Изучением культур аборигенных народов Югры впервые начали заниматься венгерские и финские исследователи. Это произошло в 40-х годах Х1Х века. Основоположники угроведения финн А.М.Кастрен и венгр А.Регули независимо друг от друга побывали в научно-исследовательских экспедициях в отдаленных северных районах Западной Сибири с целью сбора лингвистического, этнографического и фольклорного материала об обских уграх.
Начатое ими дело продолжили во второй половине XIX - начале XX века финнские ученые А.Алквист, А.Канисто, У.Т. Сирелиус, К.Ф.Карьялайнен, Х.Паасонен, венгерские ученые Б.Мункачи, Й.Папай и другие.
Из отечественных исследователей можно назвать лесничего Тобольской губернии A.A. Дунина-Горкавича, издавшего в начале XX века фундаментальный труд "Тобольский Север", третий том которого посвящен этнографическому описанию местных инородцев Сибири, а также ученого экономиста С.Патканова, занимавшегося исследованием фольклора хантов и манси.
В советский период было продолжено изучение национальной культуры обских угров. Этим занимались В.Н.Чернецов, Н.Ф.Прыткова, Г.Старцев, М.Б.Шатилов и другие.
40-50 годы XX века - время активной творческой деятельности первого хантыйского ученого Н.И. Терешкина, который собрал на разных диалектах родного языка огромный материал по языку и фольклору.
Из современных исследователей нужно назвать прежде всего томских этнографов Н.В.Лукину и В.М.Кулемзина, издавших совместные книги "Васюганско-ваховские ханты", "Материалы по фольклору хантов", "Знакомьтесь: ханты", а также самостоятельные произведения: Лукина Н.В. -"Альбом хантыйских орнаментов", "Формирование материальной культуры хантов", "Мифы, предания и сказки хантов и манси"; Кулемзин В.М. - "Человек и природа в верованиях хантов", "Шаманство васюганско-ваховских хантов".
Язык, материальную и духовную культуру хантов и манси изучают также московский этнограф З.П.Соколова, новосибирские этнографы и лингвисты И.Н.Гемуев, А.М.Сагалаев, М.И.Черемисина, Е.Скрибник, Н.Кошкарева, Е.Ковган, тобольские этнографы и историки А.В.Головнев, Е.П.Мартынова, екатеринбургские археологи С.Ф.Кокшаров, В.М.Морозов, а также ханты-мансийские ученые из числа обско-угорских народов Е.И.Ромбандеева, Т.А.Молданова, В.Н.Соловар, А.Д.Каксин и многие другие.
Занимаются национальной культурой народов Севера не только этнографы, археологи, лингвисты и фольклористы, но и обществоведы. Прежде всего следует назвать институт философии и права СО РАН (до реорганизации - отделение в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР) под руководством члена-корреспондента АН, доктора философских наук В.И.Бойко. Институт работает над проблемами социально-экономического и культурного развития народов Севера , начиная с 60-х годов.Сотрудники института проводили социологические исследования на многих территориях Российской Федерации: на Сахалине, в Якутии, в Хабаровском и Приморском краях, в Эвенкии и т.д. В конце 80-х годов институт принял на себя обязанность координации всех проводящихся в СССР исследований по проблемам народов Севера. Под эгидой этого научного учреждения была создана Региональная межведомственная комиссия по координации комплексных социально-экономических, медико-биологических и лингвистических исследований проблем развития народностей Севера. В 80-е годы проведены всесоюзная научная конференция "Народности Севера: концепция социального и экономического развития в условиях научно-технического прогресса", советско-канадский коллоквиум "Современные процессы и прогнозные концепции социального развития коренных народностей Севера", совещание "Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу", многие другие мероприятия. Опубликовано большое количество научных работ, в том числе "Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года", а также работы В.И.Бойко "Социально-экономическое развитие народностей Севера", Н.В.Исаковой "Культура народов Севера", Ю.В.Попкова "Процесс интернационализации у народностей Севера" и многие другие.
Главный труд новосибирских ученых - это, безусловно, "Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года", где, наряду с практическими рекомендациями, представлено теоретико-методологическим обоснование пути развития малочисленных народов Севера в современную эпоху.
Со многими фундаментальными положениями концепции можно согласиться. В то же время ряд основополагающих теоретических позиций не может не вызывать возражений. Подробный анализ текста будет сделан при рассмотрении этапов развития национальной культуры коренных народов Югры.
Кроме теоретико-методологических основ в "Концепции социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года", выдвинутой новосибирскими учеными, есть много интересных практических рекомендаций, некоторые из которых будут нами учтены в данной работе.
С середины 80-х годов социологические исследования по проблемам развития народов Севера начали проводится и в Ханты-Мансийском автономном округе. В основном они касались вопросов экономического развития территорий проживания коренных этносов, в том числе развития традиционных отраслей хозяйства и улучшения социально-бытовых условий жизни в национальных поселках. Однако некоторые исследователи интересовались и вопросами сохранения и развития традиционной культуры, и даже предпринимались попытки создания модели социально-экономического и культурного развития коренных народов округа.
В Нижневартовском и Кондинском районах социологические исследования проводили сотрудники Института истории, филологии и философии СО АН В.В.Мархинин и И.В.Удалова. Собран богатый фактический материал. Теоретические выводы - в русле концепции В.И.Бойко.
Социологические исследования среди коренных народов округа проводил также тобольский этнограф и историк А.В.Головнев. Он исследовал регион расселения сосьвинских манси в Березовском районе. Свои рекомендации и предложения по социально-экономическому и культурному развитию территории и этносов, ее населяющих, изложил в книге "Северная Сосьва". Публикация имеет некоторый исторический и этнографический уклон.,
хотя предложены некоторые интересные рекомендации по интенсификации современного развития обских угров.
С конца 80-х годов жизнедеятельность коренных этносов в различных регионах Ханты-Мансийского округа интенсивно изучают тюменские и екатеринбургские социологи. Однако они занимаются в основном вопросами экономического и политического развития этих народов.
Таким образом, проблема создания модели социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа остается открытой. Ее решение возможно только при условии формирования принципиально нового подхода к рассмотрению механизма функционирования национальной культуры, сущность которого заключается в том, чтобы более четко и детально рассмотреть факторы разрушающие и факторы, способствующие прогрессивной эволюции национальной культуры, их сложное и противоречивое взаимодействие между собой.
Поскольку главной культуротворческой силой будущего является молодое поколение, то в центре нашего исследования - отношение учащейся молодежи к освоению и развитию своей национальной культуры.
Объект и предмет исследования. Культура как социальное явление изучается разными науками. Философия выявляет сущностные характеристики данного объекта исследования. Культурология пытается выделить основные содержательные характеристики культуры как социального явления, которые преобразуются в процессе исторического развития отдельных народов и всего человечества в целом. Социология рассматривает культуру как результат совместной деятельности различных общностей и индивидов в процессе приспособления человеком окружающего мира к своим потребностям и интересам. Тем самым социология выявляет не только содержательную сторону культуры, но также отношение к ней, влияние объективных и субъективных факторов на процесс сохранения и изменения различных культурных ценностей. Национальная культура в социологии изучается с позиции взаимодействия различных групп, заинтересованных как в ее воспроизводстве, сохранении всего ценного, что накоплено предшествующими поколениями, так и в ее изменении в соответствии с новыми требованиями
современной жизни. В этносоциологии все эти процессы рассматриваются применительно к национальной культуре того или иного народа.
Таким образом, объектом данного исследования является взаимодействие национальной культуры и представителей нового поколения, которое возникает в процессе ее освоения и развития. Предмет можно определить как отношение к национальной культуре современной учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение основных противоречий процесса приобщения к национальной культуре учащейся молодежи из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа в современных условиях.
Поставленная цель может быть достигнута через выполнение ряда
задач.
Необходимо :
1. выявить особенности становления и развития национальной культуры обских угров;
2. рассмотреть структуру и составные элементы национальной культуры коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, ее состояние и тенденции развития на исходе XX века;
3. проанализировать, насколько молодое поколение обских угров является преемником этой культуры;
4. охарактеризовать отношение молодых людей к различным элементам своей национальной культуры.
Методологические основы исследования. Методология работы определяется ее междисциплинарным характером. Изучение проблем освоения и развития учащейся молодежью своей национальной культуры лежит на стыке философии истории, философии и социологии культуры, этносоциологии, социологии молодежи, социальной психологии и психологии личности. Теоретической и методологической основой исследования выступают культурологические концепции Л.Н.Когана, Ю.Р.Вишневского, А.И.Арнольдова, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, этнологическая теория
Л.Н.Гумилева, философско-исторические труды К.Маркса, А.Тойнби и др. Используются также методы историко-этнографического анализа культуры обских угров Н.В.Лукиной, В.М.Кулемзина, А.В.Головнева, З.И.Соколовой, К.Ф.Карьялайнена и др. Диалектико-методологической основой исследования являются: закон единства и борьбы противоположностей, как главная движущая сила развития, закон перехода количественных изменений в качественные , закон отрицания отрицания, положение о единстве и целостности мира, взаимозависимости и взаимосвязанности всех его элементов. Из общенаучных методов в исследовании применяются системный подход, технологии структурного и функционального анализа, техника статистических и сравнительных описаний.
Эмпирическая база исследования. Для получения необходимого фактического материала в апреле-июне 1996 года был проведен социологический опрос среди учащейся молодежи из числа коренных народов округа, обучающихся в национальных средних школах округа, в средних специальных и высших учебных заведениях г. Ханты-Мансийска и Санкт-Петербурга.
Опрос был сделан в 14 национальных средних школах Ханты-Мансийского округа, в старших классах которых обучалось на момент проведения опроса 256 учеников из числа коренных малочисленных народов округа (всего в ХМАО - 19 национальных средних школ). Все учащиеся данных школ были опрошены методом сплошного анкетирования.
В опросе приняли участие также студенты Ханты-Мансийского национального педагогического колледжа, Ханты-Мансийского национального медицинского училища, Ханты-Мансийского профессионального училища № 10, Ханты-Мансийского экономического колледжа, Ханты-Мансийского филиала Нижневартовского педагогического института, Ханты-Мансийского филиала Тюменской сельхозакадемии, Российского педагогического универитета им. Герцена. В данных учебных заведениях обучалось на момент проведения опроса более 300 студентов из числа коренных малочисленных народов округа. Все они также были опрошены методом сплошного анкетирования.
Общее число респондентов составило 429 человек.
Кроме того, для изучения ситуации в системе национального образования в апреле-июне 1996 года был поведен экспертный опрос по проблемам развития национальной школы. В опросе приняли участие 85 человек: преподаватели национальных средних школ округа (55,3% от общего числа экспертов), преподаватели средних специальных и высших учебных заведений (8,2% опрошенных), научные работники (11,8% опрошенных), работники сферы культуры и средств массовой информации (10,6% опрошенных), работники административно-управленческих органов (14,1% опрошенных). Большинство экспертов - представители коренных малочисленных народов округа.
Для сравнительного анализа привлечены также результаты двух социологических опросов, проведенных в 1991 году.
Первое анкетирование состоялось в январе-феврале 1991 года среди студентов, представляющих коренные малочисленные народы округа, обучающихся в четырех средних специальных учебных заведениях г.Ханты-Мансийска: в национальном педагогическом училище (в настоящий момент -педагогический колледж), в национальном медицинском училище, в профессионально-технических училищах № 10 и № 43 (объединенных сегодня в одно учебное заведение). В опросе приняли участие 151 человек.
Второе анкетирование проводилось в августе-сентябре 1991 года среди коренных малочисленных народов, проживающих в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа, совместно с сотрудниками Института истории, филологии и философии СО АН СССР В.В.Мархининым и И.В.Удаловой. В опросе приняли участие 420 человек в возрасте от 16 лет и старше, проживающие в 10 национальных поселках района (всего в Нижневартовском районе в 1991 году насчитывалось около 1,5 тысяч человек из числа малочисленных народов округа, включая коренное население, проживающее в г.Нижневартовске).
Результаты указанных социологических опросов будут являться основной фактологической базой диссертационной работы.
Новизна работы.
1. Выработаны основные методологические принципы анализа особенностей становления и развития национальной культуры коренных
малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, заключающиеся в том, что их культура рассматривается как особый продукт развития форм приспособления народа к климатическим, природным условиям, путем создания самостоятельной системы традиций и обычаев, имеющих непреходящую ценность и в современных условиях.
2. Выделены основные этапы исторического развития обских угров и дана их социологическая характеристика.
3. Показаны особенности соединения национального и интернационального в культуре этих народов за период Советской власти, когда была создана специфическая форма сохранения и изменения национальной культуры, в которой автором выделяются как позитивные, так и негативные моменты.
4. Проведен комплексный анализ взглядов на проблему сохранения национальной культуры путем выявления представлений как молодежи, так и тех, кто занимается образованием и воспитанием подрастающих поколений -преподавателей средних и высших учебных заведений, работников науки, культуры и административно-управленческих органов.
5. На материалах социологических исследований показано противоречивое отношение молодежи коренных малочисленных народов округа к ценностям традиционной культуры. С одной стороны, значительная часть молодежи стремится получить знания об основных традициях и обычаях своего народа, с другой стороны, у них отсутствует ориентация на их воспроизводство в собственной жизни, что приводит к тому, что национальная культура в значительной степени воспроизводится в виде несистематизированных представлений об отдельных ее сторонах.
6. На материалах социологических исследований выявлено противоречивое отношение к родному языку как важнейшему элементу национальной культуры. С одной стороны существует понимание необходимости знания родного языка, с другой стороны, количество владеющих им из года в год сокращается.
7. Выявлено, что ни молодежь, ни старшее поколение не имеют четких представлений о наиболее эффективных методах сохранения и развития национальной культуры в современных условиях. Доказывается, что
господствует стихийное выживание отдельных элементов и деградация многих, необходимых для сохранения этноса.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании социальной антропологии, в курсах социологии культуры, социологии молодежи и этносоциологии, в курсе истории культуры аборигенных народов Югры, при разработке национально-образовательной политики в Ханты-Мансийском автономном округе.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования, теоретические и практические выводы излагались на международной научно-практической конференции "Поиск путей самоуправления аборигенных народов мира" (г.Ханты-Мансийск, июль 1993), представлялись руководству законодательного органа власти ХМАО (май 1992), в управление образования ХМАО (январь 1997), в Комитет по делам малочисленных народов Севера окружной администрации (январь 1997), преподавательскому составу национальных средних, средних специальных и высших учебных заведений округа (1997г.). Результаты диссертационного исследования были использованы при составлении проекта "Программы развития системы национального образования коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа".
Теоретические и практические выводы диссертационного исследования отражены в 3-х научных публикациях, а также в ряде публицистических статей в окружных газетах "Новости Югры" и "Северный дом".
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Нравы и обычаи в повседневной культуре хантов и манси2011 год, кандидат культурологии Рязанова-Даури, Вера Сергеевна
Изобразительное искусство обских угров2011 год, кандидат искусствоведения Лебедева, Анна Витальевна
Ханты: Этническая и социальная структурв в XUII - начале ХХ вв.2000 год, доктор исторических наук Мартынова, Елена Петровна
Культура малочисленных народов Севера Тюменской области в условиях промышленного освоения территории2002 год, кандидат исторических наук Молоков, Сергей Матвеевич
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Лазарева, Лилия Георгиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир, для которого характерно ускорение темпов общественного развития, нуждается в осмыслении базовых основ своего бытия. Отсутствие правильного понимания сущности и направлений развития общечеловеческого социума ведет в невозможности определять тенденции развития, эффективно влиять на характер изменений, происходящих в обществе. Экологические, экономические и финансовые потрясения, которые периодически переживают многие страны мира, приводят к потере равновесия, к дисбалансу в жизнедеятельности человечества.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость в теоретических разработках нового типа, которые могли бы стать эффективным инструментом общественных преобразований. Одним из направлений исследовательской работы является анализ категорий, которые в концентрированном виде отражают в себе многие стороны и направления эволюции социума.
Одним из таких объемных понятий является "национальная культура этнической общности". Данная категория выражает структурированность, энергетическую напряженность и наполненность общечеловеческого социума, показывает механизм позитивной трансформации и причины его угасания.
Понятие "национальная культура" слабо освещено в современной отечественной и зарубежной литературе. Предпринимаются попытки анализа более общего понятия "культура", или же освещается конкретное содержание какой-либо национальной культуры той или иной этнической общности. Сущность же понятия "национальная культура" остается вне поля зрения исследователей.
К осмыслению этого явления можно идти двумя путями: 1) от предельно общего понятия "культура" - к конкретно-общему "национальная культура"; 2) от конкретного содержания какой - либо национальной культуры - к выявлению основных характеристик, присущих каждой национальной культуре.
В нашей работе мы использовали и первый, и второй вариант исследования. Однако главный акцент был сделан на изучении механизма воспроизводства национальной культуры путем выявления отношения к ней учащейся молодежи - нового поколения, которое в обозримом будущем примет на себя функции наиболее активного элемента в субстрате этнической общности. Эти процессы изучались на примере коренных малочисленных народов . Ханты-Мансийского автономного округа.
Общий вывод, который можно сделать: молодое поколение аборигенных народов Югры в ходе проведенного социологического опроса продемонстрировало противоречивое отношение к своей национальной культуре - как к традиционной, так и к современной. Это выражается в том, что, с одной стороны, юноши и девушки понимают ценность языка, обычаев и традиций своего народа, с другой стороны, у них отсутствует ориентация на целенаправленное воспроизводство их в собственной жизни. Национальная культура в сознании молодежи существует в виде хаотичных, несистематизированных представлений об отдельных ее сторонах.
Для изменения ситуации нужно вносить существенные коррективы в деятельность национальных образовательных учреждений, ответственных за социализацию молодежи и подготовку ее к будущей культуротворческой деятельности.
В Ханты-Мансийском автономном округе в последние годы проводится большая работа в этом направлении под руководством главного управления образования и окружного института повышения^ "педагогических кадров и развития регионального образования. Ее необходимо продолжать.
В ходе проведенного в апреле-июне 1996 года анкетирования среди преподавателей национальных школ, средних специальных и высших учебных заведений, где обучаются обские угры, при участии работников науки, культуры и административно-управленческих органов, были высказаны интересные предложения по реорганизации учебного плана и учебной программы национальных школ, представленные позднее руководству главного управления образования округа.
Обобщая все высказанные пожелания, мы рекомендовали по этнокультурному циклу предметов в национальных школах предусмотреть две возможные программы: минимум и максимум.
Программа-минимум может включать в себя следующие предметы:
1) родной язык (хантыйский, мансийский, ненецкий, коми-зырянский);
2) литература Югры (фольклор обско-угорских и других народов Югры, современная литература Югры);
3) история Югры;
4) народы мира (краткий курс, дающий общее представление об этнических общностях мира, в том числе и о финно-угорских народах);
5) декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов;
6) духовная культура обско-угорских народов ;
7) традиционная физическая культура народов Севера
8)традиционные промыслы обско-угорских народов (охота, рыболовство),
9)художественные промыслы обско-угорских народов.
Программа-максимум может включать в себя сколь угодно широкий перечень предметов, которые лучше всего на данном этапе сделать факультативными и решение о введении их в учебный план предоставить руководству национальных школ. Это могут быть такие предметы, как литература народов Севера, литература финно-угорских народов, история финно-угорских народов, музыкальный и танцевальный фольклор обско-угорских народов и т.п. Разумеется и по этим дисциплинам должна вестись научно-исследовательская и учебно-методическая работа.
Ввиду сложности задачи наиболее приемлемым представляется поэтапное введение предметов этнокультурного цикла в учебную программу национальных школ.
Особое внимание нужно уделить изучению родных языков.
К числу первоочередных мер, которые следует принять, чтобы улучшить качество преподавания родных языков в национальных школах округа, нужно отнести:
1) создание учебников для владеющих и не владеющих родным языком;
2) создание общих и тематических словарей;
3) проведение сравнительного анализа диалектов хантыйского и мансийского языков;
4) создание учебно-методической литературы;
5) разработку программ изучения родных языков;
6) создание наглядно-методических и аудио- видео- пособий;
7) составление каталога художественной литературы на языках коренных народов округа;
8) создание пособий по этнокультурному циклу предметов.
Все вышеперечисленные действия существенно улучшат преподавание родных языков в национальных школах, а следовательно, будут способствовать возрождению их в повседневной жизни.
В целом национальная школа аборигенных народов Югры не может не иметь определенной специфики, отличающей ее от типовых учебных заведений.
На наш взгляд, особенности и характерные черты ее должны быть таковы:
1. Значительный процент учащихся и учителей должны составлять представители коренных народов округа.
2. В оформлении школы должен присутствовать национальный колорит.
3. В национальной школе должна быть специфическая учебная программа, которая предусматривает: а) глубокое и основательное изучение родного языка, б) введение дополнительных предметов, формирующих этническое самосознание, в) изучение ряда предметов на языке коренных жителей округа, г) отражение во всех общеобразовательных предметах национальной специфики, на усмотрение учителя.
4. Национальная школа особое внимание должна уделять трудовому воспитанию, поддерживая тесную связь с хозяйственной жизнью поселка. Для этого нужно: а) ввести гибкий режим работы школы, приспособленный к сезонным промыслам и традиционным занятиям коренных жителей округа, б) обеспечить получение рабочей профессии, которя поможет трудоустроиться в данном населенном пункте после окончания школы, с обязательной выдачей диплома или свидетельства об образовании.
Реорганизованная национальная школа - вот то звено, которое способно обеспечить преемственность поколений и создать необходимые условия для сохранения и развития национальной культуры коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Лазарева, Лилия Георгиевна, 1998 год
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулатипов Р.Г., Бурмистрова Т.Ю. Ленинская политика интернационализма в СССР: история и современность,- М.: Политиздат, !982. -328 с.
2. Абрамов H.A. Описание Березовского края. - Шадринск: Издательство "Исеть", 1993. - 84 с.
3. Аверин А.Н. Проблемы малочисленных народов Севера // Социологические исследования. - 1990.- № 5,- С. 105-107.
4. Апександренков Э.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность?" // Этнографическое обозрение,- 1996.- № 3. - С. 13 - 22.
5. Антология исследований культуры. Т.!. Интерпретация культуры,- Спб.: Университетская книга, 1997,- 728 с.
6. Аренов М.М., Калмыков С.К. Современная языковая ситуация в Казахстане // Социологические исследования,- 1995.- № 12,- С. 76-81.
7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. - М., 1993.-352 с.
8. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография.-1981,- №2,-С. 98.
9. Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность // Этнографическое обозрение.- 1995.- № 5. - С. 7 - 10.
10. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социологические исследования,- 1990.- № 7.- С. 42-49.
11. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю., Чурилов В.А. Общественное мнение о судьбах народах Севера: поиск справедливого политического решения.- Тюмень- Ханты-Мансийск, 1989.- 65 с.
12. Баллер Э.А. О культуре и культурности,- М.: Знание, 1966. - 88 с.
13. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры.- М.: Наука, 1969. -
294 с.
14. БАМ и народы Севера.- Новосибирск: Наука, 1979. - 176 с.
15. Барсегян И.А. О классификации форм культурной традиции // Советская этнография,- 1981.- № 2. - С. 102-103.
16. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности,- М.: Мысль, 1990. - 208 с.
17. Бестужев-Лада И.В. "Алгоритм" социального нововведения // Социологические исследования,-1991,- № 9.- С. 78-89.
18. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век,- М.,1991. -413 с.
19. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности.- М.: Международная педагогическая академия, 1995.212 с.
20. Бойко В.И. Социально-экономическое развитие народностей Севера. Программа координации исследований,- Новосибирск: Наука, 1988.-320 с.
21. Бойко В.И. Целевая программа исследований "Народности Севера.-Новосибирск, 1988. - 68 с.
22. Бойко В.И., Попков Ю.В., Попкова Т.В. Интернационализация общественной жизни народностей Севера (к разработке концепции).-Новосибирск, 1988.- 66 с.
23. Борко Т.И. Некоторые пути и задачи изучения искусства народов Севера // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. 4.1. Культура и культурное наследие в современном мире,- СПб., 1993.- С. 74-78.
24. Бородин Е.Т. Традиции - средства развития способностей людей к простому воспроизводству общественной жизни // Советская этнография.-1981,- № 3,- С.53-54.
25. Бромлей Ю.В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов,- М.: Наука, 1988.- 208 с.
26. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса,- М.: Наука, 1983.- 412 с
27. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография,- М.: Наука, 1973,- 282 с.
28. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность.- М.: Наука, 1987.- 334 с.
29. Бромлей Ю.В., Козлов В.И. Национальные процессы при социализме в свете ленинских идей // Ленинизм и проблемы этнографии,- Л., 1987. - С.38 -49.
30. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы,- М.: Наука, 1990.-438 с.
31. В поиске социальной парадигмы ("круглый стол") // Социологические исследования.- 1995,- № 10.- С.63-70.
32. Бахтин Н.Б. Коренное население Крайнего Севера.- Спб.: Издательство Европейского Дома, 1993. - 96 с.
33. Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов,- М.: ВЛАДОС, 1996.-336 с.
34. Вернадский В.И. О науке,-Дубна: Издательский центр "Феникс", 1997. - 576 с.
35. Вилков О.Н. Очерки социально-экономического развития Сибири конца 16 - начала 18 в.- Новосибирск: Наука, 1990. - 368 с.
36. Вишневский Ю.Р. Подлинное и мнимое единство культуры,- М.: Знание, 1974. - 64 с.
37. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. Информационный бюллетень Института национальных проблем образования,- М., 1992. - 94 с.
38. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и космос.- Новосибирск: Наука,- 1990.-232 с.
39. Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края.- Новосибирск: Наука, 1989.- 176 с.
40. Глезерман Г.Е. Классы и нации.- М.: Политиздат, 1987. - 118 с.
41. Говоря откровенно. Заметки писателей о межнациональных отношениях.- М.: Художественная литература, 1989. - 215 с.
42. Головнев A.B. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 607 с.
43. Головнев A.B. Историческая типология хозяйств народов СевероЗападной Сибири.- Новосибирск: НГУ, 1993. - 204 с.
44. Головнев A.B. Модель в культурологии // Модель в культурологии Сибири и Севера.- Екатеринбург, 1992,- С. 142 -168.
45. Городяненко В.Г. Языковая ситуация на Украине // Социологические исследования,- 1996,- № 9,- С. 107-113.
46. Гохман В.М. География культурных традиций и ее место в их комплексном использовании // Советская этнография,-1981,- № 3.- С. 110-112.
47. Громыко Ю.Г. Стыки: Как перейти из одной системы общественных отношений в другую,- М.: Издательство "Россия 2010", 1993. - 89 с.
48. Губман Б.Л. Западная философия культуры XX века,- Тверь: ЛЕАН, 1997,- 188 с.
49. Гумилев Л.Н., Панченко А. Чтобы свеча не погасла: Диалог,- Л.: Советский писатель, 1990. - 128 с.
50. Гумилев Л.Н. От Руси до России,- М.: "Институт ДИ-ДИК", 1997,- 560с.
51. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства,- М.: "Институт ДИ-ДИК", 1997.-480 с.
52. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации.- М.: Экопрос,
1993.-576 с.
53. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли,- М.: Танаис ДИ -ДИК,
1994.-544 с.
54. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы,- М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
55. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студентов гуманитарных вузов.- М, 1994. - 315 с.
56. Данилова Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования // Советская этнография,-1981.- № 3. - С. 48-50.
57. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика,- М., 1977. - 243 с.
58. Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов.-Йошкар-Ола, 1993. - 237 с.
59. Донской Ф.С. Проблемы возрождения юкагиров // Социологические исследования.- 1995.- № 7,- С.83-88.
60. Дробижева Л.Н. Духовная общность народов СССР.- М.: Политиздат, 1981.-246 с.
61. Дунин-Горкавич A.A. Нужды Тобольского севера и меры для их удовлетворения,- Шадринск: издательство "Исеть", 1994,- 72 с.
62. Дунин-Горкавич A.A. Тобольский Север. В 3-х т. Т.З. Этнографический очерк местных инородцев,- М.: Издательство "Либерея ЛТД", 1996. - 208 с.
63. Дьячков М.В. Об ассимиляции и интеграции в полиэтнических социумах // Социологические исследования,- 1995,- № 7,- С.88-92.
64. Дьячков М.В. Родной язык и межэтнические отношения // Социологические исследования,- 1995,- № 11,- С. 67-70.
65. Дьячков М.В. Социальная роль языков в многоэтнических обществах. Пособие для университетов и педагогических институтов.- М., 1993. - 116 с.
66. Ерасов Б.С. Социальная культурология,- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996. -
592с.
67. Задарновский Б.Б. Ленинская теория и практика разрешения национального вопроса в СССР,- М.-Политиздат, 1983. - 185 с.
68. Заринов И.Ю. Исторические рамки феномена этничности // Этнографическое обозрение.- 1997.- № 3,- С. 21-31.
69. Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций.- Екатеринбург,
1997.70. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс,- М.: Наука, 1980. -
304 с.
71. Знаменский А.А. Этнонационализм. Основные концепции современной американской социологии // Социологические исследования,-1992,- № 12,-С. 118-126.
72. Зыков М.Б. Понятие "память" как концептуальная основа для организации междисциплинарного исследования понятия "культурная традиция"// Советская этнография,-1981.- № 2.- С.46-47.
73. Иванов В.Н., Котов А.П., Ладодо И.В., Назаров М.М. Этнополитическая ситуация в регионах РФ // Социологические исследования.-1995,- №6,-С. 51-60.
74. Игнатов В.А. Буржуазная футурология о будущности наций: Критический анализ.- Киев.- 1982.
75. Исакова Н.В. Культура народов Севера. Философско-социологический анализ.- Новосибирск.: Наука, 1989. - 208 с.
76. История Урала с древнейших времен до конца 19 века,-Екатеринбург: Издательство "СВ - 96", 1998. - 440 с.
77. Источники по этнографии Западной Сибири,- Томск: Издательство Томского университета, 1987,- 284 с.
78. Каган М.С. Философия культуры,- СПб., 1996. - 416 с.
79. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности наций и пути образования интернациональной общности людей,- М.: Политиздат, 1976,- 237 с.
80. Кармин A.C. Основы культурологии: морфология культуры,- Спб.: Издательство "Лань", 1997,- 512 с.
81. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов, т.1. - Томск: Издательство Томского университета, 1994,- 152 с.
82. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов, т.2. - Томск: Издательство Томского университета, 1995,- 290 с.
83. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки,- М.: Высшая школа, 1987. - 304 с.
84. Киселев Л.Е. От патриархальщины к социализму,- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1974. - 268 с.
85. Кисриев Э.Ф. Проблемные суждения экспертов в исследовании национальных отношений // Социологические исследования.- 1991,- № 2,- С. 66-70.
86. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура,- М.: Знание, 1981.-64 с.
87. Коган Л.Н. Теория культуры,- Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1993. - 160 с.
88. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.- М.: Мысль,1984. - 254 с.
89. Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры.- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1972. - с.
90. Козлов В.И. Национальности в СССР,- М.: Наука, 1975.- 86 с.
91. Козлов В.И. Проблематика этничности //Этнографическое обозрение,-1995,- №4. - С. 39-54.
92. Компаков Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение.-1995,-№5,-С. 13-23.
93. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание,- М.: Политиздат,- 335 с.
94. Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах независимых стран //Социологические исследования,- 1990.- № 5,- С. 104-105.
95. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры,- М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.-687 с.
96. Кононова С.П., Сайнахова Н.В. Состояние и перспективы развития дву- и многоязычия в национальных школах Ханты-Мансийского автономного округа // Народы Северо-Западной Сибири.- Томск: Издательство Томского университета, 1995,-С.57-59.
97. Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия) за 5 лет (1991-1996).- Якутск, 1996. - 50 с.
98. Концепция развития национальной школы в Республике Башкортостан,- Уфа, 1993. - 14 с.
99. Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 года.- Новосибирск, 1989. - 128 с.
100. Коробейникова Л.А. Эволюция представлений о культуре в культурологии // Социологические исследования,- 1996.- № 7,- С. 79 - 85.
101. Краткая философская энциклопедия.- М.: Издательская группа "Прогресс" - "Энциклопедия", 1994. - 576 с.
102. Краткий философский словарь / Под общ. ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина.- М.: Политиздат, 1982. -431 с.
103. Кулемзин В.М. Некоторые наблюдения над деградацией культуры чулымцев, селькупов и хантов // Модель в культурологии Сибири и Севера. Сб. научных трудов,- Екатеринбург: УрО РАН, 1992,- С. 126-129.
104. Кулемзин В.М. Отношения человек-общество, человек-вещь, человек-природа в традиционной и современной культурах народов Сибири. Учебно-методическое пособие к курсу "Этнографическое краеведение".- М., 1997. -62с.
105. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов,- Томск: Издательство Томского университета, 1984.- 192 с.
106. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце Х1Х- начале XX века.- Томск: Издательство Томского университета, 1977,- 226 с.
107. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: Наука, 1992. - 136 с.
108. Культурный прогресс: философские проблемы,- М.: Наука, 1984. -
326 с.
109. Культурология. XX век. Словарь,- Спб.: Университетская книга, 1997,-640с.
110. Куриков В.М. Социально-экономические основы развития ареалов малочисленных народов Севера.- Екатеринбург: УрО РАН, 1995. - 58 с.
111. Лазарев Г.И. О концепции создания и развития системы национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа // Актуальные проблемы развития национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа.- Ханты-Мансийск, 1996.- С.5-20.
112. Лебедев В.Д.Манси. Очерк истории литературы,- Тобольск, 1995. -
84 с.
113. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.- Там же,- Т. 24,- С. 113-150.
114. Ленин В.И. Национальный вопрос в нашей программе. Полн. собр. соч.-Т.23.- С.149- 150.
115. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу.- Там же,- Т. 23.-С.312 -322.
116. Лингвистический энциклопедический словарь.- М.: Русский язык, 1990.-384 с.
117. Лихачев Д.С. Прошлое - будущему. Статьи и очерки,- Л.: Наука, 1985.-575 с.
118. Лосев А.Ф. Дерзание духа,- М.: Политиздат, 1988. - 366 с.
119. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов,- Томск: Издательство Томского университета, 1985,- 364 с.
120. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры,- Ереван: Издательство АН Арм. ССР, 1969,- 228 с.
121. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М.: Мысль, 1983.-284 с.
122. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография,-1981.- № 2,- С. 78-96.
123. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории.0 Спб.: Издательство "Лань", 1997,- 384 с.
124. Маркс К. Капитал. Т.1.- Соч.- Т. 23. -
125. Межнациональные противоречия в России: стратегия партий и общественных движений ("круглый стол") // Социологические исследования.-1992.- №11.- С. 32-47.
126. Межуев В.М. Культура и история.Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. - М.: Политиздат, 1977. - 200 с.
127. Меренков A.B. Личность: формирование потребности в нравственном развитии.- Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1985,- 144 с.
128. Меренков A.B., Рыбцова Л.Л., Кольцова В.А. Семейное воспитание : кризис и пути его преодоления - Екатеринбург, 1997,-105 с.
129. Митина В.И. Мир личности как мир культуры // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия.- 1997.- № 6,- С. 51 - 64.
130. Мифы, предания, сказки хантов и манси. Под ред. Н.В.Лукиной,- М.: Наука, 1990. - 568 с.
131. Молданова Т. Орнаментальное искусство народов ханты и манси // Югра,- 1992.- № 1.- С.26-28.
132. Молодежь в современном российском обществе. Научная сессия Института молодежи 22 - 23 февраля 1995 года.- М, 1995. - 120 с.
133. Молодежь и демократизация советского общества: социологический анализ,- Минск: Наука и техника, 1990.- 256 с.
134. Молодежь: будущее России,- М., 1995,- 238 с.
135. Молодежь: ориентации и жизненные пути,- Рига: Издательство "Зинатне", 1988.-207 с.
136. Молодежь: проблемы формирования и воспитания.- М.: Молодая гвардия, 1978.-256 с.
137. Народов малых не бывает,- М.: Молодая гвардия, 1991.- 206 с.
138. Народы России. Энциклопедия,- М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1994. - 479 с.
139. Оборотова E.H., Лебедев В.В. Школа народов Крайнего Севера России на рубеже ХХ1 века // Вопросы образования. Сборник научно-практических работ. Выпуск 1.- Березово, 1994,- С. 3 -105.
140. Образование в конце XX века. Материалы "круглого стола" // Вопросы философии,- 1992.- № 9. - С. 3 -21.
141. Обсуждение доклада В.А.Тишкова "О феномене этничности" // Этнографическое обозрение.- 1998.- № 1.- С. 31 -49.
142. Окладников А.П. Исторические корни культур народностей Севера // Культура народностей Севера: традиции и современность,- Новосибирск: Наука, 1986,- С.13-17.
143. Орлов Г.П. Свободное время и личность,- Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1983,- 176 с.
144. Орлов Г.П. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства.- Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989,- 176 с.
145. Оршавский В. Вопреки природе // Северные просторы,- 1993,- № 5-6.-С.11.
146. Очерки истории Коды,- Екатеринбург: Издательство "Волот", 1995. -
192с.
147. Очерки истории Тюменской области.- Тюмень, 1994,- 272 с.
148. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961 - 1986).- М.: Педагогика, 1987.-416 с.
149. Папай Й. Памяти Антала Регули,- Сургут: АИИК "Северный дом" и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993,- 56 с.
150. Патрикеев Н.Б. К истории создания национальных школ в Ханты-Мансийском автономном округе // Народы Северо-Западной Сибири,- Томск: Издательство Томского университета, 1995,- С.60-63.
151. Патрикеев Н.Б. Югра: вехи жизни. Краеведческий очерк,- Ханты-Мансийск,- 1995. - 120 с.
152. Патрушев В.С.Финно-угры России (2 тыс. до н.э. - нач. 2 тыс. н.э.).-Йошкар-Ола,- 1992. - 212 с.
153. Пика А.И. Неотрадиционализм на Российском Севере: идти в будущее, не забывая прошлого // Социологические исследования,- 1996.- № 11,-С. 47-53.
154. Плесовских В. Система религиозных представлений ханты и манси И Югра,- 1992,- № 7.- С.29-36., № 8,- С. 29-36.
155. Политология. Энциклопедический словарь.- М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. -431 с.
156. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура: Учебное пособие. В 2-х ч. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета; Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пед. института, 1993.- Ч.1.-176с; 4.2. -256 с.
157. Попков Ю.В. Процесс интернационализации у народностей Севера,-Новосибирск: Наука, 1990. -201 с.
158. Праздников Г.А. Традиция как диалог культур // Советская этнография,-1981.- № 3,- С.55-56.
159. Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа.- М.: Мысль, 1984,- 326 с.
160. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.: Политиздат, 1990.-494 с.
161. Раду Дж. Идея культурного прогресса в современном мире,- М.: Прогресс, 1984.-174 с.
162. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии,- 1994,- № 4,- С. 14-34.
163. Регионализация и развитие образования (опыт разработки концепции регионализации и развития образования для Ханты-Мансийского автономного округа).- М, 1991. - 163 с.
164. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение.- М.: Издательство "ЧеРо", 1996. - 288 с.
165. Ромбандеева Е.И. Душа и звезды,- Ленинград-Ханты-Мансийск. -1991.-112 с.
166. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура.( По данным фольклора и обрядов).- Сургут: АИИК "Северный дом" и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993.- 208 с.
167. Рубина Л.Я. Советское студенчество. Социологический очерк,- М.: Мысль,- 1981.-207 с.
168. Руткевич М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования.- 1996.- № 11.- С. 3-17; № 12,-С. 58-70.
169. Руткевич М.Н. О двух аспектах межнациональных отношений // Социологические исследования.-1991,- № 3,- С. 9-23.
170. Руткевич М.Н. Обозрение национальных отношений в СССР // Социологические исследования.-1991,- № 1,- С. 27-39.
171. Рывкина Р.В., Косалс Л.Я., Ковалкина К.А. Малочисленные народы Севера СССР: итоги жизни в империи и перспективы // Социологические исследования,- 1992,- № 4,- С.37-45.
172. Рюйтель И. Фольклор и современная культура,- Йошкар-Ола.-1993. -
46с.
173. Савва М.В. Чупров В.И. Этнический статус в молодежной среде // Социологические исследования,- 1992,- № 7,- С. 20-30.
174. Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Советская этнография,-1981,- № 2.- С. 100-101.
175. Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации // Этнографическое обозрение,- № 3. - С. 3 -13.
176. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия,- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990.- 360 с.
177. Сингер Б.Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия // Вопросы философии,-1994,- № 6,- С.87-97.
178. Смирнова Н.Ф. Национальное и интернациональное в культурах как выражение их единства и многообразия // Философия и культура. Тезисы к 17 Всемирному философскому конгрессу.- М., 1983. - С. 170 172.
179. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в 18-19 вв. Проблемы фратрии и рода,- М.: Наука, 1983. - 326 с.
180. Социология: учебник для вузов,- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998,- 349 с.
181. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии,-М.: Знание, 1996.-272 с.
182. Тайлор Э.Б. Первобытная культура,- М.: Политиздат, 1990. - 573 с.
183. Тарагупта Л. Современная социально-психологическая ситуация на Севере Тюменской области // Народы Северо-Западной Сибири.- Томск.: Издательство Томского университета, 1995,- С.207-210.
184. Тимофеев Г. Крещение Югры // Югра.-1991,- № 2,- С.38-43.
185. Тимофеев Г.Н. Тайны сибирских шаманов. Из истории шаманизма Югорского края.- Сургут: редакция журнала "Югра", 1996,- 112 с.
186. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение.-1997,- № 3. - С 2 - 21.
187. Тойнби А.Дж. Постижение истории.- М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
188. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. Сборник.- М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура"; СПб.Издательство "Ювента", 1995.- 478 с.
189. Токарев С.А. Аксиологический подход к культурной традиции // Советская этнография.-1981.- № 3.- С. 104.
190. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования,- 1996,- № 12.-С.33-42.
191. Федорова Е. Г. Проблемы развития традиционной культуры // Югра.- 1993,- № 3,- С.10-16.
192. Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси.- СПб., 1994. - 286 с.
193. Федорова Е.Г. Обские угры: этнокультурная ситуация в период с 11 по 16 в. // Сибирь: древние этносы и их культуры,- С,- Петербург,- 1996,- С.6-38.
194. Федорова H.H. Традиционные истоки в изобразительном искусстве хантов и манси // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. 4.1. Культура и культурное наследие в современном мире.- СПб., 1993.- С. 79-81..
195. Философия и культура. Тезисы к 17 Всемирному философскому конгрессу (Монреаль, 1983).- М,- 1983. - 206 с.
196. Философия культуры. Становление и развитие.- Спб.: Издательство "Лань", 1998,- 448 с.
197. Философский словарь. Под ред. Фролова.- М.Политиздат, 1980. -
314 с.
198. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие,- М.: Юристь, 1997.-344 с.
199. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Изучение социально-экономической ситуации в районах компактного проживания народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе и обоснование моделей хозяйствования и управления экономическими процессами в новых условиях,- Тюмень-Ханты-Мансийск, 1996. - 46 с.
200. Харючи Г.П. Ассоциация "Ямал - потомкам" как общественное движение // Народы Северо-Западной Сибири,- Томск: Издательство Томского университета, 1995.-С.197-206.
201. Хомич Л.В. Ненцы.-СПб.: Русский двор, 1995. - 336 с.
202. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследование и применение).- Спб.: Питер Пресс, 1997,- 608 с.
203. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозрение.-1994,-№ 6. - С. 35-49.
204. Чупров В.И. Об опыте социологического исследования жизненного самоопределения выпускников средней школы // Социологические исследования.- 1996.- № 7,- С. 143-146.
205. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты,- СПб., 1993. -
64 с.
206. Шкаратан М.О. К вопросу об объекте социологии культуры: возрастная стратификация - теоретический аспект // Социология культуры. Культурная активность молодежи.-М., 1989,- С. 5 -17.
207. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительностью М.: Мысль, 1993.- 663 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.