Отношение философии и опыта в истории философии и культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Муравьёв, Андрей Николаевич

  • Муравьёв, Андрей Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 374
Муравьёв, Андрей Николаевич. Отношение философии и опыта в истории философии и культуры: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2017. 374 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Муравьёв, Андрей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

Глава 1. ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОПЫТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

1.1. Опыт мифологического сознания

и проблема возникновения философии.................................................26

1.2. Опыт и диалог в философствовании Сократа......................................44

1.3. Платон о необходимой предпосылке,

начале, предмете и методе познания.....................................................58

1.4. Противоположность опыта

и первой философии у Аристотеля........................................................84

1.5. Опыт сознания и понятие опыта

в "Феноменологии духа" Г. В. Ф. Гегеля.............................................103

1.6. Отношение философии и опыта в прошлом и настоящем.................120

Глава 2. ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОПЫТА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Знание - вера - познание: логика развития

абсолютности духа как основание истории мировой культуры..........136

2.2. Опыт лютеровской Реформации и современный мир...........................150

2.3. Об истоках и итоге философствования XX века....................................158

2.4. Философская задача настоящего времени.............................................168

2.5. Проблема национального воспитания народа

в "Речах к немецкой нации" И. Г. Фихте...............................................183

Глава 3. ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ОПЫТА В ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ

3.1. Опыт понятия духа народа в трудах П. Я. Чаадаева..............................214

3.2. В. Г. Белинский и потребность в высокой народной культуре............225

3.3. А. И. Герцен как мыслитель и политик...................................................237

3.4. Борьба за логос на пути к новой пайдейе...............................................251

3.5. Опыт и философия в философской мысли советской эпохи................262

3.6. О роли философии в образовании вообще

и в отечественном образовании в особенности.....................................286

3.7. Философия или филодоксия в высшей школе?...................................307

3.8. Способы изложения истории философии и необходимые составляющие

современного историко-философского исследования.........................318

3.9. История философии как наука

и школа сознательно-разумного мышления...........................................329

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................341

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................352

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отношение философии и опыта в истории философии и культуры»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования отношения философии и опыта в истории философии и культуры обусловлена глобальным кризисом, продолжающимся более ста лет, о чём свидетельствуют мировые войны, революции, экономические депрессии, пароксизмы террора, техногенные катастрофы и другие трагические явления, не случайно выпавшие в рекордном количестве как раз на указанное время. Кризис, переживаемый современным миром, можно ради выразительности назвать на языке христианства страшным судом, так как древнегреческое слово кршд в переводе на русский значит именно суд, а тот судебный процесс, о котором трубят эти явления, имеет именно апокалипсический, т. е. откровенный, открытый характер. Следует, правда, признать, что многие ещё не вняли их трубному гласу и потому не поняли, что страшный суд идёт уже полным ходом.

Кризис современности имеет, конечно, множество особенных причин, отчего специалисты, обычно поглощённые борьбой лишь с причиняемыми ими действиями (например, с терроризмом, нелегальной миграцией или с экологическими проблемами), в лучшем случае пытаются нейтрализовать такие причины порознь одну от другой. Но для того, чтобы страшный суд мог вынести свой вердикт - своё истинное, окончательное решение, необходимо выяснить и обезвредить его истинное начало, единую причину всех его особенных причин. Что есть эта всеобщая причина? Если вникнуть в суть происходящего, то станет ясно, что тотальный кризис современной цивилизации и культуры вызван безудержной экспансией опыта. В нашу эпоху завершённой греховности, как определил её И. Г. Фихте 1, опыт с безумной лёгкостью стирает любые границы, причём первыми из них - нравственные, сдерживающие своеволие людей и тем самым помогающие им обретать действительную свободу. Опыт ныне считается наиболее верным критерием истинности всех человеческих знаний, самой надёжной мерой полезности всех человече-

1 См.: Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // И. Г. Фихте. Сочинения. - СПб., 2009. С. 404.

ских действий, в связи с чем нашу эпоху можно определить и как эпоху экспертов, судящих обо всём с точки зрения опыта как высшей инстанции. Тем, кто одурманен современными представлениями об опыте, кажется, что его возможности беспредельны. Будучи, однако, в действительности ограниченным, опыт не в силах сам преодолеть свою ограниченность, которая состоит в том, что сознание как момент опыта может в качестве предмета опыта знать только множество вещей и явлений, чьи конечные определения оно безоговорочно принимает за истину, а единства познающего духа с познаваемым им предметным миром оно не знает и знать не может. Поэтому опыт и продолжает множить столь ужасные явления, как перечисленные. Отсюда следует, что страшный суд будет длиться до тех пор, пока люди не расстанутся с превратностью эмпирического способа духовного освоения мира, т. е. с искажением истины в сведениях, получаемых опытным путём. Их беды не прекратятся, если иррациональной вере в эмпирическую рациональность не будет положен предел. Кризису современности предстоит покончить с этим распространённым суеверием, ибо он, в сущности, есть суд над опытом, возомнившим себя непререкаемым судьёй. Задача этого всемирно-исторического судебного процесса - отделить истинное содержание опыта от превратной, искажающей истину формы и осудить превратность опыта на небытие.

Поскольку опыт является необходимым способом духовного освоения мира, от которого человек как духовное существо, находящееся в отношении к природе и к другим людям, отказаться не может, постольку современный кризис есть откровенное разоблачение застарелой детской болезни, которой страдает опыт. Для философски образованного ума диагноз этой болезни - не секрет: она заключается в бессознательности эмпирического отношения людей к природе и друг к другу. Именно из-за бессознательности опыта, вызванной стихийностью участвующего в нём рассудка, который логичен только по внешней форме, или по видимости, но на деле весьма произвольно обходится с данным ему материалом, люди не ведают, что творят. Каждый из них действует, сознательно преследуя определённую цель, а в результате всех таких действий получается то, чего никто хотел. Вылечить эту болезнь трудно, но не лечить её нельзя, ибо сама собой она не

пройдёт. Ведь сознание, захваченное опытом, не осознаёт, что он искажает истину, а капитуляция сознания перед превратностью опыта усугубляет эту превратность, превращая её в извращённость, которую такое сознание выдаёт за норму. Медлить с началом лечения не следует потому, что наши современники, располагая небывалыми доселе техническими средствами, способны нанести человечеству гигантский ущерб и ненароком даже погубить его. Опыт, как уже сказано, необходим, но он не необходимо должен оставаться таким, каким он был и продолжает быть, т. е. бессознательным способом сознания, мышления и поведения людей, отчего в нашу эпоху этот необходимый способ самосохранения человеческого рода выступает к тому же способом его весьма возможного самоуничтожения.

Чем лечить эту опаснейшую болезнь, из-за которой субъективный человеческий дух находится как бы во сне или в бреду, а объективный духовный мир формального права, семьи, гражданского общества и государства, учреждённый бессознательной волей людей, оказывается извращённым и помешанным миром, бездуховной и чуждой духовности средой? Вот в чём вопрос - основной вопрос современности, решающий, быть или не быть человечеству. Правильный ответ на этот вопрос прост, только понять его и, тем более, свободно сделать то, что необходимо для исправления ситуации, отнюдь не просто. Поэтому, несмотря на то, что он впервые был дан два века назад, ещё до начала современного кризиса, этот ответ пока не оценён по достоинству. В чём же он состоит? В том, что помочь людям осознать превратность и преодолеть ограниченность опыта может только философия как логическая наука разумного мышления, занятого познанием истины, какова она сама по себе, а не лишь для нас - в виде вещей и явлений, с которыми наше рассудочное сознание и рассудочное мышление имеют дело в опыте 2.

2 Надо сказать, что Гегель, давший этот ответ, понимал, насколько нелегко будет им воспользоваться. «Логическое получит настоящую оценку своей стоимости лишь тогда, когда оно станет результатом опыта наук; из него оно явится как всеобщая истина - не как некое особенное знание наряду с другими веществами и реальностями, но как сущность всего этого прочего содержания духа», - писал великий немецкий идеалист во введении к работе, где философия его стараниями впервые выступила как логическая наука (Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik //

Поскольку без логической философии благополучный исход кризиса современности невозможен, постольку исследование отношения философии и опыта в истории философии, в результате которой философия два века назад обрела логическую форму, и в истории культуры, чей процесс история философии, с самого начала работавшая на опережение, наконец, опередила, предоставив народам возможность сделать свой логический результат началом и основанием системы их национального образования, является в высшей степени актуальной научной проблемой, имеющей исключительно важное практическое значение.

Степень разработанности проблемы. Теоретическая актуальность этой проблемы столь высока потому, что хотя отношение философии и опыта занимало умы великих философов на протяжении двадцати пяти веков исторического развития философии от Фалеса до Гегеля включительно, последние более чем сто лет оно почти не исследовалось. Опыт за эти годы достиг неограниченного господства во всех областях человеческой жизни и одной, наиболее многочисленной группе исследователей стало казаться, будто он окончательно подчинил себе философию, включил её в свой состав. Самым влиятельным представителем этой группы, занявшей позицию сциентизма, стал к концу XX века К. Поппер. В статье "Что такое диалектика?" он безапелляционно заявил, что метод философии есть частный случай эмпирического метода проб и ошибок 3. Другая, несколько меньшая группа современных исследователей, убеждённых в том, что в условиях диктатуры эмпирических наук философия способна оставаться собой, лишь порвав с ними, заняла позицию антисциентизма 4. При всём том действительное отношение философии и опыта отнюдь не исчезло. Более того, оно даже нарастило свой плодотворный потенциал, но как глубоко скрытое видимым господством опыта потребовало от исследователей недюжинной проницательности. Не перечисляя

G. W. F. Hegel. Gesammelte Werke. - Bd. 21. Hamburg, 1985. S. 42. Ср.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики. - СПб., 1997. С. 47).

"3

См.: Поппер К. Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии. - 1995 - № 1 - С. 118-138.

4 Эту полемическую позицию энергично аргументировал Фейерабенд (См.: Фейерабенд П. Против метода: Очерк анархистской теории познания. - М., 2007).

всех, кто за минувшие сто лет проявил её 5, аннотируем труды лишь тех немногих, чьи установки и достижения дали им возможность извлечь отношение философии и опыта из глубины, куда оно по видимости кануло, и напомнить о нём читающей публике.

Задачу преобразования современной культуры на основе философской науки поставили перед европейской научной общественностью наши соотечественники - С. И. Гессен, Б. В. Яковенко и Ф. А. Степун. Именно ради её обсуждения они при поддержке Г. Риккерта инициировали издание журнала "Логос", выходившего на трёх языках (с 1910 по 1932 г. - на немецком, с 1910 по 1914 и в 1925 г. - на русском, с 1914 по 1916 г. - на итальянском). Не без влияния этой инициативы первые из штучных работ, в которых сказалась необходимость вернуться к исследованию отношения философии и опыта, были написаны между мировыми войнами.

Раньше других, в 1923, 1925 и 1929 гг., вышли в свет три тома "Философии символических форм" Э. Кассирера. В них Кассирер оспорил ту образцовую роль, какую прежде играл в гносеологических исследованиях образ мысли математиков и физиков, и ради методического обоснования специфики гуманитарных наук утвердил автономию принципиально иных способов миропонимания. Положительное научное знание он поставил в один ряд с языком и религиозно -мифическим мышлением, по примеру Гегеля завершив свой труд разработкой феноменологии познания, служащей предпосылкой для собственно философского исследования. Только философия, согласно Кассиреру, в состоянии окинуть единым взглядом все формы опыта духа, которые по существу являются символиче-

5 Замечательно то, что в их число входят крупнейшие специалисты в естествознании и в исторической науке. Для примера достаточно назвать А. Эйнштейна, В. Гейзенберга и Р. Дж. Коллингвуда, ясно сознававших неразрывную связь научного познания природы и истории с философией. Не менее ярким примером является А. А. Любищев - крупный биолог, который главным трудом своей жизни считал исследование того, «на основе каких философских и общеметодологических представлений достигнуты представителями физики в самом широком смысле (т. е. всей наукой о неорганическом мире) их поразительные успехи и какие уроки может извлечь биология из истории философских направлений в физике» (Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. - СПб., 2001. С. 27-28).

скими, т. е. лишь намекающими на истину, и, переходя от одной его формы к другой, выяснить их относительную необходимость.

Следующим, кто в тот период заострил внимание на отношении философии и опыта, стал Х. Ортега-и-Гассет. В "Восстании масс" (1929) он, по собственному выражению, угадал тяжелейший недуг современной эпохи - вторжение масс в дела человечества, а в качестве лекарства от этой болезни предписал снятие на философской основе исторического опыта как такового. В результате соития капитализма с экспериментальной наукой, пишет Ортега, опыт породил современную технику, которая, сойдясь, в свою очередь, с либеральной демократией, произвела на свет специфический феномен массового человека. Прототипом этого современного дикаря, быстро распространившегося в Западной Европе и Северной Америке, стал учёный-специалист, дилетант за пределами своей узкой научной специальности, но от имени науки посягающий на управление мировыми процессами. Спасти человечество от агрессии масс, во главе которых идут опьянённые своей невежественной учёностью финансисты, юристы, инженеры, педагоги и врачи, может, по убеждению Ортега, только философия, если философы вернутся к своему делу, заброшенному ими около века назад, и создадут новую энциклопедию - гораздо более систематизированную, чем та, которую составили французские просветители.

Итог своим многолетним размышлениям о соотношении философии и опытных наук, начатым статьёй "Философия как строгая наука", появившейся в журнале "Логос" в 1911 г., Э. Гуссерль подвёл в рукописи "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология", над которой он работал с 1934 по 1937 г. Главным выводом этого труда, изданного только в 1954 г., стала мысль, что кризис новоевропейской культуры, причиной которого выступила, по Гуссерлю, галилеевская наука, т. е. экспериментальное познание природы и духа, требует радикального философского обновления сознания учёных.

В 1934 г. была опубликована статья М. А. Лифшица "О культуре и её пороках", по содержанию близкая к замыслу инициаторов "Логоса". В ней исследователь описал две равно уродливые крайности, с особенной резкостью выступившие

в современную эпоху, - утончённую образованность ничтожного меньшинства, сияющая витрина которой скрывает колоссальную пустоту, и плебейский аскетизм, по выражению Ф. Энгельса, грозящий похоронить вместе с классовой цивилизацией великие достижения старых мастеров искусства и науки. Преодоление исторической неравномерности духовного развития, которая держит народные массы вдали от снежных вершин культуры, Лифшиц в другой своей статье "На разные темы", написанной в том же году, связал с длительным процессом воспитания коммунистической сознательности трудящихся на основе классических образцов художественной и философской мысли (о более поздних его исследованиях речь пойдёт в параграфе 3.5 настоящей диссертации).

После Второй мировой войны главную роль в выходе из кризиса, до которого довела мир ставка на опыт, отвёл философии К. Ясперс. Две его работы "Философская вера" (1948) и "Об истоке и цели истории" (1949) содержат анализ мировой ситуации, сложившейся благодаря современной науке и технике. Ясперс полагает, что техника и наука не только составляют величие нашего времени как новой прометеевой эпохи, за которой может последовать новое осевое время, но и подчиняют себе человеческий дух, начисто лишая мир человечности. Прогрессирующее господство человека над природой, обеспечиваемое научно-техническими успехами, делает его рабом машинной цивилизации. Под влиянием этой цивилизации, указывает Ясперс, большинство наших современников суеверно преклоняется перед наукой, меньшинство - ненавидит её, но такие импульсивные оценки несправедливы. Принципиальная незавершённость эмпирического знания ставит перед философией проблему системы наук, которую сами науки создать не в состоянии. Создание этой системы требует разрешения противоречия между опытом и философией, т. е. между рассудком и разумом, ради чего современная философия, опережаемая и обусловленная наукой, должна обратиться к своему историческому началу. Вслед за Гегелем, первым включившим историю философии в своё учение, ей необходимо увидеть в истории философии не уже ненужное прошлое, а обладающее вечной ценностью настоящее, ибо эта история таит в многообразии философских учений единую истину, без которой современ-

ная философия не может стать подлинной философией, а современный человек -обрести подлинное бытие.

В серии докладов "Поворот" (1949), "Наука и осмысление" (1953), "Вопрос о технике" (1953) и "Отрешённость" (1955) М. Хайдеггер в своей характерной манере высказался по вопросам, поднятым Кассирером, Ортегой, Гуссерлем и Ясперсом. Через духовное бездорожье, где в наступившем атомном веке безраздельно властвуют эмпирическая наука и техника, наше мышление, говорит Хайдеггер, должно проторить хотя бы тропинку опыта бытия, ведущую к открытию потаённого. На этом пути человеческое мышление с необходимостью выступает как философское размышление, или, по-немецки, Nachdenken - мышление, изначально идущее после опережающего его научного мышления, в силу чего сущность современной науки, которая в качестве европейской хозяйничает на нашей планете, заключена в древнегреческой философии. Хайдеггер считает, что первой задачей философского размышления является сегодня осмысление сущности науки как теории действительного и сущности техники, занятой обработкой подручного сущего, на которое направлено калькулирующее мышление науки. Если философия справится с этой нелёгкой задачей, то современный человек, раскорячившийся в позе господина Земли, отрешится от болезненной привычки к безмыслию и осознает свою сущность, состоящую в том, что он есть именно размышляющее, философствующее существо. Это превратит опасность, что однажды калькулирующее мышление останется единственным способом мысли, в спасение, ибо вследствие этого мир техники вновь, как в античности, станет миром искусства. В новом искусстве техники бытие заговорит с современным человеком на непосредственно не внятном ему языке истины как несокрытости, проясняемом философией, благодаря чему он исцелится - снова пустит корни в свою родную почву осмысленной жизни и вернёт себе способность дышать чистым эфиром свободы духа.

В начале 1950-х гг. Э. В. Ильенков с философской точки зрения проанализировал метод политической экономии как положительной науки и обнародовал результаты этого исследования в монографии "Диалектика абстрактного и кон-

кретного в «Капитале» К. Маркса" (1960). На базе разработанной им концепции идеального, а также исследований природы мышления и истории разума, изложенных в его докторской диссертации "К вопросу о природе мышления (на материалах анализа немецкой классической диалектики)" (1968) и в монографии "Диалектическая логика" (1974), Ильенков обратился к теории образования. Философским вкладом в педагогическую науку стали сборники его статей "Об идолах и идеалах" (1968) и "Учитесь мыслить смолоду" (1977). Сверх того, Ильенков принял непосредственное практическое участие в проведении уникального эксперимента высшего специального образования слепоглухонемых студентов, который он философски осмыслил в статье "Становление личности: к итогам научного эксперимента" (1977).

Философия только потому так долго казалась преодолённой, что лишь теперь настало время её воплощения в действительность, утверждает Т. Адорно в первых строках введения к своей "Негативной диалектике" (1966). Чтобы выйти за рамки устарелого, по его убеждению, различия между философией и эмпирическими научными исследованиями, Адорно, полемизируя с онтологией Хайдег-гера, выдвигает понятие философского опыта. В этом понятии он делает акцент на творческой активности, который должен побудить эмансипированную индивидуальность к овладению негативной диалектикой и реальными философскими дисциплинами - философией морали и философией истории. Негативную диалектику, именуемую им также логикой распада, Адорно разрабатывает для того, чтобы понять, чем должна стать реальность современного мира (данную реальность он характеризует как анти-разум, с наибольшей последовательностью осуществлённый нацистами в Освенциме), если в ней воплотятся отрицающие это отрицание разума понятия названных философских дисциплин. Направляемый логикой распада опыт прекратит быть утопией, замкнутой в абстрактной сфере чистых философских понятий, ибо они будут расколдованы, лишены тождества с собой, отчего философия будет лишена тождества с гегелевским абсолютным идеализмом. Вложив всю мощь разума в познание многообразия конкретных предметов, прежде находившихся за пределами её интереса, философия, согласно Адорно,

преодолеет свою систематическую замкнутость и конечность. Тем самым она станет бесконечным опытом модификации себя самой и реальной действительности, который силой продуктивного воображения спасёт видимость другого от увечий, нанесённых ему скудоумным своекорыстием.

Наряду с Ильенковым против позитивистского истолкования эмпирических наук за их исследование с классической философской точки зрения выступил В. С. Библер. В коллективном труде "Анализ развивающегося понятия" (1967) он представил понятие как логическую форму развития опытной науки и на материале античной механики рассмотрел генезис этой науки как генезис понятия механического движения. В своих монографиях "Кант - Галилей - Кант: Разум нового времени в парадоксах самообоснования" (1991) и "От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век" (1991) Библер, неудовлетворённый тем, чем логика является как теория науки, или наукоучение, перешёл к её интерпретации как логики культуры, лежащей в основании диалога культур, тем самым заложив новое направление в отечественной педагогике -школу диалога культур.

В середине 1960-х гг. к логическому снятию истории философии от Парме-нида до Гегеля включительно приступил Е. С. Линьков. Определённый этап этой работы представлен его монографией "Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга" (1973). В статье "Всеобщая диалектика как основание и результат отношения мышления и бытия в философии Гегеля" (1984), значительная часть которой вошла в другую его статью "Становление логической философии" (1997), Линьков сформулировал принципиальное различие между опытом как процессом истины, стихийным отношением мышления и бытия, и философией как познанием истины, отношения мышления и бытия, субъекта и объекта. Именно это познание осуществляется в ходе исторического развития философии, а в учении Гегеля достигает логической формы. Первый из двух семестров своего курса лекций по классической немецкой философии на философском факультете Ленинградского/С.-Петербургского государственного университета Линьков с 1988 по 1994 г. отводил феноменологическому введению в понятие философии, где он со-

знательным способом разрешал противоречие между опытом в целом (включающим в себя, наряду с обыденным и научным сознанием, искусство и религию) и философским познанием истины. Сохраняя в своей логической форме истинное содержание опыта, философия, согласно Линькову, становится необходимым условием формирования действительно современного мировоззрения, ибо такое мировоззрение может быть только философским.

Положительный, в противоположность Адорно, способ обмирщения философского разума предложил Ю. Хабермас. В сборнике статей "Послеметафизиче-ское мышление" (1988) он, соединив основные положения своих главных работ -"Познание и интерес" (1968) и "Теория коммуникативного действия" (1981), выдвинул проект диалога философии и эмпирических наук. Именно их диалог должен стать основой для самой широкой социальной коммуникации, представляющей собою, по Хабермасу, непременное условие решения глобальных проблем современности.

Монография П. П. Гайденко «Научная рациональность и философский разум» (2003) замкнула круг её исследований истории философии, рассмотренной в связи с зарождением, возникновением и развитием эмпирического научного знания. В ней Гайденко доказывает, что без обращения к классической философии дуализм наук о природе и культуре, присущий европейской мысли двух последних столетий, останется безысходным. Тотальное насилие над природой, которое поставило человечество на грань экологической катастрофы, одной из своих предпосылок имело, замечает Гайденко, элиминирование из эмпирического естествознания понятия целевой причины. Исключение из опыта познания и деятельности этого вида причинности привело к возникновению рассудочной рационалъ-ности современной науки и техники, способной видеть в природе лишь сырьё для промышленности. Только переход от слишком узко понятой научной рациональности к точке зрения философского разума позволит, заключает Гайденко, постичь природу в её внутреннем единстве с культурой, поскольку последняя не может быть редуцирована к опыту технотронной цивилизации.

За справедливое разграничение полномочий философии и нефилософских теорий, пытающихся если не заменить собой философию, то оттеснить её на периферию науки, ратует Д. фон дер Пфордтен в своей книге «Поиск постижения: О задаче и ценности философии» (2010). Ради этого он обстоятельно критикует позитивистское сведение философии к анализу языка и аргументации, утверждая, напротив, тождество её всеобщего предмета и особенных философских категорий, не происходящих из понятий обыденного и научного опыта, но интегрирующих их содержание в глубинном познании единства мира. Поэтому, полагает исследователь, современные философы не должны тратить несоразмерно много времени на занятия проблемами школ, к которым они относят себя, чтобы освободить его для разрешения противоречия между философским и эмпирическим знанием.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Муравьёв, Андрей Николаевич, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адорно Т. В. Негативная диалектика / Т. В . Адорно. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т. 1 / Ред. В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1975. - С. 63-367.

3. Аристотель. О душе // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т. 1 / Ред. В. Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1975. - С. 369-450.

4. Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т. 2 / Ред. З. Н. Микеладзе. - М.: Мысль, 1978. - С. 255-346.

5. Аристотель. Физика (перевод В. П. Карпова) // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т.3 / Пер. с древнегреческого. Вступ. статься и примеч. И. Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981. - С. 59-262.

6. Аристотель. О небе (перевод А. В. Лебедева) // Аристотель. Сочинения: В 4 т. - Т.3 / Пер. с древнегреческого. Вступ. статься и примеч. И. Д. Рожанский. - М.: Мысль, 1981. - С. 263-378.

7. Аристотель. Никомахова этика (Пер. Н. В. Брагинской) // Аристотель. Сочинения. В 4 т. - Т.4 / Пер. с древнегреческого. Общ. ред. А. И. До-ватура. - М.: Мысль, 1983. - С. 53-293.

8. Арсланов В. Г. Non finito Мих. Лифшица // Мих. Лифшиц. Диалог с Эвальдом Ильенковым: Проблема идеального. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 293-361.

9. Арсланов В. Г. К читателю этой книги // Мих. Лифшиц. Что такое классика? - М.: Искусство-XXI век, 2004. С. 7-30.

10. Арсланов В. Г. Постмодернизм и русский «третий путь»: tertium datur российской культуры ХХ века / В. Г. Арсланов. - М.: Культурная революция, 2007. - 656 с.

11. Арсланов В. Г. От редактора // Михаил Александрович Лифшиц / М.А. Лифшиц; [под ред. В. Г. Арсланова]. - М.: Российская политическая

энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - С. 5-6. - ("Философия России второй половины XX века").

12. Батракова И. А. Отношение опыта и разума в философии Канта. -Автореф. дисс. ... канд. филос. наук / И. А. Батракова. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 24 с.

13. Батракова И. А. Диалектика Платона в диалоге "Парменид" // AKAAHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 5. / Отв. ред. А. В. Цыб / И. А. Батракова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 109-128.

14. Батракова И. А. Проблема научной формы мышления в философии Канта / И. А. Батракова // Теоретический журнал "Q'edo new". - 2005, № 2 (42). - С. 56-68.

15. Белинский В. Г. Идея искусства // В. Г. Белинский. Избранные сочинения. - М.-Л., 1949. - С. 256-269.

16. Белинский В. Г. Письмо Н.В.Станкевичу от 29 сентября-8 октября 1839 г. // В. Г. Белинский. Избранные сочинения. - М.-Л., 1949. -С. 986-988.

17. Белинский В. Г. Письмо к Гоголю от 15 июля 1847 г. // В. Г. Белинский. Избранные сочинения. - М.-Л., 1949. С. 889-894.

18. БёмеЯ. О тройственной жизни человека / Пер. с нем., вступ. ст., ком-мент., примеч. Ивана Фокина / Я. Бёме. - СПб.: Издательский дом "М1ръ", 2007. - 428 с.

19. Библер В. С. Понятие как элементарная форма движения науки (Логическая постановка проблемы) // А. С. Арсеньев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. Анализ развивающегося понятия. - М.: Наука, 1967. - С. 18-99.

20. Библер В. С. Генезис понятия движения (К истории механики) // А. С. Арсеньев, В. С. Библер, Б. М. Кедров. Анализ развивающегося понятия. - М.: Наука, 1967. - С. 100-197.

21. Библер В. С. Кант - Галилей - Кант: Разум нового времени в парадоксах самообоснования / В. С. Библер. - М.: Мысль, 1991. - 317 с.

22. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / В. С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

23. Богданов А. Из психологии общества / А. А. Богданов. - СПб.: Дело, 1906. - 282 с.

24. Богомолов А. С. Античная философия / А. С. Богомолов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 363 с.

25. Бэкон Ф. Новый органон // Ф. Бэкон. Сочинения в 2 т. 2-е, испр. и доп. изд. - Т. 2 / Сост., общ. ред. и вступит. статья А. Л. Субботина. - М.: Мысль, 1978. - С. 5-214.

26. Виндельбанд В. История философии. - Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1997. - 560 с.

27. Волжева Е. А. Проблема Сократа / Е. А. Волжева // АКАДНМЕ1А: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 6. / Отв. ред. А. В. Цыб. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 20-47.

28. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с.

29. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковой // Г. Галилей. Избранные труды в 2 т. - Т. 1. М.: Наука, 1964. - 640 с.

30. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа // Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. -Т. IV. М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1959. - С. 1434.

31. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Изд-е подготовил Д. В. Масленников. -СПб.: Наука, 1997. - С. 17-772. - (Сер. «Слово о сущем»).

32. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. Наука логики. - М.: Мысль, 1975. С. 53-426.

33. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 2. Философия природы / Отв. ред. Е. П. Ситковский. Ред. коллегия: Б. М. Кедров и др. - М.: Мысль, 1975. С. 7-579.

34. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. - Т. 3. Философия духа / Отв. ред. Е. П. Ситковский. Ред. коллегия: Б. М. Кедров и др. -М.: Мысль, 1977. С. 6-410.

35. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

36. Гегель Г. В. Ф. О сущности философской критики // Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет в 2 т. - Т. 1 / Сост., общая ред. А. В. Гулыги. - М.: Мысль, 1972. - С. 268-284.

37. Гегель Г. В. Ф. Философская пропедевтика // Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет: в 2 т. - Т. 2 / Сост., общая ред. А. В. Гулыги. - М.: Мысль, 1973. - С. 7-212.

38. Гегель Г. В. Ф. Письма // Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет: в 2 т. -Т. 2 / Сост., общая ред. А. В. Гулыги. - М.: Мысль, 1973. - С. 213-529.

39. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Г. В. Ф. Гегель. Философия религии в 2 т. Общ. ред. А. В. Гулыги. Пер. с нем. П. П. Гайденко и др.- Т. 2. - М.: Мысль, 1977. С. 5-333.

40. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая // Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. - Т. X. - М.: Партийное издательство, 1932. - С. 3-447.

41. Гейзенберг В. Избранные философские работы: Шаги за горизонт. Часть и целое / пер. А. В. Ахутина, В. В. Бибихина / В. Гейзенберг. -СПб.: Наука, 2005. - 722 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

42. Герцен А. И. Дилетантизм в науке // А. И. Герцен. Сочинения в 9 т. -Т. 2. - М. : Гос. изд-во худ. литературы, 1956. - С. 5-86.

43. Герцен А. И. Письма об изучении природы // А. И. Герцен. Сочинения в 9 т. - Т. 2. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1956. - С. 87-235.

44. Герцен А. И. С того берега // А. И. Герцен. Сочинения в 9 т. - Т. 3. -М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1956. - С. 233-378.

45. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России //

A. И. Герцен. Сочинения в 9 т. - Т. 3. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1956. - С. 379-516.

46. Герцен А. И. Былое и думы // А. И. Герцен. Сочинения в 9 т. - Т. 5. -М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1956.

47. Герцен А. И. К старому товарищу // А. И. Герцен. Сочинения в 9 т. -Т. 8. - М. : Гос. изд-во худ. литературы, 1958. С. 399-421.

48. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 447 с.

49. Гоголь Н. В. Письмо к Белинскому от 10 августа н. с. 1847 г. //

B. Г. Белинский: pro et contra / Сост., вступ. статья, коммент. А. А. Ермичёва. - СПб.: РХГА, 2011. С. 63-64.

50. Грамши А. Тюремные тетради // А. Грамши. Избр. произв. в 3 т. - Т. 3. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. - 565 с.

51. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Э. Гуссерль. Философия как строгая наука / Пер. с нем. Сост., подготовка текста и примеч. Сердюкова О. А. - Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. С. 127174.

52. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Пер. с нем. Д. В. Скляднева / Э. Гуссерль. - СПб.: Наука, Ювента, 1998. - 315 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

53. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию / Пер. с нем. Д. В. Скляднева / Э. Гуссерль. - СПб.: Владимир Даль, 2004. - 399 с.

54. Делёз Ж. Критическая философия Канта: Учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Пер. с фр. / Ж. Делёз. - М.: ПЕР СЭ, 2000. -351 с.

55. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; пер. М. Л. Гаспарова / Диоген Лаэртский. - 2-е изд. - М.: Мысль. 1986. - 571 с.

56. Ермичёв А. А. Имена и сюжеты русской философии А. А. Ермичёв. -СПб.: Наука, 2014. - 710 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

57. Иваненко А. А. «Речи к немецкой нации» спустя 200 лет // И. Г. Фихте. Речи к немецкой нации.- СПб.: Наука, 2009. С. 5-42.

58. Иваненко А. А. Философия как наукоучение: Генезис научного метода в трудах И. Г. Фихте / А. А. Иваненко. - СПб.: Владимир Даль, 2012. -383 с.

59. Из автобиографии идей: Беседы М. А. Лифшица // Контекст-1987: Литературно-теоретические исследования / М. А. Лифшиц. - М.: Наука, 1988. - С. 268-276.

60. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К. Маркса / Э. В. Ильенков. - М.: Издательство АН СССР, 1960. -290 с.

61. Ильенков Э.В. К вопросу о природе мышления (На материалах анализа классической немецкой диалектики). - Автореф. дисс. докт. филос. наук / Э. В. Ильенков. - М.: Институт философии АН СССР, 1968. -32 с.

62. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1974. - 271 с.

63. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах / Э. В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1968. - 319 с.

64. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду / Э. В. Ильенков. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

65. Ильенков Э.В. Становление личности: К итогам научного эксперимента / Э. В. Ильенков. - Коммунист. - 1977 - № 2 - С. 68-79.

66. Ильенков Э. В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма: Размышления над книгой В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" / Э. В. Ильенков. - М.: Политиздат, 1980. - 175 с.

67. Ильенков Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. - М.: Изд-во политич. литературы, 1991. - 464 с.

68. История диалектики: Немецкая классическая философия / [Т. И. Ой-зерман и др.]. - М.: Мысль, 1987 - 363 с.

69. Йегер В. ПАИДЕЙЯ: Воспитание античного грека / Пер. с нем. А. И. Любжина. - Т. 1 / В. Иегер. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. - 593 с.

70. Йегер В. ПАИДЕЙЯ: Воспитание античного грека: Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем / Пер. с нем. М. Н. Ботвинника / В. Иегер. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1997. -335 с.

71. Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя / Пер. с англ. и вступ. ст. О. В. Алиевой / В. Иегер. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2014. - 215 с.

72. Кант И. Критика чистого разума // И. Кант. Сочинения в 8 т. - Т. 3. -М.: Чоро, 1994. - 741 с.

73. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // И. Кант. Собр. соч. в 8 т. - Т. 8. - М.: Чоро, 1994. - С. 29-37.

74. Кассирер Э. Философия символических форм. - Т. I. Язык / Э. Касси-рер. - М. - СПб.: Университетская книга, 2002. - 270 с.

75. Кассирер Э. Философия символических форм. - Т. II. Мифологическое мышление / Э. Кассирер. - М. - СПб.: Университетская книга, 2002. - 279 с.

76. Кассирер Э. Философия символических форм. - Т. III. Феноменология познания / Э. Кассирер. - М. - СПб.: Университетская книга, 2002. -397 с.

77. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу: Становление греческой философии / Ф. Х. Кессиди. - М.: Мысль, 1972. - 312 с.

78. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории / Пер. и коммент. Ю. А. Асеева / Р. Дж. Коллингвуд. - М.: Наука, 1980. - 320 с.

79. Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть: К изучению политической культуры Российской революции 1917 года / Б. И. Коло-ницкий. - СПб.: Лики России, 2012. - 336 с.

80. Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции: Логико-гносеологический аспект диалектики философского познания / В. Я. Комарова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. - 136 с.

81. Копнин П. В. О методе историко-философского исследования // П. В. Копнин. Диалектика, логика, наука / П. В. Копнин. - М.: Наука, 1973. - С. 254-268.

82. Кротов А. А. Мальбранш и картезианство / А. А. Кротов. - М.: Изд-во Московского университета, 2012. - 320 с.

83. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн / Б. Г. Кузнецов. - Изд-е 3-е, испр. и доп. -М.: Наука. 1967. - 430 с.

84. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М.: Прогресс, 1977. -С.7-273.

85. Кьеркегор С. Или-или / С. Кьеркегор. - СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. - 823 с.

86. Кьеркегор С. Философские крохи, или Крупицы мудрости / Пер. Д. А. Лунгиной / С. Кьеркегор. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. - 192 с.

87. Ленин В. И. Конспект книги Гегеля "Наука логики" // В. И. Ленин. Полн. собр. соч., изд. 5-е. - Т. 29. - М.: Изд-во политич. литературы,

1969. С. 3-256.

88. Ленин В. И. О значении воинствующего материализма // В. И. Ленин. Полн. собр. соч., 5-е изд. - Т. 45. - М.: Изд-во политич. литературы,

1970. С. 28-34.

89. Ленин В. И. Памяти Герцена // В. И. Ленин. Полн. собр. соч., 5-е изд. -Т. 21. - М.: Изд-во политич. литературы, 1968. С. 253-258.

90. Леон-Портилья М. Философия нагуа: Исследование источников / ред. В. А. Макарова / М. Леон-Портилья. - М.: Иностр. литература, 1961. -384 с.

91. Линьков Е. С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга / Е. С. Линьков. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1973 - 112 с.

92. Линьков Е. С. Всеобщая диалектика как основание и результат отношения мышления и бытия в философии Гегеля / Е. С. Линьков // Вестник Ленинградского ун-та. Сер. экон., филос., права. - 1984 - № 11, вып. 2 - С. 43-49.

93. Линьков Е. С. Становление логической философии // Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - СПб.: Наука, 1997. - С. 5-16. - (Сер. «Слово о сущем»).

94. ЛиньковЕ. С. Лекции разных лет / Е. С. Линьков. - Т. 1. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2012 - 494 с.

95. Лифшиц М. А. О культуре и её пороках // Мих. Лифшиц. Либерализм и демократия: Философские памфлеты / Сост. В. Г. Арсланов. - М.: Искусство-ХХ1 век, 2007. С. 39-58.

96. Лифшиц М. А. На разные темы // Мих. Лифшиц. Либерализм и демократия: Философские памфлеты / Сост. В. Г. Арсланов - М.: Искус-ство-ХХ1 век, 2007. С. 59-82.

97. Лифшиц М. А. Об идеальном и реальном / М. А. Лифшиц. // Вопросы философии - 1984 - № 10 - С. 120-145.

98. Лифшиц М. А. Вместо предисловия // Мих. Лифшиц. Собр. соч. в 3 т. -Т. I. - М.: Изобразит. искусство, 1984. - С. 3-6.

99. Лифшиц М. А. Русская классическая критика // Мих. Лифшиц. Собр. соч. в 3 т. - Т.3. - М.: Изобразит. искусство, 1988. - С. 4-58.

100. Лифшиц М. А. Читая Герцена // Мих. Лифшиц. Собр. соч. в 3 т. - Т. 3. - М.: Изобразит. искусство, 1988. - С. 59-106.

101. Лифшиц М. А. Нравственное значение Октябрьской революции // Мих. Лифшиц. Собр. соч. в 3 т. - Т. 3. - М.: Изобразит. искусство, 1988. - С. 230-258.

102. Лифшиц М. А. Памяти Эвальда Ильенкова // Мих. Лифшиц. Диалог с Эвальдом Ильенковым: Проблема идеального. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 5-17.

103. Лифшиц М. А. Что такое классика? / М. А. Лифшиц. - М.: Искусство-XXI век, 2004. - 512 с.

104. Лифшиц М. А. Почему я не модернист? / М. А. Лифшиц. - М.: Искус-ство-XXI век, 2009. - С. 40-364.

105. Лифшиц М. А. Varia / М. А. Лифшиц. - М.: Издательство Грюндриссе, 2010. - 172 с.

106. Лифшиц М. А. Письма В. Досталу, В. Арсланову, М. Михайлову: 1959-1983 / М. А. Лифшиц. - М.: Издательство Грюндриссе, 2011. -296 с.

107. Лифшиц М. А. Надоело: В защиту обыкновенного марксизма / М. А. Лифшиц. - М.: Искусство - XXI век, 2012. - 574 с.

108. Лифшиц М. А. О Гегеле / М. А. Лифшиц. - М.: Издательство Грюндриссе, 2012. - 304 с.

109. Лифшиц М. А. подготовительные материалы к воспоминаниям о Твардовском> // Мих. Лифшиц Очерки истории русской культуры. -М.: Академический проект; Культура, 2015. С. 624-638.

110. Лобастое Г. В. Диалектика разумной формы и феноменология безумия / Г. В. Лобастов. - СПб.: Русская панорама, 2012. - 559 с.

111. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Дж. Локк. Сочинения в 3 т. - Т.1 / Ред.: И. С. Нарский, А. Л. Субботин. Пер. с англ. А. Н. Савина. - М.: Мысль, 1985. С.78-582.

112. Ломоносов А. Г. Возвращение к себе: Опыт трансцендентальной философии истории / А. Г. Ломоносов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 239 с.

113. Ломоносов А. Г., Муравьёв А. Н. Опыт самопознания русской философской мысли и перспектива ее дальнейшего развития (о книге А. А. Ермичёва «Имена и сюжеты русской философии. - СПб.: Наука, 2014. - 710 с.) / А. Г. Ломоносов, А. Н. Муравьёв // Вестник русской христианской гуманитарной академии 2014. - Том 11, вып. 1. - С. 4962.

114. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1963. - 710 с.

115. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1975. - 776 с.

116. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества / Д. Лукач. - М.: Наука, 1987. - 616 с.

117. Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры / А. А. Любищев. - СПб.: Алетейя, 2001. - 255 с.

118. Лютер М. О свободе христианина (1520) // М. Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. - СПб.: Роза мира, 2002. С. 87-107.

119. Лютер М. Краткий катехизис (1529) // М. Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. - СПб.: Роза мира, 2002. С. 108-117.

120. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.: Наука, 1987. С. 290-545.

121. Макавчик Т. А. Путь Платона к "Софисту" и "Пармениду" / Т. А. Макавчик // АКАДНМЕ1А: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 4. / Отв. ред. А. В. Цыб. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 70-83.

122. Мальбранш Н. Разыскания истины / Н. Мальбранш. - СПб.: Наука, 1999. - 650 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

123. Макаров В. В. Развитие понятия свободы в философской традиции / Под ред. Ю. И. Ефимова / В. В. Макаров. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2008. - 147 с.

124. Мамардашвили М. Как я понимаю философию // М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс-Культура, 1992. - С. 14-26.

125. Мареев С. Н. Э. В. Ильенков: Жить философией / С. Н. Мареев. - М.: Академический проект; Трикста, 2015. - 327 с.

126. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. 2-е. - Т. 3. - М.: Изд-во политич. литературы, 1955. С. 1-2.

127. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е изд. - Т. 3. - М.: Изд-во полит. литературы, 1955. С. 7544.

128. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. - Т. 1 / К. Маркс.

- М.: Изд-во политической литературы, 1978. - 907 с.

129. Масленников Д. В. Природа логического в немецкой философии / Д. В. Масленников. - СПб.: Изд-во СПб. академии МВД России, 1998.

- 240 с.

130. Масленников Д. В. Природа логического в философии Г. В. Ф. Гегеля.

- Автореф. дисс. ... докт. филос. наук / Д. В. Масленников. - СПб.: СПбГУ, 1999. - 40 с.

131. Микулинский С. Р. Чем интересна книга Т. Куна "Структура научных революций" / С. Р. Микулинский. // Т. Кун. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. С. 274-292.

132. Михаил Александрович Лифшиц / М. А. Лифшиц; [под ред. В. Г. Арсланова]. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 463 с. - ("Философия России второй половины XX века").

133. Мих. Лифшиц и Д. Лукач. Переписка: 1931-1970 / М. А. Лифшиц, Д. Лукач. - М.: Издательство Грюндриссе, 2011. - 296 с.

134. Муравьёв А. Н. Философия и опыт: Очерки истории философии и культуры / А. Н. Муравьёв. - СПб.: Наука, 2015. - 325 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

135. Муравьёв А. Н. Рец. на кн.: А. А. Ермичёв. Имена и сюжеты русской философии / А. Н. Муравьёв. // Вопросы философии. - 2016. - № 9. -С. 211-216.

136. Муравьёв А.Н. К философско-правовому понятию отечественной войны / А. Н. Муравьёв. // Вестник Санкт-Петербургского университета 2016. - Серия 17, вып. 3. - С. 39-46.

137. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. - М.: КЕБЬ-Ьоок, 1994. С. 33-342.

138. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Х. Ортега-и-Гассет. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. 2-е изд. - М.: Весь мир, 2000. С. 43-163.

139. Пастернак Е. И дышат почва и судьба // Б. Пастернак. Доктор Живаго. - М.: Эксмо-пресс, 2001.

140. Пестов А. Л. Идея развития в натурфилософии Ф. В. Й. Шеллинга. -Автореф. дисс. ... канд. филос. наук / А. Л. Пестов. - СПб.: СПбГУ, 1997.

141. Платон. Алкивиад II (пер. С. Я. Шейнман-Топштейн) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. С. 125-141.

142. Платон. Евтидем (пер. С. Я. Шейнман-Топштейн) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. С. 158-202.

143. Платон. Гиппий меньший (пер. С. Я. Шейнман-Топштейн) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт.

вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч.

- М.: Мысль, 1990. С. 203-219.

144. Платон. Лахет (пер. С. Я. Шейнман-Топштейн) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. С. 268-294.

145. Платон. Алкивиад I (пер. С. Я. Шейнман-Топштейн) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч.

- М.: Мысль, 1990. С. 220-267.

146. Платон. Протагор (пер. Вл. С. Соловьёва) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. С. 418-476.

147. Платон. Горгий (пер. С. П. Маркиша) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. С. 477-574.

148. Платон. Менон (пер. С. А. Ошерова) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 1 / Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. Авт. вступ. статьи А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1990. С. 575-612.

149. Платон. Пир (пер. С. К. Апта) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. -Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1993. С. 81-134.

150. Платон. Теэтет (пер. Т. В. Васильевой) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. -М.: Мысль, 1993. С. 192-274.

151. Платон. Софист (пер. С. А. Ананьина) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1993. С. 275-345.

152. Платон. Федон (пер. С. П. Маркиша) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. - М.: Мысль, 1993. С. 7-80.

153. Платон. Парменид (пер. Н. Н. Томасова) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 2 / Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. Пер с древнегреч. -М.: Мысль, 1993. С. 346-412.

154. Платон. Филеб (пер. Н. В. Самсонова) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3 / Пер с древнегреч. Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев. Примеч.

A. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. С. 7-78.

155. Платон. Государство (пер. А. Н. Егунова) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3 / Пер с древнегреч. Общ. ред. А. Ф. Лосева,

B. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и ст. в примеч.

A. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. С. 79-420.

156. Платон. Тимей (пер. С. С. Аверинцева) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 3 / Пер с древнегреч. Общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. С. 421-500.

157. Платон. Письма (пер. С. П. Кондратьева) // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 4 / Пер с древнегреч. Общ. ред. А. Ф. Лосева,

B. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. Авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев. Примеч. А. А. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994. С. 460-516.

158. Платонов А. П. Пушкин - наш товарищ // А. П. Платонов. Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика. - М.: Время, 2011. С. 69-84.

159. Поппер К. Р. Что такое диалектика? / К. Р. Поппер // Вопросы философии. - 1995 - № 1 - С.118-138.

160. Путин В. В. Россия: национальный вопрос / В. В. Путин // Независимая газета - 2012 - 23 января.

161. Пушкин А. С. Письмо к издателю // А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10 т. - Т. VII. М., 1958. С. 476-483.

162. Пушкин А. С. Письмо П. Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г. // А. С. Пушкин. Собр. соч. в 10 т. - Т. 10. М.: Художественная литература, 1978. С. 285-288.

163. Пфордтен фон дер Д. Поиск постижения: О задаче и ценности философии / Пер. с нем. А. Н. Крюкова // Д. фон дер Пфордтен. - СПб.: Наука, 2016. - 245 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

164. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Х. Ортега-и-Гассет. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. 2-е изд. - М.: Весь мир, 2000. С. 43-162.

165. Перов Ю. В. Философия истории философии (Предварительные соображения) // Философия истории философии: сб. статей / под ред. Л. В. Цыпиной / Ю. В. Перов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010. С. 23-39.

166. ПлехановГ.В. Очерки по истории материализма / Г. В. Плеханов. - Л.: Гос. изд. полит. лит-ры, 1938. - 160 с.

167. Рассел Б. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. - В 3 кн.: 3-е изд-е, испр. / Подгот. текста В. В. Целищева / Б. Рассел. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 992 с.

168. Сагатовский В. Н. Есть ли будущее у русской философии? / В. Н. Са-гатовский // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Т. 10, выпуск 1, 2009. - С. 121-132.

169. Скирбек Г., Гилъе Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. В. И. Кузнецова / Под ред. С. В. Крымского / Г. Скирбек, Н. Гилье. - М.: Владос, 2000. - 800 с.

170. Соловьёв Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Э. Ю. Соловьёв. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. -М.: Политиздат, 1991. С. 54-126.

171. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза. - М.-Л.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1932. -223 с.

172. Тарле Е. В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России / Е. В. Тарле. - Петроград: Мысль, 1924. - 187 с.

173. Томсон Дж. Первые философы / Пер. под общ. ред. А. Ф. Лосева / Дж. Томсон. - М.: Иностр. лит-ра, 1959. - 371 с.

174. Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Е. Н. Трубецкой. Три очерка о русской иконе. - М.: URSS, 1991. - 112 с.

175. Фауст и Заратустра / Пер. с нем. - СПб.: Азбука, 2001. - 320 с.

176. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания/ пер. с англ. А. Л. Никифорова / П. Фейерабенд - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 413 с.

177. Фихте И. Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // И. Г. Фихте. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. - М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1995. С. 230-273.

178. Фихте И. Г. Основа общего наукоучения (На правах рукописи для слушателей) 1794 // И. Г. Фихте. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. -М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1995. С. 276-471.

179. Фихте И. Г. Первое введение в наукоучение // И. Г. Фихте. Сочинения. - СПб.: Наука, 2009. С. 72-96. - (Сер. «Слово о сущем»).

180. Фихте И. Г. Второе введение в наукоучение для читателей, уже имеющих философскую систему // И. Г. Фихте. Сочинения. - СПб.: Наука, 2009. С. 97-149. - (Сер. «Слово о сущем»).

181. Фихте И. Г. О сущности учёного и её явлениях в области свободы // И. Г. Фихте. Сочинения. - СПб.: Наука, 2009. С. 320-397. - (Сер. «Слово о сущем»).

182. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // И. Г. Фихте. Сочинения. - СПб.: Наука, 2009. С. 398-596. - (Сер. «Слово о сущем»).

183. Фихте И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии: Попытка принудить читателей к пониманию // И. Г. Фихте. Сочинения в 2 т. - Т. I / Сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993. С. 563-668.

184. Фихте И. Г. Факты сознания // И. Г. Фихте. Сочинения в 2 т. - Т. II / Сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993. С. 619-770.

185. Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // И. Г. Фихте. Сочинения в 2 т. - Т. II / Сост. и примечания Владимира Волжского. - СПб.: Мифрил, 1993. С. 225-358.

186. Фихте И. Г. Речи к немецкой нации (1808) / пер. с нем. А. К. Судакова / И. Г. Фихте. - М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2008. - 335 с.

187. Фихте И. Г. Речи к немецкой нации / пер. с нем. А. А. Иваненко / И. Г. Фихте. - СПб.: Наука, 2009. - 349 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

188. Фокин И. Л. РИИоворИш ТеШотсиБ. Якоб Бёме: Возвещение и путь немецкого идеализма / И. Л. Фокин. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 3-397.

189. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических тео-космогоний до возникновения атомистики (Издание подготовил А. В. Лебедев). - М.: Наука, 1989. - 576 с.

190. Хайдеггер М. Поворот // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. В. В. Бибихина - М.: Республика. 1993. С. 253258. - (Сер. «Мыслители XX века»).

191. Хайдеггер М. Наука и осмысление // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. В. В. Бибихина - М.: Республика. 1993. С. 233-252. - (Сер. «Мыслители XX века»).

192. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. В. В. Бибихина - М.: Республика. 1993. С. 221-237. - (Сер. «Мыслители XX века»).

193. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. В. В. Бибихина - М.: Республика. 1993. С. 63-176. - (Сер. «Мыслители XX века»).

194. Хайдеггер М. Преодоление метафизики // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. В. В. Бибихина - М.: Республика. 1993. С. 177-191. - (Сер. «Мыслители XX века»).

195. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // М. Хайдеггер. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. В. В. Бибихина - М.: Республика. 1993. С. 345-360. - (Сер. «Мыслители XX века»).

196. Хайдеггер М. Отрешённость // М. Хайдеггер. Разговор на просёлочной дороге: Избр. статьи позднего периода творчества. Пер. с нем. / Под ред. А. Л. Доброхотова - М.: Высшая школа, 1991. С. 102-111. - (Сер. «Б-ка философа»).

197. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // М. Хайдеггер. Разговор на просёлочной дороге: Избр. статьи позднего периода творчества. Пер. с нем. / Под ред. А. Л. Доброхотова. - М.: Высшая школа, 1991. С. 134145. - (Сер. «Б-ка философа»).

198. Хайдеггер М. Парменид / Пер. с нем. А. П. Шурбелева / М. Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 383 с.

199. Хайдеггер М. Негативность. Разбирательство с Гегелем в ракурсе вопроса о негативности (1938-1939, 1941) // М. Хайдеггер. Гегель / Пер. с нем. Шурбелева. - СПб.: Владимир Даль, 2015. С. 13-118.

200. Херцфельдт Л. Вклад Канта в теорию истории философии. - Рукопись дипломной работы. - Л.: ЛГУ (Философский факультет), 1976. - 54 с.

201. Чаадаев П. Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев. // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. - СПб.: Наука, 1991. С. 19-138.

202. Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего / П. Я. Чаадаев. // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьёв. - СПб.: Наука, 1991. С. 139-154.

203. Чанышев А. Н. Начало философии / А. Н. Чанышев. - М.: МГУ, 1982. - 184 с.

204. Чернов С. А. Субъект и субстанция: Трансцендентализм в философии науки / С. А. Чернов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1993. - 258 с.

205. Чернов С. А., Шевченко И. В. Фридрих Якоби: Вера, чувство, разум / С. А.Чернов, И. В. Шевченко. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 620 с.

206. Чехов А. П. Палата № 6 // А. П. Чехов. Собр. соч. в 12 т. - Т. 7. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1962. С. 123-180.

207. Чижевский Д. И. Гегель в России / Д. И. Чижевский. - СПб.: Наука, 2007. - 411 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

208. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Ф. В. Й. Шеллинг. Сочинения в 2 т. - Т. 1 / Сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга. - М.: Мысль, 1987. С. 277-489.

209. Шеллинг Ф. В. Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки / Пер. с нем. А. Л. Пестова / Ф. В. Й. Шеллинг. - СПб.: Наука, 1998. - 518 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

210. Шеллинг Ф. В. Й. Изложение моей системы философии / Пер. с нем. А. А. Иваненко / Ф. В. Й. Шеллинг. - СПб.: Наука, 2014. С. 23-188 -(Сер. «Слово о сущем»).

211. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. - Т. 1. / Пер. с нем. А. Л. Пестова / Ф. В. Й. Шеллинг. - СПб.: Наука, 2000. - 699 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

212. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения. - Т. 2. / Пер. с нем. А. П. Шурбелева / Ф. В. Й. Шеллинг. - СПб.: Наука, 2002. - 480 с. -(Сер. «Слово о сущем»).

213. Шеллинг Ф. В. Й. Философия мифологии. В 2 т. - Т. 1. Введение в философию мифологии / Пер. с нем. В. М. Линейкина; под. ред. Т. Г. Сидаша, С. Д. Сапожниковой; вст. ст. Т. Г. Сидаша / Ф. В. Й. Шеллинг. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 480 с.

214. Шеллинг Ф. В. Й. Философия мифологии. В 2 т. - Т. 2. Монотеизм. Мифология / Пер. с нем. В. М. Линейкина; под. ред. Т. Г. Сидаша, С. Д. Сапожниковой / Ф. В. Й. Шеллинг. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 544 с.

215. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. - Т. 21. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1961. С. 269-317.

216. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // В. Ф. Эрн. Сочинения / Сост., подгот. текста Н. В. Котрелева и Е. В. Антоновой. - М.: Правда, 1991. С. 11-296.

217. Эрн В. Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности (По поводу нового философского журнала "Логос") // В. Ф. Эрн. Сочинения / Сост., подгот. текста Н. В. Котрелева и Е. В. Антоновой. - М.: Правда, 1991. С. 71-108.

218. Эрн В. Ф. От Канта к Круппу // В. Ф. Эрн. Сочинения / Сост., подгот. текста Н. В. Котрелева и Е. В. Антоновой. - М.: Правда, 1991. С. 308318.

219. Яковенко Б. В. О Логосе // Б. В. Яковенко. Мощь философии. - СПб.: Наука, 2000. С. 56-90.

220. Ясперс К. Философская вера // К. Ясперс. Смысл и назначение истории. Пер. с нем., 2-е изд. - М.: Республика, 1994. С. 420-508.

221. Ясперс К. Истоки истории и её цель // К.Ясперс. Смысл и назначение истории. Пер. с нем., 2-е изд. - М.: Республика, 1994. С. 28-287.

222. Aristotelis Metaphysica / W. Jaeger / Aristoteles. - Oxonii, MCMLVII.

223. Comte A. Cours de philosophie positive. - T. I-VI / A. Comte. - Bachelier. Paris, 1830-1842.

224. Diels H. Fragmente der Vorsokratiker / H. Diels. - Weidmannsche Buchhandlung. Berlin, 1903.

225. Fichte J. G. Reden an die deutsche Nation // J. G. Fichte. Werke in zwei Bänden. - Bd. II. - Hrsg. von Peter Lothar Oesterreich. - Deutscher Klassiker Verlag. Frankfurt am Main, 1997.

226. Goethes Faust / Kommentiert von Erich Trunz / J W. Goethe. - Cristian Wegner Verlag. Hamburg, 1963.

227. Habermas J. Erkenntnis und Interesse / J. Habermas. - Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1968.

228. Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Vol. 1-2 / J. Habermas. - Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1981.

229. Habermas J. Nachmetaphysisches Denken / J. Habermas. - Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1988.

230. Hegel G. W. F. Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie // G. W. F. Hegel. Werke in 20 Bänden. - Bd. 2. - [Suhrkamp-Taschebuch-Wissenschaft 602]. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1996. S. 9-138.

231. Hegel G. W. F. Glauben und Wissen oder Reflexionsphilosophie der Subjektivität in der Vollständigkeit ihrer Formen als Kantische, Jakobische und Fichtesche Philosophie // G. W. F. Hegel. Werke in 20 Bänden. -Bd. 2. - [Suhrkamp-Taschebuch-Wissenschaft 602]. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1996. S. 287-433.

232. Hegel G. W. F. Phänomenologie des Geistes. - Hrsg. von W. Bonsiepen und R. Heede // G. W. F. Hegel. Gesammelte Werke. - Bd. 9. - Felix Meiner Verlag. Hamburg, 1980. S. 1-434.

233. Hegel G. W. F. Wissenschaft der Logik. Erster Band. Lehre vom Sein. -Hrsg. von F. Hogeman und W. Jaeschke // G. W. F. Hegel. Gesammelte Werke. - Bd. 21. - Felix Meiner Verlag. Hamburg, 1985.

234. Hegel G W. F. Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse: (1830) / unter Mitarb. von Udo Rameil hrsg. von Wolfgang Bonsiepen und Hans-Christian Luckas // G. W. F. Hegel. Gesammelte Werke. - Bd. 20. - Felix Meiner Verlag. Hamburg, 1992.

235. Hegel G W. F. Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswisenschaft im Grundrisse / Nach der Ausgabe von E. Gans hrsg. und mit Anhang versehen von H. Klenner / G. W. F. Hegel. - Akademie Verlag. Berlin, 1981.

236. Hegel G. W. F. Vorlesungen über die Philosophie der Religion II // G. W. F. Hegel. Werke in 20 Bänden. - Bd. 17. - [Suhrkamp-Taschebuch-Wissenschaft 617]. Suhrkamp Verlag. Frankfurt am Main, 1996.

237. Heidegger M. Sein und Zeit. - 18. Aufl. / M. Heidegger. - Max Nimeyer Verlag. Tübingen, 2001.

238. Heidegger M. Hegels Begriff der Erfahrung // M. Heidegger. Holzwege. -Vittorio Klostermann. Frankfurt am Main, 1994.

239. Engels F. Ludwig Feuerbach und der Ausgang der klassischen deutschen Philosophie // K. Marx, F. Engels. Werke. - Bd. 21. - Dietz Verlag. Berlin, 1981.

240. Jaspers K. Die großen Philosophen. - Piper Verlag. München, 1957.

241. Lukacs G. Die Zerstörung der Vernunft: Der Weg des Irrazionalismus von Schelling zu Hitler / G. Lukacs. - Aufbau-Verlag. Berlin, 1955.

242. Marx K., Engels F. Die deutsche Ideologie // K. Marx, F. Engels. Werke. -Bd. 3. Dietz Verlag. Berlin, 1969.

243. Nestle W. Vom Mythos zum Logos. Die Selbstentfaltung des griechischen Denkens von Homer bis auf die Sophistik und Sokrates / W. Nestle. -Stuttgart, 1975.

244. Platonis opera / Rec. Joannes Burnet. - T. I-V / Platon. - Oxonii, e Typog-rapheo Clarendoniano, 1907.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.