Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат наук Самбур, Марина Владимировна
- Специальность ВАК РФ24.00.03
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Самбур, Марина Владимировна
Содержание
Введение
Глава 1. История почтовых открыток в контексте культуры
§ 1. Возникновение и развитие открытого письма до 1917 года
§ 2. Открытые письма в советский период
§ 3. Трансформация открытки в условиях современной культуры
§ 4. Коллекционирование открыток и комплектование музейных фондов
Глава 2. Атрибуция, научное описание и экспонирование открытки
§ 1. Открытка как исторический источник
§ 2. Классификация открытки
§ 3. Методики атрибуции и научного описания открытки
§ 4. Социокультурные функции открытки
Заключение
Источники и литература
Приложения
Приложение 1. Иллюстрации открыток по видам
классификации
Приложение 2. Примеры художественного оформления оборотных
сторон открыток
Приложение 3. Фирменные знаки издательств открыток
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Документальная открытка конца XIX-начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы2004 год, кандидат исторических наук Ларина, Анна Николаевна
Открытка в динамике культурно-коммуникативного пространства советской эпохи2022 год, кандидат наук Ткаченко Станислав Олегович
Дизайн туристической открытки. История и практика формообразования2020 год, кандидат наук Агафонова Ангелина Викторовна
Открытки Общины св. Евгении как художественный проект мастеров объединения "Мир искусства". Проблемы истории и художественной практики2009 год, кандидат искусствоведения Мозохина, Наталья Александровна
Информационный потенциал экслибриса в контексте музейного источниковедения2016 год, кандидат наук Правдин Клим Геннадьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Открытка в контексте культуры: атрибуция, научное описание, экспонирование»
Введение
Тема данного исследования является актуальной, так как само определение открытки, используемое сегодня, не включает в себя все виды существующих открыток. Исходя из современных определений термина «открытка» невозможно дать объективную классификацию всем ее видам. Впервые автором данного исследования предпринята попытка классификации, разработки методик атрибуции, научного описания и принципов экспонирования открыток. Ранее же исследователями рассматривалась только история открытки, мы же предлагаем изучать открытку как часть культурного явления. В этом и заключена проблема данной работы.
Автор дает свое определение открытки, которое позволяет по новому взглянуть на данный объект культуры. Под открыткой следует понимать
I *
бланк, на лицевой стороне которого может располагаться изображение,
» „
а оборотная сторона предназначена для написания адресов получателя й отправителя или для размещения какой-либо информации.
Открытка - это часть культурного наследия. Открытые письма до недавнего времени сопровождали человека повсюду. Открытка являлась популярным средством коммуникации: к каждому празднику люди старались отправить открытку близким или друзьям. Иллюстрированные открытки позволяли сделать первые шаги к познанию искусства. В открытках прослеживается и издательская культура: от указания названия картины до
аннотации, от единичной открытки к подборке. Благодаря коллекционерам?
филокартистам, музеи единовременно получают собрание открыток, посвященное определенной теме, которое является частью культурного наследия.
В данной работе открытки рассматриваются как специфический тип музейных источников - носителей как изобразительной, так и письменной информации о событиях в жизни общества, существовавших предметах и
объектах, видах местности, процессах и явлениях природы и т.д., зафиксированных на кусочке картона различными способами, который можно использовать как самостоятельный музейный предмет в экспозиции и выставках, в музейной педагогике, в исследовательской работе.
Разработка вопросов научного описания и интерпретации музейных предметов имеет большое значение, так как в музейных фондах сосредоточен большой массив разнообразных источников, которые имеют различные особенности описания, изучения и использования. В число этих источников входит и почтовая открытка.
Система изучения музейного предмета является специфическим видом научно-исследовательской работы в музее, которая включает в себя классификацию музейных предметов, атрибуцию, научное описание этих предметов в учетной документации-и интерпретацию1.
Классификация и систематизация открыток позволяет выявить общие и частные признаки, которые присущи каждому музейному предмету.
На стадии атрибуции предполагается выявление характерных особенностей музейного предмета, установление которых нередко возможно только после длительного исследования.
В данном исследовании под атрибуцией понимается «выявление основных признаков, определяющих название, назначение, устройство, материал, размеры, технику изготовления, авторство, хронологию и географию создания и бытования предмета» . В процессе атрибуции открытки расшифровываются издательские марки, монограммы фотографов, письменный текст и другие знаки.
Следующим этапом в изучении открытки является составление его научного описания, путем фиксации результатов изучения музейных
1 Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 57.
2 Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 43.
предметов в документах учета и научно-справочном аппарате. Полнота описания может зависеть от того, для чего это описание составляется. В книге поступлений делается краткая запись о предмете, в инвентарной книге дается такое описание предмета, чтобы его можно было отличить от однотипных предметов в коллекции, а в паспорте помимо видимых характеристик фиксируются сведения, выявленные в ходе научного исследования музейного предмета.
Процесс описания музейных предметов зачастую вызывает трудности у
сотрудников отдела учета, ответственных хранителей, научных сотрудников,
> 1-/ так как описание предметов производится на разных ступенях учета, а
каждый вид музейных источников имеет свби особенности описания в силу
своей специфики.
В методических рекомендациях по учету, хранению и научному * описанию различных видов музейных предметов нуждаются многие музеи России. Это показывают и результаты проверки сохранности культурных
ценностей в музеях Российской Федерации, проходившей в 2006 - 2008
з /- Л
годах , в процессе которой были выявлены нарушения, в том числе по учету
музейных предметов. , 'v
Научное описание открыток базируется на общей методике изучения
музейных предметов, главной задачей которой является определение и
описание признаков, свойств и функций предметов.
Описание открыток базируется на общих сведениях (наименование,
г-
место изготовления, датировка, автор, размер, материал, техника, состояние сохранности, легенда, источник поступления), но с учетом специфики характеристик открытого письма (описание издательских и типографских
знаков, марки, текстов). Эти сведения могут быть использованы для
/
установления авторства, времени создания и бытования открытки. Также описывается состояние сохранности музейного предмета, определяются имеющиеся повреждения.
3 Годунова Л.Н. Научно-методическая работа в музее. М., 2008. С. 16.
Чрезвычайно трудны для научного описания дореволюционные почтовые открытки: во-первых, выходные данные в них нередко отсутствуют, а во-вторых, значительная часть открыток имеет плохую сохранность, так как исполняют свою основную, утилитарную функцию почтового отправления.
В связи с этим, работа музейного сотрудника, атрибутирующего открытку, строится на анализе всех типографских элементов и выявлении деталей ее полиграфического оформления, что позволяет идентифицировать неописанные раннее экземпляры, провести их атрибуцию и сделать полное научное описание.
Основной целью научной обработки музейных предметов является научная интерпретация, дополнение и углубление сведений, полученных при поступлении предмета в музей, аргументация их путем изучения и описания каждого из них с целью наиболее полного выявления музейного значения. В связи с этим научная' обработка открыток предполагает более тщательное
изучение всех существенных признаков этого музейного предмета.
< <
Завершающим этапом в изучении открытки, как музейного предмета, является ее использование — введение в культурный и научный Оборот музейных коллекций, в процессе которого реализуются возможности
г»
музейного предмета как источника знаний и эмоционального воздействия, Работа с открыткой основывается на информационном потенциале предмета в целях включения музейного предмета в научно-исследовательскую, образовательно-воспитательную и творческую деятельность4.
Музейная интерпретация, «являясь неотъемлемой частью процесса познания, присутствует на всех этапах работы с музейным предметом: от
комплектования музейных фондов до экскурсии и публикации»5. 41
> »»
Актуальность данного диссертационного исследования определяется отсутствием методического обеспечения для атрибуции и полного научного
4 Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 59.
5 Словарь актуальных музееведческих терминов // Музей. 2009.'№5. С. 49. »
описания открытки как музейного предмета, и, следовательно,
»■г
недостаточного использования открытки в музее.
Степень научной разработанности проблемы.
Открытки уже становились объектом диссертационных исследований.
В 1995 году в диссертации А.Е. Родионовой «Открытка как феномен
художественной культуры»6 автор предложила свою классификацию
художественных открыток. Интересна эта работа и тем, что автором была
t» , рассмотрена лицевая и оборотная стороны иллюстрированных открыток с
точки зрения семиотики. Следующая диссертация была посвящена
4 • «7
филологическому анализу печатного текста на поздравительных открытках .
ТИС* • 1 V» • т ' 1
Видовая открытка как исторический источник рассмотрена в работе А.Н. Лариной8. Работе художников объединения «Мир искусства» в области открытых писем посвящено научное исследование H.A. Мозохиной9. Появление этих работ говорит о том, что открытка является интересным
материалом для изучения с различных точек зрения.
% i чу
Работы, опубликованные по теме диссертации, можно разделить на
' * 1
следующие группы:
Ч J - ¡Ц
Первая - посвящена истории открытки. Аналитические статьи; посвященные истории почтовой карточке стали печататься в журнале «Советский филателист», начиная с 1922 года, а в 1932 году, из-за возрастающего интереса к открытке, в журнале был выделен специализированный раздел «Филокартия». Под этим же названием с 1963 -1992 годы в Москве издавался сборник статей, в который традиционно
6 Родионова А.Е.Открытка как феномен художественной культуры (на материале русской открытки конца XIX - начала XX в.). Диссерт. на соискание степени канд. филос. наук. М., 1995.
7 Маринин Ю.Н. Речекомплекс «поздравления» (на материале текста поздравительной открытки): Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. Волгоград, 1996.
8 Ларина А.Н. Документальная открытка конца XIX - начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы. Диссер. на соискание степени канд. исторических наук. М., 2004.
9 Мозохина H.A. Открытки Общины св. Евгении как художественный проект мастеров объединения «Мир искусства». Проблемы истории и художественной практики. Диссер. на соискание степени канд.
г
искусствоведения. СПб., 2009.
входил раздел «Филокартия». Статьи сборника освещают проблемы классификации открыток в частных коллекциях, историю издательств, методики организации выставки, хранения открыток и другие частные вопросы.
Исследованием открытки занимаются в основном сами коллекционеры. Так, в 1960 - 1980-е годы вышли в свет статьи и монографии об открытке, которые не потеряли своей значимости и сегодня. В 1977 году М.С. Забоченем и Н.С. Тагриным была написана статья «Филокартия» для Большой советской энциклопедии^0, в которой была дана трактовка этого термина.
В работах Я.М. Белицкого, М.С. Забоченя, Н.С. Тагрина, Э.Б.
Файнштейна, В.В. Шлеева исследована история открытого письма в
дореволюционный период11.
Среди них выделяется работа известного советского филокартиста
М.С. Забоченя «Филокартия: краткое пособие-справочник». Им была
предпринята попытка собрать воедино самые важные сведения об открытке,
касающиеся не только истории открытки, но и технологии ее изготовления,
1 » размеров, системы собирания и классификации, экспонирования и хранения.
Эта книга должна быть настольной для каждого музея, где есть открыточный
материал.
В статье Э.Б. Файнштейна предложена классификация открыток, где автор в отдельную группу выделяет документальные открытки. Под документальными открытками автор подразумевает открытки, исполненные фотоспособом.
Открытка военного времени описывается в предисловии к каталогам,
10 Забочень М.С., Тагрин Н.С. Филокартия // Большая советская энциклопедия. М., 1977. Т.27. С. 408.
11 Тагрин Н.С. В поисках необычного: из записок коллекционера. Л., 1962; Файнштейн Э. Нужны каталоги художественных открыток // Советский коллекционер. 1963. № 1. С. 141-142; Забочень М. Сто лет русской почтовой карточки // Советский коллекционер. 1972. № 10. С. 28-52; Забочень М.С. Филокартия: краткое пособие-справочник. М., 1973; Белицкий Я.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. М., 1986.
12 Файнштейн Э. Первые русские художественные открытки // Советский коллекционер. 1965. Вып. 3. С. 116 -124.
составленным В.И. Артемьевым и М.С. Забоченем, А.Д. Гдалиным и М.Р. Ивановой, В.А. Пантюхиным13.
Краткий ретроспективный обзор истории открытки в России, начиная с ее появления до 1990-х годов, предложен М.Я. Чапкиной в книге
«Художественная открытка. К столетию открытки в России»14.
»
История открытого письма рассматривается также в работах по истории почтового дела15.
Вторая группа текстов включает научные статьи и методические
разработки, касающиеся изучения и описания музейного предмета.
' * <
В 1920 - 1930-е годы советскими музееведами стали высказываться предложения по изучению, учету и храненик/музейных коллекций16.
В этот же период вышла монография A.A. Мансурова «Техника музейного дела»17, где автор рассматривает виды описания коллекций на всех ступенях регистрации музейного предмета, выделяя инвентаризацию как основную и главную часть музейного описания.
Начиная с 1950-х годов и по настоящее время, музеи активно публикуют накопленный ими практический опыт в области истории, теории и методики музееведения. Центральный музей революции СССР (ныне Государственный центральный музей современной истории России), Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Российский Этнографический музей выпускают методические рекомендации по описанию различных групп музейных предметов.
13 Гдалин А.Д., Иванова М.Р. Сражающийся Ленинград. Почтовая открытка: Энциклопедический каталог. СПб., 2007; Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: Каталог / РГБ; Сост.: В.И. Артемьев, М.С. Забочень. М., 1993; Пантюхин В.А. Почтовые карточки Великой Отечественной войны. Издания 1941 -1945 гг.: Каталог. M., 2009.
14 Чапкина М.Я. Художественная открытка. К столетию открытки в России. М., 1993.
15 Арлазоров M.C. Вам письмо! Из истории мировой почты. М., 1966; Граллерт В. Путешествие без виз. М., 1966.
16 Алмазов Ю.А. Учет и хранение музейных экспонатов //Советский музей, 1935. № 4. С. 27; Анфиров Н. Об учете и инвентаризации музейных материалов // Советский музей. 1939. № 5. С. 32; Мансуров A.A. Техника коллекционного учета музейных собраний// Советский музей. 1935. № 1. С. 49-53.
17 Мансуров A.A. Техника музейного учета. Учет и хранение коллекций. М., 1931.
Наибольший вклад в разработку методических рекомендаций по вопросам описания музейных предметов внес Государственный центральный музей современной истории России. Музей, являясь методическим центром в области новейшей отечественной истории, подготовил целый ряд методических разработок по вопросам формирования, изучения музейных коллекций, особенностей описания письменных источников, фотоисточников, мемориальных музейных предметов, вещественных, а также по организации научно-фондовой работы в музее18.
Аналогичные работы были изданы Историческим музеем'19,
ЛЛ »г - л« г
Политехническим музеем , Этнографическим музеем музеями.
Разработка общих вопросов изучения музейных предметов отражена в
18 Мемориальный музейный предмет. Особенности изучения и научного описания. Методические рекомендации ЦМР СССР / Автор-сост. В.Н. Цуканова. М., 1990; Формирование и изучение музейных коллекций по социально-политической истории страны. Постановка и методичческая разработка проблемы. Методические рекомендации ЦМР СССР / Сост. М.Е. Кучеренко. М., 1992; Научное описнаие письменных источников в музеях исторического профиля. Методические рекомендации Музея революции / Автор-сост. М.Е. Кучеренко. М., 1994; Описание музейных предметов: основные элементы и образцы. Методическое пособие Музея революции / Сост. М.Е. Кучеренко. М., 1996; то же. 5-изд. М., 2007; Атрибуций фотоисточников в музее. Методические рекомендации Музея революции / Сост. М.Е. Кучеренко. М., 1996; то же 2-е изд. М., 2000; Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее (Методическое пособие в помощь молодому специалисту). ГЦМСИР. М., 1999; то же. 2-е изд. М., 2002; Цуканова В.Н. Фотонегативы в коллекциях музеев исторического профиля. Научно-методические рекомендации. М., 2001; Описание вещественных музейных предметов: методическое пособие / Сост. Ольшевская Г.К. М., 2011.
19 Методические рекомендации по выявлению, отбору и научному описанию памятников науки и техники в собраниях музеев (картографические материалы, изобразительные памятники, нумизматические материалы). Государственный исторический музей, Всероссийское общество охраны памятников / Сост. Иткина Е.И., Маркина Е.Д., Дуров В.А. М., 1981; Методические рекомендации по теоретическим основам выявления, изучения и использования памятников науки и техники. Государственный исторический музей / Сост. Боярский П.В. М., 1981.
20 Методические рекомендации по описанию печатных изданий. Политехнический музей / Сост. Уварова А.Б. М., 1988; Методические рекомендации по разработке типологических схем описания музейных предметов. Политехнический музей / Сост. Иванова Т.С. М., 1989; Методические рекомендации. Разработка типологических схем описания предметов коллекций вещевого фонда по истории науки и техники. Политехнический музей / Сост. Мерцалова Г.Г. М., 2000; то же. Изд. 2-е. М., 2004.
21 Атрибуция музейного памятника. Российский этнографический музей. СПб., 1999; Система научного описания музейного предмета. Классификация, методика, терминология. Справочник. СПб., 2003.
статьях сотрудников Музея современной истории России М.Е. Кучеренко22 и В.Н. Цукановой23.
В данном исследовании открытка рассматривается как письменный,
изобразительный, вещественный и фотоисточник, поэтому к данному
1
исследованию были привлечены работы по изучению, описанию и музейной интерпретации этих видов музейных предметов.
Научная обработка письменных источников и их экспозиционное использование представлены в работах H.A. Латухиной, Э.А. Павлюченко24.
Проблеме изучения фотодокументов в музее посвящены статьи Л.И. Араповой, А.И. Михайловской, В.П. Николенко и Г.Г. Михайловой, В.К.
25 ' "'
Таут, В.Н. Цукановой . Некоторые аспекты изучения изобразительных источников рассмотрены в статьях М.И. Андреевской, В.Я. Рафаенко и Е.Л1 Галкиной26.
Изучением вещественных источников в музее занимались A.M. Разгон
22 Кучеренко М.Е. Функциональный подход к изучению музейных предетов // Проблемы теории, истории и
методики музейной работы. Труды Музея Революции. Вып. 24. M., 1995. С. 5 - 17.
>я '
23Цуканова В.Н. Некоторые проблемы и перспективы исследования музейных предметов // Музейное дело. История XX века в музейных экспозициях. Труды Музея Революцйи. Вып. 22. M., 1995. С. 164 - 180. "
24 Латухина Н.А. Научная обработка письменных источников.и, фотодокументов на второй ступени учета
1,
фондов // Актуальные проблеы фондовой работы музеев. Научная обработка музейных предметов / НИИ культуры. Труды. Вып. 99. M., 1981. С. 40 - 81; Павлюченко Э.А. Изучение и описание письменных источников в исторических и краеведческих музеях // Изучение музейных коллекций / НИИ культуры. Труды. Вып. 21. М., 1974. С. 52-77
25 Арапова Л.И. Учет и научное описание фотодокументальных материалов // Музейное дело в СССР. М., 1973. С. 113 - 121; Михайловская А.И. Хранение и учет фотографических коллекций в музеях // Вопросы музейного дела / НИИ краеведческой и музейной работы. М., 1952. С. 100 - 115; Николенко В.П., Михайлова Г.Г. Фотоматериалы и их значение для музейных фондов // Актуальные проблемы фондовой работы музеев / НИИ культуры. Труды. Вып. 83. М., 1979. С. Таут В.К. Научная обработка фотоматериалов // Музейное дело в СССР. М., 1973. С. 122 - 124; Цуканова В.Н. Фотодокументы в музее. Их свойст^
проблемы изучения и использования // Музейное дело. Музей - культура - общество / Музей Революции.
» *
М., 1992. С. 39-55.
26 Андреевская М.И. Изобразительный источник как музейный предмет (Некоторые аспекты изучения) // Изучение музейных коллекций / НИИ культуры. Труды. Вып. 21. М., 1974. С. 117 - 133; Рафаенко В.Я., Галкина Е.Л. К вопросу научной классификации, научной обработки и комплектования изобразительных источников в музеях краеведческого и исторического профиля // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Научая обработка музейных предметов / НИИ культуры. Труды. Вып. 99. М., 1981. С. 90 -108.
и Н.П. Финягана . Особого внимания заслуживает изданный Российским этнографическим музеем в 2003 году справочник «Система научного описания музейного предмета»28, в котором дается классификация предметов быта, методика их описания и атрибуции.
НИИ культуры, Политехническим музеем, Музеем современной
»
истории России были подготовлены терминологические словари, ориентированные на раскрытие специфики определения и описания конкретных типов музейных предметов29. В 2001 году вышла в свет «Российская музейная энциклопедия», содержание которой охватывает все направления музейной деятельности, в том числе, касающиеся атрибуции, научного описания, экспонирования.
Для использования открытки в музейном пространстве выявляется ее информационный потенциал, поэтому к данному исследованию привлечены работы, рассматривающие музейный предмет как исторический источник — это третья группа текстов.
Начало изучению музейного предмета как исторического источника
I ■ г
положил известный музеевед A.M. Разгон30. Им были определены общие направления в становлении и развитии музейного источниковедения.
В сборнике «Актуальные проблемы советского музееведения» сотрудники лаборатории музееведения Музея Революции рассматривали музейный предмет как исторический источник с точки зрения его
27 Изучение и научное описание памятников материальной культуры. - M., 1972.
28 Система научного описания музейного предмета. Классификация, методика, терминология. Справочник. СПб., 2003.
29 Краткая терминология научного описания музейных предметов // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей. Сб. науч. тр. НИИ культуры. Вып. 136. M., 1985. С. 110 - 157; Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей. Словарь терминов // Методические рекомендации по описанию печатных изданий. Политехнический музей. M., 1988. С. 35 - 56; Словарь музейных терминов. M., 2010.
30 A.M. Разгон. Музейный предмет как исторический источник // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавание в вузах. Тезисы докладов. Ч. П. М., 1979; он же. Музейный предмет как исторический источник // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. С. 174 - 183.
информационной и научно-познавательной функции31.
Большой вклад в развитие теоретических основ музейного
г
источниковедения внесла профессор, заведующая кафедрой музееведения Московского государственного института культуры и искусств Наталья
I
Гурьевна Самарина. Ряд ее статей посвящен методике изучения и интерпретации музейного предмета, в частности, письменным и вещественным источникам32.
Использование открыточного материала как изобразительного источника отражено в статьях Г.В. Дваса, А.Е. Лихобабенко, B.lT.
1-J '~VT " ' • '-/Г
Третьякова . В 1964 году А.И. Гуковский, одним из первых, предложил использовать открытки для расширения базы'источников.
I
Для написания данного исследования были привлечены работы, посвященные научным и художественным аспектам создания музейной экспозиции. Исследованию направлений экспозиционного проектирования посвящены работы М. Гнедовского и Т.П. Полякова34. Проблема
31 Сафразьян Л.Т. Музейный предмет как объект источниковедческого исследования // Актуальные
t • - .r£f.-
проблемы советского музееведения. М., 1987. С. 27 - 39; Суринов B.M. Музейность источников. Методологический анализ проблемы // Там же. С. 17 - 27; Цуканова В.Н. Музейный предмет и исторический источник // Там же. С. 9 - 17.
32 Самарина Н.Г. Источниковедческие проблемы научно-фондовой работы // Научно-исследовательская
работа в музее. Доклады на IX международной научно-практической конференции МГУКИ. М., 2007. С. 18
?
-31. Она же. Особенности интерпретации художественной литературы как источника // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сборник научных статей. Вып. 9. Т. 1. М., 2010. С. 65 - 67. Она же. Делопроизводственные источники новейшего времени: проблемы изучения и использования в музейной работе // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конференции. М., 2010. С. 416 - 422. Она же. Памятники науки и техники (культурологический и источниковедческий аспекты) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 35. М., 2011. С. 258 - 269.
33 Гуковский А.И. Научная разработка советского общества и вспомогательные исторические дисциплины // Вопросы истории. 1964. № 2. С. 49-62; Двас Г.В. Использование филокартических материалов в исторических материалах // Культурное наследие Российского государства. СПб., 2002. Вып. III. С. 27-38; Лихобабенко А.Е. Художественная открытка как источник изучения истории России // Румянцевские чтения. К 240-летию со дня рождения Н.П. Румянцева. 4.2. М., 1994. С.71-72; Третьяков В.П., Гутерман A.A. Возможности использования открыток для анализа некоторых явлений обыденного сознания россиян с 1900 по 1917 г. // Клио. Журнал для ученых. 2001. № 2(.14).
34 Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий.// Музей и современность. Сб. науч.тр. /
13
семантической структуры экспозиции разрабатывалась в статьях В.П. Арзамасцева, H.A. Никишина, С.Т. Махлиной35. Методология создания экспозиции раскрывается в работах Л.Ф. Казаковой, Л.И. Скрипкиной36. Проблемы дизайна и архитектуры музейной экспозиции изучены в монографии М.Т. Майстровской .
Использование музейного предмета в экспозиционно-выставочной деятельности рассмотрено в статьях В.Ю. Дукельского, E.JI. Галкиной, Е.И.
Карташевой В.В. Кондратьева38.
»
Объектом исследования являются иллюстрированные открытки, представляющие культурную ценность.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Музейная каталогизация объектов фалеристики2000 год, кандидат культурол. наук Кириленко, Елена Юрьевна
Сводный каталог как метод реконструкции частной коллекции: на примере коллекции Н.Л. Шабельской2011 год, кандидат исторических наук Агапова, Мария Юрьевна
Немецкая открытка Первой мировой войны как исторический источник2020 год, доктор наук Медяков Александр Сергеевич
Собрание мебели Государственного Исторического музея: история формирования и музеологическое исследование2019 год, кандидат наук Углева Наталья Владимировна
История музейного дела Омской области в 1930-х – начале 1990-х гг.2023 год, кандидат наук Ландик Ольга Анатольевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Самбур, Марина Владимировна, 2014 год
Литература
1. Алексеев В.В. Образное и документальное отображение исторической реальности в изобразительных ' источниках // Проблемы источниковедения и историографии. Материалы II научных чтений памяти ак. И.Д. Ковальченко. М., 2000. С. 297-301.
2. Алмазов Ю.А. Учет и хранение музейных экспонатов // Советский музей, 1935. № 4. С. 26 - 27.
3. Андреевская М.И. Изобразительный источник как музейный предмет (некоторые аспекты изучения) //Изучение музейных коллекций / Сост. Полякова У.М. НИИК. Труды. Вып. 21.1974. С. 117-133.
4. Арапова Л.И. Учет и научное описание фотодокументальных материалов // Музейное дело в СССР. М., 1973. С. 113-121.
ку
- f г
5. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение: На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1989. С. 35 - 49.
6. Анфимов Н. Об учете и инвентаризации музейных материалов //
у:
Советский музей. 1939. № 5. С. 31 - 32.
7. Арлазоров М. Вам письмо! Из истории мировой почты. М., 1966.
8. Арлазоров М.С. Марки, открытки, коллекционеры //Знание-сила. 1964. №6. С. 27-32.
9. Бабинцев С. Русские дореволюционные каталоги иллюстрированных открыток.//Филателия СССР. 1968. №1Д/Д2. С. 51-52.
Ю.Бабурина Н.И. Принципы формирования фонда изобразительных материалов в национальной библиотеке страны // Государственная ордена Ленина библиотека СССР имени В.И. Ленина. Труды. Т. 13. Фонды. М., 1976. С. 90-103. '
11.Базилевич К.В. Почта в России в XIX веке. М., 1927.
12.Бакаютова Л. Н. Мэйл-арт как жанр художественной коммуникации У/
о и '"
Почтовая связь. Техника и технологии. - 2006. - № 2. - С. 8.
13.Басин О.Я. Филателистический словарь^'-1 К4.: Связь, 1968. ' ' '
14.БелицкийЯ.М., Глезер Г.Н. Рассказы об открытках. М., 1986.
__» " I Г - _
15.Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX— начала XX века. Л.: Наука, 1976.
' »* ' р.
16.Беловинский Л.В. Вспомогательные' " исторические дисциплины. Учебно-справочное пособие для студентов вузов специальности «Музейное дело и охрана памятников». М., 1999.
17.Большой филателистический словарь / под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. - М., 1988.
> •
18.Бородаев Ю. С. Русские издательские и типографские марки, ярлыки книгопродавцев и переплетчиков: библиографический справочник. [Лондон], 2003.
/
19.Бородаев Ю.С., 'Шульц Ю.Ф. Издательские марки (сигнеты). Книга:
■ • Г
Энциклопедия. М., 1998. С. 223 - 227.
Г' . >
20.Васильев А.Н. Культурное значение открытого письма // Открытка. 1907. № 1.С.З-4.
» " •
21.Вендин А. Дизайн открыток: в ожидании праздника [Электронный
Г ? '
ресурс] // КомпьюАрт. - 2003. - № 12. Режим доступа Ь«р://у^^у.сошриаИ.ги/аЛ1с1е.а8рх?1а=9355&йа=397 - (18.02.2011)
22.Вигилев А.Н. История отечественной почты. М., 1982.
23.Вербицкий Г.Г. Почта остовцев // ЖУК;.Журнал любителей открыток. №01 (16). 2008. С. 28-31.
24. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1970.
25.Воинов В.В. Издательская марка // Графическое искусство в СССР 1917 - 1927. Л., 1927. С. 111- 124.
26.Всемирный почтовый конгресс в Вашингтоне // Почтово-телеграфный журнал. 1897. Отд. неофиц. С. 738.
27.Галкина Е.Л. Этнографические источники в музее: проблемы интерпретации. М., 1998.
28.Герчук Ю.Я. История графики и искусства 'книги. М., 2000.
29.Гик Ю. Мэйл-Арт // Жук. - 2004. - № i P-t. 30. ' '
30.Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // Музей и современность. Сб. науч. тр. /ÜMP СССР. М., 1986. С. 127 -133.
31.Годунова Л.Н. Научно-методическая работа в музее. М., 2008.
32.Граллерт В. Путешествие без виз. М., 1966.
33.Гуковский А.И. Научная разработка советского общества и вспомогательные исторические дисциплины // Вопросы истории. 1964. №2. С. 49-62.
34.Двас Г.В. Использование филокартических материалов в исторических материалах // Культурное наследие Российского государства. СПб., 2002. Вып. III. С. 27-38.
г
35.Диментман Д. Из опыта изучения фотодокументальных коллекций (теоретический и методический аспект) // Архивоведческие и
'Л1
источниковедческие проблемы кинофотофонодокументов: Сб. научных трудов. М., 1990. С.57-65.
36.Диментман Д. Фотодокументальные коллекции Государственного Исторического музея: проблемы источниковедческого анализа // Источниковедение XX столетия. Тезисы докладов и сообщений
научной конференции. Москва, 28-30 января 1993 г. М., 1993.
37.Динерштейн Е.А. Акционерные компании в издательском деле пореформенной России: автореф.... канд. исторических наук. М., 1990.
38.Динерштейн Е. А. Издательское дело в первые годы Советской власти. М.,1971.
39.Динерштейн Е.А. Контрагентство A.C. Суворина // Книжное дело в России во второй половине XIX начале XX века. СПб., 1994. Вып.7. С.50-66.
40.Динерштейн Е. Á. «Фабрикант» читатели: А. Ф. Маркс. М.,1986.
41.Динерштейн Е.А. Человек, сделавший карьеру. М., 1998.
42.Долинский М., Якубович В. Советская' издательская марка. 1917 — 1927 // Панорама искусств - 78. М., 1979. С. 305 - 316.
43.Дукельский В.Ю. Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. С. 68-75.
-и
т
44.Евграфов Е.М. Кинофотодокументы %как исторический источник: учебное пособие / Отв. ред. М.Н. Черноморский. М., 1973.
45.Ермилов Н. Фотографические открытые письма. Любительское " изготовление открытых писем й иллюстрирование их фотографическим путем. СПб., 1906.
46.Журавская Л.Б. Открытка как объект историко-книжного издания отечественной культуры // Румянцевские чтения. К 240-летию со дня рождения Н.П. Румянцева. М., 1994. 4.2. С.24-26.
» * ' N
47.3а большевистский плакат: Задачи изоискусства в связи с решением
-Ц 1-1
ЦК ВКП (б) о плакатной литературе. - М. - Л., 1932.
48.3абочень М.С. Смещение даты столетия. Первые выпуски иллюстрированной открытки // Филателия. 1995. №7. С. 11-14.
49.3абочень М. Сто лет русской почтовой карточки // Советский коллекционер. - 1972. - № 10. С. 28 - 52.
50.3абочень М.С. Филокартия. М., 1973.
51.3абочень М., Артемьев В. Искусство в массы // Советский
коллекционер. № 11. М., 1974.
52.3абочень М.С., Тагрин Н.С. Филокартия // Большая Советская
энциклопедия. М., 1977. Т. 27. С. 408 - 409.
53.3аушкевич Г.В. Издательские марки начала века // Альманах
t
библиофила. Вып. 11. М., 198.1. С. 232 - 235.
54.Иволгин А. О коллекционировании открыток // Советская книжная торговля. 1959. № 11. С. 31. с'т" л .....'
55.Из истории иллюстрированных открыток // Открытое письмо. СПб., 1905. № 1.С. 3-5. ,:ягт
56.Издания художественной фототипии Фишера // Искусство и художественная промышленность. 19001- 17901. № 1 - 2. С. 1 - 2.
57.Изготовление открытых писем в Соединенных Штатах. // Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофициальный, 1902. Август. С. 640-641.
I
58.Изучение и научное описание памятников материальной культуры: Сб.
ст. / Сост. и научн. ред. A.M. Разгон, H.lT !Финягина. М., 1972.
1 * t ^ f *
59.Иллюстрированное открытое письмо // Почтово-телеграфный журнал.
А
1897. Окт. Отд. неофиц. С. 1038 - 1042.
т _ U
60.Иллюстрированные бланки открытых писем. // Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофициальный. 1905. Март. С. 362 - 363.
61.Иллюстрированные открытые письма // Марки. 1899. № 3. С. 7.
62.Иллюстрированные открытые письма // Марки. 1899. № 8 - 9. С. 1-2.
63.История возникновения открытого письма // Почтово-телеграфный
' ] I л
журнал. 1897. Отд.неофиц. С. 88.
64.К 50-летию первого заседания Ленинградского клуба филокартистов // ЖУК: Журнал любителей открыток. 20081 № 2 (17). С. 14-15.
/цп-
65.Казакова Л.Ф. Новые подходы интерпретации истории в музейных
> I
экспозициях // Музей в современном обществе. Поиски новых решений. М., 1999. С. 58 - 64.
66.Карлинский В. Советские почтовые тарифы РСФСР 1918—1923 //
Филателия СССР. 1966. № 4. С. 32 - 35.
67.Карлинский В. Советские почтовые тарифы // Филателия СССР. 1966. №5. С. 14-17.
68.Карлинский В. Советские почтовые тарифы // Филателия СССР. 1966. №6. С. 12-17.
69.Карлинский В. Советские почтовые тарифы // Филателия СССР. 1967. № 1. С. 8- 11.
70.Карлинский В. Советские почтовые тарифы // Филателия СССР. 1967. №2. С. 16-20. 'p4i|'
71.Карлинский В. Советские почтовые тарифы // Филателия СССР. 1967. №3. С. 14-18. ,ри(Ь
I
72.Карташева Е.И. Микроистория музейного предмета: к проблеме метода экспозиционной интерпретации // Вопросы музеологии. 2010. № 1. СПб., 2010. С. 126-132.
73.Ковальченко И.Д. Источниковедение истории СССР. М., 1973.
74.Коллекция Н.П. Шитта-Фогелевича в ГМЗ «Петергоф» // Мир экскурсий. 2012. Март. С. 20 - 22.
75. Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Йроблемы использования и
1С г~
сохранности музейных ценностей. Сб. йауч. тр. НИИ культуры. Вып. 136. М., 1985. С. 7-12.
76.Коцин А. Что бы это значило? // Филателия. 2002. № 1. С. 39.
р
77.Крайнов-Рытов JI.JI. Типографские марки. Россия / СССР / Россия. 1564 - 2004. Нижний Новгород, 2005.
78.Кучеренко М.Е. Функциональный подход к изучению музейных предетов // Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Труды Музея Революции. Вып. 24. М., 1995. С. 5 - 17.
79.Кутузова A.B. Собрание открыток Государственной Третьяковской галереи // Коллекции открыток в фондах библиотек, музеев и в частных
коллекциях: особенности формирования, использования и хранения. М., 2008. С. 16.
S
80.Ларина А.Н. Документальная открытка конца XIX - начала XX вв. как источник по истории и культуре Москвы: диссер. ... канд. исторических наук. М., 2004.
81. Ларина А.Н. Почтовая открытка в руках историка // Историк и художник. 2004. №2. С. 109 - 121.
82.Ларина А.Н. Собрание иллюстрированных открыток Российской Государственной библиотеки. // «ЖУК», журнал для коллекционеров открыток. 2004. № 1. С.12 - 13.
\ f* /*
83.Латухина H.A. Научная обработка 'письменных источников и фотодокументов на второй ступени учета фондов // Актуальные проблеы фондовой работы музеев. Научная обработка музейных предметов / НИИ культуры. Труды. Вып. 99. М., 1981. С. 40 - 81.
84.Левашова Л.Г., Блюмберг М.И. Материальная основа // Хранение и реставрация документов: методические рекомендации. Труды Лаборатории консервации и реставрации документов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. СПб., 2008.
85.Лихобабенко А.Е. Художественная открытка как источник изучения
} и-
истории России // Румянцевские чтения. К 240-летию со дня рождения Н.П. Румянцева. 4.2. М., 1994. С.71 - 111 °
86.Луткин В. Краткая история Московского клуба филокартистов // Филокартия. - 2007. - № 1. - С. 52 - 53/
87.Львов А.К. Художественная открытка и краеведение // Краеведение. Л., 1929. № 1.С. 28-30.
88.Мазуров Ю.М., Курский Л. Д. Карл'СФишер фотограф и издатель открыток // «ЖУК», журнал коллекционеров открыток. 2005. №4 (8). С. 10-12.
89.Майстровская М.Т. Музейные экспозиции. Искусство-архитектура-дизайн. Тенденции формирования. М., 2002.
I
90.Мансуров A.A. Техника коллекционного учета музейных собраний // Советский музей. 1935. № 1. С. 49-53.
91.Маринин Ю.Н. Речекомплекс «поздравления» (на материале текста поздравительной открытки): автореф. ... канд. филологических, наук. Волгоград, 1996.
92.Марьянов Б. Спираль инфляции. Почтовые сравнения // Филателия. -1996. №2.
93.Махлина С.Т. Семиотический аспект музейной экспозиции // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. СПб., 1997. С. 109 - 119.
Г* Г п f ■•» *
94.Мелитонян A.A., Цуканов П.Д. Систематизация библиотечных, музейных и частных коллекций открытых писем // Открытка как памятник культурного наследия. Проблемы описания, использования и хранения в библиотеках и музеях. М., 2007. С. 3 - 12.
95.Мильчин А. Э. Открытка [Электронный ресурс] // Издательский
словарь-справочник. - - Режим доступа
*
Ьйр://з1оуап.уапёех.ги/~книги/гИздательский%20словарь/Открытка/. — (04.01.12).
96.Михайлова Ю.И. Коллекция открыток из собрания Музея истории Москвы // Коллекции открыток в фондах библиотек, музеев и частных коллекциях: особенности формирования, использования и хранения. -М., 2008.-С. 36-38. ,Т!""
97.Михайловская А.И. Хранение и учет фотографических коллекций в музеях // Вопросы музейного дела / НИИ краеведческой и музейной работы. М., 1952, С. 100 - 115.
98.Мозохина H.A. Открытки Общины св. Евгении как художественный проект мастеров объединения «Мир искусства». Проблемы истории и
художественной практики: диссер.....канд. искусствоведения. СПб.,
2009.
99.Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей. Словарь терминов // Методические рекомендации по
описанию печатных изданий. Политехнический музей. М., 1988. С. 35 -56.
100. Назаров А., И. Октябрь и книга: создание советских издательств и формирование массового читателя. 1917—1923. М.: Наука, 1968.
101. Научная библиотека Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. - Режим доступа http://www.arts-museum.ru/museum/structure/departments/librarv/index.php. - (23.12.12).
102. Нащокина М.В. Художественная открытка русского модерна. М., 2004. 7
103. Никишин H.A. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1989. С. 7-15.
104. Николенко В.П., Михайлова Г.Г. Фотоматериалы и их значение для музейных фондов // Актуальные проблемы фондовой работы музеев / НИИ культуры. Труды. Вып. 83. М., 1979. С.
105. О партийной и советской печати. — М., 1954.
106. Обращение открытых писем // Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофициальный. 1903. Май. С. 633-634.
107. Орлов Б.П. Полиграфическая промышленность Москвы. Очерк развития до 1917 года. М, 1953.
108. Остряков А. Краткий очерк по истории Всемирной и Русской почты. М., 1924.
109. Открытки ручной работы [Электронный ресурс] // Открытки +. -
i ,
Режим доступа http://cardsplus.com.ua/catalog.html?id=44. - (23.02.2011).
110. Открытые письма с видами и изучение языков // Почтово-телеграфный журнал. 1900. янв. отд. неофиц. С. 107.
111. Открытые .письма для военных чинов // Почтово-телеграфный
f
журнал. Отдел неофициальный.' 1903. Февраль. С. 244.
112. Открытые письма с картинами развития почтового дела // Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофициальный. 1900. Июнь. - С. 827.
113. Открытые письма с обязательным ответом // Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофициальный. 1904. Август. С. 767.
114. Открытые письма со штампованными изображениями // Почтово-телеграфный журнал. Отдел неофициальный. 1902. Июль. С. 580 -582.
115. Павлюченко Э.А. Изучение и описание письменных источников в исторических и краеведческих музеях Г/ Изучение музейных коллекций / НИИ культуры. Труды. Вып. 21. М., 1974. С. 52 - 77.
116. Печать СССР за 50 лет. Статистические очерки. - М., 1967.
117. Плис М. Обратная сторона открьгеки [Электронный ресурс]// Коммерсант. - 2004. - № 39. Режим доступа
http://www.kommersant.ru/Doc/860022. -'(2fc.03.ll).
j *
118. Полчанинов Р. Филокартия: собирание открыток и карточек //
V Vr. ' ■ 'j?
Филокартия. 2008. № 4 (10). С. 9.
О 7/ '
119. Полчанинов Р., Юпп М. Филокартия: собирание открыток и карточек // Филокартия. 2008.'№ 4 (10). Ь. 9.
120. Поляков Т.П. Как делать музей? М., 1997.
121. Привет из дали // Всемирная почта. 1897. № 12. С. 192.
122. Мифология музейного проектирования. М., 2003.
> _
123. Р-кий. Художественные карточки и почтовые правила // Почтово: телеграфный вестник. - 1911. - № 49. - С. 3 - 5.
124. Разгон A.M. Музейный предмет как исторический источник // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавание в вузах. Тезисы докладов. Ч. П.М., 1979.
125. Разгон A.M. Музейный предмет как исторический источник // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. Статьи и материалы. М., 1984. С. 174 - 183.
126. Рафаенко В.Я., Галкина E.JI. К вопросу научной классификации, научной обработки и комплектования изобразительных источников в музеях краеведческого и исторического профиля // Актуальные проблемы фондовой работы музеев. Научая обработка музейных предметов / НИИ культуры. Труды. Вып.:*^9. М., 1981. С. 90 - 108.
127. Родионова А.Е.Открытка как фейомен художественной культуры
»1 ' (на материале русской открытки конца XIX - начала XX в.): дисс. ...
канд. философских наук. М., 1995.
128. Ронкин Г. Почтовые тарифы СССР и Российской Федерации 1987—1992 гг. // Филателия. 1993. № 7. С. 12 - 15.
129. Салманова М.С. Коллекция Н.С. Тагрина в Государственном музее истории Санкт-Петербурга: судьба и перспективы хранения и использования // Открытка' как памятник культурного наследия.
, Y: -
Проблемы описания, использования и хранения в библиотеках и музеях. М., 2007. С. 35 - 42.
130. Самарина Н.Г. Делопроизводственные источники новейшего времени: проблемы изучения и использования в музейной работе // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций: Материалы международной конференции. М., 2010. С. 416-422.
131. Самарина Н.Г. Источниковедческие проблемы научно-фондовой
и " '
работы // Научцо-исследовательская работа в музее. Доклады на IX
международной научно-практической конференции МГУКИ. М., 2007.
С. 18-31.
1*
132. Самарина Н.Г. Особенности интерпретации художественной литературы как источника // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Сборник научных статей. Вып. 9. Т. 1. М., 2010. С. 65 - 67.
nf* Vv
133. Самарина Н.Г. Памятники науки тИ техники (культурологический и источниковедческий аспекты) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 35. М.,2011. С. 258 - 269.
134. Сафразьян JI.T. Музейный предмет как объект источниковедческого исследования // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. С. 27-39.
135. Серебряков А., Серебряков Ю. Марки плюс провизории // Филателия. 1996. № 1. м 1
136. Серебрякова С. Б. Искусство^'1 гмэйл-арта // Петербургский
> ''О'
коллекционер. - 2002. - № 1. - С. 40 - 447
137. Скрипкина JI. И. Современные1 методологические подходы к интерпретации истории в музейных экспозициях // Исторические экспозиции в региональных музеях в постсоциалистический период. М., 2009. С. 82-105.
138. Словарь актуальных музееведческих терминов // Музей. 2009. №5. С. 47-68.
139. Словарь музейных терминов. М., 2010.
140. Соколов М. П., Ниселевич JI. М., Смыслов А. М. Спутник филателиста. М., 1971. С. 126 - 127.
141. Соскин JI.M. Издательские марки Петрограда - Ленинграда. М., 1995.
142. Список художников открыток России и СССР [Электронный ресурс] // Провизории. - Режим доступа Ьйр://ргоу120гй.ги/1пдех.р11р/Список_художников_открыток_России_и_ СССР.-(14.06.12). ^
143. Справочная книга о печати всей России. СПб., 1911.
. —i
144. Справочник филокартиста № 1 / Сост.: П.Д. Цуканов, С.Е. Беликова. М., 2006.
■>Г
145. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника. - М-, 2004.
146. Суринов Ь.М. Музейность источников. Методологический анализ проблемы // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. С. 17-27.
147. Тагрин Н.С. Мир в открытке. М., 1978.
148. Таут В.К. Научная обработка фотоматериалов // Музейное дело в СССР. М., 1973. С. 122 - 124.
149. Типология изданий. М., 1990.
150. Третьяков В.П., Гутерман А.А!'1 Возможности использования открыток для анализа некоторых яйлений обыденного сознания россиян с 1900 по 1917 г. // Клио. Журнал для ученых. СПб. 2001. № 2(14). ' !Р7Я
151. Тридцатилетие открытого писШ // Почтово-телеграфный журнал. 1899. Февр. Отд.неофиц. С. 216 - 218.
152. Тульчинский Г.Л. Интерпретация и смысл // Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема. Новосибирск, 1986. С. 33-49.
153. Упрощенные открытые письма для солдат // Почтово-
i ' /
телеграфный журнал. Отдел неофициальный. 1904. Май. С. 525.
♦ * 4
154. Файнштейн Э.Б. Нужны каталоги'художественных открыток //
6 '
Советский коллекционер. М., 1963. №1. С. 141-142.
155. Файнштейн Э. Б. Первые русские художественные открытки // Советский коллекционер.
1965. Вып. 3. С.-116-124.
156. Файнштейн Э.Б. Секрет маленькой открытки // Вопросы истории. 1966. №6. С.201-203.
157. Филателия СССР. 1972. № 4. С. 42^-43.
158. Фонд изобразительных материалов Музея Москвы [Электронный
V
ресурс] // Официальный сайт Музейного объединения «Музей Москвы». - Режим доступа http://www.mosmuseum.ru/foundation-of-fine-materials.html. (08.01.12).
159. Фонографические бланки открытого письма // Почтово-
телеграфный журнал. Отдел неофициальный. 1905. Март. С.364 -365.
160. Фортинский С.П. Издательские знаки // Книга. Исследования и материалы. М., 1967. Сб.14. С. 194-205.
161. Цуканов П. Д. Издательские знаки московских издателей открытых писем // ЖУК. 2005. № 5. С. 8 - 10.
162. Цуканов П.Д. Монограммы и инициалы русских художников на
«
дореволюционных открытках// ЖУК. 2004. №3. С. 21 - 25.
163. Цуканов П.Д. Монограммы и инициалы русских художников на дореволюционных открытках // ЖУК. 2004. №4. С. 35 - 38.
164. Цуканова В.Н. Некоторые проблемы и перспективы исследования музейных предметов // Музейное дело.'История XX века в музейных экспозициях. Труды Музея Революции.Вып. 22. М., 1995. С. 164 - 180.
165. Цуканова В.Н. Музейный предмет и исторический источник // Актуальные проблемы советского музееведения. М., 1987. С. 9 - 17.
166. Цуканова В.Н. Фотодокументы в музее: их свойства, проблемы
♦
изучения и использования, //Музейное дело. Музей культура -общество: сб. науч. тр. Музей революции. М., 1992. С. 39 - 55.
167. Цуканова В.Н. Фотонегативы в коллекциях музеев исторического профиля. Научно-методические рекомендации. М., 2001.
168. Чапкина М.Я. Художественная открытка. К столетию открытки в России.-М., 1993.
169. Чихольд Я. Облик книги: избранные статьи о книжном оформлении. М., 2009.
170. Шабельская Н.Л. Новая отрасль художественной
» Т}
промышленности // Искусство и художественная промышленность. СПБ, 1899. № 8. С. 670-682.
171. Шахеров В.П. Проблемы музейной интерпретации истории сибирского города (на примере музея истории г. Иркутска) // Основные концептуальные подходы к определению социокультурной роли музеев в общественной жизни регионов. Иркутск, 2002. С.91-95.
172. Шестимиров А. Пульс времени или флайерсы // ЖУК. - 2004. - № 1.С. 17-19.
173. Шипова Т.Н. Фотографы Москвы. М., 2006.
174. Шлеев В.6., Файнштейн Э.Б. Как собирать художественные открытки. М., 1963.
175. Шлеев В., Файнштейн Э. Художественные открытки и их собирание. М., 1963.
и
176. Шмидт С.О. О классификации йсторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XVI, 1985. С. 3 - 24.
к я
177. Ярошук H.A. Собиратель, храните'лк; исследователь (к 85-летию Н. П. Шмитта-Фоглелевича) // Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший: Сборник статей по материалам научно-практической конференции Г>13 «Петергоф». - СПб., 2010. - С. 281 -287.
178. AnsichtsKarten-SammlerBrief (Mitteilungsblatt der AnsichtsKartenInteressenGemeinschaft). 2009. März/April. № 170. S. 1 -3.
А
ГГ4 ,,
179. Dating old posteards [Электронный ресурс] // Abelard. - Режим доступа http://www.abelard.org/franse/dating_postcards.php
180. Hager U. Großes Lexikon der Philatelie. - Bertelsmann, 1973. - S. 360.
181. Lebeck R., Kaufmann G. Viele Grüße. Eine Kulturgeschichte der Postkarte, 2. Dortmund, 1988.
' • i
182. Leclerc H. Ansichten über Ansichtskarten // Archiv für deutsche Postgeschichte. H. 2. Leipzig, 1986. S. 22"- 24.
183. Linke A., Richter W. Ratgeber für Ansichtskartensammler und die es
«i
Warden wollen. - Salzwasser, 2007.
184. Wicki O. Geschichte der Post- und Ansichtskarten. - Bern, 1996.
ИЛЛЮСТРАЦИИ ОТКРЫТОК ПО ВИДАМ КЛАССИФИКАЦИИ
Классификация по типу бланка
Неиллюстрированная открытка
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА
Куда
Кому
Пишите ««к ореллркктш» с»я« ««>» «»>»»«"-»"»
Имдехс прсдлркйтяя связи и яаргс
Ш»»«гч»тмниССО 1ЯИ1 5 1111* 'чча Ц *«
Иллюстрированная открытка
'Be4repai.fl базаръ
Астрахань,
Классификация по наличию текста Имеется текст (сообщение)
5 1
Г'" / Р
1 /
г.
5
41-
Фото В. Т. Грюнгали
Почтовая карточка
Куда_________
Кому..
Адрес утораантеля
3 .1,-
ХЩЖЕСШ
^ ГРА1
пичпГсяс
ч>
I 2
¿¿г
/
•
Г. М. Боетргь. Кте<"Н.*н.-<!»« ^^ Ч. В<ИКВЙЛ». Ся.жппе г»»*«. | <№
Не имеется текста (сообщения)
-СЛ. - CARTE POSTALE.
t g
•л •с
1 и
К
А
?
ВСЕМ1РНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗЪ. РОССШ. UNION POSTALE UNIVERSELLE. BUSSIE.
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА, —CARTE POSTALE.
Для адреса.
www.friotçafcîtst- net ¡<
Классификация по типу изображения Изобразительно-натуральная открытка
Художественные открытки
Классификация по назначению Поздравительные открытки
Рекламные открытки
Шшшъ
шоколддъ.
-ко.* отшиги!
¿АВРИ^И
Сувенирные открытки
Образовательные открытки
Так его «клоя«к в рве*«*» с леи и г*уя. 3« огде-гьем. «и во п«им иесешьс*:
Йм*м ■« деле с мим —
оаялс* «вк_вор<ж* ■ суп!
ШшШИШШ
Агитационные открытки
ХОД НА БОРЬБУ I
ЗАОРОЖЬЕМ!
шшныва
В РШШ1 ¿ШТШШРД
Ияжмй^ ИКП « Тг МгюАятг
ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА СДЯ'ТК р(МТШ
Эротические открытки
ПРИМЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ОБОРОТНЫХ СТОРОН ОТКРЫТОК
ОТКРЫТОЕ ПИСШо. V.. ■|»|| €дто*с го&ТА1£.1э«с 1
"мьсь Д1» АДСГСА. >
I
X' ' :.'Гш
аьгвг^схм
в» С.й Годе«
Издательство Общины Святой Евгении
С*А»а* ли**»: : г:.--**« ;
САКТТ |©ЬТД1.Е :
а ; ; -К? -1 •
л——* ;
Издательство А.В. Маковского и А.И. Лажечникова
ОТ И1ы тс с письмо
С Л ИТ* Г*5ТДи
¡1
*
- "в : «
.4. К. • ч. А
^Оярв огг»« я* Но«гя »л* ¿р.- м^** й-
£ йКв има. (нйгфМф*
а*/*«
- : Г ДПРЕЯ
¿-'-г - И
дазжв Жшля екни л- ом]" "
| ГРАНБЕРГЬ. ^ ?ю)/ тс в и я -Чгаот очк (
9 Д. М. пг п. >чV *яллы. 2 • м \*»ин <*• » АЮ*
. /У 7 ЧУ
Издательство "Любанское общество попечения о бедных"
Издательство "Гранберг"
оЕ. ПИФМС* Жг'кчб
- рсдаи»;
¡РМЕРИ-
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.