Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Козлов, Геннадий Васильевич

  • Козлов, Геннадий Васильевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 141
Козлов, Геннадий Васильевич. Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 1998. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Козлов, Геннадий Васильевич

ВВЕДЕНИЕ с. 3

ГЛАВА 1. Историко-теоретический и педагогический аспекты проблемы

1.1. Эволюция древнерусской иконографии 12

1.2. Художественные традиции русской иконописи 39-62 1.3. Идеи и образы русской иконографии вдержании художественного воспитания подрастающего поколения 62

ГЛАВА 2. Содержание и методика экспериментальной работы

2.1. Принципы и методы организации педагогического эксперимента 78

2.2. Констатирующий эксперимент 86

2.3. Обучающий эксперимент 93

2.4. Результаты экспериментальной работы 109

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства»

Актуальность исследования. В настоящее время, когда социальной переоценке подвергается широкий спектр ценностей, особую значимость приобретает эстетическое воспитание и художественное образование подрастающего поколения. Не стоит в стороне от этих требований и педагогическая наука. В условиях изменения общечеловеческих запросов стали уже нетерпимыми многочисленные штампы и стереотипы, накопившиеся за последние десятилетия в педагогической теории и практике.

Необходимость качественного обновления системы образования, ориентация ее на раскрытие творческого потенциала человека требуют существенных изменений в содержании и методах обучения отдельным дисциплинам. В связи с этим трудно переоценить значение профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства, предмета в наибольшей степени обращенного к творчеству. В руках педагога-художника находится удивительный инструмент воздействия - искусство живописи.

Огромное влияние на формирование духовного мира, как самого учителя, так и школьника может оказать древнерусское искусство - яркое и самобытное явление мировой художественной практики. В настоящее время уже не вызывает сомнения тот факт, что приобщение человека к истокам родной культуры, к веками выработанным народом духовным ценностям способно стать основой формирования творческой личности, внести гармонию в этот процесс, благодаря своему мощному нравственному и эстетическому потенциалу. В этой связи значительный интерес представляют художественные традиции древнерусского изобразительного искусства, в частности, иконографии. Однако, как показывает анализ действующих учебных планов, программ и пособий, именно этот аспект не находит в них должного отражения, не используется в процессе подготовки будущих учителей тот нравственный и эстетический потенциал, что заложен в древнерусском изобразительном искусстве.

Следует отметить, что систематическое изучение сокровищ древнерусского изобразительного искусства началось фактически только в начале XX века, что обусловлено объективными причинами. До того, как художники научились «чистить» иконы, т.е. освобождать древние краски от насевших на них копоти и позднейших записей, искусствоведы и историки имели возможность судить об иконах только по образцам конца XVH и XVTH веков ( впрочем, для этого периода характерно угасание уникального вида искусства, образцы же XTV-XV веков - периода расцвета иконописи -, казалось, утрачены были навсегда). Именно начало XX века явилось поворотным моментом в изучении искусства древних мастеров: иконы ХШ-ХУ1 веков открыли свои тайны благодаря новой технике их реставрации, что позволило исследователям (М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев, П.П.Муратов и др.) судить об особенностях развития и творчества отдельных иконописных школ, об их традициях, а также о жизни и творчестве отдельных художников.

Нужно признаться, наша духовная необразованность не дает возможности «читать» икону, это «Евангелие для неграмотных», подобно тому, как могли «читать» ее русские крестьяне в ХШ-ХУП веках. Мы не знаем языка иконописи, смысла тех символов, с помощью которых икона «разговаривает» с человеком и с помощью которых он постигает ее идейное содержание. Кроме того, мы почти не имеем, к сожалению, способности и возможности воспринимать древнерусскую икону в ее историческом и литературном аспектах. Совершенным образцом той высшей реальности, о которой напоминает нам икона, написанная красками, может считаться лишь православное богослужение в целом - с его таинствами, гимнографической и музыкальной организацией богослужения, храмовой архитектурой и организацией пространства внутри храма, системой росписи, иконостасом (лишь небольшой частью которого является икона). Восприятие иконы в естественном контексте той духовной культуры, в которой она была создана, и в том священном ритме, в котором она жила в Древней Руси, нами уже утеряно. Но движимые желанием помочь современному человеку войти в мир древней иконы, современные иконописцы пытаются возродить каноническую церковную живопись в действующих православных храмах, по тому же пути идут и те, кто возрождает древний знаменный распев. Следует также заметить, что попытка приоткрыть для детей завесу над величием и красотой русской иконы вполне под силу и педагогу изобразительного искусства, для чего вначале он сам должен принять и осознать это явление.

В педагогических исследованиях последних лет рассматриваются вопросы внедрения в практику обучения различных методов художественного воспитания ( Н.М.Молева, З.И.Фомичева и др. ), построенных на педагогических идеях отдельных художников ( М.Л.Клекоев ). Однако, эти методы, как правило, имеют отношение либо к зарубежному искусству, либо к эпохе расцвета реалистического искусства в России. Таким образом, получается, что ценнейшие художественные достижения Древней Руси часто остаются недоступными как для учителей изобразительного искусства, так и для их воспитанников.

Учитывая теоретическую неразработанность и практическую значимость проблемы, связанной с исследованием художественного наследия древних мастеров изобразительного искусства и возможностями его использования в подготовке студентов художественно-графических факультетов, мы определили тему нашего исследования: «Освоение студентами художественно-графических факультетов традиций русской иконографии в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства».

Цель исследования - рассмотрение и анализ художественных традиций древнерусской живописи, разработка путей их освоения в школьной практике и при подготовке учителей изобразительного искусства.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Предмет исследования - использование художественных традиций русской иконографии в профессиональной подготовке современного учителя изобразительного искусства.

Гипотеза исследования. Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства на художественно-графическом факультете будет более успешным при условии: 1) серьезного изучения древнерусской живописи в историческом контексте; 2) освоения художественных традиций (идейного содержания икон, изобразительных приемов и средств его воплощения), способствующих лучшему пониманию иконы студентами и учащимися; 3) целенаправленного внедрения путей и методов освоения древнерусской живописи в школьную практику (на уроках изобразительного искусства).

Исходя из цели, объекта и предмета исследования, были намечены следующие задачи:

1) проанализировать эволюцию русской иконографии в XII-XVII вв., причины ее расцвета и упадка, художественные традиции иконописных школ; даявив наиболее актуальное и ценное с точки ървтя. современного гу-ДРкесгьфвд о^^ ожееттшо-граормчеетого факультета; 3) возможности жиолузозант >•.;живописи', кошай иции.г .и, кодариети к©- в вроцееее: просрее-шсшлвдой подготовки учителей тлвобраеительыого искусства.

В соответствии со спецификой и характерными особенностями исследования его методологическую основу составили: принципы историзма (З.И.Равкин), единства эстетического и этического в искусстве (В.А.Разумный, М.С.Каган и др.), системности и диалектического единства мира (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и др.), закономерности художественного восприятия (Л.С.Выготский, П.М.Якобсон, Н.Н.Волков, В.С.Кузин,

Е.И.Игнатьев), теория эстетического воспитания (Б.Т.Лихачев, А.Я.Зись, Л.ППечко, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.), а также системно-целостный анализ художественных традиций древнерусского изобразительного искусства (М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев и др.).

В диссертации применялись следующие методы исследовательской работы:

- теоретический анализ трудов педагогов, психологов, искусствоведов по проблеме художественного восприятия; произведений классиков отечественной и мировой философии, позволяющий интерпретировать изучаемую проблему как культурно-историческое явление;

- методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы; опытно-экспериментальная работа на базе художественно-графического факультета, лицея №1 и школ №№24,42,49, 34 г. Чебоксары.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации рассматривается богатое наследие русской иконографии с позиций его использования в образовательном процессе учебных заведений высшей и средней ступени.

Установлено, что художественные приемы древнерусских мастеров непосредственно взаимосвязаны с идейным содержанием русской иконы, а их освоение способствует наиболее эффективному художественному восприятию иконы уже в школьном возрасте.

Раскрыты возможности включения этого наследия в практику обучения в современных художественных учебных заведениях и в общеобразовательной школе. На основе изучения опыта работы учителей изобразительного искусства в школах и с учетом ряда упущений, существующих в преподавании историко-теоретических дисциплин на художественно-графическом факультете, автором разработан спецкурс ( тематический план представлен во второй главе диссертации ) и учебно-методическое пособие ( в помощь студентам художественно-графических факультетов ) по изучению древнерусской иконографии.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что его результаты используются в лекционных курсах по истории искусств и колористики, материалы диссертации могут служить источником совершенствования прежних и появления новых приемов и методов работы с учащимися в ходе освоения практических дисциплин - рисунка, живописи, технологии живописных материалов. Разработанный факультативный курс по изучению древнерусской иконографии может стать для будущих учителей изобразительного искусства важным этапом в их работе со школьниками.

Определяя положения, выносимые на защиту, автор исходит из убеждения, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего». Данный тезис указывает на необходимость изучения опыта прошлых лет и в искусстве. В контексте современных требований к учебно-воспитательному процессу художественные традиции древнерусского изобразительного искусства представляют собой объективную ценность, имеют непреходящее значение и могут быть использованы в условиях профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изучение древнерусской иконописи является необходимым условием профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, поскольку позволяет студентам обратиться к истокам зарождения изобразительного искусства на Руси, постичь духовность древнерусской живописи, ее нравственные начала и общечеловеческую ценность.

2. Разработанный и апробированный автором спецкурс способствует полноценному развитию личности будущего учителя изобразительного искусства, так как формирует у него бережное отношение к культуре своей страны, а также обогащает его профессиональный багаж знаниями об идейной и содержательной стороне искусства иконописи и особенностях его художественного языка.

3. Освоение традиций русской иконографии поможет учителю изобразительного искусства донести до школьников богатый мир русской иконы, проникнуть в ее содержание, научить детей понимать ее язык, способствует формированию всесторонне развитой личности.

Основной опытно-экспериментальной базой исследования был избран художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева. Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1994-1995 гг.) осуществлен теоретический анализ проблемы, включивший в себя изучение психолого-педагогической, философской, искусствоведческой и методической литературы по обозначенной проблеме.

На втором этапе (1995-1997 гг.) в ходе констатирующего и обучающего экспериментов на базе художественно-графического факультета Чувашского пединститута и школ города Чебоксары проверена и скорректирована гипотеза исследования, а также разработан и апробирован спецкурс «Древнерусская иконография».

На третьем этапе (1997-1998 гг.) проведены анализ и обобщение результатов экспериментального исследования, сформулированы выводы, закончено литературное оформление диссертационного материала.

Достоверность выводов и результатов исследования обусловлены четкостью определения соискателем теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ художественных традиций иконографии в философском, искусствоведческом и педагогическом аспектах, а также рассмотрение их в историческом плане; методологической обоснованностью экспериментального исследования; возможностью использования учебного материала на разных уровнях образовательной системы (школа, вуз).

Апробация результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

1. Проведение опытно- экспериментальной работы на базе художественно-графического факультета Чувашского госпединститута им.И.Я.Яковлева и в школах г.Чебоксары.

2. Выступления автора с докладами на семинарах аспирантов и соискателей в Чувашском пединституте, на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и межвузовских конференциях.

3. Издание учебно-методического пособия «Эволюция русской иконографии» и статей в сборниках научных трудов Чувашского педагогического института.

4. Внедрение результатов исследования в учебный процесс по курсу «Колористика» на художественно-графическом факультете ЧГПИ им. И.Я.Яковлева.

5. Обсуждение результатов исследования на кафедре живописи Чувашского госпединститута.

Структура диссертации. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, задачи, методология, методы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе освещены основные этапы эволюции русской иконографии, художественные традиции русской иконописи, нашедшие свое отражение, как в идейном содержании иконы, так и в приемах его воплощения; а также охарактеризовано современное состояние проблемы использования художественных традиций русской иконографии в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Во второй главе излагаются принципы организации экспериментальной работы, результаты констатирующего и обучающего этапов исследования, сформулированы основные выводы исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Козлов, Геннадий Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог нашему исследованию, выделим его основные моменты. Изучение многочисленной литературы по истории искусств, посвященной древнерусской живописи убедило нас в том, что в XI-XVII веках иконопись была в великом почете на Руси. Несмотря на большое количество школ, каждая из которых отличалась некоторым своеобразием, идейная сущность и функциональная направленность иконописи как искусства оставалась неизменной. Наиболее ценным для нас, потомков, является то, что каждое иконописное изображение несет в себе частицу духа той эпохи, когда она была создана, а каждый образ, пусть в обобщенном виде, но выражает определенную идею.

В искусствознании, психологии и педагогике стало уже хрестоматийным положение о том, что сущностью образа является единство общего и особенного, объективного и субъективного, содержания и формы. Более того, образ является сплавом и средством передачи мыслей и чувств, воспроизводя жизнь и концентрируя идейно-художественную информацию вокруг явления, события, он несет эмоционально-окрашенные, диалектически взаимосвязанные в своем существе элементы познания и оценки действительности.

Таким образом, древний мастер пытался не только воплотить общее (особенности и уровень развития культуры определенной эпохи), но и отразить частное (свое собственное видение и оценку происходящего). Благодаря этому русская иконопись, по сравнению с византийской, являясь отражением мироощущения русского человека, наполнена светом, человечностью, жизнелюбием и оптимизмом. Воплощая в себе общечеловеческие идеи мира, добра и вечности, русская икона всегда понятна и доступна тем, кто владеет ее своеобразным языком.

Именно на это и направлено наше исследование: предоставить будущим учителям изобразительного искусства возможность познакомиться с источником возникновения живописи на Руси, традициями в изобразительных приемах иконописи, а также проследить эволюцию и преемственность художественных традиций древнерусской живописи в современном искусстве. Одной из главных особенностей иконописи мы считаем ее колористический строй, для которого характерно использование небольшого количества основных цветов и локальных цветовых пятен, в отличие от современной живописи, где цветовая гамма значительно обогащена за счет смешивания красок на палитре и в процессе работы на холсте. К характерным особенностям иконописного письма относится и цветовая символика (закрепление определенного цветового тона за конкретным образом или предметом), которая играла значительную роль в передаче идейной сущности образа, помогала понять ее, не прибегая к детализации изображения.

Разработанный нами спецкурс «Древнерусская иконография» предназначен для студентов художественно-графических факультетов, где осуществляется подготовка учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ. Для проведения обучающего эксперимента мы выбрали первый семестр первого курса, так как следом во втором семестре в учебном плане предусмотрено изучение «Колористики», науки о цвете.

Проводимый в течение двух лет обучающий эксперимент убедил нас, что предварительное освоение колористических особенностей иконописи обогащает художественные представления и профессиональный багаж студентов, способствует более качественному выполнению ими академических работ по живописи. Тем не менее, совсем не исключена возможность изучения древнерусской иконографии и на более старших курсах, поскольку тогда студенты будут иметь возможность применить полученные знания на педагогической практике в школе.

Необходимость введения данного спецкурса была подсказана, во-первых, обращением к опыту работы учителей изобразительного искусства в школах города. Оказалось, что никто из них не знает, как подступиться к этому вопросу, особенно в младших классах. Со старшими школьниками единственным методом они считают беседы по древнерусскому искусству и экскурсии в музей и храмы города.

Такое положение дел не покажется странным, если обратиться к школьным программам по изобразительному искусству, их анализ мы попытались осуществить в §3 первой главы. Во-вторых, анализ вузовской программы для художественно-графических факультетов также свидетельствует о весьма поверхностном изучении древнерусской иконописи в «Истории искусств», несмотря на то, что никто не отрицает ее значения в становлении русского реалистического искусства. Поэтому вполне уместным здесь будет призыв Н.Рериха: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», прозвучавший еще в начале 20-х годов нашего столетия.

Первоначальное анкетирование студентов первого курса и анализ их академических работ по живописи, последовательно в 1996 и 1997 годах, показали, что студенты имеют приблизительное и поверхностное представление об иконописи как искусстве, а также невысокий уровень развития чувства цветовой гармонии. Для обучающего эксперимента из этих же студентов были сформированы группы, которые в течение одного семестра занимались дополнительно по курсу «Древнерусская иконография». Как было отмечено во второй главе нашего исследования, занятия со студентами проходили в различных формах: лекции, семинары, экскурсии, диспуты, написание и защита реферата.

Конечная цель занятий - освоение студентами художественных традиций русской иконографии как теоретически, так и практически - была достигнута. Контрольный срез в конце обучающего семестра наглядно показал, что студенты из экспериментальных групп значительно превосходят своих сокурсников по уровню знаний и практических умений (см. §4 гл.2). Это нашло подтверждение, в частности, в том, что далеко не все студенты контрольных групп ответили на большинство вопросов, а в ответах допустили много ошибок, чего нельзя сказать о результатах анкетирования в экспериментальных группах Кроме того, полученные в ходе освоения спецкурса практические навыки нашли свое отражение в академических работах студентов экспериментальных групп, что выгодно отличало их от работ других студентов. Немаловажным является и тот факт, что в ходе практических занятий спецкурса были намечены варианты заданий для работы учителя на уроках изобразительного искусства как в младших, так и в старших классах, что несомненно станет для студентов хорошим подспорьем в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, разработанный нами спецкурс «Древнерусская иконография» является весьма эффективным в процессе профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства, которые призваны стать для школьников проводниками вечных общечеловеческих ценностей, так умело зашифрованных в древних иконописных изображениях.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Козлов, Геннадий Васильевич, 1998 год

1.Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.- М., 1982

2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.М. Цвет и линия. Практическое руководство по рисунку и живописи. Вып.1.- М.: Сов.художник, 1976.- 301с.

3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры: Межвузовский сб.науч.тр./ Шуйс.пед.ин-т; Редкол.: Т.Я.Шпикалова, Л.В .Ершова.- Шуя, 1994.- 196с.

4. Алексеев С.С. О колорите.- М., 1974.

5. Алехин А.Д. Изобразительное искусство.- М., 1984.

6. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства.- М., 1973.

7. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи.- М., 1974.

8. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Кн.для учителя.- М., 1990.

9. Алпатов М.В. Художественный мир древнерусских икон // Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств.- М., 1979.- С.161-176.

10. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. Т.1.- М.: Искусство, 1967.-216 с.

11. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество.-Л., 1982.-С. 234-245.

12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1980. Т.1.-228 с.

13. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.- М., 1964.

14. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие.- М., 1982.- С. 7-31.

15. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.- 253 с.

16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М., 1974.- 392 с.

17. Арчажникова Л.Г. Совершенствование подготовки учителя музыки в условиях высшего заочного педагогического образования.- Методические рекомендации.- М., 1985.- 46 с.

18. Арчажникова Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки // Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе.- Ярославль, 1985.- С. 5-17.

19. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки //■ Авто-реф.дисс.докт.пед.наук.-М., 1986.-36 с.

20. Арчажникова Л.Г. Формирование профессиональной направленности мышления учителя музыки // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки.-М., 1984.-С. 8-18.

21. Бабанский Ю .К. Избранные педагогический труды.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.

22. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1985.-208 с.

23. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М., 1925.240 с.

24. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи.- М.: Просвещение, 1993.

25. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989.

26. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в. научном познании.- М.: Знание, 1972.- 48 с.

27. Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности.-М.,1969.- 48 с.

28. Блонский П.П. Избранные психологические произведения.- М.: Просвещение.- 547 с.

29. Боголюбов Н.С. Изобразительное искусство, IV курс: Учеб.метод.пособие для студентов-заочников худож.-граф.фак.пед.ин-тов.- М., 1988.

30. Бодалев А.А. Психология личности.- М., 1988.- 187 с.

31. Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат, 1988.- 496 с.

32. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве.-М., 1990.- 140 с.

33. Буйновская Л.Г. Проблема адекватности эстетического восприятия произведений искусства// Автореф. канд.филос.наук.- М., 1982.- 21 с.

34. Буслаев Ф.И. Общие понятия о русской иконописи // Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи.- М., 1990.- С. 294-388.

35. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики.- Киев, 1991.- 406 с.

36. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси.- М.: Искусство, 1993.-255 с.

37. Валентайн К. Психология красоты / Результаты экспериментальных исследований.- Л., 1926.- 136 с.

38. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М., 1966.

39. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов.- М., 1988.

40. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства.- М., 1985.

41. Витковский Н.С., Щербо А.Б., Джола Д.И. Формирование эстетической культуры младших школьников.- Киев: Радянска школа, 1980.- 134 с.

42. Возрастная и педагогическая психология под ред.А.В.Петровского.- М., 1978.

43. Волков Н.Н. Восприятие картины.- М., 1976.- 32 с.

44. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- М.: Искусство, 1984.- 311 с.

45. Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1986.

46. Гамаюнов В.Н. Рисунок и живопись. Ведение в теорию изображения.- М., 1971.

47. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология, теория,практика.-Киев, 1986.

48. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике.- Санкт-Петербург, 1995.- 372 с.

49. Грегори P.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.- М., 1982.

50. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.- 423 с.

51. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика.- 1995, №1.- С. 29-39.

52. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экс-перим.психологич.исслед.- М.: Педагогика, 1986.- 240 с.

53. Давыдова С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства // Автореф. канд.пед.наук.- М., 1991.- 22 с.

54. Дайн Г.Л., Шпикалова Т.Я. Народная русская игрушка: Альбом для учащихся 1-4 кл.-М., 1983.

55. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978.- 272 с.

56. Елизова Е.А. Эстетическая деятельность в системе нравственного воспитания младших школьников // Автореф. канд.пед.наук.- М., 1989.- 16 с.

57. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства).-М., 1970.- 123 с.

58. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи.- М., 1986.

59. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.- М., 1962.

60. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1.- М.,1986.-316 с.

61. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.- М., 1961.

62. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические.-М., 1858.

63. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. Под общ.ред.Б.М.Неменского.-М.: Просвещение, 1990.- 143 с.

64. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративноприкладного искусства / Программа для 5-8 кл.под ред.Т.Я.Шпикаловой.-М.: Просвещение, 1994.- 128 с.

65. Изобразительное искусство. 1-3 классы.- М.: Просвещение, 1991.- 29 с.

66. Изобразительное искусство. 5-8 классы.- М.: Просвещение, 1991.- 80 с.

67. Изобразительное искусство. 8-11 классы / Сост.В.С.Кузин, М.Н.Сокольникова.- М.: Просвещение, 1991.-16 с.

68. Икона / Сост.А.С.Кравченко, АЛ.Уткин.- М., 1993.- 253 с.

69. Искусство: Живопись. Скульптура. Архитектура. Графика: Ч.З. Русское искусство/ Сост.М.В .Алпатов, Н.Н.Ростовцев.-М., 1989.

70. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сост.В.Шестаков.-М., 1969.

71. Исследование проблем психологии творчества / Под ред.Я.А.Пономарева.-М., 1983.

72. Каган М.С. Морфология искусства.- М., 1972.- 440 с.

73. Кантор И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики.-М.,1980.

74. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М., 1959.

75. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики.-М.: Искусство, 1983.- 224 с.

76. Клекоев М.Л. Педагогические идеи художников // Автореф. . канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 1992.- 17 с.

77. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество.- М.-Педагогика, 1990.- 142 с.

78. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб.пос.- М., 1991.

79. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.- М.: АО «Столетие», 1994,-142 с.

80. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1955.

81. Кравков С.В. Цветовое зрение.- М., 1951.

82. Краевекий В.В. Методология педагогического исследования: Учеб.пособие для курсов повышения квалификации науч.-пед.кадров.-Самара, 1994.- 162 с.

83. Краевекий В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ.- М.:Педагогика, 1977.- 264 с.

84. Краевекий В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе.- М., 1989.

85. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3-классах: Пособие для учителя.- 2-е изд., М., 1983.

86. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.- М., 1977.

87. Кузин B.C. Психология.- М., 1982.- 256 с.

88. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л., Изд. Ленингр.ун-та, 1967.- 183 с.

89. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.- Л.,1985.-32 с.

90. Лазарев В.Н. Русская иконопись (от истоков до начала XVI века).- М., 1983.- 160 с.

91. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.- 304 с.

92. Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования: В 2-х тт.- М.: Педагогика, 1983 .Т. 1.- 391 с.

93. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 185 с.

94. Лернер И .Я. Учебный предмет, тема, урок.- М., 1988.- 80 с.

95. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого.-М.-Л., 1962.

96. Лихачев Д.С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства.- Л., 1946.

97. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси.- М., 1970.

98. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси.- М.: Просвещение, 1981.- 336 с.

99. Макаренко А.С. Методы педагогических исследований.- М., 1979.

100. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей: Из опыта работы.- М., 1983.

101. Мастера искусства об искусстве.- М., 1970.

102. Матисс А. Сборник статей о творчестве.- М., 1958.- 98 с.

103. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие.- М., 1985.

104. Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред.П.Р.Атутова и др.- М., 1985.

105. Миронова Л.Н. Цветоведение: Учебное пособие.- М., 1984.- 286 с.

106. Мойнова М.М. Развитие художественно-образных представлений младших школьников в изобразительной деятельности // Автореф. . канд.пед.наук.-М., 1993.- 16 с.

107. МосинаВ.Р. Древнерусское искусство в школе.- М., 1992.

108. Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII века.-В кн.: Игорь Грабарь. История русского искусства, VI.- М., 1914.- С. 5-406.

109. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр.психол.тр.- М.,1995.-356 с.

110. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции.- М., 1982.- 319 с.

111. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка, 1972.- 384 с.

112. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца ХЕХ-начала XX века.- М.: Искусство, 1991.- 396 с.

113. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство.- М., 1937.

114. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания.-М., 1981.

115. Новлянская З.Н. Эстетическое отношение как один из индикаторов художественных способностей // Художественное творчество.- Л.: Наука,1983.- С. 216-220.

116. Оганов A.JI. Логика художественного творчества.- М., 1972.

117. Осетров Е.И. Живая Древняя Русь.- М., 1985.

118. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы.- М., 1990.

119. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Пособие для учащихся и студентов сред. И высш.муз.учеб.завед.- М.: ТОО «Пассим», 1994.- 303 с.

120. Пипер Мифология и символика христианского искусства.- Веймар, 1847.

121. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь / под общ.ред.А.М.Кантора.- М., 1994.- 160 с.

122. Платонов К.А. Проблемы способностей.- М., 1972.

123. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / под ред.В.С.Кузина.-М., 1975.

124. Пономарев Я.А. Психология творчества.- М., 1976.

125. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией.- М., 1980.

126. Принцип развития в психологии.- М., 1978.

127. Проблемы воспитания и образования молодежи в национальной школе. Сб.тучных трудов аспирантов и преподавателей.- Чебоксары, 1996.-125 с.

128. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии.- М., 1978.

129. Психическое развитие младших школьников / Под ред.В.В.Давыдова.-М.: Педагогика, 1990.- 160 с.

130. Психология восприятия: Материалы советско-норвежского симпозиума.-М.: Наука, 1989.-194 с.

131. Психология процессов художественного творчества.- Л., 1980.

132. Психология эмоций. Хрестоматия.- М., 1984.- 287 с.

133. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность, формы, методы.-М., 1969.- 190 с.

134. Рапацкая JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования // Авто-реф. докт.пед.наук.- М., 1991.- 36 с.

135. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества.- М., 1978.

136. Раппопорт С.Х. Художественное восприятие и развитие художественной культуры школьника // Эстетическая культура и эстетическое воспи-тание:Кн.для учителя / Под ред.Н.И.Киященко и др.- М.: Просвещение, 1983.- С. 231-255.

137. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов.- М., 1980.- 288 с.

138. Рерих Е.И. Письма. Т.2,- Рига, 1940.- 335 с.

139. РерихН.К. Берегите старину.- М., 1993.- 72 с.

140. Рерих Н.К. Держава Света. Сост.Д,Н.Попов.- М.: Йзобразит.искусство, 1993.- 321 с.

141. Рерих Н.К. О Вечном.- М.: Политиздат, 1991.

142. Рерих Н.К. По старине // Собр.соч., кн. 1,1914.

143. Рерих Н.К. Стремиться к Прекрасному.- М., 1993.- 120 с.

144. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред.Е.К.Чухман.- М.: Педагогика, 1985.- 144 с.

145. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 1980.- 240 с.

146. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т.2.- М.: Педагогика, 1989.-488 с.

147. Русская икона. Альбом / Вступ. ст.Е.Н. Варламовой. М.: Изобразительное искусство, 1994.

148. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности.- М.: Наука,1989.-350 с.

149. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю.- М., 1986.- 150 с.

150. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1984.- 96 с.

151. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.- 223 с.

152. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед.учеб.заведений.-М.: Школа-Пресс, 1997.- 542 с.

153. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Культура умственного труда студентов: Учеб.пособие,- М.: Прометей, 1994.- 108 с.

154. Современная дидактика: теория-практике. Под ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева.-М., 1994.-288 с.

155. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т.1. Под ред. З.И.Равкина.-М., 1994.- 189 с.

156. Соловьев B.C. Собрание сочинений, т. 7.- Спб., 1903.

157. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество // Вопросы социологии искусства.- Л., 1980.-С. 41-58.

158. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение.- М., 1983.- 64 с.

159. Структура и уровни эстетического сознания у старшеклассников / Под ред. Е.П.Крупник и др. М., 1989.- 126 с.

160. Тальберг Н. История русской церкви.- Издание Свято-Успенского Пско-во-Печерского монастыря, ч. 1,1994.- 528 с.

161. Творческий процесс и художественное восприятие / Под ред. Д.Д.Благой, Б.Ф.Егорова, Б.М.Кедрова, Б.С.Мейлаха.- М., 1978.

162. Теплов Б.М. Избранные труды.- М., 1985. Т. 1.- 225 с.

163. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией.- М., 1969.

164. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе.- Новосибирск, 1991.-111 с.

165. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита.- М., 1980.

166. Унковский А.А. Цвет в живописи,- М., 1983.

167. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиции формы.- М., 1970.- 223 с.

168. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви.- Московский патриархат, 1989.- 475 с.

169. Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв. Антология / Сост., общ.ред. и предисловие Н.К.Гаврюшина.- М.: Прогресс, 1993.- 400 с.

170. Художественная деятельность / Отв. ред. В.И.Мазепа.- Киев, 1980.-295 с.

171. Цойгнер Г. Учение о цвете.- М., 1971.

172. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности.- М., 1994.

173. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания.- М., 1953.593 с.

174. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе.- Киев: Радянска школа, 1985.- 144 с.

175. Шегаль Г.М. Колорит в живописи.- М., 1957.

176. Шмелев И.П. Дуплекс-модулер, или система модульных квадратов. Полный канон.- В кн.: Проблемы синтеза искусства и архитектуры.- Л., 1974.

177. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп.- М., 1979.

178. Шпикалова Т.Я. Современные художественные промыслы: Альбом цветных репродукций для учащихся 1-3 кл.- М., 1983.

179. Шульга Р.П. Искусство и ценностные ориентации личности.- Киев: Нау-кова думка, 1989.- 118 с.

180. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика, 1988.- 205 с.

181. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1986.- 144 с.

182. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности.

183. М.: АПН СССР, 1983.- 235 с.

184. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.- М.,1964.- 86

185. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М., 1971.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.