Освоение школьниками национального песенного фольклора: на материале среднерусского региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Пивницкая, Ольга Васильевна

  • Пивницкая, Ольга Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 213
Пивницкая, Ольга Васильевна. Освоение школьниками национального песенного фольклора: на материале среднерусского региона: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Пивницкая, Ольга Васильевна

Введение.

Глава первая. Теоретико-методические основы освоения школьниками песенного фольклора среднерусского региона.

§ 1. Песенный фольклор среднерусского региона как предмет освоения младшими школьниками.

§ 2. Развитие этноинтонационного слуха и овладение навыками этноинтонирования как необходимые условия освоения народно-песенной традиции.

Глава вторая Этноинтонационное освоение песенного фольклора среднерусского региона.

§ 1. Методика поэтапного этноинтонационного освоения песенного фольклора среднерусского региона.

§ 2. Опытно-экспериментальная работа по освоению среднерусской народно-песенной традиции детьми младшего школьного возраста.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Освоение школьниками национального песенного фольклора: на материале среднерусского региона»

Актуальность исследования. Россия - страна с богатейшими народными музыкальными традициями. В современных социокультурных условиях сохранение и развитие этих традиций, приобщение к ним подрастающих поколений выдвигается в число первоочередных задач, стоящих перед педагогами-музыкантами.

На естественность начального музыкального образования на национальной музыкальной основе указывают многие ученые (М.К. Бурьяк, Н.Н. Гилярова, JI.JL Куприянова, М.В. Медведева, JI.B. Шамина и др.). Вместе с тем, дети, по образному выражению 3. Кодая, нередко воспринимают исконную музыку нации~как некую «инородную странность». Избежать этого, как подчеркивает в своих работах Э. Эсканашвили, можно в том случае, если ребенок в музыке также начнет «говорить», прежде всего, на своем родном языке, иначе говоря, если музыкальное воспитание детей будет проходить на региональном народно-песенном материале.

В то же время реализацию такого подхода в педагогической практике значительно осложняет то, что как в музыковедении, так и в педагогике музыкального образования явно недостаточно изученными остаются сущность и особенности интонирования русского песенного фольклора в различных региональных традициях. Как следствие этого, педагоги-музыканты оказываются неподготовленными к педагогическому руководству процессом его освоения учащимися. Отмеченное выше противоречие между необходимостью освоения детьми народно-песенного фольклора, и, в частности, народно-песенной традиции региона проживания, с одной стороны, и неразработанностью данной проблемы в педагогике музыкального образования, — с другой стороны, свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени специальных исследований, посвященных изучению содержания и организации процесса освоения детьми песенного фольклора отдельного региона, не было. Имеются лишь немногочисленные работы, в которых получают раскрытие теоретические и методические основы освоения детьми песенного фольклора той или иной области (М.К. Бурьяк, Н.Н. Гилярова и др.), а также музыковедческие исследования, в которых в том или ином ракурсе рассматриваются некоторые региональные народно-песенные традиции (В.М. Щуров, В.М. Мехнецов и др.). Отдельные педагогические аспекты освоения русского песенного фольклора детьми раскрываются также в работах JI.JI. Куприяновой.

Объект исследования — процесс освоения детьми песенного фольклора.

Предмет исследования - содержание и организация процесса освоения учащимися младшего школьного возраста песенного фольклора среднерусского региона.

Цель исследования - совершенствование процесса освоения младшими школьниками песенного фольклора среднерусского региона.

Гипотеза исследования:

Освоение детьми песенного фольклора среднерусского региона будет проходить более успешно, если оно будет:

- осуществляться в единстве всех присущих данной региональной традиции признаков: собственно музыкальных (музыкальная стилистика), музыкально-исполнительских (манера исполнения), культурологических (исторических, этнографических и ряда других сопутствующих признаков, формирующих жанровую систему в регионе);

- направлено на развитие этноинтонационного слуха детей и навыков этноинтонирования на песенном материале региона их проживания; построено на методике этноинтонационного поэтапного освоения, предусматривающей последовательный переход от ознакомления детей с песенным фольклором региона их проживания (1 этап) к изучению его музыкальной стилистики, особенностей исполнительской манеры, культурологических признаков (2 этап) и, далее, - к творческому воссозданию детьми её типовых напевов в соответствии с принятыми в данном регионе традициями (3 этап).

Задачи исследования:

1. Осуществить музыковедческий и музыкально-педагогический анализ песенного фольклора среднерусского региона;

2. Выявить специфику слухового освоения и певческого интонирования среднерусской народно-песенной традиции;

3. Охарактеризовать сущность процесса освоения детьми песенного фольклора среднерусского региона;

4. Разработать и опытно-экспериментально проверить методику освоения детьми среднерусской народно-песенной традиции в условиях общеобразовательных учреждений, работающих в русле фольклорного направления.

Методологической базой данного исследования послужили: концепция этнической природы музыкального слуха И.И. Земцовского; этнографическая парадигма музыкального образования Л.В. Шаминой; интонационная теория Б.В. Асафьева и его учение о музыкальной форме, интонационная теория В.В. Медушевского; концепция зонной природы музыкального слуха Н. Гарбузова; концепция Э.Е. Алексеева об основных типах фольклорного интонирования; метод установления взаимосвязи художественного и технического на интонационной основе Е.В. Николаевой; научные работы по развитию слуха на стилевой и народно-песенной основе JI.M. Масленковой, A.JI. Островского; работы, посвященные освоению детьми песенного фольклора JLJL Куприяновой, М.В. Медведевой; научные труды и учебные пособия по изучению народно-песенных традиций России М.К. Бурьяк, Н.Н. Гиляровой, В.А. Лапина, В.М. Щурова; теоретические основы народно-песенной мелодики, гармонии и ладовой интона-ционности Д. Христова, Ф.А. Рубцова, JLJL Христиансена и др.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы в аспекте данной проблемы; обобщение и анализ музыкально-педагогического опыта в области освоения народно-песенной традиции; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, индивидуальный и групповой опрос, анализ творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент.

Организация и база исследования. Исследование проводилось в 2003-2008 гг. Базой исследования стали образовательные учреждения г. Подольска: Центр по работе с детьми, подростками и молодежью «Орбита», лицей № 23, средняя общеобразовательная школа № 12, а также детский сад № 5.

Работа проходила в три этапа:

Первый этап (2003 г.) - ориентировочно-поисковый: определение проблемы исследования; изучение и теоретический анализ музыковедческой и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта специалистов в области сольфеджио и музыкальной фольклористики; определение базовых исходных положений для разработки методики освоения детьми песенного фольклора среднерусского региона.

Второй этап (2004-2006 гг.) — основной: теоретическая разработка методики освоения детьми песенного фольклора среднерусского региона и экспериментальная проверка целесообразности и эффективности её внедрения в практику работы детских фольклорных коллективов в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательной школе.

Третий этап (2007-2008 гг.) — завершающий: обобщение результатов проведенного исследования; уточнение выводов и рекомендаций по педагогическому руководству процессом освоения детьми песенного фольклора среднерусского региона, апробация и внедрение результатов исследования в педагогическую практику.

Научная новизна исследования: раскрыта сущность понятий этноинтонационный слух и этноинтонирование; определены круг жанров и основные признаки среднерусской народно-песенной традиции, на освоение которых должен быть направлен учебно-воспитательный процесс в детском музыкальном фольклорном коллективе; разработана методика освоения народно-песенного материала, учитывающая его интонационную природу и традиции бытования.

Теоретическая значимость исследования: раскрыты сущность и особенности интонирования на народно-песенной основе; определены педагогические условия, способствующие постижению детьми среднерусской народно-песенной традиции: развитие этноинтонационного слуха учащихся и овладение ими навыками этноинтонирования на материале данной традиции; разработана методика этноинтонационного поэтапного освоения песенного фольклора среднерусского региона, определены ее структура и содержание.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для руководителей детских музыкальных фольклорных коллективов по определению содержания и организации процесса освоения детьми младшего школьного возраста народно-песенного материала среднерусского региона.

Материалы исследования могут быть использованы в средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях при изучении учащимися русских народно-песенных традиций, а также теоретических и методических основ педагогического руководства процессом освоения учащимися народно-песенной традиции в системе общего и дополнительного музыкального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Песенный фольклор среднерусского региона как предмет освоения учащимися представляет собой устойчивую совокупность: а) компонентов музыкальной стилистики (особенностей мелодики, ритмики, ладовых структур, характера многоголосия, взаимосвязи стиха и напева), б) особенностей исполнительской манеры, не подлежащей точной фиксации в нотной записи и передающейся от поколения к поколению исключительно устным путем, в) целого ряда культурологических (исторических, этнографических и др.) признаков, формирующих жанровую систему в ареале его бытования, который охватывает Московскую область с прилегающими к ней областями.

2. Необходимыми условиями постижения детьми песенного фольклора среднерусской традиции является, во-первых, развитие этноинтонационного слуха учащихся посредством целенаправленного расширения их музыкально-слуховых представлений о типичных интонационных комплексах, нашедших воплощение в народно-песенной культуре среднерусского региона, и, во-вторых, — овладение учащимися навыками этноинтонирования на народно-песенном материале данной традиции.

3. Методика этноинтонационного поэтапного освоения учащимися народно-песенной традиции среднерусского региона предполагает последовательное расширение содержания образования:

- первый этап — ориентировочно-ознакомительный: введение учащихся в общий круг народных представлений и образов, овладение типичными для изучаемой традиции ладо-мелодическими и метро-ритмическими попевками, приобретение элементарных певческих навыков, свойственных народному звукоизвлечению; второй этап — базовый: погружение детей в этноинтонационную сферу народно-песенной культуры данного региона и раскрытие особенностей ее бытования посредством: расширения представлений учащихся о характерном для нее круге образов; освоения ими песенных образцов в более широком жанровом диапазоне, с характерными для каждого из них интонационными, ладовыми и ритмическими особенностями; овладения народно-песенной исполнительской манерой и особенностями ее проявления в различных жанрах; ознакомления с народными обрядами и обычаями; третий этап — творчески-преобразовательный: творческое воссоздание детьми собственных вариантов распева типовых напевов в рамках песенного фольклора среднерусского региона.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается всесторонним изучением проблемы, использованием методов, адекватных его цели и задачам. Обоснованность теоретических и практических выводов исследования подтверждена анализом широкого круга литературы, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной работой, количественным и качественным анализом ее результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на фольклорных занятиях с учащимися, проводимых автором в г. Подольске на базе Центра по работе с детьми, подростками и молодежью «Орбита», детского сада № 5, СШ № 12, лицея № 23; в обсуждении материалов диссертации на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ; на научно-практических семинарах при Комитете по делам молодежи и туризму г. Подольска; на международной очно-заочной научно-практической конференции в Нижневартовске; при чтении лекций студентам музыкально-педагогического факультета МПГУ, а также в опубликованных статьях по материалам диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Пивницкая, Ольга Васильевна

заключение

На основе проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования проблемы освоения школьниками национального песенного фольклора среднерусского региона были сделаны следующие выводы:

1. Песенный фольклор среднерусского региона, обладая рядом устойчивых (инвариантных) признаков музыкальной стилистики, вместе с тем включает в себя целый ряд местных традиций с присущими им музыкально-стилистическими (вариативными) признаками, что необходимо учитывать при включении его в содержание образования.

2. Присущая народно-песенному материалу интонационная природа, обозначенная нами как этноинтонационная, является воплощением слуховых представлений и особенностей интонирования того или иного этноса и вбирает в себя его неотъемлемые, сущностные качества. Следовательно, для освоения песенного фольклора среднерусского региона необходимо целенаправленное и последовательное развитие у детей этноинтонационного слуха и овладение ими навыками этноинтонирования на типичных для данной традиции песенных образцах.

3. Процесс освоения детьми среднерусской народно-песенной традиции происходит более эффективно при использовании традиций народной педагогики, которые вырабатывались и проверялись многими поколениями мастеров народного пения.

4. Освоение детьми младшего школьного возраста песенного фольклора следует начинать с образцов, типичных для данной региональной традиции в сочетании с раннефольклорным интонированием с последующим переходом к попевочному интонированию в типичных ладовых структурах данной традиции с их последовательным усложнением. В этом случае освоение народно-песенной традиции осуществляется в наиболее благоприятных условиях, так как музыкальный материал в наибольшей мере отвечает имеющемуся у учащихся этноинтонационному слуховому опыту.

5. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила целесообразность внедрения в педагогическую практику методики этноинтонационного поэтапного освоения детьми младшего школьного возраста песенного фольклора среднерусского региона и перспективность дальнейших поисков в сфере освоения подрастающими поколениями народно-песенных традиций России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Пивницкая, Ольга Васильевна, 2008 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. - М.: «Академия», 2002. - 270 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2004. -336 с.

3. Актуальные проблемы современной фольклористики // Сборник статей и материалов / Сост. В.Е. Гусев. Л.: Музыка, 1980. - 224 с.

4. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование: Звуковысотный аспект. М.: Советский композитор, 1986. - 240 с.

5. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М.: Музыка, 1976. - 288 с.

6. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. - 237 с.

7. Алексеев Э.Е. Якутские песни в свете теории мелодических ладов: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. М., 1970. - 16 с.

8. АлиевЮ.Б. Пение на уроках музыки. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376 с.

10. Асафьев Б.В. Речевая интонация. — М. -Л.: Музыка, 1965. 135 с.

11. Асафьев Б.В. О народной музыке // Асафьев Б.В. О народной музыке: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1987.-247 с.

12. Асафьев Б.В. М.И. Глинка. М-Л.: Музгиз, 1950. - 312 с.

13. Асафьев Б.В. Народные истоки в музыке // Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980.-С. 135-138.

14. Асафьев Б.В. Композитор имя ему народ. // Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. - Л.: Музыка, 1980.-С. 139-145.

15. Асафьев Б.В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Асафьев Б.В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. — С. 167-178.

16. Асафьев Б.В. Народные основы стиля русской оперы // Асафьев Б.В. Об опере: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина Л.: Музыка, 1985.-С. 48-54.

17. Асафьев Б.В. Вопросы русского оперного театра // Асафьев Б.В. Об опере: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1985.-С. 19-24.

18. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1953. - 96 с.

19. Багрий Ю.А. Песни Северного Подмосковья. М.: Советский композитор, 1989.-95 с.

20. Бакиханова 3., Гусейнова Г. Сольфеджио (на образцах азербайджанской народной и профессиональной музыки). Баку-Ишыг, 1988. - 88 с.

21. Баренбойм JI.A. О музыкальном воспитании в Венгрии // Музыкальное воспитание в Венгрии: Сб. статей / Ред.-сост. JI.A. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1983. - С. 5-40.

22. Барток Б. Автобиография. Советская музыка, 1965, № 2. - С. 94-96.

23. Барток Б. О значении народной музыки Советская музыка, 1965, №2.-С. 98-100.

24. Барток Б. О «расовой чистоте» в музыке Советская музыка, 1965, №2.-С. 100-102.

25. Барток Б. Исследование народной песни в Восточной Европе Советская музыка, 1965, № 2. - С. 103-104.

26. Барток Б. О влиянии крестьянской музыки на музыку нашего времени // Сборник статей: Бела Барток / Под ред. И.И. Мартынова. М.: Советский композитор, 1977. - С. 245-249.

27. Барток Б. Венгерская народная музыка и новая венгерская музыка // Сборник статей: Бела Барток / Под ред. И.И. Мартынова. М.: Советский композитор, 1968. - С. 250-257.

28. Барток Б. Влияние народной музыки на современную профессиональную музыку // Сборник статей: Бела Барток / Под ред. И.И. Мартынова. -М.: Советский композитор, 1977. С. 258-261.

29. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. М.: Музыка, 1966.-78 с.

30. Бельферруни А. Развитие арабо-андалузского искусства пения в Алжире: историко-педагогический аспект профессионального обучения: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 2008. - 24 с.

31. Беляева JI.C, Васильева В.В. Русская народная музыкальная педагогика: вопросы теории и практики. — Мурманск: МГПИ, 2001. 78 с.

32. Бережанский П.Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). М., 2000. - 101 с.

33. Берлянчик М. О развитии интонационного слуха у исполнителя // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л.: ЛОЛК, 1987. - С. 20-43.

34. Бершадская Т. С. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни // Проблемы лада / Ред. и сост. К. Южак. М, 1972. - С.181-190.

35. Биркенгоф A.JI. Интонируемые упражнения на уроках сольфеджио. -М.: Музыка, 1990. 84 с.

36. Бонфелъд М.Ш. Введение в музыкознание М.: Владос, 2001. - 222 с.

37. Бонфелъд М.Ш. Музыка как речь и как мышление: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1999. - 44 с.

38. Бояркин Н. Хоровое сольфеджирование. Вып. 1: Лады и многоголосные формы мордовской народной вокальной музыки. - Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 1995. — 163 с.

39. Браз С.Л. Этномузыкологическая панорама Московского региона // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. С.Л. Браз. М., 1999 г. - С. 114-122.

40. Браз С.Л. Связь возрастных групп русского народа с его песенной культурой // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г.-М., 1999 г./Отв. ред. С.Л. Браз.-С. 164-185.

41. Браз С.Л. К определению ритмоструктурного инварианта группы народных песен // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. С.Л. Браз. -М., 1999 г. С. 185-192.

42. Бромлей КВ., Темерина Н.С. Русские народные песни. Сборник для чтения с листа в курсе сольфеджио. М.: Музыка, 1972. - 239 с.

43. Бурлаков В.А. Особенности вокальной работы с народными певцами // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. С.Л. Браз. М., 1999 г - С. 26-32.

44. Буръяк М.К. Певческие традиции региона как фактор оптимизации художественного развития личности: Автореферат дис. . канд. пед. наук. -СПб, 1999.-23 с.

45. Буръяк М.К Новгородское народно-певческое искусство: Научное исследование. Приложение к альманаху «Чело». — Великий Новгород, 2000.-120 с.

46. Валевская Е.А. Мелодика в системе закономерностей музыкально-поэтического языка народной песни // Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция: Сб. статей / Сост. A.M. Мехнецов. Л., 1985. - С. 19-27.

47. Валитова Л. Пентатоника в ладовых структурах народной музыки // Музыкальный язык, жанр, стиль. М.: МДОЛГК, 1987. - С. 3-14.

48. Валъкова В.Б. Музыкальный тематизм мышление - культура: Автореферат дис. докт. искусствоведения. — М., 1986. - 36 с.

49. Ванслов В. Понятие интонации в советском музыкознании // Вопросы музыкознания: Сб. статей / Под ред. А.С. Оголевцева. Вып.1. - М.: ГМИ, 1954.-С. 178-204.

50. Варфоломос А.Д. Пение в курсе сольфеджио. Л.: Музгиз, 1962. - 63 с.

51. Варфоломос А.Д. Приемы развития мелодики русской народной песни. -М.-Л.: ЛГИК, 1965.-85 с.

52. Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в Детской музыкально школе. М.: Музыка, 1966. — 88 с.

53. Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха / Отв. ред. A.JI. Островский. — Д.: Музыка, 1967. -С. 67-107.

54. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968.-416 с.

55. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1988. — 112 с.

56. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. Вып.2. / Общ. ред. Л.Б. Дмитриева. М.: Музыка, 1964. - 244 с.

57. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. / Общ. ред. Л.Б. Дмитриева. Вып.5. - М.: Музыка, 1976. - 262 с.

58. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Общ. ред. Л.Б. Дмитриева.

59. Вып.6. — М.: Музыка, 1982. 184 с.

60. Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей / Ред. и сост. А.С. Яковлева.- Вып.7. М.: Музыка, 1984. - 214 с.

61. Вопросы воспитания музыкального слуха: Сб. статей. Л.: ЛОЛГК, 1987.- 198 с.

62. Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В. Асафьева /Под ред. Е.М. Орловой. Л., 1985. - 110 с.

63. Вопросы методики воспитания слуха: Сб. статей / Отв. ред. А.Л. Островский. Л.: Музыка, 1967. - 136 с.

64. Воспитание музыкального слуха: Сб. статей / Под ред. А.П. Агажанов. -Вып.1. -М.: Музыка, 1977. 160 с.

65. Гаврилова НА. О взаимодействии речевой, вокальной и инструментальной интонации в стиле Леоша Яначка // Традиционное и новаторское в современной музыке. М.: МГДОЛК, 1987. - С. 97-106.

66. Гарбузов музыкант, исследователь, педагог. - М.: Музыка, 1980. — 301 с.

67. Гарипова Н.М. Формирование интонационного восприятия музыки в эстетическом воспитании как системе: Автореферат дис. . канд. пед. наук. -М., 1990.- 16 с.

68. Гацак В.М., Бахтина В.М., Ананичева Т. М. Фольклорные сокровища Московской земли. — М.: «Наследие», 1997. — 424 с.

69. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм, 2003. - 542 с.

70. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка, 1978. -80 с.

71. Гельмголъц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. - 594 с.

72. Гилярова Н.Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. Рязань, 1994.-194 с.

73. Гилярова Н.Н. Новогодние поздравительные песни Рязанской области.- М.: Советский композитор, 1985. 44 с.

74. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. Ч. II.- М.: «Родник», 1999. 68 с.

75. Гишенрейтер Ю.Б. О восприятии высоты звука: Автореферат дис. . канд. пед. наук.--М., 1960. 18 с.

76. Глядешкина 3. О стилевом воспитании слуха. Советская музыка, 1977, № 1.-С. 108-113.

77. Горковенко А. А. Музыкальный язык фольклора как основа профессиональной музыкальной культуры // Актуальные проблемы современной фольклористики / Сост. Е.В. Гусев. JL: Музыка, 1980. - С. 65-82.

78. Горковенко А. А. Изучение песенных вариантов как средство раскрытия выразительного значения народнопесенных ладов // Песенная лирика устной традиции. СПб.: РИИИ, 1994. - С. 217-222.

79. Гошовский B.JI. У истоков народной музыки славян. М.: Советский композитор, 1971. - 304 с.

80. Гусева Л. Вопросы стиля в методике преподавания сольфеджио // Вопросы воспитания музыкального слуха. JL: ЛОЛГК, 1987. - С. 104120.

81. Давыдова Е.В. Сольфеджио как область воспитания музыканта // Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Вып.32. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1977.-С. 142-145.

82. Далецкий О.В. К оценке вокальности мелодического материала на основе анализа народных песен // Вопросы вокальной педагогики / Ред. и сост. А.С. Яковлева. -Вып.7. -М.: Музыка, 1984. С. 231-246.

83. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2004. - 368 с.

84. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы // Музыкальное воспитание в Венгрии / Ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1983. - С. 41-63.

85. Евсеев С.В. Русская народная полифония. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. 128 с.

86. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. — СПб.-М.: «Лань», 2004. 191 с.

87. Енговатова М.А. Закамские протяжные песни и некоторые вопросы типологии жанра: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. М., 1988.-24 с.

88. B.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963 г. - С. 196-203.

89. Енько Т. А. Формирование относительной системы воспитания музыкального слуха: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985.

90. Ерохина Н.В. Некоторые вопросы преподавания курса «Областные народно-песенные стили» // Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / Отв. ред. М.В. Медведева. М., 1998 г. - С. 93-94.

91. Живов В.Л. По системе Кодая. Советская музыка, 1965, № 4.1. C. 111-113.

92. Жусупалиев Б. Сольфеджио. Вып. 1. - Алма-Аты: Жазаушы, 1972. - 211 с.

93. Жусупалиев Б. Сольфеджио. Вып 2. - Алма-Аты: Жазаушы, 1975.-216с.

94. Загоруля Г.А., Мазурик A.M. Путешествие в мир фольклора. Ханты-Мансийск: ГУПП Полиграфия, 1999. - 290 с.

95. Зелинская Е.И. Народное пение как вид специфической художественной деятельности: Материалы Всероссийских научно-практическихконференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / Отв. ред. М.В. Медведева. М., 1998 г. - С. 4-15.

96. Земцовский И.И. Апология слуха. Музыкальная академия, 2002, № 1. -С. 1-12.

97. Земцовский И.И. Русская народная песня. M.-JL: Музыка, 1964. - 65 с.

98. Земцовский И.И. О современном фольклоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни. JL, 1984. - С. 4-15.

99. Земцовский ИИ. Фольклористика как наука // Славянский музыкальный фольклор. М.: Музыка, 1972. - С. 9-79.

100. Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии (Опыт этномузыковедческой постановки вопроса) // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. статей / Сост. В.Е. Гусев. — Л.: Музыка. 1980. С. 36-49.

101. Земцовский И.И. Протяжная песня как особая форма русской народно-песенной культуры: Автореферат дис. . канд. искусствовед. Л., 1964. -20 с.

102. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. -224 с.

103. Иванов А. Соотношение категорий «деятельность» и «произведение» в русском народном календарном фольклоре // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. трудов МДОЛГК. М., 1980. - 163-185.

104. Искусство, музыкознание, музыкальная психология и музыкальная педагогика: хрестоматия / Сост. Абдуллин Э.Б., Целковников Б.М. — Вып.1.-4.2.-М.: Прометей, 1991.- 194 с.

105. Истомин И.А. Мелодико-гармоническое строение русской народной песни. — М.: Советский композитор, 1985. 183 с.

106. Карасева М.В. Теоретические проблемы современного сольфеджио: Автореферат дис. . канд. искусствоведения. -М., 1988.-22 с.

107. Карасева М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха. - М.: МГК им. П.И Чайковского, 1999. - 375 с.

108. Карин В.Ф. Воспитание певцов национальных республик // Вопросы вокальной педагогики / Отв. ред. Л.Б. Дмитриев. Вып.2. - М.: Музыка, 1964.-С. 52-84.

109. B.Г. Агафонников, Е.В. Николаева. -М.: Прометей, 1999. С. 113-117.

110. Кикнадзе Л.В. Эволюция методики музыкального обучения в России XVI XVIII веков: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1982. - 16 с.

111. Кодай 3. Учебное пособие по сольфеджио. Вып.1. - М.: Композитор, 1993.-47 с.

112. Кодай 3. Учебное пособие по сольфеджио. Вып.2. - М.: Композитор, 1993.-96 с.

113. Кодай 3. Мой путь к музыке. Советская музыка, 1982, № 12. —1. C. 129-130.

114. Кодай 3. Воспитание юношества. Советская музыка, 1967, № 6. — С. 116-118.

115. Кодай 3. Венгерская народная музыка. — Будапешт: Корвина, 1961.-186с.

116. Комарова Е Э. Творческие формы воспитания слуха в условиях стилевого сольфеджио: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1997. -22 с.

117. Кракаускайте В. А. Сольфеджио. Вильнюс: Vilnius, 1970. — 72 с.

118. Кремлев Ю. Национальные черты русской музыки. Л.: Музыка, 1968. -120 с.

119. Кривенко Ж Д. О роли тембра в народно-певческом искусстве // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. С.Л. Браз. М., 1999 г. - С. 40-47.

120. Кривенко Ж Д. Тембровый подход к обучению народному пению: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2008. - 24 с.

121. Куприянова JI.JI. Русский фольклор // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001.-С. 269-279.

122. Куприянова JI.JI. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.

123. Куприянова Л.Л. Школьные уроки музыки на фольклорной основе // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. С.Л. Браз. М., 1999 г. - С. 98-105.

124. Лабадзе В., Твалчрелидзе М., Оцхели М. Сольфеджио. Релятивная соль-мизация. Тбилиси: Ганатлеба, 1977. - 176 с.

125. Лапин В.А. Русский музыкальный фольклор и история. М.: Московский Государственный Фольклорный центр «Русская песня», 1995. -200 с.

126. Лапин В.А. Фольклоризм на Киришской земле // Традиционный фольклор в современной художественной жизни. Л., 1984. - С. 16-33.

127. Линева Е.Э. Опыт записи фонографом украинских народных песен. -Киев: Музична Украина, 1991. 86 с.

128. Литвиненко А.П. Особенности артикуляции в народном пении // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. С.Л. Браз. М., 1999 г. - С. 47-51.

129. Лобанов М.А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. СПб.: «Северный олень», 1996. - 74 с.

130. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. М.: МГК им. П.И Чайковского, 1998. - 176 с.

131. Логинова Л.Н. Звуковысотность в музыке. Проблемы восприятия: Ав-тореф. дис. канд. искусствоведения. -М., 1986.-23 с.

132. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Пг.: Якорь, 1915.-233 с.

133. Максимов С.Е. Сольфеджио (для вокалистов). Вып.1. - М.: Музыка, 1984.-256 с.

134. Малинковская А.В. Изучение народной интонационной культуры как один из аспектов воспитания исполнителя // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. -Вып. 32. М., 1977. - С. 95-99.

135. Масленкова Л.М. Сокровища родных мелодий. Хрестоматия-сольфеджио. Л.: Музыка, 1988. - 128 с.

136. Масленкова Л.М. Воспитание вокалиста в классе сольфеджио // Вопросы методики воспитания слуха / Отв. ред. A.JI. Островский. Л.: Музыка, 1967.-С. 43-57.

137. Масленкова Л.М. О стилистических принципах воспитания слуха. — Советская музыка, 1981, № 12. С. 68-70.

138. Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио. СПб.: Союз художников, 2003. - 175 с.

139. Медведева М.В. Взаимовлияние древнерусского народного и церковного певческого искусства // Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / Отв. ред. М.В. Медведева. М., 1998 г. - С. 20-28.

140. Медведева М.В. К проблеме художественной оценки народного певческого исполнительства // Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / Отв. ред. М.В. Медведева. -М., 1998 г. С. 97-103.

141. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993.-265 с.

142. Мельник Е.И. Песенный тип и вариант в локальной традиции // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. статей / Сост. A.M. Мехне-цов-Л., 1985.-С. 28-44.

143. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Русский музыкальный фольклор в дошкольных общеобразовательных учреждениях. — М.: Издательский центр «Владос», 2000. 88 с.

144. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. — М.: Просвещение, 1987.-95 с.

145. Методология педагогики музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 266 с.

146. Мехнецов A.M. Традиция как основополагающий принцип народной музыкальной культуры // Русская народная песня. Стиль, жанр, традиция: Сб. статей / Сост. A.M. Мехнецов. Л., 1985. - С. 5-18.

147. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: ИП РАН, МГК им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. - 496 с.

148. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. - 86 с.

149. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. - 204 с.

150. Музыкальное воспитание в Венгрии: Сб. статей // Ред.-сост. Л.А. Ба-ренбойм. — М.: Советский композитор, 1983.-400 с.

151. Музыкальное воспитание в СССР: сб. статей. // Ред.-сост. JI.A. Баренбойм. -М.: Советский композитор, 1978. Вып. 1.-488 с.

152. Мурзина Е.И. О принципах мелодической декламации (на материале украинской музыки): Автореф. дис. . канд. искусствовед. Киев, 1973. -21 с.

153. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

154. Назайкинский Е.В. Взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха. Вып.1. - М.: Музыка, 1977.

155. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие. М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2002. - 250 с.

156. Начальное обучение пению. М.: АПН РСФСР, 1960. - 72 с.

157. Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио. Л.: Музыка, 1985. -182 с.

158. Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся: Сб. статей. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1959.- 45 с.

159. Никитенко О.Г. Освоение казачьей волгоградской певческой традиции // Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / Отв. ред. М.В. Медведева.-М., 1998 г. С.72-76.

160. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 1998. - 28 с.

161. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика-музыканта: Монография. М.: МПГУ,.2003. - 252 с.

162. Николаева Е.В. История музыкального образования. Древняя Русь. -М.: Издательский центр «Владос», 2003. 208 с.

163. Николаева Е.В. Педагогические условия освоения современной музыки в детских и молодежных хоровых коллективах: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1986. 15 с.

164. Никольская Е.В. Методика обучения музыкально-фольклорному творчеству учащихся педагогических колледжей как средство формирования готовности к работе с детьми дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2004. - 18 с.

165. Новикова A.M., Пушкина С.И. Свадебные песни Тульской области. — Тула: Приокское Книжное Издательство, 1981. 127 с.

166. Новикова A.M., Пушкина С.И. Традиционные бытовые песни Тульской области. — Тула: Приокское Книжное Издательство, 1989. -320 с.

167. Новикова A.M., Пушкина С.И. Русские народные песни Московской области. Вып.1. — М.: Советский композитор, 1986. — 279 с.

168. Орлова Е.М. Работа Б.В.Асафьева над теорией интонации // Интонация и музыкальный образ. -М.: Музыка, 1965. С. 148-167.

169. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. -М.: Музыка, 1984. 302 с.

170. Орлова Н.Д. Развитие голоса девочек. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 104 с.

171. Островский A.JI. Учебник сольфеджио. Вып.1. - Д.: Музгиз, 1962. -228 с.

172. Островский A.JI. Учебник сольфеджио. Вып.З. - JL: Музыка, 1974. -208 с.

173. Островский A.JI., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Учебник сольфеджио -Вып. 2. М.: Советский композитор, 1977. - 178 с.

174. Островский A.JI. Методика теории музыки и сольфеджио. — Д.: Музыка, 1970.-296 с.

175. Островский A.JI. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха / Отв. ред. А.Л. Островский. Д.: Музыка, 1967. - С. 5-27.

176. Охунов Д. Сольфеджио (одноголосие, для музыкальных школ и училищ). -Душанбе: Ирфон, 1978. 136 с.

177. Осъкина С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1977. - 72 с.

178. Пак Ю.А. Развитие музыкальной памяти у учащихся младшего школьного возраста (на занятиях по сольфеджио): Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 2002.-16 с.

179. Пашкина Е.В. Сценическая интерпретация песенного фольклора.// Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998г. / Отв. ред. JI.C. Браз. -М., 1999 Г.-С.192-199.

180. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования. -М.: Музыка, 1966. 224 с.

181. Петриков С. М. Закономерности развития музыкального мышления. -Томск, 1993.-252 с.

182. Петрова JI.A. Формирование речевой интонации в народном пении // Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. Л.С. Браз. М., 1999 г. - С. 32-39.

183. Пивницкая О.В. Школа фольклорного сольфеджирования. Вып.1. -М.: Композитор, 2001. - 92с.

184. Пивницкая О.В. Школа фольклорного сольфеджирования. Вып.2. -М.: Композитор, 2002. - 131с.

185. Плотица Э.И. Освоение зарубежной музыки XX века старшими подростками в слушательской деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1994.-17 с.

186. Попова Т.В. Об использовании фольклора в музыкально-теоретических курсах // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 32. - М., 1977. - С. 104-108.

187. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е.О. Яременко. М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

188. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: AKADEMIA, 1928. - 152 с.

189. Пропп В.Я. Народные лирические песни. — Л.: Советский писатель 1960.-610 с.

190. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. М., 2000. - 176 с.

191. Пушкина С.И. Русские народные песни Московской области. Вып.2 — М.: Советский композитор, 1988. - 336 с.

192. Рагс Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха // Вопросы воспитания музыкального слуха / Сост. A.JI. Островский. JL: ЛОЛГК, 1987.-С. 7-19.

193. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., Просвещение, 1990. 160с.

194. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. — СПб.: Просвещение. 2007. 544с.

195. Развитие детского голоса: Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 2630 марта 1961 г. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963 г.-341 с.

196. Ринкявичус 3. Воспринимают ли дети полифонию. Л.: Музыка, 1979. -64 с.

197. Родина Т.Б. Фактурный музыкальный слух. Сущность, структура, методика развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1988. 16 с.

198. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. М.: Издательский центр «Владос», 2001. — 112 с.

199. Рубцов Ф.А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов. Л.: Советский композитор, 1962. - 115 с.

200. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, 1964. - 96 с.

201. Руднева А.В. Народные песни Московской области. М.: Музыка, 1964.-115 с.

202. Ручъевская Е.А. Функции музыкальной темы:. JI. Советский композитор, 1977.- 160 с.

203. Ручъевская Е.А. Интонационный кризис и проблема переинтонирования. Советская музыка, 1975, № 5. - С. 129-134.

204. Ручъевская.А Е. Становление ариозной мелодии в русском романсе начала XIX века // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете идей Б.В. Асафьева. JL: Советский композитор, 1985.

205. Савельева Н.М. Ритмика стиха и напева в свадебных песнях Брянской области // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. трудов МДОЛГК. -М.: МДОЛГК, 1980. С. 185-211.

206. Савельева Н. М. О региональных и локальных разновидностях типовых русских песенных структур //Проблемы композиции народной песни. Научные труды Московской государственной консерватории. М., 1977.-С. 41-70.

207. Сени Э. Дисциплина сольфеджио и ее роль в музыкальном воспитании // Музыкальное воспитание в странах социализма: Сб. статей / Сост., ред., вступит, статья А.Л. Островского. Л.: Музыка, 1975. - С. 75-119.

208. Сени Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии: Сб. статей / Ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1983. - С. 64-139.

209. Сени Э. Чтение и запись музыки // Музыкальное воспитание в Венгрии: Сб. статей. / Ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М., 1983. - С .266-399.

210. Сихра А. Музыковедение и новые методы научного анализа // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. - С. 9-34.229230231232233234,235236237,238.239,240.241.242.

211. Старчеус М.С. Слух музыканта. — М.: МГК им. П.И.Чайковского, 2003.-640 с.

212. Стоянов П.Ф. Вопросы формирования лада и мелодики в молдавской народной песне. Кишинев: Штиинца, 1990. - 154 с. Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. — М.: Советский композитор, 1988. — 72 с.

213. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М.: Прометей, 1992.-270 с.

214. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования. — М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. 48 с.

215. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 173 с.

216. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. Л.: Музыка, 1962. - 208 с.

217. Усачева О.В. Стилевой подход к содержанию и организации слушания музыки в школе (на материале вузовской подготовки учителя музыки): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2006. - 20 с.

218. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия // Сост. Э.Б Абдуллин, Б.М. Целковников. Вып.1, -4.1. -М.: Прометей, 1991.-110 с.

219. Форраи К. Пение в детском саду // Музыкальное воспитание в Венгрии: Сб. статей / Ред.-сост. JI.A. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1983.-С. 187-265.

220. Фраёнова Е.М,\ Русское народное музыкальное творчество (хрестоматия). М.: Академическое музыкальное училище при МГТС, 2000. - 256 с.

221. Фраёнова Е.М. Национальные свойства ритмики Глинки (рукопись). -29 с.

222. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства. М., 1972. -480 с.

223. Харчевникова Е.В. Формирование интереса к русской народной песне у детей 4-6 лет на занятиях по постановке голоса: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1996. 19 с.

224. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. СПб.: «Лань», 2000. - 320 с.

225. Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Советский композитор, 1983.-281 с.

226. Христиансен JI.JI. Ладовая интонационность русской народной песни. -М., 1976.-388 с.

227. Христиансен JI.JI. Работа с народными певцами // Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. / Общ. ред. Л.Б. Дмитриева. Вып.5. - М.: Музыка, 1976.-С. 9-38.

228. Христов Д. Теоретические основы мелодики. М.: Музыка, 1980. — 256 с.

229. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 373 с.

230. Чо Е.Н. Музыкально-слуховая деятельность и развитие учащегося в курсе сольфеджио: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Киев, 1990.-23 с.

231. Чередниченко Т.В. Генезис интонации: новый подход. Советская музыка, 1987, №3.-С. 96-99.

232. Шаймухаметова JI.H. Мигрирующая интонационная форма и семантический контекст музыкальной темы: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. -М., 1994.-31 с.

233. Шаймухаметова JI.H. Мигрирующая интонационная форма и семантический контекст музыкальной темы. М., 1999. - 311 с.

234. Шамина Л.В. Школа русского народного пения. — М.: Московский государственный фольклорный центр «Русская песня» ВМО, 1997. 88 с.

235. Шамина JI.B. Этнографическая парадигма школьно музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира. — Преподаватель, 2002, №6.-С. 21-27.

236. Шамина JI.B. Воспитание самобытной личности народного певца // Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997г. / Отв. ред. М.В. Медведева. -М., 1998 г.-С. 4-15.

237. Шамина Л.В. Некоторые вопросы народно-певческого образования.// Народно-певческое образование на пороге XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 нояб.1998 г. / Отв. ред. Л.С. Браз. М., 1999 г. - С. 5-11.

238. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование. М.: Советский композитор, 1983.- 152 с.

239. Шашкина Л.А. Русское народное пение как разновидность вокального искусства // Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / Отв. ред. М.В. Медведева. -М., 1998 г. С. 41-44.

240. Шинкарь А.К Развитие музыкального слуха и интонации у детей. -М., 1974.-60 с.

241. Ширяева Н.С. Русское народное творчество. -М., 1991. 143 с.

242. Щуров В.М. Принципы жанровой классификации русского музыкального фольклора // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке: Сб. трудов МДОЛГК. М.: МДОЛГК, 1980. - 144-163.

243. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. Вып.З. - М.: Советский композитор, 1986. - С. 11-47.

244. Щуров В М. Музыкальная фольклористика и музыкальное образование // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: Межвуз. сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 32. - М., 1977.

245. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. М.: Советский композитор, 1987.-304 с.

246. Щуров В.М. Традиционная форма народного вокального воспитания // Материалы Всероссийских научно-практических конференций 1992, 1995 гг. и педагогического семинара 1997 г. / Отв. ред. М.В. Медведева.-М., 1998 г.-С. 33-37.

247. Щуров В.М. Несимметричные ритмические структуры в русской народной песне // Проблемы композиции народной песни: Научные труды Московской государственной консерватории. М., 1977. - С. 4-32.

248. Щуров В.М. О явлениях полиморфизма в русской народной песне // Проблемы композиции народной песни: Научные труды Московской государственной консерватории. -М., 1977. С. 32-41.

249. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Сост. А.Л. Баренбойм. М., 1978.-368 с.

250. Эсканашвили Э. Роль народной песни в музыкальном воспитании детей: Тезисы научно-теоретической конференции по проблемам воспитания и обучения педагога- музыканта. Тбилиси, 1980.

251. Эсе Л. Взлетела пава. Советская музыка, 1982, № 12. - С. 122-129.

252. Юссон Р. Певческий голос. М.: Музыка, 1974. - 262 с.

253. Юсфин А. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки // Проблемы лада / Сост. К. Южак. М., 1972. - С. 113-150.

254. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. М., 1908. - 78 с.

255. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки. М., 1923. - 10 с.

256. Ярославцева Л.К. О способах регуляции певческого выдоха // Вопросы вокальной педагогики: Сб. статей. / Общ. ред. Л.Б. Дмитриева. -Вып.5. -М.: Музыка, 1976.-С. 176-201.

257. Abdullah Mond Н. Multicultural and idiosyncratic aspects of Malaysian music: How does it survive in the public school curriculum? Sound World Discover: 26-th International Society for Music Education World Conference. Tenerife, 2004. - P. 35-36.

258. Акипо Е.А. Music and education in Kenya: une renaissance culturelle // Music of the spheres conference proceedings. ISME 2000 World Conference, July 17-22, Edmonton. Canada. 2000. - P. 1-11.

259. Amoaku W.K. My world, your world, our world: the rounds that bind us all. Developing the child musician in Africa societies. Conference proceeding. -Pretoria, South Africa, ISME 1998. P .22-25.

260. Ayokunle A. A synonymous moniker for music in Africa. // ISME World Conference, 2002.

261. Dawn J. Communicating the sounds of Africa to Australian teacher education students. -World Conference ISME, 2002.

262. Dunbar-Hall P. Technologising culture: access, control and aboriginal knowledge // Music of the spheres conference proceedings. ISME 2000 World Conference, July 17-22. Edmonton, Canada. 2000. - P. 90-102.

263. Herbst A. «Ennyana ekutudde The calf has broken loose»: the hemisphere debate and its to music education in Africa. -World Conference ISME, 2002.

264. Lennon M. The classical heritage: reflections on the transmission process 11 Music of the spheres conference proceedings. ISME 2000 World Conference, July 17-22. Edmonton, Canada. 2000. -P. 218-228.

265. Leung Chi C. Music education across the border between Hong Kong (SAR) and China (INCOMPLETE). -World Conference ISME, 2002.

266. Manins S. Maori music in the New Zealand Bicultural issues.//Conference proceeding. - Pretoria, South Africa, ISME 1998. - P. 371-373.

267. Soko I.M. Notation, and teaching ease, of folk songs and nursery rhymes; comparison in America, Botswana and Zambia. World Conference ISME, 2002.

268. Stephens J. Education: preservation and progress the survival of cultural traditions in a changing world./Music of the spheres conference proceedings. ISME 2000 World Conference, July 17-22. Edmonton, Canada. 2000. -P. 364-369.

269. Tame D. The secret power of music. Destiny Books. 1984. 304 p.

270. Wemyss K.L. Contemporising tradition: a new heritage through preservation and renewal Music of the spheres conference proceedings. ISME 2000 World Conference, July 17-22, Edmonton, Canada. 2000. P. 405-417.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.