Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Барановская, Ирина Рашидовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 558
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Барановская, Ирина Рашидовна
Введение.
Глава I. Концептуальные и методические основы исследования:
§ 1. Становление понятия «художественный образ» в эстетике и литературоведении в историческом освещении.
§2. Классификация видов искусства и специфика литературы. Приемы создания художественного образа в литературе и других видах искусства.
§3. Психолого-педагогический аспект изучения проблемы:
3.1. Механизмы психики, психологическая деятельность человека и образное мышление.
3.2. Особенности восприятия литературы и других видов искусства.
3.3. К вопросу о соотношении научного и художественного мышления в процессе восприятия художественного произведения и формирования теоретико-литературных знаний.
3.4. Возрастные особенности учащихся 5-8 классов.
3.5. Концептуальные положения технологии развивающего обучения.
§4. Методический аспект.
Глава И. Методика формирования понятия «художественный образ»
5-8 класс).
§1.0 некоторых итогах констатирующего эксперимента.
§2. Характеристика методических аспектов обучающего эксперимента.
§3. Итоги опытно-экспериментальной работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Литературное образование как способ вхождения школьников в художественную культуру1999 год, доктор педагогических наук Свирина, Наталья Михайловна
Нравственно-эстетический аспект образа-персонажа в системе школьного анализа: На материале прозы А.С. Пушкина в 6-8 классах2005 год, кандидат педагогических наук Сафонова, Евгения Викторовна
Методика сопоставительного анализа произведений русской и родной литератур в системе литературного образования в школах Кабардино-Балкарской Республики2001 год, кандидат педагогических наук Шидукова, Лариса Питоновна
Формирование понятия "мотив" в процессе анализа эпического произведения в 5-8 классах2010 год, кандидат педагогических наук Попова, Анна Михайловна
Культурологические основы изучения литературы в школе2000 год, доктор педагогических наук Доманский, Валерий Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Освоение понятия "художественный образ" как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла в V - VIII классах»
Сегодня, на этапе перехода от научно-просветительской к научно-гуманистической системе образования, ключевыми понятиями которой стали понятия «личность», «деятельность», «развитие», «творчество», «системный подход», возникает необходимость пересмотреть в некоторых аспектах приоритеты, теоретические основания и направленность деятельности учителя литературы.
Тема нашего исследования затрагивает одну из важнейших, ключевых проблем отечественной методики - проблему школьного изучения теории литературы. Как справедливо отмечает О.Ю.Богданова, до сих пор «среди методистов, учителей-словесников нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе».1 Особенно остро эта проблема стоит в средних классах, где закладывается основа, «фундамент» всей работы по формированию теоретико-литературных знаний.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью создания последовательной, ясной (и для учителя, и для ученика) системы работы по освоению теоретико-литературных понятий в средних классах на основе «стержневого» понятия, дающего внутреннюю логику движения от одного понятия к другому (в нашем случае, это понятие «художественный образ»).
Методической наукой накоплен большой и плодотворный опыт в изучении теории литературы в школе: работы Г.И.Беленького, М.А.Снежневской, А.Г.Балыбердина, Н.И.Прокофьева, Н.И.Громова, Н.О.Корста, А.В.Дановского, Л.К.Кузнецовой, Л.А.Мурач, Г.Н.Ионина; концепция взаимодействия различных типов мышления в процессе изучения литературы О.Ю.Богдановой; работы Н.Д.Молдавской, О.И.Никифоровой, А.М.Левидова. Все это позволяет ставить (и решать) новые исследовательские задачи.
Анализируя современные программы литературного образования, учеб
1 Богданова О.Ю. Теория литературы в школьном изучении. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г - М : Просвещение. ВЛАДОС, 1994. с. 155. но-методическую литературу, уществующие подходы к процессу формирования теоретико-литературных знаний,2 мы пришли к выводу о том, что основная проблема состоит не только и не столько в количестве теоретико-литературных сведений, порядке их изучения, принципах построения программы, а прежде всегов некоторых основополагающих, концептуальных подходах к способам освоения теоретического материала.
В своем исследовании мы исходили из того, что для школьника (особенно для подростка 10-13 лет) теоретико-литературное понятие не должно быть отвлеченной абстракцией. В деятельности по его осмыслению обязательно должен присутствовать элемент художественного освоения действительности, творческая фантазия самого ученика, в связи с чем художественный образ в нашей системе становится не только объектом и «содержательным обобщением»,3 но и способом освоения теоретического материала.
Понятие «художественный образ» является общим, ключевым понятием для всех видов искусства, что позволяет также в едином комплексе осваивать теоретические основы литературы и предметов эстетического цикла. Бесспорные преимущества изучения литературы в тесном взаимодействии с предметами эстетического цикла показаны в методической литературе.4 Мы подошли к этому вопросу с несколько иных позиций. Интеграция, в нашем случае, осуществляется на уровне синхронного освоения понятия «художественный образ»,
1 Среди существующих на сегодня подходов к формированию теоретико-литературных знаний мы выделили три основных, так или иначе последовательно реализуемых направления: 1) изучение теории литературы - средство . (формирование теоретико-литературных понятий осуществляется в связи («попутно») с чтением и изучением литературного произведения (программы под ред. Г.И.Беленького, В.Г.Маранцмана, Т.Ф Курдюмовой)); 2) тео{>етико-литературные понятия является структурообразующими (программы под ред А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина); 3) изучение теории литературы - цель. (программа «Введение в поэтику» авт.-сост. Т.Г.Авлова, И.Е.Гербильская)
3 В.В.Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня в нашей системе является понятие «художественный образ».
4 К сожалению, проблема целостного подхода на уровне объединяющей концепции гуманитарного образования в процессе создания программ, выдвинутая еще Н И Кудряшевым, и по сей день не нашла своего полного и адекватного воплощения, и вопросы интеграции литературы с предметами гуманитарного и эстетического цикла решаются или на уровне авторских школ (В.С.Библер, М.Г.Боровик), или в частнометодическом аспекте (Е.Н.Колокольцев, З.С.Смелкова, Т.ГБраже, Т.Ф.Курдюмова, Э.И.Горюхина, Н.В.Мерецкая, И.Л.Шолпо и др.). изучение которого, в свою очередь, «выстраивает» в систему другие теоретические понятия того или иного предмета. Литература в этом комплексе является главным, «системообразующим звеном», корректировка программ по музыке и изобразительному искусству осуществляется на уровне календарно-тематического планирования, а построение такой системы не противоречит содержанию, целям и задачам государственных программ по этим предметам.
Предложенная нами система работы мыслится как частнометодическое воплощение концептуальных основ общепедагогической технологии развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, базирующейся на фундаментальной психолого-педагогической концепции единства психического развития и деятельности (А.Н.Леонтьев). Мы основываемся также на идее об опережающем развитии мышления, которая главный акцент делает на формировании теоретического и творческого мышления. Фундаментально разработанная как общепедагогическая, технология развивающего обучения в частнометодиче-ском аспекте успешно функционирует на сегодня лишь применительно к предметам естественно-научного цикла и точных наук. Подходы к способам освоения художественного и особенно теоретического материала в процессе изучения предметов эстетического цикла требуют основательной разработки. Все вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.
Объект исследования. Учебная деятельность школьников при освоении вопросов теории литературы.
Предмет исследования. Психолого-педагогический процесс формирования понятия «художественный образ» как основы теоретико-литературных знаний и интеграции литературы с предметами эстетического цикла.
Цель исследования. Создать систему работы по освоению понятия «художественный образ» как основу формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла. Для этого методику синхронного, поэтапного формирования понятия «художественный образ», адекватную возрасту, целям и задачам обучения и обеспечивающую осознанное, личностно-мотивированное, деятельностное освоение теоретико-литературных понятий в среднем звене.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что эффективность процесса освоения теоретических основ литературы как учебного предмета значительно возрастет, если будет опираться на четкую, продуманную, понятную и значимую не только для учителя, но и для самого ученика систему освоения понятия «художественный образ», рассматриваемого и в качестве цели изучения, и в качестве «содержательного обобщения», и в качестве способа освоения теоретического материала.
Задачи исследования
1. Изучить и рассмотреть состояние проблемы в классических и современных исследованиях по эстетике, литературоведению, методике литературы, психологии, дидактике и сформулировать концептуальные и методические основы исследования.
2. Провести экспериментальную работу по изучению уровня подготовленности выпускника начальной школы к обучению в среднем звене, уровня восприятия и понимания учащимися 5-8 классов художественного образа в литературе и других видах искусства, а также уровня осведомленности учащихся в области смежных видов искусства (констатирующий эксперимент).
3. На основе синхронного и комплексного освоения понятия «художественный образ» (при изучении литературы и предметов эстетического цикла) встроить в систему работу по освоению частных теоретических понятий названных предметов.
4. Создать и реализовать на практике технологию интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и адекватную возрасту методику, учитывающую потребности и интересы учащихся, позволяющую включить в деятельность по изучению теоретического материала элемент художественного освоения действительности, личностные и творческие начала самого ученика сделать этот процесс деятельностым, лично-стно-мотивированным
5. Выявить, проверить на практике и описать наиболее рациональные и плодотворные формы и методы работы по освоению понятия «художественный образ» в режиме технологии интеграции.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
Теоретические - изучение подходов к определению понятия «художественный образ» и проблеме взаимодействия искусств в трудах по философии, эстетике, литературоведению, психологии; изучение литературы по педагогике, психологии, дидактике, методике преподавания литературы; анализ диссертационных исследований, современных программ и учебно-методической литературы;
Эмпирические - методы наблюдения за педагогическим процессом в школе, беседы с учениками, учителями, родителями учащихся;
Статистические - анкетирование, тестирование, проведение контрольных срезовых работ, анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных (в том числе сравнительный анализ результатов, полученных в процессе обучающего эксперимента в контрольных и экспериментальных классах).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап (1994-1995 годы). Изучение концептуальных и методических основ исследования, определение целей, задач, общей стратегии исследования, изучение практического опыта работы по данной проблеме.
2 этап (1995-1996 годы). Постановка констатирующего эксперимента и анализ его результатов. Формулировка основных теоретических положений обучающего эксперимента, создание системы работы по освоению понятия «художественный образ» как основы формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла.
3 этан (1996-2001 годы). Опытно-экспериментальная работа с целью проверки и корректировки теоретических положений исследования и конкретных форм, методов и приемов; обработка и анализ полученных данных; оформление результатов работы.
Опытное обучение проводилось на базе Политехнической гимназии города Нижнего Тагила Свердловской области. Было охвачено три параллели 5-8 классов в качестве экспериментальных и три параллели - в качестве контрольных классов.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты работы обсуждались и были одобрены на заседаниях научно-методического объединения учителей литературы Политехнической гимназии; на семинарах, научно-практических конференциях; заседаниях лаборатории литературного образования ИОСО РАО (г. Москва) и освещались в публикациях по теме исследования.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании системы интеграционного освоения понятия^художест-венный образ»и связанных с ним частных теоретико-литературных понятий; в предложенном методическом решении проблемы формирования теоретико-литературных знаний в средних классах с учетом основных концептуальных положений системы развивающего обучения и специфики литературы как учебного предмета; в разработке технологии интеграционного изучения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла на основе синхронного, поэтапного освоения понятия «художественный образ»; в разработке новых форм и видов классных и внеклассных занятий: интегрированных блок-уроков, уроков-исследований (интегрированных и в рамках одного учебного предмета), творческих практикумов, различных форм внеурочной исследовательской и творческой деятельности учащихся.
Практическая ценность исследования заключается в разработке техно* логии интеграционного освоения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла, позволяющей осуществлять этот процесс как деятель-ностный, личностно-мотивированный, обеспечивающий исследовательский и творческий характер труда ученика; в разработке методики, соответствующей возрастным возможностям учащихся средних классов, целям и задачам обучения, которая с успехом может быть использована в процессе преподавания литературы практически по любой го существующих программ (в диссертации представлены таблицы, схемы, подробные разработки отдельных тем, уроков различных типов, внеклассных мероприятий, тексты проверочных и контрольных работ).
Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается: 1) совокупностью теоретических положений, полученных в результате исследования современных достижений философии, эстетики, литературоведения, искусствознания, психологии, педагогики, методики литературы, которые положены в основу разработанного нами интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла в 5-8 классах; 2) результатами опытно-экспериментальной проверки теоретических положений диссертации; 3) внедрением в практику учебно-методических материалов и их положительной оценкой педагогами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Художественный образ - центральное, системообразующее понятие для всех видов искусства, особый, эмоциональный, естественный и необычайно продуктивный способ познания, в котором заложены огромные методические возможности, позволяющие сделать это понятие не только объектом, но и способом изучения теоретического материала.
2. Наиболее плодотворным и продуктивным, соответствующим предмету изучения, возрастным особенностям и возможностям учащихся средних классов является путь интеграционного изучения теоретических основ литературы и предметов эстетического цикла и рассмотрения «частных» понятий того или иного предмета в■ свете их значимости для процесса создания художественного образа.
3. Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет собрать в единый комплекс выразительные возможности и средства воздействия различных видов искусства; рассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ» (синхронно и комплексно); развивать системность и полифонизм мышления, способствовать формированию обобщенных способов усвоения научных понятий; сделать процесс освоения теоретического материала ярким, наглядным, компактным и результативным.
4. Под поэтапным формированием понятия художественный образ подразумеваются разные уровни понимания единства и взаимообусловленности его важнейших компонентов учащимися 5-6, 7 и 8 классов.
5. Формирование понятия «художественный образ» (и связанных с ним частных теоретических понятий) целесообразно осуществлять как в связи с чтением и изучением художественных произведений, так и на специальных теоретических уроках.
6. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен быть организован (с учетом специфики возраста) как осознанная, личностно-мотивированная деятельность учащихся (самостоятельная и под руководством учителя), основанная на деловом общении детей в процессе обучения, учитывающая: их интересы, потребности, творческие способности и склонности, а также опираться на специфику литературы как учебного предмета, сочетая методы и приемы как художественного (образного), так и научного (понятийного) мышления. В связи с этим, основная форма организации познавательной деятельности учащихся в системе развивающего обучения -коллективно-распределенная деятельность - должна строится на сочетании исследовательских и творческих форм и видов работы (интегрированные блок-уроки, уроки-исследования, творческие практикумы, исследовательская и творческая внеурочная деятельность учащихся). Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и Приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Взаимосвязь интерпретаций литературных и музыкальных произведений на уроке в средней школе2003 год, кандидат педагогических наук Борщевская, Марианна Юрьевна
Интеграция курсов литературы и мировой художественной культуры в процессе эстетического образования старшеклассников: 10-11 классы2004 год, кандидат педагогических наук Милованова, Ольга Викторовна
Анализ поэтики прозы В.М. Шукшина на уроках литературы в средней школе2010 год, кандидат педагогических наук Чернова, Людмила Николаевна
Изучение мифов народов мира на уроках литературы в 5-9 классах2003 год, кандидат педагогических наук Вдовина, Ольга Александровна
Формирование понятия "Тема художественного произведения" в 5-8 классах: На материале рассказов А.П. Чехова2005 год, кандидат педагогических наук Бороздунова, Любовь Васильевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Барановская, Ирина Рашидовна
2. Общие выводы
Исследование проблемы формирования теоретико-литературных понятий / и интеграции с предметами эстетического цикла на основе поэтапного освоения понятия «художественный образ» в 5-8 классах привело нас к следующим выводам:
1. Дальнейшее совершенствование преподавания литературы в школе неразрывно связано: 1) с современными подходами к обучению и воспитанию (внимание к субъекту обучения и создание полноценных условий для его развития; с внедрением методик развивающего обучения; стремлением к системности знаний, к интегративному освоению учебных предметов); 2) с осмыслением литературы как части художественной культуры;
2. Полноценное восприятие и правильная оценка художественного произведения как эстетической ценности возможны на основе понимания учащимися образной природы искусства, его важнейших законов и специфических особенностей каждого вида, в связи с чем необходимо уже на ранних этапах обучения введение понятия об образности художественного произведения (и поэтапное формирование понятия «художественный образ»).
3. Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен опираться на специфику литературы как учебного предмета, на образную природу искусства, сочетая методы и приемы как художественного (образного), так и научного (понятийного) мышления.
4. Наиболее плодотворным и продуктивным, соответствующим предмету изучения, возрастным особенностям и возможностям учащихся средних классов, мы считаем путь интеграционного изучения теоретических понятий литературы и предметов эстетического цикла и рассмотрения «частных» понятий того или иного предмета в свете их значимости для процесса создания художественного образа (и в связи с синхронным и поэтапным формированием этого понятия). Под поэтапным формированием понятия «художественный образ» подразумеваются не этапы освоения его отдельных компонентов, а разные уровни понимания их единства и взаимообусловленности учащимися 5-6, 7 и 8 классов, а формирование понятия «художественный образ» (и связанных с ним частных теоретических понятий) осуществляется как в связи с чтением и изучением художественных произведений, так и на специальных теоретических уроках. При этом понятие «художественный образ» становится также и способом освоения теоретического материала, и «содержательным обобщением».
5. Изучение теоретико-литературных понятий (равно как и теоретических понятий предметов эстетического цикла) должно быть организовано (с учетом специфики возраста) как осознанная, личностно-мотивированная деятельность ученика (самостоятельная и под руководством учителя), основанная на деловом общении детей в процессе обучения, учитывающая их интересы, потребности, творческие способности и склонности.
6. Наиболее плодотворной формой организации познавательной деятельности учащихся является коллективно-распределенная деятельность, которая строится (согласуясь со спецификой предмета) на сочетании исследовательских и творческих форм, последовательно реализующихся в процессе изучения одной темы (проблемы): интегрированные блок-уроки, уроки-исследования, творческие практикумы, исследовательская и творческая внеурочная деятельность учащихся.
7. Принцип изучения литературы и предметов эстетического цикла на основе выявления их общности и специфики позволяет: 1) рассматривать общие теоретические проблемы и частные теоретические понятия в тесной взаимосвязи с процессом формирования понятия «художественный образ» (синхронно и комплексно); 2) развивать системность и полифонизм мышления; 3) способствует формированию обобщенных способов усвоения научных понятий; 4) позволяет сделать сам процесс освоения теоретического материла более ярким, наглядным, предметно-представимым, компактным и результативным.
3. Перспективы дальнейшего исследования
Проблема формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического цикла нуждается в дальнейшей разработке. Возникает необходимость:
1) создания системы работы по интеграционному (литература и мировая художественная культура) освоению теоретического и художественного материала в 9-И классах (как продолжение предложенной нами системы работы для 5-8 классов);
2) совершенствования форм и методов работы по изучению литературы (и предметов эстетического цикла) в системе развивающего обучения;
3) создания методического и материально-технического обеспечения для работы в режиме технологии интеграции в 9-11 классах.
4) исследования влияния интеграционного изучения литературы и предметов эстетического цикла на общее и эстетическое развитие учащихся.
Заключение
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Барановская, Ирина Рашидовна, 2002 год
1. Классические труды по эстетике и литературной критике
2. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Политиздат, 1957.
3. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 1. -М: Искусство, 1973.
4. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 3. М.: Искусство, 1973.
5. Гегель. Эстетика: в 4 т. Т. 4. М.: Искусство, 1973.
6. Дидро Д. Избранные произведения. -М., JI., 1951.
7. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. М: Мысль, 1966.
8. Лессинг Г.Э. Лаокон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1. М., 1976.
10. Платон. Сочинения. Т. IV. СПб., 1863.
11. Ю.Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф.В.
12. Соч. в 2 т. Т. 1.-М., 1987. И.Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. // Белинский В.Г.
13. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 10. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959. 12.Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Собр. соч. в 13 т., т. 2.
14. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959. 1 З.Белинский В.Г. Полн. собр. соч., в 13 т. Т. 6. М.: Изд-во АН СССР, 19531959.
15. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 т. Т. 11. М.: Изд-во АН СССР, 1949.1.. Эстетика, литературоведение, психология
16. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974
17. Ауэрбах Э. Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983.
18. Ауэрбах Э. Мимезис. Изображение действительности в западноевропейской литературе; перевод с немецкого. М., 1976
19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Художественная литература, 1975.
20. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
21. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского. М.: Художественная литература, 1972.
22. Бейлин И .Я. Социально-эстетическая природа художественной условности (на материале искусств драматического театра). Автореферат дис. . канд. философских, наук. -М., 1980.
23. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2.-М., 1979.
24. Борев Ю.Б. Эстетика, 4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988.
25. Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. -М.: Советский писатель, 1982.
26. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М., 1956.
27. Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования. Статьи. М.: Художественная литература, 1990.
28. Ваницзе Л. Проблема условности в киноискусстве. Автореферат дис. . канд. искусствоведения. Л., 1976.
29. Ванслов В.В. Что такое искусство? М.: Изобразительное искусство, 1988.
30. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие. / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. /-М.: Высш. шк.; Издат. центр «Академия», 1999.
31. Вейдле В.В. О двух искусствах: вымысла и слова. // Новый журнал. Нью-Йорк. - 1970. - №100.
32. Веселовский А.И. Историческая поэтика. -М., 1989.
33. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. -М.: Просвещение: Владос, 1995.
34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. -М., 1967.
35. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1996.
36. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1968.
37. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. -М., 1972.
38. Гачев Г.Д. Образ в художественной культуре. М., 1981.
39. Гей Н.К. Образ и художественная правда. В кн.: Теория литературы в историческом освещении. Т. 1. -М, изд-во АН СССР, 1962.
40. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.
41. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.
42. Джеймс У. Психология. Гл. XVI, «Ассоциация». -М.: Педагогика, 1991.
43. Дмитриева В.А. Реализм и художественная условность. М.: Советский писатель, 1974.
44. Дмитриев В.А. Условность художественная. В кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 9. -М.: Советская энциклопедия, 1978.
45. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.
46. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 1990. Т. 1.
47. Дмитриева Н.А. Литература и другие виды искусства / Краткая литературная энциклопедия, т. 1. -М. Советская энциклопедия, 1978.
48. Добин Е. Сюжет и действительность. Л.: Советский писатель, 1976.
49. Дремов А.К. Художественный образ. М.: Советский писатель, 1961.
50. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
51. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. -М: Флинта, Наука, 1998.
52. Ефимов А. Образная речь художественного произведения. // Вопросы литературы. 1959. - №6.
53. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Литературное развитие в юности. Кишинев: Штиинца, 1974.
54. Ждан В.Н. Кино и условность. М.: Искусство, 1971.
55. Иезуитов А.Н. Проблема характера в современной советской литературе: АН СССР. -M.-JL, 1965.
56. Каган М.С. Морфология искусства. М., 1972.
57. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи/ ЛГУ. Л., 1991.
58. Калошин Ф.И. Содержание и форма в произведениях искусства. -М., 1952.
59. Кожинов В.В. Виды искусства. М., 1963.
60. Кожинов В.В. Художественный образ и действительность. В кн.: Теория литературы в историческом освещении, т. 1. -М., изд-во АН СССР, 1962.
61. Краткий психологический словарь / Редактор-составитель Л.А.Харченко. Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 издание. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.
62. Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1989.
63. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л., 1977.
64. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. Т.1, 2. -М., 1983.
65. Леонтьев А.Н. Искусство как форма общения: к проблеме предмета психологии искусства. Тбилиси, 1973.
66. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
67. Леонтьев А.Н. Психологический подход к анализу искусства. // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы (материалы семинара). М., 1978.
68. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1991.
69. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы. 1968. - №8.
70. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. -М.-Л., 1958.
71. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начала XIX века). - СПб.: Искусство, 1994.
72. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1993. т. 3
73. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
74. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т.1. М., 1977.
75. Манн Ю. О гротеске в литературе. В кн.: Краткая литературная энциклопедия. -М., 1964. т. 2.
76. Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма. М.: Художественная литература, 1975.
77. Мартынов Ф.Т. Магический кристалл. Эстетическое восприятие и условность в искусстве (очерк). Свердловск, 1971.
78. Медушевский В.В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа. -Киев, 1988.
79. Медушевский В.В. Художественный мир музыки и типология интонаций. В кн.: Спутник учителя музыки / С.С.Балашов, В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов и др. Сост. Т.В.Челышева. -М.: Просвещение, 1993.
80. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема. Л., 1971.
81. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А.Г.Коспока. Киев, 1986.
82. Музыка и психология. Рекомендательный указатель книг и журнальных статей / Сост. Д.А.Супоницкая. М., 1988.
83. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. -М., 1972.
84. Недошивин Г.А. Очерки теории искусства. М., 1956.
85. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1997.
86. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972.90.0вчаренко А. Социалистическая литература и современный литературный процесс, изд. 3-е, доп. -М : Современник, 1975.
87. Основы марксистско-ленинской эстетики. АН СССР. — М.: Политиздат,1960.
88. Палиевский П.В. Внутренняя структура образа // Теория литературы в историческом освещении, т. 1. М.: Из-во АН СССР, 1962.
89. Песков A.M. Аллегория // ЛЭС под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987.
90. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975.
91. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА, 1998.
92. Поспелов Г.Н. О природе искусства. -М., 1960.
93. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.
94. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М., 1965.
95. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
96. Раппопорт С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореферат дисс. . доктора философских наук. М., 1968.
97. Рубинштейн С.Л. К психологии речи. Ученые записки Ленинградского гос. пед. института им. А.И.Герцена, т. XXV, 1941.
98. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 1. -М., 1989.
99. Рунин Б. Вечный поиск. М.: Искусство, 1964.
100. Савранский И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. М.: Наука, 1979.
101. Савранский И.Л. О художественной функции ассоциативности // Эстетика и жизнь. М., 1979. - Вып. 2.
102. Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной среды. -М.1. Советский художник, 1984.
103. Скиба В.А., Чернец JI.B. Образ художественный. В кн.: Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Уч. пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. М.: Высш. шк. Изд. центр «Академия», 1999.
104. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. М., 1971.
105. Словарь литературоведческих терминов. / Редакторы-составители Тимофеев Л.И., Тураев С.В. М. Просвещение, 1997.
106. Современная книга по эстетике. М., 1957.
107. Сорокин В.И. Теория литературы. М.: Учпедгиз, 1960.
108. Тамарченко Н.Д. Введение в литературоведение. М., 1999.
109. Тарасов Г.С. Музыкальная психология. // Справочник учителя музыки. -М.: Просвещение, 1993.
110. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). -М., 1979.
111. Тарасов Г.С. Психология музыкальных потребностей // Психологический журнал. 1998. -№5.
112. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. // Избранные труды. Т. 1.-М., 1985.
113. Теория литературы в историческом освещении, т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1962.
114. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1971.
115. Тунин Е.Е. Тест Е.Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМА-ТОН, 1998.
116. Ухтомский А.А. Учение о доминанте. // Собрание сочинений, т. 1. Л.:, 1950.
117. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.
118. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. -М., 1980.
119. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.
120. Хализев В.Е. Основы теории литературы. ч. 1. -М., 1994.
121. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М., 1982.
122. Хришли А. Художественное восприятие и проблема условности в реалистическом искусстве. Автореферат дис. канд. философ, наук. -М., 1967.
123. Художественное восприятие / Под ред. Б.С.Мейлаха. -М, 1971.
124. Хьелл Л., Зипер Д. Основные положения, исследования и применение теории личности: Учебное пособие. СПб., 1997.
125. Черная Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. -Киев, 1979.
126. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. -М., 1997.
127. Шапошникова О.В. Условность художественная // ЛЭС. под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
128. Шершеневич В. «2x2-5». М, 1920.
129. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1991.
130. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. - №4.
131. Эпштейн М.Н. Образ художественный // ЛЭС под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. -М.: Сов. энциклопедия, 1987.
132. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.Л.Беляева и др. М.: Политиздат, 1987.
133. Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.
134. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
135. Якиманская И.С. Направления исследований образного мышления: Вопросы психологии. 1985. - №5.
136. Якобсон Р. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964
137. I. Педагогика, методика, учебно-методическая литература
138. Авлова Т.Г., Гербильская И.Е., Краснова Н.В., Преображенская JI.C., Тель-нова В.М. Тайны словесного искусства: Введение в поэтику. Книга для учителя. Ч. 1-2. Издание 2-е, переработанное и дополненное. СПб.: Специальная литература, 1997.
139. Авлова Т.Г., Гербильская И.Е., Краснова Н.В. и др. Тайны словесного искусства (Введение в поэтику). Книга для чтения. Ч. 1-2. СПб.: Специальная литература, 1998.
140. Азарова Н.М. Текст: пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1-2. М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1995.
141. Альбеткова Р.З. Литературные игры. Ч. 1-2: Учеб. пособие. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. - (Учеб. сер. «Шаг за шагом: Литература»)
142. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1980.
143. Альтшуллер Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. -Минск: Беларусь, 1994.
144. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991.
145. Андреев Ю.А. Движение реализма. Л.: Наука, 1978.
146. Балыбердин А.Г. Формирование теоретико-литературных понятий в школе (IV-VII классы). Киров, 1974.
147. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе: Дис. . доктора пед. наук. -М., 1974.
148. Беленький Г.И. Уроки литературы в 8 классе: Методические советы к учебнику-хрестоматии «Литература. Начальный курс». М.: Мнемозина, 2001.
149. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1976.
150. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей // Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. / АНН СССР.-М., 1982.
151. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова / Раздумья о преподавании литературы в школе/. М.: Просвещение, 1990.
152. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Теория литературы в средней школе. -М.: Просвещение, 1984.
153. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования в педагогическом вузе: Сб. научных трудов. / Бийский ГПИ. Бийск, 1994.
154. Беспалько В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
155. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
156. Библер B.C. Школа «Диалога культур» // Советская педагогика. 1988. -№11.
157. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
158. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2.-М., 1979.
159. Богданова О.Ю. Взаимосвязь восприятия и анализа литературного произведения. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. М.: Академия, 1999.
160. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
161. Богданова О.Ю., Челышева Т.В., Чертов В.Ф. Основы художественной культуры. Литература: Тестовые задания / Под ред. Н.А.Селезневой, В.П.Беспалько. М.: ВЛАДОС, 1999.
162. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений. В кн.: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях. / ПОд ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.
163. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979
164. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.
165. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.
166. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. - №9.
167. Боровик М.Г. Системно-культурологические основы изучения гуманитарных предметов в школе (на примере литературы). Дис. . к.п.н. СПб, 1997.
168. Браже Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.
169. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование // Программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996.
170. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
171. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1994.
172. Взаимосвязь искусств на уроках литературы (6-10 классы): Пособие для учителя / НИИ шк.: Сост. Альбсткова Р.И. М., 1987.
173. Богданова О.Ю., Челышева Т.В., Чертов В.Ф. Основы художественной культуры. Литература: Тестовые задания / Под ред. Н.А.Селезневой, В.П.Беспалько. М.: ВЛАДОС, 1999.
174. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений. В кн.: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях. / ПОд ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.
175. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979
176. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.
177. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы: Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1980.
178. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. 1991. - №9.
179. Боровик М.Г. Системно-культурологические основы изучения гуманитарных предметов в школе (на примере литературы). Дис. . к.п.и. СПб, 1997.
180. Браже Т.Г. Интеграция как одно из направлений поисков в современной школе // Проблемы интеграции учебных предметов в современной школе / АПН СССР, НИИ НОВ.-М.-Л., 1991.
181. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование // Программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 1996.
182. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941.
183. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе. / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1994.
184. Взаимосвязь искусств на уроках литературы (6-10 классы): Пособие для учителя / НИИ шк.: Сост. Альбсткова Р.И. М., 1987.ния. -М, 1980.
185. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы // Феникс. 1996 - № 5.
186. Давыдов В.В. Особенности реализации содержательного обобщения в обучении // Хрестоматия по психологии.- М., 1987.
187. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
188. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
189. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Учебное пособие. -М.: Прометей, 1989.
190. Джежелей О.В. Чтение и литература // Программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. -М: Просвещение, 1996.
191. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усатов В.В. Интеграция учебных предметов. // Советская педагогика. 1987. - №9.
192. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
193. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования: Учеб. пособие для студентов педагогического бакалавриата, педагогов-практиков. СПб.: Просвещение, 1995.
194. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. Литературное образование в 5-6 классах. Методические рекомендации для учителей. 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.
195. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев: Лу-мина, 1988.
196. Изобразительное искусство (5-8 класс) / В.С.Кузин, Б.Н.Неменский // Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара. М.: Дрофа, 1998.
197. Изучение литературы в 5 классе: Методические рекомендации для учителя / Под общей ред. В.Г.Маранцмаиа и др. СПб.: Спец.Лит, 2000.
198. Изучение литературы в 6 классе: Методические рекомендации для учителя / Под общей ред. В.Г.Маранцмаиа и др. СПб.: Спец.Лит, 2000.
199. Интегративный подход при разработке содержания в средних специальных учебных заведениях / НИИ ВО. М., 1993.
200. Ионин Г.Н. Взаимосвязь литературоведения и школьного изучения литературы. Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1992.
201. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение? Учебное пособие к спецкурсу. /ЛГПИ.-Л., 1986.
202. История литературного образования в российской школе: Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся пед. специальности / Авт.-сост. В.Ф.Чертов. М.: Кафедра. - М.: Академия, 1999.
203. Как войти в мир литературы: 6 класс: Методическое пособие / А.Г.Кутузов, А.Г.Гутов, Л.В.Колосс. М.: Дрофа, 1999.
204. Как войти в мир литературы: 7 класс: Методическое пособие / А.Г.Кутузов, А.Г.Гутов, Л.В.Колосс. 3 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
205. Как войти в мир литературы: 8 класс: Методическое пособие / А.Г.Кутузов, А.Г.Гутов, Л.В.Колосс. 4 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
206. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественного произведения учащимися 4 класса. // Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. Л., 1972.
207. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Интерпракс, 1994.
208. Княжицкий А.И. и др. Концепция и программа литературного образования.- М.: МИРОС, 1993.
209. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Ростовский ГПИ. Ростов-на-Дону, 1995.
210. Колокольцев Е.Н. Взаимодействие искусств в школьном курсе литературы: Автореф. дисс. . доктора пед. наук/МГПИ. -М., 1993.
211. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы: Пособие для учителя.- Киев, Рад. школа, 1991.
212. Колокольцев Е.Н. и др. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е.Н.Колокольцева. М.: Просвещение, 1990.
213. Колокольцев Е.Н. Применение художественных иллюстрации в процессе анализа композиции литературного произведения. В кн.: Самостоятельная работа учащихся по литературе. М.: Просвещение, 1973.
214. Колокольцев Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учащихся / Е.Н.Колокольцев. М.: Просвещение, 1999.
215. Колокольцев Е.Н. Раздаточный иллюстративный материал по литературе для 5 класса. М.: Просвещение, 1990.
216. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
217. Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. Калининград, 1996.
218. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим. Вопросы, задания по литературе: Учеб. пособие по литературе для учащихся 7 кл. М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996.
219. Корст Н.О. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе. И Вопросы анашза литературных произведений. М., 1969.
220. Краевский В.В. Методы обучения в школе. // Педагогика . под ред. Пид-касистого П.И. М.: Педагогическое общество России, 1998.
221. Красноусов A.M. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М., 1959.
222. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. Тверь, 1998.
223. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников. М.: международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996.
224. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Программа развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова). 1-5 классы. М.: ИНТОР, 1997.
225. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 3 класс. изд. 3, дораб. -М.: ИНТОР, 1997.
226. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Цукерман З.А. Психологические основы построения школьного курса литературы // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. М., 1983.
227. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1981.
228. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками. // Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.
229. Курганов С. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. // Народное образование. 1989. - №2.
230. Кутьева Л.В. Изучение литературы в начальной школе как необходимая ступень литературного образования. Диссертация . к.п.н. -М., 1996.
231. Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колос Л.В. Как войти в мир литературы. 5 юл.: Методическое пособие. / Под ред. А.Г.Кутузова. М.: Дрофа, 1995.
232. Кутузов А.Г. Система творческих заданий как средство постижения произведения в его идейно-художественном единстве: Автореф дис. . к.п.н.: 13.00.02 / Московский гос. пед. институт им. В.И.Ленина. М., 1990.
233. Кутузов А.Г. Художественное восприятие как процесс сотворчества. В кн.: Как войти в мир литературы (Кутузов А.Г., Гутов А.Г., Колос Л.В.). М., Дрофа, 1995.
234. Ланин Б.А. Методика преподавания и изучения литературы / Антология / Саппоро. Slavic Reseazch Center. Hokkaido University. - 2001.
235. Лавлинский С.П. Учебный диалог: природа и функции в процессе анализа литературного произведения: Автореферат дис. . к.п.н.: 13.00.01 / РАО Исслед. центр эстетического воспитания Института развития личности. -М„ 1999.
236. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы. М., 1999.щ 242. Лернер И .Я., Скаткин М.Н. Методы обучения. Российская педагогическаяэнциклопедия. В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М., 1993.
237. Литература. Начальный курс. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Авторы-составители Снежнев-ская М.А., Хренова О.М. М.: Мнемозина, 1997.
238. Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Авторы-составители Хренова О.М., Снежневская М.А.-М.: Мнемозина, 1998.
239. Литература. Начальный курс. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Под редакцией Г.И.Беленького. -М.: Мнемозина, 1999.
240. Литература. Начальный курс. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Под редакцией Г.И.Беленького. -М.: Просвещение, 2000.
241. Литературное образование: 5-6 кл.: Методические рекомендации для учителя / О.Н.Зайцева, М.Б.Ладыгин. 4 изд. стер. - М.: Дрофа, 2000.
242. Литература 5-11 кл.: Сборник нормативных документов / Сост. Т.А.Калганова. М.: Дрофа, 1998.
243. Литература. 5 класс. Хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы, гимназий, лицеев. В 2 ч. Ч. 1/ Авторы-составителиА.Г.Кутузов, М.Б.Ладыгин. М.: Просвещение, 1992.
244. Лобова А.Ф. Школа самовыражения: Книга для педагогов и родителей / Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1998.
245. Лушина Е.А. Педагогическое руководство формированием литературно-художественных умений у учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ: Автореферат дис. . к.п.п.: 13.00.01 / Институт общего образования. -М„ 1999.
246. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательского воеприятия школьников. J1.: Просвещение, 1974.
247. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников. Дис. . доктора пед. наук. — JI., 1979.
248. Маранцман В.Г. Литературное развитие школьников // Методика преподавания лит-ры / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 ч. Ч. 1. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
249. Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии: Учеб. пособие. М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. - (Учеб. сер. «Шаг за шагом»: Литература).
250. Маранцман В.Г. Гуманитарное образование в современной школе // Народное образование. — 1991. — №7.
251. Маранцман В.Г. Методы и приемы изучения литературы в школе. В кн.: Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2-х ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.
252. Маранцман В.Г. Построение курса литературы с учетом возрастного развития читателя и смены видов деятельности // Программа по литературе для 5-11 классов средней школы под общ. ред. Маранцмана В.Г. СПб., 1993.
253. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977.
254. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы. «Искусство анализа литературного произведения». М.: Просвещение, 1977.
255. Меерович М., Шрагин Л. Основы культуры мышления // Школьные технологии. -М., 1997, №5.
256. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл.: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя / Под ред. М.А.Снежпевской. М.: Мнемозина, 2000.
257. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. / Под ред.
258. Е.Н.Колокольцева. -М.: Просвещение, 1990.
259. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2 т., ч. I. М., Просвещение, ВЛА-ДОС, 1994.
260. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Рольф, 2000.
261. Мирецкая Е.В. Совершенствование восприятия художественного образа подростками на уроках музыки и литературы: Автореф. дис. . кандидата пед. наук / МГПИ. М., 1984.
262. Михайлова Н.М. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии М.Б.Ладыгина и др. Лигература. 6 класс, в 2 ч. Ч. 1. М.: Дрофа, 1997.
263. Молдавская Н.Д, Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976.
264. Мосунова Л.А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в 5-7 кл.: Автореферат дис. . к.п.н.: 13.00.00 / Московский пед. университет. -М., 1997.
265. Музыка (5-8 класс) / Н.Г.Коваленко, Г.П.Сергеева и др. // Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара. -М.: Дрофа 1998.
266. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.
267. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 5 класс: Дневник музыкальных наблюдений. -М.: Дрофа, 1998.
268. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1999.
269. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 6 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.
270. Науменко Т.Н., Алеев В.В. Музыка. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000.
271. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 7 класс: Дневник музыкальных наблюдений. М.: Дрофа, 2001.
272. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2001.
273. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 5 класс. I ч. М.: ИНТОР, 1995.
274. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. 6 класс. М.: ИНТОР, 1997.
275. Новлянская З.Н., Кудина Г.Г. Литература. 6 класс: методическое пособие. -М.: ИНТОР, 1997.
276. Овсянико-Куликовский Д.Н. О преподавании теории словесности в средней школе // Вопросы теории и психологии творчества / сост. Б.Л.Лезин. -Харьков, 1907. т. I.
277. Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений: В 9 т.: Т. 6. СПБ., Изд. Овсянико-Куликовской И.Л., 1914.
278. Основные этапы развития методики преподавания литературы. В кн.: Методика преподавания литературы под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г., ч. 1. М.: Просвещение, 1994.
279. Острогорский В.П. Беседы о преподавании словесности. СПб.: Тип. В.Денакова, 1886.
280. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по литературе. Сборник 5-9 кл. / Сост. Э.А.Красновский. -М.: Дрофа, 2000.
281. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового типа/Под ред. А.П.Тряпицыной. СПб.: Образование, 1995.
282. Педагогика: Учеб. пособие / В.И.Журавлев, П.И.Пидкасистый, М.П.Портнов и др. Под ред. П.И.Пидкасистого. Рос. пед. агенство. М.: Педагогическое общество России, 1998.
283. Петрунина О.А. Формирование литературоведческой грамотности учащихся 5 и 7 классов как основы их читательской самостоятельности: Автореферат дис. . к.п.н.: 13002 / Институт общего образования. -М., 1998.
284. Плотников М.П. Психологическая школа в языкознании и методике преподавания русского языка. Курск, 1921.
285. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. -М.: Просвещение: Владос, 1996.
286. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. / Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В.Зусман, В.И.Филатов. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.
287. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Зинин и др., Под ред. О.Ю.Богдановой. М.: Изд. центр «Академия», 1999.
288. Примерные программы основного общего образования / Сост. А.М.Водянский, Н.Н.Гара. М.: Дрофа, 1998.
289. Программа по изобразительному искусству для общеобразоательных школ / Под редакцией Б.М.Йеменского. М.: Просвещение, 1992.
290. Программа по изобразительному искусству для 1-3 классов общеобразовательных школ / Авт-сост. Неменский Б.Н. М.: Просвещение, 2000.
291. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого. М.: Мнемозина, 1999.
292. Программы для общеобразовательных учебных заведений. Литература. / Под ред. В.Г.Маранцмана. М.: Просвещение, 1992.
293. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы / Под редакцией Маранцмана В.Г. СПб.: Специальная литература, 1998.
294. Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Литература 5-11 классы. М.: Просвещение, 1995.
295. Программа по музыке для общеобразовательных учебных заведений / Под ред. Д.Б.Кабалевского. -М: Просвещение, 1982.
296. Реализация идей развивающего обучения Л.В.Занкова в основной школе (5-9 класс). -М.: Новая школа, 1996.
297. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. 5-7 классы. / АПИ РСФСР. М., 1963.
298. Рез З.Я. Изучение лирики в школе. JL, 1968.
299. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Лекции по методике преподавания литературы. Л., 1976.
300. Репкин Н.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1992.
301. Роботова А.С. Художественно-образное познание действительности средствами литературы: Автореферат дис. . к.п.н. СПб.: РГПУ им. Герцена, 1996
302. Романовская З.И. и др. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: 2-3 класс. М, 1995.
303. Романовская З.И. Чтение, 2 класс. Методические рекомендации. М., 1994.
304. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - т. 1.
305. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Историко-методические очерки. -М., 1959.
306. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976.
307. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе // Известия. КПН РСФСР. Вып. 50. -М., 1953.
308. Роткович Я.А. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы. -М.: Учпедгиз, 1956.
309. Русские методисты-словесники в воспоминаниях. / Сост. В.С.Баевский. -М., 1969.
310. Рыбак А.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966.
311. Рыбникова М.А. Отклик на статью М.Пистрака «Три противоречия» // Русский язык в советской школе, 1926, №6.
312. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. -М., 1985.
313. Сафронова Е.Е. Методические приемы использования межпредметных связей на уроках литературы: Автореф, дис. . канд. пед. наук / МГПИ. -М., 1990.
314. Свирина Н.М. Литературное образование как способ вхождения школьников в художестенную культуру: Автореферат дис. . к.п.н.: 13.00.02. -СПб, 1999.
315. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
316. Скафтымов А.П. Преподавание литературы в дореволюционной школе (40-е и 60-е гг.) // Ученые записки Саратовского гос. пед. института. Выпз. -Саратов, 1938.
317. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: Книга для учителя и учащихся. М.: Флинта. Наука, 1997.
318. Смелкова З.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М.: Флинта: Наука, 1999
319. Смелкова З.С. Современные средства наглядности на уроке литературы. -М.: Флинта: Наука, 1999
320. Снежневская М.А. Теория литературы в 4-6 классах средней школы. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1978.
321. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений. М., Л.: Гос. изд. тип. им. Н.Бухарина в Ленинграде, 1928.
322. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4ч. Обнинск: Титул, 1996.
323. Стоюнин В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам, русским и иностранным. Изд. 7. СПб., 1900.
324. Сухин И.Г. Хоббиты, добывалки, гномы и прочие: Литературные викторины, лингвистические задания. М.: Новая школа, 1994.
325. Тамарченко Н.Д., Стрельцова Л.Е. Путешествие в «чужую» страну. Литература путешествий и приключений. Учеб. пособие по литературе для 5 класса школ гуманитарного типа. 2 изд., перераб. - М.: Аспект Пресс, 1995.
326. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Рига, 1997.
327. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 6 тт. -М., 1990. -Т. 3.
328. Федорец Г.В. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт) / ЛГПИ. — Л., 1989.
329. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А.Роткович. М., 1956.
330. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1976.
331. Черкезова М. В., Русская литература в национальной школе. М: Педагогика, 1981.
332. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе, 8 класс / Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. 3 изд., дораб. - М.: Просвещение, 1999.
333. Читаем, думаем, спорим: Диадактические материалы по лит.: 5 класс / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М.: Просвещение, 1997.
334. Читаем, думаем, спорим: Дидактические материалы по лит.: 6 класс / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М: Просвещение, 1997.
335. Чуриков И.И. Концепция как форма развития современного образования. Ключевые идеи гуманистического образования. Серия: Новое содержание школьного образования: культурно-философские основания. Пермь.: ЗУУНЦ, 2000.
336. Шамрей JI.B. Образный диалог времен как принцип и способ изучения художественной культуры / НИПКРО, НГПИ. Н.Новгород, 1993.
337. Шамрей J1.B. Функциональные закономерности взаимодействия науки и искусства в школьном изучении литературы. Диссертация . доктора пед. наук.-СПб, 1995.
338. Шолпо И. J1. Взаимодействие архитектуры и литературы на уроках словесности: Автореф. дис. . канд. пед. наук / РГУ. СПб., 1995.
339. Шолпо И.Л. Урок литературы урок искусства: Интерпретация художественного текста и содружество искусств на уроке литературы. (Методические рекомендации для учителей). - М.: Изд-во МАИ, 1995.3/MsJ»/ T. Z
340. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ1. На правах рукописи
341. БАРАНОВСКАЯ Ирина Рашидовна
342. Освоение понятия «художественный образ»как основа формирования теоретико-литературных знаний и интеграции с предметами эстетического циклав V-VIII классах
343. Специальность: 13.00.02 теория и методика обучения и воспитаниялитература)
344. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Приложение
345. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории литературного образования Снежневская М.А.1. Москва-20021. Оглавление
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.