Особенности восприятия и анализа философско-юмористической прозы 60-90-х гг. XX века в 11 классе: На примере произведений С. Довлатова и Ф. Искандера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Вашукова, Марина Васильевна

  • Вашукова, Марина Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 227
Вашукова, Марина Васильевна. Особенности восприятия и анализа философско-юмористической прозы 60-90-х гг. XX века в 11 классе: На примере произведений С. Довлатова и Ф. Искандера: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2005. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Вашукова, Марина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ФИЛОСОФСКО-ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ

ТРАДИЦИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

§ 1.1. Проблемы рассмотрения несатирического комизма в литературоведении и эстетике.

§ 1.2. История методического осмысления юмора и юмористической литературы в системе литературного образования в отечественной школе.

§ 1.3. Психолого-педагогические предпосылки обращения к юмористической литературной традиции в старших классах.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКО

ЮМОРИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ 60-90-х гг. XX ВЕКА В

КЛАССЕ

§ 2.1. Этапы изучения темы «Философско-юмористическая проза

60-90-х гг. XX века».

§ 2.2. Основные направления анализа произведений философско-юмористической прозы 60-90-х гг. XX века (на примере повести С. Довлатова «Заповедник»).

§ 2.3. Углубление представлений о философско-юмористической прозе 60-90-х гг. XX века (на материале повести Ф. Искандера «Созвездие козлотура»). Итоги обучающего эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности восприятия и анализа философско-юмористической прозы 60-90-х гг. XX века в 11 классе: На примере произведений С. Довлатова и Ф. Искандера»

Актуальность исследования. Поиск эффективных путей изучения отечественной литературы второй половины XX века на завершающем этапе школьного литературного образования — одна из важных исследовательских задач современной методики преподавания литературы. При наличии системы философских, литературоведческих, психолого-педагогических, социокультурных и иных предпосылок для включения многих оригинальных явлений литературного процесса этого периода в курс на историко-литературный основе в отношении большинства из них преждевременно говорить о традиции школьного изучения и детальном теоретическом и практическом методическом осмыслении. Актуальность данного исследования определяется указанными потребностями, недостаточной разработанностью вопросов изучения произведений с ведущим юмористическим видом пафоса, представляющих отечественную литературную смеховую традицию, а также необходимостью осмысления основных направлений изучения русской философско-юмористической прозы 60-90-х гг. XX века.

В своем исследовании мы опирались на научную литературу по избранной теме.

В трудах по методике преподавания литературы разработаны основные принципы, пути и приемы школьного анализа литературного произведения, в том числе в его взаимосвязи с восприятием (Ф. И. Буслаев, В. И. Водовозов, В. Я. Стоюнин, А. И. Незеленов, Ц. П. Балталон, А. Д. Галахов, JL И. Поливанов, В. П. Острогорский, А. Д. Алферов, В. В. Данилов, Н. М. Соколов, М. А. Рыбникова, В. В. Голубков, Н. И. Кудряшев, Н. О. Корст, Н. Д. Молдавская, О. Ю. Богданова, Т. Г. Браже, М. Г. Качурин, В. Г. Маранцман, Т. Ф. Курдюмова, 3. Я. Рез и др.); методы и приемы изучения в школе литературных произведений, содержащих различные виды комического (М. С. Горячкина, А. Р. Крайванова, Е. К. Озмитель, А. Г. Балыбердин, В. С. Путинцев, Г. И. Данилова, В. М. Митрохина, JI. В. Новикова, JI. С. Шакирова, И. Н. Назимов и др.); методика формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа литературного произведения (В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, Г. И. Беленький, М. А. Снежневская, JI. В. Тодоров, А. В. Дановский, А. М. Антипова и др.).

В трудах по психологии и педагогике исследованы проблемы художественного восприятия, читательского интереса, возрастные особенности школьников (Л. С. Выготский, П. М. Якобсон, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Л. И. Божович, Л. Г. Жабиц-кая, Г. И. Щукина, Л. И. Беляева, Е. Н. Крупник, И. С. Кон, В. А. Кан-Калик, В. И. Хазан и др.). В ряде работ рассмотрены функции юмора в совершенствовании процесса обучения и воспитания (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. И. Слуцкий, Л. Ф. Спирин, Н. П. Фетискин, О. А. Сергеева, Е. Г. Тулина и

ДР-)

В трудах по литературоведению и философии (эстетике) исследованы: феномен комического, его формы, эстетические, психологические и социальные функции (Аристотель, Платон, Р. Декарт, Жан-Поль, Г. Спенсер, И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Ф. Шеллинг, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, 3. Фрейд, О. Шпенглер, А. Бергсон, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, В. Я. Пропп,

A. М. Панченко, Н. В. Понырко, Ю. В. Манн, Ю. Б. Борев, Н. М. Федь, Б. Дзе-мидок, А. 3. Вулис, Л. Н. Ершов, М. Т. Рюмина, А. В. Дмитриев, А. И. Лук, М. В. Бороденко, Д. Николаев, А. Е. Кунильский, Я. Е. Эльберг и др.); принципы эстетического анализа (М. М. Бахтин, М. М. Гиршман, Н. К. Гей, Е. В. Волкова, Н. Д. Тамарченко, Б. П. Гончаров, Б. О. Корман,

B. И. Тюпа и др.); формы выражения этико-эстетической позиции автора (В. Г. Белинский, Г. Н. Поспелов, Т. А. Касаткина, Л. Ю. Фуксон, И. Ф. Волков, В. Е. Хализев и др.); традиция комического повествования в литературе второй половины XX века и творчестве С. Довлатова и Ф. Искандера (А. Г. Бочаров, Н. С. Выгон, И. Н. Сухих, М. О. Чудакова, Е. Ю. Третьякова, А. В. Лачинов и др.).

На наш взгляд, недостаточно исследованы проблемы анализа литературного произведения в зависимости от доминирующего вида пафоса как выражения этико-эстетической позиции автора (произведений с ведущим юмористическим видом пафоса), а также вопросы изучения произведений, представляющих философско-юмористическую традицию (в частности, творчества С. Довлатова и Ф. Искандера) в 11 классе.

Объектом исследования является изучение русской литературы второй половины XX века в 11 классе.

Предмет исследования — методика изучения темы «Философско-юмористическая проза 60-90-х гг. XX века» в 11 классе (на примере произведений С. Довлатова «Заповедник» и Ф. Искандера «Созвездие козлотура»).

Цель исследования — разработать методику изучения темы «Философ-ско-юмористическая проза 60-90-х гг. XX века» в 11 классе и опытно-экспериментальным путем определить наиболее эффективные варианты построения уроков, посвященных анализу произведений С. Довлатова и Ф. Искандера.

Задачи настоящей работы:

1. Провести анализ школьной практики изучения литературы второй половины XX в., систематизировать опыт и апробированные приемы школьного анализа художественных произведений с ведущим юмористическим видом пафоса, а также произведений С. Довлатова и Ф. Искандера в 11 классе.

2. Представить литературоведческое, психолого-педагогическое и методическое обоснование необходимости изучения литературной юмористической традиции в 11 классе на основе анализа современных научных представлений о феномене юмора, его функциях и роли в художественном мире произведения, а также его влияния на эстетическое, нравственное, интеллектуальное и психологическое развитие старшеклассников.

3. Обосновать правомерность рассмотрения философско-юмористической прозы как важной составляющей системы уроков по формированию и углублению представлений старшеклассников о литературе второй половины XX века.

4. Выявить особенности восприятия произведений философско-юмористической прозы 60-90-х годов XX века старшеклассниками и с учетом полученных данных разработать методику изучения темы «Философскоюмористическая проза 60-90-х гг. XX века», основные направления анализа прозы С. Довлатова и Ф. Искандера в 11 классе.

5. Создать методические модели уроков по изучению темы и анализу произведений С. Довлатова «Заповедник» и Ф. Искандера «Созвездие козло-тура» в 11 классе.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики и проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования. Изучение философско-юмористической прозы 60-90-х гг. XX века на материале произведений С. Довлатова и Ф. Искандера в 11 классе будет эффективным, если: методика изучения темы будет основана на понимании ключевой роли юмора как мировоззренческого явления и как доминирующего вида пафоса в произведениях философско-юмористической прозы; изучение темы будет проводиться в три этапа, каждый из которых соответствует определенному этапу художественного восприятия (от первичного восприятия через освоение текста к его интерпретации); направления анализа будут выбраны с учетом типологических признаков философско-юмористической прозы как стилистической общности на субъектном уровне (форма повествования) и на внесубъектном уровне (формирование представления о стиле писателя).

Методологическая основа исследования — указанные выше труды по философии, эстетике, литературоведению, психологии и педагогике, методике преподавания литературы.

Методами исследования являются теоретический анализ научных работ, педагогическое наблюдение над учебным процессом в школе, беседы с учащимися, анализ устных и письменных ответов, а также метод опытно-экспериментальной проверки — констатирующий и обучающий эксперименты.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: — представлено теоретическое обоснование необходимости особого внимания к юмористической традиции в русской литературе в связи с социальным, мировоззренческим и философско-эстетическим потенциалом юмора; разработана поэтапная методика изучения философско-юмористической прозы 60-90-х гг. XX века в 11 классе на материале произведений С. Довла-това и Ф. Искандера; представлено подтверждение эффективности рассмотрения юмора как доминирующего вида пафоса в художественном произведении в качестве центральной категории анализа произведений философско-юмористической прозы; исследованы пути углубления читательского восприятия старшеклассниками философско-юмористической прозы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе предложена экспериментально проверенная методика проведения занятий, посвященных философско-юмористической прозе 60-90-х гг. XX века, в системе уроков по русской литературе второй половины XX века в 11 классе; разработана методика анализа литературных произведений с ведущим юмористическим видом пафоса; уточнен круг теоретико-литературных понятий, необходимых при изучении таких произведений.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем представлена методика изучения темы «Философско-юмористическая проза 60-90-х гг. XX века» в 11 классе, предложены варианты уроков, посвященных анализу произведений С. Довлатова и Ф. Искандера, а также система фронтальных, групповых и индивидуальных заданий. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавании литературы, при составлении курсов дополнительного образования, факультативов и спецкурсов в общеобразовательной и высшей школе.

Этапы исследования:

1. Первый этап (1998—2000 гг.) — изучение проблемы, рассмотрение методических вариантов проведения уроков по изучению литературы второй половины XX века, наблюдение, анкетирование и беседы с учащимися, проведение констатирующего эксперимента, изучение литературы по теме.

2. Второй этап (2000—2003 гг.) — корректировка методических моделей уроков по изучению произведений С. Довлатова, Ф. Искандера, проведение обучающего эксперимента на базе МОУ Балашихинского района (школы № 2, 3, 15, муниципальный лицей), г. Железнодорожного (школы № 11, 13), г. Москвы (лицей Международного университета), а также Института социально-экономического прогнозирования и моделирования г. Балашихи (факультет среднего профессионального образования).

3. Третий этап (2003—2005 гг.) — анализ и систематизация данных исследования и результатов эксперимента.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на достижения современной эстетики, литературоведения, психологии, педагогики, методики преподавания литературы; выбором методов исследования; участием в эксперименте достаточного количества учащихся 11 классов, представляющих школы разного профиля.

Апробация результатов исследования. Основные направления исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания литературы МПГУ, на научно-практических конференциях (Голубковские чтения, конференция молодых ученых кафедры методики преподавания литературы, научно-практическая конференция «Проблемы славянской культуры и цивилизации»), а также нашли отражение в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Внимание к философии и поэтике юмора в 11 классе в связи с особенностями интеллектуального, психологического, эстетического развития старших школьников — важный фактор формирования их интереса к отечественной прозе и урокам литературы, одно из условий успешного освоения старшеклассниками материала курса на историко-литературной основе.

2. Включение темы «Философско-юмористическая проза 60-90-х гг. XX века» в систему уроков по изучению русской литературы второй половины XX века в 11 классе способствует формированию у старшеклассников более полного представления о литературе этого периода на примере поэтики таких ярких ее представителей, как С. Довлатов и Ф. Искандер, а также позволяет актуализировать умения учеников видеть разноуровневые связи эстетических систем как разных литературных эпох, так и разных писателей.

3. Работу целесообразно проводить в три этапа, соответствующих динамике художественной рецепции, а именно: а) этап выявления специфики восприятия произведений философско-юмористической прозы, актуализации представлений учеников об историко-культурных и художественных особенностях отечественной философско-юмористической литературной традиции во второй половине XX века и формирования установки школьников на постижение поэтики произведений; б) этап обогащения и корректировки восприятия путем аналитического освоения текста; в) этап углубления представлений о философско-юмористической прозе путем проблемно-сопоставительного анализа произведений разных авторов.

4. Учитывая тот факт, что юмор в произведениях философско-юмористической прозы рассматривается как тип пафоса, выражающий этико-эстетическую позицию автора, основным направлением анализа таких произведений целесообразно выбрать выявление авторской позиции на субъектном и внесубъектном уровнях, а отбор художественного материала проводить с учетом основных типологических особенностей философско-юмористической прозы как стилистической общности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Вашукова, Марина Васильевна

Выводы по второй главе:

1. В современной методике преподавания литературы утвердилась тенденция более глубокого и разностороннего изучения различных проявлений комического, в частности юмора в литературе, что требует решения особенно актуальной для старших классов проблемы накопления практического материала и апробации конкретных методических решений.

2. В связи с преимущественным отсутствием специальной работы по формированию представлений о феномене юмора и философско-юмористической традиции отечественной литературы закономерны результаты проведенного в рамках настоящего исследования констатирующего эксперимента, подтверждающие,наряду с интересом старшеклассников к такого рода произведениям и гибкой установкой при их восприятии, сложности и стереотипы, препятствующие их корректной интерпретации: непонимание определяющей роли юмора, его мировоззренческой и поэтикоформирующей функций, неразличение категорий «биографический автор», «автор как носитель концепции» и «герой-повествователь», упрощенное толкование документального повествования, псевдокопирования речевой реальности и др.

3. Один из эффективных путей методической работы, исключающей упрощенное представление о феномене смеха в литературе и расширяющей представленияшкольников об органичных такой литературе видах анализа, — включение в систему изучения прозы второй половины XX века темы «Фило-софско-юмористическая проза 60-90-х гг. XX века», изучение которой способствует оптимизации процесса литературного образования на завершающем этапе, созданию условий для творческого диалога, способного углубить и скорректировать с учетом эстетической природы искусства восприятие учащимися современной прозы, оживлению разноуровневых литературных, историко-культурных связей, актуализации важнейших аналитических умений старшеклассников, а также выполнению требований современного стандарта литературного образования.

4. Настоящее исследование подтвердило эффективность трехэтапного изучения темы, в основе методического построения которой — опосредованная литературоведческой и психолого-педагогической спецификой темы совокупность педагогических решений, нацеленных на создание благоприятных условий для развития школьников, обеспечение баланса между их репродук-тивой, творческой и исследовательской деятельностью, максимальный учет особенностей художественного восприятия учащихся.

5. Первый этап изучения темы предполагает самостоятельное чтение учащимися произведений, лекционные занятия, представляющие собой полифонические уроки. Основные цели работы на этом этапе — выявление особенностей восприятия текстов и стиля писателей, формирование представлений о социокультурных предпосылках расцвета философско-юмористической прозы в 60-90-е гг. XX в., о месте данного явления в картине литературной эпохи второй половины прошлого века и истории русской литературы, об особенностях поэтики философско-юмористической прозы, знакомство с необходимыми для углубления восприятия данных произведений фактами, а также с жизненной и творческой судьбой авторов, то есть рассмотрение изучаемых произведений в контексте времени, традиции, биографии и творчества писателей.

6. Второй этап изучения темы — уроки в форме практических занятий, посвященные анализу образцов философско-юмористической прозы. Данные занятия разрабатываются на основе учета отличительных типологических черт философско-юмористической прозы как общности. Центральной категорий анализа становится юмористический пафос, а главными задачами — выявление авторской позиции на субъектном (форма повествования) и на внесубъектном уровне (формирование представления о стиле писателя не по отдельным элементам, а на уровне концепции творчества) путем актуализации образной эстетической природы искусства и рассмотрения таких сторон художественных миров, как юмористический сюжет, юмористический хронотоп, тематика, проблематика, система юмористических образов, языковая организация текста (речевые средства комического), роль юмористических деталей, ритм повествования, синтаксис и др.

7. Третий этап изучения темы — этап углубления представлений о философско-юмористической прозе путем сопоставления самостоятельно прочитанных и проанализированных произведений. Здесь акцент переносится на индивидуализацию учебных заданий и проблемно-сопоставительный анализ, позволяющий обобщить представления о философско-юмористической прозе как общности и об индивидуальном стиле каждого из писателей.

8. Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет говорить о правомерности сформулированной гипотезы исследования, обогащении восприятия старшеклассниками произведений Довлатова и Искандера в связи с положительной динамикой формирования у них таких умений и навыков анализа, как более глубокое понимание школьниками отличия юмора и сатиры как видов пафоса; оценка эстетической природы особой легкости повествования; различение категорий «образ автора» и «герой-повествователь»; использование в процессе анализа понятий, характеризующих философско-юмористическую прозу как художественную общность (юмористический герой, юмористический сюжет, локализация художественного мира, юмористические средства выразительности, речевая характеристика и речевые способы выражения авторской позиции), и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общие итоги исследования в его теоретическом и экспериментально-практическом аспектах, можно констатировать, что основные его задачи в целом решены, а положения сформулированной гипотезы исследования были подтверждены в ходе экспериментальной работы.

Предложенная методика изучения произведений С.Довлатова и Ф.Искандера расширяет границы изучения литературы второй половины XX века, картина которой будет не полной без рассмотрения феномена философско-юмористической прозы — явления, отразившего тенденции развития художественного сознания второй половины XX века и связанного с продуктивной традицией отечественной смеховой культуры.

Важной для полноценного литературного образования и центральной при рассмотрении особенностей восприятия и анализа философско-юмористической прозы в 11 классе категорией мы считаем юмор.

Проведенное исследование подтвердило, что особое внимание к изучению юмора как высшего интеллектуального вида комического и к художественной практике юмора в литературе стимулирует развитие интеллектуальных, литературных способностей и эстетического вкуса, а также позволяет ввести учащихся в мир философских, аксиологических, культурологических и других проблем истории и современности, человеческих взаимоотношений.

Этот аспект очень важен для старшеклассников, так как в период их личностного становления он помогает сформулировать личные взгляды, принять определенную гражданскую и моральную позицию, воспитать чувство здорового критицизма в контексте философского приятия мира во всей его противоречивости и стремления к гармонии.

Включение в систему литературного образования в 11 классах темы, основные этапы и направления изучения которой были рассмотрены в кашей работе, способствует расширению литературной и культурной эрудиции выпускников школы, а также формированию у них культуры смеха, творческого отношение к действительности, умения корректно и глубоко оценивать соотношение смешного в жизни и в искусстве, все более совершенного владения методом критического наблюдения над современным материалом отечественной массовой юмористики.

Смех и юмор в школе — проблема комплексная, многоплановая и междисциплинарная. Некоторые ее аспекты, затронутые в работе, а также представленные методические рекомендации, сделанные выводы могут послужить как педагогической практике, так и стать основой для дальнейшего исследования, углубления научного осмысления рассматриваемых проблем в тех или иных актуальных направлениях.

В качестве перспективы исследования можно указать на необходимость накопления методического материала, способствующего решению практических задач углубления представлений школьников о поэтике писателей, традиционно изучаемых в сввязи с отрицающим пафосом сатиры, в то время как системе ценностей этих авторов не чужда философия всей палитры комического, в том числе и несатирического комизма (например, Н.В.Гоголь, М.М.Зощенко, М.А.Булгаков и др.).

Сама смеховая юмористическая традиция как в русской, так и в зарубежной литературе, рассмотренная с концептуальной точки зрения, с выявлением важных для литературного, эстетического и нравственного развития учащихся фак'юв эстетических, моральных, социальных, философских связей и взаимовлияний, аллюзий и явления интертекстуальности представляет самостоятельный научный интерес.

Продуктивно развитие данной темы в рамках психолого-педагогических исследований, в центре которых должны быть возрастные, психологические, тендерные, национальные, социальные, культурно-исторические факторы обусловленности у школьников развития чувства юмора и уровня эстетической восприимчивости к разным видам и проявлениям комического в литературе, а также разработка системы изучения форм и видов комического в процессе школьного литературного образования (от начальных классов до выпускного) с учетом современных литературоведческих и эстетических концепций. Интересным представляется продолжение исследования в аспекте изучения специфики создания комического эффекта в разных видах искусства (литературе, кино, живописи, музыке, театре и т.д.) и использование полученных результатов в процессе анализа литературных произведений.

1 Абашева М.П. 2 3 4 5 6 8 9

10 11

Абрамова Г.С.

Авдеева А.Ф.

Агеев А.

Агеносов В.В.

Агеносов В.В., Архангельский А.Н.

Айзенштейн Е.О.

Айзерман JI.C. Айзерман JI.C. Акулова Е.А.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Вашукова, Марина Васильевна, 2005 год

1. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — М., 2001. — 704 с.

2. Русская литература XX века, тов, 2005. —460 с.

3. Русский смех // Профиль. — С. 20-23.1. Т. 2. — Сара2002. —№ 13. —

4. Литература русского зарубежья (1918 — 1996). — М., 1998. —543 с.

5. Русская литература XIX-XX веков. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. — М., 2002. — 48 с.

6. Рассказы Ф.Искандера. XI класс. // Литература в школе. — 2001. — № 7. — С.33-35.

7. Время понимать: Проблемы русской литературы советского периода. — М., 1997. — 272 с.

8. Литература в старших классах: Уроки и проблемы. — М., 2003. — 239 с.

9. Фонвизин в школе. — М., 1953. — 87 с.

10. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках старших классах / Сост. Р.И.Альбеткова. — М., 1991. — 175 с.12 Александрова М.13 Александрова С.И.14 Алексеева В.В.

11. Улыбка судьбы. Фазиль Искандер получил орден // Российская газета. — 1 октября 2004 года — №216(3593). —С. 6.

12. Юмор Чехова как взгляд на мир // Уроки литературы в 10 классе. — Чебоксары, 1997. — С. 34-42.

13. О подходах к моделированию системы нравственно-эстетического воспитания на уроках литературы // Гуманитарное образование в высшей и средней школе. — Уссурийск, 2001. — С.176-181.1516 1718 1925

14. Алексеева Л.Ф. Алферов А.Д. Альбатырова В.Н.

15. Русская литература XX века, тов, 2005. —494 с.1. Т.1.191 Сара

16. Родной язык в средней школе. — М., 1911. — 145 с.

17. Развитие методики преподавания литературы в 1950-1970-е годы. (Историкобиблиографический аспккт).: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед наук. — СПб., 1991. — 16 с.

18. Анализ литературного произведения. Сб. научных трудов / Отв. ред. Д.Н.Черниговский. — Киров, 1995. — 175 с.

19. Слова — моя профессия»: О прозе Сергея Довлатова // Вопросы литературы. — 1995. — № 1. — С. 3-22.

20. Развитие самостоятельности старшеклассников на уроках углубленной работы над текстом художественного произведения. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед наук. — М., 1997. — 180 с.

21. О традициях и современных проблемах анализа художественного произведения в школе // Проблемы славянской культуры и цивилизации. Материалы научно-методической конференции. — Уссурийск, 2001. С. 263-273.

22. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы. Учебное пособие. — М., 2003. — 264 с.

23. Букет и венок (К пятой годовщине со дня смерти Сергея Довлатова) // Общая газета. — 1995. — 25 августа. — С. 5.

24. Наша маленькая жизнь // Довлатов С. Собр. соч: В 3 т. — Т. 1. —СПб., 1995.— С. 5-24.

25. Театрализованный реализм (О повести Сергея Довлатова «Филиал») // Звезда. — 1989. — № 10, —С. 19-20.27

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.