Особенности синтетизма творчества М. Волошина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Гордина, Мария Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Гордина, Мария Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Синтез как основной принцип организации образной системы в творчестве М. Волошина
1.1. Образ Киммерии как воплощение синтетизма творчества
М. Волошина
1.2. Мотив жертвы как воплощение синтетизма историософских исканий М. Волошина
1.3. Синтетизм образа времени в творчестве М. Волошина
1.4. Синтетизм профетических мотивов и образов в произведениях
М. Волошина о русской революции
1.5. Отражение философии всеединства В. С. Соловьёва в образной системе
М. Волошина
Глава 2. Особенности интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина
2.1. Поэтика экфрасиса в художественной системе М. Волошина
2.2. Особенности импрессионистической поэтики в цикле М. Волошина «Париж»
2.3. Интермедиальная реализация синтеза слова и живописи в «киммерийском» творчестве М. Волошина
2.4. Синтетизм литературно-критического портрета в творчестве
М. Волошина
Заключение
Литература
Приложения
/ ^
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творческое наследие В.Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа2011 год, кандидат филологических наук Хаминова, Анастасия Алексеевна
Книга М.А. Волошина "Путями Каина" в литературном контексте первой трети XX века: историософия и поэтика2005 год, кандидат филологических наук Опарин, Павел Геннадьевич
Творчество М. А. Волошина: геопоэтический аспект2022 год, кандидат наук Скокова Динара Сергеевна
Словесная живопись в русской прозе ХIХ - начале ХХ вв.2013 год, кандидат наук Дмитриевская, Лидия Николаевна
Интертекстуальность поэзии В. Брюсова2004 год, кандидат филологических наук Сатретдинова, Альфия Хамитовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности синтетизма творчества М. Волошина»
ВВЕДЕНИЕ
Исследование синтетизма как структурообразующей основы творчества художников Серебряного века является одной из актуальных задач современного литературоведения. Рубеж ХХ-ХХ1 веков стал временем повышенного интереса к творческому наследию «возвращённых» авторов эпохи модернизма, основой миропонимания и творческого метода которых зачастую являлось стремление к синтезу как новому взгляду на искусство, мир и место в нём человека как художника и творца. Серебряный век унаследовал идею жизнетворчества от западных, в частности немецких романтиков, безусловно, внеся в неё свой особенный мистериальный колорит: «литургический синтез» Вяч. Иванова, А. Белого, «великая Мистерия» А. Н. Скрябина и др. Значительное влияние на художников-модернистов оказало творчество немецких философов Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, И. Канта, работы Р. Вагнера, а также философские труды Вл. Соловьёва, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Ф. Фёдорова и др.
У истоков исследования синтетизма эстетики Серебряного века в российском литературоведении стояли такие учёные, как Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова, И. А. Азизян, В. Н. Альфонсов и др. Расширению поля изучения художественного синтеза посвящена ежегодно проводимая Учебно-научным филологическим центром Московского педагогического государственного университета конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре» под руководством д. ф. н., профессора И. Г. Минераловой. Изучению интермедиальной реализации художественного синтеза посвящены такие конференции, как «Синтез искусств и рождение стиля» (Москва, сентябрь 2004), Третья Международная конференция «Метафизика искусства. Мелос и логос: диалог в истории» (Санкт-Петербург, ноябрь 2004), «Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований (Санкт-Петербург, 2000) и др.
Публикуемые по итогам конференций материалы вносят весомый вклад в историю изучения художественного синтеза и во многом формируют современное состояние изучения этой проблемы.
Данная работа посвящена исследованию художественной системы М. Волошина, творческие искания которого столь разнообразны и взаимообусловлены (поэт, художник, литературный критик, искусствовед, публицист, краевед и т. д.), что имеет смысл говорить о «синтетическом характере его дарования» [114, 217]. Термины «синтез» и «синтетизм» являются основополагающими в нашем исследовании, поэтому представляется целесообразным уточнить их содержание. И. Г. Минералова пишет, что «под синтезом в самом общем смысле понимается соединение разнохарактерных сторон и элементов в качественно новое целое» [114, 6], подчёркивая важность для художников-модернистов «гегелевской вариации этого методологически безусловно верного осмысления, когда синтез является членом известной триады (тезис — антитезис — синтез), высшим и объединяющим в себе другие два члена, слитые в новое качество» [114, 6]. Таким образом, особенно важным является создание гармоничного единства, компоненты которого неразделимы и подчинены какому-либо интегрирующему замыслу. В рамках литературоведческих, культурологических и искусствоведческих исследований, как правило, речь идёт о рассмотрении различных вариантов воплощения художественного синтеза (синтез искусств, внутрилитературный синтез и т. д.). Термин «синтетизм» трактуется отечественными исследователями по-разному. В работах Г. В. Варакиной, например, синтетизм понимается как «целостная система, включающая не только синтетические явления, наблюдаемые в культуре Серебряного века, но и принцип мышления, нацеленный на преодоление дискретности современного мира в пользу органичности человека и его бытия» [29, 1]. Е. Замятин определяет синтетизм в качестве принципа художественного восприятия действительности, а также обозначает этим термином возникшее в начале XX века направление в
искусстве [74]. В данной работе синтетизм рассматривается как основополагающий принцип творчества М. Волошина, заключающийся в стремлении к синтетичному познанию и художественному отображению мира, а также как свойство, качество, определяющее особенности текста поэта.
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена интересом современного литературоведения к рассмотрению различных аспектов синтетизма культуры Серебряного века, а также к изучению творчества «возвращённых» поэтов. На современном этапе исследований особое внимание литературоведов обращено к проблеме изучения индивидуальной онтологии писателя, рассмотрению основных философско-мировоззренческих констант авторского художественного сознания, эксплицированных в тексте произведений. Исследование особенностей взаимодействия различных семиотических систем, в частности интермедиальной реализации художественного синтеза, также является одной из актуальных задач современной науки. В данной работе осуществляется попытка определения бытийной основы, исходного смысла текста М. Волошина, при этом творчество поэта рассматривается в рамках онтологической и интермедиальной поэтики, что соответствует общим тенденциям современного литературоведения и раскрывает не исследованные ранее аспекты художественной системы М. Волошина.
Степень изученности темы. Творческое наследие М. Волошина долгое время было доступно лишь немногим специалистам. Из печати его произведения пропадают ещё при жизни автора (в 1920-х годах). Одним из шагов к «возвращению» Волошина широкой публике стало возрождение интереса к его живописным работам в 1960-е годы. В конце 70-х, к 100-летнему юбилею поэта начинают издаваться отдельные стихотворения. Эти события приближают время пристального внимания исследователей к творческому наследию Волошина.
Следует также отметить интерес к произведениям Волошина на Западе, главным образом во Франции. Именно там уже в 1969 году выходит сборник «Пути России», а в 1982-1983 годах двухтомник его стихотворений и поэм.
Во второй половине XX века было создано множество работ, направленных на исследование биографии поэта (Е. Л. Ланн, И. Т. Куприянов, Л. К. Долгополов, В. Купченко и др.). Первая диссертация, посвященная творчеству М. Волошина («Формирование поэтической личности Максимилиана Волошина», Киев, 1971) написана старейшим исследователем творчества М. Волошина И. Куприяновым. На её основании позже, в 1978 году, была написана книга «Судьба поэта». В 1981 году организуется международная конференция «Волошинские чтения», которая и по сей день раз в два года проходит в Доме поэта в Коктебеле. В 1980-1990-е и последующие годы исследователи творчества Волошина всё чаще обращаются к изучению особенностей его поэтической системы, биографический подход уже не является доминирующим.
Исследованию киммерийского творчества Волошина (поэзия и акварели) посвящены работы Т. В. Саськовой, Е. В. Завадской, А. В. Десницкой и др. К рассмотрению влияния античной эстетики на творчество М. Волошина обратились Л. Н. Столович и Н. Г. Арефьева. Появляются исследования, направленные на изучение образов пластических искусств в парижском творчестве поэта (Л. Генералюк).
Литературно-критическая деятельность М. Волошина становится объектом исследования Т. Н. Бреевой, И. Г. Киреевой, О. Б. Багеевой и др. Отражение в творчестве Волошина его историософских воззрений привлекает внимание Л. К. Долгополова, Н. Комолова, В. Купченко, С. Пинаева и др. Изучению переводческой деятельности М. Волошина посвящены работы В. А. Адамантовой и О. А. Бригадновой. Особенности мифопоэтики М. Волошина исследуют К. Бонецкая, С. М. Заяц, С. М. Пинаев И др.
В 2002 и 2007 годах изданы две части книги В. П. Купченко «Труды и дни М. Волошина. Летопись жизни и творчества», посвящённой творческой биографии поэта в периоды с 1877 по 1916ис 1917 по 1932 годы.
Существуют работы, в которых лирика М. Волошина рассматривается в контексте символизма, постсимволизма, импрессионизма. При этом большинство исследователей творчества поэта, в частности В. В. Палачёва, отмечают, что «для поэзии М. А. Волошина характерно освоение различных литературно-эстетических традиций» [123, 5], и указывают на малую продуктивность исследования лирики Волошина в контексте какой-то одной культурной традиции. А. В. Кулинич также подчёркивает невозможность безоговорочно отнести поэзию Волошина к какому-либо из литературных течений из-за особенной широты творческого кругозора поэта.
Таким образом, в современном литературоведении внимание исследователей наследия Волошина сосредоточено в основном на изучении биографии, критики, переводческой деятельности поэта, а также на отдельных аспектах его художественного мира: мифологических и библейских образах, отражении культурфилософских исканий поэта в отдельно взятых стихотворениях и поэмах, образности, восходящей к античной культуре, и т. д. Отсутствуют работы, в которых творчество Волошина исследовалось бы как единое целое, где произведения Волошина разных жанров литературы и разных видов искусства рассматривались бы как многообразные проявления уникальных особенностей его дарования и художественного метода, то есть в русле единой концептуальной идеи. Именно поэтому представляется целесообразной попытка определения исходного смысла текста Волошина, того, что определяет стремление поэта к синтезированию в своём художественном мире представлений различных культурных, религиозных, философских систем, что объясняет его живой интерес к искусству в целостности всех его видов и форм.
Объект исследования — особенности синтетизма творчества М. Волошина. Предмет исследования — различные формы и средства
реализации синтетизма творчества М. Волошина. Материал исследования — стихотворения, лирические циклы, венки сонетов, поэмы, письма, критические статьи, акварельные работы автора. В работе использованы воспоминания современников, составившие мемуарную книгу «Воспоминания о Максимилиане Волошине», дневниковые записи самого поэта («История моей души»).
Цель работы — исследование средств реализации синтетизма творчества М. Волошина.
Задачи исследования:
— рассмотреть особенности мировидения, художественной позиции и авторской онтологии М. Волошина;
— выявить образы и мотивы творчества М. Волошина, являющиеся воплощением исходного смысла его текста (образ Киммерии, мотив жертвы, образ времени, профетические мотивы в творчестве о русской революции, образы, соотносимые с философией всеединства В. С. Соловьёва);
— рассмотреть пути интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина (экфрастические описания, импрессионистичность лирики и живописи, взаимодействие художественных традиций Востока и Запада в творчестве М. Волошина, литературные портреты современников, представленные в «Ликах творчества»);
— исследовать поэтику религиозного и светского экфрасиса в творчестве М. Волошина.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что творчество М. Волошина впервые рассматривается в целостности его разножанровых и разновидовых проявлений в рамках онтологической поэтики. Также в работе производится исследование особенностей интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств в творчестве М. Волошина, осуществляется попытка комплексного исследования поэтики религиозного (богородичного, храмового) и светского
экфрасиса в лирике и эпистолярном наследии поэта. Литературные портреты, представленные в четвёртой книге «Ликов творчества», в данной работе впервые рассматриваются с точки зрения интермедиальной жанровой модификации и инкорпорации образов, соотносимых с живописными, архитектурными и скульптурными произведениями искусства разных художественных традиций и эпох.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы М. М. Бахтина, А. А. Потебни, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева по исследованию структуры художественного текста и философии языка, работы И. Г. Минераловой, И. А. Азизян, О. Ю. Юрьевой и др., посвящённые изучению синтеза в литературе и искусстве Серебряного века, теоретические работы Вяч. Иванова, А. Белого, Н. Бердяева, П. Флоренского.
При рассмотрении синтеза как основного принципа организации образной системы в творчестве М. Волошина мы во многом опираемся на методологию онтологических исследований, направленных на изучение индивидуальной онтологии писателя, эксплицированных в его тексте мировоззренческих установок, поиск глубинных бытийных смыслов авторского текста (работы Ю. М. Лотмана, Л. В. Карасёва, О. В. Сливицкой, В. П. Океанского и др.).
Для исследования интермедиальной реализации синтеза литературы и пластических искусств, в частности экфрастических описаний, в творчестве М. Волошина привлечена интермедиальная методология с опорой на работы М. Маклюена, О. Хансен-Лёве, Ю. М. Лотмана, Н. В. Тишуниной, И. П. Ильина, А. Ю. Тимашкова, И. А. Есаулова, Л. Геллера, Н. Меднис и др.
В диссертационном исследовании используются описательный, культурно-исторический, биографический и структурно-семантический методы исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Стремление к синтезу как обретению бытийной целостности является исходным смыслом творчества М. Волошина. Поэзия, проза,
живописные работы М. Волошина являются воплощением синтетизма его творческих исканий.
2. Наиболее значимые образы и мотивы творчества М. Волошина могут быть рассмотрены в качестве воплощения исходного смысла текста поэта. Это образы Киммерии, времени, образы, соотносимые с философией всеединства В. С. Соловьёва, мотив жертвы и профетические мотивы в произведениях о русской революции.
3. Синтез литературы и пластических искусств в художественной системе М. Волошина получает «интермедиальное воплощение» и реализуется преимущественно в виде интермедиальной инкорпорации, частным случаем которой является экфрасис. Наиболее полно в творчестве поэта представлен религиозный экфрасис (богородичный и храмовый), характеризующийся контаминацией скульптурной, архитектурной и живописной образности.
4. При исследовании парижской лирики М. Волошина наиболее выраженными представляются интермедиальные связи текста поэта с живописью французских импрессионистов. Цикл «Париж» представляет собой воплощение представления Волошина о формирующем, моделирующем влиянии живописи на восприятие зрителем окружающей действительности. Стихотворения данного цикла можно назвать поэтическими импрессионистическими пейзажами, созданными под воздействием полотен художников-импрессионистов.
5. Акварели Волошина, представляющие собой синтетичные произведения искусства, воплощают евразийность художественного мира М. Волошина (интермедиальные связи с творчеством импрессионистов и японских гравюристов) и характеризуются неразделимостью поэтического и живописного текстов при восприятии работы.
6. Литературно-критические портреты, созданные М. Волошиным, рассматриваются в данном исследовании в рамках реализации интермедиальной жанровой модификации и характеризуются
мифологичностью, импрессионистичностью изображения модели, а также синтезированием кодов различных искусств при создании образа описываемого художника.
Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней реализуются различные методы и приёмы исследования художественного синтеза, воплощаются современные принципы онтологического исследования и интермедиального анализа художественного текста. Предлагается ряд новых интерпретаций художественных образов поэзии и прозы М. Волошина, раскрываются новые аспекты в исследовании литературных и живописных работ поэта.
Практическая ценность данного исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы при подготовке научных трудов, в общих курсах по истории русской литературы и культуры, при дальнейшей разработке интермедиального и онтологического подходов к изучению отечественной словесности. Результаты исследования также могут быть представлены в виде вузовского спецкурса или спецсеминара для студентов-филологов «Особенности синтетизма творчества М. Волошина».
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в форме докладов на различных научно-практических конференциях: «Международные Волошинские чтения-2011» (Коктебель, Украина), Международная научно-практическая конференция «Образование и наука без границ-2011» (Болгария), Региональная научно-практическая конференция «Современные проблемы изучения и преподавания литературы» (в рамках Кудрявцевских чтений) (Иркутск, 2011 г., 2012 г.), 65-я студенческая конференция ВСГАО по итогам учебного года (Иркутск, 2011 г.), 66-я студенческая конференция ВСГАО по итогам учебного года (Иркутск, 2012 г.), 67-я студенческая конференция ВСГАО (Иркутск, 2013 г.), Международная научно-практическая конференция «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы:
содержание, формирование, пути оптимизации (г. Иркутск, 2011 г.), «Современная филология: теория и практика-2012» (г. Москва, 2012 г.), Байкальский научный форум «Судьба и творчество Достоевского: современное состояние изучения» (Иркутск, 2012 г.).
Основные положения диссертации отражены в двенадцати публикациях общим объёмом 4,4 п. л., из них три — в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Диссертационная работа посвящена исследованию особенностей синтетизма творчества М. Волошина. Полученные результаты соответствуют пунктам 4, 8, 9, 12 и 19 паспорта специальности 10.01.01. Русская литература.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1.
СИНТЕЗ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ВОЛОШИНА
Рубеж Х1Х-ХХ вв. становится временем, когда процессы поиска, осмысления и накопления новых художественных идей и форм, попытки синтеза разных жанров и видов искусства, традиций различных культур, эпох и стилей сопровождаются кризисом сформировавшейся к тому времени системы научных, этических и эстетических ценностей. Обычное для любого рубежа столетий ощущение переломности развития сопровождалось осознанием зыбкости всего мироустройства, в то же время это был период подведения итогов уходящего и обострённых попыток предугадать грядущее. Именно в этой атмосфере мировоззренческого кризиса и стремления к пересозданию действительности силой творческого эксперимента происходит философское осмысление и оформление идеи синтеза в трудах Вл. Соловьёва, П. Флоренского, Н. Бердяева, С. Булгакова, Н. Лосского, С. Франка, А. Ф. Лосева, в художественных произведениях и теоретических изысканиях А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока и др. Художественный синтез в культуре Серебреного века рассматривался «не просто как плодотворный технический и стилистический приём художественного творчества. В теоретической программе символизма 1900-х годов ему было придано уникальное значение средства для разрешения масштабных религиозно-мистических, выходящих за рамки художественного творчества, задач» [102, 25]. Именно такое понимание природы художественного синтеза лежит в основе «великого синтеза» Вл. Соловьёва, «литургического синтеза» Вяч. Иванова, мечты о пересоздании действительности посредством великой Мистерии А. Н. Скрябина и т. д. Однако в творческой практике художественный синтез воплощается, как правило, в различных вариантах реализации синтеза искусств (храмовый ритуал, дворцово-парковые
ансамбли, включение в ткань литературного произведения образов визуальных искусств, музыки и т. д.), а также внутрилитературного (жанрового) синтеза.
В контексте культуры Серебряного века художественный мир М. Волошина представляется ярким воплощением синтеза различных сфер творческой деятельности (поэтическое творчество, литературная критика, публицистика, живопись), синтеза философских идей Востока и Запада, синтеза различных религиозных представлений (буддийских, исламских, христианских, языческих), синтеза рационального и художественно-образного познания (историософская лирика). Целостность и взаимосвязь всего в мире, как считал Волошин, должны быть наиболее понятны и доступны людям творческим, так как они принадлежат абсолютному времени и способны посредством духовного опыта, теургического созидания выходить за пределы своего актуального земного воплощения. Художники видят мир в его истинном свете, остальные же люди способны прозреть только благодаря их работам, «художники — глаза человечества» [53, 212]. Поэтов же можно назвать проводниками в мир непознанного, «изназывателями божественных имён», способными видеть, слышать и вербально проявлять мир в его богозадуманном состоянии.
Художественный образ синтетичен по своей природе и, являясь формой отражения действительности искусством в соответствии с особенностями эстетического идеала художника, имманентно содержит в себе черты творческого сознания автора, его духовных исканий и эмпирических переживаний. Образ — это своеобразный диалог между предметом изображения и художником, в ходе которого автор выделяет в своём субъективном впечатлении наиболее значимое и находит для его выражения свойственную особенностям его художественного мира форму. При этом в содержание образа входят не только явные, данные в настоящий момент черты предмета, но и то, что скрыто от глаз и, возможно, ещё только спит, готовое пробудиться в ближайшем будущем, или, наоборот, было
важным и имело место в далёком прошлом, вещественные свидетельства которого уже давно скрыты временем. Художник смотрит на изображаемое, чувствует его внутреннюю сущность, усваивает его, чтобы сделать органичной частью своего творческого мира, даёт ему иное имя и создаёт заново, наполняя когда-то абсолютно посторонний предмет чертами породившего его авторского сознания. При этом образ, являясь отражением реального мира через призму художественного видения автора, может обладать определённым символическим смыслом, быть наполненным идеологически. Термин «эйдологический символ» введён О. Ю. Юрьевой, исследовавшей синтетическую природу образов Достоевского и художников Серебряного века: «Раскрывая весь комплекс понятий, связанных с «именем идеи», зачастую являясь эмблемами идей, эти символы становятся «эйдологическими», «обрастают» рядом ассоциаций и входят в образную систему какой-либо культурной эпохи или национальной (мировой) культуры в целом (образы топора, лестницы у Достоевского; шара-глобуса у Л. Толстого и т. д.)» [165, 86]. В данной работе мы пользуемся именно этим значением термина, так как он в полном объёме характеризует природу синтетизма образа-символа М. Волошина. Мироощущение различных творческих личностей, будь то писатели, поэты, художники, музыканты и т. д., характеризуется свойственными только им индивидуальными чертами, дополняемыми особенностями творческих направлений и школ, к которым примыкал автор. И поэтому образы кубиста так сильно отличаются от импрессионистических образов, а образность, к примеру, В. Хлебникова разнится с образами В. Брюсова.
Именно из представления об уникальности авторского мировидения, авторской мифологии и онтологии в современном литературоведении возникает онтологическое направление исследований, онтологическая поэтика, разработке которой посвящены работы Ю. М. Лотмана, В. С. Непомнящего, Л. В. Карасёва, О. В. Сливицкой, В. П. Океанского, И. А, Едошиной, Т. А. Касаткиной и др. Одной из основных особенностей
мировоззрения Серебряного века считается переход от социальной концепции человека к космической, к рассмотрению человека в онтологическом, бытийном контексте, который шире любых идеологий. Именно от религиозно-философской критики Серебряного века берёт своё начало онтопоэтика, впитавшая в себя и представление об «онтологическом реализме» Ф. М. Достоевского» (Вяч. Иванов), и об «онтологической природе слова» (С. Булгаков, П. Флоренский, А. Ф. Лосев). Онтологическая поэтика также во многом созвучна с онтологической концепцией искусства немецких философов М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера, основным тезисом которой является утверждение изоморфности онтологических законов искусства и жизни. Исходя из этого «художественное произведение следует рассматривать как устойчивый облик зафиксированного им бытия» [22].
Согласно утверждению Крохиной Н. В., «онтопоэтика изучает тип бытийной ориентации, художественный мир писателя» [93, 8], который становится «местом разрешения глубинных онтологических противоречий». А. Бореев, рассуждая о природе онтологической поэтики, предлагает рассматривать «путь поэта» в широком смысле в ракурсе его духовной биографии, «часто незримой за внешними событиями жизни, но запечатленной в художественной ткани произведений». И тогда у исследователя «появляется возможность обнаружения «самого важного» события, составившего доминанту духовного пути поэта. Такое событие — это всегда история, понимаемая как последовательная развёрнутость, протяжённость экзистенции и в то же время как некая точка её опоры, концентрация, смысловой узел, стягивающий в единый центр всё остальное многообразие жизненных смыслов» [22].
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Живопись в прозе А.П. Чехова2020 год, кандидат наук Игнатенко Александр Владимирович
Поэзия и проза Елены Гуро: к проблеме творческой индивидуальности2005 год, кандидат филологических наук Костюк, Виктория Валерьевна
Изобразительное искусство в художественном мире Д.С. Мережковского: 1880-е-середина 1900-х гг.2017 год, кандидат наук Баликова, Мария Сергеевна
Особенности индивидуального стиля Леонида Мартынова2011 год, кандидат филологических наук Павлова, Наталия Дмитриевна
Проза Вирджинии Вулф: интермедиальный аспект2017 год, кандидат наук Коврижина Яна Станиславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гордина, Мария Александровна, 2013 год
Литература
1.Адамантова В. А. Поэтика перевода М. Волошина / В. А. Адамантова. - Нью-Йорк, 1992. - 309 с.
2. Азизян И. А. Диалог искусств Серебряного века / И. А. Азизян. -Москва, 2001.-400 с.
3. Арефьева Н. Г. Максимилиан Волошин и античность : монография / Н. Г. Арефьева. - Астрахань, 2000. - 169 с.
4. Багеева О. Б. М. Волошин и В. Брюсов: литературно-критический диалог : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / О. Б. Багеева. - Тюмень, 2004. - 25 с.
5. Базанов В. В. О жанре литературного портрета в творчестве Горького / В. В. Базанов // Русская литература. - 1976. - № 4. - С. 239-244.
6. Балашов Н. Н. «Дом поэта» Максимилиана Волошина (на путях анализа поэтики одного стихотворения) / Н. Н. Балашов // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - 1978. - Т. 37. - № 5. - С. 414-423.
7. Барабаш Ю. Я. Наука об искусстве: поиски синтеза / Ю. Я. Барабаш // Вопросы эстетики и поэтики. - Москва : Современник, 1983.-С. 303-333.
8. Баранов В. Индивидуальность художника в жанре «творческого» портрета / В. Баранов, А. Бочаров, Ю. Суровцев // Литературно-художественная критика. - Москва, 1984. - С. 170-178.
9. Барахов В. С. Литературный портрет / В. С. Барахов - Ленинград, 1985.-312 с.
10. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. : трактаты, статьи, эссе. - Москва : Изд-во МГУ, 1987. - С. 387-422.
11. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - Москва : Худ. литература, 1975. - 504 с.
12. Бахтин М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин - Москва, 1995. - 204 с.
13. Белецкий А. И. Проблема синтеза в литературоведении/ А. И. Белецкий // Избранные труды по теории литературы. - Москва : Просвещение, 1964. - С. 327-364.
14. Белый А. О субъективном и объективном / А. Белый. - Москва : Свободная совесть, 1906. - Кн. 2. - С. 269- 272.
15. Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый ; сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - Москва : Республика, 1994. - 528 с.
16. Бердяев Н. А. Кризис искусства : репринтное издание / Н. А. Бердяев. - Москва : СП Интерпринт, 1990. - 48 с.
17. Бердяев Н. А. Мутные лики / Н.А.Бердяев // Философия творчества, культуры и искусства. - Москва, 1994. - Т.2. - С. 447-448.
18. Бердяев Н. А. О новом религиозном сознании / Н.А.Бердяев // Вопросы жизни. - 1905. - № 9.
19. Бердяев Н. А. Смысл истории / Н.А.Бердяев. - Москва : Мысль, 1990.- 175 с.
20. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев ; вступ. ст., сост., подгот. текста и примеч. Л. В. Полякова. -Москва : Правда, 1989. - 608 с.
21. Блок А. А. Стихия и культура / А. А. Блок // Собр. соч. : в 8 т. -Москва, 1963.-Т. 5.-С. 350-351.
22. Бореев А. Онтологическая поэтика: несколько начальных мыслей // Что хочет автор: литературный портал [Электронный ресурс] / А. Бореев. -Режим доступа : http://www.litkonkurs.ru/?dr=45&tid=67681 (20 сентября 2012 г).
23. Борисова И. Е. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме : автореферат диссертации на соискание
учёной степени кандидата культурологических наук / И. Е. Борисова. -Санкт-Петербург, 2000. - 21 с.
24. Борисова И. Е. Перевод и граница : перспективы интермедиальной поэтики // Academic Electronic Journal in Slavic Studies Toronto Slavic Quarterly [Электронный ресурс] / И. E. Борисова - Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/07/borisova07.shtml (20 июня 2012 г.).
25. Брагинская Н. В. Генезис и структура диалога перед изображением и «Картины» Филострата Старшего : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук / Н. В. Брагинская. - Москва, 1992.-33 с.
26. Бреева Т. Н. Литературно-критическая деятельность М. А. Волошина : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Т. Н. Бреева. - Казань, 1996. - 23 с.
27. Бригаднова О. А. Монография о Волошине-переводчике / О. А. Бригаднова // Русская литература. - 1993. - № 3. - С. 218-222.
28. Брюсов В. Далёкие и близкие : статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней / В. Брюсов. - Москва : Скорпион, 1912. - 218 с.
29. Варакина Г. В. Мистериальные истоки русского синтетизма в культуре Серебряного века : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора культурологических наук / Г. В. Варакина. - Кострома, 2009. - 36 с.
30. Волошин М. А. Автобиографическая проза. Дневники/ М. А. Волошин ; сост. 3. Д. Давыдов, В. П. Купченко. - Москва : Книга, 1991.-416с.
31. Волошин М. А. Александр Блок. «Нечаянная радость» / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 484-490.
32. Волошин М. А. «Александрийские песни» Кузмина/ М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 471-477.
33. Волошин М. А. Алексей Ремизов. «Посолонь» / М.А.Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 508-515.
34. Волошин М. А. Аполлон и мышь / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 96-111.
35. Волошин М. А. Валерий Брюсов. «Пути и перепутья»/ М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 407-416.
36. Волошин М. А. Голоса поэтов / М. А. Волошин // Лики творчества. -Ленинград : Наука, 1988. - С. 543-551.
37. Волошин М. А. Город в поэзии Валерия Брюсова / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 416-427.
38. Волошин М. А. Гороскоп Черубины де Габриак / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 515-520.
39. Волошин М. А. И. Ф. Анненский - лирик / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 520-528.
40. Волошин М. А. Из литературного наследия / М. А. Волошин ; редкол. В. Е. Барно, В. П. Купченко, А. В. Лавров. - Санкт-Петербург : Наука, 1991.-335 с.
41. Волошин М. А. Избранные стихотворения / М. А. Волошин ; сост., вступ. ст. и примеч. А. В. Лавров. - Москва: Советская Россия, 1988. -384 с.
42. Волошин М. А. Индивидуализм в искусстве / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 258-266.
43. Волошин М. А. Итоги импрессионизма / М.А.Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 217-221.
44. Волошин М. А. Константин Богаевский / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С.312-324.
45. Волошин М. А. Культура, искусство, памятники Крыма [Электронный ресурс] / М. А. Волошин - Режим доступа: http://voloshin.ouc.ru/kultura-iskusstvo-pamyatniki.html (21 апреля 2011).
46. Волошин М. А. Леонид Андреев и Фёдор Сологуб / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 443-450.
47. Волошин М. А. Лики творчества / М. А. Волошин ; сост. В. А. Мануйлов, В. П. Купченко, А. В. Лавров. - Ленинград : Наука, 1988. -848 с.
48. Волошин М. А. Магия творчества. О реализме русской литературы / М. А. Волошин //Весы.- 1904. -№ 11.-С. 1-5.
49. Волошин М. А. О теософии / М. А. Волошин // Наука и религия. -1990,- №2.
50. Волошин М. А. Поль Верлен. Стихи избранные и переведённые Ф. Сологубом / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука,
1988.-С. 438-443.
51. Волошин М. А. Пророки и мстители / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 188-211.
52. Волошин М. А. Россия распятая: сб. статей и стихов / М. А. Волошин ; сост. В. И. Цветков. - Москва, 1992. - 250 с.
53. Волошин М. А. Скелет живописи / М.А.Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 211-217.
54. Волошин М. А. Стихотворения / М. А. Волошин. - Москва : Книга,
1989.-544 с.
55. Волошин М. А. Театр как сновидение / М.А.Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 349-356.
56. Волошин М. А. Устремления новой французской живописи (Сезанн, Ван-Гог, Гоген) / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988.-С. 239-249.
57. Волошин М. А. Фёдор Сологуб. «Дар мудрых пчёл» / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 434-438.
58. Волошин М. А. Чему учат иконы? / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 291-295.
59. Волошин М. А. Эмиль Верхарн и Валерий Брюсов / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С.427-434.
60. Волошин М. А. «Эрос» Вячеслава Иванова / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 477-484.
61. ВолошинМ. А. «Ярь». Стихотворения Сергея Городецкого / М. А. Волошин // Лики творчества. - Ленинград : Наука, 1988. - С. 454-471.
62. Воспоминания о Максимилиане Волошине: сб. статей / сост.
B. П. Купченко, 3. Д. Давыдов. - Москва : Советский писатель, 1990. -720 с.
63. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе / Л. Геллер // Экфрасис в русской литературе: сб. тр. Лозаннского симпозиума. - Москва, 2002. - С. 5-22.
64. Генералюк Л. Город и храм в поэзии Максимилиана Волошина : экфразис или архитектурный пейзаж-гипотипозис? / Л. Генералюк // Мова 1 культура. - Киев: Вид. д1м Дмитра Бураго, 2010. - Вип. 13. - Т. II (138). -
C. 299-305.
65. Десницкая А. В. Киммерийская тема в поэтическом творчестве М. Волошина / А. В. Десницкая // Волошинские чтения. - Москва : РГБ, 1981.-С. 35-49.
66. ДзуеваН. В. Русская поэзия 1910-1920-х годов в аспекте постсимволизма (Проблемы эстетики и поэтики): автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук / Н. В. Дзуева. -Иваново, 1999.-42 с.
67. Долгополов Л. К. Волошин и русская история : на материале крымских стихов 1917-1921 гг. / Л. К. Долгополов // Русская литература. -1987,-№4. -С. 168-175.
68. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский ; худож. Р. Вейлерт. - Москва : Худ. литература, 1983. - 400 с.
69. Евнина Е. Проблема литературного импрессионизма и различные тенденции его развития во французской прозе конца XIX - начала XX в. / Е. Евнина // Импрессионисты, их современники, их соратники. - Москва, 1976.-С. 254-286.
70. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе / И. А. Есаулов. - Петрозаводск, 1995. - 288 с.
71. Есаулов И. А. Экфрасис в русской литературе нового времени: картина и икона / И. А. Есаулов // Экфрасис в русской литературе. -Москва, 2002. - С. 167-179.
72. Жолковский А. К. Избранные статьи о русской поэзии : инварианты, структуры, стратегии, интертексты / А. К. Жолковский. -Москва : РГТУ, 2005. - 654 с.
73. Завадская Е. В. Поэтика киммерийского пейзажа в акварелях М. А. Волошина: отзвуки культуры Востока / Е. В. Завадская // Волошинские чтения. - Москва : РГБ, 1981. - С. 49-58.
74. Замятин Е. О синтетизме / Е. О. Замятин // Лица: сб. ст. - Нью-Йорк : Международное литературное содружество, 1967. - С. 231-234.
75. Западное литературоведение XX века : энциклопедия. - Москва : Intrada, 2004. -560 с.
76. Заяц С. М. Духовный облик Волошина и культура XX века. Личность Волошина и традиции русского символизма / С. М. Заяц // Тирасполь. Москва. - Тирасполь, 2006. - № 1 - С. 171-177 .
77. Заяц С. М. Личность Волошина и традиции русского символизма [Электронный ресурс] / С. М. Заяц. - Режим доступа : http://www.proza.ru/2011/12/06/108 (15 апреля 2012).
78. Заяц С. М. Мифологические и библейские образы в поэзии Максимилиана Волошина в контексте его духовных исканий: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / С. М. Заяц. - Стерлитамак, 2009. - 21 с.
79. Иванов Вяч. И. Борозды и межи / Вяч. И. Иванов // Аполлон. - 1909. - № 1 (окт.). - С. 74-78.
80. Иванов Вяч. И. О поэзии Иннокентия Анненского / Вяч. И. Иванов // Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и примеч. В. М. Толмачева. - Москва : Республика, 1994. - 428 с.
81. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское : статьи (1914-1916)/ Вяч. И. Иванов. - Москва : Г. А. Леман и С. И. Сахаров, 1918. - 208 с.
82. Ильин И. П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях / И. П. Ильин. - Москва, 1988. -28 с.
83. Карасёв Л. В. Вещество литературы / Л. В. Карасёв. - Москва : Языки славянских культур, 2001. - 400 с.
84. Карасёв Л. В. Онтологическая поэтика (краткий очерк) / Л. В. Карасёв // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. - Москва : ИФ РАН, 2005.-Вып. 1.-С. 91-113.
85. Карасёв Л. В. Онтология и поэтика / Л. В. Карасёв // Вопросы философии. - 1996. - № 7. - С. 55-82.
86. Карасёв Л. В. Флейта Гамлета: очерк онтологической поэтики / Л. В. Карасёв. - Москва : Языки славянских культур, 2009. - 150 с.
87. Кассен Б. Эффект софистики / Б. Кассен. - Москва - Санкт-Петербург, 2000. - 240 с.
88. Касьянова Д. Литературные портреты писателей Серебряного века / Д. Касьянова // Литературоведение. - 2000. - № 14.
89. Квятковский А. Поэтический словарь / А. Квятковский. - Москва : Советская энциклопедия, 1966. - 378 с.
90. Киреева И. Г. Проблема творческой личности в литературно-критическом наследии М. А. Волошина: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / И. Г. Киреева. - Днепропетровск, 1992. - 18 с.
91. КомоловаН. Россия и Европа в историософской концепции Волошина / Н. Комолова // Европейский альманах. - Москва, 1999. - С. 106121.
92. Криворучко А. Ю. Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / А. Ю. Криворучко. - Тверь, 2009. - 19 с.
93. Крохина Н. П. Софийность и её коннотации в русской литературе Х1Х-начала XX веков (поэтика всеединства): автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук / Н. П. Крохина. -Шуя, 2011 г.-40 с.
94. Куприянов И. Т. Судьба поэта: (Личность и поэзия М. Волошина) : биография отдельного лица / И. Т. Куприянов. - Киев : Наук, думка, 1978. -231 с.
95. Купченко В. Странствие Максимилиана Волошина : документальное повествование / В. Купченко. - Санкт-Петербург : Логос, 1997.-544 с.
96. Купченко В. Труды и дни М. Волошина. Летопись жизни и творчества. 1877-1916 / В. Купченко. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2002. -512 с.
97. Купченко В. Труды и дни М. Волошина. Летопись жизни и творчества. 1917-1932 / В. Купченко. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. -624 с.
98. Купченко В. Ф. Достоевский и М. Волошин / В. Купченко // Достоевский. Материалы и исследования. - Ленинград, 1988. - Т. 8. -С. 203-217.
99. Ланн Е. Л. Писательская судьба М. Волошина / Е. Л. Ланн. -Москва, 1927.
100. Левичев И. В. Образ Киммерии М.Волошина как опыт поэтической теургии / И. В. Левичев // Культура народов Причерноморья. -2005.-№46,- С. 113-115.
101. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. - Москва : НПК Интелвак, 2003. - 1598 с.
102. Лосев А Ф. Высший синтез. Неизвестный Лосев / А. Ф. Лосев. -Москва : ЧеРо, 2005. - 264 с.
103. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство - СПБ, 1996. - 848 с.
104. Лотман Ю. М. Портрет / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). - Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. - С. 349-375.
105. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург : Искусство - СПб, 2001. - 704 с.
106. Макашева С. Ж. Творческая эволюция М.И.Цветаевой : онтология, концепция личности : автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук / С. Ж. Макашева - Москва, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/tvorcheskaya-evolyutsiya-m-i-tsvetaevoy-ontologiya-kontseptsiya-lichnosti (28 апреля 2013 г.)
107. Маклюен М. Галактика Гутенберга : становление человека печатающего / М. Маклюен. - Москва : Академический проект, 2003.
108. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М. М. Маковский. - Москва : ВЛАДОС, 1996. - 416 с.
109. Манн Ю. В. «Скульптурный миф» Пушкина и гоголевская формула окаменения / Ю. В. Манн // Пушкинские чтения в Тарту. -Таллинн, 1987.-С. 18-21.
110. МараховаТ. А. О жанрах мемуарной литературы/ Т. А. Марахова // Вопросы русской и зарубежной литературы. - Москва, 1967.-Вып. 69.-С. 19-38.
111. Меднис Н. И. Религиозный экфрасис в русской литературе / Н. И. Меднис // Критика и семиотика. - Новосибирск, 2006. - Вып. 10. -С. 58-67.
112. Менделевич Э. История в поэтическом мире Максимилиана Волошина / Э. Менделевич. - Орёл, 2005. - 221 с.
113. Минералова И. Г. Идеи синтеза и интеграция в истории русской литературы / И. Г. Минералова // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - Москва, 2010. - С. 23-32.
114. МинераловаИ. Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма / И. Г. Минералова. - Москва : Флинта, 2009. - 272 с.
115. Минералова И. Г. Художественный синтез в теории и практике русской словесности рубежа XIX-XX веков / И. Г. Минералова // Синтез в мировой и художественной культуре. - Москва, 2001. - С. 4-6.
116. Михаил Врубель. Исследование и анализ творчества // Мир Врубеля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vrubel-world.ru/issled8.php (15 апреля 2013)
117. Молчанов Ю. Четыре концепции времени в философии и физике / Ю. Молчанов. - Москва : Наука, 1977. - 192 с.
118. Морозова Н. Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / Н. Г. Морозова. - Новосибирск, 2006. - 21 с.
119. Наркирьер Ф. Андре Мору а / Ф. Наркирьер. - Москва, 1974. -219 с.
120. Океанский В. П. Метафизика культуры: проблемы теории и истории: учеб. пособие / В. П. Океанский. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 1998. -59 с.
121. Опарин П. Г. Книга М. А. Волошина «Путями Каина» в литературном контексте первой трети XX века : историософия и поэтика: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / П. Г. Опарин. - Киров, 2005. - 22 с.
122. Павловский А. О литературном портрете в истории русской советской литературы / А. Павловский // Русская литература. - 1973. - № 4. -С. 58-66.
123. ПалачёваВ. В. Поэма «Путями Каина» в контексте культурфилософских исканий М. Волошина : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / В. В. Палачёва. -Томск, 2003. - 18 с.
124. Пинаев С. М. Максимилиан Волошин, или Себя забывший бог / С. М. Пинаев. - Москва : Молодая гвардия, 2005. - 611 с.
125. Пинаев С. М. Поэтика мифа в произведениях М.Волошина/ С. М. Пинаев // Лев Толстой и мировая литература: проблемы войны и мира. Русский литературный авангард XX века в европейском контексте. -Симферополь, 1992.-С. 191-192.
126. Потебня А. А. Слово и миф / А. А. Потебня ; сост., подгот. текста и примеч. А. Л. Топоркова, предисловие А. К. Байбурина. - Москва : Правда, 1989.-624 с.
127. Потебня А. А. Эстетика и поэтика / А. А. Потебня. - Москва : Эстетика, 1976. - 614 с.
128. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / под ред. Н. Д. Тамарченко. - Москва : Изд-во Кулагиной, 2008. - 358 с.
129. Путенихина И. А. Поэтическая эсхатология Максимилиана Волошина: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / И. А. Путехина. - Магнитогорск, 2000. -19 с.
130. Раков В. П. «Неизречённое» в структуре стиля М.Цветаевой / В. П. Раков // Вопросы онтологической поэтики. - Иваново, 1998. - С. 87101.
131. Розенталь Э. Планета Макса Волошина / Э. Розенталь. - Москва : Вагриус, 2000. - 239 с.
132. Рубине М. Пластическая радость красоты: экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция / М. Рубине. - Санкт-Петербург, 2003. -354 с.
133. СаськоваТ. В. Киммерия в творчестве М. Волошина/ Т. В. Саськова // Время Дягилева. Универсалии серебряного века / сост. В. В. Абашеев.-Пермь, 1993.-Вып. 1. - С. 221-331.
134. Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка) : автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук / А. Г. Сидорова. - Барнаул, 2006. - 21 с.
135. Синтез в русской и мировой художественной культуре : тезисы научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева / редкол. И. Г. Минералова, М. И. Никола, Н. О. Осипова и др. - Москва, 2001.- 186 с.
136. Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы 3-й научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева / редкол. И. Г. Минералова, А. Е. Секриеру, И. В. Чирич и др. - Ярославль : Литера, 2003.-224 с.
137. Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы
6-й научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева / редкол. И. Г. Минералова, Л. Н. Дмитриевская, Н. Н. Кондратьева и др. -Ярославль : Литера, 2006. - 324 с.
138. Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы
7-й научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева / редкол. И. Г. Минералова, А. Е. Секриеру, Л. Н. Дмитриевская и др. -Ярославль : Литера, 2007. - 234 с.
139. Скиба А. Апокалиптические прозрения Максимилиана Волошина / А. Скиба // Литература. - 2005. - № 21. - С. 7-12.
140. Сливицкая О. В. «Истина в движенье». О человеке в мире Толстого / О. В. Сливицкая. - Санкт-Петербург : Амфора, 2009. - 448 с.
141. Соловьёв В. С. Исторические дела философии / В. С. Соловьёв // Вопросы философии. - 1988. - № 8.
142. Соловьёв В. С. Красота в природе / В. С. Соловьёв // Философия искусства и литературная критика / вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. - Москва : Искусство, 1991. - С. 30-73.
143. Соловьёв В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьёв// Философия искусства и литературная критика / вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. - Москва : Искусство, 1991. - С. 73-90.
144. Соловьёв В. С. Смысл любви / В. С. Соловьёв // Философия искусства и литературная критика / вступ. статья Р. Гальцевой и И. Роднянской. - Москва : Искусство, 1991. - С. 99-160.
145. Соловьёв В. С. Россия и вселенская церковь / В.С.Соловьёв. -Москва : Фабула, 19991. - 449 с.
146. Столович Jl. Н. Античный космос Максимилиана Волошина/ Л. Н. Столович // Античность и культура Серебряного века / отв. ред., сост. Е. А. Тахо-Годи. - Москва : Наука, 2010. - С. 347-355.
147. Сыроватко Л. В. Мотивы Достоевского в книгах стихов Максимилиана Волошина и Игоря Северянина / Л. В. Сыроватко// Достоевский. Материалы и исследования. - Санкт-Петербург, 2000. - Т. 15 -С. 203-214.
148. Таруашвили Л. И. Тектоника визуального образа в поэзии античности и христианской Европы / Л. И. Таруашвили. - Москва, 1998. -376 с.
149. Тимашков А. К истории понятия интермедиальности в российской и зарубежной науке / А. Тимашков // Zmogus ir zodis. - № 11. - 2007. -С. 21-26.
150. ТишунинаН. В. Западноевропейский символизм и проблема синтеза искусств : опыт интермедиального анализа : монография / Н. В. Тишунина. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 1998. - 159 с.
151. ТишунинаН. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований / Н. В. Тишунина // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - Выпуск № 12. - С. 149-154.
152. Трескунов М. Ш. Сент-Бев / М. Трескунов // Ш. Сент-Бев. Литературные портреты. Критические очерки. - Москва, 1970. - С. 5-44.
153. Философский энциклопедический словарь/под ред. С. С. Аверинцева, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичева и др. - Москва, 1989.
154. Флоренский П. Иконостас / П.Флоренский. - Москва : Азбука,
2001.-224 с.
155. Флоренский П. У водоразделов мысли // Соч. : в 2 т. - Москва, 1990.-Т. 2.
156. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности/ О. М. Фрейденберг. - Москва : Директ-Медиа, 2007. - 1175 с.
157. Хетени Ж. Экфраза о двух концах - теоретическом и практическом / Ж. Хетени // Экфрасис в русской литературе / под ред. JI. Геллера. - Москва, 2002. - С. 162-167.
158. Ход ель Р. Экфрасис и «демодализация» высказывания/ Р. Ходель // Экфрасис в русской литературе / под ред. JI. Геллера. - Москва,
2002.-С. 23-30.
159. Цветаева М. И. Живое о живом / М. И. Цветаева // Воспоминания о Максимилиане Волошине / сост. В. П. Купченко, 3. Д. Давыдов. - Москва : Советский писатель, 1990. - С. 199-268.
160. Цветков В. Поэт и гражданская смута: О поэзии М.Волошина / В. Цветков // Перспективы. - 1992. - № 1. - С. 113-119.
161. ЦуриковаГ. Очерк-портрет / Г. Цурикова //Пути советского очерка. - Ленинград, 1958. - С. 244-271.
162. Часовских Т. Н. Цикл М.Волошин «Руанский собор» : культурологический комментарий / Т. Н. Часовских // Культура и текст-99. Пушкинский сборник / под ред. Г. П. Козубовской. - Санкт-Петербург -Самара - Барнаул, 2000. - С. 293-298.
163. Юрьева О. Ю. Идея синтеза в творческом наследии А. К. Толстого / О. Ю. Юрьева // Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы 6-й научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева / редкол. И. Г. Минералова, Л. Н. Дмитриевская, H. Н. Кондратьева и др. -Ярославль : Литера, 2006. - С. 75-82.
164. Юрьева О. Ю. Идея синтеза в творческом наследии Ф. М. Достоевского // Синтез в русской и мировой художественной культуре : материалы 2-й научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева / редкол. И. Г. Минералова, А. Е. Секриеру, И. В. Огорелков и др. - Ярославль : Ремдер, 2002. - С. 175-177.
165. Юрьева О. Ю. Идея синтеза в творческом сознании Ф. М. Достоевского и в русской литературе начала XX века // Художественная эманация идей и образов Ф. М. Достоевского в русской литературе начала XX века: диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук / О. Ю. Юрьева. - Москва, 2003. - С. 157-187.
166. Юрьева О. Ю. Профетическая образность Достоевского в литературе о русской революции / О. Ю. Юрьева // Три века русской литературы : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Минералова и О. Ю. Юрьевой. - Москва - Иркутск, 2005. - Вып. 11. - С. 98-114.
167. Юрьева О. Ю. Серебряный век русской поэзии : учеб. пособие / О. Ю. Юрьева. - Иркутск : Изд-во ИГПУ, 2001. - 311 с.
168. Юрьева О. Ю. Синтез как мирообразующий принцип в творческом - сознании А. М. Ремизова / О. Ю. Юрьева // Синтез в русской и мировой
художественной культуре : материалы 3-й научно-практической конференции, посвящённой памяти А. Ф. Лосева / редкол.
И. Г. Минералова, А. Е. Секриеру, И. В. Огорелков и др. - Ярославль : Литера, 2003.-С. 207-212.
169. Юрьева О. Ю. Синтез как мирообразующий принцип в творческом сознании Ф. М. Достоевского / О. Ю. Юрьева // Филологические науки. -2003.-№ 1.-С. 10-18.
170. Юрьева О. Ю. Художественная эманация идей и образов Ф. М. Достоевского в русской литературе начала XX века: диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук / О. Ю. Юрьева. -Москва, 2003.-528 с.
171. Юрьева О. Ю. Художественная эманация идей и образов Ф. М. Достоевского в русской литературе начала XX века: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук / О. Ю. Юрьева. - Москва, 2003. - 42 с.
172. Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина / Р. Якобсон // Работы по поэтике. - Москва, 1987. - С. 147-171.
173. Яковлев М. В. Образ России в апокалиптике М.Волошина / М. В. Яковлев // М. А. Волошин - почти мыслитель : материалы X междунар. науч. конф. - Симферополь : Крымский Архив, 2000. - С. 114116.
174. Gier А. Musik in der Literatur: Einflüsse und Analogie / A. Gier // Peter V. Zima (Hrsg), Literatur intermedial. Musik - Malerei - Photographie -Film. - Darmstadt, 1995.
175. Gier A. Parier c'est manquer de clairvoyance. Musik in der Literatur: Vorlaufige Bemerkungen zu einem unendlichen Thema / A. Gier // Literatur und Musik. Komparatistischene Studien zu Strukturanalogien. Fr/M., 1995.
176. Kultermann U. Leben und Kunst. Zur Funktion der Intermedia / U. Kultermann. - Tübingen : Ernst Wasmuth, 1970.
177. Hansen-Löve A. Intermedialität und Intertextualität: Probleme der Korrelation von Wort und Bildkunst - am Beispiel der russischen Moderne / A. Hansen-Löve // Wiener Slawistischer Almanach. - Sbd. 11. - Wien. - 1983, - P. 291-360.
178. Scher S. P. Verbal Music in German Literature / S. P. Scher. - New Häven, 1968.
179. Scher S. P. Notes Toward a Theory of Verbal Music / S. P. Scher // Comparative Literature. -Vol. XXII. - 1970. - № 2. - P. 147-156.
180. Schmidt H. Intermediale Sprachkonzeptionen in der russischen Poesie des 20. Jahrhunderts: Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Grades eines Doktor der Philosophie in der Fakultat für Philologie der Ruhr-Universitat Bochum / H. Schmidt. - Bochum, 2000. - 382 p.
Хокусай «Горный перевал в Коею»
М. Волошин Излом волны Сияет аметистом, Струистыми Смарагдами огней...
М. Волошин «Холодный март»
М. Волошин
Отливают волны розовым глянцем, Влажные выгибая гребни, Индевеет берег солью и сланцем, И алеют щебни.
М. Волошин
А груды валунов и глыбы голых скал В размытых впадинах загадочны и хмуры. В крылатых сумерках - намеки и фигуры... Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.