Особенности пространственной архитектурно-художественной организации деревянной входной группы сибирской городской усадьбы конца XIX - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Савельев Матвей Вячеславович
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 229
Оглавление диссертации кандидат наук Савельев Матвей Вячеславович
Введение
Глава I. Принципы размещения и формообразования входных групп в контексте развития городской усадьбы сибирских городов ХУ11-ХХ вв
1.1. Общая концепция эволюции жилища как морфологического прототипа усадьбы
1.2. Функционально-пространственное формирование территории городского усадебного участка и принципы размещения входных групп
1.3. Граница как пространственная составляющая структуры городской усадьбы (ограда)
1.4. Общий принцип размещения входных групп усадьбы в структуре городской застройки
1.5. Композиционное решение входных групп усадьбы
1.6. Типологические структуры входной группы городской
усадьбы
Глава II. Функционально-пространственная, пропорциональная и
конструктивная организация входных групп городской усадьбы Сибири
2.1. Основные факторы, влияющие на габариты входных групп усадьбы
2.2. Пропорциональные соотношения в композиции входных групп городской усадьбы (золотое сечение и двойной квадрат И.Ш. Шевелева)
2.3. Классификация конструктивных решений входных групп
Глава III. Архитектурно-художественное решение входных групп
городской усадьбы Сибири
3.1. Общие принципы художественного декорирования ворот и калиток городской усадьбы
3.2. Архитектурно-художественные стили в декоративном оформлении сибирских входных групп конца XIX - начала XX в
3.3. Элементы народного зодчества во входной группе сибирской усадьбы
Заключение
Словарь терминов
Список литературы и источников
Приложения
Список иллюстраций
Иллюстрации
ВВЕДЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков: Композиционные и пропорциональные закономерности построения2003 год, кандидат искусствоведения Красносельская, Наталья Юрьевна
Усадьба в культурном пространстве сибирского города2008 год, кандидат культурологии Гурьянова, Ирина Сергеевна
Основные направления развития предметно-пространственной среды загородного дома в России 1980-х - начала 2000-х гг.: исторические традиции и новаторские приемы2007 год, кандидат искусствоведения Гаврилова, Евгения Владимировна
Русский город Сибири конца XVI-XVIII вв. в археолого-исторической ретроспективе2007 год, доктор исторических наук Черная, Мария Петровна
Материальная культура кубанского казачества: опыт исторической реконструкции (конец ХVIII – начало ХХ века)2010 год, доктор исторических наук Гангур, Наталья Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности пространственной архитектурно-художественной организации деревянной входной группы сибирской городской усадьбы конца XIX - начала XX вв.»
Актуальность темы исследования
Начиная с этапа формирования усадьбы, ее неотъемлемой составляющей являлись ограждения. Круг научных интересов, касающихся условий возникновения и развития усадебных комплексов, генезиса его составляющих архитектурных элементов и т. п., включает также вопросы пространственной и конструктивной организации оград, ворот, калиток. На особую роль ограждений в формировании структуры городской усадьбы, возводимой жителями внутри крепостных стен и концентрирующихся вокруг оборонительного центра города, указывает происхождение самого названия -ограда, городьба, огород, - однокоренных со словом город. Усадьба отдельной семьи формировалась подобно городу, что обуславливало серьезное внимание к функциональной задаче ограждений, включая их художественный аспект. Таким образом, усадьба, как некий «универсальный тип застройки, первичной городской ячейки - отдельного владения» [8, с.124] и как «исторически сложившаяся модель организации человеком обитаемого пространства [129, с. 64], не может быть изучена в полной мере вне учета элементов ограждения. Именно специфическим особенностям этих архитектурных и декоративных элементов посвящена данная работа. Следует отметить, что в то время как эволюции и структуре городских усадеб посвящено достаточно много научных работ, - комплексному же подходу, детально рассматривающему ограждения в контексте общей архитектурно-пространственной системы усадьбы, практически не уделяется внимания, что актуализирует тему диссертации.
Кроме того, настоящая работа, нацеленная на изучение архитектурно-художественных особенностей усадебных ограждений, сориентирована на специфику регионального зодчества. Тем самым актуализируется вопрос «перемещения» архитектурно-стилистических принципов в среду Сибирского
региона. За 400 лет с лишним в Сибири сложилось множество типов и видов городских усадеб, имеющих ограждения. Данное явление характеризует не только устойчивость основных архитектурных составляющих элементов, но и приверженность к традициям местных мастеров. Исследование подобного рода особенностей, во-первых, помогает раскрыть основы уникальности региональной архитектуры, по-своему интерпретирующей заимствованные столичные образцы. Во-вторых, результаты работы могут внести лепту в дело сохранения и восстановления архитектурных памятников, имеющих культурно-историческое значение, что принципиально важно в свете их массового уничтожения и ветшания1.
Степень изученности темы
Интерес к ограждениям, являющимся неотъемлемой частью усадебных построек, заставил обратиться к источникам, посвященным самым различным аспектам этой проблематики. Сюда вошли не только конструктивные, архитектурно-художественные и прочие характеристики самих ограждений, но и вопросы, связанные с градостроительными и историко-культурными аспектами формирования сибирской усадьбы.
Желание получить наиболее полное представление о закономерностях расположения ограждений в архитектурно-пространственной системе усадьбы послужило причиной обращения к трудам, посвященным исследованиям градостроительных традиций сибирского региона. А именно, - формированию пространственной организации усадеб и их архитектурных элементов. Усадьба, как многофункциональный архитектурный комплекс, является предметом интереса большого количества исследований. Становление градостроительных традиций Сибири рассматривают Т.С. Проскурякова, В.А. Сенников, Л.Л. Матвеева, С.Н. Баландин, В.В. Кириллов, Г.Ф. Миллер. Развитию
1 За период проведенного исследования уничтожены несколько ворот в Красноярске и Томске, которые упоминаются автором в работе в качестве фактологического материала.
градостроительства Сибири и, в частности, Томска и Томской области посвящены работы Н.В. Шагова, В.Г. Залесова, П.А. Кириллова, Т.М. Степанской, А.А. Люцидарской, В.Т. Горбачева, Н.П. Крадина, В.И. Крушлинского, Б.И. Оглы, В.И. Уорова, В.Г. Черепанова. К общим вопросам планировочного решения архитектуры Сибирского региона обращаются С.Я. Забелло, Ю.С. Ушаков, М.Ю. Нечаева, П.Ю. Рачковский, Р.М. Габе, А.И. Гришков. Проблема формирования жилища (как городского, так и сельского) является предметом интереса таких авторов как С.Б. Поморов, Е. И. Кириченко, А.Ю. Майничева, Т.Ф. Сваренская, В.А. Скубневский, А.И. Прохоренко и др. Всех этих исследователей интересует история возникновения усадебных жилищ, эволюция их архитектурно-планировочной структуры, методы и приемы функционально-конструктивной организации, а также процесс становления архитектурно-художественного облика как сельского, так и городского жилища.
Значительный вклад в понимание процессов развития усадьбы (западной и восточной Сибири) принадлежит Е.А. Ащепкову [3], [4], в фундаментальной монографии которого дается комплексный анализ крестьянских усадеб и их основных конструктивных элементов. С.Б. Поморов, в свою очередь, исследует эволюцию усадебного пространства. Организация сельского усадебного жилища, в контексте традиций русского народного зодчества, подробно освещается в работе А.И. Прохоренко [19]. Процессу формирования городской среды обитания в Сибири и анализу архитектурно-панировочных решений городских жилищ уделяют внимание такие авторы, как Ю.С. Ушаков, В.И. Пилявский, Е.А. Ащепков, Л.Л. Матвеева, Е.Н. Бубнов, П.А. Кириллов, В.М. Возлинская.
Вместе с тем следует отметить, что в научных исследованиях, посвященных историческому развитию пространственной структуры городской либо сельской среды, крайне мало уделяется внимание ограждениям (воротам, калиткам и проч.). В свете этого особое значение в рамках поставленной
проблематики представляют ряд авторов, предметом исследования которых являются малые архитектурные формы. Так общая систематизация и типология ограждений усадеб имеет место в работах Л.Т. Секретаря, О.В. Овсянникова, Н.В. Султанова. Среди немногочисленных примеров обращения к декоративному оформлению ворот и калиток Сибирского региона, особую ценность для нас представляют исследования А.Г. Янбухтиной, В.М. Возлинской, П.А. Бубнова, Е.А. Ащепкова, Н.В. Шагова, А.П. Герасимова.
Плодотворной как в теоретическом, так и в методологическом отношении явилась опора на труды Г.М. Скуратовского и И.Ш. Шевелева. Фундаментальная монография последнего посвящена проблемам пропорционирования в архитектуре. В процессе работы соискатель использовал предложенные этими авторами методы пропорционального построения применительно к входным группам сибирских усадеб.
Теоретической опорой идентификации архитектурно-художественных признаков ограждений сибирских усадеб периода рубежа XIX-XX вв., в первую очередь, становятся источники, имеющие отношение к области искусствознания (Д.В. Сарабьянов, П.П. Гнедич. Т.В. Ильина, и др.) и архитектуроведения (А.В. Иконников, И.А. Бартенев, В.Л. Глазычев, Е.И. Кириченко и др.). Нельзя не отметить, что практически отсутствуют исследования, посвященные анализу художественных решений усадебных ограждений. Поэтому особый интерес, в свете рассматриваемой темы, представляет группа важнейших трудов, раскрывающих специфику зодчества Сибирского региона. Так, в фундаментальной монографии Е.А. Ащепкова [4], исследующего художественно-архитектурное решение деревянного зодчества Сибири, рассматриваются черты народного зодчества и, частично, барочные приемы. При этом автор описывает расположение декора на конструктивных элементах сооружения, детально обозначает народные художественно-образные мотивы, но не дает системную классификацию выявляемых стилистических признаков применительно к малым архитектурным формам.
Описывая конструктивные, функциональные и декоративные особенности усадебных ворот Урала, Е.Н. Бубнов [113] уделяет внимание в большей степени их венчающему завершению вне стилистической систематики. Обширный материал, посвященный развитию архитектурных стилей в России, их распространению в регионах, а также особенностям воплощения в усадебном строительстве [8], [54], [85], как правило, не затрагивает специфику декорирования таких малых архитектурных форм как ограждения. А.Г. Янбухтина, идентифицируя наличие элементов классической архитектуры в усадебных входных воротах, обращается к южному региону российской провинции - Башкирии [37]. Аналогичное положение наблюдается в отношении исследований стиля модерн, - ярко представленного в Томской архитектуре. В работах А.П. Герасимова [105], [106] А.Н. Башкирцевой [104], Е.И Кириченко [84], В.Т. Горбачева [107] и др., рассматривающих особенности каменного и деревянного модерна городов Томска и Томской губернии, не затрагиваются его художественные проявления в декорировании усадебных ворот. Ценным источником для изучения особенностей развития сибирского зодчества являются исследования А.Ю. Майничевой [12], [13], В.Г. Залесова [109], [110], В.Т. Горбачева, А.П. Крадина, В.И. Царева [7], Л.Л. Матвеевой, Э.И. Дрейзина, В.А. Скубневского [24] и др. Однако стилистическая принадлежность интересующих соискателя объектов остается практически вне сферы внимания.
При изучении художественно-декоративных особенностей традиционного народного зодчества наиболее плодотворным явилось обращение к исследованиям Е.Н. Бубнова, А.И. Прохоренко, Е.А. Ашепкова, Л.М. Лисенко и др. Для более глубокого понимания специфики космологических и знаково-символических систем народов Евразии, использовались труды Б.А. Рыбакова, а также публикации на данную тему Е.Н. Полякова, В.Г. Залесова, В.М. Василенко и др.
В качестве вспомогательных источников привлекались исследования археологов и этнографов (Н.М. Дмитриенко, А.Ю. Майничева), историков (Л. В. Беловинский, И. Е. Забелин, О.Г. Севан) и художников (А. Л. Шиловский, М.М. Щеглов).
Подводя итог работе по изучению научных публикаций, касающихся рассматриваемой здесь проблематики, необходимо отметить, что отечественными специалистами накоплен весьма обширный теоретический и фактический материал в данной области. Однако отсутствие исследований, нацеленных на комплексный подход к изучению ограждений (входных групп), определяющий их место в общей архитектурно-пространственной системе усадьбы, ограниченный перечень публикаций, посвященных анализу и систематизации принципов декорирования входных групп, делает тему диссертации по настоящему актуальной. Значение проведенной соискателем научной работы заключается в том, что она восполняет указанные пробелы, обращаясь к детальной характеристике и систематизации входных групп, исходя из их художественно-эстетической организации, пропорционального анализа и декоративного наполнения.
Проблема исследования
Соискатель обращается к проблеме формирования ограждений городской усадьбы Сибири, как составного элемента многофункциональной усадебной системы, имеющей свои собственные архитектурные и пространственные составляющие. Наружные ограждения усадеб (деревянные и каменные стены, заборы, ворота и калитки) предназначались не только для визуальной изоляции, надежной защиты их обитателей от внешнего мира, но и обеспечивали полноценную взаимосвязь усадебных участков с окружающей средой. В рамках настоящего исследования указанные архитектурные элементы (деревянные калитки, ворота и декоративные калитки) получили наименование «Входная группа» (ВГ).
Объект и предмет исследования
Объектом исследования является деревянная усадебная входная группа городов Сибири XIX - начала XX вв. В качестве предмета исследования здесь выступает композиционная и архитектурно-художественная организация усадебной входной группы, понимаемой соискателем как цельная, единая система всех ее составных элементов (калиток, декоративных калиток и ворот).
Цель и задачи диссертационного исследования
Целью исследования является изучение архитектурных принципов (структурно-функциональных, конструктивных и художественных), положенных в основу организации входных групп городской усадьбы Сибири XIX-XX вв.
Достижение заявленной соискателем цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить взаимосвязь между общей организацией архитектурно-пространственной системы усадеб Сибирского региона и особенностями формирования их входных групп.
2. На основе анализа принципов размещения входных групп в структуре городской застройки и систематизации их композиционных решений, предложить свой собственный вариант типологического структурирования усадебных входных групп.
3. Проанализировать основные составляющие элементы усадебных входных групп XIX-XX вв. городов Сибири с целью систематизации их конструктивных и композиционных решений, на базе которых выявить общие принципы их художественного декорирования.
4. Выявить важнейшие архитектурно-стилевые признаки входных групп сибирских усадеб XIX-начала XX вв.
5. Выполнить анализ принципов народного зодчества в оформлении усадебных входных групп Сибири и выявить особенности элементов декора в контексте их знаково-символической интерпретации.
Границы исследования
Типологические границы - исследование посвящено деревянным оградам и входным группам (представленным деревянными воротами, калитками, декоративными калитками), входящим в архитектурно-пространственную систему усадьбы;
Хронологические границы - исследуется период XIX - начало XX вв.
Территориальные - анализируются входные группы, включенные в комплекс усадеб городов Западной и Восточной Сибири.
Научная новизна работы
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые предложен комплексный поход к изучению конструктивных и декоративных особенностей усадебных ограждений Сибирского региона, учитывающий их композиционное расположение в общей архитектурно-пространственной системе усадьбы. К числу наиболее значимых результатов можно отнести следующие:
- Впервые выявлены закономерности и общие принципы пространственного размещения входной группы, как в общей системе сибирских усадеб, так и в структуре городской застройки XIX-XX вв., обуславливающие функционально-конструктивную организацию ВГ.
- Впервые дана классификация входных групп сибирских усадеб по принципам размещения их в усадебном пространстве и в городской среде, а также по типам их композиционного, конструктивного, пропорционального и художественно-декоративного решения.
- Выявлены основные признаки архитектурно-художественных стилей во входных группах сибирских усадеб XIX-XX вв., предложена авторская
классификация композиционной, пропорциональной и конструктивной организации входных групп.
- Выявлены особенности применения архитектурных стилей (классицизм, барокко, рококо, модерн), а также специфика воплощения традиционных мотивов народного зодчества в художественно-декоративном решении входных групп сибирских городских усадеб.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существует прямая зависимость между организацией входной группы и функционально-пространственной эволюцией усадьбы. Принципы и закономерности организации входных групп позволяет раскрыть предложенная автором модель сибирской городской усадьбы, составляющими которой являются: ядро (жилой дом) - придомовая территория (двор) - периферийная территория (огород, палисад) и границы усадьбы, включающие стены, ограды и входную группу (состоящую из деревянных калиток, ворот, декоративных калиток).
2. Принципы размещения усадебной входной группы, как в структуре усадебного участка, так и в структуре городской застройки, обусловлены объективными факторами (регламентация правил застройки, естественные городские условия и т.д.) и поддаются четкой классификации, на основе которой в работе выстраивается типология композиционных решений входных групп.
3. Функционально-пространственная и конструктивная организация усадебной входной группы городов Сибири базируется на комбинировании составляющих ее элементов - ворот, калиток, декоративных калиток. Закономерности архитектурно-конструктивных принципов организации указанных элементов поддаются теоретическому обобщению и классификации, представленной в исследовании.
4. Выявляются следующие принципы возведения сибирских усадебных групп (ВГ): принцип пропорционирования, обуславливающий гармоничность размерных соотношений основных элементов; устойчивые принципы художественного декорирования конструктивных элементов, сложившиеся на базе закономерностей композиционного распределения декора, которые также поддаются классификации и имеют свою собственную типологию.
5. В декоративном оформлении усадебных входных групп городов Сибири XIX-XX вв. обнаруживается не только влияние традиций народного зодчества, но и элементы архитектурно-художественных стилей (классицизм, барокко, рококо, модерн). Их присутствие в художественном решении ВГ не равнозначно и в большинстве случаях представляет собой эклектическое смешение архитектурно-композиционных приемов и элементов декорирования.
6. Характер применения архитектурных стилей в декорировании ВГ имеет свои индивидуальные особенности, обусловленные их композиционной и конструктивной спецификой.
7. Основополагающее значение в формировании художественного облика входных групп Сибири принадлежит региональным и национально-культурным традициям, проявляющимся в оригинальной трактовке местными мастерами традиционных архитектурных стилей и во включении в их систему элементов народного зодчества.
Методологические основания исследования
Методологическая база исследования определяется спецификой поставленной проблемы. В работе применяются искусствоведческие подходы и методы, необходимые для эффективного исследования пространственной и художественной организации входных групп. Так, формально-стилистический анализ позволил выявить основные художественные принципы и особенности оформления усадебных входных групп Сибири. Сравнительно-исторический (компаративный) метод использовался для концептуализации особенностей
применения архитектурных стилей, получивших свое историческое развитие в малых архитектурных формах рассматриваемого периода. Сравнительный анализ активно применялся при исследовании входных групп сибирских городов Томска, Красноярска, Тюмени, Енисейска и др. Иконографический анализ становится необходим для раскрытия образно-символического содержания декоративных элементов народного зодчества. Историко-культурный анализ позволил акцентировать социокультурные факторы (социально-политические условия эпохи, ее мировоззренческие установки и проч.), обусловившие специфику развития усадебных архитектурных форм. Архитектуроведческий подход, в свою очередь, дал возможность осуществить комплексный анализ основных элементов усадьбы, а также углубиться в конструктивные аспекты организации ограждений.
К важной методологической составляющей исследования, на которой базируется теоретическая часть, относятся проведенные экспедиционные натурные обследования усадебных входных групп городов Сибири, включая обмеры и чертежи усадеб, зданий, оград, элементов и деталей ограждений; а также изучение графических архивных материалов (Государственного архива Томской области, архива городов Енисейска, Красноярска), проектной документации (проектные планы городов Сибирского региона и планы зданий), фотодокументов.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном подходе к проблеме формирования пространственной организации усадебного участка в целом, а также к изучению структурно-функциональных элементов входной группы. Особое значение для понимания специфики архитектурно-планировочного развития усадеб городов Сибири имеет разработанная классификация и типология ее основных структурно-функциональных элементов, включая входную группу.
Практическая значимость исследования может заключаться в дальнейшем использовании разработанных схем эволюции усадебного пространства и типологии структурно-функциональных элементов усадебных ограждений в практике архитектурного дизайна; в реставрационных работах. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке методических пособий, учебных пособий, лекционных и практических занятий по дисциплинам «Дизайн архитектурной среды», «Теория и история архитектуры», «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия».
Апробация результатов исследования
Основные результаты исследования были представлены на следующих научно-практических конференциях: 56-я Научно-техническая конференция студентов и молодых ученых (Томск, 2010 г.); 57-я Научно-техническая конференция студентов и молодых ученых «Этюды культуры» (ТГУ, Томск, 2011 г.); 58-я Научно-техническая конференция студентов и молодых ученых (Томск, 2012 г.); Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития» (Тамбов, 2013 г.); 7th International scientific conference «European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches» (Stuttgart, Germany, 2013); II Международная научная конференция студентов и молодых ученых «Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы» (ТГАСУ, Томск, ноябрь 2015 г.).
Содержание работы отражено в 5 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ; в 3 статьях, опубликованных в прочих изданиях; в 1 статье, опубликованной в зарубежном издании.
Структура и объем диссертации
Структура диссертационной работы определяется логикой исследования проблемы и отражает последовательность решения поставленных задач.
Диссертация (229 с.) включает: введение, три главы, общие выводы и результаты исследования, заключение, словарь терминов, библиографический список и список первоисточников; а также иллюстративное приложение (ИП) (61 с.), включающее список иллюстраций, содержание иллюстраций.
Глава I. Принципы размещения и формообразования входных групп в контексте развития городской усадьбы сибирских городов ХУИ-ХХ вв.
1.1. Общая концепция эволюции жилища как морфологического прототипа усадьбы
Главной целью данной части диссертационного исследования является изучение истории формирования планировочных и функционально -пространственных усадебных архитектурных элементов, включающих ограждения. Основываясь на теоретические исследования в данной области, мы намерены представить общую исторически сложившуюся модель сибирской городской усадьбы, в которой определяется ее место, формообразование планировочного решения и анализ композиционных решений входной группы.
Известно, что само понятие «усадьба» в отечественном архитектуроведении вплоть до середины XX века отождествлялось с загородной усадьбой (дворянской). Под усадьбой в русской архитектуре понимается комплекс жилых, хозяйственных и др. построек, составляющих единое архитектурное целое [177]. Наряду с загородной дворянской усадьбой, предметом обширных исследований становится сельское «усадебное жилище», рассматриваемое как «не только собственно жилой дом, но и прилежащий к нему земельный участок с хозяйственными и подсобными усадебными постройками, что составляет единый объемно-пространственный комплекс, органично увязанный с окружающей природой» [19, с. 6]. Однако с утверждением разнообразных типов усадеб и с расширением представлений о феномене усадьбы, появляется понятие «городская усадьба» - как
многофункциональный архитектурно-художественный, экономический и производственный организм [8, с. 124].
Таким образом, под усадьбой мы понимаем исторически сложившуюся модель организации человеком обитаемого пространства. Соответственно, предлагая концепцию развития городской усадьбы в рамках данной работы, подразумеваем эволюцию универсальной многофункциональной системы, имеющей архитектурные и пространственные составляющие, которая в период XIX-XX вв. становится универсальной моделью градостроительства, в том числе в сибирском регионе.
К числу первых русских поселений Сибири относятся такие города, как Тобольск, Тюмень, Нарым, Томск, Колывань, Красноярск, Енисейск. Их появление в Среднем Приобье было обусловлено интересом русского государства к заселению обширных территорий Сибири. Вместе с тем, размещаясь в границах одного территориального пространства, градостроительная структура новых городов имела свою специфику, зависящую, как правило, от многочисленных факторов. В их ряду отмечаются климатические, природно-ландшафтные, социально-экономические, политические и др. [8].
На начальном этапе пространственными и планировочными модулями вышеуказанных городов являлись: крепостная стена с башнями и дворы усадеб. Как полагает С.Б. Поморов, разрастание и развитие каждого города происходило, прежде всего, за счет усадеб [129, с. 64]. Исходными базисами для развития усадьбы служили индивид и семья. Издревле индивид нуждался в защите от непогоды и зверей, что привело к созданию примитивного жилища. Со временем вокруг него образуется придомовая территория, получившая в дальнейшем определение «двор», что видно на втором этапе схемы эволюции сибирской усадьбы (ИП, рис. Ы). Рассматривая этапы с третьего по пятый мы видим, как последующая эволюция данной структуры привела к образованию периферийной территории, используемой для хозяйственной деятельности
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Резной декор деревянной архитектуры городов Западной Сибири конца XIX - второй половины XX веков: На материалах Омска и Тары2000 год, кандидат искусствоведения Чуйко, Лариса Владимировна
Формирование архитектуры жилой застройки в уездных городах Казанской губернии 2-й половины XIX-начала XX вв.2017 год, кандидат наук Русинова Анастасия Анатольевна
Архитектура крестьянской усадьбы Псковской области конца 19 - середины 20 веков2002 год, кандидат архитектуры Ланцев, Виктор Васильевич
Деревянное и каменное жилое домостроительство Западной Сибири: вторая половина XVIII - начало XX веков2006 год, кандидат архитектуры Карелин, Дмитрий Викторович
Архитектурно-пространственная организация деревянной жилой застройки Казани второй половины XIX - начала XX веков2009 год, кандидат архитектуры Айдаров, Равиль Сайярович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Савельев Матвей Вячеславович, 2017 год
- 293 с.
92. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения / А.В. Степанов. - СПб.: Азбука-Классика, 2003. - 504 с.
93. Степанская Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания [Электронный ресурс] / Т.М. Степанская // Успехи современного естествознания. Российская Академия Естествознания. №10. 2007. -Режим доступа: www.rae.ru
94. Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие / Сост. Т.М. Степанская. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - 56 с.
95. Curl James S. Classical Architecture: An Introduction to Its Vocabulary and Essentials, with a Select Glossary of Terms. / James Stevens Curl - W.W. Norton & Company, Inc., 2003. - 232 p.
96. Chitham R. The classical orders of architecture / R. Chitham // Incorporating James Gibbs and the American Classical Traditions, by Calder Loth. - Oxford: Architectural Press, 2005. - 228 p.
97. Sloane E. A Reverence for Wood. / E. Sloane. - Published February 16th -2004 by Dover Publications. - 112 p.
Научные публикации отечественных и зарубежных авторов по проблемам
пропорционирования
98. Волошинов А.В. Математика и искусство / А.В. Волошинов. - М.: Просвещение, 1992. - С. 335.
99. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве / М. Гика; пер. с фр. В. В. Белюстина. - М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, - 1936.
- 312 с.
100. Скуратовский Г.М. Искусство архитектурного пропорционирования / Г.М. Скуратовский. - Новосибирск: «Наука» Сибирское предприятие РАН, 1997.- 194 с.
101. Шевелев И.Ш. Основы Гармонии. Визуальные и числовые образы реального мира / И. Ш. Шевелев. - М.: Луч, 2009. - 360 с.
102. Padovan R. Proportion: Science, Philosophy, Architecture. / R. Padovan. -Taylor & Francis, 1999. - 388 p.
103. Scholfield P. H. The Theory of Proportion in Architecture. / P. H. Scholfield. / Cambridge University Press, June 9, 2011. - 170 p.
Научные публикации отечественных авторов по архитектурно-художественным стилям сибирского зодчества
104. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии (конец XIX начало XX в.) [Электронный ресурс] // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. архитектуры. Новосибирск. 2006. - Режим доступа: http://www.dslib.net
105. Герасимов А.П. Модерн в Томске [Электронный ресурс] / А. П. Герасимов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2010. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com
106. Герасимов А.П. Усадьба вт. пол. XIX - нач. XX века в Томске / А. П. Герасимов. // Историческая наука на рубеже веков: Материалы Всероссийской научной конференции. - Томск, 2001. - Т.4. - С. 57-68.
107. Горбачев В.Т. Черты модерна в деревянном зодчестве городов Сибири / В.Т. Горбачев. М.: Стройиздат, 1978. - 181 с.
108. Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX начало XX века) / В. Г.Залесов. - Томск: Изд-во ТГАСУ, 2004. - 170 с.
109. Залесов В.Г. Сибирский стиль в архитектуре Томска [Электронный ресурс] / Сибирская старина: Краеведческий альманах. Архитектура. 1999. №16 (21). - Режим доступа: http://elib.tomsk.ru/purl/1-4886/
110. Залесов В.Г., Манонина Т.Н. Жилищное строительство в городах западной Сибири на рубеже XIX - начала XX в. / В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина // Региональные архитектурно-художественные школы. Томск. - 2013. № 1, - С. 312-314.
111.Русский стиль. [Электронный ресурс] / Новые тенденции в русской архитектуре конца XIX в. - Режим доступа: / http://www. arx.novosibdom.ru/node/
Научные публикации отечественных авторов по русскому деревянному
зодчеству и декоративной резьбе
112. Борсук О. Русское деревянное зодчество. [Электронный ресурс] / Русская народная линия. - Режим доступа:
/ruskline.ru/monitoring_smi/2012/04/26/russkoe_derevyannoe_zodchestvo/
113. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала / Е.Н. Бубнов. -М.: Стройиздат, 1988. - 183 с.
114. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. / В.М. Василенко. - М.: Издательство МГУ, 1960. - 181 с.
115. Виды резьбы по дереву. [Электронный ресурс] / Резьба по дереву из глубины веков до наших дней. - Режим доступа: http : //www. reznoe. ru/articles.
116. Дрейзин Э.И. Деревянная архитектура Томска / Э.И. Дрейзин. -Томск: Томское книжное издательство, 1963. - 76 с.
117. Из истории резьбы по дереву. [Электронный ресурс] /Резьба по дереву и кости. - Режим доступа: http://rezchiku.ru/books/item/
118. Изба со связью. [Электронный ресурс] / Прекрасный Урал. Деревянное зодчество Урала. - Режим доступа: / http://www.orza-ural.ru/urala4/
119. Козлова Е.М. Исторические условия приоритета пластики и образной идеи в архитектурной деревянной резьбе XIX века / Е.М. Козлова // Культурное наследие народов Западной Сибири. Русские старожилы: Материалы III Сибирского симпозиума. - Тобольск - Омск: Издатель-Полиграфист, 2000. - С. 474-475.
120. Козлова-Афанасьева Е.Н. Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX вв. [Электронный ресурс] /Автореферат диссертации. 2004. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/arhitekturnaya-derevyannaya-rezba-yuga
121. Крадин Н.П. Русское деревянное оборонное зодчество. / Н.П. Крадин. - М.: Искусство, 1988. - С. 184.
122. Куликова И.В. Формирование и развитие деревянного многоквартирного дома в Томске (конец XIX - начало ХХ веков). / Куликова И.В. // Вестник ТГАСУ, 2006. - № 2. - С. 84-97.
123. Лисенко Л.М. Русское деревянное зодчество. - М. 1987. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.rusarch.ru/lisenko 1 .htm/
124. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура русского Севера: страницы истории. / М.И. Мильчик, Ю. С. Ушаков. - Л.: Стройиздат, 1981. - 128 с.
125. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. Т. 1. Гражданское зодчество / А.В. Ополовников. - М.: Искусство, 1983. - 299 с.
126. Ополовников А.В. Сокровища русского севера / А.В. Ополовников. - М.: Стройиздат, 1989. - 367 с.
127. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Земля Иркутская деревянная / А.В. Ополовников, Е.А. Ополовникова. - М.: ОПОЛО, 2004. - 536 с.
128. Орнаменты домовой резьбы. [Электронный ресурс] / Справочник по лесоматериалам и домовому строительству - Режим доступа: http ://les.novosibdom.ru/node/483
129. Поморов С.Б. Второе жилище горожанина или дом на природе / С.Б. Поморов. - Новосибирск: НГАХА. 2004. - 473 с.
130.Резьба по дереву в архитектуре Иркутска [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //irkipedia.ru/content/rezba_po_derevu_v_arhitekture_irkutska
131. Резьба по дереву. [Электронный ресурс] / Новости современной архитектуры и дизайна. - Режим доступа: http: //www.archito .org.ua/2 012/11 /rezba-po-derevu. html
132.Российская архитектурно-строительная энциклопедия. Деревянное зодчество России / Гл. ред. Е.В. Басин. - М.: Бумажная галерея, 2002. -Т.8. - 328 с.
133. Русское деревянное зодчество. [Электронный ресурс] - Режим доступа: /ruskline.ru/monitoring_smi/2012/04/26/russkoe_derevyannoe_zodchestvo/.
134. Степанская Т.М. О сельской домовой резьбе. /Т.М. Степанская // Нижнее Причумышье: Очерки истории и культуры: Материалы краевой научно-практической и методической конференции. - Тальменка: Наследие, - 1997. -С. 150-151.
135. Черепанов В.Г. Деревянное кружево Красноярья. / В.Г. Черепанов. -Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1986. - 158 с.
136. Чуйко Л. В. Резной декор деревянной архитектуры городов Западной Сибири конца XIX - второй половины XX веков: На материалах Омска и Тары. [Электронный ресурс]/Автореферат на соиск. канд. искусствоведения. 2000. - Режим доступа: www.dissercat.com/content/reznoi
Научные публикации по знаково-символическим системам в архитектуре и
декоративных элементах
137. «Веревочный» орнамент на Волхове [Электронный ресурс] / По материалом Новгородской археологической экспедиции. - Режим доступа: www.liveinternet.ru/users/hellswan/post161738773
138. Васильченко Л.П. Природа славян / Л.П. Васильченко. - Томск: Курсив,- 2000. - 294 с.
139. Ворончихин Н.С., Емшанова Н.А. Орнаменты. Стили. Мотивы. [Электронный ресурс] / Изд-во Удмуртского ун-та. 2004. - С. 90. - Режим доступа: http: //www.bibliotekar.ru/ornamenty/74 .htm
140. Кирло Х. Словарь символов: 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / Х. Кирло. Пер. с англ. Ф.С. Капицы, Т.Н. Колядич. - М.: Центрполиграф, - 2010. - 523 с.
141. Купер Дж. Энциклопедия символов. Серия «Символы». Книга IV. - М.: Золотой век, 1995. - 401.
142. Майничева А.Ю. О символике деревянных церквей Сибири XVII века/ А.Ю. Майничева // Русские старожилы Материалы III-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». -Тобольск, Омск: Тобол. Гос.ист.-архитектур. музей-заповедник, - 2000. -С. 493-495.
143. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. С.А. Токарев. -М.: Советская Энциклопедия, 1992. - Т. 2. - 719 с.
144. Поляков Е.Н. Мифологические представления античных народов о строении вселенной / Е.Н. Поляков // Вестник ТГАСУ, 2012, № 2 - С. 927.
145. Поляков Е.Н. Становление космологических представлений об окружающем мире, первые модели Вселенной / Е.Н. Поляков // Вестник Томского ГАСУ, 1999, № 1 - С. 46-59.
146. Поляков Е.Н., Курбакова А.Н. «Правильный» крест и социальная политика в древнем градостроительстве // Е.Н. Поляков, А.Н. Курбакова // Вестник ТГАСУ, 2009, № 3 - С. 5-27.
147. Поляков Е.Н., Рачковский П.Ю. Дом с драконами: история и мифы. / Е.Н. Поляков, П.Ю. Рачковский // Сибирская старина: краеведческий альманах. - Томск. - 1999 № 16 (21). - С. 6-8.
148. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян/Б.А. Рыбаков. - 1980. - М.: Наука. - 406 с.
149. Солярный знак. [Электронный ресурс] /WEB - Капище. Языческий сайт. - Режим доступа: http://web-kapiche.ru/59-solyarnyy-znak.html
150. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Учебное пособие для вузов./ М.О. Сурина. - М. Ростов н/Д: МарТ, - 2003. - 285 с.
151. Trilling James. The Language of Ornament (World of Art). / James Trilling. -Thames & Hudson, - 2001.- 224 p.
СПИСОК ПЕРВОИСТОЧНИКОВ Альбомы, иллюстрированные каталоги экспонатов собраний музеев и художественных галерей (научные публикации, интернет-сайты) сибирского региона
152. Альбом лепных деталей. Киев, 1952 г. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: art.woodtools.nov.ru Удача - старинные книги.
153. Виртуальный музей резных наличников. [Электронный ресурс] / Лицо России - Мы родом из. - Режим доступа: Yarodom.Livejournal.com
154. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 1. Оп.1. Д. 289. Л. 17.18.
155. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф.233. Оп.2. Д. 232-1735.
156. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф.233. Оп.4. Д. 1131-1365.
157. Герман Завьялов. Живопись. Альбом. Автор и сост. Каталога А.Н. Дащенко. - Новосибирск, 2012, - 86 с.
158. Деревянная архитектура Томска. / Составители Э.И. Дрейзин, А.Ф. Пасечник. - М.: Советский художник, 1975. - 189 с.
159. Иркутск (фотоальбом). - Иркутск: Литера Хельсинки: Миктор. - 1995. -226 с.
160. Иркутское барокко (альбом). / Иркутский обл. худож. Музей. - М.: Сорек, - 1993. - 359 с.
161. Каталог - резьба, орнамент, мебель, архитектурные элементы. Часть 1. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: art.woodtools.nov.ru Удача -старинные книги.
162. Каталог татарской коллекции Томского областного краеведческого музея. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: catalog.tomskmuseum.ru
163. Соколова З.П. Народы Западной Сибири: Этнографический альбом / З. П. Соколова. Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая. - М.: Наука, - 2007. - 339 с.
164. Томская земля - преображенный край. Альбом. Всероссийская художественная выставка. - Ленинград: «Художник РСФСР», 1987. - 136 с.
165. Томские кружева. Часть 2. Особняк архитектора Хомича. [Электронный ресурс] - Режим доступа: volos-t.Livejournal.com
166. Хантыйский каталог. Хантыйская этнографическая коллекция Томского областного краеведческого музея. / [Электронный ресурс] - Режим доступа: catalog.tomskmuseum.ru
167. Художники Тюмени. (Юбилейный альбом). / отв. за вып. Н.И. Скрябин. - Тюмень: Тюменская областн. орг. Союза Художников России. - 1994, -197 с.
168. ЦГАДА. Ф 214. СП. Кн. 1148 Л. 73 79-81.
169. Шепелев Ю. И., Зайцева З.А. Деревянная архитектура Томска (альбом). -М.: Советский художник. - 1987. -151 с.
Краеведческий музей г. Томска
170. http: // tomskmuseum.ru
Музей деревянного зодчества г. Томска
171. http: // artmuseumtomsk.ru ТОХМ
172. http: // ru.wikipedia.org Музеи Томска
Музей славянской мифологии г. Томска
173. http: // slav-museum.ru
Краеведческий музей г Енисейска
174. http: // krasplace.ru Енисейский краеведческий музей
Краеведческий музей г. Красноярска
175. http: // kkkm.ru КККМ-RMA
176. http: // ru.wikipedia.org Музеи Красноярска
Справочные материалы
177. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/
178. Гвозди: типы и области применения. [Электронный ресурс] / Строительный справочник: материалы, конструкции, технологии. -Режим доступа: http://build.novosibdom.ru/node/117
179. Гвоздь. [Электронный ресурс] / Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа: / http://dic.academic.ru/searchall.php
180. Породы лошадей. [Электронный ресурс] / История лошади. - Режим доступа: whitewolf-2403.narod.ru/photoalbumporodiloshadey.html
181.Русская изба. [Электронный ресурс] / Типы изб. - Режим доступа: http://www.druspace.com/
182. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/
183. Средний рост человека в России. [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия Википедия. - Режим доступа: / http: //www. ru. wikipedia. org/wiki/
184. Средняя высота запряженной лошади [Электронный ресурс] / Лошади ростовской области. - Режим доступа: http://www.konidoba.ru/plem/
185. Телега. [Электронный ресурс] / Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. - Режим доступа: http://slovari.ru
Приложение
Список иллюстраций:
Глава I. Принципы размещения и формообразования входных групп в контексте развития городской усадьбы сибирских городов ХУИ-ХХ вв.
Иллюстрация 1. Эволюция сибирской усадьбы (рис. 1).................................174
Иллюстрация 2. Деление городских кварталов на участки (рис. 2)...............175
Иллюстрация 3. Деление кварталов города Колывани на участки;
Сословный состав города Томска, Колывани, Нарыма (рис. 3, 4)............176
Иллюстрация 4. Планировочное решение усадьбы (рис. 5, 6)........................177
Иллюстрация 5. Планировочное решение усадьбы (рис. 7, 8)........................178
Иллюстрация 6. Планировочное решение усадьбы (рис. 9, 10)......................179
Иллюстрация 7. Планировочное решение усадьбы (рис. 11, 12)....................180
Иллюстрация 8. Планировочное решение усадьбы (рис. 13, 14)....................181
Иллюстрация 9. Планировочное решение усадьбы (рис. 15, 16)....................182
Иллюстрация 10. Планировочное решение усадьбы (рис. 17, 18)..................183
Иллюстрация 11. Виды оград (рис. 19, 20, 21, 22, 23, 24)...............................184
Иллюстрация 12. Виды оград (рис. 25, 26, 27, 28)...........................................185
Иллюстрация 13. Виды оград (рис. 29, 30, 31, 32)...........................................186
Иллюстрация 14. Виды оград (рис. 33, 34, 35, 36)...........................................187
Иллюстрация 15. Виды оград (рис. 37, 38).......................................................188
Глава II. Функционально-пространственная, пропорциональная и конструктивная организация входных групп городской усадьбы Сибири. Иллюстрация 16. Конструктивные элементы входной группы
в усадьбу (рис. 39)...........................................................................................189
Иллюстрация 17. Три типа входных групп усадьбы (рис. 40)........................190
Иллюстрация 18. Размещение входных групп по отношению к градостроительному расположению усадьбы (рис. 41)...............................191
Иллюстрация 19. Композиционное расположение главной входной группы и второстепенной по отношению к улице, жилому дому и оси
симметрии (рис. 42).........................................................................................192
Иллюстрация 20. Композиционное расположение главной входной группы и второстепенной по отношению к улице, жилому дому и оси симметрии
(рис. 43)............................................................................................................193
Иллюстрация 21. Типы композиционного развития входной группы
по горизонтали (рис. 44, 45)...........................................................................194
Иллюстрация 22. Три основных типа композиционного решения размещения
входной группы и дома относительно друг друга (рис. 46)........................195
Иллюстрация 23. Типы композиционного развития входной группы
по вертикали (рис. 47)....................................................................................196
Иллюстрация 24. Модульность входных групп (рис. 48)................................197
Иллюстрация 25. Эргономические параметры входных групп (рис. 49).......198
Иллюстрация 26. Принципы пропорционирования входных групп
(рис. 50)............................................................................................................199
Иллюстрация 27. Пропорции входных групп (рис. 51)...................................200
Иллюстрация 28. Типы конструктивно-композиционной связи столбов
(рис. 52)............................................................................................................201
Иллюстрация 29. Типы конструктивно-композиционного решения кровли
(рис. 53)............................................................................................................202
Иллюстрация 30. Типы конструктивного решения дверей и столбов
(рис. 54)............................................................................................................203
Глава III. Архитектурно-художественное решение входных групп городской усадьбы Сибири.
Иллюстрация 31. Деление конструктивных элементов входной группы
на композиционно-декоративные фрагменты (рис. 55)...............................204
Иллюстрация 32. Типы композиционного деления столбов на (фрагменты)
(рис. 56)............................................................................................................205
Иллюстрация 33. Типы композиционного деления створок дверей на (фрагменты) (рис. 57)......................................................................................206
Иллюстрация 34. Типы композиционного деления подантаблементной доски
и антаблемента (рис. 58).................................................................................207
Иллюстрация 35. Типы вязи реек в полотнищах (рис. 59); Виды резьбы
по дереву (рис. 60)...........................................................................................208
Иллюстрация 36. Название основных частей ордера (рис. 61).......................209
Иллюстрация 37. Элементы декора Дорического ордера. Входная группа в
городе Томске (рис. 62)...................................................................................210
Иллюстрация 38. Элементы декора Ионического ордера. Входная группа в
городе Томске (рис. 63)...................................................................................211
Иллюстрация 39. Элементы декора Коринфского ордера. Входная группа в
городе Енисейске (рис. 64).............................................................................212
Иллюстрация 40. Элементы декора Композитного ордера. Входная группа в
городе Енисейске (рис. 65).............................................................................213
Иллюстрация 41. Элементы декора стиля Барокко. Входная группа в городе
Томске (рис. 66)...............................................................................................214
Иллюстрация 42. Элементы декора стиля Барокко. Входная группа в городе
Томске (рис. 67)...............................................................................................215
Иллюстрация 43. Элементы декора стиля Рококо. Входная группа в городе
Тюмене (рис. 68, 69)........................................................................................216
Иллюстрация 44. Декоративные элементы ворот города Томска
(рис. 70, 71)......................................................................................................217
Иллюстрация 45. Элементы декора стиля Модерн. Входная группа в городе
Красноярске (рис. 72)......................................................................................218
Иллюстрация 46. Элементы декора стиля Модерн. Входная группа в городе
Томске (рис. 73)...............................................................................................219
Иллюстрация 47. Принципы декорирования народного зодчества. Входная
группа в городе Томске (рис. 74)...................................................................220
Иллюстрация 48. Принципы декорирования народного зодчества. Входная группа в городе Иркутске (рис. 75) и Красноярске (рис. 76)......................221
Иллюстрация 49. Принципы декорирования народного зодчества. Входная
группа в городе Томске (рис. 77, 78).............................................................222
Иллюстрация 50. Элементы декора народного зодчества. Входная группа в
городе Енисейске (рис. 79); символика (рис. 2, 3, 4, 5, 6)...........................223
Иллюстрация 51. Принципы декорирования народного зодчества. Входная
группа в городе Томске (рис. 80, 81).............................................................224
Иллюстрация 52. Принципы декорирования народного зодчества. Входная
группа в городе Томске (рис. 82, 83).............................................................225
Иллюстрация 53. Принципы декорирования народного зодчества. Входная
группа в городе Томске (рис. 84, 85, 86).......................................................226
Иллюстрация 54. Принципы декорирования народного зодчества. Входная
группа в городе Петровск - Забойкальск (рис. 87).......................................227
Иллюстрация 55. Принципы декорирования народного зодчества. Входная
группа в городе Петровск - Забойкальск (рис. 88).......................................228
Иллюстрация 56. Процентные показатели по выводам исследования
(рис. 89, 90)......................................................................................................229
1
Эволюция сибирской усадьбы
Придомовая Периферийная
территория Ядро территория у (дом )// (огород)
Индивид Семья
калитка
Исходный базис
1-ый этап 2-ой этап 3-ий этап 4-ый этап (до XII в.) (XII в.) (XII в нач. XVII в.) (XVIII в.)
о
Придомовая территория - это пространство формирующее хозяйственно-бытовые процессы и индивидуальность семьи.
Периферийная территория - это пространство вышедшее за пределы двора, предназначенное для сельскохозяйственных работ.
5 - этап 6 - этап
(XVIII в. - нач. XIX в.)
■ Ядро - жилой дом
□
Коммуникационная ось - дорога,
тракт, пешеходная дорога.
7-ой этап (XIX в. - нач. XX в.)
* • Входная группа (ворота, калитки, декоративные калитки)
Г) о й Г6
та
£
м Н
Г6
5
Г5
н та м
а не
Рис. 1
17
Три типа входных групп усадьбы.
Каждая сторона усадебного участка, примыкающая к коммуникационной оси, может быть обеспечена входной группой: одной или более. Рассматриваемые входные группы, главные и второстепенные, могут состоять из следующих составных элементов: ворот, калиток и декоративных калиток. На основе выше перечисленных элементов формируется три типа входных групп.
1-ый тип
Входная группа состоит из калиток
I I
Главная Второстепенная входная группа входная группа
I
Л
2-ой тип
Входная группа состоит из ворот
3-ий тип
Входная группа образована комбинацией составных элементов
Рис. 40
18
Размещение входных групп по отношению к градостроительному расположению усадьбы.
Условные обозначения.
Усадебный участок
Ядро - жилой дом
Коммуникационная ось: дорога, тропа, улица
Главная входная группа
Второстепенная входная группа
■ Г
Калитки ■=■ Декоративные калитки ' _Г Ворота
Ось симметрии границы усадьбы выходящей на улицу
Ограничение усадебного участка прилегающей застройкой,которая не подлежит выкупу или рельефом местности
Кол-во входных групп
Один главный вход
Один главный вход
Один второстепенный вход
Один главный вход
Два
второстепенных входа
Один главный вход
Три
второстепенных входа
Участок ограничен с четырех сторон
1
Участок ограничен с трех сторон
:
Ш-
Участок ограничен с двух сторон
8
.__
Участок ограничен с одной стороны
10
Рис. 41
19
Композиционное расположение главной входной группы и второстепенной по отношению к улице, жилому дому и оси симметрии.
Условные обозначения.
Размещение относительно оси симметрии
Типы композиционного решения размещения входной группы и дома относительно друг друга.
1-ый тип
2-ой тип
Усадебный участок
Ядро - жилой дом
Коммуникационная ось: дорога, тропа, улица
Главная входная группа
Второстепенная входная группа
' Г Калитки
■=■ Декоративные калитки 1 А [ Ворота
Ось симметрии границы усадьбы выходящей на улицу
Ограничение усадебного участка прилегающей застройкой,которая не подлежит выкупу или рельефом местности
Дом и главная входная группа расположены на оси симметрии
11111
Дом расположен на оси симметрии, главная входная группа смещена
Главная входная группа расположена на оси симметрии, дом смещен
Главная входная группа и дом равноудалены от оси симметрии
Ш1||
/А 'У/'',' ч ___
Входная группа и дом смещены относительно оси симметрии, но не по отношению друг к другу
' у**' /
Ж
Щщт
Рис. 42
Композиционное расположение главной входной группы и второстепенной по отношению к улице, жилому дому и оси симметрии.
Условные обозначения.
Размещение относительно оси симметрии
Типы композиционного решения размещения входной группы и дома относительно друг друга.
3-ий тип
Сочетание 2-ого и 3-его типа
Усадебный участок
Ядро - жилой дом
Коммуникационная ось: дорога, тропа, улица
Главная входная группа
Второстепенная входная группа
" Г Калитки
■—1■ Декоративные калитки
Ч Г Ворота
Ось симметрии границы усадьбы выходящей на улицу
Ограничение усадебного участка прилегающей застройкой, которая не подлежит выкупу или рельефом местности
Дом и главная входная группа расположены на оси симметрии
Дом расположен на оси симметрии, главная входная группа смещена
20
И
Главная входная группа расположена на оси симметрии, дом смещен
Главная входная группа и дом равноудалены от оси симметрии
Входная группа и дом смещены относительно оси симметрии, но не по отношению друг к другу
21
26
28
25
11
27
Рис. 43
21
Типы композиционного развития входной группы по горизонтали.
Без столбов
1 V 4
Симметричная композиция
С одним столбом
2%.
иг
Асимметричная композиция
С двумя столбами
1
Симметричная композиция
С тремя столбами
4 5
С четырмя столбами
11
"И^Г 11 • Г Г гллжг "ЬЛАЛХ/
Асимметричная композиция
Симметричная композиция
Симметричная композиция
Асимметричная композиция
Асимметричная композиция
Рис. 44
С пятью столбами
10
С шестью столбами
П П • Г г
Симметричная композиция
Симметричная композиция
Симметричная композиция
Рис. 45
Условные обозначения.
Ш - Декоративные калитки - Калитки - Ворота Щ - Прилегающее строение : - Ось симметрии
Три основных типа композиционного решения размещения входной группы и
дома относительно друг друга.
1-ый тип
Входная группа и дом не примыкают друг к другу. Жилой дом размещен во дворе усадьбы.
2-ой тип
Входная группа и дом не примыкают друг к другу. Жилой дом выходит фасадом на улицу.
3-ий тип
Входная группа и дом примыкают друг к другу. Жилой дом выходит фасадом на улицу.
2-ой и 3-ий типы композиционного решения могут совмещаться при наличии двух или более входных групп по одной стороне усадебного участка.
Рис. 46
23
Типы композиционного развития входной группы по вертикали.
Калитки расположены по высоте на одной линии, которая ниже ворот.
Ворота и калитки по высоте расположены на одной линии.
Калитки расположены по высоте на одной линии, которая выше ворот.
Рис. 47
Условные обозначения.
п - Декоративные калитки - Калитки - Ворота - Прилегающее ! - Ось симметрии строение
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.