Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Белых, Наталья Михайловна

  • Белых, Наталья Михайловна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 157
Белых, Наталья Михайловна. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Белых, Наталья Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА И ОТРАЖЕНИЕ В НИХ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

§ 1. Становление и развитие отечественной начальной школы пореформенной России.

§ 2. Место церковноприходской школы в развитии начального образования

Выводы

ГЛАВА И. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЦЕРКОВНОПРИХОДСКОЙ ШКОЛЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

§ 1. Содержание обучения и воспитания детей в церковноприходской школе

§ 2. Методы и формы учебно-воспитательной работы в церковноприходской школе

§ 3. Опыт работы авторской школы С.А.Рачинского

Выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века»

Закон об образовании, принятый в нашей стране в 90-е годы, предусматривает многообразное развитие народного образования: школы государственные, школы, открываемые общественными организациями и частными лицами.

В своем развитии оно должно опираться на живую историю, культуру, духовные традиции, исторический опыт взаимодействия и взаимопонимания российских народов.

В задачи русского образования входит укрепление в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом.

Изучение народных традиций воспитания сказывается не только наиболее интересным, но и наиболее плодотворным в истории педагогики (11, 24).

Такой подход к демократическому решению школьного обучения и воспитания диктует потребность выработки стандартов содержания образования, умелого регулирования со стороны государства учебно-воспитательным процессом разных типов школ. Об этом высказывают и пишут в педагогической печати видные ученые - педагоги и психологи -Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Ю.А. Рудь, В.Д. Шадриков, теоретики в области начального образования С.П. Баранов, Н.В. Виноградова, В.Г. Горецкий, А.Н. Джуринский, А.Е. Дмитриев, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Ю.П. Сокольников.

Остро обсуждается и вопрос о роли церкви в нравственном воспитании детей. Сегодня, когда Русская Православная Церковь вновь получила возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед ней вновь получила возможность заняться религиозным воспитанием детей, перед ней встала огромная задача: раскрыть богатейшую сокровищницу церковной жизни во всей полноте и красоте. В общеобразовательных школах возникают кружки по изучению Священного Писания, открываются частные, воскресные и православные религиозные школы, где дети, особенно младшего школьного возраста, приобщаются к христианской морали, развивают духовные и общечеловеческие нормы поведения.

В деятельности церковных школ имеются немалые трудности. Отсутствует необходимая учебная литература, нет подготовленных педагогических кадров для работы созданных воскресных школ. Эти трудности усугубляются еще и тем, что накопленный значительный опыт работы церковноприходских школ России до революции 1917 года, в советский период и в настоящее время мало изучен, хотя в нем, было много интересного, полезного. Сейчас нам необходимо осмыслить и обобщить духовный опыт русского народа, опирающийся на традиции русской школы. Именно с этих позиций нужно шире взглянуть на педагогическое наследие дореволюционной России, подвижников-просветителей, исследовать их роль в создании народной сельской школы, основанной на семейных и национальных традициях русского народа.

В дореволюционной России церковных школ, особенно начальных, насчитывалось до 46% общего количества всех начальных школ в стране. В.Ф. ДавыденКо, Н.И. Ильминский, К.П. Победоносцев, С.И. Миропольский, С.А. Рачинский - далеко неполный перечень педагогических и общественных деятелей, внесших большой вклад в развитие церковных школ. А авторская школа в селе Татево Смоленской губернии профессора С.А. Рачинского была одной из лучших сельских начальных школ России второй половины XIX века.

Поэтому, назрела острая необходимость и потребность в исто-рико-педагогическом анализе и целостном научном освещении процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходской школе России, с тем, чтобы этот опыт использовать в современных церковных воскресных школах.

Таким образом, образовались противоречия между потребностью изучения деятельности церковных школ дореволюционной России, их использованием воскресными школами, создаваемыми в настоящее время при церквях. Важно, чтобы юному россиянину были доступны православные традиции в постижении гуманитарных дисциплин, в том числе латыни, греческого и церковнославянского языков, давно забытых школой, традиции изучения естественных наук в тесной связи с проблемами экологии и краеведения. Православной педагогике есть чем дополнить и обогатить эстетическое воспитание, трудовое и физическое развитие школьников. А главное - помочь нашей системе образования отыскать пути к духовному, нравственному возрождению молодого поколения.

Особенно это касается изучения и оценки церковноприходских школ второй половины XIX века. Именно в этот период появилась в своем самобытном виде русская народная школа, а также целая плеяда выдающихся педагогов-теоретиков, общественных деятелей школы, учителей-практиков, которые своим самоотверженным трудом прославили нашу отечественную педагогику. Вторая половина XIX века характеризуется усиленным развитием и ростом церковных школ. В это время началась разработка и обоснование теоретических основ обучения и воспитания в церковноприходской школе.

Первой наиболее крупной и обобщающей работой в этой области стало пособие В.Ф.Давыденко, "Церковноприходская школа", изданное в г.Харькове в 1903 году.

В нем изложены все вопросы работы в церковноприходской школе, следовательно, она представляет интерес для нашего исследования. Важное значение для анализа данного типа начальной школы, а именно, церковных школ имеют работы обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, священников И. Корсунского, М.Макаревского, В.Невского, К.А. Рождествен: ского, П. Смирнова, П.Н. Спасского.1

Данная тема в современной историко-педагогической наука, мало исследована. А в советское время считалось нецелесообразным ее изучать, так как существовали идеологические запреты, требовавшие критического рассмотрения этого опыта. Этим отличаются работы П.А. Лебедева, А.В. Ососкова, В.З. Смирнова. И только в монографии И.А. Соловкова дается наиболее объективная оценка церковным школам. ,

Проведенный анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что специальных исследований по проблеме не проводилось.

Этим и объясняется выбор темы исследования: "Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века".

Проблема исследования: каковы основные особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России в свете школьных реформ второй половины XIX века, место церковноприходской школы в России второй половины XIX века.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

1 Отчества названных священников в источниках не обнаружены.

Объектом исследования является церковноприходская школа России второй половины XIX века, ее место в развитии начального образования указанного периода.

Предметом исследования является процесс обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века, основанный на православной педагогике.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования выдвигаются следующие задачи.

1. Охарактеризовать школьную реформу в области начального образования в России второй половины XIX в. и показать место церковноприходской школы в этой реформе.

2. Раскрыть особенности организации церковноприходской школы в России второй половины XIX века и на основе анализа показать их влияние на специфику обучения и воспитания детей.

3. Проанализировать опыт авторской школы профессора С.А.Рачинского по обучению и воспитанию сельских школьников -прообраза церковной школы России второй половины XIX в.

4. Дать рекомендации работникам современных воскресных школ при церквях по обучению и воспитанию детей.

Методологической основой исследования являются теоретические положения о человеке как высшей ценности общества, о религии как форме общественного сознания, о развитии всеобщей связи явлений, предметов действительности. Исследование опиралось на принципы единства логического и исторического, системности, последовательности, научности, объективности в изучении исторического прошлого.

Для исследования указанной темы использовались следующие методы: сравнительно-исторический, историко-ретроспективный, методы изучения документов, критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, анализ и систематизация выявленных исторических фактов. В ходе исследования проанализировано около 30 источников (архивы г.Москвы, г.Загорска, г.Липецка, г.Тамбова).

В качестве источников исследования использованы опубликованные и неопубликованные документальные материалы по вопросам образования, истории педагогики, правительственной политики, не введенные в научный оборот документы из архивов Синода; фундаментальные издания обер-прокурора, отчеты и малоизвестные мемуары духовенства, неопубликованные доверительные письма к друзьям (С.А.Рачинский). Важной базой исследования стали архивные материалы Центральных и областных архивов страны: Центрального государственного исторического архива г.Москвы, Государственного архива Липецкой области и Государственного архива Тамбовской области, архив духовной академии и семинарии г.Загорска, а также документы Рукописного отдела Российской Национальной библиотеки. Всего автором были изучены материалы 33 фондов в 3-х архивах. Особую группу составили статистические источники, учебные пособия для церковных школ. Интересный фактический материал взят из периодической печати, издававшейся во второй половине XIX века: "Народное образование", "Орловские Епархиальные ведомости", "Тамбовские Епархиальные ведомости", "Церковноприходская школа" и другие.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в обеспечении историко-педагогическими знаниями процесса становления и развития теории церковной школы в России второй половины XIX века, в раскрытии возможностей изучения теоретических подходов к особенностям организации церковноприходской школы и их влияния на специфику обучения и воспитания детей; в том, что переосмыслены и впервые введены в научный оборот печатные источники и архивные материалы, содержащие информацию о положительном опыте развития церковноприходской школы России второй половины XIX века; на их основе выявлены знания о содержании предметов обучения и воспитания в ней, внедрении форм и методов учебно-воспитательной работы в данной школе с учетом названного, воссоздано в целостном виде место церковноприходской школы в развитии начального образования.

Практическая значимость исследования обусловлена получением ценных данных и представлений для историко-педагогической науки о развитии церковноприходской школы России второй половины XIX века, а также особенностей обучения и воспитания детей в церковной школе разных губерний России второй половины XIX века.

Проведенное исследование раскрыло возможность использования содержащихся в диссертации теоретических положений, выводов и обобщений при чтении курса истории педагогики, спецкурсов на факультете начальных классов в Елецком педагогическом институте, а также при подготовке учителей начальных классов в педагогических училищах, педколледжах, на курсах усовершенствования учителей в Липецкой области. Анализ содержания учебно-воспитательной работы на примере церковноприходской школы России второй половины XIX века, позволяет расширить общеобразовательную программу и творчески использовать данный опыт при подготовке учителей для воскресных, церковных школ и православных гимназий.

Использование материалов данного исследования расширяет представление студентов о становлении и развитии церковной школы в центральных губерниях России второй половины XIX века.

Диссертационная работа состояла из следующих этапов:

1. (1994-1995 г.) - изучение литературы по теме исследования, выявление основной проблемы, разработка теоретических основ исследования.

2. (1996-1997 г.) - выявление архивных материалов, их анализ, систематизация и обобщение, определение структуры и логики изложения диссертации.

3. (1997-1998 г.) - уточнение отдельных положений исследования, определение основного содержания и оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Церковноприходская школа России второй половины XIX в. создавалась на принципах добровольности народа (школы грамоты), школьной реформы второй половины XIX в. Ее становление и развитие поддерживалось и царским правительством и Св. Синодом. Вот почему к концу XIX в. церковных школ, особенно в сельской местности России, насчитывалось около 46% от всех начальных школ.

2. Обучение и воспитание детей в церковноприходской школе России второй половины XIX в. осуществлялось на основе православной педагогики. Этим и объясняется их отличие от других типов начальных школ (земской, "образцовых" народных училищ МНП); по содержанию методов, принципов обучения. Имелись свои учебные книги и руководства. В исследовании показаны положительные и теневые стороны этого обучения и воспитания. Даны рекомендации учителям современных церковных воскресных школ с учетом положительного опыта, накопленного церковноприходскими школами

России второй половины XIX в.

3. Изучение опыта обучения и воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходской сельской школе показывает, что в них удачно сочеталось обучение с нравственным, эстетическим воспитанием, с привитием учащимся общечеловеческих христианских заповедей: "не убий" другого, помоги бедному, уважай родителей, помогай им, когда они будут старыми, неси людям христианскую мораль. Это особенно видно при описании и анализе в отдельном параграфе опыта обучения и воспитания детей в авторской школе С.А.Рачинского.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности; совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачам; разноообразием использованных историко-педагогических и архивных источников.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялись при чтении лекций по истории педагогики, проведении спецкурса на факультете начальных классов МПГУ и ЕГПИ. Итоги исследования сообщались в докладах на научных конференциях в г. Липецке и г. Ельце в 1994, 1995, 1996 гг.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Список литературы включает 214 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Белых, Наталья Михайловна

Выводы

Заслуга педагога С.А.Рачинского в том, что он создал школу, отвечавшую требованиям времени, учитывавшую особенности крестьянского быта. Дети не отрывались от земли-кормилицы. В школе велось обучение культуре земледелия, у детей развивался интерес к народным промыслам. С.А.Рачинский раскрыл роль учителя в индивидуальном воспитании и обучении ребенка с учетом его природных задатков и способностей, показал значение непрерывного учебно-воспитательного процесса в сельской школе, его влияние на учителей, учащихся и крестьян, на развитие сел и деревень, расположенных недалеко от школ. Он создал сельскую школу - школу духовности. Русский педагог внес огромный вклад в общечеловеческую культуру, его педагогическое и научное наследие представляет большую ценность. Духовное наследие С.А.Рачинского призвано сыграть значительную роль в возрождении нравственной культуры русского народа, которая сейчас к нам возвращается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX века в России усиливается процесс становления начального образования и педагогики начальной школы. Это носило разносторонний характер. Как отмечал видный представитель педагогических наук Н.В.Чехов, оно осуществлялось разными путями: многообразием начальных школ в соотношении разных взглядов на задачи, формы и методы начального обучения (122).

Среди земских начальных школ, "образцовых" народных училищ Министерства народного просвещения - важнейшую роль во второй половине XIX века играли церковноприходские школы. К концу XIX века церковных школ в России насчитывалось около 46,5% от всех народных школ. Это давало им возможность не только обучать и воспитывать детей младшего возраста, особенно в сельской местности, но и создавать свою педагогику и методику начального обучения. К сожалению, как показано в нашем исследовании в советской историко-педагогической литературе обучение и воспитание в церковных школах и церковная педагогика показана лишь в черных красках, что не соответствует действительности.

Однако, архивные и литературные источники доказывают, что в этих школах было много положительного: они хранили опыт обучения и воспитания детей на древнерусских традициях, что подтверждается выбором предметов изучаемых в данных школах: русский язык, церковнославянский язык, русско-славянская литература, гражданская и отечественная история; они были доступны для всех сословий и позволяли всем получить начальное образование; на первом месте по значимости стояло религиозно-нравственное воспитание; дети воспитывались в духе христианской морали, их учили быть добрыми, кроткими, отзывчивыми, справедливыми, честными, терпеливыми; в церковных школах важное место занимало патриотическое воспитание: любовь к Отечеству, к православию, славянской культуре. В этих школах изучали историю Отечества, детей убеждали в том, что слепое подражание иностранцам в верованиях, обычаях, языке, одежде есть унижение для русского человека; огромное внимание обращалось на то, чтобы учащиеся с любовью относились к родителям и родным людям, уважали старших; дети приобщались к отечественной музыке, пению. Они знали нотную грамоту, могли петь "с листа", все учащиеся пели в церковном хоре; серьезные требования предъявлялись к нравственным и умственным качествам учителя; он должен был быть справедливым, правдивым, терпеливым, твердым по характеру, последовательным в своих действиях, обязательно любить детей, добросовестно относиться к своим обязанностям, любить Отечество и русский народ.

Теоретики церковной педагогики, такие как В.Ф. Давыденко, Н.И. Ильминский, С.И. Миропольский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, Д.И. Тихомиров стремились в своих педагогических сочинениях, в практическом опыте по обучению и воспитанию ставить конкретные цели и задачи, определять содержание обучения, методы и формы учебно-воспитательной работы. Об этом, как мы показали во второй главе, сказано в пособии В.Ф. Давыденко "Церковноприходская школа", в книгах С.А. Рачинского "Сельская школа", "Из жизни в с.Татеве" в учебных книгах Богоявленского и Одинцова, в "Краткой истории жизни Господа нашего Иисуса Христа", в книгах для внеклассного чтения, как, например, "Училище благочестия, или примеры христианских добродетелей, выбранные из жизни святых (СПб., 1903 г.).

Теоретические основы обучения и воспитания в церновно-приходской школе, их становление осуществлялись на традициях народной педагогики, традициях православия, корнями которой являлась Византийская культура, богатейший опыт церковных школ до Татаро-Монгольского нашествия, школ Киевской Руси, школ вольного Новгорода.

Гуманизм, человеколюбие, уважение к личности ребенка, проповедь перед богом все равны, стремление жить не только для себя, но и для ближних, как учил Иисус Христос - вот основа православной педагогики.

Конечно, как и в других типах начальных школ рассматриваемого периода (земских, "образцовых" начальных школ Министерства народного просвещения) были и теневые стороны: господство догматического обучения, оторванность обучения от жизни и т.п.

Но в основе своей церковные школы сыграли важную роль в осуществлении задач охвата детей в борьбе с неграмотностью, особенно в сельской местности. А такие вопросы как формирование личности учащихся, особенно в части православного воспитания, привития любви к Отечеству, своему народу нравственного воспитания к воздержанию от разврата, обмана, человеконенавистничества, стяжательства - церковные школы - образец осуществления воспитывающего обучения.

Опыт церковных школ мало изучен. И наше исследование не претендует на исчерпывающее описание всесторонней деятельности их в воспитании и обучении детей, подготовке учительских кадров, сочетания нравственного воспитания с эстетическим, православия с народными традициями, анализа содержания учебных книг и пособий, использования этого опыта в современных церковных школах - труд исследователей следующих десятилетий. Но и то, что нами осуществлено, хотелось бы надеяться, принесет большую пользу в деятельности современных воскресных церковных школ, да и не только их. Настало время изучения деятельности церковных школ в учительских духовных семинариях, в педагогических колледжах, педучилищах на факультетах начальных классов. Об этом говорит наш спецкурс, к которому студенты относятся положительно.

Сформулируем советы учителям и работникам современных воскресных школ при церквях по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста.

1. При подготовке программ и учебных пособий по отечественной истории педагогики для совершенствования подготовки учителей начальных классов пересмотреть негативную оценку деятельности церковных школ, так как в этих школах занимались не только обучением и воспитанием детей, но и особое внимание обращалось на нравственное и эстетическое воспитание, и, как показало наше исследование, в них было много положительного.

2. В педагогических колледжах и на факультетах начальных классов рекомендуется, исходя из нашего опыта, ввести спецкурс (спецсеминар), связанный с углубленным изучением земских школ, «образцовых» училищ министерства народного просвещения и церковноприходских школ в России второй половины XIX века.

3. При разработке учебных планов и программ в современных воскресных школах учитывать накопленный опыт деятельности церковноприходских школ в России второй половины XIX века.

Целесообразно изучить опыт нравственного и музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в церковноприходских школах, где эти стороны формирования личности, особенно в сельской местности, играли очень большую роль.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Белых, Наталья Михайловна, 1998 год

1. Анастасиев А.И. Народная школа. Настольная справочная книга. - М., 1915 г.-621 с.

2. Андреев Е.Н. Государственная система школ. СПб., М., 1898. -32 с.

3. Баранов А. Г. Краткое руководство к преподаванию по "Русскому букварю", СПб., 1887. -16 с.

4. Баранов А.Г. Книга для классного чтения. СПб., Д.Д. Полу-бояринов, 1895. - 174 с.

5. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. М., Просвещение, 1981.- 143 с.

6. Баранов С.П. Педагогика. Изд.2, перераб. М., Просвещение, 1987.- 386 с.

7. Богоявленский Ф. Практическое руководство к обучению грамоте по звуковому методу. -М., 1872. -28 с.

8. Белокопытов Н.А. Руководство для народных училищ, ЦПШ. -Харьков, 1898. 55 с.

9. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета (канонические). Чикаго, 1990. - 292 с.

10. Ванчаков A.M. Заметки о начальной церковной школе. Изд. 2 СПб., 1908 г. -С.85.

11. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары. 1974. 375 с.

12. Горбов Н.М. С.А.Рачинский. -СПб., 1903. 43 с.

13. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1900. - С.57.

14. Давыденко В.Ф. Церковноприходская школа. Харьков, 1903. -492 с.

15. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. Учебное пособие.16

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.