Особенности изучения поэтики русской прозы начала XX века на уроках литературы в 11 классе: На примере произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Соловьев, Алексей Николаевич
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Соловьев, Алексей Николаевич
Введение.Стр.3-14.
Глава I. Научно-теоретические основы изучения поэтики произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна. Стр. 15-63.
1 .Психолого-педагогические аспекты изучения поэтики художественного текста на уроках литературы в старших классах. Стр. 15-21.
2.Трактовка понятия «поэтика» представителями различных школ литературоведения XIX-XX в.в. Стр.2230.
3.Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения в контексте современных методических концепций. Стр.31-41.
4. Анализ проблематики и поэтики прозаических произведений И.А.Бунина и А.ИКуприна в литературоведческих и методических исследованиях Стр.42-62.
Глава II .Особенности изучения поэтики прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна на уроках литературы в 11 классе. Стр.63161.
1.Изучение художественного своеобразия произведений И.А.Бунина доэмигрантского периода (на примере изучения рассказов «Господин из Сан-Франциско» и «Лёгкое дыхание»). Стр.63-83.
2. Особенности изучения поэтики рассказов И.А.Бунина из сборника «Тёмные аллеи». Стр.84-112.
3. Пути развития читательской активности учащихся в ходе изучение проблематики и поэтики повести А.И.Куприна «Поединок». Стр.113-135.
4. Изучение художественного своеобразия рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Стр. 136-161.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Методика изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы2004 год, кандидат педагогических наук Субботин, Дмитрий Игоревич
Изучение произведений А.П. Чехова в 10 классе с учетом жанровой специфики2005 год, кандидат педагогических наук Федорова, Анна Станиславовна
Анализ поэтики прозы В.М. Шукшина на уроках литературы в средней школе2010 год, кандидат педагогических наук Чернова, Людмила Николаевна
Методическая система изучения алтайской прозы 70 - 90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай2006 год, кандидат педагогических наук Чандыева, Екатерина Дмитриевна
Художественное время и пространство в творчестве М.А. Шолохова на уроках литературы в 11 классе2004 год, кандидат педагогических наук Воробьева, Анна Давыдовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности изучения поэтики русской прозы начала XX века на уроках литературы в 11 классе: На примере произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна»
Изучение современных школьников как читателей, проблема восприятия ими искусства в целом в настоящее время оказывается объектом изучения различных наук: литературоведения и психологии, эстетики и социологии, педагогики и методики.
Вопросы поэтики в литературном образовании школьников издавна интересовали отечественных методистов. Характерной чертой методической науки XX века является поиск приёмов работы, обеспечивающих целостность восприятия текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики произведения. Этим проблемам посвящены фундаментальные исследования отечественных психологов
Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, I
П.МЯкобсона. ' v. , . , *
В трудах В.В.Голубкова определены важнейшие составные элементы анализа художественного текста в школьном литературном образовании: автор и его позиция, тема и идейная направленность, портрет, пейзаж, диалог, вводные эпизоды, стиль, значение творчества писателя. Методист называет, в частности, следующие элементы анализа:
Сюжет произведения. Развитие сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения?
Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие его лексики, эпитетов, метафор, поэтического синтаксиса, ритмики.
Жанр произведения. В чём своеобразие этого жанра?
Традиции и новаторство писателя. В чём он продолжил предшественников и что ввёл нового в литературное мастерство?» (53, 299).
М.А.Рыбникова постоянно уделяла внимание изучению композиции и стилистики художественного текста. В книге «Очерки по методике литературного чтения» она писала: «Передавая уму и чувству ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература - это искусство, к которому нужно уметь подойти. У нас в музеях учат смотреть картины и статуи, учителя музыки учат не только играть или петь, но и «слушать музыку», а мы, словесники, учим «читать художественное произведение».
Литературное произведение доводит до читателя свои образы и идеи с помощью сложного расположения героев, сцен, портретов, пейзажей, диалогов и других компонентов. Вопросы композиции — это не побочные вопросы литературного чтения, а существенно важные. Рассказ, драма, поэма как-то «построены», и это построение нужно уметь понимать».(163,39).
Действующие сегодня программы литературного образования предоставляют учителю-словеснику определённую свободу выбора художественных произведений для чтения и изучения. Школьные уроки литературы по-прежнему остаются важнейшим средством формирования у учащихся нравственных и эстетических ценностей. На нынешнем этапе развития российской школы продолжаются поиски путей оптимальной, гармоничной взаимосвязи между изучением литературы в школе и самостоятельным чтением современного школьника.
В настоящее время в работах учёных-методистов создана методическая концепция, основополагающий принцип которой сформулирован О.Ю.Богдановой: это «.необходимость совершенствования школьного литературоведения на основе целостного изучения поэтики художественного текста, знания читательского восприятия, психологии школьника и мотивации его деятельности» (21,
9).
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методологической и теоретической основой настоящего исследования явились труды по философии и психологии читательской деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Г.Жабицкая, А.Н.Леонтьев, О.И.Никифорова, С.Л.Рубинштейн, и др.), возрастной и педагогической психологии и психологии индивидуальности, а также личностно ориентированной педагогике (Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин, П.М.Якобсон и др.), по литературоведению (М.М.Бахтин, В.В.Виноградов, И.Ф.Волков, М.Л.Гаспаров, В.М.Жирмунский, О.Н.Михайлов, В.Е.Хализев и др.), по дидактике (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, П.И.Пидкасистый и др.), по теории и методике обучения литературе в школе (В.В.Голубков, М.А.Рыбникова, Н.О.Корст, Н.И.Кудряшёв, О.Ю.Богданова, А.В.Дановский, Н.А.Демидова, И.С.Збарский, Г.Н.Ионин, В.А.Кан-Калик, М.Г.Качурин, В.Я.Коровина, Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, В.Г.Маранцман, Г.И.Беленький, В.П.Полухина, М.А.Снежневская, Л.В.Тодоров, В.Ф.Чертов и др.).
На наш взгляд, изучение поэтики прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна представляет известную трудность для учителей-словесников по нескольким причинам. В методической литературе произведения обоих писателей исследованы ещё недостаточно глубоко. Это во многом объясняется тем, что рассказы и повести Бунина и Куприна были включены в школьные программы лишь недавно (рассказы «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание»). Другие произведения, например «Господин из Сан-Франциско» или «Поединок», изучались односторонне, большей частью с точки зрения социальной критики.
Специфика изучения поэтики русских писателей-реалистов начала XX века высвечивает ряд проблем, решение которых необходимо для современной методики преподавания литературы. Можно утверждать, что недостаточно разработаны теоретические основы изучаемых тем и методики их преподавания. Не определены наиболее действенные методические приёмы и технологии, которые способны повысить эстетический эффект воздействия литературных произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна на личностное развитие старшеклассников.
Ещё одной важной проблемой является проблема качественного обновления процесса обучения. Реализация внутреннего, духовного контакта читателя и литературного произведения требует более активного обращения всего процесса обучения к школьнику. На уроках литературы на основе знания педагогико-психологических особенностей обучающихся должны быть созданы условия для многогранного личностного развития старшеклассников.
Следовательно, недостаточная научно-методическая разработанность вопроса изучения реалистической поэтики, в частности творчества И.А.Бунина и А.И.Куприна начала XX века, необходимость поиска новых аспектов литературоведческого анализа обуславливают важность и актуальность избранной темы исследования.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является теоретическое обоснование и методическое моделирование эффективных путей, методов и приёмов изучения тем «Прозаические произведения И.А.Бунина» и «Прозаические произведения А.И.Куприна» на уроках литературы в 11 классе с установкой на развитие читательской активности учащихся.
ОБЪЕКТОМ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ является изучение поэтики реалистических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна в 11 классе образовательных учреждений различных типов (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - содержание и методика изучения прозаических произведений русских писателей-реалистов начала XX века.
В ходе исследования была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА: изучение поэтики прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна будет способствовать формированию у школьников целостной картины литературного процесса начала XX века, развитию читательской активности и творческого потенциала,
- если будет разработана концепция изучения указанных тем на психолого-педагогической основе, с учётом читательского опыта старшеклассников;
-если в процессе изучения произведений писателей будут учтены особенности литературной эпохи;
-если рассматривать особенности поэтики русского реализма рубежа XIX-XX веков в сравнении с поэтикой реализма русской классической литературы XIX века;
-если изучение произведений писателя будет строиться по интегративному типу (объединение литературы, философии, истории, искусства).
Цель и гипотеза определили ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- изучить современное состояние решения избранной нами проблемы в теории и практике преподавания литературы в старших классах;
- выявить уровень подготовленности школьников к изучению сложных в плане проблематики и поэтики прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна;
- создать методические модели путей, методов и приёмов изучения прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна и проверить их эффективность экспериментальным путём;
- проанализировать динамику как общегуманитарного, так и личностного развития школьников в процессе и в результате обучения.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование проводилось с 2000 по 2003 г.г. в три этапа.
На первом этапе (2000-2001 г.г.) осуществлялся поиск проблемы посредством наблюдения за практическим преподаванием литературы в 11 классе. При этом наблюдение за учебно-воспитательным процессом сопровождалось обменом опытом с коллегами при взаимопосещении занятий.
На втором этапе (2001-2002 г.г.) проводилось теоретическое изучение проблемы, осуществлялось изучение педагогико-психологических, литературоведческих, дидактических и методических работ. Были намечены цель, задачи, гипотеза и методы исследования. Наблюдение за опытом преподавания перешло в констатирующий эксперимент, а впоследствии и в обучающий эксперимент.
Констатирующий и обучающий эксперименты проводились в 11 -х классах ряда школ Западного округа г. Москвы, а именно в средней школе № 696 (учитель Тамбовская Татьяна Валентиновна), в средней школе № 697 (учитель Рубцов Владимир Фёдорович), в средней школе № 700 I учитель Титова Елена Анатольевна), в гимназии № 1567 (учителя Безносов Эдуард Львович, Верещагина Ирина Сергеевна).
На третьем этапе (2003 г.) осуществлялся анализ полученных результатов, обобщение и систематизация всех материалов, рукописное оформление диссертации.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных в ходе научного исследования задач использовались следующие МЕТОДЫ:
- теоретический — анализ литературоведческих, психологических, педагогических, дидактических, методических, культурологических источников;
- анализ действующих программ и учебных пособий по литературе; изучение сочинений, письменных ответов учащихся, олимпиадных работ по литературе, материалов докладов и сообщений старшеклассников;
- констатирующий и обучающий эксперименты;
- изучение и анализ опыта работы учителей и школ;
- анализ, систематизация и обобщение полученных в процессе исследования материалов.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации заключается в исследовании проблемы целостного восприятия художественного текста учащимися, понимания поэтики произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна на основе их глубокой интерпретации. Предложены, обоснованы и апробированы пути анализа прозаических произведений начала XX века.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования определяется обоснованием и разработкой системы изучения прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна в 11 классе с учётом накопленного опыта преподавания:
- выявлены основные аспекты содержания, реализуемые в методических рекомендациях по проведению системы уроков и выполнению заданий творческого характера; дано психолого-педагогическое обоснование особенностей изучения творчества писателей;
- теоретически обоснована и экспериментальным путём проверена эффективность разработанной методической модели изучения прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна; определена роль представленной методики в системе гуманитарного образования школьников и совершенствовании навыков самостоятельного анализа художественных произведений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в работе учителей-словесников как общеобразовательных школ, так и школ или классов с углублённым изучением литературы. Предложены конкретные разработки уроков по изучению произведений, а также методические рекомендации по проведению письменных работ. Основные выводы и положения, методические рекомендации могут быть использованы при подготовке учебно-методических пособий, в лекционном курсе и на практических занятиях по методике преподавания литературы в высших учебных заведениях.
ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ подтверждается научной, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций исследования, методики его проведения и анализа его результатов. Результаты работы оценивались на основе творческих работ и письменных ответов учащихся, олимпиадных работ по литературе.
АПРОБАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ исследования осуществлялась на Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (секция «Методика преподавания литературы»), на V Международной научно-практической конференции «Проблемы славянской культуры и цивилизации», на проводимых кафедрой методики преподавания литературы МПГУ международных конференциях (Голубковские чтения), на заседаниях кафедры методики преподавания литературы, в публикациях в журнале «Русская словесность», а также в процессе преподавания. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Изучение на уроках литературы в 11 классе произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна является важным источником развития читательской активности учащихся. Система изучения произведений обоих писателей создаёт возможности для личностного роста старшеклассников как читателей, развития собственного взгляда на литературу и искусство в целом.
2. Эффективным средством анализа эпических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна является изучение поэтики реализма с учётом особенностей литературной эпохи начала XX века во всём её многообразии.
3. Важным средством изучения особенностей поэтики прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна является выяснение в них роли разнообразных культурно-исторических реалий. Эффективными становятся задания, связанные с анализом предметной детализации текста.
4. Необходимо развивать у учащихся умение критически подходить к интерпретации художественного текста с точки зрения уже приобретённых умений и навыков; в связи с этим целесообразно предлагать задания, связанные с интерпретацией художественной манеры И.А.Бунина и А.И.Куприна современными исследователями.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Особенности изучения произведений М. А. Булгакова в 9-11 классах якутской школы2003 год, кандидат педагогических наук Саввина, Ксана Семеновна
Пути формирования личностного отношения старшеклассников к художественному произведению на уроках литературы1998 год, кандидат педагогических наук Москвина, Ирина Иовна
Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы: на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе2007 год, кандидат педагогических наук Тихонова, Светлана Владимировна
Активизация читательского опыта старшеклассников на уроках по творчеству Н.М. Рубцова в 11 классе2004 год, кандидат педагогических наук Мовнар, Ирина Валентиновна
Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений2011 год, кандидат педагогических наук Тимофеева, Елена Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Соловьев, Алексей Николаевич
6. Результаты исследования показывают, что уроки по прозаическим произведениям И.А.Бунина и А.И.Куприна, проводимые на уникальном по своей выразительности эстетическом материале, открывают перед учителем большие возможности в изучении и формировании психологии старшеклассников, а также в их нравственно-эстетическом становлении.
Настоящее исследование является одним из немногих по проблеме изучения поэтики произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна на уроках литературы в 11 классе. Оно, разумеется, не претендует на исчерпывающее решение всего комплекса методических, литературоведческих и педагогико-психологических проблем, связанных с рассматриваемым вопросом. Однако разработанная нами методика помогла учащимся в овладении навыками анализа поэтики прозаических произведений писателей начала XX века.
Перспективы дальнейшего исследования мы связываем с разработкой следующих проблем:
- совершенствование приёмов и методов развития читательской активности школьников в процессе изучения прозаических произведений XX века;
- разработка методических рекомендаций для различных типов образовательных учреждений (общеобразовательных школ, гимназий, классов с углублённым изучением литературы);
- рассмотрение традиций реалистической прозы И.А.Бунина и А.И.Куприна в литературе XX века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Настоящее исследование посвящено актуальной теме изучения поэтики крупнейших русских прозаиков начала XX века.
1. Анализ методических, философских, литературоведческих исследований позволил нам рассматривать поэтику И.А.Бунина и А.И.Куприна как неповторимое, самобытное явление русской литературы и русской культуры XX века в целом, отличающееся художественными открытиями на различных уровнях: жанровом, тематическом, эстетическом - и представляющее из себя широкое смысловое и эмоциональное поле для изучения и решения проблем творческого развития учащихся 11 классов.
2. Осмысление теоретического материала различных методических школ (московской и петербургской) и филологических школ: культурно-историческая школа (А.Н.Веселовский), психологическая школа (А.А.Потебня), формальная школа (Б.М.Эйхенбаум, В.М.Жирмунский), трудов современных психологов (СЛ.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, В.В.Давыдов) привело к выбору личностно-ориентированного подхода как основы для изучения творчества писателей-реалистов.
3. Для выработки эффективной методической модели изучения произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна понадобилось выявить уровень готовности учащихся к экспериментальной работе. Констатирующий эксперимент показал, что даже школьники, обладающие достаточным творческим потенциалом, не имеют достаточного опыта работы изучения интерпретации произведений писателей современными исследователями.
4. Анализ результатов обучающего эксперимента подтвердил гипотезу исследования: изучение поэтики И.А.Бунина и А.И.Куприна во всём её многообразии стало эффективным средством изучения эпических произведений. Особенности реализма писателей рассматриваются в контексте историко-литературной эпохи. Проверенная экспериментальным путём система заданий, связанных с выявлением роли разнообразных культурно-бытовых реалий в произведениях Бунина и Куприна, свидетельствует о возрастающем интересе к предмету у учащихся, открывает возможности для познания как русской национальной, так и мировой культуры. Контрольный эксперимент показал существенное уменьшение количества речевых и фактических ошибок в письменных работах в тех классах, где преподавание велось по экспериментальной методике, по равнению с классами, работающими по традиционной методике.
5. Проведённое исследование подтвердило правомерность гипотезы об эффективности методических приёмов и заданий, рассчитанных на углублённый анализ учащимися предметной детализации текста прозаических произведений И.А.Бунина и А.И.Куприна. Творческие работы, проведённые в экспериментальных классах, свидетельствуют о возросшем уровне читательской активности старшеклассников.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Соловьев, Алексей Николаевич, 2003 год
1. Агеносов В.В.Литература русского зарубежья (1918-1996). М.,1998.-С.543.2. 2. Анализ художественного произведения в школе. Сборн. научн. трудов. / Ред. кол.:А.М.Докусов и др.- Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена , 1972.-С.248.
2. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994.-С.591.
3. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И.Альбеткова. М., 1991.
4. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя. Под ред. М.Л.Семановой. М., 1987.
5. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. статей. — М., 1968. — С. 55-67.
6. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин (к 100-летию со дня рождения). -М.:3нание, 1970-С.48.
7. Афанасьев В.Н. А.И.Куприн. Критико-биографический очерк. М, Художественная литература, 1972.
8. Бабичева Ю.В. А.И.Куприн // История русской литературы. Л., 1983. Т.4. С. 373-374.
9. Ю.Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917) М.: Художественная литература, 1967. - С. 303.
10. П.Батюшков К.Н., Батюшков Ф.Д., Куприн А.И.: Материалы Всероссийской научной конференции в Устюжне. Вологда, 1968.
11. Бахрах А. Бунин в халате.//Слово. 1990, № 10. С. 67-68.
12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.290.
14. Безносое Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2001.С. - 255-256.
15. Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей-детей // Социально-психологические проблемы чтения. Сборник научных трудов. Вып. I. М., 1974. - С.36.
16. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова (Раздумья о преподавании литературы в школе). М.: Просвещение, 1990. — С.192.
17. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе. М.,1983.
18. Благасова Л.М. Иван Бунин. Творчество, проблемы метода и поэтики.-Белгород, 1997.
19. Богданова О.Ю. Бунин в школе: учебно-методическое пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2003. — С.4.
20. Богданова О.Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы //Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Под.ред. О.Ю.Богдановой. М., 1997. - С.9.
21. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979.
22. Богданова О.Ю. Русская литература XX века в выпускном классе (изучение творчества И.А.Бунина) //Русская литература XX века: итоги и перспективы изучения: Сб. научных трудов, посвященных 60-летию В.В.Агеносова. М., 2002. - С.393-394.
23. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999. С.105.
24. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. М., 1997.
25. Бонами Т.М. Художественная проза И.А.Бунина (1887-1904). — Владимир, 1962. С. 108.
26. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы // Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Сборн. научн. трудов. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1978. - С. 6-13.
27. Бунин И.А. Избранная проза: Книга для ученика и учителя / Сост. А.Н.Архангельский. М.: Олимп, 1998. - С.656.
28. Бунин И.А. Рассказы: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.М.Болдырева, А.В.Леденёв. М., Дрофа, 2000.
29. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9-ти томах. — М.: Художественная литература, 1967.
30. Бунинский сборник (материалы научной конференции, посвящённой столетию со дня рождения И.А.Бунина). Орёл, 1974. -С.764.
31. Вантенков И.П. Бунин повествователь (рассказы 1890-1916 г.г.). -Минск: Изд. БГУ, 1974. - С. 160.
32. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» // Литература в школе. 1995, №1. - С.35-37.
33. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. // Под ред. Л.В.Чернец. М.: Высшая школа, 1999.
34. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.- С. 245.
35. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.-С. 184-198.
36. Вихрян О.Е. Художественное слово Бунина // Русская речь. — М., 1987.-№4.-С. 104-107.
37. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973. С.228.
38. Волков А.А. Проза Ивана Бунина. М.: Московский рабочий, 1969.-С.448.
39. Волков А.А. Творчество А.И.Куприна. М., 1981. С.262-265.
40. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. М., 1985.
41. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995. С. 73.
42. Волков С. «Любовь должна быть трагедией!» Из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» // Литература. 2002, № 8.- С. 12-13.
43. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А.М.Докусова. М.: Просвещение, 1974.-С. 192.
44. Выготский JI.C. Психология искусства. Минск, 1998. С.239-240, 279-280.
45. Гакова О. «Чистый понедельник» И.Бунина // Теория и практика преподавания русской словесности. — М., 1995. Вып. 1. - С. 87-97.
46. Гаспаров M.JI. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова и П.А. Николаева. — М., 1987. С.295-296.
47. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975.
48. Гейдеко В.А. Проблематика и поэтика рассказов А.П.Чехова и И.А.Бунина. (Сравнительный анализ). Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1973. - С.23.
49. Гейдеко В.А., А.Чехов и Ив. Бунин. М.: Советский писатель, 1987.-С.368.
50. Гокинаева В. «Ты и блаженство и безнадёжность» (Любовь на страницах рассказов И.А.Бунина) // Русская словесность. — М., 1996. № 1.-С.39-42.
51. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.-С.299.
52. Грачёва И. Грани самоцветов // Литература в школе. 1998. № 2.
53. Гречнев В.Я. Цикл рассказов И.Бунина «Тёмные аллеи» (психологические заметки) // Русская литература. — СПб., 1996. № 3. - С.226-235.
54. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. — М., Л., 1966.
55. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.
56. Дановский А.В. Системно-функциональный подход к формированию теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях: Автореферат дисс. док. пед. наук. - М., 1993. — С.32.
57. Данькова Р.С. Урок на взрослое будущее // Литература в школе. — 1999, № 1.-С.92-93.
58. Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX — начала XX века. Л.: Сов. Писатель, 1985. - С.352.
59. Долгополов Л. От некоторых особенностях реализма позднего Бунина (Опыт комментария к рассказу «Чистый понедельник») // Русская литература. Л., 1973. - № 2.
60. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. М., 1998. С.127-160.
61. Жидкова Н.В. Изучение литературы первого периода русского зарубежья в старших классах: Дисс. канд педаг. наук. М., 1995. — С.193.
62. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. —Л., 1977. -С.13-28.
63. Жолковский А.К. «Лёгкое дыхание» Бунина-Выготского семьдесят лет спустя // Блуждающие сны и другие работы. — М., 1994. — С. 115116.
64. Иванов Н.Н. Мир, недоступный смерти. О тайном и явном в прозе И.А.Бунина // Литература в школе. 1999, № 1. - С.42-44.
65. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986.
66. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение. Учебное пособие к спецкурсу. JI., 1986.
67. Ионин Г.Н., Хватов А.И. Русская литература XX века. Учебное пособие для XI кл. СПб., 1994.
68. Каплан И. Е. В чём смысл рассказа И.Бунина «Лёгкое дыхание» // Литература. 1995. № 25.
69. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. — М., Новая школа, 2001.
70. Качаева Л.А. Мастер живописания природы //Русская речь, 1980. № 5. -С.10-16.
71. Качурин М.Г. Системность литературного образования в школе (на материале изучения русской классической литературы): Автореферат дисс. докт. пед. наук. Л., 1976. -С. 40.
72. Кедрова М.М. «Лишь слову жизнь дана.»: Литература как диалог. Тверь, 1997.
73. Келдыш В.А. Творчество Бунина и реалистическое движение предоктябрьского десятилетия. // История всемирной литературы. В. 9 т. Т.8 - М.: Наука, 1994. - С.54-62.
74. Килганова Г.В. Рассказ «Чистый понедельник» в системе историко-художественной концепции И.А.Бунина // Традиции и творческаяtиндивидуальность писателя: Сб. научных трудов. — Элиста, 1995. — С.63-65.
75. Климова Г.П. Художественный мир И.А.Бунина. — М., 1991.
76. Колобаева J1.A. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. ML, Изд. МГУ, 1990.
77. Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина. М.: Изд. МГУ, 1998. - С.88.
78. Корецкая И.В. Горький и Куприн // Горьковские чтения. 1964-1965. М., 1966. -С.119-161.
79. Корецкая И.В. Чехов и Куприн // Чехов. М., 1860 (Серия «Литературное наследство»). Т.68.- С.363-378. ?
80. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992.л
81. Крутикова Л.В. А.И.Куприн (Серия «Библиотека словесника»). Л., 1971.-С. 19-23.
82. Кудряшев Н.И. Теоретические основы методики литературы: Автореферат дисс. докт. пед. наук. М., 1971.
83. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. — М.: Московский рабочий, 1995. С.416.
84. Леонов С.А. Речевая деятельность учащихся IX-XI классов в процессе изучения литературы.: Автореферат дисс. докт. пед. наук. -М, 1994.-С.32.
85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С.379.
86. Лилин В. Александр Иванович Куприн. Л., 1975.
87. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М.: Изд. МГУ, 1989. - С. 137.
88. Литература XI класс. Методические советы / Сост. Е.П.Пронина: Под ред. В.П.Журавлёва. М., 1997.
89. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.
90. Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84 в 2 книгах. Кн. 1, 2. -М.: Наука, 1973.-С. 400.
91. Лявданский Э.К. Действительность и жизнь сознания в прозе Ивана Бунина // Иван Бунин и литературный процесс начала XX века (до 1917 года). Межвуз. сборник научных трудов. Л., 1985. — С.72-81.
92. Майман P.P. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. Пособие. М., 1985.
93. Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения ( на материале рассказа И.А.Бунина «Лёгкое дыхание») // Русский язык в школе. — 1993, № 6. — С. 3-12.
94. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. 1883-1907. Минск, 1983.
95. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. 1907-1938. Минск, 1987.
96. Куприн А.И. Повести. Рассказы. Серия «Школа классики», сост. Е.А.Дьякова. М., ООО «Издательство ACT», «Олимп», 2000.
97. Куприн А.И. Поединок. Рассказы. Анализ текста. Авт.-сост. JI.J1.Горелик. М., Дрофа, 2001.
98. Куприянова О.Е. И.А.Бунин. «Чистый понедельник». Урок в 11классе. Русская словесность, 2001, № 7. .0
99. Курдюмова Т.Ф. Принципы изучения литературы в средней школе и пути их реализации // Проблемы преподавания литературы в средней школе // Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. — М.: Просвещение, 1985, 1985.-С.7-17.
100. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.
101. Кучеровский Н.М. Бунин и его проза (1887-1917). Тула, 1980. — С.83.
102. Ланин. Б.А. Методика преподавания и изучения литературы. Антология. Саппоро. Центр славяноведения института Хоккайдо. 2001.
103. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988.
104. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. Франкфурт-Москва: Посев,1994.- С.204-205.
105. Маныкина А.А. К вопросу о поэтике И.А.Бунина (материалы для учителя) // Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании. Голубковские чтения / Сост. О.Ю.Богданова. М., 1995. - С.85-94.
106. Маныкина А.А. Роль лингвостилистического анализа текста в постижении поэтики писателя // Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сборник статей / Отв. ред. О.Ю.Богданова. — М., 1997.-С.114.
107. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Методическое пособие. — Д.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. С. 176.
108. Маранцман В.Г. Читательское восприятие как комплексная проблема науки // Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л., 1977. — С. 29.
109. Марьина О.Б. Проблемы анализа эпических произведений// Проблемы анализа художественного произведения в школе. — М.,1995.-С.26.
110. Медведева В. «Всякая любовь — великое счастье». Разговор с 11-классниками о книге И.А.Бунина «Тёмные аллеи» // Литература в школе. М., 1997, № 3.- С. 13.
111. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе. Смоленск, 1995.
112. Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я.Рез. — М., 1985.
113. Методика преподавания литературы. Учебник для педвузов. Под. ред. О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана. В 2 ч. М., 1994.
114. Минералова И.Г. «Чистый понедельник» И.Бунина — поэтический портрет эпохи // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1994. - С. 145-149.
115. Минералова И.Г. Куприн мастер сюжетосложения // А.П.Чехов, «Дама с собачкой», И.А.Бунин, «Чистый понедельник», А.И.Куприн, «Суламифь». - М., 2000. - С.282-283.
116. Михайлов О.Н. Жизнь Куприна. М., 2001. С.84-85.
117. Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. — М.: Просвещение, 1995.-С.432.
118. Михайлов О.Н. Литература русского Зарубежья. Статья первая. Иван Алексеевич Бунин // Литература в школе. — 1990, № 4. — С.32-44.
119. Михайлов О.Н. Путь Бунина — художника // Литературное наследство. Т. 84 кн. 1. М.: Наука, 1973. — С.7.
120. Михайлов О.Н. Страницы русского реализма. Заметки о русской литературе XX века. М., Современник, 1982.
121. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество.- М.: Современник, 1976. С.279.
122. Михеева Л.Н. «Меткий и без излишества щедрый» (О языковой манере автора «Поединка»). Русская речь. 1990.№4.
123. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. — М.: Советский писатель, 1989. С.512.
124. Науман М. Введение в основные теоретические и методологические проблемы // Общество. Литература. Чтение. Восприятие литературы в теоретическом аспекте / Пер. с нем. М., 1978.-С.61.
125. Нефёдов В.В. Бунин — художник (предшественники, современники, наследники). Автореферат докт. филолог, наук. М., 1991.-С.24.
126. Никифорова О.П. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - С. 152.
127. Николина Н.А. Лингвистический анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» // Русская словесность. М., 1996, № 3. -С.79.
128. Николина Н.А. Образное слово И.А.Бунина // Русский язык в школе. 1990, № 6.
129. Нянковский М.А. Уроки литературы в 11 классе: развёрнутое планирование. Ярославль, Академия развития, 2002.
130. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 1998. - С.68.
131. Петров А. Кому отдать гранатовый браслет // Нева. 1994, № 1.
132. Петровский А.В. Общая психология. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1977.-С.479.
133. Питляр И.А. Куприн А.И.// Русские писатели . 1880-1917: Биографический словарь. М., 1994. - Т. -3. - С.230-236.
134. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.
135. Поэтика художественного текста на уроках литературы. Сборник статей. Отв. редактор О.Ю.Богданова. М., 1997.
136. Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. Пособие для студ. вузов / О.Ю.Богданова, С.А.Зинин, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1999.
137. Проблемы анализа художественного произведения в школе. Методические рекомендации для студентов. М., 1996 .
138. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под. ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Просвещение, 1985. - С.192.
139. Программа по литературе (5-11 кл.) / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой //Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. М., 2001.
140. Программа по литературе (5 11 кл.) / Под ред. Т.Ф.Курдюмовой //Программно - методические материалы. Литература. 5-11 классы. М., 2001.
141. Программа по литературе (5-11 кл.) /Под ред. А.Г.Кутузова // Программно методические материалы. Литература. 5-11 классы / -М., 2002.-с. 133.
142. Программа по литературе (5-11 кл.) для школ и классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля /Под ред. М.Б.Ладыгина // Программно — методические материалы. Литература. 5-11 классы / М.: 2001. -С. 159-160.
143. Программа по литературе. 5 11 классы / Под ред. Г.И.Беленького // Программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. Литература. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1995. - с. 65 - 140.
144. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Сб. научных трудов. Л., 1977.
145. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Сборн. научн. трудов. ЛГПИ им.1. A.И.Герцена, 1978. 128 с.
146. Ржевский Л. Памяти Бунина //Грани. 1953, № 20. - с. 6.
147. Рослякова Л. Если пренебречь любовью // Литература в школе, 1998, №4.
148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Гл. ред.
149. B.В. Давыдов. М., 1993. - С. - 566.
150. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2001. С. -239-240.
151. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. — 234 236.
152. Русская литература XX века. 11 класс: Практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю.И.Лыссого. М.: Мнемозина, 1998. - 527 с.
153. Русская литература XX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. Ч. I / Под ред. В.В.Агеносова. М.: Дрофа, 1998. - 528 с .
154. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. В.П.Журавлёва. В 2 ч. -М.: 1997.
155. Русская литература XX века: очерки, портреты, эссе / Под ред. Ф.Ф.Кузнецова. В 2 ч. М., 1994.
156. Русские писатели. 1800 1917: Биографический словарь / Редколл.: П.А.Николаев и др. - Т.1. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 672 с.
157. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., Просвещение, 1985. 39 с.
158. Сапаров К.С. Мастерство И.А.Бунина. (Новелла и повесть 20-х годов). Автореферат дисс. канд. филолог, наук. - М.: 1971. - 25 с.
159. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература. 1994, № 1. - С. 72 - 80.
160. Сливицкая О.В. Фабула композиция - деталь бунинской новеллы // Бунинский сборник. - Орёл, 1974. - с. 90 - 103.
161. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. -М.: Просвещение, 1991. С. 172 - 173.
162. Смирнова Л.А. Реализм Ивана Бунина. 1984.
163. Соколова Г.П. На урок с Иваном Буниным // Русский язык в школе. 1997, № 5. - С. - 16 - 28.
164. Социально психологические проблемы чтения. Сборн. научн. трудов. - Вып. 3. - М., 1977.
165. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М., 1988. - С. 106.
166. Степун Ф.А. Вступительная статья к «Собранию сочинений И.А.Бунина в восьми томах». М., 1993. - С. 8 - 11
167. Степун Ф.А. По поводу «Митиной любви» // Русская литература. 1989, №3. - С. 112-122.
168. Столович Л.Н. Жизнь, человек, творчество: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. С. 415.
169. Танкова Н.С. Урок по рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан -Франциско». XI класс // Литература в школе. 1996, № 2. - С. 92 -93.
170. Хализев В.Е. Основы теории литературы. Ч. 1. - М., 1994.
171. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
172. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. -М., 1978. С.328.
173. Художественное восприятие. Основные термины и понятия: Словарь справочник / Ред. - сост. М.В.Строганов. Тверь, 1991.
174. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века. Учебник для 11 класса. В 2 кн. М.; 2002.
175. Черкезова М.В. От лингвистического к филологическому анализу художественного текста// Вопросы поэтики художественного произведения в современном литературном образовании. Голубковские чтения // Сост. О.Ю.Богданова. М., 1995. — С. 11 — 15.
176. Чернец Л. В. «Как слово наше отзовётся.» : Судьбы литературных произведений. М., 1995.
177. Чертов В.Ф. Вопросы исторической поэтики в школьном курсе литературы // Поэтика художественного текста на уроках литературы. М., 1997. 24 с.т-434 '
178. Шапошникова В.В. «И всей души моей излучины.» Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе. М., Московский лицей. 2001.
179. Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А.И.Куприна «Поединок». Литература, 2002, №8. с. 16.
180. Шушакова Г.В. «А счастье всюду.» Тропа к Бунину. XI класс // Литература в школе. 1999, № 1. - С. - 70 - 77.
181. Юркина Л.Н. Поэтика А.И.Куприна: Учебное пособие по спецкурсу. Сыктывкар, 1997.
182. Яблоков Е. Толстовский подтекст в рассказе И.Бунина («Чистый понедельник» и «После бала») // Литература в школе. М., 1998. -№ 1. - С. 5 - 11.
183. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М., 1971.-8с.
184. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976.-64 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.