Основания трансформации философского дискурса: теоретико-методологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Гончаров Николай Владимирович

  • Гончаров Николай Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 139
Гончаров Николай Владимирович. Основания трансформации философского дискурса: теоретико-методологический анализ: дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». 2016. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гончаров Николай Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС: ОНТОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

1. 1. Критический анализ онтологических и методологических оснований

классической эпистемологии

1. 2. Онтологические и методологические аспекты интерпретации понятия интенциональности в философском дискурсе

1. 3. Переход от логической характеристики феноменологического дискурса к его онтологическому основанию: методологический

анализ

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ДИСКУРСА КАК ДИНАМИКА ПОЗНАЮЩЕГО МЫШЛЕНИЯ ОТ ОБЪЕКТИВНОГО БЫТИЯ К СУБЪЕКТИВНОМУ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ УКОРЕНЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ

2. 1. Анализ тенденции экзистенциализации теории познания и специфики формирования герменевтического метода как основы гуманитарной методологии в контексте поиска аутентичности «живого» опыта познания

2. 2. Онтологические аспекты экзистенциальной идентичности

2. 3. Онтология ускользающей экзистенции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основания трансформации философского дискурса: теоретико-методологический анализ»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное философское знание переживает один из сложнейших и противоречивых этапов своего развития: с одной стороны, можно говорить о динамичности и популярности сегодняшних философских концепций, а с другой, - существует реальная проблема проверяемости современной культуры мышления в аспекте ее последовательности классическим философским концептам и традициям. Так, складывающаяся тенденция в современной философии, ангажированной социальными изменениями, скрывает в себе основной посыл, смысл которого сводится к тому, что в саморефлексии философия не в состоянии сохранить свою аутентичность. Стоит заметить, что настолько серьезная проблема не является новой для философии, но именно сейчас незыблемые позиции метафизики и диалектики как составляющие основы всякого философствования практически утратили свое превосходство на фоне активного роста достаточно агрессивных постмодернистских настроений, превращающих философию в публицистику.

Несомненно, что подобные трансформационные процессы в значительной степени детерминированы существенными изменениями, происходящими в стратах общественного бытия, служащих, в свою очередь, предпосылками для формирования стратегического курса развития той или иной отрасли знания с целью решения поставленных обществом задач. Поэтому для понимания и решения этих проблем необходимо глубокое и обстоятельное исследование самого объекта трансформации. В нашем случае таким объектом выбран философский дискурс. Для исследования этого объекта будет использован материал, охватывающий интеллектуальные данные, отражающие доктринальные положения концепций феноменологии и экзистенциализма.

Актуальность данного исследования обосновывается тем, что оно позволяет выявить существенные изменения, происходящие в недрах философского дискурса. Рассмотрение онтологических и методологических оснований трансформации дискурса позволяет идентифицировать и проанализировать природу самой трансформации. Такой подход способствует осознанию их уникальности на фоне кардинальных попыток и подходов к переосмыслению целей и задач, а также методов философской рефлексии. Но, несмотря на все эти изменения, фундаментальные вопросы философии, начиная с бытия и заканчивая смыслом жизни, практически не изменились по причине их сложности, глубины и многозначности. Они, тем самым, способствовали поиску и созданию новых концептов, обладающих более актуальной онтологической характеристикой.

Анализ концептуальных положений и ключевых аспектов трансформации философского дискурса, прежде всего онтологического, методологического и категориально-понятийного, позволяет раскрыть схему изменений и перемещений методов и понятий из одних философских доктрин в другие, что крайне важно в аспекте понимания развития современного философского знания.

Так, одним из ярких примеров таких трансформационных процессов служит актуализация, широкое применение и распространение в философских концепциях понятия интенциональности, получившего сначала психологистскую характеристику, а затем феноменологическую. Благодаря экспликации основных онтологических и методологических граней понятия интенциональности появляется возможность экспозиции конкретной проблематики, связанной с трансформацией философского дискурса. Более того, в силу актуальности понятия интенциональности, его анализ принципиально необходим для дальнейшего рассмотрения тринитарной природы современного философского дискурса, сочетающего в себе феноменологию, онтологию и экзистенциализм. Эта специфика отчетливо указывает на другую отличительную черту трансформации философии,

заключающуюся в отсутствии четкой демаркационной линии между вышеперечисленными направлениями. Например, Э. Гуссерль в начале творческой карьеры тщательно прорабатывал идею подведения феноменологии под основание абсолютного логицизма и возведения философии в ранг идеала строгости и научности, в то время как анализ позднего периода его творчества показывает, что Гуссерля уже более интересовали не гносеологические проблемы, а экзистенциальные; ранняя философия М. Хайдеггера также основывается на феноменологических концепциях и их критике, но уже в более поздних работах он занят исследованием онтологической и экзистенциальной проблематики, заимствуя из феноменологии ее метод.

Степень научной разработанности. Прежде чем говорить о степени изученности темы трансформации философского дискурса в онтологическом и методологическом разрезе, стоит сказать, что исследовательских работ, напрямую сопряженных с предметно-концептуальной проблематикой этой темы существует достаточно мало.

Проблема особенного статуса философского знания анализируется К.-О. Апелем в сборнике трудов «Трансформация философии», в котором автор в основном сосредоточен на дискурсивной проблеме кардинальных изменений, происходящих внутри философского знания, подробно рассматривая вопросы, связанные с семиотической и языковой трансформацией в философии. В рамках формирующихся тенденций нивелирования значимости эпистемологии наиболее примечательна работа Р. Рорти «Философия и зеркало природы», в которой дается интенсивная критика теории познания, а также самого философского знания, основанная на аргументе, согласно которому эпистемология занимается изучением не вечных вопросов, а проблематикой, являющейся скорее результатом исторически случайных совпадений идей.

Глубокое изучение темы познания в контексте взаимосвязи неклассической и классической эпистемологии на основе коммуникативного

подхода, а также исследование изменения методологических проблем науки, психологии познания, психолингвистики на основе целостного анализа взаимосвязи субъекта и объекта предпринято В.А. Лекторским.

Вопросы, ангажированные онтологической и методологической проблематикой феноменологической философии, подробно освещены в работах: В.У. Бабушкина, В.Л. Васюкова, П.П. Гайденко, Р. Гильберта, Э. Гуссерля, А.Ф. Зотова, А.А. Михайлова, В.И. Молчанова, Н.В. Мотрошиловой, П. Прехтеля, Д.Н. Разеева, А. Райнаха, Ж.-П. Сарта, П.А. Сафронова, Я.А. Слинина, С.Л. Франка, М. Хайдеггера, Ф. Херрманна, А.Г. Чернякова, М. Шелера, Г.Г. Шпета, Г. Шпигельберга, А. Шюца.

Понятие интенциональности как одно из флагманских в ряду концептуально-методологических философских доктрин, помимо творчества Ф. Брентано и Э. Гуссерля, рассматривалось такими специалистами, как К.-О. Апель, А.Л. Блинов, А.С. Гагарин, У. Гамильтон, Р. Гилберт, Р.А. Громов, В.В. Калиниченко, В.А. Ладов, Л. Ландгребе, Г. Ланц, Б.И. Липский, Д. Мюнх, Д. Серл, Х. Холл, Ф. Чизолм.

Тематика, связанная с методологическими особенностями эволюции классической феноменологии от подведения ее Э. Гуссерлем под основания абсолютного логицизма и до преобразования феноменологии в поздних работах М. Хайдеггера в метод исследования онтологических вопросов, получила свое освещение в работах Б.В. Маркова, И.А. Михайлова, Б.И. Мокина, В.А. Подороги, Я.А. Слинина, С.Н. Старцева, О. Финка, Д. Фреде.

Дальнейшая эволюция философского дискурса, продолжающаяся в контексте проблемы соотношения объективного и субъективного бытия как поиска онтологических оснований экзистенциальной укорененности человека в мире, способствует активному развитию наряду с феноменологическим методом и герменевтической методологии. В свою очередь, исследование изменения тренда в методологии и теории познания в сторону экзистенциализации эпистемологии путем развития герменевтики и

гуманитарной методологии представлено в трудах Х.-Г. Гадамера, В.С. Горского, С.С. Гусева, В. Дильтея, В.Г. Кузнецова, И.П. Меркулова, П. Рикера, Ф. Роди, Г.И. Рузавина, С.Т. Тулмина, Г.Л. Тульчинского, В.П. Филатова, Г. Фоллмера, Ф. Шлейермахера, Е.Н. Шульга.

Фундаментальное исследование проблемы экзистенциальной идентичности, помимо трудов таких мыслителей, как: М. Бубер, А. Камю, К. Маркс, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, С.Л. Франк, В. Франкл, М. Хайдеггер, М. Шелер, К. Ясперс, представлено в работах Н. Аббаньяно, А.В. Ахутина, В.В. Бибихина, О. Больнова, П.П. Гайденко, П.С. Гуревича, А.А. Гусейнова, Т.Б. Длугач, М.К. Мамардашвили, А.В. Михайлова, С.С. Хоружего.

Однако, высоко оценивая вышеуказанные работы, следует вместе с тем сказать, что в них либо мало, либо вовсе не исследована проблема трансформации философского дискурса, в частности, от феноменологии к экзистенциализму, которая имеет большое значение в плане понимания причин этого духовного процесса в развитии философского знания. Ценность исследования этой проблемы обнаруживается также в том, что появляется возможность установить связь между разными направлениями развития философской мысли. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранной для диссертационного исследования темы.

В диссертационном исследовании под философским дискурсом понимаются философские размышления, разворачивающиеся в последовательности идей, понятий и концепций в рамках конкретного направления развития мысли. Демонстрация динамики дискурсивного мышления будет осуществлено с привлечением историко-философского материала на примерах психологизма, феноменологии и экзистенциализма, которые формируют предметное пространство противостояния и взаимной критики различных идеологических ориентаций, концептуальных предпочтений, поиска новых решений философских проблем. Также будет показано, как развертывающееся в этом пространстве дискурсивное

мышление прибегает к построению различных интерпретаций, погружаясь в социально-культурные, психологические, экзистенциальные и другие контексты.

Объектом исследования является процесс развития философского знания в контексте динамики мыслительного дискурса от классической феноменологии к экзистенциализму.

Предметом исследования служат онтологические и методологические основания вектора трансформации философского дискурса от феноменологии к экзистенциализму.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление онтологических и методологических механизмов трансформации философского дискурса и критический анализ концептуальных положений перехода от классической феноменологии к экзистенциализму, способствовавшего дальнейшему развитию философского знания.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) проанализировать на методологическом уровне основные концепции и понятия классической феноменологии, герменевтики и экзистенциализма;

2) выявить основные онтологические и методологические положения, на которых строились логические объяснения необходимости изменения философского дискурса;

3) рассмотреть специфику взаимопроникновения и переплетения в философском дискурсе методов классической феноменологии, герменевтики и экзистенциализма;

4) проследить динамику изменения методологического курса философии с последовательной ориентации на идеал строгой научности (классическая феноменология) в сторону уверенной десциентизации;

5) исследовать феномен экзистенциальной идентичности как базовое положение проблематики экзистенциализма;

6) предложить гипотезу о методологическом реверсе философского дискурса в силу специфики и фундаментальности проблемы статуса человека как субъекта познания (начиная со стремления к изучению сугубо объективных и всеобщих закономерностей познаваемого бытия и возвращаясь в проблематику исследования аутентичности бытия человека как главного фактора, детерминирующего любой акт познания).

Теоретико-методологические основания исследования.

Теоретическая основа исследования темы предполагает контекстуально-текстологический анализ трудов Ф. Брентано, Х.-Г. Гадамера, Э. Гуссерля, В. Дильтея, К. Маркса, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, А. Пфендера, А. Райнаха, Ж. -П. Сартра, М. Хайдеггера, М. Шелера, Ф. Шлейермахера, К. Ясперса,

Методология исследования основывается на критическом структурно-функциональном анализе базовых понятий и категорий, находящихся в рамках тематики трансформации философского дискурса. При этом в качестве базовых методов были использованы исторический и логический, получившие разработку в материалистической философии; феноменологический и герменевтический, получившие отражение в работах Э. Гуссерля, Х.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера, Г.Г. Шпета; метод концепт-анализа, позволяющий идентифицировать логическую составляющую, а также определить преимущества и недостатки философских положений и категорий, разрабатываемых в классической феноменологии, герменевтике и экзистенциализме.

Научная новизна в соответствии с целью и задачами исследования выражается в следующем:

1) реконструированы основные онтометодологические позиции классической феноменологии, герменевтики и экзистенциализма;

2) выявлены онтологические и методологические основания трансформации философского дискурса в контексте проблемного поля классической феноменологии, герменевтики и экзистенциализма;

3) показано взаимополагание методов классической феноменологии, герменевтики и экзистенциализма и их корреляционное отношение;

4) установлено, что феноменологический дискурс, первоначально ориентированный на идеал строгой научности, в последующем развитии претерпевает методологические изменения и начинает тяготеть к десциентизации;

5) обоснована возможность расширенного подхода к изучению проблемы экзистенциальной идентичности;

6) показано, что сочетание в философии феноменологической и герменевтической методологии позволяет добиться более содержательного и глубокого исследования онтологической проблематики, особенно ее экзистенциального аспекта, осмысливающего индивидуальность и уникальность бытия человека как бытия мыслящего.

Положения, выносимые на защиту:

1) реконструкция онтологической и методологической проблематики таких крупнейших философских направлений ХХ века, как феноменология, герменевтика, экзистенциализм позволяет на новом уровне переосмыслить специфику этих концепций, а также понять логику и закономерность их взаимообусловленности;

2) проведенное исследование проблемы трансформации философского дискурса в рамках рассмотренной эволюции его на онтологическом и методологическом уровне (начиная с классической феноменологии и заканчивая экзистенциализмом) показывает в новом ракурсе особенности самой природы трансформационных процессов в развитии философского знания;

3) методы феноменологии, герменевтики и экзистенциализма, несмотря на их статус самостоятельных методологических единиц, имеют множество точек пересечений и соприкосновений. Это позволяет идентифицировать основные преимущества и недостатки этих методов и понять, что ни один из

них до сих пор не реализовал заложенный в них методологический потенциал в процессе исследования того или иного среза бытия;

4) на основе анализа методологических приоритетов классической феноменологии формируется отчетливое представление о тенденции ее десциентизации. Подтверждением этому служит возрастание в феноменологии актуальности идей и методов экзистенциального характера;

5) несмотря на то, что современная философия более чем «укомплектована» различными экзистенциальными идеями и доктринами, до сих пор остается актуальным вопрос об экзистенциальной идентичности, особенности и уникальности бытия человека. В этом плане наиболее прогрессивными концепциями являются экзистенциальная феноменология М. Шелера и фундаментальная онтология М. Хайдеггера, остающиеся примером расширенного подхода к проблеме определения экзистенциальной идентичности;

6) новационным подходом к проблеме расширенного рассмотрения феномена экзистенции может стать сбалансированное сочетание методов классической феноменологии, герменевтики и экзистенциализма (экзистенциальной аналитики) и включение их в единый методологический аппарат, обладающий более гибким и содержательным инструментарием, позволяющим более точно отобразить бесконечно многообразную и сложную природу человеческого бытия.

Теоретическая значимость исследования. Исследование проблемы трансформации философского дискурса значимо потому, что изучение глубинных основ философского знания способствует выявлению объективных предпосылок, определяющих изменение тренда философской мысли, а также пониманию важности таких трансформационных процессов для становления новых типов культуры философствования.

Практическая значимость работы. Отдельные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при формировании материалов для лекционного и семинарского занятий по

«Онтологии и теории познания», «Философии и методологии науки», «Общей психологии»; в разработке спецкурсов: «Многообразие динамики философской мысли: теория и методология», «Корреляция основоположений феноменологии и экзистенциализма: компаративистский подход»; при написании рефератов, курсовых работ и выпускных квалификационных работ по тематике феноменологии и экзистенциализма студентами, магистрами и аспирантами факультета гуманитарных и социальных наук.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы также и в последующей разработке темы, сопряженной с феноменологией или экзистенциализмом.

Степень достоверности, апробации и использования результатов диссертационного исследования. Всесторонний анализ теоретической и методологической литературы зарубежных и отечественных авторов, посвященной исследуемой проблеме, позволил придать достоверный характер концептуальным положениям и основным теоретическим выводам исследования. При решении поставленных задач, ориентированных на достижение цели исследования, был корректно применен методологический инструментарий, обеспечивающий проверку полученных результатов.

Результаты диссертационного исследования были представлены на: Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием) «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» (4-6 февраль), Оренбург, 2015; Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры» (29-31 января), Оренбург, 2014; Международном научно-практическом семинаре «Государственная политика реформирования социального и гуманитарного образования: сравнение опыта постсоциалистических государств», Оренбург, 2014; VI Российском философском конгрессе «Философия в современном мире: диалог мировоззрений», Нижний Новгород, 2012; II Международной научно-

практической конференции «Философия. Культура. Гуманизм: история и современность», Оренбург, 2011.

Результаты проведенного диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических и научно-методических семинарах и заседаниях кафедры Философии науки и социологии Оренбургского государственного университета (2013, 2014, 2015 гг.), а также регулярных заседаниях регионального отделения Российского философского общества г. Оренбурга (2013, 2014, 2015 гг.).

По теме диссертационной работы опубликовано 11 статей, отражающих основные положения исследования, среди которых - 5 публикаций в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России; 6 статей опубликованы в других журналах, материалах научных конференций и сборниках научных трудов.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, содержащих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС: ОНТОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ1

1.1. Критический анализ онтологических и методологических оснований

классической эпистемологии2

Онтогенез и дальнейшая эволюция философского знания как знания, обладающего абсолютной спецификацией в отношении остальных видов,

-5

типов и форм знания , представляет повышенный интерес для научного сообщества, поскольку в высшей степени является уникальным индикатором, сигнализирующим о сущности процессов, происходящих в недрах познавательной деятельности. Философское знание на протяжении всего исторического периода, начиная с первых натурфилософских представлений Милетской школы и заканчивая солидными концепциями Нового времени, получивших стремительное развитие благодаря динамичному развитию науки и техники в Западной Европе, подверглось достаточно серьезным изменениям.

Генезис классической науки позволил структурировать и систематизировать во многом хаотичный багаж знания, при этом экспериментализм естествознания XVII века послужил главным фактором демаркации научно-теоретического и философского знания. Тем не менее, именно в период формирования классического образа научного мышления наиболее остро была обозначена проблематика релятивности

1 Исследование данной проблемы будет осуществлено с использованием в качестве эмпирического материала различных дискурсов - эмпиризма, рационализма, субъективного и объективного идеализма, скептицизма, позитивизм, психологизма и феноменологии.

2 Данный анализ будет проведен на философском материале двух дискурсов - психологистского и феноменологического, которые взаимодействовали между собой в вопросе об основаниях теории познания.

3 Данное положение носит условный характер, определяемый тематическими рамками 1 параграфа, поскольку философское знание значительно выходит за пределы чисто гносеологической проблематики, затрагивая социальные, духовные и культурные аспекты бытия.

познавательного процесса и знания в целом. Соответственно в рамках сложившейся тенденции сформировалась классическая эпистемология. Степень прогрессивности классической эпистемологии, опосредованной не только научной картиной мира, но и социально-культурным фоном, позволяет дискутировать относительно актуальности, значимости и гносеологической легитимности возникающих теорий и концептов в рамках того или иного философского направления и проблематики природы познания. В русле телеологии теории познания и ее сущности мыслителями было отмечено, что: «Цель науки не есть знание вообще, а знание в том объеме и той форме, которые наиболее полно соответствуют нашим высшим теоретическим задачам» [37, с. 11].

На фоне сложившегося образа традиционной эпистемологии стремительно развивались такие направления философской мысли, как эмпиризм, рационализм, субъективный и объективный идеализм, скептицизм и позитивизм (в его разнообразных вариациях), психологизм и феноменология. Плюрализм философского знания, формирование актуальных концептов и методологий одними философскими школами и парирование этих концептов, выдвижение принципиально новых концептуальных положений другими школами - все это свидетельствовало о динамичной трансформации философского дискурса.

Процессы реконструкции теории познания происходят в основном на уровне изменений в основаниях онтологического и методологического характера. Эти основания являются генеральными атрибутами познавательной и научной деятельности. Они выступают в качестве ключевых аспектов, наиболее подверженных критическому осмыслению.

В эпоху господствующего эмпиризма, позитивизма и психологизма в теории познания акцентировалось внимание на технических и практических аспектах механизма познания, в то время как чисто теоретическая сторона этого процесса осталась без соответствующего внимания. Как пишет крупнейший отечественный специалист в области теории познания

В.А. Лекторский: «Положение радикально изменилось на рубеже XIX - XX вв., когда выявилась проблематичность основ классического естествознания (включая математику)» [67, с. 6]. Кризис в классическом естествознании, а также реструктуризация познавательной деятельности свидетельствовали о переломном моменте в эволюции научного знания. В первую очередь, возникла острая необходимость переосмысления на высоком теоретическом уровне сложнейших аспектов функционирования познавательной деятельности [159].

В частности, пересмотр статуса теоретико-познавательной установки в классической науке и увеличение степени релятивности знания стали следствиями, которые привели к методологической эскалации между теоретическим и практическим уровнями познания. Постепенно доминирующие позиции в эпистемологии стали занимать эмпирические, позитивистские и психологистские доктрины. Особое место в этом ряду стал занимать психологизм, пропагандирующий валидность положения о первичности психологических оснований логики. Основой для образования и развития психологизма, согласно позиции В.А. Куренного, послужила его сепарация от чисто философского знания в качестве автономных «исследовательских программ философии, сформулированных в ответ на кризис самоидентификации немецкой университетской философии...» [61, с. 178]. Психологизм как направление развертывания познающего мышления, вызвавший серьезный резонанс в теории познания, развивался под влиянием исследовательской деятельности философов, психологов, физиологов, логиков, экономистов. Такие публикации, как: «Теория знания, опытная психология как основа всякого знания» (Ф. Бенеке), «Принципы физиологической психологии» (В. Вундт), «Психология и логика», «Психологические исследования» (Т. Липпс), «Система логики» (Дж. С. Милль), «Логика» (Х. Зигварт), «Психология с эмпирической точки зрения» (Ф. Брентано) формировали тот дискурс, который способствовал дальнейшему развитию философского знания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гончаров Николай Владимирович, 2016 год

- 198 с.

58. Кротков, Е.А. О природе философского (метафизического) дискурса [Текст] / Е.А. Кротков, Т.В. Носова // Эпистемология и философия науки. - 2009. - Т. 21. - № 3. - С. 41-60.

59. Кузин, И.В. К вопросу становления концепции «взгляд» в философии Ж.-П. Сартра [Текст] / И.В. Кузин // Вопросы философии. - 2015. - № 2.

- С. 169-178.

60. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание [Текст] /

B.Г. Кузнецов. - Москва: Изд-во МГУ, 1991. - 191 с.

61. Куренной, В.А. Психологизм и его критика Эдмундом Гуссерлем [Текст] / В.А. Куренной // Логос. - 2010. - № 5. - С. 166-182.

62. Кюнг, Г. Онтология и логический анализ языка [Текст] / Г. Кюнг; пер.

A.Л. Никифоров. - Москва: Дом интеллектуальной книги, 1999 . - 237 с.

63. Ландгребе, Л. Интенциональность у Гуссерля и Брентано [Электронный ресурс] / Л. Ландгребе // Логос. - 2002. - № 2. - Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2002_02/04.htm (дата обращения 1.12.2014).

64. Ладов, В.А. Загадка интенциональности: Брентано и Гуссерль [Электронный ресурс] / В.А. Ладов / статья написана при поддержке РГНФ. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/ladov/inten1.htm (дата обращения: 25.11.2014).

65. Ланц, Г. Интенциональные предметы [Текст] / Г. Ланц; пер.

B. Анашвили // Логос. - 1997. - № 9. - С. 42-53.

66. Лекторский, В.А. Наука глазами гуманитария [Текст] / Отв. ред. В.А. Лекторский. - Москва: Прогресс-Традиция, 2005. - 687 с.

67. Лекторский, В.А. Субъект. Объект. Познание [Текст] / В.А. Лекторский. - Москва: Наука, 1980. - 359 с.

68. Лекторский, В.А. Трансформация эпистемологии: новая жизнь старых проблем [Текст] / В.А. Лекторский // Эпистемология: перспективы развития; отв. ред. В.А. Лекторский. - Москва: Канон+, 2012. - С. 5-49.

69. Лекторский, В.А. Философия как понимание и трансформирование [Текст] / В.А. Лекторский // Вопросы философии. - 2009. - № 1. - С. 1724.

70. Лекторский, В.А. Эпистемология классическая и неклассическая [Текст] / В.А. Лекторский. - Москва: Эдиториал УРСС, 2001. - 255 с.

71. Лифинцева, Т.П. «Забота» Хайдеггера, «Бытие-для-себя» Сартра и буддийская духкха: онтология негативности [Текст] / Т.П. Лифинцева // Вопросы философии. - 2015. - № 7. - С. 184-203.

72. Липский, Б.И. Вещь как интенциональный объект [Текст] / Б.И. Липский // Вопросы философии. - 2011. - № 2. - С. 14-22.

73. Лоуэн, А. Предательство тела [Текст] / А. Лоуэн; пер. с англ. - Москва: ИОИ, 2012. - 237 с.

74. Лукач, Г. Экзистенциализм [Текст] / Г. Лукач; пер. с немец. и примеч. И.А. Болдырева // Вестник Московского университета. Сер. 7 Философия. - 2005. - № 5. - С. 23-48.

75. Мамардашвили, М. К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили; под общ. ред. Ю.П. Сенокосова. - Москва: Лабиринт, 1996. - 430 с.

76. Марков, Б.В. Герменевтика Dasein и деструкция онтологии у Мартина Хайдеггера [Текст] // Герменевтика и деконструкция; под ред.

B. Штегмайера, Х. Франка, Б.В. Маркова. - Санкт-Петербург: Изд-во. Б.

C. К., 1999. - С. 10-33.

77. Маркс, К. Сочинения: В 30-ти тт. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва: Госполитиздат, 1954. - Т. 3: 1845-1847: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе; К. Маркс и Ф. Энгельс. Немецкая идеология; Ф. Энгельс. Истинные социалисты. - 1955. - 630 с.

78. Маркс, К. Сочинения: В 30-ти тт. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Москва: Госполитиздат, 1954. - Т. 42: Произведения, написанные с января 1844 по февраль 1848 г. - 1974. - 535 с.

79. Марсель, Г. Быть и иметь [Текст] / Г. Марсель; пер. с франц. И.Н. Полонской. — Новочеркасск: Сагуна, 1994. - 159 с.

80. Меркулов, И.П. Когнитивная эволюция [Текст] / И.П. Меркулов; Рос. акад. наук. Ин-т философии. - Москва: РОССПЭН, 1999. - 309 с.

81. Мерло-Понти, М. Видимое и невидимое [Текст] / М. Мерло-Понти; пер. с фр. О.Н. Шпараги. - Минск: Логвинов, 2006. - 400 с.

82. Мерло-Понти, М. В защиту философии [Текст] / М. Мерло-Понти; пер. с франц., примеч. и послесл. И.С. Вдовиной. - Москва: Издательство гуманитарной литературы, 1996. - 247 с.

83. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия [Текст] / М. Мерло-Понти; пер. с фр. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. - Санкт-Петербург: Ювента; Наука, 1999. - 603 c.

84. Милль, Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной: Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования [Текст] / Д.С. Милль; пер. с англ., предисл. и прил. В.К. Финна. Изд. 5-е, испр. и доп. - Москва: Ленанд, 2011. - 832 с.

85. Миронов, В.В. Философия как событие [Текст] / В.В. Миронов // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2012. - № 1.

- С. 5-27.

86. Миронов, В.В. Смысл философии как метафизики [Текст] / В.В. Миронов // Вестник Мурманского государственного технического университета.- 2007. - Т. 10. - № 3. - С. 418-429.

87. Михайлов, А.А. Идеалы науки и философская рефлексия (к критике феноменологии Э. Гуссерля) [Текст] / А.А. Михайлов // Идеалы и нормы научного исследования. - Минск, 1981. -198 с.

88. Михайлов, А.В. Мартин Хайдеггер: человек в мире [Текст] / А.В. Михайлов. - Москва: Моск. рабочий, 1990. - 48 с.

89. Михайловский, А.В. Почему мы интересуемся причинами? О трансцендентальном истоке основания у Хайдеггера [Текст] / А.В. Михайловский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2014. - № 1 (15). - С. 52-65.

90. Мокин, Б.И. По философским трениям Мартина Хайдеггера [Текст] / Б.И. Мокин. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2003. -164 с.

91. Молчанов, В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии [Текст] / В.И. Молчанов. - Москва: Высш. шк., 1988. - 144 с.

92. Молчанов, В.И. Гуссерль и Дильтей. Предпосылки и методологические процедуры / В.И. Молчанов // Герменевтика. Психология. История Hermeneutics. Psychology. History: Вильгельм Дильтей и современная философия: Материалы Науч. конф. / Под ред. Н.С. Плотникова. -Москва: Три квадрата, 2002. - 208 с.

93. Молчанов, В.И. Две лекции о Брентано [Текст] / В.И. Молчанов // Логос.

- 2002. - №1. - С. 46-67.

94. Молчанов, В.И. Исследования по феноменологии сознания [Текст] / В.И. Молчанов. - Москва: Территория будущего, 2007. - 453 с.

95. Молчанов, В.И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера [Текст] / В.И. Молчанов // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии; отв. ред. Т.А. Кузьмина. - Рига: Зинатне, 1988. - С. 81-101.

96. Молчанов, В.И. Феноменологическая философия: исходная проблемная ситуация и первые решения [Текст] / В.И. Молчанов // Хора. - 2008. - №

2. - С. 115-122.

97. Мотрошилова, Н.В. Идеи I Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию [Текст] / Н.В. Мотрошилова. - Москва: Наука, 2003. -716 с.

98. Мотрошилова, Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях»

3. Гуссерля [Текст] / Н.В. Мотрошилова // Вопросы философии. - 2000.

- № 4.- С. 138-157.

99. Мотрошилова, Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии [Текст] / Н.В. Мотрошилова.- Москва: Высшая школа, 1968.

- 128 с.

100. Мотрошилова, Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе [Текст] / Н.В. Мотрошилова. - Москва: Феноменология-Герменевтика, 2005. -574 с.

101. Мюнх, Д. Intentionale Inexistenz у Брентано [Электронный ресурс] / Д. Мюнх; пер. с нем. Р.А. Громова // Логос. - 2002. - №1. - Режим доступа: http: //www.ruthenia.ru/logo s/number/2002_01/06. htm (дата обращения 1.12.2014).

102. Нанси, Ж.-Л. Хайдеггер и мы [Текст] / Ж.-Л. Нанси; пер. с фран. А.В. Гараджи // Вопросы философии. - 2015. - № 4. - С. 163-165.

103. Никифоров, А.Л. Мир аналитической философии [Текст] / А.Л. Никифоров // Философия науки. - 2008. - № 1 (36). - С. 185-193.

104. Никифоров, А.Л. Неосознанное поражение: критический пункт в развитии доктрины логического позитивизма [Текст] / А.Л. Никифоров // Эпистемология и философия науки. - 2005. - Т. 6. - № 4. - С. 223-225.

105. Никифоров, А.Л. Природа философии [Текст] / А.Л. Никифоров // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2009. - № 3. - С. 5-17.

106. Никифоров, А.Л. Революция в теории познания? [Текст] / А.Л. Никифоров // Общественные науки и современность. - 1995. - № 4. - С. 113-117.

107. Ницще, Ф. Собрание сочинений: в 5 т.: пер. с нем. [Текст] / Ф. Ницше; сост. И. Кивель. - Санкт-Петербург: Азбука, 2011. - Т. 3. - 2011. - 477 с.

108. Ницще, Ф. Собрание сочинений: в 5 т.: пер. с нем. [Текст] / Ф. Ницше; сост. И. Кивель. - Санкт-Петербург: Азбука, 2011. - Т. 4. - 2011. - 379с.

109. Новая философская энциклопедия : в 4 т. [Текст] / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд; науч.-ред. совет.: В.С. Степин - пред. совета и др. - Москва: Мысль, 2010. - Т. 2: Е - М. - 2010. - 634 с.

110. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Текст] / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд; науч.-ред. совет.: В.С. Степин - пред. совета и др. - Москва: Мысль, 2010. - Т. 3: Н - С. - 2010. - 692 с.

111. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Текст] / Ин-т философии Российской акад. наук, Национальный общественно-научный фонд; науч.-ред. совет.: В.С. Степин - пред. совета и др. - Москва: Мысль, 2010. -Т. 4: Т - Я. - 2010. - 734 с.

112. Огурцов, А.П. «Жизненный мир» и кризис науки [Электронный ресурс] / А.П. Огурцов // 2010. - № 9. - VOX. - Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/vox/2010/09/10.doc (дата обращения 22.02.2014).

113. Перцев, A.B. Молодой Ясперс: рождение экзистенциализма из пены психиатрии [Текст] / А.В. Перцев. - Санкт-Петербург: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. - 340 с.

114. Подорога, В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию [Текст] / В.А. Подорога. - Москва: Ad Marginem, 1995. -340 с.

115. Подорога, В.А. Фундаментальная онтология Хайдеггера [Текст] / В.А. Подорога // Буржуазная философская антропология XX в. Москва: Наука, 1986. - С. 23-34.

116. Позднякова, А.С. Психологизм - парадигма NON-GRATA: от философии сознания Д. Юма к критике в работах М. Хайдеггера [Текст] / А.С. Позднякова // Эпистемология и философия науки. - 2013. - Т. 36.

- № 2. - С. 148-160.

117. Прехтль, П. Введение в феноменологию Гуссерля [Текст] / П. Прехтль. -Томск: Водолей, 1999. - 95 с.

118. Проблемы методологии гуманитарных наук [Текст] / В.А. Лекторский, В.С. Степин, В.Г. Федотова, И.Т. Касавин, Е.А. Мамчур, Л.А. Микешина, В.П. Филатов, Л.А. Маркова, Б.И. Пружинин, В.Н. Порус // Эпистемология и философия науки. - 2007. - Т. 12. - № 2.

- С. 38-74.

119. Разеев, Д.Н. В сетях феноменологии [Текст] / Д.Н. Разеев. Основные проблемы феноменологии / Э. Гуссерль; пер. с нем. А.А. Анипко. -Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. -367 с.

120. Райнах, А. О феноменологии [Текст] /А. Райнах; пер. с нем. В.А. Куренного // Логос. - 1999. - № 1. - С. 48-64.

121. Райнах, А. Собрание сочинений [Текст] / А. Райнах; пер. с нем., сост., посслесл., коммент. В.А. Куренного. - Москва: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 482 с.

122. Рикёр, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике [Текст] / П. Рикёр; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. - Москва: Академический проект, 2008. - 695 с.

123. Роди, Ф. Жизненные корни гуманитарных наук [Текст] / Ф. Роди // Герменевтика. Психология. История Hermeneutics. Psychology. History: Вильгельм Дильтей и современная философия: Материалы Науч. конф. под ред. Н.С. Плотникова. - Москва: Три квадрата, 2002. - С. 11-31.

124. Розин, В.М. Феноменология глазами методолога [Текст] / В.М. Розин // Вопросы философии. - 2008. - № 5. - С. 116-126.

125. Роинашвили, Д.И. Антропологическая революция Макса Шелера [Текст] / Д.И. Роинашвили // Спектр антропологических учений. - 2006. - Вып. 1. - С. 20-34.

126. Рорти, Р. Философия и зеркало природы [Текст] / Р. Рорти; науч. ред. В.В. Целищев. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. - 296 с.

127. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии [Текст] / Ж.-П. Сартр; пер. с франц., предисл., примеч. В.И. Колядко. -Москва: Республика, 2000. - 639 с.

128. Сартр, Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения [Текст] / Ж.-П. Сартр; пер. с фр. М. Бекетовой. - Санкт-Петербург: Наука, 2001. - 318 с.

129. Сартр, Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность [Текст] / Ж.-П. Сартр // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии; отв. ред. Т.А. Кузьмина. - Рига: Зинатне, 1988. - С. 318-321.

130. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода. Статьи [Текст] / Ж.-П. Сартр; пер. с фр. В.П. Гайдамака. - Москва: Академический Проект, 2008. - 222 с.

131. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм [Текст] / Ж.-П. Сартр //Сумерки богов: [Сборник] / Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др.; Сост., общ. ред. и предисл. А.А. Яковлева. - Москва: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

132. Сафронов, П.А. Горизонты феноменологии: предмет, экзистенция, данность [Текст] / П. А. Сафронов. - Москва: Современные тетради, 2009. - 103 с.

133. Серл, Д. Природа интенциональных состояний; пер. с англ. А.Л. Никифорова [Текст] / Д. Серл // Философия. Логика. Язык; пер. с англ. и нем.; общ. ред. Д.П. Горского, В.В. Петрова. - Москва: Прогресс, 1987. - С. 96-127.

134. Слинин, Я.А. Возникновение философии Хайдеггера из феноменологии Гуссерля [Текст] / Я.А. Слинин // Мартин Хайдеггер: Сб. статей; сост. Д.Ю. Дорофеев. - Санкт-Петербург: РХГИ, 2004. - С. 83-130.

135. Слинин, Я.А. Э. Гуссерль и его «Картезианские размышления» / Я.А. Слинин [Текст] // Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. - Минск: Харвест, Москва: ACT, 2000. - С. 290-323.

136. Слинин, Я.А. О несостоятельности попыток феноменологии дать неопровержимые основы познания [Текст] / Я.А. Слинин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 1985. - № 4 (27). - С. 24-30.

137. Степин, В.С. Проблема системности и преемственности в развитии философского знания [Текст] / В.С. Степин // Философские науки. -2014. - № 3. - С. 7-21.

138. Степин, В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. - Москва: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

139. Степин, В.С. Типы научной рациональности и синергетическая парадигма [Текст] / В.С. Степин // Сложность. Разум. Постнеклассика. -2013. - № 4. - С. 45-59.

140. Степин, В.С. Философия в эпоху перемен [Текст] / В.С. Степин // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2006. - №4. - С. 18-34.

141. Тулмин, С. Человеческое понимание [Текст] / С. Тулмин; пер. с англ. З.В. Кагановой. - Москва: Прогресс, 1984. - 327 с.

142. Усачев, А.В. Особенности посткантовской теории познания [Текст] /

A.В. Усачев // Философские науки. - 2009. - № 7. - С. 25-33.

143. Фалев, Е.В. Герменевтика М. Хайдеггера и философия жизни [Текст] / Е.В. Фалев // Вопросы философии. - 2014. - № 7. - С. 125-134.

144. Фалев, Е.В. Метод экзистенциальной дедукции в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера [Текст] / Е.В. Фалев // Философские науки. -2013. - № 5. - С. 5-12.

145. Федоров, Б.И. Идеи Б. Больцано о методологическом анализе науки [Текст] / Б.И. Федоров // Методологический анализ оснований математики; отв. ред. М.И. Панов. - Москва: Наука, 1988. - С. 36-46.

146. Федоров, Б.И. Кант и Больцано [Текст] / Б.И. Федоров // Вопросы теоретического наследия Канта. - 1975. - Вып. 1. - С. 71-76.

147. Федье, Ф. Хайдеггер: Анатомия скандала [Текст] / Ф. Федье; пер. с фр.

B.Ю. Быстрова. - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2008. - 248 с.

148. Филиппов, Л.И. Философская антропология Жана-Поля Сартра: Критический очерк [Текст] / Л.И. Филиппов. - Москва: Наука, 1977. -287 с.

149. Философская энциклопедия [Текст] / Глав. ред. Ф.В. Константинов. -Москва: Советская энциклопедия, 1960. - 5 т.; Т. 2: Дизъюнкция-комическое. - 1962. - 576 с.

150. Финк, О. Основные феномены человеческого бытия [Текст] / О. Финк; пер. с нем. А.В. Гараджи // Проблема человека в западной философии: переводы; сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. -Москва: Прогресс, 1988. - С. 357-403.

151. Франк, С.Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: Опыт введения в философскую психологию [Текст] / С.Л. Франк; вступ. ст. И.И. Евлампиева. - Санкт-Петербург: Наука, 1995. - 655 с.

152. Франк, С.Л. Смысл жизни [Текст] / С.Л. Франк. - Москва: ACT, 2004. -157 с.

153. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник [Текст] / В. Франкл: пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - Москва: Прогресс, 1990. - 368 с.

154. Фреге, Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов [Текст] / Г. Фреге; пер. с нем. Б.В. Бирюкова; под ред. З.А. Кузичевой. - Москва: Аспент пресс, 2000. - 511 с.

155. Фреге, Г. Логико-философские труды = Logische Untersuchungen: логические исследования, основоположения арифметики [Текст] / Г. Фреге; пер. с англ., нем., фр. В.А. Суровцев. - Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2008. - 281 с.

156. Фролов, А.В. Интенциональность и объективность: эволюция понятия интенциональности в феноменологии [Текст] / А.В. Фролов // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2013. - № 1. - С. 3344.

157. Фромм, Э. Марксова концепция человека [Электронный ресурс] / Э. Фромм // Скепсис. - Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_642.html (дата обращения 5.10.2014).

158. Хаджаров, М.Х. Рациональность научного познания: соотношение общего и особенного [Текст] / М.Х. Хаджаров. - Саратов: СГУ, 1999. -142 с.

159. Хаджаров, М.Х., Лященко М.Н. Ньютон и механистическая картина мира классической науки [Текст] / М.Х. Хаджаров, М.Н. Лященко // Вестник ОГУ. - 2010. - № 1. - С. 52-58.

160. Хаджаров, М.Х. Логика обоснования приоритета рационального метода познания в философии Декарта [Текст] / М.Х. Хаджаров. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 11 (186). -С. 249-256.

161. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер; пер с нем. В.В. Бибихина. - Москва: «Ad Marginem», 1997. - 462 с.

162. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления: пер с нем. -Москва: Республика, 1993. - 447 с.

163. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. В.В. Бибихина, А.В. Ахутина, А.П. Шурбелева. - Санкт-Петербург: «Владимир Даль», 2013. - 591 с.

164. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем. А.Г. Чернякова. - Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

165. Хайдеггер, М. Переписка, 1920-1963 [Текст] / М. Хайдеггер, К. Ясперс; пер. с нем. И. Михайлова. - Москва: Ad Мш^тет, 2001. - 415 с.

166. Хайдеггер, М. Положение об основании. Статьи и фрагменты [Текст] / М. Хайдеггер; пер. с нем., глоссарий, послесловие О.А. Коваль. - Санкт-Петербург: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, 1999; Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. - 290 с.

167. Херрманн, Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля: Сборник [Текст] / Ф.-В. Херрманн; пер. с нем. И.Н. Инишев. - Минск: Пропилеи, 2000. - 192 с.

168. Холл, X. Интенциональность и мир I раздел «Бытия и времени» [Текст] / Х. Холл; пер. А.В. Парибок // Мартин Хайдеггер: Сборник статей; сост. Д.Ю. Дорофеев. - Санкт-Петербург: РХГИ, 2004. - С. 253-275.

169. Хоружий, С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя [Текст] / С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 2007. - № 1. - С. 75-85.

170. Хоружий, С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта [Текст] / С.С. Хоружий // Вопросы философии. -2003. - № 1. - С. 38-62.

171. Черняков, А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера [Текст] / А.Г. Черняков. - Санкт-Петербург: Высшая религиозно-философская школа, 2001.- 460 с.

172. Черняков, А.Г. Феноменология как строгая наука? Парадоксы «последнего обоснования» [Текст] / А.Г. Черняков // Историко-философский ежегодник. - Москва: Наука, 2004. - С. 360-400.

173. Чизолм, Ф. Формальная структура интенциональности: Метафизическое исследование [Текст] / Ф. Чизолм // Логос. - 2002. - №2. - С. 40-46.

174. Шелер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Шелер; пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова; под ред. А.В. Денежкина. - Москва: Гнозис, 1994. - 490 с.

175. Шелер, М. Человек и история [Текст] / М. Шелер; пер. с нем. Т.И. Дубниковой // THESIS. - 1993. - Вып. 3. - С. 132-154.

176. Шлейермахер, Ф. Герменевтика [Текст] / Ф. Шлейермахер; пер. с нем. А.Л. Вольского; глав. ред. Н.О. Гучинская. - Санкт-Петербург: Европейский дом, 2004. - 242 с.

177. Шпет, Г.Г. Явление и смысл: Феноменология как основная наука и ее проблемы [Текст] / Г.Г. Шпет. - Томск: Водолей, 1996. - 192 с.

178. Шпигельберг, Г. Феноменологическое движение. Историческое введение [Текст] / Г. Шпигельберг; пер. с англ. К. Чухров. - Москва: Логос, 2002. - 678 с.

179. Шульга, Е.Н. Когнитивная герменевтика: монография [Текст] / Е.Н. Шульга. - Москва: ИФРАН, 2002. - 233 с.

180. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом [Текст] / А. Шюц; пер. с нем. и англ.: В.Г. Николаев и др.; сост.: Н.М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н.М. Смирновой. - Москва: РОССПЭН, 2004. - 1054 с.

181. Ямпольская, А.В. Феноменологическая редукция как философская конверсия [Текст] / А.В. Ямпольская // Вопросы философии. - 2012. - № 10. - С. 157-166.

182. Ясперс, К. Общая психопатология [Текст] / К. Ясперс; пер. с нем. -Москва: Практика, 1997. - 1053 с.

183. Ясперс, К. Разум и экзистенция [Текст] / К. Ясперс; пер. с нем. А.К. Судакова. - Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. - 336 с.

184. Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс: пер. с нем; вступ. ст. П.П. Гайденко. - Москва: Политиздат, 1991. - 527 с.

185. Ясперс, К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции [Текст] / К. Ясперс; пер. с нем. А.К. Судакова. - Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. - 448 с.

186. Hamilton W. Lectures on Metaphysics and Logic by - Lectures on metaphysics. Vol. 1 / W. Hamilton. - Scholarly Publishing Office, University of Michigan Library, 2005. - 736 p.

187. Lanigan R.L. Phenomenology of Communication. Merleau-Ponty's Thematics in Communicology and Semiology / R.L. Lanigan. - Pittsburgh, PA, 1988. -288 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.