Ошибка как социальный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Сафин, Айшат Маратович

  • Сафин, Айшат Маратович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Казань
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 176
Сафин, Айшат Маратович. Ошибка как социальный феномен: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Казань. 2014. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сафин, Айшат Маратович

Оглавление

Введение

Глава I. Феномен ошибки в зеркале философской рефлексии

§ 1. Рабочее определение понятия ошибки

§2. Антропологическая составляющая человеческой ошибки

§3. Онтологическое основание феномена социальной ошибки

Глава II. Культурно-исторические предпосылки рождения феномена социальной

ошибки

§1. Трагическая ошибка как форма консолидации греческого полиса

§2. Дискретность процесса становления феномена социальной ошибки:

эллинистический опыт страха

§3. Средневековая философия о соотношении греха и ошибки: инверсия

темпоральности, или перевернутое время

§4. Возникновение новоевропейского субъекта в контексте социального -

условие рождения феномена социальной ошибки

Глава III. Социальная ошибка: история и логика становления феномена

§1. А-историческое событие как источник и причина инверсии социальных

характеристик ошибки

§2. Специфика социальной ошибки: человек в пространстве

закона иронии истории

§3. Социальная ошибка как способ становления

субъектности современного человека

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ошибка как социальный феномен»

Введение

Актуальность исследования феномена социальной ошибки обусловлена необходимостью конституирования субъектных характеристик современного человека. Мир сегодня становится все более динамичным и многомерным, и в силу этого человеку все трудней проявлять и развивать свои субъектные качества и, прежде всего, добиваться поставленных целей. Более того, современный человек нередко избегает даже ставить себе какие-то цели: их достижение может обернуться ненужной победой. В этих условиях тот, кто имеет смелость быть действующим лицом, обязательно ошибается. Общественный закон сегодня потерял свою жесткость и одноплановость действия, каждая точка его роста имеет множество возможностей дальнейшего развития, в силу чего многие человеческие поступки и деяния приобрели многозначность, и стало гораздо сложнее выделить ошибку в любом социальном действии субъекта. Как относиться к своим и чужим ошибкам? Что делать, чтобы их не совершать? Как быть, если ошибается не один человек, а целая нация, государство, цивилизация? Возможно ли, чтобы ошибалась целая эпоха или даже все человечество? Можно ли исправить эти ошибки? Где находится точка «невозврата», пройдя которую, исправить что-либо уже невозможно? Ответы на все эти практические, жизненно важные вопросы для современного человека необходимы, поэтому анализ феномена ошибки представляется актуальным. Кроме того, анализ собственных промахов представляет собой способ саморефлексии. «Работа над ошибками» возвращает человека к самому себе, к своим поступкам и мыслям, побуждает развитие внутренней самооценки и самосознания, совершенствуя его субъектные характеристики. В этой связи важно понять, какое место в структуре человеческой деятельности занимает ошибка.

Будучи «теневой стороной» деятельности, феномен ошибки сопровождал человека всегда и будет в дальнейшем сопровождать человеческий род до тех пор,

пока история будет представлять собой «деятельность преследующего свои цели человека»1. Однако именно в начале третьего тысячелетия стабильность мировой цивилизации снова оказалась под угрозой, и предвидение, осознание и оценка ошибочных шагов человека, государства, цивилизации, а возможно, и человечества в целом, стали актуальнейшей задачей и практиков, и ученых-гуманитариев, в том числе социальных философов.

Мы предполагаем, что до Нового времени феномен человеческой ошибки не имел философского значения ни для общества, ни для индивида. Лишь с эпохи Ренессанса начинается антропологический и гуманистический поворот философии, мыслящей человека как ответственного социального субъекта, способного принимать самостоятельные решения, поступать свободно, а значит, и оценивать свои действия как верные или ошибочные. Интересно, что именно в переходе западноевропейской цивилизации от Средневековья к Новому времени окончательно оформляется школа как социальный институт (М. Фуко), создавая пространство, в котором человек обучающийся имеет право на ошибку, в какой-то мере оставаясь безнаказанным (Розеншток-Хюсси)2.

Анализ феномена ошибки на материале культурно-исторических реалий Нового времени является ключевым по отношению к прошлым эпохам, т.к. становится заметной тенденция роста роли субъективного фактора в обществе, а значит, и возрастания значения социальной ошибки. Отныне субъектом может считаться и быть не только познающий человек, но и актор любого социального (экономического, политического, религиозного или художественного) действия. Появление человеческой субъектности и феномена социального диалектически взаимообусловлено: рождение и открытие социального есть оборотная сторона становления субъекта. Следовательно, ошибка как один из возможных

'Маркс К. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. // Сочинения. В

50-ти т. Т. 2. М.: Гос. изд. полит.лит-ры, 1955. С. 105.

2

Пигалев А.И. Язык, культура и история в «диалогическом мышлении» Ойгена Розенштока-Хюсси / Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого: пер. с нем., англ. / Ойген Розеншток-Хюсси; Пер., сост. А.И. Пигалев. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 593.

результатов социального действия также приобретает значимость и специфические социальные, а не только гносеологические характеристики.

В движении общества к современности происходят события, показывающие неоднородность и даже противоречивость внутреннего содержания феномена социальной ошибки. С одной стороны, как уже было отмечено, происходит неизменное возрастание роли субъективного фактора. Человеческая деятельность обретает значимость, ценность, что проявляется в характерном для нововременного общества массовом появлении человека как личности. С другой стороны, как следствие развития крупного машинного капиталистического производства происходит «восстание масс»: общество все более становится массовидным, стихийным, бесструктурным. Обладая в этом обществе невиданной свободой действия, человек не обладает не только средствами воздействия на окружающую обстановку, на экономические предпосылки современного социокультурного развития, но и «средствами индивидуальной защиты». Ю.А. Разинов отмечает, что кризис субъектности не позволяет человеку осуществить даже самый простой социально-значимый выбор или поступок. Общество теряет доверие со стороны индивида, теряет свой трансцендентно-объективный характер, а человек вынужден не только существовать в этом обществе, но и действовать, совершать выбор. Каким именно образом - вопрос, на который нам поможет ответить исследование феномена социальной ошибки.

Актуальность исследования феномена социальной ошибки обусловлена также внутренними потребностями развития социально-философской теории: если феномен деятельности как атрибута индивидуального и общественного бытия детально исследован3, то феномен ошибки как ее «неидеальная» сторона оставался всегда в тени. Между тем, представляется, что в современных социальных реалиях исследование именно этой «теневой» стороны деятельности как индивида, так и социальной группы и даже общества может оказаться продуктивным при анализе субъектных характеристик современного человека.

3Болыпой вклад в исследование деятельности как атрибута человеческого бытия внесли К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.С. Батищев, A.H. Леонтьев, H.H. Трубников.

Степень изученности проблемы. На сегодняшний день феномен социальной ошибки практически не изучен, и нет ни одного фундаментального исследования, специально посвященного данному предмету. Тем не менее, отдельные категории, находящиеся в основании определения социальной ошибки, исследованы в разной степени представителями различных философских направлений. Так, например, рефлексию по поводу ошибок мы можем обнаружить уже у Парменида, пытавшегося провести границу между истиной и мнением. Сократ и Платон стремились обосновать методы истинного (безошибочного) познания, Аристотель формулировал законы логики как науки о правильном (безошибочном) мышлении. В средневековой философии категории ошибки и истины рассматриваются в контексте таких направлений как номинализм, реализм и концептуализм, а также сопрягаются с понятием греха. Становление естествознания в ХУ1-ХУП вв. и развитие капитализма с его промышленной революцией создает основание для гносеологического поворота в философии Нового времени, когда на первый план среди философских дисциплин выходит теория познания. Предметом философского анализа становятся причины ошибок в познавательном процессе. Наиболее развернутое учение об объективном характере этих причин создал, как известно, Ф. Бэкон (учение об идолах или призраках), но и в трудах других философов Нового времени (Декарта, Лейбница, Канта, Гегеля) мы можем обнаружить отдельные элементы анализа человека как вечно ошибающегося существа. Развитие классической гносеологии всегда затрагивало категорию ошибки, которая противопоставлялась истинному знанию и определялась, соответственно, в диалектическом взаимодействии с истиной. Однако ошибка как таковая долгое время не была самостоятельным объектом изучения. Даже у Бэкона этот феномен носил характер, подчиненный процессу познания истины. Ошибка - как категория гносеологии - продолжала рассматриваться и в неокантианстве, и в позитивизме, но еще долгое время оставалась без внимания социальных философов.

Те немногие исследования современных философов, которые, так или иначе, затрагивают феномен ошибки, в основном направлены на решение

гносеологических, антропологических и онтологических задач. Кроме того, в этих работах ошибка, как правило, рассматривается как результат деятельности индивида. Мы же исходим из того, что ошибка есть результат деятельности социально-исторического субъекта независимо от того, является ли он отдельным человеком (личностью) или коллективным, «большим» субъектом. Этот момент вносит свои коррективы в исследование ошибки: ее «субъектная» природа позволяет увидеть за ней не просто случайность и «негативность», но и выявить социальную закономерность и продуктивность для человека.

В таком ракурсе исследования ошибки как социального феномена становятся необходимыми две группы категорий, два категориальных ряда: ряд категории субъекта (субъектность, субъективность, исторический субъект) и ряд категории социального (социальности, социальных отношений). Категориальный ряд субъекта изучался в нововременной философии со времен Декарта, и практически нет такого философа, который бы не исследовал эту проблему. Идея человека как субъекта деятельности претерпела несколько этапов критики, и сегодня главным образом обсуждается проблема кризиса субъектности в современном мире. Не ставя своей задачей анализ всех этапов развития и критики категории субъекта и используя ее в сопряжении с изучением ошибки, мы двигались от трудов Р. Декарта, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса к работам М. Фуко, Р. Барта, Ж. Лакана, С. Жижека, И.П. Ильина и Ю.А. Разинова.

Другой категорией, играющей ключевую роль в определении социальной ошибки, является социальное. Вопросы, касающиеся природы социального и социальных отношений, попадают в объектив философии преимущественно в Новое время, особенно в эпоху Просвещения, поэтому ощутимый вклад в изучение данной категории и связанного с ней круга проблем принадлежит нововременным мыслителям (Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Р.Ж. Тюрго, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.).Активно этой проблематикой занимались М. Вебер, Т. Парсонс, К. Маркс, Д. Лукач, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, 3. Бауман. Среди современных отечественных философов назовем работы Т.Х. Керимова, В.А. Конева,

К.С. Пигрова, В. Фурса, Д.Э. Гаспарян, H.A. Терещенко, А.Ю. Согомонова, П.Ю. Уварова.

Гносеологические аспекты феномена ошибки рассматривались на материале работ Аристотеля, Р. Декарта, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля. Исследуя роль ошибки в контексте философской антропологии, мы опирались на тексты Вс. Вильчека, Б.Ф. Поршнева, В.Д. Губина и E.H. Некрасовой. Рассматривая феномен ошибки в онтологическом срезе, мы прибегали к трудам Г.В.Ф. Гегеля, A.B. Кожева, М. Хайдеггера, Ю.А. Разинова, H.H. Трубникова, Ф.И. Гиренка. В понимании социально-культурных и исторических предпосылок социальной ошибки мы исходили из работ М. Вебера, К. Маркса, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета, H.H. Трубникова, 3. Баумана, Э.Ю. Соловьева.

Логика анализа ошибки как социального феномена выстраивается от Гегеля и Маркса через работы A.B. Кожева и В.И. Ленина к трудам современных отечественных философов: Ф.И. Гиренка, Д.Э. Гаспарян и Ю.А. Разинова. Работы В.И. Ленина и Ю.А. Разинова объединяет конструктивная, на наш взгляд, позиция, утверждающая продуктивность ошибки в процессе становления субъектности современного человека.

Объектом исследования является ошибка как социальный феномен в единстве его становления и современного состояния.

Предмет исследования - специфика социальной ошибки в процессе формирования субъекта социальной деятельности.

Целью исследования является демонстрация эвристического потенциала понятия и продуктивности феномена социальной ошибки: обнаружение ее сущности и специфических характеристик как парадоксального механизма становления человеческой субъектности в современном обществе.

Реализация цели предполагает необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

1. Выработать рабочее определение феномена ошибки как теневой стороны деятельности преследующего свои цели человека;

2. Выявить антропологические и онтологические основания феномена социальной ошибки;

3. Выяснить культурно-исторические предпосылки рождения феномена социальной ошибки от Античности до появления новоевропейского субъекта в контексте социального;

4. Исследовать а-историческое событие в качестве источника и причины инверсии социальных характеристик ошибки;

5. Раскрыть специфику социальной ошибки как деятельности человека в пространстве закона иронии истории;

6. Показать продуктивность социальной ошибки в процессе становления субъектности современного человека.

Методологическую основу исследования составляет диалектический принцип восхождения от абстрактного к конкретному, разработанный Марксом. Двигаясь от абстрактного рабочего определения ошибки как теневой стороны деятельности, состоящей в расхождении цели и результата, мы подошли к ее синтетическому определению в качестве социального феномена. Ошибка исследовалась в плане ее гносеологических, антропологических, онтологических и исторических составляющих, единство которых в пространстве социальной философии обнаружило себя в определении социальной ошибки как результата деятельности социального субъекта, работающего с превращенными формами общественных отношений под властью закона иронии истории.

Применен также метод единства исторического и логического: показано становление специфических характеристик ошибки как социального феномена в движении культурно-исторических реалий от Нового времени к современности. Онтологическая установка использована для описания парадоксов человеческой жизни в ситуации совершения социальной ошибки. При исследовании становления культурно-исторических форм социальной ошибки использовался конкретно-исторический подход.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- обозначено новое пространство исследования - феномен социальной ошибки, который эксплицируется в современной ситуации, проблематизирующей субъектные характеристики человека;

- определены внешняя и внутренняя характеристики ошибочности действия: внутренняя - нарушение алгоритма действия как несоответствие между целью, идеальным средством-понятием и реальным средством-предметом, приводящее к расхождению результата с поставленной целью; внешняя -нарушение субъектом социальных норм и законов общественно-исторической практики;

- феномен социальной ошибки представлен с позиции, соединившей антропологическую, гносеологическую, онтологическую и историческую компоненты ошибки в пространстве социальной философии. Это позволило перейти от абстрактного рабочего определения ошибки как несоответствия результата деятельности поставленной цели к ее конкретному определению как к работе человека с превращенными формами социальной реальности в пространстве действия закона иронии истории.

- обнаружены основные онтологические характеристики ошибки - ее темпоральность (она осознается постфактум либо предвидится, обнаруживая игру человека со временем или игру времени с человеком); потенциальность (создание «второго» бытия как виртуального пространства возможного, проживаемого человеком как если бы он этой ошибки не совершал); перформативность (ошибка - это действие, признанное, представленное субъектом в качестве ошибочного).

- вскрыты конкретно-исторические формы темпоральности социальной ошибки: элементарная или базовая (архаическая) форма, когда ошибка осознается в качестве таковой после ее совершения; проективная (сформировавшаяся при переходе от Средневековья к Новому времени), в которой ошибка осознается до ее совершения, тем не менее, совершается сознательно и является точкой роста человеческой свободы; неизбежная (сложившаяся как результат отчуждения в условиях буржуазной цивилизации), в которой знание неверности действия не отменяет необходимости его

продолжения: «они знают это, но они это делают» (Маркс); рефлексивная, в которой субъект предвидит нежелательный результат, возвращается в начальный пункт действия и снова движется вперед, достигая намеченной цели по схеме «назад в будущее».

- дано конкретное определение феномена социальной ошибки (синтез предыдущих абстрактных определений): социальная ошибка - это такое расхождение результата с целью, которое возникает при работе субъекта с превращенными формами общественных отношений под воздействием закона иронии истории, когда сущность социальных феноменов остается для человека недосягаемой.

- рефлексия социальной ошибки представлена как мощный катализатор развития человеческой субъектности в условиях действия закона иронии истории, что позволило обнаружить личностный механизм работы над ошибками: воздействие на превращенную форму общественных отношений посредством превращенной формы деятельности самого субъекта, что дает возможность хотя бы иногда выходить за пределы действия закона иронии истории.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проблемная ситуация, вызвавшая ощущение необходимости исследовать феномен социальной ошибки, порождена сегодня, на наш взгляд, колоссальным углублением кризиса субъекта социального действия. Ситуация, когда сама возможность человеческой субъектности поставлена под вопрос, представляет, как нам видится, угрозу метафизической сущности человека. В этой связи встает проблема поиска способов формирования его субъектных характеристик. Если в классической философии субъектность человека связывалась с его сознанием, то неклассическая социальная философия видит человека субъектом деятельности. Современная, постнеклассическая социальная философия обнаруживает парадоксальный источник становления человеческой субъектности - способность человека совершать ошибки и работать над ними.

2. Феномен человеческой ошибки не попадал в поле зрения классического социального философа, поскольку рассматривался, как правило, идеальный

вариант деятельности, результат которой мало отличался от поставленной цели, а само целеполагание мыслилось как необходимая сторона и источник общественного развития. Современный глобальный и отчужденный от человека характер социальной динамики вывел на первый план теневые характеристики человеческой деятельности, ранее скрытые от взгляда исследователя, что позволило сформулировать два абстрактных определения понятия ошибки. Первое - «внутреннее», в котором деятельность рассматривается независимо от социально-исторических условий: ошибка - несоответствие результата цели, сбой в алгоритме деятельности. Такой алгоритм представляет собой некую умозрительную последовательность операций, направленную на достижение цели и предполагающую некоторые идеальные средства. В живую же практику включаются реальные последовательности и средства, разрушающие идеальный алгоритм, что и является источником ошибки. Социальный контекст любой деятельности обусловливает необходимость ввести второе, «внешнее» определение ошибки: это несоответствие результатов деятельности социальным нормам и - шире — законам общественного развития. Различие этих двух определений вскрывает диалектику субъективного и объективного в феномене ошибки. С одной стороны, ошибка не может не быть субъективным феноменом ввиду своей перформативной природы: ошибка — это действие, признанное субъектом в качестве ошибочного. С другой стороны, в силу социального характера человеческой деятельности, нет такой ошибки, которая не отложилась бы в социальном опыте человечества, что обеспечивает ей объективность.

3. В антропологическом аспекте ошибка представлена как родовая, субстантивная характеристика человека. В отличие от животного, человек может, допустив ошибку, внести ее в коллективный опыт и тем самым защитить от ошибок других людей. Животное, совершившее ошибку, погибает, а для человека как родового существа ошибка индивида становится условием сохранения рода и, по закону иронии истории, возможностью совершения новых ошибок.

4. Анализ ошибки как необходимого фактора человеческого бытия не может быть осуществлен вне пространства онтологии, Темпоральность как

онтологическая характеристика ошибки указывает на то, что она всегда развертывается в социальном времени. Элементарная или базовая форма темпоральности предполагает, что ошибка осознается постфактум, после ее совершения. Проективная форма ошибки предполагает ее осознание до совершения. Тем не менее, такая ошибка сознательно совершается и является точкой роста человеческой свободы; в условиях буржуазной цивилизации развивается ситуация, когда знание неверности действия не отменяет необходимости его продолжения: «они знают это, но они это делают» (Маркс). Чем ближе к современности, тем больше возможностей появления рефлексивной формы ошибки, когда субъект предвидит нежелательный будущий результат своих действий, мысленно возвращается в точку настоящего и снова движется вперед, «окольным» путем достигая цели по принципу «назад в будущее».

Именно совершенная ошибка обнажает внутреннюю структуру деятельности, вбивает клин между целью, средством и результатом. Благодаря этому время, потраченное на достижение цели, обнаруживает себя перед субъектом как потраченное впустую. Это «пустое» время, не подчинившееся человеческой деятельности, становится пространством возможного (виртуального). Потенциальность, «завязанность» ошибки на развилку возможного, действительного и должного приводит к тому, что в точке совершения ошибки человеческая жизнь раскалывается на две реальности -наличную и возможную (как если бы ошибка не была совершена). При этом и фиксация «точки» ошибки, и попытка мысленного проигрывания альтернативных вариантов судьбы человека возможны только с опорой на социальный опыт.

5. Обнаруженные антропологические и онтологические характеристики феномена ошибки указывают на ее связь с феноменом социального. С одной стороны, способность ошибаться определяется как социальная характеристика человека, поскольку с позиции индивида ошибка - явление вторичное (производное) по отношению к социальной норме, в частности, и к общественно-исторической практике, в целом. С этой позиции индивиды и группы людей могут и неизбежно ошибаются, а социально-историческая практика - никогда. Однако в

силу этих же причин индивид или коллектив может учиться на чужих ошибках. С другой стороны, само социальное никогда не создается один раз и навсегда, а постоянно переделывается во многом методом проб и ошибок. Это драматический процесс, в котором люди пытаются освоить стихийность общественной динамики, терпят поражения, отступают и снова действуют, лишь иногда одерживая победы. Только в таком аспекте социальное может быть представлено как сознательное, в том числе и практическое отношение исторического субъекта к стихийному процессу складывания общественных отношений (Н.А. Терещенко). Поскольку оно осуществляется методом «проб и ошибок», ошибка выступает как форма конституирования социального. Социальное утверждает себя как пространство, в котором человек не только совершает свои ошибки, но и работает над их исправлением.

6. Начиная с Нового времени вместе с массовым становлением личности, ростом ее субъектности и концентрацией человеческой негативности феномен социальной ошибки достигает своей развитости, поэтому и понятие социальной ошибки может быть сформулировано во всей своей конкретности. Социальная ошибка определяется как деятельность субъекта под властью закона иронии истории, направленная на работу с превращенной формой общественных отношений, в которой видимость представлена субъекту и принята им как неразложимая далее сущность того или иного социального феномена, причем сама эта сущность остается для субъекта недоступной. Ошибка теперь не просто результат деятельности отдельного индивида: ее может совершать «большой», коллективный субъект. В то же время социальная значимость, цена ошибки отдельного индивида многократно усиливается.

7. Мировые войны двадцатого столетия как а-исторические события порождают целый ряд инверсий характеристик социальной ошибки. Во-первых, когда ошибается «большой» социальный субъект, теневая сторона деятельности выходит на первый план, затмевая светлую, и тогда само а-историческое событие воспринимается как ошибка общества, являющего в ней свою квази-целостность. В таких ситуациях возникает мысль о том, что ошибается все человечество. Во-

вторых, уходит в прошлое представление о разумности исторического процесса, и становится сложно устанавливать правильность поступка или действия, опираясь на его законосообразность и рациональность. Ошибка тогда приобретает характер интимно-личностного переживания. Наконец, теперь уже не общество (в лице своих идеологов) создает нормы для индивида, а, наоборот, индивид предъявляет обществу свои ценности и требования, объявляя происходящее, например, войну - ненормальным. Пространство действия таких инверсий содержит в себе истоки принципа «работы над ошибками».

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сафин, Айшат Маратович, 2014 год

Список использованной литературы

1. Абеляр. История моих бедствий [Электронный ресурс] / Абеляр //Библиотека Максима Машкова. - URL: http://lib.ru/HRISTIAN/ABELAR/abelar.txt (дата обращения: 12.09.2014).

2. Абушенко В. Л. Норма [Электронный ресурс] / В. JI. Абушенко // Национальная энциклопедическая служба. - URL: http://www.terme.ru/dictionary/175/word/norma (дата обращения: 17.09.2014).

3. Аристотель. Поэтика (отрывки) [Электронный ресурс] / Аристотель // Хрестоматия по античной литературе / пер. В. Аппельрота. - М., 1965. - Т. 1 — С. 474-486. - URL: http://lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/aristotell_l.txt (дата обращения: 17.09.2014).

4. Ахутин А. В. Поворотные времена: статьи и наброски / А. В. Ахутин. - СПб.: Наука, 2005. - 743 с. - (Слово о сущем).

5. Бабосов Е. М. Социальная апатия [Электронный ресурс] / Е. М. Бабосов // Мир словарей. - URL: http://mirslovarei.com/content_soc/socialnaja-apatija-10717.html (дата обращения: 22.09.2014).

6. Бауман 3. Спор о постмодернизме [Электронный ресурс] / 3. Бауман // Социологический журнал. - 1994. - № 4. - С. 70-79. - URL: http://lib3.podelise.ru/docs/891/index-35004.html (дата обращения: 28.10.2014).

7. Бауман 3. Текучая современность / З.Бауман; пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

8. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцова. - М,: Логос, 2005. - 390 с.

9. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

10. Бехман Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман // Вопросы философии. - 2007. - №1. - С. 26^17.

11. БиблерВ. С. Философия [Электронный ресурс] / В. С. Библер // Диалог культур: (философия, психология, педагогика).-URL: http://myslenye.narod.m/media_materials/Knigi/Bibler_dialog_Kultur.doc (дата обращения: 27.08.2014).

12. Бисмарк О. Цитаты [Электронный ресурс]/ О. Бисмарк // Великие слова. - URL: http://greatwords.rU/a/otto-fon-bismark.html#quote2049 (дата обращения: 20.09.2014).

13. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. - 95 с.

14. Бодрийяр Ж. Общество потребления [Электронный ресурс] / Ж. Бодрийяр. -URL: http://royallib.ru/book/bodriyyar_gan/ obshchestvo_potrebleniya.html (дата обращения: 28.10.2014).

15. Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность [Электронный ресурс] / Ф. Бродель // Библиотека Гумер. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Brod/01 .php (дата обращения: 03.09.2014).

16. Бродский И. А. Письмо генералу Z // Сочинения Иосифа Бродского. -СПб., 2001. - Т. 2. - С. 220-224.

17. Бродский И. А. Часть речи // Сочинения Иосифа Бродского. - СПб., 2003. - Т. 3.-С. 125-144.

18. Васильев П. Грех [Электронный ресурс] / П. Васильев // Энциклопедический словарь / сост.Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - URL: http://www.vehi.net/brokgauz / (дата обращения: 18.09.2014).

19. Вебер М. Основные социологические понятия [Электронный ресурс] / М. Вебер // Западно-европейская социология XIX - нач. XX веков. - М., 1996. -С. 455-491. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Weber/ osn_soc.php (дата обращения: 17.10.2014).

20. Вильчек Вс. Алгоритмы истории [Электронный ресурс] / Вс. Вильчек // Нева. - 1990. - №7. - С. 142-175. - URL: http://samlib.rU/w/wanjukow_a/algoritmy.shtml (дата обращения: 17.09.2014).

21. Гаспарян Д. Э. Социальность как негативность / Д. Э. Гаспарян. - М.: КДУ, 2007. - 256 с.

22. Гвардини Р. Конец нового времени [Электронный ресурс] / Р. Гвардини // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 25-38. - URL: http://krotov.info/libr_min/04_g/va/rdini.htm (дата обращения: 20.09.2014).

23. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель; пер.А. М. Водена. - СПб.: Наука, 2000. - 479 с.

24. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000.-495 с.

25. Гиренок Ф. Фигуры и складки / Ф. Гиренок. - 2-е изд. - М.: Акад. проект, 2014.-244 с.

26. Гиренок Ф. Хвост ускользающей субъектности: почему закатилась звезда социальных наук? [Электронный ресурс] // Сайт Ф. Гиренка. -URL:http.V/fedorgirenok.narod.ru/hvost.htm (дата обращения: 27.10.2014).

27. Глезерман Г. Сознательность и стихийность / Г. Глезерман// Философская энциклопедия / под ред. Ф. В. Константинова. - М., 1970. - Т. 5. -С. 48-49.

28. Гомер. Илиада. Одиссея [Электронный ресурс] / Гомер // Электронная библиотека ModernLib.Ru. - URL: http://modernlib.ru/books/ gomer/iliada_odisseya/read/ (дата обращения: 07.08.2013).

29. Губин А. Философская антропология / А. Губин, Е. Некрасова. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Унив. книга, 2000. - 240 с.

30. Гуревич П. С. Философия человека [Электронный ресурс]/ П. С. Гуревич. - М.: ИФРАН, 1999-2001. - Ч. 1-2 // Электронная библиотека RoyalLib.ru. - URL:http://www.ligis.ru/psylib/090417/books/gurep01/index.htm (дата обращения: 23.10.2014).

31. Даль В. Грех [Электронный ресурс] // Толковый словарь Даля онлайн. -URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=6016 (датаобращения: 18.09.2014).

32. Даль В. Норма [Электронный ресурс] // Толковый словарь Даля онлайн. - URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=20195 (дата обращения: 17.09.2014).

33. Дамаскин И. Точное изложение православной веры / И. Дамаскин; пер. А. Бронзова. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. - 162 с.

34. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр., сост., послесл. и прим. А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995.

- 352 с. - (История социологии в памятниках).

35. Ефремова Т. Ф. Значение слова «ошибка» [Электронный ресурс] //Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный/ Т. Ф. Ефремова.

- М.: Русский язык, 2000. - URL: http://www.efremova.info/word/oshibka.html#. VGL5g009I5u(flara обращения: 16.09.2014).

36. Жбанков М. Р. Миф [Электронный ресурс] / М. Р. Жбанков. -URL: http://www.booksite.ru/localtxt/slo/var/phi/los/ophy/61 .htm/ (дата обращения: 12.09.2014).

37. Жижек Сл. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом [Электронный ресурс]/ Сл. Жижек. -М.: Европа, 2009. - 334 с.// Электронная библиотека RoyalLib.ru. - URL: http://royallib.ru/read/ gigek_slavoy/kukla_i_karlik_hristianstvo_megdu_eresyu_i_buntom.html#0 (дата обращения: 19.10.2014).

38. Жижек Сл. Устройство разрыва: параллаксное видение / Сл. Жижек. -М.: Европа, 2008.-516 с.

39. Заблуждение / Э. Ильенков, Й. Элез, Н. Митрошилова, П. Гайденко, М. Туровский // Философская энциклопедия. - М., 1962. - Т.2. — С. 144— 147.Поставьте описание в списке на название

40. Иванов А. В. Университетские лекции по метафизике / А. В. Иванов, В. В. Миронов- М.: Современные тетради, 2004. - 647 с. - (Науч. б-ка «Современных тетрадей».Философия).

41. ИвинА. Основы социальной философии / А. Ивин. - М.: Высшая школа, 2005. - 440 с.

42. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пер. с фр. / А. Камю. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с. - (Мыслители XX века).

43. Кант И. критика практического разума [Электронный ресурс] / И. Кант // Библиотека Гумер. -URL: http://www.gumer.info /bogoslov_Buks/Philos/kant_pr/01.php (дата обращения: 11.09.2014).

44. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер// Проблемы человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревич; общ. ред. Ю. Н. Попов. - М., 1988. - С. 3-30.

45. Касториадис К. Воображаемое установление общества / К. Касториадис; пер. с фр. Г. Волковой, С. Офертаса. - М.:Гнозис: Логос, 2003. -480 с.

46. Керимов Т.Х. Бытие и различие. Генеалогия и гетерология. / Т.Х. Керимов / М.: Академический проект, 2011. - 256 с.

47. Ключевский В. Цитаты [Электронный ресурс] / В. Ключевский // Свод житейской мудрости. - URL: http://www.wisdomcode.info /ru/quotes/authors/49147.html (дата обращения: 18.09.2014).

48. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля / А. Кожев; пер. с фр. и послесл. И. Фомина; ред. В. Большаков. - М.: Логос: Прогресс-Традиция, 1998. -208 с.

49. Козырьков В. П. Природа девиации и структура социальных норм /

B. П. Козырьков // Вестник ННГУ. Сер. Социальные науки. - 2004. - Вып. 1. -

C. 159-171.

50. Корзо М. А. Образ человека в проповеди XVII века / М. А. Корзо; Инт философии РАН. - М., 1999. - 186 с.

51. Кравченко А. И. Социология: учебник / А.И.Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб.: Питер, 2003. - 4302 с. - (Учебник для вузов).

52. Кузнецов В. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм/ В. Кузнецов. - М.: Изд-воМГУ, 1968.-280 с.

53. Кундера М. Шутка [Электронный ресурс] / М. Кундера// Электронная библиотека RoyalLib.ru. - URL:http://royallib.ru/book/kundera_milan/shutka.html (дата обращения: 28.10.2014).

54. Левит К. От Гегеля к Ницше / К. Левит. - СПб.: Владимир Даль, 2001. -671 с.

55. Ленин В. И. Детская боязнь «левизны» в коммунизме // Полное собрание сочинений: в 50 т. / В. И. Ленин. - 5-е изд. -М., 1981. - Т. 41. -С. 1-140.

56. Ленин В. И. Марксизм и восстание. Письмо центральному комитету, Петроградскому и Московскому комитетам РСДРП (б) // Полное собрание сочинений: в 50 т. / В. И. Ленин. - 5-е изд. - М., 1969. -Т. 34. - С. 242-247.

57. Леонтьева Э. Социальная философия / Э. Леонтьева. - Хабаровск: Изд-во Хабаров, гос. техн. ун-та, 2003. - 76с.

58. Липовецки Ж. Эра пустоты / Ж. Липовецки.- СПб.: Владимир Даль, 2001.-322 с.

59. Мамардашвили М. К. Превращенные формы [Электронный ресурс] / М. К. Мамардашвили // Философский портал Philosophy.ru. - URL: http://philosophy.m/library/mmk/forms.html (дата обращения: 4.09.2014).

60. Маркс К. К критике гегелевской философии права/ К. Маркс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М., 1954. - Т. 1. - С. 219368.

61. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / К. Маркс. - 8-е изд. -М.: Партиздат, 1932. - 621с.

62. Маркс К. Манифест коммунистической партии // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М., 1955. - Т.4. - С. 419-459.

63. Маркс К. Об искусстве: в 2 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс; вступ. ст. М. Лифшица; коммент. Г. Фриндлендера. - 4-е изд., доп. - М.: Искусство, 1983. -Т. 1.-605 с.

64. Маркс К. Процесс труда и процесс увеличения стоимости // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М., 1960. - Т.23. - С. 188209.

65. Маркс К. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М., 1955. - Т. 2. -С. 3-230.

66. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс,- 2-е изд. - М., 1974. - Т. 42. -С. 41174.

67. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М.: REFL-book, 1994. -368 с.

68. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон; пер. с англ. Е. Н. Егоровой, 3. В. Кагановой, В. Г. Николаева, Е. Р. Черемиссиновой. - М.: ACT: Хранитель, 2006. - 880 с.

69. Мнение [Электронный ресурс] // Философия: энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина- М., 2004. - С. 511-512. -URL: http://dic.academic.ni/dic.nsf/enc_philosophy/737/%D0%9C%D0%9D%D0%95%D0% 9D%D0%98%D0%95 (дата обращения: 23.09.2014).

70. Мнение и знание // Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. - М.,1983. - С. 380.

71. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки: предисловие к Рихарду Вагнеру: пер. с нем.// Сочинения: в 2 т./ Ф. Ницше. Т. 1. Литературные памятники / сост., ред., вступ. ст. и прим. К. А. Свасьяна - М., 1990. - С. 57-158.

72. Огурцов А. П. Деятельность [Электронный ресурс] / А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин // Большая советская энциклопедия. -3-е изд. - М., 1972. - С. 180-181.

URL: http://slovari.yandex.ru /~%DO%BA%DO%BD%DO%B8%DO%B3 %D0%B8/%D0%91%D0%A1 %D0%AD/%D0%94%D0%B5%D 1 %8F%D 1 %82%D0 %B5%D0%BB%D1 %8C%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8С/ (дата обращения: 22.09.2014).

73. Ожегов С. Ошибка [Электронный ресурс] / С. Ожегов // Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Шведовой. - М., 1984. - С. 419// Словопедия. -URL:http://www.slovopedia.com/4/206/661593.html (дата обращения: 16.09.2014).

74. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс [Электронный ресурс] / X. Ортега-и-Гассет. -М.: ACT, 2002. - 510 с.// Электронная библиотека ModernLib.ru. - URL: http://modernlib.ru/books/ortegaigasset_hose/vosstanie_mass/read (дата обращения: 22.08.2014).

75. От критической теории к теории коммуникативного действия: эволюция взглядов Юнгера Хабермаса: тексты / пер.с нем., сост. и прим. А. Я. Алхасова. - Ульяновск: [Ульянов, гос. техн. ун-т], 2001. - 150 с.

76. Ошибка [Электронный ресурс] // Толковый словарь русского языка: в 4 т./ под ред. Д. Н. Ушакова. - М., 1938. - Т. 2. - Стб. 1038 // Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». - URL: http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp (дата обращения: 15.09.2014).

77. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Беллоновского. - 2-е изд. - М.: Акад. проект, 2002. -880 с.

78. Пигалев А.И. Язык, культура и история в «диалогическом мышлении» Ойгена Розенштока-Хюсси / Розеншток-Хюсси О. Язык рода человеческого: пер. с нем., англ. / Ойген Розеншток-Хюсси; Пер., сост. А.И. Пигалев. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. С. 593.

79. Платон. Апология Сократа // Полное собрание творений Платона: в 15 т.; новый пер. под ред. С. А. Жебелева, JI. П. Карсавина, Э. JI. Радлова. -Петроград, 1923. - Т. 1. - С. 51-82.

80. Поведенческая экономика: предсказуемая иррациональность [Электронный ресурс]// Центр гуманитарных технологий. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2008/1749 (дата обращения: 28.10.2014).

81. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии) / Б. Ф. Поршнев. - СПб.: Алетейя, 2007. - 720 с.

82. Путин В. В. Полный текст речи Путина, произнесенной при возвращении Крыма в состав России, 18 марта 2014 г. [Электронный ресурс] / Спутник и Погром. - URL: http://sputnikipogrom.com/russia/10075/putin-full-text/ (дата обращения: 22.09.2014).

83. ПушкинА. С. О сколько нам открытий чудных... // Собрание сочинений: в 10 т./ А. С. Пушкин. - М., 1959. - Т.2. -С. 594.

84. Разинов Ю. А. Я как объективная ошибка / Ю. А. Разинов. - Самара: Самар. ун-т, 2002. - 260 с.

85. Реале Дж. Западная философия: от истоков до наших дней: в 4т. Т. 1. Античность / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис, 1994. -Т. 1. - 32 0 с.

86. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории [Электронный ресурс] / В.В. Розанов / Литература и жизнь - URL: http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_esteticheskoe_ponimanie.html (дата обращения: 22.11.2014).

87. Рубштейн Н. Ошибка [Электронный ресурс] / Н. Рубштейн // Киевское представительство Гештальт Института. - URL: http://gestalt.kiev.ua/what_is_geshtalt_terapy/psychological_glossary/ (дата обращения: 16.09.2014).

88. Руткевич А. М. Теория институтов А. Гелена [Электронный ресурс] / А. М. Руткевич // История философии. - 1999. - №5. - С. 35-69 // Философский портал philosophy.ru. - URL: http://philosophy.ru /iphras/library/i_ph_5.html#rutkevich (дата обращения: 24.10.2014).

89. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. - М., 1989. - С. 319-344.

90. Сафина А. М. Представление как социальный феномен и инструмент анализа общественного бытия: дис. ... канд. филос. наук / А. М. Сафина; Казан, ун-т. - Казань, 2010. - 170 л.

91. СверловР. Сущность и происхождение греха: краткий конспект одноименной дискуссии [Электронный ресурс] / Р. Сверлов, Е. Сверлова // Библейский дискуссионный клуб г. Монреаль. - URL: http://www.cogmtl.net/Articles/006.htm (дата обращения: 19.09.2014).

92. Сент-Экзюпери А. де. Военный летчик [Электронный ресурс] / А. де Сент-Экзюпери;[пер. с фр. А. Тетеревниковой]. - СПб.: Домино; М.: Эксмо, 2012. - 222 с.// Электронная библиотека ModernLib.ru. - URL:

http://modernlib.ru/books/de_sentekzyupcri_antuan/voenniy_letchik7read/ (дата

обращения: 10.09.2014).

93. Сергей Николаевич Булгаков. [Афоризмы] // Афоризмы. Золотой фонд мудрости / сост.О. М. Ермишин. - М., 2006. - С. 1527.

94. Согомонов А. Ю. Парадоксы вывихнутого времени, или как возникло социальное / А. Ю. Согомонов, П. Ю. Уваров // Конструирование социального. Европа, V-XVI вв. - М., 2001. - С. 135-169.

95. Сознательность и стихийность //Философский энциклопедический словарь / под ред. JI. Ф. Ильичева. - М.,1983. - С. 624.

96. Соловьев Э. Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры)/Э. Соловьев. - М.: Политиздат, 1991. - 432 с.

97. Соловьев Э. Экзистенциализм (историко-критический очерк) [Электронный ресурс] //Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры / Э.Соловьев. - М., 1991. - С. 286-345// Скепсис: науч.-просветительский журнал. - URL: http://scepsis.net/library/id_2660.html (дата обращения: 21.09.2014).

98. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: в 2 т. / Б. Спиноза; пер. с лат. Н. А. Иванцова; общ. Ред. и вступ. ст. В. В. Соколова. - М., 1957. - Т.1. -С. 359-619.

99. Сычев А. А. Природа смеха или Философия комического / А. А. Сычев; неуч. Ред. Р. И. Александрова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003.-176 с.

100. Терещенко Н. А. Социальная философия после «смерти социального» / Н. А. Терещенко. - Казань: Казан, ун-т, 2011. - 368 с.

101. Трубников Н. Н. О категориях «Цель», «Средство», «Результат» / Н. Н. Трубников. -М.: Высшая школа, 1968. - 146 с.

102. Турен А. Возвращение человека действующего: очерк социологии / А. Турен; пер. с фр. Е. А. Самарской. - М.: Науч. мир, 1998. - 204 с.

103. Уотс А. Книга о табу на знание о том, кто ты [Электронный ресурс] / А. Уотс; пер. А. Мищенко [Watts А.

TheBookOntheTabooAgainstKnowingWhoYouAre. - N. Y.: VintageBooks, 1966]// Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев). - URL: http://psylib.org.ua/books/uotts02/txt03.htm (дата обращения: 10.03.2014).

104. ФинкЭ. Бытийный смысл и строй человеческой игры / Э. Финк // Проблемы человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М., 1988. - С. 357-402.

105. ФранкС. JI. Духовные основы общества: введение в социальную философию [Электронный ресурс] / С.Л.Франк. - Нью-Йорк: Посев, 1988. -318 с. // Электронная библиотека RoyalLib.ru. - URL: http ,7/го yallib.ru/book/frank_semen/s_l_frank_duhovnie_osnovi_obshchestva_vvedenic _v_sotsialnuyu_filosofiyu.html (дата обращения: 20.09.2014).

106. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990.-372 с.

107. Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс] / Э. Фромм. -[2-е изд.]. - М.: Акад. проект, 2008. - 254 с. -URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/frommO2.txt (дата обращения: 24.09.2014).

108. Фуко М. Герменевтика субъекта: курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году / М. Фуко; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб.: Наука, 2007. - 677 с.

109. Фуре В. Н.Социальная философия в непопулярном изложении / В. Н. Фуре. - Вильнюс: ЕГУ, 2006. - 183 с.

110. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М.: AdMarginem, 1997. -452 с.

111. Хемингуэй Э. Прощай, оружие [Электронный ресурс] / Э. Хемингуэй. - URL: http://royallib.ru/book/heminguey_ernest/proshchay_orugie_.html (дата обращения: 23.09.2014).

112. ХеслеВ. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности [Электронный ресурс] / В. Хесле // Вопросы философии. - 1994. - №10. - С. 112123. -URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000647/ (дата обращения: 30.09.2014).

113. Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики: пер. с нем. / Б. Хюбнер. - Минск: Пропилеи, 2000. - 152 с.

114. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство [Электронный ресурс] / Г. Чхартишвили. - 2-е изд., испр. - М.: Захаров, 2007. - 463 с. // Электронная библиотека RoyalLib.ru. - URL: http://royallib.rU/read/chhartishvili_grigoriy/pisatel_i_samoubiystvo.html#20480 (дата обращения: 14.06.2014).

115. Шкловский В. Энергия заблуждения // Избранное: в 2 т. / В. Шкловский. - М.: Худож. лит., 1983. - Т. 2. - С. 334-360.

116. Эйнштейн А. [Высказывания] [Электронный ресурс] / А.Эйнштейн // Высказывания великих ученых //Официальный сайт Ин-та химии и технологии редких элементов и минерального сырья имени И. В. Тананаева Кольского науч. центра РАН). - URL: http://chemy.ksc.ru/vyskazyvaniya-o-nauke (дата обращения 20.09.2014).

117. Энгельс Ф. Вере Ивановне Засулич в Женеву (23 апр. 1885 г.) / Ф. Энгельс // Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс: в 50 т.- 2-е изд. - М., 1974. -Т. 36. - С. 259-264.

118. Энгельс Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. - Л.: Главполитиздат, 1953.-328 с.

119. Эпштейн М.Н. Потенциация / Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна // Проективный философский словарь: новые термины и понятия [Электронный ресурс: выдержки]. - СПб.: Алетейя, 2003. - 512 с. // Русский журнал. - URL: http://old.russ.ru/antolog/intelnet/fs_potentiation.html (дата обращения: 14.09.2014).

120. Эрнст Ю. В стальных грозах [Электронный ресурс] / Ю. Эрнст; пер. с нем. Н. О. Гучинской, В. Г. Ноткиной. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 330 с.// Электронная библиотека ModernLib.ru. - URL: http:// modernlib.ru/books/yunger_ernst/v_stalnih_grozah/read/ (дата обращения: 21.09.2014).

121. ЯсавеевИ. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. - Казань:,Изд-во Казан.ун-та, 2004. -200 с.

122. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991.-527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.