Осетинское городское население в условиях пореформенной модернизации: Вторая половина XIX-начало XX в.в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Дзалаева, Камила Руслановна

  • Дзалаева, Камила Руслановна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2005, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 180
Дзалаева, Камила Руслановна. Осетинское городское население в условиях пореформенной модернизации: Вторая половина XIX-начало XX в.в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2005. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Дзалаева, Камила Руслановна

Введение.

Глава 1. История создания Владикавказа и формирование осетинской городской общины.

1.1 .Возникновение крепости - города.

1.2. Миграция осетинского крестьянского населения во Владикавказ.^

Глава 2. Адаптация осетин к городской экономике и городскому образу жизни.

2.1. Экономическое развитие Владикавказа и место осетин в системе городского хозяйства.

2.2.0сетинская семья и городская повседневность.

Глава 3. Интеграция осетинского населения в городское социокультурное пространство.

3.1.Развитие народного образования и формирование осетинской интеллигенции.

3.2.Участие осетин в деятельности городских культурно -просветительских обществ.

3.3.Конфессиональная культура городских осетин.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Осетинское городское население в условиях пореформенной модернизации: Вторая половина XIX-начало XX в.в.»

Актуальность темы исследования

В число важнейших тенденций развития современного общества, значимость которых трудно переоценить, входит урбанизация, представляющая собой проекцию всемирно-исторического процесса воспроизводства всей жизни общества.

Процессы урбанизации и интегрирующие эти процессы города в наибольшей степени определяют уровневые характеристики и общий социокультурный потенциал общества.

Город является самой динамичной социально — территориальной системой. Быстрое прогрессивное развитие городов привело к их превращению в действенный фактор, обеспечивающий преобразовательные изменения и содержательные характеристики развития общества. Противоречивые и неоднозначные по своей природе процессы урбанизации делают город важным объектом научного анализа.

Интересным, в этом смысле, представляется город Владикавказ, возникновение им которого сыграло определяющую роль в дальнейшем развитии всего осетинского народа, а также оказало немаловажное влияние и на историю соседних народов. Значимость Владикавказа обусловлена стратегически важным географическим расположением и его существенной ролью в развитии российско-осетинских отношений.

Становление и развитие Владикавказа по времени совпало с периодом пореформенной модернизации Осетии. Город выступил фактором форсированных преобразований в ее экономическом и социокультурном развитии. Именно через город проникали элементы общерусской политической, социоэкономической и бытовой культуры.

Процесс модернизации проходил одновременно с урбанизационным процессом, частью которого было формирование осетинского городского населения. Адаптация осетин к неизвестным ранее возможностям развития экономической, социальной и культурной жизни сопровождалась трансформацией традиционной культуры. Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью концептуального осмысления истории трансформирующихся обществ.

Поставленная проблема важна и в политическом плане, в контексте территориальных притязаний на город Владикавказ со стороны экстремистских сил, инициирующих появление «научных» изысканий по истории города.

Объектом исследования является осетинское городское население в эпоху пореформенной модернизации Осетии, предметом исследования — адаптация осетин к городской экономике и социально-культурной среде.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX до начала XX вв., характеризующийся модернизационными реформами, разрушением старых общественных устоев, результатом которых стала трансформация традиционного осетинского общества, его включение в общероссийское экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Методологической основой данного диссертационного исследования послужили достижения современной исторической науки, в частности, теории модернизации и урбанизации, синтез которых позволяет осуществить анализ историко-культурного процесса, сопровождающего адаптацию городского сообщества в условиях трансформации традиционной культуры.

В процессе исследования применялся принцип историзма, позволяющий составить картину жизненного пространства в городе, а также историко-сравнительный анализ с целью выявления трансформации традиционной культуры и появления инноваций.

Источниковой базой исследования являются архивные документы, периодическая печать, опубликованные источники и публицистика.

Архивный материал, характеризующий жизнедеятельность городских осетин, был отобран в различных фондах ЦГА РСО-А. Большую ценность имеет официальная делопроизводственная документация — протоколы заседаний и постановлений Владикавказской городской Думы, циркуляры и указы по административным и хозяйственным вопросам, рапорты Ремесленной управы и ремесленного головы (ф.11. «Терское областное правление. Канцелярия общего присутствия», ф.12. «Канцелярия начальника Терской области», ф.212. «Владикавказская мещанская управа»). Участие осетин в развитии городской культурной жизни выявляется по делопроизводственной документации различных культурно-просветительских и благотворительных обществ, сословных клубов. Уставы, протоколы заседаний и отчеты этих обществ содержат многочисленные сведения о роли осетин в создании театральных, драматических, издательских, благотворительных, музыкальных и других обществ (ф.199. «Терское областное присутствие по обществам и союзам»). Конфессиональную культуру осетин характеризуют ежегодные отчеты Владикавказской епархии, рапорты Благочинного церквей 1 округа, отчеты настоятелей Осетинской церкви и др. (ф. 143. «Владикавказская духовная консистория» и ф.286. « Владикавказская классическая мужская гимназия»).

Основой для изучения осетинской владикавказской семьи стал анализ посемейных списков (Ф. 12. «Канцелярия начальника Терской области»).

Определенный интерес представляют списки осетин-гласных, Городской Думы, списки осетин, имевших избирательное право, списки осетин-врачей и др. (Ф. 17. «Терское городское присутствие»).

В отделе рукописных фондов СОИГСИ сохранились документы по истории и культуре Владикавказа, среди них - воспоминания старожилов (ф. 5), материалы начальника Владикавказского округа (ф.1), исторические справки и фотоматериал с видами города (ф. 5), записки путешественников (ф. 4. On. 1).

Следующую группу источников составляют опубликованные материалы - сборник документов и материалов "История Владикавказа" (1781-1990 годы), в котором собраны правительственные указы, рапорты

Владикавказского городского общественного управления начальнику Терской области, отчеты Владикавказского полицмейстера, переписка должностных лиц, дневниковые записи современников, статистические <4 отчеты и др.1. Также в работе использованы и сборники документов:

Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX века)", Орджоникидзе, 1967; "Городу Орджоникидзе - 200 лет". Орджоникидзе. Ир. 1985; Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе. 1962. В них содержатся сведения по истории и культуре городских осетин.

Важным источником стали материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., содержащие разнообразные сведения о формировании населения, его сословно-классовом и этническом составе, хозяйственных занятиях разных этнических групп и др.2

Существенный источниковедческий потенциал имеют дореволюционные газеты: "Терские ведомости", "Казбек", "Кавказ", "Новое обозрение", "Приазовский край" и другие.

В качестве источника в работе используется публицистический материал, представленный путевыми заметками писателей, путешественников, общественных деятелей, посетивших город в разное время. Географическое положение Владикавказа сделало его объектом внимания многих путешествующих из России в Закавказье. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.П. Чехов, JT.H. Толстой, М. А. Горький, И. Чавчавадзе, Г.И. Успенский и другие оставили свои впечатления о внешнем виде, благоустройстве, примечательных особенностях городского быта3.

В дневниковых записях ученых и путешественников Штедера, Г.Ю. Клапрота, И. Бларамберга, Н. Нефедьева, Н.И. Пирогова, Е. Вердеревского, П. Зубова, К. Гамсуна и других содержатся интересные сведения по истории и культуре города, отражающие культурное развитие Владикавказа 4.

Степень изученности проблемы. Городская сообщность осетин Владикавказа долгое время не являлась предметом тщательного научного исследования. Недостаточно изученным оказался процесс преобразования традиционных общественных устоев владикавказцев в условиях урбанизации и модернизации. До сих пор изучению подвергались лишь некоторые аспекты указанного процесса, затрагиваемые в работах историков, краеведов, экономистов.

П.Г.Бутков, В.А.Потто, К.А.Каменский связывали появление Владикавказской крепости с установлением русско-осетинских отношений и описывали историю ее строительства, реконструкции и развития 5. В статьях К. А. Каменского описывается история основания крепости, рассматривается столкновение русских частей с шейхом Мансуром, после которого на несколько лет была прервана жизнедеятельность крепости. Каменский обращает внимание на полиэтничность населения крепости, указывая среди ее жителей осетин, армян, грузин, терских казаков и караногайцев. Автор приводит сведения о земельных наделах горожан, о доходах и расходах города, о фабриках, заводах, торговых заведениях и ставит вопрос о необходимости основания во Владикавказе высшего учебного заведения. П.Ницик и А.Г.Ардасенов рассматривают историю крепости, ее преобразование в город, отмечают быстрые темпы экономического и социально-культурного развития, рост численности населения б. П.Ницик писал, о важном стратегическом значении Владикавказской крепости, перечисляя военные укрепления, войсковые соединения. Автор приводит сведения об экономической и общественной жизни крепости, о строительстве в ней церквей. Формирование городского населения в ходе миграционного движения на Кавказ из внутренних губерний России исследовал А. Долгушин. Он зафиксировал миграционные потоки русских, казаков и немцев-колонистов 1.

В работе Д.В. Раковича "Прошлое Владикавказа" рассматривается история основания крепости он рассматривает, отмечается влияние

Кавказской войны на ее жизнь. Автор описывает формирование Владикавказского гарнизонного батальона и крепостные укрепления 8. В "Очерках Кавказа" Е. Маркова содержатся сведения о хозяйственных занятиях горожан, о наличии ремесленных кварталов 9.

Первый исторический очерк по Владикавказу был издан в 1947 г. известным ученым Л.П. Семеновым, описавшим историю основания и перестройки крепости, ее преобразование в город, развитие Владикавказа в пореформенное время.

История основания Владикавказской крепости в контексте установления русско-осетинских отношений освещается в монографиях М.М.Блиева и отражена в составленном им сборнике документов «Русско-осетинские отношения в XVIII веке» 10.

В 1957 г. был издан краткий исторический очерк "Город Орджоникидзе", в который вошла указанная работа Л.П.Семенова и история Владикавказа советского времени, написанная А.А. Тедтоевым. В этой работе Л.П. Семенов внес некоторые уточнения по поводу перестройки крепости. В 1972 г. очерк был еще раз переиздан, но уже в соавторстве с известным историком-краеведом Г.И. Кусовым, который дополнил его материалами по культуре города 11.

Большой вклад в изучение истории города, его экономического развития в период капитализма, роли Владикавказа в установлении хозяйственных и культурных связей Осетии с Россией, влияния российской культуры на формирование городской среды, на быт горского осетинского населения внесла В.И. Ларина ,2.

Владикавказской крепости посвящена статья Ф.Х.Гутнова "Владикавказ". Анализ археологических материалов и средневековых источников позволил автору говорить о раннем оседании алан на Тереке у входа в Дарьяльское ущелье, об исключительно важном значении этого прохода в установлении контактов с Россией и Закавказьем, что и обусловило выбор местности для строительства крепости в ходе русскоосетинских переговоров. Ф.Х.Гутнов рассматривает историю крепости и в контексте внешнеполитических событий, вызвавших ее преобразование. Автор акцентирует внимание на появление первых поколений осетинской интеллигенции, на преобразовании крепости в город, а осетинского форштадта — в слободку 13. Большой интерес для настоящего исследования представляет статья Р.С.Бзарова «Владикавказский аул». Подробный анализ архивных источников позволил автору воссоздать историю аула, изучить социальный и конфессиональный состав его населения, хозяйство, преобразование аула в город. Особого внимания заслуживают выводы автора о том, что владикавказские осетины преодолели ущельные и сословные различия, избавились от экономической зависимости, раньше других осетин приобщились к товарно-денежным отношениям, к христианской культуре. Хронологически исследование доведено до преобразования Владикавказской крепости в город (1861 г.), после чего указанные процессы получили дальнейшее, более интенсивное развитие 14. Большим вкладом в изучение истории владикавказских осетин стали краеведческие изыскания Г.И.Кусова, особенно монография «Встречи со старым Владикавказом» 15. Биографии отдельных лиц, история архитектурных сооружений, жилых домов, семейных реликвий и др. позволили автору реконструировать повседневность города и горожан.

В монографических исследованиях, посвященных различным проблемам истории Осетии, в той или иной связи затрагиваются вопросы, связанные с историей и культурой Владикавказа. М.С. Тотоев, рассматривая развитие культуры и общественной мысли, русско-осетинские культурные связи, большое внимание уделяет Владикавказу, выявляя его роль в распространении русской культуры в Осетии 16. В "Исторических этюдах" Б.П. Берозова описывается история преобразования Владикавказской крепости в город ,7. Владикавказ был центром развития осетинской культуры, поэтому стал предметом особого внимания в исследованиях А.А.Магометова, Ю.В. Хоруева по развитию местной периодической печати,

А.А. Хадарцевой - по истории осетинской драмы и др. ,8.

В монографии З.В.Кануковой «Старый Владикавказ», посвященной историко - этнологическому исследованию Владикавказа, изучается история основания города и формирования его населения, хозяйство и его этническая специфика, социокультурное развитие и досуг горожан, особенности конфессиональной жизни и праздничной культуры 19.

В указанных работах, безусловно, содержится материал о городских осетинах, но он не дает целостного представления об осетинском городском социуме и об осетинском варианте городской культуры.

Таким образом, рассматриваемая в данной диссертационной работе проблема до сих пор является недостаточно изученной и разработанной, а указанные исследования лишь косвенно касаются интересующих нас аспектов пореформенной модернизации Осетии.

Цели и задачи исследования.

Целью данной работы является комплексное исследование процесса трансформации материальных, социальных и культурных форм жизнедеятельности городских осетин в период пореформенной модернизации.

Поставленная цель предполагает определение и решение следующих задач:

- изучение возникновения города Владикавказ и формирование осетинского городского сообщества в ходе миграции осетинского крестьянства;

- исследование процесса адаптации осетин к экономическим условиям, определение специфических особенностей образа жизни и повседневности города;

- выявление механизмов интеграции осетинского населения в городскую светскую и конфессиональную культуру.

Научная новизна исследования. В - работе над данным диссертационным исследованием осуществляется попытка комплексного изучения процесса трансформации материальных и социальных форм жизнеустройства осетин в эпоху пореформенной модернизации в условиях городской среды. Впервые рассматриваются механизмы адаптации и интеграции осетин в городское экономическое и социокультурное пространство.

Теоретическая значимость ряда выводов и тезисных положений диссертационного исследования обусловлена возможностью более подробного изучения истории Владикавказа и его населения, развития осуществляемой в нем экономической и социально — культурной деятельности, формирования городского образа жизни, а также вопросов, связанных с процессами адаптации сельских мигрантов к городской среде, обретающей специфические особенности в условиях пореформенной модернизации.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в разработке и реализации эффективных социально — экономических и социально — культурных реформ в условиях непрекращающегося роста городов, повышения роли урбанизации в жизни современного общества, способствовать облегчению процесса адаптации горожан к различным изменениям, связанным с трансформацией условий жизни городской среды в период реформирования. Материалы исследования могут быть применены в учебном процессе.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертации опубликованы в научных статьях. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на совместном заседании кафедр истории и этнокультурологии Центра социально-гуманитарного образования СевероОсетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова.

Структура диссертационного исследования представлена введением, тремя главами, содержащими семь параграфов, заключением, примечаниями и библиографическим списком.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Дзалаева, Камила Руслановна

Заключение

Территория, занимаемая Северной Осетией, всегда представляла большой интерес для России, а появление здесь крепости как символа российской власти имело огромное военно-стратегическое и экономическое значение. Судьбоносным в истории российско-осетинских отношений стало подписание Кучук-Кайнарджийского договора в 1774 году, итогами которого являлись признание подданства Кабарды и начало переговорного процесса по вопросу присоединения Осетии к России. В ходе переговоров обсуждалась и необходимость возведения в Осетии российской крепости. В ходе различных дискуссий в качестве наиболее оптимального места расположения крепости был выбран вход в Дарьяльское ущелье. Это решение, подтвержденное Указом Екатерины II, было обосновано обеспечить безопасность дороги через Главный Кавказский хребет. Так, 12 марта 1784 года на правом берегу реки Терек было заложено укрепление, названное Владикавказом. Однако, в ходе русско-турецкой войны, вызванной недовольством Турции успехами России на Кавказе, крепость Владикавказ, также как и другие российские укрепления, была снесена. И только лишь после окончания войны и подписания в 1791 году Ясского договора крепость была восстановлена близ осетинского аула Дзауджикау.

Активно развиваясь, к 50-м годам XIX века Владикавказская крепость приобрела совокупность черт, свойственных городской среде: расширение границ, увеличение численности населения, развитие торговли, промышленности и бытовой культуры ее обитателей. Выгода преобразования крепости в город была очевидной, и 31 марта 1860 года Император Александр II подписал Указ Правительствующего Сената о преобразовании Владикавказской крепости в город Владикавказ.

Формирование населения Владикавказа проходило в условиях пореформенной модернизации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности общества. С самого начала процесса градообразования Владикавказ формировался как многонациональный социум. Он был своеобразным миграционным ареалом для представителей многих российских губерний, ряда европейских этносов, народов Закавказья и Ближнего Востока, зоной стыка русской и других этнокультурных систем, входящих в состав российского общества и сопредельных районов.

Основу осетинского городского сообщества составляли выходцы из различных осетинских обществ (кроме дигорского), жители Владикавказского аула, являющегося форнггадтом крепости. Прежде, чем селиться в новом городе, у осетин возникало немало сложностей, связанных с запретом на проживание горцев в городах и владение недвижимостью. Однако им удалось отстоять свое право на жительство в городе.

Оказавшись в городской среде, со свойственными ей особенностями жизненного пространства, социально — экономической структуры и образа жизни, мигранты - крестьяне стремились приспособиться к новым условиям и возможностям и занять собственное место в системе городских социальных, экономических, культурных отношений. Важнейшим этапом, в этом смысле, была их хозяйственно — культурная адаптация.

Одним из факторов новой среды, с которым осетинскому населению приходилось мириться - специализация трудовой деятельности между этническими ремесленными нишами в городской экономике. К тому моменту, когда осетины стали селиться в городе, все ремесленные ниши были заняты представителями других этносов: русскими, армянами, греками, немцами, поляками, персами, дагестанцами и др. Включенность в городскую экономику означала для осетин сохранение основных традиционных хозяйственных занятий (огородничество, садоводство, пчеловодство и т.д.) и приобщение к новым, связанным с торговлей, бытовым обслуживанием, городским транспортом, промышленностью и др. Втягивание в рыночные отношения способствовало трансформации культуры жизнеобеспечения, сближению с городским образом жизни.

Став городскими жителями, осетины были вынуждены адаптироваться не только к экономическим, но и к социально-бытовым условиям Владикавказа. Адаптация осетин к городской среде, городскому образу жизни повлекла за собой изменения в традиционной семейной организации, занимающей особое место в иерархии общественных отношений осетин. Во второй половине XIX - начале XX вв. наблюдался активный процесс распада традиционной большой семьи и ее трансформация в неразделенную семью как некоторую промежуточную паллиативную форму, основой которой была общность хозяйства, меньшая численность, а затем и распространение нуклеарного типа семьи. Появились изменения в семейном быту. В условиях города стали возможны межсословные и межэтнические браки, совместное проживание родственников по мужской и женской линии, что было недопустимо в горной Осетии.

В период пореформенной модернизации Осетии функционирование института семьи протекало при непосредственной включенности последней в структуры городской повседневности, характеризующие, прежде всего, культуру жизнеобеспечения. Соотношение традиционности, европеизации и урбанизации определяло динамику развития таких структур повседневности как городские дома, одежда, пища и др., способствовало их трансформации, приобретению инновационных черт, существенно отличающих городское осетинское население от сельского.

Адаптация осетин к городской среде, городскому образу жизни была неотделима от их интеграции в социокультурное пространство Владикавказа.

Важным механизмом интеграции осетин в городскую среду являлось образование. В обогащении интеллектуального потенциала городского сообщества особое место принадлежало учебным заведениям. В городской системе образования прослеживался определенный социальный принцип: в гимназиях и прогимназиях Кавказского учебного округа учились, как правило, дети «достаточных» горожан, а уделом основной массы инородцев» и городских простолюдин были ремесленные и реальные училища, способствовавшие адаптации учащихся к городскому хозяйству. Большую заботу горожане проявляли о женском образовании. Осетинки обучались в Осетинской Ольгинской женской школе, в Епархиальном женском училище, а вначале XX века и в светских женских городских училищах.

Образование способствовало формированию осетинской интеллигенции, которая являлась проводником европейской и российской культуры, активно участвовала в культурно-просветительской деятельности города.

После обретения Владикавказом статуса города в нем заметно оживилась общественная жизнь, значительное место в которой занимали сословные клубы, благотворительные, просветительские, национально-культурные общества и комитеты, позволяющие удовлетворять культурные запросы различных социальных групп.

Социально-культурная жизнь Владикавказа отличалась насыщенностью, разнообразием форм и способов реализации духовных и эстетических потребностей горожан. Наряду с различными культурно-просветительскими обществами, она была представлена театром, музеями, библиотеками, которые кроме культурного просветительства выполняли функцию внутриэтнической коммуникации, содействовали развитию городской многонациональной культуры.

Свою историю имеет и музыкальная традиция Владикавказа, в которой определенное место занимала национальная музыка. Сфера ее бытования не ограничивалась национальной обрядовой жизнью, она переходила в национальную городскую культуру. К началу XX века относится и зарождение осетинской периодической печати. Осетинская интеллигенция издавала как газеты и журналы («Ирон газет», «Хабар», «Зонд», «Л:фсир» и др.). Издательская деятельность осетин развивалась в тесной взаимосвязи с литературным процессом. Стали издаваться различные литературные произведения и переводы осетинских авторов.

Огромную роль в процессе интеграции осетин в социокультурное пространство Владикавказа играло и конфессиональная культура. Среди владикавказских осетин были и православные, прихожане Осетинской церкви Рождества пресвятой Богородицы (1815год), Осетинской церкви Св. Георгия (1913 год), и мусульмане, прихожане суннитской мечети, и предпочитающие традиционные святилища.

Таким образом, приобщение осетин к мировым религиям, особенно к православию, способствовало распространению грамотности, развитию интеллигенции, ее культуротворческой и просветительской миссии.

Владикавказские осетины были социально и культурно доминирующей группой, содействующей модернизации многих сфер жизнедеятельности осетинского общества - экономики, социального развития, культуры, а заселение Владикавказа осетинами являлось важным этапом в истории Осетии, способствовавшим консолидации осетинской народности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Дзалаева, Камила Руслановна, 2005 год

1. Архивные источники1. ЦГА РСО-А

2. Ф. 11. Терское областное правление

3. On. 1. Д. 139, 152, 154, 179, 221, 223, 261, 270, 291, 398,400, 530.1. Оп. 14. Д. 737.1. Оп. 15. Д. 232.1. Оп. 16. Д. 22.1. Оп. 17. Д. 19,98.1. Оп. 49. Д. 1.

4. Оп. 52. Д. 1119, 1094, 1125.

5. Оп. 62. Д. 201, 241, 242, 325, 604, 626, 2091, 2174.1. Оп. 65. Д. 350.1. Оп. 77. Д. 149.

6. Ф. 12. Канцелярия начальника Терской области.

7. On. 1. Д. 194, 371,382, 484, 719, 845.

8. Оп. 2. Д. 123, 163,182, 201, 204, 207, 222, 310, 374, 432, 586, 594,859, 905. Оп. 5. Д. 10, 118. Оп. 6. Д. 246, 247, 347. Оп. 7. Д. 59, 353, 360, 367,403, 468.

9. Ф. 17. Терское областное по городским делам присутствие. Оп. 1.Д. 152,843.

10. Ф. 53. Штаб войск Терской области. Оп. 1.Д. 920, 1058, 1988.

11. Ф. 123. Дирекция народных училищ Терской области. On. 1. Д. 182, 229,353, 359, 366, 1054.

12. Ф. 143. Владикавказская духовная консистория.

13. Оп. 2. Д. 34, 38,41, 103, 104, 129, 237, 243, 291, 307, 308, 489, 510, 574, 707.

14. Ф. 199. Терское областное присутствие об обществах и союзах.

15. On. 1. Д. 3, 5, 14, 16, 21-a, 27, 41, 77, 91, 96, 122, 131, 139, 152, 154, 179, 221, 223, 261, 267, 268, 270, 279, 353, 359, 366, 378,400.

16. Ф. 205. Товарищество на паях СМ. Каракозова и Б.Г. Оганова. On. 1. Д.З, 10.

17. Ф. 214. Владикавказская городская мещанская управа. Оп. 1.Д. 1,2.

18. Ф. 224. Баев Георгий Васильевич городской голова г. Владикавказа.1. On. 1.Д. 2156.111 .Ф. 286. Владикавказская классическая мужская гимназия. On. 1. Д. 28.

19. Ф. 781. Л.П. Семенов. On. 1. Д. 43,45.1. ОРФ СОИГСИ.

20. Ф. 1. История Осетии (до 1917 г.) Оп. 1.Д. 88.1.. Опубликованные источники

21. Акты, собранные Кавказскою археографическою комиссией. Под ред. А.Д. Берже. Тифлис, 1888. Т. И.

22. Бларамберг Б.И. Дневник 1811-1871 годы. Путешествие по Кавказу. Берлин: 1872.

23. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 годы. Спб., 1869. Ч. II.

24. Вердеревский Е. От Зауралья до Закавказья. М.: Б.И. 1857. 243 с.

25. Владыкин. М. Путешествие по Кавказу. В 2-х частях. М.: Б.И. 1885. Т. I.-316 с.

26. Городу Орджоникидзе 200 лет. Сборник документов и материалов. Орджоникидзе: ИР, 1985. - 286 с.

27. Горький A.M. Собр. соч. в 30 томах. Т. I. М. 1949.

28. Зубов П. Картины Кавказского края. Спб. 1834. Ч. III.

29. История Владикавказа (1781-1990 годы). Сборник документов и материалов. Владикавказ, 1991.-1013 с.

30. Кавказский календарь. Тифлис: Канцелярия Наместника Кавказского, 1852.

31. Казбеги A.M. Избранные произведения. Тбилиси: Заря Востока, 1955.442 с.

32. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии предпринятое в 18071808 годах//Известия СОНИИ. Вып. 12. Орджоникидзе, 1948.-96с.

33. Краснов А.Н. Натуралист на Кавказе. Пятигорск: Б.И. 1910-1911гт.

34. Лермонтов М.Ю. Сочинения в 6 томах. Т. 6. М.: изд-во АН СССР, 1957.-900 с.

35. Материалы по истории осетинского народа. Т. 2. Орджоникидзе: Госиздат Сев-Осет. АССР, 1942. 362 с.

36. Материалы по истории Осетии. Т. 3. Дзауджикау: Госиздат Сев-Осет. АССР, 1950.-360 с.

37. Нефедьев Н. Поездка на Кавказ и в Грузию в 1827 году. М., 1829.

38. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. Орджоникидзе: Сев-Осет. книгоиздат, 1967. 320 с.

39. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1908 год. Владикавказ: Изд-во Терского областного стат. комитета, 1909. 114 с.

40. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1909 год. Владикавказ: Изд-во Терского областного стат. комитета, 1910. 116 с.

41. Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1910 год. Владикавказ: Изд-во Терского областного стат. комитета, 1911. 114 с.

42. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Под ред. Н.А. Тройницкого. Терская область. LXVIII. Т. 68. Спб: Центр, стат. комитет, 1905.

43. Первое двадцатипятилетие в истории просвещения города Владикавказа (1836-1861 гг.). Приложение к циркуляру по Управлению Кавказским Учебным округом за 1900 год. № 1. Тифлис. Мельников-Разведенков С. 1900. -35 с.

44. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Научно-популярный сборник. Т. IV. Цхинвал: Иристон, 1987. -413 с.

45. Пирогов Н.Н. Отчет о путешествии по Кавказу. С-Пет: Б.И. 1849.-226 с.

46. Пушкин А.С. Поли. собр. соч. в 10 томах. Т. 6. М.: изд-во АН СССР, 1949.

47. Распределение населения по главным вероисповеданиям. Разработано ЦСК МВД по данным Первой Всеобщей переписи населения 1897 г. Спб. 1901.

48. Розен А.Е. Записки декабриста. Спб. 1907.

49. Русско-осетинские отношения в XVIII веке. Сборник документов: в 2-х томах. Сост. проф. М.М. Блиев. Т. II. Орджоникидзе: ИР, 1984.-456 с.

50. Сборник сведений о Терской области. Владикавказ. 1878. 1879. Вып.1.

51. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе. 1962.

52. Статьи неофициальной части 'Терских ведомостей". 1869,1870, 1874, 1875, 1880, 1883.

53. Статистические таблицы населенных мест Терской области. Т. 2. Вып. 4. Владикавказ, 1890. 100 с.

54. Толстой JI.H. Поли. собр. соч./под ред. Т. Черткова. Т. 59. М.: Гослитиздат.

55. Чавчавадзе И. Заметки проезжего. От Владикавказа до Тифлиса. //Избранные сочинения. Т. 2.Тбилиси: Заря Востока. 1957. -334 с.

56. Чехов А.П. Поли. собр. сочинений и писем. Т. 14. М.: Гослитиздат, 1949.-683 с.

57. Штедер. Дневник путешествия, которое было предпринято в 1781 году от пограничной крепости Моздок во внутренний Кавказ. Спб. и Лейпциг, 1797.

58. Янушевич Н. Военно-Осетинская дорога на Кавказе. Очерк. М.: Студенческое изд-во, 1914. 70 с.1.I. Периодическая печать31. Братский вестник. 1875.

59. Владикавказские епархиальные ведомости. 1908.

60. Владикавказский листок. 1912,1914.34. Голос Кавказа. 1906.

61. Досуг Владикавказца. Журнал Владикавказского кадетского корпуса. Владикавказ, 1912.

62. Кавказ. 1868, 1890, 1900, 1903, 1908, 1911.

63. Кавказские епархиальные ведомости, 1884.38. Казбек. 1897,1899, 1900.39. Каспий. 1908.310. Новое обозрение. 1898.

64. Отечественные записки. 1828.

65. Приазовский край. 1898, 1901.

66. Северный Кавказ. 1896, 1902.314. Терек. 1910.315. Терская жизнь. 1914.

67. Терские ведомости. 1868-1917.

68. Терский календарь 1852, 1865, 1876, 1882, 1888, 1892, 1894, 1897, 1898, 1900, 1903, 1905, 1909, 1911, 1914.318. Эхо Кавказа. 1906.1.. Полевой этнографический материал

69. Полевой этнографический материал кафедры российской истории и кавказоведения Северо-Осетинского госуниверситета им. K.JI. Хетагурова. 1990-2001 гг.

70. V. Книги, статьи, рефераты

71. Апресян ГА. Старейший театр на Кавказе. Орджоникидзе: Се-восиздат, 1939.-90 с.

72. Ардасенов А.Г Город Владикавказ //Северный Кавказ. 1885. № 95. Ардасенов А.Г (B-H-JI). Переходное состояние горцев Северного Кавказа. Тифлис: Б .И. 1896. 44 с.

73. Ардасенов Н. Доходные дома. По улицам старого Владикавказа //Северная Осетия. 1998, 24 апреля.

74. Ардасенов X. Очерк развития осетинской литературы. Орджоникидзе: Севосиздат, 1959. 282 с.

75. Бахрушин СВ. Бахтинология. Исследования. Переводы. Публикации. Спб.: Наука, 1995. 370 с.

76. Берозов Б.П. Исторические этюды (из истории возникновения осетинских сел и казачьих станиц). Владикавказ: изд-во СОГУ, 1992.-83 с.

77. Берозов Б.П. Переселение осетин с гор на плоскость (XVII-XX вв.). Орджоникидзе: PIP, 1980. 240 с.

78. Бзаров Р.С. Владикавказский аул //Литературная Осетия. 1984. №63.

79. Блиев М.М. Осетия в первой трети XIX века. Орджоникидзе: Севосгиз, 1964.- 171 с.

80. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения (40-е годы XVIII -30-е годы XIX века). Орджоникидзе: ИР, 1970. 380 с.

81. Блиев М.М. Осетия, Кавказ: история и современность. Сборник научных трудов. Владикавказ: СОГУ, 1999. 332 с.

82. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX века. Владикавказ: ИР, 2000. 351 с.

83. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986.257 с.

84. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное.М.: Прогресс, 1986. 623 с.

85. Вандервельд Э. Притягательная сила городов. Спб.: Знание, 1901.-61 с.

86. Вебер А. Рост городов в 19 столетии. Спб.: Изд-во Кустова, 1903.-464 с.

87. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 702 с.

88. Владикавказ. Дзауджикау. Краткий историко-краеведческий справочник. Владикавказ. 1999. 224 с.

89. Владикавказская крепость. Исторические памятники Северной Осетии. Орджоникидзе: Севосгиз, 1959. 60 с.

90. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVTII -начале XX в. М.: Наука, 1974. 275 с.

91. Гатагова JI.C. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX веке. М.: "АИРО XX", 1994. - 143 с.

92. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.Пятигорск, 1992. 192 с.

93. Город Владикавказ. Б. м и Г. 43 с.

94. Город у синих гор. Указатель литературы. Орджоникидзе: Б.И. 1972.-67с.

95. Городская культура: средневековье и начало нового времени. JL: Наука, 1986.-279 с.

96. Гриценко Н.П. Города Северо-Восточного Кавказа и производительные силы края. (V середина XIX века). Ростов: изд-во РГУ, 1984.-160 с.

97. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.350 с.

98. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. 367 с.

99. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.:1. Искусство, 1981. 360 с.

100. Гутнов Ф.Х. Владикавказ. //Дарьял. Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Владикавказ. 1991. № 1.

101. Данилов А.Г Интеллигенция юга России на рубеже XIX XX вв: штрихи к портрету //Интеллигенция России в истории Северного Кавказа. Материалы межрегиональной научной конференции (октябрь, 1999 г.). Ставрополь: изд-во СГУ, 2000. - 324 с.

102. Деятели русской культуры во Владикавказе. Сост. Л.Т. Хмелева. М., 1995.-39 с.

103. Долгушин А.О. О переселении в Терскую область из внутренних губерний России. Владикавказ: Терский областной статистический комитет, 1907. 73 с.

104. Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. М.: Наука, 1966.-371 с.

105. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI начало XX в.). Историко-этнографические очерки. М.: изд-во МГУ, 1974. - 423 с.

106. Заседателева Л.Б. Восточные славяне на Северном Кавказе (в середине XVI начале XX века). /Динамика этнокультурных процессов. Диссертация д.и.н. в форме научного доклада. М., 1996.

107. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России. 1900-1917. М.: Наука, 1976.

108. Кабузанов В.М. Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав. М.: Наука, 1990. 256 с.

109. Каганов Г.З. Обыватели градские: о судьбе населения исторических городов России. //Человек. 1992. № 4.

110. Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографические исследования. М.: Наука, 1971.-357 с.

111. Каменский К.А. Начало Владикавказа. //ТВ. 1911. № 71.

112. Канукова З.В. Религиозная община в иноконфессиональном окружении //Национальные отношения и межнациональные конфликты. Владикавказ: изд-во СОГУ, 1997. С. 141-146.

113. Канукова З.В. Межэтническое взаимодействие в этноконтакт-ной среде "старого" Владикавказа. //Вестник СОГУ. Владикавказ: изд-во СОГУ, 1998. № 1.-С. 129-141

114. Канукова З.В. Этнография осетинского пореформенного села. Владикавказ: изд-во СОГУ, 1992. 115 с.

115. Канукова З.В. Праздничные традиции в городской культуре Северного Кавказа (начало XX века). //Традиции и обычаи народов России. Т. I. С-Петербург, 2000. С. 155-158.

116. Канукова З.В. К проблеме этнокультурного развития российских немцев в Северной Осетии. //Вопросы политологии, истории и социологии. Владикавказ: изд-во СОГУ, 1999. Вып. I. С.194.2133.

117. Канукова З.В. Пасхальные торжества в старом Владикавказе. / /История и философия культуры: актуальные проблемы. Владикавказ: изд-во СОГУ, 1999. Вып. IV. С. 73-89.

118. Канукова З.В., Хубулова С.А. Дорога к Храму (из истории конфессиональной жизни Владикавказа во второй половине XIX -начале XX вв.). Владикавказ: изд-во СОГУ, 2000. 120 с.

119. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. Владикавказ: изд-во СОГУ, 2001. 362 с.

120. Карнаева Т., Литвиненко М. Северо-Осетинский драматический театр. Очерк истории. Орджоникидзе: Книгоиздат, 1960. 218 с.

121. Киняпина Н.С., Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России. М.: изд-во МГУ 1984. 328 с.

122. Ключевский В.О. Курс русской истории. Сочинения в девяти томах. Т. I. М.: Мысль. 1987. 430 с.

123. Ковалевский П.И. Народы Кавказа. Т. I. Спб., 1914. 343 с.

124. Корнилин. История сектанства во Владикавказской епархии. / /ВЕВ. 1906. №5.

125. Короткова З.М. Богородичные праздники. М.: Политиздат, 1978. -72с.

126. Кошман Л.В. Социокультурный облик города и деревни. //История России в XIX начале XX веков. Учебник для исторических факультетов университетов. М.: Зерцало, 1998. - С. 694-713.

127. Кошман Л.В. Город в общественно-культурной жизни. //Очерки истории русской культуры XIX века. Т. I. М., 1998.

128. Кошман Л.В. Русский город в XIX веке: социокультурный аспект исследования. Автореферат докторской диссертации. М., 2001.44 с.

129. Круглый год: Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.495 с.

130. Культура и искусство средневекового города. М.: Наука, 1984. 145с.

131. Культурные взаимодействия в условиях контактных зон: Тезисы конференции молодых ученых Санкт-Петербурга и СНГ. Спб.: ИИМКРАН, 1997.-82 с.

132. Куприянов А.И. Русский город в первой половине XIX века: общественный быт и культура горожан Западной Сибири. М.: АИРО-ХХ век, 1998. 160 с.

133. Куприянова Л.В. Города Северного Кавказа во 2-й половине XIX века. М.: Наука, 1981.-231 с.

134. Кусов Г.И. Встречи со старым Владикавказом. Владикавказ: Алания, 1998.-326 с.

135. Ларина В.И. Социально-экономическое развитие города Владикавказа во 2-й половине XIX века и его влияние на окружающее горское население. //Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XXI. Вып. I. Орджоникидзе, 1958.

136. Ларина В.И. Очерк истории городов Северной Осетии. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1960. -217 с.

137. Ларина В.И. Орджоникидзе. 200-летию основания города Орджоникидзе. Орджоникидзе: ИР, 1984. 70 с.

138. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. //Новый мир. 1994. №8.

139. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. -391 с.

140. Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVTII веке. М.: Наука, 1966. 322 с.

141. Марков Е. Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. Изд-ние 3-е. Спб.-М., Вольф, 1913. 591 с.

142. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч. III. Владикавказ. 1992. -714 с.

143. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М.: Прогресс, 1993. 316 с.

144. Миронов Б.Н. Русский город в 1740-1860-е годы: демографическое, социально-экономическое развитие. Спб.: Наука, 1990. 271 с.

145. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. I. Спб.: Наука, 1999. -548 с.

146. Михайловский А.Г Реформа городского управления в России. М., 1908.5580. Нардова В.А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX -начале XX в. Спб., 1994.

147. Немиров О.В. В город пришел праздник. Л., 1973.

148. Ницик П. По поводу столетия Владикавказа. //ТВ. 1885. № 19.

149. Осетия в русской литературе. Орджоникидзе: Книгоиздат, 1963. -160 с.

150. Очерки русской культуры XIX века. Т. I. М.: Наука, 1998. -516 с.

151. Петрушанский М., Метревели О. Шолом, Владикавказ. Владикавказ: Алания, 2000.

152. Плышевский В.В Город Орджоникидзе. А каким он был раньше. //Молодой коммунист. 1960, 30 марта.

153. Плышевский В.В. Владикавказская городская Дума. //Социалистическая Осетия. 1961, 10 февраля.

154. Плышевский В.В. Город Орджоникидзе прежде и теперь. Учреждения культуры. //Социалистическая Осетия. 1961,2 февраля.

155. Плышевский В.В. Учреждение для детей. //Социалистическая Осетия. 1960, 25 ноября.

156. Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты). //Отечественная история. 2000. № 3. С. 125.

157. Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. М.: РОССПЭН, 1999.

158. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский. (18211890). Киев, Б.И. 1902. 79 с.

159. Потто В.А. Два века терского казачества. Очерк. (1577-1801). Т. II. Владикавказ: Б.И. 1912.

160. Православный храм и православное богослужение. М.: Б.И. 1930.-74 с.

161. Пушкарева Н. "Обморок лягушки" и "бараний окорок". История женской одежды за десять веков. //Родина. Российский исторический журнал. 1995. № 10.

162. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: горожане, их общественный и домашний быт. М.: Наука, 1978.-328 с.

163. Развлекательная культура России в XVIII XIX веках. Очерк истории и теории. Спб.: Д. Буланин, 2000. - 216 с.

164. Ракович Д.В. Прошлое Владикавказа. Краткая историческая справка. Владикавказ. 1911. -44 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.