Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Ничипуренко, Ирина Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ничипуренко, Ирина Михайловна
Введение.
Глава 1. Социально-культурные факторы реформирования образовательных и воспитательных систем.
1.1. Состояние и тенденции развития системы образования
1.2. Социально-культурные проблемы как основа функциональной и содержательной корректировки образовательно-воспитательных систем.
1.3. Принципы оптимизации культурно-образовательного процесса.
Глава 2. Условия оптимизации культурно-образовательного пространства.
2.1. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система.
2.2. Культурно-образовательный комплекс как форма оптимизации образовательного пространства.
2.3. Программа деятельности культурно-образовательного комплекса.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Оптимизация культурно-образовательной среды в условиях малого города2002 год, кандидат педагогических наук Фридман, Евгений Михайлович
Реализация педагогического потенциала культурно-образовательной среды в условиях села2005 год, кандидат педагогических наук Саубанова, Раушания Киямутдиновна
Социально-культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система профилактики и коррекции девиантного поведения подростков2011 год, кандидат педагогических наук Шамсутдинова, Дарина Венировна
Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи2006 год, кандидат педагогических наук Ахмадиева, Роза Шайхайдаровна
Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности2002 год, доктор педагогических наук Шамсутдинова, Дильбар Валиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия оптимизации культурно-образовательного пространства»
Слово "образование" было ключевым для любого периода истории человечества. Оно указывало на механизм и одновременно среду, которые "ответственны" за становление, взращивание и самопорождение личности, развитие человека и человечества в их единении1. Именно это имел в виду Гегель, когда определял образованность как "то, благодаря чему индивид обладает значимостью и действительностью", когда писал, что индивидуальность "насколько она образованна, настолько она действительна и располагает силой"2.
В последнее время особую актуальность получают проблемы реформирования системы образования, корректировки его методологической составляющей и поиска эффективных образовательных технологий, регионализации образовательных моделей на основе учета территориальной и этнокультурной специфики. Это обусловлено несколькими обстоятельствами:
1. Образование в последнее время начинает рассматриваться как стратегически важная сфера жизни общества. И это вполне закономерно, ибо "могущество любой страны может произрастать прежде всего системой образования"3. Являясь фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав, образование признается как важнейший фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, гаранта ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. Качественное образование способствует развитию демократии и общественной солидарности - за счет того, что оно формирует отношения терпимости и милосердия, воспитывает хорошо осведомленных граждан, которыми нелегко манипулировать с помощь демагогии и лозунгов4.
1 Задорожнюк И. Философия образования сегодня. // Высшее образование в России. -1997, №2. -с. 150-155.
2 Гегель. T. IV. М., 1959. С.263
3 Философия образования. - М., 1996. -С.З
4 Нейл Смелзер. Социология. М., 1994.
Значимость образования существенно возрастает в контексте тех цивилизационных изменений (общесоциальных, культурных), которые переживает современный мир. На международной конференции (Париж, 1988г), участниками которой были более 70 лауреатов Нобелевской премии, отмечалось, что образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств и способствовать развитию всех видов творческой деятельности!. В развитых странах мира национальная система образования рассматривается, во-первых, как важнейшая составляющая, предопределяющая процветание, безопасность и будущее страны, как стратегически важная сфера общественного бытия, как главный фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. Во-вторых, образование есть фундаментальное условие осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав. В силу этого образование должно иметь абсолютный приоритет в бюджетах всех государств2.
2. Актуальность темы обусловлена объективной • потребностью реформирования образовательных систем в условиях децентрализации государственного управления и возрастающей роли регионов во всех сферах экономической, политической и культурной жизни, общей переориентацией образования в условиях становления рыночных отношений.
3. Необходимость корректировки образовательной философии и практики вызвана кризисом его концептуальной составляющей, неразработанностью ключевых вопросов теории и методики. Дело в том, что современные образовательные модели не соответствуют об
1 Курьер Юнеско. 1988. Июнь. С. 34
2 Курьер Юнеско. 1988. Июнь. С. 34. щих тенденций и логики развития культуры. Можно сказать, что современный этап развития культуры не имеет пока адекватной ей системы образования1. В настоящее время традиционные образовательные концепции и соответствующие организационные структуры теряют свою эффективность и способность выступать в качестве общественных институтов адаптации, социализации и личностного развития. Сегодня они не в состоянии предотвратить рост социальной и этнической напряженности, обеспечить продуктивное взаимодействия людей с различными ценностными ориентациями, этнокультурными традициями, стилями и образами жизни.
В социально-педагогической плоскости становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социум и культуру, т.е. в социально-культурные институты, среду, различные виды культурной деятельности, способствующие социализации, инкультурации и самореализации личности).
Однако возможности культуры в стимулировании процесса саморазвития личности в рамках образовательных систем используются не в полной мере. Причина заключается в ложно понимаемой самодостаточности образовательного процесса, а также в традиционной трактовке культуры как набора жестко фиксированных социальных эталонов (ценностей, норм, способов деятельности), извне оформляющих потенциальное содержание индивидуального сознания и заранее определяющих границы этого содержания2. Такая позиция обрекает на изначальное противопоставление процессов потребления культурных ценностей, с одной стороны, и их созидания, инкультурации и самореализации - с другой.
Следовательно, реализация креативно-образовательного потенциала культуры возможна в рамках новой теоретической парадигмы,
1 Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. -СПб, 1996. Кудрявцев В.Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта//Магистр, 1998, №3. с.65-75. утверждающей ее в качестве совокупного творческого опыта, универсума опредмеченных творческих возможностей человечества.
Актуальность обращения к поликультурному принципу совершенствования образовательного пространства определяется наиболее острыми проблемами современной школы, логикой развития истори-ко-педагогического знания, особенностями социокультурной ситуации, а также социализирующим и самореализационным потенциалом культурной деятельности.
Наиболее оптимальной формой реализации креативно-образовательного потенциала культуры в работе рассматривается культурно-образовательный комплекс.
Степень разработанности проблемы. Психолого-педагогические и организационные концепции в области управления развитием образовательных и воспитательных систем содержатся в работах Ю.Громыко, Э.Д.Днепрова, Е.И.Казаковой,
В.А.Караковского. И.А.Колесниковой, Ю.А.Конаржевского,
B.Ю.Кричевского, Е.Б.Куркина, В.С.Лазарева, О.Е.Лебедева, А.М.Моисеева, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.П.Тонконогой и др. Проблемы проектирования процессов развития различных образовательных систем частично затрагиваются такими исследователями как Т.Г.Браже, З.И.Васильева, В.Г.Воронцова,
C.Г.Вершловский, Б.С.Гершунский, А.В.Даринский, В.Е.Радионов, Н.Ф.Радионова, Н.Д.Никандров и др.
Достаточно широко в литературе отражены основы совершенствования деятельности образовательных учреждений с позиций программно-целевого управления: определены принципы, содержание и способы программно-целевого управления на уровне образовательного учреждения, в основу программно-целевого управления положены такие признаки управления, как целенаправленность, прогностич-ность, системность, демократичность, целенаправленность, намечены контуры методологии и технологии формирования и реализации региональных образовательных программ (М.М.Лоташник, В.С.Лазарев, Т.И.Шамова, А.М.Моисеев и др.). Обобщены зарубежные и отечественные теории и модели управления и педагогического менеджмента (Г.Г.Габдуллин, В.С.Лазарев, В.М.Лизинский, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова, Р.Х.Шакуров и др.). Предлагается организационно-педагогическая модель развития муниципальной системы образовании, включающая ее структуру, программно-целевое управление на муниципальном уровне, а также систему средств и условий ее реализации. Сформулированы принципы реорганизации системы образования города с целью повышения её эффективности - социальной активности образования (превращения образования в активный фактор развития общества), разнообразия (полнота рынка образовательных услуг), доступности (равные стартовые возможности), социальной защищенности субъектов образования, непрерывности и самодостаточности различных ступеней образования, дополнительности и самостоятельности различных управленческих уровней и образовательных учреждений (сфера компетентности), приоритетности финансирования, наибольшего благоприятствования в сфере налогообложения. При этом в качестве исходной позиции в обновлении образования города определяется необходимость сохранения и развития единого образовательного пространства, координации всех форм общественной жизнедеятельности, обладающих образовательным потенциалом1.
Идея культурно-образовательного комплекса берет начало в России с 20-х годов нашего столетия. Прообразами этой модели можно считать школы-комплексы, принципы деятельности которых теоретически обоснованы в педагогических системах В.Н.Сороки-Росинского, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф.Ф.Брюховецкого, Э.Г.Костяшкина, В.А.Сухомлинского, А.А.Захаренко. Первая опытная
1 Плотников Л.Д. Организационно-педагогические средства и условия развития муниципальной системы образования. Авт. канд. пед. наук. -Тюмень, 1998. станция С.Т.Шацкого имела ярко выраженную социальную ориентацию, ее деятельность носила открытый характер и строилась с учетом факторов окружающей среды. А.С.Макаренко, воплощая идею разностороннего развития личности трудных подростков, создал воспитательную систему трудовой ориентации, воздействуя на личность силой педагогического доверия, развивая творческие способности воспитанников. В 50-60-е годы в школе полного дня Э.Г.Костяшкина основной доминантой было политехническое образование, которое сочеталось с этическим и эстетическим воспитанием, спортом и туризмом, мощно развивалось самоуправление. К идее школы-комплекса близки ориентиры замечательной школы В.А.Сухомлинского, который воплотил концепцию гармонического развития личности в условиях села.
Современные поиски снова вышли на необходимость реконструкции в новых условиях модели школ-комплексов. Возрождающиеся структуры во многом отличаются от модели предшественников. Они пытаются решить задачу не только обучения, воспитания и разностороннего развития детей, но и создают условия для оздоровления, информационного обеспечения и вооружения навыками самозащиты, самореализации, выживания в сложных жизненных условиях, обретения воспитанниками стрессоустойчивости и конкурентоспособности. Поэтому на теоретико-методологическом уровне делаются попытки выяснить условия создания и развития школ-комплексов, их отличие от обычных общеобразовательных школ и от социально-педагогических комплексов, психолого-педагогические факторы организации учебно-воспитательного процесса, специфика механизмов социализация личности, наиболее эффективные управленческие стратегии.
В последние годы разработаны методологическая и теоретическая база формирования и развития школы-комплекса в условиях инноваций и педагогического мониторинга; определены периоды развития школ-комплексов, социальные и психолого-педагогические уеловия их функционирования; изучен процесс реализации инновационной модели развития школы-комплекса в целостном педагогическом опыте; охарактеризованы перспективные стратегии развития школ-комплексов и возможные пути выявления их педагогической эффективности; разработаны методики системной диагностики эффективности развития школы-комплекса и основы коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива.1
Сформированы новые подходы к процессу оптимизации образовательной сети и разработаны методические рекомендации по эффективному развитию районной образовательной системы, определены критерии эффективности процесса оптимизации как условия развития у системы образования в районе . Все активнее разрабатывается лично-стно-ориентированная стратегия совершенствования образования, предполагающая создание тшсих условий для человека, при которых он был бы «точкой отсчёта» при выборе средств, способов, форм и методов образовательно-воспитательного процесса, субъектом познаваз тельной деятельности .
В последнее время усиливаются культурологические позиции в разработке новых образовательных парадигм, при этом понятия «образованный» и «культурный» рассматриваются как синонимы, а нравственность, гуманизм и экологическая культура рассматриваются в качестве мировоззренческой основы образования4.
Решая задачи корректировки образовательных и воспитательных парадигм, исследователи все чаще обращаются к синергетическим
1 Ахметова Д.З. Теория и практика развития школы-комплекса в условиях инновации и педагогического мониторинга. -Авт. докт. пед. наук. -Казань, 1998.
Соколенко Т. А. Оптимизация сети учреждений как условие развития районной образовательной системы. -Автореф. канд. пед. наук. -СПб, 1998
3 Плотников Л.Д. Указ. соч.
Громкова М.Т. Логика педагогических понятий. // Кентавр, 1997, №6. -с.47-60 идеям и принципам, которые, родившись в сфере естественнонаучного знания, проникли в историю, экономику, медицину, искусство, экологию, образование. Синергетические идеи помогли лучше осмыслить объекты своих исследований, процессы, происходящие в той или иной области реальной действительности, закономерности их развития. В последние годы на синергетической методологии выполнены исследования и по теории воспитания, которые адресованы педагогам-практикам.1
Интенсивно разрабатывается антропологическая методология л исследования образовательных и воспитательных систем . Все более распространенным становится обращение к подростку как активному субъекту жизне деятельности (К.А.Абульханова-Славская,
Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, А.П.Валицкая, В.В.Горшкова, З.И.Калмыкова, В.А.Кан-Калик, В.А.Караковский, Л.И.Новикова, С.А.Расчетина, Н.Л.Селиванова, В.И.Слободчикова).
Активно исследуются проблемы педагогизации среды, в результате которых выявлены направления и способы решения данной проблемы, а именно: профилактический, представляющий собой изучение интересов и потребностей детей и взрослых, создание условий для плодотворного досуга, для защиты прав детей и взрослого населения; защитно-охранный, который подразумевает изучение условий развития личности в среде, а также положение семей в социуме, социальный патронаж населения, социально-бытовую и материальную помощь человеку, коррекционную работу с детьми и взрослыми в среде, социальную адаптацию и реабилитацию населения; управленческий, включающий в себя интеграцию усилий различных объектов социума,
1 См.: Богуславский М.В. Синергетика и педагогика // Магистр. 1995. - № 2; Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. - №4; Селиванова Н.И. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория - практике. М., 1995.
2 См.: Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: антропологический подход.//Магистр, 1997, №6. с.13-22. контакты с организациями по социальной защите семьи и детства, организацию спецслужб для поддержки населения, создание социально-педагогических центров, приютов, детских семейных домов, систему психолого-педагогического совершенствования педагогов, родителей, общественности. Критериями педагогизации сельской среды выступали: информационный, предполагающий повышение педагогической грамотности населения, его ориентацию в различных социальных проблемах н возможных вариантах их решения; нормативный, характеризующий основные нормы жизни и общения людей в данном социуме и включающий в себя опору на государственно социальную политику; деятельностный, представляющий собой совокупность различных видов деятельности социальных институтов, учреждений и ведомств, интеграцию их усилий по решению проблем педагогизации сельской среды; эмоциональный, позволяющий определить степень удовлетворенности детей и взрослых ходом и результатом конкретной социально-педагогической деятельности на селе.1
Однако охарактеризованные выше исследования носят частный характер и не рассматривают всю совокупность условий и возможностей личностного развития, которые могут быть обеспечено лишь в рамках единого культурно-образовательного пространства. Практически неисследованной остается проблема реализации в рамках образовательных систем человекотворческого потенциала культуры. Деятельность современных школ-комплексов, несмотря на преимущества в сравнении с традиционными общеобразовательными школа, не лишена рядя противоречий и недостатков, связанных прежде всего с непоследовательной реализацией индивидуально-личностного подхода, слабым использованием учреждений культурно-досуговой сферы в решении образовательных и воспитательных проблем, непониманием
1 Зеленова Т.Г. Педагогизация среды в условиях села. Авт. канд. пед. наук. Ярославль, 1998. непониманием огромного социализирующего и самореализационного потенциала культуры.
Актуальность проблемы, а таюке недостаточная ее разработанность определили цель диссертационного исследования - изучить потенциалы и ресурсы культурно-образовательного пространства и на этой основе теоретически обосновать и экспериментально проверить модель культурно-образовательного комплекса, обеспечивающего социализацию, инкультурацию и самореализацию личности школьника.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи:
1. Выявить механизмы и закономерности социально-культурной обусловленности содержания образования.
2. Определить внешние и внутренние факторы и ресурсы функциональной и содержательной корректировки образовательных и воспитательных систем.
3. Сформулировать основные принципы оптимизации культурно-образовательного процесса.
4. Рассмотреть культурно-образовательное пространство как социально-педагогическую систему.
5. Разработать модель культурно-образовательного комплекса как наиболее перспективной формы оптимизации образовательного пространства.
Объектом исследования является культурно-образовательное пространство как структурно-функциональное единство образовательных, культурно-досуговых учреждений и социокультурной среды жизнедеятельности личности школьника.
Предмет исследования - культурно-образовательный комплекс как оптимальная форма реализации креативно-образовательного потенциала культуры.
Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, представляющую систему следующих предположений:
1. Оптимальное сочетание процессов социализации и индивидуализации личности может быть достигнуто в том случае, если образование и воспитание будут осуществляться в более широком социокультурном контексте, т.е. образовательная система, выполняющая, преимущественно, функции социализации, функционально и содержательно будет дополнена в рамках единого культурно-образовательного пространства социальными институтами, обеспечивающими инкультурацию и самореализацию личности.
2. Реализация креативно-образовательного потенциала культурной деятельности возможна в рамках теоретической парадигмы: утверждающей культуру в качестве совокупного творческого опыта человечества, способного востребовать все многообразие личностных способностей; выявляющей возможности, факторы и ресурсы личностного развития за счет синергетического эффекта деятельности всех субъектов культурно-образовательного пространства.
3. Эффективность культурно-образовательного пространства может быть обеспечена: функциональным и содержательным соответствием деятельности входящих в него учреждений основным ресурсам и проблемам социума, культуры и человека; педагогизацией социокультурной среды и окультуриванием образовательного пространства.
4. Наиболее оптимальной формой реализации креативно-образовательного потенциала культуры является культурно-образовательный комплекс, обеспечивающий единство процессов социализации, инкультурации и самореализации личности.
Методологической основой исследования стали современные философско-культурологические и педагогические концепции образования, воспитания и развития личности, ее социализации и индивидуализации в широком контексте социально-культурной деятельности, идеи социально-культурного детерминизма личностного развития, единства сознания и деятельности. Исследование выстраивается на единстве культурологического и социально-педагогического подходов к решению обозначенных проблем. Интердисциплинарный характер исследования потребовал обращения к достижениям в различных отраслях гуманитарного знания, учета концептуальных идей социологии, педагогики, культурологии.
В качестве важнейшего ресурса совершенствования системы образования, оптимизирующего условия социализации и самореализации личности, рассматривается культура как исторически заданный универсум кристаллизованных, опредмеченных творческих возможностей человечества (И.А.Ильин, П.А.Флоренский, М.М.Бахтин), как совокупность опредмеченных и обращенных в историческую перспективу способов, результатов и возможностей творческой деятельности, форма созидания и максимального выражения человеческой природы (М.С.Каган, С.Н.Иконникова, Э.В.Соколов и др.).
Важнейшим мировоззренческим, методологическим условием корректировки образовательных моделей является идея единства и взаимодополняемости образования и культуры, трактовка образования как формы трансляции культуры и реализации ее креативного потенциала, а культуры, в свою очередь, как важнейшего условия развития личности и совершенствования образовательного процесса. Образование в этой связи рассматривается как социокультурная система, обеспечивающая культурную преемственность (трансляцию культурных норм, ценностей, идей) и развитие человеческой индивидуальности, как способ подготовки человека к успешному существованию в социуме и культуре.
Мировоззренческую основу разработки модели культурно-образовательного пространства составили идеи русской философии (и прежде всего ее антропологическая парадигма), традиции отечественной философии образования, сложившиеся в России на основе синтеза двух генетических линий — отечественной, идущей со времен Киевской Руси и общеевропейской, учитывающей достижение эпохи Просвещения и немецкой классической философии (Куницын, Галич, Ушинский, Несмелов, Зеньковский). Их идеи исключительно ценны для развития культуры диалога, сотворчества в процессе образования, формирования духовного облика человека новой России, "вступающей с учетом своих неустранимых особенностей в постиндустриальную цивилизацию"1.
В этой связи в качестве ведущего критерия совершенствования педагогики в ее теоретическом и практическом плане рассматривается антропологическая ориентация образования и воспитания, выражающаяся в учете человеческой индивидуальности, в интеллектуальном поиске и практической реализации путей и способов, позволяющих целенаправленно воздействовать на становление и развитие человека, развертывание его сущностных сил.
Методологической основой оптимизации духовно-нравственной составляющей культурно-образовательного пространства стали: фило-софско-антропологические идеи классиков отечественной философии (Н.Бердяева, С.Булгакова, Вл.Соловьева, П.Флоренского, И.Ильина), объясняющие самоопределение и призвание человека духовно активным предстоянием высшим ценностям и измерениям бытия. Особую роль сыграла антропологическая концепция И.А.Ильина, которая позволила дать теоретико-методологическое обоснование необходимости духовного насыщения культурно-образовательного пространства значимыми для личности ценностями и образами.
1 Новиков А. И. Русская философия и духовный мир человека постиндустриального общества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. -СПб., 1996. -С.148.
В основу формирования социально-культурной среды как важнейшего элемента культурно-образовательного пространства обитания человека положены идеи Л.С.Выготского, в частности, его культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие личности, успешность социализации и индивидуализации определяется и осуществляется социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры, а человек рассматривается как объективированная и превращенная форма культурогенеза.
При разработке модели культурно-образовательного комплекса в качестве ее прообраза рассматривались школы-комплексы, принципы деятельности которых теоретически обоснованы в педагогических системах С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф.Ф.Брюховецкого, Э.Г.Костяшкина, В.А.Сухомлинского, А.А.Захаренко.
Методологию работы составили также: результаты исследований роли социальной среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Сироткин и др.); принципы "гуманного воспитания", основанного на уважении личности студента (Н.И.Пирогов, С.Т.Шацкий); положения теории развивающего обучения (С.Л.Выготский, В.В.Давыдов, Л.П.Занков); а также синергетические идеи, которые сегодня активно проникают в педагогику (М.В.Богуславский, Л.Я.Зорина, Н.И.Селиванова). Синергетическая методология, трактующая мир как сложный, открытый и находящийся в постоянном изменении, большую роль отводит диалогу, сотворчеству (со-творению), утверждая, что на место социальной детерминированности воспитания и обучения должны прийти духовные приоритеты (Богуславский М.В., Селиванова Н.И.).
Поиск условий оптимизации образовательной деятельности строится в концептуальном плане на утверждении единства процессов деятельности и сознания (рефлексии, познания). Причем в понимании деятельности и познания автор основывается на содержании многоуровневой модели строения и осуществления процессов деятельности, разработанной С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым1 и развитой в трудах их последователей, а также модели рефлексии как системы с ее сложной (иерархической, богатой функциональными и операциональными особенностями) организацией. Единство рефлексии и деятельности обусловливается деятельностной природой рефлексии: рефлексия осуществляется субъектом на процесс деятельности, на себя или другого как исполнителя актуальной и потенциальной деятельности, на особенности личностного роста. Рефлексия сама по себе является специфической деятельностью, содержащей все компоненты и процессы, присущие внутренней стороне деятельности (мотив, цель, операции и т.п.). Процесс и результаты рефлексии детерминируют содержание Я-концепции и деятельности, влияют на их динамику и соотношение, раздвигают актуальные пространства самореализации личности (Кузьмина Е.И) .
Информационная база исследования. Вопросам совершенствования различных аспектов и граней образовательного и воспитательного процесса посвящено огромное количество работ. Исследованы дидактические основы деятельности учителя (Р.А.Исламшин, И.Я.Лернер, Н.М.Мочалова и др.); охарактеризованы и частично адаптированы перспективные современные педагогические и психологические технологии (Л.М.Аболин, Э.Берн, А.А.Востриков, В.Ф.Габдулхаков, В.В.Гузеев, Г.Лозанов, А.О.Прохоров, Н.М.Таланчук, В.Н.Харькин, П.Шварц и др.); разработаны условия совершенствования подготовки и повышения квалификации работников образования, и прежде всего с позиции усиления инновационной составляющей деятельности педагога (Н.А.Половникова, И.Я.Курамшин, О.С.Орлов, М.М.Поташник и др.). Роль социальной среды в формировании личности раскрыта в философских исследова
1 См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1940; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.
Кузьмина Е.И. Свобода личности. //Магистр,. ниях А.Г. Асмолова, Л.П.Буевой, Б.Д.Парыгина, Ю.В.Сычева, В.Г.Спиркина, А.Г.Харчева, О.П.Целиковой, Р.Х Шакурова. В.ЯДцов идругих. Новые цели образования, связанные с развитием индивидуальности, самореализацией личности, актуализировали социально-психологическую проблематику, связанную с механизмами и технологиями формирования и развития адекватной «Я - концепции» обучаемых (Т.В.Анохина, В.П.Бедерханова, К. Валстром, И.В. Воронко-ва, О.С.Газман, С.Д.Поляков, И.Д.Фрумин, И.С.Якиманская).
Большое значение для нашего исследования имели теоретические работы зарубежных и отечественных ученых по вопросам социализации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Г.М.Андреева, И.С.Кон, Дж. К. Ко-улмен, А.Р.Маршал, А.В.Мудрик, Т.Парсонс, А.В.Петровский, У.И. Томас); по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, характеризующие возрастные особенности детей (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, A.A. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Э.Эриксон).
Социально-профилактические аспекты работы в подростковой среде исследуются в трудах Ш.А.Амонашвили, С.А.Беличевой,
B.Г.Бочаровой, К.Н.Вейнтцеля, Я.Л.Коломинского, А.И.Кочетова, Т.Е.Конниковой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.А.Сукало,
C.Т.Шацкого и других авторов.
Проблемы формирования личности в контексте деятельностного освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в ряде фундаментальных работ К.А.Абульхановой-Славской, С.С.Батенина, Г.С.Батищева, Л.П.Буевой, Ю.Н.Давыдова, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева,
И.И.Резвицкого, Ю.В.Сычева, К.Е.Тарасова, И.Т.Фролова, А.С.Ципко, В.И.Шинкарука, А.И.Яценко и др.
Особый интерес представляли социально-философские аспекты образования и воспитания (П.И.Бабочкин, А.А.Козлов, А.А.Королев,
А.И.Левко, Б.Т.Лихачев, Е.С.Протанская, Б.А.Ручкин); теории моти-вациоииой сферы личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Д.Н.Леонтьев, А.Маслоу, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Каташев и др.); идеи о функции школы как динамичном социальном институте (Ю.К. Бабан-ский, Б.П. Бетинас, О.С.Богданова, В.З.Вульфов, Л.Т.Куракин, В.М. Коротов, Л.И.Новикова, А.В. Мудрик, М.Н. Скаткин, В.А Сластёнин, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин и др.), современные образовательные и воспитательные теории (А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Э.Д.Днепров, В.М.Коротков, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, Л.И.Новикова, Б.Г.Юдин), концепции и идеи гуманистического воспитания (Л.И.Новикова, Г.А.Петрова, Н.Е.Щуркова и др.).
В решении поставленных исследовательских задач мы опирались на культурологические и социологические разработки С.Н.Иконниковой, В.Т.Лисовского, А.В.Мудрика, Д.В.Ольшанского, И.М.Ильинского, И.С.Кона, В.Н.Шубкина, В.А.Ядова, на результаты исследований теоретических и прикладных вопросов оптимизации досуга детей и подростков (В.Я.Суртаев, Б.А.Титов, В.Е.Триодин).
В контексте методологии данного исследования интерес представляют работы, исследующие основы православной педагогики как ресурс совершенствования современных педагогических систем (Г.Н.Алова)1. В сегодняшней ситуации идеологического кризиса могут быть полезны традиции и опыт православной педагогики, успешно утверждавшей религиозную веру на свободе и искренности, воспитывающей дух жертвенности, терпения, верности, служения «за други своя», закладывающей основы национального самосознания, утверждающей традиции чести и достоинства как отношения к самому себе, человеколюбия как отношения к другому человеку, нестяжательного образа жизни, трудолюбия как отношения к труду, природе, об-щинности как отношения к семье, роду.
1 Алова Г.Н. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности //Магистр, 1997, №4. -с.40
Опыт православной педагогики средневековой Руси показывает примеры преодоления трагического разлада целей и средств в воспитании, демонстрирует укорененность диалога в русской православной традиции, исходящей из незавершенности мира и человека. Православная педагогика средневековой Руси возвращает утраченный современной педагогикой иерархический подход к воспитанию. Современным педагогическим поискам созвучны ее «отрешенность от вещей и открытость тайне», духовное бодрствование, опора на культуру служения и подвига. Православная педагогика Руси помогает понять современному педагогу, что подлинная духовная жизнь невозможна без самоограничения. Она убеждает в бесперспективности и тщетности стремления к безграничным удовлетворениям не насыщаемых потребностей, ибо в погоне за лишним можно потерять все. И это вполне актуально, ибо глобалистические модели в преддверии XXI века подчеркивают необходимость изменения мирового курса с приоритетом ограничения изобилия. Единственное условие выживания человечества и его движения от технотронной к духовно-нравственной цивилизации - воспитание потребностей, их переориентация с горизонталей на вертикали, на мир духовного богатства.
Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось на протяжении 6 лет и в своем развитии зафиксировало три этапа.
На первом этапе (1993-1994г.г.) была разработана программа исследования, осуществлялся теоретический анализ научной литературы по педагогике, возрастной, педагогической и социальной психологии, социологии, философии и параллельно исследовалась реальная практика использования возможностей культурной деятельности в оптимизации образовательного процесса.
На втором этапе (1995-1997гг.) был обобщен полученный в результате исследования материал, проведена проверка гипотез исследования; выявлены направления и условия оптимизации образовательного процесса; разработан и апробирован проект культурно-образовательного комплекса (включая обоснование принципов организации, структуры, содержания деятельности).
На третьем этапе ( 1998г.) проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, уточнены теоретические позиции и экспериментальные выводы, разработан механизм внедрения модели культурно-образовательного комплекса в практику образования.
Методами исследования на разных этапах были: анализ специальной литературы и результатов педагогических исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными; ретроспективный анализ социально-педагогической деятельности школ-комплексов; изучение и обобщение опыта; групповые и индивидуальные беседы целевого назначения; включенное наблюдение; прогнозирование и моделирование образовательного процесса; социально-педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования стали 3 микрорайона г. Норильска, на базе которых были организован культурно-образовательный комплекс.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Художественно-эстетические практики как средство инкультурации личности: на примере детских артстудий2006 год, кандидат педагогических наук Комарова, Галина Николаевна
Педагогический потенциал традиций в системе социально-культурной интеграции мигрантов в полиэтническом регионе2012 год, кандидат педагогических наук Григорьева, Анна Михайловна
Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов2000 год, кандидат педагогических наук Зрелова, Татьяна Александровна
Социально-культурная деятельность как средство развития личности ребенка-инвалида2004 год, кандидат педагогических наук Татаренко, Сергей Юрьевич
Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи2011 год, доктор педагогических наук Гатальский, Владимир Дмитриевич
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Ничипуренко, Ирина Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, следует отметить, что результаты исследования подтвердили сформулированную гипотезу исследования.
Действительно, если образование и воспитание осуществляется в более широком социокультурном контексте, т.е. образовательная система, выполняющая, преимущественно, функции социализации, функционально и содержательно дополняется в рамках единого культурно-образовательного пространства социальными институтами, обеспечивающими инкультурацию и самореализацию личности, то эффективность педагогического процесса существенно увеличиваает-ся.
Эффективность культурно-образовательного пространства обеспечивается функциональным и содержательным соответствием деятельности входящих в него учреждений основным ресурсам и проблемам социума, культуры и человека, а также целенаправленной педаго-гизацией социокультурной среды и окультуриванием образовательного пространства. При этом наиболее оптимальной формой реализации креативно-образовательного потенциала культуры является культурно-образовательный комплекс, обеспечивающий единство процессов социализации, инкультурации и самореализации личности.
На защиту выносится:
1. Обоснование ведущего направления совершенствования деятельности образовательных систем, которое заключается в разработке и реализации организационных форм взаимодополняемости учреждений образования и культуры. Методологической основой данного направления служит понимание культуры как важнейшего ресурса совершенствования образовательных практик, оптимизирующего условия социализации, инкультурации и самореализации личности школьника. При этом образование является наиболее сущностным социальным институтом не только трансляции культуры, но и реализации ее креативного потенциала.
2. Трактовка культурно-образовательного пространства как:
- совокупности институциональных (система образования, досуга) социальных и духовных факторов, условий и возможностей личностного развития, определяемых, во-первых, деятельностью образовательных и культурно-досуговых учреждений, во-вторых, качеством социально-культурной среды жизнедеятельности человека (формируемой, в свою очередь, семьей, учреждениями культурно-досуговой сферы);
- социокультурного института, обеспечивающего индивиду выход за рамки семьи и школы, социальную мобильность и успешную социальную интеграцию, целостное развитие личности путем включения человека в различные виды деятельности: познавательную, ценно-стно-ориентационную, коммуникативную, преобразовательно-творческую. Важнейшими элементами этого социокультурного института, наряду со школой, выступают: социокультурная среда (художественная, историческая, социально-психологическая, духовно-нравственная), а также культурно-досуговые учреждения;
- оптимальной педагогической системы, эффективно решающей задачи социализации и индивидуализации личности. Это обеспечивается: а) более широким социокультурным контекстом, в котором протекают образовательные и воспитательные процессы: б) функциональной и содержательной взаимодополняемостью ресурсов и возможностей образования и культуры - образовательная система, выполняющая, преимущественно, функции социализации, в рамках единого культурно-образовательного пространства дополняется социальными институтами, обеспечивающими инкультурацию и самореализацию личности; в) целенаправленной организацией социально-культурной среды жизнедеятельности личности, насыщением культурно-образовательного пространства значимыми для личности ценностями и образами.
3. Принципы оптимизации культурно-образовательного процесса: а) принцип единства конечного и бесконечного в построении содержания культурно-образовательного процесса (т.е. уравновешенности, с одной стороны, информационных блоков, утверждающих потенциальную бесконечность личности, которая «гарантирована» не только ее способностями, но и окружающей ее культурой, содержащей в себе бесконечные варианты и способы развертывания личностных потенциалов, с другой - конкретных форм и содержания этой бесконечности с учетом реальной личности, требований общества); б) принцип культурно-исторической обусловленности развития личности (диктующий необходимость оптимизацию социально-культурной среды обитания школьника рассматривать в качестве педагогической задачи); в) принцип индивидуализации культурно-образовательного процесса (в мировоззренческой плоскости проявляется в отказе от односторонней позиции в отношении к детству как несамодостаточному и подготовительному периоду к взрослой жизни, акцентировке на проблематике, связанной с человеческой индивидуальностью, отношением к человеку как высшей ценности и главному смыслу бытия культуры и общества, а в технологическом плане - в создании максимально благоприятных условий для свободного развития и самоопределения личности в социуме и культуре.
4. Обоснование культурно-образовательного процесса как целенаправленного руководства развитием личности через включение человека в социум (в социально-культурные институты, социально-психологическую среду), культуру (в различные виды культурной деятельности, способствующие инкультурации и самореализации личности), самого себя. Предметом этого процесса выступают: а) ценностно-нормативный пласт личности и соответствующие духовные качества (образование, воспитание); б) информационная и процессуально-технологическая составляющая - умения и навыки в единстве с личностньши способностями и задатками человека (обучение).
5. Модель культурно-образовательного комплекса, обеспечивающая личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, комплексно решающая проблемы обучения, воспитания, оздоровления и социализации личности ребенка, востребующая креативные и самореализационные потенциалы культуры за счет: преемственности деятельности различных социальных институтов, воздействующих на личность ребенка; единства обучения и воспитания, социализации и самореализации личности; взаимодополняемости организации и самоорганизации воспитательного процесса; оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности ребенка; реализации личностно-ориентированной методологии организации образовательного процесса; внешней и внутренней детерминации содержания культурно-образовательного процесса; тесного взаимодействия школы, семьи, микрорайона. Содержательная часть модели выполнена в форме пакета самостоятельных программ (содержательных модулей): образовательная программа «Развитие»; программы художественно-эстетической деятельности "Гармония"; программа историко-патриотического воспитания "Истоки"; физкультурно-оздоровительная программа «Здоровье»; программа учебно-производственной деятельности "Твоя профессия"; социально-педагогическая программа "Забота"; программы развития культурно-досуговой деятельности "Досуг".
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется: многоаспектным, интердисциплинарным изучением культуры как средства оптимизации образовательного процесса; комплексным анализом социально-культурных факторов, детерминирующих содержание деятельности образовательных систем; последовательной реализацией комплексной исследовательской парадигмы за счет взаимодополняющих способов и методов, синтезирующих различные подходы и области знания и позволяющих всесторонне осмыслить совокупность характерных для сегодняшней ситуации в сфере образования проблем и определить условия их решения.
Подобный подход позволил а) обосновать культуру как важнейшее условие совершенствования образовательного процесса и разработать условия реализации ее креативных потенциалов; б) разработать теоретическую модель культурно-образовательного пространства как совокупности институциональных, социальных и духовных факторов, условий и возможностей личностного развития; социокультурного института, обеспечивающего индивиду социальную мобильность, успешную социальную интеграцию и целостное развитие личности путем включения человека в различные виды деятельности, а также как оптимальную педагогическую систему, эффективно решающую двуединую задачу социализации и индивидуализации личности; в) обосновать принципы оптимизации культурно-образовательного пространства; г) разработать модель культурно-образовательного комплекса как оптимальной формы реализации педагогического потенциала культурно-образовательного пространства, которая представляется закономерным итогом становления и развития идеи создания целостной и максимально эффективной системы развития личности.
Практическая значимость состоит в том, что в нем:
- выявлены условия реализации педагогического потенциала культурно-образовательного пространства: погружение образовательных и воспитательных процессов в более широкий социокультурных контекст; функциональная и содержательная взаимодополняемость ресурсов и возможностей учреждений образования (выполняющих, преимущественно, функцию социализации) и культуры (различные виды деятельности которой обеспечивают инкультурацию и самореализацию личности); функциональная обращенность составляющих его учреждений к основным компонентам социума, культуры и человека; обогащение культурно-образовательного пространства значимыми для личности ценностями и образами; разработана и внедрена модель культурно-образовательного комплекса как социально-педагогической системы, которая характеризуется личностно-ориентированной методологией организации образовательного процесса; внешней и внутренней детерминацией содержания (т.е. соответствием содержания социально-культурным и личностным проблемам, интересам и особенностям детей); преемственностью, интеграцией и вариативностью содержания и форм культурно-образовательного процесса; единством обучения и воспитания, социализации, инкультурации и самореализации личности ребенка. В содержательном плане культурно-образовательный комплекс реализует поликультурную и личностно-ориентированную модель развития, в которой виды культурной, образовательной и воспитательной деятельности в совокупности обеспечивают единство процессов социализации, инкультурации и самореализации;
- определены организационно-педагогические условия создания и развития комплекса, а также вариативные формы, методы обогащения содержания деятельности входящих в него подразделений;
- обоснованы содержательные модули (в форме программ), реализуемые входящими в комплекс структурами: образовательная программа «Развитие»; программы художественно-эстетической деятельности "Гармония"; программа историко-патриотического воспитания "Истоки"; физкультурно-оздоровительная программа «Здоровье»; программа учебно-производственной деятельности "Твоя профессия"; социально-педагогическая программа "Забота"; программы развития культурно-досуговой деятельности "Досуг". Разработанные программы могут быть успешно адаптированы к специфике других регионов.
Организация педагогического эксперимента показала, что деятельность комплекса будет эффективной в том случае, если его организаторам удастся добиться выполнения следующих условий:
- оптимальный подбор талантливых, увлечённых, высококвалифицированных специалистов, в том числе и национальных кадров (учителей, социальных педагогов, психологов, врачей, работников учреждений культуры и др.);
- бережное отношение ко всем работникам, и особенно, к специалистам, работающим с полной самоотдачей и высокими результатами;
- создание условий и стимулов для непрерывного профессионального роста и методического мастерства работников;
- учёт мнения учащихся, родителей, учителей и других категорий населения при оценке деятельности специалистов комплекса;
- максимальная объективность в оплате труда работников;
- обеспечение реальной возможности каждому работнику высказывать своё мнение, позицию, оценку деятельности администрации;
- осознание повышенной ответственности каждого работника за результаты своей деятельности.
- привлечение в учреждения комплекса педагогических работников и других специалистов высокой квалификации, способных творчески работать с учащимися и другими категориями сельского населения.
- переход на более результативные образовательные технологии, сориентированные на региональную специфику, построенные на основе развивающего обучения и гуманных подходах к личности.
- создание такой воспитательной системы, которая, вовлекая ребёнка на всех возрастных этапах в разнообразные отношения с окружающей средой, максимально развивала бы наиболее ценные для будущего гражданина личностные качества и умения.
- объединение вокруг семьи всех образовательных, культурных и социальных учреждений села в целях оказания ей различной помощи.
- обеспечение необходимой финансовой базы, включая все возможные в конкретных условиях источники привлечения денежных средств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась опорой на современную культурологическую и педагогическую методологию; использованием комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам; соотнесением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; длительным характером педагогического эксперимента и возможностью его повтора; четко локализированной базой опытно-экспериментальной работы. Обоснованность выводов подтверждается также собственным опытом работы диссертанта в качестве руководителя Гуманитарного Центра «Перспектива» (г.Норильск).
Апробация результатов исследования осуществлялась путем публикации промежуточных результатов в печати, обсуждения результатов исследования на научно-практических конференциях, городских и региональных совещаниях, посвященных обсуждению экспериментальной модели комплекса, на совещании-семинаре проблемной группы Гуманитарного Центра «Перспектива». Результаты исследования внедрены в деятельность культурно-образовательного комплекса г.Норильска, используются в учебно-образовательных программах Гуманитарного Центра «Перспектива».
В связи с теоретической актуальностью данной темы и перспективностью культурно-образовательного комплекса с точки зрения эффективного решения образовательных и воспитательных задач исследование проблем организации культурно-образовательных комплексов и условий оптимизации их деятельности следует продолжить. Культурно-образовательный комплекс наиболее последовательно обеспечивает поликультурную и личностно-ориентированную модель развития, в которой виды культурной, образовательной и воспитательной деятельности в совокупности обеспечивает единство процессов социализации, инкультурации и самореализации личности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ничипуренко, Ирина Михайловна, 1999 год
1. Агеенко E.B. Реформы системы образования в новых землях ФРГ. -М., 1994. Обзорн. инф. НИИВО. Вып.З.
2. Аксаков К., Аксаков И. Литературная критика. М., 1982.
3. Алова Г.Н. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности //Магистр, 1997, №4.
4. Антропологический принцип // Современный философский словарь. Москва; Бишкек; Екатеринбург, 1996.
5. Арушанова А. Парадоксы детской грамматики //Дошкольное воспитание. 1991, №7. - С. 47-48.
6. Ахметова Д.З. Теория и практика развития школы-комплекса в условиях инновации и педагогического мониторинга. -Авт. докт. пед. наук.-Казань, 1998
7. Бадаев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Paris, YMC A-PRES S, 1945.
8. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. 1993. - № I.
9. Барблан А. Иерархия знания. "Aima mater", 1994, №3. С.30-35.
10. Ю.Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
11. П.Белогуров А., Елканова Т. Общегуманитарный базис современнойсистемы образования. (Попытка концептуально-теоретической модели). // Высшее образование в России, 1995, №4,С.67-69.
12. Беляева А. П. Формирование гуманистических ценностей на основе культурологической концепции //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. — СПб., 1996. — С. 183—185.
13. З.Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека (Опыт персоналистиче-ской философии). Paris, YMCA. PRHSS. 1939.
14. Бердяев H.A. Самопознание. Л., 1991. С.354
15. Бердяев H.A. Человек. Микрокосм и Макрокосм // Феномен человека: Антология.-М., 1993, С.113-125
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.:Прогресс, 1988.
17. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М., 1994.
18. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Программа курса. -М., 1994.
19. Быстрицкий Е.К. Личность в мире культуры: философско-онтологический подход. Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. -Киев, 1992
20. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
21. Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет н метод // Магистр.1994. -№ 3.- С.28-35.
22. Богуславский М.В. Синергетика и педагогика //Магистр. 1995. № 2.
23. Богуславский М:В., Корнетов Г.Б. Научно-педагогические парадигмы: история н современность //Современные проблемы истории образования и педагогической науки. Т. 1. М., 1994.
24. Бодалев А. А. Вопросы формирования всесторонне развитой личности: Материалы IX Совмести, семинара аспир. и молод, ученых АПН СССР и Акад. пед. наук ГДР / Редкол. А. А. Бодалев и др. — Кишинев: ШТИИЦА, 1980.
25. Борев Ю. Б. Эстетика. М., 1978. - С. 132-150.
26. Борземков В.Г. Человек, наука, методология науки //Человек.1995.-№5.
27. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. М., 1979.
28. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж. 1996.31 .Вербицкая Л. Гуманитарное образование в современной России. // Высшее образование в России, 1996, №1, С.79-85.
29. Вим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Программа курса. -М., 1994.-c.27.
30. Выготский JI.C. Мышление и речь. -М., 1934.
31. Выготский JT.C. Педагогическая психология. М„ 1991.
32. Выготский J1.C. Проблемы возраста / Собр. соч.: В б тт. Т. 4.-М.,1984.
33. Выготский JI.C. Раннее детство. Собр. соч.-Т. 4.-М., 1984. С. 340367.
34. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. -№3. -М., 1995.
35. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок // Учитель и психодиагностика. 1992. - № 2.
36. Громкова М.Т. Логика педагогических понятий. // Кентавр, 1997, №6. -с.47-60
37. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития. // Вопросы методологии, 1992, №1-2, С.68-92.
38. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.
39. Гуревич А. Я. Личность и общество: Человек в истории: Сб. ст. / Отв. ред. А. Я. Гуревич. — М.: Наука, 1990.
40. Гуревич А.Я. О природе современной исторической науки //Вопросы истории, -1991, №2-3
41. Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1995.
42. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна //Фромм. Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994.
43. Декларация 44-й сессии Международной конференции по образованию. Женева, 7 октября 1994г., ED/BIE/CONFINTED 44/5 Prov Rev.
44. Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. М., 1996.
45. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. ~ М., 1985.
46. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. №4.
47. Иванов Д.А., Тубельский А.Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экспериментальных площадок. // Вопросы методологии, 1991, №1, С.67-80.
48. Иконникова С. Н. Культурное пространство и возрождение России //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. — СПб., 1996. — С. 116—119.
49. Ильенков Э. В. Философия и культура: Сб. — М.: Политиздат, 1991.
50. Ильин И. О русской идее (в цикле статей "Наши задачи"). — М., 1914.
51. Ильин И.А. О новом человеке. // Слово, 1993, № 1-2,3-4.
52. К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли. -Омск, 1994. с. 24-27.
53. Каган М. С. Социальные функции искусства. Л., 1978. - С. 13.
54. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996.
55. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6 т. Т.З. М., 1964.
56. Ковалева А.И. Кризис системы образования/ //Соц.иссл., 1994., №3, с.79-85
57. Кодатенко О.М. Педагогическая поддержка социализации личбности подростка. Автореф. дисс. канд. пед наук. -Саратов, 1998.
58. Кожинов В. В. О противоречии жизни и современной педагогики. //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб., 1996.
59. Колесникова И.А. Межпарадигмальный подход в гуманитарном познании. //Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Материалы конференции. -СПб, СПб ГУП, 1998.
60. КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
61. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: антропологический подход.//Магистр, 1997, №6. с. 13-22.
62. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логическо-психологического анализа проблемы //Психол.журн.- 1997. -Т. 18. № 1. С. 16-30.
63. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. 1, II. -Дубна, 1997.
64. Кудрявцев В.Т. Психическое развитие ребенка: креативная доминанта//Магистр, 1998, №3. с.65-75.
65. Кузьмин М.Н. Национальная школа России: место и роль в этносо-циокультурных процессах модернизации //Магистр, 1998, №1. с.9-25.
66. Кузьмина Б.И. Психология свободы. М.: Изд-во МГУ, 1994.
67. Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. — М., 1993.
68. Культурология. XX век: Антология. — М., 1994.
69. Куракин А.Т. Лийметс Х.И., Новикова Л.И. Коллектив и личность школьника. Таллин, 1981.
70. Курьер Юнеско. 1988. Июнь. С. 34.
71. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
72. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
73. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
74. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. М.: Радио и связь, 1973.
75. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.5 1986.
76. Лосский Н,0. Свобода воли / Лосский Н.О. Избранное. М.5 1991.
77. Мамардашвили М. К. Наука и культура // Методологические проблемы историко-научных исследований. — М., 1982.
78. Маркарян Э. С. Культура как способ социальной самоорганизации: Общая постановка проблемы и ее анализ применительно к НТР. — Пущино: НЦБИ АН СССР, 1982.
79. Map ков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. -Спб ГУП, 1996.
80. Матюхин В. А. Преодоление кризисных явлений в системе образования США (1980—1990 гг.): методология и результаты // Обзорн. инф. НИИВО. —М., 1995. —Вып. 1.
81. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. 1989. -№ 6.- С.29-33.
82. Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки?// Эстетические очерки. Вып. 4. М., 1977. - С. 80.
83. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976.
84. Минуйлов Ю.С. Аксиоматика средового подхода в воспитании (опыт построения) //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. М., 1996.
85. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. -М, 1990.
86. Молодежь: будущее России. М.,1995.
87. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981.
88. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
89. Нейл Смелзер. Социология. М., Феникс, 1994.
90. Новиков А. И. Русская философия и духовный мир человека постиндустриального общества. //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. -СПб., 1996.-С.148.
91. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Воспитательное пространство» как открытая система. (Педагогика и синергетика). //ОНС, 1998.- № 1.-С.132-143.
92. О государственной политике в области высшего образования. — М.: Изд-во Мин-ва науки, высшей школы и технической политики в России, 1992.
93. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТПиО РАО, 1995. - С. 361.105. Одаренные дети. М., 1991.
94. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М., 1994.
95. Пахомов Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия образования для XXI века. — М., 1992. — С. 18—31.
96. Петровский В.А. Идея свободной причинности в психологии // Магистр, 1996, № 1.
97. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субьектно-сти. Ростов-на-Дону, 1996.
98. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
99. Плотников Л.Д. Организационно-педагогические средства и условия развития муниципальной системы образования. Авт. канд. пед. наук. -Тюмень, 1998.
100. Полани М. Личностное знание. М., 1985.
101. Положение детей в мире. 1990 г. / ЮНИСЕФ. С. 83.
102. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н.С.Лейеса. М. 1991.
103. Резников Л. Гносеологические проблемы семиотики. Л., 1964. -С. 19.
104. Репин С. А., Сериков Г. Н. Опыт реализации региональной программы управления образованием // Педагогика. — 1995. — № 6.1. С. 32—36.
105. Розин В. М. Философия образования: Предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. — М., 1992. — С. 31—49.
106. Роль человеческого фактора в языке //Язык и картины мира. -М„ 1988.
107. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. Проект доклада правительству РСФСР. М.: Изд-во Мин-ва образования РСФСР, 1991. С. 29 33.
108. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. M.-JL, 1946.
109. Савицкая Э. Закономерности формирования "модели культурного человека" // Вопр. филос. — 1990. — № 5. — С. 61—75.
110. Савицкий И. Ноосфера и формирование человека // Вестник высшей школы. — 1990. — № 3. — С. 24—32.
111. Савицкий И. Философия глобального образования // Философия образования для XXI века. — М., 1992. — С. 9—18.
112. Селиванова Н. Воспитательная система как объект педагогического моделирования // Моделирование воспитательных систем: теория практике. М., 1995.
113. Сиволапов A.B. К новой модели обучения: социокультурный подход". // Социс., 1994, №3, С. 88-92.
114. Сидоркин А. Диалог в воспитании //Народное образование. -1995.-N8-9.
115. Система образования Российской Федерации. М., 1992. С. 7.
116. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопр. психол.-1987.-№3.-С. 57-63.
117. Современные тенденции образовательных реформ. Материалы первой сессии Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО., 1993, 2-4 марта. - 58 с.
118. Соколенко Т.А. Оптимизация сети учреждений как условие развития районной образовательной системы. -Автореф. канд. пед. наук. -СПб, 1998.
119. Соколов Э. В. Культура и личность. М., 1972. - С. 97.
120. Состояние системы образования Российской Федерации (статистические материалы). М., 1992.
121. Степанов С.С. Кризис самоопределения длиною в жизнь //Магистр, 1998, № 1. с.90-95.
122. Столович JI. Н. Красота, добро, истина: Очерк истории эстетической аксиологии. -М.: Республика, 1994. С. 104-105.
123. Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса //Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -М.,1994, вып.10.
124. Тихонов А.Н. Реформа образования и духовное обновление России. //Магистр, 1998, №3, с. 1-7.
125. Успенский Б.А. Механизм культуры: Сб. ст. /Отв. ред. Б.Успенский. -М., Наука, 1990.
126. Фарре JI. Философская антропология //Это человек: Антология. -М., 1995.-с. 197.
127. Философия образования. М., 1996
128. Фохт-Бабушкин Ю. У. О некоторых тенденциях в духовной жизни российского общества. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. -Спб, 1996.
129. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2 т. -Тбилиси, 1991.
130. Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человекознание //Человек. -1994. -№6.
131. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
132. Чуковский К.И. Стихии и сказки. От двух до пяти.-М., 1981.
133. Чупров В.И., Колесников А.Н. Образовательный статус молодежи в России. М., 1992. С. 9.
134. Шадриков В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С. 65—73.
135. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом: Учебное пособие для педвузов. М„ 1995.
136. Шацкий С. Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Ред. Н. П. Кузина и др. — М.: Педагогика, 1980.
137. Шацкий С.Т. Работа для будущего. М., 1989.
138. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма //Соч. -Т. 1. -с. 269-270
139. Шеффер Г. «Зигзаг» как метод обучения, или Может ли из сумбура возникнуть порядок?//Вестник МГУ. Сер. 16. 1994. №2.
140. Шишкина JI.C. О концепции педагогики целостного развития. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. СПб, 1996. - Вып.2. -С.262.
141. Школа в обновляющемся обществе. Москва Ульяновск, 1992.
142. Шубкин В. Н. Молодое поколение в кризисном обществе. // День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. -Спб, 1996.
143. Щедровицкий П.Г. Истоки культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. М.: НИИ культуры, 1991
144. Щедровицкий П.Г. Педагогика свободы. //Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. -М., 1992. с. 109.
145. Хейфец П.С. Гуманитарная и эстетическая направленность в профессиональном обучении. //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. -Спб, 1996.
146. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. М., 1989.
147. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии //"Теория и практика физической культуры", 1993, №1.
148. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.
149. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
150. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М., 1996
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.