Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Фомина, Наталия Алексеевна

  • Фомина, Наталия Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2009, Тверь
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 206
Фомина, Наталия Алексеевна. Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тверь. 2009. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фомина, Наталия Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ МИЛИЦИИ.

1.1 Сущность культурно-патриотического воспитания будущих - 14 сотрудников органов внутренних дел.

1.2 Система культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции.

1.3 Педагогические возможности музыкального искусства в культурно-патриотическом воспитании учащихся колледжей милиции. "

Выводы по 1 главе.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ МИЛИЦИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО

ИСКУССТВА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ.

2.1 Внеаудиторная массовая музыкально-эстетическая работа по культурно-патриотическому воспитанию будущих сотрудников органов внутренних дел.

2.2 Работа кружка фортепиано по культурно-патриотическому воспитанию в условиях колледжа милиции.

2.3 Экспериментальное исследование культурно-патриотического воспитания учащихся колледжа милиции во внеаудиторной музыкальноэстетической работе.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции»

Актуальность темы исследования. На рубеже XXI века общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, её народ, историю и культуру великой страны. Опасным для общества является появление псевдопатриотических националистических движений, в том числе фашистского толка. Среди молодёжи распространяются алкоголизм и наркомания, падает нравственность и культура. Всё это угрожает национальной безопасности страны. В этих условиях культурно-патриотическое воспитание становится важнейшей государственной задачей, приобретает особую актуальность.

Об этом свидетельствуют такие документы, как государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2010 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В них отмечается высокая значимость патриотического воспитания на современном этапе, определяются основные пути развития системы патриотического воспитания, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.

Особую значимость проблема патриотического воспитания имеет для будущих сотрудников органов внутренних дел, по долгу службы призванных отстаивать правопорядок. Без необходимого уровня культурно-патриотической подготовки их деятельность не будет в должной мере направлена на защиту граждан от посягательств криминала.

Необходимость повышения культурно-патриотического уровня учащихся колледжей милиции подчёркивается в нормативно-правовых документах МВД России [«Программа воспитательной работы с курсантами образовательных учреждений МВД РФ», «Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы», приказ МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и др.].

Степень доверия населения к милиции невысока, бытует мнение, что её сотрудники коррумпированы и применяют насилие. Никакими материальными благами, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Сегодня культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников органов внутренних дел выступает как нравственная основа совершенствования профессиональной i подготовки учащихся колледжей милиции.

Как показывает практика, значительный педагогический ресурс в русле охарактеризованной актуальной задачи заключен в музыке. Наиболее продуктивно культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников органов внутренних дел осуществляется в рамках внеаудиторной музыкально-эстетической работы. Популярными формами ее реализации выступают: кружковые формы [инструментальные, хоровые, музыкально-театральные кружки и др.], массовые формы [посещение концертов, музыкальных театров, музеев, организация творческих встреч с известными музыкантами]. Опросы преподавателей, сотрудников колледжей милиции показали, что реализация названных форм работы осуществляется интуитивно, без достаточного научного обоснования.

Социальный заказ общества по подготовке будущих сотрудников милиции как носителей культуры и патриотов, с одной стороны, потребность образовательной практики в научно обоснованных, технологичных рекомендациях по организации культурно-патриотической работы средствами музыки, с другой, недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определили актуальность данного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. До настоящего времени культурно-патриотическое воспитание учащихся колледжей милиции не было предметом специального исследования. Важность культурно-патриотического воспитания отмечается в трудах выдающихся мыслителей прошлого [Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, A.C. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.]. В их работах закладывались истоки этого понятия, предлагались оригинальные системы музыкально-эстетического, трудового, нравственного и героико-патриотического воспитания.

Проблему взаимодействия этического, эстетического, нравственного и патриотического воспитания в искусстве разрабатывали видные деятели отечественной науки [Е.И. Артамонова, Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Л.С.Выготский, В.А. Ильин, Н.И. Киященко, JI.H. Коган, Н.М. Конышева, В.А.Сластенин, В.К. Скатерщиков и др.].

Проблема музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения освещалась в работах ведущих отечественных учёных-педагогов [Д.Б. Кабалевский, М.А. Румер, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая и др.]. Отдельные вопросы воспитания патриотизма у учащихся средствами музыки можно обнаружить в трудах Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, Л.П. Аладовой, Л.У.Алимовой, Т.Г. Мариупольской, Ю.А. Огородникова, Л.А. Тарасовой, П.А.Черватюка, Л.В. Школяр, А.П. Юдина и др. В диссертациях Т.М.Глядковской, Е.С. Поляковой, Т.В. Стриго, М.А. Шанина и др. рассматривался вопрос нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музыки. Отдельные аспекты культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел раскрыты в исследованиях В.В. Анциферова, И.А. Латкова, Ю.В. Серова, С.Н. Тихомирова и др.

Однако целенаправленного, системного исследования проблемы культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки не проводилось.

Анализ теоретических подходов к проблеме культурно-патриотического воспитания, процесса его реализации в колледжах милиции средствами музыки выявил ряд противоречий. Во-первых, противоречие между потребностью общества в культурно-патриотически воспитанных работниках МВД России и недостаточной разработанностью теоретических основ культурно-патриотического воспитания. Во-вторых, противоречие между потребностью преподавателей, сотрудников колледжей милиции в организации культурно-патриотического воспитания и недостатком научно обоснованных рекомендаций по организации этой работы. В-третьих, противоречие между значительным педагогическим потенциалом музыкально-эстетической внеаудиторной работы по культурно-патриотическому воспитанию и недостаточно эффективным ее использованием в практике деятельности колледжей милиции.

На основе названных противоречий сформулирована проблема диссертационного исследования; каковы организационно-педагогические условия культурногпатрирти^еского воспитания учащихся колледжей милиции? ' .

Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Организационно? педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции».

Объект исследования — культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников МВД в колледжах милиции.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки.

Цель исследования -• определение организационно-педагогических условий культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции в процессе аудиторной и внеаудиторной музыкально-эстетической работы.

Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «культурно-патриотическое воспитание» и его специфику применительно к профессиональной подготовке учащихся колледжей милиции.

2. Разработать тео ретическую мод ель и на ее основе построить систему культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД органично включенную в процесс их профессиональной подготовки.

3. Выявить эмоционально-педагогический потенциал музыки, усиливающий культурно-патриотическое воспитание.

4. Разработать и экспериментально апробировать программу культурно-патриотического воспитания в колледжах милиции средствами аудиторной и внеаудиторной музыкально-эстетической работы, реализуемой в кружковой и массовой, индивидуальной и коллективной формах.

Гипотеза исследования. Процесс культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД будет протекать более эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

- командно-педагогический состав колледжей милиции в полной мере осознает сущность понятия «культурно-патриотическое воспитание» и его специфику в рамках профессиональной подготовки учащихся колледжа милиции;

- культурно-патриотическое воспитание осуществляется системно, органично включено в учебно-воспитательный процесс колледжа;

- культурно-патриотическое воспитание активно подкрепляется научно обоснованным использованием высокохудожественных образцов музыкального искусства; средства музыкального искусства в процессе культурно-патриотического воспитания используются системно: в аудиторной и внеаудиторной работе, кружковой и массовой работе, индивидуальной и коллективных формах.

Методологической основой исследования явились работы в области философии, эстетики, педагогики, психологии, культурологии, искусствознания, музыкознания. Принципиально важное значение имели труды по философии [Аристотель, Г. Гегель, Б.Л. Губман, И. Кант, А. Лосев, М.А.Лукацкий, Н.И. Пищулин и др.], педагогике [Ю.К. Бабанский, В.В.Краевский, Г.М. Коджаспирова, С.А. Козлова, A.C. Макаренко, Е.М.Муравьёв, И.Д. Лельчицкий, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.А.Сухомлинский и др.], идеи ведущих специалистов по общей и возрастной психологии, а также психологии музыкального творчества [Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.С. Кон, В.А.Крутецкий, A.A. Леонтьев, В.И. Петрушин, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.], позволившие автору выделить социально-психологические предпосылки культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции при обучении музыке.

Актуальными для исследования стали труды по теории эстетического воспитания [М.М. Бахтин, Ю.В. Борев, Ю.Б. Верольский, Н.И. Киященко, Ю.А.Огородников, М.Ф. Овсянников, В.К. Скатерщиков и др.], по теории и методике музыкального и художественного воспитания [Л.А. Безбородова, Д.Б.Кабалевский, А.Н. Малюков, Л.А. Тарасова, Г.М. Цыпин, П.А. Черватюк, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.], музыковедов и специалистов по методике преподавания фортепиано [Б.А. Асафьев, А.Д. Алексеев, H.A. Любомудрова, С.С. Ляховицкая, Т.Г. Мариупольская, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, А.И.Николаева, С.И. Савшинский, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпин, А.П. Юдин], а также работы ученых системы МВД РФ [Б.Н. Анисимков, Л.Ш. Берекашвили, C.B. Бородин, В.Ф. Гапоненко, Г.Г. Зуйков, H.H. Иванов и др.].

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования и нормативных документов Правительства и МВД РФ по рассматриваемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; изучение и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного; анализ учебно-методической документации колледжей милиции [планов, программ, разработок, рекомендаций, справок и отчетов по внеаудиторной музыкально-эстетической работе]; беседа; интервью; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, математическую обработку данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые: рассмотрена и обоснована сущность и содержание понятия «культурно-патриотическое воспитание», его специфика применительно к подготовке учащихся колледжей милиции; разработана теоретическая модель и на ее основе построена система культурно-патриотического воспитания учащихся, органично включенная в учебно-воспитательный процесс колледжа милиции;

- обоснованы педагогические возможности музыки в процессе культурно-патриотического воспитания; определены наиболее эффективные средства внеаудиторной, кружковой и массовой, индивидуальной и коллективной музыкально-эстетической работы с будущими сотрудниками МВД по их культурно-патриотическому воспитанию.

Теоретическая значимость исследования:

- рассмотрены исторические аспекты эстетического, нравственного и патриотического воспитания личности разных эпох, которые явились истоками понятия «культурно-патриотическое воспитание»;

- определены организационно-педагогические условия культурнопатриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыкального искусства во внеаудиторной работе;

- обоснована система культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД средствами музыкального искусства во внеаудиторных кружковых и массовых занятиях.

Практическая значимость исследования:

- осуществлен отбор наиболее эффективных [с учетом специфики колледжей милиции] форм и методов внеаудиторной музыкально-эстетической работы; определено содержание кружковой и массовой работы учащихся, в соответствии с задачами культурно-патриотического воспитания, спецификой учебного заведения. Разработана комплексная экспериментальная программа по культурно-патриотическому воспитанию учащихся колледжа милиции в хрде внеаудиторной массовой и кружковой работы с помощью музыкально-эстетических средств;

- подготовлен героико-патриотический репертуар [вокально-хоровой и инструментальный] цикла культурно-патриотических мероприятий, экскурсионного цикла, музыкально-поэтических вечеров; сценарии концертов, посвященных памятным датам, спектаклей, музыкально-литературных композиций, фольклорных праздников, ориентированных на культурно-патриотическое воспитание в рамках внеаудиторной массовой музыкально-эстетической работы колледжей милиции;

- создан музейный фонд наглядно-дидактических пособий для культурно-патриотической работы по результатам встреч с музыкантами, героями ВОВ, России, ветеранами ОВД.

Результаты исследования могут быть использованы в средних специальных учебных заведениях системы образования МВД РФ [милицейские лицеи и колледжи], учебных заведениях разной профессиональной направленности, осуществляющих военную подготовку [суворовские училища, кадетские корпуса и др.].

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы. Этапы исследования: первый этап [1998—2003 гг.] носил поисковый характер и содержал: накопление опыта работы с учащимися колледжа милиции в условиях внеаудиторной музыкально-эстетической работы; отбор материала по проблеме исследования; анализ многолетнего опыта диссертанта в качестве преподавателя музыки и организатора по культурно-массовой работе; практическую деятельность по разработке и апробации материала по культурно-патриотическому воспитанию средствами музыки; второй этап [2003—2004 гг.] включал: разработку теоретических подходов, концепцию исследования; изучение накопленного материала по культурно-патриотическому воспитанию учащихся колледжей милиции, анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, культурологической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования. На этой основе сформулирована гипотеза исследования, намечены цели, задачи и способы их решения; третий этап [2004—2007 гг.] содержал опытно-экспериментальную работу: проведение констатирующего, формирующего, контрольного этапов эксперимента в ходе кружковых и массовых форм работы. На данном этапе было разработано и апробировано содержание, принципы, формы и методы культурно-патриотической воспитательной работы учащихся колледжей милиции [в условиях внеаудиторной музыкально-эстетической работы]. Осуществлялась проверка экспериментальной гипотезы; четвёртый этап [2007—2009 гг.] включал анализ итогов контрольного этапа эксперимента, количественную и качественную обработку, систематизацию полученных данных, оформление результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе практической и экспериментальной работы по культурно-патриотическому воспитанию средствами музыки [Колледж милиции №1 ГУВД по г. Москве, Культурные центры МВД и ГУВД РФ, Совет ветеранов Центрального аппарата МВД РФ]. Основные положения диссертации прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях, в числе которых: «Учимся мастерству» [М.: МГГТУ, 2002], «Ступени мастерства» [М.: МГПУ, 2003], международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б. Кабалевского [М.: МГПУ, 2004], научно-практическая конференция «Эффективный учитель» [М.: МГПУ, 2004], «Педагогическая культура современного учителя» [М.: МГПУ, 2005], международная научно-практическая конференция-съезд «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» [М.: МГПУ, 2006], «Традиции и новации профессиональной подготовки будущего педагога» [Тверь.: ТвГУ, 2007], научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность» [М.: МГПУ, 2007]. Апробация и внедрение результатов исследований происходила на семинарах, республиканских совещаниях, конференциях по линии МВД РФ и др.; через опубликование научных и методических материалов в межвузовских сборниках и изданиях ВАК. Выводы исследования обсуждались и были одобрены в ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» на заседании кафедры педагогики и социальной работы, совместном заседании кафедр музыкального образования, педагогики и психологии начального образования, дошкольной педагогики и психологии, предметно-цикловых комиссиях по культурно-патриотическому воспитанию Колледжа милиции №1 ГУВД по г. Москве.

База исследования: ГОУ СПО — милицейские лицеи и колледжи России [Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж и др.], культурные центры МВД и ГУВД РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников МВД -это процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на' сознание, чувства, волю, в целом на личность учащихся с целью развития у них разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических [в том числе музыкально-художественных], общественно-культурных ценностей.

Результатом культурно-патриотического воспитания является развитие патриотического сознания, чувства долга, нравственных идеалов, культуры личности, эстетического отношения к действительности, гражданского мировоззрения.

Специфика культурно-патриотического воспитания в колледже милиции определяется особенностями организации учебного процесса, насыщенного элементами воинского ритуала: военно-спортивные сборы, строевая подготовка, цикл военно-учебных предметов, соблюдение дисциплины и субординации, вынос знамени и звучание гимна РФ, принятие Присяги.

2. Теоретическая модель культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции включает следующие компоненты: организационно-перспективный, формально-управленческий, пространственно-временный; диагностико-аналитический.

Система культурно-патриотического воспитания учащихся колледжа милиции рассматривается как моральная и духовная основа эффективности учебной, а впоследствии оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности сотрудников МВД. Эта система включает в себя цели, задачи, направления, средства, методы, пути, конкретные формы реализации.

3. Результативность культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции детерминируется знанием "командно-педагогическим составом сущности понятия «культурно-патриотическое воспитание», специфики его реализации в рамках профессиональной подготовки в колледжах милиции, а также владением педагогами теоретической моделью культурно-патриотического воспитания.

4. Культурно-патриотическое воспитание в условиях колледжа милиции протекает наиболее эффективно, если проводится в рамках целостной программы, реализуемой во внеаудиторной музыкально-эстетической работе, осуществляемой в кружковой и массовой, индивидуальной и групповой формах. Эффективными формами организации кружковой работы являются: музыкальные кружки [хор, ансамбль, оркестр, вокально-инструментальный и фольклорный ансамбли, музыкальный театр], кружок фортепиано, кружок вокала. Эффективность культурно-патриотического воспитания обеспечивается включением учащихся в разнообразные массовые формы внеаудиторной музыкально-эстетической работы.

5. В условиях колледжей милиции значимым в русле культурно-патриотического воспитания в ходе музыкальных занятий представляется применение систематизированного учебного репертуара героико-патриотической направленности отечественных и зарубежных композиторов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 34 приложений, из которых 11 — фотоприложения. Основной текст содержит 159 страниц машинописного текста, включая 16 таблиц и 3 схемы. Список литературы составляет 157 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Фомина, Наталия Алексеевна

Выводы по 2 главе

КПВ в колледже наиболее эффективно осуществляется в единстве аудиторной и внеаудиторной музыкально-эстетической работе [ВМЭР]. В ходе ВМЭР по КПВ, решаются следующие образовательно-воспитательные задачи: углубление знаний учащихся по истории отечественной музыки, формирование их музыкально-эстетической культуры, приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, КПВ учащихся.

Реализация ВМЭР по КПВ в условиях колледжа милиции наиболее эффективна в кружковой работе. Выявлены эффективные формы кружковой ВМЭР: музыкальные кружки [хор; ансамбль; оркестр; вокально-инструментальный, фольклорный ансамбли; музыкальный театр]; кружок фортепиано; кружок вокала. Наиболее эффективными оказались такие массовые формы ВМЭР: лекции-концерты; музыкальные вечера; тематические вечера, творческие встречи; праздники; викторины; смотры-конкурсы; музыкальные спектакли; экскурсии, построенные на героико-патриотическом материале отечественной культуры и истории; посещение выставок, домов-музеев, театров; создание музеев, музейно-педагогическая работа.

Приемы, обеспечивающие эмоциональный фон КПВ: эмоциональная насыщенность музыки; эмоциональное общение на МЗ; эмоциональные переживания успеха или неуспеха.

Особое влияние на воспитание чувства любви к своей Родине оказывают песни героико-патриотической тематики, знакомящие учащихся с историей, образами героев. Для улучшения КПВ учащихся колледжа милиции важно включать самый разнообразный музыкальный репертуар произведения композиторов-классиков, народную и отечественную инструментальную музыку, песни, танцы, музыкальные произведения стран ближнего зарубежья.

Опытно-экспериментальная работа включала три взаимосвязанных этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На основе концепции исследования были выделены следующие критерии уровня сформированности КПВ: характеристика состояния интеллектуальной сферы личности как уровень патриотического сознания; характеристика эмоциональной сферы личности — широта патриотических чувств; поведенческая характеристика личности - устойчивость патриотического поведения.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о том, что учащиеся экспериментальной и контрольной групп имели примерно одинаковый начальный уровень культурно-патриотического воспитания.

Этап формирующего эксперимента осуществлялся в ходе целенаправленных экспериментальных кружковых занятиях и в массовой внеаудиторной работе.

Экспериментальная группа постоянно участвовала в массовой культурно-патриотической работе. Применялись следующие внеаудиторные формы этой работы: коллективное посещение выставок изобразительного искусства, театров и музеев; участие в смотрах-конкурсах художественной самодеятельности и творчества; организация вечеров [кино, поэзии, музыкальные]; подготовка викторин [интеллектуальных], культурно-просветительных и героико-патриотических акций; организация творческих встреч с интересными людьми [деятелями искусства, литературы, культуры, героями ВОВ, России, ветеранами ОВД, представителями духовенства].

Полученные данные свидетельствуют, что специально организованная работа по культурно-патриотическому воспитанию учащихся колледжа средствами музыкально-эстетической культуры при соблюдении организационно-педагогических условий обеспечивает высокий уровень сформированности культурно-патриотического сознания, культурно-патриотических чувств, культурно-патриотического поведения.

наблюдение

Взаимодейств с ветеранским $ организациям ОВД и ВВМЕ ие

Работа со справочной исторической литературой

Встречи ветеранами войны

4 курс

ДРФ

Устный журнал

Уроки мужества

Интегрированные уроки

Спектакли, линейки

Праздник «Мы не дрогнем в бою за столицу свою.»

Смотр строя и песни

Фестиваль военной песни

Песня в военной шинели»

Научно-исследовательская работа

Научнопрактическая конференция

Уроки мужества в музее колледжа

Музейная работа

Работа поисковых отрядов на территории РФ

Интеллектуальная викторина

Вахта Памяти

Возложение цветов к могиле Неизвестного солдата, Стеле Москва-город герой, Мемориалу в парке Победы

Сборник «Семейная летопись Победы»

Героико-патриотическая акция по представлению боевых знамён

Концерты для ветеранов войны

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.