Онтотеологическая проблематика в греческой патристике III-IV вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Гагинский, Алексей Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат наук Гагинский, Алексей Михайлович
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ОНТОТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В АНТИЧНОСТИ
§ 1. Досократики: бог Ксенофана и бытие Парменида
§ 2. Платон: ouaia Kai eneKeiva Tf]<; ouaiag
§ 3. Аристотель об Уме и тождестве бытия и единого
§ 4. Платонизм и неопифагореизм: синтез предшествующей традиции
§ 5. Неоплатонизм: Единое или Бытие?
ГЛАВА II. БЫТИЕ И БОГ: МЕЖДУ АФИНАМИ И ИЕРУСАЛИМОМ
§ 1. Метафизика Исхода: 3.14
§ 2. Филон Александрийский о божественных энергиях и Сущем
§ 3. Иустин Философ: имя Бога и бытие
ГЛАВА III. ОНТОТЕОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ В АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ
ШКОЛЕ
§ 1. Климент Александрийский о единстве Отца и всеединстве Сына
§ 2. Ориген: Отец и сила бытия
§ 3. Афанасий Великий: Бог есть Сущий
ГЛАВА IV. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОЛОГИЯ У КАППАДОКИЙЦЕВ
§ 1. Василий Великий о непостижимости онтологического статуса Бога
§ 2. Григорий Богослов о трех подходах к запредельному
§ 3. Григорий Нисский: Бог, энергии, имена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Сокращения
II. Источники и переводы по греческой патристике III-IV вв
III. Прочие источники
IV. Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Экзегетика и становление онтологической проблематики у Аврелия Августина2008 год, кандидат философских наук Селиверстов, Виктор Леонидович
Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии2016 год, кандидат наук Дробышев, Виталий Николаевич
Время как сотериологическая проблема в "Египетской патристике"2002 год, кандидат философских наук Иваненко, Алексей Игоревич
Хайдеггер и философская теология XX века2010 год, доктор философских наук Коначева, Светлана Александровна
Теологические аспекты критической герменевтики Жака Деррида и ее роль в библейских исследованиях2019 год, кандидат наук Волчков Алексей Сергеевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтотеологическая проблематика в греческой патристике III-IV вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Во второй половине XX в., в частности, после статьи М. Хайдеггера «Онто-тео-логическое строение метафизики»1, вопрос о соотношении философии и теологии стал привлекать все большее внимание исследователей. А именно, возникла необходимость прояснить, как соотносятся понятие бытия и идея Бога? В последнее время возникло даже целое направление, поставившее своей задачей уяснить взаимосвязь онтологии и теологии, иными словами, онтотеология превратилась в особую предметную область2, которая оказалась весьма плодотворной для современной философии. Данной проблематике уделяли внимание такие именитые мыслители, как П. Тиллих3, Э. Левинас4, Ж. Деррида5, X. Яннарас6, Ж.-Л. Марион7 и др. При этом очевидно, что разработка указанной темы предполагает и изучение предшествующей традиции — отнюдь не случайно, что уже дискурс Хайдеггера строится ретроспективно, т.е. историко-философски (лекции о Шеллинге, Гегеле и т.д.). Поэтому вполне естественно, что современные мыслители (к примеру, Ж. Деррида, X. Яннарас, Ж.-Л. Марион и др.) обращаются к таким фигурам, как
1 Heidegger M. Die onto-theo-logische Verfassung der Metaphysik (1956/1957) II Idem. Identität und Differenz. - Frankfurt am Main, 2006. - S. 51-79. (Gesamtausgabe; 11).
2 См. напр.: Religion, Ontotheology, and Deconstruction / Ed. Ruf H. - New York, 1989; MilbankJ. The Word Made Strange: Theology, Language, Culture. - Oxford, 1997; Robbins J. Between Faith and Thought: An Essay on the Ontotheological Condition. - Charlottesville, 2003; NefF. Qu'est-ce que la Métaphysique? - Paris, 2004; Courtine J.-F. Invention Analogiae: Métaphysique et Ontothéologie. - Paris, 2005.
3 См. напр.: Тиллих П. Систематическая теология. - СПб., 2000. - Т. 1-2. - С. 163-278.
4 Lévinas Е. Dieu et l'onto-théo-logie II Idem. Dieu, la mort et le temps. - Paris, 1993. - P. 137-253.
5 Derrida J. De l'esprit: Heidegger et la question. - Paris, 1987; Idem. Sauf le nom. - Paris, 1993; см. также: Derrida and Negative Theology / Ed. H. Coward, T. Foshay. - New York, 1992.
6 Tiawapâç X. Mexa-vewxeQiKii Мета-фиоткт]. - A6|aoç, 1993; ЯннарасX. Хайдеггер и Ареопагит, или об отсутствии и непознаваемости Бога // Он же. Избранное: Личность и Эрос. -М., 2005.-С. 7-86.
7 Marion J.-L. Dieu sans l'être. - Paris, 1982; Idem. Sur le prisme métaphysique de Descartes. Constitution et limites de l'onto-théo-logie cartésienne. - Paris, 1986; Idem. Saint Thomas d'Aquin et l'onto-théo-logie // Revue Thomiste. - Toulouse, 1995. - Vol. 95, N. 1. - P. 3166.
Григорий Нисский или Псевдо-Дионисий Ареопагит8. Это обстоятельство указывает на то, что назрела необходимость провести историко-философское исследование онтотеологической проблематики в греческой патристике, поскольку в этом отношении ей до сих пор не уделялось должного внимания.
Следует отметить, что потребность в таком исследовании существовала изначально. М. Хайдеггер критикует христианство за то, что оно представляет Бога как causa sui9, высшее сущее, где «Бог сам, как несотворенный Творец, "есть"»10. Иными словами, Бог оказывается лишь неким сущим, наряду с другими: «Бытие шире, чем все сущее... будь то скала, зверь, художественное произведение, машина, будь то ангел или Бог»11. В связи с этим немецкий философ с сожалением говорит о «долгой христианизации Бога» (die lange Verchristlichung des Gottes)12. И хотя правомерность таких утверждений уже поставлена под сомнение13, необходимо добавить, что М. Хайдеггер говорит только о западной традиции, из поля его зрения выпал огромный культурный пласт — восточное христианство, его философия и богословие. Ведь если есть определенные основания говорить о том, что в западной традиции, по крайней мере, от Августина до Фомы Аквинского, сущность Бога понималась как бытие par excellence, то что можно сказать в этом отношении о восточном христианстве? Надо полагать, что при настоящей степени изученности этого вопроса — почти ничего. В подтверждение этого тезиса можно сослаться на то обстоятельство, что в качестве примера отождествления в восточной традиции сущности Бога с бытием нередко приводят слова Василия
8 См. напр.: Zachhuber J. Jean-Luc Marion's Reading of Dionysius the Areopagite: Herme-neutic and Reception History // Reading the Church Fathers / Ed. S. Douglass, M. Ludlow. -London, 2011. - P. 3-22; Newheiser D. Time and Responsibilities of Reading: Revisiting Der-rida and Dionysius // Ibid. P. 23-43; Jones T. Emmanuel Levinas and Gregory of Nyssa on Reading, Desire and Subjectivity // Ibid. P. 63-81; Douglass S. The Combinatory Detour: The Prefix Luv- in Gregory of Nyssa's Production of Theological Knowledge // Ibid. P. 82-107.
9 Heidegger M. Die onto-theo-logische Verfassung der Metaphysik... S. 77.
10 Хайдеггер M. Введение в метафизику. - СПб., 1998. - С. 92.
11 Он же. Письмо о гуманизме // Он же. Время и бытие: Статьи и выступления. - М., 1993.-С. 202.
12 Heidegger М. Beiträge zur Philisophie. - Frankfurt am Main, 1989. - S. 24.
13 Напр;: Hankey W. Why Heidegger's «History» of Metaphysics is Dead // American Catholic Philosophical Quarterly. - Washington, 2004. - Vol. 78. N. 3. - P. 425-443.
4
Великого14: «...сущность же не есть что-либо из непринадлежащего [Богу], но само бытие Бога»15. Но действительно ли кесарийский епископ имеет в виду то же самое, что и Фома Аквинский, который говорит, что «сущность Бога есть само Его бытие»16? При более внимательном рассмотрении вопроса становится ясно, что такая трактовка обусловлена как раз позднейшей западной онтотеологической традицией, сквозь призму которой исследователи
17
смотрят и на Василия Великого .
Таким образом, складывается не самая благоприятная ситуация: философы, патрологи обращаются к греческой патристике в надежде найти ответы на некоторые запросы современности, или отыскать примеры каких-либо интеллектуальных явлений, но чрезвычайно скудная исследованность этой традиции (разумеется, в рамках онтотеологии) приводит к тому, что она не может ни по-настоящему питать мысль, ни просто быть понятой.
Предмет исследования
18
Как известно, термин «онтотеология» впервые употребил И. Кант в «Критике чистого разума» (А632/В660), где он различает два вида трансцендентальной теологии: космотеологию и онтотеологию, при этом последняя стремится познать «...существование первосущности... посредством одних
14 См. напр.: Hübner R. Gregor von Nyssa als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius // Epek-tasis: Mélanges patristiques offerts au Cardinal Jean Daniélou / Ed. Fontaine J., Kannengiesser Ch. - Beauchesne, 1972. - P. 481; Vaggione R.P. Eunomius of Cyzicus and Nicene Revolution. - Oxford, 2000. - P. 133-134; Robertson D. Stoic and Aristotelian Notion of substance in Basil of Caesarea // Vigiliae Christianae. - Leiden, 1998. - Vol. 52, N. 4. - P. 413; Михайлов П.Б. Василий Великий // Православная энциклопедия. - M., 2004. - T. 7. - С. 159; Шуфрин A.M. Развитие понятия «ипостась» у св. Василия Великого // Проблемы теологии: Вып. 3. -Екатеринбург, 2006. - Ч. 2. - С. 14-17; Бирюков Д.С. Св. Василий Кесарийский. Полемика с Евномием // Антология восточно-христианской богословский мысли. Ортодоксия и ге-теродоксия: В 2-х т. - М., СПб., 2009. - Т. 1. - С. 279.
15 Basilius Magnus. Adversus Eunomium 1.10. 42-43.
16 Thomas Aquinas. Summa Theologica I. q. 12. a. 2.
17 Подробнее об этом см. в гл. IV, § 1.
18 Kremer К. Ontotheologie // Historisches Wörterbuch der Philosophie / Hrsg. Ritter J., Gründer K., Gabriel G. - Basel, 1984. - Bd. 6. - S. 1207.
лишь понятий без всякой помощи опыта»19. Впоследствии этот термин переосмыслил М. Хайдеггер20, у которого онтотеология (по сути — метафизика) стала пониматься как признак забвения бытия, поскольку Бог, входя в философию как высшее сущее21, делает излишним вопрос о том, почему сущее вообще есть, ибо бытие сущего заключается лишь в его сотворенности Богом, в свою очередь понимаемым как первопричина22. «Бытие сущего в смысле основания вполне представлено только causa sui. Этим названо метафизическое понятие Бога»23. В результате М. Хайдеггер приходит к выводу, что такому богу нельзя молиться, ибо перед causa sui нельзя пасть на колени в священном трепете, перед этим богом человек не может петь и танцевать24. Такая трактовка метафизики оказалась в значительной степени провоцирующей и требующей вдумчивого переосмысления, но в любом случае она послужила отправной точкой для развития целого направления современной постметафизической теологии. Это направление связывают с именем Ж.-Л. Мариона25, который, хотя и продолжает критику метафизики как онтотеоло-гии, понимает ее уже существенно иначе. В частности, Ж.-Л. Марион считает, что история метафизики не столь однозначна, как это представлялось Хайдеггеру, и не всех ее представителей можно заклеймить как онтотеоло-
19 Кант И. Критика чистого разума // Он же. Собрание сочинений в 8-ми т. - М., 1994. -T. 3.-С.475.
20 Подробнее об этом см.: Thomson I. Heidegger on Ontotheology: Technology and the Politics of Education. - Cambridge university press, 2005. - P. 7-43.
21 Как пишет M. Хайдеггер: «Между тем, еще раз вспомнив историю западноевропейской мысли, мы увидим: вопрос о бытии как вопрос о бытии сущего двусторонен. С одной стороны, в нем спрашивается: что есть сущее вообще как сущее? Соображения вокруг этого вопроса попадают в ходе истории философии под рубрику онтологии. Одновременно в вопросе «Что есть сущее?» спрашивается: что есть сущее в смысле высшего сущего и каково оно? Это — вопрос о божественном и о Боге. Сфера этого вопроса называется теологией. Двусторонность вопроса о бытии можно подытожить, дав ему название онто-тео-логии» (Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Он же. Время и бытие: Статьи и выступления.-М., 1993.-С. 364).
22 См.: Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века.-М., 2010.-С. 92-98.
23 Heidegger M. Die onto-theo-logische Verfassung der Metaphysik... S. 67.
24 Ibid. S. 77. О развитии этих идей см.: Ямполъская А. Феноменология как снятие метафизики? // Логос. - М., 2011. - № 3 (82). - С. 107-123.
25 См. по этому поводу: Carlson Th. Postmetaphysical Theology II The Cambridge Companion to Postmodern Theology / Ed. Vanhoozer K. - New York, 2003. - P. 58-75.
гов. Так, французский философ обращается к Псевдо-Дионисию Ареопагиту,
у которого он находит не только свободу Бога от бытия, но также то, — и это
26
очень важно, — что Марион называет «хвалебным дискурсом» , учение о божественных именах27. Метафизик, говорит Марион, «...ставит между божественным (а позднее — Богом Иисуса Христа) и его именованием знак равенства: простой, банальный — и страшный... В самом деле, образование понятия, притязающего на равнозначность Богу, в действительности восходит к метафизике»28. Таким образом, Ж.-Л. Марион, не отказываясь от онто-теологии, показывает ее проблематичность с историко-философской точки зрения. Вместе с тем совершенно очевидно, что учение о божественных именах, включающее ряд важных следствий, как для онтологии, так и для теологии, присутствует не только у Псевдо-Дионисия. Автор Ареопагитик опирался на предшествующую традицию, в которой и было разработано, в лице наиболее выдающихся представителей александрийской философско-богословской школы, а также знаменитых каппадокийцев, христианское учение о божественных именах и энергиях, а также предложены различные варианты осмысления соотношения понятия бытия и идеи Бога.
Вышесказаннм определяется обращение к доареопагитской патриотической традиции, а именно, к мыслителям III и IV вв., когда закладываются доктринальные основания христианства в целом, неизменные и доныне. Наиболее яркими представителями данной эпохи среди восточно-христианских авторов являются выдающиеся александрийские мыслители Климент, Ори-ген и Афанасий Великий, а также каппадокийцы — Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.
26 Марион Ж.-Л. Идол и дистанция // Символ. - Париж; М., 2009. - № 56. - С. 170-231; Marion J.-L. In the Name: How to Avoid Speaking of «Negative Theology» // God, The Gift, and Postmodernism / Ed. J. Capto, M. Scanlon. - Bloomington, 1999. - P. 20-41.
27 «Наиболее важным источником для богословского понимания языка Мариона является теология божественных имен и мистическая теология Дионисия» (Carlson Th Post-metaphysical Theology... P. 67).
Марион Ж.-JI. Идол и дистанция... С. 23, 27.
Не стоит и говорить, что патриотическая философия возникает не на пустом месте, а является преемницей античной культуры. Поэтому исследование философско-теологической мысли III-IV вв. необходимо предварить очерком истоков онтотеологической проблематики в Античности, от досо-кратиков до неоплатонизма, существенно повлиявшего на формирование раннехристианской мысли29. Кроме того, нельзя обойти вниманием и библейские предпосылки патриотической философии, в частности, крайне важный для нее текст книги «Исход» (гл. 3, ст. 14), послуживший отправной точкой для развития исследуемой проблематики. Нельзя не упомянуть Филона Александрийского, чрезвычайно важного мыслителя конца I в. до н.э. — пер. пол. I в. н.э., который проложил мостик между эллинской культурой и ветхозаветным иудаизмом, объединив античную философию и библейское мировосприятие. Филон оказал влияние на многих христианских мыслителей, его заслуги в этом отношении крайне важны. Равным образом заслуживает внимания и один из первых христианских философов — Иустин, внесший значительный вклад в диалог философии и теологии в раннем христианстве.
Что же касается прочих мыслителей I-IV вв., то объять их всех — слишком обширная задача для кандидатской диссертации, поэтому целесообразно было сосредоточиться на самых значительных авторах этого периода, уделявших внимание исследуемой проблематике.
Итак, центральный предмет исследования диссертационной работы —
30
это онтотеологическая проблематика в греческой патристике III и IV вв. При этом «онтотеология» понимается именно как проблема, до сих пор дале-
29 Необходимо отметить, однако, что не все античные философские школы близки к рассматриваемой проблематике. Как отмечает А.Т. Казарян: «В стоицизме, эпикуреизме и скептицизме тема бытия уходит на 2-й план, уступая место религиозно-нравственной, логической и космологической проблематике» (Казарян А. Т. Бытие // Православная энциклопедия. - М., 2003. - Т. 6. - С. 431). Поэтому эти школы в данной диссертации не рассматриваются.
3 Следует добавить, что в отечественной науке термин «онтотеология» применительно к патристике уже использовал A.A. Столяров. См.: Столяров A.A. Августин Аврелий // Античная философия: Энциклопедический словарь / Ред. Гайденко П.П., Солопова М.А. и др. - М., 2008. - С. 67-68; Он же. Августин Аврелий // Новая философская энциклопедия. -М., 2010. - Т. 1.-С. 36.
кая от окончательного разрешения, т.е. как проблемная область соотношения Бога и бытия, как вопрос о статусе Бога в раннехристианской мысли с точки зрения онтологии и ономатологии.
Цели и задачи исследования
Целью настоящей диссертации является анализ онтотеологической проблематики в греческой патристике III и IV вв., а именно, исследование соотношения понятия бытия и идеи Бога, прояснение самих этих основополагающих концептов, а также выяснение онтологического статуса Бога, соот-
31
ношения онтологии, теологии и генологии .
Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
1. Прежде всего, проанализировать античную онтологию и ее связь с теологией, поскольку христианские мыслители отталкивались от схем, выработанных древнегреческими философами. На этом фоне станет понятно, какие положения были заимствованы, а что послужило отправной точкой для самостоятельных размышлений христианских мыслителей.
2. Рассмотреть древние трактовки Исх 3.14, а также философско-богословские взгляды Филона Александрийского и Иустина Философа, оказавших существенное влияние на последующих мыслителей.
3. Провести тщательный историко-философский анализ онтотеологической проблематики в греческой патристике III и IV вв.; в лице ее наиболее выдающихся представителей, таких как Климент, Ориген и Афанасий александрийские, а также каппадокийцы — Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, по-
31 Термин генология (от греч. ev — учение о едином) впервые употребил А.Ф. Лосев в 20-х гг. прошлого столетия, несколько позднее (и независимо от русского философа) в западную философию его вводят Э. Жильсон и Э. Виллер (см.: Доброхотов A.JI. «Волны смысла», или генология А.Ф. Лосева в трактате «Самое само» // Он же. Избранное. - М., 2008.-С. 339).
казать, какие своеобразные идеи были выработаны в этот период, как соотносятся античная и христианская мысль.
Степень разработанности темы
Одним из первых исследователей, кто откликнулся на вышеупомянутый тезис М. Хайдеггера и применил термин «онтотеология» к патристике был Вернер Байервальтес. В книге «Платонизм и идеализм», вышедшей в 1972 г. во Франкфурте, в главе с характерным названием «Deus est Esse — Esse est Deus. Онто-теологический вопрос как аристотелико-неоплатоническая структура мышления» он дает краткий очерк этой проблемной области, затрагивая вопрос об интерпретации Исх 3.14, переходя затем к греческой патристике,
32
неополатонизму, Августину, Майстеру Экхарту и Шеллингу . Несмотря на то, что этот очерк носит довольно беглый характер, он весьма показателен. В. Байервальтес считает, что Бог в христианском богословии, — в том числе и в греческой патристике33, — понимается как бытие34. В этом проявляется характерная черта многих западных исследователей, которые под влиянием более близкой им латинской патристики (Августин, Боэций, etc.), где это действительно так, а также весьма влиятельного в прошлом веке неотомизма, считают и греческое богословие частью онтотеологической традиции, отождествляющей Бога и бытие. Ведь как писал в свое время Э. Жильсон, кульминация естественной теологии, «...ее последнее слово — не ens, a esse, не сущее, а бытие>>35. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что данное утверждение некорректно по отношению к греческой патристике, в которой
36
Бог и бытие отнюдь не отождествлялись. Если Августин , выдвигая принци-
32 Beierwaltes W. Piatonismus und Idealismus. - Frankfurt am Mein, 1972. - S. 5-82.
33 Ibid. S. 14-16.
34 Например, немецкий исследователь полагает, что выражение Григория Богослова гсеЛауод тцс, otiaiag указывает на тождество Бога и бытия (Ibid. S. 15, anm. 37).
35 Жильсон Э. Бог и философия // Он же. Избранное... С. 643.
36 А именно с него, по большому счету, начинается западная традиция онтотеологии. Этому посвящена книга Г. Хубера, который показывает, как учение о Едином Плотина, через посредство Мария Викторина, трансформировалось Августином в тождество Бога и бытия (Huber G. Das Sein und Absolute. Studien zur Geschichte der ontologischen Problematik
10
пиальный тезис: «все, что Бог имеет, то Он и есть»37, лежащий в основании онтотеологической традиции, отождествляет сущность и акциденции в Боге и, тем самым, нивелирует различие между сущностью и энергией, то для греческой патристики, напротив, указанное различие всегда имело большое значение. С моей точки зрения, речь идет о двух фундаментальных философ-ско-богословских парадигмах, восточной и западной, которые по-разному осмысляли (и осмысляют) соотношение Бога и бытия.
Как было отмечено выше, в последнее время на Западе количество публикаций касающихся связи онтологии и теологии значительно увеличилось. Не в последнюю очередь это связано с тем, что онтотеология осознала себя в качестве особой предметной области, входящей в сферу активно развивающейся сегодня постметафизической теологии38. Что же касается историко-философского аспекта данной проблематики, то нетрудно заметить, что западная традиция в этом отношении исследована намного лучше, чем восточная. До известной степени это связано с получившей широкое признание идеей Этьена Жильсона о христианской философии как «метафизике Исхода»39. Существует ряд исследований, посвященных этому вопросу40. Восточ-
in der spatantiken Philosophie. - Basel, 1955). См. также: Anderson J.F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. - The Hague, 1965.
37 Ideo simplex dicitur, quoniam quod habet, hoc est (Augustinus Aurelius. De civitate Dei XI. 10 // PL 41. Col. 325). Августин говорит, что «Бог, правда, называется множественными именами: великий, благой, премудрый, блаженный, истинный... но Его величие есть то же, что Его премудрость... Его благость есть то же, что Его премудрость и величие, а Его истина есть то, что есть все это. И в Нем одно и то же — быть блаженным и быть великим, или премудрым, или истинным, или благим, или быть Самим в целом» (Augustinus Aurelius. De Trinitate VI. 8 // PL 42. Col. 929).
38 См. напр.: Ingraffia B. Vanquishing God's Shadow: Postmodern Theory, Ontotheology and Biblical Theology. - Irvine, 1993; Westphal M. Overcoming Onto-Theology: Toward a Postmodern Christian Faith. - New York, 2001; The Blackwell Companion to Postmodern Theology / Ed. Ward G. - Oxford, 2001; Religion after Metaphysics / Ed. Wrathall M. - Cambridge university press, 2003; The Cambridge Companion to Postmodern Theology / Ed. Vanhoozer K. - Cambridge university press, 2003; Manoussakis J. God after Metaphysics. - Bloomington, 2007.
39 Gilson E. The Spirit of Thomism. - New York, 1964, - P. 72-74; см. также: Idem. L'Esprit de la philosophie médiévale. - Paris, 1932; Idem. L'Être et l'essence. - Paris, 1948; Idem. God and Philosophy. - New Haven, 1960; Он же. Избранное: Христианская философия. - М., 2004.
ное же христианство в рамках онтотеологии исследовано намного меньше. С одной стороны, во многих патрологических работах традиционно рассматривается учение о Боге у того или иного автора, при этом речь заходит о сущности Бога, ономатологии и т.п., однако патрологи почти не исследуют собственно философские вопросы: как соотносятся Бог и бытие, что такое бытие, каков онтологический статус Бога и т.п. Данная проблематика остается в тени собственно богословских изысканий. С другой стороны, историки философии нередко обходят греческую патристику молчанием, будучи a priori убеждены в ее философской бедности, или же уделяют ей слишком мало внимания, вследствие чего обзоры данного периода носят ознакомительный и довольно поверхностный характер.
Исходя из этого, следует признать, что онтотеологическая проблематика в греческой патристике в настоящее время изучена недостаточно. Конечно, существует немало исследований, посвященных влиянию античной философии на раннехристианских мыслителей. Среди них можно отметить, например, работы Дж. Престиджа41, А. фон Иванка42, Г. Вольфсона43, Дж. Виттэке-ра44, Дж. Риста45, К. Морескини46, Д. Бредшоу47 и др. Из отечественных ис-
48
следователей можно упомянуть, например, работы А. Спасского , А.Ф. JIo-
40 Напр.: Dieu et l'Être: Exégèses d'Exode 3, 14 et de Coran 20, 11-24 / Centre d'études des religions du livre. - Paris, 1978; L'Etre et Dieu / Ed. Yergote H.-B. et al. - Paris, 1986; Dubarle D. Dieu avec l'être: de Parménide à Saint Thomas: Essai d'ontologie théologale. - Paris, 1986; Elders L. The Metaphysics of Being of St. Thomas Aquinas in a Historical Perspective. - Leiden, 1993; Saint Thomas et l'onto-théologie: Actes du colloque tenu à l'Institut catholique de Toulouse les 3 et 4 juin 1994. - Toulouse, 1995.
41 Prestige G.I. God in Patristic Thought. - London, 1936.
42 Ivanka E. von. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Piatonismus durch die Vater. - Einsiedeln, 1964.
43 Wolfson H.A. Philosophy of Church Fathers. - Harvard university press, 1976.
44 Whittaker J. Studies in Platonism and Patristic Thought. - London, 1984.
45 Rist J. Platonism and its Christian Heritage. - London, 1985.
46 Moreschini С. I Padri cappadoci: storia, letteratura, teologia. - Roma, 2008; Морескини К. История патристической философии. - M., 2011.
47 Bradshaw D. Aristotle East and West. Metaphysics and the Division of Christendom. -Cambridge university press, 2004.
48 Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). - Сергиев Посад, 1914.
сева49, А.А. Столярова50, Ю.А. Шичалина51, Г.Г. Майорова52, В.В. Петрова53, С.В. Месяц54, В.М. Лурье55, А.Р. Фокина56, Д.С. Бирюкова57, которые пишут о философии в патристике. Однако до сих пор многие восточно-христианские мыслители плохо изучены именно в плане онтологии, которая у них неизменно связана с теологией, вследствие чего исследователи иногда предлагают не вполне корректные интерпретации данной проблематики.
Лучше всего в этом отношении освоено наследие Климента Александрийского, платонизм которого выражен столь ярко, что его преломление в
49 Лосев А.Ф. История античной эстетики: В 8 т. - Харьков; М., 2000.
50 Столяров А.А. О специфике функционирования некоторых понятий в литературных контекстах противоборствующих культур (античность и христианство) // Из истории философского наследия древнего Средиземноморья / Отв. ред. М. А. Киссель. - М., 1989. -Ч. 2. - С. 161-197; Он же. Свобода воли как проблема европейского морального сознания (очерки истории: от Гомера до Лютера). - М., 1999; Он же. Патрология и патристика.
Краткое введение. - М., 2001.
51 Шичалин Ю.А. Философия и теология в IV веке по Р.Х. (к вопросу о границах науки у поздних платоников и Отцов Церкви) // Границы науки. - М., 2000. - С. 121-139; Он же. Концепция генад Прокла, Ареопагитский корпус и Дамаский // Христианство и культура. Сборник докладов Седьмых Рождественских чтений. - М., 1999. - С. 14-23; Он же. Свт. Григорий Богослов — читатель Плотина: По поводу начала трактата Плотина «О возникновении и порядке того, что вслед за первым» (PLOT. 11.5.2.1.2-4: OION ENEДРАМЕ ETC.) // Богословский вестник. - М., 2005-2006. - № 5/6. - С. 681-688.
52 Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
53 Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII в. - М., 2007; Он же. Таинство «синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. М., 2008. - № 4 (24). - С. 48-59; Он же. Трансформация античной онтологии у пс.-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника // XIX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы. - М., 2009. - Т. 1. - С. 16-25.
54 Месяц С.В. Трансформация античного понимания Абсолюта в христианском богословии IV в. // Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в античности и в средние века (Исследования и переводы) / Ред. Гайденко П.П., Петров В.В. - М., 2005. - С. 823858.
55 Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. - СПб., 2006.
56 Фокин А.Р. Афанасий Великий // Православная энциклопедия. - М., 2002. - Т. 4. - С. 22-49; Он же. Григорий Нисский // Православная энциклопедия. - М., 2006. - Т. 12. - С. 480-522; Он же. Христианский платонизм Мария Викторина. - М., 2007; Он же. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. - М., 2011. - № 5 (37); № 6 (38). - С. 7-22; 7-29.
57 Бирюков Д.С. Об «онтологической дифференции» у Аристотеля в перспективе формирования философского языка патристики // VERBUM. Medievalia: Идеи и образы средневековой культуры. - СПб., 2005. - Вып. 8. - С. 230-241; Он же. Тема причастности высшей природе в учениях об иерархии сущего: Порфирий, Григорий Нисский et. al. // Истина и диалог. Труды международной научной конференции. Санкт-Петербург, 29-31 мая 2008 г. - СПб., 2008. - С. 148-167; Он же. Философские основания неоарианства. Вторая половина IV в. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010 (Интернет издание).
раннем христианстве не могло не привлечь внимание исследователей. В своей ранней работе, посвященной философии Климента, Э. Осборн показал, что в основании богословия александрийца лежит осмысление первой гипотезы «Парменида»58. Таким образом, онтологический статус Бога у Климента соответствует Единому неоплатонизма. Более осторожной позиции придерживается С. Лилла, который обращает внимание на то, что несмотря на близость описания Бога у Климента и Единого у Плотина59, первый использует не только отрицательные характеристики для описания первоначала, но и положительные, вследствие чего Бог у Климента «...есть плотиновский vouc;, с добавлением некоторых атрибутов, которыми Плотин наделяет Единое»60. Специальное внимание онтологической проблематике у Климента уделяет Р. Мортли61. Он приходит к выводу, что хотя отношение между монадой (Сыном) и бытием у Климента эксплицировано недостаточно ясно, тем не менее, можно утверждать, что «Сын есть источник бытия»62, следовательно, Отец превышает бытие. В конечном итоге, полагает Морлти, вопрос о статусе Бога сводится к вопросу о языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Понятие Единого в европейской философии XIII века: Альберт Великий, Фома Аквинский и Дунс Скот2020 год, доктор наук Федчук Дмитрий Аркадьевич
Философия и теология Пауля Тиллиха2009 год, доктор философских наук Лифинцева, Татьяна Петровна
Проблема бытия в философии Фомы Аквинского2009 год, кандидат философских наук Ковревская, Вера Евгеньевна
Проблема «подлинности» в философии религии М. Хайдеггера до «поворота»2024 год, кандидат наук Вишняков Владимир Петрович
Философско-теологические истоки тринитарной концепции Аврелия Августина2009 год, кандидат философских наук Ноздрин, Владимир Владимирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гагинский, Алексей Михайлович, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Сокращения
ANRW Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. - Berlin; New York, 1987.-Bd. 36.2.
DK Die Fragmente der Vorsokratiker / Hrsg. H. Diels, W. Kranz. - Berlin, 1951-19526. - Bd. 1 (рус. пер.: Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подгот. A.B. Лебедев. - М., 1989. -Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики).
PG Patrologiae cursus completus. Sériés Graeca / Ed. J. P. Migne. -Paris, 1857-1866.- 161 1.
PL Patrologiae cursus completus. Sériés Latina / Ed. J. P. Migne. -
Paris, 1844-1864.-221 1.
SC Sources chrétiennes. - Paris, 1
TLG Thesaurus linguae graecae: http://www.tlg.uci.edu/ + CD-Rome.
АФЭ Античная философия: Энциклопедический словарь / Ред. Гай-денко П.П., Солопова М.А. и др. - М., 2008.
ПЭ Православная энциклопедия. - M., 2000-.
II. Источники и переводы по греческой патристике III-IV вв.
1. Климент Александрийский
Clemens Alexandrinus. Stromata I-VI // Die griechischen christlichen Schriftsteller 52 / Ed. O. Stählin, L. Früchtel, U. Treu. - Berlin, 1960.
Clemens Alexandrinus. Stromata VII-VIII; Excerpta ex Theodoto; Eclogae Propheticae; Quis Dives Salvetur; Fragmente // Die griechischen christlichen Schriftsteller 17 / Ed. O. Stählin, L. Früchtel, U. Treu. - Berlin, 1970.
Clemens Alexandrinus. Protrepticus und Paedagogus // Die griechischen christlichen Schriftsteller 12 / Ed. O. Stählin, U. Treu. - Berlin, 1972.
dementis Alexandrini Protrepticus / Ed. M. Marcovich. - Leiden, 1995. Clement d'Alexandrie. Le Pédagodue I // Sources chrétiennes 70 / Ed. H.-I. Marrou, M. Harl. - Paris, 1960.
Clement d'Alexandrie. Le Pédagogue II // Sources chrétiennes 108 / Ed. C. Mondésert, H.-I. Marrou. - Paris, 1965.
Clement d'Alexandrie. Le Pédagogue III // Sources chrétiennes 158 / Ed. C. Mondésert, Ch. Matray, H.-I. Marrou. - Paris, 1970.
Stromate I // Sources chrétiennes 30 / Ed. C. Mondésert, M. Caster. - Paris, 1951.
Stromate II // Sources chrétiennes 38 / Ed. Ph.-Th. Camelot, C. Mondésert. -Paris, 1954.
Stromate IV // Sources chrétiennes 463 / Ed. A. van den Hoek. - Paris, 2001. Stromate V.l Sources chrétiennes 278 / Ed. A. Le Boulluec, P. Voulet. -Paris, 1981.
Stromate V.2 // Sources chrétiennes 279 / Ed. A. Le Boulluec. - Paris, 1981. Stromate VI // Sources chrétiennes 446 / Ed. P. Descourtieux. - Paris, 1999. Stromate VII // Sources chrétiennes 428 / Ed. A. Le Boulluec. - Paris, 1997. Extraits de Théodoto // Sources chrétiennes 23 / Ed. F. Sagnard. - Paris, 1948. Климент Александрийский. Педагог / Пер. H. Корсунского. - Ярославль, 1890.
Климент Александрийский. Увещевание к язычникам / Пер. А. Ю. Бра-тухина. - СПб., 1998.
Климент Александрийский. Строматы / Пер. Е.В. Афонасина. - СПб., 2003.-В 3-х т.
Климент Александрийский. Извлечения из произведений Теодота и так называемой восточной школы времен Валентина // Школа Валентина: Фрагменты и свидетельства. - СПб., 2002. - С. 172-219.
2. Ориген
Origenes. De principiis // PG 11. Col. 115-414.
Orígenes. Fragmenta de principiis // Orígenes vier Bücher von den Prinzipien. - Ed. H. Görgemanns, H. Karpp. - Darmstadt, 1976.
Orígenes. Contra Celsum // Sources chrétiennes 132, 136, 147, 150 / Ed. M. Borret. - Paris, 1967-1969.
Orígenes. Homiliae in Canticum Canticorum // PG 17. Col. 35-58, 61-198. Orígenes. Commentaire sur St. Jean // Sources chrétiennes 120, 157, 222 / Ed. C. Blanc. - Paris, 1966-1975.
Orígenes. Exortatio ad martyrium // PG. 11. Col. 561-638. Orígenes. In Ioannem commentariorum // PG 14. Col. 21-830. Orígenes. Disputatio cum Heraclide // Sources chrétiennes 67 / Ed. J. Scherer. Paris, 1960.
Orígenes. Hexaplorum // PG 15. Col. 141-1442. Orígenes. In Genesim, homiliae 1-17 //PG 12. Col. 145-262. Orígenes. In Exodum homiliae // PG 12. Col. 297-396. Orígenes. Expositio in Proverbia Salomonis // PG 17. Col. 161-252. Orígenes. De oratione libellus // PG 11. Col. 415-562.
Origène. Commentaire sur l'Évangile selon Matthieu // Sources chrétiennes 162. / Ed. R. Girod. - Paris, 1970.
Ориген. О началах. - СПб., 2007.
Ориген. ПротивЦельса.-Казань, 1912.-Кн. 1-4.
Отцы и учители Церкви III века. - М., 1996. - Т. 2.
Ориген. Комментарии на Евангелие от Иоанна (т. I, гл. I-XX) / Пер. А. Г. Дунаева // Богословские труды. - М., 2003. - Т. 38. — С. 97-119.
3. Афанасий Александрийский
Athanasius Werke / Hrsg. H.G. Opitz. - Berlin, 1935-1940. - Bd. 2.1; 3.1. Athanasius. Contra gentes and de incarnatione / Ed. R.W. Thomson. - Oxford, 1971.
Athanasius Magnus. De incarnatione verbi // Sources chrétiennes 199 / Ed. С. Kannengiesser. - Paris, 1973.
Athanasius Magnus. Orationes très contra arianos // PG 26. Col. 11-468. Athanasius Magnus. Epistulae ad Serapionem I-IV // PG 26. Col. 529-676. Athanasius Magnus. De decretis Nicaenae synodi // Athanasius Werke / Hrsg. H.G. Opitz. - Berlin, 1940. - Vol. 2.1. - S. 1-45.
Athanasius Magnus. De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria // Athanasius Werke /Hrsg. H.G. Opitz. - Berlin, 1940. - Vol. 2.1. - S. 231-278. Athanasius Magnus. Epistula ad Afros episcopos // PG 26. Col. 1029-1048. Athanasius Magnus. Epistula ad monachos // Athanasius Werke / Hrsg. H.G. Opitz.-Berlin, 1940. - Vol. 2.1.-S. 181-182.
Die Schriften des Johannes von Damaskos // Patristische Texte und Studien / Ed. B. Kotier. - Berlin, 1973. - Bd. 12.
Bi|3Aio0f|Kr) 'EAAf)vcov Патерсол/ ка1 Ъкклг)ст1астт1кс^ Еиуурафеа^.
- Aöfjvai, 1962-1968. - T. 30-37.
Афанасий Александрийский. Творения. В 4 т. - Сергеева Лавра, 19021903 (ТСО).
4. Василий Великий
Basile de Césarée. Contre Eunome I-III // Sources chrétiennes 299, 305 / Ed. B. Sesboûé. - Paris, 1982-1983.
Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit II Sources chrétiennes 17 bis / Éd. B.
Pruche. - Paris, 19682.
Basile de Césarée. Homelies sur l'hexaemeron II Sources chrétiennes 26bis /
Ed. S. Giet.- Paris, 1968.
Basilius Magnus. Homiliae 1-16,18-24//PG31. Col. 164-482, 489-617. St. Basile. Lettres: In 3 vol. / Ed. Y. Courtonne. - Paris, 1957. Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. - М., 2008.
5. Григорий Богослов
Grégoire de Nazianze. Discours 1-3 // Sources chrétiennes 247 / Ed. Bernerdi J. - Paris, 1978; Idem. Discours 6-12 // Sources chrétiennes 405 / Ed. Calvet-Sebasti M.-A. - Paris, 1995; Idem. Discours 20-23 // Sources chrétiennes 270 / Ed. Mossay J., Lafontaine G. - Paris, 1980; Idem. Discours 24-26 // Sources chrétiennes 284 / Ed. Mossay J., Lafontaine G. - Paris, 1981; Idem. Discours 27-31 // Sources chrétiennes 250 / Ed. Gallay P., Jourjon M. - Paris, 1978; Idem. Discours 32-37 // Sources chrétiennes 318 / Ed. Moreschini C., Gallay P. - Paris, 1985; Idem. Discours 38-41 // Sources chrétiennes 358 / Ed. Moreschini C., Gallay P. -Paris, 1990; Idem. Discours 42-43 // Sources chrétiennes 384 / Ed. Bernerdi J. -Paris, 1992; Orationes XLIY-XLV // PG 36. Col. 608-664.
Gregorius Nazianzenus. Orationes theologicae / Hrsg. von H. J. Sieben. -Freiburg, 1996. (Fontes Christiani; 22).
Gregorius Nazianzenus. Carmina moralia // PG 37. Col. 521-968.
St. Gregory of Nazianzus. Poemata Arcana / Ed. Moreschini С., Sykes D. -Oxford, 1997.
Saint Grégoire de Nazianze. Lettres, 2 vol. / Ed. P. Gallay. - Paris, 1964; 1967.
Faith Gives Fullness to Reasoning: The Five Theological Orations of Gregory Nazianzen / Ed. Norris F. et al. - Leiden, New York, 1991. (Supplements to Vigiliae Christianae; 13).
Святитель Григорий Богослов. Творения: В 2 т. - М., 2007.
6. Григорий Нисский
Gregorii Nysseni Opera (= GNO) / Ed. W. Jaeger, H. Langerbeck. - Leiden: Vol. I-II: Contra Eunomium libri (1960); Vol. III. 1 : Opera dogmatica minora
(1958); Vol. III.2: Opera dogmatica minora (1986); Vol. III.4: Oratio catechetica (1996); Vol. V: In inscriptiones psalmorum, in sextum psalmum, in Ecclesiasten homiliae (1962); Vol. VI: In Canticum canticorum (1960); Vol. VII. 1: De vita Moysis (1964); Vol. VII.2: Orationes de Oratione dominica et de beatitudinibus (1992); Vol. VIII. 1: Opera ascética (1952); Vol. VIII.2: Epistulae (1959); Vol. IX. 1: Sermones. Pars I (1967); Vol. X.l: Sermones. Pars II (1990); Vol. X.2: Sermones. Pars III (1996).
Gregorius Nyssenus. In Canticum canticorum homiliae / Ed. F. Dünzl II Fontes Christiani, 16.1, 16.2, 16.3.-Freiburg, 1994.
Gregorio di Nissa. La vita di Mosè // Scrittori greci e latini / Ed. M. Simon-etti. - Milano, 1984.
Gregorius Nyssenus. Vie de Moyse // Sources chrétiennes 1 bis / Ed. J. Daniélou.-Paris, 19874.
The catechetical oration of Gregory of Nyssa / Ed. J. Srawley. - Cambridge, 19562.
Gregorius Nyssenus. Tractatus ad Xenodorum (fragmentum) // Analecta patrística / Ed. F. Diekamp. - Rome, 1938. - P. 14-15.
Григорий Нисский. Об устроении человека. - СПб., 1995.
Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя. - М., 1999.
Творения иже во святых отца нашего Григория, епископа Нисского. Ч. 1-8.-М., 1861-1871.-Т. 37-41; 43-45.
Творения древних Отцов-подвижников. - М., 1997.
III. Прочие источники
1. Платон и Аристотель
Aristóteles. Eudemische Ethik / Hsgr. F. Dirlmeier. - Berlin, 1984.
Aristotelis analytica priora et posteriora / Ed. W. Ross. Oxford, 1964.
Aristotelis categoriae et liber de interpretatione / Ed. L. Minio-Paluello. - Oxford, 1966.
Aristotelis ethica Nicomachea / Ed. I. Bywater. - Oxford, 1962.
Aristotelis physica / Ed. W. Ross. - Oxford, 1950.
Aristotelis topica et sophistici elenchi / Ed. W. Ross. - Oxford, 1958.
Aristotle. De anima / Ed. W. Ross. - Oxford, 1961.
Aristotle's metaphysics / Ed. W. Ross. - Oxford, 1970. - 2 vol.
Platonis opera / Ed. E. Duke et al. - Oxford, 1995. - Vol. 1: Euthyphro; Apologia; Crito; Phaedo; Cratylus; Theaetetus; Sophista; Politicus.
Platonis opera / Ed. J. Burnet. - Oxford, 1900-1907. - 5 vol.
The Complete Works of Aristotle / Ed. Barnes J. - Princeton, 1984. - 2 vol.
Аристотель. Сочинения. -M., 1975-1983. -4 т.
Платон. Собрание сочинений. - М., 1990-1995. - 4 т.
2. Платонизм и неопифагореизм
Moderatus. Fragmenta // Fragmenta philosophorum Graecorum / Ed. F. Mullach. - Paris, 1867. - Vol. 2. - P. 48-49.
Numenius. Fragments / Ed. des Places. - Paris, 1973.
Petty R. D. The Fragments of Numenius. Text, Translation and Commentary. Berkeley, 1993.
Simplicii in Aristotelis physicorum libros octo commentaria // Commentaria in Aristotelem Graeca / Ed. H. Diels. - Berlin, 1882; 1895. - Vol. 9-10.
Taran L. Speusippus of Athens. A Critical Study with a Collection of the Related Texts and Commentary. - Leiden, 1981.
Модерат из Гадиры. Фрагменты и свидетельства // ЕХОЛН: Философское антиковедение и классическая традиция. - Новосибирск, 2009. - Т. 3. Вып. 1.-С. 73-90.
Нумений из Апамеи. Фрагменты и свидетельства // ЕХОЛН: Философское антиковедение и классическая традиция. - Новосибирск, 2009. - Т. 3. Вып. 1.-С. 213-271.
3. Плотин
Plotini Opera / Ed. P.Henry, H.-R.Schwyzer. - Leiden, 1951-73. - 3 vol.
Плотин. Трактаты 1-11/ Пер. Ю. А. Шичалина. - М., 2007.
Плотин. Эннеады. В 7 т. / Пер. Т. Г. Сидаша. - СПб., 2004-2005.
4. Порфирий
Bechtle G. The Anonymous Commentary on Plato's «Parmenides». - Bern, 1999.
Isagoge sive quinqué voces // Porphyrii isagoge et in Aristotelis categorías commentarium / Ed. A. Busse. - Berlin, 1887.
Neoplatonic Philosophy: Introductory Readings / Ed. Dillon J., Gerson L. -Cambridge, 2004.
Porphyrius. Opuscula selecta / Hrsg. A.Nauck. - Lipsiae, 1886.
Porphyrins. Sententiae ad intelligibilia ducentes, ed. E.Lamberz. - Leipzig, 1975.
Proclus. Théologie Platonicienne / Ed. H.Saffrey, L. Westerink. - Paris, 1968. -Vol. 1.
Порфирий. Подступы к умопостигаемому // LXOAH: Философское ан-тиковедение и классическая традиция. - Новосибирск, 2008. - Т. 2. Вып. 2. -С. 277-308.
5. Ямал их
Iamblichi Chalcidensis in Platonis diálogos commentariorum fragmenta / Ed. J. Dillon. - Leiden, 1973.
6. Филон Александрийский
Philo Alexandrinus opera quae supersunt / Ed. Cohn L., Wend-land P., Reiter S.-Berlin, 1896-1915.-6 vol.
Philo in Ten Volumes (and Two Supplementary Volumes) / Ed. Colson F. H., Whittaker G. H. - London, 1929-62. - 12 vol. (Loeb Classical Library).
Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю // Филон Александрийский, Иосиф Флавий. - М.-Иерусалим, 1994. - С. 13-112.
Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. - М., 2000.
Филон Александрийский. О том, что Бог не знает перемен // Историко-философский ежегодник'2002. -М., 2003. - С. 135-175.
7. Иустин Философ
Apologiae pro Christianis / Ed. Marcovich M. - Berlin; New York, 1994.
Dialogus cum Tryphone / Ed. Marcovich M. - Berlin; New York, 1997.
Discours aux grecs. Sur la monarchie // Sources chrétiennes 528 / Ed. B. Pouderon et al. - Paris, 2009.
Pseudo-Justinus Martyr. Cohortatio ad gentiles // Corpus apologetarum Chris-tianorum saeculi secundi / Ed. J. Otto. - Jena, 1879. - Vol. 3. - P. 18-126.
Св. Иустин Философ и Мученик. Творения. - M., 1995.
8. Прочие
Amphilochius. Epistula ad Seleucum // Amphilochii Iconiensis opera. Oratio-nes, pluraque alia quae supersunt, nonnulla etiam spuria / Ed. C. Datema. - Turn-hout, 1978.
Athenagoras. Legatio and De resurrectione / Ed. W.R. Schoedel. - Oxford, 1972.
Augustinus Aurelius. De civitate Dei // PL 41. Col. 13-805.
Augustinus Aurelius. De Trinitate // PL 42. Col. 819-1100.
Corpus dionysiacum I / Ed. B. R. Suchla. - Berlin, 1990. (Patristische Texte und Studien; 33).
Die Schriften des Johannes von Damaskos / Ed. B. Kotier. - Berlin, 1969. -Vol. 1.
Eudemos von Rhodos. Fragmenta // Die Schule des Aristoteles / Hrsg. F. We-hrli. - Basel, 1969. - Vol. 8. - S. 11-72.
Eunomins. The Extant Works: Text and Translation / Ed. Vaggione R. P. -Oxford, 1987.
Eusebius. Praeparatio evangelica // Eusebius Werke / Ed. K. Mras. - Berlin, 1954-1956.-Bd. 8.
Hérodote. Histoires / Ed. Ph.-E. Legrand. - Paris, 1930-1954. - 9 vols.
Hippolytus. Refutatio omnium haeresium // Patristische Texte und Studien 25 / Hrsg. M. Marcovich. - Berlin, 1986.
Plutarchi vitae parallelae / Ed. K. Ziegler. - Leipzig, 1968. - Vol. 2.2.
Theodoret of Cyrus. Eranistes / Ed. G.H. Ettlinger. - Oxford, 1975.
Theodorus Raithuensis. Проттарасжеиг] / Ed. Diekamp F. // Analecta Patrística. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patristik. - Roma, 1938. - S. 173-222.
The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts / Ed. G. Kirk, J. Raven, M. Schofield. - Cambridge university press, 1983.
Thomas Aquinas. Summa theologica. - Roma, 1888.
Августин Блаженный (Аврелий). О Троице. В 2 ч. - М., 2005.
Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. - М., СПб., 2009.
Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М., 1990.
Георгий Факрасис. Диспут свт. Григория Паламы с Григорой философом. Философские и богословские аспекты паламитских споров. - М., 2009.
Евномий. Апология / Пер. Г.И. Беневича // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. -СПб., 2009. - Т. 1. - С. 248-266.
Иоанн Дамаскин преп. Источник знания. - М., 2002.
Кант И. Собрание сочинений в 8-ми т. - М., 1994.
Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, A.M. Шуфрин. - СПб., 2007.
Порфирий. Введение к «Категориям» // Аристотель. Категории / Пер.
A.B. Кубидкого. - М., 1939. - С.53-83
Феодор Раифский. Предуготовление / Пер. Сидорова А.И. // Преп. Анастасий Синаит. Избранные творения. - М., 2003. - С. 375-458.
IV. Литература
1. Alexopoulos Th. Gregor von Nyssa und Plotin zum Problem der Got-tesprädikationen - ein Vergleich // Gregory of Nyssa: Contra Eunomium II / Ed. L. Karfikovä. - Leiden; Boston, 2007. - P. 411-422.
2. Alt K. Weltflucht und Weltbejahung. Zur Frage des Dualismus bei Plutarch, Numenios, Plotin. - Stuttgart, 1993.
3. Anatolios K. Athanasius. The Coherence of His Thought. - London, 2005.
4. Andresen C. Justin und der mittlere Piatonismus II Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. - Berlin, 1952-1953. - Bd. 44. - S. 155195.
5. Anderson J.F. St. Augustine and Being. A metaphysical essay. - The Hague, 1965.
6. Apelt O. Beiträge zur Geschichte der griechischen Philosophie. - Leipzig, 1891.
7. Arianism after Arius. Essays on the Development of the Fourth Century Trinitarian Conflict / Ed. Barnes M., Williams D. - Edinburgh, 1993.
8. Armstrong A.H. Plotinus. - New York, 1962.
9. Armstrong A.H., Markus RA. Christian Faith and Greek Philosophy. -London, 1960.
10. Balas D. Метоиош ©eoi). Man's Participation in God's Perfections according to St Gregory of Nyssa. - Romae, 1966.
11. Baltes M. Is the Idea of the Good in Plato's Republic Beyond Being? // Studies in Plato and the Platonic Tradition: Essays Presented to John Whittaker / Ed. M. Joyal. - Aldershot, 1997. - P. 3-23 (переиздана: Idem.
DIANOHMATA: Kleine Schriften zu Platon und Piatonismus. - Stuttgart; Leipzig, 1999.-S. 351-371).
12. Baltes M. Numenios von Apamea und der platonische Timaios // Vigiliae Christianae. - Leiden, 1975. - Vol. 29, N. 4. - P. 241-270.
13. Barnard L. W. Justin Martyr. - Cambridge university press, 2008.
14. Barnes J. The Presocratic Philosophers. - London; New York, 1982.
15. Barnes M. Power of God. Auva|aiç in Gregory of Nyssa's Trinitarian
Theology. - Washington, 2001.
16. Bayer J. Gregors von Nyssa Gottesbegriff. - Giessen 1935.
17. Beatrice P. The Word «Homoousios» from Hellenism to Christianity // Church History. - Cambridge university press, 2002. - Vol. 71, N. 2. - P. 243-272.
18. Beeley Ch. Gregory of Nazianzus on the Trinity and the Knowledge of God: In Your Light We Shall See Light. - Oxford, 2008.
19. Beierwaltes W. Piatonismus im Christentum. - Frankfurt am Main, 1998.
20. Beierwaltes W. Piatonismus und Idealismus. - Frankfurt am Mein, 1972.
21. Berchman R. From Philo to Origen: Middle Platonism in Transition. -Chico, 1984.
22. Berchman R. Origen on Categories: A Study in later Platonic First Principles // Origeniana Quinta / Ed. R. Daly. - Leuven, 1992. - P. 231-252.
23. Berger H.H. Ousia in de dialogen van Plato: Een terminologisch onder-zoek. - Leiden 1961.
24. Bernardi J. La prédication des Pères cappadociens: le prédicateur et son auditoire. - Marseille, 1968.
25. Bernardi J. Saint Grégoire de Nazianze. Le Théologien et son temps (330-390).-Paris, 1995.
26. Böhm T. Theoria. Unendlichkeit. Aufstieg. Philosophische Implikationen zu De Vita Moysis von Gregor von Nyssa. - Leiden, 1996.
27. Booth H.B. Did Melissus Believe in Incorporeal Being? // American Journal of Philology. - Baltimore, 1958. -N 79. - P. 61-65.
28. Bradshaw D. Aristotle East and West. Metaphysics and the Division of Christendom. - Cambridge university press, 2004.
29. Bradshaw D. Neoplatonic Origins of the Act of Being // The Review of Metaphysics. - 1999. - Vol. 53, N. 2. - P. 383-401.
3 0. Brandwood L. A Word Index to Plato. - Leeds, 1976.
31. Brehier E. Les idees philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie. -Paris, 1950r.
32. Brightman R. S. Apophatic Theology and Divine Infinity in St. Gregory of Nyssa // Greek Orthodox Theological Review. - Brookline, 1973. - Vol. 18.-P. 59-78.
33. Burkert W. Weisheit und Wissenschaft: Studien zu Pythagoras, Philolaos und Piaton. - Nürnberg, 1962.
34. Burnyeat M. F. Platonism in the Bible: Numenius of Apamea on Exodus and Eternity // The Revelation of the Name YHWH to Moses / Ed. George H. van Kooten. - Leiden; Boston, 2006. - P. 139-168.
35. Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. Ierodiakonou K. - Oxford, 2002.
36. Calabi F. God's Acting, Man's Acting: Tradition and Philosophy in Philo of Alexandria. - Leiden, 2008.
37. Calabi F. The Language and the Law of God. Interpretation and Politics in Philo of Alexandria. - Atlanta, 1998.
38. Calvet-Sebasti M.-A. Introduction // SC 405. - Paris, 1995. - P. 9-112.
39. Camelot P.T. Foi et gnose. Introduction à l'étude de la connaissance mystique chez Clément d'Alexandrie. - Paris, 1945.
40. Caputo J. D. Apostles of the Impossible: On God and the Gift in Derrida and Marion // God, the Gift, and Postmodernism / Ed. J. Caputo and M. Scanlon. - Indiana university press, 1999. - P. 185-222.
41. Carabine D. The Unknown God. Negative Theology in the Platonic Tradition: Plato to Eriugena. - Louvain, 1995.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49,
50,
51,
52,
53
54
55
56
57
58
Carlson Th. Postmetaphysical Theology // The Cambridge Companion to Postmodern Theology / Ed. Vanhoozer K. - New York, 2003. - P. 58-75. Cavalcanti E. Studi eunomiani. - Roma, 1976.
Chadwick H. Early Christian Thought and the Classical Tradition: Studies in Justin, Clement, and Origen. - New York, 1966.
Chadwick H. Philo and the Beginnings of Christian Thought // The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy / Ed. A.H. Armstrong. - Cambridge, 1967. - 137-192.
Christian Faith and Greek Philosophy in Late Antiquity. Essays in Tribute
to G. Ch. Stead / Ed. Wickham L. - Leiden, New York, 1993.
Coreth E. Grundriß der Metaphysik. - Innsbruck, 1994.
Cornford F. Plato's Theory of Knowledge. The Teaetetus and the Sophist
of Plato translated with a running commentarty. - London, 1935.
Cornford F.M. From Religion to Philosophy: A Study in the Origins of
Western Speculation. - New York, 1957.
Corrigan K. Amelius, Plotinus and Porphyry on Being, Intellect and the One // ANRW. - P. 975-993.
Courtine J.-F. Invention Analogiae: Métaphysique et Ontothéologie. -Paris, 2005.
Cross R. Gregory of Nyssa on Universals // Vigiliae Christianae. - Leiden, 2002. - Vol. 56. - P. 372-409.
Crouzel H. La connaissance dont jouit Dieu suivant Plotin et suivant Origène II Studia Patristica 21 / Ed. E. Livingstone. - Leuven, 1989. - P. 285-297.
Crouzel H. Le Dieu d'Origène et le Dieu de Plotin II Origeniana Quinta / Ed. R. Daly. - Leuven, 1992. - P. 406-417.
Crouzel H. Origène et la «connaissance mystique». - Bruegge, 1961. Crouzel H. Origène et la philosophie. - Paris, 1962. Crouzel H. Origène et Plotin. Comparaisons doctrinales. - Paris, 1991. Crouzel H. Origène. - Paris, 1985.
59. Daley B.E. Gregory of Nazianzus. - New York, 2006.
60. Daniélou J. Grégoire de Nysse et Plotin // Association G. Budé. Actes du Congrès de Tours et Poitiers. - Paris, 1954. - P. 259-262.
61. Daniélou J. L'etre et le temps chez Grégoire de Nysse. - Leiden, 1970.
62. Daniélou J. Platonisme et théologie mystique. Essai sur la doctrine spirituelle de saint Grégoire de Nysse. - Paris, 1944.
63. Dehnhard H. Das Problem der Abhängigkeit des Basilius von Plotin. -Berlin, 1964.
64. Derrida and Negative Theology / Ed. H. Coward, T. Foshay. - New York, 1992.
65. Derrida J. De l'esprit: Heidegger et la question. - Paris, 1987.
66. Derrida J. Sauf le nom. - Paris, 1993.
67. Dieu et l'Être: Exégèses d'Exode 3, 14 et de Coran 20, 11-24 / Centre d'études des religions du livre. - Paris, 1978.
68. Dillon J. Logos and Trinity: Patterns of Platonist Influence on Early Christianity // Thr Philosophy in Christianity / Ed. G. Vesey. - Cambridge university press. - P. 1-13.
69. Dillon J. Porphyry's Doctrine of the One // EOOIHE MAIHTOPHE.
r
«Chercheurs de sagesse»: Hommage à Jean Pépin / Ed. M.-O. Goulet-Cazé et ail. - Paris, 1992. - 356-366.
70. Dillon J. Speusippus in Iamblichus II Phronesis: A Journal for Ancient Philosophy. - Assen, 1984. - N 29. - P. 325-332.
71. Dillon J. The Golden Chain: Studies in the Development of Platonism and Christianity. - Aldershot, 1990.
72. Dillon J. The Knowledge of God in Origen // Knowledge of God in the Graeco-Roman World / Ed. R. van den Broek et al. - Leiden, 1988. — P. 219-228. .
73. Dodds E. R. Numenius and Ammonius // Les Sources de Plotin. Entretiens sur l'antiquité classique V. - Vandoeuvres; Geneve, 1960. - P. 1-62.
74. Dörrie H. Der Platoniker Eudoros von Alexandreia II Idem. Platónica minora. - München, 1976. - S. 297-309.
75. Dörrie H. Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelplatonismus // Les sources de Plotin. — Geneva, 1960. - P. 191-242.
76. Dörries H. De Spiritu Sancto. Der Beitrag des Basilius zum Abschluß des trinitarischen Dogmas. - Göttingen, 1956.
77. Dörries H. Die Vita Antonii als Geschichtsquelle // Nachrichten von der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. - Göttingen, 1949. - S. 357410.
78. Douglass S. Theology of the Gap: Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. — New York, 2005.
79. Dr äs eke J. Neuplatonisches in des Gregorios von Nazianz Trinitätslehre // Byzantinische Zeitschrift. - München, 1906. - Bd. 15. - S. 141-160.
80. Drecoll V.H. Die Entwiklung der Trinitätslehre des Basilius von Cäsarea. Sein Weg vom Homöusianer zum Neonizäner. - Göttingen, 1996.
81. Drozdek A. Greek Philosophers as Theologians: The Divine Arche. - Al-dershot, 2007.
82. Dubarle D. Dieu avec l'être: de Parménide à Saint Thomas: Essai d'ontologie théologale. - Paris, 1986.
83. Edwards M. Atticizing Moses? Numenius, the Fathers and the Jews // Vigiliae Christianae. - Leiden, 1990. - Vol. 44. - P. 64-75.
84. Edwards M. Did Origen Apply the Word Homoousios to the Son? // Journal of. Theological Studies. - Oxford, 1998. -N. 49. - P. 658-670.
85. Edwards M. On the Platonic Schooling of Justin Martyr // Journal of Theological Studies. - Oxford, 1991. - Vol. 42, N. 1. - P. 17-34.
86. Edwards M. Origen against Plato. - Ashgate, 2002.
87. Edwards M. Origen's Platonism. Questions and Caveats // Zeitschrift fur Antikes Christentum. - Berlin, 2008. - Vol. 12. - S. 20-38.
88. Edwards M. Porphyry and the Intelligible Triad // Journal of Hellenic Studies. - London, 1990. - N. 110. - P. 14-25.
89. Edwards M. Porphyry and the Intelligible Triad // Journal of Hellenistic Studies. - London, 1990. - Vol. 110. - P. 14-25.
90. Elders L. The Metaphysics of Being of St. Thomas Aquinas in a Historical Perspective. - Leiden, 1993.
91. Epektasis. Melanges Patrisliques offerts au Cardinal Danielou / Ed. J. Fontaine, C. Kannengiesser. - Paris, 1972.
92. Ferber R. Did Plato ever Reply to Those Critics, Who Reproached Him for «The Emptiness of the Platonic Idea or Form of the Good»? // Essays on Plato's Republic / Ed. E. N. Ostenfeld. - Aarhus, 1998. - P. 51-98.
93. Ferber R. Ist die Idee des Guten nicht transzendent oder ist sie es doch? Nochmals Piatons Epekeina tes ousias II Piaton über das Gute und die Gerechtigkeit / Hrsg. D. Barbarie. - Würzburg, 2005. - S. 149-174.
94. Ferber R. Piatons Idee des Guten - Sankt Augustin, 1989.
95. Ferber R. The absolute Good and the human goods II New Images of Plato: Dialogues on the Idea of the Good / Ed. G. Reale, S. Scolnicov. -Sankt Augustin, 2002. - P. 187-196.
96. Ferrari F. L' idea del bene: collocazione ontologica e funzione causale // Traduzione e Commento alla «Repubblica» di Platone / Ed. M. Vegetti. -Napoli, 2003. - Vol. 5: Libri 6 e 7. - P. 287-325.
97. Ferrari F. La causalita del Bene nella 'Repubblica' di Platone // Elenchos. -Napoli, 2001.-N 1.-P. 5-37.
98. Frede M. Numenius // ANRW. - P. 1034-1075.
99. Frick P. Divine Providence in Philo of Alexandria. - Tübingen, 1999.
100. Gerson L. God and Greek Philosophy: Studies in the Early History of Natural Theology. - London; New York, 1990.
101. Gerson L. Knowing Persons. A Study in Plato. - Oxford, 2003.
102. Gerson L. Plotinus. - London, 1998.
103. Gilson E. God and Philosophy. - New Haven, 1960.
104. Gilson E. L'Esprit de la philosophie médiévale. - Paris, 1932.
A t
105. Gilson E. L'Etre et l'essence. - Pans, 1948.
106. Gilson E. The Spirit of Thomism. - New York, 1964.
107. Goldschmidt V. Hyparxein et Hyphistanai dans la philosophie stoicienne // Revue des Études Grecques. - Paris, 1972. - P. 331-345.
108. Goodenough E. The theology of Justin Martyr. - Amsterdam, 1968.
109. Gottwald R. De Grogorio Nazianzeno platonico. - Breslau, 1906.
110. Greek & Roman Philosophy 100BC-200AD / Ed. Sorabji R., Sharpies R. -London, 2007. - 2 vol.
111. Gregor von Nyssa und die Philosophie / Hrsg. H. Dörrie. - Leiden, 1976.
112. Gregory of Nyssa: Contra Eunomium II. Proceedings of the 10th International Colloquium on Gregory of Nyssa (Olomouc, September 15-18, 2004) / Ed. L. Karfikovâ. - Leiden; Boston, 2007.
113. Guthrie W.K. C. The Sophists. - London, 1971.
114. Haarlem van A. Incarnatie en Verlossing bij Athanasius. - Wageningen, 1961.
115. Hack R. God in Greek Philosophy to the Time of Socrates. - Princeton, 19692.
116. Hadot P. Être, vie, pensée chez Plotin et avant Plotin II Entretiens sur l'Antiquité classique. - Genève; Vandoeuvres, 1960. -N. 5. - P. 107-141.
117. Hadot P. L'être et l'étant dans le néoplatonisme II Études néoplatoniciennes / J. Trouillard et al. - Neuchâtel, 1973. - P. 27-39.
118. Hadot P. La distinction de l'être et de l'étant dans le «De Hebdomadibus de Boèce» Il Miscellanea Medievalia 13. - Berlin, 1963. - Vol. 2. - P. 147-153.
119. Hadot P. Porphyre et Victorinus. - Paris, 1968. - 2 vol.
120. Hadot P. Théologie, exégèse, révélation, écriture, dans la philosophie grecque // Les règles de l'interprétation / Ed. M. Tardieu. - Paris, 1987. -P. 13-34.
121. Hadot P. Zur Vorgeschichte des Begriffs «Existenz». Hyparchein bei den Stoikern II Archiv für Bregiffsgeschichte. - Bonn, 1969. - Vol. 13. - S. 115-127.
122.
123.
124.
125.
126.
127,
128.
129,
130,
131,
132,
133,
134
Hägg H. Clement of Alexandria and the Beginnings of Christian Apo-phaticism. - Oxford university press, 2006.
Hamilton A. The Relationship between God and Created Reality in the Theology of Saint Athanasius of Alexandria. - University of Oxford, 1977. (PhD diss.).
Hankey W. Why Heidegger's «History» of Metaphysics is Dead // American Catholic Philosophical Quarterly. - Washington, 2004. - Vol. 78. N. 3. _P. 425-443.
Hanson R. Did Origen apply the word homoousios to the Son? // Epektasis. Melanges Patrisliques offerts au Cardinal Danielou / Ed. J. Fontaine, C. Kannengiesser. - Paris, 1972. - P. 293-303.
Hanson R. Did Origen Teach that the Son is ek tes ousias of the Father? // Origeniana Quarta / Hrsg. Lies L. - Innsbruck; Wien, 1987. - S. 201-202. Heidegger M. Beiträge zur Philisophie. - Frankfurt am Main, 1989. (Gesamtausgabe; 65).
Heidegger M. Die onto-theo-logische Verfassung der Metaphysik (1956/1957) II Idem. Identität und Differenz. - Frankfurt am Main, 2006. -S. 51-79. (Gesamtausgabe; 11).
Heidegger M. Holzwege. - Frankfurt am Main, 1977. (Gesamtausgabe; 5). Heidegger M. Schelling: Vom Wesen der menschlichen Freiheit (1809). -Frankfurt am Main, 1988. (Gesamtausgabe; 42).
Hennessy J. E. The Background, Sources and Meaning of Divine Infinity in St. Gregory ofNyssa. -Fordham university, 1963. Historisches Wörterbuch der Philosophie /Hrsg. Ritter J., Gründer K., Gabriel G. - Basel, 1984. - Bd. 6.
Hitchcock D. The Good In Plato's «Republic» // Apeiron: A Journal for Ancient Philosophy and Science. - Austin, 1985. - Vol. 19, N. 2 - P. 6592.
Hochstaffl J. Negative Theologie. Ein Versuch zur Vermittlung des patristischen Begriffs. - München, 1976.
135. Holte R. Logos Spermatikos: Christianity and Ancient Philosophy According to St. Justin's Apologies // Studia Theologica. - Oslo, 1958. - Vol. 12. -P.109-168.
136. Huber G. Das Sein und Absolute. Studien zur Geschichte der ontolo-gischen Problematik in der spätantiken Philosophie. - Basel, 1955.
137. Hübner R. Gregor von Nyssa, als Verfasser der sog. Ep. 38 des Basilius // Epektasis: Mélanges patristiques offerts au Cardinal Jean Daniélou. -Beauchesne, 1972. -P. 463-490.
138. Hyparxis e Hypostasis nel Neoplatonismo. Atti del I Colloquio Internazi-onale del Centro di Ricerca sul Neoplatonismo / F. Romano, D.P. Taorminaio - Firenze, 1994.
139. Ingraffia B. Vanquishing God's Shadow: Postmodern Theory, Ontotheol-ogy and Biblical Theology. - Irvine, 1993.
140. Italian studies on Philo of Alexandria / Ed. Calabi F. - Leiden, 2003.
141. Ivanka E. von. Hellenisches und Christliches in frühbyzantinischen Geistesleben. - Vienna, 1948.
142. Ivanka E. von. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Pla-tonismus durch die Vater. - Einsiedeln, 1964.
143. Jaeger W. Aristoteles. Grundlegung einer Geschichte seiner Entwicklung. -Berlin, 1923.
144. Jaeger W. Early Christianity and Greek Paideia. - Massachusetts; London, 1965.
145. Jaeger W. The Theology of the Early Greek Philosophers. - Oxford, 1947.
r
146. Joly R. Christianisme et philosophie: Etudes sur Justin et les Apologistes grecs du deuxième siècle. - Bruxelles, 1973.
147. Jones T. A Genealogy of Marion's Philosophy of Religion: Apparent Darkness. - Bloomington, 2011.
148. Justin Martyr and His Words / Ed. Parvis S., Foster P. - Minneapolis, 2007.
149. Kahn Ch. Essays on Being. - Oxford university press, 2009.
150. Kahn Ch. The Verb «Be» in Ancient Greek. With a New Introductory Essay. - Indianapolis, 2003.
151. Kalligas P. Basil of Caesarea on the Semantics of Proper Names // Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. K. Ierodiakonou. - Oxford, 2002.-P. 31-48.
152. Karamanolis G. Plato and Aristotle in Agreement? Platonists on Aristotle from Antiochus to Porphyry. - Oxford, 2006.
153. Karamanolis G., Sheppard A. Studies on Porphyry. - London, 2007.
154. Koch H. Pronoia und Paideusis. Studien über Origenes und sein Verhältnis zum Piatonismus. - Berlin; Leipzig, 1932.
155. Krämer H. 'Ercéiceiva tfjç oùaiaç: Zu Platon, Politeia 509B. II Archiv für
Geschichte der Philosophie. - Berlin, 1969. - N 51. - S. 1-30.
156. Kung J. Aristotle on «Being is Said in Many Ways» // History of Philosophy Quarterly. - University of Illinois press, 1986. - Vol. 3, N 1. - P. 3-18.
157. L'Etre et Dieu / Ed. Vergote H.-B. et al. - Paris, 1986.
158. Lampe G. W.H. A Patristic Greek Lexicon. - Oxford, 1961-1968.
159. Larchet J.-C. La théologie des énergies divines. Des origines à saint Jean Damascène. -Paris, 2010.
160. Lekkas G. Simplicité et caractère inengendrn de Dieu selon Plotin, Eunome et Grégoire de Nysse II Gregory of Nyssa: Contra Eunomium II / Ed. L. Karfikovâ. - Leiden; Boston, 2007. - P. 422-432.
161. Lévinas E. Dieu et l'onto-théo-logie II Idem. Dieu, la mort et le temps. -Paris, 1993.-P. 137-253.
162. Lexicon Gregorianum / Hrsg. F. Mann. - Leiden, 2001. - Bd. 3.
163. Lilla S. Clement of Alexandria. A Study in Christian Platonism and Gnosticism. - Oxford university press, 1971.
164. Lilla S. Pseudo-Denys l'Aréopagite, Porphyre et Damascius II Denys l'Aréopagite et sa postérité en orient et en occident / Ed. Y. de Andia. -Paris, 1997.-P. 117-135.
165. Lilla S. The Neoplatonic Hypostases and Christian Trinity // Studies in Plato and the Platonic Tradition: Essays Presented to John Whittaker / Ed. M. Joyal. - Aldershot, 1997. - P. 127-190.
166. Louth A. The Origins of the Christian Mystical Tradition, From Plato to Denys. - Oxford, 1981.
167. Louth A. The Use of the Term l&ioc; in Alexandrian Theology from Alexander to Cyril // Studia Patristica - Leuven, 1989. - Vol. 19. - 198-202.
168. Ludlow M. Gregory of Nyssa, Ancient and (Post)Modern. - Oxford, 2007.
169. Lyman R. The Second God of Numenius and Origen: An Examination of the Sources of Early Alexandrian Christology. - Catholic university of America, 1979.
170. Lyman R. Christology and Cosmology: Models of Divine Activity in Origen, Eusebius, and Athanasius. - Clarendon press, 1993.
171. Macleod C. W. Analysis: A Study in Ancient Mysticism // Journal of Theological Studies. - Oxford, 1970. - Vol. 21. - P. 43-55
172. Macquarrie J. In Search of Deity. - London, 1984.
173. Macquarrie J. Principles of Christian Theology. - London, 2003.
174. Maddalena A. Filone Alessandrino. - Milano, 1970.
175. Majercik R. Chaldean Triads in Neoplatonic Exegesis: Some Reconsiderations // The Classical Quarterly. New Series. - Oxford, 2001. - Vol. 51, N. l.-P. 265-296.
176. Majercik R. The Existence-Life-Intellect Triad in Gnosticism and Neopla-tonism // The Classical Quarterly. New Series. - Oxford, 1992. - Vol. 42, N. 2.-P. 475-488.
177. Manchester P. The Noetic Triad in Plotinus, Marius Victorinus and Augustine // Neoplatonism and Gnosticism / Ed. R. Wallis. - Albany, 1992.-P. 207-222.
178. Manikowsk M. The Unknown God and His Theophanies: Exodus and Gregory of Nyssa // Forum philosophicum - Krakow, 2010. - N 15. - P. 161-174.
179. Manoussakis J. God after Metaphysics: A Theological Aesthetic. - Bloom-
ington, 2007.
180. Marion J.-L. Dieu sans l'être. - Paris, 1982.
181. Marion J.-L. Idipsum: The Name of God according to Augustine // Orthodox Readings of Augustine / Ed. G.E. Demacopoulos, A. Papanikolaou. -
New York, 2008. - P. 167-189.
182. Marion J.-L. Saint Thomas d'Aquin et l'onto-théo-logie // Revue Thomiste. - Toulouse, 1995. - Vol. 95, N. 1. - P. 31-66.
183. Marion J.-L. Sur le prisme métaphysique de Descartes. Constitution et limites de l'onto-théo-logie cartésienne. - Paris, 1986.
184. Markschies C. Was Bedeutet ousial Zwei Antworten bei Origenes und Ambrosius und deren Bedeutung fur ihre Bibelerklarung und Theologie // Origenes. Vir ecclesiasticus / Hrsg. Geerlings, H. König. - Bonn, 1995. -S. 59-82.
185. Maspero G. Trinity and Man. - Leuven, 2007.
186. Matthen M. Greek Ontology and the 'is' of Truth // Phronesis: A Journal for Ancient Philosophy.-Leiden, 1983.-Vol. 28.-P. 113-135.
187. McGuckin J.A. St. Gregory of Nazianzus: An Intellectual Biography. -
Crestwood, New York, 2001.
188. Meijering E.P. Orthodoxy and Platonism in Athanasius. Synthesis or Antithesis? - Leiden, 1968.
189. Meijering E.P. rHv rarce oxe oùk rjv ô TLoç: A Discussion on Time and Eternity // Vigiliae Christianae. - Leiden, 1974. - Vol. 28, N. 3. - P. 161168.
190. Menn S. Aristotle and Plato on God as Nous and as the Good // The Review of Metaphysics. - Washington, 1992. - Vol. 45, N. 3. - P. 543-573.
191. Meredith A. The Idea of God in Gregory of Nyssa // Studien zu Gregor von Nyssa und der christlichen Spätantike / Hrsg. H. Drobner, C. Klock. - Leiden, 1990. -S. 127-147.
192. Merlan Ph. From Platonism to Neoplatonism. - The Hague, 1960.
193. Metaphysics, Soul, and Ethics in Ancient Thought. Themes from the work of Richard Sorabji / Ed. Salles R. - Oxford, 2005.
194. Milbank J. The Word Made Strange: Theology, Language, Culture. - Oxford, 1997.
195. Moreschini C. Filosofia e letteratura in Gregorio di Nazianzo. - Milano. 1997.
196. Moreschini C. I Padri cappadoci: storia, letteratura, teologia. - Roma, 2008.
197. Moreschini C. Introduction // SC 358. - Paris, 1990. - P. 9-103.
198. Mortley R. Connaissance religieuse et herméneutique chez Clément d'Alexandrie. - Leiden, 1973.
199. Mortley R. From Word to Silence. - Bonn, 1986. - 2 vol.
200. Mortley R. The Theme of Silence in Clement of Alexandria II Journal of Theological Studies.-Oxford, 1973.-Vol. 24. l.-P. 197-202.
201. Mourelatos A.P.D. The Route of Parmenides: Revised and Expanded Edition; With a New Introduction, Three supplemental Essays, and an Essay by Gregory Vlastos. - Las Vegas, 2008.
202. Mühlenberg E. Die Unendlichkeit Gottes bei Gregor von Nyssa. - Göttingen, 1966.
203. Narbonne J.-M. Hénologie, ontologie et Ereignis (Plotin—Proclus— Heidegger). - Paris, 2001.
204. Nef F. Qu'est-ce que la Métaphysique? - Paris, 2004.
205. Neoplatonism and Christian Thought / Ed. O'Meara D. - Albany, 1982.
206. Néoplatonisme et Philosophie Médiévale / Ed. Benakis L. - Brepols, 1997.
207. Niehoff M. What is in a Name? Philo' s Mystical Philosophy of Language // Jewish Studies Quarterly. - Tübingen, 1995. - Vol. 2. - P. 220-252.
208. O'Cleirigh P. Theology in Origen and Plotinus // The Perennial Tradition of Neoplatonism / Ed. J. Cleary. - Leuven, 1997. - P. 19-28.
209. O 'Meara D. Being in Numenius and Plotinus: Some Points of Comparison // Phronesis: A Journal for Ancient Philosophy. - Leiden, 1976. - Vol. 21, N. 2.-P. 120-129.
210. O 'Rourke. Being and Non-Being in the Pseudo-Dionysius // The Relation- . ship between Neoplatonism and Christianity / Ed. Th. Finan, V. Twomey.
-Dublin, 1992.-P. 55-78.
211. Ojell A. One Word, One Body, One Voice. Studies in Apophatic Theology and Christocentric Anthropology in Gregory Of Nyssa. - Helsinki, 2007 rhttps://helda.helsinki.fi/bitstream/handle/l 0138/21641/onewordo.pdf — last download 22.01.2012).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.