Онтолого-эпистемологический статус цифрового кода: теория медиа и современная визуальная среда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Путинцева-Арданская Валерия Владимировна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат наук Путинцева-Арданская Валерия Владимировна
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. К постановке вопроса об онтолого-эпистемологическом статусе цифрового кода: настройка оптики
1.1. Познавательные аспекты визуального в цифровой революции: процесс коммуникации и пользовательские практики
1.2. Онтологические аспекты анализа цифровых данных. Понятие Интернета вещей (1оТ)
Выводы по первой главе
Глава 2. Теория и философия медиа: методология и история понимания соотношения аналогового и цифрового
2.1. Трактовка медиа в философских дисциплинах и науках
2.2. Археология и медиа между «старыми» и «новыми» медиа. Компьютер как оптическое медиа. Эпистемологический аспект
Выводы по второй главе
Глава 3. Актуальные стратегии концептуализации цифрового кода в новых онтологиях
3.1. На пути к цифровому: о развитии вычислительных машин и цифрового интерфейса
3.2. Цифровой код между человеческим и не-человеческим. Онтологии дискретного и плоские онтологии
Выводы по третьей главе
Глава 4. Трансформация медиа в цифровую эпоху и визуальная среда.
4.1. Аспекты существования дигитального образа
4.2. Искусство новых медиа: новая машинерия визуального
Выводы по четвертой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМ
ВВЕДЕНИЕ
Дигитальное стало чем-то вроде аналога алхимической формулы золота.
Дигитализации приписывалась безграничная сила преобразования.
Зигфрид Цилински. Археология медиа
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Новая субъектность в когнитивном социально-техническом пространстве2023 год, кандидат наук Камалеева Айсылу Мударисовна
Медиаискусство в контексте новейших технологий2023 год, доктор наук Фадеева Татьяна Евгеньевна
Тело как медиа: опыт реконструкции2015 год, кандидат наук Очеретяный, Константин Алексеевич
Визуальный опыт в аналитике современной культуры2015 год, кандидат наук Крышталева, Марина Константиновна
Трансформация антропологической реальности в мире числовых соотношений2023 год, кандидат наук Давыдов Игорь Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтолого-эпистемологический статус цифрового кода: теория медиа и современная визуальная среда»
Актуальность темы исследования
Облик современного мира во многом определен развитием информационных цифровых технологий, вошедших в повседневную жизнь пользователей благодаря развитию науки и техники. Ежедневное использование информационных средств на основе цифрового кода предопределяет исследовательский интерес ко всем аспектам данной темы, в том числе и к онтологической проблематике. Спектр различных онтолого-эпистемологических трактовок средств сообщений в философской традиции весьма многомерен и разнообразен. Особенность же основного подхода, использующегося в данной диссертационной работе, - теории и философии медиа - заключается в допущении корреляции средства сообщения, практик его использования и производимого онтолого-эпистемологического эффекта.
Революционную роль в теории медиа мы отводим двум событиям, повлекшим фундаментальные трансформации эпистемы (понимаемой в фукианском значении1 этого термина как культурно-когнитивное a priori эпохи). Первым стало изобретение книгопечатания в середине 1440-х годов, которое сделало возможным распространение информации и функционирование прежних социальных институтов (среди которых университет, церковные и правовые институты), закрепляющих познавательные картины мира в совершенно новой форме - по имени своего создателя данная эпоха в исследованиях медиа стала называться эрой Гутенберга. Второй же важнейший
1 Фуко М. Археология знания. — СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. —416 с.
сдвиг совершился в 1936 году с изобретением машины Тьюринга как модели абстрактного вычислителя, предложенной математиком Аланом Тьюрингом, открывшей новую эру обращения информации - эру Тьюринга. Именно изобретение компьютера вывело скорость обращения информации на качественно новый уровень. Так, 1960-е годы характеризуются распространением персональных компьютеров, а уже с 1990-х годов - сетевых технологий. Фокус данной диссертационной работы сосредоточен на анализе и актуальности открытой работами Тьюринга цифровой революции, обусловленной дискретным кодом. Цифровая революция также повлияла на трансформацию визуальной среды, где согласно Владимиру Васильевичу Миронову мир пользователей цифровых устройств может быть понят как цифровой аналог пещеры Платона2.
Активное развитие дигитальных технологий и компьютерных устройств привело к философскому осмыслению дигитального пространства, фундированного цифровым кодом. Актуальность и важность проблематизации онтолого-эпистемологического статуса цифрового кода в данном диссертационном исследовании определяется не только повсеместным использованием цифровых гаджетов в повседневной жизни, но социальной и мировоззренческой трансформациями, произведенными цифровой революцией. Поскольку пользователи получают доступ к цифровому миру благодаря экранам, то в данной работе первостепенная важность отведена трансформации визуальной среды, так как визуальным проводником цифрового кода становится компьютерный интерфейс. Общее внимание к визуальному нарративу как совокупности оптических медиумов (т. е. средств передачи информационного сообщения) определяется важностью этой темы для актуальных исследований. Осмысление визуальной среды требует всестороннего аналитического исследования в связи с возрастающей скоростью
2 Миронов В. В. Платон и современная пещера big-data // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2019. - Т. 35. Вып. 1. — С. 4-24. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.101
распространения медиаобразов благодаря развитию персональных компьютерных устройств и технологии Интернета с 1990-х годов. Это также сказывается на визуальном повороте интеллектуальной мысли, который характеризуется перемещением фокуса внимания философов к анализу аспектов существования образов и систем для их трансляции. Соответственно, в настоящей диссертационной работе мы учли характер визуального поворота в качестве исследовательской рамки для анализа онтолого-эпистемологического статуса цифрового кода.
Таким образом, рост и интеграция цифровых технологий в повседневную жизнь пользователей предопределяет актуальность теоретического описания онтолого-эпистемологических аспектов существования цифрового кода в пространстве новых медиа.
Теоретические и методологические основы диссертации обусловлены актуальным междисциплинарным теоретическим дискурсом в области теории и философии медиа и обогащены методологией нескольких академических направлений ради многомерного и взаимосвязанного исследования онтологического статуса цифрового кода. Эти направления соотносятся с актуальными исследовательскими дисциплинами, проблематизирующими статус цифрового кода на протяжении последних тридцати лет — истории и археологии компьютерных оптических медиа, теории и философии медиа, а также теории искусства новых медиа для формирования обширного теоретического контекста. Такого рода выбор исследовательских направлений и, соответственно, теоретических позиций и авторских текстов для анализа объясняется, во-первых, конвенциональной иерархией дисциплин в медиаисследованиях, представленных преимущественно в англосаксонской и немецкой традициях, а также в отечественных штудиях. Во-вторых, междисциплинарный анализ синхронизирован с авторской методологией исследования и профессиональной занятостью непосредственно автора данного диссертационного исследования. В качестве старшего преподавателя кафедры
философии Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета и научного сотрудника образовательного департамента Московского музея современного искусства автор данной работы ведет исследования в сфере современной философии и искусства, а также кураторство и координацию образовательных программ в сфере анализа цифровых медиа. Данная диссертация аккумулирует научно-исследовательский опыт под научным руководством доктора философских наук, профессора Игоря Михайловича Чубарова, а также под научным руководством член-корреспондента РАН, профессора, доктора философских наук Владимира Васильевича Миронова в соответствии с привитыми ими обоими ценностями и полученными у них знаниями. Данная работа выполнялась по итогам успешного окончания в 2020 году очной аспирантуры философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Анализ онтолого-эпистемологического статуса цифрового кода произведен в данной диссертационной работе преимущественно с использованием подхода философии и теории медиа - академической дисциплины, рассматривающей коэволюцию носителей информации и социальных практик. Связь теории медиа с трансформацией визуальной среды проанализирована применительно к коэволюции (т. е. взаимному развитию) информационных средств сообщений (медиумов) и повседневных познавательных практик, закрепляемых социальными институтами и воспроизводимых пользователями. Авторская позиция такова, что мы проблематезируем онтолого-эпистемологический статус цифрового кода через его репрезентацию посредством пользовательского интерфейса с учетом актуальных подходов онтологии дискретного в сопоставлении с подходами плоских онтологий. Так, включение подхода плоских онтологий позволило нам расширить подход теории медиа для новых действующих агентов, в качестве которых понимаются цифровые машины, а также нейросети (в отличие от машин аналоговой эпохи). Наряду с этим в работе рассмотрены примеры произведений искусства новых (т. е.
цифровых) медиа, технологическое устройство которых базировано на дигитальном коде, а содержательная сторона характеризуется ключевым вопросом современного технократического мира — вопросом взаимодействия человека и машины.
Также нельзя не упомянуть, что такой значительный пласт исследований медиа как средства коммуникации в целом и цифровых медиа в частности, где анализируется роль информационных каналов и сред с учетом злободневных социальных вопросов (будь то понимание насилия в интернет-среде или проблема постправды) или функционирования индустрии с учетом влияния на социальные и массмедийные трансформации, находится за рамками замысла данного исследования по той причине, что данная проблематика принадлежит полю анализа социальной философии.
Использование методологии и подхода теории и философии медиа в качестве теоретической и методологической базы диссертационной работы представляется оправданным и продуктивным ввиду нескольких обстоятельств:
1) критико-аналитический характер (т.е. критический анализ средств сообщений) этой дисциплины, использующей философский инструментарий для анализа корреляций между характером информационного сообщения и цифрового медиума (понимаемого в данной диссертационной работе в узком смысле как компьютерный интерфейс);
2) эпистемологический характер дисциплины, позволяющий рассматривать коэволюцию и корреляцию информационных средств и социальных практик в их взаимовлиянии на познавательные процедуры. В этом отношении теория медиа предоставляет инструмент для характеристики также актуальных форм взаимодействия пользователей и цифровых систем.
Эффекты, производимые ускорением обращения информации и повсеместным использованием компьютерных устройств, сказываются не только на общественных трансформациях и динамике новых социальных ролей
(таких как появление так называемых «цифровых кочевников»3 или «цифровых туземцев»4), но и на развитии современного искусства как пластичной и гибкой практике понимания мира, осмысляющей онтологические вопросы. Поэтому мы также включили эти аспекты в наше междисциплинарное исследование, что позволило нам представить онтологическую проблематику применительно к аспектам взаимного обогащения науки, философии и творчества.
Степень научной разработанности темы
Эксплицитная формулировка предмета и методологии философии и теории медиа происходит в 1960-е годы в исследованиях Маршалла Маклюэна5. Впоследствии это направление было представлено преимущественно в традициях немецкой и англо-американской философии: с развитием и ростом цифровых технологий после 1990-х годов данная дисциплина включила в себя сопоставление аналогового и цифрового мира. Исследование онтолого-эпистемологического статуса цифрового кода представлено в последние тридцать лет в концепциях таких зарубежных авторов, как Норберт Больц6, Фридрих Киттлер7, Вольфганг Эрнст8, Юсси Парикка9, Марк Хансен10, Поль
3 Цифровые кочевники (англ. Digital nomad) — социальная категория людей, которые активно используют цифровые технологии для выполнения профессиональных обязанностей, будучи не привязаны к стационарному рабочему месту. Для них характерна смена частая смена локаций для удаленной работы — как в рамках одного города, так и в пределах нескольких стран.
4 Цифровые туземцы (англ. Digital Natives) — демографическая категория людей, родившихся после 1990-х годов, которые являются своего рода «коренными» пользователями цифровых технологий при условии экономической доступности средств сообщений.
5 Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. — М. : Гиперборея; Кучково поле, 2007. — 464 с.; Он же. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2013. — 496 с.
6 Больц Н. Азбука медиа. — М. : Издательство «Европа», 2006. — 184 с.
7 Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 года. — М. : Издательство «Логос», 2009. — 271 с.
8 Ernst W. Digital Memory and the Archive. Edited and with an Introduction by Jussi Parikka. — Minneapolis : University of Minnesota Press 2013. — 256 p.
9 Parikka J. What is a media archeology? — Cambridge : Polity Press, 2012. — 200 p.
10 Hansen M. New Philosophy for New Media. — Cambridge : MIT Press, 2004. — 372 p.
Вирилио11, Борис Гройс12, Питер Вайбель13, Александр Гэллоуэй14, Джоанна Дрюкер15, Лев Манович16, Мэтью Фуллер17.
В последнее десятилетие теория и философия медиа и особенно исследования цифрового кода получают широкое распространение в отечественной философской традиции: в частности, в 2015 году был опубликован специализированный выпуск одного из ведущих философско-исследовательских журналов «Логос», в котором тематический блок о теории медиа был подготовлен Игорем Михайловичем Чубаровым18. Однако, как отмечал сам Чубаров, на момент выхода журнала традиция изучения медиа в широкой сети центров и школ в англо-американском и немецком контекстах пока количественно превосходит отечественную, поскольку «по сравнению с западной ситуацией серьезных работ по медиатеории в русскоязычной литературе пока немного»19.
Однако важно заметить, что интерес отечественных исследователей к теории и философии медиа и родственной дисциплине визуальных исследований для рассмотрения цифрового кода стабильно растет, и за эти несколько лет наблюдается устойчивая положительная динамика философских исследований медиа в отечественной традиции. На сегодняшний день картография отечественных философских исследований медиа в приведенном выше значении данной дисциплины (в отличие, например, от сугубо прагматического понимания медиа в контексте дизайна или журналистики)
11 Вирилио П. Машина зрения. - СПБ : Наука, 2004. - 144 с.
12 Гройс Б. В потоке. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 208 с.
13 Вайбель П. Мир — переписываемая программа? - М. : Медиаком. 2011. - 176 с.; Он же. 10++ программных текстов для возможных миров. - M. : Логос; Гнозис, 2011. - 304 с.
14 Galloway A.R. Protocol. How Control Exist After Decentralization. - Cambridge, MA : The MIT Press, 2004. - 260 p.
15 Drucker J. Graphesis: Visual Forms of Knowledge Production. - Harvard University Press, 2014. - 216 p.
16 Манович Л. Язык новых медиа. - М. : Ад Маргинем пресс, 2018. - 400 с.
17 Fuller M. Software Studies: A Lexicon. - Cambridge, Massachusetts : MIT Press, 2008. - 352 p.
18 Логос. Medientheorie. - 2015. - № 2 (104). - 263 с.
19 Рябова А., Чубаров И. Медиа, медианаука и философия медиа // Логос. - 2015. - Т. 25 №2 (104). - C. 92-105.
включает в себя исследования представителей ряда институций в разных частях России: практически первого на постсоветском пространстве Центра медиафилософии философского факультета СПбГУ20, философского факультета МГУ21, департамента новых медиа НИУ «Высшая школа экономики»22, Томского государственного университета23 и программы Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета о цифровой культуре и медийном производстве24.
Среди ключевых отечественных исследователей, анализирующих роль цифрового кода в контексте онтологии медиального, в отечественной традиции можно отметить Валерия Савчука25, Игоря Чубарова26, Михаила Куртова27, Оксану Мороз28, Дмитрия Галкина29, Андрея Шенталя30, а также авторов,
20 Сайт исследовательского проекта медиафилософии Санкт-Петербургского университета — URL: http://mediaphilosophy.ru/ (дата обращения 01.10.2022).
21 Например, некоторые исследовательские и учебные программы философского факультета МГУ о цифровой культуре за последние несколько лет — URL: https://philos.msu.ru/, http s://lk.msu.ru/course/vi ew? id=1505, https://istina.msu.ru/conferences/11848149/, https://www.msu.ru/dopobr/programs/program/129083/,
http://www.msk.festivalnauki.ru/meropriyatie-festivalya/60946/novye-media-zaprotiv-cheloveka; https://istina.msu.ru/conferences/11848149/ (дата обращения 01.02.2022).
22 Общий сайт департамента новых медиа НИУ ВШЭ — URL: https://cmd.hse.ru/media/ (дата обращения 01.10.2022).
23 Информация о проектах Томского государственного университета о философии медиа, в том числе относительно дисциплины digital humanities, исследующей цифровое общество — URL: https://ihde.tsu.ru/ru/research/digital-humanities/ (дата обращения 01.08.2022).
24 Информация об учебной программе Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета для 2020/2022 учебного года — URL: https://sas.utmn.ru/ru/ma/ (дата обращения 01.02.2022).
25 Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. — СПб.: Издательство РХГА, 2013. — 338 с.
26 Чубаров И. М. Машинная антропология. Запоздалый манифест // Логос. — 2015. — №2 (104). — C. 122—140; Чубаров И. М. Теория медиа Вальтера Беньямина и русский левый авангард: газета, радио кино // Логос. — 2018. — №1 (122). — C. 233—290.
27 Куртов М. А. К теологии кода. Генезис графического пользовательского интерфейса. — СПб.: ТрансЛит, 2014. — 88 c.
28 Видеозапись лекции Оксаны Мороз в музее современного искусства «Гараж» — URL: https://garagemca.org/ru/event/oksana-moroz-do-you-agree-to-digital-immortality (дата обращения 02.02.2022).
29 Галкин Д. Цифра и клетка: (не)органический синтез // Художественный журнал. — 2015.— №96. —URL: http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/259 (дата обращения: 03.11.2021).
30 Шенталь А. Природно-цифровой хиазм // Художественный журнал. — 2015. — №96. — URL: http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/251 (дата обращения: 03.11.2021).
исследующих роль образа, в частности через призму медиа, таких как Дмитрий Булатов31, Елена Петровская32, Нина Сосна33 и Ксения Федорова34.
Характеристика предлагаемого подхода
Основные термины данной работы принадлежат контексту медиа, принятому в традиции философии и теории медиа. В общем виде в этой дисциплине медиа как средство информационного сообщения рассматривается в качестве посредника или как интерфейс между людьми и технологиями, где медиумы выполняют роль технического расширения области человеческих чувств. Например, как отмечает Фридрих Киттлер, «глаз, как удачно говорится, вооруженный линзами или очками, совершает парадоксальную операцию -сразу и его саморасширение, и его самоампутацию. Поэтому Маклюэн продолжал ту давнюю традицию, что, начиная с Эрнста Каппа и Зигмунда Фрейда, представляет аппараты в качестве протезов телесных органов»35. Этот тезис показывает, что использование материальных посредников не только позволяет расширить природные человеческие возможности, но и одновременно демонстрирует их слабость по сравнению с теми возможностями, которые получают пользователи благодаря техническим устройствам.
Важно отметить, что теория медиа развивалась в тесной связи с философскими направлениями и науками, которые в XX веке анализировали естественный язык и процедуры порождения смыслов, среди которых структурализм и (пост)структурализм, герменевтика, а также семиотика. Наряду с этим методологически теория и философия медиа оказывается тесно
31 Булатов Д. Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве // Гуманитарная информатика. - 2012. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-sostoyanie-zhivogo-k-voprosu-o-tehnobiologicheskom-iskusstve (дата обращения: 03.05.2020).
32 Петровская Е. Н. Теория образа. - М. : РГГУ, 2006. - 282 с.
33 Сосна Н. Н. Фотография и образ. Визуальное, непрозрачное, призрачное. - М. : НЛО, 2011. -212 с.
34 Фёдорова К.Е. Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры: на материале медиаискусства: дис. канд. философ. наук: 09.00.04. - СПб., 2014. - 161 с.
35 Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. - М. : Издательство «Логос», 2009. С. 23.
связана с кросскультурными исследованиями и историей визуального, неклассической методологией искусства, что является важным для нашей данной междисциплинарной работы, включающей в себя рассмотрение и теории медиа, и онтологической проблематики, и визуальной среды. В контексте теории медиа статус компьютерного интерфейса для существования цифрового кода может быть осмыслен через функцию посредника, где этимологически сам термин «интерфейс» обозначает и экран, и проводник одновременно. С одной стороны, он переносит в область видимого представленные в числовом выражении технические процессы, а с другой стороны, его визуальная форма предопределяет сценарии реализации кода, накладывая некоторые ограничения. То есть компьютерный интерфейс выполняет важнейшую роль для трансляции визуального сообщения, базированного на цифровом коде. Это обуславливает релевантность избранной нами рамки «визуального поворота» для анализа цифрового кода в контексте методологии теории медиа.
Вместе с тем в современном технологическом мире одни технические агенты играют роль медиума не для человека, а для других технических же агентов, и это также должно учитываться в современных онтологических схемах переосмысления отношения между человеческим и не-человеческим (где под «не-человеческим» понимаются технические агенты). Переосмысление этих отношений предлагается в подходах объектно-ориентированной мысли и «плоских» онтологий, которые включены нами в данное исследование в контексте расширения методологического инструментария теории и философии медиа. В контексте актуальной экологической повестки, все более неотступно преследующей одинаково и мировое сообщество, и глав корпораций, и интеллектуалов, и обыденных пользователей технологий, возникает вопрос о новых способах выстраивания коммуникации между людьми (human) и нечеловеческими (non-human) агентами, представленными гаджетами. Перед исследовательским взором разворачивается своего рода «онтологический
театр», понимаемый в смысле Эндрю Пикеринга36: на его сцене природа, технологии и человек взаимодействуют в пространстве новых онтологий, описывающих несимметричные отношения людей и гаджетов, где последние посредством визуальной репрезентации могут совершать своего рода актуализацию голоса медиума.
Соответственно, в качестве возможных подходов для рассмотрения онтолого-эпистемологического статуса цифрового кода в данной диссертационной работе было предложено рассматривать в дополнении к подходу теории медиа и онтологии дискретного подход «плоских» онтологий. В первом вводном приближении этот подход может быть охарактеризован как вариация монистических онтологий, порывающих с субъектно-объектной установкой с её противопоставлением субъекта и объекта, а также иерархиями; представители же плоских онтологий предлагают одинаковый онтологический статус и человеческим, и не-человеческим агентам, т. е. буквально существование «на одной плоскости». В качестве таковых подходов для расширения некоторых тезисов теории медиа введены проекты онтокартографии Леви Брайанта37 и феноменологии иного Яна Богоста38, а также подход Тимоти Мортона39.
Отдельно оговоримся, что в задачи данной работы не входила подробная картография или апология плоских онтологий в современной мысли. Нас интересовало то, как данный подход позволяет релевантно расширить теорию медиа в отношении тезиса об агентности технологий в контексте переосмысления отношений между человеческими и не-человеческими
36 Pickering A. Science as Teatre: Gordon Pask, Cybernetics and the Arts// Spektakuläre Experimente: Praktiken der Evidenzproduktion im 17. Jahrhundert/H. Schramm, L. Schwarte, J. Lazardzig (eds). -B. : de Gruyter, 2006. - P. 454-476.
37 Bryant L. Onto-cartography: An Ontology of Machines and Media. - Edinburgh University Press, 2014.-256 p.
38 Bogost I. Alien Phenomenology, or What It's Like to Be a Thing. - University of Minnesota Press, Minneapolis, London, 2012. - 168 p.
39 Мортон Т. Стать экологичным. - М. : Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. - 240 с.
агентами. В связи с этим мы использовали данный подход для синтеза теории медиа и плоских онтологий применительно к кейсу генеративно-состязательных сетей (generative adversarial networks)40 для авторской концептуальной интерпретации.
Наряду с этим мы разработали тезис об агентности кода применительно к произведениям современного искусства, поскольку их визуальный язык позволит обогатить предлагаемое теоретиками плоских онтологий представление о наблюдении второго порядка как попытке трактовки машинами самих себя в качестве агентов. С учетом теории актуального искусства был проведен анализ ключевых тем современного цифрового мира, связанных с развитием нейросетей и искусственного интеллекта, а также с цифровым паноптикумом как моделью социальных медиа.
Исходя из этого, авторская методология данного диссертационного исследования сфокусирована на критико-аналитическом и компаративистском подходе для проблематизации онтолого-эпистемологического статуса цифрового кода с учетом инструментария философии и теории медиа, онтологий дискретного и плоских онтологий, а также визуальных исследований и теории актуального искусства. Учитывая вышеописанный междисциплинарный характер, авторская методология данного исследования включает кросскультурный подход при анализе медиального и визуального в представления о коэволюции информации и её репрезентации в визуальной среде (в частности, благодаря цифровому интерфейсу, базирующемуся на дискретном коде41).
40 Ian J. Goodfellow, Jean Pouget-Abadie, Mehdi Mirza, Bing Xu, David Warde-Farley, Sherjil Ozair, Aaron Courville, Yoshua Bengio. Generative Adversarial Nets. [Электронный ресурс] // arXiv:1406.2661v1 [stat.ML]. — 2014. — URL: https://arxiv.org/pdf/1406.2661.pdf. (дата обращения 02.03.2020).
41 Evans A. Web 2.0 and the Ontology of the Digital [Электронный ресурс] // Futures of Digital Studies: 2. Editors: Mauro Carassai and Elise Takehana. — 2012. — Vol. 12. — No. 2. — URL: http://www.digitalhumanities.org/dhq/vol/6/2/000120/000120.html. (дата обращения: 10.02.2022).
Целью диссертационного исследования является развитие междисциплинарного подхода, позволяющего проанализировать онтолого-эпистемологический статус цифрового кода в контексте трансформаций визуальной среды.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда задач:
1) Выявление взаимосвязи между стратегиями поведения пользователей медиа и механизмами развития самих технологий посредством использования подхода теории и философии медиа для анализа эпистемологического среза практик пользователей цифровых медиа;
2) Экспликация онтологического прочтения программного (software) и аппаратного (hardware) в современных цифровых устройствах c учетом актуальной философской традиции;
3) Обозначение предметной соотнесенности актуальных подходов онтологий дискретного и плоских онтологий применительно к конкретному кейсу генеративно-состязательных нейросетей (с учетом понятия об агентности технологий) в авторской концептуальной интерпретации;
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Семиотические аспекты новизны в техническом и художественном творчестве2024 год, кандидат наук Демина Анна Ивановна
Социально-философский аспект технологий визуальных коммуникаций в условиях новых вызовов Четвертой промышленной революции2021 год, кандидат наук Корзина Мария Игоревна
Исторический нарратив как философско-эпистемологическая проблема2022 год, кандидат наук Иванов Евгений Александрович
Фотография как способ конституирования социальной реальности2011 год, кандидат философских наук Колесникова, Дарья Алексеевна
Сравнительный анализ философских концепций Рози Брайдотти и Донны Харауэй2024 год, кандидат наук Юмартов Дмитрий Андреевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Путинцева-Арданская Валерия Владимировна, 2023 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно, Т. Эстетическая теория / Т. Адорно. - М. : Республика, 2001. - 527 с. - Текст : непосредственный.
2. Адорно, Т. Диалектика Просвещения / Т. Адорно, М. Хоркхаймер. - М., СПб : «Медиум», «Ювента», 1997. - 312 с. - Текст : непосредственный.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М. : Архитектура-С, 2007. - 392 с. - Текст : непосредственный.
4. Бадью, А. Делёз. Шум бытия / А. Бадью. - М. : Прагматика культуры : Логос-Альтера, 2004. - 184 с. - Текст : непосредственный.
5. Барт, Р. Camera lucida / Р. Барт. - М. : Ad Marginem, 1997. - 224 с. - Текст : непосредственный.
6. Барбур, И. Этика в век технологии / И. Барбур. - М. : Издательство ББИ, 2001. - 382 с. - Текст : непосредственный.
7. Бенъямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин. - Текст : непосредственный. // Беньямин
B. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М. : Немецкий культурный центр имени Гетё, 1996. - C. 15-66.
8. Белтинг, Х. Образ и культ / Х. Белтинг. - Москва : Прогресстрадиция, 2002.
- 752 с. Текст : непосредственный.
9. Беркли, Дж. Трактат о принципах человеческого знания / Дж. Беркли. -Текст : непосредственный. // Беркли Дж. Сочинения. - М. : Наука, 1978. -
C. 151-217.
10.Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 389 с. - Текст : непосредственный.
11.Бодрийяр, Ж. Симуляции и симулякры / Ж. Бодрийяр. - М. : Постум, 2015.
- 240 с. - Текст : непосредственный.
12.Болъц, Н. Азбука медиа / Н. Больц. - М. : Издательство «Европа», 2006. -184 с. - Текст : непосредственный.
13.Булатов, Д. Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве / Д. Булатов. - Текст : электронный. // Гуманитарная информатика. - 2012. - №6. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/novoe-sostoyanie-zhivogo-k-voprosu-o-tehnobiologicheskom-iskusstve (дата обращения: 25.02.2023).
14. Брайант, Л. Демократия объектов / Л. Брайант. - Пермь : Гиле Пресс, 2019.
- 314 с. - Текст : непосредственный.
15. Брехт, Б. Обработки / Б. Брехт. - М. : Искусство, 1967. - 510 с. - Текст : непосредственный.
16. Брызгалина, Е. В. Селф-трекинг как скетч цифровой медицины и объект эпистемического анализа / Е. В. Брызгалина. - Текст : непосредственный. // ИРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики (ИРАЕНМА. Journal of Visual Semiotics). - 2021. - Вып. 3 (29). - С. 55-82.
17. Косилова, Е. В. Бытие, познание и человек в цифровую эпоху / Е. В. Косилова, В. В. Миронов, З. А. Сокулер и др. - М. : Издатель Воробьев А. В., 2019. - 184 с. - Текст : непосредственный.
18. Бычков, В. В. Лексикон нон-классики: художественно-эстетическая культура XX века / В. В. Бычков. - М. : Гардарики, 2005. - 607 с. - Текст : непосредственный.
19. Вайбелъ, П. 10++ программных текстов для возможных миров / П. Вайбель.
- М. : Логос; Гнозис, 2011. - 304 с. - Текст : непосредственный.
20. Вайбелъ, П. Знание и видение. Новые интерфейсные технологии восприятия / П. Вайбель. - Текст : непосредственный. // Media Art Fest 2000. Сборник статей. - СПб. : Новый мир искусства, 2000. - С. 22-27.
21.Вайбелъ, П. К истории и эстетике цифрового изображения / П. Вайбель. -Текст : непосредственный. // Media Art Fest 2000. Сборник статей. - СПб. : Новый мир искусства. Концерт, 2000. - С. 11-21.
22.Вайбелъ, П. Медиаискусство: от симуляции к стимуляции / П. Вайбель. -Текст : непосредственный. // Логос. - 2015. - № 4 (106). - C. 135-162.
23.Вайбелъ, П. Мир - переписываемая программа?/ П. Вайбель. - М. :
Медиаком, 2011. - 176 с. - Текст : непосредственный.
24.Вертов, Д. Киновещь / Д. Вертов. - Текст : непосредственный. // Формальный метод: Антология русского модернизма. Т.2. : Материалы. -Москва; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2016. - С. 11-180.
25.Ветушинский, А. С. «Мы живем в компьютерной игре»: видеоигровая метафора и ее метафизический потенциал / А. С. Ветушинский. - Текст : электронный. // Философская мысль. - 2017. - №10. - C. 164-172. - URL: http://e-notabene.ru/fr/article_24327.html (дата обращения: 01.10.2019).
26.Ветушинский, А. С. На пути к симметрии: как онтология стала плоской / А. С. Ветушинский. - Текст : электронный. // Философия и культура. - 2016. -№ 12. - C. 1625-1630. - URL: https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=39337 (дата обращения: 01.10.2019).
27.Вирилио, П. Машина зрения / П. Вирилио. - СПб. : Издательство «Наука», 2004. - 144 с. - Текст : непосредственный.
28.Галкин, Д. В. Техно художественные гибриды или произведение искусства в эпоху его компьютерного производства (V1.0A) // Д. В. Галкин - Текст : электронный. // Гуманитарная информатика. - 2007. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehno-hudozhestvennye-gibridy-ili-proizvedenie-iskusstva-v-epohu-ego-kompyuternogo-proizvodstva-v1-0a (дата обращения: 03.02.2022).
29.Галкин, Д. В. Цифра и клетка: (не)органический синтез. [Электронный ресурс] / Д. В. Галкин. - Текст : электронный. // Художественный журнал. -2015. - №96. - URL: http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/259 (дата обращения: 02.02.2022).
30.Галкин, Д. В. Бинарный язык и виртуальный дискурс: к философии цифровой культуры / Д. В. Галкин. - Текст : непосредственный. // Гуманитарная информатика. - 2004. - Вып. 1. - С. 30-40.
31. Галкин, Д. В. Границы живого: к проблеме онтологических оснований искусственной жизни / Д. В. Галкин. - Текст : непосредственный. //
Философия науки. - 2012. - № 4. - С. 49-67.
32.Галкин, Д. В. Искусственная жизнь как низвержение плоти: стратегии гибридизации / Д. В. Галкин. - Текст : непосредственный. // Вестник Томского государственного университета. - 2013. -№ 370. - С. 44-52.
33. Галкин, Д. В. Искусственная жизнь: наука и компьютерные технологии в современном искусстве / Д. В. Галкин. - Текст : непосредственный. // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №350. - С. 7480.
34.Галкин, Д. В. От кибернетических автоматов к искусственной жизни: теоретические и историко-культурные аспекты формирования цифровой культуры : дисс. ... док. философ. наук : 24.00.01 / Галкин Дмитрий Владимирович. - Томск, 2017. - 270 с. - Текст : непосредственный.
35. Галкин, Д. В. Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры / Д. В. Галкин. - Текст : непосредственный. // Гуманитарная информатика. - 2005. - Вып. 2. - С. 37-61.
36.Галкин, Д. В. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни / Д. В. Галкин. - Томск: Изд-во ТГУ, 2013. - 301 с. - Текст : непосредственный.
37.Галкин, Д. В. Эстетика кибернетического искусства 1950-60 годов: алгоритмическая живопись и роботизированная скульптура / Д. В. Галкин. -Текст : непосредственный. // Вестник Томского государственного университета. - 2009. -№320. - С. 79-87.
38.Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. Собрание сочинений в 3-х томах. -М. : «Мысль», 1970. - 501 с. - Т. 1. -Текст : непосредственный.
39.Горохов, В. Г. Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX - начале XX столетия / В. Г. Горохов. - М. : Логос, 2009. - 376 с. - Текст : непосредственный.
40. Горохов, В. Г. Введение в философию техники / В. Г. Горохов, В. М. Розин. - М. : ИНФРА-М, 1998. - 224 с. - Текст : непосредственный.
41.Гройс, Б. В потоке / Б. Гройс. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 208 с. -
Текст : непосредственный. 42.Гройс, Б. Под подозрением. Феноменология медиа. / Б. Гройс. - М.: Изд-во
«Художественный журнал», 2006. - 200 с. - Текст : непосредственный. 43..Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - М. : Логос, 2000. - 184 с. -Текст : непосредственный.
44.Декарт Р. Сочинения в двух томах / Р. Декарт. - М. : Мысль, 1989. - 654 с. Текст : непосредственный.
45. Делёз, Ж. Кино / Ж. Делёз. - М. : Ад Маргинем, 2004. - 624 с. - Текст : непосредственный.
46.Диди-Юберман, Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас / Ж. Диди-Юберман. - СПб. : Наука, 2001. - 264 с. - Текст : непосредственный.
47.Достоевский, Ф. М. Бесы. Роман в трех частях / Ф. М. Достоевский: Антология русской критики. - М. : Согласие, 1996. - 743 с. - Текст : непосредственный.
48.Дубынин, В. А. Мозг и его потребности: от питания до признания / В. А. Дубынин. - М. : Альпина нон-фикшн, 2021. - 572 с. - Текст : непосредственный.
49.Дубровский, Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект / Д. И. Дубровский. - М. : Стратегия-Центр, 2007. - 272 с. - Текст : непосредственный.
50.Ерохин, С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства / С.В. Ерохин. - СПб. : Алетейя, 2010. - 429 с. - Текст : непосредственный.
51. Инишев, И. Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества / И. Н. Инишев. - Текст : непосредственный. // Логос. - 2012. - № 1 (85). - С. 184-211.
52.Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. Сочинения. В 8-ми томах. Т. 3. -М. : ЧОРО, 1994. - 741 с. - Текст : непосредственный.
53.Кассунг, К. Аппарат - это не постав / К. Кассунг. - Текст : непосредственный.//Логос.-2010.-№1(74). - С. 164-172.
54.Кастелъс, М. Галактика Интернет / Кастельс М. - Екатеринбург: У-
Фактория, 2004. - 327 с. - Текст : непосредственный.
55.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. -М. : Изд-во ВШЭ, 2000. - 608 с. - Текст : непосредственный.
56.Кириллова, Н. Б. Медиакультура от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М. : Акад. Проект, 2005. - 448 с. - Текст : непосредственный.
57.Киттлер, Ф. Мир символического - мир машины / Ф. Киттлер. - Текст : непосредственный. //Логос. - 2010. -№ 1(74). - С. 5-21.
58.Киттлер, Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999г. / Ф. Киттлер. -М. : Издательство «Логос», 2009. — 271 с. — Текст : непосредственный
59.Куртов, М. Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода / М. Куртов. - СПб. : ТрансЛит, 2014. - 88 с. - Текст : непосредственный.
60.Лакан, Ж. Еще. Семинары. Книга XX, 1972/1973 / Ж. Лакан. - М. : Издательство «Логос», 2011. - 176 с. - Текст : непосредственный.
61.Латур, Б. Когда вещи дают отпор: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки / Б. Латур. - Текст : непосредственный // Социология вещей. Сборник статей. - М. : Издательский дом «Территория будущего», 2006. - С. 342-364.
62.Латур, Б. Наука в действии: следуя за учёными и инженерами внутри сообщества / Б. Латур. - СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 414 с. - Текст : непосредственный.
63.Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. -М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с. - Текст : непосредственный.
64.Латыпова, А. Р. Интерфейс как (с)ложная форма чувствености / А. Р. Латыпова, А. С. Ленкевич. - Текст : непосредственный. // Визуальная экология: формирование дисциплины : монография / под ред. В. В. Савчука. - Санкт-Петербург, 2016. - 382 с.
65.Ленкевич, А. С. Медиафилософия: российский контекст / А. С. Ленкевич, К. А. Очеретяный. - Текст : электронный. // Вопросы философии. - 2016. -
№12. - URL:
http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1548&Itemid=52. (дата обращения: 01.10.2021).
66.Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж-Ф. Лиотар. -М.: Алетейя, 1998.
- 160 с. - Текст : непосредственный.
67.Левинас, Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное / Э. Левинас. - Москва ; Санкт-Петербург : Универс. кн., 2000. -416 с. - Текст : непосредственный.
68.Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман.
- Таллин : Александра, 1992. - 247 с. - Текст : непосредственный.
69.Луман, Н. Медиа коммуникации / Н. Луман. - М. : Логос, 2005. - 280 с. -Текст : непосредственный.
70. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. - М. : Академический Проект, Гаудеамус, 2013. - 496 с. -Текст : непосредственный.
71. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэн. - М. : Кучково поле, 2007. - 464 с. - Текст : непосредственный.
72.Манович, Л. Постмедиальная эстетика / Л. Манович. // Манович Л. Теории софт-культуры. Н. Новгород : Красная ласточка, 2017. - C. 33-49. - Текст : непосредственный.
73.Манович, Л. Принципы новых медиа / Л. Манович. // Манович Л. Теории софт-культуры. -Н. Новгород : Красная ласточка, 2017. - C. 16-32. -Текст : непосредственный.
74.Манович, Л. Язык новых медиа / Л. Манович. - М. : Ад Маргинем пресс, 2018. - 400 с. - Текст : непосредственный.
75.Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с. - Текст : непосредственный.
76.Маркс, К. Тезисы о Фейербахе / К. Маркс. // Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. -М. : Академический Проект, 2010. - C. 385-387. - Текст : непосредственный.
77..Мирзоев, Н. Как смотреть на мир / Н. Мирзоев. - Москва : Изд-во Музея Гараж : Ад Маргинем Пресс, 2019. - 344 с. - Текст : непосредственный.
78.Мейясу, К. После конечности: Эссе о необходимости контингентности / К. Мейясу. - Екатеринбург, М. : Кабинетный ученый, 2016. - 196 с. - Текст : непосредственный.
79.Мигунов, А .С. Алгоритмическая эстетика / А. С. Мигунов, С. А. Ерохин. -СПб. : Алетейя, 2011. -280 с. - Текст : непосредственный.
80.Микешина, Л. А. Современная эпистемология гуманитарного знания: междисциплинарные синтезы / Л. А. Микешина. - М. : РОССПЭН, 2016. -463 с. - Текст : непосредственный.
81. Микешина, Л. А. Эпистемология ценностей / Л. А. Микешина. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 439 с. -Текст : непосредственный.
82.Миронов, В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В. В. Миронов.-Текст : непосредственный. // Вопросы философии. - М. : «Наука». - 2006. - №2. -C. 27-43.
83.Миронов, В. В. Платон и современная пещера big-data / В. В. Миронов. -Текст : непосредственный. // Вестник Санкт- Петербургского университета. Философия и конфликтология. - 2019. - Т. 35. - Вып. 1. - C. 4-24.
84.Миронов, В. В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор / В. В. Миронов. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета, серия 7: Философия. М. : Издательство Московского университета, 2010. - №3. — C. 3-25.
85. Миронов, В. В. Семиотические виражи культуры: от диалога к монологу / В. В. Миронов. - Текст : непосредственный // Вестник Московского Университета, серия 7: Философия. М. : Издательство Московского университета. -2017. -№5. - C. 4-18.
86. Миронов, В. В. Трансформация культуры: от классической к электронной /
B. В. Миронов. - Текст : непосредственный. // Материалы Всероссийской междисциплинарной конференции, посвященной шестидесятилетию исследований искусственного интеллекта, 17-18 марта 2016 г., философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва. - М. : ИИнтелл, 2017. -
C. 28-37.
87.Миронов, В. В. Тоска по истинному бытию в дигитальной культуре / В. В. Миронов, З. А. Сокулер - Текст : непосредственный. // Вестник Московского университета, серия 7: Философия. М. : Издательство Московского университета. - 2018. - №1. - С. 3-22.
88.Миронов, В. В. Философия и метаморфозы культуры / В. В. Миронов. - М. : Современные тетради, 2005. - 424 с. - Текст : непосредственный.
89.Митчелл, У. Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология / У. Дж. Т. Митчелл. - М., Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. - 240 с. -Текст : непосредственный.
90.Мол, А. Множественное тело / А. Мол. - Текст : непосредственный. // Социология власти. - 2015. - № 1. - С. 232-247.
91. Мортон, Т. Род человеческий: солидарность с не-человеческим сообществом / Т. Мортон. - Текст : непосредственный. // Логос. - 2019. -№5(132). - С. 57-71.
92.Мортон, Т. Стать экологичным / Т. Мортон. - М. : Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. - 240 с. - Текст : непосредственный.
93.Петровская, Е. В. Теория образа / Е. В. Петровская. - М. : Изд-во РГГУ, 2010. — 282 с. - Текст : непосредственный.
94.Пирс, Ч. С. Избранные философские произведения / Ч. С. Пирс. - М., 2000. - 201 с. - Текст : непосредственный.
95..Пол, К. Цифровое искусство / К. Пол. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2017. - 272 с. - Текст : непосредственный.
96. Раш, М. Новые медиа в искусстве / М. Раш. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2018. - 256 с. - Текст : непосредственный.
97.Рикёр, П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / П. Рикёр. - Текст : непосредственный. // Теория метафоры. Сборник. Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой. -М.: Прогресс, 1990. - C. 416-434.
98.Рябова, А. Медиа, медианаука и философия медиа / А. Рябова, И. Чубаров. -Текст : непосредственный. // Логос. - 2015. - Т. 25 №2 (104). - C. 92-105.
99.Савчук, В. В. Медиафилософия. Приступ реальности / В. В. Савчук. - СПб.: Издательство РХГА, 2013.- 338с.- Текст : непосредственный.
100. Савчук, В. В. Пролегомены к критериям загрязнения визуальной среды / В. В. Савчук. - Текст : непосредственный. // Визуальная экология: формирование дисциплины: монография / под ред. В. В. Савчука. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 19-44.
101. Салин, А. С. К критике проекта геймификации / А. С. Салин. - Текст : непосредственный. //Логос. -2015. -№1 (103). - С. 100-129.
102. Сокулер, З. А. «Фундаментальная онтология» и онтология дигитального мира / З. А. Сокулер. - Текст : непосредственный. // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2017. -№6. - C. 3-17.
103. Сосна, Н. Н. Образ и материальное. К трансформации связей / Н. Н. Сосна. - Текст : электронный. // Художественный журнал. - 2015. - №94. -URL: http://moscowartmagazine.eom/issue/1/article/61 (дата обращения: 01.10.2019).
104. Сосна, Н. Н. Фотография и образ. Визуальное, непрозрачное, призрачное / Н. Н. Сосна. - М. : НЛО, 2011. - 212 с. - Текст : непосредственный.
105. Фёдорова, К. Е. «Технологическое возвышенное» и проприоцептивные медиа / К. Е. Фёдорова. - Текст : непосредственный. // Медиа: между магией и технологией. - Екатеринбург, М.: Кабинетный ученый, 2014. - С. 38-66.
106. Фёдорова, К. Е. Проблема представимости «нематериального» в эпоху искусства новых медиа / К. Е. Фёдорова. - Текст : непосредственный. // Дискуссия. - 2013. - №8(13). - С. 42-47.
107. Фёдорова, К. Е. Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры: на материале медиаискусства : дис. ... кан. философ. наук: 09.00.04. / Федорова Ксения Евгеньевна. - СПб., 2014. - 161 с. -Текст : непосредственный.
108. Флоренский, П. А. Органопроекция / П. А. Флоренский. // Флоренский П. А. Сочинения в четырех томах. - М. : Мысль, 2000. - С. 402-421. - Т. 3.
- Текст : непосредственный.
109. Фрейд, З. Недовольство культурой / З. Фрейд. // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Ренессанс, 1992. - С. 70-98. -Текст : непосредственный.
110. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. - СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия»; Университетская книга, 2004. - 416 с. - Текст : непосредственный.
111. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. - М .: Магистериум - Касталь, 1996. - 448 с. - Текст : непосредственный.
112. Хабермас, Ю. Будущее человеческой природы / Ю. Хабермас. - М., 2002. - 144 с. - Текст : непосредственный.
113. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб., 2000. - 382 с. - Текст : непосредственный.
114. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - М. : Ад Маргинем, 1997. - 452 с. - Текст : непосредственный.
115. Хайдеггер, М. Время картины мира / М. Хайдеггер. // Хайдеггер М., Время и бытие: Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 41-62.
- Текст : непосредственный.
116. Хайдеггер, М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер. // Хайдеггер М., Время и бытие: Статьи и выступления. - М. : Республика, 1993. - С. 221238. - Текст : непосредственный.
117. Харман, Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / Г. Харман. - Пермь: Гиле Пресс, 2015. - 152 с. - Текст : непосредственный.
118. Цилински, З. Археология медиа / З. Цилински. - М. : Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. - 388 с. - Текст : непосредственный.
119. Чеклецов, В. В. Динамические эмерджентные интерфейсы сложных социотехнических систем / В. В. Чекленцов. - Текст : электронный. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2015. - №1. - URL:https://cyberlenmka.ru/article/n/dmamicheskie-emerdzhentnye-interfeysy-slozhnyh-sotsiotehnicheskih-sistem (дата обращения: 15.02.2022).
120. Чубаров, И. М. Машинная антропология. Запоздалый манифест / И. М. Чубаров. - Текст : непосредственный. // Логос. - 2015. - №2 (104). - C. 122-140.
121. Чубаров, И. М. Теория медиа Вальтера Беньямина и русский левый авангард: газета, радио кино / И. М. Чубаров. - Текст : непосредственный. // Логос. - 2018. - №1 (122). - C. 233-290.
122. Чубаров, И. М. Левая критика в эпоху платформенного капитализма / И. М. Чубаров, Е. К. Сеченова. - Текст : непосредственный. // Логос. -2019. - №6 (133). - С. 275-304.
123. Шенталъ, А. Природно-цифровой хиазм / А. Шенталь. - Текст : электронный. // Художественный журнал. - 2015. - №96. - URL: http://moscowartmagazine.com/issue/18/article/251 (дата обращения: 01.10.2019).
124. Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть 1. / Под ред. Д. Булатова. - Калининград : КФ ГЦСИ, 2009. - 196 с. - Текст : непосредственный.
125. Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии. Часть 2. / Под ред. Д. Булатова. - Калининград : КФ ГЦСИ, 2013. - 560 с. - Текст : непосредственный.
126. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. - СПб : Академический проект, 2004. - 384 с.
- Текст : непосредственный.
127. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко. -СПб : Symposium, 2006. - 544 с. - Текст : непосредственный.
128. Элкинс, Дж. Исследуя визуальный мир / Дж. Элкинс. - Вильнюс: ЕГУ, 2010. - 534 с. - Текст : непосредственный.
129. Ямполъский, М. Экран как антропологический протез / М. Ямпольский. - Текст : электронный // Новое литературное обозрение -1996. - URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2012/2/ekran-kak-antropologicheskij-protez.html (дата обращения: 01.07.2021).
130. Эрнст, В. Логос машины и его границы с понятием медиа / В. Эрнст.
- Текст : непосредственный // Логос. - 2010. - №1(74). - C. 193-206.
131. Biomediale. Современное общество и геномная культура / Под ред. Д. Булатова. - Калининград: КФ ГЦСИ, 2004. - 499 с. - Текст : непосредственный.
132. Artist and Computer / Edited by Ruth Leavitt. - Creative Computing Press : Morristown, New Jersey, Harmony Books : New York, 1974. - 121 p. - Текст : непосредственный.
133. Ballard, D. H. Computer Vision / D. H. Ballard, C. M. Brown. -Englewood Cliffs, New Jersey : Prentice-Hall Inc, 1982. - 539 p. - Текст : непосредственный.
134. Bedau, M. Philosophical Aspects of Artificial Life | M. Bedau. - Towards A Practice of Autonomous Systems. - Cambridge : MIT Press. - P. 494-503.
135. Benedetti, P. Forward Through the Rearview Mirror: Reflections on and by Marshall McLuhan / P. Benedetti, N. DeHart. - Boston : The MIT Press, 1997. -208 p. - Текст : непосредственный.
136. Benfor, G. Beyond Human: Living with Robots and Cyborgs / G. Benfor, E. Malartre - Forge Books, 2008. - 272 p. - Текст : непосредственный.
137. Bergin, Jr. History of Programming Languages / Jr. Bergin, J. Thomas, Jr. Gibson, G. Richard. - New York, NY : ACM Press, Addison-Wesley, 1996. -864 p. - Текст : непосредственный.
138. Bogost, I. Alien Phenomenology, or What It's Like to Be a Thing. University of Minnesota Press /1. Bogost. - Minneapolis, London, 2012. - 168 p.
- Текст : непосредственный.
139. Bolter, J. D. The Computer, Hypertext, and the History of Writing / J. D. Bolter. - Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 1991. - 272 p. - Текст : непосредственный.
140. Bolter, J. D. Remediation. Understanding New Media / J. D. Bolter, R. Grusin. - MIT Press : Cambridge, MA, 1999. - 282 p. - Текст : непосредственный.
141. Boyd, Danah M. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship / Danah M. Boyd, Ellison Nicole B. - Текст : непосредственный. // Journal of Computer-mediated Communication. -2007. - Volume 13, Issue 1. - P. 210-230.
142. Bruno, G. Surface: matters of aesthetics, materiality, and media / G. Bruno.
- Chicago : The University of Chicago Press, 2014. - 288 p. - Текст : непосредственный.
143. Bryant. L. Onto-Cartography. An Ontology of Machines and Media / L. Bryant. - Edinburgh, 2014. - 256 p. - Текст : непосредственный.
144. Burgess, J. YouTube. Online Video and Participatory Culture / J. Burgess, J. Green. - Cambridge : Polity Press, 2009. -140 p. - Текст : непосредственный.
145. Clark, A. Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence / A. Clark. - Oxford : Oxford University Press, 2003. — 229 p. - Текст : непосредственный.
146. Critical Terms for Media Studies / eds W. J. T. Mitchell, Mark B. N. Hansen. - Chicago and London, University of Chicago Press, 2010. - 376 p.-Текст : непосредственный.
147. Deuze, M. Media Work. Digital media and society series / M. Deuze. -Cambridge : Polity Press, 2007. - 296 p. - Текст : непосредственный.
148. Drucker, J. Art / J. Drucker. - Текст : непосредственный. // Critical Terms for Media Studies. eds W. J. T. Mitchell, Mark B. N. Hansen. - Chicago
and London, University of Chicago Press, 2010. - P. 3-18.
149. Drucker, J. Graphesis: Visual Forms of Knowledge Production / J. Drucker. - Harvard University Press, 2014. - 216 p. - Текст : непосредственный.
150. Ernst, W. Digital Memory and the Archive / W. Ernst. Edited and with an Introduction by Jussi Parikka. - Minneapolis : University of Minnesota Press 2013. - 256 p. - Текст : непосредственный.
151. Ernst, W. Let there be irony: cultural history and media archaeology in parallel lines / Ernst W. - Текст : электронный. // Research gate.net. - URL: https://www.researchgate.net/publication/229562198 (дата обращения: 01.02.2020).
152. Ernst, W. Media Archaeography: Method and Machine versus History and Narrative of Media / Ernst W. - Текст : непосредственный. // Media Archaeology: Approaches, Applications, and Implications. - Berkeley : University of California Press, 2011. - P. 239-255.
153. Evans, A. Web 2.0 and the Ontology of the Digital / Evans A.- Текст : электронный. // Futures of Digital Studies: 2. Editors: Mauro Carassai and Elise Takehana. - 2012. - Vol. 12. - No. 2. - URL: http: //www. digitalhumanities. org/dhq/vol/6/2/000120/000120. html (дата обращения: 15.01.2020).
154. Flusser, V. Writings / V. Flusser. - Minneapolis; L .: University of Minnesota Press, 2004. - 272 p. - Текст : непосредственный.
155. Fuller, M. Software Studies: A Lexicon / M. Fuller. - Cambridge, Massachusetts : MIT Press, 2008. - 352 p. - Текст : непосредственный.
156. Galloway, A.R. Protocol. How Control Exist After Decentralization / A. R. Galloway. - Cambridge, MA : The MIT Press, 2004. - 260 p. - Текст : непосредственный.
157. Galloway, A.R. The Exploit. A Theory of Networks / A.R. Galloway, T. Thacker. -Minneapolis : University of Minnesota Press, 2007. - 208 p. - Текст : непосредственный.
158. Gehlen, A. Man in the Age of Technology / A. Gehlen. - New York : Columbia University Press, 1980. - 185 p. - Текст : непосредственный.
159. Grau, O. Virtual Art. From Illusion to Immersion / O. Grau. - Cambridge, MA, The MIT Press, 2003. - 430 p. - Текст : непосредственный.
160. Hall, E. The silent language / E. Hall. - New York : Doubleday & Co., 1959. - 217 p. - Текст : непосредственный.
161. Hansen, M. New Philosophy for New Media / M. Hansen. - Cambridge : MIT Press, 2004. - 372 p. - Текст : непосредственный.
162. Hui, Y. What Is a Digital Object? / Y. Hui. - Текст : непосредственный. // Metaphilosophy. - 2012. - Vol. 43. - № 4. - P. 380-395.
163. Ian, J. Goodfellow. Generative Adversarial Nets / Ian J. Goodfellow, J. Pouget-Abadie, M. Mirza, B. Xu, D. Warde-Farley, S. Ozair, A. Courville, Y. Bengio. - Текст : электронный // arXiv: 1406.2661v1 [stat.ML]. - 2014. - URL: https://arxiv.org/pdf/1406.2661.pdf (дата обращения 02.03.2022).
164. Jameson, F. Prison-House of Language: A Critical Account of Structuralism and Russian Formalism / F. Jameson. - Princeton : Princeton University Press, 1972. - 230 p. - Текст : непосредственный.
165. Johnston, J. Technology / J. Johnston. - Текст : непосредственный. // Critical terms to media studies. Edited by W.J.T. Mitchell and Mark B.N. Hansen. - London, Chicago : The University of Chicago Press, 2010. - P. 199-214.
166. Kapp, E. Elements of a Philosophy of Technology: On the Evolutionary History of Culture / E. Kapp. - University of Minnesota Press, 2018. - 336 p. -Текст : непосредственный.
167. Kittler, F. "There Is No Software" / F. Kitter. - Текст : непосредственный. // CTheory, 18 Oct 1995; repr. in Electronic Culture. - New York : Aperture, 1996. - P. 331-337.
168. Kittler, F. Gramophone, Film, Typewriter / F. Kitter. - Stanford : Stanford University Press, 1999. - 360 p. - Текст : непосредственный.
169. Kline, R.R. The Cybernetics Moment or Why We Call Our Age the Information Age / R.R. Kline. - Baltimore : Johns Hopkins University Press,
2015. - 352 p. - Текст : непосредственный.
170. Lovejoy, M. Digital Currents: Art in the Electronic Age / M. Lovejoy. -New York : Taylor & Francis, 2004. -372 p. - Текст : непосредственный.
171. Lull, J. Media, Communication, Culture: A Global Approach / J. Lull. -New York : Columbia University Press, 1995. — 207 p. - Текст : непосредственный.
172. Lyon, D. The Electronic Eye: The Rise of Surveillance Society / Lyon D. -London : Polity Press, 1994. - 290 p. - Текст : непосредственный.
173. Marks, L. U. Touch: Sensuous Theory and Multisensory Media / L.U. Marks. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 2002. - 288 p. - Текст : непосредственный.
174. Media Archaeology. Approaches, Applications and Implications / Edited by E Huhtamo, J. Parikka. - University of California Press, 2011. - 368 p. - Текст : непосредственный.
175. Mitchel, W. T. J. The Reconfigured Eye. Visual Truth in the PostPhotographic Ere / W. T. J. Mitchel. - London, Cambridge, Massachusetts : The MIT Press, 1994. - 283 p. - Текст : непосредственный.
176. Mitchell, W. J. T. The Language of Images / W. T. J. Mitchel. - Chicago : University of Chicago Press, 1985. - 314 p. - Текст : непосредственный.
177. Morton, T. Realist Magic: Objects, Ontology, Causality / T. Morton. - Ann Arbor, 2013. -232 p. - Текст : непосредственный.
178. Morton, Т. Dark ecology: for a logic of future coexistence / T. Morton. -New York: Columbia University Press, 2016. - 208 p. - Текст : непосредственный.
179. Morton, Т. Hyperobjects: Philosophy and Ecology after the End of the World / T. Morton. Minneapolis : University of Minnesota Press, 2013. - 240 p. -Текст : непосредственный.
180. New Waves in Philosophy of Technology / eds. J-K. Berg Olsen, E. Selinger, S. Riis. - New York : Palgrave McMillan, 2009. - 341 p. - Текст : непосредственный.
181. Noll, M. The Evolution of Media, Rowman & Littlefield Publishers, Inc / M. Noll. - Lanham, MD, 2007. - 203 p. - Текст : непосредственный.
182. Parikka, J. What is a media archeology / J. Parikka. - Cambridge : Polity Press, 2012. - 200 p. - Текст : непосредственный.
183. Peters, B. A Vocabulary of Information Society and Culture / B. Peters. -Princeton : Princeton University Press, 2016. - 352 p. - Текст : непосредственный.
184. Pickering, A. The Cybernetic Brain: Sketches of Another Future / A. Pickering. - Chicago : University of Chicago Press, 2010. - 536 p. - Текст : непосредственный.
185. Pickering, A. The Mangle of Practice: Time, Agency and Science / A. Pickering. - Chicago : University of Chicago Press, 1995.- 296 p. - Текст : непосредственный.
186. Pickering, A. Science as Teatre: Gordon Pask, Cybernetics and the Arts / A. Pickering. - Текст : непосредственный. // Spektakuläre Experimente: Praktiken der Evidenzproduktion im 17. Jahrhundert / H. Schramm, L. Schwarte, J. Lazardzig (eds). - B. : de Gruyter, 2006. - P. 454-476.
187. Rojas, R. The First Computers: History and Architectures / R. Rojas, U. Hashagen. - MIT Press, 2002. - 471 p. - Текст : непосредственный.
188. Stiegert, B. Relays: Literature as an Epoch of the Postal System / B. Stiegert. - Stanford, CA : Stanford University Press, 1999. - 338 p. - Текст : непосредственный.
189. Stiegler, B. Technics and Time, 1. The Fault of Epimetheus / B. Stiegert. -Stanford, CA : Stanford University Press, 1998. - 313 p. - Текст : непосредственный.
190. Stiegler, B. Technics and Time, 2: Disorientation / B. Stiegert. - Stanford, CA : Stanford University Press, 2008. - 288 p. - Текст : непосредственный.
191. Stiegler, B. Technics and Time, 3: Cinematic Time and the Question of Malaise / B. Stiegert. - Stanford, CA : Stanford University Press, 2008. - 280 p. - Текст : непосредственный.
192. Taylor, M. Imagologies : Media Philosophy / M. Taylor, E. Saarinen. - L.; New York : Routledge, 1994. - 320 p. - Текст : непосредственный.
193. Turing, A. Computing Machinery and Intelligence / A. Turing. - Текст : непосредственный. // The new media reader. Edited by N. Wardrip-Fruin and N. Montfort. - London, England, Cambridge Massachusetts : MIT Press, 2003. - P. 50-64.
194. Turing, A. On computable numbers, with an Application to the Entscheidungsproplem / A. Turing. - Текст : непосредственный. // Proceedings of the London Mathematical Society - 1936. - №42(2). - P. 230-265.
195. Wayne, M. Marxism and media studies: key concepts and contemporary trends / M. Wayne. - London; Sterling, Va. : Pluto Press, 2003. - 304 p.
196. Wegenstein, B. Body / B. Wegenstein. - Текст : непосредственный. // Critical terms to media studies. Edited by W.J.T. Mitchell and Mark B.N. Hansen.
- London, Chicago : The University of Chicago Press. - P. 19-34.
197. Whitelaw, M. Metacreation: Art and Artificial Life / M. Whitelaw. -Cambridge-London : MIT Press, 2004. - 296 p. - Текст : непосредственный.
198. Wiener, N. Computing Machines and the Nervous System / N. Wiener. -Текст : непосредственный. // Cybernetics: Or Control and Communication in the Animal and the Machine. - Paris : Hermann & Cie, Cambridge Massachusetts : MIT Press, 1985. - P. 116-132.
199. Winthrop-Young, G. Hardware/ Software/ Wetware / G. Winthrop-Young.
- Текст : непосредственный. // Critical terms to media studies. Edited by W.J.T. Mitchell and Mark B.N. Hansen. - London, Chicago : The University of Chicago Press, 2010. - P. 186-198.
200. Wollheim, R. Seeng-as, seeng-in, and poctoial representation // Wollheim R. Art and its objects. - Cambridge : Cambridge Univesity Press, 2005. - P. 205226.
201. Zielinski, S. ...After the Media: News from the Slow / S. Zielinski. -Fading Twentieth Century. - Minneapolis : Univocal, 2013. - 275 p. - Текст : непосредственный.
202. Zielinski, S. Deep Time of the Media / S. Zielinski. - Cambridge, MA : The MIT Press, 2006. - 389 p . - Текст : непосредственный.
203. Zilinska, J. The Extensions of the Body in the Media Age / J. Zilinska. -London, New York : Continuum, 2002. - 252 p. - Текст : непосредственный.
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМ223
204. Архив Ars Electronica по теме взаимодействия art&science [Электронный ресурс] / Ars Electronica. // URL: https://archive.aec.at/ (дата обращения 20.12.2021). - 1 электронная платформа.
205. Видеозапись лекции Оксаны Мороз в музее современного искусства «Гараж» [Электронный ресурс] / О. Мороз. // URL: https://garagemca.org/ru/event/oksana-moroz-do-you-agree-to-digitalimmortality (дата обращения 02.02.2022). - 1 электронная платформа.
206. Интервью с медиахудожницей Еленой Никоноле. [Электронный ресурс] / Е. Никоноле. // URL: https://knife.media/nikonole-interview/ (дата обращения: 01.10.2019). - 1 электронная платформа.
207. Фрагменты видеозаписей с камер общественного пользования как составляющее произведения искусства «deusxmchn» Елены Никоноле. [Электронный ресурс] / Е. Никоноле. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=B8yYoRRhlb0 (дата обращения: 01.10.2019). - 1 электронная платформа.
208. Информация и концепция выставочного проекта «Daemons in the Machine» на сайте Московского музея современного искусства. [Электронный ресурс] / Московский музей современного искусства. // URL: https: //mmoma. ru/exhibitions/petrovka25/daemons_in_the_machinebr_dem ony_v_mashine/ (дата обращения 01.02.2022). - 1 электронная платформа.
209. Информация о произведении искусства «BORGY&BES» Томаса Фойерштайна. [Электронный ресурс] / Т. Фойерштайн. // URL: https://www.thomasfeuerstein.net/50_W0RKS/30_DAIM0N/82_B0RGY_BES
223 В связи с использованием значительного количества цифровых платформ и электронных архивов, подстрочные ссылки на которые приводятся в основном тексте настоящей работы, здесь приводятся избранные ссылки на важнейшие цифровые платформы и электронные архивы данного диссертационного исследования.
(дата обращения 01.02.2022). - 1 электронная платформа.
210. Видеозапись о производстве и функционировании о произведении искусства «BORGY&BES» Томаса Фойерштайна [Электронный ресурс] / Т. Фойерштайн. // URL: https://vimeo.com/322611400 (дата обращения 01.10.2022). - 1 электронная платформа.
211. Информация о LABORATORIA Art & Science Foundation, которая представляет собой первую отечественную некоммерческую институцию России в области создания и популяризации проектов актуального научного искусства. [Электронный ресурс] / LABORATORIA Art & Science Foundation. // Режим доступа: http://newlaboratoria.ru (дата обращения 01.10.2022). - 1 электронная платформа.
212. Информация и концепция выставочного проекта «Ведутся революционные работы» на сайте Московского музея современного искусства. [Электронный ресурс] / Московский музей современного искусства. // URL: http://www.mmoma.ru/exhibitions/gogolevsky10-2/vedutsya_revolyucionnye_raboty/ (дата обращения: 01.05.2020). - 1 электронная платформа.
213. Информация о перфомансе «Inferno» на персональном сайте художников Билла Ворна и Луи-Филиппа Демерса. [Электронный ресурс] / Б. Ворн, Л-Ф. Демерс. // URL: http://billvorn.concordia.ca/menuall.html (дата обращения: 23.04.2020). - 1 электронная платформа.
214. Видеозапись одного из процессов исполнения перфоманса «Inferno» художников Билла Ворна и Луи-Филиппа. [Электронный ресурс] / Б. Ворн, Л-Ф. Демерс.// URL: https://vimeo.com/130670526 (дата обращения: 23.04.2020). - 1 электронная платформа.
215. Видеозапись действующей инсталляции Сейко Микама «Желания кодов» [Электронный ресурс] / С. Микама. // URL: https://www.digitalartarchive.at/database/general/work/desire-of-codes.html (дата обращения: 23.04.2020). - 1 электронная платформа.
216. Электронная платформа образовательного цикла «Цифровая
революция: инструкция по применению», реализованного в рамках проекта «Как читать медиа - The Earth is Flat?», куратор цикла - В. В. Рыженкова (В. В. Путинцева-Арданская), рабочая группа - А. С. Ветушинский, А. С. Салин, П. А. Ханова, В. Е. Рыженков [Электронный ресурс] / А. С. Ветушинский, А. С., Салин, В. В. Рыженкова (В. В. Путинцева-Арданская), В. Е. Рыженков, П. А. Ханова. // URL: http://digitalrevolution-instruction.tilda.ws/page10450333.html (дата обращения 01.02.2022). - 1 электронная платформа.
217. Подробная информация о VR программе 78-го Венецианского международного кинофестиваля, представленной Less Media Group в Московском музее современного искусства в сентябре 2021 года. [Электронный ресурс] / Московский музей современного искусства, Less Media Group. // URL:
https://mmoma.ru/events/vr_programmu_78go_venecianskogo_mezhdunarodnog o_kinofestivalya_pokazhut_v_moskve_v_mmoma// (дата обращения: 01.10.2022). - 1 электроная платформа.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.