Онтология жанра мазурки в творчестве Ф. Шопена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Бондаренко, Нина Борисовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 214
Оглавление диссертации кандидат наук Бондаренко, Нина Борисовна
Содержание
Введение
Глава 1. Жанровая парадигма мазурки в творчестве Ф. Шопена
1.1. Феномен системности жанра мазурки в онтологическом и этногенетическом аспектах
1.2. Алгоритмы функционирования структурно-семантического инварианта жанра мазурки в автономных композициях и проблема типологии мазурок
Шопена
1.3. Поливалентность матричного кода мазурки в контексте взаимодействия структурных формул жанра
Глава 2. Феномен мазурочности и его роль в полижанровых композициях Ф. Шопена
2.1. Смыслообразующая роль мазурочности в контексте миниатюр
2.2. Функция мазурочности в драматургии сложных
композиций Шопена
2.3. Стилеобразующая роль мазурочности в творчестве Шопена
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена2000 год, кандидат искусствоведения Самвелян, Тереза Эдуардовна
Фортепианное творчество Мечислава Вайнберга: проблемы стиля и исполнительской интерпретации2017 год, кандидат наук Воскобойникова, Анна Семёновна
Стилистические и композиционно-технологические процессы в польской фортепианной музыке XX века2013 год, доктор искусствоведения Собакина, Ольга Валерьевна
Стилистические трансформации жанра фортепианного ноктюрна в процессе его исторической эволюции (XIX - первая половина XX века)2022 год, кандидат наук Глазунова Регина Вячеславовна
Творческое наследие Ф. Шопена в теории и практике преподавания музыки2011 год, кандидат педагогических наук Мордасова, Екатерина Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология жанра мазурки в творчестве Ф. Шопена»
Введение
Актуальность исследования. Мазурки Ф. Шопена - тайна, пленяющая слух, сфинкс, загадки которого уже почти два века будоражат воображение слушателей и исследовательскую интуицию учёных. Некогда Ф. Лист расслышал в мазурках музыку, в которой «сквозит контраст между радостью любви и мрачным предчувствием опасности, откуда рождается потребность "распотешить беду" ("сieszyс bide") и искать забвения в танце...» [76, 132]. Б. Асафьев с пронзительной очевидностью высказал мысль о том, что «уметь играть в Шопене мазурки Шопена - высшее по трудности мастерство» [160, 96]. И неслучайно М. Томашевский, завершая панорамный очерк о мазурках Шопена, квалифицирует проблему этого жанра как проблему символизации «трудно уловимой "польскости"» [142, 352] (везде курсив наш - Н.Б.). Каждое из приведенных высказываний по-своему выражает определяющую для мазурок Шопена идею смысловой избыточности и неоднозначности, влекущей в энигматичное, до конца непостижимое пространство «бездонного колодца» (Т. Манн), имя которому символ. Именно эта глубинная неисчерпаемость «непостижимой в себе» (С. Франк) шопеновской мазурки, которая первоначально лишь бессознательно угадывается за простотой внешней формы, неизбежно побуждает предпринять попытку её истолкования путём выявления генерализующих принципов «внутренней формы» (Г. Шлет), то есть онтологических детерминант жанра.
Во-первых, значимость мазурки в широком спектре сочинений Шопена, объемлющем жанры фортепианной миниатюры и крупные, масштабные композиции, детерминирована фактором её количественного преимущества1 и
1 Как пишет М. Томашевский, «достойными публикации Шопен счёл 41 мазурку, объединив их в 11 опусов, ещё две он опубликовал отдельно» (М. Томашевский) (обе мазурки в тональности a-moll, под номерами 42А и 42В). Оставшееся число сочинений в этом жанре колеблется от 12 до 15, так как три из них вызывают у исследователей сомнения в их подлинности (речь идёт о мазурках варшавского периода - Томашевский называет D-dur (№55/56),
постоянства, что имманентно самому процессу творческого становления композитора. Во-вторых, уже в плане выражения высвечивается первичная интрига шопеновской мазурки, которая заключена в том, что жанровая идиоматика этого польского танца не только сосредоточена в опусах мазурок-миниатюр, но и рассредоточена в полижанровом контексте сложных композиций Шопена. Это свидетельствует об особой роли жанра мазурки как важнейшего фигуранта логики становления музыкального целого.
В-третьих, несомненно то, что количественный фактор многообразия форм претворения жанра мазурки в творчестве Шопена является лишь следствием, причина которого объясняется фактором качественного значения мазурки. Композитор наделяет её высоким статусом, который фиксирует и для него самого, и для почитателей его гения механизм прямой объективации этногенетической связи. Мазурка становится метафизической «пуповиной», восстанавливающей разорванный временем и пространством союз родины и её сына, в котором невозможность физического присутствия усиливает духовную причастность, ибо «чем меньше Польши - тем больше поляка» (Г. Гачев). Более того, смыслоносность мазурки Шопена заключена не столько в символическом опосредовании образа далёкой родины, сколько в артикуляции алгоритма этого опосредования, обусловленного потаёнными энергиями глубинного слоя психики художника-творца, фактически, приводящими внешнюю форму жанра к «асимптоматическому пределу» (Е. Назайкинский), что нашло своё выражение в феномене поздних меланхоличных «антимазурок» (Б. Асафьев). В этом ключе знаменательно провидческое высказывание К. Зенкина о феномене этнического звучания мазурки, понимаемого как «возможность наиболее точной передачи духовного мира человека, который, заключая в себе целое мироздание, интерпретирует его, мыслит и говорит о нём на особом, неповторимом языке, имеющем свои непереводимые "тайники"» [49, 120].
С-dur (№ 57) по нумерации в Полном собрании сочинений и Fis-dur (WN 36, по нумерации, введённой Я. Экером в Национальном издании произведений Фридерика Шопена) [142, 187].
В связи с интуитивно ощущаемой «латентной» энигматичностью жанра шопеновской мазурки возникает магистральный фокус исследования, до сих пор не получивший должной научной разработки и потому определяющий актуальность исследования. Проблема быта и бытия, то есть онтологии жанра мазурки в творчестве Шопена, задаёт тон звучания множеству возникающих вокруг неё аспектов аналитического изыскания, объективация которых позволяет, в конечном итоге, приблизиться к мета-цели исследования - постижению субстанциального значения мазурки в контексте стиля композитора, что оказывается возможным посредством углубления в жанровую симптоматику, так как именно «жанры - это реальная связь между музыкой и жизнью» [107, 80].
Степень изученности проблемы.
В музыковедении прежде всего заметен довлеющий интерес к жанрам концерта (А. Соловцов), сонаты (Вл. Протопопов), этюдов (Е. Сурин), ноктюрнов, прелюдий, баллады и скерцо (В. Бобровский) Ф. Шопена. Сочинения с рельефным «жанрово-прикладным» прошлым, каковым является мазурка, занимая свою, специфическую нишу в творчестве композитора, имеют тенденцию к локальному осмыслению и попадают в исследовательский фокус не столь часто. Из работ, посвящённых мазурке, следует выделить книгу В. Пасхалова «Шопен и польская народная музыка» [117] (вышедшую в трёх изданиях, начиная с 1916 года, на русском, польском и чешском языках), подробную статью Б. Асафьева «Мазурки Шопена» [160], раздел «Мазурки» в исследовании В. Бобровского «Тематизм как фактор музыкального мышления» [14], а также его аналитические очерки из исследования «Функциональные основы музыкальной формы» [15]. В. Пасхалов на примере мазурок рассматривает влияние народных истоков на музыку Шопена, Б. Асафьев классифицирует мазурки по образным сферам, В. Бобровский формулирует единые принципы и закономерности мазурочного формообразования.
Ракурс исторического жанрообразования панорамно и глубоко представлен в таких исследованиях К. Зенкина, как «Фортепианная миниатюра Шопена» [50], «Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма» [49], где мазурка
рассматривается в контексте фундаментальной проблемы музыкального искусства XIX века - проблемы миниатюризма.
Семантико-типологические свойства мазурки оказываются рассредоточенными по разным источникам. Отдельные историко-жанровые черты танца можно почерпнуть в уже упомянутой книге В. Пасхалова, в высказываниях Б. Асафьева, в книге «Народные танцы» Т. Ткаченко [141]. Ценные наблюдения содержатся в разделе книги Ю. Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-начало XIX века)» [83], посвящённом структуре светского бала.
В работе Л. Москаленко «Драматургические функции танцевальности в произведениях Шопена» [101] приводятся специфически музыкальные типологические свойства жанра мазурки (а именно, мазура). Исследователь рассматривает особенности фактуры, синтаксиса, мелодики, акцентируя внимание на тенденции к неквадратности, многообразию ритмо-мелодических рисунков, скачковому, остро-интервальному движению.
Особой ценностью обладает блок литературы, содержащий весьма разнообразные наблюдения о польском «космо-психо-логосе» (термин Г. Гачева, [33]). Так, Г. Гачев в присущей ему манере рассуждать методом «имагинативной дедукции» на множестве примеров из польской истории, литературы, музыки, особенностей быта высвечивает бытийственное, универсально присущее полякам начало. Л. Аннинский метафорически характеризует особый тип польского нутра -«вертикальную польскую душу» [6, 65]. Подобными идеями и смыслами изобилуют и высказывания самих поляков, в частности, польских композиторов (З. Мыцельский, К. Шимановский, И. Падеревский), содержащиеся в сборнике под редакцией С. Хентовой «Шопен, каким мы его слышим» [160].
Важнейшая в контексте исследования фактологическая информация содержится в диссертации Н. Буслаевой [20], посвящённой вопросам национальных традиций в польском фортепианном искусстве. Автор ставит акцент на его романтической природе, суммируя национально-психологические факторы «польского романтизма» и рассматривая их на конкретных примерах музыкального
творчества. Ценность упомянутого исследования заключается в подробной проработке проблемы национальной психологии, затрагивающей внушительный корпус научных источников [16, 17, 29, 30, 61-64, 74, 97, 108]. Следует отметить и работу Г. Жуковой [45], во второй главе которой анализируются «способы репрезентации национального в польском музыкальном дискурсе» (национальное в сфере музыкальной семантики рассматривается на примере творчества К. Шимановского и К. Пендерецкого).
В аспекте вопросов польского национального самосознания продуктивны исследовательские изыскания польского музыковеда М. Демской-Трембач «Споры поколения Витольда Малишевского о национальном характере польской музыки» [42]. В её исследовании приводятся высказывания К. Шимановского о проблеме поисков обоснования стиля польского искусства как национального, русло которого устремляется к самой полемической сфере - сфере национальной аксиологии.
Монументальный, обобщающий годы исследований труд М. Томашевского «Шопен: человек, творчество, резонанс» [142] представляет собой кладезь выстроенной, системно организованной биографической и библиографической информации, аналитики творчества и структуры личности композитора.
Важно, что Томашевский полнокровно освещает источники западной, прежде всего польской шопенианы, что позволяет нам расширить и уточнить концепцию трактовки личности и творчества Шопена, сложившуюся в отечественном музыкознании. Так, в книге даётся информация от истоков шопеноведения (например, статья «Шопен» Ж. -Ф. Фети в его биографическом словаре музыкантов, 1837-1854гг.) до репрезентации работ ученых-музыковедов 90х годов XX века (например, статьи Э. Т. Коуна, 1994, Дж. Ринка, 1995). Томашевский делает вывод о том, что «мировое шопеноведение, несомненно, находится в стадии нового самоопределения» [142, 761] в контексте проблематики «нового музыкознания», переплавившего структуралистское мышление и музыкальную «лингвистику» и обратившего внимание на поэтику отдельного произведения (его драматургию, «жанровый аспект, стиль, семантику и
экспрессию» [142, 761]). Исследованием мазурок Шопена занимались следующие польские музыковеды: Я. Микетта (1949) центральным предметом анализа избрал прежде всего гармонию, мелодику и форму мазурок; проблема мелодики была рассмотрена в исследовании И. Возняк (1981); аспекты связей мазурок Шопена с народными истоками последовательно отражены в работах К. Беганьского, Х. Виндкевича (1926). Именно изучение мазурок стало отправным пунктом в установлении органической связи между творчеством Шопена и польским фольклором, что сыграло особую роль в акцентуации проблем национального искусства Польши в 20-х годах XX века [42].
М. Томашевский рассматривает мазурки Шопена в первую очередь во взаимосвязи с народными истоками, далее - с точки зрения фактуры, общих структур тематизма. Автор поднимает вопрос «драматургии опусов мазурок», однако совершенно не касается проблемы метроритма в мазурках. Признавая особую важность этого исследовательского ракурса, Томашевский отмечает, что в мазурках «ритмико-хореический аспект всё ещё ожидает более фундаментального рассмотрения» [142, 340]. И всё же полезные сведения о специфике шопеновской ритмики можно обнаружить в главе «Метр, ритм, агогика» (Том второй, часть четвертая), и, что особенно ценно, со ссылкой на информацию из исследований зарубежных музыковедов: А. Кошевского, К. Хлавичка, М. Демски-Трембач, Ю. Хоминьского.
Проблема онтологии жанра, предполагающая разносторонний охват форм его бытия, всегда осложняется фактором авторского стиля - словно некоей призмой, индивидуальная структура которой всякий раз создаёт уникальную конфигурацию преломления жанровых черт. Ситуация вовнутрения стилем польского композитора тех или иных жанров в регистре «аналитического и эстетического шопеноведения» [142, 756] обрела статус феномена полижанровости, отрефлексированного как важнейшая категория стиля Шопена. При многочисленности научно-фиксированных фактов полижанровости его композиций, на квантитативном, количественном уровне доказывающих неубывающую актуальность осмысления этого феномена, квалитативная сторона
проблемы, связанная с причинностью феномена полижанровости, остаётся до конца непрояснённой, а его категориальное значение в контексте стиля композитора, до сих пор понимаемое скорее эмпирически, интуитивно, как некая сумма, ещё не получило должного рассмотрения. Так, Т. Самвелян в исследовании «Полижанровость в фортепианных сочинениях Шопена» [126], выделяя четыре вида жанрового взаимодействия («миграция бытового жанра в жанр концертный», «отражение одного жанра в другом», «цитирование жанра», «использование элементов жанра»), фактически лишь регистрирует различные случаи взаимодействия авторского стиля и жанра с позиции самого механизма этого взаимодействия. В контексте настоящего исследования высокоценно и смыслопродуктивно утверждение К. Зенкина об особом значении пересечения «множества жанровых ассоциаций» в качестве алгоритма, продуцирующего «неповторимый смысл», схваченный в «интонации Шопена» [48, 76]. Несмотря на то, что в статье К. Зенкина «О смыслообразующей роли жанра в художественном мире Шопена» [48] исследовательское внимание сосредоточено в основном на жанрах прелюдии и баллады, сама постановка проблемы инициирует интерес к целостному осмыслению проблемы быта и бытия жанра мазурки в творчестве великого польского композитора.
Итак, реферирование существующего ныне в пределах отечественного и зарубежного шопеноведения масштабного корпуса изысканий позволило обнаружить сквозную проблему недостаточной артикуляции особого статуса мазурки в творчестве Шопена. Это связано с традиционно тянущимся за ней шлейфом вторичности жанра с рельефным прикладным прошлым, играющего побочную роль в типологической иерархии жанров романтической миниатюры. Более того, «непроговорённость» проблемы шопеновской мазурки открывается в зияющих лакунах неисследованного, которые обнаруживаются при попытке системного рассмотрения этого жанра, нацеленного на прояснение его функционального значения не только в рамках автономных композиций (собственно опусов мазурок), но и в орбите всего творчества Шопена, в «локусе» авторского стиля.
Объектом исследования является жанр мазурки в фортепианном творчестве Ф. Шопена.
Предмет исследования - онтологические детерминанты жанра мазурки в фортепианном творчестве Ф. Шопена.
Материалом исследования являются мазурки композитора, а также целый ряд полижанровых сочинений Шопена, включающих «код» мазурочности и демонстрирующих целый спектр проявления её центральных стилеобразующих качеств.
Цель исследования заключена в изучении онтологии жанра мазурки в творчестве Ф. Шопена через углублённое осмысление поэтики и стилистики мазурки как в автономных сочинениях, так и в полижанровом контексте сложных композиций в их обусловленности мировидческой позицией автора, что определяет круг следующих задач диссертации:
- обоснование жанровой парадигмы мазурки как совокупности структурно -семантических признаков, образующих устойчивую систему закономерных связей;
- обоснование феномена системности жанра в онто- и этногенетическом ракурсах;
- уточнение и конкретизация дифференциальных признаков мазурки на двух уровнях исторического бытия жанра (его первичной, синкретической формы и вторичной формы жанра как эстетического феномена);
- типологизация кинемных структур мазурок Шопена, выступающих в качестве объективации алгоритмов становления композиционной логики в мазурочных миниатюрах;
- выявление свойств поливалентности матричного кода жанра мазурки Шопена на парадигматическом и синтагматическом уровнях рассмотрения;
- определение и конкретизация смыслообразующей «архетипической» роли мазурки в контексте жанровой системы композитора;
- выявление функции мазурочности в драматургии сложных композиций Шопена;
- обоснование феномена мазурочности в системе стилеобразования Шопена.
Методология исследования. Предпринятая в работе попытка системного рассмотрения жанра мазурки Шопена потребовала ориентации аналитической стратегии на широкий спектр междисциплинарных научно-исследовательских методов.
Методологическим основанием исследования становится опора на ключевые принципы структурно-семиотического анализа К. Леви-Строса, Ю. Кристевой, А. Ж. Греймаса, М. Бахтина, Ю. Лотмана, Л. Акопяна, М. Арановского М. Аркадьева во взаимодействии с сущностными аспектами когнитологии, символогии, феноменологии в философских концепциях Э. Гуссерля, С. Кьеркегора, А. Лосева, С. Аверинцева, К. Свасьяна, В. Зинченко, А. Амраховой. Избранный ракурс исследования актуализирует концептуальные психоаналитические учения К.-Г. Юнга, Э. Нойманна, Х. Блума, интегративно апробированные в музыковедческих работах (Д. Тиба, Е. Пономарёва). Важнейшую часть методологической оптики настоящей работы составляют фундаментальные позиции исследований в сфере этно- и национальной психологии, этногенеза, вопросов национального стиля, проблем фольклористики (Л. Гумилёв, Л. Аннинский, Г. Гачев, И. Земцовский, Г. Мальцев, И. Степанова, М. Смирнов, З. Лисса, И. Кон, Н. Шахназарова, Н. Филатова, В. Межуев, В. Малышев, В. Козлов, Х. Вильданов). Рассмотрению ритмических структур жанра мазурки в феноменологическом ракурсе способствовали научные позиции, обоснованные в исследованиях Л. Мазеля, В. Цуккермана, М. Харлапа, В. Холоповой, В. Хрипун, Г. Карцевой, А. Галятиной. Центральные положения диссертации раскрываются в корреляции с концептуальными понятиями теории жанра и стиля (Б. Асафьев, Г. Бесселер, А. Сохор, М. Арановский, О. Соколов, Е. Назайкинский, В. Медушевский, М. Михайлов, А. Коробова, А. Амрахова, Е. Бурлина) и в аспекте специфических вопросов жанрообразования в творчестве Шопена (В. Бобровский, К. Зенкин, М. Томашевский, Т. Самвелян, Л. Москаленко, С. Школяренко). Именно усиленное привлечение понятийно-категориального аппарата культурологических, антропологических, этнологических, психоаналитических и
психолингвистических концепций, позволяет рассмотреть жанр как целостность, возникающую на основе глубинной онтологической матрицы.
В соответствии с кругом обозначенных задач исследования выдвигается гипотеза, согласно которой мазурка в творчестве Шопена играет многофункциональную роль, обусловленную поливалентностью матричного кода жанра и проявленную в трёх ракурсах: на уровне связи с протоструктурой жанра (фольклорной моделью), на уровне взаимодействия шопеновской мазурки с другими жанрами и на уровне отношения мазурки к стилю композитора в целом. Научная новизна работы состоит в следующем:
• обоснована жанровая парадигма мазурки;
• выявлен структурно-семантический инвариант жанра - его внутренняя форма,
обусловленная онто- и этногенезом, космо-психо-логосом жанра;
• в жанрообразовании мазурки определена константная роль фольклорной
формулы - особой ритмической структуры, выступающей в мазурках Шопена в модусах трёх различных кинем;
• алгоритмическая проективность трёх мазурочных кинем обоснована в
качестве способа типологизации мазурок Шопена;
• проведена дифференцированная оценка двух форм бытия мазурки Шопена, в
которых жанр выступает либо в своём автономном амплуа (номинативном значении), либо в референтной роли, образуя феномен мазурочности;
• определена смыслоопределяющая (семантическая) функция мазурки как
глубинной архетипической структуры стиля Шопена и дана её оценка в ракурсе фундаментальной музыковедческой проблемы самоистолкования (или самоидентификации) композитора.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предпринятый анализ проблемы быта и бытия мазурки в творчестве Шопена позволяет представить онтологию этого жанра в виде неодномерной трёхуровневой системы: фиксации феномена мазурочности в содержании самого жанра, выявлении его роли в содержании полижанровых композиций
Шопена и уточнении его значения в качестве важнейшей детерминанты стиля композитора.
2. Иерархическая организация онтологической системы жанра шопеновской мазурки определяется восхождением от субстанциальной основы первичной (фольклорной) формы его бытия, канонизированной в особой структуре метроритмического диссонанса и ставшей структурно-семантическим инвариантом жанра, которым обеспечивается его мнемоническая функция. На уровне содержания сочинений Шопена феномен мазурочности интерпретирован как глубинный матричный код, определяющий структурную организацию «внутренней речи» композитора (Н. Хомский), которая запечатлена в особой дискурсивной модели балладной драматургии. Третий - высший - уровень онтологии мазурочности оценён через проявление в нём свойств «этнонима» - той структуры, которая отражает способ личностного самопознания и самоопределения через принцип этнической идентичности.
3. Онтологический ракурс исследования жанра мазурки в творчестве Шопена обеспечил возможность дешифровки внутренней формы стиля композитора через уточнение авторского, индивидуально-шопеновского понимания общеромантической модели «онтологической трещины». Принцип романтического двоемирия (или отношения индивидуального и общего) в глубинной основе стилеобразования Шопена отражен как внутренний диалог локально-этнического, родового, матерински-природного и универсального, общеевропейского, то есть как надвременная, надысторическая основа ментальности польского этноса, которая актуализирует неизбывное чувство «вертикали польской души».
Теоретическая значимость работы, во-первых, состоит в новом, оригинальном взгляде на многократно отрефлексированный и ставший традиционным спектр проблем жанро- и стилеобразования в творчестве Шопена. Он затрагивает прежде всего корневую суть внутренней формы авторского стиля
как прорастания мифа индивидуального сквозь питающую «почву» мифа коллективного, этнически-бессознательного. Поэтому сформулированные в контексте исследования аналитические выводы, подтверждающие основные положения гипотезы, могут послужить отправной точкой в дальнейших опытах анализа стилевых категорий творчества Шопена в парадигматическом ракурсе найденной и осмысленной нами «ш"-оппозиции» мазурочности и хоральности как жанровой дихотомии, отражающей первопричину авторского стиля. Во-вторых, полученные в ходе исследовательской работы результаты дают возможность последующего расширения и углубления интерпретации функций иных фигурантов особой полижанровой системы Шопена, установления генотипной корреляции между ними с целью ещё большего приближения к постижению «тайнописи» духа композитора. В-третьих, постановка проблемы в настоящем исследовании инициировала выработку соответствующей методологии, что привело к необходимости формирования обновлённого аналитического подхода с акцентом на междисциплинарность ввиду подключения научных изысканий из области структурно-семиотического анализа, феноменологии, когнитологии, символогии, аналитической, этно- и национальной психологии.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования её результатов в дисциплинарных курсах «Анализ музыкальных произведений», «Методология музыкознания», «История зарубежной музыки», «История исполнительства». Так, осознание исполнителями проблем жанрового семиозиса, затронутых в диссертационном исследовании, способно активизировать, а главное - одухотворить процесс исполнительской интерпретации как акта герменевтического толкования, артикуляции и интонирования музыкального и внемузыкального смыслов.
Степень достоверности и апробация результатов. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории музыки и композиции СГК им. Л.В. Собинова. Материалы исследования были представлены в докладах на научно-практических конференциях: IX Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (Саратов, 2010), X Всероссийская научно-практическая
конференция студентов и аспирантов (Саратов, 2012), XI Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (Саратов, 2013), Международная юбилейная научно-практическая конференция к 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (Саратов, 2012), Международная научно-практическая конференция «Молодые музыковеды Украины» (Киев, 2014). Основные положения диссертации отражены в восьми публикациях общим объёмом 3,27 печатных листа. Три из них опубликованы в изданиях, рецензируемых ВАК.
Структуры работы. Диссертационное исследование включает в себя Введение, две главы, Заключение и Список литературы.
ГЛАВА 1. ЖАНРОВАЯ ПАРАДИГМА МАЗУРКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ШОПЕНА
Первая глава исследования посвящена прояснению жанровой парадигмы мазурки в творчестве Ф. Шопена, которая последовательно выстраивается в контексте этно- и онтогенеза жанра, что позволяет обосновать детерминанты его структурно-семантического инварианта, то есть приблизиться к пониманию его феноменальной сути, его внутренней формы с целью дальнейшего высвечивания её «вибраций», проходящих уже сквозь призму авторской модальности. В связи с этим структура настоящей главы предполагает трёхэтапность в реализации её задач. Первый этап - рассмотрение жанра мазурки как системного феномена в двух ключевых аспектах - онтологическом и этногенетическом, что позволит выявить первопричину, глубинное основание структурно-семантического инварианта мазурки, бытие её «внемузыкальных» смыслов. Второй этап - экстраполяция обнаруженных качеств структурно-семантического инварианта жанра мазурки на мазурочные опусы Шопена с целью подтвердить алгоритмическое значение жанрового инварианта в наклонении авторской вариантности, явленной в трёх кинемных проекциях, и более того, обнаружить авторскую модель мазурки, отрицающую внешние установки жанра. Третий этап - развёрнутый аналитический очерк, нацеленный на детальную прорисовку взаимодействия трёх типов кинем как вариантного прорастания структурно-семантического инварианта жанра мазурки в условиях единой композиции.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля2013 год, доктор искусствоведения Синельникова, Ольга Владимировна
Фортепианная миниатюра отечественных композиторов XX – первой четверти XXI веков как историко-культурный и художественный феномен2024 год, доктор наук Говар Наталья Алексеевна
Шопениана Падеревского как феномен польской исполнительской культуры2016 год, кандидат наук Заборин Семён Викторович
Проблемы жанра современной симфонии на примере творчества Ю.В. Воронцова и А.В. Чайковского2010 год, кандидат искусствоведения Черняева, Алла Леонидовна
Прелюдия в фортепианном творчестве Клода Дебюсси2003 год, кандидат искусствоведения Твердовская, Тамара Игоревна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бондаренко, Нина Борисовна, 2017 год
Список литературы:
1. Аверинцев, С. С. Символ //София-Логос: словарь. 2-е изд., испр. / С. С. Аверинцев - Киев: Дух i Лггера, 2001. - С. 155-161. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://ec-dejavu.ru/s-2/Symbol.html (дата обращения: 31. 03.2017).
2. Акопдкааян, Е. С. Диалектика национального и интернационального в искусстве. / Е. С. Акопдкааян. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1980. - 103 с.
3. Акопян, Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. / Л. О. Акопян - М.: Практика, 1995. - 256с.
4. Амрахова, А. А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов). / А. А. Амрахова. - Баку: Элм, 2004. - 308 с.
5. Амрахова, А. А. Отечественная теория жанра в свете гуманитарных методологий / А. А. Амрахова // Журнал общества теории музыки. - 2016. -№ 3 (15) - С. 18-29. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://journal-otmroo.ru/sites/journalotmroo.ru/files/2016_3%2815%29_3_Amrahova_genre_0.pdf (дата обращения: 31.03.2017).
6. Аннинский, Л. А. Русские плюс.../ Л. А. Аннинский. - М.: Алгоритм, 2001. - 383 с.
7. Арановский, М. Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. / М. Г. Арановский. - М.: Композитор, 1998. - 342с.
8. Аркадьев, М. А. Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). / Изд. второе, испр. и доп. / М. А. Аркадьев. - М.: Библос, 1993. - 167с.
9. Асафьев, Б. В. Мазурки Шопена / Б. В. Асафьев //Венок Шопену: Сб. статей. - М.: Музыка, 1989. - 279 с.; нот.
10. Барт, Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989. - С.413-423.
11. Батай, Ж. Внутренний опыт / Ж. Батай // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль XX века. - СПб.:Мифрил, 1994. - С. 223-243.
12. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. Изд. 4-е. - М.: Советская Россия, 1979. - 320 с.
13. Блум, Х. Страх влияния. Карта перечитывания. / Х. Блум. -Екатеринбург: Изд-во УГУ, 1998. - 352 с.
14. Бобровский, В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. Очерки. Вып. 1 / В. П. Бобровский - М.: Музыка, 1989. - 268 с.; нот.
15. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы. / В. П. Бобровский. - М.: Музыка, 1978. - 332 с.; нот.
16. Бороноев, А. О. Этническая психология / А. О. Бороноев, В. Н. Павленко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург.гос ун-та, 1994. - 168 с.
17. Бочкарев, А. И. Фундаментальные основы этногенеза: учебное пособие / А. И. Бочкарев. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 464 с.
18. Бурданов, В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. / Изд. 3-е дополн. / В. Г. Бурданов. - М.: Издательство ЛКИ, 2009. - 240 с.
19. Бурлина, Е. Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. / Е. Я. Бурлина. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - 167 с.
20. Буслаева, Н. В. Национальная романтическая традиция в истории польского фортепианного искусства: дисс. . канд. искусствоведения: 17.00.02 / Буслаева Нонна Вениаминовна - Нижний-Новгород, 2006. - 178с.
21. Бэлза, И. Ф. Исторические судьбы романтизма и музыка. / И. Ф.Бэлза. - М.: Музыка, 1985. - 255 с.
22. Бэлза, И. Ф. Из истории русско-польских музыкальных связей. / И. Ф.Бэлза. - М.: Музгиз, 1955. - 61 с.
23. Бэлза, И. Ф. Облик Шопена - правда и вымысел / И. Ф. Бэлза // Венок Шопену: Сб. статей. - М.: Музыка, 1989. - 279 с.; нот.
24. Бэлза, И. Ф. Проблемы изучения стиля Шопена // О славянской музыке. Избранные работы. / И. Ф. Бэлза. - М.: Советский композитор, 1963. - 466 с.
25. Бэлза, И. Ф. Фридерик Францишек Шопен. / И. Ф. Бэлза. - М.: Из-во АН СССР, 1960. - 461 с.
26. Вартанова, Е. И. Логика сонатных композиций Гайдна и Моцарта. Учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. / Е. И. Вартанова.
- Саратов: изд-во Саратовской консерватории, 2003. - 24 с.
27. Вартанова, Е. И. Метафизика игры в музыке / Е. И. Вартанова // Вопросы психологии творчества. Вып. 7. - Саратов: изд-во Саратовской гос. Консерватории, 2005. - С. 166.
28. Виеру, Н. Драматургия баллад Шопена / Н. Виеру // О музыке. Проблемы анализа. / Сост. В. П. Бобровский, Г. Л. Головинский. - М.: Советский композитор, 1974. - С. 219-245.
29. Вильданов, Х. С. Аксиологическая эпистемология. / Х. С. Вильданов
- Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2009. - 289 с.
30. Вильданов, Х. С. Национальные ценности в структуре этнокультурной и национальной самоидентификации индивида / Х. С. Вильданов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-1. - С. 214-218.
31. Выготский, Л. С. Психология искусства / Изд. 3-е. / Л. С. Выготский.
- М.: Искусство, 1986. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://vygotsky.narod.ru/vygotskv psy iskustav.htm (дата обращения 31.03.2017).
32. Галятина, А. В. Ритм как источник развития классического танцевального цикла в балетах Чайковского и Глазунова / А. В. Галятина // Вестник Магнитогорской консерватории: Науч.-метод. - 2006. - №1. - С. 12-23.
33. Гачев, Г. Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. / Г. Д. Гачев. - М.: Академический Проект, 2007. - 511 с.
34. Геннеп, А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. / А. ван Геннеп. - М.: Восточная литература, 1999. - С. 64-107.
35. Гнатенко, П. И. Национальный характер. / П. И. Гнатенко. -Днепропетровск: Сталкер, 1992. - 127 с.
36. Горностаева, В. В. Мысли о Шопене / В. В. Горностаева // Вопросы фортепианного исполнительства. - М.: Музыка, 1965. - С. 134-148.
37. Греймас, А. Ж. В поисках трансформационных моделей / А. Ж. Греймас// Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - С. 171-195.
38. Греймас, А. Ж. Размышления об актантных моделях / А. Ж. Греймас // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. / Пер. с фр. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - С. 153-171.
39. Гумилёв, Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. / Л. Н. Гумилёв. - СПб.: Ленинградское издательство, 2009. - 704 с.
40. Гумилёв, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. / Л. Н. Гумилёв. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 560 с.
41. Демска-Трембач, М. Ритмическая идиома Фридерика Шопена / М. Демска-Трембач [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://www.nbuv.gov.ua/old jrn/Soc Gum/Mmik/2010 12/Demska.htm (дата обращения 31.03.2017).
42. Демска-Трембач, М. Споры поколения Витольда Малишевского о национальном характере польской музыки [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL:http://www.nbuv.gov.ua/old jrn/Soc Gum/Mmik/2008 9/tekstu/Demska -Trembach.htm (дата обращения 31.03.2017).
43. Ежевская, 3. Фридерик Шопен. / З. Ежевская. - Варшава: Интерпресс, 1969. - 114 с.
44. Ефименкова, Б. Б. Танцевальные жанры в творчестве композиторов прошлого и наших дней. / Б. Б. Ефименкова. - М.: Музгиз, 1962. - 54 с.
45. Жукова, Г. К. Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе: дисс. ... канд. философ. наук: 09.00.13/ Жукова Галина Константиновна - Санкт-Петербург, 2011. - 189 с.
46. Земцовский, И. И. Введение в вероятностный мир фольклора: (К проблеме этномузыковедческой методологии) / И. И. Земцовский // Методы изучения фольклора. Сб. науч. тр. - Л.: Лгитмик, 1983. - 152 с.
47. Земцовский, И. И. Человек музицирующий - человек интонирующий - человек артикулирующий / И. И. Земцовский //Новый круг, 1992 - №1. - С.84-88.
48. Зенкин, К. В. О смыслообразующей роли жанра в художественном мире Шопена. Рефлексия времени как сущность шопеновских баллад / К. В. Зенкин //Два века музыкального романтизма. К юбилеям Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Густава Малера. Научный вестник МГК им. П.И. Чайковского. - 2010г. -№3. - С.71-83.
49. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. / К. В. Зенкин. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1997. - 415 с.
50. Зенкин, К. В. Фортепианная миниатюра Шопена / К. В. Зенкин. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1995. - 150 с.
51. Зинченко, В. П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «котле Cogito» / В. П. Зинченко //Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. Научная монография /Ответственный редактор - академик РАН В.А. Лекторский. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. - 464 с.
52. Ивашкин, А. В. Канон в музыке как эстетический принцип: fвтореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Александр Васильевич Ивашкин. - М.: 1978. - 20 с.
53. Игумнов, К. Н. О Шопене / К. Н. Игумнов // Пианисты рассказывают. Вып.1. / Сост., общ. ред. и вступ. статья М. Соколова. - М.: 1990. - С. 204-207.
54. Кайюа, Р. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. / Р. Кайюа. - М.: ОГИ, 2007. - 304 с.
55. Как исполнять Шопена. - М.: Классика XXI, 2009. - 240 с.
56. Карцева, Г. А. Ритм как культурно-антропологический феномен: дисс. . доктора философ. наук: 09.00.13 / Карцева Галина Александровна. - М, 2003. - 350 с.
57. Карцева, Г. А. Социологические аспекты воздействия музыкального ритма // Карцева Г.А. Ритм как культурно-антропологический феномен. / Г. А. Карцева. - М.: [Б. и.], 2006. - С. 135-140.
58. Катермина, В. В. Номинация как лингвистическая проблема. / В. В. Катермина // Альманах современной науки и образования. № 8 (15): в 2-х ч. Ч. I. -Тамбов: Грамота, 2008. - С. 82-84.
59. Кобляков, А. А. Синергетика, язык. Творчество / А. А. Кобляков // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве сост. Копцик В.А. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 496 с.
60. Кобляков, А. А. Учение Б. Яворского в контексте нового метасистемного подхода / А. А. Кобляков // Музыкальная академия. 2013. - № 2. -С. 39-54.
61. Козлов, В. И. О некоторых методологических проблемах этнической психологии / В. И. Козлов //Советская этнография. 1983. - № 2. - С. 74-79.
62. Козлов, В. И. Проблема этнического самосознания и её место в теории этноса / В. И. Козлов // Советская этнография. 1974. - № 2. - М.: Наука, 1974. - С. 79-92.
63. Козлов, В. И. Национальный характер и проблемы его исследования: Психологический аспект /Козлов В. И., Шелепов Г. В. // Советская этнография. 1973. -№ 2. - М.: Наука, 1973. - С. 69-82.
64. Кон, И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон //История и психология / Под ред. Б.Ф. Поршнева, Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971. - С. 122-158.
65. Коробова, А. Г. «Жанр» в музыке: к истории понятия / А. Г. Коробова // Пути отечественной музыкальной культуры: Материалы докладов
науч.-практ. конф. (22-23 ноября 2004 г.) - Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2005. - С. 85-92.
66. Коробова, А. Г. Жанр в музыкальной теории и практике новейшей эпохи / А. Г. Коробова // Музыка в системе культуры: Науч. вестник Урал. консерватории. - Вып. 6: Тв-во Родиона Щедрина в контексте времени: сб. материалов Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию со дня рожд. композитора. -Екатеринбург: УГК им. М.П. Мусоргского, 2013. - С. 15-24.
67. Коробова, А. Г. Современная теория музыкальных жанров и её методологические аспекты / А. Г. Коробова // Музыковедение. - 2008, № 4. - С. 26.
68. Коробова, А. Г. Теория жанра в музыкальной науке: история и современность / А. Г. Коробова. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007. - 173 с.
69. Кожевников, Н. Н. Синергетика: встреча порядка и хаоса. / Н. Н. Кожевников // Наука и техника в Якутии. - 2003. - № 1 (4). - С. 310 [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://st-yak.narod.ru/index4-15-1 .html (дата обращения: 31.03.2017).
70. Кремлёв, Ю. А. Фридерик Шопен. Очерк жизни и творчества, 3 изд. / Ю. А. Кремлёв - М.: Музыка, 1971. - 609 с.
71. Кристева, Ю. Бахтин, слово, диалог и роман / Ю. Кристева // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. - М: Прогресс, 2000. - С.427-457.
72. Кьеркегор, С. О понятии иронии. Пер. А. Коськовой, С. Колькова // Логос. 1993. № 4. - С. 176-198. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://vk.com/doc19957021 287001078?hash=146906560f302cff64&dl=12f95ab 5e1343e1e97 (дата обращения: 31.03.2017).
73. Ландовска, В. О музыке. / Сост. Д. Ресто; пер. А. Е. Майкапар; послесл. А. Е. Майкапар; коммент. А. Е. Майкапар. / В. Ландовска. - М.: Радуга, 1991. - 438 с.
74. Лисса, 3. О сущности национального стиля / З. Лисса // Вопросы эстетики. Вып.6. - М.: Искусство, 1964. - С. 191-221
75. Лисса, 3. Шопен и польская народная музыка / З. Лисса // Советская музыка. - 1960. - №247. - С. 12-16.
76. Лист, Ф. Ф. Шопен. - М.: Музгиз, 1956. - 427 с.
77. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. / Под ред. А. Дмитриева. - М.: Изд-во Моск. ун-та,. 1980. - 639 с.
78. Лобанова, М. Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / Л. Н. Лобанова - М.: Советский композитор, 1990. - 312 с.
79. Лосев, А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. / А. Ф. Лосев. - М.: Изд-во Московского университета, 1982. - 480 с.
80. Лосев, А. Ф. О понятии художественного канона / А. Ф. Лосев // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М., 1973. - С. 6-16
81. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. / А. Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1976. - 367 с.
82. Лосев, А.Ф. Философия имени / Самое само: Сочинения. / А. Ф. Лосев. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 29-204.
83. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-начало XIX века). / Ю. М. Лотман - СПб.: Искусство, 2002. - 399 с.
84. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс //Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман - СПб.: Академический проект , 2002. - C. 314-321.
85. Лотман, Ю. М. Семиосфера. / Ю. М. Лотман - СПб.: Искусство, 2000. - 704 с.
86. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман - СПб.: Искусство, 1998. - С. 14 - 285.
87. Ляхович, А. Шопен и его революция в музыкальном времени (К 200-летнему юбилею Ф. Шопена) / А. Ляхович // Израиль XXI век: музыкальный интернет-журнал. - 2010. - № 23. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.21israel-music.com/Chopin_vremya.htm (дата обращения: 31.03.2017)
88. Мазелъ, Л. А. Исследование о Шопене. / Л. А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1971. - 248 с.
89. Мазелъ, Л. А. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена / Л. А. Мазель // Венок Шопену: Сб. статей. - М.: Музыка, 1989. - 279 с.; нот.
90. Мазелъ, Л. А. О мелодике Шопена (к вопросу о синтетическом типе мелодии) // Л. А. Мазель. Исследования о Шопене / Л. А. Мазель. - М.: Советский композитор, 1971. - С. 145-158.
91. Мазелъ, Л. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и анализ малых форм./ Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман - М.: Музыка, 1967. - 748с.
92. Малышев, В. Н. Пространство мысли и национальный характер /В. Н. Малышев. - СПб.: Алетейя, 2009. - 408с.
93. Мальцев, Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики: (Исследование по эстетике устно-поэтического канона) / Г. И. Мальцев; Отв. ред. А.Ф. Некрылова; АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). -Л.: Наука: Ленингр. отд-ние, 1989. - 165 с.
94. Мартынов, И. И. Фридерик Шопен 1810-1849. / И. И. Мартынов. -М.: Гос. музык. изд-во, 1961. - 52с.
95. Медушевский, В. В. Духовно-нравственный анализ музыки: Пособие для студентов педвузов. / В. В. Медушевский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/art/35812.php (дата обращения: 31.03.2017)
96. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. - М.: Композитор, 1993. - 267 с.
97. Межуев, В. М. Идея национального государства в исторической перспективе// Полис. - 1992. № 5-6. - С. 10-16.
98. Милъштейн, И. Я. Очерки о Шопене. / И. Я. Мильштейн. - М.: Музыка, 1987. - 187с.
99. Михайлов, М. К. О понятии стиля в музыке / М. К. Михайлов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4., сб. ст. - Л.: Музыка, 1965. - С. 65-74.
100. Михайлов, М. К. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы / М. К. Михайлов // Критика и музыкознание. - Л.: Музыка, 1975. - С. 51-76.
101. Москаленко, Л. А. Драматургические функции танцевальности в произведениях Шопена (к проблеме интерпретации): автореф. дисс... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Л. А. Москаленко. - Л.: [б.и.], 1981. - 21 с.
102. Музыкальная форма. / Общ. ред. Ю. Тюлина. - М: Музыка, 1974. -
359 с.
103. Муратова, С. Н. Отражение русско-польского конфликта в музыкальной культуре XIX века / С. Н. Муратова // Платоновские чтения: материалы докл. XVI Всероссийской конф. Молодых историков (Самара, 19-20 нояб. 2010) - Самара: СГУ, 2010. - С. 201-206.
104. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции. / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1982. - 319 с., нот.
105. Назайкинский, Е. В. О предметности музыкальной мысли / Е. В. Назайкинский.// Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. статей /ред. Арановского М.Г. - 2-е изд. -М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - С. 240 с.
106. Назайкинский, Е. В. Поэтика музыкальной миниатюры / Е. В. Назайкинский // Электронный журнал «Израиль XXI век» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.21 israel-music.com/Poetika.htm (дата обращения: 31.03.2017).
107. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е. В. Назайкинский. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
108. Национальные традиции и процесс интернационализации в сфере художественной культуры. Сборник статей // Под. ред. А. Г. Костюк, И. Ф. Ляшенко. - Киев: «НАУКОВА ДУМКА», 1987. - 235 с.
109. Нехаева, И. Н. Онтологические основания музыкального искусства / И. Н. Нехаева // Вестник Челябинского гос. ун-та: Науч. журн. - 2008. - №28 (129) - С.130-137.
110. Николаев, В. А. Шопен - педагог / В. А. Николаев - М.: Музыка, 1980. - 93 с.
111. Нойманн, Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http: //www.evolbiol.ru/noiman.htm (дата обращения: 31.03.2017).
112. Окраинец, И. А. Доменико Скарлатти: через инструментализм к стилю / И. А. Окраинец. - Москва: Музыка, 1994. - 208 с.
113. Орлова, Э. А. Концепции идентичности / идентификации в социально-научном знании / Э. А. Орлова // Вопросы социальной теории: научный альманах. Т. 4. Человек в поисках идентичности / под ред. Ю.М. Резника, М.В. Тлостановой. - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - С. 87-111.
114. Отзвуки Шопена в русской культуре / Отв. ред. Н. М. Филатова. -М.: Польский культурный центр: Индрик, 2012. - 191 с.
115. Парадокс Падеревского: собрание очерков. - СПб.: Культ Информ Пресс, 2003. - 141 с.
116. Пастернак, Б. Л. Шопен / Б. Л. Пастернак. Предисловие и послесловие С. Нейзгауза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://berkovich-zametki.com/AStarina/Nomer22/Neuhaus 1 .htm (дата обращения: 15.01.2017).
117. Пасхалов, В. В. Шопен и польская народная музыка. / В. В. Пасхалов. - М.: Музгиз, 1941. - 115 с.
118. Пономарёва, Е. В. Мифопоэтика и интертекстуальность в позднем творчестве П.И. Чайковского: автореф. дис. ... канд.искусствоведения: 17.00.02 / Пономарёва Елена Владимировна; СГК им. Л.В. Собинова. - Саратов, 2012. - 26 с.
119. Пригожин, И. Р. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
120. Протопопов, В. В. О сонатно-циклической форме в произведениях Шопена / В. В. Протопопов // Вопросы музыкальной формы, Вып. 2. - М.: Музыка, 1972. - С. 166-161.
121. Пшибышевский, С. Шопен и Ницше / Перевод с немецкого А. Соколовой (1905). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://az.lib.ru/p/pshibyshewskij s/text 1892 chopin und nietzsche.shtml (дата обращения: 31.03.2017).
122. Пятигорский, А. М. Некоторые общие замечания относительно текста как разновидности сигнала // Пятигорский А.М. Непрекращаемый разговор / А. М. Пятигорский. - Спб.: Азбука-классика, 2004. - С. 354-372.
123. Розова, Т. Г. Фридерик Шопен / Т. Г. Розова - Л: Музгиз, 1960. - 96
с.
124. Рыжкова, Н. А. Бальные танцы в России XIXвека / Н. А. Рыжкова // Время развлечений: Otium в Европе. XVIII-XX вв. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. - С.124-144.
125. Садовникова, Л. А. Мазурка в бальной культуре XIX века: Методика преподавания / Л. А. Садовникова // Театрон -2008. - №1. - С. 104-113.
126. Самвелян, Т. Э. Полижанровость в фортепианных произведениях Шопена: автореф. дис. ... канд..искусствоведения: 17.00.02. / Тереза Эдуардовна Самвелян. - М.: 2000. - 24 с.
127. Свасъян, К. А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ). - 2-е изд. / К. А. Свасьян. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2010. - 224с.
128. Скребков, С. С. Избранные статьи / С. С. Скребков. - М.: Музыка, 1980. - 216 с.
129. Скребков, С. С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 448с.
130. Смирнов, М. А. К вопросу о национальном исполнительском стиле / М. А. Смирнов // Эстетические очерки. Вып. 4. - М.: Музыка, 1977. - С. 153-167.
131. Смирнов, М. А. Эмоциональный мир музыки: Исследование. / М. А. Смирнов. - М.: Музыка, 1990. - 320 с.
132. Соколов, А. С. Музыкальная композиция ХХ века: Диалектика творчества. Исследование / А. С. Соколов. - М.: Музыка, 1992. - 230с., нот.
133. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и её художественные жанры / О. В. Соколов - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1994. - 218 с.
134. Софроницкий, В. В. О Шопене (фрагмент) / В. В. Софроницкий // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.2. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1968. - С. 59-60.
135. Сохор, А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке // Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования: Вып.. 2. / А. Н. Сохор. - Л.: Сов.композитор, 1981. - С.231-293.
136. Степанова, И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. - 2-е изд. / И. В. Степанова. - М.: Книга и бизнес, 2002. - 288с.
137. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368с.
138. Тараева, Г. Р. Проблема национального стиля К. Шимановского / Г. Р. Тараева // Музыковедение и вопросы теории искусства: Сб. статей. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1975. - С. 87-100.
139. Тиба, Д. Симфоническое творчество Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа / Д. Тиба - М.: Композитор, 2004. - 160с.
140. Тишков, В. А. Народ. Нация. Этничность. / В. А. Тишков // Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01d3f7fefb8 f3c025082c7d3 (дата обращения: 31.03.2017).
141. Ткаченко, Т. С. Народные танцы. / Т. С. Ткаченко. - М.: Искусство, 1975. - 351 с.
142. Томашевский, М. Шопен. Человек, творчество, резонанс. /Пер. Акопяна Л., Янус Е. / М. Томашевский. - М.: Музыка, 2011. - 840 с.
143. Тюпа, В. И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ) / В. И. Тюпа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://litved.com/docs/Typa-Analitica.pdf (дата обращения 31.03.2017).
144. Ушицкая, О. Музыкальная теория и композиция второй половины XX века в контексте лингвистических учений. Два очерка. / О. Ушицкая. - М.: НТЦ «Консерватория», 1992. - 34 с.
145. Филатова, Н. М. Эпоха конституционного Королевства Польского (1815-1830) в зеркале романтизма / Н. М. Филатова // Польская культура в зеркале веков. - М.: Материк, 2007. - С. 209-225.
146. Фомина, З. В. Онтология музыки / З. В. Фомина - Саратов: изд-во СГК им. Л.В. Собинова, 2005. - 86 с.
147. Фомина, З. В. Сущность музыкального в интерпретациях мастеров романтизма (онтологический аспект) / З. В. Фомина // Проблемы музыкальной науки. - Уфа: УГИИ им. Загира Исмагилова, 2012 - №1 - С. 28-31.
148. Фридерик Шопен: статьи и исследования советских музыковедов / сост. и общ. ред. Г. Эдельмана. - М.: Музгиз, 1960. - 411 с.: нот.
149. Харлап, М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики / М. Г. Харлап // Проблемы музыкального ритма. - М.: Музыка, 1978. - С. 48-104.
150. Хитрик, И. И. Лирический дневник Шопена: Книга для музыкантов и любителей музыки. / И. И. Хитрик. - Москва; Париж; Нью-Йорк: Третья волна, 2001. - 176 с.
151. Холопова, В. Н. Музыкальный ритм: очерк. / В. Н. Холопова. - М.: Музыка, 1980. - 72 с.
152. Холопов, Ю. Н. Музыкальные формы классической традиции: Статьи, материалы /Ред.-сост. Т. С. Кюрегян. / Ю. Н. Хлолопов. - М.: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2012. - 564 с.
153. Хомский, Н. Синтаксические структуры (Syntactic Structures) /Н. Хомский // Новое в лингвистике. - М., 1962. - Вып. II. - С. 412-527.
154. Хрипун, В. И. Феноменология ритма / В. И. Хрипун // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: Сб. науч. тр. / Оренбург. Гос. Ин-т искусств. - Оренбург, 2008. -Вып.3. - С. 83-86.
155. Чередниченко, Т. В. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портреты. Случаи. / Т. В. Чередниченко. - М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 592 с.
156. Чернова, Т. Ю. Проблема музыкальной темы в контексте некоторых данных отечественной эстетико-философской мысли / Т. Ю. Чернова // Памяти Евгения Владимировича Назайкинского: Интервью. Статьи. Воспоминания. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2011. - 368 с.
157. Шахназарова, Н. Г. Интонационный «словарь» и проблема народности / Н. Г. Шахназарова. - М.: Музыка, 1966. -74 с.
158. Шелудякова, О. Е. Мелодика эпохи позднего романтизма: стилевые аспекты: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Шелудякова Оксана Евгеньевна. - М., 1996. - 230 с.
159. Школяренко, С. И. Новаторство Ф. Шопена в области фортепианной фактуры: полижанровость, концертность, камерность / С. И. Школяренко //Южнороссийский музыкальный альманах. - 2014 - №3 (16) - С. 32-37.
160. Шопен, каким мы его слышим. / Сост.- ред. С. М. Хентова. - М.: Музыка, 1970. - 310 с.
161. Шопен Ф. Письма. В 2х т., т.1 / Сост., предисловие, хронограф и комментарии Г. С. Кухарского. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1982г. - 464 с., нот.
162. Шопен Ф. Письма. В 2х т., т.2 / Сост., комментарии, статьи и аннотированный словарь имен Г. С. Кухарского. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1984. -461 с., нот.
163. Шпет, Г. Сочинения. / Г. Шпет. - М.: Правда, 1959. - 412 с.
164. Эпштейн, М. Н. Игра в жизни и в искусстве // Эпштейн М. Парадоксы новизны. / М. Н. Эпштейн. - М.: Сов. писатель, 1998. - С. 276-303.
165. Юзовский, Ю. Польский дневник / Ю. Юзовский // Новый мир. -1966. - №2. - С. 132-197.
166. Юнг, К.-Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.-Г. Юнг. - СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. - 414 с.
167. Юрочкин, Д. М. Этнокультурная самоидентификация индивида в поликультурном пространстве / Д. М. Юрочкин // Современные проблемы науки и
образования. Электронный научный журнал. Уфа: Уфимский гос. университет экономики и сервиса. - 2014. - №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/118-13830 (дата обращения 31.03.2017)
168. Яворский, Б. Л. Избранные труды. Т. 2, Ч. I. / Б. Л. Яворский - М.: Советский композитор, 1987. - 366 с.
169. Bronarski, L. Les élèves de Chopin, Annales Chopin: VI / L. Bronarski -1965. - P. 7-12.
170. Chominski, J. Przelom w muzyce polskiey / J. Chominski // Ruch muzyczny, 1974. № 15. - P. 8-9.
171. Ekier, J. Jak gral Chopin? / J. Ekier // Rocznik chopinowski, xx: 1988. -Р.13-25.
172. Chechlinska, Z. Chopin w kontekscie polskiej kultury muzycznej XIX wieku // Rocznik Chopinowski, 20: 1992. - Р.60-67.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.