Онтология детства в прозе А. Белого («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака») тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Кононова Наталия Олеговна

  • Кононова Наталия Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 191
Кононова Наталия Олеговна. Онтология детства в прозе А. Белого («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака»): дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2020. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кононова Наталия Олеговна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы исследования: триада дефиниций «символ-миф-архетип»

§1. Лингвистически ориентированные и культурно-философские концепции символа

§2. Символ в понимании А. Белого

Глава 2. Детство мифа в повести «Котик Летаев»

§1. Категории мифического и детского: соприкосновение двух миров

§2. Детское слово как образец для создания символа

Глава 3. «Крещеный китаец»: между мифом и сказкой

§ 1. Переход из младенчества в детство и смена матрицы мифа на пространство сказки

§2. Слово как инструмент анализа и игры

Глава 4. Путь рыцаря: детство как архетип и символическая реальность

§1. "Символический младенец" в "Записках чудака" и жанровые трансформации сказки

§2. Поиск нового языка - заимствование слова у Бога

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтология детства в прозе А. Белого («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака»)»

ВВЕДЕНИЕ

Мотивно-образный ряд младосимволистской поэтики определяют несколько основополагающих установок, каждая из которых стала предметом исследований русских и зарубежных русистов. Среди таких маркерных тем -жизнетворческая устремленность русского символизма, представление о красоте как глубинной сущности мира, который есть искусство и Текст, постижение тайн жизни через творчество (в том числе мифотворчество), отказ от рациональности, движение от и вопреки позитивизму, установка на синестезию через символическое пресуществление действительности и т.д.

Тем не менее, одна из ключевых тез направления по тем или иным причинам занимает гораздо меньше места в фокусе внимания исследователей, интересующихся творчеством Андрея Белого. Это комплекс тем, связанных с младенчеством, символически осмысленным как портал для возвращения к началу времен, на мифологическую прародину. Совокупность вопросов, подлежащих нашему исследованию, мы назовем онтологией детства1, которая включает принципы детского мировидения и мифопоэтического мышления ребенка, основные закономерности его бытия. В нашей работе мы собираемся исследовать эти закономерности, а также доказать, что Белый, используя биографические и символические координаты детства, посредством символа-медиатора воскрешает миф и создает новую «неомифологическую» прозу (по определению З.Г. Минц).

Термин «символ» полисемантичен. Мы будем пользоваться определениями, сформулированными Ю.М. Лотманом («наиболее привычное представление о символе связано с идеей некоторого содержания, которое, в свою очередь, служит

1 В силу того, что онтология как учение о сущем, о бытии по-разному интерпретируется философскими школами, а само понятие «бытие» обладает еще более широким регистром значений, следует очертить смысловые границы данных терминов применительно к нашей работе. Не отдавая предпочтение концепции материализма (которая предпочитает связывать бытие непосредственно с материей) и идеализма (со сферой идеального), мы основываем свой дальнейший анализ на понимании онтологии как символистской триады присутствия: в мире реальном, идеальном и символически осмысленном. Таким образом, мы будем изучать «присутствие ребенка» в мире как с биологической, так и с символической точки зрения: его действительное существование, соприкосновение с предметами окружающего мира и явлениями сферы Духа, его диалог (внутренний и внешний) с жизнью и окружающими людьми, обращение к памяти о прошлом (до рождения), принципы его мифопоэтического мышления и т.д.

планом выражения для другого, как правило, культурно более ценного, содержания»1), и представителями тартусской научной школы: «Под символом мы будем понимать знак, который обозначает такую обширную группу текстов (^р. понятий), что употребление его включает некоторый культурно-смысловой регистр, большую культурно-смысловую область»2.

Мы также обратимся к ключевым исследованиям в области мифа и архетипа. Е.М. Мелетинский в книге о литературных архетипах ссылается на определение К. Юнга: «Архетип - некая структурная схема, структурная предпосылка образов (существующих в сфере коллективно-бессознательного и, возможно, биологически наследуемых) как концентрированное выражение

-5

психической энергии, актуализированной объектом» . Говоря о литературе, Е.М. Мелетинский предлагает называть архетипом «первичную схему образов и сюжетов, составивших некий исходный фонд литературного языка, понимаемого в самом широком смысле»4, отдельно подчеркивая метафоричность, а не аллегоричность архетипа, его прямую связь с символом. Мы будем понимать под архетипом фундаментальный символ, порожденный не индивидуальным, а коллективным сознанием и в процессе дешифровки сохраняющий корневую, базовую сему.

В нашем исследовании мы анализируем в том числе, как бытийные архетипы осмысляются в рамках символической реальности детства в повестях Белого. Миф при этом мы будем рассматривать в качестве изначального звена, формирующего трехчленную структуру неомифологического текста, обращенного в мифологическое прошлое, но повествующего о настоящем через посредничество медиатора-символа.

1 Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 754. Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. С. 11.

2 Барсуков С. Г., Гришакова М. Ф., Григорьева Е. Г., Зайонц Л. О., Лотман Ю. М., Пономарева Г. М., Митрошкин В. Ю. Предварительные замечания по проблеме «Эмблема — символ — миф» в культуре XVIII столетия // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 746. Актуальные проблемы семиотики культуры. Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. С. 85-86.

3 Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. С. 3.

4 Там же. С. 10.

Тема детства до сих пор остается практически не изученным кодом символизма, хотя она примыкает к системе его ключевых мотивов, связанных с обращением к мифологической прародине, земле обетованной, и возрождением Текста мифа о мире. В свете символистской устремленности к истокам и к синтезу шрифтов различных культурно-исторических эпох хронотоп младенчества как индикатор изначального, нулевого пространства-времени, от которого ведет свою историю человечество, должен быть тщательно изучен и вписан в уже существующий комплекс научных работ о символизме. Это обусловливает актуальность нашей работы.

Методологической основой нашего исследования стали ключевые работы по теории символизма таких авторов, как З.Г. Минц, А. Ханзен-Леве, М.Л. Гаспаров, А.В. Лавров, А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский, О.Р. Темиршина, Е.В. Ермилова, Л.А. Колобаева и др.

В силу внутренней разноплановости темы и обширности задач, в процессе анализа мы используем методы от специальных (включающих лингвистические, психологические) до общенаучных. Среди них - сопоставительный, статистический и дистрибутивный анализ языковых средств. Биографический метод обусловлен значительным влиянием жизненного опыта Белого на формирование «мифа о его посвятительном пути». Сюжетный анализ текстов предполагает использование структурно-семиотического и сравнительно-сопоставительного подхода, а исследование образов мифа и сказки определяет обращение к мифопоэтическому методу. Для изучения особенностей детского мышления применяются психологический и психоаналитический методы. Речь ребенка анализируется с помощью психолингвистического метода.

Мы исследуем, как детское сознание детерминирует детское мировидение, как детское мышление влияет на речь - и наоборот, и какую роль в создании символа у Белого играют принципы детского словообразования. Психолингвистический метод определяет аспекты темы детства, которые мы подробно рассматриваем в работе. Первые два из них осмыслены, в первую очередь, через призму идей психолингвистики, последние два дополняют их - мы

обращаемся, в том числе, к психологии искусства (символа, мифа, сказки) и психологии словотворчества.

Обозначим наши методологические координаты в зависимости от ракурса

темы.

1. Образ ребенка и тексты о детстве у А. Белого.

Непосредственно этой теме посвящены небольшие статьи, а соприкасаются с ней - аналитические работы об эмотивах, то есть лексических единицах, выступающих средствами выражения эмоций героя, и жесте в повестях Белого, посвятительном пути в его творчестве. Исследования выполнены на материале повести «Котик Летаев», и реже - «Крещеный китаец». Так, о вопросах, непосредственно или косвенно связанных с мифологемой детства у Белого, писали исследователи Д.М. Коппер («Котик Летаев» А. Белого и «Детство Люверс» Б. Пастернака: Двойное видение русского авангарда), О.Н. Масленникова («Семантика жеста в прозе Андрея Белого («Петербург», «Котик Летаев», «Крещеный китаец»), Н. Какинума («Котик Летаев» Андрея Белого: влияние языка на развитие формы познания мира), Т.А. Муллинова (Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале романов А. Белого «Котик Летаев» и «Крещеный китаец»)), Е.В. Глухова («Посвятительный миф» в биографии и творчестве А. Белого), Н.А. Булыгина (Ландшафтная символика в романе Андрея Белого «Котик Летаев»).

Особенно примечательна статья Л.О. Чернейко «Язык подсознания (на материале повести А. Белого «Котик Летаев»)». В ней исследователь изучает, как из первоначального чувственного образа посредством удивления (т.е. через эмоциональное напряжение) рождается мысль, а затем происходит наименование вещи. Ассоциативное мышление взрослого во многом обусловлено детским опытом, поэтому повесть «Котик Летаев» рассматривается исследователем, в первую очередь, как попытка самопознания автора, как рациональный способ осмыслить детскую эмоциональную жизнь.

2. Детская психология и восприятие ребенком искусства. Детское слово.

6

Базовыми работами для нас стало исследование ученого и психолога Льва Выготского «Мышление и речь», его монография «Психология искусства», а также исследование лингвиста А.А. Потебни об изначальных формах человеческой речи, языке мифа «Мысль и язык» и известная не только широкому кругу языковедов, но и многим родителям работа о детском слове - «От двух до пяти» К.И. Чуковского.

Пристальное внимание Белого и Выготского к «внутренней форме» слова, которая стала основой теории А. Потебни об особенностях языка мифа, позволило нам рассматривать работы трех писателей-философов как стройную систему взаимосвязанных тезисов и мотивов. В нашем исследовании мы двигаемся от волевого побуждения первого человека «заклясть вещь» к изначальной внутренней форме слова, т.е. потенции символа, скрытой в звуковом наименовании вещи. Теория Выготского о взаимосвязи мышления ребенка и развития речи во многом подтвердила художественные открытия Белого из повести «Котик Летаев». Мы используем данные Выготского, полученные в результате наблюдения за детьми, о переходе эгоцентрической речи во внутреннюю, основанную на предикатах. Замечания К.И. Чуковского об особенностях детского языка легли в основу нашего анализа окказионализмов-символов в прозе Белого.

3. Детство как символическая реальность, близкая к мифу, сказке, рыцарскому роману.

В связи с тем, что русский символизм не просто использовал миф как источник интертекстовых ссылок, но возрождал и продолжал его в своем (жизне)творчестве, изучение мифологемы детства было бы неполным без обращения к этой теме и классическим работам по мифологии. Среди них -наиболее подробный в сравнительно-типологическом плане текст - «Поэтика мифа» Е.М. Мелетинского, а также его работы «О литературных архетипах» и «Происхождение героического эпоса». Мы опирались на монографии М. Элиаде, исследование В.Я. Проппа о волшебной сказке и Д.С. Лихачева о поэтике древнерусской литературы и др.

Исключительно важны для понимания темы мифотворчества символистов статья А.В. Лаврова «Мифотворчество аргонавтов» и исследование Е.В. Глуховой о посвятительном пути А. Белого, подкрепленные материалами недавно изданных автобиографий писателя.

4. Язык и словообразовательное новаторство Андрея Белого.

Язык ребенка стал не только способом выражения мысли в прозе Белого, но уникальным в своем роде художественным средством. Открытия Н.А. Кожевниковой, Л.А. Новикова о языке Белого мы дополняем анализом детского слова как онтологического феномена в «Котике Летаеве», «Крещеном китайце» и «Записках чудака».

Цель нашей работы - выявление принципов функционирования символического пространства детства, его архетипических координат в «неомифологической» прозе А. Белого.

Мы ставим перед собой следующие задачи:

1) исследовать мотивно-образный комплекс «детство» на разных уровнях текста А. Белого - изучить языковые, стилевые, музыкально-ритмические, художественные, структурные и др. особенности прозы;

2) выделить главные характеристики образа ребенка у А. Белого и отступления от традиции изображения ребенка в русской литературе;

3) отдельно изучить феномен детского слова в фокусе символизма А. Белого;

4) вписать концепт «детство» в парадигму символистской философии писателя.

Тема определила выбор объектов нашей работы - три повести Андрея Белого («Котик Летаев», «Крещеный китаец» и «Записки чудака»), в которых детство осмысляется автором одновременно как биографический и символический хронотоп; автобиографии писателя и его труд по философии культуры «История становления самосознающей души» (ИССД).

Предметом исследования стали сущностные характеристики детства как реальности, символически осмысленной Белым, и основные особенности образа ребенка в фокусе символистского мировоззрения писателя.

Новизна исследования обусловлена отсутствием крупных научных работ о детстве в поэтике А. Белого. Исследователи, анализировавшие «Котика Летаева», лишь наметили подходы к изучению темы детского слова у Белого и выделили некоторые часто повторяющиеся мотивы в текстах, посвященных детству. Однако комплексно тема детства как пространства, вместившего в себя многочисленные коды символизма, до сих пор не была рассмотрена.

В нашей работе впервые подробно изучен «неомиф» Белого о детстве, а именно роль хронотопа детства (биографического и символического) в создании, а затем - проецировании в тексты повестей символистской картины мира Андрея Белого, в формировании «мифа о его посвятительном пути» и в его работе над «оживлением» слова за счет возвращения ему звучащей внутренней формы и превращения его в символ.

В нашем исследовании мы сделали акцент не на биографическом ребенке и не на влиянии биографии Белого на текстовое полотно (хотя, безусловно, на этот аспект темы мы также обращаем внимание), но изучили пространство детства как систему, в первую очередь, онтологических смыслов. Это означает, что перед нами стояла задача не только исключительно анализа, то есть описания отдельных мотивно-образных семантических пластов, относящихся к мифологеме детства, но самое главное - последующего синтеза произведенных в ходе исследования наблюдений в ракурсе «неомифологизма» писателя.

«Котик Летаев», «Крещеный китаец» и «Записки чудака» рассмотрены нами с формально-содержательной стороны, как художественные произведения о ребенке (биографическом и символическом), и с мифопоэтической - в качестве «неомифа» начала 20 века о детстве. Мы исследовали, как на уровне языка, наименования, ритмики, образа, сюжета, формы Белый продолжает мифологическую (затем сказочную, рыцарскую) традицию и трансформирует ее в свой личный «миф о символическом младенце».

9

Положения, выносимые на защиту:

1. Детство в прозе Белого - сложный онтологический концепт, особое состояние духа, пребывающего в соприкосновении со вселенским Духом, душой мира, Софией.

2. Мифологема детства у Андрея Белого заключает в себе два смысловых плана: детство как период биографии, то есть время младенческого мифа каждой отдельной души, и детство как символический хронотоп, соотнесенный с моделями игры, сказки и сна.

3. Эти модели «иной реальности» формируют неомиф Белого о детстве, который, будучи спроецированным в область символического, оказывается «вместилищем» ключевых образов и мотивов художественного мира Белого. Среди них - амбивалентность сакрального и реального миров, их взаимопроницаемость, обожение героев, синестезийное мировидение, отношение к слову как к «заклятию вещей», традиционные мифические и сказочные паттерны (отец, старуха, тень, змея, зеркало).

4. Главным героем этого мифа становится символический ребенок, который, пребывая в бинарном мире, должен нейтрализовать его раскол, вступив на теургический путь.

5. Отсюда главная функция ребенка в текстах Белого - связь миров и снятие бинарных оппозиций, что влечёт за собой доминирование в хронотопе детства принципа триадичности: инобытие-ребенок как связующее звено-реальность взрослых.

6. Ребенок у Белого, сначала биографический, а потом - символический, на своем жизненном пути совершает открытия, соответствующие трем стадиям становления души: ощущающей, рассуждающей, самосознающей.

7. Речь ребенка приближена к сакральному слову и равна ему, поэтому принципы детского словотворчества, предполагающие оживление скрытых значений, внутренней формы слова (в понимании Л. Выготского и А. Потебни), приняты Белым за образец для создания символа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в качестве основного метода для изучения темы детства, образа ребенка и детской речи выбран психолингвистический - мы анализируем художественный текст, опираясь на идеи Л. Выготского, К.И. Чуковского, А.А. Потебни.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться в качестве материала для подготовки лекций и семинаров, посвященных поэтике А. Белого, истории русской литературы начала 20 века, истории детской литературы (в части психологии ребенка и особенностей детской речи). Результаты исследования могут стать основой для дальнейшего пристального изучения темы детства в творчестве других представителей младосимволизма в России.

Апробация работы. Научные положения и результаты исследования апробированы в докладах на 2 международных конференциях:

1. XXV Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность». г. Старая Русса, Дом-музей Ф.М. Достоевского, филиал Новгородского музея-заповедника, 21-24 мая 2010 г.

2. XXVI Международные Старорусские чтения «Достоевский и современность». г. Старая Русса, Дом-музей Ф.М. Достоевского, филиал Новгородского музея-заповедника, 21-24 мая 2011 г.

Доклады, посвященные исследованию, регулярно заслушивались на кафедре истории журналистики и литературы ИМПЭ им. А.С. Грибоедова.

По теме диссертации опубликовано 5 работ, из них 1 статья в международном журнале, индексируемом в SCOPUS; 2 статьи в международных журналах, индексируемых в WoS; 1 статья в рецензируемых изданиях из перечня ВАК; 1 статья в издании, входящем в перечень РИНЦ:

Статьи в изданиях, индексируемых БД Scopus: 1. Kononova N.O. Символизм Андрея Белого в эпоху джаза - контрапункты двух философий (на примере «Котика Летаева») // Scando-Slavica. 2020. Vol. 66:1. P. 181-204.

Статьи в изданиях, индексируемых БД Web of Sience:

2. Кононова Н.О. Преемственность образов «ребенок-рыцарь» в триаде «автобиографических» повестей А. Белого // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 440. С. 18-23.

3. Кононова Н.О. Слово как «заклятие вещей» (феномен детской речи в повести «Котик Летаев» А. Белого и исследованиях Л. Выготского) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 428. С. 29-35.

Статьи в изданиях из перечня ВАК:

4. Кононова Н.О., Темиршина О.Р. «Отчаянные романтики»: эволюция мифа об Аиде и Персефоне от греков к прерафаэлитам и А. Белому // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Vol. 23. No. 3. C. 255-266.

Статьи в изданиях из перечня РИНЦ:

5. Андрей Белый и Федор Достоевский: архетип детства // Достоевский и современность. Материалы XXV международных старорусских чтений. Великий Новгород, 2011. С. 160-167.

Структура диссертации определяется ее целями и задачами. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования: триада дефиниций «символ-миф-архетип»

Вопросам символа, мифа и архетипа посвящен целый корпус литературы, как филологического, так и культурологического, философского характера. Однако эти важнейшие для искусства понятия до сих пор не получили четких дефиниций, которые позволили бы раз и навсегда договориться об их содержании. Они по-прежнему остаются одними из самых исследованных и, вопреки всему, все еще недостаточно изученных категорий культуры.

Большое количество научных школ и ученых с мировыми именами занимались осмыслением мифа, отысканием его истоков, содержания и функционального назначения. Они рассматривали миф с разных методологических точек зрения: как явление культурно-историческое, психологическое, мистико-ритуальное и т.д. Многие из этих ученых также обращались к исследованию категории символического, интуитивно ощущая близкородственную связь мифа с символом. При этом архетип в основном использовался как базовое понятие юнгианской психологии и не столь давно стал рассматриваться в качестве схемы литературного сюжета, имеющей мифологические корни. Многие литературоведы склонны называть архетип «вечным образом или темой», сближать понятия архетипа и паттерна, говорить о литературной преемственности, то есть всячески обходить стороной вопрос о внутренней форме архетипа и его связи с текстами сегодняшнего дня.

Многообразие мнений требует от нас подробнее остановиться на рассмотрении важных теоретических вопросов, таких как связь символа, мифа и архетипа, символа и детского языка, и конечно, функций символической медиации. Нам также важно обозначить место нашей темы в общей системе художественно-теоретических взглядов Андрея Белого.

Первые попытки осмыслить символ и дать определение категории символического были предприняты древнегреческими философами, в период, как бы сказал А. Белый, смены культурно-исторической эпохи души ощущающей на символическую парадигму души рассуждающей, во времена окончательного

13

разрушения мифа и победы рационально-философского сознания над мифологическим. Достаточно полный обзор взглядов философов, представителей науки и культуры, писавших о категории символического, выполнен Н.В. Кулагиной в диссертации «Символ как средство мировосприятия и миропонимания»: «Фундаментальные философские идеи относительно символа и символического высказывали такие классики как Платон, Гегель, Гете, Кант, Шеллинг, Шлегель, Кассирер, Юнг, Фромм. Существующая отечественная философская традиция интерпретации символа представлена, в первую очередь, в работах о. П. Флоренского, А.Ф. Лосева, а также А. Белого, Вяч. Иванова, М. Бахтина и др. Среди современных исследований серьезный вклад в развитие представлений о символе внесла монография М. Мамардашвили и А. Пятигорского "Символ и сознание"»1. К этому списку представители Тартусской научной школы добавляют имена Аристотеля, блаженного Августина,

л

Ф. де Соссюра, З. Фрейда, Р. Якобсона, Ц. Тодорова, К. Леви-Стросса и др . Собственные исследования группы ученых, трудившихся под руководством Ю.М. Лотмана, также сыграли особую роль в разработке проблемы символа и знака и взаимоотношений между ними. На стыке психологии и лингвистики работали такие замечательные исследователи как Л.С. Выготский, В.Я. Пропп и многие другие.

Типология теорий символа, а также связанных с ним знака, мифа и архетипа, представлена в статьях А.А. Романовской «Символ в отношении к лингвистике, семиотике, коммуникации», Е.В. Шелестюк «О лингвистическом исследовании символа (обзор литературы)», Л.Ю. Айснер «К вопросу исследования символа в лингвистике и семиотике».

Для того чтобы структурировать столь разнородный материал, мы выделяем несколько наиболее крупных концептуальных линий в исследовании

1 Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 2003. МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 5.

2 См. Барсуков С. Г., Гришакова М. Ф., Григорьева Е. Г., Зайонц Л. О., Лотман Ю. М., Пономарева Г. М., Митрошкин В. Ю. Предварительные замечания по проблеме «Эмблема — символ — миф» в культуре XVIII столетия // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. [Т.] 20. С. 85—94. (Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 746).

символического и мифопоэтического, которые, в свою очередь могут быть сгруппированы в два кластера. Первый кластер связывается с пониманием символа как семиотического знака, второй кластер предполагает интерпретацию символа как сложной культурно-философской единицы.

К первой группе относятся концепции, ориентированные на лингвистику:

- Лингвистическая: А.А. Потебня, В.В. Виноградов, К. Леви-Стросс, Ф. де Соссюр.

- Психолингвистическая: Л.С. Выготский.

- Структурно-семиотическая: Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Ю.М.Лотман.

- Когнитивно-лингвистическая: Н. Хомский и Р. Бервик.

Вторая группа включает в себя следующие культурно-философские системы:

- Философско-эстетическая, в России представленная именами

A.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, за рубежом теорией символа занимались Г. Гегель, И. Гете, Э. Кассирер и др.

- Культурологическая (мифопоэтическая): Е.М. Мелетинский,

B.Н. Топоров, М. Элиаде.

- Психологическая: К.Г. Юнг, З. Фрейд.

Отдельно мы выделяем теории символа Андрея Белого и Вяч. Иванова, которые, по нашему убеждению, включают в себя и лингвистическое понимание символа и его философскую трактовку.

§1. Лингвистически ориентированные и культурно-философские концепции

символа

Лингвистическая линия1. Мы придерживаемся точки зрения А.А. Потебни в вопросе взаимосвязей между словом и символом. Внутренняя форма каждого слова символична, даже если она уже не осознается носителями языка. Именно

1 Стоит отметить, что предложенная нами классификация не существует в чистом виде тесно переплетается с психолингвистической и структурно-семиотической, чуть менее

15

. Так, лингвистическая ветвь - с философской.

поэтому каждое слово (знак языка) усилием художника может быть превращено в символ через возвращение его внутренней форме слышимого для всех звучания.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кононова Наталия Олеговна, 2020 год

Источники

1. Белый А. Глоссалолия [!Глоссолалия]: Поэма о звуке. Берлин: Эпоха, 1922. 131 с.

2. Белый А. Душа самосознающая. М.: Канон+, 2004. 560 с.

3. Белый А. Евангелие как драма. http://bugayev.ru/ekd_chernetskiy.htm

4. Белый А. Кубок метелей: Роман и повести-симфонии. М.: Изд. центр «Терра», 1997. - 767 с.

5. Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. C. 131-141.

6. Белый А. Одна из обителей царства теней. Ленинград: Гос.издательство, 1924. 72 с.

7. Белый А. Священные цвета // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 201-209.

8. Белый А. Собрание сочинений. Котик Летаев. Крещеный китаец. Записки чудака. М.: Республика, 1997. 543 с.

9. Белый А. Формы искусства // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 90-105.

10. Как мы пишем: сборник / А. Белый, М. Горький, Е.И. Замятин. Москва: Книга, 1989. 195 с.

11. Литературное наследство. Т.105: Андрей Белый. Автобиографические своды: Материал к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов. М.: Наука, 2016. 1120 с.

Научная и критическая литература

12. Albright D. Modernism and music: an anthology of sources. Chicago: University of Chicago Press, 2004. 428 р.

13. Andrey Bely: A Critical Review/ Ed. by Gerald Janecek. Lexington: The University Press of Kentucky, 1978. 222 p.

14. Janesek G. The Spiral as Image and Structural Principle in Andrey Belyj's Kotik Letaev / Russian Literature. 1976. Vol.4. №4. P.357-358.

15. Lerer S. Children's literature: a reader's history, from Aesop to Harry Potter. Chicago: The University of Chicago Press, 2008. 385 p.

16. Res Philologica. Филологические исследования. М.-Л.: Наука, 1990. 467 с.

17. Russian literature. Vol. 70, № 1/2: Andrej Belyj's Istorija stanovlenija samosoznajuscej dusi / [конф. «Андрей Белый философ - История становления самосознающей души и ее контексты», состоявшаяся 12-14 нояб. 2010 г. в Трир. Катол. Акад.]. Amsterdam [etc.]: Elsevier, 2011. 338 p.

18. Starr S.Fr. Red and Hot: the Fate of Jazz in the Soviet Union, 1917-1980. New York: Oxford University Press, 1983. 368 р.

19. Stearns M. W. The Story of Jazz. New York: Oxford University Press, 1956. 365 р.

20. Steinberg, A. Word and Music in the Novels of Andrey Bely (Cambridge Studies in Russian Literature). New York: Cambridge University Press, 2009. 328 p.

21. The Norton Anthology of Modern and Contemporary Poetry. Third Edition. Volume 1: Modern Poetry. Edited by J.Ramazani, R.Ellmann, R.O'Clair. W.W.Norton & Company. New York, London, 2003. 1136 p.

22. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филос.н / Рос. акад. упр., Центр гуманит. подготовки кадров упр. М., 1994. 18 с.

23. Айснер Л.Ю. К вопросу исследования символа в лингвистике и семиотике // Челябинский гуманитарий, 2009. №2(8). С. 25-29.

24. Андрей Белый. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М.: Советский писатель, 1988. 831 с.

25. Андрей Белый в изменяющемся мире. К 125-летию со дня рождения. М.: Наука, 2008. 594 с.

26. Астащенко, Е.В. Страсти по Андрею Белому: оратория «Москвы». Ярославль: ООО Агентство «Литература», 2011. 154 с.

181

27. Афанасьев А.С. О познании истинном и мнимом во второй «Симфонии» А. Белого // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XI Кирилло-Мефодиевские чтения» 18-19 мая 2010 года. Москва-Ярославль: Ремдер, 2010. С. 425-429.

28. Афанасьев А.С. Пространственно-временная организация «Северной симфонии» Андрея Белого // Текст. Произведение. Читатель: материалы международной научно-практической конференции 3-4 июня 2012 года. Пенза-Казань-Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 59-66.

29. Афанасьев А.С. Художественная концепция личности в творчестве Андрея Белого. Автореф. диссертации. Казань, 2012. 21 с.

30. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981. 352 с.

31. Барсуков С.Г., Гришакова М.Ф., Григорьева Е.Г., Зайонц Л.О., Лотман Ю.М., Пономарева Г.М., Митрошкин В.Ю. Предварительные замечания по проблеме «Эмблема — символ — миф» в культуре XVIII столетия // Актуальные проблемы семиотики культуры/ Ред. Ю. Лотман, Учен.зап. Тартусского Гос.ун-та; вып.746. Труды по знаковым системам, Тарту, 1987. С. 85-94.

32. Беленькая Л.И. Дети - читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства. М.: РШБА, 2010. 207 с.

33. Бузина Т.В. Самообожение в европейской культуре. СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2011. 352 с.

34. Булыгина Н.А. Ландшафтная символика в романе Андрея Белого «Котик Летаев» // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. №1. С. 166-169.

35. Виноградов В.В. История слов/ Российская академия наук. Отделение литературы и языка: Научный совет «Русский язык». Институт русского языка им.

В.В. Виноградова РАН. М.: 1999. 1138 с.

182

36. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012. 350 с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Современный гуманитарный институт, 2011. 211 с.

38. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» // Русская поэзия серебряного века. 1890 - 1917. Антология. М.: Наука, 1993. С. 5-44

39. Гете И. В. Учение о цвете; Теория познания. М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2011. 195 с.

40. Глухова Е.В. «Посвятительный миф» в биографии и творчестве А. Белого. Автореф. диссерт. М., 1998. 24 с.

41. Голощапова З.И. Одинокий гений Серебряного века: [Андрей Белый: к 130-летию со дня рождения А. Белого (Бориса Николаевича Бугаева)]. Железнодорожный: Ракель-инфо, 2010. 383 с.

42. Дарвин Ч.Р. Происхождение видов. М.: Эксмо, 2016 [т.е. 2015]. 477 с.

43. Демин В.Н. Андрей Белый. М.: Молодая гвардия, 2007. 411 с.

44. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: курс лекций. М.: Группа Компаний РИПОЛ классик, Издательство «Пальмира», 2018. Т. 1: XIV и XV столетия. 303 с.

45. Дубова М.А. Образ «тихих детей» в поэтике романа Ф. Сологуба «Капли крови» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. 2015. Т.3. №6 (28). С. 228-234.

46. Дубова М.А. Роль концепта «детство» в идейно-художественной оппозиции «жизнь-смерть» (по прозе Федора Сологуба) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. №9. С. 135-138.

47. Евангелие Достоевского. [В 2-х т. Т.1]: Личный экземпляр Нового Завета 1823 года издания, подаренный Ф.М. Достоевскому в Тобольске в январе 1850 года. М.: Русскш Мiръ, 2010. 656 с.

48. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989. 176 с.

49. Есенин С. Собр. Соч. М.: Правда, 1977. Т. 3. Отчее слово (По поводу романа А. Белого «Котик Летаев»). С. 134-136.

183

50. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Ленинград: Гослитиздат, 1937. 674 с.

51. Земская Е.А. Как делаются слова/ Акад. наук СССР. Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. 93 с.

52. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2013. 328 с.

53. Иванов Вяч. Вс. Пастернак. Воспоминания. Исследования. Статьи. М.: Азбуковник, 2015. 696 с.

54. Иванов Вяч. Заветы символизма // Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 180-190.

55. Иллиес Ф. 1913. Лето целого века. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 272 с.

56. Казачков С. «Медитацией укрепленные мысли.»: на подступах к пониманию внутреннего развития Андрея Белого // Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 27-79.

57. Какинума Н. «Котик Летаев» Андрея Белого: влияние языка на развитие формы познания мира// А. Белый. Публикации. Исследования. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 235-252.

58. Кант И. Критика чистого разума. СПб.: Азбука Азбука-Аттикус, 2017 (макет 2018). 763 с.

59. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. 272 с.

60. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. М.; СПб.: Университетская книга, 2002. 280 с.

61. Кихней Л.Г. Акмеизм. Миропонимание и поэтика. М.: МАКС Пресс, 2001. 183 с.

62. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. М.: Российский университет дружбы народов, 2010. 490 с.

184

63. Кожевникова Н. О типах повтора в прозе А. Белого // Лексические единицы и организация структуры литературного текста. Калинин. ун-т. Калинин, 1983. С. 52-70.

64. Кожевникова Н. О звуковой организации прозы А. Белого // Проблемы структурной лингвистики. 1981. М.: Наука, 1983. С. 197-211.

65. Кожевникова Н.А. Язык Андрея Белого. М.: Институт русского языка РАН, 1992. 256 с.

66. Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 296

с.

67. Коппер Д.М. «Котик Летаев» А.Белого и «Детство Люверс» Б. Пастернака: Двойное видение русского авангарда // Русская литература XX века: Исслед. амер. ученых. СПб., 1993. С.88-109.

68. Кулагина Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 2003. МГУ им. М.В. Ломоносова. 29 с.

69. Лайтман М.С. Суть науки каббала. Т.1. М.: София, 2005. 448 с.

70. Лавров А.В. Андрей Белый: разыскания и этюды. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 513 с.

71. Лавров А.В. Мифотворчество «аргонавтов» // Миф. Фольклор. Литература. Л.: Наука, 1978. С. 137-170.

72. Левина-Паркер М. Версии Я в мемуарах Андрея Белого // Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей. Спб.: Нестор-История, 2015. С. 251-274.

73. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Академический Проект, 2008. 555 с.

74. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.

75. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Издательство «Правда», 1990. С. 393-599.

76. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

77. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. 247 с.

78. Масленникова О.Н. Семантика жеста в прозе Андрея Белого («Петербург», «Котик Летаев», «Крещеный китаец»). Автореф. диссертации. Иваново, 2000. 16 с.

79. Мейзерский В.М. Проблема символического интерпретанта в семиотике текста // Ученые записки Тартусского университета. Выпуск 754. Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Тарту, 1987. С. 39.

80. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. 136 с.

81. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М.: Вост. лит., 2004. 462 с.

82. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. 407 с.

83. Мелетинский Е.М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. 304 с.

84. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: «Искусство-СПб», 2004. С. 59-96.

85. Минц З.Г. Об эволюции русского символизма // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: «Искусство-СПб», 2004. С. 175-189.

86. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 352 с.

87. Мочульский К.В. Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов. М.: Республика, 1997. 479 с.

88. Мочульский К.В. Андрей Белый. Томск: Изд-во «Водолей», 1997. 256

с.

89. Муллинова Т.А. Эмотивная лексика в художественном тексте: функционально-семантический аспект (на материале романов А. Белого «Котик Летаев» и «Крещеный китаец»). Автореф. диссертации. Краснодар, 2004.

90. Негневицкая Е.И. Язык и дети. М.: Наука, 1981. 112 с.

91. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука-классика, 2005. 201 с.

92. Ничипоров И.Б. Антропология литературы в статьях Н. Бердяева о Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А. Белом // Ничипоров И.Б. Русская литература и православие: пути диалога. М.: ИП Захаров Н.С. («Синопсис»), 2019. С. 239-251.

93. Ничипоров И.Б. Встреча со Христом в рождественских рассказах Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова // Московские Епархиальные ведомости. 2020. №1. С. 124-126.

94. Ничипоров И.Б. Детство как травма в современной русской литературе (повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом») // Art logos (Искусство слова). Научный журнал. 2019. №1(6). С. 47-51.

95. Новейший философский словарь / Гл. науч. ред. и сост. Грицанов А.А. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1999. 877 с.

96. Новиков Л.А. Андрей Белый - художник слова: О языке прозы писателя // Рус. речь. 1980, №5. С. 27-35.

97. Орлицкий Ю.Б. Ритмическая структура симфоний Андрея Белого: у истоков реформы русской прозаической строфики // Андрей Белый в изменяющемся мире. К 125-летию со дня рождения. Москва: Наука, 2008. С. 286298.

98. Пинаев С.М. Поэт ритма вечности. Пути земные и духовные возношения Максимилиана Волошина. М.: Азбуковник, 2015. 798 с.

99. Платон. Диалоги. СПб.: Азбука Азбука-Аттикус, 2012. 445 с.

100. Полянская, М. Foxtrot Белого рыцаря. Андрей Белый в Берлине. Санкт-Петербург: Деметра, 2009. 190 с.

101. Потебня А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 2007. 248 с.

102. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. 344 с.

103. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 622 с.

104. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. 512 с.

105. Ровнер А. Мистериальные сочинения в XX веке. «Лестница Иакова» Шенберга, «Предварительное действо» Скрябина, «Вселенская симфония» Айвса и гепталогия «Свет» Штокхаузена // Музыкант-классик. 2008. № 1. С. 8-12.

106. Романовская А.А. Символ в отношении к лингвистике, семиотике, коммуникации // Вестник БГУ. Август 2008. Серия 4. №2. С. 49-54.

107. Рюмина М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 320 с.

108. Семенова М.Н. Выявление особенностей художественного восприятия у младших школьников // Восприятие изобразительного искусства школьниками. Сборник научных трудов. М.: изд. АПН СССР, 1988. С. 8-24.

109. Семьян Т.Ф. О визуальном облике прозы Андрея Белого // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения. Москва: Наука, 2008. С. 499-507.

110. Соловьев В.С. Смысл любви: Избр. произведения. М.: Современник, 1991. 524 с.

111. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве; Духовные основы жизни; Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999. 910 с.

112. Сорокина Т.С. Музыкальные принципы организации текста «Симфоний» Андрея Белого. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2013. 189 с.

113. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.

114. Спивак М.Л. Андрей Белый - мистик и советский писатель. М.: Изд. Центр РГГУ, 2006. 577 с.

115. Спивак М.Л. Белый-танцор и Белый-эвритмист // Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2015. С. 116-162.

116. Темиршина О.Р. Типология символизма: Андрей Белый и современная поэзия: монография. М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2012. 290 с.

117. Тодоров Ц. Теории символа. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.

118. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. 624 с.

119. Торшилова Е.М. Психолого-педагогические проблемы восприятия классического изобразительного искусства младшими школьниками // Восприятие изобразительного искусства школьниками. Сборник научных трудов. М.: изд. АПН СССР, 1988. С. 24-35.

120. Трофимов В.А. Поэтика автобиографической прозы Андрея Белого: структура символического образа и ритмика повествования («Котик Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака»). Автореф. диссерт. М., 2008. 23 с.

121. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. 372 с.

122. Фещенко В.В. «Поэзия языка»: О становлении лингвистических взглядов Андрея Белого // Андрей Белый в изменяющемся мире: к 125-летию со дня рождения. Москва: Наука, 2008. С. 299-311.

123. Фицджеральд Ф.С. Отзвуки века джаза. Последний магнат. Рассказы. Эссе. Москва: Правда, 1991. 512 с.

124. Фицджеральд Ф.С. 2015. Сказки века джаза. Москва: Рипол Классик, 2015. 766 с.

125. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.

126. Хомский Н., Бервик Р. Человек говорящий. Эволюция и язык. СПб.: Питер, 2018. 304 с.

127. Чернейко Л.О. Язык подсознания (на материале повести А. Белого «Котик Летаев») // Чернейко Л.О. Как рождается смысл: Смысловая структура художественного текста и лингвистические принципы ее моделирования: учебное пособие по спецкурсу для студентов. М.: Гнозис, 2017. С. 122-140.

128. Черников И. «Симфония» как жанр в творчестве Андрея Белого // Художественное творчество и литературный процесс. Томск: Издательство Томского университета, 1984. Вып. 4. С. 39-47.

129. Чинаев В. «Казус Скрябин». Фортепианная поэтика Скрябина в контексте символистских аналогий // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2(25). С. 32-83.

130. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детская литература, 2017. 366 с.

131. Шевченко О.В. 2003. Камерно-инструментальная музыка в художественном пространстве Серебряного века. Дис. канд. искусствоведения: 17.00.02: Астрахань, 2003.

132. Шелестюк Е.В. О лингвистическом исследовании символа (обзор литературы) // Вопросы языкознания. 4. М.: «Наука», 1997. С. 125-143.

133. Шталь Х. Медитативный опыт Андрея Белого и «История становления самосознающей души» // Андрей Белый: автобиографизм и биографические практики: Сборник статей. СПб.: Нестор-История, 2015. С. 80101.

134. Штейнер Р. Мир чувств и мир духа; Христос и духовный мир; Христос и человеческая душа; О смысле жизни; Теософская мораль; Антропософия и христианство: [Пер.]/ Рудольф Штейнер. М.: Антропософия, 1999. 430 с.

135. Штейнер Р. Христос и человеческая душа. М.: Антропософия, 1999. 432 с.

136. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.

137. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995. 238 с.

138. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 143 с.

139. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Изд-во «Ренессанс», 1991. 304 с.

140. Юнггрен М. Русский Мефистофель. Жизнь и творчество Эмилия Метнера. Санкт-Петербург: Академический проект, 2001. 285 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.