Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Польская, Наталия Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 154
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические основания экзистенциальной психотерапии и психопатологии»
Актуальность темы исследования. Так как анализ философских оснований имеет важное значение не только для методологии научного познания, но и для такой области эмпирического знания как психотерапия, границы которой очерчиваются знанием психопатологии, прояснение фундаментальных основ феномена психопатологии является не только теоретически важным, но и методологически необходимым.
В настоящее время проблема психопатологии, на первый взгляд казалось бы хорошо изученная и неоднократно артикулированная позитивным мышлением, тем не менее оказывается мало проясненной в ее философском аспекте. А именно онтологические и методологические условия, на основании и в рамках которых сформирован современный подход к психопатологии, можно назвать недостаточно исследованными, хотя важность такого рода изысканий неоспорима. Такой философско-теоретический пробел в психотерапевтическом знании пытается преодолеть экзистенциально-феноменологическое направление* в психотерапии, к изучению философских оснований которого обращена данная работа. Сформировавшееся в лоне рациональной мысли, понятие психопатологии прочно укоренилось в нашем сознании в качестве медицинского термина, указывающего на нарушение сферы психического и де-социализацию индивида. Но нельзя забывать, что то, что подразумевалось под психопатологией, не исчерпывалось сугубо медицинским смыслом и безусловно являлось более, чем диагностической формулировкой, так как несло на себе печать инаковости и взаимоотчуждения человека и мира. Поэтому опыт психопатологии требует к себе особенного внимания и специального прояснения в своих глубинных структурах и основаниях.
Современное знание о психопатологии базируется на психоаналитических разработках проблемы сознательно-бессознательной Qi,например: Меек Clinton R. Existence, culture andpsychoterapy. N.Y., 1985. психики (З.Фрейд, К.Г.Юнг)*. С психоаналитических позиций основания психической патологии следует усматривать в бессознательных переживаниях, относящихся преимущественно к сфере инфантильного опыта, с наложенной на них печатью морально-этической скверны.
Если психоанализ изучает проблему психопатологии как проблему сознательно-бессознательного конфликта, то в рамках феноменологического учения Э.Гуссерля" проблема психопатологии оказывается частной проблемой соотношения нормы и патологии. Психопатологические явления, как и психические явления вообще, будучи интенциональными по своей природе конституируются интенциональными актами. Отклонение от нормы в своих истоках видится как нарушение процессов самоконституирования и конституирования интенциональных актов, которые и организуют психопатологическую реальность.
Понятие феноменальности психической жизни оказывается важным для работ в области психиатрии, так как выводит психические феномены за рамки детерминистских соотношений, сосредотачивая исследовательское внимание на собственно организации психического. Феноменология позволяет подступиться к психике не через обязательную апелляцию к внешней, предметной реальности, но очертить собственную психическую структуру на основе внутренних принципов ее организации. На пересечении феноменального и психоаналитического полей впервые возникает фундаментально-методологический интерес в области терапии психических расстройств, который впоследствии формирует направление экзистенциальной психотерапии.
Феноменологическое изучение исходных оснований бытия человека, См., например:Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений. Под ред. МГЗТрошевского. М.,1990.Фрейд 3. Избранное. М,1990. Юнг К.-П Проблемы души нашею времени. М.,1994. ЮнгК.-Г. Психология бессознательное. М.,1994 и др. См. .Гуссерль Э.: Феноменология//Логос. 1991.N1; Амстердамские доклады// Логос.1994.Ы5; Кризис европейского человечества и философия//Вопр. философии. 1986НЗ; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология^ Вопросы философии. 1992.Ш и др. определяет направление и интерес последующих онтологических поисков, в которых отказ от позитивистских утверждений сочетается со стремлением определить фундамент бытия человека как внутреннюю структуру, обладающую собственной логикой и собственным смыслом. И здесь онтологический поиск разветвляется: либо исходные основания человеческой реальности усматриваются укорененными в бытии человека и коррелируют с расположением, пониманием и выговариванием человеческого существования как Dasein (М.Хайдеггер), либо корни всякой возможности существования уходят в небытие или ничто и коррелируют со свободой и творческим жестом (Ж.-П.Сартр, Н.А.Бердяев). Проблема психопатологии в контексте данных подходов решается теоретиками и практиками экзистенциальной психотерапии как проблема онтологического "срыва", когда всякое патологическое отклонение исходно - есть деформация на онтологическом уровне (Л.Бинсвангер, М.Босс, Р.Лэйнг)*.
Последующее развитие философской мысли вводит другой онтологический вариант, а если сказать точнее, расщепляет возможность единой онтологической сетки на многообразие и пластичность онтологических кодов, редуцируемых до знаковых переменных. Онтологическое знание оказывается вплетенным в более универсальное и многоплановое знание о человеческом мире, где исходной единицей выступает знак, и всякое понимание оснований бытия неразрывно связывается с пониманием знаковых структур, их законов и взаимосвязей". С другой стороны, явление психопатологии высвечивается как альтернативная разуму зона дискурса, и смысл изучения психопатологии См. нагоимер: См.: Binswanger L. Being-in-the-World: Selected Papers of Ludwig Binswangen London, 1У75. Binswanggr L. Existential Analysis and Psychotherapy//Fsychoanalisis and Existential Philosophy. N.Y.,1962. Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis/ N. Y.,1963. Бинсвангер JI. Феноменология и психопа!шогая//Лошс. 1992. N3. С.125-135. Босс М. Влияние М.Хайдеггера на возникновение альтернативной психиатрии// Логос. 1995.N5. С.88-100. Лэнг Р. Расколотое "5Г.СГО.Д995. См.,например: Барт Р. Избранные работы: СемиошкаПоэгика М.,1994. Лакан Ж. Инстанция буквы или судьба разума после Фрейда М.,1997. определяется условиями формирования (социальными, политическими, экономическими, религиозными и т.д.) пространства данного дискурса (М.Фуко). Определение структур знаний в качестве конституирующих оснований психопатологии, формирует методологические предпосылки и очерчивает гносеологический статус движения антипсихиатрии (Р.Лэйнг), в котором сугубо теоретико-онтологические установки естественно переплетаются с установками социальными и политическими.
Но наряду с этим в опыте современного философствования заявляет о себе прямо противоположная знаковой разбалансировке мира тенденция, которая, апеллируя к идее апофатизма, заявляет о необходимости восстановления единого онтологического сценария - онтологической вертикали, собирающей многозначие мира в единое целое (Э.Левинас)*. Экзистенциальная терапия, пересекаясь с подобными идеями, выражает их на собственном языке в проектах трансперсональной психологии (С.Гроф)" , а также многообразных эклектичных подходах, совмещающих терапевтические цели с достижениями духовного плана.
Актуальность онтологического прояснения человеческого бытия, таким образом, оказывается непосредственно связана с методологическим кризисом понимания и интерпретации этого бытия. Изучение и подход к проблеме психопатологии отражает все перипетии научного познания мира и вписывается в те методологические установки, которые, будучи артикулированными философской мыслью, очерчивают сферу прикладных исследований.
Онтологические тенденции, заявленные философией, открывают новые методологические горизонты для практических наук, в частности, для Левинас Э Значение и смысл // Онтология. Эстетика. Решгаознаяфидасофия. Труды высшей религиозно-философской школы. Вып.2. СПб.,1993. Drabinski JE. The status of the transcendental inLevinas'lhought//Philosophy today. 1994. Vol. 38. N2. C.149-158
Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.,1993.Троф С., Беннег Х.З. Холотропное сознание: три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь. М.Д996. Гроф С. Трансперсональные опыты// Человек 1991 .N5 . С.53-62. экзистенциальной психотерапии, это: фундаментальная" онтология: прояснение исходных оснований в присутствии человека (Dasein) (М.Хайдеггер); онтология небытия, ничто: прояснение исходных оснований в небытии, ничто (Ж.-П.Сартр, Н.Бердяев); онтология в контексте современных интеллектуальных течений: от дискурсивных практик ( М.Фуко,) до апофатизма (Э.Левинас).
Актуальность данного исследования заключается, во-первых, в выборе предмета исследования, в качестве которого выступает явление психопатологии, во-вторых, в "зоне поиска", очерчиваемой философским, медицинским и психологическим знанием. Работа отражает сформировавшуюся в современном научном познании тенденцию к междисциплинарному анализу смежных проблем и осуществляется на современном материале.
Степень разработанности проблемы. Проблема психопатологии выступает как онтологическая и гносеологическая проблема, так как ставит вопрос об исходной матрице данного феномена, об условиях его конституирования и его понимания, но с другой стороны, эта проблема раскрывает свой методологический и эмпирический характер в постановке вопроса о методах и способах исследования и лечения психопатологических нарушений. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы обусловливает выбор философско-фундаментальных и психологических разработок, которые находятся в прямом отношении с пониманием основ психопатологии. Исходя из этого, важными являются исследования, затрагивающие фундаментальные вопросы бытийственности человека, которые условно можно расположить в трех блоках: исследования природы бытия и психической жизни (феноменология, психоанализ), исследования бытия человека в мире (экзистенциальная ветвь) и современные интеллектуальные течения.
1.Проблема психопатологии, будучи непосредственно включенной в более общую проблему психической жизни, обусловливает обращение к работам, в которых изучение психического занимает центральное место. Для данного исследования наиболее важными представляются две позиции: психоаналитическая (З.Фрейд, К.-Г.Юнг) и феноменологическая (Э.Гуссерль), так как именно на пересечении этих теорий впервые закладываются основы феноменологического понимания психопатологических явлений. В научной литературе анализ проблемы бессознательного, осуществляемый как на философском, так и на психологическом материале представлен очень широко и охватывает работы философско-исторического и аналитического характера, в которых внимание фокусируется, с одной стороны, на проблемах бессознательной психики (Бойко А.Н.,1978; Автономова Н.С. 1985; Бассин Ф.В., 1990 и др.)*, а с другой стороны, подвергаются изучению частные проблемы взаимовлияния философских и психоаналитических воззрений (Кузьмина Т.А.,1969; Тихомиров О.К.,1981; Какабадзе В.Л.,1982; Велиев Г.Н., 1984;Лейбин В.М., 1977,1990; Руткевич А.М.,1997; Грюнбаум А.,1997, Вгиппег 1,1994 и др.)**.
Феноменологический подход, определяющий психическое, а именно сознание в качестве фундаментальной базы человеческого бытия, и исследующий феномены сознания как интенциональные и конститутивные
См. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. КиевД978. Автономова Н.С. Концепция бессознательного: гаосеологаческий статус// Филос.науки.1985.N5 .С.81 -90. Бессознательное: природа, (Ынкции, методы исследования. Т.1: Развитие идеи. Подред. АСЛрангишвипи, АЕШерозия, ФББассинаТбилиси, 1978. Франц МЛ. фон. Наука и бессазнательное//Человек. МД996Бып.5.С.55-63. Бресс И. Психоанализ и психология// Вопросы философии. 1993.N12. С.51-56. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философвд туки//Вопросы философии. 1001.N4.C.90-106. КакабадееВЛ. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси,1982. Кузьмина ТА. Человеческое быше и личность у Фрейда и СартраУ/ Проблема человека в современной философии. M1969. С.269-314. Лейбин ВМ Психоанализ и философия неофрейдизма. М.,1977. Лейбин ВМ Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.,1990. РушевичАМ. Психоанализ: истоки и пфвые этапы развития. М.,1997. Тихомиров O.K. Теоретические проблемы исследования оессознательного // Вопросы психологии. 1981 .N2.C.31-39. Branner J. "Every path will end in darkness" or : Why pshychoanalysis needs metapsychology// Science in context Cambridge etc. 1994. Vol.7. Nl.P.fe-101. элементы бытия, широко рассматривается отечественными исследователями; большое внимание уделяется методологическим аспектам феноменологии, анализируется возможность использования феноменологической базы эмпирическими науками (Бабушкин В.У., 1978, 1985, 1996; Мотрошилова Н.В.,1981; Матьюс Ю.Й.,1984; Ионин Л.Г.,1986; Гайденко Г.М.,1992, 8р1ве1Ье^ Н.,1972 и др.)*.
2.В области экзистенциальной философии, фундаментальными являются подходы, касающиеся онтологической проработки экзистенциальных черт бытия человека в мире: это прежде всего работы М.Хайдеггера (несмотря на то, что Хайдеггер не считал себя экзистенциалистом, тем не менее, его фундаментальный труд «Бытие и время», оказал существенное влияние на развитие экзистенциальной философской мысли), Ж.-П.Сартра, Г.Марселя, А.Камю, П.Тиллиха, в которых онтологические условия конституирования человеческого бытия выступают в виде экзистенциальных черт, указывающих на смысл существования человека**. Экзистенциальное направление философии в отечественной литературе подвергалось многостороннему анализу и проработке (Гайденко Г.П.Д963; Григорьян Б.Т.,1994; Зотов А.Ф., Мельвиль
См.: БабушкинВ.У. О природе философского знания. М.,1978. БабупжинВ.У. Феноменологическая философия науки. М, 1985. БабупжинВ.У. Сознание и время: (О пршоде философской рефлексии) //Проблема сознания в философии и науке. M.,1996. С. 1315. гайденко ГМ Научная рациональность и философским разум в интерпретации ЭГуссерля//Вопросы философии.1992.N7.C. 116-135 .Ионин Л.Г. Противоречие созерцательного рационализма// Вопросы философии. 1986.N3 .С.91 -100. Матьюс КШ. Концепция ингенциональности сознания в «Логических исследованиях» ЭГуссерля. Опыт зеконструкиии//УчзапискиТарг.ун-та.1984Вьш.693.С.57-85. ТавризянГМ Феноменология ^ "уссерля и французский экзистенциализм// Вопросы философии.1968.N1 .С.66-77; МотрошиловаHJB. Специфика феноменологического метода//Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига: ЗинатнеД981. С.28-73. Кэрнс Д. Введение в ^ссерлевскую феноменологию// Зарубежная феноменология и экзистенциализм. 4.1. Киев,1989. С.Г2-23; SpiegelbergH. Phenomenology in psychology and psychiatty. A historical introduction. EvanstonJSfortnwest UP., 1972. XIV,411 р.и др. См., например:. Хайдеггер M. Бьпие и время. M.,1997. Sartre J.-P. Being and Nothingness. An Essays onPhenomenological Ontology. N.Y.,1962. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М.Д995. ТиллихП. Мужество быть// Символ,28Лариж. 1992.
Ю.К.,1994; Франк И., 1995)*. Анализировались как фундаментальные теоретические положения экзистенциалистской традиции, так и взаимосвязь экзистенциалистских идей с культурологическими, социально-политическими , психологическими проблемами человека и его бытия (Киссель М.А., 1966, 1994; Краснухина Е.К.,1991; Ксенофонтов В.И.!991 и
ДР-) •
3. И третья область исследований охватывает современные философские течения, касающиеся знаковых интерпретаций культуры, когда бытие человека анализируется как текстовое пространство (Р.Барт, Ж.Лакан, Ж.Делез, Ж.Деррида), когда смыслы "размываются" в вариациях буквы, играх означающих, когда человеческая реальность идентифицируется с текстом, требующего структурного изучения; с другой стороны, человеческая реальность понимается как дискурсивное пространство, конституируемое структурами знания и власти (М.Фуко). Другая тенденция современного философствования - возрождение апофатической идеи в метафизическом дискурсе Э.Левинаса, который обращается к идеи Абсолютно Другого, с целью восстановления единой смысловой вертикали.
Изучение философии постмодерна осуществляется в направлении критического анализа постмодернистских понятий, осмысления ситуации постмодерна в историко-философском и культурологическом аспектах (Автономова Н.С.,1977; Антипов Г.Г., Донских О.А.,1989; Гараджа А.В.,
См., например: ГайденкоГЛ. Экзистенциализм и проблема культуры. М.,1963. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человекам,1973. Рикер П. Экзистенциальная феноменология// Зарубежная феноменология и экзистенциализм. Тексты и комментарии. 4.3. КиевД990. С24-35. Зотов А ГО., Мельвиль Ю.К. Западная фшюсофия XX векаМ, 1994. Франк И. Введение в экзистенциализм. М.Д995. Марков Б.В.,Солонин Ю.Н., Шилков Ю.М. Философия XX века: Основные направления и проблемы// Соц.-полит. Журнал.1996№. С.83-97. См например: Киссель МА. Онтология Ж.-П.Сартра//Весг. Ленинград. Ун-та 1966.N17. Сер. Экономики, философии и права, вып.З. С.53-64. Киссель МА Дорога свободы Ж.-П.Сартра//Вопросы философии. 1994.N11. С. 171-188. Краснухина Е.К. О смысле конечности существования: проблема смеши в экзистенциализме Хайдегтера и Сартра// Вест. Ленинград. Ун-та1991. Сер А Вып. 1. С.12-18. Ксенофонтов Вй. Духовность как экзистенциальная проблема// Философнауки. 1991.N12.C.4I-52.
1989; Ильин И.П.,1989; Маньковская Н.Б.,1991; Козловский П., 1997 и др.)*.
Непосредственно проблема психопатологии исследуется в работах Ж.Лакана" , осуществляющего знаковую транскрипцию психоанализа, вследствие чего проблема бессознательного оказывается проблемой отношения означающего к означаемому. Так же феномен психопатологии исследуется Р.Лэйнгом, но осмысление психопатологических явлений здесь происходит с позиций, опосредованных размышлениями М.Фуко, о структурах знания и власти и их взаимоотношений с безумием"*.
Проблема психопатологии, будучи не только психологической, но и философской проблемой, определенным образом оказывается включенной в исследования как философских аспектов бытийственности человека, так и психологических. Философские основания психопатологии разрабатываются в контексте экзистенциальной психотерапии, где осмысление болезни оказывается непосредственно связанной с онтологическими корнями. Экзистенциальная психотерапия апеллирует к феноменологическим идеям (феномена, интенциональности, конституирования ) и обосновывается на экзистенциалистских позициях (бытие человека всегда включено в мир, следовательно понимание смысла бытия возможно только исходя из экзистенциальных черт этого мира), на основе которых формирует свой понятийно-методологический аппарат в понимании сущности психопатологии. Фундаментальными работами в этой См.,например: АвгономоваН.С. Философские проблемы струюурного анализа в гуманитарных науках/ Кришчесгшй очерк концепции французского сгруюурализма МД977; Ангипов ТТ., Донских О А и др. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989; Гараджа АБ. Кригика метафизики в неосгругаурализме (по работам ЖДеррида 80-х годов). М.,1989; МаньковскаяНБ. Шизоанализ вместо психоанализа? (сгрук1урно-психошалитическая эстетика)М., 1991; Пиров М.К. ЯзьжЗнак.Культура. М., 1991; Козловский П. Культура постмодерна: общественно-культурные последствия технического развигияМ,1997 и др. См.: Лакан Ж. Инстанция буквы или судьба разума после Фрейда М.Д997. См.: Фуко М История безумия в классическую эпоху. СПб.,1997; Фуко М. Воля к истине: Поту сторону знания, власти и сексуальности. М.Д996. области выступают работы Л.Бинсвангера, М.Босса, Р.Мэя, в гуманистическом направлении развивает экзистенциалистский подход А.Маслоу. Исследованиям экзистенциального положения психиатрии посвящены работы Кемпински А. Проблемы отношений дискурса власти и дискурса психопатологии актуализируются в работах Р.Лейнга*.
Проблема психопатологии, рассматриваемая экзистенциальными психотерапевтами и психологами как специфическая форма существования, как способ бытия-в-мире человека, безусловно нуждается в дальнейшем анализе. В современной отечественной литературе данная проблема не достаточно изучена: исследований такого рода немного и осуществляются они, как правило, в историко-философском аспекте (Руткевич A.M.,1980,1985; Лейбин В.М.,1990; Никифоров О.В.,1992).
Необходимость философского прояснения проблемы психопатологии в ее фундаментальных основаниях и небольшое число исследований в этом направлении обусловили как выбор темы, так и цель и задачи исследования. Прояснение онтологического среза психопатологии, таким образом, является фундаментальной задачей экзистенциальной психотерапии, а так же центральной частью нашей работы.
Целью данного исследования является анализ онтологических смыслов психопатологии, лежащих в основании методологии экзистенциальной психотерапии.
В ходе исследовательской работы решаются следующие задачи: ■ анализируются основные психоаналитические и феноменологические идеи с позиции их вовлеченности в См.: BinswangerL. Being-in-the-World: Selected Papers of Ludwig Binswangen London,1975. Binswanger L. Existential Analysis and P^cholhempy//Psychoanalisis and Existential Philosophy. N.Y.,1962. Boss M. Psychoanalysis and Daseinanafysis/ N. Y.,1963. Бинсвангер Л. Феноменология ипсихошюлогия//Логос. 1992.N3.C.125-135. БоссМ. ВлияниеМ.Хайдеггерана возникновение альтернативной психиатрии// Логос. 1995.N5. С.88-100. Кемпински А. Экзистенциальная психиагрияМ,1998. Маслоу А Дальние пределы человеческой психики. М.Д997. Мэй Р. Любовь и воля. М.,1997. May R. Heaning of Anxiety. N.Y 1977. Existence: A New Dimension in Psychiatry and Psychology. Ed. By R.May. Angel andHEllenberger. N.Y.,1958. ЛэнгР. Расколотое «Я». СПб.,1995. организацию понятийно-методологического аппарата экзистенциальной психотерапии; исследуется роль и значение онтологических и методологических разработок философских концепций (фундаментальная онтология, онтология ничто, современные интеллектуальные течения) для методологии экзистенциальной психотерапии в понимании смысла психопатологии; осуществляется онтологическая де-кодировка явления психопатологии; раскрывается собственно терапевтический смысл философского анализа проблемы психопатологии.
В методологическом аспекте исследование строится на основе анализа корреляционных взаимосвязей философских и психотерапевтических концепций, исходя из исторического и логического подходов к проблеме бытия человека в мире, с одной стороны, и проблеме психопатологии, с другой.
Авторские построения осуществляются на основе философских и психологических идей, представленных в работах М.Хайдеггера, Ж.П.Сартра, Э.Гуссерля, З.Фрейда, К.Юнга, Л.Бинсвангера, М.Босса, Р.Лэйнга, М.Фуко, Э.Левинаса, Р.Мэя.
Научная новизна результатов исследования состоит прежде всего в самой постановке проблемы психопатологии в междисциплинарном пространстве, очерченном философским знанием и практикой терапии душевных расстройств и определяется решением поставленных задач. Результаты проведенного исследования можно сформулировать в следующих положениях, выносимых на защиту.
1 .Предпринято исследование философских и психологических оснований экзистенциальной психотерапии. На примере психоаналитических и феноменологических воззрений показано, как осуществляется предварительная разметка пространства экзистенциальной психотерапии, анализируются условия и причины, подготовившие почву для ее возникновения.
2.0пределены и исследованы онтологические корни экзистенциальной психотерапии. Очерчен онтологический и методологический "остов" проблемы психопатологии.
3.Рассмотрены взаимоотношения философских и психологических интерпретаций онтологических понятий. Осуществлен анализ психопатологии в трех аспектах: с позиции бытия, с позиции ничто и с позиции знака, структуры.
4.Исследована альтернативная возможность преодоления онтологической нестабильности и знаковой разобщенности мира через реанимацию апофатической традиции.
5.Проблема психопатологии в ее фундаментальных основаниях обоснована в рамках рациональной модели, как антагонист норме, как деформация, искажение разума; но, с другой стороны, отмечается альтернативная тенденция познания психопатологии: это выведение психопатологических явлений за пределы рационального знания, когда психопатология предстает как глобальный дискурс Иного, вне-разумность которого не вмещается рациональным знанием бытия.
По диссертационной тематике были выступления с докладами на аспирантской конференции, семинарах; были опубликованы тезисы в научных сборниках: "Проблема человека в экзистенциальной феноменологии'У/Человек в социокультурной системе.Саратов, Саратовский технический университет, 1996; "Онтологические основания экзистенциальной психотерапии"// Россия и Запад: взаимовлияние идей и исторических судеб. Саратовский технический университет, 1997; "Архетипы коллективного бессознательного и сознание"// Цивилизация, культура, человек на рубеже XXI века. Издательство Саратовского университета, 1995); "Метафизический вопрос в психотерапевтической текстуре" // Философия. Метафизика. Язык. Сборник научных трудов / Филос. Общество им.С.Л.Франка. Саратов: Поволж. Межригеон. Учеб. Центр, 1998.
Научно-практическая значимость работы. Содержание диссертационной работы и полученные выводы непосредственно связаны с разработкой проблемы существования человека в современном мире. Они могут быть использованы в качестве методологической основы исследований, касающихся путей и способов осмысления человеком своего бытия.
В диссертационной работе впервые выстраивается модель патологического расстройства психики на основе философских онтологических воззренийи психотерапевтических концепций.
Анализируются исходные структуры психопатологии, которые организуют собственное бытийственное пространство психопатологических феноменов и фундируют терапевтический опыт .
Выводы диссертации могут быть использованы также в теории и методологии психотерапии, историко-философских, философско-методологических и психологических исследованиях. Они могут быть использованы в курсе преподавания истории философии (в качестве практической иллюстрации онтологических концепций), а так же в спецкурсах по философским аспектам практической психологии и психотерапии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Проблема смерти в философии: Онтологический аспект2002 год, кандидат философских наук Панов, Сергей Владимирович
Герменевтико-феноменологический подход в психологии: принципы построения онтологии личности2008 год, кандидат философских наук Денисенко, Тарас Анатольевич
Переходность как философская проблема: феноменологический анализ опыта "пере"2007 год, доктор философских наук Лехциер, Виталий Леонидович
Экзистенциальный анализ в психологии2003 год, кандидат психологических наук Летуновский, Вячеслав Владимирович
Исследование центральных инстанций субъектности в свете данных психической патологии2020 год, доктор наук Косилова Елена Владимировна
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Польская, Наталия Анатольевна
Заключение. 134