Онтологические и методологические основания концепции ноосферогенеза тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Шишин, Михаил Юрьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Шишин, Михаил Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ.
§1. Философско-методологический анализ становления учения о ноосфере в трудах Эдуарда Jlepya и Пьера Тейяра де Шардена.
2. Естественнонаучное и философское обоснование перехода биосферы в ноосферу В. И. Вернадским.
83. Учение о ноосфере как^часть "метафизики Всеединства".
Глава II. Естественнонаучные и философские предпосылки и основания построения модели ноосферы и ноосферогенеза.
§1. Ноосфера как особая реальность.
S2. Предпосылки и атрибуты ноосферогенеза.
З. Отражение выявленных свойств ноосферогенеза в исследованиях по антропо-, этно- и культуро-генезу.
34. Алтай как один из возможных центров ноосферогенеза.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Ноосферогенез и переход к устойчивому развитию: Философско-методологические проблемы1999 год, кандидат философских наук Кулиев, Закир Агагюль оглы
Ноосферная концепция культуры2003 год, доктор философских наук Шишин, Михаил Юрьевич
Философско-методологический анализ взаимодействия ноосферы и семиосферы2005 год, кандидат философских наук Смирнов, Дмитрий Григорьевич
Концепция устойчивого развития и перспективы государственности: Философско-методологический анализ2001 год, доктор философских наук Кушнаренко, Игорь Анатольевич
Философско-антропологические аспекты ноосферогенеза2005 год, доктор философских наук Коваленко, Сергей Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические и методологические основания концепции ноосферогенеза»
В настоящее время в специальной научно-философской литературе, средствах массовой информации, выступлениях общественных деятелей все отчетливее звучит мысль о том, что человечество подошло к той черте, когда необходимо отказаться от оказавшейся разрушительной техногенно-потребительской деятельности и сознательно избрать духовно-экологическую стратегию развития. В противном случае, оно может быть сметено с земли в результате глобальных кризисов.
Деструктивные процессы, характерные для западной цивилизации. особенно отчетливо проявляют,себя в России. Они обостряются внутренними проблемами страны, особенно кризисом власти; но, возможно, именно благодаря тому, что наша страна уже на протяжении долгого периода времени находится на острие мировых противоречий, - в ней наиболее явственно проявляются тенденции масштабно осмыслить не только свою собственную кризисную ситуацию, но и общемировую; сформулировать основные черты нового цивилизационного этапа и пути перехода к нему. Россия уже дала миру целый ряд выдающихся деятелей науки, философии, синтетически обобщивших' достижения всей человеческой мысли и очертивших контуры нового мировоззрения и общественного устройства (1).
1) См. Грезы о земле и небе: Антология русского космизма. -СПб.Худож.лит., .1995; Философские проблемы естествознания/ Под ред. С.Т.Мелюхина - М.: Высшая школа, 1985; Философия русского космизма. - М.Фонд "Новое тысячелетие", 1996; Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.: Алетейя, 1994.
Одним из наиболее выдающихся научных прорывов в этой сфере, по-видимому, можно считать учение о ноосфере,
Ноосфера, как синтетическое понятие, по определению вмешает в себя результаты всех сторон человеческой деятельности., достижения материальной и духовной культуры. Одновременно оно подразумевает систему связей человека и окружающего его мира не только в планетном, но и в космическом масштабе. С нашей точки зрения, именно понятие ноосферы может лечь в основу формирующейся на наших глазах новой научно-философской парадигмы.
Двадцатый век принес целый ряд глобальных научных открытий в различных областях знания. Подвергаются пересмотру фундаментальные научные понятия и представления. Особенно это касается сферы знаний о человеке, его природе, месте во Вселенной. На глазах происходит сближение научного подхода и духовно- религиозного познания мира, различных форм постижения бытия. Многие выводы, к которым приходит наука, оказываются давно известными в религиозно-мистических концепциях и практиках Запада и особенно Востока, хотя они и выражены в другой системе понятий. Таким образом, проблема дальнейшего развития учения о ноосфере-имеет актуальное философско-теоретическое значение.
Практическое значение проблемы не менее очевидно. Время диктует настоятельную необходимость поиска новых путей развития общества. В первую очередь неизбежно переустройство экономической жизни на принципиально новых основаниях. Это, прежде всего, отказ от традиционной энергетики, истощающей недра планеты и ведущей к энергетическому кризису, развитие ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и производств. и т. д. Но, как показала практика, это возможно лишь при кардинальном переустройстве мировоззрения, сознательном отказе от потребительской ориентации. В основу нового мышления должны быть положены современные представления о человеке как о части единого универсума, о коэволюции человека и природы. Это одна из базисных идей учения о ноосфере. Практические разработки, ведущиеся на фундаменте новейших научных исследований в области биологии, физики и других наук, уже сейчас могут внедряться в производство. Необходимы комплексные государственные программы, совместные усилия разных государств, ученых, опирающиеся на единую научно-философскую базу, которой, по мнению автора, может стать последовательно и междисциплинарно разрабатываемая концепция ноосферы. Необходимость объединения в ее рамках синтетической философской основы, междисциплинарных фундаментальных и практических исследований, а также социального поиска выявляет актуальность данной задачи.
Исследования, проведенные по ноосферной тематике, можно хронологически разделить на несколько этапоЕ. Первый период приходится на 20-40-е годы и связан с работами основоположников теории ноосферы В.И.Вернадского, З.Леруа, П.Тейяра де Шар-дена. Э.Леруа впервые ввел сам термин "ноосфера" в научный оборот. В этот же период сложились два подхода к пониманию сущности ноосферы.
Первый связан с работами П.Тейяра де Шардена, понимавшего ноосферу как особый надбиосферный "мыслительный пласт" (1), Второй - в первую очередь с работами В.И.Вернадского, рассматривавшего ноосферу с чисто научных позиций., как итоговый результат работы научной мысли человечества, которая работает только в биосфере и в ходе своего развития в конце концов превращает ее в ноосферу (2).
Период 50-х - середины 80-х годов был посвящен углубленному изучению работ В.И.Вернадского и, в меньшей степени, П.Тейяра де Шардена. В исследовании наследия Вернадского выделились две ветви. Первая была акцентирована на изучении биографии ученого, его личности, генезисе его мировоззрения. Это работы Г.П. Аксенова, В.П. Казначеева, М.А. Кузнецова; И.И.Мочалова и других (1). Второе направление, в основном, разрабатывало прикладные аспекты идей В.И.Вернадского, например.
1) См. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987; Тейяр де Шарден. Божественная среда. - М.: Ренессанс СП: ЙВО-СиД, 1992.
2) См. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. - М.: Наука, 1980; Вернадский В.й. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука, 1994; Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М. : Наука, 1988; Вернадский В.И. Начала и вечность жизни. - М. : Советская Россия, "1989; Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Кн.2 - Ы.: Наука, 1977; Вернадский В.й. Живое вещество. - М, .* Наука, 1978; Вернадский В.й. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука., 1989. возможность применения ноосферной концепции к научному управлению. Кроме того, в них концепция ноосферы была признана в числе фундаментальных достижений естествознания, отражающих качественно новый уровень современной науки. Здесь можно отметить труды И.й.Мочалова, Б.С. Соколова, А.А.Яншина, и других (2).
Работы названных ученых подготовили третий, последний пег
1) Аксенов Г.П. Вернадский. — М.: Соратник,1994; Аксенов Г.П. О научном одиночестве Вернадского//Вопросы философии? Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере - Новосибирск: Наука, 1989; Казначеев В.П., Спирин Е.А.// Комплексные проблемы науки и творчество ВЛ1.Вернадского. - Л-: Наука, 1985
- С. 30-42; Кузнецов М. А. В.И.Вернадский о ноосфере. - М. Московский рабочий, 1989.- 1993. - N 5. - С. 74-87; Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - М.: Наука, 1982.
2) Владимир Иванович Вернадский: Материалы к библиографии ученого. - 2-е изд. - М.: Наука, 1992; Мочалов И.И. Наследие В,И.Вернадского и современная наука // Вернадский и современность. - М.:Наука, 1988; Соколов B.C. Вернадский и XX век // Природа. - 1988. - N 2. - С. 6-15; Яншин А.А. Методологическое значение учения В.И.Вернадского о биосфере и преобразовании ее в ноосферу /7 Методология науки и научный прогресс. - Новосибирск, 1981. - С. 69-83; Яншин А.Л. Развитие исследований в области экологии человека/УВестник АН СССР. - 1988. - N 11 - С, 41-46; Яншин А. Л. Величие Вернадского/'/Природа. - 1988. - N 2
- С. 4-5; Яншин А.Л. Развитие исследований в области экологии человека//Вестник АН СССР. - 1988. - N 11 - С. 41-46. риод исследований., который приходится на середину 80-х -90-е годы, В это время были написаны труды., раскрывающие различные грани формирующейся единой теории ноосферы, В первую очередь следует назвать работы Н.Н.Моисеева., пос-Еященные системным отношениям "человек - ноосфера." (1). Очень важны для предпринятого исследования труды Л. Н, Гумилева, I вскрывающие связь этногенеза с природою-ландшафтными условиями, и, в особености, его теория пассионарности (2),
1) Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера - М.; Молодая гвардия, 1990; Моисеев Н.Н. Как далеко до завтрашнего дня: Свободные размышления., 1917-1993. - М.: "Аспект-Пресс., 1994; Моисеев Н.Н. Пути и созданию, - М.: Республика, 1992; Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития, - М.: Наука., 1987; Моисеев Н.Н, Экологический императив//Коммунист, - 1986, - N 12. - С, 110-120; Моисеев Н.Н, Человек, среда, общество. - М.: Наука, 1982; Моисеев Н,Н. В.И.Вернадский и естественно-научная традиция // Коммунист, - 1988. - N 2. - С. 72-81; Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. Человек, природа и будущее цивилизации, - М.: Молодая гвардия, 1988; Моисеев Н.Н., Александров В,В., Тарно A.M. Человек и биосфера. Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. - М,: Наука, 1985.
2) Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Свод N 2: Международный альманах, - М. .* Танаке ДМ-ДИК, 1994; Гумилев Л.Н, Этносфера: История людей и история природы. - М.: Зкопрос, 1993; Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М,: Товарищество Клышников-Комаров и К, 1993:, Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли - Л.: Гидромете-оиздат, 1990.
Работы А.Д.Урсула (1) посвящены анализу возможных путей цивилизационного развития, причинам глобальных кризисов. Следует отметить положения, высказываемые в трудах А.Н. Тюрюканова и В.М. Федорова (2), о необходимости в сфере управления опираться на понятие структурно-функциональных систем биосферы, наиболее различимыми из, которых являются естественно-исторические (природные) регионы.
1) См, Урсул А.Д. Интенсивный путь взаимодействия общества и природы: Противоречия, проблемы, перспективы.// Взаимодействие общества и природы. - М,: Наука, 1986, - С, 73-101; Урсул А,Д, Философия и интегративно-общенаучные процессы. - М.: Наука, 1981; Урсул А.Д., Урсул Т.А, Эволюция. Космос. Человек,- Общие законы развития и концепция антропокосмизма. - Кишинев: Штиин-ца, 1986,
2) См, Тюрюканов А.Н., Федоров В.М, Учение о "Биосфере и человечестве" - теория стабилизации природы на планете/7 Биологический журнал Армении. - 1989. - N 9-10 - С. 801-809; Тюрюканов А.Н., Федоров В.М, Биосферное мышление и сельское хозяй-ство/УВестник с. -х.науки. - 1988. - N 6 - С, 20-31; Федоров В. М, Валь ту илье К.М. Организованность биосферы и научная картина мира//Вестник МГУ. - 1984. - N 6. - С. 68-76; ФедороЕ В.М. Концепция биосферы-ноосферы и научная картина мира/УВест-ник МГУ. - 1989. - N 3 - с. 7-15; Федоров В.М, Учение о биосфере и интеграция наук, - М,: Изд-во МГУ, 1986; Федоров В.М, Биосфера - земледелие - человечество, - М,: Агропромиздат,1990; Федоров В.М, Биосферно-космическая эволюция человечества /'/' Тезисы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос -Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - С,125-127
Общая теория материи, разработанная Е.В.Ушаковой (1), представляет собой интересную попытку дать целостную картину генезиса универсума, включая все его этапы, от космогене-за до социогенеза, с формированием соответствующих уровней материи.
Вместе с тем, анализ литературы по данной теме показывает, что целостный, синтетический анализ проблемы до сих пор только разворачивался. Не уточненным остается само понятие ноосферы, не сформирован единый подход к ее исследованию, не обобщены взгляды на проблему ее основоположников. Попытки комплексного исследования процесса ноосферогенеза практически не предпринимались. Более того, сам термин вообще является пока новым для современной науки и нуждается в раскрытии.
Таким образом, наличие, с одной стороны, достаточного фи* лософского и конкретно-научного фундамента, а с другой, ряда нерешенных вопросов - представляет обширное поле для дальнейших исследований.
1) См. Ушакова Е.В. Развитие ноосферы как закономерный этап самодвижения материи/ Новосибирский государственный университет, 1992; Ушакова Е.В. Человек, ноосфера в аспекте идей глобального эволюционизма // Соотношение общего, особенного и единичного в проблеме человека - Барнаул: Изд-во АГУ, 1990; Ушакова Е.В. Общая теория материи: Основы построения/ Алтайское отделение Философского общества РАН, Алтайский государственный университет - Барнаул: Изд-во АГУ, 1992.
Целью диссертации является изучение методологических и онтологических аспектов теории ноосферы и ноосферогенеза и на базе этого - попытка формулировки философско-теоретической но-осферной модели., раскрытие ее теоретического и практического значения. i
В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи:
Во-первых, проанализировать и обобщить подходы к проблеме у основоположников учения о ноосфере; выявить философские предпосылки их воззрений; сформулировать базовое определение ноосферы, которое может лечь в основу дальнейших исследований.
Во-вторых, опираясь на последние естественнонаучные данные, философские разработки, анализ духовно-религиозных концепций Востока и Запада попытаться "выявить онтологию ноосферы, ее внутреннюю структуру.
В-третьих, на основе комплексного анализа данных из различных областей знания предложить авторскую философско-теоре-тическую модель ноосферогенеза, его движущие силы и механизмы.
В-четвертых, показать возможность конкретного применения данной модели ноосферогенеза на Алтайском регионе.
При проведении исследования автор руководствовался фундаментальными естественнонаучными и философскими методами, в частности, принципами диалектической методологии (принцип единства логического и исторического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному); требованиями структурно-функщ'юнатшного и глобально-эволюционного подходов.
Кроме того, для автора были важны идеи, выработанные О.Н. nyJu-arjuaUiaf в. и. лс^йслнееБЫм, h. п. милиеейшМ, ух.арш'иАийш, п. п. Рерихом, П.А.Флоренским. Он также опирался на некоторые идеи таких исследователей, как А.Е.Акимов и Г.И.Шипов, А.И.Иванов, Ю.И.Кулаков, Л.В.Лесков, Е.В.Ушакова, В,М.Федоров.
Исходя из указанных задач, нами выдвигаются следующие основные положения, которые конкретизируются в содержании диссертации:
1. Анализ фундаментальных открытий современной науки, достижений философии, обобщения глубинных интуитивных прозрений религиозно-философских систем Востока и Запада, в особенности созданных в России в XIХ-Ж века}-:, позволяет выдвинуть предположение о том, что онтологическая основа ноосферы, о которой говорят древние концепции, и"которая изучается современной наукой, имманентно связана с мыслью как особой информационно- полевой субстанцией.
2. В ноосфере, по-водимому, можно вычленить две составляющих. Во-первых, это собственно материальные, вещественно-энергетические структуры, созданные человеком: техносфера, антропогенные ландшафты, культурно-символические системы различных типов (язык, архитектура, музыка) и т.д. На эти аспекты указывают традиционные научные разработки. Во-вторых, это тонкополевые структуры энернго-информационного характера, возникновение которых является прямым следствием ментально-психической деятельности человека.
Таким образом, ноосфера является сложной, неоднородной системой, Обобщая еыводы основоположников учения, нами выделяются в ней три основных структурных слоя, образующих иерархические взаимопроникающие сферы бытия: 1) сфера, обеспечивающая по преимуществу телесно-витальную, социально-экономическую жизнь (воспроизводство) человека - с известной' долей условности ее можно назвать "витосферой"; 2) сфера науки и научно-технического творчества - "интеллектосфера"; 3) сфера духовного творчества и высших духовных (нравственно-эстетических) ценностей - "пневматосфера" в терминологии П.А.Флоренского. Эти три сферы генетически и функционально связаны между собой, образуя на восходящей оси ноосферогенеза слои с различным субстанциональным энерго-информационным качеством мысли- Чем выше слой, тем большее сознательно-преобразующее влияние оказывает он на низшие сферы биосферы и ноосферы. В иерархическом взаимодействии этих слоев-сфер проявляется "вертикально-качественная" неоднородность формирующейся ноосферы.
3. Общая структура ноосферы обладает "горизонтальной" пространственно-временной неоднородностью, наличием точек сгущения, "скручивания", бифуркации, в которых происходит переход в новое качество. Возникновение этих энерго-информационных "сгустков" и "складок", структуризацию первичной субстанции, образование в ней систем и подсистем можно рассматривать как объективное условие ноосферогенеза. Высказывается и обосновывается предположение о наличии на поверхности Земли точек особо интенсивного процесса ноосферогенеза.
Одной из наиболее показательных точек такого рода является Алтай ,
4. Ноосферогенез, по мнению автора, следует рассматривать как нелинейный процесс. Он носит пульсирующий характер, как во времени, так и в пространстве. Это легко заметить в его "зримых" составляющих - антропогенезе, этногенезе, культурогенезе. Пульсирующий характер этих линий прогрессивного развития человечества напрямую связан с комплексным воздействием суммарных природных и антропогенных, вещественных и энергетических потоков. Особого интереса заслуживает гипотеза о специфическом, полярном (позитивном либо негативном) воздействии на ноосферогенез материальных структур, созданных человеком, а также о непосредственном воздействии самой человеческой мысли,
5. Человек является основным фактором ноосферогенеза. Он действует не только опосредованно, то есть через создание соответствующих материальных структур и социальных институтов, но и непосредственно - через свое сознание и мысль. Ежесекундно он, по сути дела, действует как сложнейший механизм перевода различных природно-антропогенных вещественных и энергетических потоков в новое состояние. Т.е. именно человек есть то, что задает вектор развития всей ноосферы.
Конкретное раскрытие и обоснование выдвигаемых на защиту положений предлагается в самом диссертационном исследовании.
Начать же его целесообразно с краткого историко-философского и историко-научного введения в проблему, что позволит, с одной стороны, уяснить ее мировоззренческие и методологические нюансы, а с другой - даст возможность нащупать подход к ее дальнейшему решению. Выполнению этой задачи и будет посвящен первый параграф первой главы диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Проблема безопасности в ноосферогенезе: философско-методологический анализ2007 год, кандидат философских наук Энгель, Александр Андреевич
Онтолого-антропологические основания становления ноосферного человека2014 год, кандидат наук Меликян, Мерине Акоповна
Экочеловек как субъект социоприродного развития2003 год, доктор социологических наук Пахомов, Юрий Николаевич
Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы2004 год, доктор философских наук Крайнюченко, Ирина Васильевна
Учение о ноосфере как идеальный проект гармонизации социоприродного взаимодействия2004 год, кандидат философских наук Плотникова, Лариса Ильинична
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шишин, Михаил Юрьевич, 1997 год
1. Абрамов Ю.А. Циклы Н.Д.Кондратьева и циклы А.Л.Ч1тевск.ого:соответствия и расхождения//Тезисы докладов III Международной конференции "Алтай - Космос - Шкрокосм". - Барнаул: . Ак-кем, 1995. - 4-6. ' i
2. Агесс П. Ключи к экологии. - Л. :Гидрометеоиздат, 1982.97с.
4. А.ксенов Г.П. Пространство-время живого в биосфере /'/В.И.ВернадсШ'Ш и современность. - М. i Наука, 1986. - 0.129-139.
5. Аки>лоЕ А.Е. Что нас ждет в торсионном поле?//Человек.1994. - N 5. - 39-46.
6. АШ'ШОВ А.Е., niifflOE Г.И. Сознание, физика торсионных полей иторсионные технологии//Созкакие и физическая реальность. T.l - Ы.:ФОЛИУЫ, 1996. - 66-73.
7. Аристотель. О душе / / Аристотель. Соч. в 4-х тома;\. - Т.1.- М.: Шсль, 1975. - 369-447.
8. Блаватская Е.П. Избранные статьи. Часть I. - М.: Новый Акг,плп71-к 1QQ4 - IFiH /'14. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науш-!, религии и философии. Космогенезис. - Т.1 - Рига: Угунс, 1937.- 548 с.
9. Блаватская Е.П. Тайная Доктр^ша. Синтез науки, релип-ш ифршософии. Антропогенезис. - T.£ - Рига: Угунс, 1937. 1008 с.
10. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии ифилософии. Т.З - Новосибирск: J'MI "Лазарев В.В. и "О", 1993. - 512 с.
11. Блаватская Е.П. Новый Панарион. - М.: Дюна, 1994. - 511 с.
12. Блаватская Е.П. • Теософский словарь. - М.: Сфера, 1994.640 с.
13. Бобровы. Я., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Причины, пути иперспективы антропного движения в социологии и философии УХ векв. - Барнаул: АлтГУ, 1995. - 59 с. £0. Бор Н. Избранные научные труды: в 2-х т. - М.: Нал.'р^ , 1970. - Т.1 - 583 с.
14. Бор Н. Избрш1ные на^ /чные труды: в 2-х т. - М.: Наука,1970. - Т.2 - 675 с.
15. БудыкС' М.К. Эволюция биосферы. - Л.: Гвдрометеоиздат,1984. - 488 с.
16. Булгаков Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.М.: Реет/блика, 1994. - 415 с.
17. Булгаков Н. Философия хозяйства: Трагедия философии //Булга<:ов Н. Соч.в 2-х т. -Т.1 - М.:Наука, 1993. - 603 с,
18. Булгаков Н. йзбран.чые статьи // Булгаков Н. Соч.в 2-хт. - i.ic - ш. ; ллуКа, iszS'D. - ,'UJ. u.
19. Вернадсьшй В.И. Размышления натуралиста. Пространство ивремя в ш в^ой и неживой природе. Кн.1. - М.:Наука, 1975. - 175 с.
20. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Кн.Е- М.: Наука, 1977. - 191 с.
21. Вернадск1'Ш В.И. Проблемы биогеохимии. - М.: На>/ка, 1980.320 с.
22. Вернадский В.И. Шюьма Н.Е.Вернадской (1886-1889) - М. :Наука, 1988. - 304 с.,
23. ВернадскМ В.И. Живое вещество и биосфера. - М.: Наука,1994. - 67'2 с.
24. ВернадсШ'Ш В.И. Труды по истор1ш науки в России - U.: Наука, 1988. - 468 с.
25. Вернадский В.И. Труды по всеобщей исторх-ш наук!-!. М. г Наука, 1988. - 336 с.
26. Вернадсга-ш В.И. Философские ьшсш-г натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.
27. Вернадсклш В.И. Начала и вечность жизни. - М.: СоветскаяРоссия, 1989. - 74 с.
28. Владимир йваноЕХоч Вернадсш-шг Материалы к библиогр.зфииученого, - 2-е изд. - М.: Наука, 1992. - 240 с.
29. ВернадскЛ'Ш В.И. Живое вещество. - М.: Наука. 197*8 - 385 с.
30. Владимир Вернадский- Открытия и судьбы. - М.: Современник,1993. - 688 с.
31. Вернадский В.И. Дневники (1917*-1921). - Киев: Наукова думкл, 1994. - 270 с.
32. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Наука, 1989.261 с. /./ Вернадсга-ш и современность. - М.: Наука, 1936. - 232 с.
33. Визгин В.П. Единые теории поля в первой трети Ж в. - У. ;Нэи/ка, 1985. - 303 с.
34. Глобальные проблемы современности. - М.: Мысль, 1981.285 с
35. Голубев G.H, Соотношение масс протона и электрона как.следствие .квазикристаллической геометрии физического вакуума. Свободный гравитащюнный кварк в космических лучак // Сознание и физическая реальность. - N 4 . - Т.1.- М. :ФОЖУМ, 1996. - 37-42.
36. Гончаров Н.Ф., Макаров В. А., Морозов B.C. Будущее и ЩСЗ(икосаэдре-додекаэдрргческач система Земли) //Проект зе.много шара будущего /Каталог выставк!'!. - М. - 1990. - 25-26
38. Григорьева Т.П.О национальной душе //Тезисы до.кладов IIМеждународной конференции "Алтай - Космос - Млкрокосм". Барнаул: Ак-кем, 1994. - 171-174.
39. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Свод N 2: Междунарюдныйальмана)-:. - М.: Танаис ДИ-Д14К, 1994. - 544 с.
40. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.М.: Экопрос, 1993. - 544 с.
41. Гу.милев Л.Н. Древние тюрш-ь - М.: Товаришество Клышников-КомароБ и К, 1993. - 525 с.
42. Гум1'Шев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли - Л.: Гидрометеоиэдат, 1990. - 528 с.
43. Евзлин М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993.- 344 с.
44. Жвирблрю В.Е. Материя и сознание в модел!-! вложенных миров.//Сознание и физргчеекая реальность. - N 1-2. - Т.Е. -'м.:Ф01тт, 1996. - 55-60. 60- Зельдович Я. Б. Современная космология//11рошлое и будущее вселенной. - М. .-Мир, 1986. - 11-35.
45. Иванов .А.В. .5<:винтэссенщш духа; .К проблеме взаимоотношенийнауки искусства, MHCTHKI-I, философии и религии. //Тезисы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос Шкрокосм". - Барна^ /л; Ак-кем, 1994. - 15-19.
46. Иванов А.В. Идея Софрш в русской философии.// Тезисы докладов III Международной конференции "Алтай - Космос - Ми.крокосм". - Барн&/л; Ак-кем, 1995. - 27-36
47. Казначеев В.П. Проблемы живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медищшы III тысячелетия // Вестник 'ШКА. - 1995. - N 2. - 7-24.
48. Казначеев В. П. Алтаз^ - Гималш^: геокосмичесш-ш аспект(Проблемы Геи)// Тезисы докладов I II Международной конференЩ'Ш "Алтш^ - Космос - Шкрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1995. - 99-107.
49. Казначеев В.П., Троф1Шоз А.В. Новы'е данные о взаимодействии человека с информащ-юнннм полем Зем1и в приполярны;-: районах// Бюллетень СО РАМН. - 1992. - 46-48.
51. Казначеев В.П., Руйкайлова Л.П. Биоинформащюнная функцияестественных электромагнитных полей. - Новосибирск: Наука, 1985. - 181 с.
52. Казначеев В.П., Яншин А.Л. Преобразование биосферы и проблемы экологии человек^//Вестник АН СССР. - 1980, - N 9 67-71.
53. Казначеев В.П., Трофимов А.В. Энерго-информационные взаимодействия в биосфере: Опыт TeopeTiraecKPLX и экспериментальны>: исследований // Русская ьщсль. - 1992. - N 1. -
54. Казначеев В.П. Учение о биосфере: Этюды о научном творчестве В.31. Вернадского (1863-1945). - М,: Знание, 1985. - 90 с, 78. .Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о. биосфере и ноосфере - Новосибирск: Наук«а, 1989. - 248 с.
55. Казначеев В. П. Феномен человека. - Новосибирск: Наука,1991. - 128 с.
56. Клизовсш-ш А. Основы миропоншлания новой эпохи, т.З. - Рига: Виеда, 1991. - 288 с.
57. Костюченко B.C. Классичес}^я веданта и неоведантизм. - М.:Мысль, 1983. - 272 с.
58. Кузин Б. О принципе поля в биологии//Вопросы фршософии.- 1992. - N 5 - 148-189.
59. Кузнецов М.А. В.И.Вернадский о ноосфере. - М. i Московскх-шрабочий, 1989. - 47 с.
60. Кулаков Ю.И. Самый обнщй взгляд на проблему творения//Тезисы докладов I Международной конференции "Алтай - Космос - Шжрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1993. - 108-110.
61. Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизащш сложны^ -ссистем. / / Тезисы докладов II Международной кх).чференции ".Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. 45-51.
62. Ларичев В.Е. Сотворение Вселенной: Солнце, Луна и Небесныйдракон. - Новосибирск: Наука, 1995. - 287 с.
63. Леонтьев К.Н. Цветупря сложность. Избранные статьи. - М.:Мол.Гвардия, 1992. - 318 с.
64. Лесков Л.В. Космос: Наука и мифы - М.: Знание, 1991.- 64с.
65. Лесков Л.В. На пути к новой картине мира.//Сознание и физическая реальность. - N 1-2. - Т.1 - М. :ФЭЛИУК1, 1995. - 42-54.
66. Ле Ш'Шон К., Франшто Ж. Бонн Й.Н. Тектоника плит. - М.:Мир, 1977. - 715 с.
67. Лосев А.Ф. Владшлир Соловьев. - М.: л&сль, 1983. - 208 с.
68. Марков М.А. О единстве и многообразии форм материи в физической картине мира.//Диалектика в науках о природе и человеке: Эвол.юц1'Ш материи и ее структурные уровне. - М. i Нау.ка, 1983. - 219-242,
69. Марутаев М.А. О законах гармонии//Тезйсы докладов II Международной конференции "Алтай - Космос - Шкрокосм". Барнаул: Ак-кем, 1994, - 52-55.
70. Шстическое богословие. К1^ев:"Путь к истине", 1991.- 441с.
71. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера - М,: Молодая гвардия,1990. - 352 с.
72. Моисеев .Ч.Н. Как далеко до завтрашнего дня: Свободные размышления, 1917-1993. - М. : "Аспект-Пресс, 1994. - 304 с.
73. Моисеев Н.Н, Пути и созданрж, - М.: Республика, 1992.98. .Моисеев Н.Н. Алгоритм :^! развития.- М.: Нау.ка, 1987. - ЗП4с.
74. Моисеев Н.Н. Экологичесга-ш i'MnepaTHB//KoM},fv'HHCT. - 1985.N 12. - 110-120.
75. Морюеев Н.Н. Человек, среда, общество. - М,: Наука, 1982.- 240 с.
76. Моисеев Н.Н. В.И.Вернадсю-ш и естественно-на>'чная традицйя//Кокш^шист. - 1988, - N 2. - 72-81.
77. Моисеев Н.Н. Э.кология человечества глазами математика.Человек, природа и будущее щ^вилизации. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 254 с.
78. Моисеев Н.Н., Александров В.В., Тар.чо A.M. Человек и биосфера, Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М,: Наука, 1985, - 271 с.
79. МочалоЕ И.И. Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)М.: Наука, 1982. - 487 с.
80. Русакова Л.М. Образ мира в геометрическом орнач^енте наполотенцах русских .крестьянок Алтая. - Новосибирск: Наука, 1987, - 99-125.
81. Русский КОСМИЗМ! Антология философской мысли, -и.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
82. Сапожников В. В. По Русскок^у и Монгольскому Алтаю. - М.:йзд-во геогр^. лит-ры, 1949. - 57*9 с. 122- Саптрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. - СПб. : .Адетейя. 1992. - 328 с.
83. Свенцицкая И, Тайные писания первых христиан. - М.: Политиздат, 1980. - 198 с.
84. Семенова Г. Tatina царствия небесного - М.: Школа-Пресс,1994. - 415 с.
85. Со.колов Б. Вернадсш-ш и Ж век//Пр1фода. - 1988. - Ы 2.- 6-15.
86. Соловьев B.C. О христианском единстве - М.: Рудомино,ЛЗЬ-У:. - ООО с .
87. Спиноза Б. Этика / / Спиноза Б. йзбр. произведения.У. .-Наука, 1955. - 486 с.
88. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987'.240 с.
89. Тейяр де Шарден. Божественная среда. - М.; Ренессанс СП:ШО-СиД, 1992. - 311 с.
90. Толстой Л.Н. Что такое искусство.// Соб.соч. в 22 тт.М.: .Художественная литература, 1983. - Т. 19. - 41-222.
91. Традиционное мировоззрение тюрков Ю;«ной Сибири. Человек.Общество. - Новосибирск: Наука, 1989. - 243 с.
92. Туровскзш М.Б. Туровская U.B. Концепщ-ш ВЛ'1.£:гернадского иперспективы эвольэционной теории // Вопросы фршософии. 1993. - N 6 - 88-105.
93. Турсунов А. Мироздания тугие узлы: Новейшая космология вфилоС'Офской перспективе // Вопросы философии, - 1988. N 2. - 69-84.
94. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Учение о "Брюсфере и человечестве" - теория стабилизащда природы на планете//Биологичесшш журнал Армении. - 1989. - N 9-10 - С, 801-809.
95. Урманцев Ю.А. Тезисы систе.мной философии //Тезисы докладов II Международной конференции ".Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - 65-77.
96. Урманцев Ю.А. Системный вдеал и задачи сищ-1ально-зкономического и духовно-экологического развития человечества / / Тезисы докладов III Международной конференции "Алта !^ Космос - Микрокосм". - Барнаул: .Ак-кем, 1995. - 0.64-7*4.
97. Урсул А.Д. Интенсивный путь взш-шодействия общества иприроды: Противоречия, проблемы, перспективы.// Вза^шодействие общества и природы. - М.: Наука, 1986. - 73-101.
98. Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы.- М. : Н.а^ /ка, 1981 - 315 с.
99. Ушакова Е.В. Человек, ноосфера в аспекте идей глобальногоэволюционизма //Соотношение общего, особенного и единичного Б проблеме человека - Барнаул: Изд-во АГУ, 1990. 24-31.
100. Ушакова Е.В. Общая теория материи: Основы построения.Ч.1-3. /.Алтайское отделение Философского общества РАН, Алтзмский государственный университет - Барнаул: Изд-во .4ГУ, 1992.
101. Федоров В.Ы. Концепция биосферы-ноосферы и научная картина мира//Вестник МГУ. - 1989. - N 3 - с. 7-15 (Серия 7. ф11Л0С-эфия).
102. Федоров В.М. Учение о биосфере и интеграция наук. - М.:Изд-во МГУ, 1986. - 88 с.
103. Федоров В.М. Биосфера - земледелие - человечество. - М.:Агропромиздат, 1990. - 239 с.
104. Федоров В.М. Биосферно-косм1шеская эволющш человечества . / / Тезисы докладов II Международной конференщш "Алтай - Космос - Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - 125-1S7.
105. Ф1'Ь710софия русскс-го космиз.ма. - М.: Фонд "Новое тысячеле•Цг<:^ , аУУо. - О/О ь .
106. ФйлософскЗ'Ю проблемы естествознания/Под ред. Т.Мелюхина- М,: Высшая школа, 1985. - 400 с.
107. Фламзрион К. Неведомое. - Хабаровск: Ащр, 19У1, - 265 с.
108. Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. - Т.1 - М: Мысль, 1994.
109. Флоренский П. А. Иконостас. - М.: Искусство, 1994. - 253 с.
110. Флоренсгаш П. А. Макрокосм и микрокосм// Богословские труды. - Сб. XXIV. - М:. Йзд-во Московской патриархии, 1983. ' - 230-241 '
111. Фролов В. А. Вз-а^ -змодеиствие космоса и биосферы в светеучения В.И.Вернадского// Бюллетень камиссии по разработке научного наследия академика В. И. Вернадского. -1988. - N 4 - Л.; - 33-35.
112. Хор^ /жий После перерыва. Пути русской философии.СПб.: Алетейя, 1994. - 447 с.
113. ЦиолковсЮ'Ш .К.Э. Очеркз'! о Вселенной. - М.: Па1'ШС, 1992.256 с.
114. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с ЦиолKOSCKHJvL- Воспоминания. - М.: Шсль, 1995. - 715 с.
115. Ш1Ш1'Ш М.Ю. Человек-природа-космос в алтайской культуре/ / Тезисы докладов I Международной конференции "Алтай Космос - Mi'iKpoKOCM" - Барнаул: Ак-Кем, 1993. - 177-179.
116. Ш'ппин М.Ю. КосШ'Шескке струны в творчестве И.К.Рериханеизвестный труд Р.р^дзисиса-(соавт. И.Рудзите) //Тезисы докладов I Международной конференции "Алтай - Космос Микрокосм" - Барнаул: Ак-Кем, 1993. - 171-174.
117. Шипи-ш М.Ю. Астрально-ментальная линза как особая структура Мира Высшей реальности над территорией Алтая //Тезисы докладов II Международной конференщш "Алтай - Космос Mi'KDOKOCM" - Барнаул: Ак-Кем, 1994. - 199-204.
118. Шишин М.Ю. Человек новой зпоки в русской космизме / / ТесзИиЫ ДиЬ^хсщиг- ill гаеЖ^УплрОДЯи!'! г.Ояфс;рсйф'Ш нлхалч АиСмос - Микрокосм" - Барнаул: Ак-Кем, 1995. - 89-94.
119. Шипов Г.II. Тонкие .миры в теории физ1Гческого вакуума//Материалы международной общественно-научной конференции. 1993 М.: Международный центр Рержов. 1995 - С, 100-106.
120. Шугрин СМ., Обут A.M. Солнечная активность и биосфера.Новосибирск: .Чаука, 1986. - 128 с,
121. Щербатскои Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. - СПб.: Аста-Пресс Ltd, 1995. - 292 с.
122. Шпенглер 0. Закат Европы. - М:.Шсль, 1993. - 663 с.
123. Шолпо В.Н. Экологический императив и литосфера / / Тезисыдокладов II Международной конференщш "Алтай - Космос Микрокосм". - Барнаул: Ак-кем, 1994. - 99-104
124. Шолпо В.Н. Горный Алтай в системе горшлх цепей КМной Сибири и структуре земной коры Центрально-азиатского подBimHoro пояса //Тезисы докладов III Международной конференщш "Алтай - Космос - Шкро.косм". - Барнаул: Ак-кем, 1995. - 110-115 .
125. Яншин А.А. Методолоп-гческое значение учения В.И.Вернадского о биосфер>е и преобразовании ее в ноосферу//Методология науки и научный прогресс. - Новосибирск: Наука, 1981. - 69-83,
126. Яншин А. Л. Величие Вернздского//11рирода- - 1988. - П 2С. 4-5. •177. Сарга F. The Тао of p.hysics. - Boulder; Sha'fibalhaia, 1983. - 346 p. 17'8. Govinda A- Foundations of Tibetian mysticism. - L.etcRider 8r Co, 1967. - 310 p.
127. Dorari McCarty. Teilhard de Chardin. 3 ed. Waco, Te.xas,1977, p.18-20.
128. Dyson F.Disturbi.ne: the Universe. - N 4. etc: .^ utura McDonald 8c Co, 1981. - 283 p.
129. Mck^ aters B. Conscious Evolution: Personal and Pla"jetaryTransformation. - San Francisco: Evolutionary Press, 1982. - 178 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.