Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Фадеева, Татьяна Федоровна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 214
Оглавление диссертации кандидат философских наук Фадеева, Татьяна Федоровна
Введение.
Глава I. Структурное построение образности Одина в мифологической традиции.
1. 1. Вотан — историко-мифологический предшественник Одина.
1. 2. Именные формы главы скандинавского пантеона.
1.2. 1. Общее обращение к языковой формации.
1.2.2. Имя как фактор принадлежности к социокультурной жизни.
1. 2. 3. Одиническая именная традиция. а) Общий взгляд. б) Частные случаи.
1. 2. 4. Отражение имен Одина в топонимике и календарном цикле древне-северной традиции.
1. 3. Генеалогическая ретроспектива историко-мифологиеской образности Одина.
1. 3. 1. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда». Целостный взгляд на родословную.
1. 3. 2. Родословная по прологу «Младшей Эдды».
1. 4. Внешность и атрибуты Одина, отраженные в древнесеверном эддическом мировоззрении.
1.4. 1. Детализированные извлечения из родословной главы пантеона.
1.4.2. Утрата органа зрения и отражение этого факта в иконографии.
1. 4. 3. Пространственная локализация главы пантеона (одинический престол — Хлидскьяльв).
1. 4. 4. Копье Одина — Гунгнир, как символический элемент мировоззренческой системы древних скандинавов.
1. 4. 5. Место кольца Драупнир в мировоззренческом поле северной мифологической системы.
1. 4. 6. Руны. Получение, хранение и исполизование рун во взаимосопричастных традициях — мифологической и социокультурной.
1.4.7. Чертог Одина — Вальхалла.
1. 4. 8. Павшие герои-воины — Эйнхерии.
1. 4. 9. Девы Одина, девы Воительницы — Валькирии.
1.4. 10. Мед Поэзии.
1.4. 11. Конь — Слейпнир.
1.4. 12. Узел павших или узел избранных — Валькнут.
1.4. 13. Гальдрастав. Символы рунической эпиграфики в одинической традиции
1. 4. 14. Корабль — Скидбладнир. Традиция судостроения, как неотемлимая часть религиозно-мифологического комплекса древнесеверной традиции.
1. 4. 15. Судьба [гибель] богов — Рагнарёк.
1. 5. Природный элемент в скандинавском прикладном искусстве и одинической традиции.
Глава П. Социо-культурная сфера: отражение ее целей и задач в образности главы пантеона.
2. 1. Образ Одина как индикатора социальных трансформаций в древнескандинавском обществе.
2. 1.1. Социальный статус.
2. 1.2. Личный статус.
2. 1. 3. Внутригрупповой статус.
2. 1.4. Статусные права.
2. 1.5. Статусный образ.
2. 2. Способности Одина.
2. 2. 1. Военные.
2. 2. 2. Инициатические.
2. 2. 3. Социально-культурные.
2. 3. Один — культурный герой.
2. 4. Один — вождь-жрец.
2. 5. Одиническое жертвоприношение.
2. 5. 1. Ценность жертвы.
2. 5. 2. Замещение природ.
2. 5. 3. Закрепление священного статуса.
2. 5. 4. Деформация тела при жертвоприношении.
2. 6. Процесс замещения глав пантеона (ассимиляция).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Скандинавские мифы как культурный феномен в развитии стран Северной Европы2004 год, кандидат исторических наук Шиженский, Роман Витальевич
Историко-культурный феномен Северной Европы I-VIII вв.2002 год, доктор философских наук Хлевов, Александр Алексеевич
Почитание предков в древнескандинавской дохристианской культуре2006 год, кандидат исторических наук Картамышева, Елизавета Петровна
Культура Варварской Европы: Типология мифологических образов2001 год, кандидат культурол. наук Фанталов, Алексей Николаевич
«Скандинавский текст» русской поэзии XVIII–XXI веков: мифопоэтический аспект2019 год, кандидат наук Туманова Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Один: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона в мифологической традиции и социокультурной сфере»
Человеку, не умеющему помнить прошлое, нельзя мыслить о будущем.
Н. Рерих.
В современном быстро развивающемся мире не ослабевает интерес к различным мифологическим системам. До нашего времени в них сохранилось историко-культурное наследие народов мира. Заинтерисованность мифологическими традициями, как одной из частей всеобщей мировой культуры, происходит в результате того, что как таковая культура представляет в своей основе явление предполагающее передачу высочайших ценно-^ стей знания и красоты от одной общественной формации к другой. [67, с. 74] Также, как словесная, так и материальная культура, является одним из показателей сформировавшихся универсальных отношений человека к миру. Через эти взаимодополняющие друг друга культурные традиции человек создает, как свой окружающий, так и внутренний мир. В свою очередь в процессе изучения всевозможных мифологических памятников происходит открытие многоуровневых человеческих миров и представлений людей прошлого. Поэтому рассмотрение различных культур с их мифопоэтическими традициями приводит совре-* менных людей к обогащению не только новым знанием, но и новым творческим опытом.
Приступая к рассмотрению образа главы скандинавского пантеона, мы должны остановиться на конкретизации вопроса: чем в целом является древнесеверный мифологический комплекс как таковой. Затронутый вопрос необходимо проанализировать, поскольку в ходе его рассмотрения будет определен статус самой мифологии как древнейшего и синкретичного образования, а также и ее непосредственного восприятия архаическим сознанием как фактора культуры.
В основе любой мифологической системы присутствует ряд основополагающих элементов, которые могут быть сведены к следующим положениям. Любая существовавшая ранее или функционирующая в настоящее время мифологическая система выстраивается на протяжении длительного времени, что в свою очередь дает возможность начать внутренне отражать те или иные социальные особенности. На этом основании, формирование какой-либо мифолого-философской традиции предполагает усвоение социумом различных историко-культурных элементов, заимствованных из окружающего пространства. Поэтому процесс мифотворчества, как таковой, может быть рассмотрен в качестве одного из множества проявлений общественной жизни. [135, с. 52] Всякий миф, в своей основе, представляет авторитетное изложение вне зависимости от того, насколько описываемое в нем повествование расходится с законами природы и повседневным опытом, поскольку миф повествует о фантастических событиях и не пытается их доказывать.
В целом мифологические системы во всем мире всегда играли важную роль в обеспечении единства политической системы общества. [137, с. 296-302] Таким образом, несомненно, основываясь на этом положении, миф можно определить как повествование особого типа способное оказывать влияние на самосознание представителей социума, а также наряду с этим обладающее насыщенными образными структурами и глубоким смыслом, наделенным значительной силой плодотворного воздействия на архаическое сознание.
В соответствие с вышеотмеченными положениями мы можем отметить, что человечество в каждом регионе мира стремилось привести свою религиозно-культурную традицию к единому целому. Подобному процессу, в свою очередь, способствовало развитие систематизаций всех философско-мифологических представлений.
Основываясь на новом переустройстве повседневной жизни, у человека со временем начинает проявляться потребность наделять разнообразным смыслом все окружающее его пространство. В этом процессе, создания новых по замыслу духовных ценностей, происходит творческая самореализация человека, которая может быть открыта через мифы, предания, эпические произведения или легенды различных стран. [47, с. 415]
С самых ранних стадий формирования человеческого мышления, процесс приобретения разностороннего знания органически сочетался с ходом повседневной жизни. Такое их тесное взаимодействие привело к значительным результатам в исследовании и освоении объектов познания. Так, в результате овладения окружающим пространством человек приобрел возможность целостного восприятия мира и осознания действительности, как единого целого, что в свою очередь приводило к возможности понять внутреннюю логику всех жизненных процессов.
Одной из форм вызывающих пристальное внимание для рассмотрения разнообразных мифологических систем, зафиксированных в историко-культурном наследии прошлого, является скандинавская мифология.
Неподдельный интерес к древнескандинавской мифологической традиции основан на том, что ее основной корпус на европейском континенте был объединен в единую систему мифо-лого-философских мировоззренческих установок в достаточно позднее время. Отметим, что до конца XI века единственной формой коммуникативных письменных средств у древних скандинавов оставались рунические знаки, не использовавшиеся для записи литературных текстов. В связи с этим в нашем распоряжении существует достаточно поздно зафиксированный корпус мифолого-философской скандинавской традиции, осуществленный только с введением латинской письменности. Данный факт, в свою очередь, предоставляет богатый базовый материал для исследования формирования ее внутренних структурных процессов.
Отсутствие как таковой письменности в древнескандинавском социуме является причиной отсутствия в настоящее время письменных источников отражавших древние стороны истории и мировосприятия.
Правомерно будет указать, что мифологическая система древних скандинавов была зафиксирована в Исландии в XI-XII веках, и в силу своей территориальной удаленности острова от континентальной Европы дошла до настоящего времени с незначительными добавлениями христианского мировоззрения. Существование на одной и той же территории двух различных культурных традиций не могло остаться бесследно для эддической традиции. Однако, подобная модификация текста, с вкраплением христианских мировоззренческих элементов, не повлияла на сохранившиеся языческие представления древних скандинавов о космоустройстве и богах. Рассмотрение взаимопроникновения и фиксации в эддической традиции языческого и христианского мировоззрений не является предметом рассмотрения в данной работе. Особое внимание этому вопросу будет уделено в дальнейших исследованиях.
Одним из основных источников по изучению древнескандинавской мифологии является сборник поэтических гимнов
Старшая Эдда» различные саги, а также прозаический корпус «Младшей Эдды» составленный исландским скальдом и историком XIII века Снорри Стурлусоном.
Подводя итог, укажем, что с одной стороны эддическая традиция стала основополагающим литературным памятником древнескандинавского мифотворчества, поскольку она является отражением поэтически образного мировосприятия. С другой стороны важным источником для реконструкции мифологических представлений являются археологические находки, позволяющие адекватно воспринимать материал, зафиксированный в литературных источниках. Обращаясь к литературному наследию предков в начале XX века, О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» отмечал глубину философской мысли заложенной в эддической традиции. В частности, он указывает, что: «. стих "Эдды" — подобно потенциальной энергии в картине мира современной физики — создает скрытое напряжение в пустом, безграничном.», а также: «Стихи "Эдды" творят мировое пространство».
Степень разработанности темы. Образ Одина с XVI-XVII веков привлекал как скандинавских, так и европейских исследователей древнесеверной культуры. Наряду с этим, образ главы пантеона широко использовался в массовх изданиях лубочных картинок. Благодаря востребованности данного жанра в обществе интерес к его личности возрос у широкого круга людей не оставлявших без внимания мировоззренчиские представления предков.
В XIX веке одинический образ породил богатую рефлексию не только в научных исследованиях, но и в художественной сфере. Вся сила, заложенная в древнесеверном мифологическом по
1 Предполагается, что некоторые из песен этого корпуса были безвозвратно утеряны. ле и в личности главы пантеона, явилась католизатором для плодотворной деятельности таких выдающихся личностей как: Р. Вагнер, Ф. Ницше, О. Шпенглер.
Новый импульс к изучению и применению на практике оккультных знаний содержащихся в древней мифологии был дан в XX веке. Пристальное внимание к возрождению древней языческой культуры было уделено национал-социалистами Германии. Многие из членов верховного руководства так или иначе связанные с оккультными учениями, стремились доказать свое происхождение от Вотана (Одина).
В настоящее время различными учеными активно проводится изучение древнескандинавского наследия на основе, как литературных памятников, так и археологических находок. Однако в настоящий момент не существует специальных монографических исследований, которые совпадают с данным диссертационным исследованием. Вместе с тем, существует целый ряд публикаций и исследований, достаточно близких по тематике к данному исследованию. Стрингольм А. «Походы викингов», фон И. Фиркс «Суда викингов», Лебедев Г. С. «Конунги - викинги (характеристика типа раннефеодального деятеля в Скандинавии)», Мелетинский Е. М. «"Эдда" и ранние формы эпоса», Джонс Г. «Викинги: потомки Одина и Тора», Арбаман X. «Викинги» и др. исследования.
В данной работе основой для рассмотрения образа Одина послужили такие литературные источники как: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сага об Инглингах» .
2 «Сага об Инглингах», входящая в состав «Круга Земного» («Heimskringla» — «Kringla heim-sins»), является частью свода «Саг о норвежских конунгах», так называемых «Королевских саг». [i8;15. с. 29-35; 109, с. 168-181] Это одно из крупнейших литературных памятников Скандинавии XIII в., которое иллюстрирует жизнь древнескандинавского общества.
10
Исследовательская литература по данной теме позволяет нам проследить и рассмотреть различные историко-культурные направления в древнескандинавской мифологической традиции, которые существуют в настоящее время в текстологических изысканиях. В свою очередь, наличие такого разнообразного материала нацеливает на проведение новых изысканий с помощью доскональной проработки первоисточников, сохранившихся до нашего времени.
Теоретической и методологической основой исследования древнесеверного космопостроения, и в частности образа главы скандинавского пантеона, послужили труды отечественных и зарубежных скандинавистов. Наряду с вышеназванными первоисточниками была привлечена различная исследовательская литература, содержащая сведения о культуре древних скандинавах. Монография Е. А. Гуревич и И. Г. Матюшиной «Скальдическая поэзия» дает исчерпывающую источниковедческую и лингвистическую базу самой ранней формы личной поэзии средневековой Европы. В этом же ряду отметим книги М. И. Стеблин-Каменского такие как: «Мир саги. Становление литературы», раскрывающую многогранный духовный мир исландской литературы являющейся памятником европейского средневековья, и «Культура Исландии», поднимающую сущностную проблематику духовного мира древнего общества. Книга «Славяне и Скандинавы» предоставляет подробные характеристики экономического и культурного развития балтийского региона.
Актуальность вопросов затронутых в данном диссертационном исследовании обусловлена следующими факторами: возросшим в настоящее время интересом к изучению древнескандинавской культуры как мировоззренческому феномену; необходимостью структурировать образность главы пантеона, что noil зволит философски раскрыть образ Одина через его построение, осмысливая духовные приоритеты древнего общества. Также необходимостью в дальнейшем проведения сравнительного рели-говедческого анализа, поскольку изучение образа Одина является ключом к изучению индоевропейской мифологии. Выявление структурного построения и взаимосвязей в различных сюжетных элементах в полностью сформированной северной мифологии предоставит возможность проследить подобные построения и в других мифологических системах. В этом же ряду стоит необходимость освещения данного материала в педагогической деятельности, поскольку происходит массовое обращение к этому материалу и к данной традиции профанирующих личностей, пагубно влияющих на общественное сознание. Свойственная нашей эпохе активизация неоязычества заслуживает, как минимум, серьезного исследования, немыслимого без анализа архаической германской традиции.
Объектом исследования является комплекс древнескандинавской литературной традиции. Основной корпус исследования выполнен на материале памятников древнескандинавской словесности.
Предметом основного исследования являются принципы формирования образности Одина в социокультурной сфере и мифологической традиции.
Целью исследования является научно-теоретическое обоснование и разработка структуризации образности главы древнескандинавского пантеона — Одина в социокультурной сфере и мифологической традиции.
Гипотеза исследования в соответствии с целью формулируется следующим образом: структуризация образности главы древнескандинавского пантеона — Одина в социокультурной
12 сфере и мифологической традиции для создания целостного восприятия мировоззренческих приоритетов в скандинавском обществе.
Выдвинутые цель и гипотеза исследования требуют решения следующих задач:
1. проанализировать условия процесса замещения глав пантеонов в мифологических системах на европейском континенте;
2. основываясь на текстах, проследить преобразование облика Одина и замещение его фигурой существовавшего к этому времени автохтонного главы пантеона — бога Вотана;
3. рассмотреть характеристику тех социальных процессов в обществе, которые благоприятно воздействовали на «мягкое», безболезненное замещение глав пантеона;
4. исследовать характеристики и способности Одина как полноправного члена социума на уровне прототипа мифологического персонажа; определить основные черты социокультурной деятельности Одина для условий формирования окончательного образа главы пантеона;
5. провести сравнительный анализ атрибутационных элементов использовавшихся в построении образа;
6. разработать социо-культурную модель построения оди-нической образности для интеграции его в обществе;
7. на основе полученных данных максимально полно структурировать образ Одина в социокультурной сфере и мифологической традиции;
8. аналитически сопоставить генеологические связи, тяготеющие к образу Одина, используя материал древнескандинавской литературной традиции.
В основе комплексного подхода для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы иссле
13 дования: контент-анализ первоисточников древнескандинавской словесности, как один из строгих методов анализа содержания. Этот метод поволяет наиболее полно выявить религиозные темы или непроговариваемые предположения в рассматриваемом материале. Данная форма анализа предоставляет возможность определить реальное религиозное сознание в древнесеверном обществе. Кроскультурный анализ первоисточников скандинавской словесности; структурирование полученных результатов с целью выявления взаимодействия различных уровней как социокультурной, так и мифологической традиции; анализ историко-мифологической трансформации образа главы древнескандинавского пантеона, дискрибируемый по памятникам европейской словесности, таким как: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сага об Инглингах» и других источниках.
Теоретическая значимость исследования. Комплексный анализ структурного построения образа главы пантеона в социокультурной сфере и мифологической традиции имеет философ-ско-исторический смысл, поскольку создает теоретические предпосылки к осмыслению древних представлений о взаимной соподчиненности социальной и религиозной сфер деятельности человека.
Практическая значимость. Практическое значение работы в том, что она может быть достаточно надежным базисом не только для научной, но и для педагогической деятельности, поскольку ее материал позволяет значительно расширить диапазон знакомства учащихся с культурным наследием древнесеверной мировоззренческой традиии. Материал исследования может быть включен в подготовку курсов лекций, семинарских занятий, учебных пособий по истории и теории мировой и европейской культуры, всеобщей истории, а также использован в качестве
14 отправной точки для совершенствования образовательной практики в области смежных гуманитарных дисциплин.
На защиту выносятся:
1. обоснование, в рамках мифологической традиции, присутствия генеалогической структуры образности Одина;
2. типология функционирования многостороннего комплекса именных форм главы пантеона, составленная на основе эдди-ческой традиции;
3. анализ модели процесса замещения глав пантеонов на европейском континенте;
4. принципы создания комплекса образности главы древнескандинавского пантеона;
5. структуризация атрибутационной системы одинической образности.
Научная новизна диссертационного исследования состоит: в рассмотрении полного спектра образа главы древнескандинавского пантеона; структуризации генеалогических взаимосвязей отраженных в одинической образности; структуризации всех именных форм, которыми именуется глава пантеона в эддиче-ской традиции; теоретическом обосновании задействования в построении образности главы божественного пантеона законов социокультурной сферы, актуальных на момент формирования образа Одина.
Апробация работы. Предлагаемая разработка прошла экспериментальную проверку в ходе преподавательской деятельности на кафедре «Философии. Богословия. Религиоведения» в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург), а также научно издательской деятельности.
О результатах работы докладывалось на научных конференциях:
1) при выступлении с докладом на «Скандинавских чтениях», проходивших в сентябре 2002 г., октябре 2004 г.,
2) на ежегодной научной конференции «Бог. Человек. Мир», в декабре в 2002 г. и 2003 г., 2004 г. (РХГА),
3) «Северный модерн в диалоге культур» в июне 2004 г.
Ход и результаты исследования нашли свое отражение в публикациях основанных на материалах выступлений.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списока литературы и приложений. Количество страниц (включая приложение) равно 215. Колличество использованной литературы равно 168, представленное число включает 140 названия на русском языке и 28 названия на иностранных языках, также содержит 12 схем, 6 таблиц, 3 рисунка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Представления о судьбе в средневековой Исландии как форма исторического сознания2007 год, кандидат исторических наук Барышников, Вячеслав Юрьевич
Синкретизм цветовых и мифопоэтических признаков в семантике цветообозначений эддической поэзии2009 год, кандидат филологических наук Данилов, Андрей Сергеевич
Изоморфизм и алломорфизм вариантов модели семантического портрета Одина в "Эдде": на материале параллельных переводов "Старшей Эдды" и "Младшей Эдды" на русский и английский языки2009 год, кандидат филологических наук Заляева, Екатерина Олеговна
Синтез мифопоэтической и христианской образности в древнерусской культуре2004 год, кандидат культурологии Свиридова, Любовь Олеговна
Феномен героического поведения в древней Скандинавии: идеальные модели и поведенческая практика: по данным эддических песен и саг о древних временах2011 год, кандидат исторических наук Философов, Игорь Юрьевич
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Фадеева, Татьяна Федоровна
Заключение
Проведенное нами диссертационное исследование, позволяет составить целостное структурированное представление о главе древнесеверного пантеона, как яркую личность в социо-культкрной сфере, так и в мифологической традиции в представлениях древнескандинавского общества.
В мифологической традиции данного региона можно проследить все базовые элементы, составляющие социо-культорное
92 пространство, отраженное в образности Одина.
1. Семья. Древнесеверная мифологическая традиция в своих повествованиях не оставляет без внимания институт семьи. В любом обществе семейно-бытовые отношения являются тем неотъемлемым путем, с помощью которого люди или боги рождают, обучают и вводят в общество своих детей. В образности Одина, как в идеальном центре, собирающем в себе все основные построения культурного и цивилизованного общества, заложены представления о семейных отношениях. Все то, что соотносится с представлениями о семье, хорошо прослеживается в образности главы пантеона и практически полностью рассматривается в рамках генеалогического древа.
2. Образование. Как таковое, образование является далеко не последним элементом, по которому судят о той или иной личности. В образовательном элементе образности представленном в эддической традиции раскрывается вся система обеспечения членов общества информацией, знаниями, навыками и ценностными ориентирами. Образность Одина включает в
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фадеева, Татьяна Федоровна, 2005 год
1. Арбаман Холъгер Викинги. / Пер. с англ. Ерёминой Н. В. -- СПб., 2003. —320 е., ил.
2. Агриппа Г. Оккультная философия. — М., 1993. — 1 16 с.
3. Алвин Рис, Бринли Рис Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. / Пер. с англ., поел. Слов. Т. А. Михайловой. — М.: Энигма, 1999. — 480 с.
4. Асвинн Фрейя Магия сейда // Мифы и магия индоевропейцев — М., №9. 2000.
5. Алёкшина М. Л. Имя собственное и грамматическая категория рода в современном норвежском языке / Первые скандинавские чтения. Этнографические и культурно-исторические аспекты. — СПб., 1997. — 276 е., ил.
6. Арсенъева М. Г., Балашова С. П., Берков В. П., Соловьева Л. Н. Введение в германскую филологию: учебник для филологических факультетов. — М.: ГИС, 1998. — 314 с.
7. Беовульф // Западноевропейский эпос. — JT., 1977. — 750 с.
8. Бенуас Люк Знаки, символы и мифы. / Пер. с фр. А. Калан-тарова. — М.: Астрель, ACT, 2004. — 160.
9. Боги викингов / Пер. с англ. Ю. В. Устиновой. — М.: Арт Родник, 2003. — 64 е., ил.
10. Бондаренко Г. В. Мифология пространства древней Ирландии. — М.: Языкиславянской культуры, 2003. — 416 е., ил.1 1. Введение в германскую филологию — М., 1998. — С. 244
11. Вебер Э. Руниеское искусство. /Пер. с нем. Скопинцевой Е. М. — СПб: Евразия, 2002. — 160 с.
12. Вейс Г. Народы северной Европы // История цивилизации. — М., 1 999. Т. 2. —435 с.
13. Вторая песнь о Хельге убийце Хундинга // Старшая Эдда. — СПб., 2000.-- 464 с.
14. Гейне Г. Валькирии. // Избранные произведения Т. 1. — М., 1956. — 712 с.
15. Гренландская песнь об Атли // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
16. Гуревич А. Я. Походы викингов. — М.: наука, 1966. — 183 с.
17. Гуревич А. Я. История и сага. — М., 1972. — 198 с.
18. Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. — М.: Наука, 1979. —192 е., ил.
19. Гуревич А. Я Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии // Одиссей. — М.: Наука, 1989. — 198 с.
20. Гуревич А. Я. Средневековый мир // Избранные труды. В 4-х т. — М., СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 2 — 560 с.
21. Гуревич А. Я. Древние германцы. Викинги // Избранные труды. В 4-х т. — М., СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 1. — 360 с.
22. Гуревич Е. А., Матюшина И. Г. Поэзия скальдов. — М. 2000. — 752 с.
23. Джаксои Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI середина XIII вв.) — М.: Ладомир. 2000 — 366 с.
24. Джаксон Т. Н. AUSTR I GORDUM: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. — М.: Языкиславянской культуры, 2001. — 208 е., ил., табл.159
25. Джонс Г. Викинги: потомки Одина и Тора / Пер. с англ. 3. Ю. Метлицкой. — М., Центрполиграф, 2003. — 445 е.,ил.
26. Дьяконов И. М. Дьяконов архаические мифы востока и запада. — М.: Наука, 1990. — 247 с.
27. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. —М.: Наука, 1986. — 234 с.
28. Дюркгейм Э. Элементы формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антропология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова — М., 1998. — 432 с.
29. Кардини Франко. История средневекового рыцарства / Пер. с ит.в. П. Гайдука. Вступ. Ст. В. И. Уколовой. Общ.ред В. И. Уколовой, JI. А. Котельниковой — М., 1987. — 384 с.
30. Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги (Русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы.— М., 1986. — 416 е., ил
31. Кельтские орнаменты. / Сост., пред. В. И. Ивановская. — М.:Изд-в. «В. Шевчук», 2003. — 176 с.
32. Клейнер Ю. А. Эволюция поэтического языка как диахронический процесс. // Philologica Scandinavia. Сборник статей к 100-летию со дня рождения М. И. Стеблен-Каменского. — СПб.: Гос. университет, 2003. — 258 с.
33. Клиндт-Енсен О. Искусство и художественный стиль. // Славяне и скандинавы. — М.: Прогресс, 1986. — 416 с. (С. 13 9-141)
34. Коа Ив Викинги, короли морей / Пер. с фр М. Б. Ивановой — М.: Астрель, ACT, 2003. — 176 е., ил.
35. Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. — М.: Вост. лит., 2002. — с. 327, ил.
36. Корзухина Г. Ф. Об Одине и креслах Прикамья //Средневековая Русь. — М., 1976. — С. 68-74.
37. Кулаков В. Варианты иконографии Одина и Тора V—XI вв. // Древняя Русь: Новые исследования / Под ред. И. В. Ду-бова, И. Я. Фроянова. — СПб., Вып. 2. 1995. — 250 с.
38. Лебедев Г. С. Эпоха викингов в северной Европе. Исто-рико-архиологические очерки. — Д.: Изд. Ленинградского университета, 1985.
39. Лебедев Г. С. Этюд о мечах викингов // Клейн JT. С. Археологическая типология. — Д., 1991. — 448 е., ил.
40. Лебедев Г. С., Жвиташвили Ю. Б. Дракон Нево: на пути из Варяг в Греки. — СПб., 2000. — 196 с.
41. Лебедев Г. С. Конунги викинги (характеристика типа раннефеодального деятеля в Скандинавии) . // политические деятели античности, средневековья и нового времени.
42. Д.: изд. ЛГУ, 1983. — С. 44-53.
43. Лебедев Г. С. Шведские погребения в ладье V1T-XT веков. // Скандинавский сборник, 1974. — № 19. — С. 155-185.
44. Либерман А. С. Эддическая река Ивинг и западногерманское название плюща. //Philologica Scandinavia. Сборник статей к 100-летию со дня рождения М. И. Стеблен-Каменского. — СПб.: Гос. университет, 2003. — 258 с.
45. Леру Ф. Друиды / Пер с фр. Цветковой С. О. — СПб.: Евразия, 2000. — 288 с.
46. Лесман Ю. М. Этюд об украшениях // Клейн Л. С. Археологическая типология. — Л., 1991. —
47. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. // Из ранних произведений.
48. М., Правда. 1990. — 656 с.161
49. Лосев А. Ф. Философия имени. // Из ранних произведений. — М.: Правда. 1990. — 656 с.
50. Лосев А. Ф.Мифология греков и римлян/ Сост. А. А. Та-хо-Годи, общ. ред. А. А. Тахо-Годи, И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1996. — 975 с.
51. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. — М.: Просвещение, 1971. — 319 е., ил.
52. Мелетинский Е. М. «Эдда» и ранние формы эпоса. — М.:Наука, 1968. — 364 с.
53. Мифы и верования кельтов. /Пер. с англ. М. Н. Соколова.
54. М.: Арт Родник, 2003. — 64 с. ил.
55. Мифы и легенды викингов /Пер. с англ. М. Б. Ивановой.- М.: Арт Родник, 2003. — 64 е., ил
56. Мабиногион. Кельты. Валийские сказания / Пер. с англ. Л. Володарской — М., 2000. — 256 с.
57. Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Обзор мира и миры образов — М., 1996. —416 с.
58. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл. — М., 1994. — 526 с.
59. Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. — М.: Наука, 1977. — 274 е., ил.
60. Меченковская Н. Б. Язык и религия. — М., 1998. — 352 с.
61. Мировое древо Иггдрасиль. Сага о Вёльсунгах. — М.: Эксмо, 2002. — 432 е., ил.
62. Мифологический словарь. — М., 1992. — 736 с.
63. Младшая Эдда / Пре О. А. Смирницкой, ред. М. И. Стеб-лин-Каменского. — М., Ладомир, 1994. — 253 с.
64. Николаева Н. А., Сафонов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии — М., 1999. — 312 е., ил.162
65. Нюлен Эрик. Эпоха викингов и раннее средневековье в Швеции // Славяне и скандинавы. — М., 1986. — 416 е., ил.
66. Павел Диакон. Средневековая латинская литература IV-IX вв. — М., 1970.
67. Первая песнь о Хельге убийце Хундинга // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
68. Перебранка Локи. // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
69. Песнь Валькирий //Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
70. Песнь о Нибелунгах // Пер. со средневерхненемецкого Ю. Корнеева. — Л., 1977. — 750 с.
71. Песнь о Трюме // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
72. Песнь о Харбарде // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
73. Песнь о Хлёде // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
74. Песнь о Хюмире //Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
75. Песнь о Хюндле // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
76. Платов А. Магические кольца средневековья // Мифы и магия индоевропейцев.— М., № 9. 2000.—: 45 с.
77. Поездка Скирнира // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
78. Прорицания вёльвы // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
79. Палссон Херман. Одиническое в «Саге о Гисли» // Другие средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича. — М., СПб.: Университетская книга, 1999. — 463 с.
80. Память острова Мэн: книга сказаний / Пер. с англ., сост. и ком. С. В. Шабалова. — М., СПб: Летний сад, 2002. — 191 с.
81. Петров Ю. Ю. Древнерусские шлемы и полумаски. / Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. — СПб., Псков, Т.2, 1997.— С. 140-143.
82. Петрухин В. Я. Мифы древней Скандинавии.— М., Аст-рель, ACT, 2003. — 464 е., ил.
83. Петрухин В. Я. Погребения знати эпохи викингов (по данным археологии и литературных памятников). //Скандинавский сборник. — 1976. — № 21 — С. 153-170.
84. Подосинов А. В. Некоторые вопросы сакральной ориентации по сторонам света у древних германцев // I Скандинавские чтения. — СПб., 1997. — С. 38-46.
85. Прокош Э. Сравнительная грамматика германских языков/Пер. с англ. Т.Н. Сергеевой. Под общ. ред. В. А. Зве-гинцева. Прим. М. М. Гухман. — М., 1954. — с. 280.
86. Пучков П. И. Некоторые проблемы протоэтногенеза. / Исчезнувшие народы. — М.: Наука, 1988. — 174 с.
87. Рерих Н. К. Держава Света. Священный дозор. — Рига, 1992. — 285 с.
88. Речи Альвиса // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
89. Речи Вафтруднира // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
90. Речи Высокого //Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
91. Речи Гримнира // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
92. Речи Регина // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.91. 56. Речи Сигрдривы // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
93. Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / Пер. с англ. и послесл. Т. А. Михайловой. — М.: Энигма, evidetis, 1999. — 480 с.
94. Руны.— М.: Локид. 1998. — 429 е., ил.164
95. Сага о Греттире // Исландские саги. В 2 т. / Под общ. ред. О. А. Смирницкой. — СПб., 1999. Т. 2. — 832 е., ил.
96. Сага о людях из лососьей долины // Исландские саги. В 2 т. / Под общ. ред. О. А. Смирницкой. — СПб., 1999. Т. 2. — 832 е., ил.
97. Сага о Ньяле // Исландские саги. В 2 т. / Под общ. ред. О. А. Смирницкой. — СПб., 1999. Т. 1. — 560 е., ил.
98. Сага об Инглингах // Круг земной. — М., 1995.
99. Сага об Эгиле // Исландские саги. В 2 т. /Под общ. ред. О. А. Смирницкой. — СПб., 1999. Т. 2. — 832 е., ил.
100. Сага о Вёльсунгах. // Мировое древо Игдрасиль. Сага Вёльсунгах. / Пер., комм. Б. Ярхо. — М.: Изд. Эксмо, 2002. — 432 е., ил.
101. Селицкий А. И. Олень и мировое древо в древнегерман-ской мифопоэтической традиции // Скандинавские чтения 2002 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. — СПб.: Кунсткамера, 2003. — 480 е., ил.
102. Смирницкая О. A. Nomina dicendidi в названиях эддиче-ских песней. // Philologica Scandinavia. Сборник статей к 100-летию со дня рождения М. И. Стеблен-Каменского. — СПб.: Гос. университет, 2003. — 258 с.
103. Страбон. География./ Пер., вст.ст., ком, Г. А. Страта-новского, под общ. ред С. JI. Утченко. —М.: Ладомир, 1994. — 936 с.
104. Селицкий А. И. «Воданические короли»: религозий аспект формирования королевской власти у древних германцев // Скандинавские чтения 2000 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. — СПб.: Наука, 2002. — 606 е., ил.
105. Сны Бальдра // Старшая Эдда. — СПб., 2000. — 464 с.
106. Старшая Эдда: Эпос / Пер. с древнеисл. А. Корсуна. — СПб.: Азбука, 2000. — 464 с.
107. Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии. — Л.: Наука, 1967. —182 е., ил.
108. Стеблин-Каменский М. И. Миф. — Л.: Наука, 1976. — 104 с.
109. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы / Отв. ред. Д. С. Лихачев — Л.: Наука 1984. — 246 с.
110. Стринголъм Андерс. Походы викингов. / Пер. с нем А. Шемякина; прил. И прим К. Фриша; Предисл., коммент. А Хлевов. — М.: ACT, 2002. — 736 е., ил.
111. Сымонович Э. А. Культовые представления населения Южной Скандинавии позднеантичного времени. (По материалам могильника Симрис в Южной Норвегии). — Скандинавский сборник, 1976, 21. —С. 145-152, ил.
112. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. — Л., 1991. — 220 с.
113. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения в 2-х томах. — СПб., 1993. —
114. Топорова Т. В. Культура в зеркале языка: древнегерман-ские двучленные имена собственные — М., 1996. — 253 с.
115. Топорова Т.В. Язык и стиль древнегерманских заговоров1. М., 1996. —216 с.
116. Фадеева Т. Ф. Образ Одина как индикатор социальных трансформаций // Скандинавские чтения 2002 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. — СПб.: Кунсткамера, 2003. — 480 е., ил.
117. Фиркс И. фон. Суда викингов. — Л.: Судостроение, 1982. — 104 е., ил.
118. Херрман Иоахим. Племена и народы Балтики на рубеже античности и средневековья // Славяне и скандинавы. — М., 1986. — 416 е., ил.
119. Хлевов А. А. Зооморфные изображения на вендельском оружии:опыт семантической реконструкции // Проблемы социально-политической истории и культуры Средних веков. — СПб., 1997. — С. 40 41.
120. Хлевов А. А. Дружина Севера как исторический феномен. // Вторые Скандинавские чтения. Сборник материалов. — СПб., 1999. — С. 49 58.
121. Хлевов А. А. Формирование германо-скандинавской мифологической системы. — СПб., 2001. — 75 с.
122. Хлевов А. А. Предвестники викингов. — СПб.: Евразия, 2002. — 336 с.
123. Хлевов А. А. О географии мифологического пространства архаической Скандинавии.//Philologica Scandinavia. Сборник статей к 100-летию со дня рождения М. И. Стеблен
124. Каменского. — СПб.: Гос. университет, 2003. — 258 с.167
125. Хлевов А. А. Генезис пространства древнескандинавского мифа: постановка проблемы. // Скандинавские чтения 2002 года. Этнографические и культурно-исторические аспекты. — СПб.: Кунсткамера, 2003. — 480 е., ил.
126. Хроника «Odinn». // Санкт-Петербургские Ведомости. — 2001. — 21 февр.
127. Холъмквист Вильгельм. Начальные века: культура и искусство венднльского периода. // Славяне и скандинавы. — М., 1986. — 416 с.
128. Что такое археология. Просвещение. — М., 1966. — 250 е., ил.
129. Широкова Н. С. Культура кельтов и нордическая традиция античности. СПб., 2000. — 352 с.
130. Широкова Н. С. Мифы кельтских народов.— М., Аст-рель, ACT, Транзиткнига, 2004. — 431(1), е., ил.
131. Шотландская старина. Книга сказаний /Пер. с англ., сост. и ком. С. В. Шабалова. — М., СПб: Летний сад, 2001. — 253 с.
132. Щербаков В. И. Асгард — город богов: История открытия — М., 2000. — 368 с.
133. Эгиль, сын Скаллагрима. // Исландские саги. В 2 т. /Под общ. ред. О. А. Смирницкой. — СПб., 1999. Т. 1. — 832 е., ил.
134. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. — М., 1999. — 488 с.
135. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. — М., 2000. — 414 с.
136. Элиаде М. Образы и символы. // Миф о вечном возвращении. — М., 2000.— 414 с.
137. Элиаде М. Священное и мирское. // Миф о вечном возвращении. — М., 2000. — 414 с.
138. Элиаде М. Аспекты мифа. — М.: Акад. Проект, 2000. — 223 с.
139. Юнг К. Архетип и символ. — М.: Ренессанс, 1991. — 299 с.
140. Юнг К. Душа и миф: Шесть архетипов. — Киев: Порт-Рояль, 1997. — 382 с.
141. Axboe Morten Guld og guder i folkevandringstiden: Brak-teatene som kilde til politis / religionnoys forhold // JASS. 1991. T. 27. pp. 187-202, il.
142. Beverfjord A., Dinns K. S. Religion of regime i Broys jer-nalder // Spor. 1994. Arg. 9 №1. pp. 16-20. il.
143. Buchholz P. Die Runen in Religion und Magie: Eddische Zeugnisse zu den Runen — runische Zeugnisse zur vorchris-tlichen nordgermaischen Religion // Etudes Germ. 1997. An. 52. № 4. pp.563-580.
144. Fonneshech-Sandberg Eliza Weight-systems in the early Germanic Iron Age. // Arbkob, 1987.— c.139-160, il.
145. Gaimster Marit Vendel period brateates on Gotland: On the significanse of Germanie art. — Lund: Almquist and Wiksell, 1998. — p. 302, il.
146. Graslund Anne-Sofie Ideologi och mentalitet: om re-ligionsskiftet i Skandinavien fran en arkeologik horisont.— Uppsala, 2001. — p. 171, il.
147. Herschend Frands The idea of the good in Late Iron Age society / Uppsala Univ., Dep of aechaelogy a. ancient history. Uppsala, 1998. — 210 c. il.
148. Kendrick T. D. A history of the Vikings — London,
149. Lagerqvist L., Nathorst-Boos E. A Viking Age weigh. — Fornaannen, 1982. — pp. 91-97, il.
150. Larsen U. H. L. Vikingernes religion og livsansquelse. -Kobenhavn, 1979. 165 s.
151. Mc Grail, Sean Medieval boat and ship timbers from Dublin. — Dublin. 1993 — XI, 178 е., il.
152. Moleanaar, Hendrik Albertus. Odinns gift: Betekeis en werking van de skandinavische my hologie: Proefschr. . Rijksuniv. te Leiden / Door Herdrik Albertus Moleaar — Leiden, 1985. —297, 4, [10]: il.
153. Moltke E. Runeindskriften paa guldhornet fra Gallehus // Aarboger. 1936. - S. 25-38.
154. Moltke E. The runes and their origin: Danemark and elsewhere. -Kopenhagen, 1985. 554 p.
155. Morris R. L. Runic and Mediterranean epigraphy Odense. 1988. - 177 p.
156. Muller-Wille M. Zwei religiose Welten: Bestattungen der frankischen
157. Konige Childerich und Chlodwig. -Mainz-Stuttgart, 1997. 27s.
158. Olsen Olaf, Pedersen Ole Funf Wikingerschffr aus Roskilde Fjord. — Kopenhagen: Nationalmuseum, 1978. — p. 145, il.
159. Peschel K. Germanen und Kelten // Die Germanen. — Berlin, 1983. S. 79-98.
160. Price Neils The Viking way: Religion and war in Late Iron Age Scandinavia / Neils Price. — Uppsala: Dep of Archaeology a Frcient History, Uppsala Hniv. 2002 — 435 p., il.
161. Randsborg K. Viking period in Denmark: The formation of the state. Kopenhagen, 1991. - 212 p.
162. Rundkvist M. Tvo sets of harness mounts from Brashalder and a Vendel Period unit of measurement // Tor. 1996. Vol 28. p. 175-188, il.
163. Sjovold Thorleif Der Oseberg-Fund und die anderen Wik-ingerschiffsfunde. — Oslo, 1979. p. 84, il.
164. Sjovold ThorleifThe Viking sips in Osle / By Thorleif Sjovold. — Oslo: Un: v. Oldsaksaml, 1985. — p. 80, il.
165. Sperber E. Balances and weighst in Viking Age Sweden // Labor Ark. 1991. № 5. pp. 163-170, il.
166. Sperber E. Bronze caated cubo-octahedral weights with an iron core from Vikung Age Sweden 11 Labark. 1999. № 12. Pp.7-9, il.
167. Sperber E. The wights found at the Viking Age site of Paviken, ametrological study // Fornvannen. 1989. Arg. 84. Pp. 129-134, tabl.
168. The oxford illustrated history of the Vikings. — New York, Oxford, 1997.
169. The Scandinavin Relief Brooches of the Migratiod Period. -- Oslo, 1993. -132 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.