Образы времени и пространства в поэтическом сборнике Иосифа Бродского "Остановка в пустыне" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Халимбекова, Марьям Сайпутдиновна

  • Халимбекова, Марьям Сайпутдиновна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 190
Халимбекова, Марьям Сайпутдиновна. Образы времени и пространства в поэтическом сборнике Иосифа Бродского "Остановка в пустыне": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Махачкала. 2004. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Халимбекова, Марьям Сайпутдиновна

Введение.

Глава I. Динамичные образы поэтического сборника Иосифа Бродского

Остановка в пустыне».

Глава II. Статичные образы поэтического сборника Иосифа Бродского

Остановка в пустыне».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы времени и пространства в поэтическом сборнике Иосифа Бродского "Остановка в пустыне"»

Актуальность исследования обусловлена весомым вкладом Иосифа Бродского в литературу 60-70-х годов, а также современную российскую и мировую культуру.

Наше внимание к образам времени и пространства в лирике Бродского объясняется тем, что это основа художественного мира всякого автора. Искусство - это мышление в образах, а художественный образ обладает пространственно-временной протяженностью. Именно пространство и время включают отдельное произведение в общественный, исторический и культурологический контекст всего творчества писателя, а также творчества других авторов.

Исследователи, анализируя время и пространство в лирике Бродского, не отметили особенности их инвариантов, не пытались их определенным способом классифицировать, а также не обозначили закономерности в их использовании поэтом. Таким образом, есть некоторые пробелы, которые требуют восполнения. Следует также отметить возрастающий интерес филологических наук к пространственно-временному аспекту произведения.

Объект и предмет исследования. Объектом нашего исследования является первый поэтический сборник Иосифа Бродского «Остановка в пустыне» как источник почти всех основных лейтмотивов в его творчестве. Мы анализируем стихотворения и поэмы сборника («Исаак и Авраам», «Горбунов и Горчаков»), входящие в состав циклов «Холмы», «Anno Domini», «Фонтан», «Остановка в пустыне».

Предмет нашего исследования — изучение образов времени и пространства в поэтическом сборнике Иосифа Бродского «Остановка в пустыне».

Цели и задачи. Целью данной диссертации является создание целостного представления об образах времени и пространства в первом поэтическом сборнике Иосифа Бродского. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач: определить главный критерий для классификации образов времени и пространства; доказать актуальность их противопоставления по принципу «динамика - статика»; выявить своеобразие динамичных и статичных образов; проанализировать их причинно-следственные связи; охарактеризовать отношения категорий времени и пространства; проследить закономерности их использования поэтом; установить особенности авторского понимания и реализации данных категорий; описать идейно-тематическую и художественную оригинальность лирики Бродского.

Изученность темы. Следует отметить, что начало последовательному анализу категорий времени и пространства в литературоведении положил М.М. Бахтин. А более подробное изучение творчества Бродского связано с трудами Л.М. Баткина, П. Вайля, Е. Келебая, М. Крепса, Л. Лосева, Ю. Лотмана, а также В. Полухиной, А. Ранчина, Н. Стрижевской и других.

Работы о Бродском можно условно разделить на исследования с философским уклоном (в них акцентируется мировоззрение поэта, выраженное посредством времени и пространства как неких абстрактных категорий) и труды с анализом конкретных образов времени и пространства. Далее попытаемся охарактеризовать их в общих чертах.

В монографии М. Крепса «О поэзии Иосифа Бродского» противопоставляется в творчестве поэта простое (конечное) время и чистое (вечное) время. Автор также анализирует различные образы времени и особенности их пространственного решения: это пустота, вода, странствия, куст и так далее, а также мотивы двойничества, тишины/слова, разлуки и другие. Однако выбор данных хронотопов носит в работе Крепса произвольный характер и не соотносится с выделенными им же различными типами времени.

Диссертация В.А. Куллэ «Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России (1957 - 1972)» посвящена магистральной для поэта категории времени, причем пространство изучается как инвариант времени и средство его материального воплощения. Времени отводится роль главного героя лирики Бродского, в связи с чем анализируется хронотоп воды. В качестве лейтмотивов выделяются темы движения и смерти, подчеркивается метафизический аспект в изображении Петербурга, пустыни, образа куста, мотивов ухода, свободы. Наряду с достоинствами данного труда следует отметить нехватку обобщающего материала и его систематизации, а также изучения закономерностей использования тех или иных хронотопов.

Книга А. Ранчина «На пиру Мнемозины» содержит перечень коннотаций основных образов в лирике Бродского, что облегчает расшифровку их пространственно-временного содержания. Ранчин затрагивает тему памяти у Бродского, понимая ее как традицию и контекст всей мировой литературы. Но названный автор предпочитает описание анализу, и, следовательно, не предлагает общих критериев, способствующих классификации исследуемых образов.

П. Вайль в статье «Пространство как время» рассматривает тесную взаимосвязь данных категорий, подчеркивая вспомогательную роль пространства по отношению ко времени. Автор изучает характерный для творчества Бродского мотив странствия, приравнивая его мотиву заполнения страницы текстом, и шире, - заполнения пустоты как таковой. Данное исследование в определенной мере удовлетворяет наш интерес к причинно-следственным отношениям категорий времени и пространства в поэтике Бродского.

Пробштейн ЯЗ. в своей работе «Мотив странствия в поэзии О.Э. Мандельштама, В.В. Хлебникова и И.А. Бродского в контексте мировой поэзии» исследует мотивы странничества в лирике названных авторов.

Пробпггейн анализирует в связи с этим мотивы движения, возвращения и связанные с ними хронотопы изгнания, отсутствия и так далее. Работа привлекает своим сопоставительным характером, обогащающим нашу диссертацию сведениями о некоторых хронотопах Бродского в контексте предшествующей и современной ему литературы.

В сборнике «Иосиф Бродский. Размером подлинника» творчество Бродского рассматривается как пример постмодернистской литературы и содержатся статьи, исследующие понятия кочевничества и оседлости в его лирике, мотивы покоя и движения, и, что особо важно для нашей работы, анализируются принципы линейности и цикличности. Но понятия покоя и движения не соотносятся с разными типами времени и пространства, а линейность и цикличность изучаются лишь на примере образа Времени.

Якунин A.B. в своей диссертации «Функционально-коммуникативная организация текста в жанре эссе (на материале эссе И.А. Бродского «Путешествие в Стамбул»)» выделяет основные направления поэтического пространства, освоенные Бродским, и их временные эквиваленты: Юг и прошлое, Север и будущее. Также автор демонстрирует прогрессивность Запада и застойность Востока в понимании поэта. Примечательно, что все названные пространственно-временные аналогии зародились уже в сборнике «Остановка в пустыне», изучаемом нами. В то же время в данной диссертации настоящему времени и его пространственной реализации отводится совсем незначительная часть, что кажется нам недооценкой его значения для поэтики Бродского.

Статья И. Франка «Критические письма» посвящена вещному миру в стихах Бродского. Связь этого образа со временем и пространством рождает такие важные мотивы, как заполнение и опустошение, остановка, несвобода и так далее.

Следует выделить и монографию Кашиной М. «Вещный мир Иосифа Бродского (на материале сборника «Часть речи»: к вопросу о языковом мире поэта)», где поднимается тема взаимообратимости неодушевленного и одушевленного. Вещи выступают в качестве главной характеристики человека и являются символами различных типов времени и пространства. Кашина подробно рассматривает лексему «дом» и связанные с ней хронотопы окна, порога, стены, а также акцентирует мотивы молчания/несвободы/смерти. Названный труд интересен нам в связи с поднятой в нем проблемой соотношения живого и неодушевленного миров в творчестве Бродского, что подтолкнуло нас к дальнейшей разработке данного вопроса, хотя и с точки зрения его пространственно-временного аспекта.

Ю.М. Лотман в статье «Между вещью и пустотой» рассматривает творчество Бродского в соотнесении с поэтикой акмеизма. В связи с этим Лотман изучает конфликт вещи и пространства, вещи и пустоты, разрешаемых с помощью третьей составляющей - поэтического текста. Автор исследует границы вещи и другие ее важные характеристики. Он также отмечает постоянное соотнесение бытия и текста в произведениях Бродского, что является определяющим методом поэта. Ценность данной работы состоит в выявлении традиций и новаций в использовании названных образов и мотивов в лирике Бродского, а также в акцентировании параллели «мир/текст», характерной для его поэтики.

Абелинскене И.Ю. в своей диссертации «Художественное мироотношение поэта конца хх века (творчество Иосифа Бродского)» изучает отношения вещи и пространства и связанные с ними мотивы отсутствия, опустошения/заполнения, тишины/речи, смерти и небытия. Автор противопоставляет циклическое время неодушевленного мира и конечное время людей, а также отмечает приоритет прошедшего времени в лирике Бродского как пример его дани культурной традиции. Для нашей работы особенно важна предложенная Абелинскене характеристика разных типов времени одушевленного и неодушевленного миров, однако глубинный принцип их противопоставления, на наш взгляд, так и остался без определения.

Работа Лакербая Д.Л. «Поэзия Иосифа Бродского 1957 - 1965-го годов: опыт концептуального описания» освещает неодушевленный мир в его связи с образом Языка, его определяющей ролью для философии данного поэта. Язык изучается автором монографии как хранилище всех возможных пространственно-временных моделей, подтверждением чему становится анализ поэмы «Исаак и Авраам» и некоторых других произведений ранней лирики Бродского.

Наконец, хотелось бы особо выделить монографию Е. Келебая «Поэт в доме ребенка. Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского». Она посвящена главным оппозициям в лирике Бродского. Ученый выделяет особенности времени и пространства в понимании поэта, изучает их соотношение с категорией Языка.

Работа Келебая представляется нам наиболее адекватной, так как автор исследует многообразные типы отношений времени и пространства в лирике Бродского на примере тех или иных оппозиций, - в частности, оппозиции «движимое - недвижимое». По этой причине мы положили их в основу классификации образов времени и пространства в нашей диссертации. Однако, выдвигая пару «движимое - недвижимое», Келебай подразумевает противопоставление в лирике Бродского лишь одушевленного и неодушевленного миров. Мы же идем глубже, развивая данную идею до ее логического завершения.

Научная новизна. Она заключается в определении «динамики — статики» в качестве главного критерия в классификации образов времени и пространства в ранней лирике Бродского, в целостном анализе динамичных и статичных образов, в описании своеобразных причинно-следственных отношений категорий времени и пространства. Дальнейшей разработке подвергается поэтика произведений данного автора и характеризуется их идейно-тематическое своеобразие.

Методологическая основа и методы исследования. Методологической основой работы являются сравнительно-исторический и системный подходы научного анализа. Основной метод изучения поэзии Иосифа Бродского -аналитический. Применяются в работе и типологический, сравнительноисторический методы. Исходный методологический принцип - анализ образов в единстве пространственных и временных составляющих, выявление особенностей внутренней организации стихотворений. От отдельного образа — к лирике в целом, - таков способ исследования, выявляющий целостность поэзии на всех ее уровнях.

В ходе работы мы использовали исследования известных теоретиков и историков литературы: М.М. Бахтина, А. Веселовского, В. Виноградова, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, В.М. Жирмунского, А.К. Жолковского, Ю. Лотмана, Е. Мелетинского, В.Н. Топорова, Б.О. Эйхенбаума, P.O. Якобсона; а также бродсковедов: Д. Бетеа, П. Вайля, Е. Келебая, М. Крепса, В. Куллэ, Л. Лосева, В.А. Полухиной, А. Ранчина, Н. Стрижевской и других.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость работы состоит в исследовании идейно-художественных особенностей одного из самых малоизученных поэтов хх века. Категории времени и пространства показаны в их тесной взаимосвязи, а в качестве дополнительного критерия поэтического стиля и изучения художественных образов выдвигается принцип «динамики - статики». Создается база для прогнозирования дальнейшего развития основных лейтмотивов в творчестве Бродского, каковыми являются рассмотренные в диссертации образы времени и пространства. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания в общеобразовательных школах и в вузах (на курсах по истории русской литературы 20 века, при чтении специального курса по творчеству поэта), а также при составлении учебников и учебных пособий, при написании курсовых и дипломных работ по творчеству Бродского.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации.

1. Одной из главных у данного поэта является оппозиция «динамика -статика».

2. Движение в лирике Бродского реализует принцип линейности. Линейное (конечное) время характеризует мир людей.

3. Статика соответствует принципу цикличности. Циклическое (бесконечное) время - это время неодушевленного мира.

4. Вещи сообщают свою статичность пространству. Отношения вещи и ее идеи отражают суть отношений пространства и времени.

5. Разделение образов по принципу «динамика - статика» соответствует противопоставлению линейного и циклического типов времени, а пространство не имеет динамичных разновидностей.

6. Динамичные образы времени в поэтике Бродского являются инвариантами статичных образов времени, а пространство не имеет динамичных разновидностей.

7. Всегда статичное пространство есть инвариант линейного (динамичного) времени, которое, в свою очередь, есть разновидность времени циклического (статичного).

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях на филологическом факультете Даггосуниверситета (2002, 2003, 2004), а также были опубликованы в виде шести статей в сборниках работ и в журналах.

Структура и объем диссертации. Они определены основными проблемами исследования и его целью. Работа состоит из введения, двух глав: «Динамичные образы поэтического сборника Иосифа Бродского «Остановка в пустыне»; «Статичные образы поэтического сборника Иосифа Бродского «Остановка в пустыне», заключения, библиографии. Диссертация представляет собой рукопись на 190 страницах в компьютерном варианте.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Халимбекова, Марьям Сайпутдиновна

Заключение

Итак, первая глава настоящей диссертации называется «Динамичные образы поэтического сборника Иосифа Бродского «Остановка в пустыне». Ее начинает хронотоп дороги, - традиционный символ жизненного пути, духовного поиска. Бродский обогатил данный хронотоп значением заполнения пространства и пустоты. Поэт соотносит движение в пространстве с движением во времени, что привело нас к пониманию линейной сути перемещений в его стихах.

В лирике Бродского, таким образом, можно констатировать наличие динамичного линейного времени, отличающегося своей необратимостью и четкой последовательностью прошлого, настоящего и будущего. Это измеряемое и конечное время, присущее человеку и сопровождающееся потерями. Своим появлением оно обязано христианству, и отсюда интерес поэта к праздникам (особенно религиозным), всевозможным датам. Любимое Бродским время суток — вечер и ночь, когда стираются границы между живым и неживым, движимым и недвижимым.

Бродский изображает вертикальный срез пространства, причем человек и Бог находятся по разные стороны шкалы. В то же время поэт ставится на одну высоту с Творцом как служитель священного Языка. Вертикаль у Бродского показывает вектор души и Языка в противоположность горизонтали.

Основной «вертикальный» образ у Бродского - холм, высота которого расширяет необходимый поэту кругозор. Вершина холма - это угол, острие, волна и все то, что отличается своей рельефностью/индивидуальностью. Холм - это вертикаль жизни, а движение по его склону - приближение к горизонтали смерти.

Движение - это постоянное преодоление границ. В их качестве могут выступать глаз, окно, порог, река, вечер, человек, настоящее время и так далее. Граница является, по Бродскому, основной характеристикой вещей (то есть пространства) и линейного времени. Ее главные черты - условность, проницаемость, мобильность. Способы преодоления ограниченности -творчество, создание единого текста.

Особо выделяется у Бродского хронотоп дома, граничащего с внешним и внутренним мирами. Дом понимается как строение, человек, страна. Дом одушевляется и имеет функцию соединения, а его разрушение означает распад всех связей. Этот образ включает в себя вертикаль/возражение стены, ограничитель высоты потолок и окно - центр пространства. Традиционным является хронотоп порога, а дверь у Бродского символизирует начало и конец линейного времени.

Изгнание у данного поэта - результат вытеснения пространством (и жизнью) тела. Это репетиция безвозвратного ухода (смерти), то есть это процесс сугубо линейный. Но поэтическое изгойничество Бродского - это путь к желанной метафизической свободе.

Изгнание, как и всякое движение по линейному принципу, — это центробежное движение по направлению «от». Из этого следует неизбежность потерь, самая крупная из которых - смерть. Увеличение пространственного разрыва передает длительность разлуки, понимаемой Бродским как закономерность и освобождение.

Разные направления центробежного движения поэт наделяет особыми значениями. Так, Югу соответствует прошедшее время, и Бродский-элегик постоянно к нему обращается. Необратимость линейного времени он преодолевает с помощью памяти, используя прием перевернутой перспективы.

Настоящее (пространственный эквивалент - граница) представляет собой единство всех трех времен. Это единственная реальность, предоставленная человеку, и все свои основные философские сентенции для большей актуализации поэт облачает в форму настоящего времени.

Аналогия будущего времени у Бродского - Норд. Его льды и холод напоминают о переходе в чистые структуры после смерти - итога линейного времени, что превращает грядущее в антиутопию. Будущее - это наше отсутствие, речевой эквивалент которого - слово «никогда».

Понимание времени и пространства в творчестве Бродского невозможно без анализа образа воды. Со временем этот образ объединяет их серый цвет (цвет старых вещей, пыли, рыбы, северного пейзажа и так далее). Способность воды отражать соответствует памяти. Вода динамична и мутабельна: ее инварианты - кровь, дождь, снег и другие. Это первосубстанция, вездесущая, как время, и распространенная, как всякое пространство.

Линейному времени соответствует река. Это граница между жизнью и смертью и место перехода из личного времени в вечность. Ритм волн — это ритм самого бытия, перенимаемый Бродским для его поэзии.

Другой инвариант воды - море с его простором (пространственностью), свободой и призывом к странствиям. Для Бродского это колыбель и венец жизни, а также символ речи. Море, как и всякое пространство, вытесняет тела, будучи чревом бытия и небытия одновременно.

И, наконец, самые важные динамические образы в лирике Бродского, которым мы находим лингвопоэтические параллели. Так, чистая бумага символизирует у Бродского пространство, а ее заполнение поэтическими средствами противостоит опустошению этого самого пространства, то есть небытию. Поэт создает свой мир, получая статус Творца.

Каждой букве, по мнению Бродского, соответствует определенный пространственный образ. В буквах хранится память об эволюции мира, следовательно, они являются сосудами времени. Азбука - это каталог всех пространственно-временных моделей, так как бытие по своей структуре напоминает текст. Главная триада поэта, где каждый из элементов противопоставляется и сопоставляется друг с другом, - это «вещь-человек-слово».

Слово у Бродского имеет двойственную природу. Как совокупность букв -знаков шрифта - оно материально. Но каждая вещь, будучи названной, становится частью речи (вневременной абстракцией). Таким образом, слово имеет пространственную (статичную) оболочку и временное (динамичное) содержание.

Речь - способ самоутверждения и сама жизнь, поэтому столь важен для героев Бродского диалог. Из принципа диалога вырастает тема двойничества как основы рифмы и отношений времени и пространства. Бытие диалогично и относительно, и только Язык есть несомненная ценность, а поэзия - высшая форма его развития. Язык больше времени (а время — это Бог), которое, в свою очередь, больше пространства. Так что образ Логоса в философии Бродского включает в себя абсолютно все: время и пространство, статику и динамику, и так далее.

Подводя итог первой главе, следует отметить, что динамика у Бродского отождествляется именно с линейным временем мира живых. Пространство выполняет роль оформления различных временных значений, и как всякая форма, она статична. Если она и меняется, то причины этих изменений - сугубо временные, а никак не пространственные.

Вторая глава нашей работы - «Статичные образы поэтического сборника Иосифа Бродского «Остановка в пустыне» - посвящена статичным образам, важность которых отразилась в самом названии сборника. Рассмотрим их подробнее.

Итог движения - остановка, чему соответствует знак точки. Остановка - это способ накопления времени в замкнутых пространствах, подобных тюрьме, психбольнице и так далее. А остановленное время у Бродского и есть пространство как таковое, так как пространство - снимок мгновения. Так что основной принцип пространства — тавтология.

Остановка - это кружение на одном месте. Повторение (возвращение) лежит в основе принципа цикличности. Цикличность означает вечность, которая есть чистое Время. Такое время неподвижно, так как бесконечно. Это абстракция, присущая неодушевленному бессмертному миру, а для человека она наступает после его кончины. Таким образом, циклическое статическое Время - это продолжение времени линейного динамического. Это также продолжение пространства, которое есть порождение личного времени и кончается вместе с ним же.

Чем больше движений, тем больше возвратов, которые заполняют оставленную после себя пустоту. Так, прошлое возвращается в настоящее, которое повторится в будущем: история - это возвращение архетипов. К ним относятся мифы (стихи, в том числе) доказывающие единство времени культуры с ее вечным настоящим.

Сезонное возвращение присуще, как известно, зиме, - данное качество, как и черно-белая гамма, делают зиму в понимании Бродского символом творчества. Коннотации снега - бумага, покой, пустота, одиночество, забвение, смерть, вечность. Все это в сочетании с холодом (холод - свойство вечности) делают зиму абсолютной абстракцией, как и чистое Время.

Снег выравнивает пространство, а для Бродского горизонталь - это знак нивелирования, то есть смерть (горизонтальное положение трупа). А горизонт (родственный горизонтали образ), постоянно отодвигаясь, возвращает к старту, - это напоминает умирание как возвращение к месту исхода - небытию.

Смерть - это, по Бродскому, возвращение в центр, воссоединение. Центр -это точка (острие), олицетворяющая пространство и время в чистом виде. Вечность начинается со смертью, так что центростремительное движение - это путь к смерти. Воплощение центра - крест и, следовательно, жертва понимается как главная идея жизни.

Бродский почти не различает смерть и сон. Последний есть абстрагирование от яви, ее замена, и их смешение - то же смешение причины и следствия, как в цикле. То есть сон статичен, не отличим от смерти, или же является ее репетицией.

Смерть - магистральная тема в творчестве Бродского. Это переход из личного времени в безличную вечность. Линейное время создано именно смертью, так как она - мерило времени. Смерть - скачок из пространства во время, то есть из формы в идею, - это распад (тела и души, человеческих связей). Смерть анонимна и заразна, потому что не знает исключений. Символ смерти у Бродского - черный конь, так как она есть езда в неизвестность, а черный - цвет тени и небытия. Смерть поэт считает безмолвием в отличие от жизни-речи, и борется с ее разрушительностью посредством творчества.

Из динамики жизни человек переходит в статику неодушевленного, становясь трупом/вещью. У Бродского граница между ними прозрачна, что сближает члены оппозиции «одушевленное-неодушевленное». Являясь метафорой пространства, вещь отождествляется и с человеческим телом. Поэтому смерть человека - это распад единства пространства (тела) и времени (души). Тело и пространство конфликтуют, так что последнее вытесняет тело в стремлении к своей изначальной пустоте.

Вещь имперсональна и заменяема, и ее время неподвижно, так что она — носитель вечности. Вещи (стулья, кровати, столы, статуи и так далее) противопоставляются человеку, но и характеризуют его. Таким образом, паре «одушевленное-неодушевленное» соответствуют оппозиции «движимое-недвижимое» и «время-пространство».

Неподвижность - это отсутствие динамики, пустота. Образ метафизической пустоты Бродский воплощает в хронотопе пустыни. Пустыня — символ одиночества и непонимания, рабства как отсутствия культуры. Но это и неисчерпаемая потенция и возможность осмысления движения в состоянии покоя; Ничто вбирает в себя все, даже Бога. Пустота — это потери, и поэт смотрит на мир с этой точки зрения, освобождаясь от всех привязанностей. Заполняя страницы, Бродский борется с небытием: мир - это пустота и небытие, а бытие - только его частный случай. Следовательно, движимое - это только инвариант недвижимого, как пространство - инвариант времени.

Пустота — это отсутствие. Бродский считает действительностью не произошедшее, так как пустота (статика, вечность) больше полноты (динамики, времени). Поэтому прошлое для поэта ближе настоящего и будущего, а отсутствие реальнее наличия. Небытие состоит из отсутствия, напоминающего поэтическую фигуру эллипса. А реальностью вещи является дыра, оставляемая после ухода, и поэт противопоставляет ей единство своего текста (творчества).

Итак, мы изучили основные образы поэтического сборника Иосифа Бродского «Остановка в пустыне», в результате чего пришли к следующим выводам:

1) одной из главных у данного поэта является оппозиция «динамика-статика»;

2) движение в лирике Бродского реализует принцип линейности; линейное (конечное) время характеризует мир людей;

3) статика соответствует принципу цикличности; циклическое (бесконечное) время - это время неодушевленного мира;

4) вещи сообщают свою статичность пространству; отношения вещи и ее идеи отражают суть отношений пространства и времени;

5) разделение образов по принципу «динамика - статика» соответствует противопоставлению линейного и циклического типов времени, а также самих категорий времени и пространства;

6) динамичные образы времени в поэтике Бродского являются инвариантами статичных образов времени, а пространство не имеет динамичных разновидностей;

7) всегда статичное пространство есть инвариант линейного (динамичного) времени, которое, в свою очередь, есть разновидность времени циклического (статичного).

Таким образом, в ходе анализа поэтики Бродского мы обнаружили ряд особенностей в образной реализации времени и пространства. Мы выявили связь данных категорий с понятиями динамики и статики, и, как следствие, нами были раскрыты некоторые глубинные принципы противопоставления и соотнесения времени и пространства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Халимбекова, Марьям Сайпутдиновна, 2004 год

1. Бродский Иосиф. Большая книга интервью. - М., 2000.

2. Бродский И.А. Набережная неисцелимых: тринадцать эссе. М., 1992.

3. Бродский И. Пересеченная местность. Путешествия с комментариями: стихи. -М., 1995.

4. Бродский Иосиф. Остановка в пустыне. СПб., 2000.

5. Бродский И.А. Сочинения в четырех томах. СПб., 1992.

6. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998.

7. Державин Г.Р. Стихотворения. Л., 1957.

8. Хлебников В. Стихотворения и поэмы. JL, 1960.

9. Цветаева М. Собрание сочинений в семи томах. М., 1996. Ю.Шестов JI. Сочинения в двух томах. - М., 1993. И.Штерн JI. Ося, Иосиф, Joseph. - М., 2001.1.. Научная литература

10. Абелинскене И.Ю. Художественное мироотношение поэта конца хх века (творчество Иосифа Бродского): Дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997. - 204 с.

11. Аллой В. Прорыв в бесконечность (Читая стихи Иосифа Бродского) // Новый мир. 1995. - № 4. - С. 122-134.

12. Антонова Е.А. Пространство и время в ранней прозе Джеймса Джойса («Дублинцы» и «Портрет художника в юности»): Дис. канд. филол. наук. СПб., 1999. - 202 с.

13. Бабанина H.H., Миловидов В.А. «In memoriam» Иосифа Бродского: проблема автоперевода / Перевод как моделирование и моделированиеперевода. Тверь, 1991. — С. 19-25.

14. Баткин Л.М. Вещь и пустота // Октябрь. 1996. - № 1. - С. 163-169.

15. Баткин JI.M. Парапародия как способ выжить Н Новое литературное обозрение. 1996. - № 19. - С. 199-226.

16. Баткин JI.M. Тридцать третья буква: заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М., 1996.

17. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975.

18. Бахтин М.М. Время и пространство в произведениях Гете / Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

19. Ю.Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. -М., 1986.

20. Безродный М., Данилевский А., Минц 3. «Петербургский текст» и русский символизм // Семиотика города и городской культуры. Петербург. Труды по знаковым системам. Тарту, 1981.

21. Белодед И. Символика контраста в поэтическом мире А. Ахматовой // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971.

22. Бетеа Д. Изгнание как уход в кокон: образ бабочки у Набокова и Бродского // Русская литература. 1991. - №3. - С.167-175.

23. М.Бетеа Д. Мандельштам, Пастернак, Бродский: иудаизм, христианство и созидание модернистской поэтики / Русская литература хх века: исслед. амер. ученых. СПб., 1993.

24. Блажко A.M. О поэзии Иосифа Бродского // Звезда. 1994. - №7. - С. 205207.

25. Борецкий Р. «Искусству сопротивления я научился у поляков» (И. Бродский в Польше) // Новое время. 1993. - № 30. - С. 42-44.

26. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. М., 1997.

27. Бройтман С.Н. Блок и русская лирика 19-начала 20 веков (проблемы поэтики). Махачкала, 1982.

28. Вайль П. Вслед за Пушкиным // Знамя. 1996. - № 6. - С. 149-150.

29. Вайль П. Пространство как время / Бродский Иосиф. Пересеченная местность. Путешествия с комментариями: стихи. М., 1995. - С. 184195.

30. Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского // Литературное обозрение. -1990.-№8.-С. 23-29.

31. Ваншенкина Е. Острие (пространство и время в лирике Бродского) // Литературное обозрение. 1996. - №3. - С. 35-42.

32. Верхейл К. Кальвинизм, поэзия и живопись (об одном стихотворении Иосифа Бродского) // Звезда. 1991. - №8. - С. 195-198.

33. Верхейл К. Тишина русской лирики // Иностранная литература. — 1991. -№3. С. 248-253.

34. Веселовский А. Историческая поэтика. М., 1989.

35. Виноградов В. Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976.

36. В мире Блока. Сборник статей. М., 1981.

37. Волкова М., Довлатов С. Не только Бродский. М., 1992.

38. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

39. Гаспаров М.Л. Рифма Бродского / Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. - С.83-92.31 .Гегель Г. Лекции по эстетике // Гегель Г. Сочинения. М., 1958.

40. Гей Н. Поэтическое время и пространство / Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975.

41. Гинзбург К. Приметы: Уликовая парадигма и ее корни // Новое литературное обозрение. — 1994. № 8. — С. 32-61.

42. Гинзбург Л. О Лирике. Л., 1974.

43. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.

44. Глэд Д. Беседы в изгнании: Русское литературное зарубежье. М.,1991.

45. Голубев А. Читая Бродского // Русская словесность. 1994. - № 5. - С. 79-85.

46. Гордин Я. Дело Бродского // Нева, 1989. №2. - С.134-166.

47. Гордин Я. Странник / Предисловие к книге «Бродский Иосиф. Избранное. -M., 1993.

48. Егоров Б.Ф. Категория времени и пространства в русской поэзии 19 века / Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL, 1974.

49. Еремина В. Поэтический строй русской лирики. Л., 1978.

50. Жигачева М.В. Баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского // Вестник Московского ун-та, сер. 9 «филология». 1992. - № 4. - С. 51-56.

51. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

52. Жолковский А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака / Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты Тема - Приемы - Текст. - М., 1996.

53. Жолковский А.К. «Я вас любил .» Бродского . / Жолковский А.К. «Блуждающие сны» и другие работы. М., 1994.

54. Зотов С.Н. Художественное пространство мир Лермонтова: Дис. канд. филол. наук. - Таганрог, 2001.

55. Иванов В. А. Ахматова и категория времени // А. Ахматова и русская культура начала хх века. М., 1989.

56. Иванов В.В. Бродский и метафизическая поэзия // Звезда. 1997. - № 1. — С. 194-199.

57. Иванов Вяч. О Джоне Донне и Иосифе Бродском // Иностранная литература. 1988. - №9. - С. 19-23.

58. Иваск Ю. (О книге) Иосиф Бродский. Остановка в пустыне // Новый журнал. 1971. - № 10. - С. 294-297.

59. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

60. Иосиф Бродский и мир. Метафизика, античность, современность. СПб., 2000.

61. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. СПб., 1998. - 320с.

62. Иосиф Бродский. Труды и дни. М., 1998.

63. Ирза И. Пространственно-временная организация художественного произведения и его видовая специфика / М.М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге 21 века. Саранск, 1995.

64. Искржицкая И. Ахматова и Чехов: черты нового психологизма // Ахматовские чтения. Тверь, 1991.

65. Ичин К. Бродский и Овидий // Новое литературное обозрение. — 1996. -№19. С.227-249.

66. Кашина М.А. «Вещный» мир Иосифа Бродского (на материале сборника «Часть речи»: к вопросу о языковом мире поэта). Череповец, 2000.

67. Келебай Е. Поэт в доме ребенка. Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского. М., 2000.

68. Кнабе Г.С. О специфике «Метаморфоз» Овидия. / Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993.

69. Кравченко О. Слово и мир. (Над строками «Двадцати сонетов к Марии Стюарт» Бродского) // Вопросы литературы. 1999. - №4. - С.26-32.

70. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Анн Арбор, 1984.

71. Крохин Ю. Взмах маятника. Об Осипе Мандельштаме и Иосифе Бродском / «Сохрани мою речь.». Мандельштамовское общество. -М.,1993. Т.4. - № 2. - С. 116-126.

72. Кругликов В. Между эпохами и пространством. Подступы к поэтической философии Иосифа Бродского / Наказание временем. Философские идеи в современной русской литературе / Отв. Ред. И.Т.Касавин. М., 1992.

73. КудроваИ.В. «Это ошеломляет.»: Иосиф Бродский о Марине Цветаевой // Звезда. 1997. - № 1. - С. 210-216.

74. Кузнецов С. Иосиф Бродский: тело в пространстве // Начало. Сборник статей. вып. 3. - М.,1995. - С. 187-200.

75. Куллэ В. «Перенос греческого портика на широту тундры» // Литературное обозрение. 1996. - №3. - С.30-35.

76. Курганов Е.А. Бродский и Баратынский // Звезда. 1997. - № 1. - С. 200209.

77. Куллэ В. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России (1957- 1972): Дис. канд. филол. наук. М., 1996. - 246 с.

78. Кузнецов С. Распадающаяся амальгама. (О поэтике Бродского) / Начало. Сборник статей. вып. 3. - М.,1995.

79. Лакербай Д.Л. Поэзия Иосифа Бродского 1957-1965-го годов: опыт концептуального описания: Дис. канд. филол. наук. Иваново, 1997. -327с.

80. Лекманов О. Акмеисты: Поэты круга Гумилева // Новое литературное обозрение. 1996. - № 20.

81. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

82. Лосев А. «Ниоткуда с любовью.» Заметки о стихах Иосифа Бродского // Континент. Париж, 1977. - №14. - С. 307-331.

83. Лосев Л. Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского // Иностранная литература. 1996. - №5.- С. 224-237.

84. Лосев Л. Иронический монумент: пьеса Иосифа Бродского «Мрамор» // Русская мысль. Париж, 1984. - №5. - С.10-18.

85. Лотман М. С видом на море // Таллин. 1990. - № 2. - С. 113-117.

86. Лотман Ю. Между вещью и пустотой. (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания») / Избранные статьи: в 3-х т. -Таллин, 1993. Т.З. - С. 294-307.

87. Лотман Ю. Художественное пространство в прозе Гоголя / Лотман Ю. В школе поэтического слова. М., 1988.

88. Лурье С. Свобода последнего слова / Бродский И.А. Холмы. СПб., 1991.

89. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997.

90. Малюкова Л.Н. Философская лирика (1946-1990). Ростов н /Д., 1992.

91. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.

92. Милош Ч. Борьба с удушьем // Часть речи. Нью-Йорк, 1983. - №4. -С. 169-180.

93. Мышалова Д.В. Очерки по литературе русского зарубежья.1. Новосибирск, 1995.

94. Назаров М. Два кредо: Этика и эстетика у Солженицына и у Бродского // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.,1991. - С. 417431.

95. Найман А. Г. Поэзия и неправда // Октябрь. 1994. - № 1. - С. 43-119.

96. Найман А. Пространство Урании // Октябрь. 1991. - №12. - С.34-45.

97. Нарбикова В. Последний великий // Литературная газета. 1996. - 9 окт. -№41.-С. 4.

98. Насрулаева С.Ф. Хронотоп в ранней лирике Анны Ахматовой: Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2000. - 144с.

99. Очерки истории языка русской поэзии 20 века: тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке. М., 1994.

100. Петров М. О похоронах Иосифа Бродского в Нью-Йорке // Звезда. 1996. - № 3. - С.4-5.

101. Петрушанская Е.М. «Слово из звука и слово из духа»: Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского // Звезда. 1997. - № 1. - С. 217-229.

102. Поженецкий К. Увенчание несломленной России // Русская мысль. -1987. №5. - С.11-19.

103. Поздние петербуржцы. Поэтическая антология / Сост. В. Топоров. — СПб.,1995.

104. Полухина В.А. Ахматова и Бродский (к проблеме притяжений и отталкиваний) / Ахматовский сборник. Вып.1, 1989.

105. Полухина В.А., Пярли Ю. Словарь тропов Бродского (на материале сборника «Часть речи»). Тарту, 1995.

106. Поэтика Бродского / Сб. статей под ред. Л.Лосева. ТепаАу, 1986.

107. Приходько И. Мифопоэтика А. Блока. Владимир, 1994.

108. Пробштейн Я.Э. Мотив странствия в поэзии О.Э. Мандельштама, В.В. Хлебникова и И.А. Бродского в контексте мировой поэзии хх века: Дис. канд. филол. наук. М., 2000.- 232с.

109. Радышевский Д. Дзэн поэзии Бродского // Новое литературное обозрение. 1997. - № 27. - С.287-326.

110. Разумова Н.Е. Пространственная модель мира в творчестве А.П. Чехова: Дис. канд. филол. наук. Томск, 2001. - 220 с.

111. Ранчин А. «На пиру Мнемозины». Интертексты Иосифа Бродского. -М, 2001.

112. Расторгуев А. Интуиция абсолюта в поэзии Иосифа Бродского // Звезда. 1993. - № 1. - С. 173-183.

113. Рейн Е. Иосиф. // Вопросы литературы. 1994.- вып.2.- С. 186-196.

114. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Д., 1974.

115. Саськова Т.В. Историко-культурный миф в литературе рубежа веков / Русская классика хх века: Пределы интерпретации. Ставрополь, 1995. -С. 152-154.

116. Сборник научных статей. К 70-летию профессора Н.А.Горбанева / Под ред. К.И.Мегаевой, Ш.А.Мазанаева. Махачкала, 2001.

117. Сборник научных статей / Под ред. Н.А.Горбанева, отв. секр. Пашаева Т.Н.- Махачкала, 2003.

118. Семенова Е.А. Поэма-цикл в творчестве Иосифа Бродского (традиции А.Блока, М.Цветаевой, А.Ахматовой в поэме Иосифа Бродского «Часть речи»): Дис. канд. филол. наук. М., 2000. — 210 с.

119. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 1999.

120. Славянский Н. Из страны рабства в пустыню // Новый мир. - 1993. - № 12.-С. 236-243.

121. Смирнов И.К. К изучению символики А.Ахматовой (раннее творчество) // Поэтика и стилистика русской литературы. Л., 1971.

122. Степанян Е. «Ночной кораблик негасимый из Александровского сада» // Творчество. 1990. - №12. - С.32-39.

123. Стрижевская Н. Письмена перспективы. О поэзии Иосифа Бродского. М., 1997.

124. Топоров В. К символике окна в мифопоэтической традиции / Балтославянские исследования. М., 1984.

125. Топоров В. Пространство и текст. / Текст: семантика и структура. -М., 1983.

126. Уфлянд В. Один из витков истории питерской культуры // Петрополь: Альманах. — вып. 3. Аквилон, 1991. - С. 108-115.

127. Фаликова Н. Хронотоп как категория исторической поэтики. / Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992.

128. Фейнберг М., Рейн Е. «И географии примесь к времени есть судьба» // Арион. 1994. - № 2. - С. 33-40.

129. Франк B.C. Водяной знак. Поэтическое мировоззрение Пастернака // Литературное обозрение. 1990. - № 2. — С. 72-76.

130. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993.

131. Хронотоп. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала, 1990.

132. Цурина И.В. Социально-политический контекст философии постмодернизма. М., 1994.

133. Шайтанов И. После «поэтического бума». Новое в поэзии: 70-80-е // Русская литература хх века. Очерки. Портреты. Эссе. Часть 2. 2-е издание. - М., 1994. .

134. Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными. Поэты-метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. — 1998. №7. -С.24-35.

135. Шевелев И. Изъяснение перспективы. Путешествия Иосифа Броского // Общая газета. 1995. - № 14 (90). - 6-12 апр. - С. 10.

136. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.

137. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М., 1987.

138. Якунин A.B. Функционально-коммуникативная организация текста в жанре эссе (на материале эссе Иосифа Александровича Бродского «Путешествие в Стамбул»): Дис. канд. филол. наук. Череповец, 1998. -215с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.