Образы-символы света в прозе М. А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Воротынцева, Тамара Леонидовна

  • Воротынцева, Тамара Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 167
Воротынцева, Тамара Леонидовна. Образы-символы света в прозе М. А. Булгакова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2000. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Воротынцева, Тамара Леонидовна

1. Введение.

2. Глава I. Трансформация образов-символов солнца, луны и звезд в художественном мире М. Булгакова - прозаика.

§1. Образ-символ солнца.

§2. Образ-символ луны.

§3. Образ-символ звезд.

3. Глава II. Символика электрического света в прозе М. Булгакова.

4. Глава III. Образы-символы «огней жилья» в прозе М. Булгакова.

§1. Образ огня.

§2. Образ лампы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы-символы света в прозе М. А. Булгакова»

Настоящая работа представляет собой попытку выявления и исследования символического значения образов света в прозе М. А. Булгакова. Стремление наиболее полно выявить множество очевидных и скрытых смыслов, содержащихся в образах, диктуется желанием понять духовный мир писателя и систему его ценностей.

Содержание работы находится в русле тенденций современного литературоведения, активно разрабатывающего проблему интерпретации художественного текста, устремленной «к постижению и к «досотворению» понимаемого», к «обнаружению скрытого смысла в смысле очевидном» (189,109).

Изучение творчества М. А. Булгакова в аспекте проблемы интерпретации текста является качественно новым этапом в освоении художественного наследия писателя.

Начальный этап научно-критического изучения творчества М. А. Булгакова был отмечен повышенным вниманием к личности писателя и его биографии. Литературоведение 60-70-х годов в соответствии с особенностями общественно-политической ситуации предпринимало попытки адаптировать личность и творчество Булгакова к идеологическим схемам, «задача прочтения и анализа была совмещена с задачами общественно-политической борьбы» (79,9).

Стремление скорректировать факты биографии и творческого пути писателя в соответствии с мировоззренческими и эстетическими взглядами исследователей в различной степени проявляется в работах Л. Яновской «Творческий путь Михаила Булгакова» (113), В. Петелина «Возвращение Мастера: Статьи о М. А. Булгакове» (86), «Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество» (87), Н. Утехина «Исторические грани вечных истин («Мастер и Марагрита») (99), П. Палиевского «Последняя книга М.

Булгакова» (83). Исследователи перечисленных работ пытались найти у Булгакова подтверждение его приверженности революционной идее (113,112), готовности подчиниться принципам партийности и государственности (87,212-459), отражение в его творчестве путей «сближения с революцией и социализмом» (99,207-212). Вынужденными уступками идеологической цензуре отмечены работы В. Лакшина «О прозе Булгакова и о нем самом» (73) и И. Бэлзы «Генеалогия «Мастера и Маргариты» (38), стремившихся говорить о творчестве писателя в рамках допустимого.

Указанный подход определялся попыткой вписать творчество М. Булгакова в рамки социалистической культуры, и таким образом сделать возможным выход произведений писателя к читателям.

Качественно новый уровень в развитии булгаковедения связан с работами М. О. Чудаковой. По справедливому замечанию А. А. Нинова, с опубликования в 1976 году обзора «Архив Михаила Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя» (104), «начался новый важный этап научного изучения биографии и творчества Булгакова» (78,17). Особенность этого этапа заключается в признании первостепенной важности изучения, сопоставления и анализа документов (рукописей, дневников, писем писателя), исследования вариантов произведений, их творческой истории, а также свидетельств современников. Результатом длительной и кропотливой работы явилось создание первой научной биографии писателя - книги «Жизнеописание Михаила Булгакова» (107).

Стремление к объективности в освещении биографии писателя и ее отражении в булгаковском творчестве присуще работам А. Смелянского (92), А. Нинова (82), В. Гудковой (52).

Важным этапом научного освоения булгаковского наследия явилось целенаправленное исследование проблемы традиций русской и мировой литературы и философии в творчестве писателя. Вероятно, впервые мысль о Булгакове как писателе, продолжающем в своем творчестве важную этико-философскую тему русской литературной классики - тему нравственных исканий, прозвучала в 1968 году в статье И. Виноградова «Завещание Мастера». Размышляя о нравственной коллизии романа «Мастер и Маргарита», автор статьи отмечал утверждение Булгаковым «безусловной первичности нравственной позиции человека даже в самой жестокой ситуации» (43,54). «Нравственный императив верности человека самому себе в истине, добре, справедливости», по мнению исследователя, является содержанием нравственной позиции Булгакова, «и в этом М. Булгаков - прямой наследник традиции русского философского романа XIX века - романа Толстого и Достоевского» (43,56).

Последующее изучение Булгакова в русле анализа культурных традиций явилось, пожалуй, одним из самых плодотворных и перспективных направлений исследования творчества писателя. Свидетельством этого являются разные по подходам, методам, приемам, предмету анализа исследования Б. Ф. Егорова (55), М. О. Чудаковой (106), (107), И. Ф. Бэлзы (37), (38), (39), А. П. Казаркина (61), Л. Л. Фиалковой (100), (101), И. Л. Галинской (47), П. Абрагама (30), (31), Р. Я. Клеймана (65), Л. Ф. Ершова (56), Н. А. Грозновой (51), Т. М. Вахитовой (40), М. Петровского (88), К. Кириленко (65) и др.

На современном этапе выдвигается проблема интерпретации текстов произведений Булгакова и выявление интертекстуальности как свойства художественного текста включать в себя «на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах. тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры»1.

Работы предшествующего периода, посвященные исследованию источников произведений писателя, перекличек творчества с предшествующим и современным литературно-философским контекстом,

Барт. Р Избранные работы. Семиотика. Поэтика. С.486, 428. Цит. по: Хализев В. Е. Теория литературы. М.,1999. С.259. приобретают характер подступов к исследованию вопроса об особенностях функционирования интертекста в идейно-художественной структуре произведений М. Булгакова.

Серьезный вклад в изучение творчества писателя внесли исследования Б. М. Гаспарова. В работе «Из наблюдений над мотивной структурой романа «Мастер и Маргарита» (48) ученый выявлял глубокие литературный и культурный подтексты романа рассматривая мотивную организацию структуры произведения, устанавливая прототипические связи, используя музыкальные ассоциации.

Продолжая рассмотрение творчества писателя, в работе «Новый Завет в произведениях М. А. Булгакова» (49) Б. Гаспаров исследовал библейские образы и мотивы в прозе писателя, приходя к выводу, что анализ образов и мотивов, поэтапно развертывающихся и кристаллизующихся в творчестве писателя, «позволяет обнаружить связь между различными произведениями и лучше понять внутреннюю логику развития творчества Булгакова» (49,83).

Своеобразие смысловых перекличек произведений М. Булгакова с историко-литературным контекстом предшествующих и современной писателю эпох является предметом внимания Е. А. Яблокова, автора работ «Мотивы прозы Михаила Булгакова» (110) и «Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» (112). Опираясь на методику мотивного анализа, автор делает попытку постижения сложного художественно-философского мира писателя. По мнению исследователя, высокая активность интертекста в булгаковских произведениях объясняет своеобразие авторского мироощущения. С одной стороны, богатство смысловых перекличек произведений писателя с историко-культурными традициями «свидетельствует о консерватизме писателя, о его приверженности идее сохранения старой культуры» (110,5). С другой стороны, «черты пародийности и бурлеска», присущие «культурным знакам» в границах булгаковского художественного мира, «воспринимаются как более или менее громоздкие «мифы», затрудняющие непосредственное и непредвзятое восприятие событий. Двойственная установка по отношению к интертексту - одно из проявлений диалектичности булгаковского мироощущения, в котором идея вечного повторения и возвращения равновесно сочетается с идеей абсолютного поступательного движения» (110,5-6). Богатство межтекстовых отношений, свойственное произведениям писателя, по мнению исследователя, отражает одну из главных особенностей его художественного мира - непреходящего диалога Истории и Культуры: «непредсказуемой и бесконечно саморазвивающейся во времени человеческой жизни «как она есть» - и аккумулирующего метафизическое инобытие в вечности «культурного слоя» (110,6).

Интересный подход к выявлению смысловой глубины произведений намечен в исследованиях В. Химич и М. Бессоновой.

В. В. Химич в работах «Странный реализм М. Булгакова (103), «Зеркальность как принцип отражения и пересоздания реальности в творчестве М. Булгакова» (102) через анализ структурных особенностей художественного мира писателя раскрывает авторское мировоззрение, отражающее самоощущение человека «в мире катастрофически разорванных социальных и личностных связей» (98,54).

Исследование М. И. Бессоновой «Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе «Мастер и Маргарита» (33) направлено на выявление концептуального смысла произведения. Классифицируя лейтмотивы, выясняя их содержательную функцию и символическое значение, исследователь определяет философскую концепцию романа.

Несмотря на большое количество работ, исследующих смысловое многообразие произведений писателя, этот аспект изучения его творчества остается актуальным, поскольку процесс постижения смысла великих художественных творений, к числу которых принадлежат произведения М. А. Булгакова, нескончаем. Никакому акту осмысления произведений искусства (даже самому проникновенному и глубокому) не дано оказаться единственно и исчерпывающе правильным, ведь любой художественный текст является, по определению Б. М. Гаспарова, «частицей непрерывно движущегося потока человеческого опыта» и каждый раз существует в новой смысловой среде, какой является «каждый новый случай предложения и восприятия текста» (129,275).

Попытка выявления и определения явных и скрытых смыслов, заключенных в произведениях писателя, осуществляется в данном исследовании посредством обращения к категории символа, обладающего, по замечанию Ю. Лотмана, огромной «культурно-смысловой емкостью», «большим количеством смысловых потенций», «смыслового резерва» (160,193).

Проблема символа в литературоведении является одной из наиболее сложных в связи с разницей подходов к пониманию термина. Поэтому представляется целесообразным обозначить суть понятия «символ» в данной работе.

Трактовки символа в литературоведении многообразны. Во-первых, символ может рассматриваться в аспекте проблемы специфики искусства как особого способа освоения и отображения жизни. Понятие «символ» в этом случае является тождественным понятию «художественный образ» на основании способности быть одновременно способом воссоздания явлений действительности в их чувственном восприятии и выражения идейно-эмоционального осмысления этой действительности. Символ родственен любому художественному образу, находящемуся, по замечанию А. Губера, «между идеальностью понятия и реальностью вещного, предметного мира, несет в себе признаки того и другого» (135,127). Символ и художественный образ также являются тождественными по признаку способности воплощать в единичном общее.

Во— вторых, символ может рассматриваться как художественный образ особого типа с точки зрения своеобразия соотношения в нем идеи и ее художественного выражения как «тождества в нетождестве». По замечанию А. Ф. Лосева, высказанном им в работе «Проблема символа и реалистическое искусство», «вся идейная образность или образная идейность, взятая в целом, указывает на нечто такое, что далеко выходит за пределы образности художественного произведения» (159,142). В статье «Логика символа» исследователь так определяет специфику символа: «символ вещи - .ее обобщение, зовущее за пределы этой вещи и намечающее огромный ряд ее разнородных перевоплощений», создающий «бесконечную смысловую перспективу» (158,197). Л. А. Юркина в работе «Символ и его художественные функции (на материале русской литературы рубежа XIX - XX веков)» отмечает: «При таком подходе основным критерием выделения символа как самостоятельной категории поэтики является условность художественного изображения, понятая как отсутствие прямой, непосредственной тождественности образа объекту изображения, как отступление от принципа жизнеподобия» (192,7). В ряде случаев это дает основания для отождествления символа с различными видами тропов.

В «Кратком словаре литературоведческих терминов» Л. Тимофеева и Н. Венгерова символ трактуется как «один из тропов, состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным обозначением, чем-либо напоминающим это жизненное явление» (207,140). Созвучную интерпретацию символа содержит «Словарь литературоведческих терминов» под редакцией Л. Тимофеева и С. Тураева: «В основе своей символ всегда имеет переносное значение. Взятый же в словесном выражении - это троп. В символе наличествует всегда скрытое сравнение, та или иная связь с явлениями быта, с явлениями исторического порядка, с историческими сказаниями, верованиями и т.д.» (204,348). В работе Л. И. Тимофеева «Основы теории литературы» символ понимается как модификация аллегории, становящейся символом в результате утраты обычного «прикрепления» образа к смыслу (185,227-228).

На отличие символа от тропа убедительно указывал еще А. Губер в работе «Структура поэтического символа»: «Каждый троп есть иное обозначение понятия или суждения.В тропе А - либо Б, либо С, в то время как символ - это и А, и Б, и С и т. д.» (135,139).

Определение характерных признаков аллегории в «Литературном энциклопедическом словаре» под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. Н. Николаева является убедительным основанием противопоставления аллегории символу. Аллегория так же, как и символ является условным художественным иносказанием, но в отличие от символа, обладающего смысловой перспективой, аллегория фиксирует заданную мысль, является однозначным иносказанием, имеющим прямолинейную умозрительную основу (202,20).

Определение символа как универсальной эстетической категории в соотнесении его, с одной стороны, с понятием художественного образа, а с другой - с понятиями знака и аллегории предложено С. Аверинцевым в статье «Символ в искусстве» (114). Очевидно, именно таким образом лучше всего поддается раскрытию специфика символа.

С. Аверинцев трактует символ как «образ, взятый в аспекте своей знаковости.и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ, хотя бы в некоторой мере символ)» (114,378). Наряду с этим, автор отмечает наличие у символа специфического качества, которым является «выход образа за собственные пределы,.присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного» - «смысловая глубина», «смысловые перспективы» (114,378). В отличие от смысла аллегории, смысл символа, по мнению автора, «нельзя дешифровать простым усилием рассудка», так как «он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некоей рациональной формулы» (114,378).

В многослойности смысловой структуры, рассчитанной на активную внутреннюю работу воспринимающего, проявляется специфика символа по отношению к категории знака, основанного на рациональном функционировании.

Одним из основных качеств символа является особенность его смысла, который, в определении С. Аверинцева, «не дан, а задан», то есть не сводим к однозначной логической формуле.

Такое понимание символа позволяет автору определить «ряд разнородных признаков», в зависимости от которых тот или иной элемент художественной системы - метафора, сравнение, пейзаж, художественная деталь и т. д. - может быть символом. Этими признаками, каждый из которых, по мнению Аверинцева, является самодостаточным, являются: 1) сгущенность самого художественного обобщения; 2) сознательная установка автора на выявление символического смысла изображаемого; 3) контекст произведения, - когда независимо от намерения автора «открывается» символический смысл того или иного элемента художественной образности при рассмотрении его в целостности творческой системы писателя; 4) литературный контекст эпохи и культуры» (114,378).

Трактовка, предложенная С. С. Аверинцевым, положена в основу понимания термина «символ» в данной работе. В рамках настоящего исследования символ понимается как категория поэтики, наделенная семантической многозначностью, которая может быть выявлена в контексте отдельного произведения, нескольких произведений единой тематики и проблематики, художественной системы писателя в целом, в историко-культурном контексте. Уточним особенности контекстуального подхода к материалу исследования в данной работе. В центре внимания находится прежде всего контекст творчества писателя и «дальний» историко-культурный контекст, контекст «большого исторического времени» (М. Бахтин). Несомненно, особенности художественной манеры

М. Булгакова находятся в русле стилевых поисков времени. Булгаков как глубоко образованный человек, талантливый писатель и активный читатель был хорошо знаком с современным ему литературным процессом. Безусловно, плодотворным и необходимым представляется исследование творчества Булгакова в контексте литературного движения XX века и, в первую очередь, в контексте символизма - явления, во многом определившего дальнейшее развитие русской литературы. Но установление литературного контекста в столь полном объеме требует особого подхода и может стать предметом отдельного рассмотрения. Именно этим объясняется тог факт, что проводимые в исследовании параллели между отдельными аспектами творчества Булгакова и творчеством его «ближних» и «дальних» литературных современников не имеют систематического подхода и исчерпывающего характера.

Основной акцент в работе делается на исследование творчества М. А. Булгакова как цельной художественной системы в аспекте единства художественного метода писателя. Понятие «художественный мир произведения» указывает на важнейшее свойство мира произведения -«его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование. .не только жизнеподобных, но и условных форм изображения» (189,158). Мир произведений Булгакова условно можно определить как единое идейно-художественное пространство. Ему свойственны устойчивость тем и идей (тема революции; тема художника и власти; идея ответственности человека за происходящее с ним и окружающим его миром людей; идея пагубности влияния тирании на творчески одаренную личность и др.), постоянство мотивов (мотивы света, тьмы, сна, музыки, игры, бега, бегства, болезни, покоя и т.д.), характерный тип героя (это человек, пытающийся осознать свое место в потоке исторических событий), повторяемость сюжетных ситуаций (присутствие героя при сцене истязания и казни; обретение героем спасения в пространстве дома и др.) устойчивость цветового решения (постоянная соотнесенность цветовой гаммы - черное, белое, красное - с эпизодам драматических событий; «отрицательный» смысловой заряд желтого и серого цветов, «позитивный» - зеленого и розового) и т. д. В границах своеобразной идейно-художественной системы такие, на первый взгляд, далекие друг от друга по жанру, способу типизации, характеру обобщения, идейно-эмоциональному пафосу произведения, как рассказы «Налет», «Красная корона», повесть «Собачье сердце», романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» и другие, могут быть интерпретированы как звенья одной цепи, как элементы единого художественного мира М. Булгакова.

Одной из составляющих этого мира является пристальное внимание автора к источникам света, неоднократно отмеченное М. Чудаковой, Ю. Лотманом, В. Лакшиным, И. Золотусским и др. Исследователи рассматривают это свойство как «важную и существенную черту поэтики М. Булгакова» (13,1,614). Многообразие характеристик света на страницах произведений Булгакова позволяет предположить наличие у данного образа не только художественно-изобразительной, но и важной смысловой функции. Именно в этом качестве рассматриваются в настоящей работе образы-символы света, помогающие понять своеобразие авторского взгляда на мир и проблемы человеческого бытия.

Как смысловая категория образы-символы света (луна, солнце, звезды, электричество) отмечены и в различной степени исследованы в работах М. О. Чудаковой (104,25-151), В. Я. Лакшина (74,214-264), Б. М. Гаспарова (49,83-123), Е. И. Ляховой (77,78-87), М. И. Бессоновой (34), Е. А. Яблокова (110), (112) и других авторов. Однако объектом внимания исследователей является преимущественно художественная структура романа «Мастер и Маргарита», в чуть меньшей степени - роман «Белая гвардия». Функционирование и содержательный план образов света в прозе М. Булгакова в целом остается недостаточно изученным.

Целью данной работы является попытка исследования многообразия содержания образов- символов света в художественном мире Булгакова -прозаика.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач: классифицировать образы света, проследить их поэтапное функционирование в прозе писателя; установить их смысловую функцию; определить авторскую позицию, выраженную посредством световой символики.

Объектом анализа являются рассказы («Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона», «Китайская история», «Налет», «В ночь на 3-е число»(Из романа «Алый мах») , «№13.-Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Ханский огонь»), повести («Роковые яйца», «Собачье сердце»), романы («Белая гвардия», «Жизнь господина де Мольера», «Записки покойника>;Театральный роман) , «Мастер и Маргарита»). В отдельных случаях, когда оттенки смысла образа в прозаических произведениях тесно связаны с его содержанием в драматургии, косвенно рассматривается функционирование образа в художественной структуре пьес «Бег» и «Дон Кихот».

Новизна исследования связана с рассмотрением творчества М. Булгакова как единой художественной системы, целостность которой обусловлена характером проблематики и поэтики. Впервые предпринята попытка комплексного анализа художественной прозы М. Булгакова в аспекте функционирования в ней образа символа света как важной смысловой категории, являющейся формой авторского осмысления бытийных проблем.

В основу классификации образов-символов света в данной работе положено утверждение М. Чудаковой, что во многих произведениях писателя проходит разделение зримого мира на «три ряда предметов -три разных источника света, по-разному соотнесенных с человеком» (13,1,616). Это небесные светила, звезды, «значение которых зависит от

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Воротынцева, Тамара Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование содержания образов света в прозе М. А. Булгакова в аспекте выявления смысловой глубины его художественного мира, отражающего особенности авторского мировосприятия, приводит к следующим выводам

Художественное освоение Булгаковым реальности имеет специфические особенности. Для творчества писателя характерны устойчивость тем, идей и образов, постоянство мотивов, повторяемость сюжетных ситуаций, неизменность авторской нравственно-этической позиции и т.д. Это дает основания для определения художественного мира Булгакова как идейно-художественного единства, в рамках которого разные по жанру, способу типизации, характеру обобщения, идейно-эмоциональному пафосу произведения могут быть рассмотрены как элементы единой системы.

Важная роль в ней принадлежит образам света. Свет в произведениях писателя многообразен и разнопланов. Различны источники света: луна, солнце, звезды, фонарь, лампа, свеча, факел, светильник и т.д. Свет наделен способностью к активному действию, он «танцует», «играет», «льется», «качается» и т.д. Свет в художественном пространстве прозы писателя имеет разные способы распространения и форму: мягкое расплывчатое сияние, резкий луч, «световой пучок». Свет может быть локализован в пространстве - вверху или внизу, он может иметь различное местоположение и степень удаленности по отношению к человеку. Ему присуща различная степень интенсивности, он может быть «слабым», «тусклым», «угасающим», «сильным», «ярким», «ослепительным», «ярчайшим», «ослепительнейшим» и т.д. Различна степень динамичности света, он может «сочиться», «мерно заливать» пространство, может «обрушиваться», «разбрызгиваться», «кипеть», «полыхать» и т.д. Образ света многообразен по значению экспрессивно-эмоциональных оттенков чувств, им вызываемых и им сопровождающихся: он может быть «веселым», «жалобным», «тревожным», «беспокойным», «трепетным», «пугающим», «яростным», «бешеным», «пронзительным» и т.д. Многообразие характеристик свидетельствует о том, что образы света являются важнейшей смысловой составляющей художественного мира писателя.

Методика исследования художественного текста, направленная на постижение его содержательной глубины через анализ составляющих текст структурных элементов в аспекте исследования их генезиса, функции, семантики, связи с контекстом творчества писателя и «дальним» историческим контекстом, а также обращение в процессе анализа к символу как к категории поэтики, наделенной семантической многозначностью, которая может быть выявлена в рамках указанных контекстов, позволила сделать следующие выводы.

В прозе М. А. Булгакова можно выявить три вида художественных образов, имеющих обобщенно-символическое значение.

Первый вид - это образы-символы, относящиеся к категории «вечных» образов, имеющих давние литературные, мифологические, философские, культурологические традиции. В произведениях эти образы могут быть приложимы к разным конкретным эпохам и обстоятельствам. Важной особенностью образов этого вида является то, что они, по определению Н. А. Кожевниковой, «выражаются и в слове, как микрообраз, и возникают как общее значение, как «приращение смысла», словами не выраженное. Они.многократно реалистически мотивированы, но универсальность мотива не затухает, . постоянно ощущается за конкретным, над ним»(66,64).

Второй вид образов условно обозначен нами как «авторские образы-символы». По высокой степени художественной обобщенности и способу ее создания авторские образы-символы тождественны образам вечным, но в отличие от них, не имеют смысловых напластований и давних традиций.

Третий вид образов составляют образы контекстуальные. Их насыщенность идейно-эмоциональным смыслом, имеющим характер обобщения, проявляется в результате рассмотрения контекста нескольких произведений, объединенных родственными темами, идеями, типом героя.

Свет в символическом значении, присущем образам солнца, луны, звезд, электрического света, огня, лампы развивается на протяжении всего творчества М. Булгакова-прозаика. Образы света, включая в свое смысловое поле традиционное содержание, закрепившееся за ними в литературе, философии, искусстве, приобретают в контексте творчества писателя своеобразное авторское значение.

Содержание образа солнца в прозе М. Булгакова включает в себя языческие, библейские, апокалиптические ассоциации, являющиеся его смысловой основой. Автор настойчиво соотносит образ солнца с событиями начала века в России. В рассказах («Китайская история», «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона») образ имеет апокалиптический смысл, характеризующий влияние исторических событий на жизнь человека как драматическое. В повести «Роковые яйца» образ солнца имеет амбивалентный характер, определяющийся библейским и языческим ассоциативными планами и отражающий неоднозначный характер размышлений писателя о революционных событиях, метафорически переосмысленных в сюжете произведения. В романе «Белая гвардия» апокалиптическая и языческая основа содержания образа, развивающегося на протяжении повествования о событиях гражданской войны, также имеет двойственный характер. Символика солнца создает контраст между представлениями о ценности ушедших в историю времен и антиценностным характером современных автору событий, а также выражает авторскую надежду на неокончательность происходящего. В романе «Жизнь господина де Мольера» содержание образа солнца, восходящее к фольклорным и историко-культурным традициям, связано с идеей писателя о пагубности власти тирании. В романе «Мастер и Маргарита» образ солнца совмещает апокалиптический и светско—философский варианты значения, объединенные мыслью о пагубности попрания нравственных основ для человека и мира. Так в процессе развития в прозе Булгакова образ солнца приобретает символическое значение катастрофичности событий, происходящих в результате притупления нравственного начала в человеческом обществе.

Образ луны, имеющий давнюю культурно-историческую традицию в мировой мифологии, философии, литературе, в прозе М. Булгакова связан со сферой внутренней, духовной жизни человека.

В повести «Роковые яйца» содержание образа выражает авторскую мысль о важности творчески-позитивного начала в процессе самореализации человека. В пьесе «Бег» образ луны получает дальнейшее развитие, приобретая значение вины, страдания и раскаяния. Смысл образа связан с авторским осознанием того, что современная ему эпоха, эпоха борьбы и ненависти, не дает человеку возможности развивать в себе позитивные начала и ведет к дисгармонизации жизни. В пьесе «Дон Кихот» образ луны приобретает вневременной характер и символизирует трагическое противоречие наивной романтической воодушевленности с прагматической реальностью. В романе «Мастер и Маргарита» образ луны как символ, имеющий ярко выраженное традиционное сказочное начало и являющийся результатом размышлений писателя о человеке и бытии, получает наиболее полное выражение. Семантика луны многообразна, она включает в себя значение важности духовного начала в человеке, проявляющегося в способности творить, воспринимать новое, испытывать вину, страдать, мучиться, любить и прощать, спасая таким образом себя и окружающий мир от власти разрушительного равнодушия, безразличия и косности. Символическое содержание образа основано на авторском убеждении, что одно из важнейших условий и путей достижения гармоничного бытия человеком — обращение к его позитивно-духовным основам.

Содержание образа звезд в прозе М. Булгакова близко семантике образа луны. Сохраняя богатейший традиционный смысловой потенциал, образуемый мифологическим, библейским, фольклорным, философским, культурологическим, литературным подтекстами, образ в контексте произведений писателя приобретает принципиально новое содержание. Его значение в рассказах «Налет», «В ночь на 3-е число» (Из романа "Алый мах»), «Я убил» отражает авторское стремление определить место и степень значимости человеческой жизни в рамках конкретного исторического времени и в масштабах вневременных. Кроме того, символика звезд, прямо соотносимая в произведениях писателя с революционными событиями, отражает стремление Булгакова отыскать в них нравственное начало, способное объяснить и оправдать происходящее. В романе «Белая гвардия» образ-символ звезд сохраняет указанные значения, углубляя и развивая их. Содержание образа выражает авторские размышления о человеке и времени, итогом которых является мысль о вневременной значимости человеческой жизни и ее ценностей.

Образ электрического света в прозе Булгакова выражает восприятие новой эпохи писателем. В рассказах («В ночь на 3-е число» (Из романа «Алый мах»), «Красная корона», «Я убил», «Налет») электрический свет (фонарь) он является символом революции и гражданской войны. В ранней прозе возникает связь электрического света и мотива смерти, становящаяся в последующих произведениях постоянной и определяющей в семантике образа. В повести «Роковые яйца» электрический свет, сопровождающий течение событий, приобретает символическое значение смертельной опасности внедрения в жизнь непроверенных теорий. В романе «Белая гвардия» содержание образа включает, помимо названных, значение болезни и предательства. В пьесе «Бег» образ фонаря становится символом бесконечных жертв братоубийственной войны. Образ электрического фонаря в творчестве писателя приобретает характер глубоко и емкого символа революции и гражданской войны, основанных на идее классовой борьбы, расцениваемой автором как ложная по своей сути идея, влекущая к напрасным насилию и убийствам. В романе «Мастер и Маргарита» символика электрического света отражает авторский взгляд на проблему соотношения истинного и ложного в жизни человека, а также выражает булгаковскую оценку новой эпохи как времени утраты важных духовно-нравственных ориентиров. Содержание образа неоднозначно и подвижно. Обращаясь к характеристике интенсивности света, его ограниченности рамками замкнутого пространства, прибегая к «несветовому» варианту образа света - мотиву угасания - автор размышляет об историческом конфликте прошлого и настоящего, о революции и эволюции, о путях и способах противостояния разрушительному характеру наступающей эпохи.

Размышления о том, что делает жизнь человека прочной основой бытия и бессмертия, реализуются в содержании образа света, наполняющего человеческое жилье. Образ лампы и образ огня в прозе М. Булгакова имеют символическое значение первостепенной значимости Дома - точки пересечения бытового и бытийного. Содержание образа огня опирается на мифологическую основу, включающую в себя позитивное, созидательное и негативное, разрушительное значения. Писатель реализует оба смысловых варианта, каждый из которых является трансформацией мысли о важности и спасительности Дома как воплощения нормы жизни, основанной на традициях, памяти, культуре. В рассказе «Ханский огонь» смысл образа огня, включающего в спектр своих значений фольклорные и библейские, отражает точку зрения писателя на причины и последствия исторических событий, повлекших за собой начало разрушения Дома. В повести «Собачье сердце», рассказе «№13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна» содержание образа огня проецируется на события, имеющие в основе социальную идею, провозгласившую право стихии на свободу проявления, и имеет значение опасности. В рассказе «Налет»,

151 романах «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» семантический спектр образа включает в себя значения помощи и спасения, связанных с темой памяти. Эта тема также является важной смысловой составной образа лампы. Этот образ в контексте произведений писателя («Записки юного врача», «Необыкновенные приключения доктора», «Роковые яйца», «Собачье сердце»,»Белая гвардия», «Мастер и Маргарита») приобретает позитивное значение ценности человеческой жизни, хранящей память о былом и обладающей творческим началом.

Образы-символы света в прозе М. А. Булгакова являются способом выражения авторского взгляда на бытийные проблемы в аспекте взаимосвязи и взаимозависимости человека и времени. Символика света в художественном мире писателя образует своеобразную систему, в основу которой положена мысль о человеке как основе существования истории и вечности. Личность, имеющая богатый духовный, творческий потенциал, неизменные нравственные позиции и ориентиры, ощущающая связь с предшествующими поколениями, является залогом возможности противостояния самым страшным историческим катаклизмам, противостояния трудного, но необходимого и для каждого конкретного человека, и для мира людей в целом.

152

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.